Пропаганда что это такое: Что такое пропаганда | Блоги

Пропаганда | это… Что такое Пропаганда?

У этого термина существуют и другие значения, см. Пропаганда (значения).

Немецкая листовка, 1941 год (г.).

Пропага́нда (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago — «распространяю») — распространение фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение. Слово происходит от названия созданной в 1622 году католической организации Congregatio de propaganda fide («Конгрегация подлежащей распространению веры»)[1].

Содержание

  • 1 Варианты определения
  • 2 История пропаганды
  • 3 Цели пропаганды
  • 4 Военная пропаганда
  • 5 Известные деятели пропаганды
  • 6 Технология изготовления и распространения пропаганды
  • 7 Жанровое разнообразие пропаганды
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

Варианты определения

  • Большая советская энциклопедия: Пропаганда (лат.  propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю), распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса пропаганды: её субъект (социальная группа, интересы которой выражает пропаганда), содержание, формы и методы, средства или каналы пропаганды (радио, телевидение, печать, система лекционной пропаганды и т. д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована пропаганда). Решающим для понимания процесса пропаганды являются социальные интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена пропаганда. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств пропаганды[2].
  • Энциклопедия Британника: Пропаганда сводится к более менее систематическим попыткам манипуляции мнениями и убеждениями людей посредством различных символов: слов, лозунгов, монументов, музыки и т.
     д. От других способов распространения знаний и идей пропаганда отличается нацеленностью на манипуляцию сознанием и поведением людей. Пропаганда всегда имеет цель или набор целей. Для достижения этих целей пропаганда отбирает факты и представляет их таким образом, чтобы воздействие на сознание было наибольшим. Для достижения своих целей пропаганда может отбрасывать некоторые важные факты или искажать их, а также пытаться отвлечь внимание аудитории от других источников информации.
  • Л. Дуба и Ж. Эллюль (Jacques Ellul) рассматривают пропаганду как заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию, целью которого является привлечение аудитории на сторону того, кто ведет пропаганду, то есть контроль за мышлением и поведением. В конечном итоге пропаганда является совокупностью определенных структур, абстракты символов, влияющих на человеческое восприятие и поведение. Этим она сродни понятию Public Relations
    [3]
    .

История пропаганды

Слово «пропаганда» происходит от названия католической организации Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация распространения веры), созданной папой Григорием XV в 1622 году.

Однако, пропаганда, как явление, существовало задолго до возникновения самого термина. Одним из наиболее ранних образцов пропаганды можно рассматривать преамбулу к Своду законов Хаммурапи, в которой говорится, что эти законы созданы с целью установления справедливости в стране и для защиты слабых против сильных. Содержание же самих законов в основном направлено именно на защиту интересов богатых и зажиточных слоёв за счёт подавления и эксплуатации бедных и бесправных жителей[4].

Цели пропаганды

Пропаганда является одним из основных средств политической манипуляции. Пропаганду нельзя сравнивать с рекламой. Реклама ближе к самопрезентации или к информационному жанру. Сердцевину широкого семейства информационных жанров — деловых, политических, религиозных — составляет объявление. Когда исходная сигнальная функция сообщения концентрирует в себе элементы экспрессии (эмоциональной выразительности) и суггестии (внушения), реклама приобретает наибольшую эффективность. Реклама, призывающая к конкретным политическим действиям, превращается в агитацию. Даже если агитационная реклама стремится вызвать больше коллективное, чем индивидуальное действие, она остаётся агитационной рекламой. В отличие от рекламы пропаганда не ограничена жесткими временными рамками и ее непросто выявить. Реклама воздействует прежде всего на эмоции людей. Пропаганда воздействует как на эмоции, так и на разум людей. Соответственно, пропаганда, как и эмоции, может быть негативной или позитивной.

Позитивная (конструктивная) пропаганда[5] стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропаганды — способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипулятивных целей.

Тем не менее, в силу того, что «общепринятые ценности» уже и без пропаганды являются общепринятыми, истинные цели «конструктивной» пропаганды часто расходятся с теми, которые декларируются пропагандистами.

Негативная (деструктивная) пропаганда[5] навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропаганды — разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды — создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования этими массами

в интересах узкой группы лиц.

«GasTank»

Военная пропаганда

См. также: Пропаганда во время Второй мировой войны

  • Пропаганда плена
Побуждение противника к сдаче в плен, пропаганда плена — одно из самых перспективных и эффективных направлений психологической войны. Однако очень важно при этом выбирать правильные формы и средства воздействия:
  • не приукрашивать и не идеализировать пребывание в плену;
  • сообщать конкретные факты, призванные рассеивать страх перед неизвестностью плена и его трудностями;
  • подводить военнослужащих к мысли о целесообразности сдачи в плен во имя конечной цели — вернуться домой живым.
Результативность этого направления психологических операций можно проиллюстрировать на примере войны во Вьетнаме. За период боевых действий примерно 250 тысяч солдат коммунистических сил добровольно перешли на сторону противника. Расходы американской армии на то, чтобы убить одного бойца НФОЮВ составили в среднем 400 тысяч долларов, в то время как убеждение сдаться обходилось всего-навсего в 125 долларов на человека.
  • Пропаганда военных успехов
  • Пропаганда путем критического анализа своих ошибок
  • Пропаганда путем внушения страха поражения

Известные деятели пропаганды

  • Пауль Йозеф Геббельс — главный пропагандист германских нацистов (партии НСДАП), министр пропаганды Третьего рейха.
  • Рисаль, Хосе — самый знаменитый филиппинский пропагандист, был арестован и казнён в 1896 году за подрывную деятельность.
  • Маяковский, Владимир Владимирович
  • Ефимов, Борис Ефимович
  • Кукрыниксы
  • Суслов, Михаил Андреевич
  • Ritchie Boys

Технология изготовления и распространения пропаганды

Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.

Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлечённых сторонников к планируемому количеству.

Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:

  1. Наличие центрального тезиса;
  2. Лёгкость для понимания целевой аудиторией;
  3. Сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т.  п.; или хотя бы видимость этого).

Таким образом, будет продвигаться некоторая идея (1), легко доступная пониманию аудиторией (2) и устойчивая к критике со стороны (3). Причём должен быть соблюдён баланс между (2) и (3). Если баланс не соблюдён, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды.

Что касается формы, можно выделить следующие критерии:

  1. Чёткость центрального тезиса — он не должен сливаться с фоном;
  2. Привлекательность фона.

Ежи Бузек в 2009 году, за несколько дней до избрания на пост председателя Европарламента, в интервью каналу «Евроньюс» так говорил о необходимости доступных форм пропаганды:

Я думаю, что мы должны обратить внимание на вопросы, которые близки нашим гражданам, потому что людям нужны хлеб и масло, их интересуют вещи, которые касаются их повседневной жизни. И высокие слова, сказанные о кризисе или об энергетике, не долетают до их ушей. Если говорить об обеспечении энергетической безопасности, мы должны говорить о том, что это означает, то есть — что в вашем доме всегда будет газ в вашей плите, что у вас всегда будет электричество в розетке. Это именно то, что мы должны делать. Мы можем принести новые технологии, новые вещи общество, мы можем построить инфраструктуру, которая позволит быть уверенными в том, что газ будет поступать в ваши дома, на ваши кухни, а электричество сможет попасть к вам в гостиную. Если хотите, нужно переводить, потому что люди, которые находятся за рулем автомобилей, понимают, что им нужна энергия, им нужен бензин. А мы порой адресуем наши слова в стратосферу, где они теряются, в то время как нам нужно спустить их на землю

[6].

Жанровое разнообразие пропаганды

Наряду с традиционными средствами пропаганды, такими как плакаты, брошюры, листовки, объявления по радио или телевидению, и т. д. для пропаганды могут использоваться практически все жанры изобразительного искусства, а также кино, театр, литература, поэзия, равно как и прочие виды массового воздействия на сознание населения (интернет, чаты, социальные сети и т.  п.)

См. также

  • Пропаганда в СССР
  • Пропаганда в США
  • Нацистская пропаганда
  • Информационная война
  • Агитация
  • Пропагандистская филателия
  • Военно-пропагандистская филателия
  • Историография
  • Контрпропаганда
  • Техники пропаганды
    • Манипуляция общественным мнением
    • Пропагандистское клише
    • Модные слова
    • Демагогия
    • Промывание мозгов
    • Большая ложь
  • Адвокация
  • Пропаганда эвтаназии
  • Пропаганда гомофобии
  • Пропаганда гомосексуализма
  • Популяризация науки

Примечания

  1. Статья propaganda в Энциклопедии Британника (англ.)
  2. БСЭ
  3. J. Ellul. Propagandes. Paris: A. Colin, 1962. Paris: Économica, 1990.
  4. Свод законов Хаммурапи
  5. 1 2 Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М.: Алгоритм, 2000. — 336 с. С. 100-101.Рецензенты: доктор ист. наук, проф. К. С. Гаджиев, канд. полит, наук Г. Ш. Бокучава
  6. Ежи Бузек, кандидат на пост председателя Европарламента от ЕНП: «Мы должны обратить внимание на вопросы, которые близки нашим гражданам», «Евроньюс» от 10/07/09

Ссылки

  • Энциклопедия методов пропаганды
  • German Propaganda Archive (Колледж Кальвина, США — Обширная коллекция материалов нацистской и ГДР-овской пропаганды)
  • Великая Отечественная пропагандистская война
  • Пропаганда: когда промывка мозгов становится бесполезной
  • Политические манипуляции или покорение толпы. А. М. Цуладзе. — М.: 1999
  • История рекламы. В. В. Ученова, Н. В. Старых. — СПб.: 2002
  • Великая словесная война — «Time», США
  • Американская социальная реклама 40-х годов
  • Федоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946—1991) до современного этапа (1992—2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.
  • Бернейс Э. Пропаганда. М.: Hippo Publishing, 2010 (формат rtf. Русское издание первой книги по пропаганде 1928 г.)
  • Белоусов А. От пропаганды до связей с общественностью (К выходу в свет русского издания книги Эдварда Бернейса «Пропаганда» (1928) // Свободная мысль. 2010. № 8

«Все – наши враги». Как работает российская пропаганда

Почти год Россия ведет полномасштабную войну с Украиной. И одна из движущих и важнейших сил этой войны – пропаганда, масштабы которой после военного вторжения России в Украину в феврале 2022 года многие исследователи называют беспрецедентными.

Автором термина «пропаганда» считают папу римского Григория XV, который в 1662 году решил создать организацию для распространения и популяризации христианства и назвал ее Congregatio de Propaganda Fide («Конгрегация распространения веры»). До XIX века слово “пропаганда” имело только религиозное значение, но теперь его употребляют, как правило, в политическом контексте.

Почему это произошло? Как появилась и как устроена современная, нерелигиозная пропаганда? Почему люди попадаются на уловки пропагандистов и легко ли их распознать? Эти вопросы мы задали профессору журналистики университета Коменского в Братиславе Андрею Рихтеру:

Текст подготовлен по материалам подкаста «Человек имеет право»

Embed share

Зомбирование или промывание мозгов. Как устроена пропаганда

by Радио Свобода

No media source currently available

0:00 0:29:58 0:00

Исследователи соглашаются в том, что пропаганда ставит своей целью изменить либо укрепить те или иные взгляды человека при помощи средств, которые, используя логику, разум и эмоции, делают это упражнение эффективным, – объясняет Андрей Рихтер. – История говорит, что первыми пропагандистами были католические священники, а пропагандой называлось распространение католической веры. Занимались ею священники, используя доступные тогда средств информации. Это были не только устные рассказы о прелестях католической церкви, но и листовки, печатная продукция.

Политики увидели, что католическая пропаганда эффективна

Изменения произошли по двум основным направлениям. Во-первых, политики увидели, что католическая пропаганда эффективна. Во-вторых, возможности пропаганды значительно расширились, мы перешли к радио, кино, телевидению, интернету. Политики прекрасно стали понимать, что те методы, которые использует католическая церковь для пропаганды, можно использовать и улучшать, и распространять идеи и представления, которые либо считались выгодными для политиков, либо – полезными для населения.

А как эта пропаганда работает? Что это за действия, которые апеллируют одновременно и к логике, и к разуму, и к эмоциям человека?

Андрей Рихтер

Если говорить именно о методах, как убеждать население, то есть несколько общеизвестных. Например, метод переноса значения. Вы определяете нечто известное и понятное для населения – некое однозначное явление из прошлого, некую характеристику – и переносите ее на объект в настоящем. Например, фашисты. Говоря о фашизме, вы вызываете понимание у населения, кто такие фашисты, однако рассуждая о том, что некие люди занимаются фашизмом, вы переносите таким образом значение фашизма на тех людей, которые, скажем, придерживаются экстремистских взглядов либо даже этого не делают. Этот метод похож на метод, который по-английски называется name calling, по-русски его можно назвать «обзывание». Фактически это «обзывание» людей, движений, явлений чем-то плохим с точки зрения большинства населения. И таким образом вы эмоционально сподвигаете людей на то, чтобы плохо о них думать. Также вы убеждаете людей, что думать тем или иным образом хорошо, потому что все так думают, думать по-другому считается неприличным, вы становитесь отщепенцем, вы – другой и, скорее всего, вы хуже, чем все, потому что весь народ думает иначе.

Люди во многих случаях готовы согласиться на пропаганду, рады ей

Если мы говорим об эмоциях, то здесь большую роль играют современные средства информации. Можно показывать яркие картинки, делать интересные рассказы – и вы уже начинаете сомневаться в том, что думали раньше. Безусловно, это – не одноразовая кампания, это – цепная реакция, которая может приводить к тотальному изменению миропонимания самых широких слоев населения.

На мой взгляд, люди во многих случаях готовы согласиться на пропаганду, рады ей, потому что она вызывает чувства, которые, может быть, в тишине и созрели, и вам нравится, что ваши взгляды – это не ваши какие-то сомнения в каких-то ценностях, а на самом деле действительно новая мораль, новое понимание, которое вам нужно просто в себе развивать. Вы вряд ли при этом думаете, что вами манипулируют, вы, скорее всего, соглашаетесь на то, чтобы с вами разговаривали именно таким образом.

– Почему Йозефа Геббельса, который, безусловно, являлся нацистским преступником, и по этому поводу даже есть судебный приговор, тем не менее называют «гением пропаганды»? Что такого он придумал?

При Геббельсе пропаганда достигла максимальной эффективности. То, во что Геббельс превратил современное демократическое германское общество буквально за несколько лет, заставив это общество поверить в идеи Гитлера, в идеи превосходства нации, в идеи необходимости уничтожения врага, в идеи, связанные с еврейским вопросом, – либо это чудо, либо это гений, который смог сотворить то, что он сотворил. Злой гений, безусловно. К гитлеровской пропаганде относятся и марши, и демонстрации, и наглядная агитация – все эти гигантские полотнища, свастики, орлы, кинохроника, которая тогда появилась как средство пропаганды, которую крутили перед каждым фильмом, несмотря на то что этот кинофильм мог быть вообще про любовь. Это и радио, которое должно было идти в каждый дом. Именно тогда германская промышленность наладила производство народного радиоприемника, который стоил гроши и был доступен каждой немецкой семье. Это и переход под контроль нацистов германской прессы. Газета, которую вы всегда читали и которой доверяли, становится подконтрольной фашистской партии, но неявно. Там нигде не будет написано «Издатель Адольф Гитлер» или «Издатель НСДАП», будет написан все тот же издатель, но газета постепенно будет писать о другом. И разумеется, успех гитлеровской пропаганды был еще и в её монопольном положении, то есть никакие иные идеи не разрешалось распространять в немецком обществе, причем во многих случаях под угрозой смертной казни. Плюс, конечно же, апелляции к животной сущности человека, когда те или иные стандарты общения, коммуникации, которые существовали в Германии и в Европе, были нарушены самым провокативным образом. И эти провокации сработали тоже.

Например, какие провокации?

Обращение к немцам как к богоизбранной нации, которая превосходит другие нации в силу своего арийского происхождения, своего ума, смелости и физической силы. Геббельсовская пропаганда широко это использовала, и это зашло в души и умы самих немцев.

Советский пропагандистский плакат

А насколько успешной была советская пропаганда? Ведь по сути советская власть тоже установила монополию на правду.

Пропаганда подкреплялась и системой устрашения, запугивания и преследования инакомыслящих

– У советской пропаганды был период большого успеха, который начался еще до революции 1917 года за счет обращения к новой интерпретации понятий «справедливость», «равенство», «благосостояние», которые рассматривались сквозь призму коммунистической идеологии. После 1917 года это было усилено практически сразу возникшей монополией на прессу и развитием радиовещания в Советском Союзе. Но, как и в Германии, пропаганда подкреплялась и системой устрашения, запугивания и преследования инакомыслящих. В Германии было гестапо, в Советском Союзе был НКВД, который следил за теми, кто пропаганде пытается сопротивляться.

Второй период, начавшийся в 60-е годы, усилившийся в 70-е и 80-е, – когда пропаганда стала терять свое влияние в силу большей открытости Советского Союза миру, большей возможности западных идей проникать в Советский Союз, в силу того, что стало возможным для советских людей больше ездить за границу, привозить оттуда не только жевательную резинку, но и рассказы о том, каким на самом деле является Запад. Плюс появились возможности западных радиостанций сломать эту пропагандистскую монополию. Конечно же, условия жизни в самом Союзе все больше напоминали людям о том, что несмотря на слова и передовицы газеты «Правда», реальность говорит об обратном.

Какими средствами пропаганды был окружен советский человек – радиоточки, Гостелерадио? Что еще было?

Пропаганда присутствовала с человеком везде, с момента, когда он начинает понимать мир, и до смерти. Октябрята, пионеры – движения, которые имели большой пропагандистский эффект, верность Коммунистической партии, верность ленинскому делу, готовность защищать его от враждебного Запада. Пропаганда – это и радиоточки, которые находились в каждой комнате квартиры, в каждом помещении на предприятии, которые вещали исключительно одну либо три программы Государственного радио. Это было телевидение, пресса, которая была стопроцентно коммунистической. Это была система образования, школы, в которых рассказывалась история СССР с древнейших времен до наших дней – важнейший был предмет, который нёс именно пропагандистский эффект, рассказывая о том, что коммунизм победит, а капитализм будет похоронен. Это кино, театр, культура в самом широком смысле, потому что даже танцы, балет, так или иначе, были подчинены необходимости развивать и переносить в массы пропагандистские идеи. Поэтому человек в Советском Союзе, если он не замыкался у себя на кухне, всегда был окружен пропагандистскими лозунгами.

Советский Союз фактически оказался банкротом, в том числе идеологическим

С другой стороны, под конец Советского Союза в силу, как я думаю, экономических причин эффективность пропаганды стала падать. Экономическое положение Союза не позволяло тратить так много денег, как оно хотело бы, на развитие пропаганды, поэтому пропаганда стала использовать штампы – это было дешевле. Пропаганда стала повторяться. Всё вместе это привело к тому, что эффект пропаганды снизился. Кроме того, в 60-е годы исчез тотальный страх, который был при сталинизме. Вырастало поколение, которое уже не считало пропаганду частью их жизни. Результатом стало то, что Советский Союз фактически оказался банкротом, в том числе идеологическим.

А как случилось, что люди, которые уже жили в окружении советской пропаганды, научились ее распознавать и не верить ей, вдруг попались на новый крючок пропаганды уже современной российской?

Я не знаю ни одного человека, который мог бы это все объяснить. Это большая загадка для многих. Я думаю, что одним из факторов было то, что в конце 80-х – начале 90-х годов советский человек ожидал, что с демократией, пришедшей с Запада, придет и западное благополучие. Однако демократия, может быть, пришла, а благополучие, к сожалению, отдаленно даже не напоминало тот уровень благополучия, который существовал в Западной Европе либо в Соединенных Штатах. Поэтому было и есть определенное разочарование от того, что «мы ожидали, а этого не случилось». И второй, на мой взгляд, важный фактор – в том, что последние 15 лет государство стало вкладывать невероятные средства в экономическое развитие пропагандистской машины.

Человек идёт мимо новогодней звезды с буквой Z возле парка Горького в Москве, 29 декабря 2022

И все-таки довольно странно, как удалось убедить людей в том, что не российская власть, не российская коррупция, не сами граждане, например, виноваты в том, что благополучия не случилось, а виноваты Байден, Обама, кто угодно – не в России?

Пропаганда, которая возникла 15 лет назад, это не пропаганда России или особенного пути русских, это прежде всего пропаганда того, что во всем виноваты внутренние и внешние враги. Те, кто говорит по-другому, говорят так не потому, что они думают по-другому, а потому что им платят за то, чтобы говорить по-другому, потому что они наймиты, потому что они на содержании наших врагов либо сами являются скрытыми нашими врагами, – это чрезвычайно эффективная риторика. Смысл коммунистической пропаганды был в том, что «все – наши друзья, только элиты западные плохие». А сейчас-то ведь говорится: «все наши враги, только наша элита является нашим другом, кремлевская элита».

Последние 15 лет государство стало вкладывать невероятные средства в экономическое развитие пропагандистской машины

Еще, конечно же, было важно подкрепить эту пропаганду политикой. Все истории про «иностранных агентов», нежелательные организации, «закон Димы Яковлева» – имели кроме практического ещё и пропагандистский смысл. Не нужно думать, что были пять человек, которые отвечали за пропаганду и они во всем виноваты. Конечно, эти пять человек были, но было ещё 50 человек, которые отвечали за законодательство, за образование, за различные сферы жизни, где звучали эти идеи про страну, окруженную врагами, что западные страны только и хотят, что захватить Россию, ее богатства и так далее. Этой риторики не было в 90-е годы, в начале 2000-х годов, она стала достаточно успешной. К этому добавилось и установление монополии над средствами массовой информации. Сначала остракизм других мнений, когда, условно, «Новая газета», «Эхо Москвы» представлялись голосами, к которым не следует прислушиваться, потому что «это те же вражеские голоса, просто мы их терпим, потому что мы – демократическая страна». И только в прошлом году было показано, что «мы и терпеть их теперь не будем». Была фактически установлена полная монополия на правду, на информацию в России.

Получается, что пропаганда ненависти работает куда эффективнее, чем условная пропаганда любви, и именно поэтому она так быстро и так надолго захватывает внимание людей?

Да, конечно. Самая опасная форма пропаганды – это пропаганда войны, агрессивной войны и пропаганда ненависти, и не просто ненависти, а с элементами призыва к насилию против людей, которых ты ненавидишь, с призывами к дискриминации этих людей, изгнанию этих людей. Неслучайно именно эти два вида пропаганды являются запрещенными в международном праве. Это те виды пропаганды, которые вызывают самые низменные чувства человека, которые призывают его совершать действия, которые являются античеловеческими, антигуманными. И это те виды пропаганды, которые ведут человечество к его концу. Это очень опасная и очень страшная часть пропаганды.

А почему она именно так работает?

Проблема заключается в уровне просвещения человечества. Самые светлые умы всегда призывали к тому, что необходимо население образовывать, делать их культурно богатыми, знающими. К сожалению, большая часть населения остается легко подверженной пропаганде, и в силу этого заставляет то меньшинство, которое думает по-другому, замолчать, замкнуться, отстраниться и никоим образом не принимать участия в политической деятельности.

– В одном из интервью вы говорили о том, что за эти годы российское население еще обучили апатичности. Это тоже результат пропаганды?

Смысл был не столько очернить Америку, сколько сказать, что у цивилизации нет идеалов, в которые можно верить

Апатичность, на мой взгляд, возникла в силу манипуляции населением и объяснения населению того, что «правды нет, все врут, мы все верили, условно, Америке, но ведь посмотрите, что там происходит: белые убивают черных, идиоты приходят к власти, бомбят Ирак», «нет никакой демократии – ни у нас, ни у них». Этот метод, который возник в последние 15 лет, тоже оказался достаточно успешным. Смысл был не столько очернить Америку, сколько сказать, что у цивилизации нет идеалов, в которые можно верить. Стало быть, если мы не верим, то мы создаем свою собственную цивилизацию, которой, по сути, является антицивилизация. Не знаю, достаточно ли понятно я это объяснил. Отрицание всего, что принадлежит мировой цивилизации, является сутью нового российского общества. Это ужасно. Прямо, может, это не говорится, но смысл пропаганды в большой степени в этом. И раз нет никаких идеалов и не за что бороться, то и «очень хорошо, зарабатывай себе на жизнь, сиди спокойно, мы будем тебя защищать». «Мы» – имеется в виду Кремль, армия, флот и так далее. «Как мы будем защищать? Нападем на Украину, присоединим Беларусь, погрозим Прибалтике, чтобы они не вздумали соваться в наши исконные земли», и так далее. Апатичность возникает именно в силу этого.

А сколько времени нужно, чтобы развернуть пропаганду на 180 градусов? Если вдруг сегодня, предположим, люди из телевизора начнут говорить наоборот, что «Америка – это прекрасно, права человека – это замечательно, Путин – вор, даешь свободные выборы», условно. Как быстро это подействует?

Это будет ещё одним доказательством того, что никому нельзя верить, потому что если телевизор говорил одно вчера, а другое сегодня – это будет подтверждением того, что нет ценностей. На мой взгляд, более эффективным было бы публичное осуждение и публичное преследование сегодняшних российских пропагандистов, которые целенаправленно и осознанно занимаются пропагандой вражды, ненависти, пропагандой войны. Я не говорю, что их нужно, упаси Боже, расстрелять или заточить пожизненно в тюрьму, но эти процессы, которые бы раскрыли механизмы сегодняшней пропаганды, были бы гораздо более полезны, чем резкая смена одного цвета на другой.

Если представить, что суды над нынешними пропагандистами когда-нибудь случатся, как быстро люди поверят в решения таких судов, поймут, что всё это была пропаганда?

Это долгий процесс, безусловно. Мне кажется, что всё начало меняться именно тогда, в 2007–2008 годах. Вот этот срок – 15 лет. От начала и до конца. На мой взгляд, сейчас логичный конец этой пропаганды, потому что Россия напала на Украину, фактически закрыла свободную печать, подавила все политические свободы. Этот срок в 15 лет, вероятно, сработал раз и, возможно, сработает в другой раз, – заключает Андрей Рихтер.

Что такое пропаганда

Объясни, как будто я умный

Что такое пропаганда?

Пропаганда призывает вас к чему-то мобилизоваться, скрывая от вас то, о чем вы разумно должны подумать и подумать.

  • Пропаганда вездесуща, и все используют пропаганду. Это своего рода общение, которое обосновывает цель, минуя причины. Пропаганда — это способ побудить вас к чему-то мобилизоваться, скрывая от вас то, что, по вашему разумному мнению, следует учитывать.
  • Само по себе слово «пропаганда» ни хорошо, ни плохо, потому что мы говорим об аболиционистской пропаганде. Мы говорим о пропаганде, которую люди используют в общественных движениях. Мартин Лютер Кинг-младший говорил о необходимости пропаганды, потому что нужно заставить людей пересмотреть свои расистские представления. Цель пропаганды — связать нейтральные слова с другими вещами.
  • Пропаганда всегда будет здесь. Наши слова всегда вызывают эти ассоциации, любое слово, которое у меня есть. Цель состоит в том, чтобы иметь множество разных образов жизни и множество разных способов мышления и признать, что мы не являемся угрозой друг для друга.

ДЖЕЙСОН СТЭНЛИ: Пропаганда вездесуща, и все используют пропаганду. Это своего рода общение, которое обосновывает цель, минуя причины. Итак, что он делает, так это способ побудить вас мобилизоваться для чего-то, скрывая от вас то, что, по вашему разумному мнению, следует учитывать.

У нас есть эти иррациональные предубеждения, и пропаганда берет такие понятия, как свобода, честность, и соединяет их с этими иррациональными предубеждениями. Операция «Иракская свобода» — так называлась война в Ираке. Почему убийство сотен и сотен тысяч иракцев называлось операцией «Иракская свобода»? Потому что идея заключалась в том, что свобода — это то, что делают американцы. Если мы делаем это, это должна быть свобода.

Само по себе слово «пропаганда» ни хорошо, ни плохо, потому что мы говорим об аболиционистской пропаганде. Мы говорим о пропаганде, которую люди используют в общественных движениях. Общественные движения нуждаются в пропаганде. Мартин Лютер Кинг-младший говорил о необходимости пропаганды, потому что нужно заставить людей пересмотреть свои расистские представления.

Если вы создаете общественное движение, пытающееся изменить отношение людей, например, к однополым бракам, вам придется использовать искусство. Вам придется апеллировать к эмоциям людей, чтобы подорвать их предубеждения. И какой другой способ у нас есть, чтобы подорвать их предубеждения, бросив вызов этим предубеждениям зачастую нерациональными способами? Вы знаете, цель пропаганды — связать нейтральные слова с другими вещами. Пропаганда всегда будет здесь. Наши слова всегда вызывают эти ассоциации, любое слово, которое у меня есть.

Когда я говорю о своей кошке, у вас возникает теплое, пушистое чувство. Пропагандистская кампания предполагает соединение наших слов с этими вещами. Неизбежно, что у людей возникают эти ассоциации между словами и изображениями. Демократия предполагает наличие множества таких ассоциаций, множество разных слов и множество различных дискуссий, которые происходят, так что мы можем выбирать между ними.

Когда есть как бы две противостоящие друг другу точки зрения, когда одна группа думает, что все консерваторы фашисты, а другая группа думает, что все либералы — коммунисты, тогда демократия начинает исчезать. Таким образом, цель не должна состоять в том, чтобы говорить нейтрально. Цель состоит в том, чтобы иметь множество разных образов жизни и множество разных способов мышления и признать, что мы не являемся угрозой друг для друга.

Что некоторые из нас могут быть ортодоксальными евреями, а другие могут быть глубоко верующими христианами, а третьи могут быть геями и мусульманами или геями и атеистами, что у нас может быть множество разных образов жизни, а у них нет угрожать друг другу. Но наша цель не должна состоять в том, чтобы как бы отделить наши слова от жизни, потому что все наши слова встроены в жизнь.

РАССКАЗЧИК: Станьте умнее и быстрее с видео от крупнейших мыслителей мира. А чтобы узнать еще больше от крупнейших мыслителей мира, получите Big Think + для своего бизнеса.

Как интерпретировать пропагандистские плакаты

  1. org/ListItem»> Критика источников
  2. Интерпретация
  3. Пропагандистские плакаты
Парламентский комитет по набору. (1915). Шагните на свое место. Лондон. © IWM (Art.IWM PST 0318). Источник: https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/27750

Интерпретация визуального источника, такого как пропагандистский плакат, сильно отличается от интерпретации слов. на странице, как в случае с письменными источниками. Поэтому вам нужно развивать другой набор навыков.

Пропаганда — это попытка повлиять на мнение или поведение людей с помощью определенных образов и слов.

Обычно он дает ограниченную информацию, которая сильно предвзята. в его изложении. Пропаганда обычно достигает своих целей, вызывая эмоциональную реакцию у зрителя.

На протяжении большей части двадцатого века публичные плакаты были обычным способом для правительств использовать пропаганду для убеждения своих граждан.

Они часто полагались на простые образы, чтобы манипулировать людьми через страх или чувство вины.

Пропаганда в Первой мировой войне:

Пропаганда во Второй мировой войне:


Нам может быть трудно понять, что означает исторический пропагандистский плакат, потому что мы не пережили события, которые его вдохновили.

Однако многие пропагандистские плакаты полагаются на ограниченное количество элементов, чтобы убедить свою аудиторию. Как только мы изучив эти элементы, мы сможем начать понимать конкретное сообщение конкретного плаката.

1 . Стереотипы

Плакаты обычно представляли определенную группу людей (обычно в очень расистской форме) с использованием стереотипов. Стереотип – это чрезмерное упрощение того, что выглядит та или иная расовая группа. Например, китайцев 19 века рисовали с длинным конским хвостом в волосах. Пропаганда использует стереотипы, чтобы аудитория могла легко определить, какая группа людей является целью плаката. Знакомство с распространенными стереотипами может быть для нас довольно сложным, поскольку они могут быть очень расистскими по своей природе. Однако, как только вы станете знакомые с распространенными формами стереотипов, вы можете определить подходящую группу людей, на которую нацелен тот или иной плакат.

Распространенные стереотипы: 

Пример:

Группа людей:

немцы

Китайский

Японский

австралийцы

Евреи

Преувеличенные характеристики:

Pickelhaube (шлем с шипами), тело как у гориллы

Длинный конский хвост, узкие глаза, тонкие усы, традиционная китайская одежда и шляпа, два больших передних зуба.

Круглые очки, узкие глаза, зубастая ухмылка

Шляпа с напуском, чисто выбритый, одежда цвета хаки

Большой нос, кипа (еврейская молитвенная шапочка)


2 . Символизм

Подобно политическим карикатурам, пропагандистские плакаты используют простые предметы или символы, общественность была бы знакома. Эти символы используются для представления важных концепций или идей. Например, использование «череп и скрещенные кости» может означать «смерть» или «опасность». Пока ты интерпретируя плакат, определите любые символы и попытайтесь понять, какую концепцию изображение должно представлять.

Вот некоторые общие символы, используемые в пропаганде, а также их общие значения:

Символ Значение(я) Символ Значение(я) Символ Значение(я)
Якорь безопасность, безопасность Медведь Россия Бульдог Великобритания
Цепи тюремное заключение, рабство Толпа людей непреодолимая сила Амур любовь
Знак доллара деньги Дверь/ворота доступ, вход Голубь мир
Орел Америка Могильный камень смерть Смерть с косой смерть
Серп и молот коммунизм заяц невнимательность, высокомерие Песочные часы ограниченное время
Имперский дракон Китай Кенгуру Австралия Ягненок невинность
Осьминог жадность Страус отказ слышать плохие новости Сова мудрость
Кукольный под контролем Радуга надежда, будущее Крыса инфекция, болезнь
Красная звезда коммунизм Роза любовь самурай Япония
Овца слепое доверие Череп смерть Змея зло, искушение
Паутина контроль, захват Шипастый шлем Немецкий Звезда Давида Евреи или Израиль
Звезды и полоски Америка Свастика нацисты, нацизм трон власть
Черепаха медлительный, уязвимый Дядя Сэм Америка Стена разделение, отделение
Женщина с флагом конкретная страна Женщина с весами справедливость Маленький ребенок наивность, невинность, жертва

3 . Текст

Плакаты часто включают короткие разделы информации: либо статистику, либо заявления. Эта информация предназначена для предоставления аудитории достаточно данных чтобы они сделали вывод, который хотел сделать создатель. Когда вы смотрите на плакат, стоит спросить, является ли предоставленная информация полностью точной или какая другая информация была опущена. Наконец, попытайтесь выяснить, почему пропаганда хотела, чтобы аудитория знала о той конкретной информации, которую они представили. Например, как эта информация помогает убедить аудиторию?

4 . Связь с аудиторией

Плакаты попытаются напрямую связаться со своей аудиторией, используя ряд методов. Они либо используют в тексте местоимение второго лица «ты», либо спрашивают риторический вопрос, над которым должны подумать зрители, иначе люди на афише будут смотреть прямо на зрителя. Пропаганда делает это для того, чтобы заставить аудиторию почувствовать себя они должны как-то реагировать.

5 . Обращение к эмоциям

Пропаганда попытается сыграть на эмоциях человека, чтобы подтолкнуть его к ответу. Наиболее частые эмоциональные реакции, которые плакаты пытаются вызвать:

  • чувство вины (например, заставить аудиторию почувствовать, что они потерпели неудачу),
  • патриотизм (например, обращение к любви к своей стране),
  • страх (например, что, если они не будут действовать, произойдет что-то плохое),
  • или стыд (например, что они слабы, трусливы или эгоистичны).

6 . Призыв к действию

Почти на каждом пропагандистском плакате есть заявление о том, что должна делать аудитория, увидев плакат. Например: «Зачислите сегодня!» или «Купить военные облигации». призыв к действию часто является лучшим способом определить цель и предназначение плаката. аудитория.


После того, как вы разобрали плакат, вы можете приступить к созданию своего объяснения. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • Кого или что представляют стереотипы и символы?
  • Какую информацию несет текст плаката?
  • Как постер пытается напрямую связаться с аудиторией? (Используя «ты», задавая вопрос или «смотря на аудиторию»?)
  • О чем говорит «призыв к действию»?
  • Какие эмоции должен испытывать зритель? (например, стыд, вина, патриотизм и т. д.)

Ответив на эти вопросы, вы готовы ответить на последний:

  • Во что пропаганда хотела, чтобы их аудитория поверила и сделала?

Идентификация сообщения пропагандистского плаката показывает, что вы понимаете первоисточник, а это означает, что вы можете использовать его в качестве косвенной цитаты в своем историческом сочинении.

Ваша интерпретация также может помочь вам в анализе и оценке источника. Например, определение источника сообщения может помочь вам установить:

Парламентская призывная комиссия. (1915). «Папа, а что ТЫ делал на Великой войне?». Лондон. © IWM (Art.IWM PST 0311). Источник: https://www.iwm.org.uk/collections/item/object/17053.

Демонстрация интерпретации пропагандистских плакатов в вашей написание:

Этот пропагандистский плакат, выпущенный британским правительством в 1915 году, стремился убедить Граждане Великобритании призываются на военную службу. Это достигается за счет использования ряда пропагандистских приемов. Во-первых, главный герой — идеализированный британский семьянин из среднего класса. использование этого стереотипного персонажа — попытка установить связь с британскими мужчинами из среднего класса, которые еще не присоединились к военным действиям. Во-вторых, на плакате используется символика оловянных солдатиков, с которым мальчик изображен играющим. Тот факт, что сыну мужчины больше импонируют символы войны, чем его собственному отцу, начинает играть на эмоциях зрителей. В-третьих, текст что сопровождает образ, о котором говорит дочь, вопрошает о роли мужчины на войне. Использование местоимения второго лица «вы» является явной попыткой установить личный контакт с аудитория. Это усиливается тем, что глаза мужчины смотрят прямо на зрителя. Поэтому, хотя девочка и разговаривает с отцом, постер намерен прямо обратиться к зритель. Явное намерение состоит в том, чтобы сделать аудиторию объектом вопроса, чтобы они задавались вопросом, какую роль они будут играть в современном конфликте. Все эти приемы сочетаются с целью вызвать у зрителя чувство стыда и вины. Пропаганда надеется, что юношам будет стыдно признаться своим будущим детям в том, что они «слишком трусливым, чтобы присоединиться к военным усилиям. Несмотря на то, что на плакате нет явного «призыва к действию» для зрителя, молчаливое ожидание состоит в том, что чувство вины приведет к тому, что молодые люди зачислятся на военную службу.