Происхождение слова психология: Происхождение

Документ 2.2. Происхождение слова «психология» — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Своим названием и первым определением психология обязана гре­ческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщи­ну Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прила­гала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса-верховное божество греков-превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Таким образом, влюблённые были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, -стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Документ 2.3 Душа и тело: 1+2=2 или 1+1=1?

Представление о человеке, состоящем из нематериальной души, управляющей материальным организмом, -это дуалистическая концеп­ция, восходящая, как мы видели, к доисторическим временам.

В научной психологии, однако, утвердилось представление о том, что наши восприятия, наши чувства или мысли -это всего лишь результат жизнедеятельности нервных клеток, объединенных в один орган -голов­ной мозг, который представляет собой лишь одну из составных частей организма. Это монистическая концепция, разделяемая большинством современный ученых; по их мнению, нет никакой необходимости искать объяснение психических функций мозга не в материальных процессах, происходящих в организме, а где-то еще.

Как мы увидим в документе 5. 2, современные физические теории побудили некоторых ученых расширить этот монистический взгляд, распространив его на всю Вселенную. Поскольку Вселенная построена из волн и частиц, находящихся в непрерывном взаимодействии, в приро­де существует некий всеобщий интеллект, который возрастает по мере усложнения материи -от камня до самых высокоорганизованных су­ществ. Что касается человека, то он всего лишь одно звено в этой огромной совокупности.

Подобный взгляд нельзя считать несовместимым с религиозными концепциями, которых придерживаются многие из тех же ученых. Он никак не затрагивает наши личные верования. Как подчеркивает Хебб (1974), «не может быть никакого конфликта между религией и научным методом. Научная теория пытается подойти к истине путем последовательных приближений и поэтому не может быть догма­тичной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Происхождение слова «психология» и её история

    Попытки определенным образом структурировать  признаки, характеризующие психический  облик человека, в европейской  культуре известны с античных времен.

    Не  останавливаясь на исторических перипетиях идей античности, обратимся к современным  представлениям. При этом вначале — к той модели, которая может  быть построена на основе анализа  общеупотребительного языка.  
 
 

    6.1. Лингвистическая картина психического  облика человека.

      В языковой картине человек  предстает как существо, противопоставляемое  животным, и прежде всего качественно  отличное от них по таким  признакам (психическим функциям), как мышление. мораль, воля, речь. Бытие человека включает в себя материальную часть (тело) и нематериальную (душу). При этом в семантическом окружении слова «душа» чаще употребляются слова: бесплотная. нематериальная. внутренняя, а в семантическом поле слово «тело» — слова, указывающие на его выделенность в пространстве: длина, ширина, пространство, поверхность, предел, часть. Согласно одному из современных авторов (Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания.

1995, №1. С. 37-67). в русской языковой картине мира человек предстает как существо деятельное, динамическое. Его активность выражается в троякого рода действиях (актах): физических (когда наблюдаются внешние, пространственные, перемещения органов тела), умственных (совершаемых в ментальном пространстве) и-речевых.

    Наряду  с формами активности, инициатором  которых выступает сам человек, выделяются формы активности, инициированные внешними воздействиями, — реакции. Этому  разграничению соответствует 

оппозиция «акции — реакции», «импульсы (импульсивность) — стимулы (реактивность)». При этом характер реакций не предопределен  всецело внешним стимулом. а опосредствован состоянием, в котором находится человек (в частности, разграничиваются условные и безусловные рефлексы). Все формы активности человека так или иначе локализуются в определенных органах тела (морфологически различимых структурах организма). Они же воспринимают внешние воздействия, приходят или находятся в определенном состоянии, формируют необходимую реакцию. Разграничение стимулов (от лат. stimulus — стрекало, погонялка) и импульсов (внутреннее побуждение, толчок к чему-либо) усиливается употреблением словосочетания «внутренние стимулы», в качестве которых выступают желания, намерения, стремления. Они вырабатываются и реализуются с помощью особого механизма — воли. Воля в языковой картине психического облика человека ассоциируется с твердостью, натиском, агрессией (сильная, железная, непреклонная, непоколебимая, всесокрушающая).

    Помимо  силы воля характеризуется направленностью. Воля может быть доброй или злой. Это качество она приобретает  в зависимости от намерения, цели. Механизмом, душевным органом, который  способен уравновешивать безудержность  воли или, наоборот, укреплять ее, является совесть. Совесть в языковой картине  представляется субстантивированно, как  некий внутренний судья, всегда ориентированный  на добро (отвечать перед своей совестью, прислушиваться к голосу, велениям совести). Как всякий судья, совесть  может наказывать (если человек поступает  против совести, она его мучит, не дает покоя, гложет).

Совесть — начало неистребимое: если человеку и удается заглушить  в себе ее голос, то через некоторое  время она вновь может проснуться (пробудиться) и заговорить. Свойством  совести является ее беспристрастность: всем без исключения в одинаковых ситуациях совесть диктует одинаковые решения, во всяком случае совестливый поступок умиротворяет, очищает, перед его лицом пробуждается нравственное начало.

    Анализируя  лексические оппозиции (например, хвалить — льстить, обещать — сулить, смотреть — подсматривать, слушать — подслушивать, смеяться над кем-либо — глумиться, свидетель — соглядатай, любознательность — любопытство, распоряжаться — помыкать, предупредительный — подобострастный, гордиться — кичиться, критиковать — чернить, добиваться — домогаться, жаловаться — ябедничать), можно выделить и основополагающие этические установки, закрепленные в языковой практике человека. В частности, нехорошо: преследовать узкокорыстные цели (домогаться, льстить, сулить), вторгаться в частную жизнь людей (подсматривать, подслушивать, соглядатай, любопытство), унижать достоинство других людей (помыкать, глумиться), забывать о своих чести и достоинстве (пресмыкаться, подобострастие), преувеличивать свои достоинства и чужие недостатки (хвалиться, рисоваться, кичиться, чернить), рассказывать третьим лицам о том, что нам не нравится в поведении и поступках наших ближних (ябедничать).

    При более детальном рассмотрении выделяются 8 систем – ингредиентов психического облика человека. Они соответствуют  определенным семантическим полям, элементы которых в ряде случаев  могут быть общими. При этом фундаментальной  дихотомией является дихотомия «тело — душа». Эти системы следующие:

      -сенсорно-перцептивная система: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

      -система физиологических 

состояний:  голод, жажда, половое влечение,

      -большая/малая нужда, боль…

      -система физиологических реакций: бледнеть, краснеть, бросать в дрожь (в холод, в жар), чувствовать сердцебиение (головокружение, тошноту, слабость), изображать гримасу ужаса (отвращения, злобы)…

      -система физических действий: работать, отдыхать, идти, стоять, рубить, резать, ломать, делать…

      -система желаний: хотеть, стремиться, воздерживаться, искушать…

      -система интеллектуальных действий: воображать, представлять, считать,  полагать,   . осознавать, верить, догадываться…

      -система эмоций: бояться, радоваться, сердиться, любить, отчаиваться,  чувствовать…

      -система речевых действий: говорить, сообщать, просить, требовать, ругать, жаловаться..

    Анализ  многообразия языковых средств, используемых при описании человека как носителя психической реальности, позволяет  выделить определенную систему координат, которая может быть использована для характеристики этой реальности в целом. Поскольку психика человека определенным образом противопоставлена  психике животных, поэтому, в частности, характеристика психической реальности должна быть иерархизирована в зависимости от принадлежности феномена соответствующему уровню психической организации. Ликовать и торжествовать могут только люди, радоваться — все высшие животные, опасаются только люди, боятся и животные. Хотеть могут и животные и люди, мечтать, жаждать мщения могут только люди, возмутиться и рассердиться может только человек, разъяриться и разозлиться могут и животные и люди.

    Психика существует как целенаправленная, целеориентированная активность. «Сжиться», «адаптироваться», «акклиматизироваться» используются для характеристики биологического процесса приспособления к новым условиям существования, «приноровиться», «приладиться», «примериться» предполагают намеренность усилий. По критерию целенаправленности отличаются: прикидываться (больным), симулировать болезнь в отличие «оказаться больным». Синонимы «посещать», «навещать», «проведать», «наведаться» предполагают тонкую дифференцировку целей. Если цель — знакомство с культурными ценностями (посещать музей), выполнение служебных обязанностей (прием посетителей), использование объекта (посещение столовой), то предпочитается «посещать», если цель — поддержание человеческих контактов (узнать о самочувствии), то «навещать», «проведать», если цель посещения неожиданна или неприятна для тех, к кому приходят — «наведываются». «Пишут картину» с целью создания произведения искусства, «рисуют» для собственного удовольствия, «исполняют» для публики, в официальных условиях, «поют» для себя.

«Критикуют» с целью устранения недостатков, «обличают» с целью показать, что объект обличения обладает коренными недостатками, «порочат», следуя неблаговидной цели. Психически регулируемая активность всегда мотивирована. Но при этом, например, «сетуют», когда имеется желание поделиться с кем-либо информацией в надежде на, понимание, но без ожидания конкретного результата. «Сулят» и «хнычут», когда хотят, чтобы нежелательное положение вещей было исправлено. «Хвастаются», когда хотят повысить свою значимость в глазах собеседника, «бахвалятся», будучи не в состоянии сдержать порыв самодовольства.

    Отдельный психический процесс, функция всегда так или иначе опосредствованы связью с другими ингредиентами психической реальности, что придает им ту или иную окраску (дополнительный обертон). «Радоваться» может любой человек, а «торжествуют» (по поводу своей правоты) люди, склонные к злорадству. «Восхищаться» может любой, а «восторгаются» люди, склонные к экзальтации, «стыдиться» может любой, «смущаются» и «конфузятся» чаще робкие, застенчивые люди. «Чудится» чаще всего связанное со слухом (чу, слышится топот), а «мерещится», чаще связанное со зрением (привиделось). «Ликование» обычно сопровождается двигательной активностью, «радость» может переживаться тихо, про себя. «Обидеться» можно без всяких (по крайней мере отчетливых) мимических проявлений, «дуться» чаще предполагает надутые губы. «Предупреждение», «предостережение» могут не сопровождаться жестами, «угроза», «мольба» чаще сопровождаются жестикуляцией. «Рассчитывая» и «полагаясь» на кого-либо, мы выступаем как существа рассудочные, «надеясь» или «уповая» — как существа эмоциональные. «Переживание стыда» сопровождается или основывается на рациональной оценке своего поступка, в «смущении» и «конфузе» преобладает непосредственная эмоциональная реакция.

    Человеческое  поведение всегда личностно ориентировано, содержит в себе (имплицитную) оценку партнера, собеседника, адресата. «Пилить» и «грызть» (в значении ругать) можно только человека, «поносить», «крыть», «критиковать» —  людей и социальные институты, «ругать» можно и погоду. «Упрекают» и «выговаривают» за конкретный поступок, «ругают» и «бранят» человека. «Дорожат» объектом в целом, «ценить» можно и за отдельные свойства («я ценю Ваше упорство»). «Надеются» на обычных людей, стандартные обстоятельства, «уповают» на могущественных людей и высшую силу. «Жалуются» конкретно кому-то с надеждой на что-то, «ропщут», не имея в виду конкретного адресата. «Жалуются» и «плачутся» обычно тем, кого считают находящимися в лучшем положении, «сетовать» можно товарищам по несчастью. «Советовать» можно любому, «консультирует» обычно специалист. «Разлучаются» с близкими, «расходятся» с друзьями, «распрощаться» можно с подчиненными. «Сердятся» обычно на тех. кто занимает более высокое положение в социальной и возрастной иерархии, «отчитывают» подчиненных.

    Лексическая номинация психических феноменов  предусматривает выделение в  них параметров частоты наступления, интенсивности протекания, ширины, глубины, масштаба охвата. психической реальности в целом, длительности существования, скорости протекания. «Мечтать» интенсивнее, чем «хотеть»; «ждать» интенсивнее, чем «мечтать»; «ликовать» интенсивнее, чем «радоваться»; «страсть» интенсивнее, чем «любовь». «Пристраститься», «приохотиться» — стремиться к более частому повторению каких-либо переживаний. «Радоваться» глубже, чем «ликовать»; «любовь» глубже, чем «страсть»; «восхищение» глубже, чем «восторг». «Ошибка» может быть мелкой, несерьезной, случайной; «заблуждение» предполагает глубокое отклонение от истины. «Обдумывать» в сравнении с «придумывать» предполагает большую широту, тогда как последнее — большую глубину. «Ждать» можно всю жизнь, «поджидать» — обычно в определенный момент времени. «Схватывать» в сравнении с «понимать» указывает на ускорение осмысления, а «доходить», «допирать» на замедление в сравнении с обычными параметрами.  

    6.2. Четырехаспектная модель психики Б. Г. Ананьева.

      Иной в сравнении с изложенным  вариант структурирования составных элементов модельного описания психического облика человека содержится в работах Б. Г.Ананьева.

    Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

    Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек  как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это , понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

    Человек как индивид обладает определенными  свойствами (рис.1). Ананьев выделял  первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил  свойства, присущие всем людям, такие  как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой  диморфизм (принадлежность к определенному  полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические cсвойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

ИНДИВИД

СВОЙСТВА   ИНДИВИДА

 

ПЕРВИЧНЫЕ                                                                               ВТОРИЧНЫЕ

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ                                                                                     ДИНАМИКА            ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕКИХ 

ФУНКЦИЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ

411 на слово «Психология»

Психология. В той или иной мере это все вокруг нас. Возвращаясь к началу, мы собираемся глубже изучить происхождение слова «психология». Как и в случае с любыми ранними концепциями, есть много движущихся частей, которые и по сей день продолжают развиваться, и слово «психология» не является исключением. Важно не только происхождение слова, но и те, которые заложили основу для того, во что превратилось слово «психология», а также многие дисциплины, появившиеся на свет благодаря науке психологии.

Для начала вспомним значение слова психология. Веб-сайт Merriam Webster определяет психологию следующим образом:

«1: наука о разуме и поведении. 2а: психические или поведенческие характеристики человека или группы. б: изучение ума и поведения по отношению к определенной области знания или деятельности; 3: теория или система психологии». 2

С годами слово «психология» и то, что влечет за собой психология, расширилось, проходя эволюцию роста. Совершив прыжок назад в Древнюю Грецию, мы начнем с корней слова «психология». Эндрю М. Колман из Университета Лестера, Англия, дает расширенное объяснение происхождения слова «психология»:

«Слово «психология» образовано от двух греческих слов. Первое, psyche, первоначально означало «дыхание», но позже приобрело дополнительное значение «душа», поскольку считалось, что дыхание указывает на то, что душа еще не покинула тело, а еще позже (в XVII веке) его значение расширилось до включить «ум». Эквивалентное латинское слово анима, от которого произошли английские слова «животное» и «одушевленный», также в начале жизни означало «дыхание», а позже развилось в дополнительное значение «разум». Второе греческое слово, логос, первоначально означало «слово», а позже его значение расширилось, включив в него «дискурс» и, наконец, «науку». Следовательно, согласно своим греческим корням, психология — это буквально наука о разуме». 1

Далее на веб-сайте Merriam Webster сообщается, что:

«Слово психология образовано путем сочетания греческого psychē (означающего «дыхание, принцип жизни, жизнь, душа») с –logia (что происходит от греческого logos, означающего «речь, слово, разум»). Раннее использование появляется в переводе Николаса Калпепера середины 17-го века книги Симеона Партлиза «Новый метод медицины », в которой утверждается, что «Психология — это знание души». Сегодня психология занимается наукой или изучением ума и поведения. Многие отрасли психологии различаются по конкретным областям, к которым они относятся, например, психология животных, детская психология и спортивная психология».

Хотя Вебстер раскрывает раннее использование этого слова, оно появляется в 17-м переводе Николаса Калпепера, статье 1964 года, опубликованной в Acta Instituti Psychologici Universitatis Zagrabiensis2 Марко Маруличем под названием Автор термина «психология». указывает на Рудольфа Гоклениуса Старшего как на первого человека, который ввел термин «психология».

Согласно статье 1964 года:

«Рудольф Гёкель (1547-1628), в философской литературе более известный под своим латинизированным именем Гоклениус, был профессором физики, математики, логики и этики в университете своего родного города Марбурга на Лан. По своей философской позиции он принадлежал к так называемым «семирамистам», т. е. к группе аристотелевцев, находившихся на полпути между сторонниками диалектического истолкования аристотелевского учения, как Меланхтон, и сторонниками его аверроистического толкования, как Пьер де ла Раме (Пьер де ла Раме). Петрус Рамус, 1515-1572) и его последователи («рамисты»). Помимо нескольких трактатов из области логики и философского словаря («Lexicon philosophicum»), Гёкель опубликовал трактат в Марбурге в 159 г.0, озаглавленный «юкология hoc est de hominis perfectione, anima, ortu». Эта работа, насколько известно сегодня, действительно является первой сохранившейся печатной книгой, содержащей слово «психология» в его греческой форме, причем написанное греческими буквами».

Интересно, что в журнальной статье 1973 года под названием «Происхождение и эволюция термина «психология» » говорится, что «…Йоханнес Томас Фрейгиус использовал этот термин за пятнадцать лет до Геккеля». 3

Не говоря уже о том, кто сказал это первым, слово «психология» использовалось для описания науки о разуме на протяжении сотен лет. На протяжении этих лет, по мере того, как развивалось само слово, психология как наука развивалась и расширялась, охватывая широкий спектр дисциплин. Вначале психология охватывала две ветви: исследовательскую и практическую. Сегодня психология также изучает психологию дорожного движения, онлайн-психологию, духовную психологию и многое другое. Дисциплины развивались на протяжении многих лет и продолжают совершенствовать определение психологии, а также наше понимание человеческого разума и поведения.

Независимо от того, изучаете ли вы сегодня слово «психология» впервые или уже много лет изучаете многие дисциплины, вам предстоит еще так много узнать и изучить.

Psychology Disciplines (non-exhaustive list)
Abnormal psychology
Activity theory
Analytical psychology
Anomalistic psychology
Applied Behavior Analysis
Applied psychology
Asian psychology
Behaviorism
Biological psychology
Cognitive neuropsychology
Cognitive psychology
Community psychology
Comparative psychology
Клиническая психология
Психология потребления
Психология консультирования
Criminal psychology
Critical psychology
Cross-cultural psychology
Developmental psychology
Differential psychology
Discursive psychology
Distributed cognition
Ecological psychology
Экономическая психология
Педагогическая психология
Engineering psychology
Environmental psychology
Evolutionary psychology
Experimental psychology
Forensic psychology
Health psychology
Humanistic psychology
Imaginal psychology
Производственная и организационная психология
Следственная психология
Legal psychology
Mathematical psychology
Media psychology
Medical psychology
Military psychology
Music psychology
Neuropsychology
Occupational health psychology
Психология мира
Психология исполнения
Психология личности
Physiological psychology
Police psychology
Political psychology
Positive psychology
Pre- and perinatal psychology
Psychohistory
Psycholinguistics
Psychology and law
Психология искусства
Психология употребления мяса
Psychology of religion
Psychometrics
Psychonomics
Psycho-oncology
Psychopathology
Psychophysics
Psychophysiology
Psychotherapy
Quantitative psychology
Школьная психология
Ситуативное познание
Социальная психология
Social neuroscience
Sport psychology
Systems psychology
Theoretical psychology
Traffic psychology
Transpersonal psychology

Reference:
1. https: //www2.le.ac.uk/departments/npb/people/amc/articles-pdfs/whatisps.pdf
2. https://www.merriam-webster.com/dictionary/psychology
3. https:// psychclassics.yorku.ca/Krstic/marulic.htm
4. https://www.jstor.org/stable/44020650?seq=1

Введение в психологию

ПсихологияНаучное исследование разума и поведения. это научное исследование разума и поведения . Слово «психология» происходит от греческих слов «psyche», что означает жизнь , и «логос», что означает объяснение . Психология — популярная специальность для студентов, популярная тема в средствах массовой информации и часть нашей повседневной жизни. Телевизионные шоу, такие как Доктор Фил 9В 0008 есть психологи, которые дают личные советы тем, у кого есть личные или семейные трудности. Криминальные драмы, такие как CSI , Обмани меня и другие, показывают работу судебных психологов, которые используют психологические принципы для раскрытия преступлений. И многие люди имеют непосредственные знания о психологии, потому что они посещали психологов, например, школьных консультантов, семейных терапевтов и консультантов по вопросам религии, брака или тяжелой утраты.

Поскольку в повседневной жизни мы часто сталкиваемся с работой психологов, у всех нас есть представление о том, что такое психология и чем занимаются психологи. Во многом я уверен, что ваши представления верны. Психологи работают в судебно-медицинской сфере, они консультируют и лечат людей, находящихся в бедственном положении. Но в мире сотни тысяч психологов, и большинство из них работают в других местах, выполняя работу, о которой вы, вероятно, не подозреваете.

Большинство психологов работают в исследовательских лабораториях, больницах и других полевых условиях, изучая поведение людей и животных. Например, мои коллеги с факультета психологии Мэрилендского университета изучают такие разные темы, как тревога у детей, толкование снов, влияние кофеина на мышление, как птицы узнают друг друга, как слышат богомолы, как люди из разных культуры по-разному реагируют на переговоры, а также факторы, побуждающие людей заниматься терроризмом. Другие психологи изучают такие темы, как алкогольная и наркотическая зависимость, память, эмоции, гипноз, любовь, то, что делает людей агрессивными или полезными, а также психологию политики, предрассудков, культуры и религии. Психологи также работают в школах и на предприятиях и используют различные методы, включая наблюдение, анкетирование, интервью и лабораторные исследования, чтобы помочь себе понять поведение.

Эта глава представляет собой введение в широкую область психологии и множество подходов, которые психологи используют для понимания человеческого поведения. Мы рассмотрим, как психологи проводят научные исследования, с обзором некоторых из наиболее важных подходов, используемых и тем, изучаемых психологами, а также рассмотрим различные области, в которых работают психологи, и карьеры, которые доступны людям со степенью в области психологии. Я ожидаю, что вы обнаружите, что по крайней мере некоторые из ваших предубеждений о психологии будут подвергнуты сомнению и изменены, и вы узнаете, что психология — это область, которая предоставит вам новые способы осмысления собственных мыслей, чувств и действий.