Представитель молодежной субкультуры: Представитель молодёжной субкультуры, 4 (четыре) буквы
Если ваш подросток — представитель молодежной субкультуры
- Категория: Калейдоскоп
- Просмотров: 3251
Чтобы начать разговор о природе молодежных субкультур, для начала определимся, что же это такое.
Молодежная субкультура — это часть культуры общества, характеризующееся явными отличиями от большинства его представителей, для которой характерны свои внутренние ценности, модели поведения, стиль одежды, сленг, музыкальные предпочтения у ее молодых представителей.
Изучать молодежные субкультуры стали совсем недавно, так как явление молодежной культуры возник в период «техногенной цивилизации» и стал присущ динамическому обществу. В традиционном же обществе развитие идет медленно и поступательно, опираясь на опыт предшествующих поколений.
Молодежная культура возникает в связи с тем, что возрастает период социализации молодого человека (возросло время образования и подготовки к профессии) при том, что физиологическое созревание ребенка происходит гораздо раньше. Так, по своей психофизиологии юноша уже давно принадлежит миру взрослых, а по социальному статусу туда еще не входит. Именно такие условия и являются благоприятными для возникновения различных молодежных культур, где их суть — обретение социального статуса. На таких площадках девушки и юноши тренируются быть взрослыми, упражняются в этой роли.
В связи с тем, что семья уже не поспевает за темпами развития современной жизни, ребенок, чтобы социализироваться, отрывается от семьи и примыкает к себе подобным. Неформальные группы обеспечивают повзрослевшему ребенку социальный статус, защищая его от взрослого общества, а порой и противопоставляя себя ему. Таким современным молодежным субкультурам свойственен протест против общепринятых норм взрослого мира, его авторитетов и ценностей.
Своевременная психологическая помощь подростку поможет неокрепшей личности ребенка предотвратить попадание под влияние деструктивной молодежной группировки. Найти психолога можно в сети интернет, например, здесь www.5psy.ru
Итак, с одной стороны эти молодежные субкультуры противопоставляют себя обществу, с другой стороны, они адаптируют молодых людей к тому же самому обществу, так как юноши и девушки учатся перенимать законы общества, его порядки.
Что делать, если подросток попал под влияние деструктивной субкультуры?
Надо понимать, что основная возрастная особенность подростка — это становление своего «Я» и стремление отделиться от взрослых. Авторитет взрослых уже не играет большую роль для ребенка как раньше, для него гораздо авторитетней является мнение сверстника.
Поэтому «вырвать» ребенка из опасной группировки давлением вряд ли получится, напротив, это может родить бурю ответного сопротивления и бунта.
Найти общий язык со взрослеющим ребенком можно, но только если у него есть право голоса, и общение проходит в условиях взаимного уважения и понимания. Только уважением и принятием точки зрения ребенка мы учим его тому, что его мнение важно, что он сам может принимать решение, что он сам ответственен за свою жизнь.
Уверенность в том, что его мнение авторитетно, и что он сам является ценностью, поможет ребенку отстоять свое мнение, свой взгляд на мир в среде сверстников и не перенимать чужие системы ценностей.
«70% молодых людей участвуют в субкультурах»
Почитай
😍 Нравится Янгспейс?
- Подпишись на Телеграм: t.me/youngspacemag
- Вступи в группу ВКонтакте: vk.com/youngspacemag
- Подпишись на канал в Дзене: https://dzen.ru/youngspace.ru
Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге завершил трехлетний проект по изучению молодежных культурных сцен в российских городах. По этому поводу директор центра Елены Омельченко дала интервью «Огоньку».
Здесь и далее беседу ведет Ольга Филина.
— Вы изучали молодежные «культурные сцены» в российских городах — это потому что единой «сцены» нет? Молодежные субкультуры фрагментированы?
— Это потому, что общая «картина по больнице» в случае с молодежными объединениями мало о чем говорит. Наш проект, поддержанный РНФ (Российский научный фонд.— «О»), предполагал комбинирование различных исследовательских методов. Мы выбрали четыре города с разной композицией этнических групп и политгеографическим положением: Санкт-Петербург, Ульяновск, Казань и Махачкалу. Сначала провели там количественный опрос учащихся колледжей, техникумов и университетов — всего 3200 респондентов, по 800 человек в каждом городе. Потом устроили в этих городах 16 фокус-групп и дополнили их 120 глубинными интервью с представителями молодежных субкультур. Завершили все 8 кейс-исследованиями «в поле»: когда наши молодые сотрудники центра внедрялись в то или иное сообщество (при его согласии) и проводили там от месяца до двух, протоколируя наблюдения.
— И каков ваш главный вывод?
Первое и самое яркое впечатление: российская молодежь массово включена в субкультурные группы, движения и инициативы. Если раньше мы говорили о «субкультурном меньшинстве», которое разделяет какие-то общие увлечения, то сейчас, видимо, придется вводить термин «субкультурное большинство».
По всем четырем городам порядка 70-75 процентов молодых людей непосредственно участвуют в той или иной субкультуре, еще у 20 процентов есть друзья, включенные в молодежные сообщества, и только 7 процентов наших опрошенных совсем ничего не знают о молодежных солидарностях и ни с кем не связаны. Разнообразие субкультур при этом колоссально. Мы начинали наш опрос с 25 наименований, но в ходе фокус-групп респонденты расширили итоговый список до 38.
Ульяновск | Санкт-Петербург | Казань | Махачкала | |
Я лично вхожу в какое-либо молодежное сообщество, субкультуру | 53,9 | 75,8 | 72,5 | 74,5 |
Мои друзья входят в какое-либо молодежное сообщество, субкультуру | 39,3 | 22,6 | 24,4 | 20,5 |
Ни я, ни мои друзья не входят ни в какое молодежное сообщество, субкультуру | 6,8 | 1,6 | 3,1 | 5,0 |
— В разных городах субкультуры разные?
— Да, они представлены в разных конфигурациях, многие общие, даже глобальные увлечения в регионах приобретают местный, этноконфессиональный колорит. Скажем, в Казани рэп — не просто рэп, а татарский рэп, на национальном языке. В этом смысле количественный опрос стоит использовать как некий фон, на котором более выпукло видны специфические для того или иного города тренды. При этом парадоксальным образом оказалось, что по профилю молодежь Казани ближе к молодежи Питера, а молодежь Махачкалы — к молодежи Ульяновска. То есть, скажем, религиозный или этнический фактор не является определяющим при формировании молодежных увлечений в том или ином городе.
— Вы хотите сказать, что религиозные или этнические сообщества не пользуются спросом у молодежи?
— Пользуются, но определяют не все. На самом деле мы обнаружили большую вовлеченность молодежи в религиозные субкультуры: как околоправославные, так и промусульманские. Скажем, в Махачкале «активных мусульман», как было сказано в нашей анкете, порядка 20 процентов, в Казани — около 7. Это если судить по ответам на прямой жесткий вопрос. Но различия религиозных и этнических традиций считываются и по ответам на другие вопросы анкет, скажем, про предпочтение различных ценностей: гендерного равенства или патриархата, сексуальной свободы или сексуального контроля и так далее. Очевидно, что наиболее патриархальный гендерный режим проявился в Махачкале, а наименее патриархальный — в Питере. Но внутри самих сообществ определение ценностей и их набор более сложный, более подвижный.
— Какие сообщества и солидарности выходят сегодня в российских городах на первый план? Есть ли что-то общее?
— В принципе, можно ранжировать молодежные субкультуры по количеству их участников и распространенности. На первом месте окажутся, конечно, сообщества, построенные вокруг различных практик здорового образа жизни. В молодежной среде в тренде своеобразный аскетизм:
- Не есть тех или иных продуктов, не пользоваться теми или иными «вредными» гаджетами, контролировать свои привычки и потребительские предпочтения.
- Второе место — за спортивными субкультурами, будь то любители воркаута, паркурщики или «фитоняши» (девушки, выкладывающие свои отчеты о фитнес-успехах в Сеть для общего обсуждения).
- Третья строчка — за волонтерами (колоссальная популярность поискового движения, например, наблюдается в Казани).
— Перечисленные вами сообщества не назовешь субкультурами в традиционном смысле: они не кажутся ярко выраженными, контркультурными по отношению к обыденному социальному порядку…
— Классические субкультуры, к которым можно отнести готов, эмо, граффитистов, панков, скинхедов, ушли в маргинальный сектор. Молодежь в целом живет уже другими ценностями и объединяется по другим принципам, и поэтому мы, в частности, стараемся искать альтернативы самому термину «субкультура». Нужно понимать, что субкультуры имеют классовое происхождение: они заявили о себе в 60-е годы в Европе как протест молодежи против классовой принадлежности своих родителей, навязанной молодежи «в наследство». Отсюда эпатажный вид, провокативный образ жизни, отсюда же — политизированность.
— Вы упомянули о 38 названиях современных молодежных сообществ. Можете привести примеры?
— Почти в каждом городе есть что-то свое, специфическое. Скажем, в Махачкале очень популярны турникмены (те, кто занимается на дворовых спортплощадках), бэпэанщики (БПАН — аббревиатура от словосочетания «без посадки авто нет»: люди, занижающие клиренс российского автомобиля, чтобы он выглядел как иностранный). Веганы часто придумывают себе различные «растительные» названия, помимо «фитоняш» есть еще несколько других «няш»… Чтобы понять, чем реально живут молодежные объединения, могу сказать, какие субкультуры мы изучали методом «включенного наблюдения» в каждом городе. Скажем, в Махачкале это были культуры воркаута и аниме, в Казани — поисковики и татарский рэп, в Ульяновске — волонтеры и инстаграм-няши, в Питере — готы и веганы.
— Напрашивается вопрос: не является ли контркультурым по отношению к местным порядкам сообщество аниме в Махачкале?
— Оно себя таковым не считает и не позиционирует: открыто проводит свои фестивали, приглашает всех к участию. Мы спрашивали молодежь о ее патриотических настроениях, в частности, предлагая выбрать, что для нее важнее: патриотизм или космополитизм. Могу заметить, что большинство нашей молодежи — патриоты. Только понимают они его по-разному. Скажем, в воркауте патриотизм замешан на любви к своей региональной идентичности, данной с рождения (причем активно подчеркивается, что региональная идентичность выше этнической: неважно, кто ты по крови, важно, что ты из Дагестана). Это демонстрирует некое уважение к отечеству, к республике. Но и анимешники тоже патриоты. Только у них выражено желание сделать республику более открытой, включенной в глобальный контекст. Или, скажем, татарский рэп — это ведь очевидная смесь космополитизма и патриотизма. В этой субкультуре есть и своя доля протеста: против принижения «национальных языков», которые в обыденном сознании могут восприниматься как «деревенские и отсталые». Так что сообщества, демонстрируя свой патриотизм, становятся способны и на резкие высказывания. Иными словами, лики патриотизма в молодежной среде очень разные, в частности, поэтому очень опасно предлагать «универсальные методы», и тем более единый закон, объясняющие нам, как любить родину.
— Инстаграм-няши тоже патриоты и проникнуты гражданской ответственностью?
— Во всяком случае, у них высок уровень солидарности. Если говорить о гражданственности не только с позиций торжественного стиля, но и как о живой потребности участия, включенности в социальную ткань, то эта потребность у девушек есть. Для них площадка инстаграм — это определенное место встречи, вырабатывающее свои правила и нормы поведения, практики ухаживания за собой, стандарты семейной и сексуальной жизни, карьерные стереотипы. Девушки, начав общение онлайн, потом встречаются офлайн, образуют сетевые сообщества. Пусть это не «прорывная» субкультура, но это важная для регионального города солидарность. Существенно, что девушки, равно как и представители других молодежных субкультур, сами соглашались впустить нашего «включенного наблюдателя» на свои собрания — для них было важно развеять свой «дурной» или упрощенный имидж, вписать себя в современное российское общество. И в этом смысле молодежь сейчас очень открыта для общения и вполне «системна»: не понять ее, а тем более поссориться с ней было бы глупостью.
Включенность российской молодежи в субкультуры и молодежные культурные сцены
[su_row][su_column size=»1/2″ center=»no» class=»»]
Ульяновск
- Геймеры 19,1%
- Велолюбители 18,4%
- Любители настольных игр 16,9%
- Футбольные фанаты 10,9%
- БПАН 6,8%
- Турникмены, воркаут 6,1%
- Аниме фанаты 6,0%
- Гики (geeks) 4,8%
- Хип-хоперы, рэперы и R&B 4,8%
- Рокеры 4,3%
Санкт-Петербург
- Геймеры 19,9%
- Велолюбители 28,4%
- Любители настольных игр 32,3%
- Футбольные фанаты 12,3%
- Турникмены, воркаут 6,5%
- Аниме фанаты 10,0%
- Гики (geeks) 9,5%
- Хип-хоперы, рэперы и R&B 5,8%
- Рокеры 11,7%
- Роллеры 8,7%
[/su_column] [su_column size=»1/2″ center=»no» class=»»]
Казань
- Геймеры 8,8%
- Велолюбители 22,8%
- Любители настольных игр 11,8%
- Футбольные фанаты 12,6%
- БПАН 5,5%
- Турникмены, воркаут 7,9%
- Аниме фанаты 7,3%
- Рокеры 5,8%
- ЗОЖ-сообщество 38,6%
- Волонтеры 21,6%
Махачкала
- Геймеры 15,6%
- Велолюбители 15,7%
- Любители настольных игр 18,3%
- Футбольные фанаты 25,9%
- БПАН 7,2%
- Турникмены, воркаут 20,1%
- Аниме фанаты 6,6%
- Активные мусульмане 18,5%
- ЗОЖ-сообщество 17,4%
- Волонтеры 24,4%
[/su_column][/su_row]
Источник: Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ СПб, 2017 год
Публикации автора:
Что нового?
Новости по теме
А это видели?
Тем временем, на главной:
Новости
Как молодые люди находят радость и цель
- The Youth Lab
- Events
- Youth Culture Uncovered
На этой неделе Youth Lab поделилась с переполненной аудиторией в штаб-квартире THINKHOUSE своим шестым выпуском Youth Culture Uncovered; ежегодная информационная программа, исследующая гипотезу «каково быть молодым сегодня», спрашивая, «находят ли и как 16-35-летние подростки радость и цель в эпоху пермакризиса (период продолжительной нестабильности и отсутствие безопасности, часто после ряда катастрофических событий)?».
На этой неделе выпуск 52INSIGHTS подводит итоги мероприятия и содержит свежие количественные данные, представляющие ирландскую молодежь (500 опрошенных в возрасте от 16 до 35 лет), культурно значимые идеи от экспертов со всей Европы и множество вдохновляющих идей. от его молодежи и участников фестиваля. Читайте о важных уроках, которые бренды и компании могут извлечь, чтобы привнести больше радости и смысла в жизнь молодых людей.
|
|