Профилактика суицида несовершеннолетних – Профилактика подросткового суицида

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

— Капризность, привередливость;

— Депрессия;

— Агрессивность;

— Нарушение аппетита;

— Раздача подарков окружающим;

— Психологическая травма;

— Перемены в поведении и другие.

Вас должны насторожить высказывания ребенка:

— Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

— Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

— Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

— Прощания.

— Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).

— Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида.

— Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

— Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

— Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.

— Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.

 — Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в  помощи и руководстве.

— Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Необходимо отметить, что помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Иногда подростки часто обращаются к Интернету в поисках «родственной души».

Однако Интернет таит в себе множество опасностей. Дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.

Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.

Особенно важно выделить такую опасность в Сети, как «смертельные игры», например «Синий кит»,  «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, f57, f58, «Тихий дом», «Рина «, «Н я пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств, а также культивирующие идеи суицида. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» — будет задание совершить самоубийство.

Родителям так же необходимо обратить внимание на следующее:

— Открыт ли доступ к странице ребенка. Если в  переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы «разбуди меня в 4.20″, «я в игре», родителям необходимо срочно вмешаться.

— Важно знать, спит ли ребенок ночью, особенно около 4-5 утра.

— Обратить внимание на одежду, особенно если ребенок не носит «открытую одежду», закрывает руки и ноги, возможно он прячет порезы.

— Обратить внимание на вещи в комнате (наличие лезвия или «тайников», которых раньше не было).

— Обратить внимание на беспричинные изменения поведения ребенка.

Куда могут обратиться родители (законные представители), если их детям угрожает Интернет?

— с сообщениями о преступлениях (угрозы, травля в Сети Интернет, размещение порнографических материалов, в случае сексуальных домогательств в Сети и т.п.) необходимо обратиться в УМВД России по Белгородской области.

— для получения психологической помощи, необходимо обратиться с ребенком к психологу в частном порядке в  ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Губкина, д.15г, тел. +7 (4722) 20-53-88.

31.xn--b1aew.xn--p1ai

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Профилактика суицидального поведения

среди несовершеннолетних

 

В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом отсутствие действенных механизмов, которые способны обеспечить равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта, приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

Стремительное развитие информационно-коммуникативных технологий создало условия для незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего материалы с детской порнографией, изготовлением и распространением наркотических и психоактивных веществ и посвященных суицидам. Пример тому распространение информации среди подростков про группы в социальных сетях суицидальной направленности со следующим названием (Киты плывут вверх, разбуди меня в 4.20, f57, f58, Тихийдом, море китов, 50 дней до моего…,), так сказать новый тренд среди молодежи, как говорят Дети «покупают» свою смерть. Приобретая приложение или вступая в группу в ВК за ними закрепляется человек который следит за выполнением заданий, последним этапом игры является суицид.

На этом фоне все в большей степени наблюдаются процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга и отдыха.

В результате этих и других факторов растут или ослабляются стабильно высокие асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявления суицидального поведения.

В соответствии со статистическими данными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015 году было зафиксировано 68 суицидальных попыток среди несовершеннолетних, что составило 17,5 на 100 тыс. детского населения (0-17 лет), из них количество завершенных суицидов-7. В 2016* году 97 суицидальных попыток – 25 на 100 тыс. детского населения (0-17 лет), из них 8 завершенных суицидальных попыток. Темп прироста суицидальных попыток среди несовершеннолетних, анализируя 2015 и 2016 год, составил плюс 42,9%. *показатели за 2016 год являются предварительными, проводится сверка данных показателей.

Если проанализировать показатели суицидальных попыток среди несовершеннолетних по муниципальным образованиям можно отметить территории с положительным показателем прироста за анализируемый период 2015-2016 год, это такие территории как Кондинский район (2015-1, 2016-3), Нефтеюганский район (2015-2, 2016-5), Сургутский район (2015-2, 2016-3), Ханты-Мансийский район (2015-0, 2016-1), г. Когалым (2015-2, 2016-3), г. Покачи (2015-0, 2016-6), г. Пыт-Ях (2015-0, 2016-1), г. Радужный (2015-2, 2016-3), г. Югорск (2015-0, 2016-2), г. Нефтеюганс (2015-6, 2016-7), г. Нижневартовск (2015-12, 2016- 22), г. Сургут (2015-13, 2016-23), г. Ханты-Мансийск (2015-6, 2016-7).

Так же хочется отметить территории, на которых за анализируемый период не зафиксированы суицидальные попытки среди несовершеннолетних, — это Нижневартовский район, Белоярский район, г. Лангепас.

Если рассматривать показатели суицидальных попыток по гендерному типу на территории автономного округа, то складывается следующая картина. В 2015 году из 68 суицидальных попыток 55 (81%) попыток совершенно девочками, а 13 (19%) мальчиками. В 2016 года из 97 суицидальных попыток, 68 (70%) попытки совершены девочками и 29 (30%) попыток мальчиками. Таким образом, количество суицидальных попыток среди девочек преобладает.

По формам суицидальных попыток в 2015 году составило: 31 случаев (45%) отравление медикаментами, 27 случай (40%) преднамеренное самоповреждение, 6 случаев (9%) через повешенье, 4 случая (6%) падение с высоты. В 2016 году 54 случаев (55%) отравление медикаментами, 33 (34%) случаев преднамеренное самоповреждение, 9 случаев (9%) повешенье, 1 случай (1%) падение с высоты.

Решение проблемы предупреждения и профилактики суицидального поведения детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми требует комплексного подхода и невозможно без активного участия педагогических работников и родителей (законных представителей).

При соответствующей подготовке родителей (законных представителей), совместно с педагогическими работниками, работающими в том числе и с детьми, оказывающимся в трудной жизненной ситуации, могут и должны стать наиболее активными субъектами профилактики суицидального поведения, употребления психоактивными веществами и жестокого обращения с детьми в детской подростковой среде.

Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Одновременно, многие родители (законные представители), которые ответственно относятся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках, последствиях, способах своевременного выявления и предупреждения различных форм аддиктивного поведения у детей и подростков, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также жестокого обращения с детьми.

В этой связи возникает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня компетентности и осведомленности родителей и педагогических работников, работающих в том числе с детьми, оказывающимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.

Одной из таких мер должно стать целенаправленное и систематическое обучение педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми.

Основной целью организации обучения педагогических работников, работающих с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации, а так же родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ и жестокого обращения с детьми является создание адаптивных условий для формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечение помощи и гарантии прав и интересов детей всех возрастов и групп.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

Внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;

Повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, предоставляемой детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, также доведение стандартов этой работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества;

Повышение правовой грамотности в вопросах нормативного правового регулирования работы по профилактике употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми, суицидального поведения, обеспечения защиты прав интересов детей;

Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, и жестокого обращения с детьми;

Формирование условий для организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми;

Повышение правовой грамотности и культуры родителей (законных представителей) детей по вопросам защиты и интересов детей, профилактики употребления психоактивных веществ, жестокого обращения с детьми;

Повышение ответственности родителей (законных представителей) за здоровое, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие своих детей;

Повышение мотивации родителей (законных представителей) обучающихся к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию по вопросам профилактики суицидального поведения детей, употребления ими психоактивных веществ и жестокого обращения;

Обучение родителей (законных представителей) детей современным формам работы с детьми в семье по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, суицидального поведения, а также способствующих созданию в семье здоровой жизненной ситуации;

Формирование у родителей (законных представителей) детей практических навыков по созданию в семье здоровой и безлопастной среды для ребенка.

 

По последовательности профилактика суицидального поведения разделяется на первичную и вторичную.

В настоящее время Первичная профилактика осуществляется базе кабинетов социально-психологической помощи или «антикризисных кабинетов» и в рамках службы «Телефон доверия». Задача первичной профилактики состоит в предупреждении суицидов у контингента лиц, находящихся в состоянии психологического кризиса и представляющих собой группу риска.

1. В автономном округе проводится информирование населения и организация работы единой социально-психологической службы «Телефон доверия» 8-800-101-1212, 8-800-101-1200, «Детский телефон доверия», 8-800-2000-122.

В 2015 году обращений в Единую социально-психологическую службу «Телефон доверия» составило 9360 обращений из них 369 несовершеннолетние. В 2016 году 9949 обращений из них несовершеннолетние 479.

2. На территории автономного округа организованы кабинеты медико-социально-психологической помощи (антикризисные).

              Разработана Памятка по маршрутизации в рамках оказания антикризисной помощи несовершеннолетним, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, с указанием всех контактов по муниципальным территориям.

3. В рамках первичной профилактики проводятся практические занятий среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях ХМАО-Югры, включает информационный видео блок «Бесплатный звонок!» — направленный на предоставление информации о детских службах, оказывающую экстренную медико-психологическую помощь детям и подросткам.

4. В 2015 году были разработаны методические рекомендации по раннему выявлению склонности суицидального поведения у несовершеннолетних. В данном методическом пособии разработан АЛГОРИТМ действий психолога образовательного учреждения в случае диагностирования у учащегося высокой/средней степени суицидального риска, а также в случае предпринятой незавершенной суицидальной попытки.

Так же имеются Рекомендации педагогам и социальным работникам по профилактике суицидального поведения, ведения просветительской работы. Рекомендации   для   руководителей   организаций   и   должностных   лиц   по ведению беседы с человеком, находящемся в суицидоопасном состоянии.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение повторных суицидов, что может решаться в кризисных стационарах и на уровне кабинетов социально-психологической помощи. Специалисты, задействованные в работе суицидологической службы, проводят сопровождение суицидента в период реадаптаци, осуществляя весь комплекс мероприятий по восстановлению его здоровья, нормализации социального психологического, профессионального, образовательного статуса и прочие необходимые меры антисуицидальной направленности.   

В заключении хочется сказать, что развитие деятельности по профилактике суицидов может быть обеспечено только при комплексном, мультидисциплинарном подходе, объединяющем усилия, как административных органов, так и специалистов разного профиля. Деятельность по профилактике суицидов не может ограничиваться только усилиями психиатрической службы.

 

 

Содержание мер профилактики суицидального поведения

 

Направление деятельности

Цель

Исполнители

Информационно – корректирующие мероприятия

Формирование здорового образа жизни, установок о недопустимости преждевременного ухода из жизни, информирование населения о существовании телефона доверия, кабинетов социально-психологической помощи, центров психолого-педагогической помощи, и других структур, имеющихся в территории.

Учреждения здравоохранения.

Учреждения социальной защиты.

Социальные мероприятия

Изменение социального статуса, социально-экономических условий жизни потенциальных суицидентов.

Средства массовой информации.

Учреждения образования. Учреждения социальной защиты.

Служба занятости.

Психологическая коррекция

Изменение личностных установок, повышение уровня психологической защищенности, активизация антисуицидальных факторов.

Средства массовой информации.

Учреждения образования.

Учреждения здравоохранения.

Учреждения социальной защиты.

Специализированные психиатрические (собственно суицидологические)

Оказание психиатрической, психотерапевтической, психологической помощи лицам в кризисных состояниях в пресуициде и после совершенной суицидальной попытки.

Учреждения здравоохранения.

 

Общемедицинские

Лечебные мероприятия, направленные на устранение соматических последствий после суицидальной попытки.

Учреждения здравоохранения.

 

depobr-molod.admhmao.ru

Профилактика суицидов у подростков

Описание слайда:

Признаки поведения подростка, намеревающегося совершить суицид Изменяется отношение к учёбе. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Нередко происходит потеря интересов, хобби. Изоляция, уход в себя. Отсутствие поддержки сверстников. Состояние депрессии Беспокойное поведение. Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде. Возможна резкая смена имиджа. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам на тему смерти. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, возникающие внезапно, импульсивно и непредсказуемо имеют небольшой удельный вес в процентном отношении. Наличия предыдущей (незаконченной) суицидальной попытки (по статистике 30% подростков, пытавшихся совершить самоубийство единожды, повторяют попытку). Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным способом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Признаки поведения подростка, намеревающегося совершить суицид 1. Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия 2. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями от поступления в вуз до места проведения каникул. 3. Нередко происходит потеря интересов, хобби. 4. Изоляция, уход в себя. Отсутствие поддержки сверстников. 5. Состояние депрессии проявляется в безразличии, чувстве тоски, отчаяния, бессонницы, отсутствии аппетита. 6. Беспокойное поведение. Перепады настроения: внезапное и значительное ухудшение или улучшение настроения. 7. Безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде. Возможна резкая смена имиджа. Например, девушка отрезает длинные волосы, юноша перестает причёсываться, мыться. 8. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам на тему смерти. 9. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде.

infourok.ru

Материал по психологии на тему: Родительское собрание «Профилактика суицида у несовершеннолетних»

МБОУ Бекасовская сош

Доклад на общешкольном родительском собрании

«Профилактика суицида у несовершеннолетних»

04.03.2017

Подготовила и провела: Ж.С.Вылиток

Суицид,  проще говоря – самоубийство стало проблемой, которая в последнее время стала очень актуальной. Эту беду в большинстве случаев трудно предотвратить. Причины, побудившие человека расстаться с жизнью, остаются загадкой даже для родных и близких. Самое страшное, что все чаще на этот роковой шаг решаются молодые люди, у которых все еще впереди.

За последние 15 лет число самоубийств среди подростков от 15 до 24 лет        увеличилось в 2 раза.

Статистика говорит, что у 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о самоубийстве, 6% юношей и 10% девушек делают попытку самоубийства. Некоторые специалисты пишут о том, что только в 10% ребенок хочет покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 13% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Больше всего самоубийств регистрируется весной. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Как правило, попытки суицида не совершают детки младше 11 лет. Но нельзя считать, что у маленьких детей не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги. Например, известен такой случай: маленькая девочка 7 лет на протяжении долгого времени повторяла, что она превратится в бабочку и улетит от своих родителей. Родители только посмеивались над забавными детскими угрозами. Однако в 12 лет эта девочка совершила очень серьезную попытку суицида, прыгнув с 4 этажа. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Более того, возможны массовые самоубийства детей подросткового возраста, когда группа детей одновременно или вслед друг за другом совершают самоубийство. В основе этого лежит склонность подростков к подражанию и повышенная внушаемость подростков.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности обучающегося, внутриличностный конфликт. Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц.
         Повышенная острота восприятия – черта, характерная для всех молодых людей, поэтому все то, что взрослым кажется глупостью, может иметь для подростков решающее значение.   

Родители  должны быть очень внимательными и наблюдательными при нарушении поведения, снижении успеваемости, конфликтности, капризности, обидчивости, что является проявлением депрессивного синдрома. Взрослыми такое состояние часто оценивается как лень, распущенность, следствием собственного плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Это обостряет чувство душевного одиночества, создает ощущение безысходности и толкает на самоубийство. Именно в этот момент ребенок не должен быть один. Своевременная помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедий.

Как правило, причинами суициды становятся сугубо личные причины и переживания, проблемы, которые подростку кажутся абсолютно неразрешимыми. Причем взрослые очень удивляются, когда узнают, что толкнуло ребенка на подобный шаг – причина может быть столь незначительной, что взрослый человек просто – напросто не обратил бы на нее особого внимания. Для ребенка же она глобальна.
        Какие же причины наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков?

  • Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
  • Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
  • Смерть кого-либо из близких родственников.
  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.
  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
  • Затяжное депрессивное состояние подростка.
  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.
  • Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
  • Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.
  • Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Потому как под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов, неконтролируемых поступков. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
  • Дети из неблагополучных семей, в силу недостаточного внимания к себе ищут самостоятельно выход из положения.
  • Дефицит общения со сверстниками чаще других отмечаются в качестве причин попыток самоубийства подростков.
  • Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников или предков, т.е. у них перед глазами стоит пример такого решения        вопроса.
  •  Конечно, суицид может быть результатом душевной болезни.

 Трагедии можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящим в поведении ребенка.

В том случае, если хоть что-то в поведении ребенка кажется странным, либо тревожным, родителям нужно немедленно бросать все свои дела и стараться практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока суицидальное настроение ребенка не уйдет  без следа.   Необходимо  немедленное обращение за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Психологами доказан тот факт, что подросток совершает попытку самоубийства не потому, что на самом деле хочет умереть. Причиной подобной попытки суицида становится желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка.

        Иногда депрессию подросток старается скрыть за повышенной активностью или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков. Это – сигнал, что с ребенком что-то происходит. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.
           Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все нормы и правила обязательны к выполнению, ориентация воспитания в основном на внешнее благополучие, т.е. когда родители говорят: «Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня        перед         соседями».
          Упрекая ребенка, родители, произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто слова сказаны в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
         ПРИМЕР:
         Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: «Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала». Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье – это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.
        РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. Ведь задача родителей в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в аптечке, подоконник в квартире – все станет реально опасным, угрожающим его        жизни.
         Случаются варианты, когда подросток приходит к решению о самоубийстве путем долгих обдумываний. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь. Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишить наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.

         

Какие признаки говорят о том, что возможен детский и подростковый суицид?

  • Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
  • Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
  • Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
  • Прямо или косвенно намекать о своем намерении: «Лучше бы мне умереть». «Я больше не буду ни для кого проблемой». «Тебе больше не придется обо мне волноваться». «Скоро все проблемы будут решены». «Вы еще пожалеете, когда я умру!», « Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  • Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
  • Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться – непривычные разговоры о любви к окружающим, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
  • Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.
  • Радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде – ест слишком мало или слишком много;
        – во сне – спит слишком мало или слишком много;
        — во внешнем виде – стать например неряшливым;
        — в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашнее задание, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
       —        замкнуться        от        семьи            и        друзей;
       — быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

          За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!                      

          Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами — более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное — собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить        его        на        позитивный лад.                                 

        В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия — психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
         И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту — психологу,        психотерапевту.

         

nsportal.ru

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков. По данным Росстата России смертность детского населения от самоубийств в 2014 году составила на 100000 человек 1,3 % в возрастной группе от 10 до 14 лет и 5,9 % – в возрастной группе от 15 до 19 лет. Установлено, что лишь у 10 % подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить с собой, в остальных 90 % – это «крик о помощи».

Важно понять, что подростковый и детский суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Самоубийство детей и подростков – чаще всего рассматривается как результат того, что «крик о помощи» не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

Давайте разберемся, что же такое суицид.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от ребёнка (например, своевременная реанимация).

Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых несовершеннолетний чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий.

К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Помочь детям и подросткам, имеющим такую тенденцию личности, можно лишь только в том случае, если хорошо понимать причины, приводящие к суицидальному поведению.

Причины суицида очень сложны и многочисленны. Проблемы и конфликты в семье, в школе и с друзьями, авторитарный или, наоборот, попустительский стиль воспитания, несчастная любовь, чувство одиночества, страх перед будущим, потеря смысла жизни, подражание кумирам, всё это и многое другое может являться причинами суицида.

Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например, прогулами школы или конфликтами. Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилия, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергну гости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Еще одним не мало важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

         Уход в себя. В подростковом возрасте желание побыть наедине с самим собой является естественным. Подростки начинают задумываться о смысле жизни, выстраивать свой мир. Но при этом мы должны помнить, что если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то невыносимой ситуации.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит, а дети, особенно подростки вдвойне. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается детей и подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не будут замечать перемен в их поведении. Единственным выходом в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, случались нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.

Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Подростки в такой ситуации раздаривают любимые вещи (диски с играми, музыкой, одежду или коллекцию постеров и др.) или, наоборот, начинают игнорировать их (ходят в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушают любимые музыкальные диски, не смотрят любимые передачи и т.п.). Как показывает опыт, это – прямой предвестник грядущего несчастья.

Психологическая травма. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги и друзья вашего ребёнка. Всегда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, или наоборот, всегда активный и веселый становится безразличным и пассивным ко всем окружающим, значит стоит присмотреться к нему.

Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни, это должно восприниматься серьезно. Подобные заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить  помощь, не выпускать ребёнка из вида, возможно, обратиться к специалистам.

Активная предварительная подготовка. Выражается в том, что подросток изучает специфическую литературу или Интернет и собирает информацию об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства), ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, о загробной жизни, посещает кладбища и красочно описывает их и т.п.

Если внимательно наблюдать за своим ребёнком, то можно вовремя заметить эмоционально-поведенческие нарушения и признаки суицидального поведения. У детей и подростков, попавших в кризисную ситуацию, изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

Выделяются внешние, поведенческие и словесные маркеры суицидального риска. Что-то могут заметить педагоги или родители.

Поведенческие маркеры:

  • Тоскливое выражение лица.
  • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость
  • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • Повышенная, часто неестественная мимика.
  • Отсутствие мимических реакций.
  • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
  • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, ребёнок все время лежит на диване.
  • Двигательное возбуждение.
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
  • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  • Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.

Что ещё могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида.

Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Приходя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно.

Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и более устойчивым к жизненным неудачам.

Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка.

Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в  помощи и руководстве.

Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

При исследовании подростковых самоубийств специалисты обнаружили, что острота переживаний становится несовместимой с жизнью, если нет эмоциональной взаимосвязи с семьей. Поэтому родителям стоит пересмотреть отношения с ребенком, воспринимать его как взрослую личность со своим мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями.

Самое главное – дать почувствовать ребенку, что он небезразличен и любим. Нужно убедить его, что душевные раны со временем заживают, что безвыходных ситуаций не бывает, и главное – помочь ему увидеть выход.

Специалисты, работающие с такими детьми, советует не бояться спрашивать у ребенка, не посещают ли его мысли уйти из жизни. Такими вопросами мы не наведем ребенка на суицидальные мысли, но когда человек высказывает эти мысли – он психологически разряжается. Этим можно помочь ребенку и предотвратить трагедию. Если вы чувствуете, что сами не справляетесь с его желанием покончить с собой, стоит обратиться за помощью к психологу, психотерапевту или психиатру.

 

 

В статье использованы материалы:

Сакович Н.А. Диалоги на аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков [Текст]./ Сакович Н.А. – М.: Генезис, 2012, 288 с.

Письмо Минобороннауки России от 18.01.2016г.№ 07-149 «О направлении методических рекомендаций при профилактике суицида»

 

Иванова Н.Е. педагог-психолог

Медведкова А.Ю. педагог-психолог

www.cpms-smol.ru

Профилактика суицида у несовершеннолетних

Суицид,  проще говоря – самоубийство стало проблемой, которая в последнее время очень актуальна. Эту беду в большинстве случаев трудно предотвратить. Причины, побудившие человека расстаться с жизнью, остаются загадкой даже для родных и близких. Самое страшное, что все чаще на этот роковой шаг решаются молодые люди, у которых все еще впереди.

Статистика говорит, что у лиц в возрасте 14 – 24 лет чаще всего бывают мысли о самоубийстве, 6% юношей и 10% девушек делают попытку самоубийства. Специалисты утверждают, что только 10% подростков хотят покончить с собой, а остальные 90% – просто привлекают к себе внимание.

Количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 13% от общего числа умерших от неестественных причин. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Как правило, попытки суицида не совершают дети младше 11 лет. Но нельзя считать, что у маленьких детей не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги. Например, известен такой случай: маленькая девочка 7 лет на протяжении долгого времени повторяла, что она превратится в бабочку и улетит от своих родителей. Родители только посмеивались над забавными детскими угрозами. Однако в 12 лет эта девочка совершила очень серьезную попытку суицида, прыгнув с 4 этажа. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь.

И если детский суицид все же, к счастью, встречается достаточно редко, то про подростковые самоубийства нельзя сказать то же самое. Именно на возраст 13 – 16 лет приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания родителей, индивидуальные психологические особенности детей. Необходимо иметь в виду, что конфликтная ситуация ребенка или подростка может складываться из незначительных, мимолетных, по мнению взрослых, неурядиц.
Родители  должны быть очень внимательными и наблюдательными при нарушении поведения, снижении успеваемости, конфликтности, капризности, обидчивости своего ребёнка. Взрослыми такое состояние часто оценивается как лень, распущенность, следствием собственного плохого воспитания. Подростков упрекают, стыдят, наказывают. Это обостряет чувство душевного одиночества, создается ощущение безысходности и толкает детей на самоубийство. Именно в этот момент ребенок не должен быть один. Своевременная помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедий.

        Какие же причины наиболее часто становятся причиной самоубийств подростков?

  • Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.

  • Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.

  • Смерть кого-либо из близких родственников.

  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.

  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод

  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.

  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.

  • Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида.

  • Исследование, проведенное среди учащихся восьмых -11 классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

  • Дети из неблагополучных семей, в силу недостаточного внимания к себе ищут самостоятельно выход из положения.

 Трагедии можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей к изменениям, происходящим в поведении ребенка.

Психологами доказан тот факт, что подросток совершает попытку самоубийства не потому, что на самом деле хочет умереть. Причиной подобной попытки суицида становится желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка.

          Упрекая ребенка, родители, произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто слова сказаны в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
ПРИМЕР:
         Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: «Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала». Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье – это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.
РОДИТЕЛЯМ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. Ведь задача родителей в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А подросток очень часто видит перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в аптечке, подоконник в квартире – все станет реально опасным, угрожающим его        жизни.
Случаются варианты, когда подросток приходит к решению о самоубийстве путем долгих обдумываний. Специалисты утверждают, что в большинстве случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь. Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишить наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Они не отдают себе отчет в необратимости, окончательности смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков.

         Какие признаки говорят о том, что возможен детский и подростковый суицид?

  • Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему.

  • Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.

  • Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.

  • Прямо или косвенно намекать о своем намерении: «Лучше бы мне умереть». «Я больше не буду ни для кого проблемой». «Тебе больше не придется обо мне волноваться». «Скоро все проблемы будут решены». «Вы еще пожалеете, когда я умру!», « Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».

  • Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.

  • Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться – непривычные разговоры о любви к окружающим, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.

  • Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.

          За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

  Дорогие родители, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами — более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

      А если хоть что-то в поведении ребенка кажется странным, либо тревожным, родителям нужно немедленно бросать все свои дела и стараться практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока суицидальное настроение ребенка не уйдет  без следа. Необходимо  немедленное обращение за помощью к детским психологам или даже психиатрам.

Стоит почитать:

Профилактика полового пути передачи ВИЧ

«Пронаркотики» в Беларуси внесли в список запрещенных веществ

Наркотыкі — не забаўка

diatlovonews.by

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДОВ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Проблема профилактики суицидального поведения обучающихся представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Причины суицида несовершеннолетних различны: изменения в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие родительского внимания, именно поэтому проблема профилактики суицидального поведения у детей и подростков является наиболее важной проблемой современного общества [1, с.1559].

Условием предотвращения суицида является внимательное отношение к состоянию подростка, так как предсуицидальное поведение проявляется не за день и не за два, а за многие недели до возможной трагедии.

Профилактика суицидов основывается на изучении причин и условий суицидального поведения, выявлении факторов и групп риска и оптимизации методов предупреждения суицидов[4, с.12].

В рамках образовательного процесса своевременное выявление обучающихся с признаками суицидального поведения является важнейшим этапом в профилактике аутоагрессивного поведения несовершеннолетних [2, с.54].

В образовательных учреждениях ведётся большая работа по сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения. Так, в образовательных учреждениях функционируют социально-психологические службы, которые регулярно проводят работу по выяснению микроклимата семьи, взаимоотношений ребенка со сверстниками, школьной успеваемости и др. Каждый психолог и педагог, разрабатывающий свою индивидуальную программу, может произвольно комбинировать те или иные методики, исходя из своей логики диагностики и последующей превенции. Хочется отметить, что во втором случае методический инструментарий играет вспомогательную роль, применяя его, психолог не только получит результаты диагностики суицидального риска, но сможет их использовать при консультировании родителей или подростков.

Кроме того, осуществляется систематическая обучающая и разъяснительная работа с родителями школьников посредством бесед, родительских собраний, круглых столов.

Особое внимание   уделяется психологическому состоянию обучающихся в период ГИА и ЕГЭ. Педагогами-психологами разработаны и проводятся классные часы, тренинги на которых школьники овладевают психотехниками, позволяющими мобилизоваться в стрессовой ситуации и контролировать собственные эмоции.

И это далеко неполный список мероприятий, проводимый образовательными учреждениями в целях профилактики суицида несовершеннолетних. Данная система мероприятий необходима, поскольку позволяет осуществлять контроль и своевременную коррекцию суицидального поведения и стрессовых состояний. Однако, следует отметить, что при всей обширности осуществляемых мероприятий при исследовании данного вопроса были выявлены недостатки и проблемы в организации работы образовательных учреждений по рассматриваемому направлению. О некоторых из них мы поговорим ниже.

Одной из самых сложных проблем выступает проблема выявления в ходе образовательной деятельности несовершеннолетних со склонностью к самоубийству. Причиной существования указанной проблемы является отсутствие квалифицированного специалиста и недостаточность мер психологического консультирования и анализа поведения несовершеннолетних [6, с.145]. Этими же факторами обусловлена и недостаточность применяемых мер профилактического воздействия. При этом следует отметить, что во многих образовательных учреждениях сокращают численность психологических работников или вовсе убирают из штатного расписания подобную должность. Также нередки случаи, когда психологическая помощь и консультирование учащихся, родителей и педагогов осуществляется каким-либо педагогом по совместительству с преподаванием основного предмета обучения. На наш взгляд, при подобном подходе осуществление полноценной профилактики подросткового и детского суицида является невозможным.

Анализ данных служб «Телефон доверия» и «Детский телефон доверия» показывает, что, зачастую, предпосылками суицида выступают ситуационные факторы — ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми; несчастная любовь или разрыв романтических отношений; отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях) и т.д. [5, с.102]. Однако, следует отметить, что данные службы остаются труднодоступными для детей и подростков. Это обусловлено как малым количеством существующих служб такой направленности, так и отсутствием у несовершеннолетних информации об их существовании.

В ряде случаев недостаточно целенаправленно и эффективно осуществляется сотрудничество педагогического коллектива с родителями обучающихся образовательных учреждений, в том числе в части организации диагностики семьи и социума, совместной деятельности по профилактике суицидального поведения детей [7, с.5]. В частности, это связано с тем, что взрослые боятся обсуждать эту тему. 

В целях повышения эффективности деятельности образовательных учреждений, профилактики суицидального поведения обучающихся необходимо расширить и конкретизировать ряд направлений и мер и использовать ресурсные возможности как отдельной личности, так и общества и государства в целом, для чего автором предлагается следующее:

— проведение регулярного мониторинга существующих в образовательных учреждениях программ профилактики суицида несовершеннолетних;

— отслеживание на постоянной основе изменений причин подросткового и детского суицида путем исследования периодической и научной литературы, статистических материалов  и средств массовой информации;

— обеспечение образовательных учреждений в достаточном количестве (исходя из количества учащихся)  квалифицированными специалистами-психологами [1, с.46];

— увеличение числа детских телефонов доверия;

— активное взаимодействие между образовательными учреждениями и правоохранительными органами;

— активизация работы с родителями с целью оказания психолого-педагогической и социально-правовой помощи родителям в воспитании и обеспечении безопасности детей, а также в обучении родителей навыкам раннего выявления признаков суицидальных намерений;

— регулярное повышение квалификации педагогических работников и штатных психологов по вопросам суицидального поведения несовершеннолетних;

— формирование у учащихся позитивного отношения к жизни с помощью тренингов, ролевых игр и т.п.

Подводя итог, можем сказать, что на настоящий момент, проблема суицидального поведения среди несовершеннолетних остается достаточно актуальной и требующей постоянного внимания. В связи с тем, что половину своего времени учащийся проводит в образовательном учреждении, необходимо обратить особо пристальное внимание на работу образовательных учреждений по профилактике суицидов среди детей и подростков. На данный момент остается лишь констатировать, что мер, применяемых образовательными учреждениями, недостаточно для осуществления эффективной работы по профилактике суицидов среди несовершеннолетних, в связи с чем организация работы по данному направлению нуждается в доработке.

 

Список литературы:

  1. Амбрумова, А.Г., Вроно, Е.М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова, 1985. — № 10. — С. 1557-1561.
  2. Амбрумова, А.Г., Тихоненко, В.А. Профилактика суицидального поведения. М. — 1980. — 55 с.
  3. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
  4. Кий Н.М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук. Петропавловск-Камчатский — 2005. — 23 с.
  5. Погодин И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учебное пособие / И. А. Погодин. Российская академия образования, Московский. психолого-социальный институт. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт. — 2008. — 331 с.
  6. Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина. М.: Издательство МГСУ «Союз». — 1998. — 326 с.
  7. Шмачилина С.В. Комплексная социально-педагогическая диагностика : метод. рекомендации. Омск. — 2007. — 68 с.

sibac.info