Профориентационные игры для старшеклассников: Сборники профориентационных игр — Виртуальный кабинет по профориентации «Шаг в будущее»

Содержание

1.5 Профориентационные игры как форма профориентационной работы со старшеклассниками. Формы профориентационной работы со старшеклассниками (на примере профиля «Право»)

Формы профориентационной работы со старшеклассниками (на примере профиля «Право»)

курсовая работа

Профориентационные игры являются эффективной формой профориентационной работы со старшеклассниками.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, так как во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.

Целями профориентационной игры являются:

1. Развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу.

2. Определение перспективных жизненных и профессиональных целей.

3. Анализ и осмысление профессиональных перспектив.

4. Управление личным профессиональным планом.

5. Побуждение участников к осознанному выбору профессии. Развитие профессионально важных качеств.

Актуальная особенность метода профориентационных игр заключается в следующем:

ѕ в создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками

ѕ в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Существуют также определенные условия проведения профориентационных игр:

ѕ высокая динамика проведения игр, что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах;

ѕ акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;

ѕ соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях;

ѕ даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, чтобы игроки не потеряли интереса к упражнению;

ѕ стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;

ѕ при планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;

Приведем примеры нескольких конкретных игровых методик:

1. Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание» Образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

2. Программа семинара-тренинга «Самопрезентации личных и профессиональных качеств» Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.

3. Профориентационная игра «Ловушки — капканчики» Повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. выбор профессия профориентационный игровой

4. Профориентационная игра «Один день из жизни» Повышение уровня осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

5. Профориентационная игра «Поиск выгоды» Осознание выгод и перспектив профессионального развития бывшего военнослужащего в условиях рыночной экономики.

6. Профориентационная игра «Профессия — специальность». Повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специализация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о многообразии профессионального труда.

7. Профориентационная игра «Самая — самая» Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.

8. Профориентационная игра «Сотворение мира» Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

9. Профориентационная игра «Спящий город» Повышение у участников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом специфики переживаемого страной периода.

10. Профориентационная игра «Суд над безработным» Помощь участникам в выработке конструктивного отношения к безработице, создании условий для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создании предпосылки для формирования адекватной самооценки.

11. Профориентационная игра «Угадай профессию» Знакомство участников со схемой анализа профессий.

12. Профориентационная игра «Холодно или горячо?» Процедура группового профориентационного тренинга для школьников. Участники отгадывают и разгадывают профессии.

13. Профориентационная игра «Цепочка профессий» Развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности.

14. Профориентационная игра «Человек — профессия» Цель игры — на ассоциативном, образном уровне научиться соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школьников различать профессиональные стереотипы.

15. Процедура «Обозначение сферы принадлежности событий» Определение к какой сфере жизни принадлежат события «неуспешной», «успешной» и «реальной» карьеры.

Можно сделать вывод о том, что смысл использования предлагаемых методик состоит в создании более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками (или даже с взрослыми клиентами), а также — в моделировании отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Проектная профориентационная игра-выбор для старшеклассников “Перспектива”

№ этапаВремя на проведениеЗадачи, решаемые на каждом этапеСодержание каждого этапаМатериалы, необходимые для проведения
15 минВведение в игровую ситуациюПод мелодию школьного вальса в класс входят нарядные “выпускники” и рассаживаются на места.

Ведущий. Сегодня нам предстоит необычная игра “Перспектива”. Как вы думаете, исходя из названия игры, для чего мы будем играть? (Заглянуть в будущее и сделать определённый жизненный выбор.) Да, сейчас у вас будет возможность представить своё будущее, спланировать его, может быть что-то изменить в нём или в отношении к нему, о чём-то задуматься.

Классный руководитель произносит напутственные слова. Раздаются “зачётные листы”. Музыка обрывается.

Компьютер, проектор, экран, презентация, музыка,

доска оформлена как во время выпускного вечера (плакаты, шарики, цветы),

5 столов со стульями и цветными карточками (жёлтый, красный, коричневый, зелёный, синий), бланк “Зачётного листа” (приложение 1) по количеству участников, ручки.

25 минЭмоции выпускников.Ведущий. Выпускной бал закончился, 11 лет школьной жизни позади. Какие эмоции испытываете вы сейчас? Поделитесь, пожалуйста…

Ведущий с помощью воздушного шарика обсуждает с участниками их эмоции и подводит к выводу, что они разнообразны, переживаемые разные эмоции нормальны – и положительные, и отрицательные, они помогают справляться с различными жизненными ситуациями.

Слайд “Перечень эмоций” (презентация)
35 минПрофессиональная мотивация.Ведущий. После окончания школы необходимо определиться с будущей профессией для дальнейшего продолжения образования. Запишите в вашем “зачётном листе”, какую профессию вы выбираете и основной принцип, повлиявший на выбор будущей профессии (пункт 1).

Преобладание внутренних и положительных внешних мотивов наиболее эффективно для удовлетворённости трудом и его производительности.

Если среди участников игры оказываются те, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образование, ведущий предлагает им объяснить свою позицию и записать значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы.

Слайд “Мотивы выбора профессии” (презентация)
45 минУчебная мотивация.Ведущий зачитывает текст теста, а участники выбирают варианты ответов, которые отражают их точку зрения, и отмечают в “зачётном листе” (пункт 2) цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста должно быть отмечено 4 цвета.Тест

ВопросЖёлтый
Красный
ЗелёныйСинийКоричневый
Я считаю, что посещать урокиважно, они способствуют профессиональному ростунадо, чтобы получить достаточные знания для успешной сдачи экзамена. приходится, тем более что они бывают интересными.надо, ведь объект твоих симпатий сидит за соседней партой необходимо и всё, так как это характеризует тебя как ответственного и исполнительного человека
Контрольные работы, экзамены, зачёты – это
возможность закрепить и систематизировать свои знаниянеприятная ситуация: всегда есть опасность получить неудовлетворительную оценку возможность побыть в приятной компанииэто возможность обратить на себя внимание учителяэто возможность выделиться на фоне одноклассников
Свободное времяего так мало: учёба, библиотека, научный кружок; в общем, не стоит и говорить о свободном времени. есть свободное время это встречи, тусовки, затеи, поездки, путешествия, безумные поступки
это романтические встречи, ухаживанияэто возможность построить отношения, которые в будущем помогут найти хорошую работу
Выполнение домашних заданийэто большая кропотливая работа: подготовить конспект, осмыслить материал, продумать выступление. это значит подготовить ответы на вопросы, которые учитель обязательно задаст.Готовиться, конечно, надо, но хорошо бы в компании друзей.полезное дело, если объект твоих симпатий сидит рядом. Если пользоваться дополнительной литературой, можно продемонстрировать классу и учителю свою компетентность.

 Ведущий. Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Пересядьте за стол с этим цветом. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет.Цветные карточки из теста М.Люшера: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый.
55 минЦели учёбы.Называются цели учёбы, а на стол ставятся таблички с названиями этих целей:

жёлтый – превращение в профессионала,

красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний,

коричневый – карьерные устремления,

зелёный – активная жизнь,

синий – устройство личной жизни.

Ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель, которая вам ближе, назовите нам её и пересядьте за соответствующий столик.

Все участники сейчас могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. Участники при желании переходят.

Ведущий. Занесите, пожалуйста, вашу цель учёбы в “зачётный лист” (пункт 3). Участники заполняют “зачётные листы”.

Таблички с названиями целей учёбы (приложение 2).
65 минЖизненная стратегия.Ведущий. А теперь рассмотрим вашу жизненную стратегию. К какой группе относится высказывание?

1.Молодость – это время серьёзной учёбы, совмещённой с практикой (жёлтый цвет).

2.Молодость – самое время получить максимум знаний (красный цвет).

3.Молодость – самое время завязать нужные знакомства, присмотреть место будущей работы (коричневый цвет).

4.Молодость – самое время погулять, “оттянуться”, приобрести побольше друзей (зелёный цвет).

5.Молодость – самое время устроить свою личную жизнь. Это время романтических знакомств (синий цвет).

Участникам предлагается выбрать дела (карточки), соответствующие выбранному варианту образа жизни и составить план на неделю (на листке еженедельника).

Листы из ежедневника.

Карточки для групп (Приложение 3).

75 минЖизненный маршрут.Ведущий. Прошли годы. Расскажите, с каким вы “багажом”, чего достигли в жизни.

1 группа: практические наработки.

2 группа: отличные знания.

3 группа: научная карьера, приглашения на работу в престижные организации.

При всех достоинствах есть и недостатки: вас называют слишком правильными, у вас исчезли эмоции; не боитесь ли вы, что в конце жизненного пути вы будете отчаянно жалеть о скучно прожитой жизни?

4 группа: много друзей, весёлые воспоминания.

В вашей памяти сотни веселых вечеринок слились в какой-то единый общий бесцельный балаган. И с годами вы чувствуете, что друзья начинают отдаляться от вас, у них свои собственные новые интересы. Ваши сверстники ушли вперёд, а вы остались на месте, но и новое поколение с усмешкой смотрит на вас.

5 группа: уже сложившаяся семейная жизнь.

Однако ваша милая жена или замечательный муж оказались редкими занудами, а вокруг столько потрясающих дам и кавалеров. Так к чему семья, хочется ещё погулять, ведь вокруг столько интересного!

Ведущий. Те, кто недоволен достигнутыми результатами, может поменять свой жизненный маршрут… Но в реальной жизни невозможно вернуться назад и что-либо изменить в прошлом. А теперь с учётом сделанных изменений выберем свои жизненные цели.

 
85 минЖизненная цель.Ведущий. У каждого человека есть какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут быть очень разными.

Ведущий. Я прошу подумать, какая из перечисленных целей является для вас самой главной. Запишите её в “зачётный лист”.

Разделитесь на группы в соответствии со своим выбором. Посмотрите на тех, кто оказался рядом, и подумайте, много ли среди них тех, кто начинал этот путь вместе с вами. Давайте сделаем вывод: жизнь часто сводит вместе людей, которые по-разному начинали свой жизненный путь.

Слайд “Жизненные цели” (презентация)
95 минОбсуждение игры.

Подведение итогов.

Ведущий. А теперь оцените свою работу. Как соотносятся ваши записи? Есть ли согласованность жизненных устремлений? Может быть, есть какие-то несогласования, несоответствие различных жизненных этапов? Участники делятся полученными результатами.

Наша игра завершена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться?

 

Анализ современных практик профориентации школьников