Профилактика суицидального поведения в школе: Профилактика суицидального поведения школьников

Содержание

Профилактика суицидального поведения детей

Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая — это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь — это непоправимая трагедия.

Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.

Причины самоубийств детей:

проблемы и конфликты в семье;
насилие в семье;
несчастная любовь;
подражание кумирам или из чувства коллективизма;
потеря родственников и близких.

Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку:

подберите ключи к разгадке суицида, примите суицидента как личность;
установите заботливые взаимоотношения;
не спорьте;
будьте внимательным слушателем, задавайте вопросы;
не предлагайте неоправданных утешений;
предложите конструктивные подходы;

вселяйте надежду;
оцените степень риска самоубийства;
не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска;
обратитесь за помощью к специалистам;
важность сохранения заботы и поддержки.

Признаки, предупреждающие о возможности суицида:

перемены в поведении — уединение, рискованное поведение;
проблемы в учёбе — падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;
признаки депрессии — перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность;
чувства вины, потеря интереса;
устные заявления — «Я желаю быть мёртвым», «Оставь меня в покое»;
темы о смерти — накопительный интерес к данной тематике, усиленное внимание к оккультизму, тяжёлому металлу в музыке;вызывающая одежда;
предыдущая суицидальная попытка;
подростки практически не умеют (и не способны) справляться с трудностями;
сексуальное или физическое злоупотребление;
употребление, а в последствие, и злоупотребление алкоголем;

неожиданная беременность;
наличие среди знакомых тех, кто ранее практиковал суицид.

Первая помощь при суициде.

необходимо срочно вызвать «скорую помощь».
попытаться оказать первую доврачебную помощь:
остановить кровотечение;
на вены наложить давящую повязку, на артерии (пульсирующая алая струя) — жгут выше раны;
при повешении часто травмируются шейные позвонки, потому, после того как пострадавшего вынули из петли, надо избегать резких движений;
если нет пульса, проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание до прибытия бригады скорой помощи;
при отравлении — вызвать рвоту, если человек в сознании
при бессознательном состоянии следить за проходимостью дыхательных путей и повернуть голову на бок, чтобы не запал язык;
если пострадавший может глотать, принять 10 таблеток актированного угля, — если пострадавший в сознании — необходимо поддерживать с ним

постоянный контакт, психологически не оставляя его одного.

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств.

самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
чужая душа — потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
существует некий тип людей,»склонных к самоубийству».
не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Признаки готовящего самоубийства

Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.


Прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
Внешняя удовлетворённость — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
Словесные указания или угрозы.
Вспышки гнева у импульсивных подростков.
Потеря близкого человека.
Уход из дома.
Бессонница.

Телефон доверия дает возможность человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации, справиться с негативными эмоциями, успокоиться, принять правильное решение.

Телефон доверия открыт для каждого человека. Не важен ваш возраст, национальность, состояние здоровья звонящего.

Основные принципы телефона доверия:

доступность: ежедневно и круглосуточно
бесплатность
анонимность
конфиденциальность
экстренность
гуманность

Индивидуальную консультацию и психолого-педагогическую помощь по любым интересующим Вас вопросам можно получить, обратившись в:
ГБУ СО КО «Центр социальной помощи семье и детям», ул. Коммунальная, 6,

Планируемое мероприятие

Цель

Ответст

венные

Дата проведения

Первый уровень – общая профилактика

 

Разработка программ воспитательной работы. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи.

 

завуч по ВР

сентябрь

 

Изучение нормативно-правовых документов по организации профилактической работы в школе

педагоги

в течение года

 

Формирование компетенций педагогических работников по распознаванию признаков суицидального риска обучающихся.

педагог-психолог

сентябрь

 

Организация занятости обучающихся во внеурочное время, организация досуга в каникулярный период (развлекательные и познавательные мероприятия в каникулярный период в соответствии с графиком)

 

 

 

Проведение тематических классных часов, посвященных Всемирному дню психического здоровья (10 октября):

«Как научиться жить без ссор» — 1-4 классы;

«Я – уникальная личность» — 5-6 классы;

«Мир глазами агрессивного человека» — 7-8 классы;

Тренинг «Формирование позитивных жизненных установок» — 9 класс;

Информационный час «Профилактика суицида» для классных руководителей.

Классные руководители при методической поддержке педагога-психолога

10 октября

 

Мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья, оптимизацию межличностных отношений:

1. Тематические классные часы

Как научиться жить без драки?

Учимся снимать усталость.

Толерантность и милосердие.

Как преодолевать тревогу?

Способы решения конфликтов дома и в школе.

Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом.

Способы саморегуляции эмоционального состояния.

Я и мой внутренний мир.

2. Спортивные соревнования, эстафеты, викторины.

3.  Конкурс сочинений:

«Жизнь-это движение вперед»  (8-9 классы)

4. Выставка рисунков

«Жизнь-это движение вперед» (3-6 кл)

«Не в деньгах счастье» (5-9 кл)

«Добро в моих руках» (1-9кл)

5. Конкурс плакатов «Я люблю тебя жизнь»

6.Фотовыставка «Позитив в объективе»

 

 

 

 

 

 

Классные руководители при методической поддержке педагога-психолога, учителя-предметники

1 раз в четверть

5

Мероприятия, направленные на пропаганду осознанного поведения в сети Интернет:

1. классный час, направленный на повышение медиабезопасности «Безопасность в сети Интернет» (5-9 кл).

2. родительское собрание, направленное на повышение медиабезопасности «Безопасность в сети Интернет»

3. Акция «Оставайся на линии жизни»

4. акция «День без Интернета»

Педагог-психолог, классные руководители

 

Второй уровень – первичная профилактика (превенция)

Выявление обучающихся группы суицидального риска (диагностика)

 

  1.  «Таблица факторов наличия кризисной ситуации у обучающихся и метод наблюдения».
  2. Тест на депрессию
  3. Наблюдение за поведением обучающихся и фиксация факторов риска

Формирование списка

обучающихся, входящих в первичную группу риска развития суицидоопасных кризисов.

кл. руководители,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

сентябрь

январь

апрель

 

  1. Выявление обучающихся со школьной дезадаптацией (5 класс)

педагог-психолог

 

октябрь-ноябрь

 

  1. Исследование межличностных отношений в классных коллективах (Выявление «отверженных» обучающихся в классном коллективе методом социометрии (5-9 классы)

педагог-психолог

 

ноябрь

 

  1. Психологическая диагностика обучающихся, входящих в первичную группу риска для определения степени выраженности суицидальных намерений.

Формирование группы суицидального риска.

 

педагог-психолог

 

октябрь-ноябрь

Информационно-просветительская работа с субъектами образовательного процесса

 

Тематические классные часы: «Время доверять»

 

Информирование о возможностях получения психологической и иной помощи в трудных жизненных ситуациях (например, «Детский телефон доверия»)

Классный руководитель при методической поддержке педагога-психолога, социального педагога

декабрь

 

Оформление информационного стенда: «Психолог и Я», обновление информации в классных уголках

 

Информирование об особенностях протекания возрастных кризисов. Информирование о наличии организаций для получения психологической и иной помощи в трудных жизненных ситуациях

 

январь

 

Участие в школьной интернет-активности. Мониторинг страниц обучающихся в соц. Сетях (социальные сети: ВКонтакте, Facebook, Instagram и др.)

Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся.

Подержание контакта с обучающимися привычными для них средствами

 

постоянно

 

Родительское собрание «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

Повышение грамотности родителей по данной проблеме

Завуч по вр, педагог-психолог

 

 

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми, насилия и суицидов среди несовершеннолетних; о правилах поведения в кризисной ситуации, службах и специалистах, способных оказать помощь.

Повышение грамотности педагогов по данной проблеме

педагог-психолог, социальный педагог

 

октябрь

 

Семинар-практикум «Особенности суицидального поведения несовершеннолетних»

Повышение грамотности педагогов по данной проблеме

педагог-психолог

 

ноябрь

 

Участие в вебинарах, совещаниях, конференциях.

Повышения грамотности в рамках данной проблемы

педагоги

В течение года

Создание и подержание благоприятного психологического климата в ОО

 

Внеклассные мероприятия

 

 

Сплочение классного коллектива через совместную деятельность

 

В течение года

 

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников

 

Служба медиации, педагоги

В течение года

Третий уровень — вторичная профилактика ( цель — помочь обучающемуся с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать психологическое состояние)

 

Проведение ПМПк

Составление комплексных программ индивидуального сопровождения обучающихся группы риска

 

 

1 раз в полгода

 

Работа с «группой риска» — реализация комплексных программ индивидуального сопровождения обучающихся группы риска

Минимизация риска возникновения суицидальных намерений.

 

в соответствии с программой

Четвертый уровень — третичная профилактика (социально-психологическое сопровождение окружения близких погибшего от суицида и предотвращение волны подражательных суицидов)