Определения в психологии: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Определение — Психологос

Определение, точнее, определение понятия, или дефиниция (проведение границ, ограничение — предел, граница) — логическая операция установления смысла термина.

Раскрывает содержание понятия, позволяет отличать предмет, отражаемый понятием, от сходных с ним предметов, устанавливать значение того или иного слова (термина). Раскрыть содержание понятия — значит перечислить его существенные признаки, то есть признаки, необходимые и достаточные для отличия данного предмета от сходных с ним предметов.

Операционализация понятий — специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Значение теоретического понятия раскрывается через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению и измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии.

Содержание понятия

Содержание понятия — совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однотипных предметов, отраженных в этом понятии (напр. , содержанием понятия «ромб» является совокупность 2 признаков — «быть паралеллограммом» и «иметь равные стороны»).

Объём понятия — это класс обобщаемых в этом понятии предметов (напр., под объёмом понятия «животные» подразумеваются все животные, которые существовали, существуют и будут существовать). Объём понятия раскрывается разделением понятия, а не его определением.

Виды

Интенсиональное определение. Интенсиональное определение характеризуется следующими атрибутами. Оно должно содержать:

— описание свойств, характеристик объектов, выделяющих определяемое в сравнении с другими объектами соответственно;

— пояснения смысла термина указанием правил выделения его среди прочего;

— указание ближайшего понятия и отличительных признаков по сравнению с другими определениями других понятий.

К интенсиональному виду определений относятся собирательное и представительное определения.

  • Реальное определение :отображает существенные признаки, свойства и характеристики объекта с целью формирования отличий от других объектов.
  • Аксиоматическое определение :являются фундаментальными. определение строится из суждений (логических выражений) как (конъюнктивная) совокупность утверждений, содержащих определяемое и определяющие понятия в этих утверждениях.
  • Номинальное :определяется термин, обозначающий понятие, с помощью номинальных определений вводятся новые термины, вводятся знаки, обозначающие термины.
  • Явное определение :когда даны дфд и дфн и между ними устанавливается отношение равенства. Родовой признак указывает на тот круг предметов, из числа которых надо выделить определяемый предмет «прибор». (напр. «барометр — это прибор для измерения атмосферного давления»)
  • Неявное определение :на место дфн подставляется контекст или набор аксиом.
  • Генетическое определение :определение предмета путем указания на способ, которым образуется только данный предмет и никакой другой «кислоты — это вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода».
  • Контекстуальное определение :позволяет понять незнакомое слово через контекст (уравнение).
  • Индуктивное (рекурсивное) определение :определяемый термин используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла (см.: «натуральное число»).
  • Остенсивное определение :определение предмета путём указания на него, или демонстрации самого предмета.

Правила дефиниции

  • Соразмерность (дфд = дфн). Пример ошибки:

Широкое определение «Лошадь — млекопитающее и позвоночное животное».

Узкое определение «Совесть — это осознание человеком ответственности перед самим собой за совершённые поступки».

И широкое и узкое одновременно «Бочка — это сосуд для хранения жидкостей».

  • Определение не должно содержать круга — когда дфд определяется через дфн, а дфн был определён через дфд. Пример ошибки:

«Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям».

  • Чёткость и ясность — определения не должны быть двусмысленными, не допускаются метафоры и сравнения. Пример ошибки:

«Лев — царь зверей».

  • Родовой признак должен указывать на ближайшее широкое понятие, не перескакивая через него.
  • Видовым различием должен быть признак или группа признаков, присущих лишь данному понятию и отсутствующих у других понятий этого рода.
  • По возможности определение не должно быть негативным.

Следует отличать определение от других действий, не раскрывающих полностью суть понятия:

  1. описание — перечисление отличительных внешних признаков, способствующих выделению среди остальных
  2. характеристика — перечисление самых важных признаков
  3. сравнение — фиксирование факта совпадения или несовпадения признаков между объектами
  4. демонстрация — ознакомление с понятием выяснением его рода или класс

В чем заключаются трудности определения предмета психологии?

Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обыч­но с определения ее предмета. Но по отношению к психологиче­ской науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам.

Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследовате­лю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменя­ла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисцип­лин — так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психо­логия изучает явления и функции (акты) сознания, третьи — по­ведение, четвертые — деятельность и т.д.1. Таким образом, совре­менная психология развивается в условиях крайнего плюрализма точек зрения на решение как проблемы предмета исследования, так и других фундаментальных вопросов, и пока психологи не создали единой общепсихологической теории, способной охва­тить своими объяснениями все изучаемые в психологии феноме­ны и соединить в целостную непротиворечивую систему все имеющиеся в ней подходы и точки зрения (многие психологи сомневаются в том, что такое вообще возможно).
Во-вторых, психологическая наука — одна из самых сложных наук вообще. «Ни в одной науке, — писал известный оте­чественный психолог Лев Семенович Выготский (1896—1934), — нет стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии. Предмет психологии — са­мый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; спо­соб ее познания должен быть полон осо­бых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут» [17, 4/7]2. Широко известны также слова А.Эйнштейна о том, что решение физических проблем — это дет­ская игра по сравнению с научно-психологическими исследова­ниями детской игры. В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке, и поэтому всегда имеется опасность подмены собственно психо­логического исследования физиологическим, социологическим и т.д., что в конечном счете может привести психологию к утрате собственного предмета.
В истории психологии неоднократно встре­чались попытки подобного рода, и поэтому психологическая на­ука должна четко отграничивать свой предмет от предмета другой науки, даже если объекты этих наук совпадают3. Поэтому, отложив на некоторое время определение предмета (и объекта) психологической науки, дадим пока лишь расшиф­ровку термина «психология». Его можно буквально перевести как «наука о душе» (от древнегреч. psyche — душа, logos — разумное сло­во, наука). Авторами этого термина, зафиксировавшего истори­чески первое представление о предмете психологии, историки психологии называют немецких схоластов Р. Гоклениуса и О. Кас-смана [33]. Самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин появился (1590 г.), психология как наука уже встала перед необходимостью уйти от сложившегося ранее понимания психологии как учения о душе и начать эмпирически (т.е. опытным путем) изучать явления сознания. В XVII в. воз­никла эмпирическая психология как наука о явлениях созна­ния.
Впоследствии новых определений предмета психологии было много, но неизменным оставалось одно — название науки, кото­рое фиксировало преемственность в развитии научно-психоло­гического знания. Тем же исследователям, которые хотели отка­заться от термина «психология» по причине изменения предмета психологической науки, Л.С.Выготский отвечал: «Мы не хотим быть Иванами, не помнящими родства; …мы не хотим получить от истории чистенькое и плоское имя; мы хотим имя, на которое осела пыль веков… Мы должны рассматривать себя в связи и в отношении с прежним; даже отрицая его, мы опираемся на него» [17, 428]. Кстати говоря, неизменность названия науки, несмотря на изменения ее предмета, может означать также и то, что все ее представители так или иначе изучают с разных сторон одну и ту же реальность, выступающую объектом психологии (и некоторых других наук). А вот какова природа данной реальности — это вопрос, кото­рый, как и проблема определения предмета исследования, отно­сится к наиболее сложным проблемам психологической науки.
В русском языке сложилась традиция использовать для обозначе­ния этой реальности то же слово, что и для науки, ее изучаю­щей, — «психология». Так, к примеру, говорят о детской психо­логии или психологии подростка, имея в виду очень разные по сути явления: и особенности восприятия ребенком мира, и спе­цифику его мышления, и способы поведения в разных ситуаци­ях, и его изобразительное творчество и многое другое. Возмож­но, для решения каких-то житейских или практических задач эта неопределенность не имеет значения, но для психологиче­ской науки требуются строгие определения объекта и предмета психологии и соотнесение друг с другом родственных, но не тождественных понятий «психология», «психика», «поведение» и др. Чтобы приблизиться к решению этой сложной задачи, пред­ставим сначала те явления, которые попадали в поле зрения людей, называвших себя психологами, в разные годы и в различ­ных школах (этому будет посвящен следующий параграф данной главы).

Как уже упоминалось выше, сложность освоения системы психологических понятий определяется спецификой предмета психологии.

Специфика эта заключается в том, что каждый человек при знакомстве с данными психологии, будучи носителем психики и обладая возможностью наблюдать обсуждаемые явления «изнутри», может, как кажется, выступать в качестве «эксперта» по проверке излагаемых положений. Проверка эта не всегда оказывается удачной, а результаты — убедительными в силу того, что для получения однозначного результата в психологии очень часто необходимо соблюдать и учитывать большое количество условий. Практически любой психологический феномен, любой психологический эффект является следствием множества объективных и субъективных факторов, и поэтому их воспроизведение требует тщательной организации. При чтении психологической литературы нередко возникает искушение поспорить, поскольку достаточно изменить одно из условий, и результат может быть прямо противоположным. В связи с этим хочется подчеркнуть: в психологии практически любое утверждение верно только в контексте описанных при этом условий. Учитывать следует все что сказано.

рабочих определений | IB Psychology

Написание хороших операционных определений заключается в написании, переписывании, переписывании и последующем повторении этого процесса.

Обновлено в мае 2020 г.

Операционные определения стали важными в психологии, когда психологи захотели установить, что психологические эксперименты носят действительно научный характер. В этом сообщении блога мы рассмотрим, что такое операционное определение и как его сделать. Это распространенная ошибка в IB Psychology IA. Надеемся, что после прочтения этого поста студенты смогут написать отличные операционные определения своих независимых и зависимых переменных.

Что такое рабочее определение?

Все мы знаем, что «определение» — это заданное значение чего-либо. «Оперативная» часть означает придание значения чему-либо в том виде, в каком оно используется в конкретном исследовании. Таким образом, в психологии операциональное определение означает определение переменной в том виде, в каком она существует в настоящем исследовании.   Вам необходимо четко и конкретно указать, как вы манипулируете своим IV , и как вы измеряет ваш DV?

Подробнее:

  • Что никто из нас не понял о новых ИС
  • Ключевые исследования для IA
  • Как предотвратить потерю оценок вашими ИА

IVs

Вот некоторые общие независимых переменных , которые студенты-психологи используют в своих экспериментах:

  • Глубина обработки (например, в исследованиях уровней обработки, таких как Крейк и Локхарт).
  • Активация схемы (например, Брансфорд и Джонсон или Лофтус и Палмер)
  • Якоря (высокие и низкие) (например, в исследовании Канемана и Тверски).

Эти термины довольно расплывчаты. Что означает «активация схемы»? Чтобы дать рабочее определение этой переменной , вы должны четко описать два условия вашего эксперимента (примеры см. ниже).

DV

Точно так же, если мы посмотрим на некоторые примеры зависимых переменных, мы увидим, что они такие же расплывчатые:

  • Память
  • Рабочая память
  • Решение
  • Принятие решений
  • Восприятие

Это переменные, измеряемые в экспериментах. Чтобы написать рабочее определение, вы должны указать , как именно вы планируете измерять эти переменные.

IB Psych IA Tips
  1. Рубрика гласит, что вы должны оперативно определить свои IV и DV в своем исследовании и/или нулевую гипотезу. Я рекомендую сделать это в вашей исследовательской гипотезе (примеры см. ниже).
  2. Напишите свои рабочие определения IV и DV отдельно, прежде чем писать свои гипотезы. Включите их отдельно (и хорошо пометив) во Введение IA , а также в вашу исследовательскую гипотезу. Вы можете получить признание за рабочие определения ваших IV и DV, даже если они не входят в ваши гипотезы.
  3. Использование квадратных скобок — хороший способ включить операционные определения в ваши гипотезы (см. ниже).
  4. Вы не будете сделай это правильно с первого раза. Пишите, редактируйте, переписывайте, редактируйте, переписывайте и продолжайте, пока не решите, что это идеально.

Пример №1: Испытание препарата

Представьте, что я проводил эксперимент, в котором проверялась эффективность медикаментозного лечения симптомов посттравматического стрессового расстройства. Лекарственная терапия — моя независимая переменная, а симптомы посттравматического стрессового расстройства — моя зависимая переменная. Чтобы написать рабочее определение IV, я должен описать два условия моего эксперимента. Это может выглядеть примерно так:

  • Медикаментозное лечение: Одна группа будет принимать 20 мг пароксетина (в виде таблеток) каждое утро в течение 7 дней, тогда как контрольная группа будет принимать идентичную таблетку плацебо каждое утро в течение 7 дней.

Приведенное выше рабочее определение «медикаментозной терапии» сформулировано таким образом, чтобы вы точно знали, как им манипулируют, т. е. вы знали два различных условия эксперимента. Если вы хотите знать, написали ли вы хорошее операциональное определение, попросите кого-нибудь прочитать его и объяснить вам разницу между двумя группами в вашем исследовании. Если они не могут этого сделать, скорее всего, ваше рабочее определение слишком расплывчато. Помните, мы хотим, чтобы наши исследования можно было легко воспроизвести, поэтому другие должны иметь возможность следовать нашей методологии.

«Симптомы посттравматического стресса» очень расплывчаты. Он не говорит мне, как они измеряются. Таким образом, для оперативного определения этого DV мне нужно точно описать, как они будут измеряться. Это может выглядеть так:

  • Симптомы посттравматического стрессового расстройства оцениваются с помощью баллов по шкале клинического посттравматического стресса (CAPS).

Моя исследовательская гипотеза с рабочими определениями может выглядеть примерно так: Прием 20 мг пароксетина (в виде таблеток) каждое утро в течение 7 дней приводит к большему уменьшению симптомов посттравматического стрессового расстройства (по шкале CAPS), чем прием таблеток плацебо каждое утро. на 7 дней.

В нашем пакете поддержки для учителей есть все, что нужно учащимся и учителям, чтобы получить высшие оценки в IA. Загрузите бесплатную предварительную версию с https://store.themantic-education.com/

Пример № 2: Медиа и образ тела

Большинство студенческих ИО измеряют какой-либо тест памяти или другой тест, разработанный учащимися (в отличие от CAP или BSQ). . Если это так, вам нужно тщательно, но КОНКРЕТНО описать свой тест.

Я написал пример IA Я написал о том, как средства массовой информации могут повлиять на образ тела (на самом деле я не проводил этот эксперимент, но я написал его как пример, который студенты не могут скопировать). В своем исследовании я хотел выяснить, может ли просмотр видео, показывающего красивых людей, повлиять на восприятие тела. Мой IV — это «тип просматриваемых медиа». Это довольно расплывчато, поэтому мне нужно четко описать, как я манипулирую этим, что, как вы увидите, заканчивается тем, что я описываю два моих условия эксперимента:

  • Тип медиа: «Просмотр видео, изображающего стройного идеала в трейлере фильма Спасатели Малибу , по сравнению с просмотром медиа с «нормальными» типами телосложения в трейлере фильма Взрослые .

Вы конкретно определяете мой IV в моем исследовании Я должен очень конкретно описать различные состояния.

Мой ДВ — «неудовлетворенность телом». Но это можно измерить разными способами. Чтобы иметь рабочее определение, мне нужно точно объяснить, как я измеряю его в своем конкретном исследовании. В моем придуманном исследовании рабочее определение неудовлетворенности телом было следующим: 9.0003

  • Баллы по опроснику формы тела (BSQ-34).

Моя исследовательская гипотеза с рабочими определениями может выглядеть примерно так: Просмотр видео, изображающего стройный идеал (в трейлере фильма Спасатели Малибу), увеличивает неудовлетворенность своим телом больше, чем просмотр клипа с «нормальными» типами телосложения (в трейлере фильма Взрослые). ) согласно опроснику формы тела (BSQ-34).

Трэвис Диксон

Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.

Определение психологии | Psychology Today

Спросите биолога: «Что такое биология?» и вы, вероятно, получите относительно однозначный ответ. Биология – это наука о жизни. Напротив, спросите психолога: «Что такое психология?» и если этот человек глубоко рассмотрел вопрос, вы, вероятно, получите что-то вроде следующего: «Это в основном наука о разуме, за исключением того факта, что до сих пор существует ряд психологов, которые думают об этом. как наука о поведении, и утверждают, что «разум» не является полезной научной конструкцией. Таким образом, вы можете назвать это наукой о поведении и психических процессах, но это затушевывает основные философские проблемы, которые первоначально противопоставляли бихевиоризм ментализму. имеет дело в первую очередь с человеческим поведением, хотя исторически многие психологи изучали животных, возможно, наиболее печально известных лабораторных крыс. И все же грань между людьми и другими животными — если она вообще существует — не является общепринятой. Некоторые ученые считают, что психология на самом деле это свободная федерация субдисциплин, и по мере того, как наши научные знания становятся более продвинутыми, они распадаются на такие области, как нейронауки, когнитивные науки, лингвистика и другие области. И теперь есть довольно много психологов, особенно изучающих культуру и континентальную философию, которые задаются вопросом, уместны ли эпистемологии естественных или даже социальных наук. Они утверждают, что психологию лучше всего рассматривать как набор исследований, и она относится как к гуманитарным наукам, так и к естественным наукам. Наконец, возникает вопрос о том, является ли эта дисциплина в основном наукой, такой как биология, или в основном лечебной профессией, такой как медицина, или одновременно и тем, и другим. Учитывая все эти разногласия, наверное, лучше просто думать о психологии как об институте, человеческой конструкции, которая не обязательно отображается непосредственно на природе. Вместо того, чтобы беспокоиться об определениях, мы должны тратить свою энергию на изучение интересующих нас явлений». Таково нынешнее состояние наших знаний по вопросу «Что такое психология?»

Если у вас есть какие-либо сомнения относительно важности эффективного определения дисциплины, я рекомендую остроумное эссе « В войне с самими собой » Каммингса и О’Донохью (2008). Они указывают на то, что в первой половине 20 века в Америке доминировали в психологии поведенческие экспериментаторы, которые были «одержимы теорией обучения… причем большинство так называемых открытий было сделано на крысах и голубях, а не на людях». (стр. 118). Термин «клинический» не одобрялся, и даже на прикладной акцент многие смотрели с подозрением. Хотя на практике психоанализ преобладал, он находился за пределами кампуса и по-прежнему практиковался в основном психиатрами. Отчет о собственном опыте тренировок в конце 1940-х и начале 1950-х годов Каммингс, который хотел быть профессиональным практикующим врачом, заявил, что он…

испытал потрясение [своей] жизни: Психология не имеет ничего общего с людьми. Психотерапевтического обучения не существовало, как и самого слова. Мы получили всю нашу подготовку по психотерапии за пределами кампуса … Если бы наши выпускники узнали об этом, нас бы выгнали из программы.

Каммингс и О’Донохью (2008) продолжают рассказывать о росте профессиональной практики и последующей битве за владение дисциплиной. Они сформулировали конфликты между учеными и практиками в отношении лицензирования и профессионализации дисциплины, роли доказательств и научных методов в информировании практики, а также то, как практики стали более доминирующей силой в Американской психологической ассоциации, и как это в конечном итоге привело к многие научно ориентированные психологи покидают ассоциацию и создают Ассоциацию психологических наук. Для меня дополнительным свидетельством огромной путаницы в психологии является тот факт, что, хотя психологи в Америке изначально были учеными, проводившими эксперименты с животными в лаборатории, с появлением профессиональной психологии она развилась до такой степени, что единственные люди, могут по закону называть себя психологами, являются лицензированными практикующими врачами. В большинстве штатов социальный психолог, работающий в университете, не может по закону называть себя психологом! Вместо этого она должна идентифицировать себя как профессора психологии. Все это показывает, насколько много путаницы существует в отношении природы и места дисциплины в обществе.

Так быть не должно. Единая теория психологии (UT) прокладывает путь к логическому и последовательному определению области психологии, разрешению давних философских проблем и объединению ключевых идей из различных парадигм в единое целое. Итак, согласно единой теории, что именно является определением психологии?

Психология — это наука о психическом поведении и человеческом разуме, а также о профессиональном применении таких знаний для общего блага.

Чем это определение отличается от обычного определения психологии как науки о поведении и психических процессах? Его преимущество заключается в том, что он разрешает три основных области разногласий относительно того, что такое психология, в частности, он решает проблему дуализма разума и поведения, проблему животного и человека и проблему науки и профессии.

Во-первых, определение психологии как науки о поведении и психических процессах сопряжено с рядом серьезных неясностей. Рассмотрите это таким образом. Атомы ведут себя. Клетки ведут себя. Если это так, то психология не может быть наука о поведении, но должна быть наукой о конкретном типе поведения. Также рассмотрите вопрос о том, что представляют собой психические процессы, если они не являются поведением? Скиннер считал мысли интернализованным, скрытым поведением, и в этом отношении с ним трудно спорить. UT утверждает, что поведение животных — это уникальный вид поведения, изображенный как третье измерение сложности в системе Древа знаний и помеченный как «Разум». Разум состоит из набора умственных действий, которые четко определены как поведение животных, опосредованное нервная система, которые оказывают функциональное влияние на отношения животного с окружающей средой.Теперь мы можем разделить психическое поведение на две широкие области: 1) открытое (изменения между животным и окружающей средой) и 2) скрытое (изменения внутри нервной системы). Эти две области соответствуют тому, что обычно подразумевается под «поведением» и «ментальными процессами», но объединяют их четким, недвойственным образом9.0003

Во-вторых, это определение отделяет базовую (животную) психологию от человеческой психологии. Джон Ватсон заявил, что между человеком и животным нет границы. Это оправдание узаконило работу бихевиористов, но UT (наряду с большим количеством данных наблюдений) утверждает, что на самом деле люди — это очень уникальный вид животных. УТ утверждает, что человеческое поведение определяется функциональным пересечением языка, культуры и самосознания (т. е. систем оправдания), и это делает изучение человека принципиально иной проблемой. Не только это, но и потому, что люди будут использовать теории о них, которые создают ученые, человеческая психология является социальной наукой и должна бороться с ценностными проблемами гораздо больше, чем фундаментальная психология. Подумайте, например, что не возникло бы особых разногласий, если бы психолог обнаружил, что одна линия крыс научилась проходить лабиринт быстрее и точнее, чем другие. А теперь подумайте об очень законных спорах вокруг расы и IQ, и у вас будет ясное понимание того, почему наука о человеческой психологии фундаментально более тесно переплетена с человеческими ценностями.

В-третьих, определение проводит столь необходимую границу между наукой и профессией. Эту линию очень важно понять, потому что у науки принципиально иная миссия, чем у профессии. Цель научной стороны психологии состоит в том, чтобы описать и предсказать поведение животных и человека. Цель профессии – улучшение благополучия человека (и животных).