Приемом нерефлексивного слушания является: Владивостокский базовый медицинский колледж — 4.Нерефлексивное слушание. Техники.

Владивостокский базовый медицинский колледж — 4.Нерефлексивное слушание. Техники.

Нерефлексивное слушание. Техники.

Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Иногда это может оказаться опасным и даже роковым. Почему так происходит?

1. Мы ошибочно считаем, что слушание — это просто неговорение. На самом деле слушание — активная, утомительная работа, требующая большой степени сосредоточенности.

2. Мы часто слишком заняты тем, что и как отвечать собеседнику, или с нетерпением ждем возможности высказать свою идею.

3. Нам своих забот достаточно; особенно в напряженные моменты нашей жизни нам грозит опасность пропускать мимо ушей важные сведения.

4. Не хотим слушать — особенно тогда, когда у нас по данному вопросу давно готово решение.

5. Иногда мы неуверенны и тревожны; в такие минуты мы не слушаем потому, что боимся услышать неприятное или критику в наш адрес.

6. Постоянно заняты оцениванием и осуждением того, что говорят и делают другие;

7. Не умеем слушать: не хватает умения, навыков, привычки.

Результатом правильного применения навыков выслушивания являются:

  • лучшее понимание сказанного – вы воспринимаете всю передаваемую информацию;
  • лучший контакт – вы хорошо понимаете собеседника, а он ценит ваше внимание и заинтересованность;
  • быстрее решаются проблемы и спорные вопросы.

Для любого человека слушание – труд, требующий больших энергозатрат. Слушание требует развития определенных навыков и приемов. Один из таких приемов – техника нерефлексивного слушания.

Метод нерефлексивного слушания — простой способ сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения. Нерефлексивное слушание является, по существу, простейшим приемом и состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Подчас нерефлексивное слушание – наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбужден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечаниями.

Считается, что слушателю во время разговора необходимо решать три основные задачи:

  1. Понимать текст.
  2. Побуждать продолжение разговора
  3. Запоминать сказанное.

Понимание текста.

Слушание — активный процесс, оно предполагает желание услышать, внимание к собеседнику. Часто ли мы действительно слушаем, когда речь собеседника нам неинтересна или когда мы чувствуем себя усталыми? Конечно, нет. Чаще всего мы почти ничего не слышим из того, что нам говорилось, поскольку на самом деле мы не слушали, и в основном потому, что не хотели.

Уровень 1. Слушание-сопереживание.

На этом уровне слушающий воздерживается от суждений по поводу говорящего, стремясь максимально и без искажений понять его. Этот уровень характеризуется следующими признаками:

  • ощущение присутствия в данном месте и в данное время;
  • уважение к говорящему и ощущение контакта с ним;
  • сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего, включая язык тела;
  • сопереживание чувствам и мыслям говорящего;
  • игнорирование своих собственных мыслей и чувств — внимание направлено исключительно на процесс «слушания».

Уровень 2. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем.

На этом уровне слушатель «скользит по поверхности» общения, не понимая всей глубины сказанного. Он формально пытается понять содержание того, что говорит собеседник, но не предпринимает попыток понять его намерения и мотивы. На этом уровне слушатель воспринимает сообщение, опираясь только на логику, но игнорирует чувства, оставаясь, таким образом, эмоционально отчужденным от акта общения. Такое «слушание» может привести к опасному недопониманию, поскольку слушатель недостаточно сконцентрирован на том, что говорится.

Уровень 3. Слушание с временным отключением.

Слушающий при этом и слушает, и не слушает, он отдает себе некоторый отчет в происходящем, но в основном сосредоточен на себе. Иногда при этом он следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому. Слушание на этом уровне — пассивный процесс без реакции на высказывание. Часто слушающий человек теряет нить, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения или советы, а также придумывая, что сказать самому. Такой слушатель отличается «пустым» взглядом и более заинтересован в процессе говорения, чем слушания.

Большинство из нас, в зависимости от обстоятельств, в разное время в течение дня слушают на различных уровнях. Задачей человека, стремящегося быть эффективным коммуникатором, должна стать выработка в себе умения слушать на уровне 1 в любых ситуациях. Однако слушать эффективно оказывается совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Преодолеть трудности слушания можно с помощью использования некоторых приемов, техник, нерефлексивного слушания.

Сосредоточение (минимизация отвлечений)

Важнейшая задача, без решения которой невозможно понимание принимаемого сообщения, — это управление вниманием. Мы говорим: «Я весь — внимание», когда горим особым желанием услышать что-нибудь интересное. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваемся лицом к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, иными словами, внимаем собеседнику.

Такое слушание «всем телом» не только выражает готовность слушать, физическое внимание, но и помогает процессу слушания и восприятия. Устойчивое внимание при общении помогает устранить все, что может отвлекать от процесса слушания. Необходимость быть внимательным настолько очевидна, что призыв быть внимательным может вызвать удивление. Однако именно это – самое трудное в процессе слушания, именно поэтому так много людей слушают плохо.

Пауза

Вторая важная техника нерефлексивного слушания состоит в том, чтобы выдерживать паузу после реплик собеседника. Одна из наиболее часто встречающихся ошибок слушателя состоит в том, что он, испытывая неловкость во время возникающих пауз, пытается их заполнить, задавая вопросы. Отвечая на эти вопросы, рассказчик уходит от основной темы своего рассказа и говорит не о том, о чем ему важно было рассказать, а о том, о чем спросил слушатель. Практика показывает, что если мы не перебиваем рассказ человека, стремясь заполнить тяготящие нас паузы своими репликами и комментариями, то он, желая быть правильно понятым, будет развивать тему своего рассказа, дополняя его подробностями.

Поощрение рассказчика

Если говорящий понимает, что партнер его внимательно слушает, интересуется его рассказом, он, как правило, укрепляется в своем желании рассказывать и делает это более охотно. Обсуждаемый сейчас способ влияния на желание собеседника продолжить рассказ основан на следующей закономерности: если человек получает вознаграждение, которое для него привлекательно, то у него проявляется тенденция повторять то поведение, которое предшествовало стимулу. О степени заинтересованности слушателя мы судим по его поведению: слушающий человек выглядит иначе, чем не слушающий. Для простоты можно выделить следующие элементы поведения, по которым рассказчик делает вывод о степени внимательности слушателя:

а) взгляд;

б) мимика;

в) поза, телодвижения и жестикуляция;

г) расстояние между собеседниками и его изменение.

А) Взгляд. Область лица, расположенная рядом с нашими глазами, направление взгляда и движения глаз передают собеседнику огромное количество информации о нашем состоянии. Взгляд может быть добрым, злым, недоверчивым, открытым, веселым, грустным и т. д. Для того чтобы укрепить нашего партнера в желании говорить, мы можем поощрять его взглядом. Очень важным знаком, свидетельствующим о нашей готовности вести разговор, является контакт глаз с глазами собеседника. Если мы избегаем контактировать с его взглядом, смотрим в сторону, в пол, в потолок или «сквозь» собеседника — он, вероятно, интерпретирует это как незаинтересованность в общении с ним. Устойчивый визуальный контакт с говорящим не только показывает заинтересованность, но и вдохновляет собеседника продолжать речь, что, в свою очередь, помогает слушать его еще внимательнее. Как только представится случай, обратите внимание, на что направлен ваш взгляд и куда смотрит собеседник. Как смотрит на вас собеседник? Как вы отвечаете на его взгляд? Легко заметить, что вы смотрите наговорящего, как правило, больше, чем он на вас. Для начала естественной, непринужденной беседы в большинстве случаев первым шагом обоих собеседников является установление кратковременного визуального контакта, затем глаза мгновенно отводятся в сторону, после чего контакт восстанавливается, причем так происходит на протяжении всего разговора.

О собеседнике, который смотрит в глаза, создается благоприятное впечатление. Конечно, здесь ни в коем случае нельзя переусердствовать, пристальный взгляд может поставить говорящего в неловкое положение. Постоянно следящий взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряженных ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к контакту, который был бы естественным и приятным для обеих сторон и соответствовал обстановке и обсуждаемому вопросу.

Б) Мимика. Мы можем передавать партнеру позитивное отношение с помощью выражения лица и, прежде всего, с помощью улыбки. Улыбаясь,  мы говорим собеседнику о том, что контакт с ним нам приятен. Однако, улыбаясь, необходимо помнить о следующем. Во-первых, улыбка улыбке рознь. Бывают улыбки добродушные, скромные, благожелательные, но бывают и ехидные, иронические, отталкивающие собеседника. Во-вторых, улыбка может быть абсолютно неуместной, если собеседник рассказывает о событиях, которые его огорчили: он может решить, что нас веселит его горе.

В) Позы и жесты. Важную роль в установлении контакта играет язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать или общаться. Когда мы немного наклонились вперед к собеседнику и одобрительно смотрим на него, мы тем самым передаем ему: «Я весь — внимание». Если же мы небрежно разваливаемся в кресле, то показываем, что не заинтересованы в общении. Позы могут говорить об отношении к собеседнику или к теме разговора. Так, скрещенные на груди руки, как правило, означают оборону, руки на бедрах — пренебрежение. Если мы прячем руки, скрещиваем их на груди, закидываем ногу на ногу, ставим на колени сумку — мы бессознательно «возводим барьеры», прячась за ними от собеседника. Открытые позы, напротив, будут поощрять к искренности и продолжению разговора. Еще один важный способ поощрения к рассказу — изменение позы слушателя. Изменением позы, движениями рук (жестами) и прочими телодвижениями мы можем передавать партнеру наше отношение к услышанному. Можно выразить согласие или одобрение, кивая головой, а можно — осуждение, внимание или нетерпение, покачивая головой из стороны в сторону, барабаня пальцами по столу, сжимая кулаки, качая ногой или постукивая ею по полу. Повысить эффективность речевого общения или помешать ему могут и другие элементы невербального общения, такие как установление неадекватной дистанции между собеседниками.

Г) Расстояние и положение относительно друг друга. Дистанция, на которой происходит коммуникация, может облегчать или затруднять общение. Очевидно, что, если расстояние до говорящего слишком велико, нам может быть плохо его слышно. Таким образом, сознательно изменяя расстояние до собеседника, мы можем демонстрировать ему свое отношение и тем самым поощрять его быть более откровенным. Помимо расстояния, на разговор оказывает влияние размещение партнеров относительно друг друга. Поскольку мы рассматриваем техники слушания в контексте общения с работодателем при устройстве на работу, то следует сказать, что в данной ситуации учитывается психологическая дистанция между говорящими, а также расположение в пространстве.

Д) Минимальные поощряющие реплики

Следующий прием поощрения рассказчика в процессе нерефлексивного слушания состоит в том, что слушающий время от времени реагирует на рассказ партнера междометиями или нейтральными, по существу малозначащими фразами: «Да!», «Это как так?», «Ну и ну!», «Понимаю вас. ..», «Продолжайте, пожалуйста, я вас слушаю…». Эти реплики представляют собой простейшие словесные реакции, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказываться свободно и непринужденно. Они помогают выразить одобрение, интерес и понимание. Это не просто реплики, которые делаются тогда, когда нечего сказать, это знаки, говорящие о том, что мы внимательно слушаем и приглашаем партнера продолжать разговор. Поскольку нашему партнеру легче рассказывать о себе заинтересованному собеседнику, то, демонстрируя свое внимание с помощью реплик, мы способствуем увеличению его желания и готовности говорить.

Нерефлексивное слушание может быть полезным, например, в следующих ситуациях:

1. Собеседник горит желанием показать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения, обсудить наболевшие вопросы.

2. Нерефлексивное слушание полезно для выяснения того, что скрывается за предложением.

3. Нерефлексивное слушание является важнейшим инструментом при проведении интервью. Особенно полезно применять этот прием в ходе собеседования при приеме на работу, когда о заявителе хотят узнать как можно больше.

4. Нерефлексивное слушание полезно при проведении коммерческих переговоров, а также в сфере торговли и услуг при выяснении потребностей и запросов клиентов, когда в кратком диалоге требуется точное взаимопонимание.

5. Нерефлексивное слушание может быть чрезвычайно полезно руководителю, разговаривающему с подчиненными.

 

Приемы профессионального слушания. — 4Service — ЖЖ

Итак, мы выяснили, что существует уникальный по своей эффективности способ стать хорошим собеседником — уметь слушать своего партнера. Остановимся на характеристике этого умения более подробно. Есть, как минимум, две причины, побуждающие человека научиться слушать:
— чтобы получать информацию из общения;
— чтобы вызвать у окружающих людей хорошее отношение к себе.
Как же научиться слушать?


В деловом общении существует несколько стилей профессионального слушания:
— нерефлексивный, не отражающий получаемую от собеседника информацию, как бы впитывающий ее,
— рефлексивный, позволяющий возвращать говорящему (с помощью сигналов обратной связи) получаемую информацию.

1. Нерефлексивный стиль слушания

Наиболее простым и доступным является нерефлексивный стиль слушания. В рамках этого «впитывающего», неотражающего слушания наиболее эффективен прием подачи позитивного сигнала.
Цель приема — дать возможность говорящему партнеру (с активной помощью слушающего) понятнее высказаться, а слушателю — лучше понять смысл сказанного.

Прием подачи позитивного сигнала включает следующие элементы:


1. Активная поза, которая означает слушание, не развалясь и не согнувшись, с выразительной мимикой и ясным лицом, с жестикуляцией, символизирующей открытость, расположение и т.п.

2.
Искреннее и полное внимание к собеседнику. Проявить внимание слушанием — это, пожалуй, самый эффективный комплимент, который только можно сделать в отношении говорящего партнера. Слушать собеседника с вниманием — значит подготавливать его к тому, чтобы и он, в свою очередь, выслушал вас.

3. Целенаправленное и внимательное молчание
. В общении люди обычно стараются научиться говорить, забывая порой о главной науке — молчать. Целенаправленное молчание в общении особенно полезно в трудных ситуациях: пожалуй, это самая правильная реакция на возможные дерзость, вульгарность, зависть, противоречия.

Внешне прием подачи позитивного сигнала реализуется с помощью следующих сигналов обратной связи.

Сигналы обратной связи:

1. «Минимальные словесные реакции», т.е. нейтральные реплики, адресованные оппоненту, типа «Да, верно», «Это точно», «Так-так, понимаю», «Да, продолжайте, продолжайте» и т.п. Эти простые слова способны значительно стимулировать говорящего к высказыванию последующих мыслей.

2. «Зеркальное отражение чувств оппонента». Чтобы точнее отразить («отзеркалить») то, что говорит собеседник, нужно выработать важное коммуникативное умение — на эмпатическом (эмоционально-чувственном) уровне рефлексировать: умело входить в мир мыслей и переживаний собеседника.
Отметим, что сигналы «зеркального отражения чувств» будут эффективно приняты говорящим только в том случае, когда подающий данные сигналы отразит в своих словах те реальные чувства и переживания, которые в данный момент испытывает его партнер. Эти сигналы дойдут до своего адресата при условии правильного «вычисления» собеседника с точки зрения НЛП-психотехнологий.(*)


3. «Уточнения»
. Этот сигнал обратной связи означает просьбу дать необходимые пояснения или повторить что-либо неясное. Примером таких суждений могут быть фразы типа: «Уточните, пожалуйста…», «Не могли бы вы пояснить это примером?», «Не трудно ли Вам будет повторить…?» и т.п.

2. Техника рефлексивного слушания.

Наиболее эффективны два приема рефлексивного слушания: перефразирование и резюмирование.


1. Слушание-перефразирование

Прием включает следующие элементы:
1. Формулировка мысли партнера своими словами.
2. «Возвращение» говорящему сути его сообщения, чтобы он оценил, правильно ли его поняли.
3. Краткое изложение слов оппонента в собственной редакции, но при сохранении его точки зрения.

Цель приема: показать собеседнику, что он услышан и понят; подать ему позитивный сигнал: «Я такой же, как и ты» — выработать умение настраиваться на «волну оппонента».

Реализовать данный прием слушания помогут следующие фразы: «Другими словами, вы считаете, что…», «По вашему мнению…», «Итак, вы полагаете, что…» и т.п. С помощью перефразирования можно сформулировать мысль собеседника лучше, чем это делает он сам, а затем, доказав (при необходимости) ее несостоятельность, предложить свою. Однако отметим, что такое действие будет уже являться уловкой.

2. Слушание-резюмирование.

Элементы данного приема:

1. Краткое повторение сказанного.
2. Объединение мыслей собеседника в единое смысловое поле.

Цель приема: подать сигнал говорящему, что слушающий уловил его сообщение целиком, а не только то, что хотел услышать (что было выгодно услышать).

Передать услышанную информацию партнеру можно с помощью следующих фраз: «Обобщая то, что вы сказали…», «Итак, если я правильно понял, ваша основная мысль сводится к тому, что…» и т.п. Напомним еще раз:  ваш собеседник будет выслушивать точку зрения партнера лишь в том случае, если убедится, что его услышали и поняли целиком.
Таким образом, в рамках нерефлексивного и рефлексивного слушания мы ознакомились с наиболее эффективными приемами слушания: «подачей позитивного сигнала», «перефразированием» и «резюмированием». Каждый прием при умелом использовании может создать столь необходимый для партнеров благоприятный психологический климат взаимопонимания и доверия.

Приемы правильного слушательского поведения.

То, как мы слушаем говорящего и реагируем на его сообщение, оказывает влияние на реакции других людей и их восприятие нашей реакции — будут ли они настроены продолжать разговор, или почувствуют наше отторжение, или станут испытывать напряженность или расслабленность и т. д.

Это означает, что от сформировавшихся навыков слушательского поведения зависит характер дальнейшего взаимодействия с собеседником.

Правильное слушательское поведение может быть представлено в виде следующих реакций на слова говорящего:

1. Сопереживание. Эта реакция свидетельствует о том, что вы уловили суть сообщения, и указывает на отсутствие с вашей стороны осуждения. Она способствует установлению  взаимопонимания с партнерами, так необходимого в общении.
Например: «Я понимаю, что вам нелегко на это решиться»; «Мне понятны и знакомы ваши переживания, поскольку несколько дней назад я оказался в аналогичной ситуации».

2. Вопрос в виде просьбы о получении дополнительной информации, чтобы лучше понять обсуждаемые обстоятельства.

Рекомендации по совершенствованию качества слухового восприятия.

Старайтесь избегать осуждения и критических оценок.
Такой тип слушания обычно воспринимается собеседником как преследование, раздражает его и побуждает прекратить разговор.

Сопереживая говорящему, прислушивайтесь к тому, что стоит за конкретными высказываниями.
Это поможет создать особые, доверительные взаимоотношения. Слушать, сопереживая, —  не значит соглашаться с партнером, нужно лишь проявить участие ко всему тому, что он испытывает. Понять собеседника — еще не значит с ним согласиться.

Правильно выбирайте время для вопросов.
Используя слушание-сопереживание, уточняющие вопросы желательно задавать после понижения эмоционального уровня говорящего, когда у него появится потребность послушать и вас.
Старайтесь воздержаться от желания решить проблему за говорящего. Важно предоставить партнеру возможность самому найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли «спасителя».

Старайтесь найти в услышанном что-то полезное и интересное для себя.
В любой речи можно услышать то, что может расширить ваш кругозор. Научившись профессионально слушать, можно извлечь пользу даже из плохой речи.

Стимулируйте говорящего своим вниманием и выражением искреннего интереса.
Постарайтесь демонстрировать свой интерес путем вставок типа «Да-да», «Это интересно», «А что было потом?» и т.п.

Сосредоточьте свое внимание на основных идеях говорящего.
Постарайтесь распознать стандартные приемы построения речи:
а) вступление к основной теме;

б) «мостики» от одного предмета обсуждения к другому по ходу развития темы;
в) примеры и словесные иллюстрации;
г) заключения, резюме;
д) призыв к действию и т.п.
Крайне важно научиться отделять главные идеи говорящего от второстепенных, факты от принципов, идеи от примеров, доказательства от домыслов.


Старайтесь не отвлекаться на внешние обстоятельства.

Это могут быть посторонние звуки: звонок телефона, хлопанье дверью, сигналы автомобилей, разговор шепотом находящихся рядом людей и т. п. Крайне важно в этой ситуации сконцентрировать внимание на том, что говорит партнер.

Не позволяйте влиять на вас с помощью эмоциональных слов и выражений.
Другими словами, научитесь распознавать высказывания-уловки, доводящие вас до той степени, когда вы перестаете слушать и начинаете мысленно готовить свои возражения.

Мысленно резюмируйте сказанное партнером.
Решайте для себя, насколько говорящему удалось обосновать свои суждения, и насколько вы их разделяете. Составляйте мысленные резюме по каждой теме, сравнивайте их и противопоставляйте, оценивайте доводы говорящего.

Научитесь понимать больше, чем сказано,
это поможет овладеть умением  «читать между строк» и находить скрытое значение сказанного. Взгляд, поза, жесты — все это сообщает окружающим об истинном, а не демонстрируемом психологическом состоянии говорящего.

Оценивайте содержание сообщения, а не поведение говорящего.
Восприятие содержания сообщения гораздо важнее, чем оценка внешности говорящего, поэтому не позволяйте себе отвлекаться на манеру речи, внешний вид партнера и т.д.

Создайте своим невербальным поведением атмосферу сопереживания.
Внимание, чуткость к словам говорящего формируют у него чувство значимости, что улучшает взаимопонимание.
Отражайте чувства и переживания собеседника. Для этого необходимо стать своего рода «зеркалом» и адресно отражать характер чувств и переживаний партнера.

Не следует использовать так называемые «успокаивающие» фразы
типа  «Все не так уж и плохо»; «Не стоит так сильно переживать, все вернется к лучшему»; «Это все мелочи, не следует все воспринимать так близко к сердцу»; «Не надо делать из мухи слона». К таким и подобным фразам говорящий будет относиться без особого доверия, поскольку они преуменьшают его чувства.

 Используйте различные способы показать, что вы внимательно слушаете.
Это могут быть:
— побуждающие высказывания типа «Да, верно», «Это очень интересно» и т.п.;
— невербальные системы побуждения типа кивок головой, одобрительное выражение лица, зрительный контакт, естественная жестикуляция, непринужденное прикосновение и т.п.;
— специальные побудительные фразы типа: «Интересно, а что было потом?», «Расскажите поподробнее, меня это очень интересует» и т.п.

В заключение еще несколько рекомендаций, касающихся выработки умения слушать:

Будьте первыми, если нужно слушать, и последними, если нужно говорить.
Научитесь слушать, и сможете извлечь пользу даже из речи того, кто говорит плохо. Не забывайте, что созерцание нелепостей очень часто способно породить хороший вкус.
Не забывайте, что слушать — это больше, чем только понимать слова.

* Подробно о механизмах «вычисления» собеседника психотехникой НЛП —  «подстройка и ведение» читатель может ознакомиться в книге В.Н.Панкратова «Секреты тайного механизма взаимопонимания».

Источник: Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация

 


Развивайте навыки вдумчивого слушания, чтобы повысить свой карьерный рост

Если ваша карьера нуждается в повышении, попробуйте развить свои навыки вдумчивого слушания

Коммуникативные способности продолжают оставаться одним из самых важных навыков, на которые люди полагаются для стабильного карьерного роста. Независимо от того, где вы работаете или чем занимаетесь, способность передавать информацию часто является ключевым инструментом для достижения успеха. Но общение — это улица с двусторонним движением, и способность получать информацию может быть столь же важна, как и ваша способность донести собственное сообщение. Чтобы быть эффективным коммуникатором, вам необходимо развить навыки рефлексивного слушания, которые помогут вам по-настоящему общаться с другими людьми на рабочем месте.

В этом посте мы рассмотрим преимущества рефлексивного слушания и рассмотрим некоторые различные навыки, которые вы можете использовать, чтобы овладеть этим талантом. Мы также предоставим несколько полезных советов, которые вы можете использовать, чтобы улучшить свои способности к рефлексивному слушанию и тем самым продвинуться по карьерной лестнице.

Что такое рефлексивное слушание?

Приходилось ли вам когда-нибудь участвовать в разговоре, после которого у вас возникало ощущение, что собеседник на самом деле не понимает, что вы пытаетесь сказать, или наоборот? Возможно, один или оба из вас были слишком заняты перебиванием, чтобы действительно слушать, что говорит другой человек. Эти типы непродуктивных разговоров более распространены, чем думает большинство людей, и они, как правило, заставляют участников чувствовать себя непонятыми и разочарованными.

Вдумчивое слушание — это форма общения, которая может помочь вам избежать неприятностей такого рода. Это стиль общения, который активно пытается понять, что говорит другой человек, а также истинный смысл его сообщения. Это требует, чтобы вы слушали говорящего, размышляли о значении слов, которые вы слышите, а затем отражали это сообщение в ответ, чтобы продемонстрировать свое понимание.

Этот тип техники общения обычно включает в себя сидение (или стояние) в тишине, когда вы слушаете чье-то сообщение целиком. Как только они закончат говорить, вы повторяете им их сообщение, либо перефразируя то, что было сказано, либо используя технику зеркала, которая дословно повторяет основные моменты. Вы отвечаете на сообщение только после того, как продемонстрируете, что полностью понимаете, о чем они говорят.

Как рефлексивное слушание может помочь вашей карьере

У этого типа общения есть несколько очевидных преимуществ, и эти преимущества могут способствовать вашей карьере, если вы знаете, как правильно их использовать. Вот лишь некоторые из многих способов, которыми рефлексивное слушание может помочь вам в вашей работе и карьерном росте.

  • Рефлексивное слушание может быть простым способом развить вашу способность сосредотачиваться на сообщениях других людей. Если вы один из тех людей, которые привыкли к скоропалительным разговорам, в которых все постоянно отвечают на последнее услышанное сообщение, то вы знаете, как легко могут возникнуть недоразумения. Практикуя рефлексивное слушание, вы можете улучшить свое понимание и извлечь больше пользы из каждого разговора.

  • Практикуя рефлексивное слушание, вы обнаружите, что со временем ваша способность ясно общаться может улучшиться. Сам акт интерпретации смысла других людей и повторения их им может повысить вашу оценку ясного и краткого общения.

  • Поскольку люди ценят, когда их слышат и понимают, ваши усилия по рефлексивному слушанию могут помочь укрепить ваши рабочие отношения. Как только коллеги начнут идентифицировать вас как человека, который действительно достаточно заботится о том, чтобы слушать то, что они говорят, вы завоюете их доверие и лояльность.

Ключевые навыки рефлексивного слушания

Важно понимать, что рефлексивное слушание — это набор навыков, а не отдельный навык. Чтобы должным образом развить собственную способность к рефлексивному слушанию, вам необходимо сосредоточиться на следующих навыках:

Активное слушание

Способность активно слушать является наиболее важным навыком рефлексивного слушания, поскольку позволяет вам сосредоточиться на том, что происходит. говорит спикер. Это включает в себя хорошие привычки, такие как поддержание зрительного контакта, использование кивков и других жестов, чтобы показать, что вы обращаете внимание, и внимательное рассмотрение всего смысла говорящего. Постоянное использование этого навыка со временем помогает установить взаимопонимание и доверие.

Способность читать язык тела

Человеческое общение включает в себя больше, чем просто слова. Невербальные сигналы также предоставляют много полезной информации, если вы знаете, что ищете. Уделение внимания таким вещам, как тон голоса, тонкие физические движения и выражение лица, является важной частью любого процесса прослушивания.

Эмпатия

Без эмпатии вам будет сложно полностью понять чью-либо точку зрения. Это понимание имеет решающее значение, если вы хотите правильно использовать рефлексивное слушание в полной мере. Более того, если вы научитесь искренне использовать эмпатию, это поможет людям чувствовать себя более комфортно рядом с вами и с большей вероятностью откроется вам.

Вопросы

Обучение тому, как задавать уточняющие вопросы, также может стать важной частью ваших навыков рефлексивного слушания. Задавать правильные вопросы в нужное время — отличный способ продемонстрировать, что вы полностью вовлечены в разговор и действительно заинтересованы в понимании сообщения, которое вы слышите.

Перефразирование

Перефразирование — это искусство перефразирования чужих слов своими словами. Это может быть отличным способом убедиться, что вы находитесь на той же странице, что и говорящий, а также позволяет ему услышать свое собственное сообщение. Правильное использование этой техники рефрейминга сообщения может иногда даже позволить говорящим понять, что они не передали сообщение, которое намеревались передать.

Молчание

Молчание может показаться не очень важным навыком, но это важная часть рефлексивного слушания. Когда говорит кто-то другой, не поддавайтесь желанию перебить или заполнить пустое место своими словами. Это может гарантировать, что человек, с которым вы разговариваете, знает, что он полностью завладел вашим вниманием. Это также дает вам возможность правильно обдумать слова, которые вы слышите, и поразмышлять над их значением.

Примеры рефлексивного слушания

Чтобы помочь вам лучше понять, как навыки рефлексивного слушания могут использоваться в реальных разговорах, вот несколько гипотетических примеров для рассмотрения:

Пример 1

Докладчик: «Я получаю жалобы от руководства на ухудшение качества моих отчетов, но, похоже, никто из них не знает о повышенных требованиях к отчетности, которые были введены в последние месяцы. Как будто они даже не понимают, что требуют дублирования работы, которая тратит впустую часы каждую неделю».

Вы: «Похоже, вы чувствуете, что разные менеджеры каким-то образом перепутали свои провода и каждый требует, чтобы вы повторяли одни и те же отчетные обязанности несколько раз. Это верно? Также похоже, что общее качество могло бы повыситься, если бы был способ подать единый отчет, который они могли бы использовать все. Это то, на что мы должны обратить внимание, чтобы уменьшить нехватку времени, которую вы чувствуете?»

Пример 2

Докладчик: «Знаете, я работаю здесь уже семь лет и неоднократно претендовал на повышение, но каждый раз получал отказ без объяснения причин. Но за последние семь месяцев я видел, как три человека получили повышение с опытом работы менее года. Неужели моя тяжелая работа ничего не значит для этих людей?»

Вы: «Если я вас правильно понял, вы расстроены тем, что вас игнорируют при продвижении по службе, и разочарованы тем, что так много новых людей получают эти продвижения вместо вас. Было бы полезно, если бы мы запланировали встречу с вашим руководителем, чтобы выяснить, что им может понадобиться от вас, чтобы помочь вам получить повышение, которое вы хотите?»

Как вы можете развить свои навыки рефлексивного слушания

К счастью, ваши собственные навыки рефлексивного слушания можно развить, если вы готовы потратить время на отработку различных навыков, составляющих этот набор навыков. Сосредоточьтесь на этих областях, и вы обнаружите, что рефлексивное слушание намного проще, чем кажется.

  • Тренируйтесь молчать, когда говорят другие. Есть старая пословица, которая предполагает, что у всех нас есть два уха и один рот не просто так, и мы должны слушать в два раза больше, чем говорить. Этот принцип может сослужить вам хорошую службу, когда вы будете практиковать свои навыки рефлексивного слушания.

  • Вместо того, чтобы думать о том, что вы хотите сказать в ответ другому выступающему, активно работайте над обдумыванием его сообщения. Обратите внимание на их язык тела, эмоции и слова и будьте готовы отразить их сообщение обратно к ним, когда они закончат говорить.

  • Сосредоточьтесь на том, чтобы понять, что чувствует другой человек. Это сочувствие поможет вам, когда вы с пониманием повторите их сообщение.

  • Старайтесь избегать желания давать советы. Цель рефлексивного слушания — оказать поддержку и признание другим участникам ваших разговоров, а также установить взаимопонимание и доверие.

Развивайте свою карьеру

Коммуникативные навыки всегда будут одними из самых важных способностей, которыми вы можете обладать, стремясь продвинуться по карьерной лестнице. Развивая свои навыки рефлексивного слушания, вы можете укрепить все аспекты своих коммуникативных способностей и построить отношения и репутацию, необходимые для достижения прочного успеха в карьере.

Эффективно ли ваше резюме передает ваши рефлексивное слушание и другие коммуникативные навыки? Получите бесплатный обзор резюме от наших экспертов по резюме сегодня, чтобы гарантировать, что ваше резюме будет настолько убедительным, насколько это возможно.

Рекомендуемое чтение:

  • Используйте свои слова для эффективного общения на рабочем месте

  • Работодатели ищут 9 социальных навыков

  • Что такое социальные навыки? И как продемонстрировать их в своем резюме

 

Статьи по теме:

активное рефлексивное слушание


Рефлексивное слушание — это двойной процесс, который включает: 

1. Действительно слышать и понимать, что говорит другой человек через слова и язык тела, а также 

2. Отражение чувств и мыслей, которые вы услышали своими словами, тон голоса, поза тела и жесты, чтобы собеседник знал, что он или ее понимают.

Навыки рефлексивного слушания можно сгруппировать в три кластеры, как показано ниже:

Группа навыков
 
Особые навыки
 
1. Обучение навыкам Контакт
Поза
Жесты
Окружающая среда
 
2. Следующие навыки Открыватели дверей
Подтверждение ответов
Активное молчание
Открытые вопросы
 
3. Навыки реагирования Перефразирование
Отражение чувств
Отражение значений
Обобщение

Посещение означает оказание физического и психологического внимания другому в ситуация общения. Эффективное посещение невербально передает, что слушатель заинтересован и уделяет пристальное внимание другому — тому слушатель заботится!

2. СЛЕДУЮЩИЕ НАВЫКИ

СРЕДСТВА ДЛЯ ОТКРЫТИЯ ДВЕРЕЙ

Устройство для открывания дверей не является принудительным приглашение, адресованное другому, чтобы поговорить — приглашение начать, сказать что-то о том, что он или она думает или чувствует.

Некоторые примеры открывателей дверей:

1. Хотите поговорить об этом?
2. Могу ли я помочь с этой проблемой?
3. Мне было бы интересно узнать, как вы себя чувствуете.
4. Поможет ли разговор об этом?
5. Иногда помогает избавиться от этого.
6. У меня есть время, если оно у вас есть. Хотите поговорить?
7. Привет, Джо. Ты выглядишь немного хмурым.
8. Ты выглядишь счастливым. Я хотел бы услышать об этом.
9. Вас что-то беспокоит?
10. Ты выглядишь расстроенным. Хочешь поговорить об этом?

ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

Открытый вопрос тот, который позволяет другому ответить любым способом или с любой глубиной, которую он или она выбирает. Этот тип вопроса не предполагает да или нет или краткое ответ.

Открытые вопросы могут помочь другому в изучении аспектов себя, которые не были изначально доступны для сознательного разума.

Закрытые вопросы, на с другой стороны, склонны по своей природе ограничивать другого краткими ответами. Закрытые вопросы обычно начинаются со слов are, do, is, where, did, был, здесь или почему. Вопросы этого типа исследуют мотивы или оправдания, и поэтому склонны способствовать защитной реакции в другой. Следует избегать закрытых вопросов при рефлексивной практике. приемы прослушивания.

Примеры некоторых открытых вопросы:

1. Что вы думаете по этому поводу?
2. Не могли бы вы рассказать мне об этом подробнее?
3.