Психически неуравновешенный человек признаки: Каковы ранние признаки психических расстройств?

Содержание

Каковы ранние признаки психических расстройств?

Вопрос: Каковы ранние признаки психических расстройств?

Ответ: Характерными признаками психического или поведенческого расстройства являются нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм. В большинстве случаев эти симптомы связаны с угнетенным состоянием человека и препятствуют выполнению им своих функций.

При психических расстройствах развиваются симптомы, которые замечают пациенты или их близкие. Эти симптомы включают:

  • физические симптомы (например, боль и нарушения сна)
  • эмоциональные симптомы (например, ощущения печали, страха или тревоги)
  • когнитивные симптомы (например, трудности четкого мышления, патологические убеждения, нарушение памяти)
  • поведенческие симптомы (например, агрессивное поведение, неспособность выполнять повседневные функции, злоупотребление психоактивными веществами)
  • перцептивные симптомы (например, пациенту кажется, что он видит или слышит то, что не видят и не слышат другие люди).

Для различных расстройств характерны конкретные ранние признаки. Людям, у которых проявляются один или более перечисленных выше симптомов, настоятельно рекомендуется обращаться за профессиональной помощью в случае, если эти симптомы устойчивы, вызывают в значительной степени угнетенное состояние или препятствуют выполнению повседневных функций.

В число психических расстройств входят депрессия, злоупотребление психоактивными веществами, шизофрения, умственная отсталость, детский аутизм и слабоумие. Психические расстройства могут развиваться у мужчин и женщин в любом возрасте, независимо от их расовой и этнической принадлежности. Несмотря на то, что причины многих психических расстройств полностью не поняты, считается, что на их развитие влияет сочетание таких биологических, психологических и социальных факторов, как стрессовые жизненные события, трудная обстановка в семье, болезни мозга, наследственность или гены, а также медицинские проблемы.

В большинстве случаев психических расстройств возможна их диагностика и эффективное лечение.

Ссылки по теме

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ( КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧУ)

Признаки психических расстройств, а также частота их возникновения являются распространенным вопросом, волнующим население в последние годы.  Особенно это актуально в связи с тем, что темп жизни неукоснительно растет, а ресурсы человеческой нервной системы остаются на прежнем уровне. Очень часто психические нарушения развиваются постепенно, ступенчато, привнося черты в психику человека, ранее ему не свойственные, соответственно, есть хорошие шансы вовремя их заметить и оказать должную медицинскую помощь.

По последним данным, психические расстройства выявляются у 25-30% населения, то есть у каждого четвертого в мире. Однако примечательно, что при этом 75-80% больны непсихотическими, легкими психическими нарушениями. Серьезные психические заболевания, такие как шизофрения, встречаются в 6-17% случаев. Алкоголизм — в 60%.

Необходимо помнить, что психическое расстройство – не приговор, так как при достаточном и своевременном лечении у специалиста, а также ответственном отношении и внимательности к своему состоянию,  симптомы психических расстройств могут быть купированы, (а зачастую само расстройство может быть полностью вылечено), что поможет сохранить прежний социальный, профессиональный статус и уровень качества жизни.

 

ПРИЗНАКИ

Астенический синдром. 

Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна, чувство разбитости, повышенной утомляемости, неспособность справляться с до этого привычной нагрузкой на работе, учебе.

Навязчивые состояния.

В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, неприятных мыслей, «застревающих, крутящихся в голове», страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных, необычных действий.  Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить — выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду. Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо — это тоже навязчивость. Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида — тоже навязчивое состояние.

 

Изменения настроения.

Особенно важно обратить внимание не сколько на кратковременные изменения под воздействием сиюминутных факторов, сколько на изменения настроения, ранее не свойственные человеку, длительные, от 2 недель и более.

  • Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности, греховности, о смерти, об отсутствии будущего, надежды на лучшее и пр.
  • Неестественное легкомыслие, беззаботность.
  • Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
  • Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
  • Апатия, болезненное ощущение у себя отсутствия эмоций.
  • Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
  • Раздражительность, гневливость, агрессивность
  • Невозможность удержать эмоции, плаксивость, легкие срывы на крик в беседе
  • Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания или наоборот исчезновение либидо, отсутствие утренней эрекции у мужчин

Необычные ощущения в теле.

Покалывания, жжение в коже, ощущения жжения, давления «выкручивания» в теле, шевеления «чего-либо внутри», «шуршания в голове»,  наличия посторонних предметов в организме – могут сигнализировать о нарушениях в нервной системе.

Ипохондрия.

Выражается в навязчивом, одержимом поиске у себя тяжелых заболеваний и расстройств, болезненном «прислушивании» к малейшим изменениям состояния своего организма. При этом пациент зачастую не верит врачам, требует повторных и более глубоких исследований, полностью сконцентрирован на поиске у себя тяжелых заболеваний, требует к себе отношения как к больному.

Нарушения аппетита.

Важно обратить внимание как на внезапное усиление аппетита — «волчий аппетит», так и на его резкое снижение и извращение вкусовых предпочтений. Причина может быть как в заболевании желудочно-кишечного тракта, так и в общей подавленности состояния, либо болезненной убежденности в излишней полноте при ее отсутствии. Также важно, если ранее вкусная пища утратила ее вкусовые качества, стала пресной, безвкусной, « как картон».

Иллюзии

Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.

Примеры иллюзий:

  • узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
  • размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
  • стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
  • тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.

Галлюцинации

Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно. Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании. Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие. Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.

  • При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.
  • Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.
  • При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.
  • Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.

Изменения мышления

Ранее не свойственные переоценка собственных возможностей или способностей, убежденность в собственной исключительности, увлечение эзотерикой, магией, внезапно появившаяся вера в сверхъестественное.  Темп течения мыслей в голове также может меняться, либо становиться некомфортно медленным, либо столь быстрым, что порой очень сложно сконцентрировать внимание на одной мысли.

Бредовые мысли.

Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают значимость, определяющую все поведение. Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.

Десоциализация.

Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в психических расстройствах. Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог — это повод для беспокойства о его психическом здоровье. Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, может уволиться с работы без веской для этого причины, забросить свою карьеру, прежние цели и интересы, в обществе может начать вести себя шокирующе — совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.

Склонность к собирательству или неумеренная щедрость

Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека. Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.

Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом. Следует особо обратить внимание на это состояние, особенно когда человек начинает неожиданно активно посещать банки и оформлять кредиты.

Как отличить психически нездорового человека от нормального? — Нож

Социальная критика психиатрии не ограничивалась чисто историческими работами и абстрактными рассуждениями о роли психически больного в обществе. Тезис о том, что безумие имеет социальную природу, необходимо предполагал, что то, что происходит в самой психиатрической клинике, также может быть полностью описано и объяснено социально.

Критические исследования психиатрических клиник ставили под сомнение адекватность психиатрических методов и демонстрировали, что психиатры не в состоянии предоставить работающий механизм опознания психического расстройства, а различие между психически больным и здоровым человеком в действительности определяется социальными факторами.

Одним из наиболее ярких и наглядных примеров исследования психиатрических клиник был эксперимент Дэвида Розенхана, проведенный в 1973 году.

Задача эксперимента состояла в том, чтобы проверить, могут ли психиатры действительно отличать психически больных людей от психически здоровых на основании тех симптомов, которые они демонстрируют.

В ходе эксперимента восемь людей разного возраста, пола и профессионального статуса (в их числе было три психолога, психиатр, педиатр, художник и домохозяйка) обращались в психиатрические клиники с одной и той же жалобой. Каждый из пациентов жаловался на то, что слышит незнакомые смутные голоса, которые произносят слова «пустота», «горе» и подобные.

Практически сразу после поступления в клинику все псевдопациенты заявляли, что перестали слышать голоса, а также прекращали демонстрировать любые симптомы ненормальности. Тем не менее каждый из обратившихся в клинику получил тот или иной диагноз; в большинстве случаев это была «шизофрения в стадии ремиссии». При этом все псевдопациенты прошли серьезное обследование, и в большинстве случаев госпитализация заняла достаточно длительный промежуток времени.

В ходе последующих экспериментов персонал клиник получал предупреждение, что в ближайшие месяцы к ним могут обратиться псевдопациенты; зная об этом, врачи и персонал оценивали вероятность того, что пациент притворяется.

В действительности в этот период Розенхан и его коллеги не направляли исследователей в клинику. Тем не менее за эти месяцы десятки пациентов попадали под подозрение как симулянты.

Первый вывод, к которому приходит Розенхан на основании проведенных экспериментов, заключается в том, что существующие методы диагностики несовершенны. «Любой процесс диагностики, который легко приводит к крупным ошибкам подобного рода, не может считаться очень надежным».

Но значение этих экспериментов состояло не в том, чтобы просто показать, что отдельные методы психиатрической диагностики не обладают высокой степенью надежности.

Это исследование позволяло сделать более сильный вывод: в психиатрии в принципе нет собственных работающих методов различения психически больных и психически здоровых людей.

Наглядность эксперимента и широкая реакция, которую он вызвал, демонстрировала, что эта проблема очевидна даже людям, которые не имеют прямого отношения к психиатрической практике.

Но если психиатрия не обладает методом различения больных и здоровых, то за счет чего тот или иной человек может быть назван психически больным? Объяснение, выдвигаемое Розенханом, таково: как только человек по тем или иным причинам «назначается» психически больным, все его поведение с этого момента начинает рассматриваться через призму ненормальности. Ярлык «ненормальности» автоматически навешивается на любого, кто пребывает в госпитале: «сама больница навязывает среду, в которой значение поведения легко может быть интерпретировано неверно»; поэтому не существует адекватных средств, чтобы отличить психически здорового человека от психически больного, если оба находятся в клинике.

Даже если человек в клинике на самом деле здоров, все его действия воспринимаются через призму его «расстройства».

Например, псевдопациенты в эксперименте Розенхана вели дневники, где описывали происходящее с ними. Персонал больницы считал ведение записей проявлением «ненормальности». А когда один из псевдопациентов просто прогуливался по больничному коридору, медсестра предположила, что он прохаживается по коридору из-за того, что сильно нервничает.

Те же самые действия здоровых людей были бы истолкованы совершенно иначе. Точно так же самая обычная биография человека, который находится в клинике, всегда рассматривается врачами из перспективы его расстройства — и в ней находятся «патологические» эпизоды.

Итак, в результате исследований клиник был выдвинут сильный тезис об отсутствии действительных различий между психическим здоровьем и психической болезнью, которые могут быть выявлены средствами психиатрической науки. Видимая «ненормальность» поведения психически больного часто объясняется тем, что он приобретает «девиантный ярлык» и действует в соответствии с этой ролью. То, что человек получает такую роль, связано с попаданием в психиатрическую ситуацию.

Но если пациенты не отличаются от психически здоровых людей (или, по крайней мере, нет четких методов, позволяющих проводить это различие), то почему некоторые люди попадают в клинику, а некоторые — нет?

Ирвинг Гофман, исследуя причины госпитализации, демонстрирует, что у «карьеры» человека в качестве пациента всегда есть социальное начало, связанное с нарушением порядка. «„Личные истории“ большинства пациентов психиатрической больницы документируют отклонения, направленные против тех или иных механизмов, обеспечивающих упорядоченное проживание лицом к лицу: против дома и семьи, рабочего места, какой-то полупубличной организации, например церкви или магазина, какого-то публичного региона, например улицы или парка».

Разумеется, не любое нарушение порядка необходимо приводит к госпитализации и признанию человека психически больным. Однако в случае заинтересованности других агентов и при наличии соответствующих обстоятельств (например, «алкоголика отправляют в психиатрическую больницу, потому что в тюрьме нет свободных мест») человек становится пациентом психиатрической клиники.

Исследования клиники показывали, как «создается» психиатрический диагноз и человек приобретает маркер душевнобольного, из-за чего другие впоследствии «видят» все его поведение через призму его «расстройства».

НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК — Russian Perspective

Неуравновешенный человек… Каковы его характеристики? Много ли таких? И как их распознать? Если вам когда-либо приходилось общаться с человеком, которого можно охарактеризовать, как неуравновешенного, то вы наверняка скажете, что это было нелегко.

Первое впечатление часто обманчиво, а уж определить по человеку, которого вы видете впервые, насколько он уравновешен, тем более, сложно. Такие люди достаточно часто выглядят очень тихими, сдержанными и вполне спокойными. Порой и представить трудно, что в какой-то момент этот человек вдруг начнёт истерить, проявлять агрессию или на ровном месте раздувать конфликтные ситуации. Вспышки гнева, необоснованное агрессивное поведение, резкая смена настроения очень характерна для них.

Чтобы помочь таким людям и смягчить их эмоциональные приступы, и чтобы самому не пострадать от этих проявлений, хорошо бы уметь распознавать их заранее и знать как себя правильно вести, как реагировать и как с неуравновешенными людьми общаться.

По причине непредсказуемости их поведения общаться с ними не просто. Никогда не знаешь что именно и как воздействует на такого человека и какой будет его реакция. И все же есть признаки, которые не просто характерны для неуравновешенных людей, но и выдают их: выражение лица такого человека зачастую напряжено, оно будто застывшее, а само поведение, часто, не естественное, скованное, они редко улыбчивы. Может сложиться впечатление, что этот человек напрягается, чтобы себя контролировать. А может быть и наоборот, человек выглядит откровенно нервозным, раздражённым, говорит резко и почти всегда на повышенных тонах. Всё это может сопровождаться какими-то навязчивыми движениями.

Настроение неуравновешенных людей может измениться в любой момент безо всяких видимых причин. Безобидное, казалось бы, замечание может спровоцировать у них истерику или вспышку гнева. А причина тому – внутреннее напряжение. В такой момент лучше под руку не попадаться, потому что реакция может быть как относительно безобидной, так и агрессивной и даже представляющей опасность.

Справедливости ради, нужно сказать, что практически каждый взрослый человек когда-то сам испытывал моменты неуравновешенности. При совокупности каких-то обстоятельств, такое может случиться с каждым из нас.

Но разница в том, что обычно люди, выйдя из равновесия, легко возвращаются обратно. Главное отличие неуравновешенного человека состоит именно в том, что ему вернуться в состояние равновесия очень трудно. Более того, каждый такой приступ, каждый такой выход, с каждым разом проявляется ещё сильнее. Другими словами – чем дальше, тем больше он идёт «вразнос».

Люди с этой проблемой не изолированы. Они живут среди нас, мы общаемся с ними. Это могут быть соседи, коллеги, знакомые. Хорошо, если у вас есть выбор и только от вас зависит общаться вам или нет с таким человеком. А если это кто-то из вашего окружения, близкий человек, родственник? Как быть?

Здесь важно знать и соблюдать несколько основных правил.

Во-первых, столкнувшись с такими людьми, ни в коем случае не нужно конфликтовать! Мудро и правильно во избежание конфликтов, обходить все острые углы и постараться не провоцировать их критикой, упрёками или какими-то обидными замечаниями. Потому как реакция неуравновешенного человека на такие вещи может быть неадекватной. Даже если вы хотите по-доброму сделать замечание и, таким образом, чего-то добиться и что-то подкорректировать – не исключено, что реакцией на ваше замечание может стать вспышка неконтролируемой агрессии.

Ведите себя с такими людьми крайне осторожно. В разговоре тщательно обдумывайте каждое своё слово и каждый поступок, стараясь не провоцировать срывов.

Если уж такой нервный срыв произошёл, то лучшее, что вы можете сделать, – это вести себя спокойно, подчёркнуто вежливо, максимально отстраняясь от ситуации и не втягиваясь в неё эмоционально.

Совершенно бессмысленно возражать, спорить и ругаться! Позвольте неуравновешенному побуянить. Наберитесь терпения и молча выслушайте все, что он говорит. Порой, крайне сложно это выслушивать и, тем более, сохранять при этом доброжелательность и спокойствие, но это единственно правильная реакция с вашей стороны.

Очень важно в такие моменты помнить, что чаще всего неуравновешенные люди ведут себя так не потому, что они плохие или злые, а потому, что в глубине души они чувствуют себя очень неуверенными, растерянными и даже испуганными.

А эти все срывы, в большинстве случаев, всего лишь попытки восполнить недостающее внимание со стороны других людей и установить контроль над ситуацией.

Если вашего терпения хватит на то, чтобы внимательно и доброжелательно выслушать эмоционально нестабильного собеседника, дав ему понять, что вся ситуация у него под контролем, то, возможно, после этой эмоциональной вспышки, он и сам поймёт, что с его стороны это было нехорошо, некрасиво, неправильно… Однако, через время, всё повторится вновь.

Иногда, неуравновешенное поведение связано с настоящим психическим расстройством. Когда вы видите, что человек не утихомиривается, а наоборот, ещё больше распаляется и на все ваши попытки его успокоить просто не реагирует, если его поведение становится опасным и вы видите, что он может причинить вред себе или тем, кто рядом, тогда необходимо обращаться за медицинской помощью и делать это своевременно.

С людьми неуравновешенными лучше вообще не иметь никаких серьёзных дел. На них трудно положиться, потому что никогда не знаешь, чего от них ждать. Их поведение непредсказуемо.

Если среди людей вашего окружения есть откровенно неуравновешенные, то выработайте новую тактику общения с ними.

Не возражайте, не спорьте, ни в коей мере не уподобляйтесь им, а действуйте противоположным образом, то есть, удерживайте спокойствие, ровное состояние и максимально доброжелательно воспринимайте их вспышки гнева.

Если общаясь с малознакомым человеком, ваши взгляды по каким-то вопросам противоположны и мнения расходятся, то обратите внимание на реакцию вашего собеседника. Как он отреагирует на ваши слова? Сдержанно и спокойно или начнёт с пеной у рта доказывать вам как вы не правы? Если так, то , вероятнее всего, перед вами человек неуравновешенный. Если человек взрывается даже по пустякам, то чего же ждать, когда речь пойдёт о чем–то более серьёзном? Вы сами примите решение: сближаться с таким человеком или держаться от него подальше.

Лилия Сосина

О себе говорить не просто.. Недостатки выпячивать неразумно, а хвалить себя не прилично. Думаю, что читая мои статьи, вы сами всё поймёте и всё почувствуете. Благодарю Бога за щедрость ко мне. Я 37 лет в браке. Двое детей. Всю жизнь занималась любимым делом. Как педагог по образованию работала учителем в школе, была школьным психологом, преподавала Этику и психологию семейных отношений. В Америке в мою жизнь пришло радио, телевидение и журналистика. Убеждена, — всё, что отдано — твоё! Очень хочется, чтоб посетив эту страничку , вам захотелось бывать здесь еще, чтоб каждый нашёл для себя что-то полезное, поделился чем-то интересным, задумался над чем-то важным …

Помощь близкому при психическом расстройстве

Основные понятия

В настоящее время много говорят о росте числа психических расстройств в обществе, однако многие люди имеют очень неопределенные представления об этом весьма размытом понятии. Несмотря на то, что сейчас психиатры делают все возможное, чтобы как можно лучше информировать население о стрессах, депрессии, тревоге, неврозах, более тяжелых психических расстройствах, литературы, написанной экспертами для простого обывателя крайне мало, а в интернете встречается изобилие информации, написанной либо сложным языком, либо просто безграмотно. Все это в итоге приводит к тому, что такая информация не только противоречит действительности, но и вредит.


Невозможно в одной статье все «разложить по полочкам» и дать четкую инструкцию по взаимоотношениям между пациентом и его близкими, но есть возможность привести к целостной картине представление об этой сложной группе заболеваний (термины «заболевание» и «расстройство» с медицинской точки зрения во многом близки, но не тождественны*). Поэтому моя задача — познакомить читателя с этой сложной проблемой, в первую очередь связанной со взаимоотношениями и помощью страдающим тяжелыми психическими недугами.

*Самые основные термины желательно знать, тогда врачу будет легче помочь как самому больному, так и его близким. Кроме того, не стоит употреблять терминов, которые Вам недостаточно хорошо известны, лучше описывать ситуацию или состояние так, как Вы это понимаете.

Итак, психические (или душевные, потому что психея – в переводе с греческого означает душа) расстройства это болезненные состояния человека с психопатологическими (т.е., с психическими нарушениями) и поведенческими (т.е., проявляются не всегда, например, при неврозах, когда человек усилием воли держит себя в пределах культурного социума до определенного момента) проявлениями, обусловленными воздействием биологических, психологических, социальных и других факторов.

Не будем путать с психозами (или психотическими) расстройствами, которые характеризуются грубыми и противоречивыми окружающей обстановке нарушениями мышления, восприятия и поведения (бред, в медицинском, а не обывательском представлении; галлюцинации; психомоторное возбуждение; суицидальное поведение и т.д.).

Важно отметить, что проблема психических расстройств междисциплинарная и даже межведомственная, социальная. Нужна реабилитация, а не только лечение.

Что касается диагноза. Диагноз – определение и распознавание, указание на болезнь. В медицине, а особенно в психиатрии, не всегда постановка диагноза подразумевает лечение в строгом соответствии с диагнозом. Зачастую диагноз – это статистическая категория, необходимая для понимания, грубо говоря, чем сходно состояние одного больного с другим. 

У меня порой вызывает недоумение стремление человека посмотреть записи врача. Ведь специальная интерпретация, обоснование диагноза, терминология могут не только испугать и обидеть неподготовленного человека, а вызвать необоснованное недоверие к специалисту и, того хуже, усугубить нарушенное душевное равновесие, огорчить не только больного, но и родственников.  

Гораздо важнее доверять друг другу (врачу, пациенту, его близким), задавать интересующие вопросы. Именно на доверии достигается желаемый результат – излечение или стойкая ремиссия, если расстройство хроническое.

Я не буду в этой статье много расшифровывать понятия и термины. Поговорим по теме, соответствующей заголовку. Речь пойдет о таких заболеваниях как шизофрения, деменция, тяжелые депрессии, наркологические зависимости (алкоголизм, наркомании) и др. Попробую дать основные, своего рода «универсальные» рекомендации.

Рекомендации

1 ситуация: родственник (как 16-летний ребенок, так и старенький дедушка, в прошлом или настоящем научный работник) стал «каким-то не таким», начал замыкаться, раздражаться без видимой причины, хотя «агрессивным раньше он никогда не был», заговариваться, разговаривать сам с собой.

Обычно такое поведение вначале воспринимается как шутка, потом удивление, затем начинается дискуссия с больным человеком, что может привести к серьезным конфликтам и недоверию. Если Вы подозреваете у близкого Вам человека психическое расстройство (мы не берем экстренные ситуации, например, при выраженной агрессии, здесь уже вмешиваются полиция и медицинские работники), нельзя спорить. 

Желательно и не поддерживать болезненные заблуждения человека, постараться быть терпеливыми и заботливыми, уговорить близкого обратиться за медицинской помощью. К сожалению, в нашем обществе, когда речь идет о психиатрии, в большинстве случаев это вызывает усмешку, испуг, удивление, только не сочувствие и желание помочь больному человеку, тем более, если это относится к родственнику. Только потом, когда больной человек сможет почувствовать и даже понять, что помощь психиатра ему во благо, он сам потянется к ней.

На первоначальном этапе стоит попытаться уговорить человека успокоиться, оценить его степень адекватности (если раньше он доверял Вам, а сейчас безосновательно нет, понимает ли он Вас или находится весь в своих переживаниях и т. д.), понять, существуют ли угрозы для него и окружающих.

Насильно помочь человеку невозможно (недобровольная госпитализация в психиатрический стационар проводится только по решению суда), но сделать все возможное необходимо: привлечь родственников, которые правильно поймут и поддержат, авторитетных для больного людей, посоветоваться с врачом.

2 ситуация: пациента удалось привести к психиатру. Здесь могут быть 2 пути. Доктор поможет разобраться в ситуации, поставит диагноз, назначит лечение, даст рекомендации. Здесь все очень индивидуально. Но может быть и так, что врач дает рекомендацию, но ей не хочет следовать не только больной (в силу неадекватности), но и родственник.

Могу привести пример. Приводит к врачу-психотерапевту мать свою 20-летнюю дочь. У дочери болезненные ощущения в теле: кости по ее утверждению «ходят туда-сюда, проваливаются и больно». Обследовали все специалисты, проведены все исследования, в том числе МРТ, заболеваний никаких не обнаружено, симптомы не соответствуют предполагаемой физической патологии. 

Был поставлен диагноз психического заболевания, назначены препараты, через пару месяцев наступило значительное улучшение. Пациентка прекращает пить лекарства, через некоторое время приходит к врачу вместе с матерью, жалуется на ухудшение, уверяет, что лекарства не помогают, отказывается от помощи, выбегает из кабинета, мечется, говорит, что не хочет жить. Предлагается госпитализация, поскольку адекватные дозировки препаратов можно назначить только в стационаре, в ответ — категорический отказ. 

С трудом удается успокоить, уговорить сделать укол, соглашается возобновить прием лекарств. Врач предлагает матери вызвать психиатрическую бригаду для решения вопроса о госпитализации, в связи с суицидальным риском, на что получает ответ: «Ну убьет себя, значит судьба такая, я ее класть в психушку не буду». Под расписку отпущена домой. Мать звонит на следующей день, дочери становится немного лучше, затем пропадает на полгода. Снова звонок на личный телефон врача: дочь лежит в постели, не хочет вставать, жалуется на «движения в теле каких-то существ», вызывающих сильную боль. 

Даны рекомендации, больная наконец-то госпитализирована в психиатрический стационар с шизофренией. Выписана с улучшением, появилась критика к своему состоянию, подобрана адекватная терапия. 

Итог: к счастью, эта история закончилась благополучно, но пациентка промучилась несколько месяцев, пока мать поверила в необходимость госпитализации; пришлось назначать более тяжелые препараты, лечение затянулось.

Нет ничего страшного, если пациент отказывается от данного врача (например, пациент включил врача в свою бредовую систему) или сам врач понимает, что не сможет оказать адекватную помощь. Тогда необходимо привлечь коллег, направить в стационар, совместно с родственниками продумать варианты помощи и выбрать оптимальный. Бывает, что пациент возвращается после лечения, извиняется за свое поведение, поскольку не понимал болезненности и неадекватности на тот момент.

Не стоит менять специалистов (бывает ко мне приходят с десятками рекомендаций от разных врачей одной и той же специальности, что вызывает недоумение). Ну 2-3 мнения – это понятно, но больше 10!? Наиболее частая причина – не сразу помогают лекарства, побочные эффекты. 

Некоторые пациенты вскоре прекращают принимать лекарства, а многие заболевания хронические и требуют многомесячной, а то и многолетней поддерживающей терапии. Наступает закономерное ухудшение, новый врач не знает еще особенностей течения расстройства у данного больного, начинаются эксперименты с лечением, новый подбор медикаментов, формируется устойчивость к лечению, ранее эффективные препараты перестают действовать.

И еще: желательно, при первичном посещении врача принести если не все, то основные обследования, выписки, анализы. Психиатр – такой же врач, как и все остальные, и чем больше информации будет о пациенте, тем легче разобраться в диагнозе. Например, если у человека патология щитовидной железы, желательно принести последние анализы на гормоны, поскольку при изменении гормонального фона меняется и душевное состояние (раздражительность, нарушения сна, колебания настроения и т.д.). 

В ряде случаев антидепрессанты не только не нужны, а могут навредить, может быть стоит ограничиться назначениями эндокринолога и психотерапией. Пожилые люди, страдающие сахарным диабетом, могут путать события и даже вести себя неадекватно при повышении глюкозы в крови, здесь назначаемые нейролептики тоже не всегда необходимы.

3 ситуация: больной давно обследован, известен диагноз, но заболевание прогрессирует. Родственники начинают «искать чуда»: консультировать больного у ведущих специалистов, едут в главные научные центры, кто-то ищет помощи за границей.

У меня был ряд случаев, когда пациенты возвращались из США, Европы, Израиля и т.д. с жалобами, что было отказано в назначении препаратов, подобранных в России, либо просто лечение оказалось неэффективным, наступило ухудшение. Здесь я бы посоветовал найти специалиста, которому Вы доверяете и согласовывать с ним свои действия. Только вместе мы можем помочь больным людям оказать адекватную помощь и если не вылечить, то максимально возможно улучшить качество жизни.

4 ситуация: неизлечимо больной в конечной стадии. Бытует мнение, точнее очередной миф, что от психических болезней не умирают, однако психические заболевания – такие же, как и соматические (т.е. болезни тела), только болен мозг, независимо есть там видимый очаг (например, в следствие черепно-мозговой травмы поврежденный участок мозга) или нет. Например, выраженное прогрессирующее слабоумие, конечная стадия алкоголизма с полиорганными нарушениями, терминальная стадия при злокачественных формах шизофрении и другие. Здесь приходится решать индивидуально, в зависимости от конкретного случая.

«Если человека нельзя вылечить – это не значит, что ему нельзя помочь».

Если уж суждено умереть, это легче сделать среди любящих родственников на своей кровати, даже если человек ничего не понимает и никого не узнает. Но он ЧУВСТВУЕТ отношение к нему. Как чувствует маленький ребенок ласку матери, улыбается или плачет, когда мама ушла. Вы скажете – сравнение никакое, дети – это наше будущее, а здесь умирающий и ничего не понимающий человек. Да, это так, но надо понимать, что любой из нас может, не дай Бог, оказаться на месте этого человека…

Ухаживающие за больными

Ну и несколько слов о помощи для тех, кто ухаживает за больными. Здесь трудно давать конкретные рекомендации, ясно только одно: нельзя вставать в позицию ни спасателя, ни жертвы, нужно просто выполнять свой человеческий долг по мере сил и возможностей. Не забывайте про себя. 

Любой человек, проживающий с больным и тем более ухаживающий за ним, испытывает громадный личный и эмоциональный стресс. Поэтому следует подумать о том, как Вы будете справляться с болезнью в будущем. Разобравшись, как следует в собственных эмоциях, Вы сможете более эффективно справляться как с проблемами больного, так и с Вашими собственными проблемами. Вам, возможно, придется испытать такие эмоции, как горе, стыд, гнев, смущение, одиночество и другие.

Для некоторых людей, ухаживающих за больным, семья является лучшим помощником, другим она приносит лишь огорчения. Важно не отвергать помощь других членов семьи, если они располагают достаточным количеством времени, и не пытаться нести подчас нелегкое бремя ухода за больным одному. 

Если члены семьи огорчают Вас своим нежеланием помогать, или из-за недостатка сведений о данном расстройстве критикуют Вашу работу, Вы можете создать семейный совет для обсуждения проблем по уходу за больным. В частности, принять решение привлечь наемного работника, хотя бы на период времени, необходимый для Вашего отдыха и восстановления сил, и при необходимости, лечения.

И последнее. Не держите проблемы в себе. Ощутив, что Ваши эмоции являются в Вашем положении естественной реакцией, Вам будет легче справиться со своими проблемами. Не отвергайте помощь и поддержку других, даже если Вам кажется, что Вы их затрудняете. Даже сами психотерапевты (казалось бы, знающие, как максимально уменьшить стресс) часто имеют своего психотерапевта, и плохо тому врачу, который пренебрегает помощью своих коллег.

Информацию для Вас подготовил:

Аронов Павел Владимирович — врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент. Врач ведет прием в корпусе клиники на Бауманской.


Иногда причины психических расстройств следует искать в несчастном детстве – Наука – Коммерсантъ

В основе развития психических расстройств лежат многие причины — как психологические, так и биологические, причем вторые часто связаны с наследственностью. Существенное неблагоприятное влияние на психическое здоровье оказывают психические травмы детского возраста, в первую очередь различные виды физического, сексуального и эмоционального насилия.

Типичную сцену эмоционального насилия над детьми мы можем наблюдать ежедневно в любом российском городе: мать или отец кричат на ребенка. Нередко бывает так, что мать сама подвергается насилию (хотя бы эмоциональному) со стороны мужа либо один или оба родителя в детстве находилась в агрессивной среде, для которой повышенный тон и систематическое унижение со стороны окружающих — родителей, учителей, сверстников — является нормой. Серьезной травмой для ребенка является наблюдение домашнего насилия: например, когда ребенок видит избиение матери отцом или даже просто слышит злобные перепалки между родителями.

По тяжести неблагоприятных последствий к пережитому в детстве насилию приравнивается пренебрежение детьми, подразделяющееся, в свою очередь, на физическое и эмоциональное. Пример физического пренебрежения: младенец плачет в мокрых пеленках, ему холодно и неудобно, но мать занята своими делами (или пьяна) и не обращает на него внимания. Пример эмоционального пренебрежения — равнодушная реакция родителей на плач и другие проявления душевного неблагополучия ребенка.

Современные исследования показывают, что тяжелые стрессы детского возраста могут иметь необратимые последствия для развития мозга и психики. С пережитым в детстве насилием или даже просто нехваткой родительской любви связаны такие изменения личности, как снижение самооценки и неуверенность в себе, склонность к тревоге и плохому настроению, легкость возникновения чувства вины. Неблагоприятные последствия невзгод детского возраста противоположного характера — агрессия и склонность к криминальному поведению. Многочисленные исследования указывают на достоверную и весьма прочную связь между неблагоприятными событиями детства и многими психическими расстройствами, включая депрессию, тревогу, расстройства личности и даже психозы, в том числе у больных шизофренией. Показано, что насилие над детьми ухудшает психическое здоровье не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни индивида. По данным исследователей из Института психиатрии Королевского колледжа в Лондоне, изучивших 23 544 случая депрессивного расстройства, плохое обращение с детьми не только существенно повышает риск развития депрессии в течение жизни, но и способствует таким ее неблагоприятным характеристикам, как затяжной характер, склонность к рецидивам и недостаточная реакция на антидепрессанты. Вызванные травмами детства снижение самооценки, депрессия и тревога повышают потребность индивида в алкоголе и других психоактивных веществах, включая никотин и запрещенные наркотики (следует отметить, что люди, страдающие психическими расстройствами, значительно чаще здоровых людей злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, а индивиды с зависимостью от психоактивных веществ значительно чаще окружающих обнаруживают симптомы депрессии, тревоги и других психических расстройств). Алкоголь позволяет быстро и легко преодолеть психологический дискомфорт, связанный с житейскими невзгодами или психическими расстройствами, и с этим, в числе прочих причин, связана его способность вызывать зависимость. Таким образом, в основе проблем с алкоголем, возникающих у не слишком счастливых людей и лиц с уязвимой психикой, сплошь и рядом лежат медицинские факторы, а не пресловутые «распущенность» и «слабоволие». Известный американский детский психолог Линда Палмер (Linda F. Palmer) говорит о том, что испытанный еще в младенчестве стресс может иметь необратимые последствия для всей жизни индивида.

Фото: Сергей Куликов, Коммерсантъ

Невзгоды детского возраста не только причиняют вред психике, но и нарушают процессы нормального развития и созревания мозга, препятствуя, в частности, нормальному формированию отделов мозга, с работой которых связаны память, внимание и другие когнитивные (познавательные) функции. Таким образом, дурное обращение с детьми может послужить причиной их неважной успеваемости, а также недостаточной способности к обучению в течение всей последующей жизни. Этим механизмом (наряду с другими причинами) объясняются трудности подъема по социальной лестнице для выходцев из агрессивных социальных низов.

Под влиянием тяжелых стрессов, в том числе психических травм детского возраста, уменьшается объем гиппокампа с последующим ослаблением его функций. Гиппокамп — древняя и важнейшая структура мозга, с нормальным функционированием которой связаны, в частности, консолидация (закрепление) памяти, образование новых нервных клеток (так называемых нейробластов) и переработка негативного эмоционального опыта. Атрофия гиппокампа под влиянием тяжелого стресса способна приводить к необратимым последствиям.

Немецкий нейропсихолог Томас Эльберт (Thomas Elbert) полагает, что тяжелые травмы детского возраста (например, пребывание ребенка в заложниках у террористов) способны навсегда разрушить личность: «Если ребенок пережил душевную травму, то он остается ранимым всю жизнь. Некоторые эксперты усматривают в этом адаптацию к опасному окружению, стратегию выживания. Лично мне так не кажется. Скорее, человек упирается в потолок своих возможностей. Это (гиппокамп.— авторы) слабое место в мозге. Мы просто не созданы для такого чудовищного опыта в столь нежном возрасте». Весьма примечательно в приведенном высказывании опровержение устойчивого представления о том, что невзгоды детства закаляют характер. Противостояние внешней агрессии может повышать собственную агрессивность (отсюда склонность некоторых индивидов с неблагополучным детством к насилию и насильственным преступлениям) и способность давать отпор обидчикам (если не приводит к изменениям личности противоположного рода — подчиняемости и готовности вновь становиться жертвой насилия), но при этом почти всегда тяжелые душевные травмы приводят к повышенной психической уязвимости, а следовательно, провоцируют подверженность психическим расстройствам.

Следует еще раз подчеркнуть, что травматичным для детской психики является просто сам по себе недостаток родительской (в первую очередь материнской) любви, который может наблюдаться во внешне благополучных («приличных») семьях. Типичный пример из клинической практики: семья с высоким социальным положением, родители заняты карьерой, дочь не получает достаточной эмоциональной заботы — при том, что ни в чем материальном семья не испытывает недостатка. Дочь воспитывается в чрезмерной строгости. Мать (отчасти намеренно, отчасти из-за холодности характера) никогда ее не хвалит, но при этом никогда не упускает возможности указать на неправильное поведение (вещи в доме разбросаны), неидеальную успеваемость (четверка за диктант вместо пятерки) и прочее. Что происходит с ребенком? Девочка растет с заниженной самооценкой (при этом у нее высокий интеллект и очень недурная внешность, но девочка невысоко оценивает как первый, так и вторую). Низкая самооценка и склонность к самоуничижению сохраняются, невзирая на отличный школьный аттестат и легкость поступления в хороший институт и последующую престижную работу. Девочка лишена честолюбия и карьерных устремлений, но быстро поднимается по служебной лестнице, поскольку умна, профессиональна и ответственна — никогда не подведет. Стоит отметить, что люди со склонностью к тревоге часто бывают подарком для работодателя — они никогда ничего не отложат на завтра, все сделают вовремя и с отличными результатами, они требовательны к себе и больше всего боятся не оправдать ожиданий и предстать в дурном свете перед руководством. Из-за низкой самооценки девочка выходит замуж за первого встречного (несмотря на великолепные внешние данные, она считает, что никому не нужна), и такой брак закономерно оказывается неблагополучным.

У таких детей может рано появляться и сохраняться на всю жизнь чувство вины перед матерью («мама не любит меня, потому что я не заслужила ее любви»). Неудачная семейная жизнь усугубляет вызванную травмой детства (отсутствием материнского тепла) склонность к тревоге и депрессии и еще больше снижает самооценку. Настроение снижено, в жизни ничего не радует (на работе — непрекращающиеся нагрузки и постоянные опасения не справиться с ними, дома — недалекий муж, с которым даже не о чем поговорить), никаких вдохновляющих перспектив не видно. И разумеется, в происходящем с ней девочка винит только себя. Ощущение собственного несчастья и никчемности побуждает начать иногда выпивать — главным образом, на корпоративных вечерах или в компаниях друзей (алкогольный дебют состоялся поздно, но не будем забывать, что девочка воспитывалась в строгости). Алкоголь здорово помогает уйти от неприятных переживаний, и девочка постепенно втягивается в привычку выпивать и без компании; это происходит тем более легко, что дед по материнской линии изрядно выпивал и неоднократно лечился по этому поводу. Когда девочка впервые оказывается в психиатрической больнице, куда она обратилась по настоянию мужа и где у нее диагностировали алкогольную зависимость в сочетании с депрессией, и об этом узнала ее мать, первой и практически единственной реакцией матери были упреки в неблагодарности («Я тебя вырастила, дала тебе образование, и чем ты мне заплатила за это? Пьянством?!»). Попытки врача объяснить матери, что это именно она (в чем, впрочем, ее нельзя винить) передала дочери унаследованную от отца генетическую предрасположенность к злоупотреблению алкоголем и с детства задавила свою дочь, оказались тщетными и привели лишь к тому, что гнев матери обратился и на него самого.

Излишним было бы говорить, что материнские упреки усилили застарелое чувство вины перед матерью и усугубили переживаемый пациенткой дискомфорт (она ведь и сама казнит себя за свой алкоголизм, относя его на счет собственной распущенности). Среди людей, склонных к депрессии, тревоге, сомнениям, сниженной самооценке и другим разновидностям душевного неблагополучия, среди индивидов, испытывающих потребность в алкоголе, довольно много недолюбленных детей, и поэтому одним из самых надежных способов вырастить здорового ребенка — просто его любить. И чрезвычайно важно при этом не скрывать свою любовь от ребенка — об этом очень убедительно говорится в блестящем эссе «Травмы поколений» психолога Людмилы Петрановской.

Каким может быть младенческий стресс, обрекающий ребенка на последующие хождения к психиатрам и далеко не всегда успешное лечение? Ребенок плачет, потому что он один, у него мокрые пеленки и он хочет есть, но родители не подходят к нему: они где-то прочитали или услышали, что с первых дней в жизни детей следует держать в строгости для их же блага, чтобы не разбаловать, что кормить младенца нужно по часам, а не тогда, когда он просит об этом, и что пореже следует брать его на руки.

Нужно признаться, что авторы этой статьи весьма скептически относятся к психоанализу Зигмунда Фрейда. Многие постулаты психоанализа (особенно раннего, классического) представляются нам спекулятивными и умозрительными. Но с чем психоаналитик, вне всякого сомнения, попал «в десятку», так это с учением о ранней детской травме.

Британский психиатр и психоаналитик Джона Боулби (John Bowlby) утверждает, что с первых дней жизни ребенок должен находиться «в теплых, тесных и непрерывных связях с матерью или с той, кто ее замещает». Примечательно, что сугубо психоаналитическая теория привязанности, сформулированная Джоном Боулби почти три четверти века назад, находит подтверждение в самых современных доказательных биологических исследованиях, в том числе в опытах на животных. Показано, например, что всего лишь один день отделения от матери во всех случаях приводит к дезорганизации мозговых рецепторов и вдвое увеличивает число погибших здоровых нейронов у новорожденных крыс.

Подобные данные легко экстраполируются на человеческий вид, поскольку развитие нервной системы у всех млекопитающих подчиняется одним и тем же общим закономерностям.

«Балуйте детей побольше, господа, вы не знаете, что их ожидает!» — говорил Владимир Набоков, называвший себя «трудным, своенравным, до прекрасной крайности избалованным ребенком».


Юрий Сиволап, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова

Анна Портнова, доктор медицинских наук, руководитель отдела детской психиатрии Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, главный детский психиатр Москвы

Многие дети плохо себя ведут. В какой момент это можно считать расстройством психики?

  • Ханна Ричардсон
  • Корреспондент Би-би-си по социальным вопросам и образованию

Подпись к фото,

Тревога возникает из-за страха

Нет ничего приятного, когда становишься объектом вспышки злобы или агрессии ребенка — будь ты его родителем или учителем.

А когда эта вспышка происходит в классе, а не дома, последствия для ребенка могут быть намного серьезнее.

Но как понять, ребенок просто непослушный или у него есть какие-то психические проблемы?

«Ученики обычно не приходят в школу со словами: «Так, а сейчас я буду вести себя плохо», — говорит Пепе Диазио, директор школы в Шеффилде.

Корни почти 80% проблем, с которыми сталкиваются школы, говорит он, можно найти в жизненной ситуации ребенка.

«Я не хочу утверждать, что все проблемы с психическим здоровьем выплескиваются в плохое поведение, но определенная связь есть. Когда кому-то нужна поддержка, и он ее не получает, это отрицательно сказывается на поведении», — говорит Диазио.

«Бей или беги»

Недавно опубликованные исследования Фонда психического здоровья показывают, что поведение детей меняется, если они чувствуют себя «обеспокоенными» или «грустными».

25% из более чем 1300 опрошенных детей и подростков от 10 до 15 лет сказали, что, когда они расстроены или встревожены, они начинают ссориться с людьми. Еще столько же сказали, что им в таком состоянии сложно делать домашнее задание.

Оба этих типа поведения, вероятно, приведут к проблемам в школе у ребенка.

Но зададим вопрос, который любят задавать психотерапевты: что происходит на самом деле?

Карен Янг, психолог и автор сайта «Эй, Зигмунд» говорит, что чувство тревоги может появиться как результат нормальной работы здорового мозга.

«Когда мозг чувствует угрозу — реальную или воображаемую, — это приводит к выбросу в организм гормонов и адреналина, чтобы сделать человека быстрее и сильнее. Этот механизм «бей или беги» сохранял нам жизнь тысячи лет, это то, что здоровый мозг должен делать», — объясняет она.

Автор фото, Getty Images

«Для детей с повышенной тревожностью каждая новая, сложная или незнакомая ситуация воспринимается как потенциальная угроза. — продолжает она. — Механизм «бей или беги» срабатывает моментально и автоматически, вбрасывая в организм нейрохимические вещества, которые побуждают их бежать или сопротивляться».

По словам Янг, естественным итогом включения этого механизма становится повышенная физическая активность: «Если угроза реальна, они бы боролись с ней или бежали бы от нее».

Легко понять, почему тревожные чувства молодых людей могут вылиться в драки на игровой площадке или во вспышки агрессии.

Доктор Антонис Коусолис, директор Фонда психического здоровья, говорит, что молодых людей, у которых есть нерешенные проблемы с психикой, часто называют «проблемными детьми», а не «детьми с проблемами».

«Они срывающие уроки возмутители спокойствия — вот как их воспринимают».

Особенно это касается мальчиков, которых по статистике чаще отчисляют из школ, чем девочек.

«Мальчики выносят изменения своего поведения вовне, — говорит Коусолис. — Они дерутся и ругаются, и их гнев гораздо более заметен. Девочки держат чувства в себе, они хотят, чтобы их оставили одних. Мальчиков с антисоциальным поведением начинают называть плохими».

Как родителям и учителям понять, когда плохое поведение ребенка переходит черту и становится проявлением проблем с психическим здоровьем?

Как пишет благотворительный сайт «Психически здоровые школы», поведение детей — это их способ сообщить о своих скрытых трудностях или стрессе.

«Поэтому важно понять, что ребенок пытается вам сказать своим поведением, — рекомендуют авторы сайта. — Серьезные и непрекращающиеся проблемы с поведением, поведенческие расстройства — одни из самых распространенных нарушений психического здоровья у детей»

Признаки того, что у ребенка есть поведенческое расстройство, проявляются в том, что:

  • ребенок много спорит, злится, раздражается и не хочет уступать
  • у него постоянные вспышки раздражения и эмоций
  • он постоянно и демонстративно не слушается и винит других, когда что-то идет не так.

Бренда Макхью, бывшая учительница и соосновательница организации альтертивного образования «Семейная школа», говорит: «Мы встречаемся с этой проблемой постоянно. Когда поведение — средство коммуникации, а когда оно становится симптомом? Очень сложно определить».

Ключ в том, чтобы наблюдать за регулярностью проблемного поведения, говорит она.

«Многие дети иногда испытывают на прочность границы возможного, плохо контролируют свои импульсы или не могут выразить свои мысли», — говорит Макхью.

«Но когда эти формы поведения продолжаются длительное время и ребенок не реагирует на обычные санкции, или это поведение ставит под угрозу развитие и жизненные перспективы ребенка, надо изучать проблему глубже», — отмечает она.

Регулировать эмоции

Макхью добавляет, что учащимся с психическими расстройствами может быть трудно доверять людям, хотя они пытаются управлять переполняющими их чувствами, контролировать импульсы и регулировать эмоции.

«Один 10-летний мальчик в нашей школе рассказывал, что все считали его «сложным ребенком с психическими проблемами, — говорит она. — Но он сам описывал себя как человека с тревогами из-за больной мамы и ее постоянных госпитализаций. Он не знал, как справляться с этим или поговорить об этом».

Макхью подчеркивает разницу восприятия между учителем, который сталкивается с плохим поведением, и ребенком, у которого эмоциональные или психические проблемы.

Небольшое исследование девочек 12-14 лет из средней школы в Вестминстере идеально продемонстрировало эти полярные различия.

Девочки описали себя как страдающих от повышенной тревожности, а учителя называли их недисциплинированными.

Доктор Коусолис говорит, что многие школы отлично справляются с этой проблемой.

«Но во всех школах нужен устойчивый прогресс. Если мы не будем справляться с проблемами психического здоровья в детстве, мы рискуем погубить следующее поколение в самом начале их жизни», — предостерегает он.

Знайте предупреждающие знаки | НАМИ: Национальный альянс по психическим заболеваниям

Пытаться определить разницу между ожидаемым поведением и признаками психического заболевания не всегда легко. Нет простого теста, который позволил бы кому-то узнать, есть ли у него психическое заболевание, могут ли действия и мысли быть типичным поведением человека или результатом физического заболевания.

У каждого заболевания есть свои симптомы, но общие признаки психического заболевания у взрослых и подростков могут включать следующее:

  • Чрезмерное беспокойство или страх
  • Чувство чрезмерной грусти или подавленности
  • Спутанность мышления или проблемы с концентрацией и обучением
  • Чрезвычайные перепады настроения, включая неконтролируемые «подъемы» или чувство эйфории
  • Продолжительное или сильное чувство раздражительности или гнева
  • Избегание друзей и социальной активности
  • Трудности понимания или отношения к другим людям
  • Изменение режима сна или чувство усталости и упадка энергии
  • Изменения в привычках питания, такие как усиление голода или отсутствие аппетита
  • Изменения полового влечения
  • Затруднение восприятия реальности (бред или галлюцинации, при которых человек переживает и ощущает то, чего не существует в объективной реальности)
  • Неспособность воспринимать изменения в собственных чувствах, поведении или личности («недостаток понимания» или анозогнозия)
  • Чрезмерное употребление таких веществ, как алкоголь или наркотики
  • Множественные физические недомогания без очевидных причин (например, головные боли, боли в животе, неопределенные и постоянные «боли и боли»)
  • Думаю о самоубийстве
  • Неспособность заниматься повседневными делами или справляться с повседневными проблемами и стрессом
  • Сильный страх набора веса или беспокойство о внешности

Психические расстройства могут также начать развиваться у маленьких детей.Поскольку они все еще учатся определять мысли и эмоции и говорить о них, их самые очевидные симптомы — поведенческие. Симптомы у детей могут включать следующие:

  • Изменения в успеваемости в школе
  • Чрезмерное беспокойство или беспокойство, например, борьба за уклонение от постели или школы
  • Гиперактивное поведение
  • Частые кошмары
  • Частое неповиновение или агрессия
  • Частые истерики

Куда обратиться за помощью

Не бойтесь обратиться, если вам или вашим знакомым нужна помощь. Узнать все, что можно о психическом здоровье, — это важный первый шаг.

Обратитесь в свою медицинскую страховку, к врачу первичной медико-санитарной помощи или в орган охраны психического здоровья штата / округа, чтобы получить дополнительные ресурсы.

Обратитесь в службу поддержки NAMI, чтобы узнать, какие услуги и поддержка доступны в вашем районе.

Если вам или кому-то из ваших знакомых сейчас нужна помощь, вам следует немедленно позвонить в Национальную линию помощи по предотвращению самоубийств по телефону 1-800-273-8255 или позвонить по номеру 911.

Получение диагноза

Предупреждающие знаки могут помочь вам узнать, если вам нужно поговорить со специалистом.Для многих людей постановка точного диагноза является первым шагом в плане лечения.

В отличие от диабета или рака, не существует медицинского теста, который мог бы точно диагностировать психическое заболевание. Специалист в области психического здоровья будет использовать «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам » , опубликованное Американской психиатрической ассоциацией, для оценки симптомов и постановки диагноза. В руководстве перечислены критерии, включая чувства и поведение, а также временные рамки, чтобы быть официально классифицированным как состояние психического здоровья.

После постановки диагноза врач может помочь разработать план лечения, который может включать прием лекарств, терапию или другие изменения образа жизни.

Поиск лечения

Диагностика — это только первый шаг; также важно знать свои собственные предпочтения и цели. Лечение психических заболеваний зависит от диагноза и человека. Не существует универсального подхода. Варианты лечения могут включать лекарства, консультирование (терапию), социальную поддержку и образование.

Девять признаков проблем с психическим здоровьем

Слишком много алкоголя, вечеринка, постоянный плач или любые другие продолжающиеся существенные изменения в поведении, мыслях или чувствах человека могут быть явными признаками психического заболевания.

Выучите признаки, которые могут побудить вас подумать, что друг или член семьи — один из пяти австралийцев, страдающих психическим расстройством.

Часто это не отдельное изменение, а комбинация.Следующие 9 признаков не помогут вам диагностировать психическое расстройство, а, наоборот, убедят вас в том, что у вас может быть веская причина для получения дополнительной информации о ваших проблемах.

Если вы обеспокоены, что друг или близкий человек находится в непосредственной опасности самоубийства или членовредительства, наберите тройной ноль (000) и попросите скорую помощь.

1. Чувство тревоги или беспокойства

Мы все время от времени переживаем или нервничаем. Но беспокойство может быть признаком психического расстройства, если оно постоянно и мешает.Другие симптомы беспокойства могут включать учащенное сердцебиение, одышку, головную боль, потливость, дрожь, головокружение, беспокойство, диарею или беспокойство.

2. Чувство депрессии или несчастья

Признаки депрессии включают грусть или раздражительность в течение последних нескольких недель или дольше, отсутствие мотивации и энергии, потерю интереса к хобби или постоянные слезы.

3. Вспышки эмоций

У всех разное настроение, но внезапные и резкие изменения настроения, такие как крайнее недомогание или гнев, могут быть симптомом психического заболевания.

4. Проблемы со сном

Устойчивые изменения режима сна человека могут быть симптомом психического расстройства. Например, бессонница может быть признаком беспокойства или злоупотребления психоактивными веществами. Слишком много или слишком мало сна может указывать на депрессию или нарушение сна.

5. Изменение веса или аппетита

Для некоторых людей колебания веса или быстрая потеря веса могут быть одним из предупреждающих признаков психического расстройства, такого как депрессия или расстройство пищевого поведения.

6. Тихий или замкнутый

Отказ от жизни, особенно если это серьезное изменение, может указывать на психическое расстройство. Если друг или любимый человек регулярно изолируется, у них может быть депрессия, биполярное расстройство, психотическое расстройство или другое расстройство психического здоровья. Отказ участвовать в общественной деятельности может быть признаком того, что им нужна помощь.

7. Злоупотребление психоактивными веществами

Употребление психоактивных веществ, таких как алкоголь или наркотики, может быть признаком психического расстройства.Употребление психоактивных веществ также может способствовать возникновению психических заболеваний.

8. Чувство вины или бесполезности

Мысли вроде «Я неудачник», «Это моя вина» или «Я никуда не годен» — все это возможные признаки психического расстройства, такого как депрессия. Вашему другу или любимому человеку может потребоваться помощь, если они часто критикуют или обвиняют себя. В тяжелом состоянии человек может выразить желание причинить себе боль или убить себя. Это чувство может означать, что человек склонен к суициду и ему нужна срочная помощь. Немедленно позвоните в службу скорой помощи Triple Zero (000).

9. Изменения в поведении или чувствах

Психическое расстройство может начаться с незначительных изменений в чувствах, мышлении и поведении человека. Текущие и значительные изменения могут быть признаком того, что у них есть или развивается психическое расстройство. Если что-то кажется вам не совсем правильным, важно начать разговор о том, как получить помощь.

Куда обратиться за помощью

Если вы беспокоитесь о друге или любимом человеке, спросите их, чем вы можете помочь.Первым шагом для человека с симптомами психического расстройства является посещение врача или другого медицинского работника.

Если вам нужна дополнительная информация и поддержка, посетите Сообщество по охране здоровья или психических заболеваний Австралии (MIFA), где вы найдете ресурсы, телефоны доверия, приложения, онлайн-программы и форумы.

Узнайте больше о разработке и обеспечении качества контента healthdirect.

Последнее обновление: март 2021 г.

Связанные страницы

Найдите на нашем сайте

Нужна дополнительная информация?

У этих надежных информационных партнеров есть дополнительная информация по этой теме.

Общие результаты поиска

Результаты для медицинских работников

Лучшие результаты

Я в депрессии? Признаки депрессии — MensLine Australia

Все время от времени грустят или расстраиваются, это не означает, что вы в депрессии.Депрессию можно вылечить, можно обратиться за помощью.