Учебно познавательный мотив подразумевает – 17. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.

Содержание

Учебно-познавательная мотивация к предмету | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Федотова Г. М. Учебно-познавательная мотивация к предмету [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 106-111. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10068/ (дата обращения: 14.08.2019).



Сегодняшние дети — это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?» Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Что должен осознать каждый учитель, готовясь работать по новым стандартам? Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС — идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности — дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. Сегодня под ФГОСучёные заложили отличный теоретический фундамент, перед учителем стоит задача трансформировать теоретические понятия в практическую деятельность на уроке.

Новые задачи требуют перестройки методической работы учителя.

Какова в рамках ФГОС роль учителя? Она значительно меняется. Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся; формирует их универсальные учебные действия. Позиция учителя — к классу не с ответом, а с вопросом.

Воснове ФГОС заложен системно-деятельностный подход.Успех образовательной политики зависит от овладения учителем деятельностной теорией учения. Деятельность — это особая система, включающая компоненты: мотивы, цели, действия. Сущность деятельностной теории учения можно выразить всего тремя положениями:

  1. Конечная цель обучения — формирование способа действий;
  2. Способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности;
  3. Механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Когда у ребёнка формируются деятельностные способности? Когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т. д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления. Ученик теперь действует по принципу «я учусь» в отличие от принципа традиционного обучения «меня учат».

Основными единицами любой деятельности являются потребности и мотивы, задачи и действия, средства и операции. В системной организации учебной деятельности школьников следует выделить пять основных компонентов:

  1. учебно-познавательные мотивы, «для чего мне необходимо изучить этот объект»,
  2. действие целеполагание («что я должен сделать…»),
  3. выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»),
  4. решение задач,
  5. рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

Собственную учебную деятельность школьников в обучении можно выразить формулой «деятельность — личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.


Какие принципы обеспечивают реализацию деятельностного метода в преподавании:

  1. Принцип деятельности — ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений (например, при изучении частей речи).
  2. Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса — школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности (у каждого свой опыт).

Какой должна быть деятельность учителя для обеспечения результативности урока вне типологии?

  1. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  2. Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т. п.) (Пример, Прохватилина тетрадь «Проверь себя», работа над ошибками).
  3. Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  7. Задаёт задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  10. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Как может выглядеть общий план урока на основе системно-деятельностного подхода?

  1. Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. Так, вводя новое понятие «Причастие», учитель в заранее подготовленном тексте предлагает определить все части речи. Учащиеся, как правило, ошибочно относят причастия либо к прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но не является им.

Мотивом косознанию учащимися необходимости изучения данной части речи (мотивация проводится учителем с помощью вопросов). Затем учащимся предлагается самим определить цельданного урока. Знакомые с логикой введения понятия «часть речи», учащиеся без труда выделяют три его составляющие: грамматическое значение, морфологическиепризнаки и синтаксическая роль. Для опознавания любой части речи закладываются действия алгоритмизированного разбора. На основе сформированных алгоритмизированных действий можно определять и вид сложного предложения — схема, функция.

  1. Решение учебной задачи складывается из нескольких заданий, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. Важно, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно, и каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися.
  2. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. По мере изучения модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. Ученик при этом находится в ситуации: «Я знаю, что есть то, что я знаю; но я знаю, что есть то, чего я не знаю, и я это узнаю».
  3. Моделирование общего способа умственной деятельностиследующий этап урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т. д.

Так, после изучения темы «-К- и -СК- в суффиксах прилагательных»в тетрадях появляется запись:

  1. Вижу и выделяю слово на изучаемую орфограмму.
  2. Определяю разряд прилагательного.
  3. Если качественное (имеет краткую форму), пишу -К-.
  4. Если относительное, смотрю, на какую букву заканчивается основа.
  5. Если на К, Ц, Ч, пишу -К-.
  6. Если на другие буквы, пишу -СК-.
  7. При этом помню, что в относительных прилагательных основа существительных полностью сохраняется (француз + ск + ий).
  1. Конкретизация изучаемого понятия.

Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание.

  1. Рефлексивно-оценочный этап — заключительный этап, при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности. Разрабатывая последовательность деятельностных шагов, мы используем технологию деятельностного метода, что включает последовательность деятельностных шагов:
  1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
  5. Первичное закрепление во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности (итог урока).

Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

 планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

 привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

 оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

При анализе урока необходимо оценивать:


 время самостоятельной работы учеников (не менее 50 % времени урока),

 время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут),

 сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все),

 сколько учеников получили оценки (должны все),

 время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут),

 сколько учеников готово к восприятию нового материала (как проверено),

 сколько учеников ушло с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено),

 соответствует ли объем домашнего задания норме (да — нет).

Для изучения эффективности проделанной работы, была проведена итоговая диагностика.

Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к предмету «русский язык», позволяет определить на уровне самооценки учащихся сформированность мотивации.

I уровень — проявляет ситуативный интерес (иногда на уроке бывает интересно, нравится учитель, нравится получать хорошие отметки).


II уровень — учит по необходимости (родители заставляют, учу, потому что это мой долг, предмет полезен для будущей жизни).

III уровень — интересуется предметом (узнаю много нового, заставляют думать, получаю удовольствие, работая на уроке).

IV уровень — проявляет повышенный познавательный интерес (легко дается, с нетерпением жду урока, стремлюсь узнать больше, чем требует учитель).

Результаты анкетирования вносятся в сводную ведомость класса, где фиксируются уровни познавательного интереса учащихся к русскому языку с указанием соответствующего числа баллов, характеризующий уровень познавательного интереса. Данные этой таблицы позволяют сопоставить и выявить динамику развития познавательного интереса школьников к русскому языку в последующих ежегодных обследованиях.

Анализ полученных данных позволяет отметить существенную закономерность между уровнем развития познавательных интересов и мотивацией учения.

Мотив и мотивация необходимы при инновационном подходе к изучению русского языка, за счет этого у учащихся появляется интерес к поисковой деятельности, растет стремление работать самостоятельно, вносить элемент творчества. Источником положительной учебной мотивации становится потребность в учебной деятельности. Повышается возможности ученика, которые выражаются в интеллектуальных и коммуникативных потребностях и интересах.

Устойчивый характер учебной деятельности приводит к личностной стимуляции.

При инновационном подходе исчезают препятствия, страхи на пути обучения, и создаются условия для процесса формирования положительной мотивации.

При инновационном подходе ученик может сам ставит себе цели, достижения которых, могут обуславливать лучшее освоение им учебного материала по русскому языку.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
  2. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности. — Вопросы психологии, 1980, № 5, с. 47–59.
  3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990.
  4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.
  5. Учебник Русский язык 5 класс под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта (М.: Дрофа), 2015 г.
  6. Николенко Н. В. Лексикология и фразеология современного русского языка — М.: Академия, 2010. — 144 с.
  7. Федосов И. В., Лапицкий А. Н. Фразеологический словарь русского языка — М.: ЮНВЕС, 2005. — 608 с.
  8. К. И. Чуковский «От двух до пяти», 1963 г.
  9. В. А. Сухомлинский «Сто советов учителю», 1981 г.
  10. В. И. Чернышев «Правильность и чистота русской речи», 1911 г.

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, учебная задача, учебная деятельность, урок, русский язык, ученик, умственная деятельность, общий способ, учебный материал, инновационный подход.

Похожие статьи

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание»…

учитель, учебная задача, учебная деятельность, урок, русский язык, ученик, умственная деятельность, общий способ, учебный материал, инновационный подход. Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной…

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

Инновационные подходы к преподаванию русского языка связаны прежде всего с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания.

Использование инновационных методов в образовании

учебный материал, студент, преподаватель, учебная деятельность, учебная работа, учебный процесс, занятие, метод проектов, подготовка…

Активизация познавательной деятельности учащихся основной…

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин.

Общая проверка усвоения материала.

Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка

4. Преподаватель использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания.

Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность

Взгляд на методы обучения в начальных классах…

метод обучения, учебный процесс, учитель, ученик, устный рассказ, преподаватель, устный метод, учебный материал, совместная деятельность учителя

Инновационные методы преподавания в начальной школе. инновационная деятельность, ребенок, начальная школа…

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной

познавательная деятельность учащихся, урок, учащийся, познавательная активность, ученик, учитель

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для…

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

В чем инновационность моей деятельности:  в развитии творческой индивидуальности учащихся

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая…

Методы интерактивного обучения на уроках русского языка

Русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он

Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся.

moluch.ru

Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

В современном мире под влиянием политических и экономических факторов возрастает необходимость в специалистах с высоким уровнем общего развития, профессиональной компетентности, творческих способностей. Это и предопределяет изменение в мотивационной сфере образовательного процесса. Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного образования является формирование высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в изменяющихся экономических условиях.

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя,серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются студенты, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких студентов мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких обучающихся? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Перспектива заманчива – обучающий будет учиться хорошо не потому, что за плохую оценку ругают,а потому что ему это станет необходимо, приятно и интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, стремящуюся к самореализации.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию:  основные усилия преподавателя, как правило, направлены на поиск внешних стимулов, непосредственно не связанных с учебной дисциплиной. Действительно, игра, похвала, занимательность – являются внешними педагогическими приемами, напрямую не связанными с конкретной предметной деятельностью студентов на данном занятии, применительно именно к этому содержанию. Они с успехом могут быть использованы и на занятиях и по другим дисциплинам, при изучении иных тем или, другими словами, опираются и используют лишь внешнюю мотивацию.  Она наиболее распространена и чаще используется.

Между тем известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или совсем не используется.

Однако внутренняя мотивация личностно-значима, индивидуальна: то, что для одного студента очень важно, другого может абсолютно не стимулировать к активности. Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление – то нетрудно сделать вывод о  том, что при формировании внутренней мотивации учения опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

  1. Содержание учебного материала.
  2. Организация учебной деятельности.
  3. Коллективные формы учебной деятельности.
  4. Оценка учебной деятельности.
  5. Стиль педагогической деятельности персонала.

Понятие мотива и мотивации.

Общеизвестно, что существуют различные способы обучения студентов; основными компонентами, на мой взгляд, являются:

— что изучаем;

— для чего изучаем;

— каким образом изучаем;

— как обучаются?

«Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. «Каким образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов обучения. Естественным образом возникают следующие вопросы:

  • Почему мы делаем то что делаем?
  • Почему один студент учит, а другой нет?
  • Почему одни студенты успевают выполнить задания, а другие после первых неудач обескураживаются и теряют интерес к учебе?

Ответы на эти и другие вопросымогут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» — писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».

Мотив – побуждение к достижению цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять; почему человек стремится к одной, а не другой цели? Нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы.

Мотивация выполняют несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Студент понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью.

Принято различать две большие группы учебных мотивов:

  1. Познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее познания) и
  2. Социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями обучающегося с другими людьми).

Познавательные мотивы включают:

1) Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе:

— реальное успешное выполнение учебных заданий;

— положительная реакция на повышение преподавателем трудности задания;

— обращение кпреподавателю за дополнительными сведениями, готовность к принятию;

— положительное отношение к необязательным заданиям;

— обращение к учебным заведениям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене.

Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям; либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.

2) Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке:

— самостоятельное обращение к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению;

— возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата;

-характер вопросов к преподавателю и вопросы, относящиесяк поиску способов и содержанию курса;

— интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия;

-интерес к анализу собственных ошибок;

— самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности.

3) Мотивы самообразования, состоящие в направленности обучающихся на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке:

— обращение к преподавателю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов;

— все реальные действия студентов по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования ).

Социальные мотивы включают:

1) Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании студентов общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных.

2) Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Проявления:

— стремление взаимодействия и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения;

— намерение выяснить отношение товарища к своей работе;

— инициатива и бескорыстие при помощи товарищу;

— количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы;

— отклик на просьбу товарища о помощи;

— принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе;

— реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.

Разновидностью  таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны преподавателей, родителей и товарищей.

3) Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, совершенствовать их. Проявления:

— стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в классе;

— стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.

Как изучить мотивацию учеников?

По мнению А.К.Марковой, наиболее реальными для преподавателя методами изучения мотивации являются:

—  наблюдение за поведением обучающихся во время урока и вне его, за учебной общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения обучающихся;

— результаты этих наблюдения фиксируются в дневниках у преподавателя, в педагогических характеристиках;

—  использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;

—  индивидуальная беседа с обучающимися, предполагающая прямые и косвенные вопросы преподавателя о мотивах, смысле, целях обучения для данного студента;

—  анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал  об отношении обучающихся к обучению.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости по дисциплине и предмету, посещаемости и главное – показатели сформированности учебной деятельности обучающихся.

Зная тип мотивации преподаватель сожжет создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом обучения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п.  Если это мотивация, связанная с целью обучения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом обучения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность обучающихся, исследовательская  методика, создание условий для проявления их способностей.

Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей обучающихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Способы повышения мотивации

Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации обучения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства ее воспитания. Формируя положительную мотивацию, в качестве своих воздействий я использовала следующее:

— содержание обучения

— игровые формы организации обучения;

— современные информационно-коммуникативные технологии;

— собственное отношение к обучающимся (требовательное, доверительное, дружеское и т.д.)

Содержание обучения определяется в первую ФГОС. Я в своей преподавательской деятельности стараюсь дополнить его интересными фактами из истории специальности (профессии), из современных исследований и достижений человечества. Это очень увлекает обучающихся, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Кроме того, такое содержание занятия пробуждает в них исследовательский порыв, приводящий к интересным находкам и их реализации. Этот материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только выбранной специальностью (профессией), но и историей, им любопытно узнать, чем занимались люди данной профессии (специальности) много лет назад, была ли данная профессия (специальность) вообще и в каком виде в частности. По предмету «Приготовление сложных холодных и горячих десертов» изучаем историю мировых брендов – десертов; из каких ингредиентов готовили десерты? Какими столовыми приборами, инвентарем и посудой они пользовались? Какое было оформление блюда?Формируя таким образом содержание обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в изучении темы «Ассортимент сложных холодных десертов ». Это говорит о том, что умело подобранный материал к занятию усиливает интерес обучающихся к занятиям, способствует формированию положительной мотивации учения.

Основной мотивационный фактор – это стремление связать усваиваемый материал с практическим опытом. Практика доказывает необходимость полученных знаний по данной профессии (специальности) и этим повышает мотивационный уровень обучения. Любую практическую задачу можно ориентировать на повышение творческих способностей и повышение мотивации обучения по специальности. Например: практическое задание: разработать фирменное блюдо – десерт, составить технико-технологическую карту, определить пищевую ценность блюда, и ,наконец, отработать десерт на лабораторном занятии. Какие разные и вкусные получились чизкейки и тирамису!

Интерес к изучению спец. дисциплин во многом зависит от того, как проходят занятия. Даже на самых хороших занятиях элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом (дисциплиной). Поэтому на занятиях я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы.

Интерес к предмету (дисциплине) можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Например, Графический (буквенный) диктант. Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не преподаватель называет тему, а обучающиеся. Смысл диктанта в следующем: обучающиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных букв обучающиеся составляют слово.

Даже у самых отстающих обучающихся можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. Решение занимательных задач, в форме производственных заданий очень важно в период, когда еще формируются, а иногда определяются постоянные интересы и склонности к предмету (дисциплине). Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны будущей профессии (специальности) перед всеми обучающимися, используя для этой цели все возможности.

Кроме того, формированию мотивации способствует необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление; эмоциональность речи преподавателя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; разъяснение общественной и личностной значимости будущей профессии (специальности) и использование полученных знаний в будущей  жизни; умелое применение преподавателя поощрения и порицания. Особое значение приобретаетукрепление всех сторон умения обучающегося учиться, обеспечивающее усвоениевсех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы у другому, включение обучающихся в совместную учебную деятельность.

Очень нравится мне проводить уроки-семинары. На этих уроках мои подопечные обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.

Большую роль в повышении положительной мотивации обучения играет применение на уроках компьютерной техники. Это объясняется тем что современные компьютерные технологии позволяют вызвать заинтересованность обучающихся в познании той или иной темы, улучшает качество восприятия обучающимися нового материала, способствует лучшему пониманию и запоминанию пройденного материала, прививают интерес к предмету (дисциплине).

Использование ИТ на уроках позволило организовать активную познавательную деятельность студентов, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению.

Специальные возможности компьютерных презентаций позволяют также с помощью изменения размера, цвета и способа появления текста обратить внимание обучающихся на особо важную информацию, заложить программу проверки знаний с последующей самопроверкой, а коллекция анимационных картинок легко разрешает проблему игровых моментов и снятия напряжения у обучающихся, а это способствует формированию положительной мотивации обучения. На своих уроках я успешно применяю задание – выполнение презентаций: студентам дается опережающее задание – выполнить презентацию, например, на тему «Сорбеты и шербеты»; и во время объяснения нового материала студент демонстрирует свою работу.

Создание презентаций – процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют практически все. Так для подготовки проекта обучающийся сначала проводит научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Обучающийся при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и  отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у моих учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации своих наработок обучающиеся приобретают  опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. К тому же, вовлекая обучающегося в творческую работу, я развиваю у него умение самостоятельно собирать информационно-иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство са

Проверка знаний обучающихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету (дисциплине). На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету (дисциплине) я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию.

Таким образом, я выделяю несколько способов использования ИТ на уроке, приводящих к формированию положительной мотивации учения:

— иллюстративный – для демонстрации опытов, схем, видеоматериалов;

— контролирующий – для проведения тестирования  с применением различных технологий, в том числе для самоконтроля;

— как инструмент исследования,позволяющий обучающимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.

Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения.

Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой занятия. Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждомуобучающемуся участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организуюобучение на занятиях с учетом индивидуальных способностей каждого.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на занятии может стать:

— создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех обучающихся данной группы;

— создание нестандартных ситуаций на уроке;

-демонстрация достижений каждого обучающегося на каждом уроке;

— умение создавать ситуацию для каждого обучающегося, проявить себя;

— умение хвалить любого обучающегося на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Преподаватель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

На своих занятиях я пытаюсь совместить «приятное» с «полезным», предлагая обучающимся для выполнения и проверки своих знаний серию тестовых заданий по различным разделам изучаемой дисциплины. «Изюминка» в том, что эти работы сопровождаю маленькой информацией (исторической, о нововведениях по специальности и др.) Практика показывает, что обучающимся интересно выполнять эти тесты. А где интерес, там и результат.

Данные тесты легко составить самим обучающимся. Они часто увлеченно занимаются созданием новых заданий во внеурочное время, что, конечно же, оценивается  дополнительно. Составление таких заданий – тестов побуждает не только хорошо разобраться в материале данной темы, но и воспользоваться дополнительной литературой.

Используя различные воздействия на мотивационную сферу обучающихся, мне наиболее убедительно удается продвинуть обучающихся в совершенствовании и укреплении развития уровней мотивации от низких кболее высоким, то есть сформировать положительную мотивацию учения на своих занятиях.

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности. Издательство: Ювента, 2011 г.
  2. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991 г.
  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М. 1986

www.informio.ru

8.2. Виды познавательной мотивации

Познавательная
мотивация как педагогическое явление
имеет двусторонний характер:
с одной стороны, это форма самоорганизации
и самореализации обучающегося; с другой
– результат
особых усилий педагога в организации
разнообразной деятельности учеников
как субъектов образовательного процесса.
При этом нельзя забывать о том, что
конечный результат усилий педагога
заключается в переводе специально
организованной познавательной мотивации
субъекта в его собственную.

Для
различных субъектов характерна разная
степень проявления познавательной
мотивации в учебно-познавательном
процессе. Степень проявления познавательной
активности личности
– это
динамический, изменяющийся показатель,
в силу чего становится необходимым
вести речь о различных уровнях
познавательной активности.

Рассматривая
достигнутый результат в решении
образовательной задачи путем его
соотнесения с познавательной мотивацией
каждой конкретной личности, преподаватель
не должен упускать из виду и способность
ученика находить решения с помощью
интуиции, догадки, озарения, а также
такие внешние проявления, как
внимательность, сосредоточенность,
старательность, усидчивость, настойчивость,
аккуратность, которые свидетельствуют,
хотя бы и косвенно, об активности в
познании. То, что ученик сумел правильно
и полностью решить поставленную перед
ним задачу, не всегда говорит о том, что
он проявил при этом познавательную
мотивацию. В подобном случае можно
предположить, например, и то, что задача
была слишком легкой.

В
учебном процессе встречаются и такие
ситуации, когда ученик, получив­ший
слабый результат, работал с максимально
возможной для него познавательной
мотивацией. Преподаватель, основываясь
на своем знании индивидуальных
особенностей субъектов, устанавливает,
кто из них действовал в полную меру
своих сил, а кто
– ниже
своих возможностей. Затем он принимает
соответствующие регулятивные решения,
относящиеся как к уровню сложности
предлагаемых задач, так и к управлению
познавательной деятельностью обучающихся
другими дидактическими средствами.

Из
этого следует, что познавательные мотивы
имеют несколько разновидностей, которые
можно рассматривать как поэтапно
сменяющие друг друга уровни.

Первоначально
познавательная мотивация проявляется
в виде любопытства
– естественной реакции ребенка на все
новое или неожиданное. Это любопытство
приковывает внимание субъекта обучения
к рассматриваемому учебному материалу,
но не переносится на другой учебный
материал. Этот уровень проявления
познавательной мотивации имеет
неустойчивый, ситуативный характер и
определяется следующими признаками:


учащиеся увлекаются «интересным» (с их
точки зрения) предметом;


их привлекает внешняя сторона изучения
предмета, однако они не стремятся к
самостоятельному накоплению знаний,
имеют низкий уровень осознанности
материала;


они отрицательно относятся к работам
творческого характера, не интересуются
результатами своей деятельности;


в дополнительной литературе, рекомендованной
преподавателем, учащиеся видят лишь
интересные факты и яркие иллюстрации.

Более
высоким уровнем развития познавательной
мотивации является любознательность,
отличительными признаками которой
выступают следующие характеристики:


учащиеся проявляют желание глубже
разобраться в изучаемом предмете, понять
его сущность и предназначение;


обычно они активны на уроке, задают
преподавателю вопросы, участвуют в
обсуждениях, приводит примеры.


осознанно называют ту или иную дисциплину
как любимый предмет;


охотно выполняют дополнительные задания,
выступают в роли помощников учителя
или консультантов;


читают
дополнительную литературу.

Однако
любознательность обучаемого обычно не
распространяется на изучение всего
предмета. Содержание другой темы или
раздела может оказаться для него скучным,
и интерес к предмету пропадет.
Следовательно, задача педагога состоит
в том, чтобы поддерживать любознательность,
сформировав на ее основе глубокий
познавательный интерес
,
при котором учащийся понимает структуру,
логику курса, используемые в нем методы
поиска и доказательства новых знаний,
когда его захватывает сам процесс
достижения новых знаний, а самостоятельное
решение проблем и нестандартных задач
доставляет удовольствие.

studfiles.net

Понятие учебной мотивации — MicroArticles

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Данный термин вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, в другом случае – как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность

Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и др. В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или совокупность мотивов, которые побуждают и направляют активность человека

В реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действует несколько взаимоисключающих мотивов

Под мотивами учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявления учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.д.

А.К. Маркова подчеркивает другую сторону учебной мотивации – ее направленность: «мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности»

Согласно А.Н. Леонтьеву, учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не приносятся в нее извне «в готовом виде». Их становление зависит от структуры той деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя содержание и формы этой деятельности, т.е. обеспечивая определенные условия обучения, можно влиять на мотивацию, перестраивать ее.

А.К. Маркова определяет учебную мотивацию как «одно из новообразований психического развития школьников, возникающее в ходе осуществления учащимися активной учебной деятельности». Особенности складывающейся мотивации определяются структурой и содержанием этой деятельности

Известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение обучающимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его

Анализ литературы, посвященной проблеме развития учебной мотивации показывает, что мотивация формируется в процессе самой учебной деятельности. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен ребенок. Изменяя ее формы и содержание можно влиять на учебную мотивацию, перес

Установлено, что учебная деятельность младших школьников всегда полимотивирована, т.е. она побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для каждого конкретного ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Для одного ребенка ведущим мотивом учения может быть получение отличной оценки и одобрения взрослого, для другого – интерес к новым знаниям, а третий ходит в школу, потому что «мама так сказала», и т.д.

Виды мотивов учебной деятельности

Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса учения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром .

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у обучающихся требуемых знаний, умений и навыков.

В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает, то есть даже высокий уровень способностей ребенка не способен компенсировать его низкую учебную мотивацию или ее отсутствие и, таким образом, не может привести к высокой успешности учебной деятельности школьника.

Л. И. Божович установила, что учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Одни из них порождаются преимущественно самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения – познавательные мотивы. Другие «лежат как бы за пределами учебного процесса». Эти мотивы – «порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью», то есть в большей степени социальные мотивы.

Познавательные мотивы – мотивы учения, обусловленные содержанием или самим процессом учения.

В соответствие с классификацией Л. И. Божович, рассмотрим мотивы учения.

Познавательные мотивы

Наиболее схематично структуру учебно-познавательных мотивов ребенка можно представить двумя подгруппами: мотивы, связанные с содержанием учения (мотивация содержанием), и мотивы, связанные с процессом учения (мотивация процессом). Мотивация содержанием подразумевает стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения, а мотивация процессом – сам процесс совершения действия, а иногда и возможность творить.

Мотивация содержанием – стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения.

Характерной особенностью мотивации первоклассников является то, что их в большей степени интересует сам процесс учения, им нравится читать, писать, рисовать, лепить. Этот мотив для ребенка оказывается настолько силен, что определяет его положительное отношение к деятельности даже тогда, когда она практически лишена для него непосредственного познавательного интереса.

Мотивация процессом – интерес к самому процессу совершения действия.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности. Этот мотив определяет положительное отношение детей к деятельности даже в том случае, если она лишена для них непосредственного познавательного интереса.

Постепенно, к 3-4 классу, по мере накопления знаний интерес детей направляется на научное содержание учебного предмета, их начинают интересовать объяснения фактов, установление причинных зависимостей. Как правило, в этом возрасте появляется избирательное отношение детей к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным.

Существующие на сегодняшний день исследования познавательных мотивов учения обнаруживают их низкую побудительную силу на протяжении практически всего рассматриваемого периода детства.

По данным В. М. Матюхиной, у первоклассников и второклассников познавательные мотивы занимают 3-е место после широких социальных и узколичностных мотивов. Третьеклассники еще реже указывают на эти мотивы (19,8% в 3-м классе и 22,7-22,8% в 1-м и 2-м классах).

Низкий уровень действия познавательных мотивов на учебную деятельность ребенка в первый и во второй год его учебы в школе закономерен, так как подобные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей.

При этом познавательные мотивы требуют специальных действий для своего формирования, иначе с насыщением какой-нибудь потребности, например потребности в позиции школьника, успешность учения ребенка резко снижается. Таким образом, формирование познавательных мотивов у ребенка на данном возрастном этапе представляется одной из наиболее важных задач обучения.

www.microarticles.ru