Профилактика суицидального поведения в школе – Материал по теме: Программа по профилактики суицидального поведения обучающихся
Материал по теме: Программа по профилактики суицидального поведения обучающихся
КОУ «Междуреченская СОШ»
Программа
профилактики суицидального поведения
Составила: заместитель директора
по ВР/Радочина Г.В.
2013
Пояснительная записка.
«Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней».
В. Маяковский
(«Сергею Есенину»)
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006
Цель программы: формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
- Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с отклонениями в поведение и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы:
- возможность для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:
- Формировать «ПОЗИТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ» окружающего мира.
В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность. Наполеон Хилл: ” Неудачи учат нас, а не ставят перед нами заграждения… В каждом отрицательном моменте заложены семена столь же существенных положительных моментов… Всего лишь одна, но хорошая идея, подкрепленная действием, способна обратить неудачу в успех. Ваши ошибки – это не Вы”.
Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Нужно научиться переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление.
Например, вместо пустых переживаний типа «Ах, ну почему она меня не любит?» или «За что мне такое несчастье?» следует переформулировать проблему в вопрос «Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?» или «Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?». Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию (объединения дополнительного образования разного направления, вовлечение в общественные дела, внеклассные массовые мероприятия и др.).
- ФОРМИРОВАТЬ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ личности подростка.
Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть профилактики суицида.
Направления работы с родителями по профилактике суицида:
— Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
— Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
— Формирование у родителей потребности в самообразовании.
Профилактическая работа строится со всеми участниками образовательного процесса.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Просвещение и профилактика | |||
Учащиеся | |||
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение года | соц. педагог |
2 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | сентябрь | соц. педагог |
3 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска | в течение года | соц. педагог |
4 | Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей (лагерь дневного пребывания при ОУ) | каникулярное время | соц. педагог |
5 | Организация работы по профилактике профессионального выгорания педагогов | в течение года | Зам.директора по ВР |
6 | Психолого-педагогические классные часы: В поисках хорошего настроения (1 кл) Профилактика курения (2 кл) Как научиться жить без драки (3 кл, ШП №10 — 2006) Учимся снимать усталость (4 кл) Толерантность (1-11 классы) Как преодолевать тревогу (6 класс) Способы решения конфликтов с родителями (7 кл.) Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (8 кл.) Грани моего Я (9 кл, ШП №15 — 2006) Я + он + они = мы (10 кл, ШП №18 — 2006) Способы саморегуляции эмоционального состояния (11 кл., ШП №2 – 2006, №4 – 2005) «Как сказать Нет!» () (8 кл.) Не сломай свою судьбу! Подросток и наркомания. (9 кл) | октябрь ноябрь ноябрь январь сентябрь февраль декабрь октябрь февраль январь март февраль апрель | соц. педагог кл. руководители |
7 | Правовые классные часы: Что ты должен знать об УК РФ (6 – 8 кл.) Уголовная ответственность несовершеннолетних (8 – 11 кл.) Знаешь ли ты свои права и обязанности (5 – 9 классы) | сентябрь, октябрь ноябрь | Участковый инспектор, инспектор соц. педагог |
8 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинг 9 кл) | март — апрель | Заместитель директора по УВР |
9 | Игра для учащихся 5–6 х классов «Колючка» (интеграция «отверженных», ШП №11 — 2006) | октябрь | Заместитель директора по ВР |
10 | Игра «В чём смысл жизни?» (10кл, ШП №5 — 2005 ) | февраль | кл. руководитель |
11 | Гр. занятия по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни «Я и мой выбор» | в течение года | кл. руководители |
12 | Диспут для подростков «Успех в жизни» | декабрь | соц. педагог, заместитель директора по ВР |
13 | Организация работы группы для подростков «Поверь в себя» | январь | соц. педагог |
Педагоги | |||
1 | Деловая игра «Педагогические приёмы создания ситуации успеха» (ШП №15- 2006) | октябрь | заместитель директора по ВР |
2 | Семинар «Что такое суицид и как с ним бороться» | ноябрь | Соц.педагог |
3 | Семинар кл. руководителей «Некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» (ШП №2 — 2005) | декабрь | заместитель директора по ВР |
4 | Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» (ШП №10, 12, 16, 19 — 2001) | февраль | заместитель директора по ВР |
5 | Семинар классных руководителей «Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними» (ШП №40-42 2004) | март | заместитель директора по ВР |
6 | Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов» | по плану | заместитель директора по ВР |
Родители | |||
1 | Родительский лекторий: Наши ошибки в воспитании детей. Шаги общения. Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки. Тревожность и её влияние на развитие личности. Трудный возраст или советы родителям. (ШП №17-18, 1998) Что такое суицид и как с ним бороться. (5-11 кл) Чем и как увлекаются подростки. (ШП №1 — 2005) Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества. Как помочь ребенку справиться со стрессом. | по плану, по запросу | кл. руководители, заместитель директора по ВР, соц. педагог |
2 | Индивидуальные консультации для родителей | по плану | соц. педагог, кл.руководители |
Диагностика | |||
Учащиеся | |||
1 | Исследование социального статуса | ежегодно | кл. руководитель |
2 | Исследование уровня адаптации | по плану | соц. педагог |
3 | Исследование уровня тревожности | по плану | кл. руководители |
4 | Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины) | по запросу | кл. руководители |
5 | Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации | по запросу | соц. педагог |
6 | Склонность к отклоняющемуся поведению | дети группы риска | соц. педагог |
Родители | |||
1 | Опросник « Родительского отношения» (А.Варга, В.Столин) | по запросу | кл. руководители |
Коррекция | |||
1 | Занятие «Ты и я – такие разные» — для подростков 5-6 класс (ШП №11 — 2002) | октябрь | заместитель директора по ВР |
2 | Занятие «Барьеры непонимания» 8 класс (ШП №46 — 2001) | ноябрь | соц.педагог |
3 | Занятие по повышению самооценки «Нарисуй подарок самому себе» (7 кл., ШП №10 — 2005) | декабрь | соц.педагог |
4 | Тренинг уверенности (для старшеклассников, ШП № 2, 3, 4 – 2005, №15 — 2006) | февраль | заместитель директора по ВР |
5 | Тренинг «Манипуляция: игры, в которые играют все» (для старшеклассников, ШП № 2, 5, 6, 7 — 2005) | март | заместитель директора по ВР |
Литература
- Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
- Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
- Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
- Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
- Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
- Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
- Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
- Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
- Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
- Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
- Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
- Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
- Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
- Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
- Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
- Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
- Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
- Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
- Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
- Электронный вариант журнала «Школьный психолог» (ШП) http://psy.1september.ru/index.php?year=2005&num=02
nsportal.ru
Классный час на тему: Профилактика суицида в начальной школе.
Жизнь как величайшая ценность. Профилактика суицида в начальной школе.
Цель:
формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи:
- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
План мероприятия
- Просмотр ролика «Урок Бабочки»
- Беседа «Мои жизненные ценности. Как избежать беды?», «Умеешь ли ты решать свои проблемы?», «Преступление и наказание. Формирование навыков самостоятельного принятия решения», «Путь к себе» и др.
- Акция «Мечтатели» Цель: создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в себе и говорить об этом. (На бумажных бабочках заканчивают фразу: мне нравится что я…)
- Акция «Строители» Цель: формирование позитивного восприятия окружающего мира. (На большом ватмане создают модель идеального мира из бумажных поделок)
- Акция «Творцы» Цель: помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям . (На ватмане с изображением Земного шара рисуют ладошки и записывают фразу: я смогу…)
- Акция «Волшебники» Цель: определить степень самооценки; выявить значимые переживания и проблемы у каждого учащегося. (Ребенку предлагается идентифицировать себя с волшебником, который может сделать все. Предлагаются 3 вопроса: а)чтобы ты сделал для себя; б) для людей; в )что бы ты уничтожил. Ответы складываются в волшебный почтовый ящик.)
- Акция «Послание в будущее» Цель: актуализировать процесс социального самоопределения; способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем; (На бумажном свитке дети пишут, какими они видят себя через 10 лет)
- Тренинг «Я люблю тебя жизнь» Цель: формирование толерантных установок в отношении жизненных ситуаций. (Групповое чтение и свое продолжение цепочки из афоризмов о ценности жизни, написанных на разноцветных бумажных звездах)
- Тренинг «Жизнь по собственному выбору» Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.
I Разминка «Доброе животное»
Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо.
II. Игра «Рыба для размышления»
Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.
Предложения на карточках:
Самый большой страх — это…
Я не доверяю людям, которые…
Я сержусь, когда…
Я не люблю, когда…
Мне грустно когда…
Когда я спорю…
Когда на меня повышают голос, я…
Самое грустное для меня…
Человек считается неудачником, если…
Мне скучно, когда…
Я чувствую неуверенность, когда…
nsportal.ru
Голосуем за жизнь! Профилактика суицидального поведения
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Тогучинского района «Усть-Каменская средняя школа»
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета, протокол от… №
«Утверждаю»
Директор
___________________
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
«Мы выбираем жизнь!»
НА 2016-2018 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков «Мы выбираем жизнь!» |
Основополагающие документы | Конституция РФ, Федеральный закон от 21.11.2011 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Письмо Минобразования России от 26.01.2000 №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003г. №03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков», Совместный приказ департамента здравоохранения Новосибирской области и департамента образования Новосибирской области от 07.04.2010 г. №674/616 «Об организации психиатрической помощи детям, находящимся в кризисной ситуации», |
Основные разработчики программы | Педагог-психолог квалификационной категории Кадникова Светлана Юрьевна |
Цель программы | обеспечение системного, комплексного, скоординированного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся |
Задачи программы | 1.Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук и использование информации в работе с педагогами и родителями. 2.Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. 3.Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. 4.Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. 5.Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. 6.Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. |
Планируемые результаты | Снижение количества учащихся с девиантным поведением. Высокий уровень педагогической компетентности и умение решать конфликтные ситуации. Исключение суицидальных попыток. Оптимизация взаимоотношений в детско-родительской среде. Сформированность у учащихся компенсаторных механизмов поведения. |
Критерии механизма оценки результатов | снижение числа обучающихся, состоящих в группе риска; увеличение числа обучающихся, включенных в общественно-полезную деятельность; увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы; |
Сроки и этапы реализации программы | 1.Подготовительный этап: февраль 2016 – ноябрь 2016г — изучение и анализ проблемы; — формирование общественного мнения о значимости и необходимости организации работы по данному направлению педагогов и родителей. 2. Основной этап: декабрь 2016 – июнь 2018г — реализация программы в соответствии с планом работы школы. 3.Заключительный этап: сентябрь 2018 – декабрь 2018г — мониторинг реализации программы с последующей коррекцией. |
Направления деятельности | Информационно-аналитическое направление Диагностическое направление Коррекционно-развивающее направление Профилактическое направление Консультационное направление Просветительское направление Социально-диспетчерское направление |
Исполнители программы | Педагогическая и родительская общественность. |
Контроль за исполнением программы | Зам. директора по ВР, педагог-психолог |
Информационное обеспечение программы | Размещение информации о проведенных профилактических мероприятиях на сайте школы, школьная печать, публикации в прессе |
1.Целевой раздел
Введение
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Основной перечень федерального и регионального уровней
- Конституция РФ,
- Федеральный закон от 21.11.2011 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
- Письмо от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- Письмо Минобразования России от 26.01.2000 №22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»,
- Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003г. №03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков»,
- Инструктивное письмо Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.09.2004 № 01-130/07-01,
- Совместный приказ департамента здравоохранения Новосибирской области и департамента образования Новосибирской области от 07.04.2010 г. №674/616
- «Об организации психиатрической помощи детям, находящимся в кризисной ситуации»,
- Совместный приказ министерства здравоохранения Новосибирской области и министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 07.04.2011 № 674/616 «Об организации психиатрической помощи детям, находящимся в кризисной ситуации»,
- Совместный приказ министерства здравоохранения Новосибирской области, министерства образования, науки и инновационной политики новосибирской области, министерства социального развития Новосибирской области от 24.07.2013 № 2533/839/343/1843 «Об утверждении порядка реализации межведомственного поля в оказании помощи детям с суицидальным поведением».
Документы учрежденческого уровня:
план мероприятий/программа по профилактике суицидального поведения детей и подростков и по вопросам профилактики социальной дезадаптации обучающихся;
программы воспитательной работы с классными коллективами, включающие данные направления деятельности;
программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей из группы риска.
Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся
Необходимой составляющей целостной системы профилактики суицидальных рисков выступает целенаправленная педагогическая
деятельность на уроках учителей-предметников (особенно учителей гуманитарного цикла), предполагающая опосредованное педагогическое воздействие на обучающихся и организация междисциплинарного взаимодействия.
На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуально неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех- с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ
Исполнители программы: Педагогическая и родительская общественность МКОУ «Усть-Каменская средней школы»
Сроки реализации программы: февраль 2016-декабрь 2018гг
Пояснительная записка
- Информационно-аналитические данные
Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. В большинстве стран мира самоубийства находятся среди первых десяти причин преждевременной смерти. В мире по данным Всемирной Организации Здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесение себе травм, включая самоубийства, привели в 2000г. к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения, в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тысяч человек). Мировой уровень завершенных суицидов составил 16 случаев на 100 тысяч населения в годС каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации.
Россия по количеству суицидов среди подростков занимает третье место в мире. В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти стра
nsportal.ru
Профилактика суицидального поведения в школе — SCHKOLER.RU
Профилактика суицидального поведения в школе
Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей, особенно в детско-подростковой среде. С каждым годом увеличивается количество несовершеннолетних, совершивших суицидальные попытки и завершенные суициды.
Существуют серьезные проблемы в организации деятельности по профилактике суицидов и оказания помощи детям и подросткам групп риска, такие как: отсутствие нормативной правовой базы, обеспечивающей сбор и анализ информации о суицидах несовершеннолетних, единого порядка учета и регистрации фактов законченных и незаконченных суицидов среди разных возрастных групп, необходимого числа суицидологических центров (кабинетов) и психологических служб, достаточного количества квалифицированных специалистов и др.
Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данных методических рекомендациях будет предложена модель суицидальной превенции на уровне отдельного образовательного учреждения.
Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.
Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.
Принципы модели:
· Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
· Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
· Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
· Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
· Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
Модель суицидальной превенции
«Уровни профилактики суицида в образовательной среде»
Первый уровень – общая профилактика
Цель — повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия. Создание общих программ психического здоровья, здоровой среды в образовательном учреждении, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Учащиеся, чувствующие, что педагоги к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи классного руководителя на данном этапе:
· Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
· Создание условий поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации.
· Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.
· Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
· Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель — выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств; повышение осведомлённости персонала о признак возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
Мероприятия
Диагностика суицидального поведения; индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; классные часы; «круглые столы», стендовая информация.
Задачи классного руководителя на данном этапе:
· Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
Третий уровень – вторичная профилактика
(данная работа проводится непосредственно с привлечением педагогов- психологов ).
Цель — Предотвращение самоубийства
Мероприятия
Оценка риска самоубийства происходит по схеме:
- крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план),
- умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
- серьезная (есть план, но нет орудия осуществления).
Оповещение родителей. (корректная информация, в случае если семья относится к группе риска)
Оповещение соответствующего учреждения, запрос помощи.
Задачи классного руководителя на этом этапе
• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Четвертый уровень – третичная профилактика (работа специалиста)
Цель — Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем. (Такая форма работы обеспечивается специально подготовленным психологом или психотерапевтом.)
Литература
1. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
3. Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
4. Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения «Перекресток». Сайт фестиваля «Открытый урок»: http://festival.1september
schkoler.ru
«Суицид. Профилактика суицидального поведения школьников»
Профилактика суицида
Факт, что смерть неизбежна, что через это каждому придётся пройти неоспорим. Живя и приветствуя жизнь, мы непременно сталкиваемся с небытием и смертью. И факт неизбежности смерти заставляет нас, при сколько-нибудь пристальном внимании, отнестись к жизни, как присущей нам реальности, по-другому. Смерть находит к каждому определенный путь: через естественный процесс старения, тяжелую болезнь, насилие извне, несчастный случай, наше собственное вмешательство в жизнедеятельный процесс.
Каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек; по данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек; примерно 1,15 миллионов человек умирает в России. Из них 130 тысяч кончают жизнь самоубийством.
Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% — неизвестны; 19% — страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% — домашние огорчения; 6% — страсти; 3% денежные потери; 1,4% — пресыщенность жизнью; 1,2% — физические болезни. Та же организация насчитывает 80 способов ухода из жизни.
1) Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц. 2) Огнестрельное оружие. В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули.
3) Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц.
4)Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой.
В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Какие проблем толкают людей к насильственной смерть и не по вине обстоятельств и внешних сил, а по решению собственной воли?
Анализ материалов уголовных дел и проверок причин и обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Различают следующие типы суицидального поведения:
— демонстративное поведение. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы. Показать, как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
— аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции ( обида, гнев) затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
— Истинное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство — слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Динамика развития суицидального поведения.
Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств, среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.
Вторая стадия — это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях. Третья стадия — суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.
Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах, возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней. После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия.
Особенности подросткового возраста.
В настоящее время происходит омоложение самоубийц. Мотивацией самоубийств у молодых людей и подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение.
Особенности подросткового возраста. Подростки находятся на промежуточном этапе между «детством» и «взрослостью». Они еще не взрослые, но и не дети. Часто подросткам говорят, что они уже не маленькие и должны вести себя как взрослые, хотя сами взрослые не относят их к своей возрастной группе. У юношей и девушек появляются новые обязанности, новые возможности и меняется сфера их деятельности. На этом этапе у них появляется чувство взрослости. Подросток начинается относиться к себе, как к взрослому, ощущая себя взрослым человеком. Он начинает отстаивать свое мнение, свою точку зрения с той же эмоциональностью, что и в детстве. Подросток претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и стремится быть самостоятельным, желая оградиться от вмешательства родителей в личную жизнь их ребенка. Юноши и девушки уже имеют свои вкусы, предпочтение, приоритеты, взгляды на жизнь и собственную линию поведения. Хотя их взгляды и вкусы могут меняться и через несколько недель. Общение является неотъемлемой частью жизни подростка. Общение сильно влияет на всю их деятельность. Поэтому они часто собираются в разные группировки, объединяющиеся по интересам и взаимной симпатии. Эти группировки влияют на нормы поведения и оценки подростка. Однако не все подростки могут состоять в какой-либо группировке, они могут быть изолированными. Это очень сильно давит на них, ведь не имея возможности с кем-то поделиться своими переживаниями и чувствами, подростки впадают в депрессию и начинают думать о своей ненужности и бесполезности. Отношения с родителями имеют двойственный характер. С одной стороны, подростки хотят чувствовать себя нужными и любимыми своими родителями. С другой , они не хотят, чтобы родители вмешивались в их личную жизнь. Следили за успеваемостью, выбирали для них друзей и даже одежду. Однако полное безразличие родителей к своему ребенку тоже ведет к негативной реакции.
Причины суицидального поведения у подростков
Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу. Существует множество объяснений суицидального поведения в подростковом периоде. На первом месте из проблем, характерных для подростков и молодежи с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте — трудности, связанные со школой, на третьем — проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
В основном психологи рассматривают проблему суицида в подростковом обществе как «крик о помощи» к своим друзьям или родителям, тем самым обращая их внимание на самих себя. Неуспеваемость по школьной программе и плохие отношения с учителями и сверстниками также являются причинами, которые могут привести к суицидальной попытке. Сейчас, в современном обществе, дети представлены самим себе и должны строить жизнь так, как они это умеют. Из-за занятости родителей никто не может научить детей жить в этом обществе. Давление ответственности наваливается на детей и без ориентира в этой жизни они решают избавиться от этого чувства с помощью суицида.
Другим чрезвычайно важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ о самоубийстве лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл» Игоря Сорина, несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира. Девочки подростки в данный момент испытывали чувство потери, которую невозможно, по их мнению, было восстановить. Им жизнь казалась бессмысленной и в заключении, вдогонку поспешили за своим кумиром. В современном обществе такие случаи встречаются очень часто, ведь много подростков ради своих кумиров готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью.
Выделяют 3 вида суицида и их причин в подростковом периоде:
1. Демонстративно-шантажные суициды. Подростки этой группы воспитывались в проблемных семьях. Как известно члены таких семей чаще всего не умеют сдерживать свои негативные эмоции или же обтекать их в более приемлемые формы. Поощрения со стороны родителей не наблюдаются. Такой образ жизни вызывает у подростков лишь злость и страх и не приводит к осознанию своей вины за совершенные ими поступки. Подростки этой группы легковозбудимые. Часто после 3-4 классов у этих детей начинаются проблемы в учебе, что в дальнейшем ведет к негативной оценке среди преподавателей к подросткам. Подростки из-за нежелания быть в неприятных для них ситуациях и помещений прогуливают занятия и формируют негативное отношение к обучению и к школе в целом. Такие подростки в группе сверстников чувствуют себя дискомфортно. Частые конфликты из-за присущей им обидчивости и раздражительности возникают в следствие неудовлетворенности своим положением и слишком завышенными притязаниями. Первые проявления суицидальных действий могут быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей и родителей. Таким образом, они могут выражать протест против их действий. Подросток своим поступком (попыткой самоубийства) стремиться доказать свою правоту или отомстить своим обидчикам. Период пре суицида очень мал. Методы самоубийств очень разнообразны, но все они требуют немедленной реализации. Из-за импульсивности и не учета ситуации может привести к тяжелым последствиям, не входящих в первоначальные планы. После суицидальной попытки обычно наступает разрядка, но если ситуация не изменится, то очень высок уровень повторения суицидальной попытки. В эту группу больше входит мальчиков, нежели девочек (28: 5), основной возраст — от 12 до 16 лет.
2. Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Подростки этой группы воспитывались в дисгармоничных семьях. Отношение родителей к своему ребенку очень нестабильно, от внезапных вспышек нежности до столь непонятных вспышек жестокости и агрессии. Часто родители через своих детей пытаются реализовать неудовлетворенные в своем детстве мечты, желания, стремления, не учитывая при этом личностные особенности и интересы ребенка. Родители стимулируют детей задабриванием или же унизительными запретами. Подростки таких семей умело манипулируют окружающими, заставляя их выполнять то, чего хотят сами подростки. В начальных классах эти дети хорошо учились, пользовались авторитетом у своих сверстников. В дальнейшем свое стремление выделиться из общества, быть лучшими стало реализовывать труднее. Вызывающее поведение вызвано завышенной самооценкой, что приводит к конфликтам с учителями и сверстниками. В дальнейшем свое стремление быть лидером не может быть удовлетворено. Начинают прибегать к вранью. В группе сверстников поначалу занимали положение лидера, но вскоре их статус начинает падать, тем самым раня их тщеславие. Часто меняют группы. Причинами суицидального поведения являются страх разоблачения их обмана и последующего наказания, желание привлечь внимание окружающих, показать обиду на родителей и друзей, тем самым заставляя их поменять к себе отношение. А также, возможно, из-за угрозы или самого разрыва любовных отношений. Период пре суицида более длителен, нежели у предыдущей группы. Подростки собирают информацию о том, какой из способов самоубийств является наименее опасным, не приносит ущерба внешности и не приносят никаких дальнейших последствий для здоровья. Перед совершением самоубийства умышленно предупреждают об этом намерении своих родителей и друзей, с помощью, оставленных на видных местах записок, тщательно рассчитывая время. Однако возможно и тяжелые медицинские последствия или даже смертельный исход. В этой группе девочек больше, чем мальчиков (36: 9), основной возраст — от 14 до 18.
3. Суициды с мотивацией самоустранения. Подростки этой группы воспитывались во внешне благополучных семьях. Но если посмотреть на внутренние взаимоотношения членов семьи, можно обнаружить дисгармонию. Атмосфера в таких семьях напряженная и нестабильная. Внешне проявляют дружелюбие по отношению друг к другу, но этим они маскируют скрытые конфликты. Воспитание детей направлено в основном на создание благоприятного впечатления о семье у окружающих. Родители не учитывают личностные особенности и интересы детей. У таких детей часто заниженная самооценка, они несамостоятельны, пассивны, постоянная тревожность и страх из-за противоречивых требования и оценок со стороны родителей. В начальных классах они послушны, старательны и исполнительны. Но из-за своей тревожности и неуверенности боятся новых ситуаций, заранее рассчитывая на неудачу. На замечания и плохие оценки реагируют крайне болезненно. В группе сверстников обладают низким статусом. Подростки этой группы чаще всего следуют за более энергичными товарищами, поэтому могут приобщиться к асоциальной деятельности из-за невозможности противостоять группе сверстников.
Первые проявления суицидального поведения вызываются стремлением уйти из затруднительной ситуации. Они не могут перенести угрозу наказания, повышенной ответственности. Период пре суицида продолжителен и сопровождается переживанием страха. Наиболее распространенный метод самоубийства – самоповешание. Подростки изначально хотят уйти из жизни, но в момент совершения суицидальной попытки их уверенность оказывается неустойчивой. Период пост суицида сопровождается страхом смерти и поиском помощи. Часто они сами звонят в «скорую помощь» или же обращаются к родителям. Испытывают чувство стыда и раскаяния.
Профилактика суицидов
Важно постоянно помнить: за любое суицидальное поведение ребѐнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Оптимизация межличностных отношений в школе
Поскольку, причинами суицидов среди подростков, являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять определенные меры. Меры, например, по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее: — воспитывать в сознании детей осознанную уверенность в своих силах и возможностях; — внушать им оптимизм и надежду; — проявлять сочувствие и понимание; — осуществлять контроль поведения ребенка, анализировать его отношения со сверстниками. Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля посещаемости и успеваемости ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу. Необходимо всегда помнить, пристальное внимание и правильно организованный контроль стиля общения учителей с учащимися имеет важное значение для предотвращения различных случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия в школе.
Направления работы специалистов
(педагога-психолога, психотерапевта, воспитателя и социального педагога)
по профилактике депрессии и суицидов
Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся, помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. при необходимости включить подростка в группу социально-психологического тренинга, провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Психолог должен рассказать учителям и родителям, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами, не всегда соответствует действительности. Депрессивным может оказаться как раз тот, кто выпивает, смолит папироску и хамит маме.
Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо: — снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации, — уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение, — формировать компенсаторные механизмы поведения, — формировать адекватное отношение ребенка к жизни и смерти.
При малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей, этого делать нельзя. Но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.
Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставят ребенка без помощи. Чтобы подросток не счел психолога предателем, нужно сказать примерно следующее: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По поводу этого нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без уведомления родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать». Если же у подростка проблемы с родителями, это вопрос каждого отдельного случая.
Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы родным и близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них. В дошкольном, и в младшем школьном возрасте они носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.
Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:
Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребѐнок думает, что всѐ можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Дисгармония в семье.
Само разрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутри школьные или внутригрупповые взаимоотношения. 70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является, как правило, неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены отношения родители дети. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою не нужность и не желанность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.
Несмотря на такое количество положений, концепций и гипотез до сих пор нет той единой теории, которая объясняла бы природу суицидов. Ведь такое явления, как самоубийство, полностью понять невозможно. Любое самоубийство имеет свои социальные и внутри личностные причины. Чаще всего родственники и близкие люди, которые окружали самоубийцу, не всегда могут объяснить мотивы пострадавшего.
Основными мотивами самоубийств можно назвать страх перед наказанием, соматические и душевные болезни, проблемы дома и на работе, сильные эмоциональные переживания, нищета, перенасыщенность жизнью. Рассмотренные проблемы объясняют Вам многочисленные факторы, влияющие на выбор человека между жизнью и смертью. Люди используют различные способы осуществления своих планов. Есть такие самоубийцы, которые хотят уйти необычными способами (зафиксировали случай, когда человек сам себе в голову вбивал гвозди), но большинство пользуются такими «стандартными» способами самоубийства, как само повешение, самоотравление или нанесение ножевых ран.
Основными психологическими причинами для суицида подростков являются личностные качества подростка (импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливость, чувствительность), особенности мышления (еще не полностью сформировавшееся абстрактное мышление), принадлежность к группе (отношение со сверстниками и к своим кумирам). Самым важным мотивом, которые влияют на выбор между жизнью и смертью, является эмоциональное состояние подростка. Именно в состоянии подавленности, безысходности подростки начинают думать о самоубийстве.
Когда подростки чувствуют, что жизнь для них становится в тягость, они решают свои дела «по-взрослому», ни у кого не спрашивая совета и помощи, что является в корне неправильным решением. Малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение, также влияет на психику подростка.
Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду
1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
3. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
4. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
5. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
6. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам поконч
kopilkaurokov.ru