Правила жизни для детей: Правила в жизни ребенка: зачем они нужны и как добиться их выполнения

Содержание

Правила в жизни ребенка: зачем они нужны и как добиться их выполнения

Чтобы правила работали, они должны быть конкретными, выполнимыми, обоснованными и не нарушать эмоционального благополучия ребенка

Одна из задач родителей состоит в том, чтобы дать ребенку границы и ориентиры, которые помогут ему жить в обществе, планировать свои действия и оценивать их возможные последствия. Но ребенок не всегда готов принимать правила и им следовать. Как родителям и воспитателям добиться того, чтобы их правила были справедливы и действительно работали?

Правила или нормы — важная социальная опора нашей жизни. Для любой совместной деятельности нужно умение договариваться, в первую очередь — о правилах. При этом трудно найти другое изобретение человечества, которое вызывало бы столь сильный протест. Кто сказал, что поступать надо именно так? Как с правилами соотносится развитие самостоятельности ребенка, поощрение инициативы? Что вообще такое правила — система приказов или все-таки договор?

Кто здесь главный?

Задача родителей — научиться формулировать разумные правила и сделать так, чтобы ребенок их принял, запомнил и выполнял. Ведь нередко случается, что правила не работают. Почему так происходит? «Протест против правил возникает часто и у взрослых людей, и у детей, — рассказывает психолог Елена Юдина. — Дети обычно слушают родителей, но иногда, когда правило словно бы спустилось на парашюте из каких-то дальних высот, оно воспринимается в штыки».

Если человек, не важно — ребенок или взрослый, попадает в ситуацию, где приходится какое-то правило соблюдать, но непонятно, зачем оно нужно, это вызывает несогласие.

Правило не работает, если, по сути, является просто приказом и дается без объяснений и без всякой возможности обсуждения. Давление будет вызывать раздражение и внутреннее сопротивление.

Запрещая ребенку что-то, мы делаем это ради сохранения благоприятных условий там, где несколько человек вместе проводят время. Например, в группе детского сада, где много других детей и нужно, чтобы все примерно одинаково понимали, как действовать в этом месте можно и нужно, а чего делать не стоит.

Но когда мы заявляем, что с сегодняшнего дня не делаем того, что делали еще вчера, и декларируем это, не давая рациональных объяснений, то так мы не решаем проблему разумной регуляции деятельности, а только показываем, кто в доме хозяин, считает Елена Юдина: «Это вопрос власти. Мы таким образом транслируем ребенку, что здесь решаю я, а ты для того, чтобы слушаться».

От взрослого, который властно, без объяснений вводит правило, потребуется постоянный контроль его соблюдения. Дети при установке «Я сказал, а ты слушаешься» очень редко фиксируют правила. 

Родителю придется беспрерывно проверять, выполняются ли его требования. Но неусыпный контроль лишь повысит уровень напряжения в детско-родительских отношениях, потому что естественная среда для ребенка — это свобода. «В ситуации, когда вам придется все контролировать, никакой свободы не будет, — считает психолог. — Все ходят строем и делают не то, что хотят, а то, что вы им сказали».

Кроме того, в случаях правил-приказов возникает нагрузка на память ребенка. Чтобы ребенок просто запомнил требование взрослого, оно должно быть ему понятно и не противоречить его настоящим стремлениям. Дети искренне забывают такие правила, которые устанавливаются без опоры на понимание ребенка и его способность размышлять. А если правило к тому же сформулировано слишком сложно для ребенка, он будет его произвольно менять.

Стили общения с ребенком

Поведение ребенка во многом зависит от того, какую стратегию взаимодействия с ним выберет взрослый. Директивная манера общения, когда взрослый властвует над ребенком, отдает ему команды, — один из вариантов взаимодействия в семье или группе, но есть и другие. Оценить влияние на детей авторитарного, демократического и попустительского стилей поведения взрослого позволяет эксперимент, проведенный в 1939 году психологом Куртом Левином и затем воспроизведенный в 1960-е годы для венгерского документального фильма. 

Один и тот же воспитатель в течение нескольких месяцев общался с тремя группами дошкольников, используя разную манеру поведения для каждой группы.

Выяснилось, что при авторитарном стиле дети четко выполняют задания и ведут себя неагрессивно, но при этом лишены пространства для творчества, не проявляют инициативу, чувствуют внутреннее напряжение и, в основном, не испытывают симпатии к лидеру.

Попустительский стиль ничем ребенка не ограничивает. Дети пренебрегают просьбами взрослого, ведут себя свободно, прибегают к агрессии в отношении более слабых. При таком стиле дети не могут работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно действуют сообща.

При демократическом стиле руководства взрослый привлекает детей к обсуждению правил, в котором они активно участвуют; дети чувствуют себя спокойно, без опасений излагают свои предложения, не отвлекаются на посторонние занятия, выполняя поставленное взрослым задание.

Достоинства и недостатки каждого стиля зависят от задач взрослого. Ему необходимо понимать, чего он хочет добиться от ребенка, какое поведение у него сформировать. Для разных ситуаций подходят разные способы воспитания или, как их еще называют, «стили лидерства». 

Например, в краткосрочной перспективе удобен авторитарный стиль, когда нужно добиться полного послушания и не отвлекаться на объяснения и поддержание дисциплины. Для развития креативности и получения качественного творческого результата подойдет демократический стиль. При попустительстве родителей дети дают полный выход накопившейся энергии.

Взрослые используют разные приемы в зависимости от собственных предпочтений или от ситуации. Для достижения хороших результатов очень важно грамотное соотношение между разными стратегиями. Но при любом подходе определенные правила необходимы. Важно сделать так, чтобы они выполнялись всеми членами группы, для которой предназначены: в большой семье, в детском саду, на дополнительных занятиях. Как этого добиться?

Когда правила работают

1. Детям требуется знать, зачем правило нужно. Почему надо себя ограничивать, и что будет, если этого не делать. Ребенку необходимо понимать, что он справляется с собой не просто так, а в своих собственных интересах.

2. Если ребенок понимает и принимает правило и готов действовать в соответствии с ним, то научится саморегуляции. Это важно для развития личности. Он начинает пытаться с собой справляться самостоятельно, не рассчитывая на взрослого. Работающие правила сразу снимают с родителя необходимость постоянного контроля. Конечно, пригляд нужен, но в ситуации работающих правил детям можно доверять.

3. Ребенок должен быть уверен, что сможет правило выполнить, что оно ему по силам и что оно обоснованно. «Правило соблюдается, если ребенок этому правилу доверяет, — говорит Елена Юдина. — Оно его не подведет. Что это значит? Например, то, что оно для всех». Такие правила дают ребенку уверенность в том, что он в безопасности и может спокойно действовать.

4. В работающем правиле нет нарушения эмоционального благополучия. В дошкольном возрасте это единственный фон, на котором ребенок может что-то делать. По мнению психолога, «если подорвано эмоциональное благополучие, если подорвана уверенность в том, что он может пробовать много чего, — будет серьезно страдать детское развитие».

5. Чтобы правило работало, нужно сделать ребенка его соавтором. Когда правила создаются вместе с детьми, они становятся частью личного действия. Это не означает, что ребенок начнет диктовать свои правила. Взрослый все равно остается главным, иерархия должна сохраняться. Ребенок участвует в обсуждении, но руководит процессом родитель.

Свод правил должен быть очень подробным. Хорошо перечислить детально все возможные ситуации его применения или, наоборот, несоблюдения. Тогда ребенок почувствует правило своим и будет очень стараться его выполнить.

Кроме того, в компании других детей он будет помогать соблюдать его своим братьям, сестрам или друзьям.

Что важно учитывать родителям

Правила условны. Они не везде одни и те же. Они могут меняться даже внутри одной группы, потому что меняются ситуация и задачи. Хорошо, когда дети понимают, что правила могут измениться и что они сами могут в этом участвовать.

Правила должны быть конкретными. Не следует формулировать задачи в слишком общем виде. Например, правило «Не шуметь!» работать не будет. Непонятно, что оно означает: всегда не шуметь? А чем «шуметь» отличается от «не шуметь»? К кому относится это правило? Некоторые шумят, и ничего не происходит. Скорее всего, ребенок такое правило проигнорирует.

Некоторым детям трудно управлять собой. Изначально дети стремятся слушаться взрослых, им так спокойнее. Правда, есть дети, у которых собственная активность и желание что-то сделать так сильны, что они не могут с ними справиться. «Это порождает проблемы, — предупреждает Елена Юдина. — Всегда есть опасность, что внутренняя натура ребенка победит, будет все время стучаться и заставлять ребенка находиться в напряжении».

Правила нужны не только для того, чтобы дети не доставляли неприятностей окружающим и были удобны в общении. Они помогают ребенку и в те моменты, когда он остается наедине с собой.

Адекватная система правил будет помогать развитию ребенка, она не препятствует его самостоятельности и позволяет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.

    

Источник:

Лекция «Разговор о правилах в жизни ребенка: что такое правило и когда оно работает?» на I Международной онлайн-конференции «Университет Детства: Крутые практики» 1 июня 2020 года

Фото: Коллекция/iStock

Как устанавливать правила для детей?

 Кирилл Карпенко

Зачем нужны правила?

Правила в семье, как и в обществе, нужны для благополучия и безопасности всех членов семьи. Иногда установленные в обществе ограничения и запреты бывают неудобны. Но мы понимаем, что без уголовных и административных наказаний, без правил дорожного движения, без этических норм мир мгновенно превратится в невыносимый хаос.

Так и семья без правил не может быть комфортным местом ни для одного из её членов. Правила – это необходимость.

Какими должны быть правила?

Правило, как и SMART-задача должно быть конкретным, измеримым, достижимым, значимым и соотносимым с конкретным сроком.

Правило должно быть деловым, безличным, а не эмоциональным. Никаких претензий, нападок, обид и недовольств. Ничего личного.

Желательно формулировать правила в утвердительной, положительной форме, а не отрицательной. Нужно говорить, что вы хотите, а не чего не хотите.

Ребёнка нужно мотивировать на соблюдение правил. Нужно объяснить, в чём лично для него заключается выгода от правила. Ведь любое правило вводится в интересах ребёнка. В чём эта выгода? Ребёнок должен чётко это понимать.

Пример правила:

«ребёнок должен ложиться спать в 22:00. Можно раньше, позже нельзя».

Зачем ребёнку ложиться спать в 22:00, а не позже? Это не прихоть родителей. Это нужно чтобы выспаться, хорошо себя чувствовать, быть энергичным, здоровым и трудоспособным.

Правило должно быть справедливым. Двойные стандарты не допустимы. На эту тему притча о любителе фиников.

Правила должны быть согласованы между родителями и другими взрослыми, участвующими в воспитании. Иначе ребёнку придётся выбирать, чьи требования выполнять.

Правила должны быть гибкими

Помимо двух крайностей «можно» и «нельзя», нужно использовать ещё как минимум две промежуточных формы: «можно, но в определённых границах» и «нельзя, но в исключительных случаях можно». Это позволяет сделать правила более гибкими, а, значит, более эффективными.

Например:

«Нельзя»: нельзя играть со спичками и ножницами, нельзя садиться в машину к незнакомым людям.

«Нельзя, но в исключительных случаях можно»: домой нужно приходить до 20:00, но в день рождения лучшей подруги можно прийти в 22:00.

«Можно, но в определённых границах»: посуду можешь мыть, когда хочешь, но к приходу родителей домой с работы посуда должна быть вымыта.

«Можно»: можно самостоятельно выбрать своё хобби, вид спорта, вид искусства, друзей.

Такая гибкость в установлении правил позволяет добиваться и большего послушания, и одновременно приучает детей к самостоятельности и ответственности. В воспитании крайне важно соблюдать баланс между опекой над ребёнком и его независимостью от родителей. Ведь задача воспитания не только – послушание, но и благополучие ребёнка. А для достижения благополучия ребёнка родители обязаны научить его думать, анализировать, принимать решения, реализовывать решения и нести ответственность за последствия.

Тёплые отношения – залог успеха

С любящими, тёплыми родителями хочется быть рядом.

Х/ф «Рокки Бальбоа / Rocky Balboa» (Сильвестр Сталонне, 2006).

Выше я сказал, что правила должны быть деловыми, безличными. А вот отношения должны быть эмоциональными, дружескими, тёплыми.

Мы охотно выполняем просьбы приятного нам человека. И автоматически отказываем тем, кто нам не приятен, с кем мы в состоянии конфронтации и противостояния.
В большинстве случаев конфликты в семье, как и в деловой сфере, создаются на пустом месте, на эмоциях. Обычно у родителей и детей нет предмета для конфликта, нет столкновения интересов. У родителей и детей как членов одной семьи общие цели и общие интересы.

Родители должны первым делом добиться доброжелательных отношений с детьми, и лишь потом устанавливать правила и следить за их выполнением.

Как вводить правила?

Человеческое общество иерархично. Иерархия, система подчинения, единоначалие позволяет добиваться многого. В семье тоже должен быть лидер, человек, которому подчиняются, который единолично устанавливает правила, и все их соблюдают.

С другой стороны, демократия – это лучшая форма устройства общества. Человек, который реализует своё желание, своё решение, обычно гораздо успешнее человека, который делает то же самое, но по принуждению.

Следовательно, при введении правил нужно проявлять гибкость и баланс.

Доверие – это высшая форма мотивации человека.
Стивен Кови

В некоторых случаях нужно проявить жёсткость и требовательность.

В других случаях нужно дать ребёнку возможность сделать свой выбор. Этого не стоит пугаться. Нормальный ребёнок в нормальной семье хочет вполне банальных вещей: любви, труда и добра. Родители, естественно, должны позаботиться о том, чтобы предоставить детям необходимую информацию для принятия правильного решения и ненавязчиво подтолкнуть в нужном направлении.

При этом ребёнку нужно объяснить, что когда он делает выбор, принимает решение, он несёт за это решение ответственность и берёт на себя обязательства.

В каком возрасте вводить правила?

Мне нравится стратегия воспитания японцев. Сначала к ребёнку относятся, как к «царю», затем – как к «слуге», и наконец – как к «равному».

Период царя, по моему мнению, должен длиться до 3-х лет. В это время родители должны максимально чутко и предупредительно удовлетворять потребности ребёнка. Задачи этого этапа – сформировать привязанность, чувство безопасности и спокойствие.

Период «слуги» длится от 3 до 12 лет. Именно в это время нужно постепенно вводить правила, то есть воспитывать ребёнка. Это самый благоприятный период для установления правил, потому что дети в этом возрасте очень послушны и податливы.

С 12 лет правила и ограничения нужно ослаблять, давая всё больше свободы ребёнку.

Частая ошибка родителей заключается в том, что маленьких детей (3–12 лет) не воспитывают, а подростков наоборот пытаются ставить в жёсткие рамки и контролировать. Подростковый кризис – это когда родители не поспевают за развитием своих детей. После драки кулаками не машут. Если вы не воспитали своего ребёнка в подходящем для этого возрасте, то не стоит пытаться воспитывать в подростковом и юношеском – неподходящем – возрасте.

У знаменитого педагога Рона Кларка есть 55 правил для обучающихся. Только по количеству правил можно понять, что это очень жёсткий и требовательный учитель. Но важно учитывать, что Рон Кларк учитель начальной школы. В США начальная школа это 1–8 классы.

Пример установления правила

Двор стал зеленее и чище, когда им стал заниматься ребёнок.

Стивен Кови — Зелень и чистота.

Стивен Кови описывает историю, как он научил своего семилетнего сына поддерживать порядок во дворе дома. Всё началось с семейного совета, на котором распределялись семейные обязанности.

Сперва родители спросили детей: все ли согласны, все ли разделяют миссию и цели семьи? Каждый ребёнок согласился, что он добровольно соглашается с миссией и целями семьи, что это его личный выбор.

Далее родители предложили список дел, которые должны выполняться для достижения целей семьи. Всем членам семейного совета было предложено взять на себя обязанность выполнять некоторые задачи.

Папа взял на себя обязанность оплачивать страховки, кредиты, продукты питания, одежду, автомобили. Часть сложных задач взяла на себя мама.

Родители взяли на себя много дел и очень важных. В этой ситуации дети тоже загорелись желанием принести максимальную пользу семье, быть значимыми членами семьи. Семилетний Стивен попросил поручить ему уборку двора.

Чтобы малыш справился с этой задачей, папа подробно объяснил ребёнку, что такое «чистый двор». В частности, он обратил внимание малыша на состояние двора соседей, который они оба оценивали как идеально чистый.

Обучив ребёнка уборке и оценке качества состояния двора, отец сказал сыну, что двор отныне является полностью его ответственностью, что в этом деле он босс, а папа его подчинённый. С этого дня отец не будет напоминать об уборке двора, просить, требовать и тем более наказывать за грязь во дворе. Это дело маленького Стивена. Отец лишь будет теперь дважды в неделю обходить с сыном двор, чтобы выслушать оценку сына о состоянии двора. Оценивает двор именно ребёнок, потому что в этом деле он босс. Также сын может иногда просить отца помочь с уборкой двора и, если у отца есть время – он поможет.

Разумеется, сначала ребёнок не следил за двором. Но отец выполнил своё обещание: не напоминал, не требовал и не наказывал. Стивену Кови было больно смотреть на захламлённый двор и выгорающую на солнце траву, но он помнил главную цель – вырастить мальчика, а не траву.

Двор стал зеленее и чище, когда им стал заниматься ребёнок. И малыш за следующий год всего дважды попросил отца о помощи.

Литература

  1. Кови С. 7 навыков высокоэффективных семей.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как?
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?

Статья опубликована: Психологическая газета.

Правила о правилах: что делать, чтобы ребёнок слушался и соблюдал ваши договорённости

С раннего возраста в жизни каждого ребёнка появляются разнообразные правила. Они касаются всего –поведения, безопасности, коммуникации и так далее. Некоторые из них становятся железными на всю жизнь, а другие почему-то не приживаются. Как вводить правила, сколько их должно быть и нужны ли они вообще, рассказали психологи Центра психологического сопровождения образования «Точки Пси» Татьяна Беглова и Александра Теплицкая на лекции Клуба экспертов образования.

Когда в нашей жизни появляется новое правило, мы задаём себе вопросы: а зачем мне оно нужно и что оно мне даст? Если мы не находим в правиле смысла, то отказываемся ему следовать. Ведь правила — это осознанные и целесообразные требования к поведению. В каждом возрасте приоритетные правила свои. Если в жизни маленького ребёнка они связаны в основном с безопасностью, то детям постарше они помогают включаться и в деловые отношения.

Александра Теплицкая (слева) и Татьяна Беглова

10 вещей, который нужно знать о правилах прежде, чем их вводить

1. Правил не должно быть много.

2. В любом правиле есть две важные составляющие: содержание и форма предъявления. От последней зависит то, насколько правило станет понятным и незыблемым для ребёнка.

Пример: мама хочет, чтобы уборка комнаты стала для ребёнка правилом. Первая модель родительского поведения: «А чего это у тебя такой свинарник? Зайти противно в твою комнату!». Вторая модель родительского поведения: «У нас в семье есть общее для всех правило: поддержание порядка в комнатах. Я в своей убралась. Твоя сестра убралась в своей комнате. Будь добр, найди время и ты». В первом случае кроме того что ребёнок был оскорблен и унижен, он о правилах так ничего и не понял. Во втором случае реакция была достойной, и, скорее всего, ребёнок будет его соблюдать.

3. Правило должно нести информацию. «Когда папа спит, мы не шумим!» — это не правило, а требование. В нём нет информации, потому что нет объяснения.

4. Правило должно быть чётким, ясным, однозначным и эмоционально нейтральным (без гнева).

5. Нарушение правил влечёт последствия. Это либо санкции, установленные взрослыми на семейном совете и озвученные ребёнку, либо физическая травма, полученная во время нарушения, если речь идёт о безопасности.

6. Правила нужны детям для повышения уверенности в себе. Если они есть, мир предсказуем. Дети неслучайно любят смотреть один и тот же мультфильм по кругу, хотя знают его наизусть. Предсказуемость и стабильность — это то, в чём они нуждаются, чтобы чувствовать себя хорошо.

7. Правила — это требования к поведению, но не к чувствам. Мы не можем требовать, чтобы ребёнок был весёлым, не злился и думал определённым образом.

8. Если в «правиле» нет смысла, это не правило, а каприз или прихоть.

9. Реакция на нарушение правила у всех взрослых в семье должна быть последовательной и согласованной.

10. Правила создают у ребёнка ощущение безопасности, отсутствие правил создаёт непонятность.

Любое правило должно вводиться осознанно: детям необходимо объяснить, зачем правило создано и к чему приведёт его нарушение

Дошкольный возраст (0-6 лет)

Главная особенность этого возраста в слабой способности к произвольной саморегуляции. Дошкольники очень спонтанны.

«Нельзя стоять близко к качелям, потому что при ударе будет очень больно. Если ты сам на качелях, а кто-то подошёл к ним, остановись! Ты можешь сделать больно другому человеку. Заодно объясни ему, почему нельзя подходить близко к качелям».

Обычно подобные правила хорошо укладываются в голове ребёнка, если ему объяснены последствия. А в случае нарушения применяются санкции, которые заранее проговорены: не соблюдаешь правила — не качаешься на качелях. Свойство дошкольного возраста в том, что дети подражают взрослым и в хорошем, и в плохом. Поэтому создавая правила, взрослые обязаны следовать им сами.

Начальная школа (7-10 лет)

Ребёнок приходит в школу и осваивает новую для себя деятельность: он начинает учиться. Сложность в том, что правила по-прежнему вводит взрослый, но родители в этот момент не всегда рядом. Для детей правила, созданные учителем, становятся важнее. Поэтому задача родителей заранее адаптировать семейные правила к жизни. Если правила учителя не совпадают с семейными, об этом нужно обязательно сообщить учителю и объяснить, почему ребёнок не может им следовать.

6 советов о том, как правильно запрещать

В этот возрастной период главные правила — «правила дела». Их психологический смысл в том, что они помогают ребёнку удовлетворить потребность быть хорошим. То есть их соблюдение приближает ребёнка к этому ощущению, что он «хороший». Но это состояние вскоре меняется другим.

Подростки (11-14 лет)

Часто кажется, что подросткам правила не нужны совсем. На самом деле они в них остро нуждаются. В этом возрасте для них важнее всего быть лучше, чем они есть сейчас. Им свойственно ощущение взрослости и вместе с тем ущербности. И есть одно большое ограничение: подросткам очень сложно объективно оценить своё поведение. В это же самое время учитель (и вообще взрослый) падает с пьедестала. И нет другого выхода, как попробовать договориться с ними. Это можно сделать на семейном совете. Правила принимаются и отменяются сообща.

Очень важно вводить правила в состоянии, когда «всё хорошо», а не в ситуации стресса

Психологический смысл правила этого возраста в том, чтобы показать подростку коридор, в котором можно «танцевать». Он значительно шире, чем у ученика начальных классов, но он обязательно должен иметь границы.

Юношество (15-17 лет)

Если к этому возрасту ребёнка у родителей не сформировались отношения с ним, то возможностей что-либо изменить в поведении и образе жизни ребёнка не так много. Потребность юношеского возраста в равноправных отношениях с родителями, в осмыслении и предъявлении другим людям собственных моральных принципов, стремление к практической реализации своей способности и готовности выбирать. При этом родители по-прежнему помогают удержаться ребёнку в условной «норме».

Существует четыре зоны правил:

1. Решай сам (выбирай, соблюдать правило или нет, но все последствия на тебе).

2. Можно, но есть границы (ребёнок их должен почувствовать).

3. Нельзя (то есть всегда нельзя).

4. Обычно нельзя (ложимся спать в 22.00, но в новогоднюю ночь можно намного позже).


Основные причины нарушения правил

1. Ребёнок не понимает правила. Пример: «Относись к людям с уважением!»(в пять лет он может не понимать смысла слова «уважение»).

2. Ребёнок не в состоянии соблюдать правило. Пример: «Тут говорят только на китайском языке! И ты должен» (ребёнок не знает китайского языка).

3. Нежелательное поведение более выгодно ребёнку. Пример: ребёнок, которому недостаточно внимания, падает со стула во время занятий, тем самым привлекая внимание учителя.

4. Правило не соответствует возрасту. Пример: «Зимой ты всегда должен ходить в шапке!» (14-летний подросток выходит из дома и снимает шапку).

5. Правило непоследовательно и противоречиво. Пример: «Ты не должен есть в комнате!» (в комнате в этот момент на столе стоит большое красивое блюдо с печеньем и конфетами).

Правила должны соответствовать возрасту ребёнка и быть ему полностью понятными

Как стиль воспитания влияет на выполнение правил

Существует связь между родительским стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В середине прошлого века психолог Диана Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания (позднее американские психологи Элеанора Маккоби и Джон Мартин добавили к ним ещё один).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит к наказанию без объяснения причины, а свой запрет и правила они не объясняют. Комментарий один: «Потому что я так сказал». Дети могут вырасти послушными и умными, но в большинстве своём не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.

Авторитетный стиль

Родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, но этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители не наказывают, а выслушивают, объясняют необходимость требований и устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Авторитетный стиль способствует тому, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым. Когда дети считают правила понятными и разумными они скорее будут их выполнять. Правила авторитетных родителей дети усваивают наверняка.

Либеральный стиль

Либеральные родители практически не предъявляют требований к своим детям. К наказаниям прибегают редко, потому что не ждут от ребёнка самостоятельности и самоконтроля. Они «дают», а не требуют, придерживаясь мягких методов воспитания. Они общаются со своими детьми скорее как с друзьями. Либеральный стиль воспитание часто влечёт за собой низкую степень самоконтроля, проблемы с субординацией, плохую успеваемость.

Попустительский (индифферентный) стиль

Такие родители удовлетворяют основные потребности ребёнка, но далеки от его жизни. При таком стиле воспитания практически полностью отсутствуют правила и требования. Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются почти во всех областях жизни. У детей низкая самооценка, нехватка компетенций и знаний.


9 правил для детей из «12 правил жизни» Джордана Петерсона


Выдержка: 9 правил для детей от Джордана Петерсона, которые могут предложить вам прочную основу для построения семейной жизни ваших детей.



Следующий список правил для детей взят из книги Джордана Петерсона 12 правил жизни . Я нашел их невероятно ценными и достойными размышлений и обмена. После каждого правила следуют мои собственные мысли, которые дают вам дополнительную пищу для размышлений.

Это, по крайней мере, может предложить вам прочную основу для построения правил для детей в вашей жизни. И обратите особое внимание, эти правила не являются произвольными или случайными. Они тщательно продуманы и введены в действие по конкретным практическим причинам (на которые указывает Петерсон, а я уточняю).

Это всегда хорошая идея, так как дети не только будут раздвигать границы и нарушать правила, но и будут задаваться вопросом, почему правила существуют, и спорить с вами о необходимости им следовать. Наличие ясных причин и быстрых ответов быстро нейтрализует опровержения и дальнейшие споры. При этом не устанавливайте правила, которые вы не готовы соблюдать в 100% случаев, и, кроме того, будьте готовы применять правила, которые вы решите ввести в действие, в 100% случаев.

Несоблюдение этого требования в любом случае приведет к «серой зоне» и исключениям из правил, которые потом будет трудно исправить. Я надеюсь, что они найдут вас и детей в вашей жизни хорошо.


1)  «Не кусаться, не пинать и не бить, кроме как в целях самообороны».   И да, если требуется самооборона, кусайте, пинайте и/или бейте. Для детей нормально защищать себя и противостоять тем, кто угрожает их безопасности. Первый шаг — избегать потенциально опасных ситуаций/людей. Если это не сработает, то второй шаг — сохранять спокойствие (чтобы они могли принимать более взвешенные решения) и ясность (чтобы они не могли получить удар, если они не готовы). Третий шаг — общаться уверенно и сказать агрессору ТОЧНО, чего он хочет — ОСТАНОВИТЬСЯ, ОСТАВИТЬ ЕГО В ПОКОЕ, ОТСТАТЬ и т. д. И, наконец, если после этих шагов агрессор все еще злонамеренно приближается к нему, должны знать, что защищать себя — это нормально, независимо от того, где это происходит. Для таких ситуаций хорошей идеей будет обучение боевым искусствам.

2) «Не пытайте и не издевайтесь над другими детьми, чтобы не оказаться в тюрьме».  Запугивание – это повторяющиеся и преднамеренные проступки по отношению к другому человеку. Этот тип поведения быстро обостряется и никогда не приводит к положительным результатам. Пытки и издевательства над другими могут иметь серьезные последствия, и очень важно дать понять нашим детям, что повторяющиеся и преднамеренные проступки никогда не допускаются. не предполагайте, что это понятно. Многие дети запугивают, даже не осознавая, что они это делают. Убедитесь, что ваши дети понимают, что значит издеваться над другими детьми, какие последствия это может иметь, и четко и убедительно донесите до них это правило.

3)  «Ешьте цивилизованно и с благодарностью, чтобы люди были счастливы видеть вас в своем доме и с удовольствием вас кормили». Если дети хотят быть цивилизованными и благодарными в чужих домах, они должны вести себя так же и в своем собственном доме. Говорить «пожалуйста» и «спасибо», жевать с закрытым ртом, убирать за собой, не играть с едой и т. д. — хорошие вещи для рассмотрения. Сделайте эту практику ежедневной привычкой — или, по крайней мере, практикуйте (и напоминайте им), как правильно себя вести, ежедневно — и все будут рады их кормить.

4)  «Научитесь делиться, чтобы другие дети играли с вами».   Обмен информацией может быть одним из самых простых инструментов для ваших детей, чтобы подружиться. Когда ребенок решает не делиться, он выбирает сохранить контроль, отказаться от компромиссов и отказаться от связи. Это не обязательно означает, что они должны все время делиться, но знание того, КАК делиться, имеет решающее значение для изучения правильных навыков социализации, того, как идти на компромисс с другими, как сопереживать другим, и других важных навыков, которые способствуют правильному развитию. и социальная интеграция.

5)  «Будьте внимательны, когда с вами разговаривают взрослые, чтобы они не ненавидели вас и поэтому могли бы соизволить вас чему-то научить».  В идеальном мире дети обращали бы внимание, глядя взрослым в глаза, с идеальной осанкой, внимательными ушами и устойчивой позицией, но это вряд ли реалистично. Дети дикие и экспериментальные, им не хватает концентрации внимания. Тем не менее, ЕСТЬ вещи, которые всегда должны соблюдаться — отводить взгляд от экрана, когда говорит взрослый, — это хорошо (да, во всех играх есть функция «паузы»). Многозадачность — это миф, и точно так же, как мы не способны на это, наши дети, несомненно, неспособны. Вы можете поспорить, что если они выбирают, на чем сосредоточить свое внимание, когда это между их родители и их видеоигра , ну, я уверен, что вы уже знаете ответ на этот вопрос. Используйте эту кнопку паузы. Убедитесь, что они уважают взрослых в своей жизни, и взрослые в их жизни будут более склонны учить их чему-то, чему они будут благодарны за возможность научиться.

6) «Иди спать нормально и мирно, чтобы твои родители могли вести личную жизнь и не возмущаться твоим существованием».   Обучение детей тому, как правильно и спокойно засыпать, само по себе является предметом разговора. И есть другие источники, которые могут описать, как это сделать правильно, лучше, чем я. Но важность этого не следует недооценивать. Вовлеките своих детей в рутину и убедитесь, что вы и ваш любимый человек можете вести личную жизнь.

7)  «Позаботьтесь о своих вещах, потому что вам нужно научиться, и потому что вам повезло, что они у вас есть». Если они выросли в мире, где им никогда не приходится брать на себя ответственность за свои вещи, и они «избалованы» до такой степени, что у них есть постоянный поток новых и лучших вещей, почему благодарность и забота должны быть приоритет? Если они что-то сломают, пусть они отработают способом, соответствующим их возрасту, до того, как это починят или до того, как они смогут получить новый. Дайте им пособие, которое они должны накопить и использовать, прежде чем они смогут купить то, что они хотят, а не просто покупать им вещи произвольно, наугад и после истерик — это приведет к бесконечным просьбам и переговорам. Покажите им видео или поделитесь с ними историями о людях, у которых меньше. Откройте им глаза на остальной мир и позвольте им понять, как им повезло действительно . Заставьте их ценить то, что у них уже есть. Недостаточно сказать им, чтобы они были благодарны. Вам нужно показать им или погрузить их в опыт, чтобы он действительно закрепился.

8) «Будьте хорошей компанией, когда происходит что-то веселое, чтобы вас пригласили повеселиться». Как можно лучше внедрите золотое правило в сознание вашего ребенка. Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе, — это так важно и важно практиковать. На вечеринках по случаю дня рождения попросите их отпраздновать день рождения мальчика или девочки так, как они хотели бы, чтобы их праздновали. Играя в игру с друзьями, убедитесь, что они играют так, как им хотелось бы, — честно и с добрыми намерениями. Разговаривая с другими детьми, убедитесь, что они говорят слова, которые хотели бы сказать им сами: комплименты, шутки, интересные вопросы и т.  д. Таким образом, в следующий раз их снова пригласят повеселиться.

9)  «Действуй так, чтобы другие люди были счастливы, что ты рядом, чтобы люди хотели, чтобы ты был рядом».   Это в значительной степени закрывает все открытые концы, оставшиеся от правил выше.


Подводя итог, Петерсон заключает, что «Ребенку, который знает эти правила, будут рады везде».   И наличие ребенка, которому рады везде, является хорошим признаком того, что ваш ребенок оптимально интегрируется в мир. Опять же, это не исчерпывающий или окончательный список. У некоторых детей есть особые потребности, а у некоторых родителей разные стили обучения — это нормально. Это должно служить основой, на которой вы можете построить и сделать ее подходящей для ваших обстоятельств. Модифицируйте и адаптируйте по своему усмотрению, но установите что-то надежное, что вам нравится, и будьте готовы применять это в 100% случаев. Это может быть одним из самых важных усилий, которые вы предпринимаете, чтобы дети в вашей жизни преуспели.


Читать далее: Как работать с трудными учащимися – активно и в 3 шага


Автор Мэтт Хоган

Основатель MoveMe Quotes. На миссии помочь вам противостоять жизни — для улучшения психического здоровья; для исцеления; для личного роста. Найдите меня в Twitter / IG / Medium. Здесь я также делюсь ежедневными наблюдениями. 🌱

Мне потребовалось 1000 часов, чтобы создать для вас эту бесплатную библиотеку. Если это помогло вам, вы можете поддержать мои постоянные усилия здесь. ☕️

Теги:Джордан Петерсон ЦитатыЦитаты о воспитании детейЦитаты о детяхЦитаты из 12 правил жизни

100 жизненных правил хорошей жизни

 

 

 

Если вы ищете правила жизни, чтобы жить хорошо, вы попали в нужное место!

 

Привет, мой друг,

Вот 100 правил для создания и жизни хорошей жизни.

Он был задуман как мудрый и практичный совет для детей и подростков, однако, на второй взгляд, я считаю, что даже взрослым было бы полезно взять на вооружение некоторые из этих полезных советов.

 

 

100 ПРАВИЛ ДЛЯ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ

 

1 Всегда будь добр

2 Постоять за себя

3 Воспринимайте неудачу как начало, а не как конец

4 Делайте сложные вещи, даже если вы не думаете, что сможете

5 Будь щедрым

6 Имейте благодарное сердце

7 Приучите себя экономить деньги, даже если у вас их немного

8 Стремитесь к постоянному совершенствованию

9 Ничего не предполагайте, все подвергайте сомнению

10 Следуй за своей мечтой

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

 

11 Относитесь ко всем, кого встречаете, так, как хотите, чтобы относились к вам

12 Научите других тому, что знаете сами

13 Поймите, что счастье зависит не от вашего имущества или власти, а от отношений с людьми, которых вы любите и уважаете

14 Верь в себя

15 Найдите время для игр

16 Часто обнимайтесь

17 Будь верным

18 Усердно работать

19 Предоставление кредита там, где кредит должен быть

20 Дайте людям больше, чем они ожидают, и делайте это с радостью

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

 

21 Прощайте себя и других

22 Не делай ничего, чем твои родители не могли бы гордиться

23 Гордись собой

24 Всегда делай все возможное

25 Скажи «Я люблю тебя»

26 Говори правду

27 Выполняйте свои обещания

28 Скажи пожалуйста и спасибо

29 Пробовать новое

30 Наслаждайтесь мелочами

 

 

31 Подробнее

32 Будь скромным

33 Верни все, что взял взаймы

34 Больше слушайте и меньше говорите

35 Быть организованным

36 Чаще улыбайся

37 Осознать и принять, что жизнь не всегда справедлива

38 Извлеките уроки из прошлого

39 План на будущее

40 Живи настоящим

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

 

41 Признавайте это, когда делаете ошибку

42 Не жалуйтесь. Сделать вещи лучше

43 Не спорь

44 Давай больше, чем берешь

45 Имейте веру

46 Молитесь

47 Делайте хотя бы одно доброе дело каждый день

48 Найдите время, чтобы побыть одному

49 Выходи замуж за правильного человека – одно это решение определит 90% вашего счастья или несчастья

50 Будьте частью решения, а не проблемы

 

 

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

51 Идти на риск

52 Большая мечта

53 Перестаньте обвинять других. Возьмите на себя ответственность за свою жизнь

54 Будь смелым и смелым

55 Никогда не сдавайся

56 Любите друг друга

57 Играть честно

58 Веселись

59 Смеяться и хихикать

60 Научись смеяться над собой

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

 

61 Делайте правильные вещи по правильным причинам

62 Не осуждай других

63 Будь собой

64 Хорошо питайтесь

65 Воспринимайте проблемы как вызовы

66 Упражнение

67 Принять то, что нельзя изменить

68 Считай свои благословения, а не свои проблемы

69 Согласен иногда не согласен

70 Доверьтесь своей интуиции

 

 

71 Не держите зла

72 Говорите хорошо о других

73 Выбирайте друзей с умом

74 Оставайтесь верными своим убеждениям

75 Никогда не сравнивайте себя с другими

76 Откажитесь от конкуренции

77 Отпустите гнев

78 Отпустить чувство вины

79 Отпустить сожаления

80 Не беспокойтесь

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

 

81 Отпустить страх

82 Обязательно отдохни

83 Пробовать новое

84 Можно плакать, когда нужно

85 Не ждите. Начать сейчас

86 Подумай, прежде чем говорить

87 Всегда делай больше, чем от тебя ожидают

88 Примириться с прошлым

89 Никогда не ожидайте, не требуйте и не предполагайте

90 Будьте терпеливы

 

ПРАВИЛА ЖИЗНИ

91 Используй свои манеры

92 Путешествуйте, когда это возможно

93 Никогда не прекращайте учиться

94 Следуй своему сердцу

95 Помните, что вас любят

96 Если вы не будете добиваться того, чего хотите, вы этого никогда не получите

97 Если не спрашивать, ответ всегда будет нет

98 Если вы не сделаете шаг вперед, вы всегда будете на одном и том же месте

99 Не парься по мелочам

100 Это все мелочи

 

 

 

 

Прежде чем ты уйдешь…

 

  • Если вам интересно, как вы можете мгновенно улучшить свою жизнь, у меня есть отличная шпаргалка  для вас.
  • Если вы хотите, чтобы я стал вашим консультантом по личной жизни, ознакомьтесь с
    МЕЧТАЮ О ТРЕНИНГОВОМ ОПЫТЕ
  • Если вы хотите резко улучшить свои родительские навыки, ознакомьтесь с СТАНЬТЕ ЛУЧШИМ РОДИТЕЛЕМ ЗА 30 ДНЕЙ.
  • Если вы хотите научиться управлять своим разумом, чтобы получать от жизни желаемые результаты, ознакомьтесь с МАСТЕР-КУРСОМ «УПРАВЛЕНИЕ РАЗУМОМ»
  • Вы можете послушать подкаст Dream Big My Friend здесь, на Spotify или через Apple Podcasts.
  • Все другие мои курсы (более 40!) можно найти здесь, в моем магазине Inspiring Life Teachable.
  • Наконец, если вы хотите оставаться на связи, не стесняйтесь присоединиться к нашему  INSPIRING LIFE TRIBE   для еженедельной дозы вдохновения. Тот факт, что вы здесь прямо сейчас, означает, что вы идеально подходите!

 

СВЯЗАННЫЕ СООБЩЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

 

Двухминутный тест на проверку реальности, который должен пройти каждый родитель
Дети не остаются молодыми вечно
10 правил воспитания, которые нужно помнить
Почему табели успеваемости — не главное и не главное в жизни
Жизнь достаточно тяжела, если вы не сделаете ее еще тяжелее для своих детей
5 лучших советов для родителей детей с особыми потребностями
Дети не остаются молодыми вечно – Воспитание замечательных детей
Выход за пределы зоны комфорта в качестве родителя
Как подарить ребенку крылья – воспитание замечательных детей
50 вопросов для детей
101 Потрясающие бизнес-идеи для детей и подростков
30 лучших советов по экономии денег для родителей, которые должен знать каждый родитель

 

Фрэнсис Видакович

Фрэнсис Видакович со степенью психолога является сертифицированным лайф-коучем для целеустремленных людей, автором более 20 книг, ведущей подкаста Dream Big My Friend и создателем курсов. Ее суперсила: превращать мам из мечтателей в деятелей. Фрэнсис была представлена ​​​​на различных платформах, включая Scary Mommy, Thrive Global, Medium и SBS Radio.

семейных правил | Создание структуры | Основы | Информация для родителей

Семейные правила помогают создать структуру. Семейное правило — это конкретное, четкое заявление о поведении, которое вы ожидаете от своего ребенка. Правила работают лучше всего, когда есть последовательность, предсказуемость и выполнение.

Почему важны семейные правила?

Семейные правила помогают детям понять, какое поведение допустимо, а какое нет. Когда дети вырастут, они окажутся в местах, где им придется следовать правилам. Соблюдение правил дома может помочь детям научиться следовать правилам в других местах. Для детей нормально нарушать правила и тестировать ограничения. Последовательное выполнение с последствиями, когда правила нарушены, поможет вашему ребенку иметь четкое представление о важности правил. Помните, маленькие дети иногда нарушают правила, потому что просто забывают. Не все нарушения правил происходят из-за того, что дети проверяют пределы. Но наши ответы должны быть одинаковыми независимо от причины нарушения правила.

Почему все члены семьи должны знать и соблюдать правила?

Чтобы семейные правила работали хорошо, каждый должен знать, понимать и соблюдать правила. Делая это, дети не получают смешанные сообщения о том, что хорошо, а что нет. Например, вы знаете, что время у экрана для маленьких детей должно быть ограничено, и вы хотите, чтобы время ужина было семейным, поэтому вы установили семейное правило, согласно которому во время ужина запрещается пользоваться экранами. Если другой опекун проверяет их телефон во время ужина, ваш ребенок может быть сбит с толку. Поведение вашего ребенка будет лучше, если все воспитатели будут одинаково поддерживать правила. Это верно для родителей, бабушек и дедушек или любых других опекунов в жизни вашего ребенка.

Как все члены семьи могут быть в курсе правил?

Есть несколько шагов, которые помогут всем членам семьи быть последовательными. Родители или опекуны могут:

  • рассказать о том, какие правила помогут их семье, и договориться, какие из них установить
  • разместить правила в доме, чтобы все могли их узнать
  • поговорите с другими взрослыми, которые заботятся о своих детях, о правилах, чтобы убедиться, что все знают, что разрешено, а что нет
  • попросить всех опекунов быть последовательными в мониторинге и соблюдении правил
  • напоминать детям о правилах, повторяя их и развешивая дома

Что такое хорошее количество семейных правил для малышей и дошкольников?

Количество установленных вами правил зависит от способности вашего ребенка понимать и запоминать. Родителям также трудно последовательно применять множество новых правил. Для маленьких детей сосредоточьтесь только на двух или трех самых важных правилах одновременно. По мере того как ваш ребенок выучивает правило и последовательно ему следует, вы можете добавлять новые правила.

Этапы создания семейных правил

Семейные правила помогают создать структуру, потому что дети знают, какое поведение допустимо, а какое нет.

Ниже приведены шаги по созданию семейных правил.

Определите и четко определите правила. Малыши и дошкольники могут выучить и запомнить только два-три правила одновременно. Попробуйте начать с одного правила, чтобы дать детям возможность узнать, как работают семейные правила, прежде чем будут добавлены другие. Семейные правила также должны быть реалистичными и соответствовать возрасту вашего ребенка. Правило должно быть чем-то, что ваш малыш и дошкольник может соблюдать.

Избегайте расплывчатых правил, таких как «быть хорошим». «Будь хорошим» включает в себя много разных вещей и может быть трудным для понимания ребенком. Более конкретное правило может звучать так: «Говори с другими так, как ты бы хотел, чтобы они разговаривали с тобой». Недопустимое поведение должно быть сформулировано в виде четкого и конкретного правила, например, «Не причинять вреда другим». Также важно указать приемлемое или желаемое поведение сразу после правила, чтобы ваш ребенок знал, какое поведение вы ожидаете. Например, если вы сказали своему ребенку: «Не причиняй вреда другим», вы можете продолжить это словами: «Ты должен держать свои руки и ноги при себе».

Примеры общих семейных правил:

  • Не причинять вреда. Держите руки и ноги при себе.
  • Не прерывать. Дождитесь своей очереди говорить.
  • В доме нельзя кричать. Используйте внутренний голос, когда говорите в доме.
  • Запрещено лазить или прыгать на мебели. Сядьте на диван или лягте на кровать.

Убедитесь, что ваш ребенок знает и понимает правила. Проверьте понимание вашего ребенка, попросив его повторить правило своими словами. Для малышей и дошкольников вам может понадобиться помочь им понять, что означают некоторые слова в правиле. Например, если действует правило «не причинять вреда другим», вам может понадобиться описать, что означает «причинение вреда». Когда ребенок впервые бьет, кусает или пинает кого-то, вам может понадобиться сказать: «Бить больно. Наше правило — не болеть. Ты должен держать себя в руках».

Малышам и дошкольникам нужно часто напоминать о правилах. Правила можно часто повторять, и вы можете размещать напоминания, например таблицы правил, в местах, где их увидит каждый. Хорошие места для размещения таблиц правил включают дверь холодильника или другую дверь, которую все используют.

Таблица семейных правил должна содержать не менее двух столбцов: правила и последствия нарушения правил. Картинки или визуальные подсказки можно использовать на диаграммах для малышей и дошкольников, потому что они не умеют читать. Нажмите здесь, чтобы создать таблицу семейных правил.

Все члены семьи должны соблюдать семейные правила, поскольку они являются «семейными». Маленькие дети обращаются к своим родителям, чтобы узнать, как себя вести. Например, если вы уважительны и слушаете других взрослых, вы можете научить своего ребенка слушать взрослых.

Когда вы видите, что ваш ребенок следует правилам, вы можете сообщить ему, что видите, как он делает правильный выбор, похвалив его.