Презентация на тему эмоции и чувства – «Эмоции и чувства». Скачать бесплатно и без регистрации.
Презентация. Эмоции и чувства — психологу, презентации
«ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»
Исполнитель : Студентка 2 «А» группы Пасевин Валерия
Содержание
1.Общее понятие об эмоциях и чувствах человека, функции эмоций, отличия эмоций от чувств.
2.Физиологические механизмы эмоций. Теории эмоций
3.Классификация видов эмоций.
4.Характеристика эмоциональных состояний: настроение, аффект, фрустрация, стресс, тревожность.
5.Высшие чувства
6.Эмоции и чувства у младшего школьника
7.Способы регуляции эмоциональных состояний человека.
8.Список литературы.
«Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования… В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».
К.Д. Ушинский
1.Общее понятие об эмоциях человека
- Термин «эмоция» (от лат. emovere — потрясаю, волную ) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.
Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний , отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности . (Немов Р.С.)
Эмоции – это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей , проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия , радости, страха и т. д. (Леонтьев А. Я., Судаков К. Я.)
1.Общее понятие об чувствах человека
- Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.
Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов
Чувства возникают как обобщение многих эмоций , направленных на определенный объект . Чувства выражаются через эмоции в зависимости от того, в какой ситуации находится объект их выражения.
1. Отличия эмоций от чувств
- Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга.
Чувство — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях , но они всегда предметны , т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость .
Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях.
1. Функции эмоций
Функции
- Отражательно-оценочная
Характеристика
Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций; являются системой сигналов , посредством которой субъект узнает о значимости событий .
- Побудительная функция
Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.
- Активирующая функция
- Регулирующая функция
Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур.
- Синтезирующая функция
Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта.
Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты.
- Смыслообразование
Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива .
- Защитная функция
Сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации.
- Экспрессивная функция
Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.
1 . Отличительные особенности эмоций
Особенности
Характеристика
Субъективный характер
Отношение, которое выражается в эмоциях , всегда носит личный, субъективный характер.
Крайнее многообразие качественных особенностей
Эмоциональные состояния позволяют судить о чрезвычайно большом числе и разнообразии эмоций : чувство голода, жажды, наслаждения, отвращения, чувство решительности, уверенности в своих силах, чувство гордости.
Пластичность
Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана.
Связь с внутриорганическими процессами
Эта связь имеет двоякий характер: 1 ) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций , 2) все эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях.
Связь с непосредственным переживанием собственного «Я»
Даже самые слабые эмоции захватывают всего человека в целом , сопровождаются острыми ощущениями собственной личности в ее органической целостности и противопоставленности внешней среде.
2. Физиологические механизмы эмоций
1. Физиологическое выражение эмоций
- Эмоции выражаются в уровне тонического напряжения мышц .
- Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос.
- Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы .
2. Физиологические механизмы эмоций
В 1937 году Пейпец выдвинул гипотезу о том, что различные структуры мозга образуют функциональный синцитий для формирования эмоций . Источником возбуждения является гипоталаму с.
3. Нейробиохимия эмоций
Модальность эмоций определяется взаимоотношением норадренергической, дофаминергической, серотонинергической, холинергической систем и целым рядом нейропептидов. С ростом серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его истощение вызывает состояние депрессии.
2. Теории эмоций
1. В XVIII – XIX вв . не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция : «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)
«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге
Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения стали их причиной.
«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда
Круг Папеса и теории активации
Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
Эмоция – результат активности сложной сети мозга , называется « Кругом Папеса».
2. Теории эмоций
2. Когнитивные теории эмоций . Открывают природу эмоций через механизмы мышления.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
В эмоциях большую роль играют когнитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом .
Информационная теория эмоций П.В. Симонова
В символической форме представлена совокупность функций , влияющих на возникновение и характер эмоций:
Эмоция = П х (Ин – Ис)
П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.
2. Теории эмоций
3. Существуют различные школы , что определяет разность определений и классификаций.
1.Джемс-Ланге
Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций
2.Психоанализ
Реакции связаны с влечениями.
В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния . Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма , возникают эмоции через систему обратных связей . Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
3.Бихевиоризм
Причина возникновения- рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
Сопутствующая реакция на определенный стимул. Рассматриваются подкрепления. Эмоции бывают положительные и отрицательные . Не воспринимаются как внутренние переживания.
2. Теории эмоций
4.Когнитивная психология – экспериментальная база.
1.Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига . Два фактора: когнитивный, психл.
5.Рубинштейн
2.Лазарус. 3х компонентная теория. Компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается возможность поведения в данной ситуации , возможность интерпретировать.
Эмоция — возбуждением определенных участков в подкорковых структурах . Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека . Эмоции – конкретная форма существования потребности , в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности, но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».
6.Леонтьев
Теория эмоций строится на Деятельности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом . Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.
3. Классификация видов эмоций
1. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребности:
- Если препятствует удовлетворению потребностей — отрицательные эмоции . Неприятные для человека чувства.
- Если потребности удовлетворяются — положительные эмоции ; Приятные для человека чувства.
- Некоторые переживания настолько сложны, многогранны , что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. В таких случаях говорят о двойственности чувств.
2. В связи с влиянием на деятельность человека:
Астенические (от греч. «астенос» — слабость, бессилие) — уменьшают активность, энергию человека : это тоска, печаль, уныние, подавленность.
Стенические (от греческого слова «стенос» — сила) эмоции вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение.
4. Характеристика эмоциональных состояний
1 . Настроение — длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. У каждого человека есть характерный именно для него тон обычного настроения .
- Настроение не предметно, а личностно;
- Настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
У разных людей настроение по-разному выражается в поведении , но оно проявляется внешне.
2. Аффекты — бурные, кратковременные эмоциональные вспышки: сильный гнев, страх, радость . Человек весь отдается переживанию, не контролирует свои действия . Возникает внезапно , продолжается несколько минут , оставляет после себя в длительный след в виде общего нервного потрясения. Во время аффекта отмечается яркость внешних проявлений .
4. Характеристика эмоциональных состояний
3. Фрустрация – расстройство при нарушении планов . Психическое состояние выражается в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемые объективно и субъективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели, решению задачи .
4. Стресс (от англ. слова stress — напряжение ) — эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации . Переживается оно с большой внутренней напряженностью . Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения .
5. Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги . Характеризуется субъективным ощущением угрозы и напряжения, низким порогом возникновения реакции тревоги.
5. Высшие чувства
Высшие чувства присущи только человеку . Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств:
1. Нравственные чувства
2. Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством . Интеллектуальными чувствами являются : жажда знаний, желание нового, любознательность, чувство комического, юмор, ирония, сарказм.
3. Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного , это любовь к красоте . Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений.
в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе .
К числу нравственных чувств относятся : любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки и др.
6. Эмоции и чувства у младшего школьника
Младших школьников отличают:
- высокая эмоциональная впечатлительность ,
- отзывчивость на все яркое, необычное .
Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес и порождают отрицательное отношение к учению.
У первоклассников складывается особое отношение к учителю , которое переживается весьма остро :
- положительное , когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним. Отношение создаёт благоприятный эмоциональный фон учения;
- отрицательное , когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто;
- конфликтное , при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. У детей задерживается формирование познавательной мотивации. Такие дети часто замкнуты, ранимы или, равнодушны, невосприимчивы к указаниям, безынициативны.
7. Способы регуляции эмоциональных состояний человека
1. К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:
2. Фрейд выделил несколько защитных механизмов :
1.Уход
2.Идентификация
3.Проекция
4.Смещение
5.Отрицание
6.Вытеснение
7.Регрессия
8.Реактивное образование
1) посредством другой эмоции
2) когнитивная регуляция
3) моторная регуляция
8. Список литературы
1. Лебединский М. С., Мясищев В. Я. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966. с. 222;
2. Леонтьев А. Я., Судаков К. Я. Эмоции.— БСЭ, т. 30. М., 1978, с. 169;
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с., С. 436;
4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.Психология. М.: ОИЦ «Академия», 2013
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку по теме: материал по теме эмоции и чувства (8 классы)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Занятие по теме:
«Эмоции и чувства»
(тезисы)
Выполнила: Майборода Е.В.
педагог дополнительного образования 1кв. кат.,
психолог
Шаля, 2010
Эмоции и чувства (тезисы)
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие.
Ощущение удовольствия или неудовольствия, иногда отчетливое, иногда едва заметное – эта своеобразная окраска ощущений. Характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.
Эмоции характеризуют собой потребности человека и предметы, на которые они направлены.
Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Но, нужно обратить внимание на то, что используются два понятия «эмоции» и «чувства».
Эмоции – это более широкое понятие, чувства – одно из проявлений эмоциональных состояний.
В жизни эмоции – это самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.
Эмоции содействуют в реализации потребностей и достижении определенных целей. Любая эмоция положительна или отрицательна, опираясь на это, человек может судить о достижении поставленной цели. Таким образом, можно судить о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. например: покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать повышение уровня адреналина в крови и многое другое.
Типы эмоций: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции – интенсивные, бурно протекающие, кратковременные эмоциональные вспышки.
Например: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.
Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта: данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.
Объяснение этому: сильное эмоциональное возбуждение, затрагивающие двигательные центры КГМ и переходящее в двигательное возбуждение, под действием которого человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает, в состоянии аффекта человек цепенеет, теряете дар речи.
В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием.
В этом состоянии меняется характер протекания мыслительных процессов и человек не может предвидеть результаты своих действий. Целесообразное поведение становится невозможным.
Но!, даже в состоянии очень сильного аффекта человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Но при этом одни могут владеть своими мыслями и поступками, а другие нет.
Это происходит в первую очередь, из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости.
Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые. Носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми
Причина тому то, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно удовольствие и неудовольствие.
Эмоции делятся на:
Стенические — стимулирующие деятельность человека, увеличивающие энергию и напряжение сил, побуждающие к поступку, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть».
Астенические – ведут к скованности, пассивности.
Фундаментальные эмоции:
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность.
Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребносте.
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое разногласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, не только ожиданиям окружающих. Но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
!!!! эмоциональные состояния носят неоднозначный характер: один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения – это называется амбивалентностью чувств (двойственностью).
Чувства – вид эмоциональных состояний – в большинстве случаев предметны и конкретны. И, если эмоции связаны с биологическими процессами, то чувства – с социальной сферой.
Еще одно различие: эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства имеют определенное внешне проявление, а эмоции чаще всего нет.
Чувства – еще более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.
Чувства всегда индивидуальны!!!
Чувства делят:
Нравственные (моральные) – переживаются людьми при восприятии явлений действительности и сравнения этих явлений с нормами, выработанными обществом.
(моральные: любовь, чувство долга, гуманность, дружба, патриотизм…
аморальные: жадность, жестокость, эгоизм…
морально-политические – отношения к различным общественным учреждениям, организациям, к государствам…)
Интеллектуальные – переживания, возникающие в результате познавательной деятельности (любознательность, удивление, любопытство…)
Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусства (восторг, радость, восхищение, презрение, страдание, тоска, отвращение…)
nsportal.ru
Презентация к уроку (3 класс) по теме: Презентация по психологии. Чувства и эмоции
Слайд 1
УРОК ПО ПСИХОЛОГИИ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ Подготовила педагог –психолог ГБОУ № 717 Лукьянова А.В.Слайд 2
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ ЧУВСТВА- ЭТО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, КОНКРЕТНЫМ СОБЫТИЯМ ИЛИ ЛЮДЯМ ( ВОЗМОЖНО ВООБРАЖАЕМЫМ) АФФЕКТЫ- — БУРНАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ( ГНЕВ, УЖАС), ВОЗНИКАЮЩАЯ, КАК ПРАВИЛО, В ОТВЕТ НА СИЛЬНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ. АФФЕКТЫ БЫВАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ. АФФЕКТЫ КАК ПРАВИЛО, ПРЕПЯТСТВУЮТ РАЗУМНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ. ВИДЫ ЧУВСТВ.
Слайд 3
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ ЧУВСТВА ЭМОЦИИ- ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ПСХИКОЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ А ПЕРЕЖИВАНИЯХ САМЫМИ РАСПАСТРАНЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ « УХОД В СЕБЯ» И ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА. НЕОБХОДИМО ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ЭТОГО, СВОИ ЧУВСТВА НЕОБХОДИМО ВЫРАЖАТ ЭМОЦИИ- НИЗШИЙ ТИП ПСИХИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ЧУВСТВА- ВЫСШИЙ ТИП- СВЯЗАН С ПЕРЕЖИВАНИЕМ
Слайд 4
ЗНАЧЕНИЕ ЧУВСТВ В ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ЧУВСТВА ЧУВСТВА МОГУТ СТАТЬ ЧЕРТОЙ ХАРАКТЕРА С ПОМОЩЬЮ ЧУВСТВ МЫ НЕ ТОЛЬКО СООБЩАЕМ ОКРУЖАЮЩИМ О СВОЕМ НАСТРОЕНИИ ИЛИ СОСТОЯНИИ, НО И ПЫТАЕМСЯ ПОВЛИЯТЬ НА НИХ НАПРИМЕР- УЛЫБКА. РАЗНООБРАЗИЕ ЧУВСТВ НАЗЫВАЮТ ДУШЕВНЫМ БОГАТСТВОМ
Слайд 5
НАСТРОЕНИЕ И СТРЕСС НАСТРОЕНИЕ- ОТРАЖАЕТ ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА. НАСТРОЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИПОДНЯТЫМ. К НАСТРОЕНИЮ ОТНОСЯТ – СКУКУ, ПЕЧАЛЬ, СТРАХ, ОТЧАЯНИЕ, РАДОСТЬ, НАДЕЖДУ, УВЛЕЧЕННОСТЬ. СТРЕСС-РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА В ОТВЕТ НА НЕОЖИДАННУЮ И НАПРЯЖЕННУЮ ОБСТАНОВКУ. СТРЕСС- ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ, КОТОРАЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В МОБИЛИЗАЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ОРГАНИЗМА. ОНА ВОЗНИКАЕТ В ОТВЕТ НА ХОЛОД, УСТАЛОСТЬ, БОЛЬ, УНИЖЕНИЕ.И ТД. ПРИЧИНЫ СТРЕССА- РАСПАД СЕМЬИ, НЕУДАЧИ В ШКОЛЕ И ТД.
Слайд 7
КАК УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ И ЧУВСТВАМИ БОЛЬШЕ ДРУЗЕЙ И ЗНАКОМЫХ ОБЩАЙТЕСЬ, ВЫРАЖАЙТЕ СВОИ ЭМОЦИИ В РАМКАХ ПРИЛИЧИЯ. ПРИЗНАВАЙТЕСЬ В ЧУВСТВАХ И НЕ СКРЫВАЙТЕ ИХ РАЗДЕЛЯЙТЕ ЧУВСТВА С ТЕМИ КОМУ ДОВЕРЯЕТЕ НАУЧИТЕСЬ РАССЛАБЛЯТЬСЯ.
Слайд 8
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ, ХАРАКТЕР ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДОПОЛНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ ЛИЧНОСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬ НОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТ Ь УПРАВЛЕНИЯ ЗАВИСЯТ ОТ ТЕБЯ
Слайд 9
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ 1.КАКИЕ СПОСОБНОСТИ У ТЕБЯ. В КАКИХ ОБЛАСТЯХ. СПРОСИ У РОДИТЕЛЕЙ ОТКУДА ОНИ У ТЕБЯ 2.ТЫ СТАЛКИВАЛСЯ СО СТРЕССАМИ. ПОПРОБУЙ ОПИСАТЬ СВОЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИХ , ИЛИ СВОИ НЕУДАЧИ. ВЫ ЧЕЛОВЕК КОМУ ДОВЕРЯЮТ СВОИ ТАЙНЫ ДРУГИЕ, ИЛИ ВЫ САМИ ДОВЕРЯЕТЕ ИХ ДРУГИМ И РАССКАЗЫВАЕТЕ О НЕУДАЧАХ.
Слайд 11
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ А.И. КРАВЧЕНКО, Е.А. ПЕВЦОВА. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 7 КЛАССА ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.- 10-Е ИЗД.- М.: ООО «ТИД» РУССКОЕ СЛОВО- РС», 2008. 2.ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД.- KAGAYA. http:/www hoshiuavi . com/
nsportal.ru
Презентация к уроку по психологии (9 класс) на тему: план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»
Слайд 1
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ. Истоки негативных эмоцийСлайд 2
Чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям
Слайд 3
2 способа выражения эмоций: Словесный С помощью мимики Дети различают смех на лице другого человека еще до 3 лет, боль – только в 5-6 лет, гнев — в с 7 лет, страх и ужас — с 9-10, удивление — в 11 лет. Презрение начинают узнавать к 14 годам.
Слайд 4
Задание №1. Мимика. Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление
Слайд 5
Задание № 2 Запишите в левую колонку чувства и эмоции, которые мешают человеку жить, делая его несчастным, а в правую – те, которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми
Слайд 6
Подчеркните те чувства и эмоции, которые вы испытываете по отношению к людям. И зачеркните те которые мешают вам общаться с людьми ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ Ненависть Гнев Зависть Жадность Обидчивость Подозрительность Тщеславие ЧТО ДЕЛАЕТ СЧАСТЛИВЫМ Любовь Доброта Великодушие Щедрость Способность прощать Доверчивость Скромность
Слайд 7
Задание №3. Тест эмоций . (тест Басса-Дарки)
Слайд 8
Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса Ф 1 9 17 25 33 К 2 10 18 26 34 Р 3 11 19 27 35 Н 4 12 20 28 36 О 5 13 21 29 37 П 6 14 22 30 37 В 7 15 23 31 39 Ч 8 16 24 32 40
Слайд 9
1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу. 5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива. 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной. 7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны. 8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести. 9. Мне не раз приходилось драться. 10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 11. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием. 12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся. 13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю. 14. Я думаю, что многие люди не любят меня. 15. Я требую, чтобы люди уважали мои права. 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу. 19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка. 20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
Слайд 10
21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть. 22. Многие люди мне завидуют. 23. Если я злюсь, я могу выругаться. 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Если не понимают слов, я применяю силу. 26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его. 27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся. 28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать. 29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю. 32. Я мало помогаю своим родителям. 33. На удар я отвечаю ударом. 34. В споре я часто повышаю голос. 35. Я раздражаюсь из-за мелочей. 36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место. 37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю. 38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить. 39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение. 40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.
Слайд 11
| 5+ | 4+ | 3+——————————————————————— | 2+ | 1+ | |_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____|_____ Ф К Р Н О П В Ч Строим график Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.
Слайд 12
Физическая агрессия — вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.
Слайд 13
Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться. Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая и косвенная агрессия».
Слайд 14
Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой». Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь. Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Слайд 15
Вербальная агрессия — за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает. Чувство вины — вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто вы в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять.
Слайд 16
Ученые выделяют три основных типа агрессивного поведения: Природная, врожденная агрессивность. 2. Спровоцированная агрессия как реакция на внешние причины. 3. Агрессия как результат воспитания.
nsportal.ru
Презентация на тему: Презентация значение эмоций в общении
Слайд 1
Значение эмоций в общении Составила педагог — психолог школы №589 Корнильева М.Г.Слайд 2
Мы все абсолютно разные со своей моделью мира, со своим темпераментом, со своим способом реакции на стресс, со своим тембром голоса, темпом речи, установками и системой ценностей. Когда мы обижаемся мы думаем – да как же он так может А он может, еще как может. Из своей картины мира может и легко
Слайд 3
Общение Мы понимаем себя только когда общаемся с другими ведь именно в общении нам другие показывают какие мы. Общение – это обмен сознанием Мы развиваемся в общении.
Слайд 4
55% воздействия мы передаем мимикой и пантомимикой: позы, жесты и контакт глазами, 38% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% — содержанием того, о чем вы говорите. Как мы общаемся
Слайд 5
Эмоции Эмоция существует всегда Эмоции управляемы Эмоции всегда показывают нам что какие то наши потребности не удовлетворены Дети – существа эмоциональный и поэтому реагируют в основном только на эмоции родителя. У ребенка нет анализа он живет эмоциями он в чистом виде, веря вам на слово, все запоминает Эмоции накапливаются и запоминаются (наш ум похож на библиотеку, каждое событие и чувство и эмоция, возникающая во время события отправляется в свой отдел – обиды к обидам, страх к страхам, и некоторые отделы библиотеки уже переполнены) Когда ребенок не может высказать обиду родителю, пытаясь сделать это неоднократно- ребенок застревает в этом чувстве – это становится его базовой эмоцией Мы влияем магически на наших детей и для ребенка все что говорит и делает родитель единственно правильное (ой ну что с тебя вырастет)
Слайд 6
Физиология эмоций Эмоции управляют деятельностью всех систем организма посредством управляющих команд — выброс в кровь гормонов: адреналин, серотонин, норадреналин. Наши эмоции, наше умонастроение регулирует наш состав крови, Страх «живет» в животе, грусть, тоска – в области груди. Испугались – адреналин пошел Влюбились – эндогенные морфины, самонаркотизация. Завидуете – яд пошел Изменяется состав крови: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление, краснеет или бледнеет кожа. Эмоции регулируются лимбической системой: гипоталамус — передневентральное ядро таламуса, поясная извилина — гиппокамп — мамиллярные ядра гипоталамуса.
Слайд 7
Первичные и вторичные эмоции Вторичные эмоции они всегда производны – гнев, агрессия, раздражение. Страдательные — первичные эмоции человеку показать более страшно чем вторичные – страх, чувство неприятия, чувство отвержения. Эмоции появляются как следствие неудовлетворенной потребности – быть принятым, быть понятым, быть услышанным (быть любимым) Чтобы наладить контакт надо за проявлениями эмоций угадывать неудовлетворенную потребность человека
Слайд 8
Эмоциональный интеллект – EQ. Человек становится лидером, только если он умеет общаться. То есть быстро приспосабливаться к окружающим, понимая их и доходчиво и убедительно донося свою позицию, свои мысли. Чтобы понимать других – надо сначала понять себя. Эмоциональный интеллект формирует мама – объясняя ребенку что он чувствует каждую минуту его жизни. Расспрашивая ребенка о том что с ним происходило в течении дня, что он чувствовал, что он думал, что он делал. Эмоциональный интеллект
Слайд 9
Как мы передаем свои эмоции и отношение к собеседнику Отношение – вещь скрытая, но проявляется в мимике, жестах и тоне голоса. Выражение лица, вдох, поза.
Слайд 10
Вторичные эмоции Первичные эмоции Неудовлетворенные потребности Самооценка Пирамида эмоций Гнев, раздражение, злость, агрессия Обида, боль, страх В понимании, в любви, в уважении, в заботе Я есть, Я – хороший, Я любимый
Слайд 11
Основные эмоции Страх Гнев Печаль Радость
Слайд 12
Страх Запрещался страх –гнев Родители высмеивают ребенка в момент переживания этих чувств — мальчики не боятся. мальчики не плачут, что ты нюни распустил, как девченка. Страх показывать стыдно и чтобы справиться со своим страхом — ребенок кричит гневается. Взрослый человек стыдится своей слабости, чтобы скрыть от всех свой страх, свою беспомощность – он кричит, он пугает других.
Слайд 13
Печаль Печаль запрещали – радость Семейные установки — что ты делаешь такое лицо, чего ты губы надула, да разве это беда, вот в наше то время было. Ребенок понимает, что пока он улыбается, его принимают, любят, слышат. Когда он вырастает, он старательно веселит других изо всех сил, чтобы его приняли, не отвергли, как родители когда — то Сценарий «Радуй других» массовик затейник – принудительное поведение (душа компании, а дома депрессии)
Слайд 14
Гнев Гнев запрещали – страх, (вырастают тихие молчуны, отстраненные. Которые боятся проявить свой гнев) Если в детстве подавляют эмоцию гнева ребенок боится проявлять эту эмоцию и демонстрирует любую другую — радость. печаль – любая неадекватная эмоция, любая маска Да что ты так кипятишься – зто же все ерунда, смешно из – за этого злиться – ребенок давится своим гневом. слезами и начинает натужно радоваться ведь мама же сказала ерунда, значит ерунда, надо забыть и радоваться.
Слайд 15
Радость Радость запрещали –печаль. Семейные установки — смех без причины — признак дурачины, не смейся потом заплачешь. Что ты как маленькая. Не балуйся, будь серьезной. Ребенок, чтобы угодить родителям начинает скрывать свою естественную радость, натягивая на лицо маску печали. Маска печали остается на всю жизнь Пессимисты Жизнь таких людей наполнена трудностями лишениями и даже если в их жизнь приходит радость они боятся что скоро придет расплата.
Слайд 16
Я – Окей Ты — не Окей Я – Окей Ты — Окей Я – не Окей Ты – Окей Я – не Окей Ты – не Окей Жизненные позиции общения по Э.Берну внутренняя платформа человека с которой он привык общаться с другими людьми
Слайд 17
3 способа реагирования на негативный контакт из позиции я – Окей, ты – не Окей Активная – ребенок активно защищается, нападает, доказывая что он Окей. Пассивная – ребенок уходит от контакта внешне или внутренне. (он продолжает вас слушать, но не слышит) Мимикрия – ребенок подстраивается под вас (я буду выглядеть таким как ты хочешь – себе на уме – вас он все равно не слушает)
Слайд 18
Как мы звучим Звуком можно очаровать, напугать, надавить, раздавить Своим голосом мы творим атмосферу в доме. Создание атмосферы в доме – это ответственность женщины Голосом мы привлекаем или отталкиваем от себя окружающих. Голосом мы творим свою жизнь Самые убедительно звучащие – это те кто чувствует, думает и говорит одно и то же (духовные учителя) Чтобы убедить в чем – нибудь другого человека надо самому в это верить. А на серьезный, воспитательный разговор с ребенком надо настоится. Сначала вспомните, как сильно вы его любите, даже если сейчас вы на него злитесь, потом проясните для чего вы это говорите Очень часто мы произносим воспитательные речи для того чтобы оправдать себя, снять с себя ответственность (я хорошая мать – я тебе это тысячу раз повторяла, теперь ты сам виноват в том, что не понял), пугаем детей чтобы заглушить свой страх от беспомощности (это сейчас ты как у христа за пазухой, вот вырастешь…узнаешь почем фунт лиха, в жизни все не так легко как ты думаешь). Несчастная мать не способна воспитать счастливого ребенка – начинать всегда надо с себя.
Слайд 19
Как вырастить лидера? Удовлетворяем потребности в защите, понимании, любви, признании. Формируем самооценку. Поддерживаем уверенность в своих силах, своей значимости для нас и мира всю нашу жизнь.
Слайд 20
Как надо общаться с детьми я – сообщения — берем ответственность на себя, говорим о своих чувствах (я чувствую то — то и то — то , когда ты…. — и мы описываем поведение ребенка, не сгущая краски. Мне хотелось бы, что бы ты… и описываем желаемый результат До тех пор пока мы с детьми разговариваем в ты сообщениях мы воюем, а не воспитываем. Как только мы начинаем общаться «я – сообщениями» – мы облегчаем себе жизнь, мы позволяем себе высказать свои эмоции и отношение к поступку ребенка, не копим обиды. ты — сообщения перекладываем ответственность на ребенка обвиняя его и унижая . (Посмотри на себя, на кого ты похож. Вечно ты так. Прекрати так делать.) Все замечания и поучения надо делать из позиции я – сообщений.
nsportal.ru