Поведение по отношению к другим людям – —

Содержание

Про наше отношение к другим людям

Когда-нибудь задумывались, как мы относимся к другим людям? Как формируется наше отношение к ним и их поступкам?

Очень интересный феномен — мы судим других людей относительно того, кем МЫ САМИ являемся В ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Тут 2 пункта.

1) Сравниваем С СОБОЙ, как будто, ты — мерило правильности, осознанности — правильного отношения ко всему.

2) Сравниваем с собой СЕЙЧАС — как будто, тот пункт, куда ты пришел сейчас, — тоже мерило. Все кто хуже, ниже этой черты — ущербны. Даже если ты всего месяц назад сам думал противоположно.

 
Что еще интересно, когда мы меняемся, мы забываем, каково это было, ощущать себя по другому.

Когда нас прет, мы не помним как было приятно лениться. Когда влюблены, не помним, например, как радовались одиночеству и отсутствию забот. Когда снова одиноки, думаем — и чего я так радовался, когда влюбился, так то гораздо лучше.

Когда влюблены — жалеем тех, кто одинок. Когда одиноки — возвышаемся над теми влюбленными идиотами с кучей проблем в отношениях.

Но когда мы кого-то рассматриваем, осуждаем, оцениваем, мы забываем все это, мы не рефлексируем всех наших изменений состояния, не берем ответственность за то, что было раньше.

Можем сказать «я тебя никогда не любил», ощущая только текущее состояние и не беря ответственность за все, что происходило ранее и за те изменения в сознании, которые будут потом.


  

Мы можем удариться в сыроедение и забыть, что еще недавно шутили с друзьями, что я — мясоед и без мяса не могу. Бросить пить и презирать всех, кто пьет. Потом снова начать пить понемногу и говорить, что это то и есть самая правильная жизнь. Потом снова начать есть мясо и говорить — вот это и есть гармония. Потом почувствовать себя хуже, обчитаться литературы и снова уйти в сыроедение. И снова осуждать тех, кто ест мясо.

Постоянная потребность в сравнении с другими и в возвышении относительно других. Чтобы собственная жизнь казалась значительно лучше.

 
А еще часто не принимаем во внимание возраст другого человека. То, что в его возрасте мы были гораздо ниже по уровню, чем он.

Или не берем во внимание, что последние 10 лет он прокачивал одни навыки, а вы совсем другие.

Бесконечная история.

 
А еще никогда не думаем о том, что у другого человека огромная другая судьба и просто другие заданы параметры при рождении, какая-то своя миссия, все свое, все очень индивидуальное — чешем под одну гребенку.

 
Александр Палиенко предлагает представлять других луковичками, зайчиками, обезьянками и так далее. Собачка не поймет обезьянку в полной мере. Луковичка не поймет кошечку. Они не равны, но никто не выше и не выже, с полным уважением к этому различию. У каждого — свое. Своя цель, свой уклад, свое питание и свое место в этом мире. Не хуже и не лучше. Про разделение границ и убирание обид у меня было тут.

Во время оценки других людей говорит Чувство собственной важности — «я выше, я уже прошел это все, я то крут, именно моя точка зрения самая правильнее на данный момент, я умнее».

По Эволюции, тут подключаются короны (психозащиты), часто все 3 — Сокровища (эгоцентрика), Спасателя, Победителя.

Во время всех этих сравнения есть просто два обычных человека, каждый из которых по спирали еще много раз пройдет этот же самый момент, только под другим углом. Отойдет в сторону, уйдет в обратную, сделает крюк и снова вернется, каждый раз сам забывая, как он себя чувствовал себя и думая, — «вот, теперь я точно знаю, как жить». А через месяц снова — «вот ТЕПЕРЬ то точно знаю».

Уважение
Благодарность
Открытость
Обычность, обыкновенность
Скромность
Простота
Осознанность
Спокойствие
Отсутствие категоричности, перекосов, надрыва и грандиозности
Отсутствие необходимости отстаивать свою точку зрения

Вот моменты, которые делают жизнь и отношение с другими людьми гораздо приятнее. Экологичнее, эффективнее.

 
Это и защитный круг от того, чтобы не испортить себе много чего, чтобы не испортить отношения, чтобы не было стыдно за свое поведение, чтобы не терять самоуважения.

А еще есть такой момент, что те, к кому ты относился еще вчера со снобизмом, осуждением, считал себя выше, завтра могут помочь тебе в трудной ситуацией и станут лучшим другом, мамой родной. Это тоже всегда надо осознавать.

Проще надо, не надо истощать и опустошать друг друга своими ожиданиями. С интересом, уважением относиться ко всему хорошему, что есть в других людях.

Все такие индивидуальные, такие разные, именно поэтому так увлекательно жить в нашем мире.

 




Получайте ежедневно короткие посты на тему саморазвития и личной эффективности, улучшения жизни:

Подписывайтесь на мой аккаунт в INSTAGRAM!

Фейсбук

Группа во вКонтакте

Телеграм

Твиттер


  
  
Получайте анонсы подобных постов себе на почту

Подпишитесь и получайте время от времени что-нибудь действительно (!) интересное из сферы саморазвития, отношений, развития ресурсов

Я фильтрую для вас только лучшее!

Ваши вопросы, комментарии и отзывы, оставленные ниже — самая большая благодарность для меня, если эта статья была вам полезна.

gettingclose.ru

§ 2. Поведение человека как психологическое понятие

Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.

Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.

К фактам поведения относятся:

1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.

2. Отдельные движения и жесты.

3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности. Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:

  1. Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.

  2. Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность

  3. Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.

  4. Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.

Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.

Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.

Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.

studfile.net

понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения :: SYL.ru

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже, что такое поведение?

Поведение, как моральная категория

Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение – это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение, так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения.

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные виды поведения.

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение – как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение – это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение – действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение – это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма — это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой — специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе. Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение, что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества — это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, что такое поведение, нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые правила поведения, существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения – способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

www.syl.ru

Как объясняется поведение других людей

Довольно трудно найти обоснование тому, почему люди действуют так, а не иначе. Несмотря на это, человек снова и снова пытается объяснять поведение других людей. Полезно будет вспомнить популярную теорию Соломона Аша о составлении впечатления,  в которой рассматриваются центральные черты, на основе которых можно анализировать замеченные особенности. Это похоже на внутреннее ощущение того, что определенные особенности могут следовать одна за другой.

Дж. Брунер и Р. Тагиури рассматривали способность людей руководствоваться внутренним ощущением при определении характерных черт в контексте имплицитной теории личности. Люди знают, что определенные черты могут сочетаться; например, считается невежливо прерывать говорящего, поэтому в существующей у индивида имплицитной теории личности прерывание собеседника и грубость «сочетаются».

Существует большое количество возможных комбинаций трех составляющих – постоянство, своеобразие, консенсус.

  • Доказано, что если индивид демонстрирует в своих поступках высокое постоянство при высоком своеобразии и низком консенсусе, то окружающими это расценивается как личностная (внутренняя) атрибуция (приписывание внутренней причины тому или иному поведению).
  • Ситуативная (внешняя) атрибуция (приписывание причин действий особенностям ситуации) имеет место в случае поступков с низким уровнем постоянства и своеобразия при высоком уровне консенсуса.

Постоянная ошибка, свойственная всем людям, называется основной ошибкой атрибуции. Она заключается в том, что, как правило, люди недооценивают роль внешних факторов в ходе оценки чьих-либо повадок. Это происходит потому, что, не располагая достаточной информацией об этом индивиде и его действиях в различных ситуациях, человек придает слишком большое значение личностному фактору.

Людям также свойственно считать, что внешние обстоятельства больше влияют на их собственную манерность, чем на поступки других людей. Скорее всего, это связано именно с тем, что о себе человек наверняка знает намного больше, чем о других. Успехи человек приписывает личным качествам, а неудачи – внешним обстоятельствам. По отношению к другим людям считается наоборот.

Исследование Л. Фестингера и Дж. Карлсмита

Л. Фестингер и Дж. Карлсмит провели классическое научное исследование: они поручили испытуемым выполнять некую скучную и даже нудную работу, после чего дали им деньги и попросили сказать другим людям, что она была очень интересной. Наблюдение велось за двумя группами. В первой группе каждому испытуемому заплатили по одному доллару, во второй – по 20 долларов.

Это исследование наглядно продемонстрировало наличие так называемого когнитивного диссонанса – процесса изменения взглядов, с тем, чтобы они соответствовали поступкам. Получившие один доллар сделали вывод, что, раз им заплатили так мало, значит, работа не была такой скучной. По мере увеличения суммы люди воспринимали задачу как нечто вступающее в противоречие с их взглядами.

Когнитивный диссонанс может много поведать человеку о нем самом и вовлечь в процесс самоатрибуции. Дэрил Бэм разработал теорию самовосприятия, в которой утверждается, что сделать выводы о собственном поведении можно, наблюдая за другими людьми. Тут действует тот же механизм. Если возникает диссонанс между поступками и убеждениями, люди склонны менять последние, так как обычно используют наблюдения за внешними проявлениями своих действий как средство проверки своих убеждений.

перейти наверх

Моторные симптомы

Интернет-журнал psytheater.com выделяет такие шаблонные моторные симптомы, которые часто наблюдаются у людей:

  • Тики – повторяющиеся движения, затрагивающие определенную группу мышц, нерегулярного характера.
  • Манерность – повторяющиеся движения как следствие желания исполнить некий ритуал, имеет целевое функциональное назначение.
  • Стереотипии – регулярные и повторяющиеся движения без какого-либо целевого назначения (схожи с привычками).
  • Принятие поз – занимание человеком определенной позы, которая не имеет или имеет какой-то смысл.
  • Эхопраксия – копирование чужих действий.

Поступки человека многообразны. Ежедневно общаясь с окружающими, каждый интуитивно пытается объяснить для себя их действия.

psytheater.com

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — это… Что такое ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ?


ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
— внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающие интересы др. людей, коллективов, групп, всего об-ва. Человеческое поведение приобретает соц. смысл, становится личностным, когда оно непосредственно или опосредствованно включено в общение с др. людьми, находится в связи с их действиями, поступками, их последовательностью или же когда оно направлено на определенные соц. объекты, напр. соц. ин-ты, организации, общности. При этом, разумеется, речь может идти лишь об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в к-рых субъект поведения участвует как разумное существо, относящееся к своим действиям достаточно осознанно. Поведение человека принципиально отличается от поведения животного тем, что животное своей активностью непосредственно удовлетворяет природные потребности, тогда как поведение людей многократно опосредствовано: орудийной деятельностью, использованием языка как средства общения, реализацией ближайших целей ради достижения более отдаленных. Да и сами потребности человека, будучи исторически обусловленными и многообразными, постоянно развиваются. Следовательно, в широком смысле любое проявление человеческого поведения является в своей основе соц., т. е. личностным. Иногда термин «соц. поведение личности»  неправомерно отождествляют с понятием «деятельность». Но П.л. — внешне наблюдаемая сторона деятельности, ее проявления. Содержание же деятельности может быть понятно только при глубоком проникновении во внутреннюю его суть. Сущность человека заключается в том, насколько наблюдаемая деятельность освоена или, говоря словами К. Маркса, присвоена субъектом, т. е. не навязана извне, не является вынужденной или чуждой, демонстрируемой «для других», показной, формально исполняемой, отчужденной. П.л., коль скоро оно затрагивает интересы др. людей, коллективов, об-ва в целом, подлежит политич., нравственной, а иногда и правовой оценке в случае, если соответствующие действия нормируются законом. Классовая, обществ.-заинтересованная оценка и самооценка соц. поведения — решающие инструменты соц. контроля и самоконтроля общей направленности П.л. Лит.: Кон И.С. Социология личности. М., 1967; Качан М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979; Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984; Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1-3. М, 1983-1985; Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного введения. М, 1988. В.А. Ядов.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ПОВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ
  • ПОВЕДЕНИЕ НРАВСТВЕННОЕ

Смотреть что такое «ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ» в других словарях:

  • ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — внешнее проявление деятельности, в к рой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЕ — (от франц. role роль) поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, к рую она играет в соответствии с этим статусом. Согласно ролевой теории, основы к рой заложили Дж. Мид и Р. Линтон, с каждым соц. положением (статусом) …   Российская социологическая энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЕ — (в конфликте) – поведение личности в конфликте, направленное не только на разрешение противоречия, но также на сохранение положительного потенциала отношений с оппонентом, минимизацию негативных последствий конфликта. П. к. (в к.) зависит от… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Поведение — (ст.слав. – по ведать) – внешняя форма активности человека (по достижению цели) на протяжении относительно длительного времени. Поведение – это совокупность поступков и действий, объединенных единым стилем, совершаемых согласно убеждениям,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Поведение репродуктивное — система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. Синонимами репродуктивного поведения являются термины генеративное поведение и прокреативное поведение.  Понятие  репродук­тивное  поведение  …   Экология человека

  • поведение девиантное — (от лат. deviato отклонение) см. отклоняющееся поведение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ — до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин .в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… …   Большая медицинская энциклопедия

  • поведение отклоняющееся —      (поведение девиантное) система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения девиантного преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОВЕДЕНИЕ —         процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… …   Философская энциклопедия

  • Поведение политическое — форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Политическое… …   Политология. Словарь.


sociologicheskaya.academic.ru

10 психологических хитростей для манипулирования людьми :: Инфониак

Невероятные факты

Перед началом стоит отметить, что ни один из нижеперечисленных способов не попадает под то, что можно назвать «темное искусство воздействия» на людей. Все, что может повредить человеку или задеть его достоинство здесь не приводится.

Это способы, с помощью которых можно завоевать друзей и влиять на людей, используя психологию, без того, чтобы заставлять кого-либо плохо себя чувствовать.

Психологические хитрости

10. Просите об услуге

 

hitro1.jpg
© Dean Drobot

Хитрость: просите кого-то об одолжении для вас (способ, известный как эффект Бенджамина Франклина).

Легенда гласит, что Бенджамин Франклин однажды хотел завоевать расположение человека, который не любил его. Он попросил этого человека одолжить ему редкую книгу, а когда получил ее, очень любезно поблагодарил его.

В результате человек, который не особо хотел даже разговаривать с Франклином, подружился с ним. По словам Франклина: «Тот, кто однажды сделал вам доброе дело, будет более расположен к тому, чтобы сделать для вас что-нибудь хорошее еще раз, чем тот, которому вы сами обязаны».

Ученые решили проверить эту теорию, и в итоге обнаружили, что те люди, которых исследователь просил о личном одолжении, были гораздо более благосклонны к специалисту по сравнению с другими группами людей.

Влияние на поведение человека


hitro2.jpg
© Michal Collection  
Хитрость: всегда просите больше, чем вам изначально нужно, а затем опускайте планку.

Этот прием иногда называют «подход дверью в лицо». Вы обращаетесь к человеку с действительно слишком завышенным запросом, от которого он, скорее всего, откажется.

После этого вы возвращаетесь с просьбой «рангом ниже», а именно с тем, что вам на самом деле от этого человека нужно.

Этот трюк может показаться вам чем-то нелогичным, но идея заключается в том, что человек будет чувствовать себя плохо после того, как откажет вам. Однако, он объяснит это себе неразумностью просьбы.

Поэтому в следующий раз, когда вы к нему обратитесь со своей реальной потребностью, он будет чувствовать себя обязанным вам помочь.

Ученые после испытания на практике этого принципа, пришли к выводу, что он на самом деле работает, потому как человек, к которому сначала обращаются с очень «большой» просьбой, а затем возвращаются к нему же и просят о малом, чувствует, что помочь вам должен именно он.

Влияние имени на человека

8. Называйте имена


hitro3.jpg
© Ever / Getty Images  
Хитрость: используйте имя человека или называйте его должность в зависимости от ситуации.

Дейл Карнеги, автор книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», полагает, что частое упоминание в разговоре имени человека является невероятно важным.

Он подчеркивает, что имя человека на любом языке – это самое сладкое сочетание звуков для него. Карнеги говорит о том, что имя – это основная составляющая человеческой идентичности, поэтому, когда мы его слышим, то лишний раз получаем подтверждение своей значимости.

Именно поэтому мы чувствуем себя более положительно настроенным по отношению к человеку, который подтверждает нашу значимость в мире.

Однако, использование в речи должности или другой формы обращения также может иметь сильное воздействие. Идея состоит в том, что если ты ведешь себя, как определенный тип человека, то ты станешь этим человеком. Это несколько похоже на пророчество.

Чтобы использовать эту методику для влияния на других людей, вы можете обращаться к ним так, кем вам бы хотелось их видеть. В итоге они начнут думать о себе именно в этом ключе.

Это очень просто, если вы хотите сблизиться с определенным человеком, то чаще называйте его «друг», «товарищ». Или же ссылаясь на кого-то, у кого бы вы хотели работать, можете назвать его «боссом». Но имейте в виду, что порой вам это может выйти боком.

Влияние слов на человека


hitro4.jpg
© AlexBrylov / Getty Images  
Хитрость: лесть может привести вас туда, куда вам нужно.

Это может показаться очевидным на первый взгляд, но есть некоторые важные оговорки. Для начала стоит отметить, что если лесть не является искренней, то от нее, скорее всего, будет больше вреда, чем пользы.

Однако, ученые, изучавшие лесть и реакции людей на нее, выявили несколько очень важных вещей.

Проще говоря, люди всегда стараются поддерживать когнитивный баланс, стараясь организовывать свои мысли и чувства аналогичным образом.

Поэтому, если льстите человеку, самооценка которого высока, причем лесть искренняя, вы понравитесь ему больше, потому как лесть совпадет с тем, что он думает о себе.

Однако, если вы льстите тому, у кого самооценка страдает, то возможны негативные последствия. Вполне вероятно, что он станет к вам хуже относиться, потому что это не пересекается с тем, как он себя воспринимает.

Безусловно, это не означает, что человека с низкой самооценкой стоит унижать.

Способы влияния на людей

6. Отражайте поведение других людей


hitro5.jpg
© Image Source / Photo Images  
Хитрость: будьте зеркальным отображением поведения другого человека.

Зеркальное отражение поведения также известно как мимикрия, и это нечто, что определенному типу людей свойственно по их натуре.

Людей с этим навыком называют хамелеонами, потому как они пытаются слиться со своей окружающей средой путем копирования чужого поведения, манер и даже речи. Тем не менее, этот навык можно использовать вполне сознательно, и это отличный способ для того, чтобы понравиться.

Исследователи изучали мимикрию и обнаружили, что те, кого копировали, были очень благосклонно настроены по отношению к человеку, который их копировал.

Также специалисты пришли к еще одному, более интересному выводу. Они выявили, что люди, у которых есть подражатели, гораздо благосклоннее относились к людям в общем, даже к тем, кто не был вовлечен в исследование.

Вполне вероятно, что причина такой реакции кроется в следующем. Наличие человека, который зеркально отражает ваше поведение, подтверждает вашу значимость. Люди чувствуют большую уверенность в себе, таким образом, они счастливее и хорошо настроены по отношению к другим людям.

Психология влияния на людей

5. Пользуйтесь усталостью


hitro6.jpg
© DAPA Images  
Хитрость: просите об одолжении, когда видите, что человек устал.

Когда человек устает, он становится более восприимчивым к любой информации, будь то обычное высказывание о чем-то или просьба. Причина в том, что когда человек устает, это происходит не только на физическом уровне, его ментальный запас энергии также истощается.

Когда вы обращаетесь с просьбой к уставшему человеку, вероятнее всего, вы не получите определенного ответа сразу, а услышите: «я сделаю это завтра», потому как он не захочет принимать никаких решений на данный момент.

На следующий день, скорее всего, человек на самом деле выполнит вашу просьбу, потому что на подсознательном уровне большинство людей стараются держать свое слово, поэтому мы следим, чтобы то, что мы говорим, совпадало с тем, что делаем.

Психологическое влияние на человека

4. Предлагайте то, от чего человек не сможет отказаться


hitro7.jpg
© golubovy / Getty Images  
Хитрость: начните разговор с того, от чего собеседник не сможет отказаться, и вы добьетесь того, что вам нужно.

Это обратная сторона подхода «дверью в лицо». Вместо того, чтобы начать разговор с просьбы, вы начинаете с чего-то незначительного. Как только человек согласится вам помочь в малом, или просто согласится на что-то, можно пускать в ход «тяжелую артиллерию».

Специалисты проверили эту теорию на маркетинговых подходах. Они начали с того, что просили людей о выражении поддержки в защиту тропических лесов и окружающей среды, что является очень простой просьбой.

Как только поддержка была получена, ученые выявили, что теперь людей гораздо легче убедить купить продукты, которые способствуют этой поддержке. Однако, не стоит начинать с одной просьбы и сразу же переходить на другую.

Психологи обнаружили, что гораздо эффективнее сделать перерыв в 1-2 дня.

Приемы влияния на людей

3. Сохраняйте спокойствие


hitro8.jpg
© Thunderstock / Getty Images  
Хитрость: не следует поправлять человека, когда он не прав.

В своей знаменитой книге Карнеги также подчеркивал, что не следует говорить людям об их неправоте. Это, как правило, ни к чему не приведет, а вы просто попадаете в немилость к этому человеку.

На самом деле есть способ показать несогласие, продолжая при этом вежливую беседу, не говоря никому о том, что он не прав, но поразив эго собеседника до глубины души.

Метод был изобретен Рэем Рэнсбергером (Ray Ransberger) и Маршаллом Фрицем (Marshall Fritz). Идея довольно проста: вместо того, чтобы спорить, выслушайте то, о чем говорит человек, а затем попытайтесь понять, что он чувствует и почему.

После этого вам следует объяснить человеку те моменты, которые вы с ним разделяете, и использовать это как отправную точку для разъяснения своей позиции. Это сделает его более благосклонным к вам, и он, вероятнее всего, прислушается к тому, что вы говорите, при этом, не потеряв своего лица.

Влияние людей друг на друга

2. Повторяйте слова своего собеседника


hitro9.jpg
© toffi / Getty Images  
Хитрость: перефразируйте то, что говорит человек и повторяйте то, что он сказал.

Это один из самых изумительных способов влиять на других людей. Таким образом вы показываете своему собеседнику, что вы на самом деле его понимаете, улавливаете его чувства и ваша эмпатия искренняя.

То есть перефразируя слова своего собеседника, вы добьетесь его расположения очень легко. Это явление известно как рефлективное слушанье.

Исследования показали, что когда врачи пользуются этим приемом, люди больше раскрываются перед ними, и их «сотрудничество» получается более плодотворным.

Это легко использовать и в беседе с друзьями. Если вы будете слушать, что они говорят, а затем перефразировать сказанное, формируя вопрос для подтверждения, они будут чувствовать себя очень комфортно с вами.

У вас будет крепкая дружба, и они будут активнее прислушиваться к тому, что вы говорите, потому как вам удалось показать, что вы о них заботитесь.

Методы влияния на людей

1. Кивайте головой


hitro10.jpg
© Zinkevych / Getty Images  
Хитрость: немного кивайте головой во время разговора, особенно если хотите попросить о чем-то своего собеседника.

Ученые обнаружили, что когда человек кивает, слушая кого-то, он с большей вероятностью согласится со сказанным. Они также выявили, что если ваш собеседник кивает, то вы в большинстве случаев также будете кивать.

Это вполне объяснимо, потому что люди часто бессознательно имитируют поведение другого человека, особенно того, взаимодействие с которым принесет им пользу. Поэтому если вы хотите добавить веса к тому, что говорите, регулярно кивайте во время разговора.

Человеку, с которым вы говорите, будет трудно не кивать в ответ, и он начнет положительно относиться к преподносимой вами информации, даже не подозревая об этом.

www.infoniac.ru

Правила отношения к окружающим — Психология Дома Солнца

— Поддерживайте и одобряйте людей при каждой возможности. Отзывайтесь похвалой об их успехах, даже о самых незначительных. Похвала подобна лучам солнца. Без нее человек не может расти. Похвалы никогда не бывает много.

— Давайте людям возможность всегда сохранять свое лицо. Никогда никого не унижайте и не высмеивайте. Не придавайте большого значения чужим ошибкам.

— За глаза говорите о людях только хорошее. Если вы не находите ничего положительного в человеке, лучше промолчите.

— Внимательно наблюдайте за людьми. В этом случае вы заметите их хорошие дела и ваша похвала окажется обоснованной; не будет выглядеть как лесть.

— Всегда аппелируйте к благородным чувствам и мотивам людей. Каждому приятно когда его считают порядочным и честным. Если вы хотите, чтобы человек изменился в лучшую сторону, обращайтесь с ним так, словно он уже обладает этими качествами. В этом случае он будет прилагать все усилия, чтобы не разочаровать вас.

— Как можно реже критикуйте людей. Критика должна относиться к поступкам человека, а не к нему самому. Всегда показывайте, что вы относитесь к нему по-доброму. Никого не критикуйте в письменном виде.

— Давайте человеку почувствовать собственную значимость, признавайте за ним превосходство в какой-либо области.

— Если вы допустили ошибку — извинитесь. Если ожидаете порицания от кого-то, опередите его и сами признайте свою вину.

— Предлагайте — вместо того, чтобы отдавать приказы. Таким образом вы сможете наладить сотрудничество, не провоцируя сопротивления.

— С пониманием относитесь к тому, что окружающие могут быть раздражены. Раздражение в большинстве случаев сигнализирует о том, что человеку нужны помощь и внимание.

— Говорите как можно меньше. Дайте другим шанс выговориться и будьте хорошим слушателем.

— Заставьте человека поверить, что идея принадлежит ему. Если идея хорошая, то не имеет значения, кто высказал ее первым. Каждому хочется поверить, что он действует по собственному разумению. Море главнее любого ручья, потому что находится ниже его.

— Не перебивайте говорящих даже в том случае, если вам кажется, что они не правы. Они все равно не будут вас слушать пока не выскажутся до конца.

Попробуйте все оценивать с точки зрения другого человека. Постоянно анализируйте, чем может объясняться его поведение. Все понять это значит все простить.

— Никогда не пытайтесь доказать свою правоту. Даже если вы умнее, не показывайте этого. Согласитесь, что вы, возможно, заблуждаетесь. Это сразу лишает почвы любой спор.

— Чаще делайте подарки, даже без всякого повода. проявите творческий подход. Чем разнообразнее ваши подарки, тем больше человек уверен, что вы думаете о нем.

— Если вам возражают, сдерживайте свои эмоции. выслушайте человека. Найдите в его высказываниях моменты, по которым вы придерживаетесь одинакового мнения. Будьте самокритичны. Пообещайте собеседнику подумать над тем, что он сказал, и поблагодарите его.

— Проявляйте искренний интерес к людям. Интересуйтесь ими вместо того, чтобы вызывать интерес у них. Демонстрируйте свою готовность помогать.

— Улыбайтесь. Никто так не нуждается в вашей улыбке, как человек, которому в настоящий момент совершенно не хочется улыбаться.

— Обращайтесь к человеку, называя его только полным именем. Это признак уважения к нему.

— Учитесь смотреть на мир глазами другого человека. Почаще задумайтесь о том, что ему действительно хочется.

— Постарайтесь, чтобы после общения с вами у человека улучшилось настроение.

— Умейте прощать, не будьте злопамятны.
— Не скупитесь на комплименты окружающим.

www.sunhome.ru