Презентация католическая церковь и еретики: Презентация по истории на тему «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики» (6 класс)

Содержание

Могущество папской власти Средние века. Католическая церковь и еретики. (6 класс)

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

1. Тема урока:

История Средних веков 6 класс
Тема урока:
« Могущество папской
власти. Католическая
церковь и еретики»

2. План:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Первое сословие.
Богатство церкви.
Разделение церквей.
Путь в Каноссу.
Наместник Бога на Земле.
Еретики.
Инквизиция.
Нищенствующие ордена монахов.

3.

Первое сословие:Сословия:
« Те, кто молится»
« Те, кто воюет»
« Те, кто трудится»

4. Первое сословие:

К первому
сословию
относилось
духовенство,
ведь церковь
являлась
посредником
между
человеком и
Богом.

5. Первое сословие:

Христианская мораль
требовала
выполнять
нравственные
правила,
перечисленные в
Библии.
Существовало
правило: относись
к людям так, как
хочешь, чтобы
относились к тебе.

6. Первое сословие:

«Презирай
богатства земные,
— говорил один
церковный
деятель, — чтобы
ты мог обрести
богатства
небесные».

7. Церковь тратила средства на:

Помощь
нищим,
бедным и
больным
Содержала
больницы
и приюты
Раздавала
продукты
во время
голода

8. Церковь тратила средства на:

Приобретение
земель
Содержание
священников
Строительство
богоугодных
заведений
Расходы церкви
Раздача милостыни
Строительство
церквей

9.

Богатство церкви:Десятина
Земли
Плата за
Поклонение
святым мощам
Плата за
обряды
Продажа
индульгенций
Продажа
должностей
Завещание и
дары – «на помин
души»

10. Разделение церквей:

Папа римский
Константинопольский
патриарх

11. Разделение церквей:

В 1054 году
разделилась
Католическую
( «всемирная»
Православную
( «правильно
Славящую Бога»

12. Путь в Каноссу:

Ожесточённая
борьба

13. Путь в Каноссу:

• Король был вынужден
искать примирения с
папой. В 1077 году с
небольшой свитой он
отправился через
Альпы в Италию. Папа
укрылся в замке
Каносса на севере
страны. В течение
трех дней приходил
Генрих IV к стенам
замка в одежде
кающегося грешника в рубахе и босиком.
Папа простил его.

14. Наместник Бога на земле:

Он был наделен
твердой волей,
большим умом и
способностями.
Иннокентий
утверждал, что папа
не только преемник
апостола Петра, но
и наместник самого
Бога на Земле

15.

Наместник Бога на земле:Во время его правления:
1) Расширена граница
Папской области
2) Вмешивался во
внутренние и внешние
дела европейских
стран
3) Считали высшим
судьёй в католическом
мире

16. Против чего выступали еретики?

Прочитайте материал на стр.129-130
и ответьте на вопрос:
« Против чего выступали еретики?»

17. Борьба церкви с еретиками:

18. Борьба церкви с еретиками:

19. Инквизиция:

20. Инквизиция:

21. Инквизиция:

22. Инквизиция:

23. Инквизиция:

24. Инквизиция:

25. Нищенствующие ордена монахов.

• Странствуя по
Италии, он предлагал
людям покаяться в
грехах, жить за счет
милостыни. И вот
Иннокентий III
учредил орден
францисканцев, а
самого Франциска
церковь позже
объявила святым.
Франциск Ассизский

26. Нищенствующие ордена монахов.

Считая главной целью
борьбу с еретиками,
доминиканцы
составляли
большинство судей и
служителей инквизиции.
На их знамени была
изображена собака с
факелом в пасти как
символ розыска и
преследования еретиков

27. Подведём итог урока:

• Вопросы на стр. 123

28. Домашнее задание:

Параграф 15, записи,
вопрос7, 8 или 9
письменно

29. Ресурсы Интернета:


http://images.rambler.ru/srch?query=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%8
5%D0%B8
http://metvas.livejournal.com/
http://uch.org.ua/religion/faith/1891-20-samyh-chudovischnyh-orudiy-pytokinkvizicii.html
http://www.strawberry-magazine.ru/history-8)

English     Русский Правила

Презентация по истории Средних веков (6 класс) «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

В XI–XIII веках церковь в Западной Европе достигла огромного влияния. 

Без её ведома не обходилось ни одно значимое событие.

Средние Века – время   христианской цивилизации . Жизнь всего общества и отдельного человека проходила в неразрывной связи с религией.

Средневековый европеец видел себя только христианином.

Только так можно было достойно прожить жизнь.

Окружающий мир, быт, любые события и сам человек были частью установленного Богом порядка.

Вера в Бога, молитва и церковь были частью повседневности.

Церковь считалась посредником между людьми и Богом . Поэтому  духовенство  –  служители Бога на земле  –  причислялось к высшему сословию феодального общества.

Они молились за всех. Объясняли верующим основы христианской морали .

Христианская мора̀ль  

основывалась на учении Библии и выражалась в заповедях.

Истинный христианин был обязан верить в единого Бога. Усердно трудиться. Почитать свою семью. Жить скромно. Почитать закон. Быть нравственным.

Соблюдая заповеди, человек мог заслужить место в Раю.

Даже грешник может спасти свою душу раскаянием и исповедью.

Церковь помогала больным и нуждающимся. Призывала людей всех сословий поддерживать друг друга. Осуждала погоню за богатством.

Но при этом церковь являлась крупнейшим феодалом Средневековья .

Церковь получала доход с пожалованных ей земель. Многие люди дарили или завещали монастырям земли и имущество в качестве платы за отпущение грехов.

С населения Европы взималась  десятѝна  –  налог на содержание духовенства и храмов.

Широко применялась продажа церковных должностей.

Священные реликвии, выставляемые в храмах, привлекали множество верующих, готовых платить за возможность к ним прикоснуться.

За крещение, венчание, отпевание и другие церковные обряды также бралась плата.

Наконец церковь заявляла, что могла прощать грехи за деньги.

Специальные грамоты  –  индульгѐнции   обещали прощение любых грехов.  

Всё зависело от суммы, которую был готов выложить грешник.

В церквях и монастырях скапливались богатства. Постепенно они стали давать их в долг.

Церковь становилась ростовщико̀м.

До XI века христианская церковь в Европе оставалась единой.

В Западной Европе главой был   Па̀па РѝмскийВ Византии, землях Руси и на Балканах  –  Константино̀польский Патриа̀рх

.

Разногласия между Папой и Патриархом существовали давно. 

Они оспаривали друг у друга право на главенство в христианском мире. К этому добавлялось расхождения в церковных обычаях.

Папа и Патриарх предали друг друга  ана̀феме  (проклятию) и отлучили от церкви.

Власть церкви в Западной Европе не всегда была абсолютной.

После распада империи Карла Великого Папы лишились поддержки.

С X века императоры Священной Римской империи стали возводить на папский престол своих ставленников. Церковь теряла влияние, упали её авторитет и доходы.

Ситуация изменилась с избранием Папой  Григо̀рия VII  (1073–1085 годы).

Между ним и германским императором Генрихом IV произошёл конфликт.

Генрих хотел сохранить право назначать епископов самостоятельно, и

Григорий отлучил императора от церкви и объявил его правление незаконным. В империи начались мятежи.

Император стал искать примирения с Папой. В 1077 году он направился в Италию. Папа укрылся в замке  Кано̀сса .

Три дня Генрих простоял под стенами замка. Наконец он был допущен к Папе и вымолил у него прощение. Рим стал возвращать своё влияние.

Григорий VII

При   Иннокѐнтии III  (1198–1216 годы) власть Пап достигла наивысшего могущества.

Он воспользовался тем, что католическая церковь оставалась единой организацией. В то время как государства Западной Европы переживали период раздробленности.

Ему удалось расширить границы Па̀пской области. Добиться от королей Англии, Польши, Пиренѐйских и других государств признания вассальной зависимости от Пап.

Иннокентий III

Его считали высшим судьёй в католическом мире.  Он вмешивался в отношения между правителями и во внутренние дела стран.

Влияние церкви распространилось на все стороны жизни Средневековой Европы .

За время Раннего Средневековья были утверждены главные  догма̀ты христианстваучение о Тро̀ице (Бог триедин: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух). О непоро̀чном зачатии Христа (от Святого Духа). О роли церкви как единственного посредника между Богом и человеком.

Не все верующие понимали догматы. Многим были не по душе действия церкви.

Время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Их называли   еретика̀ми . Возмущение еретиков вызывало непомерное богатство церкви, десятина, распущенность духовных лиц.

Такие люди ставили церковь в опасное положение. Их стали преследовать.

Церковь и еретики

Для борьбы с еретиками был создан специальный церковный суд  –  инквизѝция . Он расследовал преступления против веры, карал виновных в ереси. Инквизиция стала удобным инструментом в руках церкви.

При её помощи можно было расправиться со своими противниками и всеми несогласными.

Также для противодействия ереси были созданы  нѝщенствующие мона̀шеские ордена̀ . Такие как  Франциска̀нцы  и  Доминика̀нцы . Они проповедовали идеи христианства, помогали беднякам, следили за настроением в обществе.

Подведём итоги.

Церковь к XIII веку закрепила свою ведущую роль в обществе.

Домашнее задание :

Параграф 16, вопросы после параграфа, учить записи в тетради

Можете ли вы рассказать мне больше об Инквизиции? Часть I

Вопрос: В свете недавних замечаний президента на Молитвенном завтраке, в которых ИГИЛ ссылается на крестовые походы, как будто обезглавливание, сожжение и т. д. на протяжении веков уже происходили во имя Иисуса, я хотел бы знать немного истории крестовых походов/инквизиции. — Читатель в Вудстоке

О: Напомним, последний выпуск «Прямых ответов» был посвящен теме крестовых походов. На этой неделе мы обратимся к теме Инквизиции. Здесь я должен повторить то же предостережение: слишком многие люди знают об Инквизиции только через поверхностное и выборочное изложение событий, представленное на Историческом канале или политически корректной интеллигенцией. Во времена «Просвещения» люди, часто бывшие либо еретиками, либо атеистами, как Вольтер, создавали представление об инквизиции, чтобы дискредитировать католическую церковь. Сама Инквизиция стала известна как «Черная легенда». Три ресурса, которые обеспечивают честное и правдивое представление об инквизиции: «История христианского мира» Уоррена Кэрролла, «Семь лжи о католической истории» Дайан Моцар и «Инквизиция» Эдварда Питерса.

Прежде чем приступить к истории Инквизиции, необходимо помнить о двух основных моментах: Во-первых, Господь поручил церкви сохранить залог веры и передать подлинную веру последующим поколениям. На Вознесении Христос сказал апостолам: «Научите их исполнять все, что Я повелел вам» (Мф 28:20). Следовательно, ересь — «упрямое послекрещенское отрицание какой-либо истины, в которую надо верить с божественной и католической верой» (Катехизис Католической Церкви, № 2089).) — считалось особо тяжким грехом. В опасности была не только душа еретика, но и его лжеучение подвергало опасности души других. Церковь, как хранительница душ, обязана выявлять и «искоренять» любую подобную ересь и тем самым защищать невинных верующих. Хотя еретика нельзя заставить отречься от заблуждения, он не должен развращать веру невинных верующих своими заблуждениями.

Сам Иисус знал тяжесть этого греха: Он сказал: «Лучше было бы всякому, кто совратит одного из малых сих, верующих в Меня, быть утопленным с мельничным жерновом на шее его во глубине морской . Какие ужасные вещи придут в мир из-за скандала. … Горе тому, через кого приходит скандал». (Мф 18:6-7). Он также говорил о братском исправлении: если кто согрешит, сперва обличи его наедине; если он отказывается покаяться, вызовите двух или трех свидетелей. Если он все еще отказывается, обратитесь в церковь; «если же и церковь пренебрегает, то поступи с ним, как с язычником или с мытарем», т. е. отлучи его от церкви (ср. Мф 18, 15-18). Ересь – это не только личный грех, но и великий позор, угрожающий всей церкви. По уважительной причине церковь — как засвидетельствовано св. Павлом и отцами ранней церкви — отлучила от церкви тех, кто подвергает опасности веру невиновных, но с конечной надеждой на то, что суровое наказание побудит виновного к покаянию и примирению.

Во-вторых, помните, что католическая церковь была единственной церковью в Западной Европе, пока Мартин Лютер не зажег протестантское движение в 1517 году. (Православные церкви разделились в 1054 году, но этот раскол затронул части Восточной Европы и Ближнего Востока.) была одна церковь, часто церковь и государство работали вместе. Кроме того, короли обычно считали себя хранителями веры и считали своим долгом защищать свой народ от ошибок. Например, король Арагона Петр II в 119 г. 7 говорилось: «Враги креста Христова и нарушители христианского закона также являются нашими врагами и врагами нашего Царства, и поэтому с ними следует обращаться как с таковыми».

Имея это в виду, теперь мы можем обратиться к Инквизиции. В своей булле «Отлучение» папа Григорий IX официально учредил инквизицию в 1231 году как средство подавления ереси, особенно альбигойской. Подобные механизмы существовали и раньше. Например, св. Августин (ум. 430) отстаивал право государства наказывать еретиков-донатистов для их собственной выгоды, а также для защиты верующих, хотя он также утверждал, что милосердное и убедительное наставление должно использоваться перед любым телесным наказанием. (если не считать казни). Инквизиция была впервые создана в Германии, распространилась на Испанию и стала общим институтом к 1223 году. Конрад Марбургский, Германия, нанял доминиканцев для помощи инквизиции. (Обратите внимание, однако, что св. Доминик, умерший в 1221 г., не имел никакого отношения к инквизиции. ) Позднее были завербованы и францисканцы.

В следующем выпуске «Прямых ответов» речь пойдет о судебном процессе инквизиции.

Противостояние ереси активности с приматом молитвы

В «Записях Ватиканского Собора » Анри де Любака — ресурсе, уже успешно использованном здесь, в Новом литургическом движении, в дискуссиях о великолепии и латыни — мы находим следующее краткое изложение речи кардинала Уильяма Годфри, архиепископа Вестминстерского, в пятницу, ноябрь. 9 сентября 1962 г., во время дебатов о богослужении:

Некоторые люди преувеличивают значение onus sacerdotum in opere pastorali [бремя священников в пастырской работе]. я был приходским священником; вижу большое количество священников; Я никогда не встречал никого, кто сказал бы мне, что у них больше нет времени на требник. Не устанавливайте универсальные законы для нескольких исключительных случаев. Остерегайтесь haeresis bonorum operum [ереси добрых дел]. Работа должна быть подчинена молитве. Бревиарий уже облегчен. Она должна оставаться essentiale nutrimentum nostri Laboris [неотъемлемая пища нашей работы]. … В нашем соборе чин читается или поется каждый день; наша работа не остается без внимания из-за этого. [1]

В субботу, 10 ноября, епископ Мартин Хайме Флорес из Барбастро, Испания, сделал довольно очевидное, но важное замечание о том, что «Oratio est Labor pastoralis» — молитва — в каком-то смысле — пастырская работа: она приносит пользу людей больше, чем любая другая работа. [2] Позже в тот же день епископ Луиджи Карли из Сеньи выступил против того, что он назвал «activismus exaggeratus», преувеличенной активности, и сказал, что сокращение требника будет «шокирующим, скандальным для всего христианского народа». [3]

Епископ Джон Айрленд, отец американизма

Чтобы найти корни этой «преувеличенной активности», которую о. Джордан Ауманн, оппозиционер, дошел до того, что назвал это «ересью» [4] — нам нужно вернуться к американистской полемике конца девятнадцатого века. о. Биография Уолтера Эллиотта 1891 года о. Исаак Хеккер, основатель паулистов, появился во французском переводе в 1897 году. Этот перевод включал спорное предисловие епископа Иоанна Айрленда к Святому Павлу, которое должно было стать поводом для письма Льва XIII 9.0003 Testem Benevolentiae от 1899 г., адресованное кардиналу Гиббонсу и американским епископам. Как сообщается в книге Поля Виньерона « Histoire des Crises du clergé français contemporain » 1976 года, биография Хеккера стала бестселлером среди французского духовенства, находившегося в то время в осаде антиклерикального правительства. Вскоре произошел поворот от внутренней жизни к активизму, или, как мы могли бы сегодня это назвать, «пастырству». Призвания к епархиальному священству резко сократились. Только публикация книги Дома Жана-Батиста Шотара

L’Ame de Tout Apostolat [ The Soul of the Apostolat — 1907, 1909, 1913] изменит тенденцию. Профессия процветала до 1946 года, когда было продано более 250 000 экземпляров книги Шотара. Затем о. Мари-Доминик Шеню, национальный капеллан рабочих священников, публично критиковала L’Ame de Tout Apostolat как устаревшую: условия, в которых писал Дом Шотар, больше не существуют. Призвания к епархиальному священству резко упали, так и не оправившись. [5]

Мари-Доминик Шеню, противник Дома Шотара

Таким образом, ко времени заседания Второго Ватиканского Собора в 1962 г. боевые порядки были достаточно хорошо выстроены между теми, кто, в соответствии с католической традицией, провозглашенной Шотаром, видел неотъемлемый приоритет молитвы и созерцания над делами Священного Писания. активной жизни, и тех, кто, следуя современной тенденции от Ирландии до Чену, хотел уменьшить «бремя» молитвы в пользу пастырской эффективности.

Нет никаких сомнений в том, какая сторона на практике победила: все литургий Римско-католической церкви, от таинств до богослужения и благословения, были значительно сокращены, упрощены и упорядочены; народу давали многое «делать», а юбиляру отводились более «активные» роли собеседника, аниматора, комментатора, импровизатора. Религиозная жизнь была переопределена с точки зрения социального апостольства. Созерцатели, в частности, чувствовали, что должны оправдывать свое существование, указывая на конкретные выгоды, которые они приносили обществу. По мере того, как резко падало призвание к епархиальному священству, почти по той же причине резко падало и религиозное призвание, которое так никогда и не восстановилось в господствующей церкви. [6]

Сегодня, спустя много десятилетий после утомительных последствий, дорогостоящего «сопутствующего ущерба» всей этой бешеной активности, мы можем яснее, чем когда-либо, увидеть мудрость Годфри, Флореса и Карли, мудрость Льва XIII. , Шотар и Ауманн. Не кто иной, как Йозеф Ратцингер, часто и проницательно пишет о проблеме активизма, которую он считал симптомом утраты уверенности в реальности Иисуса Христа и главенстве Его Царства. В остром разделе Доклад Ратцингера, он говорит о потере аспекта женской восприимчивости в Церкви:

Активизм, воля быть «продуктивным», «актуальным», во что бы то ни стало есть постоянное искушение мужчины, даже мужского религиозного. И это как раз основное направление в экклезиологии. . . которые представляют Церковь как «Народ Божий», приверженный действию, деятельно занятый переводом Евангелия в программу действий с социальными, политическими и культурными целями. Но не случайно слово «Церковь» женского рода. В ней действительно живет таинство материнства, благодарности, созерцания, красоты, короче говоря, ценностей, которые кажутся бесполезными в глазах профанного мира. Возможно, не полностью осознавая причины, монашествующая женщина испытывает глубокое беспокойство от жизни в церкви, где христианство сводится к идеологии действия, в соответствии с той строго мужской экклезиологией, которая тем не менее представляется — и, возможно, считается — более близкой также к женщинам и их «современным» потребностям. Вместо это проект церкви, в которой больше нет места для мистического опыта, для этой вершины религиозной жизни, которая не случайно на протяжении веков была среди славы и богатства, предлагаемых всем в нерушимом постоянстве и полноты больше у женщин, чем у мужчин. [7]

В своей лекции о «Новой евангелизации» в 2000 году Ратцингер, как и Шотар, указал на необходимое основание апостольства в молитве:

«Иисус проповедовал днем, а ночью молился». Этими немногими словами он [Дон Дидимо] хотел сказать: Иисус должен был приобрести учеников у Бога. То же самое всегда верно. Мы сами не можем собрать людей. Мы должны приобрести их Богом для Бога. Все методы пусты без основы молитвы. Слово объявления всегда должно быть пропитано напряженной молитвенной жизнью. … Теоцентризм является основополагающим в послании Иисуса, и он также должен лежать в основе новой евангелизации. … Провозглашать Бога — значит знакомить [других] с Богом: учить, как молиться. Молитва – это вера в действии. И только переживая жизнь с Богом, появляются доказательства его существования. [8]

Папа Бенедикт XVI возвращается к этой теме в своей первой энциклике, Deus Caritas Est, от 2005 г.:

Молитва, как средство черпать все новые и новые силы от Христа, нужна конкретно и насущно. Люди, которые молятся, не тратят свое время понапрасну, даже несмотря на то, что ситуация кажется отчаянной и требует одних только действий. Благочестие не подрывает борьбу с бедностью наших ближних, какой бы крайней она ни была. … Пришло время подтвердить важность молитвы перед лицом активности и растущего секуляризма многих христиан, занимающихся благотворительностью. Ясно, что молящийся христианин не претендует на способность изменить Божьи планы или исправить то, что он предвидел. Скорее, он ищет встречи с Отцом Иисуса Христа, прося Бога присутствовать с утешением Духа для него и его работы. … Наш вопль [к Отцу], как и в случае с Иисусом на Кресте, является самым глубоким и радикальным способом утверждения нашей веры в Его суверенную силу. [9]
Вермеер Христос в доме Марфы и Марии (1655)

Одна из наиболее развитых трактовок этой темы содержится в Общей аудиенции Бенедикта XVI от 25 апреля 2012 года, в которой объясняется решение апостолов рукоположить дьяконов в помощь им. Папа видит в сосредоточенности апостолов на Слове и обращении дьяконов с бедными отражение различия между Марией и Марфой Вифанской и отмечает, что каждый аспект поддерживает другой: молитвенное размышление над Словом ведет к его убедительному провозглашению. , и, в то же время, люди, избранные для дел милосердия, должны быть наполнены Святым Духом, а не просто социальные работники. Затем он переходит к своему центральному пункту, который заслуживает того, чтобы его читали с учетом «бремени» декламации или воспевания Божественного служения:

Мы не должны теряться в чистом действии, но всегда позволять себе проникать и в нашу деятельность свету слова Божия и тем самым учиться истинному милосердию, истинному служению ближнему, которое не требует многого, оно, безусловно, нуждается в необходимые вещи, но прежде всего нуждается в нашей сердечной привязанности и свете Божьем.
          Комментируя эпизод с Марфой и Марией, св. Амвросий призывает и своих верных, и нас: «Поищем же того, что не может быть отнято у нас, посвящая усердно, не отвлекаясь, внимание слову Господа. Семена небесного слова сдуваются, если их посеять вдоль дороги. Пусть желание узнать будет стимулом и для вас, как это было для Марии; это величайший и самый совершенный поступок». И добавил, что «внимание к служению не должно отвлекать от познания небесного слова» посредством молитвы ( Expositio Evangelii secundunm Lucam, VII, 85; PL 15: 1720).
          Св. Бернар, являющийся образцом гармонии между созерцанием и упорным трудом, в своей книге «Об учете», адресованной Папе Иннокентию II, чтобы предложить ему некоторые размышления о его служении, настаивает именно на важность внутреннего воспоминания, молитвы, чтобы защитить себя от опасностей гиперактивности, независимо от нашего состояния и задачи, которую необходимо выполнить. Святой Бернар говорит, что слишком часто, слишком много работы и лихорадочный образ жизни заканчиваются тем, что ожесточают сердце и заставляют дух страдать (ср. II, 3).
          Его слова являются драгоценным напоминанием для нас сегодня, привыкших оценивать все по критерию производительности и эффективности. … Без ежедневной молитвы, прожитой с верностью, наши действия пусты, они теряют свою глубокую душу и сводятся к простой активности, которая в конце концов оставляет нас неудовлетворенными. … Для пастырей это первая и самая ценная форма служения вверенной им пастве. Если легкие молитвы и слова Божия не питают дыхание нашей духовной жизни, мы рискуем быть перегруженными бесчисленными повседневными вещами: молитва есть дыхание души и жизни.[10]

Оглядываясь назад на эти ценные тексты Ратцингера (а подобных им гораздо больше), мы не можем не задать некоторые неудобные вопросы для самих себя — для священнослужителей, монашествующих и мирян, стремящихся к святости, которая, как мы знаем, не является продуктом нашей действия, а дар тем, кто просит о нем в молитве, кто ищет, кто стучит.

Действительно ли мы верим в Бога? Если мы это сделаем, мы поверим в Его господство, Его первенство, Его первенство над всеми сотворенными вещами, материальными или духовными, видимыми или невидимыми — так, что Он всегда заслуживает приоритета в нашей повседневной жизни, лучшего нашего времени, энергии, внимания. Это касается литургической молитвы, а также личной молитвы.

Верим ли мы слову Господа, когда Он открыто говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33), или когда Он говорит: «Без Меня ничего не можете сделать» (Ин 15:5)? Если это так, то мы отвергнем в самом корне светский пелагианский менталитет, который вкрался и извратил так много «добрых дел», спонсируемых Церковью или совершаемых от имени христианства.

Верим ли мы, что наш Господь получает больше чести и славы, когда мы вкладываем в свои уста и фиксируем в наших сердцах слова тех самых псалмов, которые Он вдохновил для Себя читать как человек на земле, как Церковь велит нам делать в Божественном Офис? Если мы это сделаем, наше представление о «бремени» Управления изменится; мы подумаем о том, чтобы взять какую-либо форму предсоборного требника, будь то римский или монастырский; мы не будем стремиться к краткости, скорости и эффективности; и если мы уже молимся на латыни, мы не будем срезать углы бездумной быстротой чтения.

Верим ли мы, что один и тот же Господь Иисус Христос действительно, метафизически, телесно, лично присутствует перед нами на мессе? Если да, то это должно быть очевидно в том, как мы поклоняемся, и в том месте, которое поклонение занимает в нашей повседневной жизни.

В конце концов, верим ли мы в силу и тайну молитвы ? Вот вопрос, который должны вызвать у нас сегодня слова кардинала Годфри, сказанные 55 лет назад.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Анри де Любак, Записные книжки Ватиканского совета (Сан-Франциско: Ignatius Press, 2015), 1: 258–59. Латынь курсивом в книге не выделена.
[2] Там же, 266.
[3] Там же, 268–69.
[4] Джордан Ауманн, OP, «Ересь действия», в Cross and Crown, vol. 3 (1951), стр. 25–45.
[5] Этой информацией я обязан Энтони Систрому. Виньерон цитирует более 300 биографий и воспоминаний французских священников, создавая свой рассказ.
[6] См. прекрасную статью Хилари Уайт «Для чего на самом деле нужна католическая религия? Монашеский ответ».