Презентации по профориентации – Презентация по профориентации «Мир профессий» (9 класс)

Презентация к деловой игре по профориентации «Лабиринт выбора»

Деловая игра по профориентации

«Лабиринт выбора»

2: Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Задачи:

— активизация знаний обучающихся о многообразии профессий;

— побуждение обучающихся к осознанному, мотивированному выбору профессии на основе понимания своих возможностей, интересов и склонностей;

— оказание психолого – педагогической поддержки учащимся для дальнейшего личностного роста.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическая работа

Образовательная технология: проблемно-диалогическое обучение

Ход занятия.

Вступительное слово:

«У меня растут года, будет и 17! Где работать мне тогда, чем заниматься?»

— Такими строками начинается всем известное с детства стихотворение В. Маяковского «Кем быть?», написанное поэтом почти столетие назад, в далёком 1928 году, но и сегодня не теряющие своей актуальности. Каждый молодой человек, на пороге выпуска из школы делает в своей жизни самый важный выбор – выбор профессии.

— Вы согласны, что выбор профессии — самый важный выбор? Почему вы так думаете?

— Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.

— А что необходимо знать при выборе своей будущей профессии?

(свои возможности, состояние здоровья, свои профессиональные интересы и склонности, требования к профессии и ситуацию на рынке труда)

С целью максимальной осознанности выбора профессии в соответствии со своими индивидуальными склонностями, интересами и возможностями, мы сегодня проводим деловую игру по профориентации «Лабиринт выбора».

3: Эпиграфом к нашему занятию я хочу предложить вам слова древнего мыслителя

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.»

Как вы понимаете выражение?

4: Стихотворение Ф.С. Махова

5: Начнём с разминки. Игра «Цепочка»

6: Задание 1 «Реклама профессии» Деление на 3 группы

Во все времена реклама была сильнейшим двигателем. Вам предлагается сделать рекламу профессии: водитель, врач, журналист.

Работа в группе 5-7 минут, защита до 2 х минут.

7: Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием, сделать такую интересную рекламу могут люди, которым известны особенности данных профессии, специфика. А вы уже определились какую из профессий выбрать?

На сегодняшний день в мире существует более двадцати тысяч профессий. Такое большое многообразие часто ставит в тупик школьников. Но чаще всего, выбирая сферу своей будущей деятельности, они руководствуются мнением родителей, модой и престижем профессии. При этом мало кто интересуется соответствием будущей специальности и собственной психологии. Однако это очень важный момент. Как же выбрать нужное направление в жизни? –

Для этого существуют различные методики. Определение типа будущей профессии с их применением значительно упрощается.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.

Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.

Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.

Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.

Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

8: Задание 2. Перед вами таблица с типами профессий (на столах лежит классификатор профессий)

Распределить профессии по типам, объяснить свой выбор.

Работа в группе 3минуты.

9: Давайте проверим.

10: Давайте отдохнём!

Назовите мне:

Самую денежную профессию …

Самую сладкую…

Самую зелёную…

Самую общительную…

Самую смешную…

Самую серьёзную…

Самую экстремальную…

11: Уточнение понятий: профессия, специальность, должность – обогащение словаря учащихся.

  • Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования. Профессия – это то, в чем человек постоянно практикуется, совершенствуется, развивается.
  • Специальность – В отличие от профессии, специальность может быть присвоена только тому человеку, который прошел необходимое обучение, освоил законодательно утвержденную программу (навыки, умения, знания) и получил документ, подтверждающий этот факт (диплом, свидетельство). При этом полученные знания могут относиться к нескольким видам профессий. Специальность – это более узкое понятие.

12: Задание 3 Сейчас нам будет нужно распределить профессии, должности, специальности в таблице. (на столах лежит таблицы)

Работа в группе 3минуты.

13: Давайте проверим, что у вас получилось.

14: Задание 4: В задании вам нужно назовать положительные и отрицательные стороны профессий: продавец (тип человек – человек, характер труда – исполнительный ), автомеханик (ч-техника, исполнитель), артист (художественный образ, творческая), лесник – егерь (природа).

Задание 5. Назови профессию. Без слайда

  • Этот человек должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, должен владеть компьютером и другой оргтехникой. (секретарь-референт)
  • Это специалист в области прав человека. Он консультирует по различным правовым аспектам, помогает совершать сделки, правильно составлять договоры. (юрист)
  • Мы на закате с поля возвращались.

Ядрёным потом стылый воздух пах.

У каждого обветренно качалась

По-за плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (поэт)

15: Задание 6 В течение 3 минут составить перечень профессий, представители которых приняли участие в создании данных предметов: книга, хлеб, шерстяной свитер, дом из кирпича.

16: Задание 7 В течение 3 минут составить перечень качеств, которыми должны обладать представители этой профессии: УЧИТЕЛЬ, АГРОНОМ, ТРАКТОРИСТ, ПОВАР.

Подведение итогов занятия: подошло к концу наше занятие по профориентации, ещё очень много мы будем говорить с вами на тему правильного выбора профессии, до тех пор пока вы не определитесь.

Рефлексия: Если наше занятие вы считаете полезным для себя, интересным и нужным, если сегодня вы узнали новую информацию, подошли на один шаг ближе к своему выбору – покажите большой палец вверх, если информация для вас ненужная, бесполезная и сегодня с урока ничего вы не взяли – палец вниз.

Большое спасибо за урок.

infourok.ru

Презентация по профориентации

Название: Презентация по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»
Автор: Пономаренко И.В. педагог-психолог МОУ СОШ № 28 г.Пятигорска
Год: 2010
Страниц: 21
Формат: презентация в формате ppt (rar архив)

Размер: 569 Кб
Качество: хорошее
Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации. Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
— ознакомление с миром профессий;
— изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
— ознакомление с правилами выбора профессии;
— мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Профориентация, выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:
— внешних условий;
— индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Содержание презентации по профориентации:

  • Формула успешного выбора профессии
  • 3 группы ошибок, допускаемых при выборе профессии
  • Два способа выбора професcии
  • «Восьмиугольник» основных факторов выбора профессии (по Е. А. Климову)
  • Основные типы профессиональной деятельности
Презентация по профориентации Презентация по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»

Скачать презентацию по профориентации «Профессиональное самоопределение учащихся»

СКАЧАТЬ
На ту же тему:

Рекомендуем к прочтению:

Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовкиЕ. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников
Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки
В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса «Психология и выбор профессии». В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы. Цель программы — сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.

Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением профильного обучения, а также для родителей, заинтересованных в своевременном и точном профессиональном самоопределении своих детей.

ПрофориентацияЕ. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников
Профориентация
В пособии изложены современные представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора. Затронуты такие вопросы, как этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое внимание уделено активным методам профконсультирования: представлены оригинальные авторские методики для практической работы с самоопределяющимися подростками и взрослыми клиентами. Предложены разные варианты проведения профконсультационной работы с клиентами, имеющими различные ценностно-смысловые ориентации, а также, рассчитанные на профконсультантов с разным уровнем профессиональной подготовки.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно профконсультантам, школьным психологам (педагогам-психологам), педагогам, социальным педагогам и социальным работникам, занимающимся профориентационной работой.

Профориентационный тренинг для старшеклассников Твой выбор Под редакцией Н. В. Афанасьевой
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»
В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения важным представляется конкретизация задач, принципов, технологий психолого-педагогического сопровождения выбора учащимися образовательного профиля. В данном сборнике представлен учебно-методический комплект к профориентационному курсу для школьников «Твой выбор» (тематический план курса, конспекты занятий с подробными пояснениями по их организации и приложениями к занятиям, Рабочая тетрадь для учащихся), профдиагностические методики, текущие и итоговые документы оценки выбора. Эти материалы могут служить основанием для организации комплексного психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения.

Методические материалы сборника предназначены для методистов муниципальных Центров повышения квалификации (ЦПК), специалистов службы сопровождения областных центров ПМПСС и образовательных учреждений, педагогов образовательных учреждений. Они также могут быть полезны всем, кто интересуется проблемой профориентации школьников в современных условиях.

5psy.ru

Презентация к уроку (9 класс) на тему: Презентация по профориентации

Слайд 1

Труд избавляет нас От трех великих зол: Скуки, порока и нужды. Вольтер МИР профессий

Слайд 2

Профессия — это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Как область приложения физических и духовных сил, профессия требует от человека подготовки, соответствующих знаний, умений, навыков.(учитель, врач…)

Слайд 3

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач –стоматолог, …)

Слайд 4

Должность — это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия (директор школы, зав. отделением, …)

Слайд 5

Ответьте на вопросы: 1.Какая из профессий самая важная? 2.Какая профессий самая нужная?

Слайд 6

Типы профессий Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Выделяют пять основных типов профессий : человек – техника человек – человек человек – природа человек – знаковая система человек – художественный образ

Слайд 7

Человек — техника Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник). Приведи свои примеры

Слайд 8

Человек — человек Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор) Приведи свои примеры

Слайд 9

Человек — природа К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод) Приведи свои примеры

Слайд 10

Человек – знаковая система Объединяет людей, объектом труда которых является устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п. (программист, машинистка, чертежник, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, печатник). Приведи свои примеры

Слайд 11

Человек – художественный образ Включает занятия, связанные с различными видами искусства – прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального (артист, писатель, гравер, архитектор, фотограф, музыкант, модельер, дизайнер). Приведи свои примеры

Слайд 12

Кому нужны эти предметы?

Слайд 13

Угадай профессию.

Слайд 14

Тяжело тому, кто от работы бежит. Назови известные тебе пословицы о труде и профессии Труд кормит и одевает Кто любит трудиться, тому без дела не сидится

Слайд 15

Это труд, который люди себе выбирают на всю жизнь. Что такое профессия?

nsportal.ru

Презентация к занятию по профориентации «Кем быть?»

МОО «ОШ № 6 г. Енакиево»  Профориентационное занятие   «КЕМ БЫТЬ?»   Практический психолог Володина Наталия Игоревна

МОО «ОШ № 6 г. Енакиево»

Профориентационное занятие «КЕМ БЫТЬ?»

Практический психолог

Володина Наталия Игоревна

Правила   АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ТРЕНИНГЕ! ИСКРЕННОСТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ОДИН МИКРОФОН ТРЕНЕРСКОЕ «СТОП» СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА   УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА   ПОДНЯТАЯ РУКА

Правила

  • АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ТРЕНИНГЕ!
  • ИСКРЕННОСТЬ
  • ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
  • ОДИН МИКРОФОН
  • ТРЕНЕРСКОЕ «СТОП»
  • СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА
  •   УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА
  •   ПОДНЯТАЯ РУКА
Лежит дорога к счастью через труд.      Пути иные к счастью не ведут.        (Абу Шукур.)             Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.  Вольтер

Лежит дорога к счастью через труд.     Пути иные к счастью не ведут.       (Абу Шукур.)

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

ТРУД и ПРОФЕССИЯ Труд – целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни;  -все умственные и физические затраты человека во время производства этих ценностей . Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. 

ТРУД и ПРОФЕССИЯ

  • Труд – целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни;

-все умственные и физические затраты человека во время производства этих ценностей .

  • Профессия — род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. 
А что вы знаете о разнообразном мире профессий, о современных профессиях и  будущих?

А что вы знаете о разнообразном мире профессий, о современных профессиях и  будущих?

           «Назови профессию» 1. Кто такой  Веб - дизайнер?  Ответ : специалист по созданию Интернет - сайтов 2. Кто такой Провизор ?   Ответ  : специалист по производству, хранению и продаже лекарств  3. Кто такой Кинолог ?   Ответ  : специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак  4. .  Кто такой Андеррайтер ?   Ответ  : страховой агент  5. . Кто такой Мерчендайзер ?  Ответ  : специалист  в области  розничной торговли.  6. Кто такой Маркетолог ?   Ответ  : специалист, изучающий основы рынка  7. Кто такой Постижёр ?   Ответ  : изготавливает парики, бороды, усы и бакенбарды  8. Кто такой Логист ?   Ответ  : организует и координирует доставку товаров от производства до точек реализации

«Назови профессию»

1. Кто такой Веб — дизайнер?

Ответ : специалист по созданию Интернет — сайтов

2. Кто такой Провизор ?

Ответ : специалист по производству, хранению и продаже лекарств

3. Кто такой Кинолог ?

Ответ : специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак

4. .  Кто такой Андеррайтер ?

Ответ : страховой агент

5. . Кто такой Мерчендайзер ?

Ответ : специалист  в области  розничной торговли.

6. Кто такой Маркетолог ?

Ответ : специалист, изучающий основы рынка

7. Кто такой Постижёр ?

Ответ : изготавливает парики, бороды, усы и бакенбарды

8. Кто такой Логист ?

Ответ : организует и координирует доставку товаров от производства до точек реализации

           САМЫЕ НУЖНЫЕ ПРОФЕССИИ  1 «МЫСЛИТЕЛИ» - САМЫЕ МОДНЫЕ ПРОФЕССИИ    2 «ДЕЯТЕЛИ» - САМЫЕ ЗАБЫТЫЕ ПРОФЕССИИ    3 «СОБЕСЕДНИКИ» - ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА НУЖНЫ

САМЫЕ НУЖНЫЕ ПРОФЕССИИ

1 «МЫСЛИТЕЛИ» — САМЫЕ МОДНЫЕ ПРОФЕССИИ

2 «ДЕЯТЕЛИ» — САМЫЕ ЗАБЫТЫЕ ПРОФЕССИИ

3 «СОБЕСЕДНИКИ» — ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА НУЖНЫ

В мире насчитывается более 55 тысяч профессий

В мире насчитывается более 55 тысяч профессий

Классификация профессий  по Е.А. Климову «человек – природа» «человек – человек»  «человек – техника»  «человек – художественный образ»  «человек – знаковая система»

Классификация профессий по Е.А. Климову

  • «человек – природа»
  • «человек – человек»
  • «человек – техника»
  • «человек – художественный образ»
  • «человек – знаковая система»
«Человек-человек» Относятся профессии: медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка), обучение и воспитание (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант)  правовая защита (юрист, следователь, участковый инспектор).

«Человек-человек»

Относятся профессии:

  • медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка),
  • обучение и воспитание (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер),
  • бытовое обслуживание (продавец, проводник, официант)
  • правовая защита (юрист, следователь, участковый инспектор).
«Человек – техника»   Относятся профессии: монтаж, сборка и наладка технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор) эксплуатация технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка) ремонт техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования)

«Человек – техника»

Относятся профессии:

  • монтаж, сборка и наладка технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор)
  • эксплуатация технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка)
  • ремонт техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования)
 «Человек – знаковая система»   Относятся профессии, связанные с: с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь) с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер) с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

«Человек – знаковая система»

Относятся профессии, связанные с:

  • с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь)
  • с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер)
  • с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник),
  • со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
« Человек-художественный образ

« Человек-художественный образ »

Относятся профессии, связанные с:

  • созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор)
  • с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор)
 « Человек-природа

« Человек-природа »

Относятся профессии, связанные с:

  • изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог),
  • с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник),
  • с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар).
«Распредели профессию»    Композитор   (Человек – художественный образ) Парикмахер  (Человек- человек) Программист  (Человек – знаковая система) Ветеренар  (Человек – природа) Водитель троллейбуса  (Человек – техника)  Портной  (Человек – художественный образ) Зоотехник   (Человек – природа) Столяр   (Человек- техника) Слесарь – сантехник  (Человек- техника) Фотограф   (Человек – художественный образ)

«Распредели профессию»

(Человек – художественный образ)

(Человек- человек)

(Человек – знаковая система)

(Человек – природа)

  • Водитель троллейбуса

(Человек – техника)

(Человек – художественный образ)

(Человек – природа)

(Человек- техника)

  • Слесарь – сантехник

(Человек- техника)

(Человек – художественный образ)

«Сколько нужно профессий?...»  Составьте список профессий, которые нужны для изготовления следующих предметов:  «Мыслители»- учебник   «Деятели» - булочка   «Собеседники»- парта

«Сколько нужно профессий?…»

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления следующих предметов:

«Мыслители»- учебник

«Деятели» — булочка

«Собеседники»- парта

«Сколько нужно профессий?...»  Составьте список профессий, которые нужны для изготовления следующих предметов:  «Мыслители»- учебник   «Деятели» - булочка   «Собеседники»- парта ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОЫЕССИИ

ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОЫЕССИИ

Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких людей немало - больше половины всех выпускников». № 1

Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких людей немало — больше половины всех выпускников».

1

Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. № 2

Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

2

Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. № 3

Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

3

Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. № 3   Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека

Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека

Ошибки, сопутствующие выбору профессии: Под влиянием ближайшего окружения, без особого желания; Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение разобраться в своих личных качествах; Незнание или недооценка своих физических особенностей, существенных при выборе профессии;  Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.  Выбор профессии из соображения престижности;

Ошибки, сопутствующие выбору профессии:

  • Под влиянием ближайшего окружения, без особого желания;
  • Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»;
  • Отождествление учебного предмета с профессией;
  • Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;
  • Выбор профессии «за компанию» с друзьями;
  • Неумение разобраться в своих личных качествах;
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, существенных при выборе профессии;

Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.

  • Выбор профессии из соображения престижности;
Ошибки, сопутствующие выбору профессии: Под влиянием ближайшего окружения, без особого желания; Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение разобраться в своих личных качествах; Незнание или недооценка своих физических особенностей, существенных при выборе профессии;  Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.  Выбор профессии из соображения престижности; Ошибки, сопутствующие выбору профессии: Под влиянием ближайшего окружения, без особого желания; Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение разобраться в своих личных качествах; Незнание или недооценка своих физических особенностей, существенных при выборе профессии;  Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.  Выбор профессии из соображения престижности;

«Важно не то место, которое мы занимаем,

а то направление, в котором мы движемся».

Л.Н. Толстой

Ошибки, сопутствующие выбору профессии: Под влиянием ближайшего окружения, без особого желания; Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её «минусов»; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение разобраться в своих личных качествах; Незнание или недооценка своих физических особенностей, существенных при выборе профессии;  Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми иногда считаются недостойными, неприличными.  Выбор профессии из соображения престижности;

multiurok.ru

Презентация к уроку (9 класс) на тему: презентация по профориентации «День профориентации»

Слайд 1

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДЕНЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ. ВЫБОР ПРОФЕССИИ “ Выберите работу, которую вы любите и вам никогда не придётся работать в своей жизни.” Конфуций

Слайд 2

П Р О Ф Е С С И И Е К А Р Ь М А Л Я Р О Т К Д У Ч И Т Ь Л Т Т И Т Р А Р А В Е Л А Ь Л Е Т В О Д П О Р Т Н А Х Ф О Т О Г Р А

Слайд 3

ПРОФЕССИЯ — род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Слайд 4

Большинство выпускников хотели бы иметь престижную и высокооплачиваемую работу. Их привлекают такие профессии, как юрист, экономист, банкир. А какие еще профессии являются привлекательными для молодежи?

Слайд 5

Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу. Результаты социологических исследований показали, что распределение предпочтений по профессиональным сферам получается следующее: 1)финансово – экономическая деятельность 2) юридическая, правоведческая 3)культура, наука, образование, здравоохранение 4) архитектура, дизайн, художественное творчество 5) торговля, коммерция 6) государственное управление 7) инженерно техническая деятельность Приоритеты молодежи связаны, прежде всего, с финансово – экономической и правовой деятельностью. Экономист, юрист – профессии, привлекательные в общественном сознании, несмотря на то, что рынок труда насыщен данными специалистами, отсутствуют вакансии и появилась безработица. Однако существует недооценка выпускниками спроса на специальности промышленного производства. Резко возросла потребность в инженерных кадрах. Производящим компаниям, крупным предприятиям необходимы руководители среднего звена. Поэтому необходимо переориентировать выпускников школ с таких профессий, как экономист, банковский специалист, менеджер, юрист, на пользующие спросом профессии: специалисты промышленного производства, инженеры, руководители среднего звена на производстве, начальники цехов, мастера и т.д.

Слайд 6

Современному старшекласснику при выборе профессии необходимо учитывать следующие моменты: — Динамичность мира профессий. Ежегодно появляются сотни новых профессий. Вместе с тем многие профессии « живут » сегодня не больше десятка лет, а затем либо « умирают » , либо меняются до неузнаваемости. -Не так давно, человеку было достаточно иметь только одну профессию. Сейчас нужно стремиться к овладению не одной, а несколькими смежными профессиями. -Выпускнику школы надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных при обучении, не хватит на весь период трудовой жизни. Человеку в течение жизни предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, к освоению новой профессии.

Слайд 7

В настоящее время, выбирая будущую профессию, необходимо обратить внимание на ее востребованность на рынке труда сегодня и завтра. Сложно сказать, что будет через 5 – 10 лет, ситуация напрямую зависит от экономического благосостояния страны. По мнению специалистов, анализирующих развитие экономики, бум спроса придется на рабочих – универсалов (владеющих несколькими рабочими специальностями), которые будут востребованы в промышленности, транспорте, строительстве, коммунальном хозяйстве. Уже сегодня наблюдается активное развитие фармации, полиграфии. Устойчиво востребованы профессии сферы торговли и обслуживания: продавцы, повара, кондитеры, бармены, официанты. Удержится спрос на врачей и учителей, а вот что касается юристов и экономистов, то современный рынок ими несколько перенасытился .

Слайд 8

Подросток, выбирая профессию, стремится получить соответствующее образование. Но он должен развивать и необходимые качества личности. В первую очередь инициативу, самостоятельность, ответственность. Почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодого человека, как отсутствие опыта трудовой деятельности, неумение построить взаимоотношения в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Необходимо формировать такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Высококлассный специалист составляет главный ресурс организации. Если ты решил добиться высот в будущей профессиональной деятельности, готовить себя нужно уже сейчас. Основой для любой профессиональной подготовки служат хорошие знания общеобразовательной школы. Нашу жизнь сложно представить без компьютера. Человек не умеющий работать на компьютере не может рассчитывать на более-менее приличное место работы. А вы знаете иностранные языки? Насколько хорошо? Этот вопрос все чаще задают работодатели кандидатам на более-менее приличные места. Знание иностранного языка – это уже требование времени. На одних способностях далеко не уедешь. Твой характер только формируется, работай над собой, привыкай трудиться. Развивай в себе коммуникативные качества, сдержанность, тактичность, самостоятельность, дисциплинированность, умение планировать, желание приобретать новые знания.

Слайд 9

Тест. Коммуникативные способности. (да « + » , нет « — » ) 1 . Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем — то из ваших товарищей? 3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми. 4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми? 5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? 6. Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании? 7. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми? 8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми? 10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? 12. Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 14. Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей? 15. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию? 16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? 18. Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным , когда приходится говорить что либо большой группе людей? 19. Верно ли, что у вас много друзей? 20. Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?

Слайд 10

Обработка результатов: Сверьте ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента; Х – количество совпадающих ответов с ключом, 20- максимально возможное число совпадений

Слайд 11

Ключ к определению коммуникативных способностей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 + — + — — — + — + — + — + — + — + — + —

Слайд 12

Коэффициент Оценка Уровень проявления коммуникативных способностей. 0,10 – 0,45 1 Низкий 0,46 – 0, 55 2 Ниже среднего 0,56 – 0, 65 3 Средний 0, 66 – 0, 75 4 Высокий 0, 76 – 1,00 5 Очень высокий Шкала оценок коммуникативных способностей.

Слайд 13

Интерпретация результатов Оценка « 1 » . Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности. Оценка « 2 » . Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.

Слайд 14

Оценка « 3 » . Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей. Оценка « 4 » . Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении. Оценка « 5 » . Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются , чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.

Слайд 15

НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ ПРОФЕССИИ в Ямало-Ненецком автономном округе профессии, требующие наличия начального и среднего профессионального специального образования: Бетонщик Водитель (категории ВСДЕ) Воспитатель детского сада Газорезчик Изолировщик Каменщик Маляр Машинист бульдозера Машинист буровой установки Машинист крана автомобильного Машинист копра Машинист паровой передвижной депарафинизационной установки Машинист экскаватора Медицинская сестра Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций Монтажник технологических трубопроводов

Слайд 16

Облицовщик-плиточник Плотник Повар Продавец Санитарка (мойщица) Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике Слесарь по ремонту автомобилей Слесарь по ремонту технологических установок Слесарь-сантехник Стропальщик Токарь Штукатур Электрогазосварщик Электромонтер Электросварщик ручной сварки профессии, требующие наличия высшего профессионального образования: Врач (разных специализаций) Инженер в области нефтегазового комплекса Инженер в области строительной индустрии Инженер по охране труда Преподаватель-предметник (учитель) профессии, не требующие наличия профессионального образования: Дворник Дорожный рабочий Работник по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (подсобный рабочий) и благоустройству территории Уборщик производственных и служебных помещений

Слайд 17

удачи вам в выборе профессии!

nsportal.ru

Презентация и доклад к презентации по профориентации на тему «Виды проблем и трудностей, с которыми сталкивается подросток в период выявления профессиональных предпочтений».

Доклад к презентации на тему:

«Виды проблем и трудностей, с которыми сталкивается подросток

в период выявления профессиональных предпочтений»

Доклад и презентацию подготовила

Скорик Юлия Михайловна

Слайд 1. Виды проблем и трудностей, с которым сталкивается подросток в период выявления профессиональных предпочтений.

Слайд 2. Рассматриваемые вопросы.

  • Краткая история развития профориентации.

  • Виды проблем и трудностей подростков в период выявления профессиональных предпочтений.

  • Синдром социальной патологии идентичности личности — следствие непреодолённого кризиса идентичности.

  • Вывод.

Слайд 3. Краткая история развития профориентации.

Проблемы профориентации, труда и трудовой подготовки имели место быть ещё в Советской России и стали важнейшими темами марксистской идеологии.

В 1921 году, по прямому указанию В.И. Ленина, был открыт Центральный институт труда, при котором была создана лаборатория по вопросам профориентации. Далее, решение проблем профориентации получило более широкое распространение.

В 1922 году в Наркомате РСФСР был решён вопрос о создании Бюро по выбору профессии для подростков. Большой вклад в развитие молодёжной профориентации внесла Крупская Н.К.

В 1927 году, при Ленинградской бирже труда, появилось первое Бюро профессиональной консультации. Стали готовиться квалифицированные профконсультанты. В школах вопросы профориентации решали педологи.

В 1930-ых годах, при Центральной лаборатории по профконсультации и профотбору ВЦСПС, началась разработка системы школьной профориентации. [4]

Слайд 4. Краткая история развития профориентации.

В 1932 году был создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

Таким образом, этот период характеризовался активным развитием профориентации.

В 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Началось наступление на гуманитарные науки и началось с профориентации, именно она оказалась самой уязвимой перед лицом ущемления свобод.

В 1937 году произошла отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы. А в последствии, профориентацию просто запретили и только в конце 1950-ых годов стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации.

В 1960-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики, открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве, организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР. Таким образом, в период возрождения некоторых демократических свобод, в стране наблюдалось возрождение профориентации, но к сожалению, долгий перерыв в её развитии во многом еще оставлял профориентационные разработки на примитивном уровне. [4]

Слайд 5.

В дальнейшем наблюдался то спад, то активация профориентационной работы. Активное возрождение происходило в 1980-ых годах. Создавались региональные центры профориентации молодёжи, велась подготовка профконсультантов, в школах был введён курс «Основы производства. Выбор профессии» и это был один из первых психологических курсов в школе. Много сделал для возрождения отечественной профориентации, а фактически и для становления школьной психологической службы Апостолов О.П. В итоге в 1986 году была создана государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.

А далее неопределённость принадлежности и резкое сокращение финансирования. Только благодаря неравнодушным начальникам на местах, поддерживающим оставшиеся Центры профориентации молодёжи, а также некоторым руководителям Центров занятости, которые отправляли своих консультантов в близлежащие школы для проведения профориентационной работы со старшеклассниками, директорам школ, которые привлекали к этой работе педагогов и психологов, профориентация продолжила своё существование.

В настоящее время проблема профессионального самоопределения учащихся снова приобретает особую актуальность, ведь перед выпускниками школ ставится реальная проблема выбора своего жизненного пути.

Слайд 6. Виды проблем и трудностей подростков в период выявления профессиональных предпочтений

  • Проблема в самостоятельном осмыслении будущего самими детьми.

  • Проблема недостаточности профориентации в самой образовательной организации.

  • Проблема недостаточной информированности со стороны родителей о многообразии различных профессий и их сферах деятельности.

Слайд 7. Проблема самостоятельного осмысления своего будущего самими детьми

Многим подросткам сложно определиться с выбором профессии в силу малой осознанности своих социально-значимых качеств. Перед ними стоит сложный выбор своего дальнейшего пути, который большинству выпускников представляется, как дорога в никуда, как чистый лист. Они не выявили свои сильные стороны, сомневаются в способностях, не определились в своих интересах. Они не рисовали в своём воображении этот путь и им очень-очень сложно понять на какой из множества открывшихся перед ними дорог их ждёт успех, их ждёт радость своего выбора, их ждёт счастливое будущее. А может подросток желает проявить себя в нескольких направлениях, а ему нужно сделать выбор в пользу только одного…

Эта проблема в основном исходит из самоопределения, а также от воспитательной среды. Подросток ещё не достиг зрелости в самостоятельном принятии сложных решений, поэтому ему трудно определиться в окончательном выборе профессии. Такая нерешимость может возникнуть и в семье, где родители с детских времён не приучали ребёнка к самостоятельному принятию решений и ему сложно за короткий срок научиться этому качеству.

  • Отсутствие внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития.

По мнению Н.С. Пряжниковa, в настоящее время все более распространённым становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы. С позиций проблемы формирования личности профессионала личностное самоопределение приобретает черты профессионального самоопределения, которое сводится к формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. [7]

Слайд 8. Проблема недостаточности профориентации в самой школе.

  • Слабое осуществление подготовки профессиональных консультантов, наставников, для оказания помощи подросткам в выборе своего жизненного пути.

Недостаточность финансирования не позволяет школам направлять педагогические кадры на курсы профессиональной переподготовки или курсы повышения квалификации для получения знаний, необходимых для профессионального консультирования подростков.

Всё меньшее количество выпускников педагогических учебных заведений устраиваются на работу по специальности.

Оптимизация образовательных организаций привела к значительному сокращению педагогов-психологов.

  • Отсутствие индивидуального, дифференцированного подхода к личности подростка, выбирающего профессию.

«Несмотря на большинство хороших результатов, профориентация в современных условиях всё ещё не достигла главных целей: формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего личностным особенностям каждого и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику. Профориентация рассчитана на усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой всё это является существенным тормозом её развития.» [7]

Много районов, не имеющих развитой инфраструктуры, не имеют возможности проведения текущего мониторинга о состояния рынка труда и не имеют актуальной информации о профессиях востребованных на данном этапе.

Слайд 9. Проблема недостаточной информированности со стороны родителей.

Родители играют огромную роль в жизни своего ребёнка! С самого момента зачатия ребёнок и его родители самые родные друг другу люди. У родителей есть возможность наблюдать за своим малышом и замечать его индивидуальные особенности, его желания, его любимые действия. Выявлять то, что впоследствии может сыграть роль в профессиональном самоопределении ребёнка.

Родители создают семейную воспитательную среду, в рамках которой обязательно должно происходить информирование ребёнка о профессиях их характере и особенностях, проведение бесед на тему дальнейшего пути, научение быть самостоятельным, дисциплинированным, ставить цели и достигать их.

Все рассмотренные проблемы должны решаться на каждом из этапов развития ребёнка, чтобы к моменту взросления он уверенно преодолел самый глубокий жизненный кризис в развитии личности – кризис идентичности. В случае, если подросток не смог преодолеть этот «барьер», высока вероятность возникновения у него синдрома социальной патологии идентичности личности (ютуб, лекция, Обухова Л.Ф, МГУ).

Слайд 10. Синдром социальной патологии идентичности личности – следствие непреодолённого кризиса идентичности.

  • Юношеский возраст — наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».

  • Состояние острой диффузии идентичности, составляет основу социальной патологии юношеского возраста.

«Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешённости более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу социальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь… В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.» [8]

Слайд 11. Вывод.

Проблема профессионального самоопределения старших школьников существует. Это связано с крайне неустойчивой социальной ситуацией, поверхностным отношением самих подростков к выбору будущей профессии, недостаточным психолого-педагогическим сопровождением профессионального самоопределения старшеклассников. Фактически к моменту, когда нужно сделать выбор профиля дальнейшего обучения или вида профессиональной деятельности, многие подростки оказываются не готовыми. Непреодолённость кризиса идентичности многими выпускниками приводит к социальной патологии идентичности личности, а это ведёт к инфантильности; смутному, но устойчивому состоянию тревоги; чувству изоляции и опустошенности; постоянному пребыванию в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь. В худшем случае – к поиску негативной идентичности, стремлению «стать ничем» как единственный способ самоутверждения. Поэтому —

Слайд 12. Профориентация – это важно!!!

Список источников:

  1. Максимов, В.Г. «Профессиональная ориентация школьников» / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. — 301 с.

  2. Обухова, Л.Ф. «Детская (возрастная) психология»

  3. Павлова Т.Л. «Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости». / Т.Л. Павлова. — М: ТЦ «Сфера», 2005.

  4. Пряжникова, Е.Ю. «Профориентация»

  5. Саруханов, Э.Р. «Проблемы управления профессиональной ориентацией» / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. — 274 с.

  6. Чернявская, А.П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации» / А.П. Чернявская. — М.: Владос-Пресс, 2001. — 96 с.

  7. http://publikacia.net/archive/2017/2/5/11 Научная статья «Проблемы профориентации старшеклассников в школе», Савкина Н.Г, Маслёха И.Н.

  8. http://azps.ru/hrest/85/2743288.html Л.Ф. Обухова. Детская (возрастная) психология >>Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис.

infourok.ru

Презентация к уроку (9 класс) по теме: Информационно-познавательная игра по профориентации «Лабиринты выбора»

Слайд 1

Информационно-познавательная игра по профориентации для старшеклассников «ЛАБИРИНТ ВЫБОРА» Классный руководитель 9 класса МКОУ Крутологовская СОШ Севостьянова Любовь Николаевна

Слайд 2

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека

Слайд 3

Рабочий? Строитель? Учитель? Кто нужен России сейчас? А, может быть, врач-исцелитель Сегодня важнее для нас? Быть может нужней инженеры? Возможно, ученый важней? А, может, нужней офицеры, Чтоб армию сделать сильней? Отбросьте ненужные споры О том, кто важней для страны. Ответим: для нашей России Профессии все нужны. (Ф.С. Махов )

Слайд 4

Задание №1. «Реклама профессии» 8 класс – водитель 9 класс – врач 10 класс – бухгалтер 11 класс – журналист

Слайд 5

типы профессий Т Человек-техника П Человек-природа Ч Человек-человек З Человек-знаковая система Х Человек-художественный образ

Слайд 6

Задание №2 «Типы профессий» Распределите профессии по типам, заполнив таблицу. Водитель, биолог, оператор ПК, бухгалтер, дизайнер, социальный работник, журналист, эколог, токарь, физик, учитель, вокалист, слесарь, зоотехник, строитель, кассир, врач, декоратор, судья, верстальщик, геолог, столяр, егерь, воспитатель, визажист. Человек — Человек Человек — Техника Человек — Природа Человек — Знаковая система Человек — Художественный образ

Слайд 7

Человек — Человек Человек — Техника Человек — Природа Человек — Знаковая система Человек — Художественный образ социальный работник водитель биолог оператор ПК дизайнер учитель токарь эколог бухгалтер, журналист врач слесарь зоотехник физик вокалист судья строитель геолог строитель декоратор воспитатель столяр егерь верстальщик визажист Проверяем!

Слайд 8

Профессия – это род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования . Что такое профессия? Что такое специальность? Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии . Что такое должность? Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определённого человека и обязательных для исполнения.

Слайд 9

Задание №3 Распределите профессии, должности и специальности по колонкам таблицы Профессия Должность Специальность Главный бухгалтер, кассир, бухгалтер; Старший инженер; инженер, инженер-системотехник; Учитель, учитель начальных классов, завуч; Продавец, заведующий магазином, продавец продовольственных товаров; Лесник, главный лесничий, директор лесхоза.

Слайд 10

Проверяем! Профессия Должность Специальность Бухгалтер Главный бухгалтер Кассир Инженер Старший инженер Инженер-системотехник Учитель Завуч Учитель начальных классов Продавец Заведующий магазином Продавец продовольственных товаров Лесник Директор лесхоза Главный лесничий

Слайд 11

Задание №4 Назовите положительные и отрицательные стороны профессии, по плану . ПЛАН Значение профессии для общества. Условия работы: обычные, экстремальные, специфические. Режим работы. Приблизительная зарплата. Предполагает ли профессия интенсивное общение? Личные качества обладателя профессии. Легок или труден путь получения профессии?

Слайд 12

Задание №5 «Составление синквейна» Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Два прилагательных. Три глагола. Фраза на тему синквейна. Существительное. НАПРИМЕР: бдительный, бесстрашный; контактирует, организовывает, отвечает; Награждают, присваивая очередное звание. (Следователь-полицейский) Учитель физкультуры; Строитель; Библиотекарь; Геолог; Артист.

Слайд 13

Задание №6 «Ориентир в новых профессиях» 1. Логист: Тот, кто занимается логикой; Специалист по организации транспортировки продукции; Организатор конференций и научных саммитов.

Слайд 14

2.Веб-мастер: Тот , кто работает на компьютере; Разработчик программ; Разработчик проектов сайтов.

Слайд 15

3. Маркетолог: Тот, кто работает на рынке ценных бумаг; Специалист по изучению рынка; Тот, кто изучает товарные марки и бренды.

Слайд 16

4. Фандрайзер: Тот, кто ищет деньги и возможности для организаций; Фанат, которого нанимает «звезда»; Специалист, изучающий пути развития предприятия.

Слайд 17

5.Р R -агент: Тот, кто связан с политикой; Специалист по рекламе и связям с общественностью; Посредник между организациями и людьми .

Слайд 18

Задание №7 Человек данной профессии осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, участвует в подготовке ответов при отклонении предприятием претензий. Дает справки и консультации работникам, гражданам о текущем законодательстве, а также содействует оформлению документов и актов правового характера. Для выполнения работы необходимо иметь оперативную и долговременную память, внимательность, коммуникабельность. Обязательно высшее специальное образование. «Назовите профессию по описанию»

Слайд 19

Участвует в постройке и ремонте жилых домов, зданий и других сооружений. Рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери. В своей работе использует как ручные, так и механизированные орудия труда. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь читать чертежи, знать способы разметки и изготовления деревянных конструкций. Достаточно иметь среднее профессионально-техническое образование.

Слайд 20

В этой профессии объединяются функции инженера, художника, психофизиолога, экономиста. Её цель – в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечить надежность, привлекательность и конкурентоспособность. Человек этой профессии самостоятельно или совместно с другими специалистами совершенствует уже созданные объекты, участвует в проектировании, конструировании, опытной проверке новых объектов. Для этой профессии необходимы сочетание технической и художественной одаренности, развитое наглядно-образное мышление и воображение.

Слайд 21

Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами, способствуя тем самым успешному решению основных задач организации. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведет телефонные переговоры, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь работать на персональном компьютере, пишущей машинке, средствах оргтехники. Необходимы хорошее знание русского языка, осведомленность в вопросах психологии общения, эстетики. Желательно знание иностранного языка.

Слайд 22

Удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов. В своей работе должен знать правила оформления юридических документов, нормативные и руководящие материалы по правовой деятельности, действующее законодательство. Должен иметь высшее юридическое образование. Оказывает посреднические услуги при заключении сделок на бирже. Специализируется по определенным видам товаров и услуг. Консультирует клиентов. Анализирует информацию о конъюнктуре рынка, потребительских свойствах товаров, надежности ценных бумаг.

Слайд 23

Задание №8 В течение 3 минут составить перечень профессий, представители которых приняли участие в создании данных предметов: книга, хлеб, шерстяной свитер, дом из кирпича.

Слайд 24

Задание №9 В течение 3 минут составить перечень качеств, которыми должны обладать представители этой профессии: УЧИТЕЛЬ, АГРОНОМ, ТРАКТОРИСТ, ПОВАР.

nsportal.ru