Программа мотивации школьников: Программа по формированию и повышению учебной мотивации школьников

Повышение учебной мотивации младших школьников

25 Июня 2019

Повышение учебной мотивации младших школьников

«…Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Это слова великого педагога — Константина Дмитриевича Ушинского. Актуальны ли они в наши дни? Безусловно! В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично». Но к великому сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «она могла бы учиться лучше», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению.

Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это взаимосвязанная целостная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.

Учебная мотивация состоит из следующих составляющих:

– положительный настрой обучающегося;

– ясная цель, к которой нужно стремиться;

– мотивы достижения цели;

– положительная реакция не неудачу;

– настойчивость по достижению результата своей деятельности (цели).

Положительный настрой для выполнения заданий можно создать путём неформальной обстановки на занятии: поделить детей на группы; переставить парты непривычным образом; превратить обычный стандартный урок в увлекательную игру…

Учитель должен помогать младшим школьникам в выборе цели, так как в начальной школе у них низкий уровень сформированности универсальных учебных действий. Дети должны чётко и ясно понимать то, к чему нужно стремиться. Одной из важных составляющих мотивации также является «реакция на неудачу». Когда у ребенка что-то не получается, не в коем случае нельзя его критиковать и  ругать, нужно подтолкнуть и направить его к тому, чтобы он сам попытался найти выход из сложившейся ситуации и обязательно похвалить, если ему это удалось. Если учитель просто откажет ребёнку, не подтолкнёт его к решению проблемной ситуации, то подобное действие приведёт ученика к нежеланию учиться, положительная мотивация будет утеряна. Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться? Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное.

Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание.

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков:

– урок игра;

– урок-викторина;

–урок-путешествие;

–урок-сказка;

–защита творческих проектов и др.

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания. На уроке ученик должен быть настроен на эффективный процесс познания, иметь в нем личную заинтересованность, понимать, что и зачем он будет делать. Без возникновения этих мотивов обучения, без мотивации учебной деятельности познания не может принести положительный результат. Для достижения нужного результата следует использовать различные приёмы развития познавательных мотивов. Мотивация учебной деятельности с помощью беседы. В начале урока учитель определяет круг вопросов, которые будут рассматриваться на занятии. При этом привлекается опыт учащихся, приводятся интересные примеры. Учитель указывает на практическое значение рассматриваемой темы. Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации. Учитель предлагает проблемную ситуацию, для решения которой у детей не хватает знаний.

Мотивация учебной деятельности с использованием приёмов:

  • «Мозговой штурм». Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной сложной проблемы. Всех учеников объединяет совместная работа над поиском истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, отвергая другие.

  • «Незаконченное предложение». Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно закончить их. Данные предложения касаются темы урока, и ученики имеют достаточно знаний и личного опыта для выражения собственных мыслей. После завершения работы высказывания зачитываются. В любой момент урока ученики должны быть готовы обсудить ответ товарища или попросить его аргументировать свой вариант окончания предложения.

  • «Изготовление самодельных наглядных пособий». В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели, рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений, описанных в учебнике ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и особенности «предлагаемых ими пособий. В классе можно постоянно создавать выставку самодельных наглядных пособий, это дает возможность всем учащимся ознакомиться с творческими достижениями одноклассников. Использование таких наглядных пособий на уроках способствует повышению интереса к учебе, развивает исследовательские навыки, повышает производительность педагогической работы, наполняет урок элементами заинтересованности, вызывает у учащихся чувство причастности к событиям на уроке.

  • «Творческие задачи». Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус. Возможны следующие варианты работы с кроссвордом: Разгадайте кроссворд, заполнив пустые ячейки.  Сформулируйте вопрос к словам, в заполненном кроссворде.  Заполните кроссворд, в котором выделены определенные квадратики. Из букв, попавших в них, составьте ключевое слово и объясните его содержание. Составьте кроссворд, используя понятия по теме урока.

  • «Ситуация успеха». Это эффективный способ для формирования и сохранения мотивации у младших школьников. С педагогической точки зрения ситуация успеха — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны.

    Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Развивать положительную мотивацию к обучению следует и

во внеурочной деятельности.

На занятиях внеурочной деятельности нельзя использовать те же методы, приёмы, подходы, которые применяются при изучении основных предметов. Внеурочная деятельность — это деятельность, организуемая во внеучебное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности. Это деятельность по интересам учащихся, она не является обязательной. И в этом есть большой плюс: у обучающихся появляется опора положительной мотивации — свобода выбора. Когда ученик приходит на занятия внеурочной деятельности, он изъявляет собственное желание, а это значит, что у ребёнка начинает появляться положительная мотивация. Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему не может научить обычный урок; это понимание реального мира, это поиск себя в новой деятельности.

Различные приёмы, методы и формы организации внеурочной деятельности очень повышают работоспособность детей, способствует снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в социум, соответственно и эффективности обучения. При проведении уроков невозможно ответить на все вопросы учащихся, а внеурочная деятельность служит тем действенным средством в своей взаимосвязи с учебной деятельностью, которое повышает активность ребёнка в поиске знаний.

Формы и методы организации внеурочной деятельности:

 –школьные концерты и конкурсы;

–игровая деятельность;

– коллективно-творческие дела;

–викторины, олимпиады;

–выпуск буклетов и праздничных стенгазет;

–экскурсии;

–КВН;

–тематические вечера и дискотеки;

–тематические праздники, Акций и т.д.

В заключении хочется сказать, ребёнок приходит в школу с большим желанием учиться. Если он потеряет интерес к учёбе, в этом виноват не только ребёнок и его семья, но и школа, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе — завтрашний успех в жизни! Главной задача начального общего образования — помочь пробудить в каждом ребёнке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью.

Поделиться с друзьями

Развитие эмпатии у младших школьников с задержкой психического развитияДети теряют интерес к учёбе

Система факторов внутренней мотивации школьников

Заявка 199

Поделиться:

    • K-12

    Мастер-класс

    Каждая школа, учитель и родитель задаются вопросами мотивации старшеклассников к обучению. Несмотря на четкое осознание ими проблемы относительно низкой мотивации старшеклассников по отношению к более младшим учащимся, эти вопросы остаются мало исследованными, а сама проблема зачастую ложится исключительно на плечи самих старшеклассников и их родителей.

    В результате мастер-класса участники ознакомятся с основополагающими факторами, которые составляют систему внутренней мотивации индивида и алгоритмом ее определения. В частности, аудитории будет интересно узнать о когнитивных, эмоциональных и личностных факторах мотивации старшеклассников, их взаимодействии и роли в определении индивидуального разнообразия динамики процесса обучения старшеклассников.

    Мы разберем три типичных кейса школьников, которые наглядно иллюстрируют взаимосвязь основополагающих факторов системы внутренней мотивации.

    С целью практического понимания системы факторов мотивации к обучению учащихся и использования алгоритма для выявления факторов их демотивации, мы предложим аудитории решить несколько типичных кейсов.

    Ожидаемые результаты

    На примере кейсов трех школьников участники узнают о системе факторов внутренней мотивации школьника, в частности о взаимодействии когнитивных, эмоциональных и личностных характеристик в определении индивидуальной динамики процесса обучения. Участники получат алгоритм анализа факторов системы внутренней мотивации школьника и применят его в решении типичного кейса, связанного с отсутствием внутренней мотивации учащегося.

    Направления интересов

    • персонализированное обучение
    • когнитивные технологии
    • исследования в области образования и анализ трендов

    Уровень знаний

    базовое понимание

    Спикеры

    • Евгения Ефремова Научный сотрудник, лаборатория «Мозга и нейрокогнитивных исследований» УрФУ, академический директор «Глобал Амбассадор»

    Профессиональная биография

    Евгения имеет многолетний личный опыт обучения на программах среднего и высшего образования в США и Китае. Глубинное понимание систем высшего образования и навыков для успешного развития в межкультурной образовательной среде, а также личное осознание значимости международного образования, позволили Евгении выстроить успешную систему подготовки российский и зарубежных выпускников и молодых профессионалов к поступлению на лучшие образовательные программы мира.

    Сегодня студенты Евгении учатся на программах в Harvard University, Columbia University, NYU, Warwick University, UCL, London School of Economics and Political Sciences и многих других. Многие из них получили стипендии и гранты.

    Как Академический Директор центра образования за рубежом «Глобал Амбассадор» c 2009 г. Евгения организует все образовательные процессы, связанные с поступлением студентов на программы среднего, высшего и последипломного образования, а также является дизайнером курсов по подготовке студентов к академическому английскому языку.

    Стремление Евгении обеспечить более эффективный процесс освоения академического английского языка, а также развития когнитивных навыков наивысшего порядка, таких как критическое, креативное и логическое мышление, привело ее в Гарвардскую высшую школу образования в 2017 г. , где она получила магистерскую степень в области нейронауки и образования. Здесь Евгения всерьез занялась изучением вопросов внутренней мотивации человека к обучению, а также углубилась в исследования значимости эмоциональной и когнитивной системы в разработке индивидуальной траектории развития учащегося и поддержания его мотивациии к обучению.

    После окончания программы в 2018 г. Евгения как сотрудник лаборатории «Мозга и нейрокогнитивных исследований» при Уральском Федеральном Университете продолжила изыскания в области внутренней мотивации старшеклассников к обучению, а также изучение роли школы в этом процессе.

    Чем будет интересен спикер в рамках сессии

    Евгения также разработала авторскую методику определения системы внутренней мотивации человека — психологическую игру «Мотивация», которая является значимым руководством для выстраивания гармониченого профессионального развития с учетом индивидуального потенциала человека.

    Евгения окончила магистратуру Harvard University по направлению образование и нейронаука. Также является выпускницей и стипендиаткой престижных вузов США: Mount Holyoke College (41-е место в США, US News) и программы Johns Hopkins University (17-е место в мире, QS) в Китае, обладает квалификационными сертификатами British Council, ICEF и Harvard University.

    За выдающиеся академические достижения Евгения была удостоена членства в старейшем почетном обществе США Phi Beta Kappa Society, членами которого в разные годы являлись 17 президентов США, 38 судей Верховного суда США и 136 нобелевских лауреатов.

    Во время работы в швейцарской консалтинговой компании CH-ina в г. Шанхай (Китай) Евгения стала соавтором книги «China Human Resource Paradox». Евгения также является соавтором презентаций для межгосударственных симпозиумов в результате ее работы в Корейском Институте по Международной Политике в Сеуле (Южная Корея).

    Евгения свободно владеет английским и китайским языками.

    Выступления

    • https://youtu. be/fujoqudBKI4

    Социальные сети

    • Анна Мара Руководитель лидерских программ, гимназия имени Е.М. Примакова, г. Москва

    Профессиональная биография

    В 1997 с отличием окончила Иркутский государственный лингвистический университет, где разработала программу курса фонетики американского произношения для старшеклассников.

    1991-2010 — преподаёт в одном из лучших лицеев страны в Челябинской области, занимается организацией лингвистических, физических и многопредметных выездных школ и лагерей, курирует английский язык и воспитательную составляющую, воспитывает троих детей-билингвов.

    2010-2016 — руководит детской студией Олега Митяева «Светлое будущее» в Челябинске. Вместе с маленьким, но сверхпрофессиональным коллективом работает с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, предоставляя им возможность получать качественное дополнительное образование и развиваться. Хор студии выступал совместно с Иосифом Кобзоном, Олегом Митяевым, Андреем Макаревичем, Сергеем Трофимовым на самых больших площадках страны. Телевидение студии «СОМ-ТВ» отмечено наградами лучших подростковых фестивалей и конкурсов в сфере детского видеоконтента.

    2014 год — совместно с коллегами создала на базе студии благотворительную программу «Мировые дети», призванную мотивировать подростков оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Сгенерировала сеть взаимодействия детских проектов города Челябинска, в которой дети с помощью заинтересованных взрослых помогают друг другу. За этот проект, который успешно работает до сих пор, получила медаль Уполномоченного по правам ребёнка «Спешите делать добро».

    2016-2021 — в билингвальной школе International School of Tomorrow занимается созданием программы развития и внеакадемической деятельности учащихся, запустила лидерские и благотворительные программы, TED-Ed Клуб, программу профориентационных мероприятий. Совместно с Евгенией Ефремовой разрабатывает методику и инструменты повышения уровня мотивации старшеклассников.

    Советник сенатора РФ от Челябинской области по вопросам образования. Член Попечительского совета Московсого международного киноколледжа. Билингв.

    Чем будет интересен спикер в рамках сессии

    Анна Мара — педагог-практик, который погрузился в тему исследования мотивации и эмоциональной поддержки подростков.

    Имеет огромный опыт работы как с детьми, включёнными в систему как одарённые, так и с детьми, оказавшимися без возможности развиваться.

    Соавтор «Изучения факторов мотивации» — исследования на примере учащихся одной из московских школ, направленного на выявление и анализ аспектов, влияющих на вовлечённость в процесс обучения и жизнь школы её старшеклассников.

    С помощью этого исследования совместно с Евгенией Ефремовой разрабатывает алгоритм работы с демотивированными детьми, который может использоваться в разных школах и учреждениях дополнительного образования детей.

    Выступления

    Социальные сети

    Усилитель мотивации и вовлеченности учащихся — Lifelong Achievement Group

    При каждой покупке MES и Усилителях студентов Lifelong пожертвует 5 долларов США ЮНИСЕФ

    Позитивная мотивация:  Вера в себя, оценка, сосредоточенность на обучении
    Позитивная вовлеченность:  Планирование, управление задачами, настойчивость
    Отрицательная мотивация: Тревога, Избегание неудач, Неуверенный контроль
    Негативное взаимодействие: Самосаботаж, Отстранение

    РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ПРЕДСТАВЛЕНО В 11 ОНЛАЙН-МОДУЛЯХ:

    ПОВЫШЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ

    •     Модуль 1: Вера в себя
    •     Модуль 2: Оценка
    •     Модуль 3. Фокус обучения

    ПОВЫШЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ

    •     Модуль 4: Планирование
    •     Модуль 5: Управление задачами
    •     Модуль 6. Постоянство

    СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ

    •     Модуль 7: Беспокойство
    •     Модуль 8. Предотвращение сбоев
    •     Модуль 9: Неопределенный контроль

    СОКРАЩЕНИЕ НЕГАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    •     Модуль 10: Самосаботаж
    •     Модуль 11: Разъединение

    ОНЛАЙН-ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ДОСТУПНА В 3 ФОРМАХ:

    Учащийся Booster — Младшая школа

    • Для учащихся младших/начальных/начальных классов (9–13 лет)

    Бустер для школьников — старшая школа

    • Для учащихся старших/средних школ (12–18 лет)

    Студенческий бустер — университет/колледж

    • Для студентов университетов, колледжей и высших учебных заведений

    ЦЕНЫ


    Цены: 1 студент = 99 австралийских долларов; 2 студента = 143 австралийских доллара; 5 студентов = 19 австралийских долларов8; 10 студентов = 220 австралийских долларов; 20 студентов = 330 австралийских долларов; 50 студентов = 550 австралийских долларов; 100 студентов = 770 австралийских долларов; 250 студентов = 1100 австралийских долларов; 500 студентов = 1650 австралийских долларов; 1000 студентов = 2750 австралийских долларов.

    Лицензия Student Booster выдается на (a) количество покупок для учащихся или (b) на 1 год — в зависимости от того, что истечет раньше.

    Конвертер валют, Нажмите здесь

    Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы ознакомиться с примерами мероприятий по повышению квалификации учащихся и получить отзывы о нас

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ СТУДЕНТОВ

    • Предоставляется в виде URL-адреса, который клиент отправляет учащимся для онлайн-заполнения
    • Состоит из 11 самозаполняемых онлайн-модулей, основанных на 11 частях Колеса мотивации и вовлеченности.
      • 10–15 минут для учащихся на прохождение каждого модуля
      • 5 онлайн-упражнений на модуль
      • Упражнения включают в себя задания для самостоятельного выполнения, интерактивные опции, обучающие видео и аудио
      • Практические стратегии могут применяться учащимися в контексте дистанционного/виртуального и очного обучения
      • Модули можно выполнять в любом порядке, в зависимости от потребностей студента
      • Может проводиться в классе, малых группах или индивидуально
      • После завершения модулей учащиеся получают по электронной почте краткое изложение основных идей и стратегий, которые можно попробовать
      • Сопровождается административным руководством
      • Продемонстрировано до/постконтрольными/экспериментальными исследованиями для повышения мотивации и вовлеченности (Мартин, А. Дж., 2008 г., Повышение мотивации и вовлеченности учащихся: эффекты многомерного вмешательства.  Contemporary Educational Psychology, 33 , 239-269, посетите http://dx.doi.org/10.1016/j.cedpsych.2006.11.003)
      • Может дополнительно поддерживаться шкалой мотивации и вовлеченности (щелкните здесь) и онлайн-тренажером для персонала (щелкните здесь)
      • .

      РОДИТЕЛЯМ, заинтересованным в программе Student Booster, следует обратиться в свою школу или к психологу/консультанту.

       

      НЕДАВНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЕЙ СТУДЕНЧЕСКИХ УСИЛЕНИЙ (ИЛИ ДРУГИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ НА ОСНОВЕ КОЛЕСА)

      Мартин, А.Дж. (2005). Изучение влияния программы обогащения молодежи на академическую мотивацию и вовлеченность. Социальная психология образования, 8 , 179-206. http://dx.doi.org/10.1007/s11218-004-6487-0

      Мартин, А.Дж. (2008). Повышение мотивации и участия студентов: эффекты многомерного вмешательства. Современная педагогическая психология, 33 , 239-269. http://dx.doi.org/10.1016/j.cedpsych.2006.11.003

       

      Мотивация учащихся | Центр образовательной эффективности

      СОЗДАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ И ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ (прочитать всю серию)

      ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

      Источники мотивации студентов, как правило, делятся на две большие категории:

      • Внешняя мотивация: оценки, требования к диплому, конкуренция, давление со стороны семьи, стимулы
      • Внутренняя мотивация: неподдельный интерес, личные цели обучения, актуальность для учащегося

      Различные социальные и культурные контексты, с которыми сталкивается студент, от их личного опыта до новых контекстов, с которыми они сталкиваются в университете, могут влиять на типы мотивации, которые они испытывают (Ryan & Deci, 2000)1 .


      ИССЛЕДОВАНИЯ…

      Мотивация, возможно, является наиболее важным неакадемическим фактором, положительно влияющим на успеваемость учащихся в курсовой работе. Повышение мотивации было связано с повышением успеваемости, успехом в преодолении стрессовых ситуаций и улучшением учебных навыков (Ambrose et al., 2010; Struthers, Perry, & Menic, 2000; Mayhew et al., 2016; Robbins et al., 2004). ).


      ДАННЫЕ …
      • студентов UCD сообщают, что они часто (или очень часто) находили курсы настолько интересными, что выполняли больше работы, чем требовалось.
      • студентов UCD сообщают, что они часто (или очень часто) посещали занятия, где профессор знал их имя.
      • студентов UCD сообщают, что при выборе специальности очень важно было интеллектуальное любопытство (UCUES, 2018).

      СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ… 

      • Соедините материал с существующими интересами учащихся , такими как текущие события или поп-культура и научные открытия, о которых сообщается в новостях.
      • Разработка учебных материалов для актуальности в реальном мире , таких как создание заданий, которые могут быть полезны в повседневной жизни.
      • Проиллюстрируйте как материал может передавать между предметами, создавая явные связи с другими классами и контекстами.
      • Сделайте себя более
        доступными , поделившись с классом положительными, актуальными и подходящими примерами из своей жизни, такими как ваш предыдущий опыт учебы в колледже.
      • Поделитесь своими собственными стратегиями чтения, ведения заметок и написания ответов, и обсудите, чем они отличаются в разных жанрах письма.

      НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ МАТЕРИАЛ


      СТУДЕНТЫ ГОВОРЯТ…
      • «На некоторых уроках я более активно выполняю быстрые задания или викторины за небольшую, менее важную оценку.