Пример психолого педагогической характеристики ученика – Психолого-педагогическая характеристика ученика / Статьи

Психолого-педагогическая характеристика ученика / Статьи


Образец психолого-педагогической характеристики ученика:


Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.


1. Общие сведения об учащемся


Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.


 2. Условия семейного воспитания


Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в …  В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.


Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.


Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.


Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.


По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.


3. Учебная деятельность учащегося


Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.


У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.


Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.


Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.


По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.


4. Трудовая деятельность учащегося


Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.


Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.


Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».


5. Психологические особенности личности учащегося


В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.


Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.


Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.


У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.


Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.


Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.


Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.


6. Особенности познавательной деятельности


Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.


У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).


Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.


7. Общие психолого-педагогические выводы


На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.


Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

Вам понравился материал?

lomonpansion.com

Отчёт психолого-педагогическая характеристика учащегося

Федеральное агентство по образованию российской федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра теоретической и экспериментальной психологии

ОТЧЁТ

психолого-педагогическая характеристика

учащегося

Студент

Глазырина Татьяна

ИнЛин

ИА — 408

Руководитель
от кафедры теоретической
и экспериментальной психологии Семенова С. Л.

_______________________

(оценка)

_______________________

(подпись)

Екатеринбург 2010

Оглавление

1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

1.1 Выбор учащегося

Для исследования был выбран учащийся 2 «В» класса Никита Шарахнов. Выбор был сделан самостоятельно в результате наблюдений за учащимися данного класса: поведение учащегося показалось интересным: изначально Никита производит впечатление активного, жизнерадостного, иногда бывает задумчивый. Легко идёт на контакт со студентами-практикантами и с одноклассниками. Учащийся показывает достаточно глубокие знания в английском языке и имеет разносторонние интересы (спорт, чтение).

1.2 Результаты изучения документов учащегося

Шарахнов Никита, возраст 8 лет. Родился в Екатеринбурге. Обучается в гимназии № 13 с первого класса. Проживает в полной обеспеченной семье, есть старший брат, о котором Никита неоднократно упоминал на уроках. Климат в семье благоприятный.

Состояние здоровья хорошее.

Оценки по английскому языку – «хорошо» и «отлично». Учится без троек.

В свободное от учёбы время любит читать, играть в компьютер, играть в футбол и кататься на лыжах вместе с братом.

1.3 Результаты проведения бесед и наблюдений

Судя по словам учащегося, у него доверительные отношения с родителями. Учащийся любит проводить время с семьёй. Родители уделяют достаточно внимания созданию условий для гармоничного развития сына, интересуются учёбой Никиты (посещают родительские собрания, беседуют с учителями по важным вопросам, присутствуют на мероприятиях, в которых участвует Никита и т.д.).

Учителя отзываются о Никите положительно. Большинство из них считает учащегося умным, сообразительным. Как правило, Никита в точности выполняет всё, что от него требуется.

Никита работает практически на всех уроках, редко отвлекается. Не стесняется, когда его вызывают к доске. Учащийся обладает достаточной усидчивостью. Одноклассники в большинстве своём хорошо отзываются о Никите.

Учащийся в курсе жизни класса. В классе чувствует себя комфортно.

Уровень общей культуры нормальный: учащийся может поддержать разные темы разговора, адекватные его возрастной категории, не выражается нецензурно. К интересам других относится с пониманием.

Никита верит в себя, может реализовывать свои возможности.

1.4 Проведение психодиагностики личности учащегося

Психодиагностика проводилась после уроков в спокойной обстановке, когда учащийся не торопился домой.

Для получения комплексной характеристики личности в соответствии с целями исследования, были выбраны методы на:

выявление особенностей темперамента1;

выявление уровня школьной мотивации2;

определение личностных особенностей (рисуночная методика3).

    Таким образом, для исследования были выбраны методики, подходящие по возрасту (7-9 лет), а также разного типа: тест, анкетирование, рисуночная методика. При выполнении предложенных заданий у Никиты не возникало их непонимания и сложностей иного характера, так как учащемуся были даны подробные инструкции по выполнению.

    2. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 2.1 Общие сведение об учащемся:

    • Шарахнов Никита, 8 лет

      Обучается в МОУ Гимназии № 13, во 2 «В» классе

      Он физически развит, здоров, никаких хронических заболеваний не имеет

      Воспитывается в интеллигентной семье в хороших культурно – бытовых условиях. Отец и мать имеют огромное влияние на сына, пользуются у него непререкаемым авторитетом, основанном на уважении. У Никиты есть старший брат, отношения у них теплые и дружеские. Много времени проводят вместе, любят спорт: футбол, кататься на лыжах.

      взаимоотношения в семье доверительные, более тесный эмоциональный контакт учащегося имеет с братом; конфликты в семье возникают очень редко и разрешаются конструктивно, отношения с другими родственниками дружественные

    2.2 Индивидуальная культура (опыт) учащегося:

    • За время обучения зарекомендовал себя как способный и старательный ученик. Программный материал усваивает хорошо. Систематически выполняет домашние задания. На уроках преобладает устойчивое внимание и умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Наиболее выражены гуманитарные способности и тяга к английскому языку.

    • Так же увлекается спортом. Принимает активное участие в жизни класса (участвует в соревнованиях, хорошо поет).

    2.3 Особенности темперамента, характера, способностей учащегося:

    • По типу темперамента сангвиник, долго думает, прежде чем, что-то сделать или сказать, но решившись, полностью отдается этому делу.

      Склонен считать себя ответственным за все события, происходящие в его жизни, объясняя это своим характером, поведением и способностями; вынослив, последователен при достижении цели, склонен к самообразованию и самосовершенствованию.

      В труде вынослив, активно включается в новую деятельность, инициативен.

      самооценка средняя адекватная, уверен в своих силах и способностях, реально их оценивает; средняя стадия формирования самокритичности, учащийся задумывается о себе и может адекватно оценивать свои действия, при этом наблюдается тенденция к завышенной самооценке.

    2.4 Учащийся в структуре межличностных отношений:

    • Среди друзей и одноклассников пользуется авторитетом. Очень надежен в дружбе, в классе общительный, подвижный. Имеет много друзей, может быть лидером.

    К старшим относится уважительно.

    в классе наблюдается благоприятный психологический климат, отсутствует дух соперничества, ребята активные, отзывчивые, культурные, что способствует хорошим взаимоотношениям коллектива и учащегося.

    легко адаптируется в новых условиях; может общаться со взрослыми, не испытывать при этом робости; естественен, непринуждён в общении. В классе контактирует с представителями различных микрогрупп.

    потребность в общении в норме; круг общения ограничен, хотя она способна общаться без конфликтов с представителями разных микрогрупп; общение чаще всего поверхностное;

    низкий уровень агрессивности: не склонен выражать свои негативные чувства, нет тенденции к взрывам ярости, раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости, ненависти, зависти, гнева; агрессия может проявляться в ответ на агрессию определённых людей в исключительных случаях.

    уровень проявления организаторских склонностей высокий: с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, всё делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

    2.5 Общие выводы:

    В структуре личности учащегося не требуется коррекционное воздействие

    За время учебы в школе не имел замечаний со стороны учителей и старших.

    Всегда отличительными чертами были: воспитанность, опрятность, соблюдение «Устава школы».

    Отрицательным влияниям не поддается, всегда имеет свое мнение.

    учащийся может заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это ещё не стало образом его жизни; для формирования необходимых навыков самоконтроля родителям нужно помогать Никите в планировании, продумывании важных вопросов;

    в межличностных отношениях проявлениями сильных сторон личности можно обозначить высокую значимость собственных целей и ценностей в решении спорных вопросов, эмоциональную уравновешенность и сдержанность при взаимоотношениях с окружающими; при решении проблем и в учёбе может проявить хорошие творческие способности, но так как имеется скрытая тенденция к завышению самооценки, это может послужить поводом для зависти определённого круга людей.

    Список литературы:

    Григорович Л.А. Педагогика и психология. Учебное пособие. 2003

    Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. Том 1. ЭКСМО. 2007

    Приложение 1. Методика «Рисунок несуществующего животного»

    Приложение 2. Тест на мотивацию

    Приложение 3 Тест по выявлению особенностей темперамента

      Приложение 1

      Методика «Рисунок несуществующего животного»

      Описание методики

        Это одна из самых информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная с 5-6 лет.

        Материал для проведения методики: лист бумаги (А4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

        Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал — ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах».

        Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, надо сказать, что требуется животное, которого на самом деле нет, то все равно, каким оно получится.

        После выполнения задания испытуемого просят придумать имя несуществующему животному. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, а есть ли друзья и т.д.

        Интерпретация методики

          Положение рисунка на листе:

          1. Норма — рисунок расположен по центру листа.

            Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

            Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

          Центральная смысловая часть фигуры — ГОЛОВА.

          • Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

          Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность.

          Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего — экоцентризм.

          На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.

          Деталь «уши» — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

          Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

          Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

          Глаза — это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

          Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц.

          Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.

          Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

          Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

          На голове также иногда располагаются дополнительные детали:

          Рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

          Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

          Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

          Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент).

          Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

          а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

          б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

          Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.

          Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

          Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково — функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.).

          Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

          Хвосты.

          Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.

          Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению.

          Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

          Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).

          Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

          Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена.

          Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению:

          верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей;

          нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;

          боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.

          Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

          Общая энергия.

          Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.):

          с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.

          В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него).

          Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

          Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

          Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

          Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

          Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

          Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

          Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

          Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов:

          Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п.

          Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

          Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.).

          Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

          Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

          Приложение 2

          Тест на мотивацию

          Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.

          Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

          — ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;

          — нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;

          — ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в ноль баллов.

          Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

          ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ

          Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.

          1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают.

          2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.

          Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

          Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.

          АНКЕТА

          1. Тебе нравится в школе?

          — не очень

          — нравится

          — не нравится

          2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

          — чаще хочется остаться дома

          — бывает по-разному

          — иду с радостью

          3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

          — не знаю

          — остался бы дома

          — пошел бы в школу

          4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

          — не нравится

          — бывает по-разному

          — нравится

          5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

          — хотел бы

          — не хотел бы

          — не знаю

          6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

          — не знаю

          — не хотел бы

          — хотел бы

          7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

          — часто

          — редко

          — не рассказываю

          8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

          — точно не знаю

          — хотел бы

          — не хотел бы

          9. У тебя в классе много друзей?

          — мало

          — много

          — нет друзей

          10. Тебе нравятся твои одноклассники?

          — нравятся

          — не очень

          — не нравятся

          КЛЮЧ

          Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

          1

          2

          3

          4

          5

          6

          7

          8

          9

          10

          1

          0

          1

          3

          0

          1

          3

          1

          1

          3

          3

          1

          0

          1

          3

          3

          1

          0

          3

          1

          0

          3

          3

          0

          1

          0

          0

          3

          0

          0

          Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено пять основных уровней школьной мотивации.

          Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

          У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

          Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.

          Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

          Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

          Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

          Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.

          Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

          Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

          Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школn

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Психолого-педагогическая характеристика на ученика 4 класса

          Психолого-педагогическая характеристика

          ФИО ребенка, дата рождения

          Отец: ФИО, … г.р

          Мать: ФИО, … г.р

          Адрес проживания: _____________

          Школа _____ класс _____

          Режим дня младшего школьника в основном соблюдается. Пропуски уроков без уважительной причины ФИ не допускает, болеет редко. Поручения выполняет охотно, старается сделать работу хорошо. Опрятен, школьные принадлежности, личные вещи содержит в порядке.

          С одноклассниками общителен, предпочитает спокойные игры с определенной группой ребят. Помогает товарищам, когда его просят. ФИ – тактичен и вежлив с учителями, в отношении сверстников дружелюбен, но на грубость может ответить грубостью.

          Общий темп деятельности средний. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – спокойный, уравновешенный.

          Учебная деятельность на низком уровне. Испытывает трудности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкую успеваемость по русскому языку и математике.
          Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. не принимает активное участие в ходе урока, так как не уверен в правильности своих ответов. Наблюдается низкая активность внимания, повышенная утомляемость в конце учебного дня

          У ребенка преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито еще не в полной мере. У – замедленное восприятие нового учебного материала. Ему требуется организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, опора на наглядный материал.
          Прочность запоминания низкая. Воспроизведение учебной информации (правил, текстов, содержания задач) неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может. Делает много ошибок и не замечает их при проверке. В классных работах задания выполнены неверно, даже если задания были даны на доске и проверялись.
          Лучше понимает материал только после индивидуальных занятий.
          Уровень развития речи ребенка не соответствует возрастной норме; наблюдается отставание в развитии фонематического восприятия: ученик не может проанализировать звуковой состав слова, допуская пропуски, перестановки, добавления букв.

          … трудно высказать своё элементарное суждение, делать простой логический вывод

          Учебная мотивация невысокая. Самоконтроль развит слабо, навыки самостоятельной работы формируются с трудом.

          Литературное чтение. Темп чтения 60-70 слов в минуту (норма на конец первого полугодия 90 слов). Чтение недостаточно осознанное, не выразительное, без соблюдения логических пауз и интонации конца предложения. Допускает ошибки, повторяет их при повторном перечитывании текста. При чтении искажает слова, не дочитывает окончания. Стихи наизусть учит с трудом. Подробный и краткий пересказ текста затруднен, пропускает детали, описания, рассказ мало эмоционален. Ответы на вопросы дает односложные, допускает ошибки, устанавливая причинно-следственные связи. Не умеет выделять главное в прочитанном. Словарный запас ограниченный.

          По русскому языку правила знает плохо и не всегда понимает, как их применять. При списывании пропускает буквы и слова, не соблюдает начало и конец предложений, имена собственные пишет с маленькой буквы, допускает ошибки на сочетания жи-ши, ча – ща, чу- щу,чк, чн. При письме под диктовку не соблюдает границы предложений, допускает ошибки на сочетания ча-ща, чу – щу, жи- ши , в словах пропускает гласные буквы, трудности при переносе слов, в употреблении мягкого знака.

          Не может выполнять звуко – буквенный анализ, дать характеристику согласных звуков (парные, звонкие, глухие, твердые мягкие).выделять в словах части слова; определять главные и второстепенные члены предложения, давать характеристику предложения. Всю работу выполняет механически. С самостоятельными и проверочными работами не справляется.

          По математике при решении задач трудности возникают при выборе действия, записи пояснений, ответа, наименований. Не понимает решение уравнений, пытается делать, но все делает механически, не может решать составные задачи, задачи в косвенной форме, не может переводить единицы измерения массы, длины, времени. Испытывает трудности при работе с геометрическим материалом. Математические диктанты и контрольные работы самостоятельно выполнять не может.

          Домашние задания выполняет в полном объеме, но под контролем родителей. Личные качества: доброта, дисциплинированность, умение уступить, вежливость, ответственность. С удовольствием посещает уроки физкультуры, технологии.

          В семье ребенок психологически защищен, может рассчитывать на моральную поддержку; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребенка. Родители рекомендации и просьбы учителя выполняют

          Директор ____________/ Черниговская О.И

          Учитель______________/Подкаменная Ю.В.

          infourok.ru

          Материал по психологии по теме: Примерная схема психолого – педагогической характеристики учащегося (шаблон)

          Примерная схема психолого – педагогической характеристики учащегося

          1. Общие сведения об ученике

            Фамилия, имя, возраст, класс, внешний вид, профессиональная деятельность ( занятие) родителе, внеурочные  интересы школьника.

          1. Физическое развитие и состояние здоровья

            Особенности физического развития, его соответствие возрасту ( Состояние здоровья, медицинская группа здоровья, занятия спортом .  Каким видом спорта занимается? Спортивные достижения)  Имеет ли вредные пристрастия (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.?)

           (Используются данные из школьного медпункта, бесед с родителями  родственниками, классным руководителем, самим учеником.).

          1. Условия семейного воспитания

            Состав семьи, её социальное положение, образование родителей, жилищные и бытовые условия, материальная обеспеченность. Нравственный климат в семье, положительные, отрицательные (если они имеют место) стороны воспитания школьника. Отношение школьника к членам семьи.

          1. Интересы школьника

             Учебные и внеурочные интересы. Их устойчивость, диапазон ( широкие, локальные), сила проявления, направленность.

          1. Интеллектуальное развитие

             Особенности памяти (зрительная, слуховая, и др.; прочность, быстрота и полнота запоминания и др.).

             Особенности мышления – развитость умений умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), склад ума,  логичность в суждениях, уровень  самостоятельности мышления и др.

            Особенности внимания – устойчивость, переключение, концентрация, степень развития произвольного внимания, умение распределять внимание  др.

            Уровень развития учебных умений и навыков, уровень сформированности основных ключевых компетентностей.

             Умения планировать и организовывать учебную работу, отыскивать нужную информацию. Степень рациональности учебных умений, сформированность алгоритма самостоятельных действий, культура умственного труда и др.

            Умение работать с компьютером, поиск нужной учебной информации. выделение главного, существенного, анализ полученных результатов, способности к творчеству в учебной деятельности.

             Развитие речи – активный словарный запас, развитие коммуникативных навыков бесконфликтного общения со взрослыми и сверстниками, культура речи, умение рассуждать и делать выводы, грамотность и выразительность речи и др.

          1. Способности

                 Уровень развития общих умственных способностей.

           Наличие специальных способностей, степень их выраженности.

          1. Особенности темперамента

              Какой тип темперамента преобладает? Сила, слабость нервной системы (подвижность, уравновешенность, реактивность, темп психических реакций) и др.

          1. Эмоциональное проявление

              Преобладающий эмоциональный тонус, устойчивость эмоциональных состояний, как часто меняется настроение учащегося? Характер протекания эмоций (вспыльчивость, сдержанность и т. д.). Степень агрессивности

          ( депрессивности). Степень эмоциональной возбудимости (впечатлительность,  раздражительность) и др.

          1. Волевые качества

             

             Целеустремлённость, самостоятельность, настойчивость, решительность.      выдержка и самообладание, умение управлять своими чувствами, организованность и др.

          10.Отношение к коллективу учащихся класса и учителям

             

              Доволен ли своим местом в коллективе? Если нет, то, какое бы место (роль) хотел занять? Отношение к жизни коллектива, проявляет ли личную инициативу в общественной жизни коллектива? Отношение к общественному мнению, отношение большинства учащихся класса к ученику, пользуется ли уважением со стороны учителей, учащихся класса?

          Отношение к ученикам противоположного пола. Какие общественные поручения выполняет? Наличие  (отсутствие) близких друзей из класса. Степень проявления товарищеских качеств  ( взаимопомощь, взаимовыручка и т. д.).

          11.Уровень притязаний и самооценка

          Стремление занять то или иное место в классном коллективе, достичь определённой цели в учёбе, в жизни вообще. Адекватность самооценки в той или иной деятельности, поступках, своих личных качествах, внешнем виде ит. д. (завышенная, заниженная, адекватная).

            12. Морально – этические качества

                Честность, справедливость, чуткость, заботливость, склонность к предательству, лицемерию, нарушению правовых норм. Тактичность в отношениях с учениками, учителями, родственниками, взрослыми людьми. Надёжность в дружбе. Способность защитить близкого или попавшего в сложную ситуацию человека. животных и др.

          Заключение

                 Делается вывод о том, какие качества, черты характера являются доминирующими, влияющими на  учебную и личную жизнь школьника; какие особенности, недостатки в поведении, учебной работе. отношении с другими людьми необходимо изменять, улучшать; какое педагогическое влияние целесообразно применять.

          .

           

           

          nsportal.ru