Презентация на тему типы темперамента: Презентация на тему «Типы темперамента»

Содержание

Презентация «Типы темперамента» | Презентация урока для интерактивной доски по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему:

Слайд 1

«Типы темперамента» Педагог-психолог И.А.Попова

Слайд 2

Вы узнали себя?

Слайд 5

Темперамент сангвиника характеризуют сильная уравновешенная подвижная нервная система, уравновешенность реакций возбуждения и торможения, а также высокая степень экстраверсии и нейротизма, из эмоций он более всего предрасположен к радости. Человека сангвиника охарактеризуют такие черты как подвижность, живость, быстро отзыва на события окружающего мира, сравнительная быстрота психологических реакций, и психологического отклика, относительно легко переживает неудачи и неприятности, он просто на них не зацикливается. Он стремиться к частой смене впечатлений. Сангвиник устойчив к эмоции страха. Но у него иногда проявляются элементарные навязчивости, чаще других встречается у них страх высоты. Самый сильный ипохондрический страх проявляющийся у сангвиника это страх сойти с ума, они даже не столько бояться смерти, сколько лишиться удобного, привычно-приземленного здорового и здравого душевного бытия. Сангвиник очень любит окружен другими людьми. Чем больше людей тем лучше, это позволяет им чувствовать себя не одинокими. Одиночество пугает и угнетает их. Сангвиники хотят быть в центре внимания, признания комплиментов и похвалы. Они болтливы, энергичны, часто шутят и смеются. Сангвиник

Слайд 7

Меланхолик Люди с меланхолическим типом темперамента имеют слабую нервную систему, они обычно интроверты (интроверты закрыты от эмоций, общения, их мысли направлены на внутренний мир, предпочитает мышление и воображение реальным действиям) с высоким уровнем нейротизма (нейротизм черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами). Они имеют превалирование торможения над возбуждением. Меланхолик легко раним, глубоко переживает даже незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на происходящее. Имеет повышенную чувствительность нервной системы и острую реакцию на оттенки чувств. Его эмоциональные переживания глубоки, и отличаются большой длительностью и устойчивостью. Меланхолики более всего подвержены депрессии и воображению пугающих ситуаций, страху физической боли и социального наказания, также они пугаются конфликтов в общении, ссор, природных катаклизмов. Часто они подвержены хандре, которая выражается в крайнем пессимизме, и страху действия.

Слайд 9

Темперамент флегматика характеризуется сильной, инертной и уравновешенной нервной системой, хладнокровием, и уравновешенностью нервных процессов, интроверсией и низким нейротизмом. Они отличаются медлительностью во всем, в реакциях, делах, поступках, они невозмутимы, обстоятельны, сдержаны, иногда даже чересчур. Флегматики вообще оказались не склонны к бурному эмоциональному реагированию. Имеют устойчивое стремления к более или менее постоянным настроениям, внешнее выражение душевных состояний является довольно слабым. Для флегматика характерны чувства тревоги и тоски. Он не способен быстро и легко испугаться, ему нужно время, попав в новую обстановку, будет одинок, поскольку ему необходимо время для привыкания. Флегматик мало подвержен страху, бояться в основном воображаемых действий, но опасаются резких перемен, неизвестности. Темперамент этих людей диктует подчинение. Их довольно легко повести за собой, они легко поддаются на уговоры. Они не конфликтны, и пытаются разредить обстановку, когда ситуация приближается к апогею. Они чуткие и остро осознают чувства тех, кто их окружает, и очень аккуратно относятся к чувствам других. Но, их самих, часто используют в своих целях. Они обязательные и нерешительные. Как правило, не видят лидера в себе, лучше работают, если им сказать, что делать. Боятся принимать решения и вести за собой. Флегматик

Слайд 11

Холерический темперамент отличаются сильной неуравновешенной нервной системой, значительным преобладанием возбуждения над торможением, высокой степенью экстраверсии (экстраверсия- ориентация на внешний мир, предполагающая общительность, они предпочитают социальные и практические стороны жизни, открыты к эмоциям) и низкой нейротизма, более всего склонны к ярости. Движения холерика быстры и порывисты, в прочем как и действия, и течение мыслей, и реакции, он способен отдаваться делу и любви со всей страстью, они всегда идут до конца. Этот тип темперамента неуравновешен, склонен к бурному проявлению эмоций, и резким сменам настроения. Холерики легко преодолевают трудности, но плохо сдерживают себя, легко взрываются. Они лидеры от природы, им повинуются уже в детском саду. Холерикам присуще чувство тревоги. Страхи их часто относиться к бытовым жизненным ситуациям, и страхами воображаемыми. Пережитый страх у холерика способствует возникновению тревожности, пугливости, осторожности. Холерик

Слайд 13

Угадайте какой это тип?

Слайд 14

Бывает ли у вас такое?

Слайд 15

А такое?

Слайд 16

Кто я?

Слайд 17

«Оставь меня старушка, я в печали»

Слайд 18

Я сангвиник?

Слайд 22

В психологии существует два наиболее распространенных показателя измерения типа личности , особо отличающиеся друг от друга – это экстраверт и интроверт. К экстравертам относятся разговорчивые, открытые, смелые и отважные люди, которые направляют свою жизненную энергию на внешний мир. Интроверты – это люди более скрытые и сдержанные, предпочитающие побыть в одиночестве.

Слайд 23

Как определить и отличить экстраверта от интроверта? Для того чтобы определить, к какому типу характера относится человек, необходимо просто понаблюдать за его реакциями на различные жизненные ситуации. Отличие экстраверта от интроверта определяется тем, что для экстраверта характерны такие качества как эмоциональность, смелость, решительность. Такие люди больше любят шумные компании, быть в центре внимания. Это активные личности, которые стремятся к лидерству во всем. Для них важны слава и признание их заслуг. Для интровертов характерно уединение, мечтательность и погруженность в себя. Они спокойны и рассудительны, что помогает им в определенных жизненных ситуациях или сферах труда, требующих сосредоточенности и анализа

Слайд 24

Экстраверт, интроверт, амбиверт Помимо понятий «экстраверт» и «интроверт», в психологии есть еще «амбиверт», к которому можно отнести большинство людей. Амбиверт – это личность, имеющая средний показатель между экстра- и интроверсией. У таких людей присутствуют черты характера, свойственны как одному, так и другому психологическому типу. Такие люди чувствуют себя комфортно как в обществе, так и в одиночестве. Свои эмоции они выражают по-разному, в зависимости от ситуации.

Темперамент. Типы темперамента — презентация, доклад, проект


Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Темперамент. Типы темперамента. Презентация на заданную тему содержит 27 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Презентации» Образование» Темперамент. Типы темперамента

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Темперамент



Слайд 2

Описание слайда:

Что такое темперамент? Темперамент (в переводе с лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности


Слайд 3

Описание слайда:

Гиппократ и темперамент Творцом теории о типах темперамента по праву можно назвать Гиппократа – древнегреческого врача


Слайд 4

Описание слайда:

Гиппократ и темперамент Гиппократ утверждал, что индивиды разделяются в зависимости от соотношения 4-х главных жидкостей, находящихся в теле человека: Лимфы, Крови, Жёлтой желчи Чёрной желчи


Слайд 5

Описание слайда:

Типы темперамента (согласно теории Гиппократа)


Слайд 6

Описание слайда:

Холерик В организме данного типа преобладает желтая желчь Отличительная черта холерика — это сильные эмоции и быстрая смена настроений. Такие люди всегда очень эмоциональные и зачастую неуравновешенные. Их легко заставить плакать или смеяться. Они всегда куда-то спешат. У холерика — сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система.


Слайд 7

Описание слайда:

Херлуф Бидструп известный датский художник-карикатурист, автор самой известной карикатуры «Четыре типа темперамента» представил типы темперамента следующим образом


Слайд 8

Описание слайда:

Известные холерики


Слайд 9

Описание слайда:

Сангвиник В организме сангвиников преобладает кровь, делающая представителей данного психотипа очень живыми и общительными. Их эмоции активно сменяют одна другую, и благодаря этому сангвиники очень быстро приспосабливаются к любым переменам. Такие люди легко переносят неудачи. Сангвиник — нервная система сильная, подвижная, уравновешеная.


Слайд 10

Описание слайда:

Сангвиник


Слайд 11

Описание слайда:

Известные сангвиники


Слайд 12

Описание слайда:

Меланхолик меланхолики, в организме которых преобладает черная желчь. Люди данного психотипа астеничны, грустны и боязливы. Они склонны к тоске и печали, депрессиям и постоянным переживаниям. Они предпочитают одиночество и стараются реже контактировать с людьми. Меланхолик — слабый, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы.


Слайд 13

Описание слайда:

Меланхолик


Слайд 14

Описание слайда:

Известные меланхолики


Слайд 15

Описание слайда:

Флегматик Если в организме человека преобладает лимфа, он является флегматиком. Люди данного психотипа спокойны и невозмутимы. Они выглядят немного ленивыми, но на самом деле они скорее медлительны и более стабильны в своих эмоциях. Флегматики могут быть очень даже упорными и настойчивыми в выбранном ими занятии. Свою неторопливость они компенсируют усидчивостью и прилежанием. У флегматика — сильная, уравновешенная, инертная нервная система.


Слайд 16

Описание слайда:

Про флегматика можно сказать, что он очень нетороплив. Его эмоции медленны и очень трудно сдвигаются из одного положения. Он мало смеётся и раздражается, практически всегда спокоен и его трудно вывести из этого состояния. Когда о чем-то говорит, то безо всяких эмоций, монотонно, поэтому с ними трудно общаться. Флегматик копит в себе эмоции и, когда наступает переломный момент, он их выплёскивает.


Слайд 17

Описание слайда:

Известные флегматики


Слайд 18

Описание слайда:

Теории темперамента Выделяют конституциональные и факторные теории о темпераменте Конституциональные направлены на обнаружение взаимосвязи между психическими свойствами и строением тела человека(Типология Кречмера и типология Шелдона) Факторные теории (теория К. Юнга)


Слайд 19

Описание слайда:

Типология Кречмера


Слайд 20

Описание слайда:

Факторные теории темпераметра Теория К. Юнга


Слайд 21

Описание слайда:

Теория Юнга Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») интровертов  («обращенных  внутрь себя»). У экстравертов ведущим полушарием является правое полушарие,  что частично может проявляться даже во внешности —  у них более развит левый глаз, т.е. левый глаз больше открыт и более осмыслен У интровертов ведущим является левое полушарие.


Слайд 22

Описание слайда:

Тип нервной системы хотя и определяется  наследственностью, но не является абсолютно неизменным.

В каждом человеке могут одновременно сочетаться несколько типов темперамента, но один всегда будет доминантным. Тип нервной системы хотя и определяется  наследственностью, но не является абсолютно неизменным. В каждом человеке могут одновременно сочетаться несколько типов темперамента, но один всегда будет доминантным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок,  воспитания,  жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.


Слайд 23

Описание слайда:

Тест на определение типа темперамента Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.


Слайд 24

Описание слайда:


Слайд 25

Описание слайда:


Слайд 26

Описание слайда:

Ключ к тесту Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.   Например: «а»     — 7 раз   * 5 = 35% «б»     — 10 раз * 5 = 50% «в»     — 2 раза  * 5= 10% «г»     —  1 раз    * 5 =  5%   Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента. «а» — тип холерика «б» — тип сангвиника «в» — тип флегматика «г» — тип меланхолика.


Слайд 27

Описание слайда:

Спасибо за внимание !




Tags Темперамент. Типы темперамента

Похожие презентации

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Презентация по теме Темперамент доклад, проект

Слайд 1
Текст слайда:

ТЕМПЕРАМЕНТ


Слайд 2
Текст слайда:

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия.


Слайд 3
Текст слайда:

Темперамент — это прежде всего биологическая подструктура личности. Темперамент — это биологический фундамент личности.

Темперамент проявляется в различной силе и глубине эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпе, энергичности действий, в индивидуально — устойчивых особенностях психической жизни человека.


Слайд 4
Текст слайда:

Теории темперамента

Гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (учение Гиппократа, древнегреческого врача).

Гиппократ утверждал, что индивиды разделяются в зависимости от соотношения 4-х главных жидкостей, находящихся в теле человека:
Лимфы,
Крови,
Жёлтой желчи,
Черной желчи.


Слайд 5
Текст слайда:

Типы темперамента (по Гиппократу)

Холерик

Сангвиник

Меланхолик

Флегматик


Слайд 6
Текст слайда:

Морфологические теории: попытка определить темперамент через эти типы морфологических конституций (теория темперамента Э. Кречмера).


Слайд 7

Слайд 8
Текст слайда:

Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.


Слайд 9
Текст слайда:

Физиологическая теория темперамента (по учению И.П. Павлова)

Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека.
Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям.

1849 – 1936


Слайд 10
Текст слайда:

Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов.
Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности.
Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.


Слайд 11
Текст слайда:

Для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента:

сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;
активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;
реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;
темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;


Слайд 12
Текст слайда:

Свойства темперамента:

пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;
ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;
эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;
экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;
интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.


Слайд 13

Слайд 14
Текст слайда:

Темперамент является базой свойств личности. Определяет динамику их проявления.

Впечатлительность — свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.
Эмоциональность — свойство, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.
Импульсивность — свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.
Тревожность — повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому.


Слайд 15
Текст слайда:

Сангвиник

Человек с повышенной реактивностью,
однако, активность и реактивность у него уравновешены;
с высоким порогом чувствительности;
проявляет быстроту ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу;
легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям к работе.
Сангвиник быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно очень его волновало и притягивало к себе. Он много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания, легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет.
Сангвиник очень активен, энергичен, у него живые движения, богатая мимика. При неблагоприятных условиях и отсутствии воспитания у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность.
Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’ Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.


Слайд 16
Текст слайда:

Холерик

Отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Однако реактивность преобладает в данном случае над активностью, поэтому он не обуздан, нетерпелив, не сдержан, вспыльчив.
Он более инертен, чем сангвиник, поэтому здесь проявляется большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания.
Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и не сдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется.
Вспомним рыцаря Дон Кихота, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.


Слайд 17
Текст слайда:

Флегматик

Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.
Его трудно рассмешить, опечалить. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен.
Отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием.
Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления.


Слайд 18

Слайд 19
Текст слайда:

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.
Незначительный повод может вызвать у него слезы. Он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен.
Робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Он легко утомляется и мало работоспособен. Имеет замедленный темп всех психических процессов и замкнутый характер.
Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик почти всегда человек сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело.
Судя по всему, принц Гамлет и Евгений Онегин были типичными меланхоликами.


Слайд 20
Текст слайда:

Следует помнить, что нет чистых типов темперамента.
Можно говорить, о преобладании того или иного типа. При этом, тип темперамента врожденный и от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.


Слайд 21
Текст слайда:

Профессионально важные свойства темперамента для юриста:

активность,
динамичность,
пластичность,
мобильность,
экстравертированность.

Именно она лежит в основе такой черты характера юриста, как коммуникабельность, и определяет его умение устанавливать психологические контакты с различными людьми. Неразвитость этого свойства, нежелание формировать в себе эти качества могут стать серьезной преградой для успешного выполнения юристом своих обязанностей.


Слайд 22
Текст слайда:

Проявление качеств личности в зависимости от темперамента


Слайд 23
Текст слайда:

Проявление качеств личности в зависимости от темперамента


Свойства темперамента
Личные качества
Адаптация
В поведении
Отношение к опасности
Мнительность
Мимика, жестикуляция
Возможные минусы


Слайд 24
Текст слайда:

Роль в общении

САНГВИНИК

ХОЛЕРИК

ФЛЕГМАТИК

МЕЛАНХОЛИК

развлекатель,
старается всех
развеселить

подчиняет,
непреклонен,
властен

спокойный,
созерцатель

подопечный,
беззащитный


Слайд 25
Текст слайда:

Самооценка в зависимости от темперамента

неустойчивая,
повышенная,
рассказывает об
успехах,
у всех на виду

наивысшая,
стремление к
первенству,
соперник

занижена,
скромен,
не на виду

низкая,
стеснителен,
в группе
держится в
тени

сангвиник

холерик

флегматик

меланхолик


Слайд 26
Текст слайда:

Уверенность в зависимости от темперамента

САНГВИНИК

ХОЛЕРИК

ФЛЕГМАТИК

МЕЛАНХОЛИК

надеется
на удачу

самоуверен,
скрывает
слабости


нет
самоуверен-
ности,
переживает
за себя,
не унывает


Неуверен в
себе,
преувели-
чивает
недостатки,
не верит в
удачу


Слайд 27
Текст слайда:

Дружба и любовь в зависимости от темперамента

ФЛЕГМАТИК

ХОЛЕРИК

МЕЛАНХОЛИК

САНГВИНИК

дружит с немногими,
другом командует,
сильно привязан,
склонен к гневу,
ревности, к
разрыву из
склонности

переживает
симпатии легко,
ярко и весело

не склонен к
выражению ярких
чувств, спокойное
отношение к
партнеру,
влюбчив, спокойная
привязанность

преданность,
подчиняется паре,
стыдится
открывать
свои чувства,
однолюб


Слайд 28
Текст слайда:

Движения и походка

сангвиник

холерик

флегматик

меланхолик

стремительный,
резкий,
напряженный

подвижный,
быстрый,
«непоседа»

замедленный,
плавный,
расслабленный

замедленный,
нерешительный


Слайд 29
Текст слайда:

Сон

сангвиник

холерик

флегматик

меланхолик

с красочными
сновидениями

спит мало,
поздно просыпается,
работает ночью

спит мало, вечером
ощутима усталость,
клонит ко сну

быстро засыпает,
разбудить трудно


Слайд 30

Слайд 31

Скачать презентацию

Презентация для урока по теме «Темперамент»

Государственное бюджетное профессиональной учреждение

«Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького»

ОП.02. Психология

Специальность

Преподавание в начальных классах

Курс 2

Тема 3.6. ТЕМПЕРАМЕНТ

Формируемые ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Формируемые ПК:

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения

И. В.Дубровина

ХОЛЕРИК

(сильный, неуравновешенный)

САНГВИНИК

(сильный, уравновешенный, подвижный )

ФЛЕГМАТИК

(сильный, уравновешенный, инертный )

МЕЛАНХОЛИК

(слабый)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

ПЛАН ОТВЕТА

1. Предположение (Мы считаем, что…)

2. Два – три аргумента, подтверждающие вашу точку зрения

3. Вывод в виде одного предложения ( Таким образом, …)

4. Вывод записывается на доске.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Существует ли зависимость между типом темперамента и волей человека?

Как связаны поведение и темперамент человека?

Влияет ли тип темперамента человека на развитие его воображения?

Зависит ли уровень развития мышления человека от его темперамента?

Как связаны темперамент и память человека?

Какие типы темперамента обеспечивают успешность учителя в его профессиональной деятельности?

ТЕМПЕРАМЕНТ И ОБЩЕНИЕ

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата (М. И.Лисина)

Эмоциональность и её внешнее выражение

Установление контактов с людьми

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ

Направленность общения

Поведение в конфликтах

Эмпатия (сопереживание)

Тип темперамента и общение

Характерис-тика общения (процесс)

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Активная резкая жестикуля-ция, богатая мимика, эмоционален

Богатая мимика, жесты, эмоционален

Маловыразителен, малоэмоцио-нален

1. Эмоциональность и её внешнее выражение

Сдержанные жесты, мимика робкая. эмоционален

2. Установление контактов с людьми

Медленно, мало проявляет свои чувства

Устанавли-вает контакты быстро, и быстро ссорится

Теряется в новой обстановке, пугается новых отношений

Быстро устанавливает контакты, инициатор в общении

3. Направленность в общении

Экстраверт – направлен в общении вне себя: общителен, активен.

Интроверт – направлен в общении внутрь себя, пассивен, сосредоточен на своих переживаниях.

ЭКСТРАВЕРТЫ

ИНТРОВЕРТЫ

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

ТЕМПЕРАМЕНТ И ОБЩЕНИЕ

Характерис-тика общения (процесс)

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

Откладыва-ет решение, старается решить мирно, раздумывает

4. Поведение в конфликте

Обостряет конфликт, вину перекладывает на других

Ведет себя гибко, уступает, ищет согласия

Уходит от решения, пугается, ждет чужого решения

Сочувствует, но без лишних эмоций, скорее готов оказать помощь

5. Сопережи-вание (эмпатия)

Обвиняет других, не склонен к эмпатии

Склонен сочувство-вать

Сопережива-ет сильно, искренне

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

  • Учить быть последовательным, усидчивым. Дарить новые впечатления. Стать другом.
  • Учить быть последовательным, усидчивым. Дарить новые впечатления. Стать другом.

САНГВИНИК

  • Не ждать проявления сильных эмоций. Помнить о том, что он долго привыкает к новой обстановке.
  • Не ждать проявления сильных эмоций. Помнить о том, что он долго привыкает к новой обстановке.

ФЛЕГМАТИК

  • Помнить о повышенной эмоциональности, учить сдерживаться. Быть с ним открытым и искренним.
  • Помнить о повышенной эмоциональности, учить сдерживаться. Быть с ним открытым и искренним.

ХОЛЕРИК

  • Избегать поведения, которое может обидеть или напугать. Поддерживать, постараться стать близким человеком.
  • Избегать поведения, которое может обидеть или напугать. Поддерживать, постараться стать близким человеком.

МЕЛАНХОЛИК

БАРЬЕР ТЕМПЕРАМЕНТОВ

БАРЬЕР – субъективные, остро переживаемые, не удовлетворяющие человека контакты с другими людьми; трудности в общении

В. М.Целуйко

САНГВИНИК

ФЛЕГМАТИК

ХОЛЕРИК

МЕЛАНХОЛИК

МОЕ ОБЩЕНИЕ И МОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

  • Мой тип темперамента
  • Качество, помогающее мне в общении
  • Качество, мешающее в общении

Презентація: «Темперамент особистості»

Перегляд файлу

    • = 13), за которым следуют Опросник характеристик младенцев (ICQ) (33) ( n = 6), Опросник детского темперамента Кэри (CITQ) ( n = 4) (34) и опросник Томаса и Опросник шахматного темперамента (TTQ) ( n = 2) (35) и др. Что касается наблюдения за поведением младенцев, то для наблюдения за реактивностью младенцев в незнакомой ситуации использовались шкалы темперамента Кагана (36), а также специальных методов .

      Таблица 1 . Изучение характеристик включенных.

      Пренатальные и интранатальные факторы для темперамента младенцев

      В таблице 2 обобщены результаты пренатальных и интранатальных факторов для младенческого темперамента.

      Таблица 2 . Выводы обзора литературы.

      Генетические и биологические факторы

      Три исследования выявили связь между генетическими факторами младенцев и их темпераментом (30, 37, 38). Torgersen и Kringlen (30) обнаружили, что монозиготные (MZ) близнецы более похожи по темпераменту, чем дизиготные (DZ), что указывает на то, что генетические факторы могут играть роль в темпераменте (30). Вибе и др. (37) утверждали, что взаимодействие ген-среда (G-E) между Taq 9Полиморфизм 0785 IA , который связан с дофаминовым рецептором D2, и пренатальное воздействие табака наблюдались для более высокого «внимания» и «раздражительной реактивности» среди 4-недельных новорожденных (37). Эти авторы пришли к выводу, что взаимодействие между генетическими и пренатальными факторами окружающей среды может влиять на модели развития потомства. Айворра и др. (38) сообщили о положительной корреляции между геном 5-HTTLPR младенцев и послеродовым тревожным состоянием их матерей, а также о более высокой «раздражительности» среди младенцев как в возрасте 2, так и в 8 месяцев (38).

      Из пяти исследований, в которых изучалась связь биологических факторов с темпераментом младенцев (14, 39–42), четыре измерили гормоны стресса, такие как материнский или плацентарный кортизол, материнский кортикотропин-рилизинг-гормон (CRH) или адренокортикотропный гормон ( АКТГ) (39–42), а одно исследование было сосредоточено на частоте сердечных сокращений плода (ЧСС) (14). Во-первых, что касается гормонов стресса, в большинстве исследований сообщается о значительной корреляции между повышенным уровнем материнских гормонов стресса во время беременности и трудным темпераментом младенцев, например, более высоким уровнем «эмоциональной активности» (40) и более высоким уровнем «страха и чувства дистресса». ‘, и ‘отрицательная реактивность’ (39, 42). Хотя в большинстве этих более ранних исследований выдвигалась гипотеза о роли материнских гормонов стресса как посредника между психологическим дистрессом матери во время беременности и темпераментом младенца (39, 40, 42), одно исследование показало незначительную опосредующую роль с использованием анализа путей (41). Кроме того, Дэвис и соавт. (39) измеряли плацентарный кортизол и КРГ в крови матерей на 19, 25 и 31 неделе беременности и обнаружили значительную связь между плацентарным кортизолом и КРГ на 25 неделе беременности с более высоким «чувством страха и дистресса» среди младенцев, но не в 19или 31 неделя беременности (39).

      Относительно FHR, Werner et al. (14) исследовали 50 пар беременных матерей и их нерожденных детей, чтобы оценить изменение ЧСС. Авторы обнаружили, что у плодов в третьем триместре беременности, у которых наблюдалось увеличение ЧСС во время воздействия материнского психологического стресса, с большей вероятностью проявлялась более высокая «моторная реактивность» в ответ на новизну в возрасте 4 месяцев. Однако Вернер и соавт. (14) также не сообщили об отсутствии существенной связи между изменением ЧСС и «реакцией на плач» младенцев.

      Факторы окружающей среды

      Шесть исследований были посвящены употреблению психоактивных веществ матерью во время беременности; в трех оценивали курение матерей (37, 43, 44), в одном исследовали употребление алкоголя отцом (45) и в двух измеряли употребление матерями запрещенных наркотиков (46, 47).

      Три исследования, посвященные курению матерей, показали, что интенсивное или постоянное курение беременных матерей предсказывало более низкое «позитивное настроение» (43) и более низкую «реактивность на стимулы» (44) у младенцев, тогда как Wiebe et al. (37) утверждали, что взаимодействие генов и окружающей среды при воздействии табака вызывает повышенное «внимание» и «раздражительность», как упоминалось выше. Пикет и др. (43) также утверждали, что беременные матери, рано бросившие курить, оказывали защитный эффект, снижая риск «неприятности новизны» и «ненормальности» среди младенцев. Одно исследование показало, что младенцы отцов-алкоголиков проявляли «упрямство» и «настойчивый темперамент» в возрасте 12 месяцев (45). Эдвардс и др. (45) пришли к выводу, что проблемы интернализации связаны с депрессией отца, сопутствующей алкоголизму отца. Что касается употребления запрещенных наркотиков матерями, было изучено употребление запрещенных наркотиков кокаина или опиатов (46), амфетаминов, барбитуратов, марихуаны и метамфетамина, а также алкоголя (47). Локк и др. (46) сообщили, что у младенцев матерей, употреблявших кокаин или опиаты, показатели «улыбки и смеха» были ниже. Вайс и др. (47) также пришли к выводу, что младенцы, подвергшиеся воздействию запрещенных веществ во время беременности, с большей вероятностью отвлекались на объекты или события («плохое внимание к стимулам») в окружающей среде.

      Социально-демографические факторы

      В четырех исследованиях изучались социально-демографические факторы, а именно этнические меньшинства с низким доходом и питание матерей (18, 48–50). Буш и др. (18) сообщили, что пренатальный стресс, вызванный негативными жизненными событиями (НЖС) среди женщин с низким доходом, предсказывал большую реактивность респираторной синусовой аритмии (РСА) и более слабое восстановление у плода, что приводило к более низкой «срочности» и «регуляции» у младенцев при слабом воздействии. но не негатив в возрасте 6 мес.

      Потребление шоколада матерями во время беременности было связано с пренатальным стрессом; однако это не было связано с темпераментом младенцев (49). Бранст и др. (48) исследуют связь между NLE, ежедневным потреблением полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) n3 и n6 во время беременности и темпераментом младенцев через 6 месяцев после родов. Авторы обнаружили, что более высокие отношения n3:n6 ослабляют влияние пренатального стресса на «ориентировочный» и «регулирующий» темперамент младенцев в афроамериканской популяции (48).

      Психологические факторы

      В семнадцати статьях изучалась связь между пренатальными нарушениями психического здоровья матерей и темпераментом младенцев в лонгитюдном периоде, девять были посвящены дородовой депрессии или тревоге во время беременности (41, 50–57), пять исследовали пренатальный стресс (18, 48). , 49, 58, 59), один исследовал расстройства пищевого поведения (60), а другой исследовал внимательность (61). Во-первых, материнская антенатальная депрессия и тревога оценивались с использованием структурированного клинического интервью для DSM (SCID) или анкеты, заполняемой родителями. Шесть исследований выявили значительную связь между симптомами депрессии или тревоги у матери и «трудным темпераментом» их ребенка (41, 50–52, 56, 62). Антенатальная депрессия у матерей была умеренно связана с более низкой «аффективностью» (41), более низкой «утешительностью» и более высоким «чрезмерным плачем» у их младенцев (56). Кроме того, одно исследование показало, что сочетание материнской антенатальной депрессии и более низкого дохода семьи слабо связано с более высокой «эмоциональностью и активностью» среди младенцев (50). Тревожное состояние беременных женщин было слабо связано с более высокой «эмоциональной реактивностью» (51, 52) и «плохим вниманием к стимулам» у младенцев (51). Однако в трех исследованиях не удалось обнаружить связь между антенатальной депрессией или тревожностью у матерей и темпераментом младенцев (54, 57, 63).

      Пять статей посвящены пренатальному стрессу, вызванному тяжелыми стрессовыми событиями (18, 48, 49, 58, 59). Вопреки упомянутой ранее связи между сочетанием более низкого экономического статуса и пренатального стресса и более низкой «неотложной помощи» и «регуляции» младенцев (18), Lin et al. (59) сообщили, что пренатальный стресс предсказывал 90 785 более высокие 90 786 «неотложность» и «негативность», которые прямо и интерактивно предсказывали более позднее вовлечение в регулирующее поведение. Лапланте и др. (58) исследовали взаимосвязь между воспринимаемым материнским стрессом из-за стихийного бедствия и темпераментом младенцев. Материнский дистресс был слабо связан с более высокой «беспокойностью» и «вялостью» у младенцев. Райконнен и др. (49) сообщили, что «страх» у младенцев был выше у матерей, которые пережили тяжелые стрессовые события пренатально, чем у тех, у кого их не было. В одной статье был обнаружен положительный фактор детского темперамента (61). Ван ден Хевел и др. (61) обнаружили, что матери, которые были более внимательными, как правило, имели более низкие баллы по проблемам саморегуляции. Что касается расстройств пищевого поведения, дети матерей, у которых были диагностированы расстройства пищевого поведения, такие как нервная анорексия (АН), нервная булимия (НБ), расстройство пищевого поведения без уточнения (EDNOS) и/или расстройство компульсивного переедания (BED), получили более высокие баллы по шкале ‘. суетливость», чем группа, не подвергшаяся воздействию (60).

      Личность матерей изучалась в четырех статьях. Двое обнаружили, что пренатальная тревожность матерей была связана с более высокой «негативной эмоциональностью» и «плохим вниманием» среди младенцев (51, 57). В одной статье, посвященной женщинам с алекситимией (трудностями в определении чувств), прогнозировалась более высокая продолжительность ориентирования младенцев (53). В другой работе был выявлен более высокий уровень адаптивного перфекционизма, отрицательно связанный с трудным темпераментом у младенцев (64).

      Акушерские факторы

      В восьми исследованиях изучалась связь между осложнениями беременности или родов и темпераментом младенцев (54, 55, 65–70). Что касается осложнений беременности, в трех исследованиях оценивали массу тела младенцев при рождении (54, 65, 66). Нигель и др. (65) обнаружили, что ребенок с избыточной массой тела при рождении чаще проявлял трудный темперамент (66). Байбазарова и др. (54) обнаружили, что младенцы, рожденные с более низкой массой тела при рождении, с большей вероятностью проявляли повышенный «страх» и «стремление к ограничениям» (54). Однако Роза и соавт. (64) пришли к выводу об отсутствии значимой связи между внутриутробным ростом и темпераментом после полной адаптации (65). Одно исследование показало, что младенцы матерей с диагнозом гипертоническая болезнь проявляли трудный темперамент для слабого воздействия; однако риск увеличивается в случае преэклампсии (70). В другом исследовании сообщалось, что тошнота у матерей во время беременности была связана с более низким порогом чувствительности и более высоким уровнем активности и эмоциональной напряженности у младенцев (68). Росс (66) исследовал связь между преждевременными родами (сильно коррелирует с более низкой массой тела при рождении) и трудным темпераментом (67). Одно исследование не выявило существенной связи между способом родов (вакуумное родоразрешение) и темпераментом младенца (69).). Что касается беременности из-за искусственного репродуктивного лечения (ВРТ), матери, получавшие ВРТ, сообщали о более низком уровне личностной и ситуационной тревожности, а младенцы имели на 90 785 более низкие 90 786 баллов по трудному темпераменту (55).

      Обсуждение

      Было выявлено множество предрасполагающих факторов, таких как генетические, биологические, экологические, социально-демографические и психологические факторы родителей. Кроме того, как беременность, так и осложнения родов слабо или умеренно влияли на темперамент младенцев. Из-за различных дизайнов исследований и методов статистического анализа в рецензируемых статьях необходимы дальнейшие исследования, чтобы сделать более точные выводы. Однако этот систематический обзор помогает прояснить общую картину, касающуюся пренатальных и интранатальных факторов детского темперамента и его возможных механизмов.

      Что касается характеристик рассмотренных исследований, то в рассмотренных исследованиях использовались разные инструменты оценки для измерения темперамента младенцев из-за разногласий по поводу концепции темперамента среди исследователей. Как указывалось ранее, теоретики спорили о параметрах темперамента, критериях стиля поведения, связи с эмоциональным поведением, относительной стабильности и наследственности (1). Поэтому были разработаны различные инструменты оценки: IBQ, ICQ, CITQ, TTQ и другие. Связи между этими показателями темперамента необходимо изучить в дальнейших исследованиях. Почти во всех рассмотренных исследованиях младенческий темперамент рассматривался как измерение. Тем не менее, детей можно сгруппировать в соответствии с особенностями их темперамента. Это смещение акцента с подходов, ориентированных на переменные, на подходы, ориентированные на человека. У разных типов детей могут быть разные ассоциации с предикторами, обсуждаемыми в обзоре (71–76).

      Этот систематический обзор показал, что только в нескольких исследованиях изучались исходы в неонатальном периоде, в то время как в других оценивались исходы в возрасте от 2 до 12 месяцев. Хотя темперамент считается относительно стабильным в младенчестве, некоторые специалисты подчеркивают, что выражение темперамента изменчиво на протяжении всего периода. Ротбарт упомянул, что «биоповеденческие сдвиги отмечаются в возрасте от 2 до 3 месяцев увеличением способности ориентироваться, улыбаться и смеяться, но при относительно стабильном уровне активности от 3 до 12 месяцев» (10). Голдсмит также назвал темперамент первичными эмоциями, основанными предположительно на нейрофизиологических основах; тем не менее, среди индивидуумов сохраняется некоторая степень сохранения рангового порядка до тех пор, пока различные аспекты чувственных состояний, склонностей к действиям и систем реагирования не объединятся в функциональную систему. Следовательно, именно по этой причине только несколько исследований в этом систематическом обзоре собирали данные в неонатальном периоде, поскольку выражение темперамента может быть нестабильным в этот период.

      Как формируется темперамент и как на него влияют факторы окружающей среды во время беременности, до сих пор неясно. Наш систематический обзор показал, что младенцы с определенным генотипом, таким как полиморфизм TaqIA или гены 5-HTTLPR , которые пренатально подвергались воздействию табака (37) или психологическому стрессу своих матерей (38), с большей вероятностью проявляли более высокую «раздражительность». ‘ и ‘суетливость’. Полученные данные подтверждают данные о том, что темперамент ребенка начинает формироваться в результате сложного взаимодействия генов и биологических реакций с внешней средой (взаимодействия G-E) с самого начала беременности (77).

      Также неясно, действуют ли экологические или психологические факторы, включая употребление психоактивных веществ или психологический дистресс, как модулятор между геном и формами темперамента, чтобы прямо или непосредственно влиять на развитие темперамента. Одно исследование показало две разные траектории через генетические факторы, а также другие факторы гормональной активности материнского стресса, называемые «биологическим внедрением» (78). Под влиянием активации материнской оси HPA из-за психологического/физического стресса биофизиологические функции плода также изменяются (79).–81) и может привести к более высокому риску детского негативизма, характеризующегося грустью, гневом/разочарованием, страхом и плохой успокаивающей способностью (39–42). Многие из рассмотренных здесь исследований были сосредоточены на психологических симптомах матери, таких как тревога и депрессия во время беременности, и/или биомаркерах материнского стресса, таких как кортизол, КРГ и АКТГ. Повышенные уровни биомаркеров, которые также тесно связаны с материнскими психологическими и физическими симптомами, показали значительную связь с трудным темпераментом, таким как более высокая эмоциональность, активность, меньшая срочность, плохое внимание и более высокие уровни страха и суетливости. Биологическая реакция повышенного гормона стресса может играть роль модератора, взаимодействующего с психологическим дистрессом и темпераментом, а не посредника (82). Кроме того, недавние исследования показали, что психологический дистресс матери во время беременности не только прямо активирует стрессовую реакцию плода, но и опосредованно вызывает неблагоприятную внутриутробную среду, например, осложнения беременности, в том числе гипертензивные расстройства и задержку роста плода, что приводит к негативным последствиям для темперамента младенцев. . Хотя наш обзор не охватывал посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), некоторые предыдущие исследования указывали на симптомы ПТСР у матерей, кортизол и тяжелый темперамент ребенка (82, 83). Следовательно, обеспечение психического и физического здоровья беременных матерей рассматривается как все более важное значение как специалистами в области клинического здравоохранения, так и исследователями.

      Кроме того, представляется, что употребление беременными матерями психоактивных веществ, таких как потребление табака, алкоголя и/или запрещенных наркотиков, напрямую влияет на нервно-психическое развитие их ребенка, поскольку проявления темперамента различаются в зависимости от вещества, употребляемого матерью. . Например, дети матерей, имевших привычку курить, демонстрировали более высокое «внимание» и «раздражительность» (37), тогда как дети матерей, употреблявших кокаин или опиаты, имели более низкие баллы по «улыбке и смеху» и «плохому вниманию к раздражителям» (37). 46). Из-за ограниченного количества доступных статей различия в темпераменте из-за типов наркотиков неясны. И наоборот, наш обзор выявил связь между НЭ, ежедневным потреблением ПНЖК n3 и n6 во время беременности и темпераментом младенцев через 6 месяцев после родов, что подтверждает доказательства того, что некоторые виды питания смягчают неблагоприятное влияние психологического стресса на когнитивное и неврологическое развитие. (27, 28). Однако, учитывая, что матери, находящиеся в психологической депрессии, могут получать недостаточное питание, психологический дистресс может сбивать с толку. Кроме того, отцовское потребление влияет на темперамент ребенка до сих пор неясно из-за очень небольшого количества исследований (45). Требуются дальнейшие исследования.

      Интересно, что наш систематический обзор выявил, что некоторые важные акушерские факторы коррелируют с характеристиками темперамента младенцев. Они включали рост плода (вес при рождении), артериальную гипертензию у матерей, тошноту (рвоту) и преждевременные роды. Дальнейшие исследования должны подтвердить, имеет ли значение низкий или высокий вес при рождении (66, 67), а также важность недоношенности или низкого веса при рождении (67). Тошнота (68) и пищевые привычки также могут быть связаны с темпераментом младенцев. Кроме того, что касается других психологических и биологических факторов, количество исследований, посвященных акушерским факторам, было недостаточным; поэтому из этих результатов трудно сделать какие-либо выводы.

      Следует отметить некоторые ограничения. Во-первых, в большинстве рассмотренных исследований для оценки темперамента младенцев использовались анкеты, заполняемые родителями, а не объективные меры. Хотя мы исключили поперечные исследования, в которых одновременно оценивались психологическое расстройство родителей и темперамент младенца, восприятие темперамента младенца может быть искажено из-за родительского настроения во время наблюдения (предвзятость наблюдателя). У матерей с психическим расстройством может быть более негативное отношение к воспитанию детей, чем у других, например, небрежное отношение с уменьшением визуального и физического контакта со своими младенцами (84, 85). Поскольку депрессивные матери чаще воспринимают своего ребенка как трудного, следует с осторожностью относиться к причинно-следственной связи между темпераментом младенца и родительским стрессом (8). Во-вторых, большинство значимых факторов, выявленных в этих лонгитюдных исследованиях, были слабо или умеренно связаны с темпераментом. Учитывая возможность того, что выражение темперамента может меняться вместе с социальным взрослением в младенчестве (1), на результаты могут повлиять более лежащие в послеродовом периоде искажающие факторы, такие как связь между матерью и младенцем. В-третьих, используемые поисковые системы данных были ограничены MEDLINE, PubMed и SCOPUS, поскольку доступ к другим базам данных в нашем институте был ограничен. Можно было бы получить больше опубликованных статей, если бы мы включили другие поисковые системы данных, такие как PsychINFO.

      Для будущих исследований может быть рекомендован дизайн исследования, такой как проспективное когортное исследование и принятие как субъективных, так и объективных показателей, чтобы избежать систематической ошибки. Кроме того, поскольку большинство исследований проводилось в западных обществах с участием детей европеоидной расы, необходимо собрать больше данных о других этнических группах, поскольку считается, что темперамент формируется генетическими и биологическими функциями. Кроме того, для подтверждения связи с темпераментом необходимы дополнительные данные об осложнениях беременности, таких как гипертензия, состояние питания, осложнения при родах и воздействие химических факторов (например, тяжелых металлов, пестицидов и загрязнителей воздуха) (27).

      Несмотря на эти ограничения, этот систематический обзор помогает нам понять пренатальные и интранатальные факторы темперамента, включая генетические, биологические, социально-демографические, психологические и акушерские аспекты сложного механизма развития. Результаты этого систематического обзора подразумевают необходимость обеспечения и содействия безопасным и комфортным условиям беременности и родов медицинскими работниками. Рекомендуется повышать осведомленность о рисках употребления психоактивных веществ и проводить санитарное просвещение для здоровой беременности и родов среди матерей и членов семьи наряду с психологической поддержкой со стороны медсестер и акушерок. Тем не менее, следует отметить, что темперамент младенцев прямо или косвенно связан с взаимодействием родителей и детей, а также с другими помехами в детстве, впоследствии помогая формированию их личности, что приведет к положительным или отрицательным последствиям в более позднем возрасте (8). ). Следовательно, выражение темперамента может гибко изменяться с положительными последствиями, на которые влияет положительное взаимодействие между родителем и ребенком.

      Выводы

      Этот систематический обзор выявил ряд пренатальных и интранатальных факторов, которые в значительной степени связаны с темпераментом младенцев: (1) генетические и биологические факторы: определенные генотипы, материнский кортизол и АКТГ и КРГ, (2) факторы окружающей среды. : употребление психоактивных веществ, таких как табак, алкоголь и запрещенные наркотики, (3) социально-демографический фактор: низкий доход, (4) психологические факторы: депрессия или тревога, расстройства пищевого поведения, типы личности матерей и насилие в семье, и (5) ) акушерские факторы: рост плода (вес при рождении), артериальная гипертензия у матерей, тошнота (рвота) и преждевременные роды. Эти результаты подтверждают взаимодействие генов и окружающей среды и биологические механизмы развития темперамента младенцев, что свидетельствует о важности обеспечения безопасных и комфортных условий для беременных матерей, будущего ребенка и семей во время беременности и родов в обществе.

      Заявление о доступности данных

      Первоначальные материалы, представленные в исследовании, включены в статью/дополнительный материал. Дальнейшие запросы можно направлять соответствующему автору/авторам.

      Вклад авторов

      MTa участвовал в разработке концепции и дизайна работы, отборе и рецензировании статей, составлении и редактировании рукописи. А.М. участвовал в отборе рецензируемых статей, оформлял рукопись. YO и TK внесли свой вклад в концепцию и дизайн работы, интерпретацию данных, контроль за составлением и редактурой рукописи. MTo и LY участвовали в контроле за составлением и редактированием рукописи. Все авторы внесли свой вклад в статью и одобрили представленную версию.

      Финансирование

      Это исследование поддерживается грантом MEXT/JSPS KAKENHI для начинающих ученых (18K17558).

      Конфликт интересов

      Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

      Дополнительный материал

      Дополнительный материал к этой статье можно найти в Интернете по адресу: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyt.2021.609020/full#supplementary-material

      Ссылки

      1. Goldsmith HH, Buss AH, Plomin R, Rothbart MK, Thomas A, Chess S, et al. Круглый стол: что такое темперамент? Четыре подхода. Детская разработка. (1987) 58:505–29.

      Реферат PubMed | Google Scholar

      2. Чесс С., Томас А. Темпераментная индивидуальность от детства к юности. J Am Acad Детская психиатрия. (1977) 16: 218–26. doi: 10.1016/S0002-7138(09)60038-8

      Полный текст CrossRef | Академия Google

      3. Басс А.Х., Пломин Р. Теория темперамента развития личности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Willey Interscience (1975).

      Google Scholar

      4. Ротбарт М.К., Дерриберри Д. Развитие индивидуальных различий в темпераменте. В Lamb MR, Brown AL, редакторы. Достижения в области психологии развития . Хиллсдейл: Lawrence Erlbaum Associates (1981). п. 33–86.

      Google Scholar

      5. Ротбарт М.К. Измерение темперамента в младенчестве. Детский Дев. (1981) 52:569–78. doi: 10.2307/1129176

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      6. Абулизи Х., Прайор Л., Мишель Г., Мельхиор М., ван дер Варден Дж. Темперамент в младенчестве и поведенческие и эмоциональные проблемы в возрасте 5,5 лет: когорта матери и ребенка EDEN. ПЛОС ОДИН. (2017) 12:e0171971. doi: 10.1371/journal.pone.0171971

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      7. Нигг Дж.Т. Темперамент и психопатология развития. J Детская психологическая психиатрия. (2006) 47:395–422. doi: 10.1111/j.1469-7610.2006.01612.x

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      8. Реттью Д.К., Макки Л. Темперамент и его роль в психопатологии развития. Харв Преподобный Психиатрия. (2005) 13:14–27. doi: 10.1080/106732205

      146

      CrossRef Full Text | Google Scholar

      9. Escalona SK. Корни индивидуальности: нормальные модели развития в младенчестве . Оксфорд, Англия: Альдин (1969).

      Google Scholar

      10. Ювелир HH. Генетическое влияние на личность от младенчества до взрослой жизни. Детская разработка. (1983) 54:331–55. doi: 10.2307/1129695

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      11. Маршалл П.Дж. , Фокс Н.А., Хендерсон Х.А. Темперамент как организатор развития. Детство. (2000) 1:239–44. doi: 10.1207/S15327078IN0102_5

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      12. Monk C, Spicer J, Champagne FA. Связь пренатальных материнских невзгод с исходами развития у младенцев: роль эпигенетических путей. Дев Психопат. (2012) 24:1361–76. doi: 10.1017/s0954579412000764

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      13. О’Коннор Т.Г., Херон Дж., Голдинг Дж., Гловер В. Материнская антенатальная тревожность и поведенческие/эмоциональные проблемы у детей: проверка гипотезы программирования. J Детская психологическая психиатрия. (2003) 44:1025–36. doi: 10.1111/1469-7610.00187

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      14. Werner EA, Myers MM, Fifer WP, Cheng B, Fang Y, Allen R, et al. Пренатальные предикторы детского темперамента. Дев Психобиолог. (2007) 49:474–84. doi: 10.1002/dev.20232

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      15. Caspi A, Moffitt TE. Взаимодействие генов и окружающей среды в психиатрии: объединение усилий с нейробиологией. Nat Rev Neurosci. (2006) 7: 583–90. doi: 10.1038/nrn1925

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      16. Хэнсон М., Годфри К.М., Лилликроп К.А., Бердж Г.К., Глюкман П.Д. Пластичность развития и происхождение неинфекционных заболеваний: теоретические соображения и эпигенетические механизмы. Prog Biophys Mol Biol. (2011) 106: 272–80. doi: 10.1016/j.pbiomolbio.2010.12.008

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      17. Герцман С. Биологическое воплощение раннего опыта и его влияние на здоровье во взрослом возрасте. Энн Н.Ю. Академ. наук. (1999) 896:85–95. doi: 10.1111/j.1749-6632.1999.tb08107.x

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      18. Bush NR, Jones-Mason K, Coccia M, Caron Z, Alkon A, Thomas M, et al. Влияние пред- и послеродового материнского стресса на темперамент младенцев и реактивность и регуляцию вегетативной нервной системы в разнообразной популяции с низким доходом. Дев Психопат. (2017) 29:1553–71. doi: 10.1017/s0954579417001237

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      19. Nist MD. Биологическое внедрение: оценка и анализ новой концепции сестринского дела. J Adv Nurs. (2017) 73:349–60. doi: 10.1111/jan.13168

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      20. Баркер DJ. Внутриутробное программирование хронических заболеваний. Клин. (1998) 95:115–28.

      Google Scholar

      21. Баркер DJ. Истоки теории происхождения развития. J Интерн Мед. (2007) 261:412–7. doi: 10.1111/j.1365-2796.2007.01809.x

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      22. Филд Т. Влияние пренатальной депрессии на раннее развитие: обзор. Младенец Behav Dev. (2011) 34:1–14. doi: 10.1016/j.infbeh.2010.09.008

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

      23. Korja R, Nolvi S, Grant KA, McMahon C. Отношения между материнской пренатальной тревогой или стрессом и ранней негативной реактивностью или саморегуляцией ребенка: систематический обзор. Детская психиатрия Hum Dev. (2017) 48:851–69. doi: 10.1007/s10578-017-0709-0

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      24. Erickson NL, Gartstein MA, Dotson JAW. Обзор пренатального материнского психического здоровья и развития детского темперамента. ДЖОНН. (2017) 46: 588–600. doi: 10.1016/j.jogn.2017.03.008

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      25. Schoeps A, Peterson ER, Mia Y, Waldie KE, Underwood L, D’Souza S, et al. Пренатальное потребление алкоголя и поведение младенцев и детей: данные взросления в новозеландской когорте. Ранний гул Дев. (2018) 123:22–9. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2018.06.011

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      26. Knight AK, Craig JM, Theda C, Bækvad-Hansen M, Bybjerg-Grauholm J, Hansen CS, et al. Эпигенетические часы для гестационного возраста при рождении на основе данных о метилировании крови. Геном Биол. (2016) 17:206. doi: 10.1186/s13059-016-1068-z

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      27. Гартштейн М.А., Скиннер М.К. Пренатальные влияния на развитие темперамента: роль эпигенетики окружающей среды. Дев Психопат. (2018) 30:1269–303. doi: 10.1017/S0954579417001730

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      28. Линдсей К.Л., Басс С., Вадхва П.Д., Энтринджер С. Взаимодействие между питанием и стрессом во время беременности: последствия для фетального программирования развития мозга. Биол Психиатрия. (2019) 85:135–49. doi: 10.1016/j.biopsych.2018.06.021

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      29. Najman JM, Williams GM, Nikles J, Spence S, Bor W, O’Callaghan M, et al. Предвзятость, влияющая на отчеты матерей о поведении и эмоциональном состоянии ребенка. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. (2001) 36:186–94.

      Реферат PubMed | Google Scholar

      30. Торгерсен А.М., Кринглен Э. Генетические аспекты темпераментных различий у младенцев. Исследование однополых близнецов. J Am Acad Детская психиатрия. (1978) 17:433–44. doi: 10.1016/s0002-7138(09)62299-8

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      31. Гартштейн М.А., Ротбарт М.К. Изучение темперамента младенцев с помощью пересмотренного вопросника поведения младенцев. Младенец Behav Dev. (2003) 26:64–86. doi: 10.1016/S0163-6383(02)00169-8

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      32. Патнэм С., Хелбиг А., Гартштейн М. , Ротбарт М., Лееркес Э. Разработка и оценка кратких и очень кратких форм анкеты о поведении младенцев, пересмотренная версия. J Индивидуальная оценка. (2013) 96:445–58. doi: 10.1080/00223891.2013.841171

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      33. Bates JE, Freeland CAB, Lounsbury ML. Опросник характеристик младенцев. Детская разработка. (1979) 50:794–803. doi: 10.2307/1128946

      CrossRef Full Text

      34. Carey WB, McDevitt SC. Пересмотр анкеты детского темперамента. Педиатрия. (1978) 61:735.

      Академия Google

      35. Томас А., Чесс С., Берч Х.Г. Происхождение личности. Наука Ам. (1970) 223:102–9. doi: 10.1038/scientificamerican0870-102

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      36. Каган Дж., Снидман Н. Факторы темперамента в развитии человека. Am Psychol. (1991) 46:856–62. doi: 10.1037/0003-066X.46.8.856

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      37. Wiebe SA, Espy KA, Stopp C, Respass J, Stewart P, Jameson TR, et al. Взаимодействия генов и окружающей среды в процессе развития: изучение генотипа DRD2 и влияния пренатального курения на саморегуляцию. Дев Психология. (2009) 45:31–44. doi: 10.1037/a0014550

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      38. Айворра Дж.Л., Санхуан Дж., Ховер М., Кэрот Дж.М., Фрутос Р., Молто М.Д. Генно-средовое взаимодействие детского темперамента. JDBP. (2010) 31:545–54. doi: 10.1097/DBP.0b013e3181ee4072

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      39. Davis EP, Glynn LM, Dunkel Schetter C, Hobel C, Chicz-Demet A, Sandman CA. Кортикотропин-рилизинг-гормон во время беременности связан с темпераментом младенцев. Дев Нейроски. (2005) 27:299–305. doi: 10.1159/000086709

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      40. де Верт С., Буителаар Дж. К., Бейджерс Р. Детский кортизол и поведенческая привычка к еженедельным разлукам с матерью: связь с материнским пренатальным кортизолом и психосоциальным стрессом. Психоневроэндокринология. (2013) 38:2863–74. doi: 10.1016/j.psyneuen.2013.07.014

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      41. Роуз М.Х., Гудман С.Х. Перинатальная депрессия влияет на негативную аффективность младенцев: сроки, тяжесть и сопутствующую тревогу. Младенец Behav Dev. (2014) 37:739–51. doi: 10.1016/j.infbeh.2014.09.001

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      42. Davis EP, Glynn LM, Schetter CD, Hobel C, Chicz-Demet A, Sandman CA. Пренатальное воздействие материнской депрессии и кортизола влияет на темперамент младенцев. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. (2007) 46:737–46. doi: 10.1097/chi.0b013e318047b775

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      43. Пикетт К.Е., Вуд С., Адамсон Дж., Д’Суза Л., Вакшлаг Л.С. Значимые различия в поведении матерей в отношении курения во время беременности: последствия для поведенческой уязвимости младенцев. J Эпидемиол общественного здравоохранения. (2008) 62:318–24. doi: 10.1136/jech.2006.058768

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      44. Martin RP, Dombrowski SC, Mullis C, Wisenbaker J, Huttunen MO. Курение во время беременности: связь с детским темпераментом, поведением и успеваемостью. J Pediatr Psychol. (2006) 31:490–500. doi: 10.1093/jpepsy/jsj041

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      45. Эдвардс Э.П., Леонард К.Е., Эйден Р.Д. Темперамент и поведенческие проблемы у детей раннего возраста в алкогольных семьях. Психическое здоровье младенцев J. (2001) 22:374–92. doi: 10.1002/imhj.1007

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      46. Locke RL, Lagasse LL, Seifer R, Lester BM, Shankaran S, Bada HS, et al. Влияние пренатального воздействия психоактивных веществ на темперамент младенцев зависит от контекста. Дев-психопат. (2016) 28:309–26. doi: 10.1017/s0954579415000504

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      47. Weiss SJ, St Johnn-Seed M, Harris-Muchell C. Влияние воздействия лекарств на плод на темперамент: потенциальное тератогенное воздействие на нейропсихиатрический риск. J Детская психологическая психиатрия. (2007) 48:773–84. doi: 10.1111/j.1469-7610.2007.01745.x

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      48. Brunst KJ, Enlow MB, Kannan S, Carroll KN, Coull BA, Wright RJ. Влияние пренатального социального стресса и соотношения жирных кислот в рационе матери на темперамент младенцев: имеет ли значение раса? Эпидемиология. (2014) 4:1000167. doi: 10.4172/2161-1165.1000167

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

      49. Райкконен К., Песонен А.К., Ярвенпаа А.Л., Страндберг Т.Е. Сладкие малыши: потребление шоколада во время беременности и темперамент младенцев в шесть месяцев. Раннее развитие человека. (2004) 76:139–45. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2003.11.005

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      50. Melchior M, Chastang JF, de Lauzon B, Galera C, Saurel-Cubizolles MJ, Larroque B. Материнская депрессия, социально-экономическое положение и темперамент в раннем детстве: когорта матери и ребенка EDEN. J Аффективное расстройство. (2012) 137:165–9. doi: 10.1016/j.jad.2011.09.018

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      51. Chong SC, Broekman BF, Qiu A, Aris IM, Chan YH, Rifkin-Graboi A, et al. Тревога и депрессия во время беременности и темперамент в раннем младенчестве: результаты многоэтнического, азиатского, проспективного исследования когорты новорожденных. Психическое здоровье младенцев J. (2016) 37: 584–98. doi: 10.1002/imhj.21582

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

      52. Nolvi S, Karlsson L, Bridgett DJ, Korja R, Huizink AC, Kataja EL, et al. Материнский пренатальный стресс и эмоциональная реактивность младенцев через шесть месяцев после родов. J Аффект расстройства. (2016) 199: 163–70. doi: 10.1016/j.jad.2016.04.020

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      53. Кантонен Т., Карлссон Л., Нолви С., Карукиви М., Толванен М., Карлссон Х. Материнские алекситимические черты, пренатальный стресс и темперамент младенцев. Младенец Behav Dev. (2015) 41:1–6. doi: 10.1016/j.infbeh.2015.06.013

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      54. Байбазарова Э., ван де Бик С., Коэн-Кеттенис П.Т., Буителаар Дж., Шелтон К.Х., ван Гузен С.Х. Влияние пренатального материнского стресса, кортизола материнской плазмы и кортизола в амниотической жидкости на исходы родов и темперамент ребенка в 3 месяца. Психоневроэндокринология. (2013) 38:907–15. doi: 10.1016/j.psyneuen.2012.09.015

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

      55. McMahon CA, Boivin J, Gibson FL, Hammarberg K, Wynter K, Saunders D, et al. Тревога, связанная с беременностью, зачатие ВРТ и темперамент младенца через 4 месяца после родов. Шум Репрод. (2013) 28:997–1005. doi: 10.1093/humrep/det029

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      56. Цукерман Б., Баухнер Х., Паркер С., Кабрал Х. Симптомы депрессии у матери во время беременности и раздражительность новорожденного. J Dev Behav Pediatr. (1990) 11:190–4.

      Реферат PubMed | Google Scholar

      57. Остин М.П., ​​Хадзи-Павлович Д., Лидер Л., Сент-К., Паркер Г. Материнская тревога, депрессия и жизненный стресс во время беременности: взаимосвязь с темпераментом младенца. Ранний гул Дев. (2005) 81:183–90. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2004.07.001

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      58. Лаплант Д.П., Брюне А., Кинг С. Влияние материнского стресса и болезней во время беременности на темперамент младенцев: проект «Ледяной шторм». Педиатр Рез. (2016) 79: 107–13. doi: 10.1038/pr.2015.177

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      59. Лин Б., Крник К.А., Люкен Л.Дж., Гонсалес Н.А. Материнский пренатальный стресс и способность к регуляции младенцев у американцев мексиканского происхождения. Младенец Behav Dev. (2014) 37:571–82. doi: 10.1016/j.infbeh.2014.07.001

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      60. Zerwas S, Von Holle A, Torgersen L, Reichborn-Kjennerud T, Stoltenberg C, Bulik CM. Расстройства пищевого поведения у матерей и темперамент младенцев: результаты норвежского когортного исследования матери и ребенка. Int J Eat Disord. (2012) 45:546–55. doi: 10.1002/eat.20983

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      61. Ван ден Хеувел М.И., Йоханнес М.А., Хенрихс Дж., Ван ден Берг Б.Р. Материнская внимательность во время беременности и социально-эмоциональное развитие и темперамент младенцев: опосредующая роль материнской тревоги. Ранний гул Дев. (2015) 91:103–8. doi: 10.1016/j.earlhumdev.2014.12.003

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

      62. McMahon CA, Ungerer JA, Tennant C, Saunders D. Психосоциальная адаптация и качество отношений мать-ребенок через четыре месяца после родов после зачатия путем экстракорпорального оплодотворения. Fertil Стерил. (1997) 68:492–500.

      Реферат PubMed | Google Scholar

      63. Маседо А., Маркес М., Бос С., Майя Б.Р., Перейра Т., Соареш М.Дж. и другие. Характер матери и темперамент младенца. Младенец Behav Dev. (2011) 34:552–68. doi: 10.1016/j.infbeh.2011.06.009

      Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

      64. Roza SJ, PAC VANL, Jaddoe VWV, Steegers EAP, Moll HA, Mackenbach JP, et al. Внутриутробный рост и темпераментные трудности младенцев: исследование поколения R. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. (2008) 47: 264–72. doi: 10.1097/CHI.0b013e318160b3df

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      65. Нигель С., Истром Э., Фоллрат М.Е. Связан ли трудный темперамент с избыточным весом и быстрым ранним набором веса у младенцев? Проспективное когортное исследование. JDBP. (2007) 28:462–6. doi: 10.1097/DBP.0b013e31811431e8

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      66. Росс Г. Темперамент недоношенных детей: его связь с перинатальными факторами и годовым исходом. J Dev Behav Pediatr. (1987) 8:106–10.

      Реферат PubMed | Google Scholar

      67. Martin RP, Wisenbaker J, Huttunen MO. Тошнота во время беременности: связь с темпераментом раннего детства и проблемами поведения в двенадцать лет. J Ненормальный детский психол. (1999) 27:323–9. doi: 10.1023/A:1022662726587

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      68. Перссон-Бленноу И., Макнейл Т.Ф., Бленноу Г. Темперамент у детей, родившихся с помощью вакуумной экстракции. Am J Ортопсихиатрия. (1988) 58:304–9. doi: 10. 1111/j.1939-0025.1988.tb01592.x

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      69. Robinson M, Oddy WH, Whitehouse AJ, Pennell CE, Kendall GE, McLean NJ, et al. Гипертоническая болезнь беременных является предиктором трудного темперамента в младенчестве, о котором сообщают родители. J Dev Behav Pediatr. (2013) 34:174–80. doi: 10.1097/DBP.0b013e31827d5761

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      70. Aksan N, Goldsmith HH, Smider NA, Essex MJ, Clark R, Hyde JS, et al. Выведение и прогнозирование типов темперамента у дошкольников. Dev Psychol. (1999) 35:958–71. doi: 10.1037//0012-1649.35.4.958

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      71. Каспи А., Сильва П.А. Темпераментные качества в возрасте трех лет предсказывают черты личности в молодом взрослом возрасте: продольные данные когорты рождения. Детский Дев. (1995) 66:486–98. doi: 10.1111/j. 1467-8624.1995.tb00885.x

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      72. Охаси Ю., Китамура Т. Типология темперамента японских детей в возрасте 3 и 4 лет. Психология. (2020) 11: 955–65. doi: 10.4236/psych.2020.116061

      CrossRef Полный текст | Google Scholar

      73. Прокаски А., Рудасилл К., Молфезе В.Дж., Патнэм С., Гартштейн М., Ротбарт М. Определение типов детского темперамента с помощью кластерного анализа в трех выборках. J Res Личность. (2017) 67:190–201. doi: 10.1016/j.jrp.2016.10.008

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      74. Робинс Р.В., Джон О.П., Каспи А., Моффитт Т.Е., Стаутхамер-Лобер М. Устойчивые, сверхконтролируемые и недостаточно контролируемые мальчики: три воспроизводимых типа личности. J Pers Soc Psychol. (1996) 70:157–71. doi: 10.1037/0022-3514.70.1.157

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      75. Сансон А., Летчер П., Смарт Д. , Прайор М., Тумбуру Дж., Оберклайд Ф. Связь между кластерами темперамента раннего детства и последующей психосоциальной адаптацией. Ежеквартальный журнал Меррилл-Палмер. (2008) 55:26–54. doi: 10.1353/mpq.0.0015

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      76. Бронфенбреннер У., Сеси С.Дж. Переосмысление природы-воспитания в перспективе развития: биоэкологическая модель. Psychol Rev. (1994) 101:568–86. doi: 10.1037/0033-295x.101.4.568

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      77. Райс Ф., Гарольд Г.Т., Бойвин Дж., ван ден Бри М., Хэй Д.Ф., Тапар А. Связь между пренатальным стрессом и развитием потомства и психопатологией: распутывание влияния окружающей среды и наследственных влияний. Психомед. (2010) 40:335–45. doi: 10.1017/S003329170

      11

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      78. Benediktsson R, Seckl JR. Понимание человеческого рождения. Ланцет. (1998) 351:913–4. doi: 10.1016/s0140-6736(05)70335-4

      CrossRef Full Text | Google Scholar

      79. Радтке К.М., Руф М., Гюнтер Х.М., Дорманн К., Шауэр М., Мейер А. и другие. Трансгенерационное влияние насилия со стороны интимного партнера на метилирование промотора глюкокортикоидного рецептора. Пер. Психиатрия. (2011) 1:e21. doi: 10.1038/tp.2011.21

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      80. Вайншток М. Нарушает ли пренатальный стресс преодоление и регуляцию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси? Neurosci Biobehav Rev. (1997) 21:1–10. doi: 10.1016/S0149-7634(96)00014-0

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      81. Enlow MB, Egeland B, Carlson E, Blood E, Wright RJ. Привязанность матери к ребенку и межпоколенческая передача посттравматического стрессового расстройства. Дев Психопат. (2014) 26:41–65. doi: 10.1017/S0954579413000515

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      82. Enlow MB, Devick KL, Brunst KJ, Lipton LR, Coull BA, Wright RJ. Воздействие травм на протяжении всей жизни матери, пренатальный кортизол и негативная аффективность младенцев. Детство. (2017) 22:492–513. doi: 10.1111/infa.12176

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      83. Берни Р.В., Лееркес Э.М. Связи между восприятием матерями и отцами детского темперамента и совместного воспитания. Младенец Behav Dev. (2010) 33:125–35. doi: 10.1016/j.infbeh.2009.12.002

      PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

      84. Ван ден Блум, округ Колумбия, Хуксма Дж. Б. Влияние детской раздражительности на взаимодействие матери и ребенка: анализ кривой роста. Dev Psychol. (1994) 30:581–90. doi: 10.1037/0012-1649.30.4.581

      Полный текст CrossRef | Google Scholar

      85. Китамура Т., Охаси Ю., Минатани М., Харуна М., Мураками М., Гото Ю. Разногласия между родителями по оценке черт детского темперамента.