Профессиональное выгорание учителя – Статья на тему: Синдром профессионального выгорания педагога, основные стадии и пути преодоления.

Содержание

Профессиональное выгорание учителей. Как предотвратить и как бороться?

Требования к специалистам растут. Как справиться эмоционально? 

Не секрет, что работа в системе «человек-человек» требует большой эмоциональной отдачи. Но где найти неисчерпаемый источник энергии и как избежать полного истощения душевных сил? Поговорим о том, что нужно делать для предотвращения и лечения «профессионального выгорания» учителей.

Термин «синдром профессионального выгорания» (англ. burnout) впервые использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг. Доктор ввел данное понятие для обозначения душевного состояния людей, которые испытывают разочарование, опустошенность, сопровождающиеся нарастающим безразличием к своей работе. «Выгорание» — это, прежде всего, реакция организма человека на непрерывный стресс на работе.

Американские ученые К. Маслак  и  С. Джексон выделили три главные составляющие выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение

– равнодушие ко всему рабочему процессу. Человек чувствует себя опустошенным, приглушенность собственных эмоций создает ощущение вакуумного пространства. Профессиональные обязанности выполняются чисто формально.

Деперсонализация – частичное или полное отстранение от общения с коллегами и другими людьми на работе. Данное явление возникает как защитная реакция на эмоциональную перегруженность и сопровождается внутренним раздражением. Периодически могут возникать резкие вспышки гнева.

Редукция профессиональных достижений возникает в условиях завышенных требований к сотруднику и характеризуется чувством собственной некомпетентности. Нередко человек ощущает глубокую вину при незначительных недочетах. То есть снижается адекватное самовосприятие.

Профессия помогающего

Эмоциональное (профессиональное) выгорание связано с работой в «помогающей» сфере. Учителя, врачи, психологи, священники – те люди, которые находятся в зоне риска. 

Остановимся на профессии учителя. В современном мире сохранение психического здоровья педагога – насущная проблема. Дело в том, что требования к учителям с каждым годом меняются и возрастают. Сейчас педагог это не только хороший специалист, который понимает своих учеников, но и человек, искусно контактирующий с родителями и обладающий компьютерной компетентностью. Учителям ежедневно приходится работать с документацией, электронной отчетностью и  думать о рейтинге школы.

Помимо всего прочего, успешный учитель (а неуспешные обществу не нужны) должен производить впечатление уверенного в себе и своих силах человека, который не стоит на месте, а постоянно повышает свой профессиональный уровень и поднимается по карьерной лестнице. И вот на поддержание данного образа нужны какие-никакие внутренние ресурсы.

Причины профессионального выгорания учителей

Причин моральной усталости учителей может быть великое множество. В первую очередь хочется отметить индивидуальные факторы.

Молодые учителя

Как ни странно, наибольшую склонность к «выгоранию» можно отметить среди молодых педагогов. Объясняется это следующими причинами:

  • недоверие родителей и коллег;
  • несоответствие реальной действительности и ожиданий;
  • отсутствие необходимого опыта общения с учениками;
  • «блуждающие приоритеты».

Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, пишут плохо контрольные работы, а опытные учителя не перестают критиковать.

Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют изначальный запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к еще большим разочарованиям.

Семейное положение

Существуют исследования, которые проводят связь между семейным положением и профессиональным выгоранием. Люди, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию. И если задуматься, то, действительно, семья – это то тепло, та разрядка, которые так необходимы учителю, чтобы переключаться.

Личность учителя

В.В. Бойко выделяет следующие факторы личностного характер, которые влияют на стрессоустойчивость: сниженное чувство собственного достоинства и склонность к интроверсии. Профессор В.В. Бойко считает, что по большей части из низкой самооценки вытекает «трудоголизм». То есть на желание сравняться с «лучшими» человек может тратить все свои энергоресурсы. Кроме того, по мнению профессора, наиболее подвержены выгоранию учителя-интроверты из-за эмоциональной холодности, закрытости и сосредоточенности на своем собственном внутреннем мире.

Внешние причины

К внешним причинам можно отнести следующее:

  • временной дефицит, напряженный ритм работы;
  • некомфортные условия работы: отсутствие своего кабинета или должного технического оснащения; 
  • неэффективный стиль руководства: отсутствие четких задач, необоснованная критика;
  • плохая обратная связь;
  • разобщенность коллектива;
  • однообразие выполняемых действий.

Стадии эмоционального выгорания учителей

Как правило, психологи выделяют три  стадии эмоционального выгорания учителей:

Первая стадия  

Изначально у учителя могут прослеживаться периодические сбои в выполнении определенных задач: на уроке преподаватель может перескакивать с темы на тему, задавать вопросы ученикам в хаотичном порядке. Вследствие чего возникает повышенный самоконтроль, боязнь ошибиться на фоне общего эмоционального напряжения.

Вторая стадия

Вторая стадия характеризуется состоянием апатии: работа становится неинтересна, снижается потребность в общении. Появляется ощущение хронической усталости. Кроме того, раздраженность и постоянное напряжение начинают сказываться на физическом здоровье.

Третья стадия

На последней стадии происходит потеря интереса не только к работе, но и к жизни. Человек в таком состоянии может проявлять отчуждение даже к близким людям.

Псевдометоды

Не желая кардинально и системно подходить к вопросу реабилитации, многие учителя выбирают своего рода «глушилки» пограничных состояний. Например, метод абстрагирования, при котором педагог устанавливает дистанцию между собой и учеником. Другие же находят отдушину во временных стимуляторах (сигареты, алкоголь и т.п.). И, конечно же, это не решает проблему, а приводит к еще более серьезным последствиям как в отношении психического, так и физического здоровья.

Профилактика и лечение

Личное пространство

Начнем с простого, и казалось бы, незначительного. На самом деле немаловажную роль играет организация рабочего пространства. Если у педагога нет личного кабинета, то это обстоятельство нужно с течением времени обязательно решить с руководством.

Класс учителя – это его второй дом, поэтому следует уделить  внимание  его благоустройству. Кабинет должен быть хорошо технически оснащен и соответствовать определенным нормам (удобная мебель, освещение).

Организация времени

Педагогу непременно нужны  перерывы в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, дыхательная гимнастика, прослушивание любимой музыки,  погружение в воспоминания о приятных моментах.

Очень важно, как учитель проводит свои выходные дни. Обязательным условием профилактики выгорания является организация досуга. Следует подумать о том, что действительно приносит вам удовольствие, а что только отвлекает. 

Хорошей альтернативой интеллектуальной нагрузке может послужить физическая: занятия спортом или танцами (например, парными, где человек может ощутить связь с другим, не используя вербальные методы общения).

Помимо всего прочего, как ни странно, снять одну нагрузку может помочь другая нагрузка. Например, изучение нового языка или занятия музыкой, или же – интересные образовательные курсы.

Альтернативное мышление

Одним из факторов профессионального выгорания является неумение педагогов подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Существуют различные тренинги по развитию альтернативного мышления, направленного на разрешение конфликтных ситуаций и переоценку ценностей. Решающим в этих занятиях должен стать отказ от привычного поведения и стереотипов мышления.

Психотерапия

Многие могут скептически относиться к сеансам психотерапии, ссылаясь на то, что «психология – псевдонаука», но для некоторых врач-психотерапевт может оказаться настоящим спасением.

В целом, каждый учитель находит свой метод выхода из сложной ситуации, кто-то просто уходит из школы, а кто-то находит силы остаться  и вновь обретает себя.  

activityedu.ru

Тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность.В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряжённые ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками), приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога. Следствием профессионального “выгорания” могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь с собственными детьми.

Следовательно, профессиональное “выгорание” - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное “выгорание” возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”.

Поэтому в настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со школьниками и коллегами по работе.

По мнению Л.Г. Федоренко, педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своим эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.

Данный тренинг адресован педагогам, профессия которых по роду своей деятельности связана с общением с людьми, и требует навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Все развиваемые в тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности, как педагогам, так и руководителям образовательных учреждений.

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи:

  • Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
  • Анализ проявления признаков “выгорания”, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
  • Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
  • Дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции.
  • Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.
  • Число участников тренинга может быть различным от 8 до 30 человек. Оптимальная группа состоит из 12-16 человек.
  • Тренинг проводится в течение 3-4 часов в довольно просторном помещении.

Тренинг состоит их трех частей:

  • Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.
  • Вторая (основная) — это диагностический компонент и освоение навыков эмоциональнойсаморегуляции.
  • Третья (заключительная) направлена на формирование навыков позитивногосамовосприятия и рефлексии.

Для успешной работы необходима хорошая организация пространства:

  • Достаточно простое и хорошо проветриваемое помещение
  • Наличие стульев по числу участников

Материалы и оборудование:

  • Бумага А4 белая
  • Ручки, цветные карандаши
  • Пособие в виде отдельных листочков
  • Буклет каждому участнику тренинга
  • Интерактивная доска, проектор, компьютер
  • Презентация опорная к тренингу, презентация “Дельфинотерапия”

I часть

Цель: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятие.

1. Введение. Актуальность проблемы (Презентация1.ppt, слайд №1-2)

2. Упражнение “Снежный ком”.

Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.

3. Упражнение “Самоанализ”(раздать листы А4, ручки и цветные карандаши).

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (слайд № 3)и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Обсуждение: Охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас, и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно этот цвет и данную фигуру.

4. Упражнение “Пустое место” (слайд №4)

Цель: Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе — свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу.

Инструкция: Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит — “пустое место”. Его задача — переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место.Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с “пустым местом” переманивает другого, если нет, то теперь у него задача — переманить к себе кого-нибудь (также глазами), то есть снова приобрести партнера.

Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится.

Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях

5. Упражнение “Карусель”(слайд №5)

Цель: Показать факторы, помогающие и затрудняющие вступление в контакт.

Инструкция: Рассчитайтесь на яблоко, груша. Груши образуют внешний круг и стоят на месте, яблоки — внутренний круг они делают шаг вперед. Образует два круга: внутренний и внешний лицом друг к другу. По хлопку вы начинаете со стоящими напротив обсуждение заявленной темы, и снова по хлопку начинаете двигаться в противоположном направлении к другому партнеру. И вновь начинаете устанавливать контакт.

Темы обсуждения могут быть разными, например:

— Где я родился…….

— Как я, или мои родители стали жителями нашего города …..

Обсуждение:

— С кем было легче устанавливать контакт и почему?

— С кем было труднее всего устанавливать контакт и почему?

— Каковы полученные впечатления?

6. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”(слайд №6)

Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

Примерный перечень:

— Часто чувствует усталость.

— У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.

Обсуждение:Давайте подведем итоги первой части нашего тренинга, которая была направленна на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения.

II часть

1. Упражнение: “Ожидания”

Цель: Выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.

— Каждый из Вас чего-то ожидает от нового дела.

— Что же вы ждете от этого тренинга?Запишите свои ожидания в правой колонке листа.

— А теперь давайте зачитаем, что же вы ожидаете от тренинга.

То, что вы записали, безусловно, может измениться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое так же буд

urok.1sept.ru

8 способов для учителей, которые помогут справиться с профессиональным выгоранием

Кадр из мультфильма «Буревестник»

«Хочу ли я учить детей?». Все мы сталкиваемся с выгоранием. Я, например, чувствую себя разбитой уже после четырёх уроков подряд. Обычно мне удаётся привести себя в порядок и вернуться к доске. Но с каждым разом возвращение в класс становится тяжелее.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Иногда начинает казаться, что раньше дети были спокойнее и проще, сильно давит ответственность, зарплата — копейки. Так и подступает вопрос: «а стоит ли вообще дальше работать учителем?». Я решила не заострять внимание на том, чего учителю стоит избегать. Я подготовила список действий, которые позволят хотя бы снизить градус эмоционального напряжения.

1. Веселитесь вместе с учениками

Шутите с учениками, рассказывайте друг другу небольшие истории, проводите уроки в игровой форме, включите головоломки в содержание урока. Так уроки станут интереснее и для вас, и для учеников. Выделите пару минут урока на развлечение, и ученики будут благодарно слушать вас весь урок.

2. Заботьтесь о своём здоровье

Эмоциональный настрой зависит от физического состояния, поэтому никогда не забывайте следить за собой. Не забывайте завтракать и обедать. Спите хотя бы семь-восемь часов в день. Носите удобную обувь. Занимайтесь физическими упражнениями, даже если вам кажется, что они вам не нужны: достаточно всего по 30 минут на беговой дорожке дважды в неделю. Это позволит вам оставаться бодрыми к концу рабочего дня.

3. Узнавайте новое и делитесь с учениками

Сейчас я читаю «Лучшие в мире ученики, или как научить детей учиться» Аманды Рипли. Это интересная книга, к тому же — о педагогике. Если хотите, можете прочитать что-нибудь из классики или взять книгу, на которую постоянно не хватало времени. Не хотите читать — посмотрите образовательные ролики на Youtube, там обязательно встретится что-нибудь интересное.

4. Помогите коллеге

Расскажите о своём опыте другим учителям, покажите, как вы боретесь с выгоранием. Для этого подойдёт, например, собственный блог на «Меле». Это ещё и хороший способ самому получить полезные советы. Начните вести блог. Будьте активны в школе: подменяйте коллег, если им это необходимо, делитесь советами, проведите семинар. Будьте наставником молодых учителей или найдите себе наставника, если сами молоды. Будьте на связи со своими коллегами.

5. Делайте приятное другим

Позвоните родителям лучших учеников и расскажите об успехах их ребёнка. Похвалите ученика, которому тяжело даётся ваш предмет. Наверняка, он хорош в чем-то другом. Поддержите коллегу в трудной ситуации, сделайте подарки своим близким.

6. Пробуйте новое

Пробуйте новые подходы и методики на уроках, просите о помощи у учеников в их внедрении. Разбивайте класс на группы и давайте им разные задания, сравните их результаты. Представьте ваши наработки на педсовете или учительской конференции. Наслаждайтесь успехом.

7. Больше доверяйте ученикам

Покажите ученикам, что вы доверяете им больше, и они могут заслужить ваше доверие. Начните вместе с ними образовательный проект: участвуйте в его разработке словом и делом, а его выполнение оставьте ученикам. Возьмите на себя роль тренера и советчика.

8. Возьмите ситуацию в свои руки

При нашей сложной работе легко впасть в пессимизм, ведь столько негатива приходится терпеть на работе. Но мы не должны делать пессимизм своим выбором. Мы сами можем выбрать, как относиться к тяготам работы: несколько простых шагов, что я привела выше, помогут вам занять активную позицию и избежать эмоционального выгорания. Может, у вас есть собственные секреты? Поделитесь ими в комментариях.

Фото: Pixabay

mel.fm

Подборка материала на тему «Профессиональное выгорание педагога»

Тренинг

«Развитие коммуникативных умений и навыков конструктивного поведения, бесконфликтного общения»

Цель: помочь участникам тренинга понять роль психологического просвещения в построении гуманных отношений между всеми участниками УВП; усовершенствовать навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, творческого решения проблем; ознакомить с приемами саморегуляции, снятия эмоционального напряжения, предупреждения стрессового состояния; формировать позитивную самооценку.

-Что нужно сделать, чтобы наше взаимодействие было эффективным?

  1. Принятие правил тренинга

доверительная обстановка;

искренность;

уважение говорящего;

конфиденциальность;

персонификация высказываний;

«здесь и теперь»;

активность;

постоянный самоанализ

П. Основная часть тренинга.

1. а) упражнение «Знакомство»;

б) мозговой штурм. Незаконченное предложение «Я ценю в людях…»;

в) видеовставка «Что такое жизнь?»

Цель: сплотить группу; определить качества, которые участники ценят в людях; создать благоприятный для работы психологический климат.

2.. Упражнение «Моя любимая игрушка»

Цель: развивать навыки самоанализа и самовыражения.

Психолог: «У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Хорошо, если мы не забывали о ней. Это как бы связывает нас с чудесным миром детства, когда мы были самыми счастливыми.

А помните ли вы свою игрушку? Что это? Мячик? Плюшевый мишка? Кукла? Как ее звали? И где они сейчас?» (Звучит музыка. Участники спокойно вспоминают свое детство и любимые игрушки. Потом рассказывают о своих любимых игрушках).

Вывод: Мы почувствовали состояние каждого участника и узнали друг о друге то, о чем никогда не говорили.

  1. Упражнение «Маршрутный лист».

Цель: развивать умение давать самооценку, анализировать свое внутреннее состояние.

Психолог: «Вам необходимо за несколько минут прожить весь день. Соедините по порядку указанные отрезки цветом, который соответствует вашему внутреннему состоянию».

— Какой цвет (оттенки) преобладает?

Вывод: С определенными нашими действиями связано наше внутреннее состояние или же, наоборот, наше внутреннее состояние влияет на наши действия.

4. Упражнение «Качества, важные для общения»

Цель: определить качества, важные для общения; развивать навыки самоанализа.

Психолог: «Среди позитивных качеств, которые свойственны каждому человеку, необходимо отметить нужные для эффективного общения».

Список оформляется на доске, переносится участниками на свой листок и дается самооценка по 10-бальной шкале.

Образец:

Самооценка

Умение слушать

Тактичность

Умение убеждать

Интуиция

Наблюдение

Откровенность

Толерантность

Уверенность

Доверие

Способность поставить себя на чье-то место

Умение отстаивать свою точку зрения

Вывод: Каждому человеку необходимо развивать свои коммуникативные навыки.

5. Упражнение «Что такое толерантность».

Цель: дать возможность участникам сформулировать понятие толерантность, показать многоаспектность этого понятия.

Психолог: «Каждый участник (или группа) в результате «мозгового штурма» дает определение толерантности. Определение должно быть коротким и емким».

Определения записываются на ватмане. После выступления групп проецируется заготовленное определение толерантности.

Толерантность

терпение

принятие других

доверие

благосклонность

чувство юмора

чуткость

альтруизм

терпимость к разногласиям

умение владеть собой

умение не осуждать других

доброжелательность

гуманизм

умение слушать

эмпатия

сотрудничество, дух партнерства

уважение человеческого достоинства

уважение других

способность поставить себя на место другого

терпимость к чужим мыслям, верованиям, поведению

признание разнообразия

признание равенства других

отречение от доминирования, нанесения вреда и насилия.

— Какое определение наиболее удачное?

— Можно ли дать только одно определение толерантности?

Вывод: Понятие толерантность имеет множество аспектов и каждое определение выявило какую-то грань толерантности.

6. Упражнение «Эмблема толерантности».

Цель: продолжить работу с понятием «толерантность», развивать фантазию и экспрессивные способы самовыражения.

Психолог: «Каждая группа должна создать эмблему толерантности, которую возможно было бы поместить на суперобложке, политических документах и национальных флагах».

Далее следует презентация эмблем.

— Что общего в рисунках?

Вывод: эмблемы оптимистические, говорят о глубоком понимании смысла слова «толерантность», символизируют ваши добрые побуждения по отношению к другим людям.

7. Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех?»

Цель: развивать навыки позитивного внутреннего диалога о самом себе, способность к самоанализу и самовыражению.

Психолог: «Каждому из нас есть, честь гордиться. Составленная вами сейчас памятка поможет справиться с плохим настроением и оценить себя адекватно».

Мои лучшие черты Мои способности и таланты Мои достижения

— Участники зачитывают памятки по желанию и оставляют их у себя.

— Трудно ли было оценить себя?

Вывод: Порой непросто разобраться в себе, оценить себя, но очевидно то, что вам есть, чем гордиться.

8. Упражнение «Ассоциации».

Цель: развивать ассоциативное мышление, навыки общения, дать определение понятию «конфликт».

Участники объединяются по парам. Каждая пара получает задание изобразить в виде пиктограмм свои ассоциации, чувства образы к слову «конфликт».

Если конфликт — это мебель, то какая?

Если конфликт – это дерево, то какое?

Если конфликт – это явление природы, то какое?

Если конфликт – это техника, то какая?

Если конфликт – это посуда, то какая?

Если конфликт – это цветок, то какой?

Если конфликт — это фрукт, то какой?

Если конфликт – это овощ, то какой?

Если конфликт – это животное, то какое?

Если конфликт – это музыка, то какая?

Если конфликт – это литературное произведение, то какое?

— Презентация работ.

— Интересна ли была для вас эта работа?

— Так что же такое конфликт?

Вывод: конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мыслей, взглядов. Основой любого конфликта является ситуация, которая включает противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу.

Конфликты играют не только негативную, но и позитивную роль в организации деятельности. Каким будет конфликт в каждой конкретной ситуации – зависит от умения руководить им.

9. Упражнение «Пять добрых слов».

Цель: получение обратной связи от группы, предоставление возможности делать приятное другому человеку, повышение самооценки, самосознания.

Психолог: «Обведите свою руку на листе бумаги и на ладони напишите свое имя. Потом по кругу передайте листочки. На одном из пальчиков вы пишите какое-нибудь привлекательное качество хозяина или сделайте ему комплимент».

— Собираются листочки, зачитываются комплименты, а группа отгадывает, кому они предназначаются. Раздаются участникам.

— Какие ощущения возникли, когда читали надписи на вашей «руке»?

— Все ли достоинства вам известны?

Вывод: приятно услышать от коллег в свой адрес приятные слова. Говорите больше добрых, хороших слов и Вселенная отблагодарит вас за это.

10. Упражнение «Король».

Цель: помочь участникам осознать и оценить возможности и последствия проявлений собственных мотивов в собственном поведении.

Психолог: «Кто из вас в детстве не мечтал стать королевой? Попробуем сейчас почувствовать себя таковой».

Один человек выходит в круг. Это наш король, а мы его подчиненные. Король будет нами руководить, мы должны выполнять его приказы.

Ситуация 1

Родители учащихся 6 класса жалуются заместителю директора по УВР на то, что классный руководитель часто оскорбляет детей, унижая их.

Ваши действия?

Ситуация 2

В коллективе конфликтуют две группы педагогов, они обращаются к заместителю директора по УВР и просят, чтобы он стал на их сторону.

Как будете действовать вы?

Ситуация 3

Воспитательной работой в школе занимаются заместитель директора по воспитательной работе и педагог-организатор. Они составили план воспитательной работы, который предусматривает участие учителей-предметников в воспитательных мероприятиях. Но они отказываются, мотивируя тем, что это не их обязанность: пусть воспитательной работой занимаются педагог-организатор и заместитель директора по воспитательной работе.

Каково разрешение конфликта вами?

Ситуация 4

Во время аттестации учитель не согласен с тем, что его аттестуют на 1 категорию, а не на высшую. Возник конфликт, который разделил коллектив на 2 лагеря. Первый лагерь – на стороне администрации, второй – на стороне учителя.

Ваши действия.

Ситуация 5

Одаренных детей в школе мало, но учителя готовят двоих учеников на МАН. Нам необходимо работать над развитием способностей всех детей, а не развивать отдельных из них, это неэффективно.

Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?

Ситуация 6

Учитель ведет себя демонстративно грубо.

Ваши решения.

Ситуация 7

Вы видите, как учащийся плюет на пол.

Ваши действия.

Ситуация 8

Родители лгут с целью оправдания плохого поступка своего ребенка.

Варианты решения проблемы.

Ситуация 9

Хулиган-восьмиклассник дал подзатыльник маленькому пятикласснику. Просто так. Заместитель директора по УВР наблюдала за этой ситуацией и сделала то же самое по отношению к хулигану, спросив его при этом: «Ну и как тебе?» — «Нормально», — ответил тот.

Как бы поступили вы в этой ситуации?

Ситуация 10

Учитель отказывается от участия в конкурсе «Учитель года», мотивируя это отсутствием времени и состоянием здоровья.

Ваша роль в сложившейся ситуации?

Ситуация 11

В школе вспыхнул конфликт из-за того, что классным руководителем 9 класса назначена учительница, которая была членом секты «Свидетели Еговых». Учительница проводила на должном уровне уроки, никогда не вела религиозной пропаганды. Родители требовали от администрации «защитить» их детей от сектантки.

Ваши действия.

— Заслушиваются и обсуждаются ответы групп.

— Понравилось ли быть королем?

— Возникло ли чувство власти над другими людьми?

— Остался ли король довольным своим правлением?

— Что чувствовали подчиненные?

— Какие слова короля вызывали у вас дискомфорт и недовольство?

— Легко ли быть хорошим королем?

Вывод: Работник, занимающий руководящую должность, должен уметь поставить себя на место других, анализировать сложившуюся ситуацию, обладать навыками разрешения конфликта.

11. Проективный рисунок «Что я даю людям и чего от них жду?»

Цель: выяснить содержание альтруистических проявлений, развивать навыки самоанализа проявлений мотивации помощи в собственном взаимодействии через спонтанные рисуночные образы.

Психолог: «На листе бумаги изобразите свое представление о том, что вы даете людям и что получаете от них».

— Раскрывается смысл рисунков.

— Чем могут быть обоснованы противоречия между тем, что вы даете людям и тем, что получаете от них?

Вывод человек-альтруист не преследует корыстных целей в общении с людьми.

12. Упражнение «Козырь».

Цель: повысить самооценку участников семинара, вырабатывать навыки самоанализа.

Психолог: «Разделить лист на две части. Слева перечислите свои положительные черты, с правой – отрицательные. Разорвите лист по линии сгиба. Правую часть сомните и выбросьте, левую, что у сердца, сохраните. Пусть качества, записанные на левой половинке, будут козырем в дальнейшей вашей профессиональной деятельности и в общении с коллегами.

13. Упражнение «Поэма про толерантность».

Цель: обобщить полученные знания о толерантности, развивать творческое мышление.

Психолог: «Каждая группа пишет на листе бумаги А-4 восточное стихосложение по схеме:

Слово.

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Фраза, выражающая отношение к описываемому.

— Затем каждая группа зачитывает свои творческие работы.

Вывод: работа помогла нам прислушаться к мнению других, учила быть толерантным к своим коллегам, развивала творческое мышление.

14. Упражнение «Литературная задача».

Цель: способствовать сплочению группы, развивать логическое мышление.

Психолог: «Вам необходимо из предложенных слов воссоздать стихотворения известных авторов».

Друг другу мы тайно враждебны,

Завистливы, глухи, чужды.

А как бы и жить и работать,

Не зная извечной вражды!

А. Блок

Земное сердце стынет вновь,

Но стужу я встречаю грудью,

Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь.

А.Блок

В наш трудный, но все-таки праведный век,

Отмеченный потом и кровью,

Не хлебом единым ты жив, человек, —
Ты жив, человек, и любовью.

Л. Филатов

Вранья и лени должно опасаться,

Пока они не хлынули рекой…

Геракла может и не оказаться

В последнюю минуту под рукой.

Л.Филатов

Ну можно ли представить мир без шуток?!

Да он без шуток был бы просто жуток!..

Когда на сердце холод, страх и тьма –

Лишь юмор не дает сойти с ума.

Л Филатов

— Выступление представителей групп.

— Сложно ли было справиться с заданием?

— Кто был самым активным участником?

Вывод: коллективное дело сплачивает людей, помогает им показать себя и прислушаться к мнению других.

16. Упражнение «Кто больше?»

Цель: развивать творческое мышление, навыки общения.

Психолог: «Каждой группе необходимо составить как можно больше предложений со словами «учитель», «дерево».

— Презентация работ.

— Принес ли удовлетворение процесс работы над этим заданием?

Вывод: творчески подход к решению проблемы объединяет людей, развивается их логическое мышление.

19. Мини-лекция «Саморегуляция как фундаментальное условие профессионального развития и сохранения здоровья современного учителя».

20. Знакомство с приемами снятия эмоционального напряжения и предупреждения стрессовых состояний. (См. памятку)

Ш. Заключительная часть. Рефлексия

infourok.ru

Статья по теме: Синдром профессионального выгорания преподавателя

Синдромом профессионального выгорания педагогов

В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание:

большое количество социальных контактов за рабочий день,

предельно высокая ответственность, 

 недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме» и др.

 Выгорание у преподавателей  выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие:

эмоциональную истощенность,

 деперсонализацию и

редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Факторы, вызывающие выгорание группируются в два больших блока: индивидуальные  и организационные факторы.

Индивидуальные факторы:

1. 

Исследователи выгорания показывают, что работники социальной сферы начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы.

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

2.

Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля».

А.(внутренний локус)

Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего локуса контроля.

Б.(внешний локус)

Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего локуса контроля.

В связи с развитием синдрома профессионального выгорания наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу А.

3.

Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Организационные факторы:

Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. В то же время, самостоятельность и независимость учителя в своей деятельности, возможность принимать важные решения является важным моментом, отрицательно воздействующим на выгорание.

Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки.

Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

— на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д

— на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений и др.

— третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы. 

1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна  возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека [2].

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям.

Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

nsportal.ru