Дистанция общения – Дистанция общения в психологии
Дистанция в общении — Easyschool
Среди невербальных систем дистанции, или организации пространства коммуникативного процесса, отводится немалое значение. Так, например, размещение партнеров лицом к лицу способствует возникновению контакта, а окрик в спину вызовет скорее всего негативную защитную реакцию человека.
Американский исследователь Эдвард Холл в очерке «Наш безмолвный язык», опираясь на свои наблюдения особенностей общения у разных народов, показал значение пространства для организации общения. Как же пространственное размещение влияет на восприятие собеседниками друг друга, на возникающие при этом эмоциональные переживания и представления о качествах личности собеседника? Здесь опять имеет смысл понаблюдать за поведением животных.
Большинство животных обитает в строго определенной пространственной зоне, которую они считают своей собственной территорией. Насколько велика и как далеко простирается эта территория, зависит главным образом от того, как густо населены места, в которых эти животные обитают. Лев, живущий на просторах африканской саванны, может иметь сферу обитания радиусом до 50 км. Эту территорию он специальным образом помечает и старается не допускать на нее чужаков. Однако если лев вырос в клетке с другими львами, его личная территория может ограничиваться буквально несколькими метрами, что является прямым следствием перенаселенности сферы обитания.
Человек также обладает своей собственной территорией. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в местах их проживания. И хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближаться к другому человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким другом, а на каком – с подозрительным незнакомцем.
Нормами пространственной и временной организации общения сейчас занимается наука проксемика. Основатель проксемики Э. Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. При этом он выделил четыре четких пространственных зоны, которые как концентрические круги на мишени или на воде окружают друг друга.
1. Интимная зона (от 15 до 45 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. В этой зоне можно выделить как бы еще подзону радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. По сути, это уже зона прикосновения к другому человеку. Позволяется прикасаться очень немногим. Поэтому ее называют сверхинтимной зоной.
2. Личная зона (от 45 до 120 см). Данное расстояние используется при обыденном общении со знакомыми людьми. Вспомните, на каком расстоянии вы располагаетесь, когда приходите в гости к своим соседям. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
3. Социальная зона (от 120 до 400 см). На таком расстоянии мы общаемся при официальных встречах с посторонними людьми. Каждого из нас не раз вызывали в школе к доске. Как далеко от учителя вы останавливались? Так же мы встречаем водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе. То есть такое расстояние принято при общении с людьми, которых мы не очень хорошо знаем.
4. Общественная, или публичная, зона (более 4 м). При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга. Вспомните устройство арены в цирке, сцены в театре, амвона в церкви – в каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия. Если клоун в цирке перелезает через барьер и присаживается к кому-нибудь на колени – это вызывает смех, а если учитель покидает свое место и приближается к ученику, то это воспринимается как угроза.
Нарушение интимной зоны тем или иным человеком осуществляется по разным причинам, которые можно разделить на три группы.
Первая – когда приблизившийся человек является нашим родственником или очень близким другом. Как правило, мы сами желаем этой близости и отвечаем на приближение любимого человека тем же. Хотя, конечно, приближение и прикосновение у представителей разных культур имеют разное значение. Они являются, например, неотъемлемым элементом коммуникации в Африке, на Среднем Востоке. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час совершает 110 взаимных прикосновений, в Лондоне – ни одного, а в Джексонвилле (США) – около восьми.
Вторая причина излишней близости связана с необходимостью совместного передвижения в транспорте, лифте, очереди. Часто можно услышать, как людей, едущих в общественном транспорте на работу в часы пик, называют жалкими, несчастными, подавленными. Эти эпитеты обычно употребляются потому, что у этих людей невыразительные лица, но сторонние наблюдатели ошибаются в своих оценках. Они просто видят, как люди добросовестно выполняют правила поведения в условиях неизбежного вторжения посторонних в их интимную зону.
Третья – когда «нарушитель» проявляет враждебные намерения, агрессию. Подобное вторжение посторонних людей в нашу интимную зону вызывает как внешний протест, так и внутреннюю физиологическую реакцию. Организм как бы готовится к тому, чтобы убрать «нарушителя»: сердце начинает биться мощнее и быстрее, в кровь выбрасываются гормоны и питательные вещества, и она приливает к мозгу и мышцам, дыхание углубляется и учащается. Все это свидетельствует о физической готовности нашего организма к бою или бегству. Некоторые люди сознательно используют эту потребность человека избавиться от неприятного контакта. Американские психологи выяснили, что для нищих прикосновение имеет особое значение: одна женщина, выпрашивающая у прохожих монетки в 25 центов, набрала их гораздо больше, когда дотрагивалась до их руки, нежели в том случае, когда выражала свою просьбу только словами.
Когда вы совершенно искренне и дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимете человека, с которым вы только что познакомились, это может вызвать у него отрицательную реакцию по отношению к вам. Пусть даже вам будут улыбаться и делать вид, что это нравится, чтобы вас не обидеть.
Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте главное правило дистанции общения: «чем интимнее наши отношения с другим человеком, тем ближе разрешается нам проникать в его зоны». Например, только что пришедший в класс ученик первое время может подумать, что коллектив относится к нему очень прохладно. Однако школьники просто держат его на дистанции социальной зоны, потому что мало его знают. Как только одноклассники узнают его лучше, радиус общения между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют перейти на общение в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону.
Изменение личной пространственной зоны
Размеры личной пространственной зоны могут изменяться под влиянием разных факторов. Один из них мы уже отметили – это близость общающихся. Понаблюдайте, например, как окружающие вас люди общаются в рамках интимной зоны. Влюбленные прижимаются телами друг к другу и находятся внутри интимной зоны друг друга. Совершенно другое будет расстояние, если целуются посторонние люди. Например, кто-то поздравляет вас с Новым годом; или пришла дальняя знакомая вашей бабушки и обязательно хочет вас поцеловать. В этом случае вы будете отставлять нижнюю часть тела как можно дальше, стремясь выйти из интимной зоны.
Еще один фактор, определяющий расстояние между общающимися, можно назвать социально-возрастным. Ученые отмечают, что чем больше разница в возрасте у общающихся людей, тем больше расстояние между ними. При общении со сверстниками мы располагаемся несколько ближе, чем при общении с человеком гораздо старше нас по возрасту. Точно так же – при общении с человеком, имеющим более высокий социальный статус. Со своим классным руководителем школьники общаются на более короткой дистанции, чем, скажем, с завучем или директором школы.
Причина этого, вероятно, кроется в том, что нередко величие связывают с величиной человека. Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон показал, что рост человека в глазах посторонних не всегда равен фактическому, а часто зависит от социального статуса человека.
В обществе сложилась своеобразная «культурная норма» – мужчина должен быть высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. И хотя действительность не всегда такова, мы все неосознанно стремимся подогнать жизнь под эту норму. Рослому мужчине приятно стоять рядом с собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой «недостаток».
Поэтому, если вы во время разговора приблизитесь к высокой собеседнице или малорослому собеседнику, они могут почувствовать себя неловко. Однако, подойдя почти вплотную к миниатюрной женщине или рослому мужчине, вы, может быть, доставите им некоторое удовольствие.
Различия в дистанции общения также имеют и национальную обусловленность. Если представители одной нации, например японцы, привычны к перенаселенности, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию. Э. Холл отмечает, что у каждого народа существуют свои обычаи устанавливать и поддерживать контакты на определенном расстоянии. Эти нормы усваиваются каждым новым поколением. Э. Холл утверждает, что типичная дистанция для американца, разговаривающего с другим взрослым мужчиной на деловую тему и в деловой обстановке, равняется приблизительно двум футам. Для взрослых жителей латиноамериканских стран это расстояние кажется непомерно большим, так как они усвоили принятую в их странах привычку во время разговора подходить к собеседнику почти вплотную.
Мы уже говорили о том, что скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте, лифте приводит к неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга и иногда приводит к конфликтным ситуациям. А. Добрович выделил ряд неписанных правил поведения современного человека в условиях скученности людей, например в автобусе или лифте. Эти правила следующие:
1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.
2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.
3. Лицо должно быть совершенно бесстрастным – никакого проявления эмоций не разрешается.
4. Если у вас в руках книга или газеты, вы должны быть полностью погружены в чтение.
5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
6. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.
www.easyschool.ru
Дистанция общения
Американский этнопсихолог Э.Холл предложил следующую классификацию дистанций общения:
- Интимная дистанция (до 45 см) – дистанция общения самых близких людей, при котором включены все сенсорные каналы. Иными словами, доступ в эту зону разрешен лишь лицам, с которыми установлен тесный эмоциональный контакт: детям, родителям, супругам и любовникам. Внутри этой зоны можно выделить подзону радиусом в 15 см – сверхинтимную зону, или зону физического контакта.
- Персональная, или личная, дистанция (от 46 до 120 см) -нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении. Зона неформальных дружеских и официальных контактов.
- Социальная дистанция (от 1,21 до 3,6 м) – зона общения между чужими людьми; она соблюдается также на официальных приемах в случае различия в социальных статусах.
- Публичная дистанция (больше 3,6 м) – это зона контакта с аудиторией и большими группами людей.
Одно из правил общения, по А. Пизу, гласит:
Держи дистанцию! Граница дозволенного – интимная зона. Проникновение в нее – сексуальный призыв или агрессивный вызов.
Границы указанных выше дистанций обусловлены национальными и культурными особенностями: арабы, например, говорят, что при общении хотят чувствовать дыхание друг друга. Одним из доказательств влияния пространства на поведение человека является существование так называемых юношеских и подростковых территориальных шаек. Территория шайки – это район, в котором члены организации чувствуют себя в безопасности, зато каждый пришелец может быть атакован.
Заслуживает внимания один из экспериментов, проведенных в Пастеровском институте (Париж). Подопытных крыс поселили в коробки, из которых смоделировали высотное здание. Животных нормально кормили, поддерживали чистоту в коробках.
Однако при значительном увеличении числа поставленных друг на друга коробок крысы начинали вести себя странным образом: возрастала агрессивность животных и падала их сообразительность – крысы явно тупели. Когда вместо бумажных коробок стали использовать ящики из прозрачного плексигласа (стекла), процесс отупления ускорился, а неврастения стала неизбежной.
www.psyworld.info
Дистанция в общении | Тренинг-Центр Синтон
Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что некоторые люди подходят к вам так близко, что с ними тяжело разговорить, так и хочется отшагнуть назад? А иногда наоборот, ваш собеседник так далеко от вас, что вы непроизвольно подрагиваете к нему? В психологии существует такое понятия как «дистанция общения», и это очень важный момент. Дистанция общения должна быть приемлема для собеседника и, конечно, она должна соответствовать вашим задачам. О тонкостях пространственной организации общения нам рассказывает в этой статье профессиональный психолог, основатель и руководитель тренингового центра «Синтон» — Николай Иванович Козлов.
Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора. Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным. Напротив того, слишком короткая дистанция создает ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.
Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?
В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы.
Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м,
Ответственные сотрудники министерства вам уточнят, делового разговора: 1,2–3,6 м,
В российской культуре обычно короче, потому что у нас деловые отношения всегда перемешиваются с личными, личной беседы: 45 см — 1,2 м.
Протянули друг другу руки, поздоровались, беседуем, интимного сообщения: 15–45 см.
От «на ушко» до длины доверительного локтя.
Естественно, вносят свои поправки индивидуальные особенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.
В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.
Прохладное отношение выражается в тенденции держаться на расстоянии, однако, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению сократить дистанцию, не делайте преждевременных выводов: не факт, что он мало расположен именно к вам. Это может быть его общее отношение к людям или, скажем, национальные особенности.
Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.
Итого: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами. Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.
Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.
Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» — если не враг, то по крайней мере внушающий опасения. А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складывается из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чужой», а похожий, «как мы», кажется «своим». Отсюда следует элементарный вывод: чем более вы сможете создать у собеседника ощущение сходства между вами и им, тем вероятнее, что между вами возникнут доверительные, свойские отношения.
Какие здесь есть разумные возможности?
Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джинсы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искусстве подстроек. Подстройки — это такие тонкие изменения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Чтобы выполнить некоторые из подстроек, требуется довольно высокая квалификация.
Мастерству подстроек вы можете научиться в центре «Синтон» в рамках «Базового тренинга: мастерство коммуникации» и на курсе «НЛП-практик»
Самые простые и понятные — подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.
Довольно часто эти подстройки осуществляются между людьми автоматически, неосознанно. Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.
Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, чтобы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.
Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.
Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повторяете позу партнера ее симметричным отражением: главное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите — настроение позы.
Если партнер во время разговора положил локоть на спинку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои волосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы естественным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.
Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему проекта — возможно, у вас достаточно хорошее зрение, чтобы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуться к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется — вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.
Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.
Он начал фразу — вы ее закончили.
Она сделала паузу — вы ответили выразительным лицом.
Он достал сигарету — вы щелкнули зажигалкой.
И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!
Или — вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!»,— аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.
Вот и попробуй после этого с ней поругаться!
Активный вариант подстройки через дополнение — подстройка через организующую провокацию: прилег перед человеком так, что тому захотелось присесть и обнять, захотелось пристроиться самому. Если человек рядом сидит с закрытым перекрестом, сядьте также, но с перекрестом открытым. Правило право-лево: по возможности избегайте подстройки с правой стороны, если хотите личных отношений.
Автор: Козлов Н.И.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.
syntone.ru
5. Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В. Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника” В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение – устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А.С. Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением… Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска… недолжно быть в нашей жизни… Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред…” Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
педагогический общение личность
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:
взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
единством делового и личностного общения;
включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т.п.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:
Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям — выражение общественных требований.
Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллеги, — становиться на их точку зрения.
Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя — важный показатель мастерства общения учителя.
Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.
Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.
Литература
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.
Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
Научный журнал. Вопросы психологии. М., 5-2000.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
по дисциплине – педагогика и психология высшей школы
«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»
Подготовила:
студентка магистратуры,
заочной формы обучения
Черноцкая Е.С.
Проверила:
доцент, кандидат пед.наук
Косаревская Т.Е.
Витебск 2016
Размещено на Allbest.ru
По попопопопопопоВив
studfile.net
Дистанция общения. Зоны общения
Во многих источниках информации по психологии можно услышать такой призыв, как держи дистанцию и проксемика в общении и ее важность. Постараемся разобраться с тем, что же обозначает этот популярный термин, а также как правильно рассчитать расстояние между собеседниками для того, чтобы беседа протекала максимально комфортно для всех ее участников.
Проксемика – это термин из психологии, которые характеризует оптимальные расстояния между участниками разговора или зрительного контакта, с целью достижения лучшего результата от самого общения. На то, как будут расположены оппоненты, может повлиять ряд внешних факторов: время дня, количество участников разговора, количество окружающих людей и прочие. Большое значение также имеет и тип беседы, который может иметь публичную, социальную или интимную окраску. Это также регулирует отдаленность людей друг от друга в процессе общения.
По тому, как предпочитает располагаться оппонент во время общения, можно судить о его личностных особенностях, чертах характера, принципам и даже положении в обществе. На самом деле, на уровне подсознания, каждый оценивает расстояние до собеседника, используя привычные для себя маркеры, характеристики и координаты. Причем восприятие отдаленности друг от друга базируется на биологических факторах, ведь в древние времена основным из инстинктов первобытных людей касался именно территориального признака.
Проксемика достигла значительных успехов в развитии благодаря известному американскому этнографу Эдварду Холлу . Именно этот человек выделил четыре типа расстояний, которые люди используют в процессе общения. Они основываются в первую очередь на том, какое именно общение происходит: интимное, публичное, социальное или личное. Рассмотрим каждый тип отдельно.
1. Интимное расстояние.
Это тип расстояния подразделяется на две подгруппы: близкое и далекое. Когда люди общаются на близком расстоянии, между ними происходит прямое взаимодействие, а вот при далекой дистанции соблюдается от пятнадцати до сорока пяти сантиметров между собеседниками. Это расстояние остается для того, чтобы была возможность использовать язык тела, например, взгляды, прикосновения, мимику и другое.
Интимная дистанция в общении супругов может указывать на то, насколько близки партнеры в эмоциональном плане и какие отношения между ними поддерживаются в повседневной жизни. Такую теорию выдвинул семейный психолог Рассел Крейн . По его мнению. Если люди недовольные своими отношениями в семье, то предпочитают находиться друг от друга дальше на тридцать процентов, чем счастливые партнеры. Если привести числовые показатели, то довольные супруги не отдаляются в общении более, чем на двадцать восемь с половиной сантиметров . А вот в конфликтных семьях дистанция может доходить до тридцати семи сантиметров. Для одних расстояние указывает на взаимопонимание на эмоциональном уровне, а вот другим сулит проблемы и расход мировоззрения между партнерами.
Методика специалиста Степанова позволяет определять, какой тип дистанции и общения будет максимально комфортным для оппонента. Для этого в процессе беседы необходимо специально уменьшить расстояние между вами и собеседником, что станет руководством для человека вернуться в зону комфорта и самостоятельно выбрать свое расположение, сделав несколько шагов назад. Именно такая проксемика в общении для него самая оптимальная в данный момент.
Если в процессе разговора, собеседник находится на интимном расстоянии, а оппонент не стремится отойти или отодвинуться, это говорит о том, что он не против продолжить беседу при близком контакте. Но не забывайте о том, что иногда слишком сильное сокращение расстояния и нарушение зоны комфорта может трактоваться оппонентом, как неуважение, проявление агрессии или проявление симпатии. Психология индивида устроена так, что он пускает в свою зону комфорта только тех людей, которые вызывают у него любовь, хвалят его или вознаграждают за что-либо.
Проксемика используется в менеджменте , когда начальник хочет надавить на подчиненного или усилить эффект своих претензий к его работе, он сокращает пространство в процессе диалога.
Каждый человек индивидуален, как и его реакция на переход к интимной дистанции во время общения. Немецкий психолог Хорог Рюкле выделил ряд самых ожидаемых поведенческих особенностей, которые могут стать результатом нарушения интимной зоны оппонента.
Человек начинает проявлять беспокойство, ерзать на стуле или топтаться на месте – это говорить о желании закончить беседу и прекратить общение;
Когда оппонент закидывает ногу на ногу, он интуитивно защищает себя от приближения собеседника;
Если индивид начинает поворачивать корпус в стороны, то он как бы ищет пути отступления от надвигающегося оппонента;
Внутреннее беспокойство и чувство опасности может проявляться постукиванием пальцев по поверхности;
Когда собеседник принимает позу, сигнализирующую о его желании уйти, он опирается на что-либо, с целью подняться;
Когда люди жмурятся в процессе беседы, значит, им не хочется видеть оппонента на интимном расстоянии;
Опуская подбородок ближе к груди, так же, как и приподнимая плечи, человек проявляет свои опасения, защищая шею от оппонента и призывая его отойти на безопасное расстояние;
Некоторые индивиды проявляют защитную реакцию, стараясь взять в руки различные предметы: карандаши, блокнот, ручку или что-либо еще. Это сигнализирует о том, что проксемика комфорта нарушена, и собеседник готов обороняться от нарушающего зоны комфорта;
Если оппонент встает с места после того, как человек перешел границу интимного пространства, значит, это было воспринято как неуважение, а своим уходом собеседник указывает на свое неприятие такого поведения во время диалога;
По половому признаку проксемика также отличается: особи мужского пола менее насторожено относятся к женщинам, которые переходят интимную зону, чем женщины к мужчинам.
2. Личное расстояние.
Близкая личная дистанция в общении составляет от сорока пяти до семидесяти пяти сантиметров , а отдаленная – до ста двадцати . По тому, насколько близкое расстояние было выбрано собеседниками при личной беседе, можно определить их отношение друг к другу, степень доверия и расположения. Например, супругам комфортно приближаться в процессе разговора на семьдесят пять сантиметров, а вот посторонние люди скорее предпочтут дистанцию в сто двадцать.
Личная дистанция отлично подходит дл
mofree.ru
Дистанция общения
Существует 3 вида дистанций общения: близкая, средняя и дальняя. На каждой их них есть свои правила и законы.
Если сказать просто о дистанциях, то близкие отношения – это любовь, партнерство, родственные связи, средняя дистанция – это дружба, временное сотрудничество, консультации, а дальняя дистанция – это общественные отношения (PR), торговля и различные услуги.
Чтобы быть всегда “на коне” в отношениях, следует знать какие потребности и интересы у противоположенной стороны. Собственно это мы сегодня и рассмотрим.
99,9% людей находятся на дальней дистанции взаимоотношений с Вами!
Как бы Вы ни старались, что бы Вы не делали, все равно превалирующее количество людей будут на дальней дистанции, поскольку попросту невозможно иметь с таким числом людей близкие или даже дружеские отношения.На дальней дистанции людям нужно от Вас только одно: качественный продукт или услугу. Поскольку люди не знают Вас им нужны конкретные критерии оценки Вас и этими критериями выступают плоды Вашей деятельности и жизни.
Главной ошибкой на дальней дистанции общения являются попытки показать людям каким или какой Вы являетесь на самом деле и что Вы совсем другой человек, чем тот образ который видит общественность. Эту ошибку допускают почти все люди и поэтому часто страдают от болезненной зависимости от общественного мнения.
Как вести себя в обществе? Очень просто: быть конкретным и говорить по сути, уважительно и с достоинством представлять свои услуги и продукты, показывать чем и как Вы занимаетесь и почему людям стоит покупать именно Вас. Соответственно тот, кто занимает более простую, понятную, полезную и лаконичную позицию, тот и пользуется успехом на дальней дистанции общения. Это и есть правильный пиар или социальные отношения.
Дружба несет в себе 2 правила:
1. Я даю полезные и прикладные советы и ко мне прислушиваются мои друзья
2. Я слушаю советы друзей, размышляю над услышанным и делаю выводы
Если нарушается хоть один закон дружбы, отношения превращаются в манипуляцию, интригу или аферу. Суть дружбы в ее ограниченной ответственности. В дружеских отношениях нет страха быть не понятым или воспринятым превратно. В этом сладость дружбы. Это как игра, в которой игроки чувствую себя в полной безопасности.
Средняя дистанция всегда временна и она постоянно трансформируется либо в близкие отношения, либо в отдаление.
Нет смысла переживать, что с какими-то друзьями теряются отношения, а с другими наоборот сближаются. Это абсолютно нормально для средней дистанции общения.Самые распространенные ошибки в дружбе – это чрезмерная привязанность, давление на друзей или равнодушие к их советам. Попытайтесь расслабиться и говорить друзьям все, что Вы думаете о них (в рамках здравого смысла, конечно). Такое общение будет своего рода катализатором, который доведет химическую реакцию общения до сокровенной близости и доверия, либо увеличит дистанцию между друзьями. И тот и тот вариант будет комфортный и логичный.
Чрезмерная привязанность в дружеских отношениях создает дискомфорт и ощущение повышенной ответственности, что не характерно для дружбы и поэтому создает отталкивающий эффект.
Самый распространенный вид сотрудничества – это семья, на втором месте – бизнес-партнерство. И в семье и в бизнесе главный принцип отношений – это ответственность за свое поведение, слова, занимаемое положение, а также развитие.
Близкая дистанция общения самая долгосрочная, поэтому чрезвычайно требовательная к комфорту общения и уютному микроклимату. Следует стараться меньше мешать партнеру и больше уделять внимания своему развитию. Это будет позитивно влиять как на Вас, так и на Вашего партнера.
В большинстве случаев близкие отношения создаются по принципу компенсации сильных и слабых сторон партнеров. То в чем сильный Вы, скорее всего слаб Ваш близкий человек и наоборот, Ваши слабости – это сила партнера.
Главное ошибкой в близкой дистанции является фокусировка на партнере вместо своего развития и роста.
Когда Вы укоряете близкого человека в его/ее недостатках, это вызывает лишь скованность и неудовлетворенность, а не развитие и рост. Не забывайте. что Ваши сильные стороны – это зона нежного и медленного роста для Вашего партнера, не нужно давить в этих местах иначе Вы рискуете задавить маленький, но перспективный росток.Лучшее вдохновение для партнера – это наблюдать за Вами и учиться у Вас. Лучше всего без лишних слов и признаний.
Глубоко понимая природу дистанции общения, Вы избавитесь от страхов и неуверенности в отношениях с другими людьми и с окружающим миров в целом.
С любовью, Роман Гаврилов.
roman-gavrilov.com
Держи дистанцию или безопасное расстояние при общении : REDOMM.RU
Но общение, это не только передача информации. Это взаимодействие, без которого наша жизнь, была бы бессмысленной. Со временем мы начинаем общаться со своими сверстниками, а после вообще со всеми, кто это уже умеет. Мы занимаем какие-то социальные роли, складываем мнение о себе, благодаря реакции на нас окружающих и очерчиваем свои границы. Вот только чему нас не учат совершенно, так это пространственным позициям при общении. Конечно, в процессе развития мы и сами это начинаем понимать и улавливать, но на бессознательном уровне. А для некоторых профессий, ведение переговоров является основным видом деятельности. И не все люди могут осознать эти пространственные позиции. Поэтому, у некоторого числа людей возникают сложности, когда они пытаются вступить в словесный контакт.
Если отбросить все учёные фразы и мысли, можно просто сказать, для того чтобы успешно с кем-то поговорить, нужно знать, на каком расстоянии лучше всего от своего собеседника находиться. Расстояние это зависит лишь от ваших с ним отношений. А иногда бывает так, что человек своей позой, пытается нам что-то сообщить, но мы этого не понимаем. К примеру, вы пришли в гости к своей подруге, так сказать, нежданно-негадано. Плюхаетесь на диван, и начинаете тараторить о том, какой великолепный у вас новый бойфренд. Но подруга не садится рядом с вами, а по-прежнему топчется в коридоре или возле выхода из комнаты. И, вроде, утвердительно кивает головой и мило улыбается, но вы внутренне, ощущаете какое-то напряжение. Мы не всегда придаём этому значение, и продолжаем свой рассказ. После, оказывается, что к подруге должен прийти её бойфренд, или ещё лучше, ей срочно нужно куда-то уйти. Но она не может вам этого сказать, потому что вы так увлечены своим рассказом, что она не хочет вас обидеть.
Как понять, где в этой ситуации подруга всё-таки сообщила, что не может сейчас выслушивать душещипательную историю? А так. То, что она по-прежнему осталась стоять, когда вы сидите, и говорите о том, что человек не собирается затягивать беседу. Он находится в позиции, которая в любую минуту позволит ему уйти. Замечаете ли вы, когда кто-то стоит возле вас, хочется сказать ему: «Не стой над душой». Это потому, что человек, говоря научно — не вербально, сообщает вам о том, что «зря ты тут расселась». Более подробно об этой позиции дальше.
А вот ещё случай. Мы едем в плотно набитом общественном транспорте. Тут деваться особенно некуда, и вся наша территория заполнена другими людьми. Но если кто-то пытается заговорить с нами, буквально упёршись носом в наш лоб, мы не произвольно отворачиваем от него голову. При этом чувствуем некий дискомфорт. А когда наш любимый, шепчет нам слова страсти, находясь в том же положении, что и попутчик в транспорте, мы наоборот — разворачиваем к нему свой взор, и не только. Почему так? Потому что эта дистанция, на расстоянии приблизительно 30 см, называется интимной. Ну не будем же мы пускать в свою интимную дистанцию, кого попало. Вот теперь я думаю, стоит рассказать обо всех пространственных позициях, которые возникают у нас в течение всей жизни.
Интимная дистанция
Как уже говорилось выше, до 30 см действует интимная дистанция. В неё допускаются лишь избранные люди. И если кто-то полезет в неё без «приглашения», мы отвернёмся или сообщим, что собеседнику следует сделать шаг назад. Тоже самое следует учитывать и нам, когда мы пытаемся с кем-то поговорить. Если мы попытаемся штурмовать интимную зону нашего собеседника, во-первых, он может нас неверно понять, и рассмотреть это как заигрывание; а, во-вторых, если мы ему неприятны, или мы одного пола, то собеседник подумает что мы дурно воспитаны.
Дружеская дистанция
Приблизительно 50 см это дружеская дистанция. Сюда мы уже кое-как можем впустить попутчика по транспорту. Но, как правило, мы придерживаемся этой дистанции, когда беседуем с подругами и друзьями. Это удобно тем, что никто не вторгается в пространство интима, и при этом, наши лица находятся не очень далеко друг от друга. Что и позволяет протекать успешной и весёлой беседе.
Социальная дистанция
1,5 метра — социальная позиция. Она очень удобна для деловых переговоров или для товарищей, которые давно не виделись. Стол, за которым проводят переговоры бизнесмены, должен позволить выдержать это расстояние, не уменьшая и не увеличивая его. При таком расстоянии, идёт наиболее оптимальное усвоение информации, люди чувствуют себя комфортно, потому что никто не ограничивает их пространства и в тот же момент, их сообщение всегда доступно, не нужно кричать или очень громко говорить. Когда в деловой беседе, человек ощущает, что его пространство пытаются занять, он интуитивно хочет завершить такие переговоры. Объясняется это тем, что ограниченное пространство вызывает ощущение тесноты, в которой мозг не может думать плавно и постепенно. А мысли начинают течь сумбурно, вызывая суматоху.
Формальная дистанция
2,5 метра — формальная позиция. Удобна для невербального общения. Допустим, вы идёте по улице, а через дорогу шагает не очень приятная знакомая. Самым оптимальным вариантом остаётся соблюдение этой позиции. Вы поднимаете руку или киваете головой в знак приветствия, она отвечает тем же. Все остаются довольны. И человека не обидели, и себя не напрягли.
Сидящий собеседник
Случай, когда вам нравится стоять, возле сидящего собеседника, может поведать о том, что вы человек любящий доминировать. То есть, превосходить, держать власть. Ну и в случае, когда вы сидите, а ваш собеседник стоит над вами, может означать то, что он торопится или то, что он пытается вас подавить. И если вам удобно, когда вы сидите, а партнёр стоит, то это, возможно, значит что, вы любите, чтобы доминировали над вами.
Оба партнера стоят
Позиция, когда оба партнёра стоят, удобна для деловых переговоров и для коротких дружеских бесед. Хотя следует учитывать, что напряжение между собеседниками остаётся, и исход разговора не всегда будет верным. Поскольку оба человека, подсознательно либо хотят поскорее беседу завершить, либо присесть, и её продолжить. А скоропостижно законченный разговор не всегда будет таким, которого мы ждём. Или человек может не сдержать слова, данного в этой позиции. Поскольку он думал лишь о том, как бы быстрее уйти, и дал обещание, о котором тут же забыл.
Оба собеседника сидят
Оба собеседника сидят — как только принимается такая позиция, какого бы рода не был разговор, он становится более душевным. Партнёры расслабляются и физически и умственно, и в таком положении легче вести разговор. Может быть поэтому, придумали приглашать друг друга на кофе или ужин. Когда можно посидеть, поесть (что тоже укрепляет отношения), и, конечно же, поговорить. Если вам нужен положительный исход беседы, то этот ход является вашим козырем.
Спиной друг к другу
Спиной друг к другу. Такая позиция не удобна людям, которые плохо друг друга знают. Со своим близким товарищем, мы можем поговорить, находясь и в таком положении. Но вот с человеком малознакомым, нам нужен контакт глаз. По нему в первую очередь мы начинаем понимать, кто же это перед нами. И что даёт возможность предугадать его поведение.
Как удобно
При следующей своей беседе с кем-либо, обратите внимание, какую позу и расположение выберет ваш собеседник. Учитывая всё вышеперечисленное, вы сможете понять, что за человек перед вами, и если нужно от него получить что-то, то какую лучше позицию вам следует принять. Также не забывайте, что кто-то захочет повлиять и на вас. И тоже понаблюдайте, как люди возле вас располагаются.
www.redomm.ru