Примеры агглютинации в психологии: Агглютинация в психологии. Что это такое, определение, понятие, примеры

Содержание

Приемы создания творческих образов: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация

Агглютинация представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст. 

Гиперболизация  заключается в увеличении или уменьшении предмета, а также его отдельных частей (великан — огромный как гора и мальчик с пальчик).

Типизация позволяет выделить существенное, постоянное в однородных образах и воплощать выделенное в конкретном образе ( широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи).

Схематизация способствует слиянию отдельных предметов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства проступают особенно отчетливо (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

Заострение ( акцентирование)

 – способ подчеркивания черт, имеющих для конкретного образа существенное значение (При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры).

Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Англ. ученый Г. Уоллес выделяет четыре стадии процесса творче­ства:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя­щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Закономерности развития воображения

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан возрастом, овладения речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Однако, из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т.

д.), он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

50.

 МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВООБРАЖСАЕМЫЕ ОБРАЗЫ. Шпаргалка по общей психологии 50. МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВООБРАЖСАЕМЫЕ ОБРАЗЫ. Шпаргалка по общей психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Войтина Юлия Михайловна

Содержание

50. МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВООБРАЖСАЕМЫЕ ОБРАЗЫ

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как

синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.  е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, вероятно, появился, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Случай 2 Преимущественное отставание в развитии функций II блока (переработки информации)

Случай 2 Преимущественное отставание в развитии функций II блока (переработки информации) Работа нейропсихолога с ребенком началась, когда Катя в возрасте 5 лет стала посещать группу для детей с задержкой психомоторного и речевого развития (педагоги А. Л. Рева, Т. Ю.

§43. Преобразование представлений в воображении

§43. Преобразование представлений в воображении Деятельность воображения, как уже указывалось, всегда является переработкой, преобразованием тех данных, которые доставляются восприятием. Познакомимся теперь с тем, как осуществляется это преобразование. Примеры будем

83. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ

83. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОБОБЩЕННОСТИ Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать

Ассоциации представлений

Ассоциации представлений Как общее правило, представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями. Существенное место среди этих связей занимают связи ассоциативные. Они создаются прежде всего в силу пространственной или временной

Блок приема, переработки и хранения информации

Блок приема, переработки и хранения информации Если первый только что описанный блок обеспечивает тонус коры, но сам еще не участвует ни в приеме и переработке информации, ни в выработке программ поведения, то второй блок непосредственно связан с работой по анализу и

Образы Я, образы Другого

Образы Я, образы Другого Что такое отношения — вот вопрос? И когда они возможны — вопрос не менее важный. Предположим, я собираюсь вступить в отношения с кем-либо. Наши отношения будут возможны только тогда, когда есть Я как субъект отношений, и есть Другой как объект моих

Механизмы самоподкрепления негативных представлений

Механизмы самоподкрепления негативных представлений Подобно любой установке и любому восприятию, негативная установка и негативное восприятие, возникнув, имеют тенденцию сохраняться надолго. Отчасти это происходит потому, что одно поддерживается другим: негативные

Эгозащитные механизмы — механизмы психологической защиты

Эгозащитные механизмы — механизмы психологической защиты Механизмы эгозащиты впервые были описаны Анной Фрейд (1936–1966). Не все психологи и психиатры принимают психоаналитические концепции и идею активного бессознательного. Д. Хамлин (1985), профессор философии

Освобождение от ошибочных представлений

Освобождение от ошибочных представлений Я приведу вам очень простой пример того, как мы сами загоняем себя в ловушку. Много лет назад, когда моему сыну было три года, я приготовила на ужин брокколи, и мы сели за стол. Гэб заявил, что не любит брокколи, хотя никогда их не

3. ПЕРЕРАБОТКИ И ВОССОЗДАНИЕ

3. ПЕРЕРАБОТКИ И ВОССОЗДАНИЕ Переход от поправок к переработке значителен. Если поправка касается лишь единичного и не исходит ни из изменившейся общей картины, ни из вторичного полного вживания, то переработка, взятая в её самых типичных формах, свидетельствует о

Основа неверных представлений

Основа неверных представлений В основе приведенных выше неверных представлений лежит глубокое непонимание истинной природы человека и Бога. Библия учит, что каждая личность имеет и сильные, и слабые стороны, и всех людей рано или поздно постигают неудачи. Писание ясно

О значении представлений

О значении представлений Вот реальный пример, который наглядно показывает, как по-разному могут представляться положительные и отрицательные моменты одной и той же конкретной ситуации: менеджер просит младшего сотрудника приготовить ему кофе. Для менеджера это

.. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы…

Это окончание невероятной информации про воображение.

жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности (рис. 11.1).

11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходитабстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д. (рис. 11.2).

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым

Рис. 11.2. Образ кентавра как результат деятельности воображения

художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей.С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация иакцентировка.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, нои более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

11.5. Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосновано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:

  • 1. Подготовка (зарождение идеи).
  • 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
  • 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
  • 4. Проверка.

Другой ученый — Г. С. Альтшуллер — разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

11.6 концепции воображения

Двенадцать концепций воображения

Можем ли мы сказать что-нибудь более систематическое о разных способах, которыми мы говорим о воображении? В статье, озаглавленной «Двенадцать концепций воображения» (2003), Лесли Стивенсон выделяет следующие значения воображения, которые я перечисляю здесь (курсивом), когда он формулирует их вместе с моими собственными примерами для иллюстрации каждого из них:

  1. Возможность думать о чем-то, что в настоящее время не воспринимается, но есть, было или будет пространственно-временным . В этом смысле я мог бы представить, как выглядит моя дочь, когда я разговариваю с ней по телефону, как она выглядела, когда она была ребенком, или как она будет выглядеть, когда я подарю ей подарок, который я купил.

  2. Способность думать о том, что можно признать в пространственно-временном мире . В этом смысле я мог бы представить, как моя комната будет выглядеть раскрашенной в другой цвет.

  3. Обязательство думать о чем-то, что субъект считает реальным, но которое не является реальным . Стивенсон говорит об «ответственности», а не «способности» здесь, чтобы указать, что в когнитивном процессе есть какой-то провал. В этом смысле я мог бы представить, что кто-то может меня достать, или Макбет воображает, что перед ним есть кинжал.

  4. Способность думать о вещах, которые каждый мыслит как вымышленный, в противоположность тому, что, по мнению человека, является реальным, или понимает как возможно реальное . В этом смысле я мог бы представить себе, что представляют собой персонажи в книге, или представить себе актеров в фильме или играть в качестве персонажей, которые они изображают, осознавая, что персонажи являются только вымышленными.

  5. Способность развлекать мысленные образы . Здесь я мог бы создать образ большого черного паука или пятигранной геометрической фигуры.

  6. Способность мыслить (представлять или представлять) что угодно вообще . Здесь я мог бы представить что-либо из объекта, который передо мной превратился каким-то образом в злого демона, систематически обманывающего меня.

  7. Нерациональные операции ума, т. Е. Те виды умственного функционирования, которые объясняются с точки зрения причин, а не причин . Здесь я могу себе представить, что курение полезно для меня, поскольку я ассоциирую его с классным поведением тех, кого я вижу в фильмах. Это может быть не рационально, но есть причинное объяснение с точки зрения ассоциации идей, на которые рекламодатели так много полагаются.

  8. Способность формировать убеждения на основе восприятия об общественных объектах в трехмерном пространстве, которые могут существовать невоспринимаемыми, с пространственными частями и временной продолжительностью . Здесь я могу представить, что все что-то существует, когда я могу видеть только его часть или что он продолжает существовать, когда я отводил взгляд.

  9. Чувственный компонент в оценке произведений искусства или объектов естественной красоты, не классифицируя их по понятиям или считая их практически полезными . Например, если посмотреть на картину или услышать музыкальную музыку, меня могут вдохновить на то, чтобы воображать всевозможные вещи, не осмысливая ее как представление чего-либо определенного или рассматривая ее как служащую какой-либо конкретной цели.

  10. Способность создавать произведения искусства, которые поощряют такую ​​чувственную оценку . Составляя музыкальную композицию, композитор тоже может представить себе всевозможные вещи, не конкретизируя их каким-либо определенным образом, в смысле, скажем, сообщения, которое они хотят получить.

  11. Способность ценить вещи, которые являются выразительными или раскрывающими смысл человеческой жизни . Рассматривая скалистый горный хребет в сумерках, например, или картину Каспара Давида Фридриха, изображающую такую ​​сцену, я могу представить, насколько мы подвержены огромной силе естественного мира, и все же у нас есть концептуальная и воображаемая сила Превзойти все это в мыслях.

  12. Способность создавать произведения искусства, которые выражают что-то глубокое по смыслу человеческой жизни, в отличие от произведений простой фантазии . Сикстинская часовня Микеланджело, Гамлет Шекспира , Фауст Гете , поздние струнные квартеты Бетховена или Цикл кольцаВагнера могли бы быть представлены в качестве примеров этой окончательной концепции воображения.

Любая попытка навести порядок в обсуждении воображения несет риск произвола и искажения, и возможны многие альтернативные разногласия. Действительно, Стивенсон подразделяет некоторые из этих концепций и предлагает различные иллюстрации, которые могут быть приняты, чтобы гарантировать добавление в основной список. Например, как подразделение первой концепции, он идентифицирует «способность мыслить о конкретном психическом состоянии другого человека, существование которого можно получить от воспринимаемых доказательств» (2003, 241), которые, как можно считать, заслуживают отдельного признания. И концепции, которые он отличает ни исчерпывающий, ни эксклюзивный, как он признает сам, и есть много взаимосвязей, которые, в лучшем случае, только косвенно указаны.

Что касается первых четырех концепций, то контраст с чувственным восприятием имеет фундаментальное значение для воображения. В чувственном восприятии у нас есть какое-то сознательное осознание того, что на самом деле находится перед нами в пространственно-временном мире. Где мы знаем то, что на самом деле не находится перед нами в пространственно-временном мире, мы говорим о «воображении» этого. Но это может иметь несколько форм. То, что мы представляем, может быть реальным (но просто не присутствующим в то время), просто возможным или даже невозможным; И где это возможно или невозможно, мы можем считать, что это так или нет. (Тем не менее, есть аргумент в отношении того, какая невозможность допускается. Можете ли вы представить себе круглую площадь, например? Или представьте, что банан — это пистолет? Или представьте, что это насекомое?) Это дает нам первые четыре концепции Стивенсона.

Взятые вместе, первые четыре концепции уже предлагают определенную общность для воображения. Воображение можно сказать, что оно задействовано, когда мы думаем о чем-то, что на самом деле не представлено нам. Даже когда мы думаем о чем-то, присутствующем в нас, то есть воспринимаем что-то, эта (воспринимающая) мысль может быть информирована — рационально или не рационально — мыслями о других вещах; Так что это естественный шаг, чтобы увидеть воображение на работе во всех мыслях. Это дает нам вторую группу концепций, пронумерованных от 5 до 8 в списке Стивенсона. Если думать о чем-то подразумевает наличие ментального образа (вид, который мы рассмотрим в ближайшее время), то у нас есть пятая концепция. Шестой — наиболее общий из этих концепций, а седьмой ограничивает воображение нерациональными операциями мысли. Восьмой делает конкретную предполагаемую роль воображения в восприятии. Стивенсон определяет источник пятой концепции в работе Аристотеля, как уже отмечалось выше (раздел 2.1), и упоминает Декарта также в этом отношении. Все четыре концепции, которые он находит проиллюстрированными в философии Юма, а восьмая, в частности, также характерна для философии Канта.

Последние четыре концепции, пронумерованные от 9 до 12, касаются роли воображения в эстетическом опыте и подчеркивают творческие аспекты воображения. В восемнадцатом веке, когда возникла эстетика как сама дисциплина, между красивым и возвышенным было проведено различие. Цветы и птицы часто давались в качестве примеров того, что красиво, в то время как возвышающиеся водопады в грозу и звездный небосвод выше служат хорошей иллюстрацией того, что считалось возвышенным. Прекрасное создает своеобразное спокойное и утешительное удовольствие, в то время как возвышенное создает более волнующее наслаждение, но одно окрашивается болью или страхом. Если мы воспользуемся этим различием, мы могли бы сказать следующее. Воображение требуется как в эстетической оценке, так и в художественном творчестве того, что красиво,

Вопросы для самопроверки

1. Дайте характеристику воображения как психического процесса.

2. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.

3. Каковы физиологические механизмы воображения?

4. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.

5. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.

6. Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.

7. Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?

8. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.

9. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.

10. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.

11. Как вы понимаете что такое программируемое воображение? что такое архаичное воображение?

См. также

  • Игра
  • Мечта
  • Творчество
  • Фантазия
  • Конфабуляция
  • чувственное восприятие , мечта ,
  • психические процессы , психический процесс ,
  • мышление , виды мышления ,
  • [[b6911]
  • память , психические процессы ,
  • эмоции , эмоция ,
  • психические процессы , психический процесс ,
  • воля , волевые процессы ,
  • представления , развитие представлений ,
  • внимание , развитие внимания ,
  • память , психические процессы ,
  • восприятие , физиологические механизмы восприятия ,
  • внимание , развитие внимания ,
  • развитие памяти ,

А как ты думаешь, при улучшении воображение, будет лучше нам? Надеюсь, что теперь ты понял что такое воображение, фантазия, грезы, психические процессы, концепции воображения и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Общая психология

Продолжение:


Часть 1 11. Воображение как психический процесс, Концепции воображения, фантазия, грезы
Часть 2 .. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы — . Воображение…

Ответы на вопросы для самопроверки пишите в комментариях, мы проверим, или же задавайте свой вопрос по данной теме.

Агглютинация — определение и примеры

Агглютинация
сущ., от латинского «agglutinare», что означает «склеивать»
Слипание мелких частиц, взвешенных в растворе

Содержание

имеется в виду агглютинация? Обычно это относится к процессу склеивания или слипанию мелких частиц, особенно взвешенных в растворе. Но что такое агглютинация в биологии? Биологическая агглютинация — это слипание клеток с помощью агглютининов. Агглютинины – вещества в крови, вызывающие агглютинацию. Примерами агглютининов являются антитела и лектины.

В микробиологии и иммунологии этот термин, в частности, относится к бактериальным клеткам, которые слипаются в присутствии антител или комплемента. Это может также относиться к инородным частицам и клеткам, которые слипаются, чтобы предотвратить их вмешательство в нормальные физиологические процессы в организме. Таким образом, агглютинация является жизненно важным иммунным ответом организма.

Понимание процесса агглютинации имеет решающее значение из-за его медицинских последствий. Например, человеку, нуждающемуся в переливании крови, нельзя вводить неправильную группу крови. В противном случае результатом будет слипание клеток крови, что может быть фатальным для реципиента. (Для получения дополнительной информации см. раздел: Лабораторные приложения ).

Этимология: от латинского агглютинаре, означает «приклеивать».

Примеры агглютинации

Посмотрите это видео, чтобы увидеть примеры агглютинации. Что вызывает агглютинацию эритроцитов, можно отнести к гемагглютининам (группа агглютининов). Гемагглютинины — это гликопротеины, которые заставляют эритроциты слипаться. Например, эритроциты будут агглютинировать в присутствии определенных диетических лектинов.

Примером является фитогемагглютинин (ФГА), лектин из растений, особенно бобовых. Употребление в пищу сырой или недостаточно приготовленной красной фасоли (богатой PHA) может привести к гемагглютинации.

 

Агглютинация бактерий

Микробы склонны к скоплению в присутствии определенных антител, которые связывают их вместе. (Ссылка 1) Наличие агглютининов делает возможной агглютинацию антителами. Для дальнейшего определения и описания процесса см. диаграмму ниже.

Когда происходит агглютинация? В организме это происходит, когда чужеродные частицы (например, бактерии) проникают внутрь и в конечном итоге обнаруживаются. Антитела организма, особенно IgM, вызывают агглютинацию бактерий. Обычно это происходит путем одновременного связывания эпитопов на двух или более бактериях. Источник: https://openstax.org, CC BY-SA 4.0

Несмотря на анатомию кожи, микробы все же могут попасть в организм. К счастью, в организме есть различные механизмы иммунной защиты, которые воздействуют на них и предотвращают возникновение заболеваний. Одним из них является опсонизация. Как только антитела обнаружат их присутствие, они будут «покрывает» микробов, делая их «липкими». В результате происходит агглютинация микробных клеток, что приводит к образованию скоплений микробных антител. Опсонизация усиливает фагоцитарное действие макрофагов и других фагоцитов.

Лабораторные приложения

Принцип гемагглютинации используется в лаборатории в качестве основы для определения группы крови человека. У людей есть четыре основные группы крови: Тип A , Тип B , Тип AB и Тип O . Группа крови будет зависеть от наличия или отсутствия определенных антигенов на поверхности их эритроцитов.

Определение типа крови человека на основе антигенов, присутствующих в эритроцитах, обычно выполняется с помощью метода прямого типирования . Тест также можно использовать для определения наличия резус-фактора (другого антигена клеточной поверхности). Присутствие резус-фактора на поверхности эритроцитов дополнительно классифицирует группы крови как Rh положительный (Rh+) или Rh отрицательный (Rh-). Как проводится тест?

Образец крови пациента будет смешан с имеющимися в продаже антителами. Реакция крови определит группу крови. Ниже приведен образец карты крови. Основываясь на реакции крови на антитела, результаты указывают на группу крови (А+). Эритроциты агглютинируют с антителами анти-А, но не с антителами анти-В. Это также указывает на положительный резус-фактор, поскольку эритроциты агглютинируют в присутствии анти-Rh (D) антител.

Что происходит при агглютинации эритроцитов? На этой диаграмме образцы мазка крови показывают, что клетки слипались в лунках, содержащих анти-А и анти-Rh (D) антитела. Изображение предоставлено: Apers0n, CC BY 2.0

Описанный выше метод является прямым способом определения группы крови. Косвенный метод — это обратного набора . Сыворотку пациента проверят на наличие антител, которые будут реагировать на известные группы крови. Следуя приведенному выше примеру, человек с группой крови А будет иметь сыворотку, содержащую анти-В-антитела. (Ссылка 2) Таким образом, образец сыворотки вызовет слипание крови группы В, но не крови группы А. Вот почему важно не переливать кровь пациенту с неправильной группой крови.

Другими примерами лабораторного применения гемагглютинации являются анализ гемагглютинации (HA) и анализ торможения гемагглютинации (HI). Применяя принцип гемагглютинации, они могут измерять уровни вирусов, бактерий или антител в образце. (Ссылка 3)

Агглютинация против коагуляции

И агглютинация , и коагуляция относятся к слипанию частиц в суспензии. Тем не менее, в некоторых аспектах они различаются. Основное отличие агглютинации от коагуляции заключается в сложности процесса. Агглютинация – это процесс, который заканчивается образованием сгустка.

При коагуляции процесс представляет собой более сложный процесс, при котором сначала образуется тромбоцитарная пробка, а затем она укрепляется фибриновым сгустком. Тем не менее, принимая во внимание общее определение агглютинации, которое представляет собой слипание частиц , агглютинация, по-видимому, является частью процесса коагуляции, особенно при слипании тромбоцитов. При повреждении стенки кровеносного сосуда активируются тромбоциты.

С помощью фактора фон Виллебранда тромбоциты слипаются и прикрепляются к стенке кровеносного сосуда, образуя пробку на месте раны. (Ссылка 4) После склеивания тромбоцитов процесс коагуляции переходит к следующему этапу, который представляет собой отложение белковой сетки, состоящей из фибрина (называемой фибриновый сгусток , который в конечном итоге растворяется при заживлении стенки кровеносного сосуда). (Ref. 4)

Пройдите тест по биологии агглютинации!

Викторина

Выберите лучший ответ.

1. Что такое агглютинация?

Процесс отталкивания друг от друга

Слипание мелких частиц

Процесс диссоциации друг от друга

2. Вещества в крови, вызывающие агглютинацию

Агглютинины

Антигены

Гемоглобины

3. Гемагглютинация — это агглютинация …

Эрадиционные клетки

мышцы

Площадь

4. Лектины.

Фитогемагглютинины

Антитела IgM

5. Они могут вызывать бактериальную агглютинацию как иммунный ответ

Гемагглютинины

Фитогемагглютинины

Антитела IgM

Пришлите результаты (необязательно)

Ваше имя

На почту

Далее

агглютинация | Примеры предложений

Словарь > Примеры агглютинации

агглютинации еще нет в кембриджском словаре. Ты можешь помочь!

Добавить определение

Тест относительно свободен от лабораторных ошибок, но является трудоемким и в конечном итоге зависит от субъективной оценки эритроцитов агглютинация паттерн.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Подтверждение наличия культивированных колоний проводили с помощью агглютинации сыворотки .

Из Кембриджского корпуса английского языка

Агглютинация 9Сообщается, что тест 0012 является полезным инструментом для ранней и специфической диагностики туляремии [27].

Из Кембриджского корпуса английского языка

Напротив, игнимбриты промежуточного состава, демонстрирующие плотную сварку, представляют собой относительно небольшие отложения, образующиеся путем агглютинации горячих пластичных брызг.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Определенная агглютинация суспензии расценивалась как положительная реакция.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Они не показали никакой агглютинации ни с одной из других 22 протестированных групповых антисывороток.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Эта агглютинация преимущественно выявляет виды, хотя уровень специфичности ниже, чем у связывания или оплодотворения (см. ниже).

Из Кембриджского корпуса английского языка

Изоляты считались нетипируемыми, если не было наблюдалась агглютинация или когда имела место спонтанная агглютинация с более чем одной типирующей антисывороткой.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Роль агглютинации латекса в описании этого паттерна была существенной.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Титры выражены как log2 обратной величины последнего разведения, в котором под микроскопом наблюдали агглютинацию .

Из Кембриджского корпуса английского языка

Это заниженная оценка, поскольку образцы были протестированы местными органами здравоохранения методом латексной агглютинации , который имеет низкую чувствительность.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Разнообразие клинических симптомов и возможные отрицательные результаты тестов агглютинации или отсутствие лабораторий в некоторых медицинских центрах затрудняют диагностику.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Восьмой раздел состоит из шести вкладов, посвященных аспектам морфологической структуры: агглютинация , флексия, интрофлексия, компаундирование, положение аффикса и включение.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Особое внимание уделено его методу сравнительно-морфологического анализа и его представлениям об агглютинации .

Из Кембриджского корпуса английского языка

Титр каждой сыворотки представлял собой последнее разведение, при котором наблюдалась реакция агглютинации .

Из Кембриджского корпуса английского языка

В настоящее время в качестве серологических тестов на выявление антител для диагностики случаев острой туляремии обычно используются агглютинационные методы и методы иммунофлуоресценции.

Из Кембриджского корпуса английского языка

В главе 2 обсуждаются четыре точки зрения, полезные для данного исследования; дискурсивно-прагматический, исторический, типологический ( агглютинация , постпозиция и свободный порядок слов) и синтаксико-семантический.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Морфосинтаксические особенности, такие как агглютинация , слияние, (поли)синтез и изолирующий морфосинтаксис, вероятно, заслуживают статей, если не статей, отдельных статей.

Из Кембриджского корпуса английского языка

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров. 903:00

BETA

Добавить определение

агглютинации еще нет в кембриджском словаре. Ты можешь помочь!

Часть речи

Выберите существительное, глагол и т. д. прилагательноенаречиевосклицательноеимясуществительноечислопрефикссуффиксглагол