Притязания это в психологии: Притязание это

Притязания — это что?

Каждый человек к чему-то стремится в своей жизни. Кто-то мечтает, кто-то ставит перед собой задачи и цели. Это и есть притязания, просто в другой терминологии. Итак, притязания – это стремление получить от жизни то, что человек считает возможным и достойным своей личности. Вот здесь и начинается самое «интересное»: почему у одних людей завышенный уровень притязаний, у других – заниженный? Почему у одних ожидания адекватные, а у других – нереалистичные? И кто может судить, что они таковы?

Разные уровни

Итак, притязания – это внутреннее право человека на получение тех или иных жизненных благ. Речь может идти как о карьерных успехах, путешествиях, выгодном браке, так и об успеваемости в школе, институте или в городском кружке. Независимо от этого, различают разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний, как ни странно, характерен для людей с неадекватной самооценкой, которая влияет на уровень притязаний. До сих пор неясно, правда, качество притязаний влияет на самооценку или самооценка – на притязания, однако наличие связи между этими явлениями – бесспорно.

Самооценка и притязания

Психологи отмечают, что люди с завышенной или заниженной самооценкой, как ни парадоксально, могут обладать и высоким уровнем притязаний, и низким. Когда речь идет о высоком уровне, значит, человек не в силах адекватно оценить собственные силы и возможности для достижения желаемого. Если речь идет о низком уровне притязаний, то человек, в силу заниженной самооценки, а, значит, и неверия в собственные силы, заведомо ставит себе незначительные цели и задачи.

Определение уровня притязаний

Успешные, активные и целеустремленные личности обладают и не высоким, и не низким уровнем притязаний. У них есть реальные притязания, которые рано или поздно воплощаются в жизнь. В отличие от мечтателей или тех, кто видит мир «в розовых очках», эти люди ставят себе задачи, выполнение которых полностью соответствует их личностным качествам. Американские психологи выяснили, что они обладают высоким уровнем мотивации, который толкает их к достижению своих притязаний.  

У тех, кто имеет нереальные высокие притязания к жизни, как правило, часто слабый уровень мотивации, не способный реализовать их амбиции.

Пример неадекватно завышенных притязаний

Довольно распространенный пример, когда девушка из провинции считает, что заслуживает в мужья принца Англии. При этом она не знает даже его родного языка, не имеет образования, воспитания и что хуже всего – к этому даже не стремится. Она просто уверена, что заслуживает его просто так. Вот пример, когда отдельно взятые притязания – это несоответствие между реальными качествами личности и ее устремлениями.

Можно ли определить свой уровень притязания?

Это делается с помощью опытного психолога или специальных тестов. Порой такой анализ необходим, если не получается в жизни достичь каких-то целей, а она сама явно не складывается. Возможно, в этом случае уровень притязаний не совпадает с уровнем личностных характеристик. Тогда нужно или снижать притязания, или работать над своими отдельными качествами характера. Изменить свою личность, чтобы соответствовать своим притязаниям – сложный, долгий путь, не всем подходящий.

📖 Самооценка и уровень притязаний, Общение и личность. Элементы практической психологии. Грановская Р. М. Страница 41. Читать онлайн

Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась —
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас

Ф. Тютчев


Духовная старость в немалой степени связана с неспособностью к восприятию нового, поэтому лучшее из средств против старения — это поддерживать восприимчивость к явлениям реальной жизни. Современные научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что их характерными чертами являются живая связь с современностью и сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим социальной изоляции. Если к внешним условиям следует отнести постепенную потерю сверстников, то к внутренним — резкое понижение зрения, слуха. Максимальный контакт с людьми, связь с современностью положительно влияет на сохранность личности, обеспечивает ее полноценность и после ста лет жизни.



Личность проявляется через отношение к окружающему миру. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социальной среде и в соответствии с нормами данного общества, осваивает его идеологию и мораль, имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. Раскрыть этот процесс применительно к отдельной личности — значит изучить жизненный путь человека, выделить для него наиболее значимые социальные роли.

В качестве основных институтов социализации американский психолог Мартене [182] называет прежде всего семью и школу, соответственно родителей, ровесников и учителей. При этом предполагается, что период социализации ограничен школьными годами. Советская психология, в отличие от западной, рассматривает и трудовую деятельность как значимый этап социализации. Б. Г. Ананьев считал, что начало профессиональной деятельности человека совпадает с самым важным для него периодом самостоятельного включения в общественную жизнь. Он подчеркивал, что «переход отношений в черты характера — одна из основных закономерностей развития характера». «Социальные функции, общественное поведение и мотивации всегда связаны с процессом отражения человеком окружающего мира, особенно с познанием общества, других людей и самого себя»[15, с. 307] Поэтому профессиональные роли оказывают значительное воздействие на мотивы, ценности, идеалы личности и, следовательно, на ее поведение.

Последовательно расширяя границы активности личности, социолог В. А. Ядов классифицирует личность по уровням ее включения в различные сферы социального общения. Он выделяет ближайшее социальное окружение, далее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы, где формируются профессиональные роли, — через все эти каналы личность включается в целостную социальную систему путем освоения идеологических и культурных ценностей общества [315].

Общение — проявление фундаментальных свойств психики. Человек общается всегда. Еще Л. С. Выготский [71] обращал внимание на то, что и наедине с собой человек сохраняет функции общения. Аналогично и Пиаже [212] отмечал, что индивидуальный творческий процесс связан с рефлексией, т.  е. ученый, даже углубленный в научную работу, не упускает из виду своих мнимых или реальных оппонентов и постоянно ведет с ними мысленную дискуссию. Многие ученые рассматривают развитие сознания как отражение интериоризованной, перешедшей во внутренний план, коммуникации [305].

Межличностное общение осуществляется на различных уровнях. Представляется удачной классификация, предложенная А. У. Харашем. Низшая ступень может быть обозначена как общение на уровне совместного пребывания (например, пассажиры автобуса или зрители на стадионе). У участников такого общения нет общего предмета деятельности, и их объединяют только одинаковые цели. В этом случае личностные особенности друг друга не учитываются, и общение осуществляется поверхностно, в зависимости только от ролевых позиций (пассажира или зрителя). Следующая ступень — групповое общение, когда кристаллизуется общая цель деятельности и вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие ее достижению. При этом формируются стереотипы общения и развивается предубеждение к их нарушениям. Попутно отметим, что они в какой-то степени ослабляют стремление членов группы к новой информации, не согласующейся с позициями и нормами группы. И, наконец, высшая ступень — такое общение в группе, когда уже учитываются, принимаются во внимание личностные особенности каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами на общие нормы и способы реализации общих целей.

Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. От нее зависит активность человека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования в требования человека к самому себе.

При этом те кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной и идеологической позиции.

Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважение с их стороны, и, наконец, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе [52]. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности.

Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент — хороший или плохой (помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку). Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом, конечно, не предполагается, что родители перестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам [183]. Родителям не следует только связывать порицаемый поступок с общей оценкой личности ребенка. Например, если ребенок солгал, надо его наказать, но говорить, что он лгун, не следует. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.

Когда исследовали атмосферу в семьях, где воспитывались подростки с положительной самооценкой, то обнаружили, что там между детьми и родителями существовал тесный контакт [233]. Родители проявляли глубокий интерес к проблемам детей, участвовали в их разрешении и всегда показывали, что считают своих детей достойными не только интереса и сочувствия, но и уважения. Можно предположить, что подобное отношение родителей побудило детей рассматривать себя в положительном свете [55].

Дети, как правило, приходят в школу с положительным отношением к ней. Постепенно у детей с пониженными способностями или слабо подготовленных может накопиться горький опыт получения плохих отметок, тогда изменяется мотивация — отношение к школе и обучению может стать отрицательным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку. Для предотвращения падения самооценки Н. А. Менчинская [184] считает целесообразным поручать слабо успевающим школьникам роль учителей по отношению к младшим детям. Тогда у ученика возникает потребность восполнять пробелы в знаниях, а успех в этой деятельности способствует нормализации его самооценки. Нарушение адекватной самооценки может произойти и у детей, хорошо подготовленных к поступлению в школу. Хорошая подготовка позволяет им учиться в младших классах успешно, практически не затрачивая усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянным похвалам, развивается высокий уровень притязаний и высокая самооценка. При переходе в старшие классы, где возрастает сложность учебного материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить превосходство по отношению к товарищам и, вследствие этого, у них резко падает самооценка. Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает не только конечный результат, но и трудовой вклад школьника в его достижение, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий, на нужном уровне и способствует формированию адекватной самооценки.

Следует обратить внимание на зависимость формирования правильной самооценки ученика от установки учителей. Американские психологи Розенталь и Якобсон [по 376] поставили эксперимент: в начале учебного года убедили учителей в том, что от определенных учеников («поздноцветущих») следует ожидать больших успехов только к концу учебного года.

На самом деле, ученики, обозначенные как «поздноцветущие», выбирались случайным образом. Проверка, проведенная после этого эксперимента, выявила, что эти «поздноцветущие» ученики действительно улучшили свои успехи в большей степени, чем другие дети. Подобное улучшение до некоторой степени определялось ожиданием учителей, которые, сами не сознавая того, реализовали в отношении «поздноцветущих» определенные установки, которые проявлялись в общении, в особом выражении лица, тоне голоса, манерах — всем том, что могло передать их положительные ожидания ученикам. Например, если учитель предполагал, что ученик обладает высоким интеллектуальным потенциалом, он ждал ответа дольше и с поощряющим выражением лица. Анализируя данные подобных экспериментов, можно заключить, что если у учителя сформирована установка на низкие результаты обучения, то, невольно реализуя ее нетерпеливостью в общении с учеником, равнодушным выражением лица, учитель способствует понижению самооценки у ученика и реальному ухудшению успеваемости.

Большое влияние на самооценку школьника оказывает успеваемость. У учеников с плохой успеваемостью могут резко ухудшиться отношения с коллективом класса и наблюдаться деформация поведения. Некоторые из них, несмотря на равнодушное к ним отношение, всеми силами тянуться к другим ребятам, любой ценой стараясь привлечь к себе внимание, но большая часть неуспевающих занимает пассивную позицию, испытывая одиночество. Такие ребята становятся замкнутыми, конфликтными, ищут общения вне школы.

Самая отрицательная оценка и жесткая критика, относящаяся только к отдельному действию или поступку подростка, не задевает его болезненно, поскольку не затрагивает его самоуважения. Она не воспринимается им как ущемление его личности. Вместе с тем, всякая, даже относительно мягкая критика и неблагоприятная оценка глубоко ранит и потому воспринимается в штыки, если представляется подростку и взрослому человеку как оценка его в целом, так как порождает у него представление о недоброжелательном отношении. Если мы хотим, чтобы наша критика способствовала изменению поведения человека в нужном направлении, то лучше критиковать частности на фоне общей доброжелательности.

Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности [133, 149]. Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имевшимся в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.

Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей [149]. Добиться этого, как известно, можно либо с помощью полезных для общества действий — особых достижений в творчестве и труде — либо не прилагая особых усилий в этих областях — экстравагантностью в одежде, прическе, стиле поведения (рис.  20).

Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязаний. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным [320]. Как правило, у людей с пониженным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результатами своей деятельности снижает ее результативность. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний может оказывать положительное влияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что помогает противостоять длительным неудачам и отсутствию признания. (В дальнейшем термины «самоуважение» и «самооценка» употребляются как синонимы.)


Рис. 20. Индивидуалист.

(Из кн.: Бидструп X. Рисунки. Т. 2. М., 1969.)

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит о себе, а и в том, как он поступает. Пониженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми и тогда он переносит их решение в план воображения, где он может преодолеть все преграды и получить желаемое в мире мечты. Поскольку потребность не только в достижении целей, но и в общении при этом не исчезает, постольку и она реализуется в вымышленном мире — мире фантазии, мечты (вспомним героя «Белых ночей» Ф. М. Достоевского).

В связи с особой ранимостью лиц с низким самоуважением их настроение подвержено частым колебаниям, они гораздо острее реагируют на критику, смех, порицания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдают от одиночества. Специальные исследования выявили, что при прочих равных условиях только 35% людей с низкой самооценкой не страдали от одиночества, а среди обладавших высоким уровнем самооценки их было 86% [133]. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, приводит к падению интереса к общественным делам. Люди с пониженной самооценкой в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имеет абсолютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личности существенно превосходят ее возможности, душевное равновесие невозможно. При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия.

Завышенная оценка своих способностей часто приводит к катастрофе. Вот пример из книги Л. А. Растригина и П. С. Граве (выдержки из первой беседы пациентки с врачом). Девушке 19 лет, ее только что вы тащили в тяжелом состоянии из-под колес машины: «Ах, доктор! Вы спрашиваете, что случилось? Крах, жизненный крах! Да, я молода и выгляжу не хуже других. Да, передо мной все пути открыты. Но все-то мне не нужны! Еще в седьмом классе я поняла: у меня одна дорога — на сцену. Запах кулис, рампа, публика, успех, вся эта театральная атмосфера… Вне театра для меня не жизнь… Трижды я держала в театральный. И на этот раз то же самое: „Мы вам рекомендуем подумать о другой профессии“. Я выходила из института, как в тумане… решила — жить на свете не стоит и… бросилась под машину…» [227, с. 102].

Завышенные самооценка и притязания, естественно, не получают желаемого отклика и признания у окружающих людей, что может способствовать отчуждению такой личности от принятых в данном обществе норм поведения и побудить человека на поиски такого образа жизни и такой среды, которые обеспечили бы ему удовлетворение чрезмерных притязаний.

Человек, положительно относящийся к себе, обычно более благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкое самоуважение часто сочетается с отрицательным, недоверчивым и недоброжелательным отношением к другим людям. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

Как слишком высокое, так и слишком низкое самоуважение чреваты нарушениями душевного равновесия. Крайние случаи квалифицируются как патологические отклонения — психостения и паранойя. Психостения возникает на фоне крайне заниженной самооценки и характеризуется хроническим безволием, проявляющимся в безынициативности, постоянной нерешительности, боязливости, повышенной впечатлительности, мнительности. Такие люди вечно боятся не успеть, опоздать, избегают любой возможности проявить инициативу, постоянно сомневаются во всем.

Другая крайность приводит к такому состоянию психики, когда человек постоянно ощущает свое мнимое превосходство над окружающими, якобы особое значение своей личности. Мелкие обиды воспринимаются им очень остро. Обычно такие люди преувеличивают недостатки других, повышенно критичны, недоверчивы и подозрительны к окружающим. Все это часто толкает их к ссорам по пустякам, они докучают всем жалобами и заявлениями, обнаруживая при этом неуемную энергию.

Наблюдается возрастная динамика самооценки. Восприятие внешнего облика одного человека другим или восприятие собственного портрета не только зависят от самооценки, но и от ее возрастных трансформаций. Это ярко проявилось в экспериментах Готтшальфа [по 36]. Испытуемым подросткам предъявлялись специально изготовленные фотографии, на которых были портреты неискаженные и искаженные — несколько суженные или расширенные. Среди них находились портреты родителей, соучеников, учителей и самих испытуемых. Во всех случаях нужно было выбрать неискаженный портрет. Хотя испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность выбрать неискаженные фотографии из ряда собственных портретов, они, отыскивая наиболее похожую, обнаруживали тенденцию к выбору расширенного или суженного изображения в зависимости от самооценки. При выборе фотографии соученика предпочтительным оказывалось расширенное изображение, если признавалось его превосходство, и суженное — в случае пренебрежительного к нему отношения. При выборе испытуемыми двух групп (10 и 16 лет) своих фотографий и портретов родителей обнаружилось, что дети первой группы выбирали среди собственных портретов неискаженные, зато среди фотопортретов родителей — расширенные. Испытуемые второй группы выбирали свои портреты в расширенном варианте, а портреты родителей — в суженном. Так, изменение (повышение) самооценки с возрастом незаметно для самого человека сказывается не только на восприятии своей внешности, но и на восприятии им других людей.

Человек всегда стремится к состоянию душевного равновесия и для этого может изменять оценку внешних событий и самого себя, достигая таким путем самоуважения. Л. Н. Толстой считал, что для человека типично стремление к самооправданию, желанию совместить удобства, выгоды, удовлетворение желаний с чувством собственного достоинства и значительности, с одобрением среды.

Толстой называл такие душевные состояния уловками разума. В романе «Воскресение» он дал замечательную по своей отчетливости зарисовку такого состояния:

«Удивляло его (Нехлюдова) то, что Маслова не стыдилась своего положения — не арестантки (этого своего положения она стыдилась), а своего положения проститутки, — но как будто даже была довольна, почти гордилась им. А между тем это и не могло быть иначе. Всякому человеку для того, чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. И потому, каково бы ни было положение человека, он непременно составит себе такой взгляд на людскую жизнь вообще, при котором его деятельность будет казаться ему важною и хорошею… В продолжение десяти лет везде, где бы она ни была, начиная с Нехлюдова и старика-станового и кончая острожными надзирателями, видела, что все мужчины нуждались в ней. И потому весь мир представлялся ей собранием обуреваемых похотью людей, со всех сторон стороживших ее… Так понимала жизнь Маслова, и при таком понимании жизни она была не только не последний, а очень важный человек. И Маслова дорожила этим пониманием больше всего на свете. Чуя же, что Нехлюдов хочет вывести ее в другой мир, она противилась ему, предвидя, что в том мире, в который он привлекал ее, она должна будет потерять это свое место в жизни, дававшее ей уверенность и самоуважение» [265, с. 163].

Этим примером хотелось бы привлечь внимание к тому важному факту, что самоуважение определяется прежде всего системой поступков человека, его собственным жизненным опытом. Убеждения, приобретенные без затрат собственных усилий, только на слух, быстро оказываются лишенными всякой ценности, а человек — не способным к активному отстаиванию своих убеждений при столкновении с реальными жизненными трудностями.

Ш. А. Надирашвили [192] формулирует полезные рекомендации, которые следует принять во внимание, если в процессе общения возникает необходимость изменить жизненную позицию человека. Словесного разъяснения новой позиции, сообщения доказательств ее целесообразности часто совершенно недостаточно, необходимо побудить человека действовать в соответствии с этой позицией.

Для эффективного переориентирования нежелательно резко противопоставлять новую позицию старой, опирающейся на опыт, нецелесообразно также высказываться категорично о непригодности старой позиции. В таких случаях неминуем негативный эффект: люди меняют свои отношения в направлении, противоположном желательному. Это явление в психологии именуется эффектом контраста. Воздействия следует реализовывать в форме последовательных шагов с перерывами. Каждый шаг должен приводить к частичному изменению позиции, а перерыв — способствовать тому, чтобы человек ощутил новую, измененную позицию как свою собственную. Частичное изменение воспринимается легче, чем кардинальное, оно даже может не осознаваться. Это явление в психологии называется эффектом ассимиляции. Большое значение имеет то, от кого исходит данное воздействие. Было установлено, что желательное влияние могут оказать на нас те люди, к которым у нас возникло положительное отношение. Люди, к которым мы относимся отрицательно, вырабатывают у нас отношение, противоположное тому, которое они пытаются создать.

Самооценка и уровень притязаний, определяя душевное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Однако, как показали исследования, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно — в сторону их понижения. Для необходимой коррекции самоуважения следует в первую очередь изменять именно систему поступков, и тогда на этой новой базе становится возможным и изменение мировоззрения, обобщаемое и проясняемое словесными формулами. Только включение человека в новую деятельность может привести к радикальному сдвигу в самооценке.

Значение психологических утверждений | Майкл Роберт Кадитц

Согласно теории верификации значения, предложение имеет смысл тогда и только тогда, когда оно имеет набор возможных условий верификации, то есть набор наблюдаемых физических условий, которые, если бы они присутствовали, оправдали бы утверждают, что это утверждение верно (Lycan 99). Если все условия верификации, которые сделали бы утверждение верным, присутствуют (Гемпель 18), было бы оправдано полагать, что утверждение верно. В противном случае утверждение, скорее всего, ложно[1]. если там — это отсутствие условий проверки, то утверждение — просто бессмысленное «псевдоутверждение» (Гемпель 17). В этой статье я рассмотрю подмножество пропозициональных утверждений, а именно те, которые касаются психологических состояний. Я утверждаю, что по крайней мере в отношении психологических утверждений теория верификации верна. Я буду называть теорию верификации, когда она применяется к психологическим [2] утверждениям, логическим бихевиоризмом .[3]

Примером (непсихологического) пропозиционального утверждения является: «В стакане есть вода». ». В набор условий проверки входят: наличие внутри стакана прозрачного жидкого вещества; если кто-то кладет вещество в рот, это на вкус как вода; и если бы был проведен химический анализ вещества в стакане, результат теста соответствовал бы химическому составу воды. Оправданно делать выводы о результатах предполагаемого химического испытания, а также о статусе других условий проверки (без соблюдения каждого из них) из-за силы первоначальных наблюдений (а именно, зрения и вкуса) [ 4]. Если вещество в стакане выглядит и имеет вкус воды, то есть основания утверждать, что в стакане есть вода.

С другой стороны, непроверяемое предложение бессмысленно. Нет никаких условий проверки «Бог любит меня», потому что нет ни известных, ни разумно предсказуемых методов наблюдения ни за Богом, ни за любовью; таким образом, нет никакого способа определить истинность или ложность такого утверждения. И, как мы увидим, психологические состояния также были бы не поддающимися проверке, если бы мы не могли составить список наблюдаемых физических состояний, которые, как мы ожидали бы, будут присутствовать, если бы это психологическое состояние существовало.

Теперь важно отметить, что логический бихевиоризм прощает по крайней мере в двух отношениях. Во-первых, как упоминалось выше, не обязательно соблюдать все условия проверки. Скорее, они могут быть выведены из существования одного или нескольких оставшихся условий проверки. Во-вторых, условия верификации могут включать те, которые стали разумно наблюдаемыми благодаря ожидаемым улучшениям в технологии расширения смысла. Например, хотя существование жизни на Европе, спутнике Юпитера, сегодня не поддается проверке, утверждение «Жизнь на Европе есть» имеет смысл, поскольку оно вполне может быть подтверждено в будущем[5].

Теперь давайте рассмотрим утверждения о психологических состояниях. Что означает такое утверждение, как «Джон смущен»? Согласно логическому бихевиоризму, это утверждение имеет смысл только в отношении его наблюдаемых условий верификации. Однако, к сожалению, «смущение», если бы оно было нефизическим явлением, было бы не более наблюдаемым, чем «Бог» или «любовь». Из-за проблемы других умов (Серл 12–14) нет возможности испытать квалиа от первого лица (что значит чувствовать смущение) другого человека.

Более того, описания лицом своих личных переживаний могут не быть надежным доказательством для вывода о характере этих переживаний в контексте общественного значения. Кажется, не существует определенного способа сопоставить мой личный опыт, когда я описываю его как «смущение», с личным опытом другого человека, когда он описывает его таким же образом (как «смущение»). Эта проблема проясняется с помощью мысленного эксперимента с инвертированным спектром, который показывает, что вполне правдоподобно, что когда люди описывают восприятие обычным образом, в данном случае описания цвета объектов, и, таким образом, верят, что они согласны в отношении свойств вещей, которыми они являются. наблюдая — они на самом деле имеют различные переживания. Сценарий, представленный Нилом Кэмпбеллом, предполагает, что Джейн и Анна, два дизайнера интерьера, реагируют одинаково, несмотря на то, что каждому представлен объект разного цвета. Когда Джейн смотрит на красный предмет, у нее возникает такое же ощущение, как у Анны, когда Анна смотрит на зеленый предмет. Глядя на один и тот же объект, Джейн и Анна восклицают: «Красный!» но имеют различный опыт (92–93). Описания эмоциональных состояний могут варьироваться от одного человека к другому.

Смущение, рассматриваемое как личное эмоциональное состояние, кажется не поддающимся проверке, и, таким образом, заявления о «смущении» другого человека становятся бессмысленными. Однако смысл таких психологических заявлений можно спасти, если существуют публично наблюдаемые физические условия, которые, как ожидается, будут присутствовать, если заявленная эмоция существует. Действительно, может быть. Например, с момента смущения per se , поскольку нефизическое и ненаблюдаемое состояние бессмысленно, мы можем сказать, что смущение имеет смысл, если существуют наблюдаемые условия , которые покажут, что оно существует, например, красное лицо, наклоненная голова, тишина, и другие условия. [6] Если мы наблюдаем некоторые из этих условий у Джона, мы можем сделать вывод о статусе других условий проверки и обоснованно заявить, что Джон смущен.

Мы можем видеть доказательства того, что теория проверки психологических утверждений имеет смысл, если мы признаем, что состояния разума являются биологическими. Отождествляются ли они с состояниями мозга (как утверждают редукционистские теории разума) или возникающими биологическими процессами, вполне вероятно, что когда-нибудь технологии позволят нам идентифицировать эмоции по сканам мозга. Следовательно, мозг Джона находится в наблюдаемом состоянии 9.0003 x — это условие проверки смущения — действительно, состояние мозга x — вместе с красным лицом, наклоненной головой и тишиной — это смысл утверждения о том, что Джон смущен. Сканирование мозга может быть недоступно сейчас, но мы можем обоснованно сделать вывод о его результате на основании других наблюдаемых условий и правдоподобия того, что сканирование мозга будет доступно в будущем. Более того, если кто-то считает, что психологические состояния тождественны состояниям мозга, то было бы ошибкой отрицать логический бихевиоризм, потому что это было бы внутренне противоречивым, поскольку в этом не было бы ничего 9 .0003 другие , чем состояния мозга, с помощью которых можно проверить заявления о психологических состояниях. Если ментальные состояния идентичны физическим состояниям мозга, то состояния мозга являются условиями проверки именно потому, что сделать утверждение о психологическом состоянии — это не что иное, как сделать утверждение о физическом состоянии мозга. Было бы ошибкой думать о заявленных психологических состояниях как о причинах физических симптомов, а не как о личных способах описания физических состояний от первого лица сами .

Для тех скептиков, которые не хотят признать, что психологические состояния идентичны физическим состояниям, обратите внимание на это. Хорошо известно, что тревога связана с учащенным поверхностным дыханием. Логический бихевиорист сказал бы, что значение тревоги — это (как одно из нескольких поддающихся проверке состояний) быстрое поверхностное дыхание. Будучи скептиком логического бихевиоризма, можно было бы сказать, что учащенное поверхностное дыхание — это всего лишь симптом .0004 отдельного психического состояния, а именно тревоги, — это не сама тревога. Но также общеизвестно, что преднамеренное замедление и углубление дыхания часто является эффективным методом уменьшения беспокойства. Я предполагаю, что маловероятно, что изменение простого симптома состояния изменит само состояние, если состояние и его симптом действительно являются двумя разными вещами. Более правдоподобно, что тревога и ее «симптом» — это одно и то же. Мнение «у меня беспокойство, и оно вызывает учащенное поверхностное дыхание» является ошибочным, потому что учащенное поверхностное дыхание — это , означает «беспокойство». Замедляя дыхание, человек избавляется от самого беспокойства. От первого лица описание состояния звучит как высказывание: «Я чувствую тревогу». Но поскольку чувство публично не наблюдается, мы ищем публично наблюдаемые признаки беспокойства, такие как учащенное поверхностное дыхание. Так говорит логический бихевиоризм, и это кажется вполне разумным.

Позвольте мне обратиться к возможному возражению против логического бихевиоризма — к логической ошибке подтверждает последующее : «Если Джон смущен, то лицо Джона красное, голова опущена, и он спокоен. Лицо Джона красное, голова опущена, и он молчит. Поэтому Джон смущен». Это заблуждение, потому что те же условия могут относиться и к другим состояниям, кроме смущения. Но мой ответ таков: как только технологии позволят нам напрямую наблюдать за физическими состояниями мозга, мы сможем составить полный и окончательный список условий проверки психологических состояний, так что мы сможем биусловные утверждения , например, « Если и только если Джон смущен, то лицо Джона красное, голова опущена, он спокоен, и сканирование его мозга показывает x». Тогда следующие утверждения дополнят действительный аргумент и, таким образом, преодолеют возражение: «Лицо Джона красное, голова опущена, он спокоен, а сканирование его мозга показывает x. Поэтому Джон смущен .

Логическим бихевиористам нет нужды отрицать существование психических состояний. Им просто нужно указать, что утверждения о ментальных состояниях получают смысл только при наблюдении условий, которые, как ожидается, будут присутствовать, если такие состояния существуют. Поскольку нельзя наблюдать, как он себя чувствует другому человеку находиться в таком состоянии, у человека нет иного выбора, кроме как наблюдать общедоступные условия, которые сопровождают эти состояния — или, если принять теорию тождества разума и тела — идентичны этим состояниям. К счастью, такие общедоступные условия часто доступны. С развитием технологий, позволяющих наблюдать за мозгом, в будущем, вероятно, станут доступны дополнительные условия проверки психических состояний. В совокупности доступность публично наблюдаемых условий верификации и недоступность частных психических переживаний как объектов публичного изучения делают логический бихевиоризм правильной теорией для оценки психологических утверждений.

Процитированные работы

Кэмпбелл, Нил. Краткое введение в философию разума . Питерборо: Broadview Press Ltd., 2005. Книга.

Хемпель, Карл Г. «Логический анализ психологии». Блок, Нед. чтения по философии психологии . Издательство Гарвардского университета, 1980. Печать.

Ликан, Уильям Г. Философия языка: современное введение . 2-е изд. Нью-Йорк: Рутледж, 2008. Печать.

Сирл, Джон Р. Разум: краткое введение . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004. Печать.

Стэнфордская философская энциклопедия. «Венский круг». 2016. Стэнфордская философская энциклопедия. Интернет. .

[1] Вера в ложность утверждения также может быть оправдана наличием условий фальсификации (Lycan 99).

[2] Я использую психических состояния и психологических состояния взаимозаменяемо.

[3] Также известен как аналитический бихевиоризм и философский бихевиоризм .

[4] Согласно Хемпелю, «. . . проверяются только некоторые из проверочных предложений, а затем делается вывод, что и остальные тоже получаются» (18).

[5] Внутри Венского кружка возникло движение за либерализацию требований проверки (Стэнфордская философская энциклопедия).

[6] Является ли чей-то ответ на вопрос «Вы чувствуете смущение» условием подтверждения смущения? Я бы сказал, что это не так, потому что кому-то стало неловко май не хочу в этом признаваться. Таким образом, ответ человека на вопрос не является надежным показателем. Более того, переживание смущения не влечет за собой словесного признания.

Как поведенческая психология решает современные страховые претензии

Как поведенческая психология решает современные страховые претензии

if($blog_url){?> }?>

Домены

Попробуйте: Insurtech, разработка приложений

Все

Мантра

Разработка приложения

Опыт клиентов

Инсуртех

Цифровое здоровье

Страхование

Глубокие технологии

Эдтех(5)

События(34)

Интервью(10)

Жизнь@мантра(11)

Логистика(3)

Стратегия(14)

Тестирование(8)

Андроид(46)

Бэкенд(29)

Отдел разработки(3)

Корпоративное решение(22)

Фронтенд(28)

iOS(41)

Javascript(14)

АгроТех(1)

Дополненная реальность(18)

Путешествие клиента(12)

Дизайн(19)

Пользовательский опыт(40)

ИИ в страховании(31)

Инсуртех(59)

Инновационный продукт(37)

Решения(15)

Электронное здравоохранение(3)

Медицинские технологии(9)

Мобильное здоровье(3)

Телемедицина(1)

Телемедицина(3)

Искусственный интеллект(112)

Биткойн(7)

Блокчейн(19)

Когнитивные вычисления(7)

Компьютерное зрение(8)

Наука о данных(14)

Финтех(45)

Банковское дело(1)

Интеллектуальная автоматизация(26)

Машинное обучение(46)

Обработка естественного языка(13)

Поделись

Человеческое поведение трудно предсказать по своей природе и в основном иррационально. На самом деле, эту иррациональность часто упускают из виду, потому что она не дает осмысленного понимания или моделей, лежащих в основе наших мотиваций.

В начале 70-х американский израильско-американский экономист Даниэль Канеман поставил под сомнение предположение о том, что люди ведут себя рационально при принятии финансовых решений. В его исследовании изучались основы того, как люди справляются с рисками и проявляют предвзятость при принятии экономических решений. Позже ему будет присуждена Нобелевская премия за его новаторскую работу, которая заложила основу для совершенно новой области исследований под названием 9.0003 Поведенческая экономика

.

Стандартная экономика предполагает, что люди ведут себя рационально, тогда как поведенческая экономика учитывает человеческую иррациональность в процессе покупки.

Наряду с другим научным подходом к изучению естественного человеческого поведения (наукой о поведении) обе эти области на раннем этапе стали особенно полезными для финансовой индустрии. Понимая глубоко укоренившиеся мотивы, лежащие в основе выбора людей, можно спланировать конкретное взаимодействие, чтобы повлиять на поведение человека, также известное как 9.0003 поведенческое вмешательство .

Находя значимые закономерности в больших данных, которые обычно выполняет специалист по данным, предприятия могут использовать аналитику и поведенческую психологию клиентов. Результаты этих идей могут помочь владельцам бизнеса узнать об истинных чувствах клиентов, изучить поведенческие стратегии ценообразования, разработать новые впечатления и удержать более лояльных покупателей. Вот почему

ученых-бихевиористов стали очень востребованными за последнее десятилетие.

Становление специалиста по поведению

Возьмем, к примеру, Дэна Ариэли, профессора психологии и поведенческой экономики в Университете Дьюка, а также главного специалиста по поведению в Lemonade — крупнейшей в мире Insurtech. Ариели отмечает, что человеческое поведение «предсказуемо иррационально» и постоянно демонстрирует «саморазрушающие» характеристики. Для многих организаций изучение такого поведения имеет большое значение для поощрения позитивных, предотвращения нечестности и улучшения лежащих в основе отношений.

Раздел «Предотвратить нечестность» особенно полезен для страховых компаний. Для бизнеса, который в основном имеет дело как с людьми, так и с риском, страхование бесконечно страдает от мошенничества. Убытки от страхового мошенничества только в 2019 году оценивались примерно в 80 миллиардов долларов. С другой стороны, случаи законных требований иногда могут быть упущены из виду из-за отсутствия доказательств или нюансов в более мелких деталях полиса.

Для борьбы с мошенничеством в процессе рассмотрения претензий Ариэли добавила простое соглашение о «залоге честности» перед началом процесса уведомления о претензиях. Клиент подписывает цифровое обязательство, а затем его просят записать короткое видео, объясняющее инцидент, в связи с которым он запрашивает претензию.

Этот процесс кажется наивным, но он подкреплен массой данных и научных данных — побочным продуктом десятилетий исследовательской работы в области психологии и поведенческой экономики.

Итак, как претензии управляются наукой о данных?
Как страховщики добиваются честности от своих клиентов?
Ответ: заполнение .

Принудив к обещанию честности, Lemonade смогла снизить вероятность предъявления мошеннических требований. Другими словами, клиентам было труднее лгать. Гипотеза, которая работает: Не вините людей в ошибках в принятии решений, это на разработчиков системы .

После того, как клиент закончил свою видеозапись, Lemonade запустил 18 алгоритмов защиты от мошенничества, чтобы проверить его достоверность, и платеж был произведен в течение нескольких секунд.

Изучение поведения в страховании

Работа над поведением основана на серьезных научных исследованиях, в ходе которых выявляются аспекты, влияющие на процесс покупки. «Подталкивание» — прекрасный пример поведенческого прайминга на работе. Теория подталкивания (концепция в науке о поведении) определяет методы положительного подкрепления как способы повлиять на поведение человека и, в конечном итоге, на принятие им решений.

Например, согласно исследованию, опубликованному в Журнале маркетинговых исследований, испытуемые, которым показывали изображение их лиц в возрасте, выделяли вдвое больше суммы на свои пенсионные сбережения по сравнению с людьми, которым показывали изображения их нынешнего молодого себя. .

В данном случае метод «подталкивания» оказался эффективным для управления поведением при планировании выхода на пенсию в тестовой группе.


Источник: Центр финансовой доступности

Поведенческая экономика также утверждает, что, начав что-то делать, вы, скорее всего, продолжите это делать. Вот как Netflix использует тонкие подсказки на своей платформе, где после каждого эпизода появляется подсказка, хотите ли вы продолжить просмотр шоу.

Получение новой ценности

Подразделение поведенческих исследований Swiss Re выделяет пять перспективных областей, в которых поведенческая экономика может создать новую ценность для страховщиков.

Цифровые предприятия постепенно осознают ограничения человеческих и машинных систем без какого-либо реального интеллекта или вычислительной мощности. Между человеческими ошибками и проблемами масштабируемости традиционных технологий требуется новый механизм для лучшего обучения и адаптации.

Вмешательство поведенческих наук в страхование может помочь перевозчикам согласовать свои стратегии с истинными потребностями своих клиентов. Правильное поведенческое вмешательство, основанное на выводах, полученных с помощью передовых моделей машинного обучения, может привести к изменениям в реальном поведении спроса на страховые услуги, которые точно соответствуют эталонной модели.

Читайте также – чем будет отличаться InsurTech после 2020 года ?

Ценные знания в вашем почтовом ящике

Следующий пост

Поделись

«Вы можете сделать это только один раз, но вы можете делать это лучше столько раз, сколько вам нужно»

Клиенты редко приходят в дизайнерскую фирму с подробной дорожной картой проекта. Вместо этого у них есть смутное представление о том, что им нужно — сделать это эффектно, привнести вау-эффект, сделать так, чтобы это хорошо выглядело и так далее. В таких случаях главная задача дизайнера — проникнуть в головы клиентов и создать вещи именно так, как они хотят, чтобы продукт выглядел, даже если сами клиенты этого не понимают.

Лучший способ убедиться, что ваш дизайн идеально подходит, — это работать поэтапно. Это позволяет нам создать решение, которое удовлетворяет клиента и отвечает потребностям заказчика.

Итерация, самая фундаментальная концепция дизайна

В своей основной форме итерация — это просто серия шагов, которые вы каждый раз повторяете, настраивая и улучшая свой продукт. С каждым повторением итерация стремится немного приблизиться к оптимальной ситуации. Как дизайнеры, мы всегда стремимся улучшить текущий подход к проектированию, и именно здесь нам пригодится итеративный процесс проектирования.

Итеративный процесс проектирования можно рассматривать как непрерывный цикл прототипирования, тестирования, внесения корректировок и уточнений — это непрерывный постепенный процесс, ведущий к наилучшему результату.

Версия Apple.com 1997 года. Версия Apple.com 2022 года. тенденции дизайна и в ответ на отзывы пользователей.

Что можно и чего нельзя делать при проектировании Итерация

  1. Делать: терпеть неудачи быстрее
    Методом проб и ошибок научитесь тому, чего не следует делать, даже если вы не попадаете в цель, приняв менталитет «проваливаться быстрее». Поскольку неудача неизбежна, лучше разобраться с ней как можно скорее, не забывая при этом о том, чему можно научиться.
  1. Делайте: будьте гибкими
    Методологии проектирования по-прежнему допускают некоторую гибкость, даже несмотря на то, что они имеют строгие правила, помогающие нам выражать нашу творческую свободу, не затрачивая слишком много времени на каждую итерацию. В конце концов, мы должны выбрать, какие возможности расставить по приоритетам в первую очередь, когда повторять или тестировать больше, и сколько параллельных итерационных процессов проектирования должно выполняться одновременно.

    Этот выбор в значительной степени основан на интуиции и опыте с использованием любых данных и исследований, которые могут быть доступны.

  2. Делать: работать асинхронно
    Используя все ресурсы (инструменты, товарищей по команде и т. д.), выполнять задачи как можно быстрее, позволяя другим дизайнерам параллельно работать над несвязанными аспектами продукта, а разработчикам — приступать к проверке решения на практике. Выполняя оба эти условия, время обработки продукта будет значительно сокращено.
  1. Делать: сотрудничать и слушать
    Какой вопрос необходимо решить? Какая версия лучшая? Тестируемый прототип готов? Что означают все эти комментарии? Мы уверены в своей способности ответить на эти вопросы благодаря уникальному опыту и новым перспективам, которые могут предложить наши партнеры по совместной работе.
  1. Не пытайтесь решить все
    Избегайте попыток решить новые проблемы после того, как выбрана проблема, которую мы решаем в процессе итерации проектирования. Несмотря на то, что часто можно найти области, которые можно улучшить (во время тестирования или наблюдения), запишите их, поскольку они могут стать отличной отправной точкой для последующих итераций.

    Мы не можем измерить эффект, который итерации дизайна оказывают на ключевые показатели, если мы допускаем расползание области действия.

Преимущества итерации в проектировании

  1. Это экономит ресурсы
    Потому что процессы итеративного проектирования часто дают нам отзывы пользователей (или, по крайней мере, отзывы заинтересованных сторон), что побуждает нас двигаться вперед в стабильном темпе , они почти всегда экономят больше всего времени.

    Положительная обратная связь может помочь нам понять, что мы движемся в правильном направлении, а отрицательная обратная связь может помочь нам понять, когда мы движемся в неправильном направлении, поэтому мы всегда движемся вперед и никогда не теряем драгоценного времени.

    Без какой-либо обратной связи мы рискуем добежать до финиша только для того, чтобы проиграть, потратив впустую много времени и пропускной способности. Итерация дизайна также является наиболее экономичным выбором, поскольку время — деньги.

  1. Облегчает совместную работу
    Здоровому сотрудничеству способствует итеративный процесс проектирования, поскольку он дает заинтересованным сторонам возможность оставить отзыв и даже поделиться своими идеями. Это дает нам информацию, которую мы не узнали бы сами, потому что мы можем видеть вещи только со своей точки зрения.
  1. Удовлетворяет реальные потребности пользователей
    Дизайнеры склонны работать в одиночку, если они не следуют методичному процессу итерации (особенно такому, который включает совместную работу). Изоляция делает нас чрезмерно самосозерцательными, что заставляет нас делать поспешные выводы и заниматься контрпродуктивными перфекционистскими тенденциями.

    Но использование итеративного процесса проектирования гарантирует, что мы по-прежнему сосредоточены на потребностях пользователей и делаем выбор на основе их входных данных. Кроме того, нам помогает отдавать приоритет следующему лучшему методу улучшения дизайна, а не концентрироваться на случайных.

  1. Облегчает регулярные обновления
    Вместо того, чтобы просто сбрасывать конечный результат заинтересованным сторонам и держать их в неведении до тех пор, итеративный процесс проектирования позволяет нам регулярно информировать их о статусе проекта.

    Это означает, что разработчики могут начать работу даже во время разработки дизайна, что особенно удобно для разработчиков.

В заключение

Дизайнеры могут быстро создавать и тестировать идеи благодаря итеративному дизайну. Те, которые кажутся многообещающими, можно быстро повторять, пока они не приобретут достаточную форму для разработки, в то время как от тех, которые не обещают, можно сразу отказаться.