Притча о свободе и ответственности – Притча о свободе

Притча о свободе

В этой статье я хочу поговорить о свободе воли, выборе и зависимости от вредных привычек. Но сначала я расскажу Притчу о свободе.

У одного землевладельца был единственный раб. И этому рабу очень претило то, что он находится в рабстве. Каждое утро он вставал с ненавистью к своему хозяину, к своей судьбе и к миру. К слову, землевладелец был довольно глупым человеком. Он настолько плохо кормил своего раба, что у того не оставалось сил для работы в поле. А за плохую работу хозяин бил раба плетью до изнеможения.

Однажды раб решил, что больше не сможет терпеть такой жизни и сбежал. Землевладелец остался без работника в поле и мог потерять весь урожай, поэтому он назначил высокую награду тому, кто вернет его раба. Несколько месяцев раб скитался по городам, но не мог спокойно жить, потому что его везде искали.

Рабу не хотелось всю жизнь провести в голоде и страхе быть пойманным. И тогда он вернулся к своему хозяину и сказал:

– Я вернул тебе твоего раба и теперь я хочу получить награду. – Как у тебя хватило наглости убежать, а теперь вернуться и требовать награду у меня? – недоумевал хозяин. – Ты бил меня плетью и плохо кормил, поэтому я сбежал. Но, находясь на воле, я не был свободен, потому что моим хозяином был страх. Я вернусь на твое поле и буду снова там работать, а ты в награду за это станешь лучше меня кормить и не будешь бить плетью. Если же снова возьмешься за старое – я снова убегу от тебя.

Понял землевладелец, почему вернулся раб, и согласился на его условия. С тех пор раб, как и раньше, стал работать в поле, но был доволен своей судьбой и не держал зла на своего хозяина.

* * *

Все мы – рабы своих привычек, хороших и плохих, добрых и злых. Некоторые привычки лишают нас удовольствия в жизни, а другие могут и вовсе забить нас до смерти. Проблема в том, что

попытка сбежать от привычки приводит к тому, что мы становимся рабами страха. Жизнь не может быть полноценной в ограничении.

На этот счет есть цитата, авторство которой во всемирной паутине приписывают Фаине Раневской: «Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой — морда становится меньше, но грустнее…». Если вы откажетесь от своей вредной привычки, то навсегда останетесь ее заложником. Потому что сам принцип МНЕ НЕЛЬЗЯ говорит о том, что вы не свободны.

Как же тогда бороться с вредными привычками?

К сожалению, мои школьные годы прошли в плохом окружении. Поэтому к студенческим годам я, хоть и занимался спортом, но все же был заложником такой вредной привычки, как курение. Я бросал курить каждую неделю, но потом снова начинал. Такие помощники, как электронные сигареты или сигары – на самом деле вовсе не помогают, а напоминают тебе о том, что ты находишься в рабстве.

Самое главное, что бросить курить на какой-то период не было трудным. Трудно было смириться с тем, чтобы больше никогда не взять в руки сигарету.

Сама идея вечного ограничения пугает – на вечность не хватит ни одной силы воли.

И это касается не только курения, но и алкоголя, вредной пищи, телевизора, интернета и прочего.

Однако, я больше не курю. И этого я добился в два этапа:

  • Временное ограничение. Конечно, ограничение делает жизнь неполноценной, но временно это можно пережить. Для каждой привычки и каждого человека срок индивидуален. Я ограничивал себя в курении около года.
  • Свобода воли. С этим этапом многие могут не согласиться, но все же – после ограничения я разрешил себе курить. Я не раб, я свободный человек и могу закурить

spartanofear.com

Методическая разработка по теме: «Свобода и ответственность»

Урок по теме «Свобода и ответственность»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.
  2. Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.
  3. Воспитывать интерес к изучению моральных норм поведения людей, стремление быть ответственным, дружелюбное отношение друг к другу.

Оборудование: мультимедийный проектор; листы бумаги, фломастеры, карточки с изображением символов

Ход урока

1.Организационный  момент. 

2.Приветствие.

3.Работа с высказыванием:

2 слайд. Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям.

                                     М. Клаудиус

— Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

3 слайд.- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о свободе, о роли свободы в жизни каждого человека и общества в целом.

— Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

— Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный выбор?».

  1. Проверка домашнего задания:

Для того чтобы начать наш разговор проверим домашнее задание

Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

Вывод: Слушая ваши рассказы, мы можем сказать, что у каждого из вас случались ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, честно, порядочно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение. Недаром в народе говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

  1. Изучение нового материала: 

Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

4 слайд.

(Выходят дети, читают заранее подготовленное стихотворение А.Барто «Уехали»)

Уехали

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком — 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

(Агния Барто.)

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, почему именно это стихотворение А.Барто прозвучало на сегодняшнем уроке?

— Как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

5 слайд.- О какой ответственности идет речь в стихотворении?

Работа с учебником

6 слайд.

 — Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность.    (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

 7 слайд.

          — Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

        1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.(человек не несет ответственность за то, что он не совершал, или за то, что от него не зависит)(пример: один толкнул другого, разбили вазу…)

        2.Преднамеренность.  (Заранее обдуманный, умышленный. )

        3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.(например, выбрасывая что-то из окна, человек не подумал,что может попасть в прохожего и нанести ему травму. Однако это не значит, что он не несет за это ответственности)

Поэтому, прежде чем сделать что-то, человек должен подумать: «А к каким последствиям приведет мой поступок?», «Не нанесу ли я кому-нибудь вред?» Способность задавать себе такие вопросы – внутренняя обязаноость человека. Она свидетельствует о его ответственности перед собой и другими людьми.

— Ответственность — это черта личности, которая является важнейшей жизненной ценностью. Она нужна как обществу, так и самому человеку, является залогом уважения его другими людьми. Ответственность регулирует действия человека. Ответственность предполагает наличие у него чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. 

  Внутренняя обязанность человека- это способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок

— Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)

 

Слайд 9- За что в этой жизни человек несёт ответственность? (По слайдам заполняют каждый свою таблицу)

Слайд 10.Определите отношения  ответственности и заполните таблицу

Кто?

За кого?

Родители

Учителя

Дети

Ученики

Люди

Друг

Человек

Слайды 11-19.

Слайд 20.- Ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от воспитания, и от того какое место человек занимает в обществе слайд 21

Слайд 22- Люди связаны друг с другом разнообразными обязанностями, одну из которых трудно выполнить, не нарушив другой.
Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если её сокрытие может нанести вред другим людям.

Слайд 23.Практикум (работа в группах):

Перед вами ситуация морального выбора.

Какое решение вы примите?

Готовы ли вы взять на себя ответственность?

(по рядам или по группам) Слайд 24.

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

 

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте. Как вы поступите?

В школьной столовой ваш одноклассник пытается съесть порцию задержавшегося ученика.  Как же поступить?

25 слайд.

Рефлексия (Можно в виде физкультминутки: Согласен: руки на парте, голову наклонить; не согласен: руки вверху, мотаем головой; сомневаюсь, не уверен: плечами вверх-вниз)

Можно в виде Игры «Да-нетка». Детям раздаются карточки красного, желтого и зеленого цвета («Согласен», «Сомневаюсь, не уверен», «Не согласен»)

  1. Умение внимательно слушать и слышать;
  2. Перебивание друг друга, нетерпение;
  3. Похвала, согласие с правом других на иное мнение;
  4. Стремление разобраться, понять чужую точку зрения;
  5. Обвинения упрёки, угрозы в адрес другого человека;
  6. Интересоваться заботами и делами родных и близких;
  7. Оскорбление, обзывание;
  8. Совет, предложение;
  9. Утешение, подбадривание;
  10. Поддержка;
  11. Приказ, указание;
  12. Уважение;
  13. Благожелательность;
  14. Осуждение, критика;
  15. Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации;
  16. Обращаться по имени, потому что имя – самое приятное для человека слово.

Слайд 26  Внутренняя обязанность человека – это способность задавать себе вопросы прежде, чем совершить какой-либо поступок

: РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ.

В.А.Сухомлинский

Как воспитать настоящего человека

(Отрывок)

Самое большое счастье для отца и матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком — это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать — это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья — это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, — это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери — быть послушными детьми. Подчинение воли родителей — первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу — ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?

Слайд 27. Задание:. Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям: 

1. Доставлять радость.

2. Интересоваться заботами и делами родных и близких.

3. Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации.

4. Обращаться по имени, потому что имя — самое приятное для человека слово.

IV. Итог урока. Слайд 28.

— Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: «Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали»?

— Получается ли у вас так жить?

— Свобода и ответственность неотделимы друг от друга, поэтому истинно свободный человек может сам принимать решения и отвечать за результаты принятых им решений, будь они хорошими или плохими.

Домашнее задание: 

Д/З  1  . Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: «Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали»?

Получается ли у вас так жить? Приведите примеры.

2. Хороший человек — кто он?

Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека

3. Ответственный человек — кто он?

 Дополнительно, если остается время, или на следующий урок

  1. Поднимите руку, кто хочет быть свободным? Почему?
  2. От чего вы хотите быть свободны?
  3. Как вы понимаете слово СВОБОДА?

2. Чтение притчи.

— Послушайте притчу о короле, который дал свободу своим сыновьям.

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

— Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией..Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля

.— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

  1. Обсуждение притчи 

— Кто герои этой притчи?

— Чем отличается жизнь одного брата от жизни другого через год?

— За что извинился младший сын перед отцом?

— Кто стал преемником короля?

— Как король объяснил свое решение?

— Кого бы вы выбрали преемником короля?

— Как вы думаете, что значит быть ответственным перед людьми?

— Каким образом эта притча связана с темой нашего урока?

nsportal.ru

Притчи о Свободе

«Иди вперёд!»

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. 
Однажды саньясин, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: 
— Иди вперёд, иди вперёд! 
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый саньясин не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец приобрёл огромные богатства. 

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то в конце концов найдёт богатство вечного Знания и Истины.

Сижу в забытьи

Янь Хой сказал: — Я кое-чего достиг. 
— Чего именно? — спросил Конфуций. 
— Я забыл о ритуалах и музыке.
— Это хорошо, но ты ещё далёк от совершенства. На другой день Янь Хой снова повстречался с Конфуцием. 
— Я снова кое-чего достиг, — сказал Янь Хой. — Чего же? — спросил Конфуций. — Я забыл о человечности и справедливости. — Это хорошо, но всё ещё недостаточно. 
Через некоторое время Янь Хой и Конфуций снова встретились. — Я опять кое-чего достиг, — сказал Янь Хой. — А чего ты достиг на этот раз? — Я просто сижу в забытьи. 
Конфуций изумился и спросил: — Что ты хочешь этим сказать: «Сижу в забытьи»? 
— Моё тело будто отпало от меня, а разум как бы угас. Я словно вышел из своей бренной оболочки, отринул знание и уподобился Всепроницаемому. Вот что значит «сидеть в забытьи». — Если ты един со всем сущим, значит, у тебя нет пристрастий. Если ты живёшь превращениями, ты не стесняешь себя правилами. Видно, ты и вправду мудрее меня! Я, Конфуций, прошу позволения следовать за тобой!

Притча от Чжуан-цзы

Молчание

Проходил как-то Будда одной деревней. Собралось несколько человек — его противников — и принялись они горячо и зло оскорблять Будду. Он молча слушал очень спокойно. И из-за этого спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку. Тут что-то не так. 
Один из них обратился к Будде: «В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?» «Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, — ответил Будда. — Приди вы ко мне десять лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю. И из-за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело -— решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет—-в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязать. Я от них просто отказываюсь; они того не стоят. Можете забрать их себе. Я отказываюсь принимать их».

Деревянная статуя

Жил человек, всем сердцем преданный Будде. И была у него прекрасная старинная деревянная статуя Будды, настоящий шедевр. Он относился к ней как к величайшему сокровищу. 
Однажды холодной зимней ночью человек этот остался один в соломенной хижине. Был жуткий мороз, и он в отчаянии дрожал от холода. Похоже было, что пришёл его смертный час. Не было ни щепки, чтобы развести огонь. В полночь, когда человек уже почти окоченел, перед ним явился Будда и спросил: «Почему ты не сожжёшь меня?» Деревянная статуя всё так же стояла у стены. Человек очень испугался. Должно быть, это был демон. «Что ты сказал? Сжечь статую Будды? Никогда! Ни за что!» 
Будда рассмеялся и сказал: «Если ты видишь меня в статуе, ты упускаешь меня. Я — в тебе, а не в статуе. Я не в предмете моления, я — в молящемся. И это я дрожу в тебе! Сожги статую!».

creativeabs.com

Притча о свободе выбора. Прямой контакт с Подсознанием

Притча о свободе выбора

«Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь была исполнена ароматом праздника…

И даже на смертном одре он продолжал весело смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг – озадаченные, растерянные – и недоумевали.

И наконец, один из них не вытерпел и спросил:

– Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но что же в этом смешного?!

И старик ответил: – Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем – измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: «Как вам это удается?» И он ответил: «Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: что ты выберешь сегодня – блаженство или страдание?» И так получается, что с тех пор и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!»

Анхель де Куатьэ, «Золотое сечение».

Каждый из нас сам выбирает свою судьбу. Человек абсолютно свободен в своём выборе. В этом заключается его безграничная сила. Наши жизненные обстоятельства зависят от того, какие решения мы принимаем. И только мы сами решаем, как относится к той или иной ситуации, человеку, миру.

Таким образом, мы сами решаем, как нам относится к нашему Подсознанию. Только от нас зависит то, кем для нас будет Подсознание (другом, слугой, джинном, Богом, помощником или кем-то другим). Мы делаем выбор, и от него зависит, как в дальнейшем будут складываться отношения с Подсознанием, а соответственно и протекать сам процесс общения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Урок по ОРКСЭ «Свобода и ответственность»

Тип урока: урок изучения нового.

Тема: Свобода и ответственность.

Цель: формирование у обучающихся осознанного отношения к своим поступкам и понимания ответственности за свои действия.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

продолжить работу по развитию умений работать в коллективе, в паре, в группе;

— применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение лексическими действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: — сформировать у учащихся понятия «ответственность», «свобода» через осознание ценности человеческой жизни;

— подвести учащихся к пониманию того, что существуют разные виды ответственности; — показать детям связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанное.

Методы:

— словесные;

— частично – поисковые;

— методы самостоятельной работы.

Формы организации познавательной деятельности:

— коллективная;

— фронтальная;

— парная,

— словарная работа,

— самостоятельная работа с источником информации,

— работа с электронным приложением к учебнику,

— приём « Закончи предложение»,

Технологии, применяемые на уроке:

игровая,

— здоровьесберегающая,

Оборудование для детей:

— учебник «Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюка, М., «Просвещение», 2013г.

— ноутбуки

— электронное пособие к учебнику «Основы светской этики» (к уроку № 10)

— раздаточный материал (таблица, тексты, иллюстрации)

Оборудование для учителя:

— ноутбук, проектор, экран

— презентация

— толковый словарь С. Ожегова, Даля.

— учебник «Основы светской этики» под ред. А.Я. Данилюка, М., «Просвещение», 2013г

Ожидаемые учебные результаты:

личностные

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в обществе и на природе; развитие начальных форм саморегуляции своих эмоций.

  • Обучающиеся должны прийти к выводу о том, как важно быть ответственным за свою жизнь и здоровье, а также заниматься самосовершенствованием.

  • Развитие умения адекватно оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, неудачи.

Развитие умения проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.

предметные

  • Формирование первоначальных представлений о свободе и ответственности и их связи.

  • Введение в активный словарь обучающихся понятий «отношения ответственности», «преднамеренность», «ответственность перед кем – то» и «ответственность за кого – то».

метапредметные:
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Развитие умения постановки вопросов и поиска ответов на них.

  • Обучение итоговому контролю деятельности.

  • Овладение навыками оценивания аргументированности доказательств и рассуждений.

  • Развитие умения находить в тексте информацию с учетом поставленной учебной задачи, приводить примеры.

  • Развития умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

  • Овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Для создания психологического настроя в начале урока ученикам предлагается посмотреть друг на друга, улыбнуться и подарить друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

Участвуют в эмоциональной разминке.

Л: анализируют эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Л: воспринимают речь учителя, проявляют внимание.

  1. Актуализация знаний.

Повторение по теме предыдущего урока.

Предлагает прочитать текст притчи «Снежинки» -Какой вывод можно для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием притчи?

Читают про себя со слайда притчу. Затем один ученик читает вслух.

Слушают одноклассника, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод. (У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)

Л: применять правила делового сотрудничества, проявлять интерес к культуре своего народа.

Р: оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

К: слушать собеседника, соблюдать правила общения.

  1. Мотивационный настрой.

На слайде (палка и мяч) Как можно использовать эти предметы?

Каждый человек свободен в своем выборе.

Но решение принять нелегко, это может быть связано с тем, что человек должен принять мнение большинства, уступить.

(ответы детей)Предмет может быть один, а решений его использования может быть несколько.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

К: участвовать в обсуждении, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности до получения результата;

анализировать и оценивать свою работу.

  1. Формулирование темы урока. Постановка целей.

1Что представляете. когда слышите слово «свобода»

— Прочитайте эпиграф к нашему уроку « Ваш выбор – это выбор, который Вы делаете сами и за который несёте ответственность» А. М. Прихожан.

— Как вы понимаете эти слова?

— Как думаете, что главное в этом выскзывании?-Попробуйте сформулировать тему нашего урока, опираясь на эпиграф.

Что вы узнаете на уроке?

Отдых, ветер, солнце, воздух, каникулы…

Знакомятся с эпиграфом урока, высказывают свои предположения, предлагают варианты темы урока.

Высказывают свои мнения.

(Дети кратко отвечают, что понятие «свобода» в слове «ответственность» можно выделить слово «ответ», значит быть в ответе за что – то и перед кем-то.)

Что такое ответственность.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, желание больше узнать.

П: анализировать информацию , самостоятельно делать выводы, планировать свою работу по изучению нового материала.

К: аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

П: выявлять сходство.

5. Этап изучения нового материала (открытие нового знания).

Организует беседу для решения проблемной ситуации. Прочитайте слова, которые сказал

-Антуан де Сент – Экзюпери : «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность»

— Как вы думаете, так что же такое ответственность?

— Попробуйте подобрать синонимы к этому слову.из списка слов, которые лежат перед вами.

— Где вы можете уточнить свои предположения?

(1 парта учебник, 2 парта Даль, 3 парта Ожегов

Учитель предлагает прочитать определение ответственности из словарей

Работа с учебником.

— Найдите по учебнику, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры

— Что такое преднамеренность?

— Что такое внутренняя обязанность человека? (с.25, 1 абзац)

— Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы?

Проверим свои предположения

Коллективное составление кластера «Отношения ответственности» устно

( стр. 25, абзац 2)

Перед вами ситуация морального выбора.

Какое решение вы примите?

Готовы ли вы взять на себя ответственность?

(по рядам или по группам)

Вывод: какой урок преподадите всем троим из участников.

Предлагают варианты ответов по схеме: «Я считаю, что ответственность – это…»

Подбирают устно синонимы.(ответ, совесть, важность, надежность. Обьязательность)

Дети самостоятельно выбирают источники информации (учебник, с. 24; толковый словарь С. Ожегова с. 468 и Даль)

Читают статью учебника и находят понятие ответственности с позиции светской этики.

Сравнивают с определением из словаря Ожегова. ).(в словаре обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, в учебнике черта характера – говорит о том, что человек отвечает за свой свободный выбор, )

вывод

Делают вывод: ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.

Читают комментируют.

Проверяют свои предположения

(рассматривают картинки из электронного пособия на слайде).

Приходят к выводу, что ответственность бывает разная.(у родителей за детей ,дети отвечают за проученные дела, учителя, за то, чтобы школьники учились, а ученики, за то, как они учатся, люди отвечают за свои поступки

Читают статью учебника и карандашом делают пометки)делают вывод:

Ответственность у всех разная. Она зависит и от возраста, и от воспитания, и от того какое место человек занимает в обществе

Люди связаны друг с другом разнообразными обязанностями, одну из которых трудно выполнить, не нарушив другой.
Как, например, сдержать обещание хранить доверенную тайну, если её сокрытие может нанести вред другим людям.

1 гр.Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

2 гр. Вы видите, что одноклассник на переменке рисует на парте. Как вы поступите?

3 гр. В школьной столовой ваш одноклассник пытается съесть порцию задержавшегося ученика. Как же поступить?

Прежде чем сделать что то человек должен подумать.

Л: принимать ценности, различать основные нравственно – этические понятия.

П: высказывать предположения.

К: оформлять свои мысли в устной форме.

П: ориентироваться в учебнике, в толковом словаре; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию из разных источников.

К: читать про себя текст учебника, словаря; понимать прочитанное, принимать точку зрения другого.

Работать в парах.

К: участвовать в работе в паре, отстаивать свою точку зрения.

Л: оценка жизненных ситуаций.

П: ориентироваться в учебнике, планировать свою работу по изучению нового материала, сопоставлять и отбирать информацию.

6. Физкультминутка Л: — ориентирование на здоровый образ жизни.

7. Первичное осмысление и закрепление нового материала.

Игра «Водоворот мнений».

Учитель делит класс на (пары). Каждая пара получает лист бумаги, который поделен на три колонки: Я, ДРУГИЕ, ШКОЛА.

-Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой

Самостоятельная работа.

Учитель предлагает придумать окончание притчи (

— Ребята, а вам часто приходилось признавать свои ошибки? Трудно это делать? Какие чувства испытывали при этом?

— Мы уже говорили сегодня о том, что ошибки лучше предвидеть, чтобы потом не пожалеть о содеянном.

-А сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки и ответить на вопросы:

— Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

— Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)

— Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости)

— Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из-за непослушания)

— Из-за чего Стрекоза из басни И.А.Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности)

— Из-за чего Буратино из сказки А.Н.Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости)

— Такие черты характера как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему

-Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

Работа в паре. (раздать листочки с делами)

Каждый в паре по очереди называет какое – нибудь дело, ситуацию, вместе обсуждают, к какому из 3-х видов ответственности оно относится и записывают в нужную колонку.

Работа на 5 минут (см. Приложение)

Стальные соглашаются или отрицают,

+ согласны,

— не согласны,

появился вопрос, требуется разъяснение

Выполняют данное задание по своему выбору на закрепление пройденного материала, принимают участие в обсуждении при проверке.

(листочки рабочая тетрадь). В произведении А.Экзюпери «Маленький принц» герой говорит такие слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».

А за кого ты в ответе? В чём проявляется эта ответственность? Ограничивает ли эта ответственность твою свободу?

Отвечают на вопросы сказочной викторины.

Пытаются дать оценку.

П: самостоятельно перерабатывать информацию, обсуждать проблемные вопросы, устанавливать связи, делать выводы.

К: участвовать в работе группы, распределять роли, уметь договариваться, отстаивать свою точку зрения.

Р: удерживать цель деятельности, давать самооценку, планировать решение учебной задачи;

Л: соотносить поступок с моральной нормой.

Л: оценивать свои поступки, воспринимать речь учителя.

П: выявлять особенности сказочных героев.

П: обсуждать проблемные вопросы,

К: отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

8. Подведение итогов.

— Прочитайте мудрые мысли (3 и 4 с. 25 или на Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора об ответственности.

Предложить прочитать отрывок из рассказа Сухомлинского и ответить на вопросы

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?

Читают мудрые мысли и объясняют их смысл с позиции темы урока и отвечают на вопрос:

— Легко ли быть свободным?

Тексты у всех

Самое большое счастье для отца и матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком — это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать — это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья — это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, — это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери — быть послушными детьми. Подчинение воли родителей — первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу — ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

Читает один, отвечают на вопросы.

К: отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; принимать точку зрения другого.

П: удерживать цель деятельности до получения её результата.

К: слушать и понимать других.

9. Рефлексия учебной деятельности

Договори предложение.

Выполняют задание

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности, анализировать, оценивать результаты своей и чужой деятельности.

10. Домашнее задание.

Учитель дает д/ задание: сделать памятку

Записывают домашнее задание.

П: удерживать цель деятельности до получения её результата, представлять найденную информацию в виде сообщения.

Л Формирование внутренней позиции школьника, самоуважение, самооценки, формирование инициативности и самостоятельности.

Дополнительный материал

Поднимите руку, кто хочет быть свободным? Почему?От чего вы хотите быть свободны?Как вы понимаете слово СВОБОДА?

2. Чтение притчи.Послушайте притчу о короле, который дал свободу своим сыновьям. Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

— Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией..Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля

.— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

  1. Обсуждение притчи

— Кто герои этой притчи?

— Чем отличается жизнь одного брата от жизни другого через год?

— За что извинился младший сын перед отцом?

— Кто стал преемником короля?

— Как король объяснил свое решение?

— Кого бы вы выбрали преемником короля?

— Как вы думаете, что значит быть ответственным перед людьми?

— Каким образом эта притча связана с темой нашего урока?

infourok.ru

Притча о Свободе.

Приветствую Вас, Друзья!

В сегодняшнем посте, появилось желание затронуть такую тему как Свобода.  И на эту тему, есть замечательная история:«Притча о Свободе».

Однажды, человек направляясь к своему другу фермеру, живущему в горах в небольшой долине, увидел странную картину, которая поразила его, даже больше, он был ошеломлен.

На небольшой поляне, толпились звери с птицами, их было неимоверное множество. Тысячи животных толпились и давили друг друга. Рядом стоял шикарный лес, зеленые деревья, журчащие ручьи, полянки усеянные цветами, но в нем не было ни одной живой души. Человек остановился и задумался: «Почему же звери не живут в этом прекрасном лесу? Почему они все находятся на одной поляне и давят друг друга?»

Звери и птицы были возбужденны, напряжение и расстройство переполняло их, это было жуткое впечатление, конечно же они чувствовали себя плохо. Конечно, чтобы свободно жить, нужно некоторое пространство. Но что им мешало полететь в небо, жить в таком прекрасном лесу, который находился совсем рядом, они его видели, но толпились на этой полянке. 

Войдя в дом, он спросил у друга: «Что же случилось с птицами? Почему звери не идут в лес?» 

На что друг ответил: «Я не знаю, я слышал историю, что когда-то давным-давно здесь жил очень жестокий хозяин, человек садист. он ставил над животными жесткие эксперименты и наслаждался этим. Он построил высокую ограду и поставил стражу, вокруг поляны. Он приказал стражникам убивать тех кто попытается сбежать с поляны.

Читать далее — Притча о Свободе.

subscribe.ru

ПРИТЧА О СВОБОДЕ ВЫБОРА | Сила в Движении

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, чёрную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал

виселицу. Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
— Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся:
— Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор — и все выбирают виселицу.
— А за дверью-то что? — допытывается преступник. — Я всё равно уже никому не скажу, — добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил:
— Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей верёвку.

Жил-был один Учитель. Этот странный человек всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка ни на секунду не сходила с его лица! Вся его жизнь был словно бы исполнена ароматом праздника… И даже на смертном одре он продолжал весело смеяться. Казалось, что он наслаждается приходом смерти! Его ученики сидели вокруг — озадаченные, растерянные — и недоумевали.

И наконец, один из них не вытерпел и спросил:
— Учитель, почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись. Но мы так и не решались спросить у Вас, как Вам это удается. А сейчас мы и вовсе растеряны. Умирая, Вы продолжаете смеяться! Но что же в этом смешного?!
И старик ответил: — Много лет назад я пришел к моему Учителю. Я был тогда молод и глуп, как вы сейчас. Мне было всего семнадцать лет, а я уже был страдальцем — измученным и озлобленным на жизнь. Моему Учителю тогда было семьдесят, и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: «Как вам это удается?» И он ответил: «Я свободен в своем выборе. И это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: что ты выберешь сегодня — блаженство или страдание?» И так получается, что с тех пор и я каждое утро выбираю блаженство. Но ведь это так естественно!
Несчастным или счастливым делают человека только его мысли а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем.

Источник

xn--80aeahgfjecay5a6b.xn--p1ai