Приемы рефлексивного слушания: Приемы рефлексивного слушания.

Приемы рефлексивного слушания.

Наиболее эффектив­ны два приема рефлексивного слушания: перефразирование и резюмирование.

1. Слушание-перефразирование.

Прием включает следую­щие элементы:

1. Формулировка мысли партнера своими словами.

2. «Возвращение» говорящему сути его сообщения, чтобы он оценил, правильно ли его поняли.

3. Краткое изложение слов оппонента в собственной ре­дакции, но при сохранении его точки зрения.

Цель приема: показать собеседнику, что он услышан и по­нят; подать ему позитивный сигнал: «Я такой же, как и ты» — выработать умение настраиваться на «волну оппонента».

Реализовать данный прием слушания помогут следующие фразы: «Другими словами, вы считаете, что…», «По вашему мнению…», «Итак, вы полагаете, что…» и т.п.

С помощью перефразирования можно сформулировать мысль собеседника лучше, чем это делает он сам, а затем, доказав (при необходи­мости) ее несостоятельность, предложить свою.

Однако отме­тим, что такое действие будет уже являться уловкой.

2. Слушание-резюмирование.

Элементы данного приема:

1. Краткое повторение сказанного,

2. Объединение мыслей собеседника в единое смысловое поле.

Цель приема: подать сигнал говорящему, что слушающий уловил его сообщение целиком, а не только то, что хотел ус­лышать (что было выгодно услышать).

Передать услышанную информацию партнеру можно с по­мощью следующих фраз: «Обобщая то, что вы сказали…», «Итак, если я правильно понял, ваша основная мысль сводит­ся к тому, что…» и т.п. Напомним еще раз: ваш собеседник будет выслушивать точку зрения партнера лишь в том случае, если убедится, что его услышали и поняли целиком.

Таким образом, в рамках нерефлексивного и рефлексив­ного слушания мы ознакомились с наиболее эффективными приемами слушания: «подачей позитивного сигнала», «перефразированием» и «резюмированием». Каждый прием при умелом использовании может создать столь необходимый для партнеров благоприятный психологический климат взаимопо­нимания и доверия.

Приемы правильного слушательского поведения

То, как мы слушаем говорящего и реагируем на его сообщение, ока­зывает влияние на реакции других людей и их восприятие на­шей реакции — будут ли они настроены продолжать разговор, или почувствуют наше отторжение, или станут испытывать на­пряженность либо расслабленность и т.д.

Это означает, что от сформировавшихся навыков слушательского поведения зависит характер дальнейшего взаимодей­ствия с собеседником.

Правильное слушательское поведение может быть пред­ставлено в виде следующих реакций на слова говорящего:

1. Сопереживание. Эта реакция свидетельствует о том, что вы уловили суть сообщения, и указывает на отсутствие с ва­шей стороны осуждения. Она способствует установлению вза­имопонимания с партнерами, так необходимого в общении.

Например: «Я понимаю, что вам нелегко на это решить­ся»; «Мне понятны и знакомы ваши переживания, поскольку несколько дней назад я оказался в аналогичной ситуации».

2. Вопрос в виде просьбы о получении дополнительной инфор­мации, чтобы лучше понять обсуждаемые обстоятельства.

Активный нерефлексивный вид слушания и его суть с примерами техники

Что тебе дается проще: говорить или слушать? Если думаешь, что искусство говорить дается не каждому, но каждый умеет слушать, то заблуждаешься. В прошлом веке люди предполагали, что все рождаются на этот свет с врожденным умением слушать. Раз слышишь, значит слушаешь.

Но как выяснили ученые это — не одно и то же. И проблемы в межличностных отношениях, спорные конфликты, как между близкими людьми, так и сослуживцами на работе, возникают из-за неумения слушать.

В этой статье:

Основная причина неэффективного общенияВиды слушанияНерефлексивное слушание и его приемыКогда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного

Новости СМИ2

Основная причина неэффективного общения

Фото автора Timur Weber: Pexels

Согласно заявлению Мадэлин Беркли-Ален, доктора философии, 45% своего времени человек проводит в состоянии «слушания».

Несмотря на такое количество времени, многие из нас используют его неэффективно, отвлекаются, когда скучно или когда рассеяны.

Как сказал в своей книге «Я вас слушаю» Иствуд Атватер, профессор психологии в муниципальном колледже округа Монтгомери: «Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам».

Виды слушания

Психологи квалифицировали слушание на следующие виды:

  • критическое;
  • рефлексивное;
  • нерефлексивное;
  • эмпатическое.

Критическое слушание используется для подробного анализа информации, когда требуется принять быстрое решение, высказать свое представление о проблеме и отбросить несущественные детали, например, при обсуждении проектов на производстве.

Рефлексивное слушание считается наиболее перспективным при установке межличностных отношений, формирующим взаимопонимание при общении. Суть рефлексивного слушания — в установлении обратной связи говорящего с собеседником. Слушатель реагирует на сказанное, задает уточняющие вопросы, давая понять говорящему, удалось ли осмыслить содержание сообщения.

Нерефлексивное слушание — это прием сохранения заинтересованности и внимания, без вмешательства в речь собеседника. Понимание и одобрение выражаются взглядом и позой слушателя.

Эмпатическое слушание основано на способности сочувствовать, сопереживать собеседнику. Слушатель отождествляет себя с говорящим, переживает те же эмоциональные состояния.

Техника активного слушания

Нерефлексивное слушание и его приемы

Суть нерефлексивного слушания состоит в следующем:

  • эффективное восприятие информации без выражения своих эмоций;
  • установление визуального контакта для проявления поощрительного отношения, способствующего продолжению общения;
  • отсутствие непосредственного вмешательства в речь говорящего.

С точки зрения Мадэлин Беркли-Ален процесс слушания, описанный в книге: «Забытое искусство слушать», состоит из трех уровней, характеризующихся определенными моделями поведения слушателей.

На первом уровне слушатель предельно внимателен к собеседнику, сосредоточен, концентрирован, внимает каждому слову, игнорируя свои собственные мысли и чувства. Происходит «слушание — сопереживание».

Для второго уровня эмоциональной составляющей не существует, слушатель пытается вникнуть в суть речи логически, не понимая глубины сказанного. Слышит говорящего, но не слушает.

На третьем уровне слушатель сосредоточен на себе, на своих мыслях. Слушает, но не вникает, часто теряет нить повествования, в дальнейшем его додумывает.

Основная задача при нерефлексивном слушании заключается в сосредоточении, как в средстве восприятия речи собеседника. Требуется умение выдерживать паузы оратора, не перебивая его и давая возможность продолжить развитие его рассказа.

Нерефлексивное слушание осуществляется с помощью следующих приемов:

  • Взгляда и мимики.

Заинтересованный, открытый взгляд вдохновляет собеседника, возникает визуальный контакт между говорящим и слушателем, вдохновляя первого — продолжать речь, а второго — внимательно слушать. С помощью мимики можно передать собеседнику, что нам приятно его присутствие.

  • Позы и жестов.

Излишне расслабленная поза, скрещенные на груди руки могут говорить о пренебрежении к говорящему. Открытая поза, прямая, ненапряженная спина, руки, свободно лежащие на коленях, сигнализируют собеседнику, что он может рассчитывать на понимание.

Когда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного

Самый распространенный вид нерефлексивного слушания происходит у работников сферы услуг. Ты неоднократно могла наблюдать, как внимают своим клиентам парикмахеры, маникюрши и косметологи. Они четко выполняют свою работу, но при этом очень внимательны к рассказам своих посетителей, поддерживают беседу с ними кивком головы, улыбкой, внимательным взглядом.

Если ты являешься работодателем, то при собеседовании с соискателем, по отношению к его интервью ты применяешь нерефлексивное слушание. Поощряя собеседника к рассказу о себе, узнаешь много необходимой информации о работнике.

Если ты участвуешь в коммерческих переговорах своей компании, нерефлексивное слушание помогает правильно понять цели и намерения партнеров по бизнесу.

Если ты религиозна и присутствуешь на проповеди в церкви, проявление нерефлексивного слушания будет самым уместным.

Когда твоему собеседнику необходимо высказать свою точку зрения, при этом он испытывает отрицательные эмоции и ему «надо выпустить пар», твое нерефлексивное слушание поможет ему самовыразиться, а тебе — понять суть происходящего.

Если ты — студентка, то сталкиваешься с нерефлексивным слушанием — на лекциях, которые читает преподаватель. Ты, наверное, не раз замечала, что чем сосредоточеннее ты внимаешь педагогу, тем проще тебе готовиться к зачету или экзамену. Когда «отсиживаешь» пару, то потом долго приходится разбираться по учебникам.

Когда же у тебя практика по предмету, то вступает в силу рефлексивное слушание, ты задаешь вопросы по рассматриваемой теме, уточняешь детали заданий. За счет рефлексивного слушания ты лучше вникаешь в предмет.

Основное отличие рефлексивного слушания от нерефлексивного состоит в том, что:

  • В первом случае создается активная обратная связь говорящего со слушателем, собеседники проверяют и уточняют свое понимание беседы, сообщение корректируется. Рефлексивное слушание помогает добиться большей точности восприятия информации.
  • Во втором случае показать свою включенность в разговор возможно лишь кивком или взглядом. Требуется максимально сосредоточиться на получении информации при минимальном вмешательстве.

Поскольку нерефлексивное слушание в какой то мере является способом поддержки и поощрения говорящего собеседника, то, некоторые разговорчивые люди могут злоупотреблять твоим вниманием.

В нашем бурно развивающемся мире объем информации, необходимой для изучения, постоянно растет. Различные приемы слушания помогают развить сосредоточенность и продуктивно запоминать изложенный материал. Эффективное слушание не только содействует обмену информации, но служит основой для полноценного общения, способствует улучшению межличностных взаимоотношений.

6 комбинированных навыков рефлексивного слушания — как работает общение

>>> Нажмите здесь, чтобы перейти к видео!

Шесть техник рефлексивного слушания для повышения эффективности разговора

В серии предыдущих видеороликов я подчеркивал важность слушания: рефлексивного, эмпатического и активного слушания.

У него разные названия, но он относится к одному и тому же набору навыков.

Это определенные действия, которые вы можете предпринять во время повседневного или сложного разговора.

Они будут работать одинаково, несмотря ни на что.

But these specific behaviors constitute what people refer to as active, reflective, or empathic listening:

  1. Effective Pauses

  2. Minimal Encouragers

  3. Mirroring

  4. Labeling

  5. Summarizing

  6. Перефразирование

Все эти навыки эффективны сами по себе, но они приобретают еще большую силу, если вы можете их комбинировать.

В серии книг, которые я читал, я заметил закономерность в их советах. Эти книги включали книгу Криса Восса о переговорах, книгу под названием « трудных разговоров » и еще одну книгу под названием « решающих разговоров».

В какой-то момент в каждой из этих книг все они рекомендовали объединить методы рефлексивного слушания в «пакет» методов. Когда вы используете комбинацию техник рефлексивного слушания, вы будете более эффективны и обладаете большей силой в слушании, чем при использовании любой из них по отдельности.

Я собираюсь рассказать вам об одной конкретной комбинации, которую Крис Восс в своей книге Никогда не разделяйте различия , называет Тактическая эмпатия .

Нет ничего особенного в термине «тактическая эмпатия» или в этой комбинации навыков. Это просто идея, что вы хотите использовать все эти навыки вместе в своем репертуаре, когда вы слушаете кого-то, чтобы максимизировать свою эффективность в качестве собеседника, переговорщика, друга, коллеги по работе или начальника.

Техника №1 — Эффективные паузы

Когда вы слушаете людей, вы должны делать паузы.

Вы можете задать открытый вопрос, после чего вам придется сделать паузу.

Открытые вопросы — невероятно эффективная техника в разговоре.

Они заставляют людей говорить о себе. Они заставляют людей открыто говорить о любой теме.

Они очень эффективны, но люди часто подрывают их эффективность, задавая открытый вопрос, а затем продолжая говорить. Если вы задаете открытые вопросы, вы должны молчать.

Тишина немного неловкая в разговоре. На обе или все стороны в разговоре оказывается давление, чтобы заполнить паузы, но вы должны использовать свое спокойствие, сдержанность и мужество, чтобы не заполнять эти паузы.

Так что задайте вопрос, когда вы сказали что-то важное в любой момент разговора, дайте ему понять. Дайте им время подумать и ответить. Молчи.

 

Техника № 2. Минимальные поощрения

В социальных науках мы называем это «подсказками обратного канала». Это небольшие фразы или звуки, которые мы используем в разговоре, чтобы убедить другого человека, что мы внимательно слушаем.

Это так называемые минимальные стимуляторы. Они включают такие вещи, как «мм хм», «ага», «а», «да», «хорошо». Они заполняют немного тишины. Они дают другому человеку понять, что мы внимательно слушаем его, и что он может продолжать говорить.

У меня есть привычка делать это часто. На самом деле, пару недель назад я проводил обучающую презентацию, и когда я слушаю выступления людей в аудитории, я обычно говорю: «Да, да».

«Да» — мой Минимальный Поощритель.

Но на самом деле я, должно быть, использовал их слишком часто, потому что я получил комментарий в оценках, который гласил: «Брюс, перестань так часто говорить« да, да ». Это раздражает.»

Итак, минимальные поощрения эффективны, но в меру. Не используйте их постоянно.

Техника № 3. Отзеркаливание

Отзеркаливание просто берет последние несколько слов, сказанных вам человеком, и повторяет их в ответ.

Вы можете подумать, что это может раздражать, но если вы сделаете это в ходе разговора, люди этого не заметят, и это сработает хорошо.

Представьте: кто-то рассказывает вам о сложном общении, которое ему предстоит провести на работе. Они должны сказать подчиненному, что собираются его уволить, или они должны раскритиковать одного из своих подчиненных.

Они говорят вам: «О, чувак, мне нужно встретиться с Биллом и покритиковать его работу. Его работа действительно была не очень хорошей. Я должен сообщить ему, и я просто боюсь этого».

И вы отражаете этого человека, говоря: «Страшно. Вау». Или просто «Страшно. Вау, звучит ужасно».

Итак, вы просто повторяете последние пару слов, которые они сказали, а затем продолжаете разговор. Зеркальное отображение позволяет людям знать, что вы слушаете и обращаете внимание. Это способ словесного выражения эмпатии.

Техника №4 — Навешивание ярлыков

Навешивание ярлыков — это просто обозначение чувств людей.

Вы используете все свои ресурсы, все свое восприятие, все свои знания, чтобы наблюдать за чьим-то поведением и пытаться понять, что они чувствуют.

Чувствуют ли они радость, или благоговение, или счастье, или сожаление, или стыд, или вину, или страх?

Вы пытаетесь использовать свои навыки восприятия, детективные навыки и разговорные подсказки, чтобы понять, что они чувствуют.

«Тебе очень стыдно за это.»

«Ты действительно боишься этого».

«Чувак, кажется, ты так этому рад. Ты выглядишь таким взволнованным».

Вы слушаете. Вы настолько настроены, что можете назвать их чувства.  

Теперь вы можете ошибиться. Они могут вас поправить. разговоре, это по-прежнему сигнализирует человеку, что вы пытаетесь настроиться на него. 0003

Техника №4 — Перефразирование

Перефразирование связано с зеркалированием. Это повторение того, что сказал другой человек, но не его словами. Вы повторяете это своими словами.

Так что помните, что коллега говорит вам: «О, чувак, Билл приходит ко мне в офис на встречу, и его работа не соответствует стандартам, и я должен сообщить ему об этом. Возможно, мне даже придется его уволить». и я просто боюсь этого».

Вы перефразируете и говорите: «О, чувак, ты должен встретиться с Биллом и рассказать ему о качестве его работы? Ты не ждешь этого, не так ли?»

Это парафраз.

Когда вы резюмируете то, что они сказали, используя их слова, это зеркальное отражение. Когда вы резюмируете это своими собственными словами, это перефразирование.

 

Техника № 6. Обобщение

Здесь вы как бы комбинируете перефразирование и навешивание ярлыков, и своими словами резюмируете основную мысль того, что ваш собеседник говорил вам в данном диалоге.

Смысл этого в том, чтобы дать им понять, что вы слушаете и понимаете, но вы хотите посмотреть, сможете ли вы заставить их сказать: «Правильно».

Это цель, о которой Крис Восс много говорит в своей книге. Он говорит, что если вы можете заставить их сказать «Правильно», вы перефразируете, резюмируете или маркируете их настолько точно, что единственным возможным ответом на ваше резюме будет «Правильно».

Итак, если мы вернемся к ситуации в офисе, когда коллега говорит вам: «Билл приходит на ежегодную проверку, и он не справляется, и я должен сказать ему, я мог бы даже пригрозить ему увольнением. Возможно, мне действительно придется его уволить. Я просто боюсь этого».

Настала ваша очередь подводить итоги, и вы говорите: «Итак, сегодня вы должны встретиться с Биллом и рассказать ему о качестве его работы, а вы этого не ждете, не так ли? Вы никогда никого не увольняли раньше. Чувак, похоже, это будет трудный день для тебя».

Они говорят: «Правильно». Вы сделали это.0003

Итак, отправляйтесь туда, используйте все эти методы вместе и посмотрите, какие чудеса они будут творить в ваших взаимодействиях.

Люди будут говорить с вами и рассказывать вещи, в которые вы не сможете поверить. Когда они закончат разговор с вами, они почувствуют, что их видят, слышат и слушают. И они будут благодарны за то, что вы станете их другом, коллегой или любым партнером по общению.

Вопрос дня : Какие методы рефлексивного слушания вы любите комбинировать и как вы их комбинируете? Перейдите к комментариям и дайте мне знать, как вы используете комбинации навыков рефлексивного слушания, чтобы максимизировать свою эффективность в качестве слушателя.

Рефлексивное слушание — навыки эффективного общения

Если вы родитель и испытываете трудности в общении с подростком, вам могут пригодиться многие терапевтические методы. Одним из самых простых и эффективных является рефлексивное слушание.

Ключевые моменты Reflective Listening заключены в самом названии. Цель состоит в том, чтобы искренне слушать, а затем размышлять над тем, что вы услышали.

В основе рефлексивного слушания лежит идея о том, что вам нужно сначала попытаться понять, прежде чем пытаться быть понятым. Этот простой принцип может оказать глубокое влияние на общение.

Сосредоточившись на улучшении собственного понимания, вы снижаете вероятность того, что ваш подросток почувствует потребность действовать. Вы также улучшите свое собственное понимание проблем, с которыми сталкивается ваш подросток, и повысите вероятность того, что ваш подросток будет готов выслушать вас в ответ.

Чтобы быть хорошим слушателем, вам нужно не только понимать больше, чем просто содержание сказанного. Вы также должны понимать значение слов и выраженных чувств. В этой статье будут описаны методы, которые помогут вам сделать именно это.

Что такое рефлексивное слушание?

Когда вы практикуете рефлексивное слушание, вы помогаете кому-то лучше понять свои собственные мысли и чувства.

Вы достигаете этого, выражая свое понимание их мыслей и чувств, а затем проверяя подтверждение. Это не означает, что вы представляете свои собственные идеи или ведете беседу. Есть две основные части рефлексивного листинга. Первый шаг — просто слушать. Второй шаг — обдумать услышанное, переложив мысли говорящего своими словами. В процессе размышления вы можете задавать уточняющие вопросы спикеру, а также учитывать собственные мотивы и влияние, которое они оказывают на разговор.

Три основных типа отражений

Существует три распространенных способа показать говорящему, что вы внимательно его слушаете.

Краткое содержание

Изучение принципов рефлексивного слушания предоставит вам инструменты, которые помогут вам вести трудные разговоры.

Если вы новичок в рефлексивном слушании, рекомендуется начать практиковаться в спокойных ситуациях в ситуациях с низким риском. Практикуя эти навыки заранее, вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы использовать их, когда они вам понадобятся.

В процессе рефлексивного слушания есть вопросы, которые вы хотите задать себе, и вопросы, которые вы хотите задать другим.

Вопросы, которые вы задаете себе, — это способ проверить себя, чтобы убедиться, что вы действительно слушаете.

Когда вы задаете вопросы докладчику, помните, что цель состоит в том, чтобы проверить, правильно ли вы их поняли. Вы не пытаетесь представить свои собственные чувства или идеи. Цель состоит в том, чтобы отразить мысли и чувства говорящего.

Три основных типа размышлений: повторение и перефразирование, подведение итогов и предположение. Каждый тип отражения может быть полезен, когда вы впервые пробуете их. Они, вероятно, станут легче с практикой.

Также имейте в виду, что важно не только сосредотачиваться на произносимых словах. Тон, язык тела и смысл также являются значимыми способами общения людей. Это верно как для вашего подростка, так и для вас самих, поэтому помните о собственной внимательности, тоне и языке тела.