Характеристика метода наблюдения в педагогике – —

Наблюдение как метод педагогического исследования

Наблюдение как метод педагогического исследования

Наблюдение — один из самых распространенных методов педа­гогического исследования. Под наблюдением понимается целенап­равленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех проявлений личности или деятельности, которые интересуют исследователя.

Виды наблюдения

1) включен­ное наблюдение предполагает, что исследователь на определенное время сам становится членом той группы детей, которая стала объектом изучения. Если вы станете признанным детьми членом их сообщества, то сумеете узнать о них так много, как никакой другой метод не позволит этого сделать.

2) невключенное наблюде­ние предполагает наблюдение «со стороны».

3) открытое наблюдение, когда дети знают,  что они являются объектами изучения, и

4)скрытое наблюдение, при котором школьники не подозревают, что за их поведением и деятельностью ведется наблюдение.

По степени охвата наблюдение может быть сплошным (когда внимание исследователя обращено, скажем, на весь класс (группу)) и выборочным (когда ведётся наблюдение за отдельным учащимся и небольшой группой ребят).

Внешнее наблюдение даёт возможность фиксировать факты так называемого «открытого поведения», «открытых отношений», «открытых поступков». Но исследователь как человек посторонний, не может точно знать, что скрывается за этими фактами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Повысить объективность наблюдения можно путём увеличения числа наблюдателей (исследователей). Недостатком данного вида наблюдения является то, что при нём всегда может иметь место некоторая нарочитость в поведении. Длительность и систематичность наблюдений снимают этот недостаток.

Ценность включенного наблюдения состоит в том, что оно позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открывают более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены изучаемого коллектива успевают привыкнуть к исследователю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Исследователь постепенно начинает постигать более глубинные процессы коллективной жизни: проникать во внутрь взаимоотношений, «высвечивать» закономерности и противоречия, которые внешне не видны и т.д. Например, исследователь узнаёт, чем живёт коллектив, какие традиции являются ведущими, что поощряется и что порицается, какова нравственно-духовная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт коллектив и т.д.

По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.

Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого периода времени. Он позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития.

К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, педагогической ситуации. Иными словами, случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.

По степени формализации наблюдение может быть неструктурализованное (неконтролируемое), при котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана.

Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором исследователь заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредотачивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Чаще всего задача структурализованного наблюдения в исследовании – проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их.

Необходимо отличать научное наблюдение от обыденного (житейского).

Научное наблюдение – это наблюдение, осуществляемое по специально разработанной педагогической программе.

Научное наблюдение отличается рядом черт от обыденного. Назовём эти черты.

Целенаправленность. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдения на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определённой концепции, парадигмы (модели). Это позволяет сделать наблюдение не просто фиксированием материала, а средством отбора необходимого.

Аналитический характер. Эта черта даёт возможность исследователю выделять отдельные стороны, элементы, связи изучаемых объектов, их анализировать, оценивать и объяснять уже в ходе наблюдения.

Комплексность, Эта черта вытекает из целостного характера педагогического процесса и требует не упускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

Систематичность. Эта черта требует не ограничиваться разовым «снимком» изучаемого, а на основе систематических наблюдений выявлять существенные связи и отношения, обнаруживать причины изменения и развития наблюдаемого за определённый период.

В исследовании педагогических проблем используется лонгитюдиональное наблюдение.

Лонгитюдиональное наблюдение – длительное наблюдение за одними и теми же, скажем, учащимися на протяжении нескольких лет.

Это наблюдение охватывает большое количество в разной мере взаимосвязанных явлений. При этом наблюдении представляется возможность проследить развитие личности учащегося или ученического коллектива (по мере перехода из одного класса в последующий) на протяжении многих лет. Благодаря этому многолетнему наблюдению удаётся раскрыть объективные и субъективные тенденции, изменения интеллектуальных, познавательных и духовных потребностей учащегося, определить причины изменения учащегося к учебе, труду, товариществу, коллективу. А на основе собранного материала наметить конкретные пути совершенствования учебно-воспитательной работы.

Мы рассмотрели различные типы (виды) наблюдений, которые может использовать исследователь с целью получения большого фактического материала. Однако эффективность метода наблюдения во многом зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

успех метода наблюдения в конкретном педагогическом исследовании во многом определяется личностью наблюдателя: его мировоззрением, способностями, профессионализмом, общительностью, отзывчивостью, скромностью, ненавязчивостью и другими качествами;

наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдает;

исследователь должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, изменение её было минимальным;

наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают;

результаты наблюдений необходимо сопоставлять с помощью других методов (например, анкетирования, тестов, рейтинга, анализа результатов деятельности и т.д.) и выполнять в виде кратковременной записи, проводимой по «горячему следу»; карточек, служащих для регистрации информации; дневников наблюдений, в которых систематически день за днем заносить все необходимые сведения.

К числу преимуществ наблюдения как метода исследования можно отнести то, что оно позволяет фиксировать событие в мо­мент его протекания и получить информацию о реальном поведении детей (при скрытом наблюдении).

Несмотря на значительное преимущество, метод наблюдения имеет и ряд недостатков.

К недостаткам наблюдения можно отнести следующие:  

— влияние субъективного фактора на интерпретацию резуль­татов наблюдения (личностные особенности исследователя, его установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние),

— при использовании открытого наблюдения на результат влияет факт знания детьми, что за нами ведется наблюдение, срабатывает установка на «одобряемое» поведение;

— наблюдение требует значительных затрат времени;

— не все явления можно изучить с помощью этого метода исследования, сфера наблюдения ограничена.

Обязательными условиями осуществления наблюдения являются наличие цели (что вы наблюдаете и для чего?), плана наблюдения и фиксирования его результатов в дневнике, таблицах, матрицах, в которых ведется учет.

На фактах, зафиксированных методом наблюдения, всегда лежит оттенок субъектности. Поэтому наблюдения применяются в сочетании с другими методами исследования личности учащегося.

Список использованной литературы:

  1. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю.З. Кушнев. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

  2. Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования. Пер. с чешск. / Я. Скалкова. – М., 1989.

  3. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М.Н. Скаткиню – М., 1986.

  4. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М., 1988.

  5. Шульман, Э.А. Методологический аппарат исследований // Э.А. Шульман. Советская педагогика. – 1988. — № 11. С. 43 –48.

infourok.ru

Наблюдение как метод педагогического исследования и методика его проведения

Одним из основных методов научного исследования в педагогике является наблюдение. В настоящее время ему уделяется все большее внимание и в других общественных науках (психологии, социологии). Опыт психологов и социологов в использовании этого метода очень важен и для педагогики.

Наблюдение как метод педагогического исследования и методика его проведения

 

Одним из основных методов научного исследования в педагогике является наблюдение. В настоящее время ему уделяется все большее внимание и в других общественных науках (психологии, социологии). Опыт психологов и социологов в использовании этого метода очень важен и для педагогики.

Проблеме методов объективного наблюдения был посвящен ряд работ таких педагогов, как Л.В. Занков, М.А. Данилов, Н.И. Болдырев, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В.Шмидт, Р.Ничковиц. Термин «наблюдение» имеет несколько значений: житейское понимание наблюдения, учебное наблюдение, педагогическое наблюдение, инспекторское наблюдение.

Наблюдение как научный метод – это целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических явлений, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи исследователя с объектом наблюдения. Наблюдение направлено на вскрытие существенных взаимосвязей и отношений в наблюдаемой действительности. Результаты наблюдения зависят от умения исследователя целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, замечать не только относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых.

Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях.

К педагогическому наблюдению как методу сбора информации можно обращаться в различных ситуациях. Во-первых, для получения предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осуществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций. Во-вторых, наблюдение может использоваться в качестве основного приема получения первичной информации.

Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить следующим образом:

наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели;

– планомерность и систематичность;

– объективность;

– наблюдение взаимодействует с естественным ходом педагогических процессов.

Объективное наблюдение требует, чтобы наблюдатель точно определил, что он хочет наблюдать, как будут регистрироваться наблюдаемые процессы и явления, как полученные данные будут анализироваться и оцениваться.

Планомерность и систематичность создают условия для объективного наблюдения, помогают преодолеть элементы случайности, присущие обычному (ненаучному) наблюдению.

Целью наблюдения как научного метода является, следовательно, не только описание, фотографирование действительности, регистрация фактов. Наблюдение должно привести к формулированию гипотез, к их проверке последующим наблюдением, к их уточнению и, наконец, к переходу в теорию, которая объясняет явления.

Предметом педагогического наблюдения является деятельность воспитателя и воспитуемых, педагогов и учащихся. При этом необходимо, чтобы описание деятельности содержало в себе педагогическое объяснение. Речь идет не о внешних действиях, а об их педагогическом содержании.

В педагогических исследованиях применяются различные виды объективного наблюдения. Классификацию наблюдений по видам можно провести по следующим основаниям:

  • по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации;
  • по способу наблюдения;
  • по длительности наблюдения;
  • по уровню новизны.

По степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации различают наблюдение непосредственное и опосредованное.

Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. Это наблюдение, при котором между объектом и его исследователем имеются прямые отношения, связи устанавливаются без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. При этом важен характер отношения наблюдателя к наблюдаемым явлениям – наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.

Наряду с открытым, непосредственным наблюдением существует форма скрытого, опосредованного наблюдения. Это наблюдение, выполняемое не самим исследователем, а через уполномоченные лица, работающие по программе и заданию исследователя.

Такой метод дает возможность обеспечить ход учебно-воспитательного процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения присутствием наблюдателей.

Самонаблюдение вид опосредованного наблюдения, при котором учащийся по заданию исследователя наблюдает за собой. Например, учащийся фиксирует очередность выполнения домашнего задания по учебным предметам, а также время, затраченное на подготовку каждого задания. Таким образом, по результатам самонаблюдений исследователь сможет сделать выводы об эффективности самостоятельной работы учащегося и разработать рациональную методику выполнения домашнего задания и распределения времени.

Общие рекомендации по организации самонаблюдения учащихся:

  • необходимо помнить о том, что самонаблюдение доступно старшеклассникам и некоторым подросткам;
  • учащимся необходимо дать рекомендации по методике самонаблюдения и фиксирования его результатов;
  • при обработке данных необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности испытуемых.

Еще одним видом опосредованного наблюдения является наблюдение посредством продуктов деятельности учащихся. Например, изучение конспектов учащихся позволяет сделать выводы об их деятельности на уроке.

По способу наблюдения различают открытое и скрытое педагогическое наблюдение.

Открытое наблюдение – наблюдение, которое протекает в условиях осознанного учителем и учащимися факта присутствия посторонних наблюдателей. В присутствии посторонних людей необходим этап привыкания. Результаты опросов показывают, что учителя небезразличны к присутствию посторонних людей на уроке. Недостатком данного вида наблюдения является и то, что если наблюдаемые знают о том, что стали объектом изучения, то они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.

Скрытое наблюдение – наблюдение, при котором испытуемые не осознают подконтрольность. Скрытое наблюдение может быть организовано с помощью камер видеонаблюдения. В Германии есть опыт использования полупрозрачных стен в кабинетах школ.

По длительности наблюдения различают наблюдение долговременное и кратковременное.

Кратковременное (дискретное) наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятельность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, нескольких минут).

Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе учащихся, в классе в течение нескольких лет.

К этому типу наблюдения относится также каузальное наблюдение. Оно заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представляют какой-то интерес, отклоняются от нормы и т. д. Цель такого наблюдения – обнаружить причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать.

В педагогике используется также форма так называемого экспериментального наблюдения. Оно заключается в том, что исследователь вносит в обычный процесс обучения, в соответствии со своей гипотезой, некоторые новые элементы экспериментального характера. Далее новый процесс наблюдается в естественных условиях занятий и фиксируется.

Наблюдение часто сопровождается и другими исследовательскими методами, например, педагогическим экспериментом, предшествуя ему и сопровождая при проведении.

Очень важно, чтобы педагог хорошо сознавал, на каком этапе своего исследования следует применить метод наблюдения и какую функцию будет выполнять этот метод.

Как каждый метод, наблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Важным плюсом данного метода является то, что оно:

– непосредственно отражает действительность;

– максимально приближает исследователя к естественному ходу педагогических процессов;

– дает возможность наблюдать явления в моменты их появления и развития;

– стимулирует педагога на поиск, на более глубокое и творческое мышление.

С использованием метода педагогического наблюдения связан и ряд трудностей. Во-первых, педагогу приходится сочетать пристальное внимание к тем сторонам и деталям действительности, которые соответствуют целям исследования, с теми, которые образуют фон. Во-вторых, наблюдателю доступны лишь внешние проявления педагогического процесса. Наблюдать можно лишь то, что поддается восприятию наших органов чувств. С помощью наблюдения нельзя обнаружить мотив деятельности, установить эмоциональное состояние, ход мыслей учащихся. В-третьих, организация педагогического наблюдения может быть связана с трудностями субъективного плана. На качество первичной информации может оказать влияние несхожесть у педагога и обучающегося интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения. Наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. И наоборот, негативные ожидания способны привести к преувеличенно отрицательному видению действительности.

Еще одна особенность метода педагогического наблюдения – сложность, а часто и просто невозможность, повторения наблюдений. Педагогические процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы педагог мог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

Ограниченность наблюдения заключается в следующем:

– оно не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы;

– некоторые явления и ситуации недоступны наблюдению;

– прямому наблюдению доступно сравнительно небольшое число объектов;

– полученный материал часто с трудом поддается статистической обработке;

– излишняя идентификация наблюдателя со средой (например, если наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемых) может привести к одностороннему, субъективному взгляду на реальность.

Некоторые конкретные недостатки метода наблюдения нельзя в принципе исключить. В первую очередь, все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях.

А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

  1. Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
  4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо:

– исследовать естественное поведение без вмешательства в ситуацию;

– когда нужно получить целостную картину происходящего;

– отразить поведение обучающихся во всей полноте.

Наблюдение – сложный метод педагогических исследований. Он требует особой подготовки наблюдателей.

Требования к организации и использованию метода наблюдения для изучения личности школьника

Для того чтобы наблюдение было научным и психолого-педагогическим, оно должно быть:

  • Целенаправленным: проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных интеллектуальных и личностных свойств, способностей, состояний в различных ситуациях и в разных видах деятельности (в игре, учебе, труде, общении). Вырабатывать умение по внешним проявлениям (речи, действиям, движениям, мимике, поведению, поступку) правильно истолковывать психологическое значение данных фактов, понять, что оно означает.
  • Запланированным: должны быть определены задачи (что наблюдать), продуман план, показатели (что фиксировать), определены особенности обучающегося, за которыми ведется наблюдение.
  • Фиксированным: обязательно должен вестись дневник наблюдения. Запись может быть сплошной или выборочной (например, в определенной ситуации на уроке, на перемене, в игре, в общении со сверстниками, педагогами, родителями и др.)
  • Систематическим: наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.
  • Естественным: наблюдение проводится в естественных условиях для учащихся (например, в ситуации урока), без вмешательства и корректировки происходящих событий наблюдателем, чтобы ученик ничего не подозревал.
  • Объективным: в ходе наблюдения необходимо фиксировать объективные факты, действия, поведение, речевые и невербальные особенности проявления, характеризующие суждения и состояния, переживаемые учеником, и на этом основании следует делать анализ и логические выводы.

Этапы подготовки к организации педагогического наблюдения

1 этап. Выбор объекта наблюдения.

Например, объектом педагогического наблюдения может стать познавательная активность учащихся.

2 этап. Формулировка цели педагогического наблюдения.

Например, установить, зависит ли уровень познавательной активности учащихся от использования электронных средств обучения.

3 этап. Определение условий проведения педагогического наблюдения: непосредственное или опосредованное наблюдение, открытое или скрытое наблюдение, непрерывное или дискретное.

4 этап. Составление плана для проведения педагогического наблюдения. План может включать следующие структурные элементы: количество человек, участвующих в исследовании; место нахождения наблюдаемой ситуации; наблюдаемая ситуация; частота и продолжительность наблюдаемой ситуации; основная задача исследователя.

5 этап. Уточнение критериев оценки наблюдаемых явлений. Например, критериями оценки познавательной активности учащихся могут стать количество задаваемых учащимися вопросов, количество пояснений и уточнений заданий, эмоциональное отношение учащихся к предложенным заданиям, проявление творческого подхода при выполнении заданий.

6 этап. Выбор методики и техники накопления и фиксирования фактов. Разработка протокола для занесения результатов педагогического наблюдения. Техника фиксирования результатов наблюдений может также заключаться в заполнении дневника.

7 этап. Проведение педагогического наблюдения в соответствии с составленным планом и заполнение протокола.

8 этап. Анализ результатов и формулировка выводов. Результаты педагогического наблюдения могут быть обработаны с помощью статистических методов.

Фиксацию процесса наблюдения удобно вести и оформлять записи в виде различных схем (карту наблюдений)

Первая колонка: предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста ребенка, которые педагог собирается наблюдать, ситуация, в которой проводится наблюдение.

Вторая колонка: на что важно обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы — своеобразный ориентир, который поможет вести осмысленное наблюдение за обучающимися, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.

Третья колонка: необходимые текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников. Она может содержать описание фактов учебной и интеллектуальной деятельности обучающегося:

— особенности проявления свойств и видов внимания;

— качество выполнения заданий;

— особенности восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала;

— активизация мыслительной деятельности, творческого воображения;

— факты поведения ученика, его действий, общения, отношений с учителем, одноклассниками, и др.

Полученные фактические данные обязательно записываются или в ходе наблюдения, или сразу после него.

Четвертая колонка: выводы, направленные на решение учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Колонка, заполняется по итогам.

Рекомендации по организации наблюдения

  • Наблюдатель должен занять удобную для наблюдения позицию.
  • Необходимо фиксировать все внешние проявления: движения, позы, речь, мимику. По данным проявлениям можно судить о внимании обучающегося. Например, если ребенок занят каким-либо видом деятельности, то следует отметить время начала и окончания этой деятельности, а также в пределах этой деятельности фиксировать отвлечение, переключение, распределение внимания.
  • На основании полученного материала делаются выводы о личностных особенностях, характеризующих обучающегося (чертах характера, интеллектуальных свойствах, способностях, отношении к учению и др.).
  • Результаты наблюдения сравниваются с показателями и данными об ученике, полученными с помощью других методов и психодиагностических методик, и делаются обоснованные, аргументированные выводы, характеризующие личность ребенка.

 

Современное образование ставит во главу угла личность ребенка, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. Создавая соответствующую такому подходу образовательную технологию, необходимо уточнить, на кого именно ориентируется педагог, и моделировать образовательный процесс так, чтобы он был приближен к конкретному ученику.

Список источников

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992 — 80 с.
  2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. Якиманской И.С., М.: Педагогика, 1989.- 221 с.
  3. Миронов Л. Как лучше узнать ученика// Методическая работа в школе, 2010, №4
  4. Попова Г.В. Изучение и диагностика индивидуальных особенностей личности учащихся – важнейшее условие оптимизации обучения и воспитания. [Электронный  ресурс] Режим доступа https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/243-002-573
  5. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999.
  6. Психология человека от рождения и до смерти. / Под ред. А.А. Реана. — Спб. – М., 2002.
  7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / E.E. Сапогова. – М., 2001.
  8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – М., 1999.
  9. Цукерман  Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь». — Томск, 1992, вып. 10 
  10. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1992, вып. 2.

medianar.ru

Наблюдение как метод исследования в педагогике

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Этапы наблюдения

Определение 1

Наблюдение как метод исследования в педагогике — это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.

Наблюдение представлено несколькими этапами и включает в себя:

  • постановку цели;
  • формулировку задач;
  • определение продолжительности проведения наблюдения;
  • выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
  • определение способа наблюдения, который меньше всего влияет на исследуемый объект, но при этом обеспечивает наибольший сбор информации;
  • выбор способов регистрации наблюдаемого явления;
  • обработку и интерпретацию полученных данных.

Методы наблюдения

В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:

  • по уровню формализованности: контролируемое или неконтролируемое;
  • по месту проведения: естественное или лабораторное;
  • по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя: включенное или не включенное;
  • по условиям организации процесса: открытое или скрытое;
  • по регулярности проведения: систематическое или случайное.

При контролируемом наблюдении заранее определяются ситуации для наблюдения

spravochnick.ru

Характеристика метода психолого-педагогического наблюдения — Мегаобучалка

Одним из основных методов научного исследования в педагогике является наблюдение. В настоящее время ему уделяется все большее внимание и в других общественных науках (психологии, социологии). Опыт психологов и социологов в использовании этого метода очень важен и для педагогики.

Проблеме методов объективного наблюдения был посвящен ряд работ педагогов (Л.В. Занков, М.А. Данилов, Н.И. Болдырев, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, В. Шмидт, Р. Ничковиц, Ф.Н. Керлингер, Р. М. В. Траверс, Л. Фестингер, Д. Катц).

Психолого-педагогическое наблюдение — научный метод, целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов. Оно направ­лено на вскрытие существенных взаимосвязей и отно­шений в наблюдаемой действительности. Наблюдение как научный метод отличается от наблюдения в по­вседневной жизни. Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить следующим образом.

Наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к четко сформулированной цели. Сложность воспитательных явлений часто требует в педагогических исследованиях установить общую цель наблюде­ния, а затем разделить ее на более узкие, связанные между собой цели. Так, например, цель наблюдения, сформулированная исследовательским коллективом под руководством Л.В. Занкова, состояла в том, что­бы проследить взаимоотношение слова и принципа наглядности в процессе обучения.

Чтобы глубже понять это ос­новное взаимоотношение, цель была разбита на ряд вопросов, которые представляли собой частич­ные цели наблюдения: как учитель соединяет устное объяснение с использованием наглядных пособий при объяснении нового материала, при его закреплении; каково взаимоотношение слова и принципа наглядности при повторении учебного материала, при проверке и контроле знаний учащихся. При этом исследовалась та или иная форма зависимости слова и наглядности от характера заданий, от характера материала, от воз­растных особенностей учеников и т. д. Сосредоточение на этих более частных целях и специфических вопро­сах определяло и направленность на­блюдения, характер анализа урока.



Определенность цели означает, что научный работник точно знает, что ему следует наблюдать, он может предвидеть результаты своего наблюдения. Вместе с целью уточняется и предмет наблюдения, который всег­да бывает выборочным. Подбор материала проходит с учетом поставленной цели. Это дает воз­можность увязать выбор с требованием полноценности на­блюдения в рамках границ, установленных предметом исследования.

Планомерность и систематичность являются следующей характерной чертой наблюдения как на­учного метода. В соответствии с поставленными целя­ми научный работник разрабатывает программу своего наблюдения, определяет время работы, сред­ства, технику сбора материала. Для полноценного использования метода наблюдения научный работник детально обдумывает взаимоотношения между проблемой — рабочей гипотезой — критериями выбора фактов и оценкой полученных данных.

Объективность как характерная черта научного метода наблюдения предусматривает адекватное вос­приятие воспитательных явлений и процессов, а так­же объективную и по возможности точную запись хо­да наблюдения. Записи, протоколы наблюдений дол­жны вестись систематически, они могут быть в извест­ной мере формализованы. Для более объективного и более точного наблюдения могут быть использованы разные технические средства (магнитофон, кинофильмы, видеофильмы), ко­торые к тому же обеспечивают повторное воспроизве­дение фактов наблюдения. Технические средства регистрации в определенной мере устраняют несовершенство наших органов чувств.

Специфической чертой наблюдения как научного метода является то, что оно имеет дело с естествен­ным ходом педагогических процессов. Научный работник не вносит в них никаких изменений, не влияет на них.

В наблюдении как умственно-познавательной деятель­ности всегда присутствует субъективный элемент. Однако он не должен превратиться в субъективизм и произвол. Субъекти­вистские тенденции в наблюдении воспитательных явлений и процессов проявляются в стремлении видеть при наблюдении то, что исследователь хочет видеть, что хочет подтвердить, не заме­тив фактов, которые противоречат его гипотезе. Самая частая ошибка — это замена объективных фактов личными суждениями и оценками.

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что объективное наблюдение требует, чтобы наблюдатель точно определил, что он хочет наблюдать, как будут регистрироваться наблюдаемые процессы и яв­ления, как полученные данные будут анализировать­ся и оцениваться. Планомерность и систематичность создают условия для объективного наблюдения, по­могают преодолеть элементы случайности, присущие обычному (ненаучному) наблюдению.

В чем заключается познавательная функция наблюдения как научного метода? Наблюдение непосредственно отражает явления, которые являются основой для всестороннего объективного описания, после­дующего анализа, обобщения и интерпретации. При наблюдении речь идет о познании явлений, внешней стороны действительности. Такое познание открывает путь к познанию внутренней сущности исследуемых явлений. Необходимо знать, что сущность явления не находится вне явления, а содержится в самом явлении.

Систематическим, планомерным и повторяющимся наблюдением мы в определенной мере улавливаем внутренние закономерности и связи, развитие явлений. Сущность явления, однако, нужно раскрыть, раскрыть при помощи мыслительных операций, анализа, синте­за, абстракции, интерпретации педагогических фактов, полученных при наблюдении. Целью наблюдения как научного метода является, следовательно, не только описание, фотографирование действительности, регистрация фактов. Наблюдение должно привести к формулированию гипотез, к их проверке последующим наблюдением, к их уточнению и, наконец, к переходу в теорию, которая объясняет явления.

Предмет психолого-педагогического наблю­дения и виды наблюдений

Использование метода объективного наблюдения ста­вит вопросы: что является предметом психолого-педагогического наблюдения, какова характеристика воспитательных фактов? Ответы на эти вопросы должна дать теория воспитания и практика учебно-воспитательного процесса. Этот процесс развивается во взаимодействии воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика и должен привести к формированию личности воспитуемого в соответствии с поставленными целями.

Предметом наблюдения является деятельность воспи­тателя и воспитуемых, учителей и учащихся (студен­тов). При этом необходимо, чтобы описание деятель­ности содержало в себе педагогическое объяснение. Речь идет не о внешних действиях, а об их педагоги­ческом содержании.

Недооценка значимости теоретической исходной позиции приводит лишь к внешнему описанию наблю­даемой деятельности, к накоплению данных, с фор­мальной стороны, возможно, и точных. При этом не создается предпосылки для подлинного раскрытия собственно педагогического содержания, с чем мы встречаемся во многих исследованиях в области тео­рии обучения и воспитания, которые стоят на пози­циях позитивизма и неопозитивизма.

В педагогических исследованиях применяются раз­личные виды объективного наблюдения. Классифика­цию наблюдений по видам можно провести на осно­вании способа и длительности наблюдения.

В соответствии с первым показателем (способ на­блюдения) мы различаем наблюдение непосредствен­ное и опосредованное. Непосредственное наблюдение, как правило, проводит сам исследователь, непосред­ственно наблюдая за изучаемым явлением и процес­сом. При этом важен характер отношения наблюдате­ля к наблюдаемым явлениям — наблюдение может быть явным (открытым) или скрытым, причастным (включенным) или непричастным.

Научные работники часто пользуются непосред­ственным, открытым наблюдением в школе или в дру­гих воспитательных учреждениях. Поведение ученика или учителя, которые знают, что за ними наблюдают, ме­няется. Поэтому бывает необходимо, чтобы точная формулировка целей и задач наблюдения прямо не сообщалась. Наблюдатель при этом не является чле­ном группы, он наблюдает ее как бы извне.

Однако, часто для достижения более объективного описания воспитательных процессов нужно наблюдать не извне, не с позиций внешнего наблюдателя, а как бы изнутри. В этом случае мы говорим о так назы­ваемом причастном наблюдении — научный работник вступает в тесный контакт с коллективом учителей и воспитателей, включается в жизнь воспитательного учреждения, участвует в его работе. Но при этом он скрывает свою настоящую роль и свои исследователь­ские цели. Он выступает как рядовой работник, член соответствующего коллектива.

С помощью такого на­блюдения можно проследить явления, которые иным путем наблюдению не доступны, например, отношения между детьми в группе, отношение воспитуемого к воспитателю и др. Если мы хотим проследить разви­тие социальных отношений, которые складываются между детьми в отряде во время пребывания в лагере, можно с успехом воспользоваться причастным наблю­дением. Для этого необходимо точно определить цели наблюдения, его задачи; решить, как наблюдатель бу­дет участвовать в жизни коллектива (как вожатый, помощник вожатого и т.п.). Так как исполнять две задачи (сотрудничество с группой в определенной функции и диагностика) очень трудно, то такая фор­ма наблюдения требует большой предварительной подготовки и тренировки исследователя.

Вопросы причастного наблюдения были подробно рассмотрены в социологии. Один исследователь (Уильям Уайт) с помощью этого метода изучал на­селение района американского города — знакомился с итальянской молодежью и ее планами. Он провел среди молодежи три с половиной года, полностью разделяя ее образ жизни. В Англии группа социологов под руководством М. Морзе наблюдала за молодыми людьми в различных ситуациях. Социологи выступали в роли учителей и ассистентов в танцевальных залах, тренеров в плавательных бассейнах и т.д. Можно привести также опыт социолога В. Ольшанского, который изучал на московском заводе со­циальные ценности и идеалы рабочих. Сам же он высту­пал в роли слесаря-монтажника.

Наряду с открытым непосредственным наблюде­нием существует форма скрытого непосредственного наблюдения. Его можно проводить односторонне (с помощью стены, которая пропускает свет только в одном направлении, или с помощью скрытой камеры). Такой метод дает возможность обеспечить ход учебно-воспитательного процесса без нарушения естественной ситуации, ее нормального течения присутствием на­блюдателей.

Об опосредованном наблюдении мы говорим тогда, когда научный работник пользуется уже готовыми ре­зультатами наблюдений, подготовленными другими лицами. Это могут быть сообщения учителей и дирек­торов школ, материалы педагогических чтений, педа­гогические характеристики учеников, студентов. Могут быть использованы записи, сделанные с помощью та­ких технических средств, как магнитофон, кинофильм, видеофильм и др. Преимущества опосредованного наблюдения за­ключаются в том, что один и тот же работник или разные люди могут несколько раз просмотреть какую-либо примечательную ситуацию и глубже ее проана­лизировать. Но, работая с фактами такого рода на­блюдения, нужно иметь в виду несколько сниженную меру объективности подобных записей.

В зависимости от длительности наблюдения, мы различаем наблюдение долговременное и кратковременное.

Кратковременное наблюдение можно использовать в разных вариантах. Например, исследователь ведет наблюдение по какой-то проблеме, повторяя его через короткие промежутки времени (наблюдает деятель­ность отдельного лица или определенного коллектива в определенное время дня, в течение одного часа, не­скольких минут и т. д.). Кратковременное наблюдение может иметь и вспомогательный характер, например, шкалы для замера интервалов времени, частотности или интенсивности событий.

Долговременное наблюдение обычно применяется при изучении развития социальных отношений, скла­дывающихся в группе учащихся, в классе в течение нескольких лет. К этому типу наблюдения относится также каузальное наблюдение. Оно заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представ­ляют какой-то интерес, отклоняются от нормы и т. д. Этот метод требует всестороннего, внимательного и детального наблюдения за данным случаем, чтобы получить цельное представление о нем. Цель такого наблюдения — обнаружить причины явления с тем, чтобы его объяснить и прогнозировать. Таким путем можно наблюдать за плохо успевающими или недисциплинированными учениками. При этом необходимо познакомиться с генетическим развитием личности, с факторами, которые имели позитивное или негативное влияние на ее формирование. Но из такого наблюде­ния нельзя делать поспешных обобщающих выводов. В педагогике используется также форма так назы­ваемого экспериментального наблюдения. Оно заклю­чается в том, что исследователь вносит в обычный процесс обучения, в соответствии со своей гипотезой некоторые новые элементы экспериментального харак­тера. Далее новый процесс наблюдается в естествен­ных условиях занятий и фиксируется путем наблю­дения.

Средства наблюдения

Наблюдение как научный метод создает свой инстру­ментарий, свою технику, которая повышает его точ­ность и возможность регистрации и контроля. Конт­ролируются схемы наблюдения, сроки и длительность его, совершенствуются техника записи, методы сбора данных. Средством наблюдения являются также протоколы наблюдения, системы категорий и шкалы. В последующих разделах мы подробнее остановимся на этих вопросах.

megaobuchalka.ru

Анализ педагогического наблюдения

Понятие и сущность педагогического наблюдения

Определение 1

Наблюдение в педагогике – это организованное и целенаправленное фиксируемое восприятие участников педагогического процесса или его определенной стороны.

Выделяют следующие этапы педагогического наблюдения:

  1. Постановка цели наблюдения.
  2. Формулировка задач, поэтапное решение которых приведет к достижению поставленной цели.
  3. Определение времени проведения педагогического наблюдения (длительности процесса).
  4. Выбор объекта, предмета и ситуация педагогического наблюдения.
  5. Выбор наиболее оптимального метода наблюдения, который будет оказывать наименьшее влияние на объект исследования и при этом обеспечит наилучший результат по сбору необходимых данных.
  6. Определение и выбор вариант определения исследуемого явления или действия.
  7. Сбор, обработка и интерпретация полученных в ходе наблюдения данных, представление их в виде наглядности (таблица, график, диаграмма и т.д.).

Методы педагогического наблюдения, подразделяются в зависимости от разновидности организуемого наблюдения:

  1. В зависимости от уровня формализованности:

    • контролируемые;
    • неконтролируемые.
  2. В зависимости от места проведения:

    • естественные;
    • лабораторные;
  3. В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемой ситуации:

    • включенные;
    • не включенные.
  4. В зависимости от условий организации процесса наблюдения:

    • открытые;
    • закрытые.
  5. В зависимости от регулярности проведения:

    • систематические;
    • случайные.

В том случае, если организуется контролируемое педагогическое наблюдение, то прежде чем его проводить исследователь определяет ситуации, в рамках которых оно будет проводиться, а также устанавливает средства и методы фиксации полученных фактов. Данный тип наблюдения используется в основном в исследованиях экспериментального и описательного характера, когда исследователь уже знаком с субъектами педагогичес

spravochnick.ru

Применение метода наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

Метод наблю­дений характеризуется непосредственным восприятием явлений и процессов в целостности и динамике их изме­нения. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его прове­дения, в котором обозначены объект наблюдения, его цель и задачи, время наблюдения, длительность и пред­полагаемый результат, ожидаемые изменения в обученности и воспитанности, в самом учебно-воспитательном процессе и пр. План наблюдения, таким образом, отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.

В зависимости от цели и специфики изучаемой стороны развития личности или коллектива определяется рациональ­ная длительность наблюдений, а также их периодичность. В принципе, наблюдения за учащимися в научных целях должны осуществляться в течение всего периода работы с ними, но здесь речь идет о специализированном целевом наблюдении, которое должно дать ответ на интересующий ученого вопрос в течение определенного периода функцио­нирования педагогического процесса. В связи с этим педагог должен учесть специфику исследуемого свойства лич­ности и избрать минимально необходимое число учебно-воспитательных ситуаций, в которых можно будет обнару­жить признаки соответствующего качества и сделать объективные выводы.

Чем большим будет число наблюдений, тем более объективными будут выводы. Однако надо учесть, что исследователю необходимо вести наблюдения за большой группой школьников одновременно и, кроме того, по многим аспектам. Это требует специальной орга­низации наблюдения, стремления из минимального числа ситуаций получить максимально разностороннюю инфор­мацию о воспитанности личности, что достигается ком­плексностью задач наблюдения и специальным развитием умения разносторонне анализировать наблюдаемые явле­ния, видеть в них «веер» личностных проявлений изучае­мого школьника.

Особенно ценную информацию о школьниках дает так называемое включенное наблюдение, при котором учитель активно участвует в жизни и деятельности воспитанников, не привлекая к себе их особого внимания.



Самым слабым моментом организации наблюдений в целом ряде научных работ является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта, отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдений. Например, в процессе многих педагогических исследований теперь применяется метод обобщения независимых характеристик, особенно подроб­но разработанный К.К. Платоновым. Однако в прак­тике его использования мы нередко встречаемся с фактами серьезных расхождений его участников (учителей, экспе­риментаторов) в оценке определенных качеств одного и того же ученика.

Как показывают последующие про­верки, одной из причин такого явления оказывается не слабость этого метода самого по себе, а именно недостаточ­ная отработанность экспериментаторами системы единых требований к оценке тех или иных качеств личности учеников. Вот почему надо тщательно продумать те признаки, по которым оценивается, например, положительное отношение к учению, нормальная работоспособ­ность ученика, его умение выделять главное, сущест­венное, планировать учебную деятельность, темп чтения и письма, умение осуществлять самоконтроль или другие качества и умения, которые интересуют научного работ­ника.

Серьезным недостатком практического использования методики наблюдений является недостаточно четкое продумывание системы фиксации наблюдаемых фактов и формулирование промежуточных выводов. Опыт показы­вает, что с этой целью полезно использовать специальные дневники наблюдений, в которых для ученика отводится определенное число страниц и в хронологическом порядке фиксируются наблюдаемые факты и одновременно на полях дается им соответствующая оценка. Причем для экономии времени полезно кодировать условными знаками или различными цветами оценки тех или иных сторон личности.

В зависимости от целей изучения школьников можно использовать как двоичную систему оценок (« + », «—» или «1, 0»), так и пятибалльную шкалу оценок. В этом случае признаки наблюдаемых качеств подразделяются на определенное число уровней.

Накопление текущей информации позволяет затем составить индивидуальную характеристику школьника. Кроме того, сведенная на общей карте информация позво­ляет быстро выделить типичную картину развития опреде­ленных качеств учащихся класса в целом, установить наиболее слабые и сильные стороны. Для этого надо выде­лить компоненты, имеющие самые низкие оценки, обратив на них особое внимание.

Аналогичным образом может накапливаться и обоб­щаться информация о деятельности учителей по решению определенной дидактической задачи. Это позволяет быстро объединять, обобщать и анализи­ровать поступающие сведения.

При формулировании выводов по данным наблюдений исключительно важно избегать формально-математичес­кого подхода. Качественный анализ наблюдаемых фактов, учет наиболее ярких проявлений того или иного качества даже в меньшем числе соответствующих ситуаций могут привести педагога к выводам, несколько отличающимся от цифровых показателей, и поэтому надо предусмотреть контрольную проверку делаемых при этом выводов, применяя другие методики изучения школьников.

Объективность психологического наблю­дения — требование к наблюдению, которое выражается в валидности результатов наблюдения. Объективность выводов по данным наблюдений значи­тельно возрастает в том случае, если исследователи сопоставля­ют получаемую ими информацию с данными своих коллег.

К числу средств, повышающих объективность наблю­дений, надо отнести также применение в ходе их спе­циальных технических средств звукозаписи или видеозаписи уроков, внеклассных воспитательных меро­приятий и последующего неоднократного анализа наблю­давшихся при этом фактов, применение киносъемки, а также проведение наблюдений в специально предназна­ченных классах через зеркально отражающую стену или с помощью видеокамеры. В этом случае скрытое наблюдение делает поведение школьников более естественным, исключается влияние самого педагога на детей и пр. Конечно, при анализе результатов и практичес­ком использовании таких исследовательских приемов надо обеспечить строгое соблюдение педагогического такта.

Применение современных технических средств открыло для ученых новые возможности для повышения эффективности наблюдений и объективности получаемой информации. Вместе с тем надо подчеркнуть, что наблю­дения еще не в полной мере обеспечивают проникновение в сущность изучаемого явления, действий учеников и пр. Особенно мало информации дают наблюдения для выводов о мотивах действий и поступков школьников. Вот почему возникает необходимость сочетать наблюдения с другими методами исследования, с такими, как беседы, интервью и анкетирование.

megaobuchalka.ru

§ 18. Наблюдение как метод обучения

Наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприя­тие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в по­мещении.

Дети наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя. Учитель определяет конкретное содержание наблюдений, которое зависит от географического положения и климатических условий того населенного пункта, где находится школа, и от време­ни года. Ориентировочное содержание наблюдений дается в конк­ретных учебниках и методических рекомендациях к ним.

Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблю­дениям, являются их конкретность и систематичность. Учитель определяет формы наблюдений, организует их. Прежде всего, это экскурсии и практические работы по исследованию предметов ок­ружающего мира на уроках в классе. Однако запас наблюдений, сделанных в учебное время, недостаточен для формирования есте­ственнонаучных знаний. Поэтому учащиеся ведут наблюдения еще и во внеурочное время, самостоятельно.

Наблюдения — важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслитель­ные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. В практике школы содержа­ние выполненных детьми наблюдений всегда использовалось для составления детьми устных рассказов, включалось в тематику со­чинений. «Основание разумной чисто человеческой речи, — писал К. Д. Ушинский, — заключается в верном логическом мышлении,

135

а … логическое мышление … возникает не из чего иного, как из вер­ных и точных наблюдений»1. Кроме того, они призваны развивать в детях важное качество личности — наблюдательность. Это важ­нейшая познавательная способность, необходимая не только для ус­пешного учения. Она — ценнейшее качество любого специалиста. Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторедий и упражнений, которые могут быть организованы в разнообразных играх через специальные приемы. Последние определяются их психологической структурой, которая представляет собой сложный механизм, включающий в себя многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоцио­нальные переживания, активную мыслительную и двигательную деятельность. С точки зрения этой структуры мы и делаем попыт­ку раскрыть сущность дидактических методических приемов, спо­собствующих ведению продуктивных наблюдений и, как следствие развитию умения наблюдать. Эти приемы даются детям одновре­менно с сообщением заданий для наблюдений. Полезно периоди­чески напоминать о них до тех пор, пока ребенок не привыкнет концентрировать внимание только на том, что ему нужно видеть (слышать, осязать и т. д.) для достижения поставленной цели.

Любые наблюдения начинаются с постановки цепи, определе­ния объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые. Например: больше узнать о при­роде, чтобы получить хорошую оценку на следующем уроке и т. п. Задания для наблюдений учитель берет из учебников, учебных по­собий или формулирует сам, но в том и другом случае они должны направлять внимание детей на то, что их непосредственно окру­жает, т. е. содержание заданий должно строиться на краеведческом принципе.

Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Прежде всего, для постоянных наблюде­ний следует отобрать объекты вблизи школы. Трудно сделать такой отбор применительно к животным, т. к. они подвижны. И все же около школы частые гости вороны, воробьи, синицы и другие пти­цы. Отобранные объекты должны быть доступны для наблюдений детьми в любое время года, в любую погоду. Их можно увидеть из­дали, вблизи, к ним можно подойти и потрогать. Число отобранных объектов может быть достаточно ограниченным. Но отбор обяза­тельных объектов не исключает более широких наблюдений отдель­ными учащимися.

Ушинский К. Д. Собрание сочинений. — М; Л., 1948-1952. — Т. 7. — С. 246.

136

Сам процесс наблюдения начинается с того, что учитель предла­гает детям осмотреть объект в целом, чтобы у ребенка сложилось о нем целостное представление. Затем следует организовать рассмот­рение предмета по частям. Необходимо ограничить внимание, со­средоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. Если объект подвижный, например, животное, надо предложить детям заранее наметить для рассмотрения часть тела, например хвост, голову и т. п. При появлении объекта ребенок сразу направ­ляет свое внимание именно на эту часть. При таком подходе к на­блюдениям ученик привыкает концентрировать внимание только на том, что ему нужно для решения данной задачи. Не следует ожи­дать, что дети сразу научатся концентрировать внимание: это ре­зультат длительной, кропотливой работы.

Однако посмотреть на предмет пли его часть — не значит уви­деть и запомнить его образ. А именно это, последнее, и является важнейшим в обучении. Здесь и помогут учителю специальные приемы, способные задержать на некоторое время внимание детей на том или ином предмете, явлении или их деталях, полнее запечатлеть образ последних. Можно предложить ученику после однократного рассмотрения предмета или его части закрыть глаза и мысленно представить только что увиденное. С первого раза образы зачастую бывают нечеткими, расплывчатыми. В этом случае возможны по­вторные наблюдения. Этот прием наблюдения можно повторить несколько раз, пока не будет у ребенка отчетливого представления о предмете. Повторные наблюдения предметов и явлений полезно проводить, сравнивая наблюдаемый предмет с аналогичным, нахо­дящимся рядом. Не всегда дети могут долго выдерживать такую кропотливую работу. В этом случае полезно переключить учащих­ся на другой вид деятельности, вернувшись к описанному приему через некоторое время в ходе этих или последующих наблюдений.

Другой прием — это имитация учеником движений и звуков предметов, явлений природы. Например, повторить руками движе­ния крыльев птицы, падающих листьев и т. д.; голосом — звук гро­ма, пение птицы, или звуки других животных и т. д. Попытка таких имитаций заставляет ученика внимательно всматриваться, вслуши­ваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания.

Интересен и еще один прием, заставляющий ребенка вниматель­но смотреть на предмет: не подсказывать результаты наблюдений, а предложить малышу самому добиться этих результатов, исследо­вать объект, сделать для себя «открытие». Например, обнаружение в почве воздуха может быть построено по-разному. Первый ва­риант: учитель бросает в воду комочек почвы и говорит при этом:

137

«Обратите внимание, из почвы в воду выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух». Второй вариант: учитель или дети бросают комочек почвы в воду. Учитель не сообщает результаты, а предлагает, обнаружив пузырьки, самим детям решить, что это за пузырьки, откуда они появились в воде. Теперь, по предложению учителя, дети сами делают вывод о том, что в почве есть воздух. Очевидно, что во втором варианте учащиеся в ходе активного по­знавательного поиска сделали сами «открытие», которое требова­ло от них предварительного внимательного наблюдения.

Одним из важных путей поддержания интереса к наблюдениям является использование их в учебном процессе, выполнение на их основе разнообразных творческих работ не только на уроках по на­шему курсу, но и на уроках чтения, русского языка, изо, труда и т. п. Успеху ведения наблюдений способствует создание у ребенка эмоционального настроя. Полезно в процессе самих наблюдений и при их обсуждении побуждать детей рассказывать о красоте наблю­даемых объектов или явлений, выражать словами радость, восторг, восхищение, удивление и т. п.

Испытанным приемом продуктивных наблюдений является их фиксирование. Способы фиксирования разнообразны. Это, преж­де всего, зарисовки и раскрашивание контурных рисунков. Делать это можно по памяти или с натуры. При этом полезно советовать детям добиваться, чтобы рисунок был как можно ближе к оригина­лу. Это заставляет учащихся внимательно наблюдать предмет, всмат­риваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Возможности реализации этого приема заложены в ра­бочих тетрадях нашего учебного комплекта.

Наблюдения за погодой фиксируются с помощью условных зна­ков, которые даны в рабочих тетрадях с учетом объема этих наблю­дений в каждом классе.

Во всех классах необязательны ежедневные индивидуальные на­блюдения за погодой. В первом классе эти наблюдения могут быть довольно эпизодичными. Важно, чтобы дети на основании наблюде­ний могли объяснить, как они понимают, что такое погода, что пого­да бывает разнообразной, какой именно, доказать эти положения конкретными примерами на основе личных наблюдений. Эта рабо­та позволяет учителю на доступном материале развивать в ребенке умение аргументировать свои высказывания.

Во втором классе дети также наблюдают разную погоду. В каж­дое время года таких наблюдений может быть около десяти. Для наблюдений можно выбрать дни с резкими изменениями в характе­ре погоды. Эти наблюдения фиксируются в специальных таблицах в рабочих тетрадях. Для этого используются общеизвестные услов-

ные знаки. Авторы некоторых вариативных курсов помещают эти знаки в дополнительных к учебникам учебных пособиях. Как пра­вило, предлагаемые условные знаки являются знаковыми моделя­ми происходящих в природе изменений. Поэтому советуем знако­мить детей с условными знаками после того, как уже наблюдали явление или предмет. Такой подход способствует пониманию услов­ного знака, а не формальному его запоминанию.

В третьем и четвертом классах наблюдения за погодой в рабочих тетрадях можно фиксировать лишь в дни экскурсий. Но при жела­нии это можно делать чаще в специальных тетрадях или на вкле­енных в рабочую тетрадь листах. Наблюдения за другими измене­ниями в неживой природе, а также за жизнью растений, животных, за трудом людей фиксируются в рабочих тетрадях в соответствии с заданиями.

Фиксирование наблюдений ведется также в календарях приро­ды и труда (рис. на с. 140), которые можно вести уже со второго класса, если не с первого полугодия, то со второго. С третьего класса его ведение обязательно. Календарь природы и труда может быть оформлен на месяц, сезон или на весь учебный год. В структуру календаря входит таблица для записи наблюдений за погодой, раз­делы для фиксирования других наблюдений за неживой природой, за жизнью растений, грибов, животных, а также за трудом людей. Эти разделы могут быть оформлены в виде кармашков, куда по­мещаются карточки с зафиксированными наблюдениями по мере их выполнения. Фиксирование наблюдений в календаре природы и труда учащиеся ведут по очереди. При этом они вносят в кален­дарь не только личные наблюдения, но могут выяснить у своих одноклассников, что они наблюдали, и зафиксировать самостоя­тельно или поручить эту работу тем, кто провел это наблюдение. Особое внимание надо обратить на фиксирование тех наблюде­ний, которые не отражены в рабочих тетрадях. Вероятность таких наблюдений довольно высока, т. к. ни учебники, ни рабочие тет­ради не могут отразить специфику природы и ее изменений в каж­дой местности, в каждом конкретном году. При условии соблюде­ния очередности в фиксировании детьми наблюдений возможны ежедневные записи погоды в календаре. Таким образом, для каж­дого конкретного ребенка сохраняется высказанное выше требо­вание эпизодичности.

Календари природы и труда, а также рабочие тетради желатель­но хранить до четвертого класса, где их данные будут нужны при формировании знаний о природе родного края. Если нет возмож­ности хранить все тетради, то можно сохранить хотя бы по 2—3 лучших.

139

138

studfile.net