Психолог в медицинском учреждении – .
4.2. Психологическая служба в системе здравоохранения
Квалифицированная полноценная помощь больным людям не может ограничиваться лишь медицинской помощью. Человеку, испытывающему страдания, необходима психологическая поддержка и психологическое сопровождение на всех этапах лечения.
В номенклатуру должностей медицинского персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения введена должность медицинский психолог.
Функции психолога в системе здравоохранения очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни. Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические (от греч. hypochondrios – мнительность; навязчивая боязнь болезни) явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. Велика роль психолога и в работе непосредственно с медицинским персоналом, испытывающим в своей профессиональной деятельности огромные психологические нагрузки, негативные стрессы, психическую напряженность. Таким образом, психолог может решать вопросы психосоматики, психогигиены, психопрофилактики, патопсихологии. Не случайно в последнее время расширена подготовка психологов со специализацией в области клинической психологии (от греч. klinike – требующий врачебного воздействия). Б.Д. Карвасарский отмечает [33], что факультеты клинической психологии в последнее время создаются не только в системе психологического образования, но и в медицинских вузах.
Психологическая служба в системе здравоохранения в настоящее время только организуется, поскольку не разработана соответствующая законодательная база. В медицинских учреждениях, несмотря на огромную потребность в специалистах психологического профиля, отсутствуют соответствующие ставки в штатном расписании, не созданы рабочие места для психологов. Поэтому в настоящее время психологи работают, в основном, в крупных, хорошо финансируемых учреждениях здравоохранения (Всероссийский кардиологический центр, Всероссийский институт эндокринологии, Московский онкологический центр), а также в психиатрических лечебных заведениях (клинические психологи, патопсихологи). В настоящее время в системе здравоохранения работает около 1000 психологов, хотя потребность в них оценивается на уровне 20-40 тысяч человек.
Первостепенной функцией психолога в медицинском учреждении является освобождение медицинского персонала от несвойственных ему обязанностей, увеличение времени непосредственно на лечение больных, врачебную помощь.
Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:
1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары).
2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары).
3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации).
4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары).
5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.).
Предполагается создание медико-психологических кабинетов в поликлиниках общего профиля, детских поликлиниках, психоневрологических и наркологических диспансерах, больницах, центрах экстренной медицинской помощи, а также специальных отделений медико-психологической реабилитации. Уже в настоящее время в домах ребенка, детских санаториях, детских клиниках, поликлиниках, больницах в штатное расписание в числе педагогических работников введена должность педагога-психолога.
Особенно успешным является опыт психологического мониторинга в детских поликлиниках и стационарах. Так, во Франции, во время двух-четырехнедельного пребывания ребенка в стационаре проводится психологическое обследование и консультирование, ведется работа с семьей; выявляются психические расстройства и отставание в психическом развитии начиная с младенческого возраста. Ранняя психологическая диагностика особенно важна, так как маленькие дети находятся, как правило, вне контроля образовательных учреждений, и с ними не работают профессиональные психологи.
Психологическая служба активно развивается и в других отраслях народного хозяйства: на производстве, в промышленности, в торговле, в финансовых организациях, но в настоящее время ее подразделения встречаются еще достаточно редко, они не обеспечены законодательной базой.
Психологическая служба работает в системе служб социального обеспечения в государственных учреждениях, для оказания психологической поддержки безработным гражданам, инвалидам и пожилым людям, находящимся на обеспечении государства.
Должность психолога введена в соединениях и воинских частях Министерства обороны.
Психологическая служба пенитенциарных исправительных учреждений работает с целью с целью оказания психологической помощи осужденным, проведения психодиагностики для изучения психологических и психофизиологических особенностей личности, групповой и индивидуальной психокоррекционной работы. В подразделениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции работают психологи, создаются специальные Центры психологической диагностики военно-врачебных комиссий.
Психологическая служба создана в учреждениях, работающих с детьми и молодежью в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других отраслей экономики. Педагоги-психологи входят в число педагогических работников таких учреждений как общежития предприятий и организаций, жилищно-эксплуатационные организации, молодежные жилищные комплексы, детские кинотеатры, театры юного зрителя, кукольные театры, культурно-просветительные учреждения и подразделения предприятий и организаций по работе с детьми и подростками.
Потребности практики ведут к созданию все новых рабочих мест для психологов в учреждениях различных сфер деятельности, к организации подразделений психологической службы в самых разных отраслях народного хозяйства.
Национальные психологические службы в различных странах, как отмечает В.В. Рубцов [79], несмотря на их различную структуру, решают сходные задачи.
Вопросы для самоконтроля и самоподготовки
Психологическая служба в системе народного образования – история создания и основные задачи.
Содержание деятельности школьного психолога.
Структура и функции центра психологической помощи.
Задачи психологической службы в системе здравоохранения.
Направления работы психологической службы в системе здравоохранения.
Задания для самостоятельной работы
1. Психологическая служба в системе народного образования представлена:
1. Практическими психологами.
2. Преподавателями психологии.
3. Работниками народного образования.
4. Работниками школьных учреждений.
2. Каковы задачи работников психологической службы в системе здравоохранения:
1. Лечение больных с нервными заболеваниями.
2. Лечение психических больных.
3. Консультирование медиков и больных.
4. Уточнение диагнозов психических больных.
studfile.net
Кто такой медицинский психолог? :: BusinessMan.ru
Чем занимаются медицинские психологи здоровья и какое обучение они должны пройти? Какие требования сегодня предъявляются к образованию таких специалистов и каковы общие перспективы работы в данном направлении? Психологией здоровья называется специальная область знаний, которая рассматривает то, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.
Чем занимаются данные специалисты?
Медицинские психологи участвуют в разрешении самых разных задач. Тот или иной вид работы, которую такой психолог выполняет каждый день, зависит от различных условий и особенностей. Одни специалисты работают в клинических условиях и помогают отдельным гражданам или даже целым группам предотвращать заболевания, вырабатывая здоровые привычки. Другие исследуют вопросы, которые касаются здоровья, либо принимают участие в формировании политических задач в системе здравоохранения.
Медицинский психолог и лечебная деятельность
В клинических или медицинских организациях психологи часто проводят оценку поведения и берут интервью. Также они проводят личностные тесты. Кроме того, их задачи зачастую связаны с проведением групповых мероприятий. Они информируют население о методах, направленных на снижение стресса, предлагая полезные советы тем, кто решается отказаться от вредных привычек. Также такие специалисты учат людей, как исключить нездоровый образ жизни.
Проведение исследований
Многие медицинские психологи занимаются исследованиями по различным вопросам, которые касаются здоровья. К примеру, исследователи могут изучать причины проблем со здоровьем наряду с эффективными профилактическими мерами и лучшими способами укрепления иммунитета. Как лучше справиться с болью? Как можно заставить человека обратиться за медицинской помощью? За всеми ответами на подобные вопросы следует обращаться именно к этим специалистам.
Вклад в государственную политику
Некоторые из медицинских психологов работают в правительстве, для того чтобы получить возможность повлиять на политику в сфере здравоохранения. Такая работа предполагает лоббирование специальных проектов наряду с преодолением неравенства в области здравоохранения. Кроме того, психологи консультируют государственные органы по реформам здравоохранения.
Где они работают?
Работают психологи в медицинских центрах, в клиниках, частных учреждениях или университетах. Одни, как правило, выбирают специализацию в конкретной сфере, к примеру в онкологии, гинекологии и так далее. Другие специалисты предпочитают работать в правительстве. В рамках такой работы они имеют возможность управлять программами системы общественного здравоохранения, а также оказывают влияние на политику государства.
Психологическую службу активно развивают и в других отраслях: производство, промышленность, торговля, финансы, но сегодня ее подразделения встретить можно не так часто, их не обеспечивает законодательная база.
Осуществляется деятельность в службах социального обеспечения в госучреждениях, оказывается психологическая поддержка безработным гражданам, инвалидам и пожилым людям, находящимся на обеспечении государства.
Должность психолога ввели в воинских частях Минобороны.
Психологическая служба работает и с осужденными, проводится психодиагностика для изучения особенностей личности, групповая и индивидуальная психокоррекционная работа. Есть психологи и в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции, создан специальный Центр психдиагностики военно-врачебных комиссий.
Сколько зарабатывает специалист?
Зарплата медицинского клинического психолога, как правило, зависит от ряда таких факторов, как географическое положение, наряду с рабочими условиями, образованием и опытом работы. Согласно статистическим данным, дипломированные психологи, которые работают непосредственно с людьми, зарабатывают в среднем в США восемьдесят тысяч долларов ежегодно.
Разделы медицинской психологии
Психология здоровья предполагает целый ряд областей профессиональной деятельности, например:
- Клиническая психология. В данной сфере работа специалистов включает в себя психотерапию наряду с модификацией поведения и санитарным просвещением.
- Здоровье населения. Люди, которые работают в этой сфере, заняты разработкой всевозможных профилактических мер. Выполняя работу с группами, они занимаются пропагандой здорового образа жизни.
- Психология здоровья общества. Такие специалисты занимаются исследованием здоровья на уровне населения государства и часто дают советы и рекомендации работникам сферы здравоохранения, а кроме того, государственным учреждениям.
Что нужно, чтобы получить работу медицинскому психологу?
Требования к образованию
Большинство дипломированных специалистов данной профессии имеют докторскую степень в сфере психологии. Зачастую они сначала получают степень бакалавра, а затем начинают специализироваться на медицинской психологии в аспирантуре. Непосредственно направление учебных программ может разниться. Одни направления готовят кадры к клинической работе, а другие — к проведению исследовательской деятельности.
Все желающие получить лицензию на занятие клинической или консультативной работой должны проходить стажировку в течение года после приобретения докторской степени. Вакансии медицинского психолога закрываются очень быстро.
При наличии диплома бакалавра возможности трудоустроиться ограничены, правда, некоторые часто находят работу в исправительных организациях. Те специалисты, которые получают степень магистра, как правило, работают под руководством лицензированных психологов.
businessman.ru
разбираемся в понятиях //Психологическая газета
Медицинская психология в качестве профессиональной деятельности специалистов является элементом системы лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых медицинскими учреждениями, и, отнюдь не случайно психологическая работа включена в состав перечня медицинских услуг, оказываемых населению. При этом часто возникает вопрос: является ли медицинский психолог медицинским работником? Да, является. Далее представлены нормативно-правовые акты, обосновывающие данное утверждение, а также рассмотрены ключевые вопросы правового статуса «медицинский работник» в контексте должности «медицинский психолог».
Для начала обратимся к определению, сформулированному в законе.
В соответствии с п.13. ст. 2. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».
В соответствии с п.10. ст. 2. Закона, «медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».
В соответствии с п.3. ст. 2. Закона, «медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг».
Перечень медицинских услуг представлен в номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, где практическая деятельность медицинского психолога прямо указана.
В соответствии с п.4. ст. 2. Закона, «медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».
В соответствии с п.5. ст. 2. Закона, «медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности».
Однозначный ответ на вопрос «является ли медицинский психолог медицинским работником» раскрыт в Приложении к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н г. Москва «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».
В номенклатуре есть три категории медицинских работников:
1.1. Должности руководителей.
1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).
1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.
Медицинский психолог указан в последней категории Медицинских работников.
Для чего в этом важно разобраться?
I. Во-первых, это вопросы АТТЕСТАЦИИ
Аттестация медицинских психологов приравнена к аттестации медицинских работников и проводится по должности, предусмотренной действующей номенклатурой должностей. Это приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 г. № 1183н, п. 1.3.
Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории определены приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».
Для специалистов с высшим психологическим образованием, допущенных до 1997 года к работе на должности «Медицинский психолог», Минздравсоцразвития РФ подготовил разъяснительное письмо о порядке присвоения квалификационных категорий, от 16.12.2008 № 9858-ВС «О подготовке медицинских психологов».
II. Во-вторых, статус медицинского работника предполагает повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками утверждены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (ред. от 15.06.2017).
Однако, (и это ВАЖНО) в указанном приказе Квалификационные требовании к медицинским психологам отсутствуют. А, следовательно, до момента пока они не будут разработаны и включены в данный документ нет практической возможности исполнять обязанность, предусмотренную п.4 по Повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
III. Третий вопрос, касающийся статуса медицинского работника, вредность труда и право на дополнительный оплачиваемый отпуск.
В зависимости от места работы медицинского психолога законодатель по-разному регламентирует его право на дополнительный отпуск.
Этот вопрос следует рассматривать в двух направлениях:
1) место вашей работы обозначено в отдельном приказе Минздрава, в котором четко определены сроки дополнительного отпуска и льгот
В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 482 выделено 3 категории Наименований должности (специальности, категории работников), для каждой из которых установлен разный по продолжительности ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В эти категории входит медицинский психолог
a. Медицинские работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, — 35 календарных дней;
b. Медицинские работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, -14 календарных дней;
c. Медицинские работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, — 14 календарных дней.
2) Медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям, отпуск предоставляется по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Если рабочее место аттестовано как вредное (2, 3, 4 степень опасности), то минимальный дополнительный отпуск – 7 дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ). При этом внутренним приказом или коллективным трудовым договором может быть установлено и большее количество дней дополнительного отпуска.
Узнать, есть ли у вас вредность на рабочем месте, вы можете у своего инспектора по труду, попросив у него карту спецоценки (СОУТ) своего рабочего места. В соответствии с Письмом Минтруда России от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010 «Об обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда», каждому работодателю предписывается завершение проведения специальной оценки условий труда в срок не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.
Материал предоставлен Ассоциацией медицинских (клинических) психологов.
psy.su
Медицинский психолог относится к медицинским работникам или к психологам
Относится ли медицинский психолог к медицинским работникам или к психологам? Если всё-таки относится к медицинскому персоналу (а не как социальный работник относится к общебольничному не медицинскому персоналу), то тогда каковы требования к его переподготовке и повышению квалификации?
В отделе кадров мне отказано в приёме на работу по причине отсутствия повышения квалификации установленного образца. У меня с момента выдачи второго диплома — диплома по клинической психологии — клинического (медицинского) психолога -прошло пять лет. Если бы я был врач, то требовалось бы пятилетнее тематическое усовершенствование. Если я допустим отношусь к медицинскому персоналу (или ко мне действительно правомочно предъявлять требования такие же как к медицинским работникам), то тогда можно ли от меня требовать документ о повышении квалификации и какой именно документ о прохождении обучения подойдёт? Каких именно вузов? В каком объёме часов (36, 72, 144 часа)? И где это всё прописано? Потому что документ о прохождении обучающих семинаров (сертификат) у меня имеется, но он не устраивает отдел кадров.
Речь идёт о приёме на работу в систему здравоохранения на должность медицинского (клинического) психолога в психиатрическую больницу. Исходя из этого в отделе кадров считают, что должны быть повышенные требования к образованию и к переподготовке, ссылаясь то на один, то на другой закон, где по-сути (после изучения мною этих законов и приказов (от 26 ноября 1996 г. N 391, от 23 июля 2010 г. N 541н и № 273-ФЗ)) требования к квалификации сводятся к тому …что мои сертификаты об обучении, согласно юридической логике, подходят. Но отдел кадров то часы не устраивают, то вуз, выдавший сертификаты (это аккредитованный коммерческий институт психоанализа, а сами семинары проводились известными на международной арене психиатрами и клиническими психологами на базе данного института). В конечном итоге мне отказано в приёме на работу по причине отсутствия повышения квалификации и последний закон, на который идёт попытка опереться — это № 273-ФЗ). Но мы читаем в соответствующих законах следующее о требованиях к обучению:
Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», с 1 сентября 2013 года в РФ отменяется проведение государственной аккредитации по дополнительным профессиональным программам и по итогам их освоения выдаётся документ о квалификации, образец которого самостоятельно устанавливаются всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 31 июля 2013 г. N 515н г. Москва «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» сертификаты, выдаваемые государственными и негосударственными образовательными учреждениями имеют равную силу.
Как быть в моей ситуации с точки зрения логики юр. закона?
pravoved.ru
Должностная инструкция медицинского психолога
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т. п.)
«___» ______________ 200__ г. N _________
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании
Трудового договора с ________________________________________________________
(наименование должности лица, на которого
_____________________________________________________________________________
составлена настоящая должностная инструкция)
И в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных
Нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской
Федерации.
1. Общие положения
1.1. Медицинский психолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее
Психологическое образование и дополнительное образование по медицинской
Психологии и имеющее ____________________________ квалификационную категорию.
(II, I, высшую)
1.3. Назначение на должность медицинского психолога и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения.
1.4. Медицинский психолог должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантии прав граждан;
— Декларацию прав и свобод человека;
— медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию), психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование;
— методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
— методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
— психологию труда;
— законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
— _________________________________________________.
1.5. Медицинский психолог в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативно-правовыми актами по вопросам здравоохранения и оказания психиатрической помощи, а также настоящей должностной инструкцией.
1.6. Медицинский психолог подчиняется непосредственно __________________________________________________.
1.7. ______________________________________________.
2. Должностные обязанности медицинского психолога
2.1. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.
2.2. Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.
2.3. Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.
2.4. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.
2.5. Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.
2.6. Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии.
2.7. Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
2.8. Строго соблюдает принципы врачебной этики.
2.9. ______________________________________________.
3. Права медицинского психолога
3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.
3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медико-психологической помощи населению, улучшению организации труда.
3.3. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной деятельности медицинского психолога.
3.4. ______________________________________________.
4. Ответственность медицинского психолога
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах действующего трудового законодательства Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах действующего трудового и гражданского законодательства Российской Федерации.
4.4. За ошибки, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни человека, — в пределах действующего административного, гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.
4.5. ______________________________________________.
hr-portal.ru
Проблемы клинического психолога в системе здравоохранения
Клиническая психология в системе здравоохранения – явление достаточно новое. Работа психологов в системе здравоохранения связана с рядом проблем. Их профессиональная подготовка затруднена, статус в медицинских учреждениях не определен, функции расплывчаты. В 2002 году их специальность была исключена из перечня лицензируемых видов медицинской деятельности. Их деятельность не лицензируется, в системе ОМС не оплачивается, и медицинские психологи вынуждены существовать в лечебных учреждениях за счет других специалистов, находясь в зависимости от благосклонности администрации больницы. Если в психиатрических учреждениях их работа заложена в бюджет, то в общей сети они оказываются выброшенными из медицинской системы. Специальность медицинского психолога была введена в 2004 году, и с этого момента психологи, занимающие эту должность в ЛПУ, поставлены перед необходимостью прохождения последипломной переподготовки по клинической психологии. В соответствии с Приложением № 2 приказа МЗ РФ № 438 от 16.09.2003г., медицинский психолог, работающий в учреждении здравоохранения – это специалист с высшим психологическим образованием по специальности клиническая психология (030302), либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по специальности «Клинической психолог». Продолжительность такой профессиональной переподготовки определяется уровнем додипломного образования и регламентируется приказом МЗ РФ «О подготовке медицинских психологов» от 26 ноября 1996 г. N 391. Подготовка осуществляется в очно — заочной форме в объеме 1080ч.
В Московском регионе от работающих медицинских психологов с необходимостью потребовали получение диплома государственного образца по клинической психологии. По сути своей это интернатура для психологов, закончивших вуз немедицинского профиля. Но если для выпускников медицинских вузов интернатура планируется, выдаются контрольные цифры приема и выделяются бюджетные места, то психологи вынуждены изыскивать средства для оплаты обучения самостоятельно.
Еще ряд несоответствий. Должность в медицинских учреждениях, как правило, называется «медицинский психолог», (в некоторых по-прежнему – просто психолог), специальность по защите диссертаций обозначается тоже «медицинская психология», а по стандартам (старым и новым) выпускается специалист «Клинический психолог». В аттестационном документе, определяющем категорию психолога, работающего в ЛПУ, указывается где «клиническая психология», где «медицинская психология». Администрация ЛПУ теряется в этом семантическом поле, а также нередко требует от психолога сертификат специалиста. Полагаю, что назрела необходимость обращения в Минздравсоцразвития и Минобразования РФ об уменьшении неопределенности этого семантического поля и несоответствий, мешающих нормальной работе специалистов.
Специализация по клинической психологии, получаемая в классических университетах, страдает отсутствием возможности получать полноценную практику на клинических базах и недостаточно глубокой медицинской теоретической подготовкой в смежных медицинских науках. В медицинских вузах есть опасность, что обучение психологов берут на себя психиатры, не имеющие психологического образования. Они ограничивают подготовку в этой области на базе психиатрической клиники. В новых стандартах, предполагающих, что обучение клинической психологии будет осуществляться в медицинских вузах и на клинических базах, отведено много часов на прохождение супервизий и практик.
Непонимание данной ситуации, отсутствие функционала (а нередко слишком жесткое его позиционирование в прочтении положения о деятельности психолога, Приложение № 2 приказа МЗ РФ № 438 от 16.09.2003г,) приводят критиков к сомнениям в необходимости присутствия психолога в клинике, к его неудовлетворенности собственной деятельностью. Данное положение является в настоящее время единственным нормативным документом, регламентирующим деятельность психолога в медицинском учреждении, нередко трактуемым достаточно вольно руководителями ЛПУ или специализированных центров. Так, например, в положении указано: психолог «самостоятельно осуществляет прием пациентов в соответствии с индивидуальной программой их ведения, утвержденной лечащим врачом». Ряд руководителей специализированных психотерапевтических центров запрещают самостоятельную запись пациента к психологу, хотя пациент нередко считает, что его проблемы не требуют консультации психотерапевта. И с этой точки зрения ограничение его прав сомнительно и незаконно. Тем более, что с нового года положение психотерапевта в нашей системе здравоохранения становится опять дискуссионным.
Далее: психолог «проводит необходимые психодиагностические, психокоррекционные, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия, а также участвует в проведении психотерапии и мероприятиях по психологическому обеспечению лечебно-диагностического процесса». Тем более, что качественная подготовка клинических психологов включает в себя обучение психокоррекционным техникам. Психотерапевты, пришедшие из психиатрии, часто ограничивают деятельность психолога психодиагностическими функциями, тогда как в плане личностной психологической коррекции психологи более подготовлены в силу глубокого психологического образования. В то же время недостаточная гуманитарная психологическая подготовка врачей не позволяет им проникнуть в глубинные личностные структуры пациента.
Если обратиться к истокам клинической психологии в России, то она развивалась в недрах института им. В.М. Бехтерева в С.-Петербурге и рассматривалась более широко применительно к лечебному процессу, чем психотерапия и, тем более, психиатрия. Известный чешский психотерапевт Станислав Кратохвил указывает, что психотерапия – это лечение психологическими методами.
Еще один пункт Приложения: психолог «участвует в оформлении медицинской документации установленного образца» — трудно выполним, т.к. в классических университетах психолога не обучают написанию психологических заключений в ключе медицинских требований. В ряде ЛПУ вообще не требуют записей от психолога, в других просят сделать записи в амбулаторной карте или истории болезни пациента. Возникает вопрос о запрете на открытое предоставление психологической информации, которая носит конфиденциальный характер. Наиболее грамотно иметь записи в отдельной карте, которая должна храниться только у психолога. Более подготовленными к выполнению заключений оказываются клинические психологи, работающие в учреждениях психиатрического профиля и участвующие в судебно-психологической экспертизе.
В последнее время в связи с интервенцией клинической психологии в общемедицинскую практику ситуация меняется. Во-первых, в медицину приходят врачи, которые получают в период обучения в медицинском вузе подготовку в области общей и медицинской психологии. Во-вторых, психология все больше проникает в жизнь человека с экранов телевизора, из популярной литературы, и сами пациенты начинают обращаться за консультацией к психологу, отличая его от психотерапевта и психиатра, тем самым, снимая собственные страхи быть осмеянными. В-третьих, врачи-исследователи стали включать в свои научные разработки и в практику лечения психологические методы исследования, понимая, что психологический диагноз раскрывает глубину психологических причин заболеваний и обогащает научные выводы. В-четвертых, совсем недавно принято решение о создании психологической службы страны, связанное с ростом экстремальных ситуаций, в последствиях которых участие медицинских психологов уже признано, доказано и не обсуждается. При этом взаимодействие психологов МЧС и всевозможных кризисных служб не налажено (из собственной практики и опыта коллег в регионах). Статус психолога в здравоохранении остается невысоким. Особенно потому, что в условиях кризиса пациент оказывается перед выбором, какие диагностические процедуры он имеет возможность оплатить в первую очередь. И нередко предпочтение отдается медицинской диагностике.
Зачастую психологу легче находить контакт с врачами общемедицинской практики, чем с психотерапевтами и психиатрами. Врачи соматической клиники говорят о том, что профессиональная подготовка психиатров заставляет последних смотреть на психически здорового человека через призму патологии, выставляя при этом диагноз и недооценивая роль психологических факторов в развитии заболевания. Так, например, врач-эндокринолог, обучавшийся психиатрии в вузе, работая с пациентами с нарушениями веса и привлекающий психолога для коррекции образа жизни пациента, его ценностей, с удивлением принимает при лицензировании своего центра сомнения психотерапевта, вышедшего из недр психиатрии, что у пациентов имеет место быть булимия.
Особенно велика роль грамотного клинического психолога в психосоматической клинике. Психолог в силу своей глубинной подготовки в области психологии личности гораздо более осведомлен о мотивации, внутриличностных конфликтах, влиянии семейного воспитания на развитие личности, эмоциональных ресурсах, адаптационных механизмах защитного и совладающего поведения, внутренней картине здоровья и болезни, отношении пациента к болезни и лечению.
Огромна роль психолога в ЛПУ психиатрического профиля как специалиста в области патопсихологии (а не психопатологии, как нередко смешивают понятия и задачи психиатры). В клиниках сосудистой патологии дело обстоит лучше в плане понимания, что в нейропсихологии врачи данного профиля не сильны. Появились психологи и в перинатальных центрах.
Вместе с тем, психолог, приходящий в достаточно агрессивную (в плане ситуаций, связанных с жизнью человека и его здоровьем) медицинскую среду, сталкивается с целым рядом проблем. Для того чтобы врачи приняли медицинского психолога, необходимы соблюдение ряда условий: во-первых, стороны должны выработать общий понятийный аппарат, во-вторых, понять, что работа может строиться только в совместной деятельности в интересах больного, в-третьих, и те, и другие не должны претендовать на чужое «поле», должны научиться слышать друг друга. Но есть и дополнительные требования, которые должна усвоить каждая сторона. Медицинские психологи, работающие, как правило, на территории медиков, должны помогать врачам в работе с личностью больного, в чем они, безусловно, более компетентны, но понимать, что всю ответственность за лечебные мероприятия, в том числе и психологическую помощь и коррекцию, несет врач. При этом сами врачи должны иметь хорошую психологическую подготовку, чтобы суметь поставить задачу медицинскому психологу и понимать сделанные им выводы и заключения.
Главная задача психолога — умение раскрыть внутренний мир пациента. Эта работа становится возможной при безусловном принятии пациента и полной заинтересованности в нем, присоединении к нему, установлении доверительных отношений, умении вести беседу, задавать вопросы. И в этой сфере психологи в силу своей профессиональной гуманитарной подготовки также более успешны. Кроме того, психологическая тестовая диагностика иногда отдаляет пациента от психолога, в данном случае ее следует применять после установления контакта с больным. Диагностика не должна стать самоцелью для научных исследований психолога и врача. В последнее время на ряде научно-практических конгрессах, конференциях, съездах, даже международного уровня, наблюдается тенденция «завязывания психологического бантика» на медицинских исследованиях, а инструментарий обследования больного принимает угрожающие размеры, которые в пору выдержать здоровому человеку, а не астенизированному пациенту.
Пути взаимодействия и взаимопонимания врачей и психологов следует искать в следующих направлениях. Наиболее перспективным является опыт коллег из Германии в области подготовки психотерапевтов, где существуют врач-психотерапевт и психолог-психотерапевт. Они отлично взаимодействуют и работают с пациентом совместно или бригадой. Врачей важно подготовить в области психологии, психологов – по основам медицины, психиатрии и психотерапии. Психологов – в области медицины, клиники внутренних болезней. Но подготовка по разделам медицины должна отличаться от подготовки будущих врачей. Курсы по анатомии, физиологии, патологии и другим разделам медицины не дожны быть «мультяшными», как метко и метафорично высказалась на только что прошедшей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология в здравоохранении и образовании», в Москве, в МГМСУ, декан факультета клинической психологии Рязанской государственного медицинского университета, Н.В. Яковлева.
– В Ярославской государственной медицинской академии с 1992 года реализуется подготовка студентов-медиков по психологии в объеме 108 часов основного курса и 36-72 часов элективных курсов. Наибольший интерес психология вызывает на этапе последипломного обучения преподавателей-клиницистов в рамках повышения квалификации и дополнительной программы «Преподаватель высшей школы», а также врачей на циклах усовершенствования. В настоящее время начато обучение по профессиональной переподготовке клинических психологов, где запланировано обучение медицинским дисциплинам, а также практика и супервизия. Существует научно-практическое общество медицинских психологов, работающих в здравоохранении. В академии работает научно-методическая комиссия по медицинской психологии. Подготовка врачей в области психологии дает им возможность сделать пациента активным участником лечебного процесса, развивать здравоцентрический подход к лечению, переносить акцент с лечебной медицины на профилактическую, повышать качество медицинских услуг.
Так, например, при освещении вопросов психосоматики слушателям предлагаются как медицинский, так и психологический аспекты развития заболеваний, что позволяет оценить и обогатить представления по данному вопросу врачам разных специальностей.
Второе направление взаимодействия психологов и врачей – совместная научная деятельность. Преподавание в академии психологии клиницистам позволяет выполнять совместные научные исследования по медицинской психологии и отдельным клиникам. В академии готовятся диссертации врачами по двум специальностям: медицинской психологии и хирургии, онкологии, терапии. Под руководством преподавателей студентами также выполняются научные проекты в этих смежных областях. Ряд преподавателей клинических кафедр имеют специализацию по медицинской психологии, второе высшее образование по психологии.
Еще одно направление – совместная практическая и профилактическая работа. Преподаватели кафедры психологии академии читают лекции для врачей на территориях ЛПУ, выступают на врачебных обществах, являются членами аттестационной коллегии Департамента здравоохранения, сочетают свою работу с практической деятельностью в клиниках города и области, консультируют пациентов по просьбе врачей, участвуют в совместных конференциях, в судебных экспертизах.
Учитывая современную ситуацию развития медицинской психологии, необходимо, выделить два главных направления деятельности медицинского психолога:
первое – это организация и обеспечение психологической помощи в лечении пациента через определение его психологического статуса, структуры личности, анализа социальной ситуации;
второе – осуществление психологического обеспечения профилактики и предупреждения развития заболеваний.
Программной работой для деятельности клинических психологов остается по-прежнему монография «Методологические проблемы медицинской психологии» К.К. Платонова, имевшего одновременно медицинское и психологическое образование и докторские степени в этих областях, вышедшая в 1977 году и во многом предвосхитившая настоящее развитие отечественной медицинской психологии.
Главная заслуга К.К.Платонова заключается в формулировке фундаментальных методологических принципов и подходов, понятийного аппарата, а также в «иллюстративном описании» принципов психологии личности применительно к этой области знания. Известно, что в психологической науке на протяжении всей ее истории велись острые дискуссии по вопросу соотношения биологического и социального в развитии человека и в них «побеждал» либо социологизаторский подход, либо биологизаторский. Для медицины в целом и для медицинской психологии ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение, и по сей день. Ведущий принцип психологии – принцип развития – как раз и означает, по мнению К.К. Платонова, «движение психического отражения от биологически обусловленных элементарных эмоций и ощущений до социально обусловленного сознания и его высшей формы – самосознания и превращения индивидуально-психологических особенностей в свойства личности».
Иллюстрируя действие рефлекторного принципа, К.К.Платонов ссылается на учение И.П.Павлова о второй сигнальной системе. И.П.Павлов, пришедший к выводу о невозможности ограничения деятельности человека только безусловными и условными рефлексами, писал: «Мы начинаем понимать, каким образом происходит мышление человека, в котором столько разговоров и столько всякой пустой болтовни». Именно на рефлекторном принципе построено обучение больного в поведенческой психотерапии, в психосоматической тренировке, обозначаемой обычно как аутогенная. В настоящее время во многих экспериментальных исследованиях и наблюдениях, выходящих за рамки традиционной психологии, подтверждается предположение о материальности мысли. В действительности это положение проявляется в случаях возникновения ятрогений. Роль слова особенно убедительна в понимании причин возникновения болезней под влиянием отрицательных установок, ограничивающих убеждений в применении позитивной психотерапии, в лечении больного притчами, особенно в психосоматической медицине.
К.К.Платонов писал о недопустимости слияния вопросов психопатологии и патопсихологии при диагностике больного. Принцип детерминизма, гласящий, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, еще не всегда признается и осознается врачами. Нередко они лечат болезнь, а не самого пациента. При этом может не учитываться личность больного, его социальный и семейный статус, жизненная ситуация, особенности его воспитания.
Принцип единства сознания и деятельности применительно к болезни предполагает раскрытие обратного воздействия психического на соматическое. Истинность этого утверждения стала особенно очевидной с развитием психосоматической медицины. В концепциях современных авторов психосоматические болезни рассматриваются как результат образа жизни личности, взаимодействия ее способностей, преморбидных особенностей, предпосылок и условий развития и воспитания, личностных характеристик, адаптационных ресурсов. Маркерами состояния личности являются ее действия и поступки, отношения к себе, к болезни и к здоровью. К развернутым психологическим смыслам психосоматической болезни относятся следующие: а) болезнь как стесненная в своих проявлениях жизнь, б) болезнь как язык субъекта, его души, в) болезнь как путь человека, г) болезнь как отрицание здоровья, д) болезнь как оправдание слабости, ненаказуемости индивида, е) болезнь как стратегический ответ на потребность субъекта, ж) болезнь как поиск состояния гомеостаза в регрессивной ситуации, з) болезнь как катарсис, духовное лекарство, если она осознается субъектом, и) болезнь как одна из возможных реакций, которые представлены человеку в безвыходном, на его взгляд, положении, к) болезнь как образ жизни и др.
К.К.Платонов считал, что, как и для медицины в целом, основным объектом медицинской психологии является больной, но не организм больного, а его личность. Принцип личностного подхода является особенно актуальным в медицине, особенно в смысле обращения внимания на переживания больного, на его эмоционально-психическое состояние в данный момент. И здесь очень важна работа медицинского психолога, который, выявив особенности личности того или иного типа больных, может выявить конкретные особенности, присущие и данному конкретному человеку. «Вот почему, — писал К.К. Платонов, — индивидуальный подход может быть и шире (если он включает учет и личностных и соматических качеств), но может быть и уже личностного подхода».
Принцип структурности помогает медицинскому психологу видеть человека как систему, понимать его соотношение с внешней средой, учитывать синдромологическое направление медицины.
Принципы единства душевного и телесного, биологического и социального, реализуемые в общепсихологической теории К.К.Платонова и в предложенной им динамической функциональной структуре личности, а также его методология (применительно к методам исследования) являются основополагающими как для психосоматической медицины, так и для медицины в целом, и для медицинской психологии в частности. Концепция холистического подхода, соединяющего в процессе лечения телесность человека, его душу и дух, должна стать основополагающей как для врача, так и для медицинского психолога.
К.К. Платонов настаивал на диалектическом отношении к выбору методики исследования, понимая под этим адекватность выбора «совокупности методов проведения исследования, подчиненных определенной задаче». При этом как в медицине, так и в медицинской психологии основными методами являются наблюдение во всех его разновидностях (беседа с больным, сбор анамнеза и катамнеза, самонаблюдение и самообследование, биографический метод, изучение продуктов деятельности) и эксперимент. Все тестовые методы не должны быть самоцелью, а могут лишь дополнять общую картину обследования пациента.
Утверждение К.К.Платонова о первичности и особой значимости эмоционального отражения, имеет особое значение в психосоматической клинике. При этом если «баланс эмоционального и волевого компонентов при господстве воли над эмоциями» является основополагающим для адекватного функционирования личности, то у психосоматических больных копинг-реакции (реакции совладания) снижены, а эмоциональное подавление происходит не за счет волевого компонента, а с помощью достаточно примитивных защитных реакций и сопровождается бедностью эмоционального реагирования (высокий уровень алекситимии).
Специально следует отметить, что психологическая и психотерапевтическая коррекция пациентов должна осуществляться в зависимости от эмоционально-психологических особенностей личности и ее реакции на болезнь, от этапов развития заболевания и стадий лечения. В этом проявляются принципы динамизма и пластичности личности, на которые обращал внимание К.К. Платонов.
С момента выхода книги К.К.Платонова появилось множество новых данных теории и практики, которые стали доступны каждому человеку. К.К.Платонов приветствовал принцип пластичности личности, который «гласит о чрезвычайных возможностях компенсации и функциональной взаимозаменяемости отдельных частных структур в целостной структуре личности». Он одним из первых проводил психологические эксперименты, направленные на раскрытие резервных возможностей личности. Для реализации второго направления — обеспечения профилактики и предупреждения развития заболеваний — в современной ситуации развития медицинской психологии обратимся к следующим рассуждениям. ВОЗ описывает понятие здоровья как состояние физического, духовного и социального благополучия. Но есть более высокий уровень объяснения развития болезней, надпсихологический, вытекающий из холистического подхода к человеку, соединяющего в единстве его тело, душу и дух. Практически все психосоматические и невротические заболевания можно считать болезнями «образа жизни», при этом наблюдается рассогласование психической и телесной сферы. Личностный рост прогрессирует или останавливается в зависимости от наличия гармонии с миром, а это в свою очередь, определяется соответствием состояния организма, души и духа. При наличии такого соответствия происходит правильное расходование жизненной энергии, соблюдены правила и техники личной психологической безопасности. Этот концепт чрезвычайно важен для развития профилактической медицины, психологии здоровья через развитие психоэмоциональных и психофизилогических ресурсов личности.
medconfer.com
Медицинский психолог в системе здравоохранения //Психологическая газета
На 12-м Саммите психологов состоялся круглый стол «Медицинский психолог в системе здравоохранения: профессионализм и качество услуг».
Выступили эксперты:
Елена Рудольфовна Исаева — профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. Модератор обсуждения.
Виктор Викторович Бочаров — кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, руководитель лаборатории клинической психологии и психодиагностики Национального центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ
Анатолий Николаевич Алёхин — профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Наталья Владимировна Зверева — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва)
Наталия Юрьевна Оганесян — кандидат психологических наук, заведующая кафедрой танцевальной терапии и руководитель программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Института практической психологии «Иматон», клинический психолог, танцевальный терапевт (Хельсинский университет и Высшая балетная школа г. Стокгольм), член Европейской ассоциации танцевально-двигательных терапевтов (EATDT), танцевальный терапевт Городской психиатрической больницы № 6, балерина, хореограф, автор 90 научных публикаций по танцевальной терапии, в т.ч. совместно с Э. Гренлюнд из Финляндии соавтор книги «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика»
Специалисты говорили о наболевшем. Виктор Викторович Бочаров обозначил проблемы, которые он считает наиболее актуальными: «Я не против профилактики, не против того, чтобы заниматься и психогигиеническими программами, но все-таки клинические психологи должны с самого начала иметь возможность соприкасаться с больными… Надо на законодательном уровне, не боюсь этого слова, обязать главных врачей помогать тому, чтобы подготавливались клинические психологи. Вторая проблема, которую я вижу — Вячеслав Афанасьевич Аверин, который руководит факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, справедливо гордится своей системой подготовки выпускных квалификационных работ… Вопрос в том, какой ценой. С одной стороны, мы заинтересованы в том, чтобы студент посещал лекции и семинары, в медицинском вузе это особенно жестко контролируется, с другой стороны — ему нужно нарабатывать практический опыт. Никаким образом этот вопрос не регламентируется и студент в свое свободное время, когда он захочет, идет к больным. Зачастую это происходит очень нерегулярно и ближе к тому сроку, когда надо сдавать работу… Третья проблема… – деинституциализация психиатрической помощи, конечно же, требует обучения новым методикам и стандартам, потому что проблемы дифференциальной диагностики, проблемы определения структуры дефекта уходят на второй план, на первый выходят проблемы функционального диагноза, для этого, конечно же, нужно отслеживать динамику в процессе лечения — те задачи, которые ставит перед нами медико-социальная экспертиза. И здесь огромный пробел собственно методический — работают кто во что горазд и студенты испытывают значительные перегрузки, когда узнают о том, что большинство широко распространенных у нас методик либо давно устарели, либо не имеют разрешения на использование, либо просто плохо адаптированы. Это проблема научной жизни психологического сообщества, которая существенно сказывается на процессе подготовки специалистов… В амбулаторной практике нужны хорошо стандартизированные методики…».
Модератор дискуссии Елена Рудольфовна Исаева поделилась опытом, рассказав о том, как подготовка клинических психологов организована в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И.П. Павлова.
Анатолий Николаевич Алехин привлек внимание к необходимости самоорганизации клинических психологов. Он подчеркнул: «Многие вопросы, которые обсуждались в ходе дискуссии, могут быть решены только совместными усилиями специалистов! Вам спустят закон о психологической помощи, вас регламентируют, внесут в регистры, но если вы не создадите ассоциацию профессиональную, где вы сами будете решать, насколько профстандарт соответствует фактам, насколько этический кодекс исполняется вашими же коллегами — это все останется на том же уровне…».
Наталья Владимировна Зверева сделала акцент на важности эмоционального контакта заболевшего человека и помогающего специалиста: «Люди, которые находятся в соматической клинике, нуждаются в том, чтобы с ними проговорили об их личных страхах перед операцией, болезнью. Вспомните как известный актер Евгений Евстигнеев умер в зарубежной клинике накануне операции на сердце. Это случилось после того, как ему рассказали, что будут делать с ним на операции, а он это представил. Мы в России еще не готовы к тому, что нам будут говорить, что собираются с нами делать, мы только к этому готовимся. Для этого психологи очень нужны… Больному человеку требуется адаптация, приспособление к жизни в новых условиях… Сейчас нет ни нашего, ни государственного представления о том, как это должно быть организовано…».
Вопросы, которые обсуждались в рамках круглого стола:
- Какие проблемы в профессиональной подготовке клинических психологов стоят наиболее остро? Пути решения?
- Какую роль клинический психолог должен играть в мультидисциплинарной команде специалистов медицинского учреждения? Что поможет ему эффективно справиться с этой ролью и как должен будет измениться процесс обучения с учетом новых задач?
- Как при подготовке клинического психолога учесть специфику психологической помощи, в которой нуждаются пациенты различных медицинских учреждений — от роддомов до хосписов?
- В чем суть введенных в лечебно-профилактические учреждения Стандартов и Порядков оказания медицинских услуг, и как психологу встроиться в новые стандарты работы? Какие пути по регулированию этих вопросов и какие решения необходимо принять?
psy.su