Профессиональные интересы социального педагога: «Профессиональная деятельность социального педагога»

Содержание

Персональный сайт — Профессиональная деятельность социального педагога

Меню сайта
Наш опрос
Профессиональная деятельность социального педагога.

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального развития детей.

Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды. 

Специфика профессиональной деятельности социального педагога.

Социальный педагог – новая профессия, рождение которой, в большей степени, вызвано «новым качеством социализации личности», в связи с резким обострением социально-политических, экономических, национальных и экономических противоречий современного мира (С.А.Расчетина). В БСЭ профессия рассматривается как «род трудовой активности …человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы».

Т.е. профессия есть — деятельность, имеющая оригинальный предмет, субъект и объект деятельности, обладающая собственной целью, нормами и средствами. Предметом деятельности социального педагога является проблемная ситуация развития ребенка, сутью которой является ослабление необходимых социальных связей и нарушение некоторых социальных пропорций, травмирующие его личность. Включаясь в проблемную ситуацию, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем самым ситуацию преодоления проблемы. По мнению В.А. Сластенина, назначением профессиональной деятельности социального педагога является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.

Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

  • Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
  • Эмоциональные и психологические проблемы;
  • Нужда и бедность;
  • Алкоголизм и наркомания;
  • Насилие и дискриминация;
  • Национальные проблемы и миграция;
  • Преступление и правонарушение;
  • Безработица и профессиональная адаптация;
  • Жилищная проблема;
  • Опекунство, попечительство, усыновление;
  • Родительская жестокость и другие.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

В задачи практической деятельности социального педагога входит:

  • организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;
  • изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
  • выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
  • способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
  • создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
  • взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;
  • участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Деятельность социального педагога можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению С.А.Расчетиной, особенность цели деятельности социального педагога заключается в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но и как эмоциональное переживание проблемности ситуации социального развития ребенка. Эмоции сопереживания ребенку предвосхищают цель, формируя потребность заботы, защиты, помощи. Как известно, цель это идеальный образ будущего результата деятельности. Она формируется на двух уровнях:

1) как цель — идеал (стратегическая цель). Для профессиональной деятельности социального педагога в качестве стратегической цели выступает становление ребенка как субъекта социальной жизни;

2) как цель – ожидаемый результат деятельности (тактическая цель). Тактической целью деятельности социального педагога является помощь ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, в распознании, формулировании и совместном разрешении проблемы его социальной жизни. Причем, цель как ожидаемый результат деятельности по отношению к цели-идеалу может выступать в качестве задачи деятельности. Цель может быть конкретизирована как по «вертикали» (исходные, промежуточные и конечные цели), так и по «горизонтали» (в зависимости от места работы социального педагога, его специализации и характера профессиональных проблем).

Содержание практической деятельности социального педагога можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя.

Чаще всего социальный педагог выполняет роль «посредника», связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о нравственном, физическом и психическом здоровье населения. В роли «посредника» социальный педагог содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением («третейский судья»), влияет на реализацию государственной социальной политике в конкретном районе. Социальный педагог выполняет роль «защитника» интересов, законных прав ребенка, его семьи, представляет права ребенка в суде, добивается справедливости в решении спорных вопросов, организует совместную деятельность детей и взрослых по защите прав ребенка. Роль «наставника» предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, заботу о психическом, физическом и нравственном здоровье ребенка, своевременном разрешении возникающих проблем. В качестве «эксперта» социальный педагог осуществляет своеобразную постановку социального диагноза, определяет оптимальную совокупность методов эффективного взаимодействия педагогов, родителей, представителей общественных организаций и ребенка, имеющего проблемы в социальной жизни. Социальный педагог в роли общественного деятеля – поддерживает, развивает, возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

Таким образом, успешная реализация социальным педагогом ведущих функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых усиливается способность ребенка по мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
Статистика
Copyright MyCorp © 2023Сайт создан в системе uCoz

Старкова Мария Анатольевна | Сайт социального педагога

«Счастье мира не стоит ни одной слезы на щеке невинного ребёнка»

Ф. М. Достоевский

Первая квалификационная категория.

Владею теорией и практикой социальной работы в образовательном учреждении, методикой воспитания, основами современной педагогики и возрастной психологии.

Освоила и применяю в работе следующие социальные и образовательные  технологии:                                    

 — социальная диагностика,

 — социально-педагогический патронаж,

 — социальное консультирование,

 — социальная адаптация и социальная профилактика,

Отдельные элементы педагогических технологий:

—  личностно – ориентированные,

—  игровые,

—  информационно – коммуникативные,

—  проблемно – поисковые,

—  здоровьесберегающие.

           Использую диагностические методики: тесты, анкеты, опросники, с помощью которых изучаю психолого — педагогические особенности личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни, выявляю эффективные формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения. В процессе изучения выявляю интересы и потребности обучающихся, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типологию семей, их социокультурный и педагогический статус.

              Устанавливаю контакт с семьями обучающихся, выявляю проблемы и трудности в жизнедеятельности семей, помогаю в решении проблем, выполняя посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов: психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности;

             Организую и провожу консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагаю возможные варианты решения проблемы участников образовательного процесса.

 

         На основании поставленной цели: способствовать реализации прав и свобод обучающихся, обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся, выполнение обязательного всеобуча, пропаганда здорового образа жизни, осуществляю свою работу по 5 направлениям:

·         работа с учащимися из семей группы риска или социально опасных семей,

·         работа с учащимися из малообеспеченных семей,

·         работа с учащимися, лишенными родительского попечения, воспитывающимися в опекаемых и приемных семьях,

·         работа с детьми – инвалидами и их родителями;

·         работа с учащимися из многодетных семей.

О себе

Старкова Мария Анатольевна. Замужем, двое детей. . В 2007 году закончила Костромсокй Государственный Университет имени Н.А. Некрасова, факультет Филолгический, специальность Филолог. Преподаватель.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л. Толстой,. М. Булгаков, Ф. Достоевский, А. П. Чехов

Мой взгляд на мир

Современный мир стремительно развивается и изменяется. Поколения сменяют друг друга. Такие понятия как мораль и нравственность тоже претерпевают изменения, трактуются иначе каждым поколением людей, а порой вовсе исчезают… Возможно, сейчас именно такой период в развитии человечества…. Однако педагог призван сохранить эти понятия и вложить их в умы слудующих поколений. Именно поэтому профессия педагога — большая ответственность…. Не стоит идти работать в школу, если надеешься на большую зарплату, но стит туда прийти, если уверен в своих моральных качествах и в том, что сумеешь «не навредить…»

Мои достижения

              Сведения о повышения квалификации:

    С 21. 09.2010 г. по 21.10.2010 – краткосрочное обучение в Московском институте открытого образования по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет — технологий» в объеме 72 часов;

С  14.12.2010 по 25.12.2010 г. — краткосрочное обучение в Московском институте открытого образования по теме «Информационно-коммуникационная образовательная среда учебного заведения» в объеме 72 часов;

С 12.12.2011 г. по 23.12. 2011 г. – краткосрочное обучение в Кольскои филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петразоводский государственный университет» по программе: «Современные технологии разработки мультимедийных обучающих курсов» в объеме 92 часов

      с 09.04.2012 г.  по 30.05.2012 г. – повышала квалификацию в  Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры по программе: «Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса» в объеме 180 часов,  за время обучения сдала зачеты по основным дисциплинам программы, а также выполнила курсовую работу на тему «Интерактивные формы работы социального педагога с родителями».

Моё портфолио

Использую в своей деятельности современные компьютерные технологии: заполнение электронного банка данных неблагополучных семей; детей, лишенных родительского попечения; подростков девиантного поведения; использование электронных средства контроля и планирования социально-педагогической деятельности; создание и демонстрация презентаций для выступлений на родительских собраниях, классных часах, на методических объединениях  социальных педагогов. Расширяю образовательное пространство за счет использования возможностей сети Интернет. Собственные педагогические разработки размещаю на сайте МБОУ ООШ №3 города Ковдора.

           Использую диагностические методики: тесты, анкеты, опросники, с помощью которых изучаю психолого — педагогические особенности личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни, выявляю эффективные формы и методы социальной работы с семьей, с различными группами и категориями населения. В процессе изучения выявляю интересы и потребности обучающихся, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типологию семей, их социокультурный и педагогический статус.

Добавить учебный материал в портфолио
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты

Мои публикации:

Добавить грамоту в портфолио

Что такое социальная работа и чем занимаются социальные работники? — University at Buffalo School of Social Work

Социальная работа – это профессия, в которой обученные специалисты помогают уязвимым людям и сообществам преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Социальные работники работают в самых разных условиях, объединенных своей приверженностью защите и улучшению жизни отдельных лиц, семей, групп и обществ.

Получите руководство по социальной работе для начинающих!

Запрос информации

Какова роль социальных работников?

Несмотря на то, что социальные работники работают в самых разных условиях, вместе социальные работники разделяют следующие обязательства:

  • Содействовать социальному обеспечению
  • Помогать людям любого происхождения преодолевать индивидуальные проблемы, с которыми они сталкиваются и экономическая справедливость для членов различных сообществ
  • Воплощать этический кодекс социальной работы

Кому помогают социальные работники?

Социальные работники работают непосредственно с самыми разными группами населения и от их имени. Вот некоторые примеры:

  • Дети и подростки.
  • Лица с ограниченными возможностями.
  • Лица, живущие в бедности или бездомные.
  • Медицинские пациенты.
  • ЛГБТК.
  • Лица, страдающие зависимостью.
  • Студенты.
  • Лица с проблемами психического здоровья.
  • Беженцы и иммигранты.
  • Стареющие лица.
  • Пары и семьи.
  • Жертвы насилия или травм.
  • Лица, находящиеся в заключении или в системе уголовного правосудия.
  • Ветераны.

Социальные работники имеют уникальную возможность помогать нашим товарищам по обществу, которые уязвимы, угнетены или маргинализированы.

Не знаете, с чего начать?

Спросите себя: КОМУ вы больше всего хотите помочь?
Скорее всего, вы можете изменить ситуацию с этим населением как социальный работник!

Сфера деятельности социальной работы

Социальные работники создают изменения разными способами – от высоких системных изменений (макропрактика) до индивидуального уровня (микропрактика). Социальные работники оказывают влияние на всех уровнях практики.

Когда большинство людей думают о социальных работниках, они думают о социальных работниках микроуровня. Это люди, которые работают с людьми один на один, чтобы помочь им изменить свою личную жизнь. Примеры социальных работников микроуровня включают:

  • Школьные социальные работники, которые помогают учащимся справляться с проблемами, с которыми они сталкиваются в школе и дома.
  • Социальные работники по делам детей и семей окружного отдела социальных служб, помогающие различным группам риска.
  • Адвокаты, помогающие людям ориентироваться в системе уголовного правосудия.
  • Клинические социальные работники, предоставляющие консультационные услуги (зависимости, психическое здоровье, брак и семья, травма и т. д.).
  • Медицинские социальные работники, которые предоставляют и координируют услуги для пациентов во время и после их лечения.

Социальные работники меццо (или среднего) уровня, как правило, работают с более крупными группами или учреждениями, а не с отдельными лицами, или они могут иметь более административную роль, контролируя программу или предоставление услуг. Некоторые примеры социальных ролей меццо включают:

  • Социальные работники, которые контролируют группу других лиц, осуществляющих непосредственное практическое вмешательство.
  • Руководители некоммерческих или общественных организаций.
  • Организаторы сообщества, которые работают с членами сообщества, чтобы внести изменения в районы, города или регионы.
  • Медицинские работники, проводящие обучение различных групп по вопросам общественного здравоохранения.
  • Профессорско-преподавательский состав университета обучает и обучает новых социальных работников.

Социальные работники на макроуровне работают над созданием изменений на высоком уровне. Хотя они не обязательно работают с населением напрямую, изменения, которые они вносят в программы, политику, исследования и другие области, просачиваются и затрагивают многих. Некоторые примеры социальной работы на макроуровне включают:

  • Исследователи социальной работы и аналитики данных.
  • Разработчики политики и авторы грантов.
  • Местные, государственные и федеральные представители, лоббисты и политические защитники.
  • Специалисты по разработке и оценке программ.

Социальные работники макроуровня реже используют слова «социальный работник» в официальном названии должности по сравнению с социальными работниками микроуровня, но они все же могут выполнять множество ролей благодаря своему всестороннему последипломному образованию. .

Где работают социальные работники?

Существует множество агентств, нанимающих социальных работников, и должностные инструкции социальных работников сильно различаются в зависимости от того, где они работают. Вот некоторые примеры мест, где работают социальные работники:

  • Школы (все уровни, включая высшее образование).
  • Больницы и учреждения здравоохранения.
  • Государственные учреждения (местные, государственные, федеральные), включая агентства по делам ветеранов (VA) и вооруженные силы.
  • Агентства по развитию и работе с общественностью.
  • Окружные, государственные и федеральные юридические учреждения (суды, тюрьмы и т. д.)
  • Клиники и консультационные агентства.

Некоторые социальные работники также занимаются частной практикой в ​​качестве лицензированных клинических социальных работников (LCSW).

Каковы требования к образованию и лицензии для социальной работы?

Образование

 Совет по образованию в области социальной работы (CSWE) является национальным органом по аккредитации всех программ социальной работы на уровне бакалавра и магистра.

Для некоторых социальных работников начального уровня требуется только степень бакалавра в области социальной работы (BSW) или в другой смежной области. Однако многие люди обнаруживают, что для расширения своих возможностей трудоустройства и потенциального заработка им нужна степень магистра социальной работы (MSW), поскольку лица со степенью MSW имеют более глубокую подготовку, которая ведет к другой работе более высокого уровня. обязанности.

Для многих работ также может потребоваться лицензия на социальную работу. В зависимости от штата людям может потребоваться степень магистра социальной работы (MSW), чтобы иметь право на получение лицензии.

Для получения степени магистра социальной работы (MSW) не обязательно иметь степень бакалавра социальной работы (BSW). Многие программы MSW (включая нашу!) принимают студентов со всех видов программ бакалавриата. Психология, социология, уголовное правосудие, английский язык и другие специальности гуманитарных наук часто встречаются в программах MSW, но любая степень бакалавра может хорошо подготовить студентов к тому, чтобы стать социальными работниками. Подробнее о требованиях к поступающим в MSW читайте здесь.

Лицензия

Лицензия на социальную работу варьируется от штата к штату.

Каждый лицензионный совет штата определяет, какие виды лицензий могут получить социальные работники, какой уровень степени требуется и объем практики (что им разрешено делать). Ознакомьтесь с лицензионными требованиями и типами учетных данных для вашего штата или провинции на странице ASWB.

В штате Нью-Йорк социальные работники имеют лицензию только на уровне магистра, что означает, что сначала им необходимо получить степень MSW. Управление по делам профессий штата Нью-Йорк является официальным органом по лицензированию различных лицензированных профессий, включая социальную работу. Есть несколько различных видов лицензий, которые могут получить лица со степенью MSW.

Не во всех штатах есть эквивалент нью-йоркской лицензии LMSW, которая является начальной лицензией на социальную работу общей практики, которую могут получить лица, получившие степень MSW по аккредитованной программе и сдавшие экзамен на получение лицензии. Многие, но не все должности социальных работников в штате Нью-Йорк требуют LMSW.

Во всех штатах требуется лицензия на практику клинической социальной работы. Клинические социальные работники предлагают терапевтические консультации клиентам, борющимся со здоровьем, психическим здоровьем, зависимостью и другими проблемами. Социальные работники, имеющие клиническую лицензию, имеют право ставить диагнозы и проводить клиническое лечение.

В штате Нью-Йорк этой лицензией является LCSW, что означает «Лицензированный клинический социальный работник». LCSW — это расширенная лицензия для тех, кто интересуется клинической практикой. Не всем социальным работникам необходимо получать LCSW, поскольку он предназначен только для людей, которые хотят практиковать этот конкретный вид социальной работы.

LCSW в Нью-Йорке должны иметь степень MSW, которая включает в себя клиническую курсовую работу и последипломный опыт работы под наблюдением в клинических условиях, прежде чем они смогут сдать экзамен на получение лицензии.

Социальные работники со своим LCSW могут затем работать над получением дополнительных часов практики под наблюдением, чтобы добавить свою «R» (что обновит их лицензию до LCSW-R). «R» указывает на то, что социальный работник имеет привилегии психотерапевта.

Узнайте больше о лицензировании на веб-сайте Управления по делам профессий штата Нью-Йорк

Дополнительная информация: надежные источники информации о профессии

0185 составляется Бюро статистики труда США и включает информацию обо всех видах карьеры, включая социальную работу. Помимо информации о профессии, в нем также есть данные о средней заработной плате и перспективах будущей работы.

Национальная ассоциация социальных работников (NASW) — это профессиональная организация, членами которой являются социальные работники со всей страны. На их веб-сайте есть образовательная информация о выборе профессии социального работника, а также полезная информация для практикующих социальных работников.

Grand Challenges for Social Work поддерживаются Американской академией социальной работы и социального обеспечения (AASWSW). Они призывают к научным и междисциплинарным решениям крупных социальных проблем. «Большие вызовы» включают в себя несколько замечательных примеров проблем, которые волнуют социальных работников и над решением которых они работают.

Подкаст inSocialWork  выпускался здесь, в Школе социальной работы при UB, в течение последних десяти лет, и новые эпизоды выпускаются раз в две недели. Мы приглашаем экспертов со всей страны для обсуждения различных тем и вопросов социальной работы. Слушание — отличный способ изучить различные группы населения и проблемы, связанные с социальной работой, а также узнать о разнообразии ролей, которые они выполняют в нашем обществе.

Если вы не знаете, с чего начать, вот пять лучших рекомендуемых эпизодов в произвольном порядке (но не стесняйтесь искать другие интересующие вас темы!)

  • Синдром самозванца в профессии социального работника: Признание своего истинного потенциала (эпизод 237)
  • Изучение интеграции социальных работников в библиотечную среду (эпизод 264)
  • Разыскиваются: социальные работники на Капитолийском холме (эпизод 203)
  • Умное обезглавливание (эпизод 212)
  • Мультисистемная терапия: основанный на сильных сторонах совместный подход к работе с негативным поведением подростков (Эпизод 201)

Запросить информацию о наших программах

Список основных навыков и качеств для социальных работников Этика

Основные ценности социальной работы и Кодекс этики — Школа социальной работы Университета Буффало

Первая версия этического кодекса NASW, опубликованная в 1960, говорится, что социальные работники «посвящены служению на благо человечества» и должны «содействовать благополучию всех без дискриминации». Эти основные принципы остаются в силе и сегодня, но с тех пор кодекс превратился из одностраничного документа в надежное руководство по профессиональному поведению, в котором излагаются основные ценности, этические принципы и этические стандарты для социальных работников и профессии социального работника.

Самые последние поправки к этическому кодексу были опубликованы в начале 2018 года. Эти изменения в первую очередь касаются технологических достижений, произошедших за последние 20 лет, и их последствий для этической практики, включая новые формы общения и построения отношений.

Ниже приводится описание шести основных ценностей, на которых основан этический кодекс, и связанных с ними широких этических принципов, которыми социальные работники должны руководствоваться в своей работе. Это перефразировано из Кодекса этики NASW. Вы можете найти этот и текущий полный кодекс этики на веб-сайте NASW.

Шесть основных ценностей профессии социального работника

  1. Служение
  2. Социальная справедливость
  3. Достоинство и ценность человека
  4. Важность человеческих отношений
  5. Честность
  6. Компетентность

Этические принципы, основанные на основных ценностях социальной работы

Служба

Этический принцип для решения социальных проблем и работы для решения социальных проблем и работы.