Пояс оберег: оберег — «Регион». Журнал о Республике Коми
оберег — «Регион». Журнал о Республике Коми
Мастерица Александра Никулина пришла к старинному ремеслу совершенно случайно
Издавна пояс был обязательным элементом наряда практически каждого народа. Пояс, завязанный вокруг тела – не просто украшение, а оберег, прочерчивающий вокруг владельца невидимый круг, через который не пробиться дурному глазу. Тысячелетия пояс оберегал своего владельца от нечистой силы, бед и напастей. Без пояса, как и без креста, ходить нельзя было – это считалось неприличным. Распоясать человека считалось обесчестить его. Узоры несли сакральное и информационное значение: поклонившись в пояс встречному, человек «считывал», откуда человек родом, о его предках, профессии, семье, детях и многом другом. Традицию плетения поясов сегодня продолжает мастер Александра Никулина из села Объячево Прилузского района.
Из учительниц в мастерицы
Вокруг Александры Никулиной такой пояс-оберег завязался нежданно-негаданно с выходом замуж и рождением первого ребенка. До этого девушка из Подмосковья и знать не знала о старинном текстильном ремесле. Правда, с детства любила вязать: в ее свитерах и жилетах щеголяла все семья.
Подростком Саша переехала на родину отца в Архангельскую область, а после школы приехала учиться в Сыктывкар. Вместе с мужем собиралась работать учителем начальных классов на его родине. Только оказалось, что в начале 2000-х устроиться на работу по специальности было не так-то просто. «Вакансий нет», – заявили в школьном отделе кадров. Как прожить молодой семье с младенцем на руках? Никулины были согласны на любую работу. И они ее нашли. Александру взяли в районный Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе муниципалитета на испытательный срок: сумеет ли молодая учительница делать что-то руками, сможет ли научить этому детей? Оказалось, не только сумела, но и получила самую высокую оценку известной мастерицы Галины Смолевой, к которой каждый день ездила в Ношуль учиться ткать.
– Годится, – был вердикт Галины Николаевны, которая сразу без всякой подготовки дала ткать «испытуемой» полотенце с орнаментом и пояса. Саша оказалась старательной и аккуратной ученицей. Впервые столкнувшись с ткачеством в двадцать два года, плела узоры без ошибок. Так ее взяли на работу руководителем студии по ткачеству и народной кукле. А потом в центр пригласили и мужа. Олег, начав с должности плотника и освоив все премудрости плетения из бересты, теперь уже возглавляет Центр изобразительного искусства и прикладного творчества. Александра работает под его началом. Сегодня супруги Никулины – победители множества конкурсов рукотворного ремесла, хранители традиций и опытные педагоги.
Одну из побед – в конкурсе «Мастер золотые руки» – Александре Никулиной принесла коллекция финно-угорских поясов, которую она создала за полтора года, пока сидела в декрете со второй дочкой.
– Это было целое исследование. Я стала собирать информацию о поясах финно-угорских народов. Про какие-то ее было достаточно, про другие приходилось собирать по крупицам, – вспоминает Александра.
В результате родилась уникальная, единственная в России коллекция из двадцати поясов. Всего же на счету мастерицы – более сотни поясов длиной от полутора до трех метров. А еще десятки кукол из лыка, мочала и текстиля, валяных и бисерных изделий, отрезы льна с кубовой набойкой. Попробовать хочется все, и руки ко всему лежат, но любимым остается ткачество. В нем Александра достигла таких высот, что ее учитель и наставница Галина Смолева сама иной раз советуется с ней. Сама же Саша не прекращает учиться: по книгам, видеозаписям, музейным экспонатам.
На берде и сволоке
На почетном месте в гостиной Никулиных стоит высокий станок с туго натянутыми нитями – сволочок, от глагола «сволочь», с ударением, конечно, на втором слоге.
– Вот тут на сволоке зев, уточная нить, нить основы, нитяницы. С их помощью я могу открывать второй зев. Самое простое – полотняное переплетение. Чем больше узоров, тем сильнее усложняется плетение, – объясняет Александра, показывая детали станка. – В этом поясе центр по схеме я уже прошла, сейчас будут ромбики сужаться. Вот этот коми орнамент я взяла из книги коми мастерицы Галины Климовой, а в целом по символике ориентируюсь на книгу Галины Смолевой. Перерисовываю с музейных экспонатов. Иногда делаю и современные сочетания, добавляя что-то свое. В орнаментах на поясах могут быть и филин, и грабли, чум, вспаханное поле, женщина, рыба. Но эстетическая сторона для меня важнее языка символов.
Техник плетения поясов множество, и плести их можно где угодно: вечером при лучине, на отдыхе на сенокосе, в гостях. Раньше так и происходило. Девочки учились плести пояса сызмала. На крюке, на берде, на дощечках, на ниту на сволоке. Есть плетеные пояса «на вилку» или сплетенные по принципу рыболовной сети – такие хранятся в Прилузском музее. Назывались эти старинные техники от приспособлений, с помощью которых на свет появлялись длинные узорчатые ленты. А к чему привязывала мастерица нити – к стулу, забору или собственной талии, – значения не имело.
Александра плетет пояса в любое свободное время.
– На работе дел хватает и кроме плетения: преподавание, отчеты, бумаги. А мне особенно нравится сидеть подолгу, по нескольку часов, поэтому люблю плести дома. Это успокаивает, настраивает на правильные мысли, – говорит мастерица.
Этнографическая геометрия
Плетение поясов с орнаментом – чистой воды геометрия. Составить схему нетрудно, главное, знать алгоритм, основывающийся на нечетных числах. Раньше все схемы мастерицы держали в голове: где ж неграмотной бабушке в деревне взять бумагу и карандаш?
– Я видела пояса, сплетенные неповторяющимися узорами – вот это бабушка-художница плела, по вдохновению, как песню сочиняла, – говорит Александра Никулина.
Сейчас схемы она составляет сама, правда, все-таки переносит их на бумагу, иначе как передать мастерство юным ученицам? Плетет всегда «набело». Ошиблась лишь один раз. Обычно предотвращаешь ошибку сразу, а тут заметила, когда узор уже был далеко. Пришлось прилично расплетать.
– Но закрывать глаза на ошибку, делать вид, что «так и должно быть», нельзя: она вечно будет на изделии упреком. Столько труда потратишь – а радости нет, – признается мастерица.
Этнографическую красоту Александра Никулина с коллегами пытаются адаптировать под современную моду. В ее гардеробе пояса – обыденная вещь. Для модниц XXI века их делают в виде ремней с пряжками, ремешков для сумок.
– Носить их можно, но, конечно, массовым это не станет, – считает мастерица. – На ярмарках покупательницы иногда берут для себя, вот недавно женщина взяла себе и дочке.
Собственные дочки Никулиных – мастерицы уже во втором поколении. Продолжают дело родителей с увлечением. Старшая Лера ткет, увлекается набойкой, валяет из шерсти и плетет из бересты. То есть умеет больше, чем каждый из ее родителей. А значит, ремесло будет жить.
Полина РОМАНОВА
Фото Леонида ДАНЬЩИКОВА и из архива районного Центра изобразительного искусства и прикладного творчества при главе муниципального района «Прилузский»
В быту и обрядах восточных славян поясу издревле придавалось большое значение. Подпоясывание нательной, домашней, а большей частью и верхней одежды было обязательным у всех восточнославянских народов. Крестьянская одежда не имела карманов. Пояс позволял прятать какие-либо мелкие предметы за пазухой. Носили на нем и необходимые предметы обихода: денежные сумочки, кисеты, гребни, ключи. В собрании Государственного музея Дальнего Востока им. Гродекова хранится небольшая коллекция узорных поясов славян-переселенцев Приамурья конца XIX — начала ХХ вв. разнообразной техники изготовления: тканые, плетеные, вязаные крючком и спицами. Изготовлены пояса, главным образом, из шерстяной многоцветной пряжи, льна, конопли. Использовались как пояса и различные плетеные шнуры из разноцветных ниток в виде шнура с кистями на концах. Бытовали у восточных славян также витые из двух-трех прядей однотонных ниток узкие пояса. Беднейшая часть населения употребляла часто в качестве пояса лыко или веревочку. Праздничные пояса отличаются от будничных яркостью расцветки и украшениями. Пояса для молодых женщин и девушек делали более нарядными, на концах украшая кистями. Они были длиной до 3 — 5 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. За свою жизнь женщина должна была сделать несколько десятков поясов, поэтому неудивительно то разнообразие техник, узоров и способов декорирования, которое применялось для их изготовления. Орнамент большинства поясов базировался на различных узорах из диагоналей, сочленений ромбов, квадратов и треугольников, пересечений, диагональных полос, зубчатых линий, S-образных мотивов и вариантов стилизованного растительного орнамента. Принцип построения узоров — раппортный. По всей длине пояса повторяются один или два мотива. Доминирующим мотивом орнаментированных поясов является ромб, который, как и квадрат, в народе зовут кругом. Значение простого ромба хорошо известно: это символ женского начала в природе. Однако в чистом виде в орнаменте поясов ромб встречается редко. Он мог быть заполнен маленькими ромбиками или усложнен гребенчатым орнаментом — крючками (известным под названием «лягушка»). Судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно. Центр ромбической фигуры часто отмечался маленьким квадратиком или крестиком. Древние славяне считали: «ромб-круг — это и горизонт, линия, где сходились небо и земля. Он замкнут, окружает внутреннее пространство. Таким образом, мир ограничен и, следовательно, защищен от разрушения». Повторение мотива круга на поясе-круге, который носил человек, усиливало защитную функцию пояса, вселяло в человека уверенность, что он находится в безопасности от воздействия внешних сил. Надо отметить, что в конце XIX — начале ХХ вв. мастерицы уже утратили доскональные знания о значении магических узоров, но сохраненное понятие о магической значимости и оберегающей силе заставляло повторять их вновь и вновь. Для восточнославянских поясов также характерна полоса центрального сплошного узора, который сверху и снизу окаймлен бордюрами из простых геометрических мотивов; часто орнаментальные мотивы, выполненные в разных цветах, как бы вкладываются один в другой. Часто встречаются узоры из продольных полос. Пояса, как правило, двусторонние, на обратной стороне нитки поля и узора, соответственно, менялись. Оберегающая сила пояса подкреплялась не только узорами, но и искусно вытканными надписями, которыми дополняли мастера свои пояса. Некоторые из них близки к фольклору, в них заключена подчас народная мудрость. Надписи в поясах музейной коллекции содержат имя мастерицы либо того, кому пояс предназначался, например: «сеи поеси следоэтъ носить настасье григорьевне глгковои какда примудрость божия нэполю какъ». Часть надписей связана с текстами молитвы или добрыми пожеланиями. Считалось, что такой пояс защищает его обладателя от неприятностей. В собрании музея хранится пояс со словами молитвы: «ангелъ божiи верныи теон хранитель Аиб у детъ тебъ вовсеи жизни помошникъ и покровитель всегеда 1819 год». Вытканный на поясе текст нередко включал и дату изготовления пояса (как и вышеуказанный образец, где, вероятно, мастерица, при указании даты, переставила цифры: следует читать — «1891»). В надписях используется старославянское начертание букв. Пояса имели не только утилитарное назначение в качестве украшения и подвязки, но еще и символическое значение оберега. В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Они рассматривали его как некий магический объект, способствующий благополучию и удаче того, кто его носит, и верили в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги народной медицины, где пояс рассматривался как оберег: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство». Ряд исследователей подчеркивают, что с поясом соединяли и жизнь, и здоровье его обладателя, и его сверхъестественные силы. Все это позволяет заключить, что пояс являлся сакральным предметом. Наиболее архаичной формой пояса-оберега считают нательный пояс, которым опоясывался новорожденный во время крещения и носился под одеждой. Родившийся человек получал талисман, с которым проходила вся его жизнь. Старообрядцы, более длительно хранящие древние традиции, обычаю носить пояс придавали ритуальное значение вплоть до недавнего времени. Пояс, надетый при крещении на голое тело, носился до кончины и даже в бане не снимался «чтобы не предстать беспомощными перед «бесями», так как Ношение пояса непосредственно на теле является древнейшей формой традиции. Позднее роль оберега стал сохранять и пояс, надеваемый поверх одежды. Существовало немало верований, связанных с поясами. Пояс в народных верованиях есть символ дороги, пути через мифические и реальные преграды. С поясом у восточных славян были связаны поверья о том, что он якобы предохранял от «нечистой силы», «порчи» и т. п. Кроме того, пояс рассматривался не только с практической стороны как один из элементов одежды, но и как имеющий самостоятельное значение. Например, нательный пояс, не имеющий практического объяснения. У восточных славян пояс воплощал «суть идеи одетости», по отношению к которой сама одежда имела дополнительный смысл. Пояс расценивался как некая сверходежда, как знак в ряду тех сигналов, которые ориентированы на установление дистанции между человеком и другими существами. Как и другие элементы традиционного славянского костюма, пояс был не просто деталью одежды, а отражением миропонимания наших предков (частью микрокосмоса). Он являл собой как бы оберегающий круг, в центре которого постоянно находился его обладатель, недоступный для злых духов; поэтому утрата пояса или его приобретение связаны с теми или иными кардинальными изменениями в судьбе человека. Однозначного ответа на вопрос о происхождении круга в качестве оберега нет. Можно лишь предположить, что все проявления круга-оберега как-то связаны с древними пространственными представлениями о мире и Вселенной. Например, известный этнограф Вера в магическую роль преграды как бы делала человека, носившего пояс, недоступным для недоброжелательных духов. Это объясняет древний обычай носить пояс постоянно, с детства до смерти. Первый свой пояс новорожденный младенец получал во время крещения, считалось, что он оберегает от бед и дает человеку жизненную силу. Пояс по своему религиозному значению приравнивался к нательному кресту. «Без пояса, как и без креста, нельзя было ходить» — представление, сохранявшееся в крестьянской среде еще до конца XIX — начала ХХ в. Особенно неприличным считалось «молиться Богу, обедать и спать без него». Такая категоричность оценок изъянов объясняется отношением к поясу не просто как к детали одежды, а как к оберегу, отражению народной нравственности и принятых в обществе норм поведения. «Распоясать человека означало его обесчестить». В современном русском языке сохранились фразеологизмы, отражающие такие ситуации и имеющие значение отрицательной оценки: распоясаться — «вести себя недостойным образом в данной ситуации». Отсутствие пояса воспринималось как принадлежность к потустороннему миру, нечистой силе. В восточнославянском фольклоре традиционно «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои и персонажи: например, русалка может быть голой или одетой в белую рубаху, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса. Характерно, что при обрядах, связанных якобы с общением с «нечистой силой», снимали одновременно с крестом и пояс. Посвящаемый в колдуны должен был, прежде чем приступить к исполнению обряда, отречься от атрибутов христианства, в том числе снять с себя пояс, осмысляемый как оберег и как знак — символ судьбы. Поэтому пояс снимали при добывании «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу. Пояс, отделяющий людей от нелюдей, одновременно служит и границей двух сущностей в самом человеке: «На семи Бог поставил звездное течение. Все мы по пояс люди (т. е. наполовину), а там — скоты». С этим представлением связана масса поверий о том, как и где надо носить пояс: выше или ниже пупа, по бедрам, высоко под грудью, снимать ли пояс на время молитвы и др. К концу XIX — началу ХХ вв. роль пояса у переселенцев Приамурья не была однозначной. Древнее значение пояса как оберега еще сохранялось, но вместе с тем пояс одновременно употребляли в разнообразных ритуалах в повседневном быту. Он продолжал играть большую роль в народных гаданиях, обрядах, заговорах. Пояс использовался даже при девичьих гаданиях о суженом: «…растянув пояс во всю длину на земле, девушка трижды кланяется ему в землю, приговаривая: «Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженого, пояс!» или кладет под подушку вместо гребня пояс, приговаривая: «Суженый-ряженый, умой меня, утри меня, опояшь меня» в надежде увидеть во сне своего будущего жениха. Широко использовались пояса в свадебных обрядах. Во время свадьбы крестный невесты снимал с себя кушак и повязывал его на плечо. Служили пояса и подарком невесты, которыми она одаривала участников свадьбы. Иногда пояс привязывали на дугу первой лошади свадебной повозки. Подчеркивает магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, и такой обряд у восточных славян, как связывание жениха и невесты поясом или кушаком. Существовал обычай при выходе из избы свата, идущего сватать невесту, ударять его поясом. Удары пояса сопровождались пожеланиями удачи со словами: «Не я бью — удача бьет!». У белорусов на свадьбе «поясом обертывали бутылку или бочонок с вином». Считалось, что «красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, наговора и чужих жен. Наделялся пояс и оздоровляющими свойствами. Так, дарение девственного пояса у славян было связано с обрядом, относившимся к пожеланию детей бездетным женщинам. Цель этого обряда — „расположить молодую к деторождению“. В родильных ритуалах роженица „разувалась, распоясывалась, распускала волосы, снимала кольца и т. д.“. Эти символические действия обозначали не ее незащищенность и слабость без оберега, а вступление в контакт с силами природы. Она „размыкала“ себя, теперь она не была ограниченной внутри пояса. Кроме того, чтобы „помочь“ роженице, „расстилали красный пояс, через который роженица должна была перешагнуть“; „стремились достать пояс священника, которым он опоясывался во время богослужения, им опоясывали роженицу или клали ей на живот“. Пояс применялся в заговорах от многих болезней. Считалось: „Если перевязать осину своим поясом, то на нее перейдут болезни“. Использовался пояс и в обряде входа в новый дом „… хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи“. Подобный обычай присутствовал и в ритуальных действиях с новой коровой, впервые вводимой во двор. Существовало представление и о том, что пояс служит талисманом, охраняющим от нечистой силы, особенно от лесных и домашних духов. Так, например: »… если по голому телу подпоясаться поясом — «косичкой» из собственных волос, то не страшна никакая нечистая сила. Но при плетении необходимо «сделать словами огород» (заговор)«. Кроме того, «…считалось, что подпоясанного человека „бес боится“, его не тронет ни домовой, ни леший». Пояс употребляли в обрядах, связанных с первым выгоном скота в поле (расстилали в воротах пояс, чаще красный; его также привязывали к рогам коров, клали пастухам в сумки), что, по представлениям восточных славян, служило защитой против эпидемий и падежа скота. Использовался пояс и в погребальном обряде с самыми разными целями. Например, как «элемент» смертной одежды. В данном ритуале «крест и пояс на покойнике были строго обязательны». Его одевали на покойного, потому что «без пояса туда не пустят». Иногда дно гроба выстилалось прутьями развязанных веников, поверх прутьев клали поперек гроба пояс, а затем стлали длинный кусок холста. «Покойник при воскресении должен явиться на суд непременно опоясанным». Нередко, из уважения к покойному, лошадь, отвозящую тело на кладбище, вели не за поводья, а за пояс или полотенце, которые для этого случая привязывались вместо поводьев. В погребальной обрядности существовали обряды, связанные одновременно с поясом и покойником, совершавшиеся уже не ради умершего, а ради живых. На могилу бросали свой пояс те женщины, у кого не было детей. Молодая женщина в случае смерти мужа не должна была завязывать на покойном «смертный пояс», если она хотела впоследствии выйти замуж. Считалось, если завязавшая «смертный пояс» все же выйдет замуж вторично, то ее семейная жизнь будет несчастливой. При проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, «чтобы больше покойников не было». Кроме того, пояс (кушак), опоясанный поверх одежды участников похоронной процессии, служил знаком скорби. Пояс образовывал круг на теле человека, с него начиналась жизнь, им и заканчивалась. С трансформацией элементов традиционного комплекса одежды происходит и трансформация пояса. В частности, эта тенденция прослеживается в том, что пояса, которые носились поверх различной верхней одежды, не воспринимались как ритуальные, хотя внешне они более эффектны — шире, богаче орнаментированы, чем те, что носились поверх рубах и тем более на голом теле, где пояс-оберег мог состоять из трех или одной красной нитки. Постепенно утратилась и вера в магическую силу пояса, из предмета постоянного ношения он превратился в обычный элемент одежды. Валентина РЕДЧУН ‹ Узоры женской рубахи — предвестники счастья Вверх Городские семьи крестьянского сословия › | |||
Пояс в культуре этноса: паспорт, оберег, саквояж и портал в иные миры
В Приказной палате Псковского кремля открылась выставка «Пояс в культуре этноса» из собрания Российского этнографического музея, который ещё называют «этнографическим Эрмитажем». Благодаря его сотрудничеству с Псково-Изборским музеем-заповедником в Псков приехали 177 аутентичных поясов народов Российской империи и Советского Союза, изготовленные в XIX и XX веках, а также элементы традиционного костюма тех народов, с которыми жители России и СССР активно взаимодействовали.
Это поясные украшения разного предназначения, техники изготовления и символического смысла. Среди них есть и мешочек-«лакомник», который русская девушка прикрепляла к поясу, отправляясь на гуляния, чтобы было куда положить подаренный суженым пряник, и пояс бурятского чиновника с гравированными металлическими бляхами, по которым можно прочесть, какое место этот человек занимал в административной иерархии, и пояс сибирского шамана с зеркалом для путешествий в мир духов.
По словам куратора выставки, кандидата исторических наук, научного сотрудника Российского этнографического музея Ольги Старостиной, по этим поясам сразу видно, в каких ремёслах больше всего преуспел тот или иной народ и какими промыслами их носители занимались.
Например, традиционные пояса восточных славян рассказывают, что эти народы достигли совершенства в искусстве ткачества, пояса жителей Средней Азии свидетельствуют, что тамошние мастерицы всегда славились вышивкой по шёлку, а например, пояса селькупов поражают филигранной техникой бисероплетения. У одних народов пояса сделаны из кожи оленя или лося, а у других – из нерпы.
Эстонцы, финны, ижоры, саамы и водь ткали свои пояса вручную, на бёрдо или деревянной вилочке из льняных и шерстяных нитей, а кавказские златокузнецы чеканили из серебра.
Ольга Старостина также подчеркнула, что у многих народов различия между женским и мужским поясом говорят о том, как люди понимали предназначение мужчины и женщин, а также о том, как было организовано гендерное разделение труда.
Мужчина – это воин, скотовод, охотник или земледелец. Значит, у него на поясе много подвесок: не только ножи в ножнах для разделки туши и защиты от врага, а, допустим, огниво, сумочка с трутом и кремнем, пороховница, мерка для пороха, крюк для развязывания узлов, трубка, табак, протычка для чистки трубки, топорик.
Восточный мужчина, кроме всех этих необходимых для войны и работы предметов и, конечно же, кошелька мог носить на поясе мешочек для чая или сумочку для гребня, которым он расчёсывал свою бороду. Как на этом таджикском поясе конца XIX века с подвесными сумочками, который называется «камар-банд»:
Поскольку мужчина в традиционной культуре – это добытчик, то он подолгу находится на свежем воздухе, а значит, пояс должен защищать его от холода. Мужские пояса нередко изготавливались из твёрдой кожи и облегали туловище как панцирь, оберегая тело и от ранений в бою, и от травм во время тяжёлой работы.
Ну а главное предназначение женщины заключается в том, что она мать. И поэтому женские традиционные пояса чаще всего изготавливались из мягких тканей, чтобы не давить на живот беременной. В отличие от мужских, многие женские пояса богато украшены цветочными орнаментами, «потому что цветок – это символ возрождения природы и воли к жизни».
Женский пояс должен не просто оберегать лоно хозяйки и спереди, и сзади, а обязан отгонять от неё злых духов. Поэтому удивительный архаичный натазник мордовской женщины, его называют «пулакш», и звенит, и гремит при ходьбе благодаря многочисленным подвескам из ракушек, стекла и меди.
Традиционные русские, украинские и белорусские пояса неслучайно очень похожи и по орнаментальным сюжетам, и по своей графичности, объясняет Ольга Старостина. Сами эти пояса – исторический документ, подтверждающий, что три наших народа имеют один общий корень.
Пояса народов Балтии также имеют много схожего со славянскими, поскольку те же псковичи всегда жили в тесном взаимодействии с латышами, литовцами, эстонцами и сето, а саамы (лопари) – с поморами. Разумеется, они активно перенимали идеи друг у друга узоры и технику изготовления, но в то же время сохраняли самобытность своих национальных культур.
В частности, можно заметить, что русские повседневные мужские пояса в отличие от женских были узкими, а также отличались от женских по цвету и орнаменту. А женские и мужские пояса прибалтов, как правило, одинаковой ширины, одного цвета и орнаментации.
Пояса латышей и литовцев также отличаются от русских поясов необычайной длиной, которая иногда доходила до четырёх метров: таким поясом можно обмотать талию несколько раз.
Среднеазиатские мужчины вообще носили по несколько поясов одновременно: ведь чем больше украшений на талии – тем выше статус человека.
А ещё интересно, что у восточных мужчин поясом могла служить чалма. Оказывается, её не только наматывали на голову поверх тюбетейки. Вдали от дома чалма могла заменить скатерть, а если её хозяин умирал, становилась его саваном.
Ну а средненизовые чуваши называют «чалмой» поясное украшение в виде вышитого платка с подвесками из бисера:
На выставке в Пскове также можно увидеть пояса народов Крыма и, конкретно, крымских татар: скромные повседневные и роскошные свадебные (учкуры), которые подтыкали под обычный пояс для красоты.
Грузию представляет узнаваемый длинный женский пояс в виде чёрного позумента с золотным шитьём, на армянском женском поясе можно прочесть вышитые пожелания.
Архаичные женские пояса народов Поволжья отличаются обилием раковин каури, которые символизируют плодовитость.
Самые ценные экспонаты выставки находятся в витрине, посвящённой народам Сибири. Это шаманский пояс и женский погребальный пояс. На шаманском поясе есть зеркало, с помощью которого душа может перенестись в иной мир, и много подвесок, которые своим позвякиванием во время камлания должны были вводить людей в транс.
По центру выставки её организаторы выложили «солнышко» из поясов разных народов, чтобы продемонстрировать не только разнообразие национальных традиций, но и их единство. А ещё Ольга Старостина подчеркнула, что многообразие – это залог живучести нашей культуры, потому что она развивается через взаимообогащение народов.
Выставка в Пскове продлится до 22 июня и, как надеются сотрудники Псково-Изборского музея-заповедника, заинтересует не только туристов, любителей истории и этнографии, но также студентов творческих учебных заведений, дизайнеров и народных мастеров, которые смогут почерпнуть на ней много идей.
Ольга Миронович, фото автора
Тэги
- музей этнографии
- народы России
- пояса
Читать онлайн «Как вязать пояса счастья. Древнейшие русские обереги для привлечения денег, удачи, любви», Любовь Светлова – ЛитРес
© Светлова Л. , 2014
© ООО «Издательство АСТ», 2014
* * *
Эта книга буквально меняет отношение к тому, что мы носим, какую одежду выбираем! Я стала более придирчиво выбирать цвета для себя и для детей. Конечно, сплела пару поясков. Плели вместе с дочкой. Очень увлекательное занятие – расслабляешься, настраиваешься на нужные мысли. Может, потому пояски и приносят счастье?
Татьяна, Псков
Очень интересная книга! С удивлением узнала о роли, которую играли простые пояски в жизни наших предков. Загорелась сама сплети поясок. В книге очень доступно объяснено, как это сделать. Весь материал разбит по урокам, все четко и понятно. Есть фото, по которым видно, как и что нужно делать. Да и сама технология очень простая, а пояски получаются красивые – эксклюзивные. Сплела себе поясок на исполнение желаний. И уже кое-что из загаданного сбылось!
Виктория, Москва
Увлекательно! Книга написала в виде рассказа, разговора двух подруг. Читается очень легко, буквально на одном дыхании. И сразу же возникает желание сплети себе чудо-поясок. По книге сделать это совсем не сложно. Получается сразу красиво, даже у новичков. В книге много настроев и заговоров, которые помогают настроить поясок на ваше желание, привлечь удачу или защититься от разных напастей. Себе сплела защитный поясок. И уже вижу результат. Думаю, неспроста наши предки так верили в силу пояса, так берегли их. Это работает.
Мария, Ярославль
Часто бывает так, что самые важные изменения в жизни случаются после ничего не значащих, совершенно обыденных событий. Так было и со мной.
…Я стояла в бесконечной очереди на почте, как вдруг меня окликнула какая-то девушка. Лицо ее мне показалось смутно знакомым, и я долго соображала, кто бы это мог быть.
– Аня, да это же я, Валя Ракитина! – засмеялась она.
И только по заливистому смеху, не изменившемуся со школьных времен, я смогла узнать в этой цветущей молодой женщине свою лучшую школьную подружку.
В последний раз мы с ней виделись лет двенадцать назад, когда она была на последнем курсе института – и на последних же месяцах беременности. Она еще тогда переживала, успеет ли защитить диплом. А потом кто-то из наших общих знакомых рассказал мне, что прямо в день защиты Валю увезли в роддом, и у нее родились двое близнецов. Я тоже вышла замуж, уехала в другой город, и за все 12 лет разлуки мы с Валей перекинулись только несколькими поздравительными открытками. Из ее коротких посланий я знала, что живется им трудновато: Валя не работает, воспитывает четверых детей (после двух первых сыновей-близнецов на свет появилась дочка, а затем еще сын), муж один содержит всю семью. В последнем письме она прислала мне семейную фотографию, и помню, как я была неприятно поражена внешним видом Вали. Замотанная, уставшая от всего, неухоженная, запустившая себя женщина… Но мне это было понятно: и один-то ребенок – тяжелый труд, а когда их четверо… к тому же, Валя писала, что у нее проблемы с позвоночником и она страдает сильными болями. Потом ее мужа, военного инженера, перевели в дальний округ, они уехали, и наша связь прервалась. Я вернулась в город юности и несколько лет ничего о ней не слышала. И вот – эта встреча на почте. Но как же непохожа была она сейчас на ту постаревшую женщину с фотографии! Передо мной стояла молодая, полная сил и энергии красавица с сияющими глазами. Никаких признаков усталости, стресса и болезни. Как же ей удалось так невероятно измениться? Первой моей мыслью было то, что Ракитины, должно быть, сказочно разбогатели, Валя наняла для детей кучу нянь и гувернанток, сама же сделала пластическую операцию, и каждый месяц летает на какой-нибудь спа-курорт, где проходит дорогостоящие омолаживающие процедуры… Моя догадка переросла в уверенность, когда я обратила внимание на ее наряд. Скромное льняное платье – но сидящее на фигуре как влитое (так может сидеть только одежда очень дорогих фирм), пестрый пояс, гармонирующий с тканевой сумкой, отделанной тесьмой точно таких же, как пояс, тонов. Аксессуары явно дизайнерские, и наверняка стоят бешеных денег… Но если так, тогда что она делает в этой очереди?
– Я за детским пособием пришла, – словно прочитав мои мысли, ответила она. – Три месяца уже не получала, наверное, накопилась приличная сумма.
– Тебе разве нужны пособия? – искренне удивилась я.
– А как же! Младшенький в первый класс идет, сейчас же школа таких расходов требует, а мы-то живем на одну зарплату… Мишка нас так и тянет один.
– Хочешь сказать, что так же и сидишь с детьми… одна?! И у тебя нет ни няни, ни помощницы?!.. Однако ты не выглядишь как многодетная мамаша… Цветешь и пахнешь! И куда только…
– Куда делись синяки под глазами и вечно сонный вид? – засмеялась она, и в ее глазах заплясали озорные огоньки. – Есть одно волшебное средство.
– Все волшебные средства стоят больших денег, – сказала я. – А ты только что сказала, что Мишка тянет вас один.
Она вдруг посерьезнела.
– Настоящее волшебство всегда бесплатно. Все, что требуется – немного фантазии.
– Ну, фантазии у меня хоть отбавляй, только молодеть как-то не получается. – возразила я. – Дело в чем-то другом, а ты рассказывать не хочешь.
– Твоя очередь подходит. – сказала она. – Подожди меня, если не торопишься. Все расскажу – только учти: разговор не короткий.
У меня был выходной, и после почты мы зашли в магазин, а потом отправились домой к Вале. И хотя мне не слишком хотелось идти туда, где четверо неугомонных и шумных детей вечно лезут под ноги, но любопытство взяло вверх. Дома у Вали нас встретила настораживающая тишина. Я встревожилась – не случилось ли что (знаю по собственному опыту: если дети молчат – это не к добру). Однако тревога моя быстро рассеялась: войдя, я увидела, как на полу гостиной двое младших детей под руководством близнецов-подростков что-то рисовали и мастерили. Вокруг валялись обрезки цветной бумаги, палочки, ниточки, стояли раскрытые краски и банка с клеем. Дети вежливо поздоровались, но особого внимания на нас не обратили.
– Вот это дети! – восхитилась я. – Когда мои дома одни, они вечно дерутся и ссорятся, а стоит мне войти, несутся к порогу с вопросом – что купила?
– Так у тебя двое, а с двоими тяжелее всего. – улыбнулась она. – Чем больше детей, тем легче их воспитывать.
– Да ладно. – не поверила я. – Скорее всего, ты прошла какие-то суперэффективные и суперсекретные курсы воспитания детей.
– Да, курсы. – улыбнулась она. – Но скорее – курсы воспитания себя. Пойдем на кухню, чай пить. Заодно и расскажу про эти секретные курсы.
Чудо-пояски
– Секрета, собственно, никакого нет. – начала она. – Все дело в них.
Она вынула из-под стола бамбуковую корзиночку и подала мне. Корзинка была полна цветных клубков.
– Ты увлеклась вязанием? – спросила я. – А что это за милые косички? – я достала из корзинки разноцветную веревочку. – Для чего они?
– Это – пояса счастья.
– Что?..
– Пояса счастья. – повторила она. – Один такой на мне сейчас. Именно в них-то все дело и заключается. Я научилась их плести, когда последнего родила.
– Так ты сплела этот пояс сама? – удивленно спросила я. – А я решила, что это дорогая дизайнерская вещь! Но почему ты называешь это поясом счастья? Или ты увлеклась рукоделием, и это делает тебя счастливой? – предположила я. – Но на него же еще время надо найти, а у тебя четверо детей!
– Да, поначалу времени не хватало. – кивнула она. – Но минутка-то всегда найдется. А за одной минуткой и другие потянулись. Занятие это и впрямь увлекательное, однако не в этом дело. Это ведь магия, – голос ее стал серьезным и тихим. – Магия привлечения счастья.
Поймав мой настороженный и недоверчивый взгляд, она сказала:
– Давай я тебе расскажу все с самого начала, а потом отвечу на все твои вопросы…
Семь лет назад, когда Валя ждала своего четвертого ребенка, ее положили в больницу на сохранение. Там она очень сдружилась со своей соседкой по палате. Новая знакомая оказалась человеком веселым, жизнерадостным, и, кроме того, целыми днями что-то вязала, плела, вышивала. Казалось, ее не беспокоили ни предстоящие роды, ни заботы о будущем. Валя же постоянно переживала, как там дети, не случится ли чего с ними: ведь муж целыми днями работает. Как-то она поделилась этими переживаниями с соседкой.
– А ты не жди плохое – оно и не случится. – успокоила соседка. – А жди только хорошее, и будет тебе хорошо.
– Все надеются на то, что все сложится благополучно. – ответила Валя. – Но недаром же есть поговорка: надейся на лучшее, но готовься к худшему.
– Глупая и вредная поговорка, – отрезала соседка. – К чему готовишься, то и получаешь. Разве ты не знаешь, что мы сами программируем свою судьбу?
– Ой, только не надо этой психологии! – отмахнулась Валя. – Все эти рассуждения не имеют ничего общего с реальной жизнью.
– Рассуждения, действительно, далеки от реальности, – неожиданно согласилась соседка. – На реальность влияют реальные поступки. Потому я и делаю, а не рассуждаю.
С этими словами соседка достала из тумбочки коробку с рукоделием и принялась что-то плести.
– Веревочки плетешь, чтобы успокоиться? – предположила Валя.
– Чтобы стать хозяйкой собственной судьбы, – серьезно ответила соседка. – Советую и тебе тем же заняться.
На средневековом родильном поясе обнаружены следы активного использования
10 марта 2021 17:26 Ольга Мурая
Такие родильные пояса предназначались для защиты женщины во время беременности и родов.
Фото Wellcome Collection.
Детали манускрипта. a) Кровоточащая рана. b) Частично стёршийся крест или распятие зелёного цвета. c) Тау-крест с сердцем и щитом, символ жизни и плодородия.
Фото Wellcome Collection.
Создание родильных поясов, исписанных молитвами и обращениями к святым, было частым явлением в средневековой Англии. Хотя упоминаний о таких поясах было оставлено немало, не существовало подтверждений, что женщины их действительно использовали. Учёные провели анализ одного из немногих сохранившихся манускриптов и нашли на нём явные следы ношения.
Исследователи из Кембриджского университета изучили манускрипт XV века, хранящийся в одном из лондонских музеев. Покрытый молитвами и упоминаниями святых, он представляет собой узкий и длинный кусок пергамента, который называют также родильным поясом (birthing girdle).
Кроме молитв о спасении роженицы и ребёнка, манускрипт содержит фразу: «Если женщина, страдающая в родах, опоясывает эту меру вокруг своего чрева, она родит в целости и сохранности.»
Этот пергамент – один из немногих сохранившихся родильных поясов, которые английские монахи до Реформации давали беременным женщинам в качестве оберегов. Рождение ребёнка в Средние века представляло серьёзную опасность для здоровья женщины, зачастую роды заканчивались смертью и матери, и младенца. Конечно же, при подготовке к родам женщины были согласны на любую помощь.
Однако до сих пор не было известно, действительно ли беременные носили эти обереги в качестве пояса. Исследователи решили выяснить это, выбрав манускрипт со следами активного использования: он был протёрт, на нём видны многочисленные пятна.
Детали манускрипта. a) Кровоточащая рана. b) Частично стёршийся крест или распятие зелёного цвета. c) Тау-крест с сердцем и щитом, символ жизни и плодородия.
Фото Wellcome Collection.
Учёные предположили, что длинный пергамент носили наподобие пояса, и кроме моральной поддержки он также обеспечивал поддержку живота беременной.
Биомолекулярный анализ выявил наличие на родильном поясе белков самого разного происхождения. Человеческие белки соответствовали тем, что находят в цервикально-вагинальных жидкостях, что говорит об активном использовании пояса при беременности и родах.
Кроме человеческих, на манускрипте найдены белки молока, мёда и различных растений. Все эти ингредиенты упоминались в медицинских трактатах Средневековья, посвящённых беременности и деторождению.
«Тот факт, что мы также обнаружили эти нечеловеческие белки, является дополнительным доказательством, что пояс использовался на поздних этапах беременности и во время родов. Также это подтверждает, что методы лечения, описанные в средневековых документах, действительно применялись», – отметила доктор Сара Фиддимент (Sarah Fiddyment), ведущий автор исследования.
Исследование опубликовано в научном журнале Royal Society Open Science.
К слову, анализ белков, содержащихся в этом историческом памятнике, был проведён необычным способом. Исследователи использовали специальный ластик, которым бережно счистили немного материала с поверхности пергамента. Такой метод ранее использовался только для того, чтобы определить из кожи какого животного пергамент был сделан.
Напомним, ранее Вести.Ru уже писали о необычных методах изучения древних документов. Так, физики помогли историкам прочитать уничтоженную рукопись, и в тех же целях можно использовать космические технологии. Также мы сообщали о том, как передовые технологии позволили учёным прочитать текст с обугленного свитка, найденного на берегу Мёртвого моря.
наука история беременность роды смертность манускрипт Средневековье общество новости пергамент
Ранее по теме
Известный физик предположил, что нашу вселенную могли создать в лаборатории
За религиозные переживания отвечает небольшая область в мозге
Патриарх Кирилл назвал Русь наследницей Византии
Ученые выяснили, почему люди становятся атеистами
Религия активирует те же участки мозга, что и «секс, наркотики и рок-н-ролл»
Ученые подозревают кишечные бактерии в создании религии
Пояс, как оберег у семейских Забайкалья
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Бичурское управление образования
МОУ Малокуналейская общеобразовательная средняя школа
Пояс, как оберег у семейских Забайкалья
(доклад по МХК)
Выполнила: Авдеева Вероника
МОУ Мало-Куналейская средняя
общеобразовательная школа
ученица 10 «А» класса
Научный руководитель:
Собашникова Татьяна Илларионовна
Учитель ИЗО и черчения,
МОУ Малокуналейская средняя
общеобразовательная школа
2011
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………. ….3
- Пояс, как оберег в одежде человека…………………………………………….…4
- Исторический путь возникновения пояса…………………………………….4
- Архаические знаки и цвет пояса……………………………………………..5
- Обереговая функция пояса в костюме семейских Забайкалья………………….6
Заключение……………………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………………11
Приложение
Введение
«Пояс верный, друг сердечный» — так гласит старинное русское присловье, указывающее на то, что пояс играл большую роль в жизни наших предков. Действительно, с глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни славян.
Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Снять пояс означало превратить человека в раба, в несвободного человека, ибо свободный — подпоясан.
Народный костюм под влиянием условий жизни унифицировался и упрощался: от сложных и многообразных комплексов он пришел к простым в изготовлении, шившимся из фабричных тканей костюмам. Значение пояса к началу XX в. было практически забыто.
Цель — исследовать обереговую функцию пояса в костюме семейских Забайкалья.
Объект исследования – пояс в костюме семейских Забайкалья.
Предмет исследования – обереговая функция пояса семейских Забайкалья.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
- Исследовать обереговые функции пояса семейских Забайкалья
- Показать сравнительный анализ символа пояса у славян и семейских.
Выполняя данную работу, автор использовал такие методы – сравнения, анализа, наглядности и поиска.
- Пояс, как оберег в одежде человека
- Исторический путь возникновения пояса
Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V в. до н. э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын – Скиф сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему – родоначальнику скифских царей.
Образцы скифских поясов встречены археологами в погребениях и зафиксированы памятниками изобразительного искусства. На всех скифских каменных статуях – памятниках умершим, даже самых схематичных, непременно показан пояс. Пояс выгравирован на полутораметровой диоритовой скульптуре в Крыму и на каменном изваянии времен неолита во Франции, причем здесь концы пояса спущены спереди и даже выгравирована на концах бахрома, как у мягких поясов. (Приложение 1)
Пояс издревле являлся хранителем «калиты», т. е. кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие. Эта давняя традиция дошла до XX в. в более расширенном варианте. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван «лакомка».[2]
В быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение, этому свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом «пояс». Например, «распоясаться» означает утратить приличие поведения. По русским поверьям, ходить без пояса было так же «грешно», как и без креста. В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои.
С древнейших времен человеческого общества пояс, видимо, рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче того, кто его носит. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство». [4]
Исследователь Н. П. Гринкова писала, что, по-видимому, в первоначальной стадии пояс являлся сам по себе магическим объектом. В быту русских крестьян он и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорожденного во время крещения. Родившийся человек получал талисман, с которым проходила вся его жизнь.
В Смоленской губ. существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи.
Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Больной лихорадкой шел в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье». Хотя со временем пояс приобрел более утилитарное значение, он продолжал играть большую роль в народных гаданиях, обрядах, во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно повредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Вера в магическое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы.
Обрядовые действия зависели от практической деятельности человека, воспринимались как своеобразное, но очень нужное добавление к ней, необходимое для благополучной жизни как оберег от всякого зла. Веря в магическое значение пояса, иные невесты раздаривали во время свадьбы и в предсвадебные дни до ста поясов, и потому некоторые девушки с девяти – двенадцати лет начинали ткать пояса.
На поясе ткали сложные архаические символы и знаки, которые несли особое магическое значение.[5]
1.2.Архаические знаки и цвет пояса
Еще в середине XIX в. в некоторых регионах России сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора. На поясах узор очень сложен, орнамент разных цветов как бы вкладывается один в другой.
Один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента Х– XX вв. на огромной территории расселения славян. Ромб встречаем в тканых и вышитых узорах на поясах и полотенцах. Изображения богини и древа в вышивках часто бывают ромбовидны. Безусловно ромб не только славянский орнамент, а общечеловеческий, так как территория его бытования огромна и прослеживается от палеолита до современности. Ромбу придавалось магическое свойство.
Ромбы, круги, криволинейные свастики имели значение амулетов. Как символ плодородия ромб с крючками был связан, возможно, с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки. Позднее прямое магическое значение знака забылось, но традиция еще охраняла знак от искажений как «полезный», «хороший», как нам и объясняли старушки орнаментальные знаки на своих поясах или на поясах, полученных по наследству от матерей, бабушек. Так же: «так полагалось», «так издавна ткали» – нам объясняли вытканный на концах пояса женский силуэт или геометризованное изображение женской фигуры.
Изображение «солнца» за тысячелетия получило великое множество вариантов. К ним относятся и разнообразные кресты — как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия.
Так же огромное значение играл цвет в поясе. Чаще всего встречался красный. Красный — для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый — для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый — для третьей чакры (область солнечного сплетения) — центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый — для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой — для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий — для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый — для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом. [1]
В силу традиции в наше время сохраняются примеры использования древних мотивов сюжетного орнамента, нередко совершенно непонятного его исполнительницам, особенно в старообрядческих селениях, где дольше сохраняли бытование ранние формы славянской культуры, в том числе орнаментальные мотивы на поясах. [3]
- Обереговая функция пояса в костюме семейских Забайкалья
В русских селениях Забайкалья пояс туго охватывал талию и концы его прятались за пояс и в повседневном, и в праздничном ансамбле одежды. В забайкальском варианте пояс был необходимой деталью одежды, он ее завершал, но не выставлялся напоказ, хотя и орнаментировался при изготовлении традиционными ромбами, крючками. Цепочка ромбов прослеживается на поясах семейских.
В отличие от старообрядцев Забайкалья в русских селениях центральной России пояс в праздничном ансамбле одежды именно выставлялся на показ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались кисточками и помпонами «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью. Сходное украшение поясов прослеживается в ряде губерний Европейской России.
Старообрядцы, более длительно хранящие ритуальное значение вплоть до недавнего времени. Пояс, надетый при крещении на голое тело, носился до кончины и даже в бане не снимался.
Пояса семейских отличались от поясов окружающего русского населения. Известны пояса широкие и узкие. Широкие оригинальные узорные пояса носили на территории современной Бурятии и в некоторых селениях Бичурского района.
Их ткали на небольших кроснах — станочках, без берда, с одними ниченками, в которые протягивали нити основы. Пояса в 8-15 см шириною ткали в 40-50 парочек (парочка – 3 нити основы). Бывали пояса, вытканные в 85 парочек. Основу большинства геометрических узоров на поясах составляли ромбические фигуры, так называемые круги, шагаечка и пр. По фону пояска — землице — располагали несложные — косые кресты, крючки и т д.
Более наглядно представить символические различия пояса семейских Забайкалья и русских центрального региона можно в виде таблицы (Таблица 1)
Из таблицы видно, что пояс у семейских Забайкалья отличался с возрастом: по цвету, изображению узоров. У более молодых женщин – светлые тона, отмечаются вертикальные и волнистые линии, что говорит о зарождении жизненной энергии, начала жизни. У более старшего возраста появляются на поясе ромбы, кресты, символизирующие плодородие, семейный очаг и благополучие. У пожилых на поясе отмечается наличие серого цвета, что говорит о жизненной мудрости.
Таким образом, можно сказать, что пояса семейских Забайкалья значительно отличаются от поясов русских центральной России. У русских преобладает красный цвет, символика ромба и свастики. Отмечается разное предназначение: праздничная, будничная. А у семейских Забайкалья одевание пояса меняется с возрастом. Нами отмечена сложная узорчатость поясов и набора цвета. Возможно, это связано со сложной жизненной вековой историей, их набожностью. Они очень серьезно относились к обереговой функции пояса.
Таблица1
Сравнительный анализ символики и цвета пояса семейских Забайкалья и русских центральной России
№ | Семейские Забайкалья | Русские центральной России | |||||
Символика | Значение | Символика | Значение | ||||
1 | Пояс в юности | Цепочка крестов и ромбов, | символ плодородия, жизненная энергия | Решетка, квадрат, свастика, красный цвет | Благополучие, Красота, здоровье | ||
2 | Пояс для молодых | Волнистые и линии, ромбы кресты, голубой, розовый | символ плодородия, вода цвет отвечает за горло, органы дыхания и слуха, кожу, а также творческий потенциал человека | Цепочка ромбов с точкой | Засеяное поле, символ плодородия | ||
3 | Пояс для среднего возраста | Ромб, линии, синий, красный, фиолетовый, белый цвет | Синий – цвет (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Связь с высшими силами, с Богом, засеянное поле. | Засеянное поле, Красный цвет | Символ плодородия | ||
4 | Пояс для пожилых | Ромб, петля серый цвет | Поле, мудрость | Свастика, ромб с точкой | Засеянное поле, знак закрытости и мудрости, защита от злых духов |
Заключение
На страницах доклада раскрыта история происхождения пояса, как оберега у русских народов центральной России и семейских Забайкалья. Дан сравнительный анализ образов и цвета у разных народов.
Цели и задачи, поставленные в начале доклада, были выполнены, проанализировано достаточно источников по теме.
Наши предки верили в силу пояса и придавали этому особое значение. Мы выяснили, что у семейских и русских образы пояса несли не одинаковую смысловую нагрузку. Изображая символы, на поясе семейские верили, что их семья обреет благополучие, будет богатой и плодородной.
Считаю, что важно знать этнокультуру своего народа и особенности её происхождения.
Данные исследования могут быть применены в практической деятельности педагогов технологии, учащихся школы.
Список литературы
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно — прикладное искусство в жизни человека, 2005
- История искусства русских . – Улан – Удэ из – во БНЦ, 2008-171 174с.
- История искусства семейских Забайкалья – Улан-Удэ: БНЦ, 2008 -171с.
- Искусство и культура народов Забайкалья /под ред. ОхрименкоГ.И. – 1989-48с.
- Клокова Л. И. Изготовление поясов и опоясков разным способом на Алтае – М, 1989
- Лебедева А. А. «Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX веков»- М, 1999
- Маленькие чудеса /под редакцией Н.П. Колпаковой – М, 1981
Дом |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
3 способа оплаты: кредит или дебет Карты, денежный перевод или PayPal. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Обработка кредитных карт | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Безопасный Заказ БЕСПЛАТНО Доставка Быстрая Доставка! Удовлетворение гарантировано или ваши деньги обратно ________________________________________________________________________________ Полнота
этот сайт защищен Copyright 2002- Beadwork
ООО Шери. |
Меган Смайт | Амулет (и три фрагмента пояса) (2018)
Редкая земля: обзор современной керамики — Изобразительное искусство Марка Мура На прошлой выставке
Страница 1 из 3
Страница 1 из 3
Страница 1 из 3
Medium
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории, возможно, самый влиятельный художник Пабло века
9032 Пикассо, возможно, наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.MS
Меган Смайт
Керамика, глазурь, пластилин, смола, сталь, оргстекло, камень, глина
26 × 26 × 71 дюйм
66 × 66 × 180,3 см
Художественное произведениеЭто .
продан
Бук уведомляется, когда доступна аналогичная работа
Mark Moore Fine Art
Los Angeles, Orange
Средний
Состояние
Signature
Сертификат Authenticy
Прайс.
Просмотрите работы в этой категории
Возможно, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен первооткрывателем кубизма и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Серия «Художник»
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Скульпторы
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 в наличии
Портреты художников и скульпторов
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Portraits of Artists and Sculptors
113 available
Other works Пабло Пикассо
Пабло Пикассо
Пейзаж (Пейзаж), 1953
Пейзаж (Пейзаж), 1953
Pablo Picasso
Paysage (ландшафт), 1953
Paysage (ландшафт), 1953
Pablo Picasso
Paysage (Landscape), 1953
1110321 (Landscape), 1953
1110321 (Landscape), 1953
911110313.
.10321. (Пейзаж), 1953
Пейзаж (Пейзаж), 1953
Похожие художники
Жорж Брак
Французский 1900-2000
Жорж Брак 9-0609
Уровень модификации | Модификаторы порчи | Взвешивание спавна | Имя модификатора |
---|---|---|---|
1 | (8–10)% увеличение области действия | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2AdditionalAOERangeCorrupted |
60 | +(20–25)% к множителю критического удара во время действия любого эффекта флакона | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2AdditionalCriticalStrikeMultiplierUnderFlaskEffectCorrupted |
60 | (8–12)% повышение скорости атаки во время действия любого эффекта флакона | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedAttackSpeedUnderFlaskEffectCorrupted |
60 | (8–12)% повышение скорости сотворения чар во время действия любого эффекта флакона | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedCastSpeedUnderFlaskEffectCorrupted |
1 | (35–40)% повышение шанса критического удара во время действия эффекта любого флакона | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedCriticalStrikeUnderFlaskEffectCorrupted |
1 | (12–15)% увеличение длительности эффектов умений | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedDurationCorrupted |
1 | (8–10)% увеличение максимума энергетического щита | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedEnergyShieldCorrupted |
1 | (6–8)% увеличение максимума здоровья | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedLifeCorrupted |
60 | (8–12)% повышение скорости передвижения во время действия любого эффекта флакона | ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedMovementVelocityUnderFlaskEffectCorrupted |
60 | (20–30)% повышение редкости найденных предметов | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2ItemRarityCorrupted_ |
84 | (3–5)% увеличение количества найденных предметов | амулет 200 кольцо 200 ремень 200 по умолчанию 0 | V2ItemQuantityCorrupted_ |
45 | Гнев имеет (15–20)% усиление эффекта ауры | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedAuraEffectWrathCorrupted |
45 | Гнев имеет (15–20)% усиление эффекта ауры | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedAuraEffectAngerCorrupted |
45 | Ненависть имеет (15–20)% усиление эффекта ауры | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedAuraEffectHatredCorrupted |
45 | Решимость имеет (15–20)% усиление эффекта ауры | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedAuraEffectDetermitionCorrupted |
45 | Дисциплина имеет (15–20)% усиление эффекта ауры | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedAuraEffectDisciplineCorrupted |
45 | Грейс имеет (15–20)% усиление эффекта ауры | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedAuraEffectGraceCorrupted |
1 | (4–6)% повышение интеллекта | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2Повышение интеллектаЛовкостьОсквернено |
1 | (4–6)% повышение ловкости | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedDexterityStrengthCorrupted |
1 | (4–6)% увеличение силы | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2IncreasedStrengthIntelligenceCorrupted_ |
1 | +(14–16)% ко всем сопротивлениям стихиям | амулет 1000 кольцо 1000 ремень 1000 по умолчанию 0 | V2AllResistancesCorrupted |
Где найти японские амулеты для безопасных родов
В святилищах и храмах Японии вы найдете омамори или амулеты всех видов . В то время как некоторые места поклонения могут иметь свою специальность, например, этот храм, посвященный «Персиковому мальчику» Момотаро, в большинстве мест есть талисманы удачи для здоровья, богатства, любви, безопасности и образования. Удивительно, но традиции, связанные с беременностью и родами, до сих пор настолько распространены, что более 90% беременных женщин носят с собой анзан омамори , который является амулетом для безопасных родов. В фильме Койзора 9 даже есть сцена.0061 (恋空, Sky of Love), где персонаж, которого играет Харума Миура, пошел на все, чтобы получить анзан омамори . Вот почему, когда я узнала, что беременна, я взяла за правило искать анзан омамори в каждом храме, в который я ходила. В итоге я собрал полдюжины из них и наткнулся на самый известный храм в Токио для безопасных родов . В конце концов, у меня был первый ребенок, и я хотела сделать все возможное, чтобы меньше волноваться и быть более подготовленной.
Что такое омамори и как их использовать?В буквальном переводе омамори (御守 или お守り) — это то, что защищает . Это амулеты, которые продаются в буддийских храмах или синтоистских святилищах по цене от 300 до 1000 иен за амулет. Войдя в храм или святыню, вы обычно сначала видите главное здание, где люди возносят молитвы. Прямо рядом с ним с обеих сторон будет храм или святилище под названием Shamusho (社務所). Здесь вы найдете демонстрационные образцы всех типов омамори можно приобрести. Ниже приведены распространенные типы омамори , которые вы можете легко найти:
- Кайун (開運), удача или общая удача
- Якуйоке (厄除け), чтобы отогнать зло или неудачу
- Кенко (健康), крепкое здоровье
- Гакугё-дзёдзю (学業成就), успехи в учебе или сдаче экзаменов
- Эн-мусуби (縁結び), удача в любви поможет вам найти партнера Kotsu-anzen (交通安全), безопасность дорожного движения для водителей, путешественников и пассажиров
- Syobai-hanjo (商売繁盛), процветающий бизнес
- Kin-un 邇 (モパモ деньги), увеличение удачи
Не существует строгих правил относительно того, сколько вы можете купить или оставить при себе. Хотя обычно люди кладут амулет в место, соответствующее его назначению. Например, Гакугё-дзёдзю омамори ради успехов в учебе можно было бы привязать к школьной сумке или хранить в пенале, тогда как Kotsu-anzen omamori для безопасности дорожного движения можно повесить на зеркало заднего вида в автомобиле . Также можно купить омамори для кого-то другого, чтобы вы могли вернуть его в качестве подарка для друзей и семьи.
Когда речь идет о беременности и родах омамори , это скорее специальность, и вы можете не найти ее в каждом храме, в который ступаете. Кроме того, существуют определенные ритуалы и предметы, связанные с традициями, связанными с беременностью, поэтому не каждое святилище и храм готовы предложить эти услуги. Но сначала давайте взглянем на традиции обеспечения здоровой беременности и благополучных родов в Японии.
Святилища в Meiji Jingucing Omamori и рисунок Omikuji (газета Fortune)История и традиции Obiiwai,
. существовал в период Хэйан (794-1185). Древний Kojiki Records of Ancient Matters рассказывает историю императрицы Дзингу, которая обернула пояс вокруг своего тела, когда отправилась покорять Трех Ханов, надеясь, что по пути она не родит. Эта традиция первоначально исполнялась императорскими семьями и семьями воинов и стала популярной среди широкой публики только в период Эдо.Начиная с периода Эдо, obiiwai церемония проводилась для женщин на пятом месяце беременности. Читаются молитвы о безопасных родах, и повязка на живот или пояс для беременных , обычно длинная белая ткань, оборачивают вокруг живота будущей матери, когда беременность переходит в более стабильную стадию. С медицинской точки зрения, обертывания для живота обеспечивают поддержку матери и ребенка. Но, что более важно, психологические эффекты напоминают беременной матери о том, что нужно быть более осознанной и осторожно двигаться, таким образом имея безопасную беременность. Эту традицию до сих пор соблюдают более 60 % беременных женщин, посещая святыню или храм 9 0058 ину но хи
(戌の日), День Собаки .Что такое Inu no Hi и какое отношение собаки имеют к беременности?
Благодаря гладким и несложным родам и большим пометам собаки являются символом безопасных родов и плодовитости. Среди них самым известным является, пожалуй, Ину Харико (犬張子). Вы увидите эту очаровательную собаку на амулетах, связанных с беременностью, ema (絵馬), которые представляют собой деревянные таблички для написания желаний, поздравительные открытки и всевозможные товары для беременных. Как слово для собаки на японском, ину (犬), разделяет произношение определенной даты в традиционном японском календаре ину (戌) (которая происходит каждые 12 дней), ину но хи (戌 の 日) — благоприятный день для проведения церемоний. и молитвы, связанные с беременностью. В эти дни вы можете обнаружить, что некоторые известные святилища для родов особенно переполнены, например, храм Сутенгу в Токио.
Ину Харико, напечатанный на Госюин (печать храма) и Эма (деревянная табличка с пожеланиями)Суитенгу: Храм плодородия, беременности и здоровья детей
Хотя традиции, связанные с беременностью, все еще широко практикуются, не все храмы проводят эти церемонии. Тем не менее, это Suitengu (水天宮) , один из самых известных храмов в Токио. В этом храме часто бывает многолюдно по выходным: пары молятся о рождении детей, беременные женщины и семьи, приносящие своего месячного малыша на Омиямаири (お 宮参り), синтоистский эквивалент церемонии крещения. Вы можете не только найти Anzan Omamori в Суитенгу, но есть также пояс для беременных с печатью благословения храма, который называется Misuzu obi (御子守帯). Кроме того, если вы пытаетесь зачать ребенка, вы можете найти еще более редкий предмет под названием Kosazuke Omamori (子授け お守り), который является амулетом «Дарение детей».
- Суитенгу, самое известное место благословения родов в Токио
- Образцы пояса для беременных с официальной печатью храма Суитенгу, а также другие предметы, связанные с родами
Другие известные святыни, в которых находится Анзан Омамори
Если вы ищете Анзан Омамори , но у вас нет времени, чтобы отправиться конкретно в Суитенгу, некоторые другие важные святыни и храмы также хранят его. Узнав, что я беременна, я сначала отправилась в основные места поклонения, которые я знала в Токио: храм Сэнсодзи , храм Хиэ и Мэйдзи Дзингу . Только потом я поняла, что были такие места, как Суитенгу, посвященные беременности и родам. Когда у меня была короткая поездка в Киото, я остановился в Храм Кинкакудзи , а также смог найти Анзан Омамори . Имея приличное количество этих амулетов в моем распоряжении, возможно, даже слишком много, я плавно проплыла через всю свою беременность, и у меня действительно были легкие роды и очень здоровый ребенок.
Помимо покупки нескольких амулетов, вы также можете купить их от имени кого-то в качестве подарка. Так что, если у вас есть ожидающий друг и вы хотите удивить его чем-то особенным, ищите Анзан Омамори .
Наконец, если ваше желание благополучных родов сбылось, принято возвращаться в тот же храм или святилище, где вы купили омамори, чтобы сжечь его в огненном огне отакиагэ (お焚き上げ). Для некоторых омамори служит напоминанием о рождении ребенка — в этом случае их хранят как драгоценный подарок на память.
Коллекция из Анзан Омамори со всей Японии (слева направо амулеты из храма Кинкакудзи, храма Хиэ, Мэйдзи Дзингу, храма Сэнсодзи и храма Сютэнгу) Как добраться до СуитенгуОт станции Токио всего за 12 минут на линиях метро Marunouchi и Hanzonmon можно добраться до Суитенгу. От станции Синдзюку до Суитенгу можно добраться на линиях метро Синдзюку и Ханзонмон за 25 минут.