Проблемы работы с одаренными детьми в школе: Проблемы одаренных детей и как их решить в условиях общеобразовательной школы — Работа с одаренными детьми — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Работа с одаренными детьми: проблемы и перспективы

 

МКОУ «Ситниковская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение по теме: «Работа с одарёнными дети: проблемы и перспективы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение подготовил: Серый А.А-учитель химии

 

 

 

 

с. Ситниково 2018

 

Одаренность человека — это маленький росточек, едва про­клюнувшийся из земли и тре­бующий к себе огромного вни­мания.

Необходимо холить и ле­леять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вы­рос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около двух процентов.

Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность.

3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким — либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Формы выявления одаренных детей:
— наблюдение;
— общение с родителями;
— работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
— олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции  


Проблема выявления одаренных детей

Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не мене 15–25% от общей популяции. Что же происходит с одаренными детьми в современной школе? Ведь, если считать, что по крайней мере от 1 до 25% учащихся в нашей школе являются одаренными, то где же они? Измерение уровня развития ребенка с помощью существующих тестов не дает гарантии, что мы не проглядели одаренного ребенка.

Кроме того, часто за основной признак одаренности принимается высокий уровень интеллектуального развития. Если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь?

Оказывается, выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. По данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.

Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно учиться не обладают, и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше учебного материала и потруднее), который используют в учебном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в старших классах.

На этапе поступления ребенка в школу, важной задачей является не только определения уровня готовности к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.

Весьма важной составляющей считается психологическая подготовка учителей начальной школы к организации учебной и воспитательной работы с одаренными и талантливыми детьми, особенно если оно проходит в условиях не дифференцированного класса.              Совместно с родителями, учитель должен поддерживать одаренного ребенка в реализации его таланта, интересов в школе и семье. Уроки творческого развития желательно проводить для всех детей, но одаренным детям они просто необходимы, так как творческая деятельность является их естественной и насущной потребностью.

В основной школе (5-9 классы) ведущей целью становится обеспечение возможностей всестороннего развития интересов, самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества. Выявление и развитие творческих возможностей, профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических и других сфер деятельности должно сочетаться с разработкой индивидуальных программ развития и помощи в профессиональной ориентации.

Для этого в школе созданы научные общества, кружки по интересам, клубы и т.д., которые позволяют обеспечить широкий диапазон выбора и спектр развития подростка. Существенное значение имеет организация системы индивидуальных психологических консультаций, для подростков, учителей и родителей.

Средняя школа (10-11 классы) призвана обеспечить развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения. Основной целью на этом этапе возрастного развития выступает развитие творческих способностей старшеклассников в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Выявления одаренных и талантливых школьников может осуществлять по итогам конкурсов, олимпиад.                                                                                                                Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе на всех этапах обучения.

 Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения.

Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются индивидуальные планы работы с одаренными учащимися по отдельным предметам. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися рекомендуем учителям использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому планы индивидуальной работы по отдельным предметам для одаренных учащихся ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Формы работы с одаренными учащимися.

— тематические и проблемные мини-курсы;

— «мозговые штурмы» во всех вариантах;

— развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов;

— творческие мастерские;

— кружки по интересам;

— конкурсы;

— интеллектуальный марафон;

— участие в предметных олимпиадах всех уровней олимпиадах;

— работа по индивидуальным планам;

— научно-исследовательские конференции;

— общешкольная конференция достижений учащихся;

— творческие отчеты учителей из опыта работы с высокомотивированными и одаренными детьми;

— творческие отчеты кружков и спортивных секций;

— тематические конкурсы, выставки;

— научно-исследовательская и проектная деятельность;

— мониторинг динамики развития.

. Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими. Это позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы в работе с одаренными учащимися.
  3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе.
  4. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
  5. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.


Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми

Проблема подготовки учителей для работы с одаренными детьми рассматривается как одна из важнейших. Среди качеств, необходимых учителю одаренных детей, выделяют следующие: чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллектуального развития, оптимистичное отношение к действительности, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость учителя, эмоциональную стабильность.

Требования, которые предъявляются к учителю одаренных детей:

Учитель должен быть:

— увлечен своим делом;

— способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

— проводником передовых педагогических технологий;

— доброжелательным и чутким;

— знать, чувствовать потребности и интересы детей, разбираться в психологических особенностях одаренных детей;

— наличие позитивного педагогического опыта работы;

— иметь широкий круг интересов и умений;

— иметь живой и активный характер, быть оптимистом и жизнелюбом, обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму;

— иметь творческие возможности, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия.

Задача учителя — научить ребенка творчеству, самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренной ученик сам способен себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.

Забота о развитии одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальном развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл.

Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. Но в то же время, чем выше уровень достижений, тем шире и глубже у многих из этих детей диапазон собственных переживаний, тем больший груз собственных проблем ложится на их плечи и тем труднее им прожить без психологических потерь свое детство.

Одаренность – это не только дар, но и испытание для ученика. Ясно также и то, что одаренный ученик – это тоже дар и испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень профессионального сознания и личностного становления.

Рекомендации учителям

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
  • Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний .
  • Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности.  Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которому стремится учитель.
  • Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.

 

 

 

Я как начинающий учитель, хотел чтобы учащиеся школы проявляли интерес к моему предмету, разработал рабочую программу по курсу : « Химия вокруг нас» и веду занятия в 8 классе в рамках внеурочной деятельности. На занятиях с учащимися мы проводим опыты, что очень заинтересовыет учащихся, они охотнее приходят ко мне на уроки, уже выделились несколько учеников, которые я надеюсь продолжат более глубже изучать химию. Во всяком случае я буду стараться им в этом помочь.

 

 


 Список литературы:

1.Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. — №3. – 2005. — с. 157

2.Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. — №4. – 2007. – с. 2 – 3

3.Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. — №4. – 2007. – с. 106

Интернет-ресурсы:

1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»                04 февраля 2010 г. Пр-271   http://www.mon.gov.ru/

2. Положение о работе с одарёнными детьми.www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc

3. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей    http://www.effecton.ru/762.html

4. «Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленскойhttp://www.edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc

 

 

Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности

Одарённый ребёнок — это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.

Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 — 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Проявления — симптоматика данного хода развития весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается к ребёнку дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. — могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем — это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых детей. Одарённость — это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.

Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

  • трудности в нахождении близких по духу друзей;

  • проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;

  • проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

  • очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;

  • диссинхромия развития [1] как причина потери мотивации к учёбе.

Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.

Система создана на основе индивидуальных, учебно-воспитательных планов работы с одарёнными детьми. Она содержит оптимально выявленные технологии социально-педагогической деятельности, к которым можно отнести; консультацию родителей и учителей по поводу организации отдыха и рабочего места одарённого ребёнка, проведение социальным педагогом-психологом беседы на тему «Нормальное восприятие детской одарённости», наблюдение за родителями одарённого ребенка и за ним [2], организацию проведения психологом психокоррекционной работы с самим ребёнком.

Диссинхромия — неравномерность в развитии различных способностей ребёнка.

Данная система в практической деятельности может быть изменена и дополнена.

типов поведенческих проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети

Проблемы, с которыми могут столкнуться одаренные ученики, могут удивить тех, кто верит в миф о том, что им не нужна помощь и что они справятся сами. У одаренных детей мозг по-другому устроен, что делает их уникальными по сравнению с их нейротипичными сверстниками. В то время как большинство людей думают об одаренности только с точки зрения учебы, одаренность также относится к социальному и эмоциональному развитию ребенка. В то время как все дети должны идти по ухабистой дороге формирования идентичности и социальной принадлежности, одаренные дети могут испытывать эти проблемы по-другому и более интенсивно по мере своего развития и взросления. Чтобы помочь родителям и преподавателям справиться с типичным поведением одаренных детей и эмоциональными проблемами, вот список некоторых из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются одаренные учащиеся, а также советы о том, как помочь учащимся справиться с этими проблемами.

Некоторые из наиболее распространенных проблемных областей у одаренных детей включают следующее:

  • Чувствительность и сверхвозбудимость
  • Социальные навыки
  • Перфекционизм
  • Я-концепция

Чувствительность и повышенная возбудимость

Исследования показали, что у одаренных учащихся повышенная чувствительность и развитая эмоциональная обработка. Эти способности часто помещаются в рамки концепции повышенной возбудимости Домбровского, которая описывает повышенную чувствительность и интенсивность у одаренных детей в психомоторной (избыток энергии и движений), чувственной (острое обоняние, осязание и т. д.), эмоциональной ( богатый внутренний опыт), интеллектуальный (любознательность и поиск знаний) и воображаемый (живое воображение). Из-за этих уникальных характеристик у одаренных детей могут возникать неблагоприятные реакции на интенсивные раздражители, которые на первый взгляд могут выглядеть как проблемное поведение. Например, проницательный ребенок может увидеть в новостях что-то, что его пугает, и отказаться спать ночью в одиночестве. Дети с повышенной возбудимостью в интеллектуальной и психомоторной сфере могут быть не в состоянии усидеть на месте за партой и перебивать учителя вопросами. Сенсорная или эмоциональная чувствительность может способствовать целому ряду чувств, таких как разочарование или печаль, а также множеству проблем с поведением одаренных, таких как отыгрывание или уход в себя. Понимание того, как чрезмерная возбудимость или чувствительность проявляются у вашего ребенка, может помочь родителям найти подходящие решения для проблемного поведения.

Социальные навыки

Как отмечает Нэнси Робинсон, многие совершают ошибку, полагая, что одаренные дети по своей природе неуклюжи и плохо умеют общаться, что просто неверно. Проблемы с общением у одаренных детей часто связаны с их асинхронностью и образовательной средой. Асинхронность или неравномерное развитие часто считается основной чертой одаренности. Эти учащиеся могут быть студенческого возраста в интеллектуальном плане, но им все еще 12 лет с точки зрения их социальных навыков. В результате может быть трудно завести друзей, которые разделяют их интересы, или трудно понять, как должным образом выразить себя в групповой обстановке. В зависимости от образовательной среды эти дети могут быть отмечены проблемным поведением, таким как властность, снобизм, антиобщественность и т. д. Их трудности с заведением друзей в классе могут не иметь ничего общего с их способностью или желанием общаться, а вместо этого быть результат отсутствия единомышленников, с которыми они могли бы установить связь. Когда дело доходит до дружбы одаренных, существует заметное несоответствие между одноклассниками или ровесниками и кем-то, кого они считают настоящим сверстником.

Перфекционизм

Как мы писали в нашей статье «Воспитание одаренных детей: проблемы и советы», перфекционизм может выглядеть как обычное поведение, направленное на достижение высоких результатов, пока не начнет наносить ущерб благополучию ребенка. Дети-перфекционисты могут демонстрировать ряд сложных форм поведения, таких как соперничество с другими, достижения за счет общения или избегание деятельности, в которой, как они боятся, они потерпят неудачу. Перфекционизм часто связан с чувством собственного достоинства, когда одаренный ребенок или окружающие его люди ожидают, что они будут одаренными все время, во всех предметах. Хотя ведутся споры о том, бывает ли перфекционизм как хорошим, так и плохим разновидностями, проблема многих одаренных учеников заключается в том, что это давление, направленное на то, чтобы быть совершенными, происходит из-за их неспособности видеть себя за пределами своей роли «умного ученика» в классе. Одаренным детям следует часто напоминать, что их ценность основывается не только на их оценках или успеваемости.

Я-концепция

Я-концепция — еще одна из наиболее распространенных проблем одаренных. Одаренные дети достигают многих вех в подростковом возрасте раньше, чем их сверстники, но могут испытывать трудности с формированием здоровой концепции я в критические периоды формирования личности. В то время как родители являются основным способом, с помощью которого дети узнают о себе, негативный опыт в школе и со сверстниками может пагубно повлиять на то, как одаренный ребенок видит себя. Если ребенок чувствует, что его не поддерживают и не принимают в школе, у него может развиться заниженная самооценка , и он почувствует, что его одаренность отчуждает его. Низкая самооценка может способствовать широкому спектру эмоциональных проблем, включая тревогу и депрессию. Хотя одаренные дети могут быть не более подвержены тревоге и депрессии по сравнению со своими сверстниками, согласно исследованию Трейси Кросс и других, их уникальные интеллектуальные способности могут способствовать острому переживанию тревоги/депрессии.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок страдает от беспокойства, депрессии или любой из проблем, описанных выше, возможно, пришло время обратиться за советом к друзьям, которым вы доверяете, или обратиться к талантливому терапевту.

К счастью, то, что хорошо работает для интеллектуального развития одаренного ребенка, может также помочь предотвратить эти одаренные эмоциональные и поведенческие проблемы. Поиск кого-то, кто проверит вашего ребенка на одаренность, особенно при использовании индивидуальных инструментов оценки, может помочь выявить проблемы с сенсорной обработкой, чтобы родители и педагоги могли сотрудничать, чтобы предоставить соответствующие приспособления. Одаренная идентификация может также помочь семьям получить доступ к специальным программам, чтобы поддержать их развитие или выступить за ускоренное обучение. Использование методов ускорения, таких как группировка способностей или пропуск оценок, может предоставить учащимся интеллектуальных сверстников, которые понимают их и хотят взаимодействовать так же, как и они. Также может стать облегчением отсутствие ощущения, что они должны быть самыми умными детьми в классе. Эмоциональные и социальные преимущества акселерации подтверждаются выводами Усиленная нация . Поддержка интеллектуальных и социальных потребностей одаренных детей может способствовать более здоровому самоощущению и установке на рост, что позволит им оценить как свои сильные, так и слабые стороны.

Как Академия Дэвидсона помогает решить эти проблемы

Учебное сообщество Академии Дэвидсона занимается изучением, обсуждением и поддержкой социальных и эмоциональных потребностей учащихся. Социальное и эмоциональное развитие — это общешкольная философия, включенная в нашу учебную программу, мероприятия и мероприятия. Каждый член команды Davidson Academy — консультанты, сотрудники, учителя, родители и сами учащиеся — работают вместе, чтобы помочь нашим учащимся расти в социальном, эмоциональном и академическом плане. Наши сотрудники хорошо осведомлены и имеют опыт работы с уникальными потребностями глубоко одаренных студентов. Консультанты имеют возможность познакомиться со студентами и оказать поддержку на индивидуальной основе. Услуги включают, но не ограничиваются:

  • Регулярные встречи один на один со студентами
  • Самосознание и управление
  • Развитие в таких областях, как самозащита, тайм-менеджмент и навыки обучения
  • Осознанность и техники снятия стресса
  • Направления к внешним специалистам и ресурсы в местном сообществе по мере необходимости
  • Курсы по выбору, охватывающие соответствующие темы (например, жизненные навыки)

Группа обслуживания студентов (SST) Академии Дэвидсон тесно сотрудничает со студентами, родителями и преподавателями, чтобы помочь в создании и мониторинге Перспективного плана обучения (PLP) каждого студента. SST доступен для оказания помощи по вопросам образования или другим проблемам, которые могут возникнуть. Имея широкий спектр образования и опыта, SST может предложить множество различных точек зрения и решений для обучения наших студентов. Услуги поддержки включают в себя:

  • Связи с коллегами-консультантами (PAL):  Студенческие лидеры, которые общаются с преподавателями, сотрудниками и студентами для определения академических навыков, которые, возможно, необходимо развивать. Они работают со сверстниками на индивидуальных сеансах консультирования, чтобы провести мозговой штурм, разработать, изменить и реализовать стратегии, которые способствуют академическому прогрессу. PAL также предлагают презентации учебных навыков для всей школы.
  • Репетиторство по математике, письму, истории и мировому языку между преподавателями и учащимися и по принципу «равный-равному»
  • Оценка и развитие сильных сторон характера

Для получения дополнительной информации об Академии Дэвидсона посетите наши страницы «Студенческая жизнь» и «Профиль школы».

Прочтите дополнительную информацию о проблемном поведении и эмоциональных проблемах одаренных:

Поддержка эмоционального благополучия дома для одаренных и учащихся 2e | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)

Беспокойство, чувствительность и социальная борьба среди глубоко одаренных детей | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)

Дети преуспевают, если могут – Д-р Росс Грин — ОСНОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

4 способа уменьшить проблемы с поведением у одаренных учащихся (byrdseed.com)

Воспитание одаренных детей: задачи и советы | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)

Уязвимости высокоодаренных детей | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)

Помощь детям с ГТ в понимании своих эмоций с помощью эффективного эмоционального коучинга | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)

Общие причины проблем с поведением у детей – Институт детского разума

Одаренная дружба: ровесник против. Истинный пэр | Институт Дэвидсона (davidsongifted. org)

Кризис психического здоровья | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)

Одаренные дети: что вам следует знать | Институт Дэвидсона (davidsongifted.org)

Одаренные дети | Проблемы, проблемы, перфекционизм, проблемы с дружбой

Проблемы с самооценкой

Одаренность в учебе может заставить ребенка чувствовать себя не таким, как его сверстники, и даже может привести к тому, что над ним будут издеваться и он впадет в депрессию. Исследования показали, что чем более интеллектуально одаренный ребенок, тем выше риск социальных трудностей и несчастий. Важно следить за самооценкой вашего ребенка и работать с его учителем и школьным консультантом, если он действительно испытывает трудности. Негативные разговоры о себе и частые перепады настроения могут быть признаками проблем с самооценкой.

Совет: Найдите вид спорта или хобби, которые помогут вашему ребенку обрести уверенность в себе, почувствовать себя «обычным» ребенком и общаться со сверстниками через игру. Футбол, скейтбординг и хип-хоп — вот лишь несколько идей.

Вина

Некоторые одаренные дети чувствуют необходимость «отдавать взамен», потому что им так повезло, что у них есть собственные интеллектуальные способности. Помогать другим людям и делать добрые дела — это здорово, но если ваш ребенок начинает чувствовать себя виноватым из-за своей одаренности и перенапрягаться, поговорите с ним об этих чувствах. Помогите ему найти здоровый баланс между заботой о себе и своих обязанностях и добровольной помощью другим.

Совет: поощряйте вашего ребенка концентрировать свое «пожертвование», выбирая одну возможность или дело волонтера за учебный семестр — то, чем он больше всего увлечен.

Перфекционизм

Одаренные дети часто стремятся добиться высоких результатов во всех сферах своей жизни. Ваш ребенок может откладывать выполнение домашних заданий или школьных проектов или тратить на них много дополнительного времени из-за своего желания сделать все как надо. Кроме того, ваш ребенок может быть чрезвычайно одаренным в одних предметах, но средним в других, что также может подпитывать его перфекционизм во всем. Стремление сделать все идеально отнимает много времени, утомительно и даже вредно для здоровья. Перфекционизм связан с болями в животе, расстройствами пищевого поведения и обсессивно-компульсивными расстройствами личности.

Совет: ребёнку помладше не следует исправлять каждую маленькую грамматическую или фактическую ошибку, которую он делает, и напоминайте ему о том, что нужно быть поосторожнее с собой, когда проявляется его перфекционизм.

Ребенку постарше помогите установить некоторые основные цели и рекомендации для успешного школьного проекта или отчитаться перед тем, как он погрузится в работу. Например, просмотрите вместе с ним задание, определите, насколько длинным и подробным должен быть проект (сколько страниц , количество процитированных ссылок и т. д.), сделать набросок или черновик и установить, сколько времени ей следует уделить в зависимости от того, как задание повлияет на ее оценки. Другими словами, помогите своему ребенку «узнать, когда бросить курить» и получать удовольствие от процесса обучения на проекте, а не беспокоиться о том, чтобы все было идеально.

Проблемы управления

Многим одаренным детям нравится чувствовать себя под контролем. С раннего возраста ваш не по годам развитый ребенок может демонстрировать крайнюю самостоятельность: «Я сам сделаю!» Со временем желание вашего ребенка все контролировать может привести к тому, что его сверстники будут воспринимать его как «властных», а также к боязни рисковать, особенно когда он станет старше и узнает больше о последствиях.

Совет: побуждайте ребенка пробовать новые развлечения, например, кататься на страшных аттракционах в парке развлечений. Кроме того, помогите ему найти здоровый выход для его стремления к лидерству, например, помогая обучать или тренировать детей младше него.

Нереалистичные ожидания

Одаренные дети, как правило, сами себе являются самым жестким критиком. Многие борются с тестированием из-за заоблачных ожиданий, которые они испытывают, когда садятся на экзамен. После получения в школе в основном пятерок, получение оценок B или C может быть сокрушительным для вашего ребенка и шокирующим для мамы и папы. Помогите своему ребенку сохранять здоровый взгляд на оценки. От детского сада до выпускного невозможно получать пятёрки. Кроме того, будьте благосклонны, если ваш ребенок назван «одаренным» в один год, но не в следующий.

Совет: «Одаренный» — это термин (предназначенный для родителей и учителей, чтобы помочь способным ученикам), а не цель для вашего ребенка. Вместо того, чтобы использовать саму «одаренность» в качестве мотиватора или стандарта для успеваемости вашего ребенка в школе, постарайтесь сохранить те же самые высокие, но здоровые ожидания, которые у вас были, когда вы только что знали, что она была способным ребенком.

Нетерпение

Одаренные дети могут расстраиваться и проявлять нетерпение по отношению к себе и другим. Ваш ребенок может быть взволнован, когда он не сразу понимает слово в книге или вопрос домашнего задания, или он может быстро отказаться от внеклассных занятий, в которых он не сразу преуспевает. Младшие дети, которые еще не осознают свою одаренность, могут разочароваться в своих одноклассниках, которые не так быстро схватывают понятия.

Совет: поощряйте ребенка делать паузу, закрывать глаза и делать несколько глубоких вдохов всякий раз, когда он чувствует волнение. Напомните ему быть добрым в своих мыслях о себе и других в моменты разочарования.

Проблемы дружбы

Одним из потенциально наиболее сложных аспектов одаренности является проблема с заведением или сохранением друзей. Одаренные дети могут казаться социально зрелыми и хорошо приспособленными, но могут чувствовать себя одинокими или грустными из-за проблем со сверстниками. Ваш ребенок может чувствовать, что у него мало общего со своими одноклассниками, или у него могут возникнуть проблемы с началом игры или присоединением к группе. Или она может легко заводить друзей, но позже ее будут воспринимать как «показуху» или у нее будут другие ожидания от дружбы, чем у ее сверстников, из-за ее интеллектуальной глубины и эмоциональной чувствительности.

Наиболее одаренные дети, как правило, испытывают наибольшие трудности с дружбой. Очень важно помочь детям с самыми большими социальными/эмоциональными трудностями как можно раньше с помощью школьного консультанта или терапевта со стороны. Социальные трудности могут увеличиваться с возрастом.

Совет: помогите своему ребенку, устраивая игровые свидания с детьми со схожими интересами и уровнем интеллекта. Попросите учителя вашего ребенка помочь в выявлении других одаренных детей в школе вашего ребенка (не только в ее классе). Изучите такие возможности, как научные клубы и писательские мастерские, где ваш ребенок может познакомиться с умными сверстниками.

Внимание и организационные вопросы

Многие одаренные дети борются с проблемами внимания и организаторскими способностями, потому что они могут мыслить абстрактно и быстро им становится скучно. Эксперты в области образования обнаружили, что мальчики чаще бывают неорганизованными и рассеянными. К счастью, есть советы и инструменты, которые вы можете использовать, чтобы помочь своему борющемуся с трудностями одаренному ученику — мальчику или девочке.