Проективные методики в психологии для детей: Использование проективных методик в работе с дошкольниками | Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
Проективная техника — методики тесты рисунки проекции
- Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга
- Проективная методика неоконченных предложений
- Методика «Семейная социограмма»
- «Семейный Тест Отношений» Бене – Антонии
- Графическая беседа «Мой круг общения»
- Социограмма «Моя семья» B.B. Ткачева
- Ассоциативный цепной тест
- Тест юмористических фраз (ТЮФ)
- Тест эгоцентрических ассоциаций
- Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка»
- Методика «Заданная сказочная ситуация»
- Методика «Мой герой»
- Цветовой тест М. Люшера
- Цветовой тест Люшера (Для детей 8-14 лет)
- Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам
- Цветовой тест отношений
- Методика «Цветовая социометрия»
- Тест «Кактус» М.А. Панфилова
- Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
- Тест «Палитра чувств»
- Тест «Сказка»
- Детские тайны открывает сказка
- Использование цвета в тесте «Красивый рисунок»
- Методика «Цветик-семицветик»
- Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)
- Методика «Семейная социограмма»
- Рассказывание историй как проективная техника
- Психодиагностическая методика «Близнец издалека»
- Тест Конструктивный рисунок человека
- Методика чернильных пятен Г. Роршаха
- Проективная методика «Игровая комната»
- Рисуночный тест «Я и группа»
- Тест «Я в детском саду»
- Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
- Проективный тест «Рисунок малой группы»
- Тест «Проективное интервью» Шванцар И.
- Интервью «Волшебный мир»
- Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич
- Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антонии и Е. Бине)
- Методика «Дерево» для диагностики адаптации учащихся в школе
- Проективная методика «Рисунок школы»
- Методика «Дом – Дерево – Человек» Дж. Бука
- Методика «Рисунок семьи»
- Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана
- Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики три дерева
- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
- Рисование как способ диагностики неврозов
- Оценка проведения рисуночных методик
- Проведение рисуночных тестов
- Использование рисуночных и других проективных методов для характеристики взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
- Метод незаконченные предложения
- «Завершение предложения» методика детская (вариант В. Михала)
- Методика для изучения эгоцентризма с помощью метода «Завершение предложения»
- Тест «несуществующее животное»
- Признаки, используемые при анализе проективного рисунка «Несуществующее животное»
- Проективный метод «Закончи изображение»
- Тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом
- Классификация проективных методик
- Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
- Психодиагностический комплекс графических тестов «Свободный рисунок», «Картина мира», «Авторпортрет»
- Тест восьми влечений Сонди и его модификация
- Методика Рене Жиля
- Проективный графический тест «Дерево»
- Рисованный апперцептивный тест РАТ
- Методика «Контурный С.А.Т. – Н»
- Тест руки
detector
Проективные методики в психологии – виды, классификация, возможности, использование, работа с семьей, групповые, рекомендации
Проективные методики – замечательный диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Высокая эффективность проективных тестов основана на том факте, что это свободное выражение человеком самого себя через рисунок или текст.
Проективные методики в психологии
Почему проективные методики исследования личности так популярны, эффективны и любимы психологами всего мира? Важным критерием всех психологических тестов является валидность и результативность, то, что в конечном итоге хочет увидеть специалист, какие цели он преследует. Проективные тесты – это качественная диагностика, подразумевающая исследование тех особенностей и качеств, которые нельзя измерить количественными тестами, или есть высокая вероятность того, что выполнение количественного исследования приведет к недостоверным результатам.
Проективные методики – цель
Проективные методики в психодиагностике помогают вывести во вне внутренние бессознательные импульсы и переживания, чаще неосознаваемые личностью, в этом их уникальность, в отличие от других методов исследования. Цель проективного тестирования максимально глубинно и целостно раскрыть личность человека, выявить скрытые мотивы, внутриличностные конфликты и переживания.
Виды проективных методик
Родоначальником проективного направления исследования в психологии является К. Г. Юнг, швейцарский психоаналитик середины XIX в. Юнг разработал ассоциативный эксперимент, заключавшийся в том, что человеку озвучивался ряд слов, и на каждое нужно было быстро назвать первое пришедшее на ум слово, если испытуемый заминался, не понимал слово, или механически его повторял, значит слово являлось для человека определенным раздражителем и признаком скрытого аффекта. Проективные ассоциативные методики переживают настоящий бум в XX в., и начинают развиваться новые направления.
Классификация проективных методик:
- Интерпретационные. Методика ТАТ (тематической апперцепции тест) разработанная Г. Мерреем и К. Морган в 1935 году в виде 20 картин, на каждой из них актуализировано какое то переживание, исследуемого просят составить небольшой рассказ по каждой картине. Психолог записывает все, что говорит испытуемый, с каким героем он себя идентифицирует. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга состоит из 24 изображений лиц, находящихся в проблемных ситуациях и произносящих определенные фразы, испытуемый должен ответить первым что придет на ум, в ответ на фразу.
- Методики конструирования. «Тест мира», созданная М.Ловельфельдом в 1939 г. В набор методики входит 232 модели (животные, люди, предметы). Испытуемому дается инструкция создать некий мир. Психолог наблюдает и записывает какие предметы и в каком количестве выбраны первыми, как человек расставляет их в пространстве. Другой тест Ловенфельда «Мозаика» состоит из 465 фигур разной геометрической формы и цветов. Неспособность испытуемого создать определенную узнаваемую по форме фигуру свидетельствует об отклонениях.
- Завершение предложений (ассоциативные тесты). Испытуемому предлагается ряд фраз или рассказывается история, которая обрывается и человек должен продолжить дальше, закончить фразы.
- Методики импрессии. Выбор предпочтительных стимулов. Цветовой тест М. Люшера, представленный в двух вариантах. Полный тест – это 77 карточек с 25 разными цветовыми оттенками, модифицированный – 8 цветовых карточек. Исследование проводится в 2 этапа. В порядке предпочтения испытуемый выкладывает карточки в ряд, на основе цветового сочетания-конфликта интерпретируется состояние человека.
- Проективные изобразительные методики. Категория графических методик. С успехом применяется для исследования личности как ребенка так и взрослого. «Человек», «Несуществующее животное», «Дерево», «Дом-дерево-человек» и многие другие.
Преимущества и недостатки проективных методик
Достоинства и недостатки проективных методик принято рассматривать в контексте ситуации исследования. Обращая внимание на недостатки проективных методик можно выделить следующие моменты:
- Личность специалиста как фактор ненадежности. При этом специалист может быть высококвалифицированным, но у него есть свои представления, которые расходятся с представлением другого тоже компетентного специалиста.
- Валидность. Невозможность сделать однозначные выводы, плохая контролируемость условий проведения теста.
- Отсутствие стандартизированной процедуры подсчета показателей.
Проективные методики – достоинства и преимущества перед другими способами исследования личности:
- незаменимы в работе с маленькими детьми;
- помогают раскрытию человека;
- применяются в работе с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения;
- снижают контроль;
- позволяют выйти на поверхность глубинным бессознательным мотивам и особенностям;
- используются и как отдельное направление арт-терапии.
Применение проективных методик
Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:
- в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
- в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
- судебно-психиатрическая экспертиза;
- в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
- в центрах занятости при профориентации.
Проективные методики для взрослых
В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:
- Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
- «Четыре персонажа» – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.
Проективные методики для работы с семьей
Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.
Проективные методики для детей
Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:
- «дом-дерево-человек»;
- «человек»;
- «семья»;
- «дерево».
Проективные групповые методики
Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.
Рекомендации к использованию проективных методик
Проективные методики не являются основополагающими в исследованиях, даже являясь таким мощным диагностическим инструментом. Но если такого рода тесты становятся предметом выбора, нужно учесть особенности использования проективных методик:
- важно соблюдать все прописанные условия проведения теста;
- интерпретация должна проводиться минимум 3 компетентными специалистами;
- правильно подобранные стимулы;
- выбранные методики должны соответствовать поставленным задачам исследования.
Детский апперцептивный тест | Encyclopedia.com
Определение
Детский апперцептивный тест (CAT) — это проективный личностный тест, используемый для оценки индивидуальных вариаций в реакциях детей на стандартизированные стимулы, представленные в виде изображений животных (CAT-A) или людей (CAT-H). ) в обычных социальных ситуациях. В дополнение к CAT — CAT-S — стимулы включают изображения детей в обычных семейных ситуациях, таких как длительные болезни, рождения, смерти и разлуки с родительскими фигурами.
Назначение
CAT используется для оценки личности, уровня зрелости и, часто, психологического здоровья. Теория состоит в том, что реакции ребенка на серию из 90 005 рисунков 90 006 животных или людей в знакомых ситуациях, вероятно, раскрывают важные аспекты личности ребенка. Некоторые из этих параметров личности включают в себя уровень проверки реальности и суждений, контроль и регулирование влечений, защиты, конфликты и уровень автономии.
Описание
CAT, разработанный психиатром и психологом Леопольдом Беллаком и Соней Сорель Беллак и впервые опубликованный в 1949 году, основан на тесте рассказов по картинкам, который называется Thematic Apperception Test (TAT). ТАТ, созданный психологом Генри А. Мюрреем для детей (от десяти лет и старше), а также для взрослых, использует стандартную серию из 31 карточки с картинками для оценки восприятия межличностных отношений. Карточки, на которых изображены люди в различных обычных ситуациях, используются для стимулирования рассказов или описаний (устно или письменно) об отношениях или социальных ситуациях и могут помочь выявить доминирующие побуждения, эмоции, чувства, конфликты и комплексы. Экзаменатор резюмирует и интерпретирует истории в свете некоторых общих психологических тем.
При создании оригинальной КПП вместо человеческих фигур, изображенных в ТАТ, использовались фигурки животных, поскольку предполагалось, что детям от трех до десяти лет будет легче идентифицировать себя с рисунками животных. Первоначальный CAT состоял из десяти карточек, изображающих фигуры животных (CAT-A) в социальных условиях человека. Позже Беллаки разработали CAT-H, который включал человеческие фигуры, для использования у детей, которые по разным причинам больше идентифицировали себя с человеческими, а не с фигурками животных. Дополнение к CAT (CAT-S), которое включало изображения детей в обычных семейных ситуациях, было создано для получения конкретных, а не универсальных ответов.
Подобно ТАТ и тесту чернильных пятен Роршаха, КАТ представляет собой тип оценки личности, инструмент, известный как проективный тест. Термин проективный относится к понятию, созданному Зигмундом Фрейдом. Согласно теории Фрейда бессознательные мотивы контролируют большую часть человеческого поведения. Проекция — это психологический механизм, с помощью которого человек бессознательно проецирует внутренние чувства на внешний мир, а затем воображает, что эти чувства выражаются внешним миром по отношению к нему самому.
В отличие от когнитивных тестов, в которых используются интеллектуальные и логические задачи для измерения того, что человек знает о мире, проективные тесты, такие как CAT, разработаны так, чтобы быть открытыми и поощрять свободное выражение мыслей и чувств, тем самым выявляя, как человек думает и чувствует.
Администрирование
CAT, проведение которого занимает 20–45 минут, проводится квалифицированным специалистом — психиатром, психологом, социальным работником, учителем или специально обученным педиатром — в клинических, исследовательских или образовательных учреждениях. Тест можно использовать непосредственно в терапии или в качестве играть в технику в других настройках.
После тщательного установления контакта с ребенком экзаменатор показывает ребенку одну карточку за другой в определенной последовательности (хотя по усмотрению экзаменатора может быть использовано менее десяти карточек) и побуждает ребенка рассказать историю – с началом, середина и конец — о персонажах. Экзаменатор может попросить ребенка описать, например, что привело к изображенной сцене, эмоции персонажей и что может произойти в будущем.
Оценка
В проективном тесте, таком как CAT, нет правильного или неправильного ответа. Таким образом, для теста не существует числовой оценки или шкалы. Администратор теста фиксирует суть каждой из рассказанных историй и указывает на наличие или отсутствие тех или иных тематических элементов на предоставленной форме. Как и в ТАТ, каждая история тщательно анализируется, чтобы выявить основные потребности, конфликты, эмоции, отношения и модели реагирования ребенка. Создатели CAT предлагают ряд из десяти переменных, которые следует учитывать при интерпретации результатов. Эти переменные включают основную тему рассказа, потребности главного героя, побуждения, тревоги, конфликты, страхи и представление ребенка о внешнем мире.
Надежность и валидность
Хотя считается, что ответы в проективных тестах отражают характеристики личности, многие эксперты ставят под сомнение надежность, валидность и, следовательно, полезность этих тестов как диагностических методов.
КПП, как и другие проективные меры, подвергался критике за отсутствие стандартизированного метода администрирования, а также за отсутствие стандартных норм интерпретации. Исследования взаимодействия между экзаменаторами и испытуемыми показали, например, что раса, пол и социальный класс обоих участников влияют на рассказываемые истории, а также на то, как истории интерпретируются экзаменатором.
Предлагаемое использование
CAT, предназначенный для использования в клинических, образовательных и исследовательских учреждениях, предоставляет экзаменатору источник данных, основанный на восприятии и воображении ребенка, для лучшего понимания текущих потребностей ребенка, мотивы, эмоции и конфликты, как сознательные, так и бессознательные. Его использование в клинической оценке обычно является частью более крупного набора тестов и данных интервью.
Родительские заботы
Хотя CAT может предоставить полезную информацию о личности ребенка, CAT как проективная мера в значительной степени зависит от интерпретации администратора теста и часто упоминается как инструмент оценки, а не как тест.
В дополнение к сомнению общей надежности и валидности всех проективных тестов, некоторые эксперты утверждают, что культурные и языковые различия среди протестированных детей могут повлиять на выполнение теста CAT и привести к неточным результатам теста.
Родители должны иметь в виду, что психологические тесты , такие как CAT, которые должны проводиться только хорошо обученными специалистами, являются лишь одним из элементов психологической оценки ребенка. Эти инструменты никогда не должны использоваться в качестве единственной основы для постановки диагноза. Детальный обзор психологической, медицинской, образовательной или другой соответствующей истории необходим, чтобы заложить основу для интерпретации результатов любого психологического измерения.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Апперцепция — Процесс понимания посредством связи с предыдущим опытом.
Проективный тест — Тип психологического теста, который оценивает модели мышления, наблюдательность, чувства и отношения человека на основе ответов на неоднозначные тестовые материалы. Проективные тесты часто используются для оценки пациентов с расстройствами личности.
Тест Роршаха — Известный проективный тест, в котором испытуемых просят описать серию черных или цветных чернильных пятен. Чернильные пятна позволяют пациенту проецировать свои интерпретации, которые можно использовать для диагностики конкретных расстройств. Также известен как психодиагностический тест Роршаха.
Ресурсы
КНИГИ
Маккой, Дороти. Полное руководство по личностным тестам. Инглвуд, Калифорния: Champion Press, 2005.
Пол, Энни Мерфи. Культ личности: как личностные тесты приводят нас к неправильному обучению наших детей, неправильному управлению нашими компаниями и неправильному пониманию самих себя. Riverside, NJ: Simon & Schuster, 2004.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Camara, W.J., et al. «Использование психологических тестов: значение в профессиональной психологии». Профессиональная психология: исследования и практика 31 (2000): 141–54.
Kamphaus, R.W., et al. «Современные тенденции психологического тестирования детей». Профессиональная психология: исследования и практика 31 (2000): 155–64.
ОРГАНИЗАЦИИ
Комитет Американской психологической ассоциации по психологическим тестам и оценкам. 750 First St., NE, Washington, DC 20002–4242. Веб-сайт:
ERIC Информационный центр по оценке и анализу. O’Boyle Hall, Департамент образования, Католический университет Америки, Вашингтон, округ Колумбия, 20064. Веб-сайт:
Женевьева Сломски, доктор философии.
Энциклопедия здоровья детей Гейла: от младенчества до подросткового возраста Slomski, Genevieve
Справочник по психолого-педагогической оценке детей: второе издание: личность, поведение и контекст
I. Общие вопросы
1. Исследования по оценке личности: применение критериев уверенности и полезности
Дэвид В. Барнетт, Грегг Макманн и Фрэнсис Э. Ленц-младший
2. Процедурные вопросы, связанные с поведенческой оценкой детей
Кристофер Х. Скиннер, Дженнифер Т. Фриланд и Эдвард С. Шапиро
II. Проективные методы
3. Проективная гипотеза и разработка проективных методик для детей
Луи А. Чендлер
4. Методы проективного сторителлинга
Джеймс Л. Дюпри и Фрэнсис Преватт
5. Оценка проективных рисунков
Ховард М. Нофф
6. Завершение предложения как инструмент оценки эмоционального расстройства
Рут Адлоф Хаак
7. Использование теста Роршаха у детей и подростков: Комплексная система Экснера
Джерри К. Аллен и Джиллейн Холлифилд
8. Использование техники чернильных пятен Хольцмана (HIT) с детьми
Уэйн Х. Хольцман и Джон Шварц
III. Интервьюирование и наблюдения
9. Использование клинического интервью для оценки межличностных рассуждений и эмоционального понимания детей
Джанет А. Уэлш и Карен Лин Бирман
10. Структурированное диагностическое интервью
Брайан Р. Лоуни и Пол Дж. Фрик
11. Прямое наблюдение за поведением в классе
Энн Пирс Винзор
IV. Специфические синдромы и симптомы
12. Оценка детской депрессии
Семруд-Клайкман, Лаура Беннет и Лаура Гули
13. Оценка внимания с помощью непрерывных тестов производительности
Синтия А. Риччио и Сесил Р. Рейнольдс
14. Оценка синдрома дефицита внимания/гиперактивности
Шари Неул, Хизер Эпплгейт и Рон Драбман
V. Объективные методы
15. Оценка приспособления с использованием нескольких источников и многомерных объектов: Опросник личности для детей, второе издание; Инвентаризация личности для молодежи; и опрос о поведении учащихся
Дэвид Лашар и Кристиан П. Грубер
16. Миннесотский многофазный опросник личности — подросток
Эллен В. Роу
17. Система оценки поведения детей
Дженнифер Торп, Рэнди В. Кампхаус и Сесил Р. Рейнольдс
18. Система эмпирической оценки Ахенбаха
Томас М. Ахенбах и Стефани МакКонахи
VI. Оценка адаптивных навыков/поведения
19. Оценка социальной компетентности детей и подростков
Тимоти А. Кэвелл, Барбара Т. Михан и Сэмюэл Э. Фиала
20. Шкалы адаптивного поведения
Рэнди В. Кампхаус
VII. Дополнительные темы
21. Оценка семейного контекста
Синди И. Карлсон
22. Вопросы оценки опекунства над детьми и свидетельских показаний
Патрис Х. Баттерфилд
23. Оценка детского беспокойства
Келли Робинсон I. Общие вопросы
1. Исследования по оценке личности: применение критериев уверенности и полезности
Дэвид В. Барнетт, Грегг Макманн и Фрэнсис Э. Ленц-младший
2. Процедурные вопросы, связанные с поведенческой оценкой детей
Кристофер Х. Скиннер, Дженнифер Т. Фриланд и Эдвард С. Шапиро
II. Проективные методы
3. Проективная гипотеза и разработка проективных методик для детей
Луи А. Чендлер
4. Методы проективного сторителлинга
Джеймс Л. Дюпри и Фрэнсис Преватт
5. Оценка проективных рисунков
Ховард М. Нофф
6. Завершение предложения как инструмент оценки эмоционального расстройства
Рут Адлоф Хаак
7. Использование теста Роршаха у детей и подростков: Комплексная система Экснера
Джерри К. Аллен и Джиллейн Холлифилд
8. Использование техники чернильных пятен Хольцмана (HIT) с детьми
Уэйн Х. Хольцман и Джон Шварц
III. Интервьюирование и наблюдения
9. Использование клинического интервью для оценки межличностных рассуждений и эмоционального понимания детей
Джанет А. Уэлш и Карен Лин Бирман
10. Структурированное диагностическое интервью
Брайан Р. Лоуни и Пол Дж. Фрик
11. Прямое наблюдение за поведением в классе
Энн Пирс Винзор
IV. Специфические синдромы и симптомы
12. Оценка детской депрессии
Семруд-Клайкман, Лаура Беннет и Лаура Гули
13. Оценка внимания с помощью непрерывных тестов производительности
Синтия А. Риччио и Сесил Р. Рейнольдс
14. Оценка синдрома дефицита внимания/гиперактивности
Шари Неул, Хизер Эпплгейт и Рон Драбман
V. Объективные методы
15. Оценка приспособления с использованием нескольких источников и многомерных объектов: Опросник личности для детей, второе издание; Инвентаризация личности для молодежи; и опрос о поведении учащихся
Дэвид Лашар и Кристиан П. Грубер
16. Миннесотский многофазный опросник личности — подросток
Эллен В.