Преобладающее чувство вины у подростков басса дарки: Опросник Басса-Дарки

К вопросу о выборе младшими школьниками стратегии поведения в конфликтах с одноклассниками

Аннотация. В статье рассматриваются причины возникновения межличностных конфликтов у младших школьников. На основе анализа данных теста-опросника Томаса-Килменна и опросника Басса-Дарки, проведенных с учениками третьего класса, описаны наиболее характерные для испытуемых данной выборки виды реакций на возникновение конфликта и стратегии поведения в конфликте.

Ключевые слова: младший школьный возраст, межличностный конфликт, конфликтность, агрессия, стратегии поведения в конфликте.

В настоящее время проблема конфликта в научном сообществе становится особенно актуальной, что в немалой степени объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. На первый взгляд, младшие школьники, дети 7-10 лет, в большинстве своем пока еще не испытывают достаточных предпосылок для таких деструктивных эмоциональных проявлений, как конфликты и агрессия. Но при более внимательном изучении вопроса становится очевидным, что младшие школьники имеют ряд психологических и поведенческих особенностей, обусловленных в первую очередь кризисом семилетнего возраста, вхождением в новую социальную роль школьника, добавлением новых обязанностей, преобразованию ведущей деятельности с игровой на учебную.

Младшие школьники регулярно сталкиваются с трудностями в общении с родителями, учителями, и, конечно, со сверстниками, в связи с чем наиболее распространенным типом конфликта является межличностный. По определению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, межличностный конфликт – это открытое столкновение, противоборство двух или более индивидов, вызванное несогласованностью и несовместимостью их мотивов, целей и интересов [1, с. 17]. Наиболее распространенными в младшем школьном возрасте являются межличностные конфликты лидерства, борьбы группировок, травли непопулярного ученика, а также конфликты из-за желания самоутвердиться за счет другого, конфликты на почве личной неприязни или конкуренции.

Психологи К. Томас и Р. Килменн выделяют пять наиболее распространенных стратегий поведения младших школьников в конфликте.

Соперничество. Следуя этой стратегии, ребенок старается любой ценой добиться желаемого: идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами второй стороны конфликта, не дорожит сохранением отношений с ней. Действует целенаправленно, напористо, иногда агрессивно отстаивает собственную позицию.

Компромисс. В этом случае конфликтующие школьники идут на взаимные уступки. Компромисс преследует две цели: разрешение конфликта и сохранение отношений. Ни одна сторона не останется в проигрыше, но и достижения своих интересов и потребностей не достигаются в полной мере.

Избегание. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от прямого столкновения, жертвуя как своими интересами, так и интересами партнера. Стратегия малопродуктивна, но при несущественных разногласиях может считаться приемлемой.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказываясь добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия неоднозначна и может быть весьма деструктивной, если ребенок не умеет или боится отстаивать свои интересы, вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Но бывает и так, что ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя социальную зрелость.
Сотрудничество. Следуя этой стратегии, стороны конфликта стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия,

направленные на максимально полное удовлетворение интересов участников конфликта при сохранении взаимоуважения. Сотрудничество является самой продуктивной стратегией поведения в конфликтной ситуации. Если в поиске компромисса участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то, сотрудничая, участники стараются добиться максимального взаимного выигрыша.

Свойство личности, отражающее частоту вступления человека в межличностные конфликты, называется конфликтностью. У детей младшего школьного возраста ее уровень обычно связывают с уровнем самокритичности ребенка, жесткости требований, которые он предъявляет к себе. Конфликтные проявления могут служить ребенку формой самозащиты в проблемной ситуации, возникшей в общении, в игровой или учебной деятельности. Форма и частота конфликтных проявлений ребенка младшего школьного возраста зависят от множества факторов, среди которых можно выделить особенности организации учебной деятельности, уровень успешности учебной деятельности школьника, уровень сформированности коммуникативных навыков и другие психологические особенности.

Чтобы определить, какую стратегию поведения в конфликте младшие школьники предпочитают остальным, было проведено эмпирическое исследование. Ученикам 3 класса были предложены две методики. Первая – опросник Басса-Дарки, предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Вторая – тест-опросник Томаса-Килменна на определение стратегии поведения в конфликте. Создавая свой опросник, психологи А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  3. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  4. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  5. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  6. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  7. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Целью диагностики было выявление преобладающего типа агрессии и наиболее распространенной стратегии поведения в конфликте у младших школьников.

По результатам диагностики 24 учащихся, у 28 % испытуемых преобладающей враждебной реакцией является обида, у 15 % – физическая агрессия, также у 15 % – вербальная агрессия, у 14 % – раздражение, у 12 % – косвенная агрессия, у 10 % – негативизм, у 6 % – подозрительность.

Результаты методики наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты опросника Басса-Дарки

Тест-опросник Томаса-Килменна дал следующие результаты: 36 % опрошенных выбирают стратегию противоборства, 24 % избегают конфликта, 20 % пытаются прийти к компромиссу, 10 % идут на уступки, 10 % стремятся к сотрудничеству. Результаты наглядно представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты теста-опросника Томаса-Килменна

Таким образом, можно сделать вывод, что преобладающей враждебной реакцией на конфликтную ситуацию у учеников данного класса является обида. И обидчиком, и обиженным чаще всего выступают сами дети. В подавляющем большинстве случаев младшие школьники эмоционально воспринимают себя обиженными: практически это означает, что каждый из участников столкновения считает виноватым другого, из этого вытекает отказ от попыток конструктивного разрешения конфликта, достижения хотя бы компромисса.

На втором месте по частоте проявления оказались физическая и вербальная агрессия. В конфликтных ситуациях респонденты, в своем большинстве, предпочитают стратегию противоборства, но иногда стараются избежать конфликта и использовать стратегию компромисса или уступки.

Из этого можно сделать вывод о необходимости работы над коммуникативным контролем учащихся, саморегуляцией, снижением конфликтности и агрессии путем проведения специальных мероприятий и профилактической работы. Одним из направлений профилактической работы по снижению конфликтности выступает развитие у третьеклассников следующих личностных качеств: «преобладающее веселое настроение, доброта, умение сдержать обещание» [5, с. 70].

На педагогов, родителей и психологов ложится задача формирования конфликтологической компетентности младших школьников, культуры разрешения конфликтов. Один из методов – знакомство школьников с более эффективными и конструктивными стратегиями поведения в конфликте, такими как сотрудничество и компромисс.

Concerning the behavior strategies chosen by the junior schoolchildren in conflicts with classmates

V. V. Shchepalina,
undergraduate, GAOU VO MGPU, Moscow

Research supervisor: Travinova Galina Nikolaevna, candidate of psychological sciences, associate professor Instituta of pedagogics and psychology of formation of GAOU VO MGPU

Annotation: the article examines the reasons of emergence of interpersonal conflicts among the age group of the junior schoolchildren. Based on the data of the survey conducted on a group of the third-grade children on the basis of the Thomas-Kilmann Conflict Mode Questionnaire and Buss-Durkey Inventory, the author describes the most common behavior strategies and types of response to conflict situations among the test subjects.

Keywords: junior schoolchildren, interpersonal conflict, conflictness, aggression, behavior strategies in conflict situations.


  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: Валдос, 2003. 208 с.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер. 2008. 538 с.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. М.: Российское педагогическое агентство. 2005. 340 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. М.: Инфра. 2008. 493 с.
  5. Травинова Г.Н. Детерминанты межличностных взаимоотношений первоклассников с разным уровнем интеллекта//Актуальные проблемы психологического знания. 2017. №1 (42). С.67-71.
  1. Anczupov A.Ya. Profilaktika konfliktov v shkol’nom kollektive. / A.Ya. Anczupov, A.I. Shipilov. M.: Valdos, 2003. 208 pages.
  2. Grishina N.V. Psixologiya konflikta / N.V. Grishina. M.; SPb.; N. Novgorod i dr.: Piter, 2008. 538 pages.
  3. Zhuravlev V.I. Osnovy’ pedagogicheskoj konfliktologii / V.I. Zhuravlev. M.: Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo, 2005. 340 pages.
  4. Muxina V.S. Vozrastnaya psixologiya / V.S. Muxina. M.: Infra. 2008. 493 pages.
  5. Travinova G. N. Determinanty’ mezhlichnostny’x vzaimootnoshenij pervoklassnikov s razny’m urovnem intellekta//Aktual’ny’e problemy’ psixologicheskogo znaniya. 2017. №1 (42). Page 67-71.

Влияние акцентуаций характера на проявление агрессивности в подростковом возрасте

Введение

Актуальность темы исследования. Напряженная, неустойчивая социально-политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность [1]. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте.

Проблема агрессивности подростков затрагивает все общество в целом, вызывала и вызывает глубокое беспокойство среди родителей, психологов, педагогов, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Так как, во-первых, агрессия является неотъемлемой частью динамической характеристики активности и адаптивности человека. Во-вторых, личность в социальном плане должна обладать определенной степенью агрессивности. В норме она может оказываться социально приемлемым и даже необходимым качеством. В противном случае, это приводит к ведомости, конформности, подавленности, пассивности поведения, особенно в подростковом возрасте [2].

Проблеме агрессивности личности в целом и учащихся в частности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии. Изучением подростковой агрессивности занимались А. Бандура, Р. Вельдер, О. В. Гордякова, Н. А. Дубинко, З. А. Зимелева, А. В. Котов, Л. М. Семенюк, И. А. Фурманов.

Как отмечает О. В. Хухлаева, самым сложным и самым значимым периодом в онтогенезе человека является подростковый возраст. Этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и, таким образом, оказываются нереализованными [3].

Современные исследования направлены на изучение особенностей агрессии на уровне её индивидуальных и межличностных проявлений (Ф. Риман, К. Наранхо, А.А. Рояк, К. Хорни). Осуществляются попытки выявления связи агрессивных тенденций в поведении человека с системой господствующих социально-культурных ценностей и стереотипов (Э.В. Матюхина, С.Г. Пилецкий, Н.В. Козловская, П. Поппер, Й. Раншбург, Х.

1 Теоретические основы изучения влияния акцентуаций характера на проявление агрессивности в подростковой возрасте

1.1 Понятие и особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 14–15 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь [4, с. 90].

В этот период происходит бурная физиологическая перестройка организма и интенсивное половое созревание. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Это приводит к тому, что эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания [5, с. 151].

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения.

Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является формирование личности подростка, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности. Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития, специфика которой заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость. Избавление от родительской опеки проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений. Семья, школа и сверстники подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл [6, с. 116].

Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки, постепенное вхождение в группу сверстников [4, с. 104].

Важным этапом развития психики, который приходится на подростковый возраст, является осознание своей индивидуальности, становление устойчивого образа собственного «Я», то есть формирование самосознания.

Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости (отношение подростка к себе как взрослому). Это особая форма

2 Эмпирическое исследование влияния акцентуаций характера на проявление агрессивности в подростковой возрасте

2. 1 Характеристика выборки, инструментария и процедуры исследования

База исследования: исследование проводилось на базе «Средняя школа № 47 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 40 учащихся 10-11-ых классов в возрасте 15-17 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.

Цель эмпирического исследования: выявить влияние акцентуаций характера на проявление агрессивности в подростковой возрасте.

Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:

1) выявить акцентуации характера у подростков;

2) определить проявления агрессивности у подростков;

3) установить взаимосвязь между акцентуациями характера и проявлениями агрессивности у подростков.

Гипотеза исследования: типы акцентуаций характера оказывают влияние на проявление агрессивности у подростков.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методики, методы математической статистики.

В ходе исследования использовались следующие методики:

1. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко [26]. Назначение методики: определение в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы. С помощью опросника могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный (эмоционально-лабильный), астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

2. Опросник агрессивности Басса – Дарки [24, с. 159]. Назначение методики: выявление уровня агрессивности, а также агрессивных реакций личности. Опросник позволяет оценить агрессивность как свойство личности, и агрессию, как акт поведения. Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальаня агрессия, чувство вины.

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев) [27]. Назначение теста: методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик. Шкалы методики: вспыльчивость,

Заключение

Теоретический анализ литературы показал, что подростковый возраст – это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 14–15 лет). Психологическими особенностями подросткового возраста является развитие самосознания, формирование рефлексии, самооценки. Подросток стремиться к самоутверждению своей самостоятельности и индивидуальности через трудности во взаимоотношениях со взрослыми, негативизм, упрямство, протест против диктата взрослых. Подростковый возраст – период эмансипации ребенка от родителей, т.е. освобождения от зависимости от родителей, повышенной конфликтности в отношениях с родителями.

Общей функций и школьного, и семейного воспитания является воспитательная функция. Воспитательная функция семьи – это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости; а школы – это создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования. Успешная социализация, а также самореализация подростка возможна только при условии совместной деятельности педагогов и родителей.

Стиль семейного воспитание как характерный способ отношения родителей к ребенку, применяющий определенные средства и методы педагогического воздействия, который выражается в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия, оказывает влияние на на формирование черт характера и продуктивность учебной деятельности школьников. Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, является интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. Определенный стиль семейного воспитания предполагает особого рода требования, которые предъявляются подростку, что отражается на его учебной деятельности.

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена и возрастными, и гендерными особенностями. Агрессивность у детей старшего дошкольного возраста обычно проявляется внешне. Мальчики дошкольного возраста склонны к применение физической агрессии, а девочки – к вербальной. В подростковом возрасте наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек – к прямой вербальной и к косвенной вербальной формам агрессии.

В результате эмпирического исследования влияния акцентуаций характера на проявление агрессивности в подростковой возрасте установлено: 

1 Любякин, А.А. Особенности проявления агрессивного поведения у юношей и девушек / А.А. Любякин, Н. А. Позднякова // Психология. – 2011. – № 4. – С. 7-14.

2 Каневская, Ж.О. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности / Ж. О. Каневская, Л.С. Кириллова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 42. – С. 7-11.

3 Хухлаева, О. В. Психология подростка / О. В. Хухлаева. – М. : Владос, 2008. – 313 с.

4 Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

5 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 144 с.

6 Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст / Х. Ремшмидт. – М.: Мир, 1994. – 319 с.

7 Агибалова, Н.И. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и волевых качеств подростков / Н.И. Агибалова, В.В. Онуфриева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 37. – С. 7-11.

8 Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 439 с.

9 Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. – 2007. – № 3 (55). – С. 107-110.

10 Сорокина, А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. – Уфа: Рассвет, 1996. – 130 с.

11 Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2010. – № 4, Т. 18. – С. 84-90.

12 Наконечная, О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков / О.В. Наконечная. – М.: Просвет, 2010. – 236 с.

13 Генварева, Ю.А. Самореализация подростка в системе взаимодействия семьи и школы / Ю.А. Генварева // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 323. – С. 312-315.

14 Кулик, Л.А. Семейное воспитание: учебное пособие / Л.А. Кулик. – М.: Просвещение, 2003. – 175 с.

15 Слепцова, С.А. Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми / С.А. Слепцова // Молодой ученый. – 2010. – № 5. – Т.2. – С. 143–145.

16 Дадова, З.И. Роль школы в социализации подростков / З.И. Дадова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 17. – С. 199-201.

17 Иванова, Е.А. Семейное воспитание как средство предупреждения правонарушений несовершеннолетних подростков: автореф. дис … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Иванова. – Карачевск: КЧГУ, 2004. – 19 с.

18 Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198-200.

19 Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1969. – 424 с.

20 Леонгард, К. Акцентуированные личности / пер. В.М. Лещинской. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 541 с.

21 Личко, А.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 426 с.

22 Жилина, Е.В. Акцентуации характера в структуре интегральной индивидуальности / Е.В. Жилина // Известия РГПУ. – 2008. – № 61. – С. 394-399.

23 Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.

24 Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.

25 Нурмухаметова, И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика ее проявлений / И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Галяутдинова // Вестник Башкирского ун-а. – 2010. – № 4, Т. 15. – С. 1326-1329.

26 Иванов, Н.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: методическое пособие / Н.Я. Иванов, А.Е. Личко. – М.: Фолиум, 1995. – 64 с.

27 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С.142-146.

Стыд и склонность к вине у подростков: взаимодействие генов и окружающей среды

1. Мурис П., Мистерс К. (2014) Маленький или большой в глазах другого: о психопатологии развития самосознательных эмоций, таких как стыд, вина и гордость. Clin Child Fam Psychol Rev 17: 19–40. 10.1007/с10567-013-0137-з [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. Тангни Дж. П., Трейси Дж. Л. (2012) Застенчивые эмоции В: Лири М. , Тангни Дж. П., редакторы. Справочник о себе и личности. 2-е изд. Нью-Йорк: Гилфорд; стр. 446–478. [Академия Google]

3. Tangney JP (1996) Концептуальные и методологические вопросы оценки стыда и вины. Behav Res Ther 34: 741–754. [PubMed] [Google Scholar]

4. Льюис Х.Б. (1971) Стыд и вина при неврозе Нью-Йорк: Издательство международных университетов. [PubMed] [Google Scholar]

5. Лагаттута К.Х., Томпсон Р.А. (2007) Развитие самосознательных эмоций В: Трейси Дж.Л., Робинс Р.В., Тангни Дж.П., редакторы. Самосознательные эмоции: теория и исследования Нью-Йорк: Гилфорд; стр. 91–113. [Google Scholar]

6. Льюис М. (2007) Самосознательное эмоциональное развитие В: Трейси Дж. Л., Робинс Р. В., Тангни Дж. П., редакторы. Самосознательные эмоции: теория и исследования Нью-Йорк: Гилфорд; стр. 134–149. [Google Scholar]

7. Орт У., Робинс Р.В., Сото С.Дж. (2010) Отслеживание траектории стыда, вины и гордости на протяжении всей жизни. J Pers Soc Psychol 99: 1061–1071. 10.1037/а0021342 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Лири М.Р. (2004) Копаем глубже: фундаментальная природа «самосознательных» эмоций. Психологический запрос 15: 129–131. [Google Scholar]

9. Граццани Гавацци, Орнаги В., Антониотти К. (2011) Детские и подростковые рассказы о вине: антецеденты и ментализация. EUR J Dev Psychol 8: 311–330 [Google Scholar]

10. Олтхоф Т., Фергюсон Т., Блумерс Э., Дейдж М. (2004) Предпосылки детской вины и стыда, связанные с моралью и идентичностью, в событиях, связанных с физическим заболеванием. Знать Эмо 18: 383–404. [Google Scholar]

11. Блейкмор С.Дж., Миллс К.Л. (2014) Является ли подростковый возраст чувствительным периодом для социокультурной обработки? Анну Рев Психол 65: 187–207. 10.1146/annurev-psych-010213-115202 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

12. Вестенберг П.М., Древес М.Дж., Годхарт А.В., Зибелинк Б.М., Трефферс П.Д. (2004)Анализ развития самооценки страхов в позднем детстве и середине подросткового возраста: рост социально-оценочных страхов? J Детская психологическая психиатрия 45: 481–495. [PubMed] [Google Scholar]

13. Рэнкин Дж.Л., Лейн Д.Дж., Гиббонс Ф.Х., Джеррард М. (2004)Подростковое самосознание: продольные возрастные изменения и гендерные различия в двух когортах. Джей Рес Адолеск 14: 1–21. [Google Scholar]

14. Somerville LH, Jones RM, Ruberry EJ, Dyke JP, Glover G, Casey BJ (2013) Медиальная префронтальная кора и появление самосознательных эмоций в подростковом возрасте. Психология 24: 1554–1562. 10.1177/0956797613475633 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. де Хоге И.Е., Зеленберг М., Брейгельманс С.М. (2007) Моральные чувства и сотрудничество: дифференциальное влияние стыда и вины. Знать Эмо 21: 1025–1042. [Google Scholar]

16. de Hooge IE, Zeelenberg M, Breugelmans SM (2008) Восстановить и защитить мотивацию после стыда. Знать Эмо 24: 111–127. [Google Scholar]

17. Ликель Б., Кушлев К., Савалей В., Матта С., Шмадер Т. (2014) Стыд и мотивация изменить себя. Эмоция 14: 1049–1061. 10.1037/а0038235 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Робертс В., Стрейер Дж., Денхэм С. (2014) Эмпатия, гнев, вина: эмоции и просоциальное поведение. Может ли J Behav Sci 46: 465–474. [Google Scholar]

19. Roos S, Hodges EV, Salmivalli C (2014) Предсказывают ли склонность к вине и стыду по-разному просоциальное, агрессивное и замкнутое поведение в раннем подростковом возрасте? Дев Психол 50: 941–946. 10.1037/а0033904 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Стювиг Дж., Тангни Дж. П., Кендалл С., Фолк Дж. Б., Мейер К. Р., Диринг Р. Л. (2015) Склонность детей к стыду и вине предсказывает рискованное и противоправное поведение в юношеском возрасте. Детская психиатрия Хум Дев 46: 217–227. 10.1007/с10578-014-0467-1 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Миллс RSL (2005) Подведение итогов литературы о стыде, посвященной развитию. Дев Rev 25: 26–63. [Google Scholar]

22. Tangney JP, Stuewig J, Mashek DJ (2007) Моральные эмоции и моральное поведение. Анну Рев Психол 58: 345–372. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

23. Ferguson TJ, Stegge H, Eyre HL, Vollmer R, Ashbaker M (2000) Эффекты контекста и (неправильный) адаптивный характер чувства вины и стыда у детей. Genet Soc Gen Psychol Monogr 126: 319–345. [PubMed] [Академия Google]

24. Уэбб М., Хейслер Д., Колл С., Чикеринг С.А., Колберн Т.А. (2007)Стыд, вина, симптомы депрессии и сообщения о жестоком психологическом обращении в анамнезе. Жестокое обращение с детьми 31: 1143–1153. [PubMed] [Google Scholar]

25. Луби Дж., Белден А., Салливан Дж., Хайен Р., Маккадни А., Спицнагель Э. (2009) Стыд и вина в дошкольной депрессии: доказательства повышения самосознательных эмоций при депрессии уже в возрасте 3 лет. J Детская психологическая психиатрия 50: 1156–1166. 10.1111/j.1469-7610.2009.02077.x [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Тилман-Осборн С., Коул Д.А., Фелтон Дж.В. (2012)Неуместная и чрезмерная вина: инструментальная проверка и различия в развитии в отношении депрессии. J Abnorm Child Psychol 40: 607–620. 10.1007/s10802-011-9591-6 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Бриггс-Гоуэн М.Дж., Картер А.С., Кларк Р., Августин М., Маккарти К.Дж., Форд Д.Д. (2010) Воздействие потенциально травмирующих событий в раннем детстве: дифференциальные связи с возникающей психопатологией. J Детская психологическая психиатрия 51: 1132–1140. 10.1111/j.1469-7610.2010.02256.х [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Mongillo EA, Briggs-Gowan M, Ford JD, Carter AS (2009)Влияние травмирующих жизненных событий на группу детей ясельного возраста. J Abnorm Child Psychol 37: 455–468. 10.1007/s10802-008-9283-z [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Флетчер К.Е. (2011) Понимание и оценка травмирующих реакций вины, стыда и гнева у детей, подростков и молодых людей. Журнал детских и подростковых травм 4: 339–360. [Google Scholar]

30. Эндрюс Б. (1995) Телесный стыд как посредник между жестоким обращением и депрессией. J Abnorm Psychol 104: 277–285. [PubMed] [Google Scholar]

31. Эндрюс Б., Брюин Ч.Р., Роуз С., Кирк М. (2000)Прогнозирование симптомов посттравматического стрессового расстройства у жертв насильственных преступлений: роль стыда, гнева и жестокого обращения в детстве. J Abnorm Psychol 109: 69–73. [PubMed] [Google Scholar]

32. Feiring C, Taska L, Chen K (2002) Попытка понять, почему происходят ужасные вещи: атрибуция, стыд и развитие симптомов после сексуального насилия. Жестокое обращение с детьми 7: 26–41. [PubMed] [Академия Google]

33. Фейринг С., Таска Л., Льюис М. (2002) Корректировка после обнаружения сексуального насилия: роль стыда и атрибутивного стиля. Дев Психол 38: 79–92. [PubMed] [Google Scholar]

34. Беннетт Д.С., Салливан М.В., Льюис М. (2010)Безнадзорные дети, склонность к стыду и симптомы депрессии. Жестокое обращение с детьми 15: 305–314. 10.1177/1077559510379634 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Классон К., Солберг С. (2002) Внутренний стыд и ранние взаимодействия, характеризующиеся безразличием, отказом и отвержением: повторные выводы. Клин Психол Психотер 9: 277–284. [Google Scholar]

36. Миллс Р.С., Гастингс П.Д., Сербин Л.А., Стэк Д.М., Абела Дж.Р., Арбо К.А. и др. (2015) Депрессогенное мышление и склонность к стыду в развитии проблем интернализации. Детская психиатрия Хум Дев 46: 194–208. 10.1007/с10578-013-0416-4 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Stuewig J, McCloskey LA (2005)Связь жестокого обращения с детьми со стыдом и виной среди подростков: психологические пути к депрессии и правонарушениям. Жестокое обращение с детьми 10: 324–336. [PubMed] [Академия Google]

38. Донателли Дж.-А.Л., Байби Дж.А., Бука С.Л. (2007) В чем матери заставляют подростков чувствовать себя виноватыми? Инциденты, реакции и отношение к депрессии. Джей Чайлд Фам Стад 16: 859–875. [Google Scholar]

39. Раков А., Форхенд Р., Хакер К., Макки Л.Г., Чемпион Дж.Е., Поттс Дж. и др. (2012) Связь родительских депрессивных симптомов с проблемами интернализации ребенка: роль индукции родительской вины. Джей Фам Психол 25: 147–151. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Rakow A, Forehand R, McKee L, Coffelt N, Champion J, Fear J и др. (2009) Отношение индукции родительской вины к проблемам интернализации ребенка, когда у опекуна есть история депрессии. Джей Чайлд Фам Стад 18: 367–377. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Caspi A, Moffitt TE (2006)Взаимодействие генов и окружающей среды в психиатрии: объединение усилий с нейробиологией. Нат Рев Нейроски 7: 583–590. [PubMed] [Google Scholar]

42. Леш К.П. (2004)Взаимодействие генов и окружающей среды и генетика депрессии. J Psychiatry Neurosci 29: 174–184. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

43. Раттер М., Данн Дж., Пломин Р., Симонов Э., Пиклз А., Моган Б. и др. (1997) Интеграция природы и воспитания: последствия взаимосвязей и взаимодействий человека и окружающей среды для психопатологии развития. Дев психопат 9: 335–364. [PubMed] [Google Scholar]

44. Зан-Вакслер С., Робинсон Дж. (1995) Эмпатия и вина: ранние истоки чувства ответственности В: Тангни Дж. П., Фишер К. В., редакторы. Самосознательные эмоции: психология стыда, вины, смущения и гордости. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; стр. 143–173. [Академия Google]

45. Hosang GM, Shiles C, Tansey KE, McGuffin P, Uher R (2014)Взаимодействие между стрессом и полиморфизмом BDNF Val66Met при депрессии: систематический обзор и метаанализ. БМК Мед 12:7 10.1186/1741-7015-12-7 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

46. Карг К., Бурмейстер М., Шедден К., Сен С. (2011) Повторный метаанализ варианта промотора переносчика серотонина (5-HTTLPR), стресса и депрессии: свидетельство генетической модерации. Arch Gen Психиатрия 68: 444–454. 10.1001/архгенпсихиатрия.2010.189[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Sharpley CF, Palanisamy SK, Glyde NS, Dillingham PW, Agnew LL (2014)Обновленная информация о взаимодействии между вариантом промотора переносчика серотонина (5-HTTLPR), стрессом и депрессией, а также исследование неподтвержденных результатов. Поведение Мозг Res 273: 89–105. 10.1016/j.bbr.2014.07.030 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

48. Иган М.Ф., Кодзима М., Калликотт Дж.Х., Голдберг Т.Е., Колачана Б.С., Бертолино А. и др. (2003)Полиморфизм BDNF val66met влияет на зависимую от активности секрецию BDNF, память человека и функцию гиппокампа. Клетка 112: 257–269. [PubMed] [Google Scholar]

49. Карабег М.М., Граутхофф С., Коллерт С.Ю., Вайднер М., Хейминг Р.С., Янсен Ф. и др. (2013) Дефицит 5-HTT влияет на нейропластичность и повышает чувствительность к стрессу, что приводит к изменению характеристик пространственного обучения в водном лабиринте Морриса, но не в лабиринте Барнса. PLoS один 8: e78238 10.1371/journal.pone.0078238 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

50. Chen ZY, Jing D, Bath KG, Ieraci A, Khan T, Siao CJ, et al. (2006)Генетический вариант полиморфизма BDNF (Val66Met) изменяет поведение, связанное с тревогой. Наука 314: 140–143. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

51. Холмс А., Ян Р.Дж., Леш К.П., Кроули Дж.Н., Мерфи Д.Л. (2003)Мыши, лишенные переносчика серотонина, демонстрируют аномалии, опосредованные рецептором 5-HT(1A), в тестах на тревожноподобное поведение. нейропсихофармакология 28: 2077–2088. [PubMed] [Google Scholar]

52. Гатт Дж.М., Немерофф С.Б., Добсон-Стоун С., Пол Р.Х., Брайант Р.А., Шофилд Р. и соавт. (2009)Взаимодействие между полиморфизмом BDNF Val66Met и стрессом в раннем возрасте предсказывает пути мозга и возбуждения к синдромальной депрессии и тревоге. Мол Психиатрия 14: 681–695. 10.1038/мп.2008.143 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Драбант Э.М., Рамел В., Эдж М.Д., Хайд Л.В., Куо Дж.Р., Голдин П.Р. и др. (2012) Нейронные механизмы, лежащие в основе чувствительности, связанной с 5-HTTLPR, к острому стрессу. Эм Джей Психиатрия 169: 397–405. 10.1176/appi.ajp.2011.10111699 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Miu AC, Vulturar R, Chis A, Ungureanu L, Gross JJ (2013)Переоценка в качестве посредника в связи между 5-HTTLPR и симптомами социальной тревожности. Эмоция 13: 1012–1022. 10.1037/а0033383 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

55. Пезавас Л., Мейер-Линденберг А., Драбант Э.М., Верчински Б.А., Муньос К.Е., Колачана Б.С. и соавт. (2005) Полиморфизм 5-HTTLPR влияет на взаимодействие поясной извилины и миндалевидного тела человека: механизм генетической предрасположенности к депрессии. Нат Нейроски 8: 828–834. [PubMed] [Google Scholar]

56. Burghy CA, Stodola DE, Ruttle PL, Molloy EK, Armstrong JM, Oler JA, et al. (2012) Пути развития миндалевидно-префронтальной функции и интернализация симптомов в подростковом возрасте. Нат Нейроски 15: 1736–1741. 10.1038/пп.3257 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

57. Хейден Э.П., Олино Т.М., Бафферд С.Дж., Миллер А., Догерти Л.Р., Шейх Х.И. и другие. (2013)Переносчик серотонина связал полиморфную область и мозговой нейротрофический фактор валин с метионином в полиморфизме положения 66 и материнской историей депрессии: ассоциации с когнитивной уязвимостью к депрессии в детстве. Дев психопат 25: 587–598. 10.1017/С0954579413000035 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

58. Хейден Э.П., Догерти Л.Р., Малони Б., Олино Т.М., Шейх Х., Дурбин К.Е. и др. (2008)Ранняя когнитивная уязвимость к депрессии и полиморфизм промоторной области переносчика серотонина. J влияет на расстройство 107: 227–230. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

59. Шейх Х.И., Хайден Э.П., Сингх С.М., Догерти Л.Р., Олино Т.М., Дурбин К.Е. и др. (2008) Изучение связи между полиморфизмом промоторной области 5-HTT и депрессогенными атрибутивными стилями в детстве. Перс. Индивид. Диф. 45: 425–428. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Шерер К.Р., Брош Т. (2009) Культурно-специфические оценочные предубеждения способствуют возникновению эмоциональных диспозиций. Евро J Перс 23: 265–288. [Google Scholar]

61. Трейси Дж. Л., Робинс Р. В. (2004) Помещение себя в застенчивые эмоции: теоретическая модель. Психологический запрос 15: 103–125. [Академия Google]

62. Всемирная медицинская ассоциация (2013 г.) Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации: этические принципы медицинских исследований с участием людей. ДЖАМА 310: 2191–2194. 10.1001/jama.2013.281053 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. Шейх Х.И., Хайден Э.П., Крыски К.Р., Смит Х.Дж., Сингх С.М. (2010)Генотипирование полиморфизма BDNF rs6265 (val66met) с помощью одноэтапной ПЦР с амплифицированной рефрактерной мутационной системой. Психиатр Жене 20: 109–112. 10.1097/YPG.0b013e32833a2038 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Петришен Т.Л., Сабети П.С., Алдингер К.А., Фрай Б., Фан Дж.Б., Шаффнер С.Ф. и др. (2010)Популяционно-генетическое исследование гена нейротрофического фактора головного мозга (BDNF). Мол Психиатрия 15: 810–815. 10.1038/mp.2009.24 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Vulturar R, Chis A, Ungureanu L, Miu AC (2012)Дыхательная синусовая аритмия и полиморфизм гена промотора переносчика серотонина: использование триалеллического подхода имеет значение. Психофизиология 49: 1412–1416. 10.1111/j.1469-8986.2012.01445.х [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

66. Wendland JR, Martin BJ, Kruse MR, Lesch KP, Murphy DL (2006)Одновременное генотипирование четырех функциональных локусов SLC6A4 человека с переоценкой 5-HTTLPR и rs25531. Мол Психиатрия 11: 224–226. [PubMed] [Google Scholar]

67. Леш К.П., Бенгель Д., Хейлс А., Сабол С.З., Гринберг Б.Д., Петри С. и соавт. (1996) Ассоциация признаков, связанных с тревогой, с полиморфизмом в регуляторной области гена транспортера серотонина. Наука 274: 1527–1531. [PubMed] [Академия Google]

68. Hu XZ, Lipsky RH, Zhu G, Akhtar LA, Taubman J, Greenberg BD, et al. (2006) Генотипы усиления функции промотора переносчика серотонина связаны с обсессивно-компульсивным расстройством. Am J Hum Genet 78: 815–826. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

69. Тангни Дж. П., Вагнер П. Е., Дж. Г., Грамцов Р. (1991) Тест самосознательного воздействия на подростков (TOSCA-A). Фэрфакс, Вирджиния: Университет Джорджа Мейсона. [Google Академия]

70. Тангни Дж. П., Диринг Р. (2002) Стыд и вина. Нью-Йорк: Гилфорд. [Академия Google]

71. Pennebaker JW, Susman JR (1988) Раскрытие травм и психосоматических процессов. Общественная наука Мед. 26: 327–332. [PubMed] [Google Scholar]

72. Карнута М., Крисан Л.Г., Вултурар Р., Опре А., Миу А.С. (2015)Эмоциональное неприятие связывает стресс в раннем возрасте и притупленную реакцию кортизола на социальную угрозу. Психонейроэндокринология 51: 176–187. 10.1016/j.psyneuen.2014.09.026 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

73. Smyth JM, Hockemeyer JR, Heron KE, Wonderlich SA, Pennebaker JW (2008) Распространенность, тип, раскрытие и тяжесть неблагоприятных жизненных событий у студентов колледжей. J Am Колл Здоровье 57: 69–76. 10.3200/ЯЧ.57.1.69-76 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

74. Ловибонд С.Х., Ловибонд П.Ф. (1995) Руководство по шкалам депрессии, тревоги и стресса. Сидней: Фонд психологии. [Google Академия]

75. Сабо М. (2010) Краткая версия Шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21): факторная структура в выборке подростка. Джей Адолеск 33: 1–8. 10.1016/j.adolescence.2009.05.014 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

76. Браун Т.А., Чорпита Б.Ф., Коротич В., Барлоу Д.Х. (1997) Психометрические свойства Шкалы депрессивно-тревожного стресса (DASS) в клинических образцах. Behav Res Ther 35: 79–89. [PubMed] [Google Scholar]

77. Родригес С., Гонт Т.Р., Дэй И.Н. (2009)Тестирование равновесия Харди-Вайнберга биологического подтверждения для менделевских исследований рандомизации. Am J Эпидемиол 169: 505–514. 10.1093/aje/kwn359 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

78. Шапиро С.С., Уилк М.Б. (1965) Тест дисперсии на нормальность (полные выборки). Биометрика 52: 591–611. [Google Scholar]

79. Box GEP, Cox DR (1964) Анализ преобразований. JR Stat Soc Series B 26: 211–252. [Google Академия]

80. Коэн Дж. (1988) Статистический анализ мощности для поведенческих наук. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. [Google Scholar]

81. Фрейзер П.А., Тикс А.П., Бэррон К.Е. (2004) Тестирование эффектов модератора и посредника в исследованиях психологии консультирования. Джей Каунс Психол 51: 115–134. [Google Scholar]

82. Hayes AF (2013) Введение в посредничество, модерацию и анализ условных процессов Регрессионный подход. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. [Академия Google]

83. Уэст С.Г., Айкен Л.С., Крулл Дж.Л. (1996) Экспериментальные модели личности: анализ категориальных взаимодействий с непрерывными переменными. Дж Перс 64: 1–48. [PubMed] [Google Scholar]

84. Айкен Л.С., Вест С.Г. (1991) Множественная регрессия: тестирование и интерпретация взаимодействий. Ньюбери-Парк, Калифорния: Сейдж. [Google Академия]

85. Фол Ф., Эрдфельдер Э., Бюхнер А., Ланг А.Г. (2009) Статистический анализ мощности с использованием G*Power 3.1: тесты для корреляционного и регрессионного анализа. Методы разрешения поведения 41: 1149–1160. 10.3758/БРМ.41. 4.1149 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

86. ван Остром И., Франке Б., Рижпкема М., Герритсен Л., Ариас-Васкес А., Фернандес Г. и др. (2012) Взаимодействие между BDNF Val66Met и стрессовыми жизненными событиями в детстве связано с предвзятостью аффективной памяти у мужчин, но не у женщин. Биол Психол 89: 214–219. 10.1016/ж.биопсихо.2011.10.012 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

87. Lau JY, Goldman D, Buzas B, Hodgkinson C, Leibenluft E, Nelson E, et al. (2010) Полиморфизм гена BDNF (Val66Met) предсказывает реакцию миндалевидного тела и передней части гиппокампа на эмоциональные лица у тревожных и депрессивных подростков. Нейроизображение 53: 952–961. 10.1016/j.neuroimage.2009.11.026 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

88. Белден А.С., Барч Д.М., Окберг Т.Дж., Эйприл Л.М., Хармс М.П., ​​Боттерон К.Н. и др. (2015)Объем передней доли и чувство вины: нейроповеденческие маркеры рецидива после большого депрессивного расстройства в раннем детстве. ДЖАМА Психиатрия 72: 40–48. 10.1001/jamapsychiatry.2014.1604 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

89. Хоглунд К.Л., Николас К.Б. (1995) Стыд, вина и гнев у студентов колледжей, подвергшихся жестокому обращению в семье. Джей Фам Насилие 10: 141–157. [Академия Google]

90. Lester KJ, Eley TC (2013)Терапигенетика: использование генетических маркеров для прогнозирования реакции на психологическое лечение расстройств настроения и тревожных расстройств. Биол Тревожное расстройство настроения 3:4 10.1186/2045-5380-3-4 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

91. Лестер К.Дж., Хадсон Дж.Л., Тропеано М., Кресуэлл С., Коллиер Д.А., Фармер А. и др. (2012) Полиморфизмы нейротрофических генов и ответ на психологическую терапию. транс психиатрия 2: е108 10.1038/тп.2012.33 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

92. Perroud N, Salzmann A, Prada P, Nicastro R, Hoeppli ME, Furrer S, et al. (2013) Ответ на психотерапию при пограничном расстройстве личности и статусе метилирования гена BDNF. транс психиатрия 3: е207 10.1038/тп.2012.140 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

93. Plomin R, Haworth CM, Meaburn EL, Price TS, Wellcome Trust Case Control C, Davis OSP (2013) Общие маркеры ДНК могут составлять более половины генетического влияния на когнитивные способности. Психология 24: 562–568. 10.1177/0956797612457952 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

94. Винкхейзен А.А., Педерсен Н.Л., Ян Дж., Ли С.Х., Магнуссон П.К., Яконо В.Г. и соавт. (2012) Общие SNP объясняют некоторые различия в личностных параметрах невротизма и экстраверсии. транс психиатрия 2: е102 10.1038/тп.2012.27 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

95. Дункан Л.Э., Келлер М.К. (2011)Критический обзор первых 10 лет исследований взаимодействия генов-кандидатов с окружающей средой в психиатрии. Эм Джей Психиатрия 168: 1041–1049. 10.1176/appi.ajp.2011.11020191 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

96. Мартинович К., Лу Б. (2008)Взаимодействие между BDNF и серотонином: роль в расстройствах настроения. нейропсихофармакология 33: 73–83. [PubMed] [Google Scholar]

97. Думан Р.С., Монтеджиа Л.М. (2006) Нейротрофическая модель расстройств настроения, связанных со стрессом. биопсихиатрия 59: 1116–1127. [PubMed] [Google Scholar]

98. Карвер К.С., Джонсон С.Л., Джоорманн Дж., Лемульт Дж., Куккаро М.Л. (2011)Невзгоды детства взаимодействуют отдельно с 5-HTTLPR и BDNF для прогнозирования диагноза депрессии на протяжении жизни. J влияет на расстройство 132: 89–93. 10.1016/j.jad.2011.02.001 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

99. Наджент Н.Р., Тырка А.Р., Карпентер Л.Л., Прайс Л.Х. (2011)Взаимодействия генов и окружающей среды: стресс в раннем возрасте и риск депрессивных и тревожных расстройств. Психофармакология (Берл) 214: 175–196. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

100. Эльзинга Б.М., Молендейк М.Л., Оуде Вошаар Р.С., Бас Б.А., Прикартс Дж.