Приемы психологической саморегуляции: Методы и приемы саморегуляции, выполняемые самостоятельно
Караяни А.Г. Приемы психической саморегуляции (практическое пособие для телохранителей)
- Файлы
- Академическая и специальная литература
- Психологические дисциплины
- Практическая психология
- Психическая саморегуляция
Психическая саморегуляция
Синхрометод Ключ
Практическая психология
Библиотека практического психолога
Межличностное и индивидуальное психологическое ориентирование
Программы по практической психологии
Психическая саморегуляция
Психолог ДОУ
Психологические игры
Психологический тренинг
Служба практической психологии и нормативная документация
- формат doc
- размер 276. 5 КБ
- добавлен 20 января 2011 г.
В пособии предпринята попытка обобщить все ценное, что накоплено в психологии, спорте, медицине в области психической саморегуляции. Работа предназначена для телохранителей, работников военизированной охраны, военнослужащих, лиц, занимающихся боевыми единоборствами. Москва 1992 под ред. кандидата психологических наук, профессора Э. П. Утлика
Читать онлайн
Смотрите также
- формат doc
- размер 177.5 КБ
- добавлен 22 марта 2011 г.
Самара, СМИУ. Учебно-методическое пособие по спец. курсу «Психология стресса». Предназначено для студентов, изучающих спецкурс «Психология стресса». В пособии представлены материалы, необходимые для подготовки и проведения семинарских и практических занятий по данному курсу; Раскрываются теоретические и практические аспекты применения метода аутогенной тренировки и достижения релаксации в рамках профилактики стрессов и постстрессовой психотерап…
- формат doc
- размер 1.72 МБ
- добавлен 19 января 2011 г.
Издательство: Медицина, 1986. — 280 с. В справочном пособии излагаются история создания и развития аутогенной тренировки, особенности других методов нервно-психической саморегуляции; рассматриваются их теоретические основы, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы, освещаются вопросы клинического, психогигиенического и психопрофилактического применения аутогенной тренировки, показания и противопоказания к использованию метода в клини.
..- формат doc
- размер 1.08 МБ
- добавлен 20 декабря 2010 г.
Лекция: Самоменеджмент. Вопросы. Оценка индивидуальных способностей к саморазвитию и саморегуляции. Факторы, создающие психологическую нагрузку в работе руководителя. Типичные эмоциональные состояния, возникающие в экстремальных условиях. Приемы саморегуляции эмоциональных состояний. Техника аутогенной тренировки. Приемы тренировки интеллектуальных качеств. Методы быстрого анализа поступающей информации и скорочтение. Рациональное запомин…
- формат doc
- размер 238.56 КБ
- добавлен 12 ноября 2009 г.
Учебное пособие содержит систематический курс психологии, в котором описаны: методологические принципы и этапы исторического развития психологии как науки; основные свойств познавательных процессов, процессов регуляции и саморегуляции деятельности, процессов мышления и речи; характеристики сознания, теорий личности, общения и взаимного влияния людей. Пособие предназначено для студентов, учащихся магистратуры и аспирантов гуманитарных и естественн…
- формат fb2
- размер 516.88 КБ
- добавлен 26 ноября 2011 г.
Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 336 с. В книге описаны простые и доступные способы защиты от стресса с помощью психологической саморегуляции. Упражнения для мышечной релаксации, дыхательные техники, способы работы с телесными ощущениями для нейтрализации отрицательных эмоций и т. д. тщательно отобраны и проверены практикой. Их мо…
- формат pdf
- размер 380.91 КБ
- добавлен 23 февраля 2011 г.
Содержание: История развития представлений о проблемном детстве. Виды типологических подходов. Представления о норме как социально-психологическом нормативе. Трехкомпонентная модель анализа отклоняющегося развития. Механизмы психического развития. Базовые составляющие развития, их структура. Формирование произвольной регуляции, пространственно-временных репрезентаций и аффективной организации. Феноменологические проявления и треугольник анализа….
- формат djvu
- размер 2.09 МБ
- добавлен 11 июня 2011 г.
Сергеев, Алексей Викторович. Как стать бизнес-тренером и зарабатывать 3000 долларов в день: [практ. рук. ] / Алексей Викторович Сергеев, Татьяна Геннадьевна Коробенко, Анна Вадимовна Жукова. М. : Вершина, 2008. 200 с. : ил., табл. Практическое руководство по приобретению профессии бизнес-тренера. В книrе обобщен и проанализирован опыт авторов и друrих ycпешных российских бизнес-тренеров. Что нужно для того, чтобы стать бизнес-тренером? Как и rд…
- формат djvu
- размер 732.96 КБ
- добавлен 08 февраля 2011 г.
Аркти, 2008, 60 страниц. Практическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей детских дошкольных учреждений, а также родителей. Содержание: Значение психомоторного развития в дошкольном возрасте. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые упражнения для младших дошкольников. Пальчиковые упражнения для старших дошкольников. Массаж и самомассаж. Массаж ушных раковин. Массаж рук, ног, головы, лица. Глазодвигательные упражнения. Упражнения для раз…
- формат doc
- размер 153.89 КБ
- добавлен 14 октября 2010 г.
Фельденкраиз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков/Пер. с англ. М. Папуш М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001, 160 с. Книга уникального психотерапевта, представляющая практическое руководство к достижению более здоровой и полнокровной жизни. Изучив и применив приведенные здесь упражнения, вы можете открыть дверь в сокровищницу собственных возможностей. Содержание. Метод Фельденкрайза. Понимание при действии. Пр…
- формат pdf
- размер 524.03 КБ
- добавлен 07 апреля 2011 г.
Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2006. — 41с. Учебное пособие Психическая саморегуляция (ПСР) — это совокупность приёмов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций. Мы постоянно сталкиваемся со множеством негативных раздражителей, возникающих в межличностных отношениях. При этом возникает нервное возбуждение, ведущее к напряжению всех функциональных систем организма, к в. ..
Методы психологической саморегуляции. | Образовательная социальная сеть
Методы психологической саморегуляции
В своей работе мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и учитель общеобразовательной школы. Зачастую преподаватель становится «психотерапевтом», так как сталкивается со страхами, неуверенностью и скованностью ученика. А взаимодействие в творческих коллективах требует от преподавателя определенной моральной выносливости, особенно когда приходиться отстаивать свою «точку зрения», свою творческую позицию. Выходя на сцену, он должен служить примером для своих учеников, поэтому необходимо постоянно самосовершенствоваться.
Добавим к этому списку негативные последствия (проблемы личного характера, конфликтные ситуации разного рода) – можно сказать, что профессия преподавателя – музыканта требует большой как физической, так и эмоциональной выносливости, работоспособности и здоровья.
Что же касается концертных выступлений…
Самая сложная задача заключается в умении правильно самонастроиться в эмоциональном плане на концертное выступление. В этой ситуации очень сложно контролировать свои эмоции и правильно реагировать на все, что тебя окружает. Лучшее, что мы можем и обязаны сделать – не только успешно противостоять негативным эмоциям, но и эффективно управлять ими.
Основная проблема – это эмоциональное состояние, связанное с предконцертным и концертным выступлением. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.
В зависимости от ситуаций необходимо различать несколько степеней волнений:
1. Волнение — подъем, сопровождающееся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием выйти скорее на сцену. Это наиболее желательное волнение.
2. Волнение — апатия – угнетенное и подавленное состояние, когда цель и содержание выступления уходят на периферию сознания, а в нем настойчиво звучит одна мысль – скорее бы все это закончилось.
3. Волнение – паника, которое связано с сильным перевозбуждением. Внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, тревожности, вырастающей до страха.
А. Готсдинер (профессионал-музыкант, психолог и педагог, теоретик и практик) в статье «Концертное исполнение как специфическая форма социального общения» выделяет пять фаз сценического волнения, связанного с концертным выступлением.
1 фаза – длительное предконцертное состояние. Начинается, когда устанавливается точная дата выступления. Волнение возникает периодически и только нарушает «душевное равновесие» играющего.
2 фаза – непосредственно концертное состояние. У некоторых исполнителей возникает очень возбужденное состояние, нетерпеливое желание выступить, перемежающееся неясной тревогой. У других оно протекает при резком нарушении вегетативных процессов и сопровождается высокой температурой, тошнотой, головной болью, желудочными недомоганиями или эйфорией. У третьих – полным упадком сил (депрессией), которая кажется исполнителю непреодолимой.
3 фаза – очень короткий промежуток между объявлением и началом выступления. Некоторые идут как на Голгофу, с трудом преодолевая путь к своему месту на сцене. Другие стараются не смотреть на публику, внутренне отстраняются от неё и настраиваются на начало исполнения. Третьи идут «работать», т.е. выполнять свой артистический «долг», сосредоточенно и деловито.
4 фаза — начало исполнения, артистического общения с публикой, борьба со своим негативным состоянием. При резком повышении ответственности выступления нередко можно наблюдать потери или даже срывы в исполнении.
5 фаза – состояние после концерта. Острое желание услышать отзывы о своем выступлении — это разрешение той сложной социальной, профессиональной и личной неопределенности, которая все время волнует исполнителя. Успех, как и неудача, действует двояко. Успех, естественно, вызывает радостный подъем, удовлетворение, прилив сил и уверенности в себе. Но у некоторых он вызывает самоуспокоенность, чреватую артистическим регрессом. Неудача вызывает у большинства исполнителей угнетенное состояние, снижает работоспособность, создает неуверенность и вызывает самобичевание.
Методы психологической саморегуляции
1. Формировать уверенность в своих силах – необходимо верить в себя. Во время работы можно критиковать себя, но ни в коем случае во время выступления. «Самокритика – это пила, подпиливающая стул, на котором ты сидишь». Если исполнитель играет с душой, публика и критика всегда простят ему неточности и небольшую осечку памяти.
2. Необходимо обладать навыками самонаблюдения, что позволит легче управляться с собой в период кризиса, внутренних сбоев — знать особенности своего характера и нервной организации, которые существенным образом влияют на формы волнения. Для людей с повышенной возбудимостью желательно проводить предконцертный период в спокойном состоянии, избегая будоражащих впечатлений. Для людей, отличающихся уравновешенностью, бывает полезно слегка «взвинтить» себя перед концертом.
3. Необходимо научиться сосредотачиваться на выступлении – это наиболее эффективный метод борьбы с негативными эмоциями, который можно и нужно развивать в процессе предконцертной подготовки. «Обыгрывать» свое выступление перед воображаемой публикой. Основная и главная задача — сосредоточение на исполняемом. Ничто не должно отвлекать: ни присутствие посторонних, ни какие-то ненужные мысли…
4. Имаготерапия. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа.
5. Можно «принизить» значимость выступления. Нельзя воспринимать публичное выступление как вопрос жизни и смерти. Люди, чья профессия связана с риском для жизни (хирурги, летчики, испытатели и пр.) практически не волнуются – они просто выполняют свою работу. Их ошибки невозможно сравнить с ошибками музыканта по степени значимости.
6. Постоянный тренаж – сцена должна стать «рабочим местом». Тогда будет выполняться работа, а не решение вопроса о собственной личной значимости.
7. Для более полного эффекта в регуляции эмоционально-психических состояний полезно концентрировать внимание на дыхательных упражнениях. Главный принцип этих упражнений: вдох активизирует, выдох расслабляет.
Пример: упражнение из базовых техник релаксаций.
Сядьте в удобную позу, держа спину прямо и свободно опустив руки. Расслабьте мышцы плеч и шеи. Дышите нормально. Затем на вдохе отведите голову назад. На выдохе наклоните голову вперед, не наклоняя при этом вперед туловища. Повторите упражнения два-три раза. Затем на вдохе поднимите голову. Выдохните и расслабьтесь.
Кроме того, это упражнение с успехом можно использовать и для борьбы со стрессом. Мягко растягивая мышцы при каждом движении, Вы глубоко и осознанно дышите. Тем самым Вы тренируете свои легкие и приучаете себя к более осознанному отношению к дыханию в целом. Глубокое, медленное дыхание снимает напряжение, что помогает расслабиться телу и душе.
В заключение своего выступления позвольте выделить два аспекта:
1. Отрицательные эмоции, такие как «сценическое волнение», не всегда угнетают. Оно имеет несомненную положительную и стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно, так как позволяет ему раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не проявиться.
2. Дать однозначный рецепт для того, чтобы каждое выступление всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, ни один из методистов и педагогов. Каждый человек — неповторимая индивидуальность, следовательно, направления, формы и методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды музыканта.
Список литературы:
1. Бочкарев Л. Психология музыкальной деятельности. М., 2008;
2. Готсдинер А.Л. Концертное исполнение как специфическая форма социального общения. М., 1978;
3. Гудимов Д. Эмоционально – психологическое состояние исполнителя. Дипломный реферат. Библ. РАМ им. Гнесиных. М., 2007;
4. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства.» СПб: Питер, 2001;
5. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.; «Педагогика искусства» №1, 2010;
6. Холопова В. Теория музыкальных эмоций. Музыкальная академия 1/2009;
7. Федорова А.Г. К вопросу о преодолении сценического стресса: «Музыкальная психология и психотерапия» № 3 / 2007.
Саморегулирование в спорте — IResearchNet
Занятия спортом и физическими упражнениями требуют саморегулирования. Примеры саморегуляции включают в себя человека, который борется с желанием остановиться во время интенсивной тренировки, игрока в гольф, пытающегося игнорировать волнение и сосредоточиться на простом ударе, чтобы выиграть турнир, и футболиста, сопротивляющегося желанию ударить соперника, который неоднократно фолил на нем. Процесс, с помощью которого люди сознательно пытаются обуздать нежелательные мысли, чувства и поведение и привести их в соответствие с идеалами или целями, называется 9. 0003 саморегулирование, или самоконтроль. Было показано, что способность к саморегуляции положительно влияет на производительность и поведение в ряде областей, включая спорт и физические упражнения.
Спортсмены и тренирующиеся используют многочисленные стратегии саморегуляции. Например, стремясь контролировать тревогу перед важной игрой, хоккеист может заняться регулированием своих мыслей, используя разговор с самим собой, чтобы переоценить важность игры, представить, что он хорошо играет, и отвлечься, слушая музыку. Спортсмен, борющийся с импульсом оставаться дома и смотреть телевизор вместо тренировки, может сделать это, используя мотивационные заявления о себе (например, я буду чувствовать себя намного лучше после тренировки), воображая достижение своих целей в фитнесе или обращаясь за поддержкой к другому тренирующемуся. . Цель использования этих стратегий состоит в том, чтобы сделать достижение важной цели (например, хорошо сыграть в хоккейном матче или поддерживать физическую форму) более вероятным, регулируя мысли, чувства и поведение, которые могут отвлечь от цели (например, беспокойство по поводу результата, смотреть телевизор). Преодолеть импульсы, которые сводят на нет наши цели, непросто, и чтобы понять, почему, сначала обрисуем основные аспекты саморегуляции. После этого проводится обсуждение о том, когда может быть нарушена саморегуляция. Запись завершается обсуждением того, как можно развивать саморегуляцию.
Основные аспекты саморегулирования
Саморегулирование включает четыре основных аспекта: стандарты , мониторинг, сила, и мотивация. Регламент означает изменение для приведения в соответствие с каким-то стандартом, что невозможно без отслеживания или мониторинга текущего состояния, и поэтому первые два аспекта неразрывно связаны. Например, если теннисистка хочет сократить свои вспышки гнева на корте в соответствии со стандартами судьи, она должна контролировать свои мысли, чувства и поведение, чтобы сдерживать проявления разочарования после неблагоприятных вызовов. Это «обуздание» сложно и, как и любая трудоемкая задача, требует энергии. Следовательно, сила саморегуляции будет определять, способен ли теннисист избегать проявлений разочарования. Также необходима мотивация к изменениям; в этом примере, если вспышки приводят к штрафным очкам, это может усилить мотивацию теннисистки изменить свои ответы. Основным аспектом саморегуляции, который породил большинство исследований, является представление о том, что саморегуляция требует энергии и поэтому может быть истощена. Это положение является центральным в силовой модели саморегуляции, которая сейчас обсуждается.
Модель силы
Модель силы была предложена Роем Баумейстером и его коллегами в начале 1990-х годов, и ее центральная предпосылка заключается в том, что саморегуляция со временем ухудшается из-за повторяющихся усилий, как если бы она зависела от ограниченного источника энергии. Последовательный корпус исследований поддержал эту точку зрения. В этом исследовании обычно используется парадигма двух задач, в которой одна группа участников выполняет задачу, требующую саморегуляции, а другая группа выполняет задачу, которая этого не требует. Затем обе группы выполняют второе задание, требующее саморегуляции. Ключевой вывод заключается в том, что участники с большей вероятностью хуже справятся с более поздними задачами, требующими саморегуляции, если они уже выполнили задачу, требующую саморегуляции. Например, участники одного исследования, которые сначала выполнили задание на подавление мыслей, требующее саморегуляции (постарайтесь не думать о белом медведе), были менее способны сопротивляться искушению выпить пива перед выполнением задания на симуляторе вождения по сравнению с участниками, которые сначала выполнил пятиминутное задание по арифметике в уме. Кроме того, источник энергии, необходимый для саморегуляции, истощается независимо от типа саморегуляции. Особый интерес для участников спорта и физических упражнений представляет то, что на физическую работоспособность может влиять регулирование мыслей или эмоций. Например, было показано, что саморегуляция при выполнении когнитивной задачи (например, теста Струпа) снижает производительность при выполнении задач на мышечную выносливость (например, тест на хват кистей рук), при этом участникам приходится работать усерднее, чтобы достичь того же уровня физической работоспособности. Полученные данные свидетельствуют о том, что саморегулирующееся истощение может вызывать центральную усталость, которую можно рассматривать как неспособность центральной нервной системы (ЦНС) управлять мышцами. Таким образом, спортсмены и тренирующиеся, стремящиеся контролировать свои мысли и эмоции во время соревнований, могут быть более склонны к нарушениям выносливости.
Таким образом, исследования постоянно показывают, что после первоначального приступа саморегуляции последующая саморегуляция нарушается, независимо от сферы. Другими словами, не имеет большого значения, включает ли начальный этап саморегуляции контроль над мыслями, чувствами или поведением; последующая саморегуляция в той же или другой сфере нарушается. Это явно имеет значение для участников спорта и физических упражнений. Это могло бы объяснить, почему после трудного рабочего дня, когда ресурсы саморегуляции истощаются, человек в меньшей степени способен сопротивляться соблазну ужина у телевизора на диване и пропускает уроки физкультуры, в то время как игрок в нетбол, который истощает свои силы, регулирующие ресурсы в регулировании беспокойства перед решающей игрой менее способны противостоять чувству усталости, чем обычно, и вставать и спускаться по корту так же эффективно, как обычно. Однако на сегодняшний день у нас нет исследований, специально посвященных спорту и упражнениям, в которых изучалось бы, что истощение ресурсов саморегуляции может повлиять на поведение и производительность.
Важность глюкозы для саморегуляции
До этого момента саморегуляция описывалась как ограниченный ресурс, без объяснения причин , что истощено. Большинство исследователей сходятся во мнении, что глюкоза является важнейшим источником энергии для саморегуляции и, в частности, что более низкие уровни и неспособность эффективно транспортировать глюкозу в мозг связаны с нарушением саморегуляции. Это не означает, что чем больше у человека глюкозы, тем лучше он может саморегулироваться. Это просто означает, что саморегуляция потребляет глюкозу, и если восполняется достаточное количество глюкозы, саморегуляция будет поддерживаться, но если глюкоза не восполняется, последующие попытки саморегуляции, скорее всего, потерпят неудачу.
Глюкоза считается конечным источником энергии, потому что доступность и эффективное использование глюкозы имеют первостепенное значение для эффективной работы мозга, и если поток глюкозы в мозг недостаточен, функционирование мозга нарушается. Поэтому неудивительно, что некоторые исследования показали, что саморегуляция связана с изменениями уровня глюкозы. Например, контроль внимания, регулирование эмоций и преодоление стресса связаны со снижением уровня глюкозы в крови по сравнению с задачами, не требующими саморегуляции. Однако данные, на которых основаны эти выводы, были подвергнуты сомнению. Кроме того, было предложено, чтобы количество дополнительной глюкозы, потребляемой мозгом во время задач саморегуляции, используемых в этих исследованиях, которые обычно длятся несколько минут, составляло минимум 0,2 калории. Таким образом, в настоящее время существует неопределенность в отношении влияния задач саморегуляции на уровень глюкозы.
Однако есть и другие исследования, указывающие на роль глюкозы. Также было показано, что низкий уровень глюкозы и неэффективное использование глюкозы связаны с плохой саморегуляцией. Например, низкий уровень глюкозы связан с меньшей бдительностью, большей агрессией, большей отвлекаемостью, более высокой частотой эмоциональных расстройств, учащением эмоциональных вспышек и нарушением работоспособности в условиях стресса, тогда как неэффективное использование глюкозы связано с нарушением контроля внимания, плохой регуляцией эмоций и более серьезными нарушениями. импульсивность. Было показано, что введение глюкозы нейтрализует последствия предшествующих попыток саморегуляции. То есть выполнение второй задачи, требующей саморегуляции, не ухудшается даже после завершения предыдущей задачи, требующей саморегуляции, при условии восполнения уровня глюкозы. В целом, несмотря на то, что ведутся споры о некоторых доступных в настоящее время доказательствах, сторонники модели силы предполагают, что саморегуляция, по-видимому, чувствительна к изменениям уровня глюкозы, а отказ саморегуляции более вероятен, когда уровень глюкозы низкий или когда глюкоза метаболизируется неэффективно.
В дополнение к исследованиям, подтверждающим центральную роль глюкозы в саморегуляции, и противоречивым исследованиям, предполагающим, что она играет гораздо более ограниченную роль, в недавнем предложении излагается альтернативный путь, в котором глюкоза играет роль в саморегуляции. Это предположение состоит в том, что распределение глюкозы, а не уровень глюкозы, определяет эффективную саморегуляцию. Чтобы объяснить, при наличии достаточного количества глюкозы в крови и сохранении мотивации, чтобы настойчиво выполнять задачу, саморегуляция, вероятно, будет успешной. В случае низкой доступности глюкозы в крови, пока сохраняется мотивация к настойчивости и задача считается важной для человека, саморегуляция может быть успешной, поскольку глюкоза перенаправляется в области мозга, необходимые для саморегуляции. . Это может объяснить, почему даже после трудного рабочего дня, когда ресурсы саморегуляции истощаются, люди, достаточно мотивированные для физических упражнений, могут сопротивляться соблазну ужина у телевизора, а игрок в нетбол, который истощает свои ресурсы саморегуляции, снижает тревогу перед решающей игрой, но очень мотивирован на победу, но все же может работать на корте так же усердно, как обычно. Опять же, у нас нет каких-либо исследований конкретно в условиях спорта и физических упражнений, изучающих взаимодействие между мотивацией и уровнями истощения глюкозы.
Улучшение саморегуляции
Помимо добавления глюкозы, есть еще четыре предложения по укреплению саморегуляции: гипотеза сохранения, мотивация, гипотеза восстановления, и упражнения на саморегуляцию. Гипотеза сохранения утверждает, что люди могут сохранять некоторую энергию саморегуляции, если они осведомлены о следующей задаче саморегуляции. Например, в одном исследовании после первоначального задания, требующего саморегуляции, участники выполнили второе задание, половина из которых была проинформирована о том, что будет третье задание. Эффекты истощения во втором задании были наиболее выражены среди участников, которые ожидали третьего задания. Кажется, что люди способны сохранять ресурсы саморегуляции для ожидаемой задачи.
Сила мотивации для преодоления истощения также предполагает, что саморегуляция никогда не истощается полностью, но временно истощается до тех пор, пока не будет сформирована достаточная мотивация, побуждающая к расходованию дополнительных ресурсов. Лабораторные исследования показывают, что участники могут успешно саморегулироваться, если им предлагают стимулы для этого, даже после того, как они сначала исчерпали ресурсы саморегуляции. Это показывает, как можно поддерживать саморегуляцию во время важных соревнований или значимых упражнений.
Сон также играет важную роль в саморегуляции. Недостаток сна связан со снижением способности к саморегуляции, а сон пополняет ресурсы саморегуляции. Эта идея похожа на гипотезу сохранения, но больше похожа на гипотезу восстановления. Исследования показали, что период отдыха между задачами саморегуляции приводит к восполнению ресурсов, а отдых и расслабление смягчают эффекты истощения.
Повторяющиеся упражнения на саморегуляцию также могут повысить способность к саморегуляции, подобно наращиванию мышц с помощью физических тренировок. Исследования показали, что по сравнению с контрольной группой участники, которые практикуют саморегуляцию, например, отказываются от сладкой пищи в течение 2 недель, улучшают результаты в других задачах саморегуляции. Другими словами, в краткосрочной перспективе саморегуляция истощает ресурсы, но в долгосрочной перспективе повторяющаяся саморегуляция укрепляет способность человека к саморегуляции.
Заключение
Учитывая, что спорт и физическая среда часто вызывают сильные эмоции и могут проверить способность человека регулировать поведение (например, усилие, принятие решений [DM]), неудивительно, что саморегуляция должна иметь решающее значение. аспект участия в спорте и физических упражнениях. Неспособность к саморегуляции может выражаться в эмоциональных вспышках, неправильных решениях и снижении физической работоспособности.
Хотя способность к саморегуляции может быть истощена, при каких обстоятельствах это происходит, и взаимодействие между мотивацией и уровнем глюкозы еще предстоит определить исследователям. Дальнейшее изучение того, как саморегуляция может развиваться с течением времени, также оправдано, учитывая ее четкое применение в спорте и условиях физических упражнений.
Ссылки:
- Baumeister, R. F., & Heatherton, T. F. (1996). Неудача саморегуляции: обзор. Психологический опрос, 7, 1–15.
- Баумайстер, Р. Ф. и Тирни, Дж. (2011). Сила воли: новое открытие величайшей человеческой силы. Нью-Йорк: Penguin Press.
- Биди, Си Джей, и Лейн, А. М. (2012). Роль глюкозы в самоконтроле: еще один взгляд на доказательства и альтернативное осмысление. Обзор личности и социальной психологии, 16, 143–153.
- Gailliot, MT, & Baumeister, RF (2007). Физиология силы воли: связь уровня глюкозы в крови с самоконтролем. Обзор личности и социальной психологии, 11, 303–326.
- Хаггер, М.С., Вуд, К., Стифф, К., и Чацисарантис, Н.Л.Д. (2010). Истощение эго и силовая модель самоконтроля: метаанализ. Психологический бюллетень, 136, 495–452.
- Джонс, М. В. (2012). Регуляция эмоций и производительность. В С. Мерфи (ред.), Оксфордский справочник по спортивной и спортивной психологии (стр. 154–172). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Курцбан, Р. (2010). Потребляет ли мозг дополнительную глюкозу во время задач самоконтроля? Эволюционная психология, 8, 244–259.
См. также:
- Спортивная психология
- Психологические навыки
Самоконтроль | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Пожалуйста, помогите нанять одного из них или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Личность и личность |
Артикул |
|
Личность |
|
Другие статьи |
Это поле: просмотреть • говорить • редактировать |
Самоконтроль — это способность контролировать свое поведение, действия, эмоции, мыслительные процессы и т. д. Обретение контроля над этими аспектами себя является ключевой задачей развития.
Иногда его называют саморегулирование или самодисциплина , и считается, что проявление самоконтроля через исполнительные функции в процессе принятия решений истощает ресурс эго. [1]
Самодисциплина относится к обучению, которое человек дает себе для выполнения определенной задачи или принятия определенной модели поведения, даже если на самом деле он предпочел бы заниматься чем-то другим. Например, отказ себе в экстравагантном удовольствии ради совершения более требовательного благотворительного дела. Таким образом, самодисциплина — это утверждение силы воли над более низкими желаниями, и обычно ее понимают как синоним самодисциплины.0057 самоконтроль ‘. Самодисциплина до некоторой степени заменяет мотивацию, когда человек использует разум для определения наилучшего образа действий, противоречащего его желаниям. Добродетельное поведение — это когда мотивы человека совпадают с его разумными целями: делать то, что лучше всего известно, и делать это с радостью. С другой стороны, континентальное поведение — это когда человек делает то, что лучше всего знает, но должен делать это, противодействуя своим мотивам. [2] Переход от воздержания к добродетельному поведению требует обучения и некоторой самодисциплины.
Содержание
- 1 Самоконтроль в анализе поведения
- 2 Важность использования самоконтроля для терпения
- 3 Исследование самоконтроля
- 3.1 Самоконтроль человека
- 3.2 Результаты как определение того, сделан ли выбор самоконтроля
- 4 Самоконтроль как ограниченный ресурс
- 5 Самоконтроль и качество жизни
- 6 Импульсное управление
- 7 Я в поведенческом анализе
- 8 Исчерпывающий обзор методов самоконтроля Скиннера
- 8.1 Физическое сдерживание и физическая помощь
- 8.2 Изменение стимула
- 8.3 Лишение и насыщение
- 8.4 Манипулирование эмоциональными состояниями
- 8. 5 Использование аверсивной стимуляции
- 8.6 Наркотики
- 8.7 Оперативное обусловливание
- 8.8 Наказание
- 8.9 «Занимаюсь чем-то другим»
- 9 «Окружающая среда и обучение»
- 10 Неврология самоконтроля
- 11 См. также
- 12 Ссылки и библиография
- 13 Ключевые тексты
- 13.1 Книги
- 13.2 Документы
- 14 Дополнительный материал
- 14.1 Книги
- 14.2 Документы
- 15 Внешние ссылки
Самоконтроль в анализе поведения
Другая точка зрения состоит в том, что самоконтроль представляет собой локус двух конфликтующих случайностей подкрепления, которые затем создают контролирующая реакция подкрепляющая, когда она вызывает изменения в контролируемой реакции . [3] [4]
Самоконтроль напрямую связан с давлением, с которым вы сталкиваетесь.
- Хорошее давление : Когда вы находитесь в конкурентной, но не осуждающей и не предвзятой среде, вы хотите быть похожими на окружающих. Вы становитесь мотивированными и вдохновленными и обретаете самоконтроль.
- Плохое давление : Когда вы находитесь в осуждающей и предвзятой среде и нет конкуренции, вы впадаете в депрессию и теряете мотивацию. Вы теряете самообладание.
- Без давления : Когда ты свободен и нет конкуренции, ты делаешь то, что чувствуешь. Ваш самоконтроль основан на том, как вы себя чувствуете, и, поскольку вам не с кем себя сравнивать, вы можете быть менее мотивированы или более мотивированы в зависимости от срочности того, что вы делаете.
Важность использования самоконтроля для развития терпения
В 1960-х годах Уолтер Мишель проверил четырехлетних детей на самоконтроль в «Зефирном тесте»: каждому ребенку дали по зефиру и сказали, что они могут есть его в любое время, когда захотят. , но если бы они подождали 15 минут, то получили бы еще одну зефирку. Последующие исследования показали, что результаты хорошо коррелируют с уровнем успеха этих детей в дальнейшей жизни. [5] [6] .
Исследование самоконтроля
В экспериментальном анализе поведения проводятся исследования самоконтроля на крысах, людях и голубях. Эта работа основана на предположении общности.
Человеческий самоконтроль
Исследование человеческого самоконтроля обычно моделируется с использованием системы экономики жетонов, в которой люди-участники выбирают между жетонами для одного выбора и использованием, полученным для людей и не-людей, причем последнее появляется для максимизируют свое общее подкрепление, несмотря на задержки, при этом первые чувствительны к изменениям в задержке. Разница в методологиях исследования с людьми — с использованием токенов или условных подкреплений — и с не-людьми, использующими субпервичные подкрепления, наводит на мысль о процедурных артефактах в качестве возможного подозреваемого. Одним из аспектов этих процедурных различий была задержка периода обмена (Hyten et al., 1994). [7] Субъекты, не являющиеся людьми, могут и будут немедленно получать доступ к своему подкреплению. Людям приходилось ждать «периода обмена», в течение которого они могли обменять свои жетоны на деньги, обычно в конце эксперимента. Когда это было сделано с голубями, они реагировали так же, как и люди, в том смысле, что у самцов меньше контроля, чем у самок (Jackson & Hackenberg 19).96). [8] Однако Лог (1995), о которой более подробно речь пойдет ниже, отмечает, что в ее исследовании, посвященном самоконтролю, именно дети мужского пола реагировали с меньшим самоконтролем, чем дети женского пола. Затем она заявляет, что во взрослом возрасте полы по большей части уравниваются в своей способности проявлять самоконтроль. Это может свидетельствовать о способности человека проявлять больший самоконтроль по мере взросления и осознания последствий, связанных с импульсивностью. Это предложение более подробно рассматривается ниже.
Большинство исследований в области самоконтроля предполагает, что самоконтроль в целом лучше, чем импульсивность. Некоторые психологи, занимающиеся развитием, утверждают, что это нормально, и люди стареют от младенцев, у которых нет способности думать о будущем и, следовательно, нет самоконтроля или отсроченного удовлетворения, до взрослых. В результате почти все исследования, проведенные по этой теме, проводятся с этой точки зрения, и очень редко импульсивность оказывается более адаптивной реакцией при планировании эксперимента.
Совсем недавно некоторые специалисты в области психологии развития начали рассматривать самоконтроль более сложным образом, принимая во внимание, что иногда импульсивность является более адаптивной реакцией. По их мнению, нормальный человек должен обладать способностью быть либо импульсивным, либо контролируемым, в зависимости от того, что является наиболее адаптивным. Однако это недавний сдвиг в парадигме, и в этом направлении проводится мало исследований. [9]
Исследование функциональной визуализации идентифицирует самоконтроль с областью дорсальной лобно-медианной коры в лобной доле, которая отличается от тех, которые вовлечены в создание преднамеренных действий, внимание к намерениям или выбор между альтернативами. [10] Этот контроль осуществляется за счет нисходящего торможения премоторной коры. [11]
Результаты как определяющие, сделан ли выбор самоконтроля
Александра В. Лог интересуется, как результаты меняют возможности выбора самоконтроля. Лог выделяет три возможных эффекта исхода: задержка исхода, размер исхода и непредвиденные обстоятельства исхода [9] . Задержка результата приводит к восприятию того результата, который менее ценен, чем результат, которого легче достичь. Обесценивание отсроченного результата может привести к снижению самоконтроля. Способ повысить самоконтроль в ситуациях с отсроченным исходом — это заранее выявить результат. Предварительное воздействие уменьшает разочарование, связанное с задержкой результата. Примером этого являются подписные бонусы.
Размер результата касается относительного, предполагаемого размера возможных результатов. Обычно существует связь между ценностью стимула и желаемым результатом; чем больше желаемый результат, тем больше значение. Некоторые факторы, снижающие ценность, включают задержку, усилия/затраты и неопределенность. Решение, как правило, основывается на варианте с более высокой стоимостью на момент принятия решения.
Наконец, Лог определяет взаимосвязь между ответами и результатами как непредвиденные обстоятельства результатов [9] . Непредвиденные обстоятельства также влияют на степень самоконтроля человека. Например, если человек может изменить свой выбор после того, как сделан первоначальный выбор, он с гораздо большей вероятностью сделает импульсивный, а не самоконтролируемый выбор. Кроме того, люди могут совершать предварительные действия. Предварительное действие — это действие, предназначенное для того, чтобы привести к самоконтролируемому действию в более поздний период времени. Когда человек ставит будильник, он заранее обязуется проснуться рано утром. Следовательно, этот человек с большей вероятностью воспользуется самоконтролируемым решением проснуться, а не упадет в постель, чтобы еще немного поспать.
Самоконтроль как ограниченный ресурс
- Подробнее см. Истощение эго
Исследования Роя Баумайстера и других показывают, что способность к самоконтролю зависит от источника энергии, который уменьшается после напряжения.
Субъекты, которым давали задание, требующее самоконтроля, позже были менее способны проявлять самоконтроль, даже в совершенно других областях. Этот результат был воспроизведен более чем в ста экспериментах [12]
Также было показано, что самоконтроль улучшается при физических упражнениях. Упражнения в этих экспериментах были разнообразными. Забота об осанке, регулярные физические упражнения и другие формы самоконтроля со временем улучшили способность к самоконтролю в, казалось бы, несвязанных областях.
Функция возраста: структурное развитие
Самоконтроль увеличивается с возрастом благодаря развитию нашей сенсорной системы. Сенсорная система развивается и позволяет расширить перцептивные способности человека. В детстве у нас нет представления о времени; другими словами, мы живем в настоящем. По мере того, как мы стареем и становимся взрослыми, мы обретаем способность понимать, что наши действия сейчас влекут за собой последствия в будущем. Александра Лог отмечает, что с возрастом развиваются два ключевых компонента нашей способности восприятия. К ним относятся наша способность оценивать время и способность отвлекать внимание от определенных событий. Будучи взрослыми, мы больше не застреваем в принятии решений, основываясь на немедленных результатах, но вместо этого мы можем принимать решения, основываясь также на любых будущих последствиях. Возможность отвлечь наше внимание от определенных событий позволяет более четко интерпретировать ситуацию, что позволяет нам принимать лучшие решения. Оба этих компонента способности к восприятию позволяют взрослым (большинству) лучше контролировать себя, чем детям.
По словам Лога, было проведено несколько исследований относительно возраста детей в отношении самоконтроля. Очевидно, что когда дети становятся старше, у них развивается повышенный самоконтроль. По сути, они развивают понимание того, что откладывать определенные результаты выгодно. Они также учатся взвешивать последствия своих вариантов и выяснять, какой из них более ценен, чем другой; «они узнают, что не всегда выгодно ждать более предпочтительного результата» (стр. 36). Это говорит о том, что по мере того, как каждый нормальный человек становится старше, у него повышается уровень самоконтроля.
Показано, что в дополнение к физическим упражнениям повышается самоконтроль через обучение человека принимать временную задержку, как правило, связаны с большей наградой, а также изменить индивидуальное восприятие временной задержки. Повысить готовность человека принять более длительная задержка перед получением награды, Донал Лог (1984) использовал затухание Процедура, в которой испытуемым изначально предлагалось два варианта выбора с различные вознаграждения — одно маленькое и одно большое — оба имеют одинаковую большую задержку. Постепенно задержка для меньшего вознаграждения была сокращена, теперь испытуемые с большей вероятностью выберет более крупную награду, несмотря на более длительную задержку. Помимо приучения испытуемых к принятию более длительных задержек, также показано Мишелем и Эббессеном (1970), что восприятие задержки может быть уменьшается из-за отвлечения, особенно развлекательной задачи. Учитывая допущение, что самоконтроль является ограниченным умственным ресурсом, утверждал, что вышеупомянутое исследование дало представление о том, как такой ресурс может более эффективно использоваться человеком.
Самоконтроль и качество жизни
Обзоры пришли к выводу, что самоконтроль коррелирует с различными положительными жизненными результатами, такими как счастье, приспособление и различные положительные психологические факторы.
Импульсное управление
Самоконтроль, как определено здесь, также известен как импульсное управление или саморегулирование. Некоторые психологи предпочитают термин «импульсный контроль», потому что он может быть более точным. Термин саморегуляция используется для обозначения многих процессов, которые люди используют для управления влечениями и эмоциями. Следовательно, саморегуляция также воплощает в себе концепцию силы воли. Саморегуляция — чрезвычайно важная исполнительная функция мозга. Дефицит самоконтроля/регуляции обнаруживается при большом количестве психологических расстройств, включая СДВГ, антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, зависимость, расстройства пищевого поведения и расстройства импульсивного контроля[3].
«Я в анализе поведения»
Исчерпывающий обзор методов самоконтроля Скиннера
В книге Б. Ф. Скиннера «Наука и поведение человека» он дает обзор девяти категорий методов самоконтроля. [13]
Физическое сдерживание и физическая помощь
Манипулирование окружающей средой, чтобы сделать некоторые реакции более легкими для физического выполнения, а другие физически более трудными, иллюстрирует этот принцип. Хлопать ладонью по рту, класть руки в карманы, чтобы не ерзать, использовать положение рук «мостик», чтобы стабилизировать бильярдный бросок, — все это представляет собой физические методы воздействия на поведение. [14]
Изменение стимула
Манипулирование поводом для поведения также может изменить поведение. Примерами являются удаление отвлекающих факторов, провоцирующих нежелательные действия, или добавление подсказки, побуждающей к нежелательным действиям. Сокрытие искушения и напоминания — еще два. [15]
Лишение и насыщение
Можно манипулировать своим поведением, воздействуя на состояния лишения или насыщения. Пропустив прием пищи перед бесплатным ужином, можно более эффективно извлечь выгоду из бесплатного обеда. Съев здоровую закуску заранее, вы уменьшите искушение съесть бесплатную «нездоровую пищу». [16]
Манипулирование эмоциональными состояниями
Переход к «смене обстановки» может устранить эмоциональные стимулы, как и отрепетирование несправедливости, чтобы позже мотивировать сильную реакцию. [17]
Использование аверсивной стимуляции
Установка будильника, чтобы проснуться позже, является формой аверсивного контроля. Делая это, мы организуем нечто, от чего можно будет избавиться, только пробудившись. [17]
Наркотики
Самостоятельный прием лекарств позволяет нам имитировать изменения в нашей истории обусловленности. Прием кофеина позволяет нам имитировать состояние бодрствования, которое может быть полезно по разным причинам. [18]
Оперантное обусловливание
Использование символической экономии или других методов или приемов, уникальных для оперантного обусловливания, можно рассматривать как особую форму самоконтроля. курение
Наказание
Самонаказание за ответы может включать организацию наказания в зависимости от нежелательных ответов. Это можно увидеть в том, что некоторые монахи и религиозные деятели бьют себя кнутом. Это отличается от аверсивной стимуляции тем, что, например, будильник вызывает бегство от будильника, в то время как самонаказание представляет собой стимуляцию постфактум, чтобы уменьшить вероятность поведения в будущем. [18]
Наказание: больше похоже на соответствие, чем на самоконтроль, потому что при самоконтроле должен быть внутренний импульс, а не внешний источник наказания, который заставляет человека хотеть что-то делать. Существует внешний локус контроля, аналогичный детерминизму, и внутренний локус контроля, аналогичный свободе воли. При обучающей системе наказания человек принимает решение не на основании того, чего он хочет, а на основании внешних факторов. Когда вы используете отрицательное подкрепление, вы, скорее всего, повлияете на его внутренние решения и позволите ему сделать выбор самостоятельно, тогда как в случае наказания человек будет принимать свои решения, основываясь на последствиях, а не на самоконтроле. Лучший способ научиться самоконтролю — это свобода воли, когда люди могут понять, что они делают свой собственный выбор. [19]
«Делать что-то другое»
Скиннер отмечает, что Иисус продемонстрировал этот принцип, любя своих врагов. [20] Когда мы полны ярости или ненависти, мы можем контролировать себя, «делая что-то еще» или, точнее, что-то, что несовместимо с нашей реакцией.
«Окружающая среда и обучение»
Окружающая среда играет важную роль в развитии самоконтроля у детей. Известно, что существует положительная корреляция между возрастом и самоконтролем. Например, в школе детей учат, что у них не может быть игрушек, которыми они хотят играть, и которыми они должны делиться. Они должны вежливо просить обо всем, чего хотят, и не могут бить других людей или вести себя грубо, чтобы что-то получить. Кроме того, они могут не ходить на перемены, когда захотят. Их учат, что если они будут усердно работать на уроках, то смогут ходить на перемены. Это очень эффективно учит детей откладывать удовлетворение. Дом также играет роль благодаря родителям, братьям и сестрам, поскольку родители учат своих детей самоконтролю благодаря моделированию, другим примерам через пособие, которое им может быть предоставлено, им дается определенная сумма, и они учатся экономить деньги. Братья и сестры учат друг друга самоконтролю, наблюдая друг за другом и к чему приводит результат действий.
Неврология самоконтроля
Многие факторы влияют на способность человека к самоконтролю, но самоконтроль особенно требует достаточного уровня глюкозы в мозгу. Осуществление самоконтроля истощает глюкозу. Исследования показали, что снижение уровня глюкозы и плохая толерантность к глюкозе (снижение способности транспортировать глюкозу в мозг) связаны с более низкой производительностью в тестах на самоконтроль, особенно в сложных новых ситуациях. [21]
См. также
|
|
Ссылки и библиография
- ↑ Vohs KD, Baumeister RF, Schmeichel BJ, Twenge JM, Nelson NM, Tice DM (май 2008 г. ). Выбор ухудшает последующий самоконтроль: учет ограниченных ресурсов для принятия решений, f-регуляция и активная инициатива. J Pers Soc Psychol 94 (5): 883–98.
- ↑ , Фауэрс Б.Дж. 2008, От воздержания к добродетели: восстановление доброты, единства характера и типов персонажей для позитивной психологии. Теория и психология, Vol. 18, № 5, 629-653
- ↑ Скиннер, Б.Ф. (1953) Наука и поведение человека, стр. 230.
- ↑ Пирс В.Д. и Чейни К.Д. (2004). Анализ поведения и обучение. 3-е изд. Махвей, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates. п. 258
- ↑ Mischel, W., Shoda, Yth — участники оригинального исследования, которых он смог найти. Сообщаемые им результаты, по-видимому, показывают, что ожидаемая продолжительность жизни группы была более сильно коррелирована с их оцененным уровнем самоконтроля, чем с чем-либо еще.
- ↑ Описано в книге «Фактор отношения» Томаса Блейксли.
- ↑ Хайтен, К., Мэдден, Г. Дж., и Филд, Д.П. (1994). Обменные задержки и импульсивный выбор у взрослых людей. Журнал экспериментального анализа поведения, 62, 225-233.
- ↑ Джексон, К., и Хакенберг, Т. Д., (1996). Знаковое подкрепление, выбор и самоконтроль у голубей. Журнал экспериментального анализа поведения, 66, 29-49.
- ↑ 9.0 9,1 9,2 Лог, А.В. (1995). Самоконтроль: ждать до завтра того, что вы хотите сегодня. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл
- ↑ Брасс М., Хаггард П. (2007). Делать или не делать: нейронная подпись самоконтроля. Дж. Нейроски. 27(34):9141-5. PMID 17715350
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
- ↑ Кюн С., Хаггард П., Брасс М. (2009). Преднамеренное торможение: как «область вето» осуществляет контроль. Hum Brain Map. 30(9):2834-2843. PMID 1
- 94
- ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Шаблон: Doi
- ↑ Многие эксперименты можно найти здесь
- ↑ Скиннер, B.F. Наука и поведение человека, глава XV
- ↑ Скиннер, Б. Ф. Наука и поведение человека, глава XV, с. 231
- ↑ Скиннер, Б. Ф. Наука и поведение человека, глава XV, с. 233
- ↑ Скиннер, Б. Ф. Наука и поведение человека, глава XV, с. 235
- ↑ 17.0 17.1 Скиннер, Б. Ф. Наука и поведение человека, глава XV с. 236
- ↑ 18.0 18.1 Скиннер, Б. Ф. Наука и поведение человека, глава XV с. 237
- ↑ Лог, Самоконтроль: Ожидание до завтра того, что вы хотите сегодня 34-77
- ↑ Скиннер, Б. Ф. Уолден Два, 1948 г.
- ↑ Gailliot MT, Baumeister RF (2007). Физиология силы воли: связь уровня глюкозы в крови с самоконтролем. Pers Soc Psychol Rev 11 (4): 303–27.
Ключевые тексты
Книги
- Бандура А. (1997). Самоэффективность: осуществление контроля. ISBN WHFreeman & Co Ltd 0716728508
- Беневенто, Дж. А. (2004). Саморегулируемый подход к обучению для детей с расстройствами обучения/поведения.