Психолог в сизо: «Замечательное, красивое, но бесполезное». Тюремный психолог с 20-летним стажем рассказывает о своей профессии
«Он же весь в орлах!» — психолог колонии о своей работе, пытках и доверии
В зонах существует иерархия, и в ней существует свое распределение ролей: альфы, беты и изгои. Такая социальная стратификация необходима для хорошего существования и функционирования тюрьмы. Если заключенными не занимается администрация, они наводят порядок внутри своей группы сами. Здесь нужно учитывать фактор воровской тюремной иерархии, сформированной еще при царском режиме.
Например, воры в законе не берут оружие в руки, не женятся, не употребляют наркотики, но «отсиживаются» в тюрьме. Они поднимаются за счет интеллекта и, как они говорят, умения «разранцевать», то есть разрулить ситуацию. В итоге занимают лидирующие позиции среди своих. Существует и другая категория, которая с подачи лидеров наказывает провинившихся и неугодных — вот у них кровь на руках. Есть те, кто обеспечивает остальных — ворует и отдает в общак. В тюрьме каждый знает свое место. Бывают и «середнячки» — случайные воры, обычные мужики, которые на заводе украли что-нибудь.
Такое разделение до сих пор существует, но в более сглаженной форме. В 90-е происходили очень жесткие пересмотры всех понятий: люди были больше ориентированы не на принципы, а на деньги — даже в тюрьмах осужденные голодали. Братва машинами загоняла им еду, чтобы прокормить, а сотрудники тюрем не получали деньги. Такая дичь кругом была, зато никто ни к кому не лез. Но воры в законе никуда не делись, они продолжают формировать и регулировать понятия и отношения между собой. Как пример, перестрелка на Рочдельской улице в Москве (вооруженный конфликт между двумя группами лиц, произошедший в Москве вечером 14 декабря 2015 года на Рочдельской улице, закончившийся двойным убийством и резонансным уголовным процессом — прим. Enter).
Зоны делятся на «черные» и «красные». В первой приоритет власти принадлежит осужденным — в них меньше агрессии. Они самоорганизуются таким образом, чтобы не допустить излишнего насилия и притеснения людей просто так. Но и там не обходится без категории отверженных и «опущенных» в силу разных обстоятельств. Среди «опущенных» тоже есть своя иерархия: кого-то полицейские насильно обоссали, выбивая показания, кому-то провели по губам членом — это самые распространенные способы «опустить» заключенного.
Бывают ситуации, когда человек украл что-то у другого и тогда он становится «крысой» — к этой категории сидящих тоже разное отношение. Среди «опущенных» много тех, над кем совершали преступления сексуальной направленности. Информация о таких людях за три секунды пробивается и распространяется по зонам.
Как проходят трудовые будни пенитенциарного психолога
В Череповецком следственном изоляторе функционирует психологическая лаборатория, где лучшие специалисты-психологи осуществляют психологическое сопровождение личного состава, а также подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
В штат лаборатории входят два сотрудника: старший психолог психологической лаборатории ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области, старший лейтенант внутренней службы Анна Шмидская и психолог психологической лаборатории ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области Ксения Тушина.
Психологи следственного изолятора – практически одни из первых, кто встречает спецконтингент в исправительном учреждении. Именно с этого момента начинается их кропотливая работа. Для исследования внутреннего мира человека, для того чтобы понять его, постараться направить на путь исправления, специалисты разработали и активно используют программы психологической разгрузки, проводят психологические тестирования и беседы, психоэмоциональные тренинги.
О трудностях и переживаниях тех, кто оступился и лишен свободы, Анна Шмидская знает не понаслышке. Она не просто в курсе проблем человека, но и помогает справиться с ними, используя инновационные методы в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, в том числе и с несовершеннолетними.
Основная терапия со спецконтингентом проходит в комнате групповой психокоррекционной работы, где с ними общается старший психолог.
«В своей профессии мы используем целый комплекс упражнений, тренингов и методик. У нас нет шаблонов: каждый случай индивидуален, каждому необходим свой подход», – считает Анна Шмидская.
В последнее время в пенитенциарной практике широко применяют разные направления психокоррекционной работы: арт-терапия, музыкальная терапия, сказкотерапия, дыхательные техники, использование метафорических ассоциативных карт и многое другое.
Фото: ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по вологодской области
Арт-терапия позволяет воздействовать одновременно на несколько каналов восприятия информации, поэтому занятие становится намного эффективней. Атмосфера творчества способствует позитивному настрою участника, адаптации к новым условиям тех, кто впервые заключен под стражу, и укреплению надежды на то, что многое в своей жизни можно и нужно исправлять.
Один из актуальных методов арт-терапии, используемых психологами в следственном изоляторе №3, – мандала-терапия, которая работает и помогает, исцеляет и вдохновляет. С помощью рисования человек выражает свои чувства, переживания – все то, в чем не может признаться даже себе.
В развитии гармоничной личности и решения индивидуальных проблем помогает сказкотерапия. Работая со сказкой, читая, придумывая, разыгрывая, участник ищет решение для своих жизненных трудностей. Анна Шмидская постоянно находится в поиске новых и наиболее эффективных методов в работе.
Для уменьшения влияния стресса сотрудники психологической лаборатории часто используют индивидуальную музыкальную терапию. Это помогает психике человека пройти своеобразную перезагрузку, избавиться от влияния накопленного стресса.
Важной частью работы лаборатории можно считать психологическое обеспечение и поддержку как опытных сотрудников, так и вновь пришедших на службу.
Люди, работающие в местах лишения свободы, должны быть готовы ко всему. Задача психолога в данном случае – подготовить сотрудника к тому, чтобы он мог реализовывать все поставленные цели. Необходима собранность, на которую настраивает специалист. Именно психолог оценивает психоэмоциональное состояние сотрудников перед заступлением на службу с оружием в руках. Персоналу нужна регулярная помощь: психологическая разгрузка и различного рода тренинги.Фото: ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по вологодской области
Ксения Тушина работает с личным составом учреждения и в своей деятельности старается уделить внимание каждому из них. Она оказывает помощь кандидатам и молодым сотрудникам. Ксения регулярно проводит со специалистами учреждения мероприятия по профилактике профессиональной деформации и повышении их психологической устойчивости к негативным социально-психологоческим воздействиям.
В следственном изоляторе №3 есть четыре кабинета для проведения психологической работы. Рабочий кабинет психологической лаборатории оборудован новыми техническими средствами для обеспечения профессиональной деятельности. Кабинет групповой психологической разгрузки для сотрудников учреждения обеспечен психокоррекционным оборудованием, среди которого – массажеры для глаз, массажная накидка, аудио- и видеоаппаратура, ароматерапия, прозрачный мольберт, мягкие и комфортные кресла и диван. В кабинете для групповой психологической разгрузки спецконтингента есть все необходимые материалы для обеспечения эффективной психокоррекционной работы, в которую входят песочная и музыкальная терапии, ароматерапия, метафорические-ассоциативные карты и прочее.
Фото: ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по вологодской области
Также на базе учреждения функционирует кабинет психодиагностического обследования поступивших в учреждение подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Здесь начинается вся психологическая деятельность со спецконтингентом. Помещение оснащено наглядной агитацией и информацией об оказании психологической помощи в следственном изоляторе, о профилактике деструктивного (отклоняющегося от нормы) и аддиктивного (зависимого) поведения.
В ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области созданы все необходимые условия для обеспечения эффективного психологического сопровождения сотрудников учреждения, подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
О чём говорят с психологом в тюрьме — Татьянин день
Екатерина Азисова |
― Катя, как получилось, что ты занялась всем этим?
― У меня педагогическое образование ― я педагог дополнительного образования, сейчас учусь на клинического психолога. Также окончила курсы по оказанию кризисной психологической помощи семье и детям. Сейчас работаю психологом с детьми, которые стоят на учёте.
Я и сама была трудным подростком. Обращалась к психологам, но редко меня могли понять и помочь. Наверное, уже тогда я почувствовала, что хорошим психологом может стать лишь тот, кто сам через что-то похожее прошёл. Я поняла, что именно мне нужно, и это понимание помогло мне выкарабкаться, справиться и выжить.
― Оправдались ли твои ожидания?
― Когда я начинала обучение, то как одно из будущих мест работы рассматривала детский дом или приют. Но когда я вышла туда на практику, поняла, что у меня были несколько неверные представления. Не понравилось, не увидела себя там. Возникло чувство безнадёжности: от меня очень мало будет зависеть. Но когда приехала в колонию, поняла, что я на своём месте. Там своя атмосфера, в которой я себя замечательно чувствую. На психолога в колонии тоже большая нагрузка, вести полноценную работу ему довольно сложно, и работа эта, как правило, диагностическая. Но сейчас в России психологическая служба в колониях развивается и делаются шаги к тому, чтобы заключённым оказывалась именно психотерапевтическая помощь.
Работа в воспитательной колонии Можайска |
― В чём особенность колонии, почему тебе интересны находящиеся там люди?
― В социальном приюте нет такого количества ограничений и нет такой глубокой рефлексии у людей. А когда человек оказывается в заключении, в кризисной ситуации, он вынужден остановиться и всерьёз задуматься о своей жизни. Если срок небольшой, может, и заключение не даст эффекта… Некоторые и поступок-то, который совершили, только в колонии и осознают. Например, многие сидят не за преступление, связанное с наркотиками, но в момент совершения они были «под кайфом» ― под спайсом или кислотой, не обязательно под тяжёлыми наркотиками… А употребляющие абсолютно некритичны к своему состоянию. Некоторых только тюрьма от употребления и останавливает.
Что касается женской колонии ― многие мои подопечные употребляли наркотики, пытались остановиться, лечились в реабилитационных центрах, меняли города и профессии, выходили замуж и разводились, но у них не получалось. Может, и бросали, но потом начинали опять. Когда слушаешь такие истории, начинаешь понимать, что тюрьма вполне вписывается в эту цепочку, потому что в тюрьме у человека больше нет возможности употреблять, и только здесь он и может начать жить по-другому. Возможно, Бог реально даёт тюрьму как спасение, иначе человек себя просто уничтожил бы.
Работа в женской колонии |
Здесь человек делает выбор: или он выйдет и как-то реабилитирует свою жизнь, или принимает решение оставаться в криминальной субкультуре и самоутверждаться здесь, переезжая в колонии для взрослых. Заключённые нуждаются в помощи. В колонию их привела какая-то большая боль. Справятся они с нею или нет, зависит от того, будут ли они готовы к внутренней работе. Они могут отказаться от этого; они могут не желать заглядывать в себя и думать о своей жизни. Но есть и другие, те, которые к этому готовы, и ради них психологи в колониях должны быть.
― Но многие считают, что человек, оказавшийся в заключении, никогда не вернётся к нормальной жизни.
― Меня удивляет отношение к заключённым в нашей стране. Тут два полюса. Одни считают, что пора отменить мораторий на смертную казнь, потому что человек, раз вступив на эту дорогу, больше никогда не исправится, и государству не стоит тратить деньги на его содержание. Второй полюс ― это некоторые правозащитники, которые, похоже, готовы открыть двери всех тюрем и выпустить всех, не разбирая статей и причин. Это тоже не вполне адекватная и объективная позиция.
Да, эти люди виноваты. Многие из них действительно совершили страшные преступления и должны понести наказание. Но они могут поменяться. Они имеют право на получение помощи, чтобы изменить свою жизнь. Можно смотреть на них, как на людей, которые ошиблись.
Работа в приюте |
Вот, к примеру, к абортам у людей отношение разное. Кто-то считает, что это норма. Но есть те, кто понимает, что аборт ― это убийство своего родного ребёнка. Мы можем бояться и считать моральным уродом человека, который когда-то совершил разбойное нападение и вырвал мобильный телефон, сторониться его, опасаться, не брать на работу, вовсе перестать с ним общаться. И при этом нормально воспринимать женщину, которая совершила пять абортов, убила пять своих родных детей. Никто её не будет сторониться, у нее будет компания друзей, карьера. Вот это несоответствие довольно странно, как мне кажется. Кто убивает больше двух человек, как правило, на пожизненном заключении, но возможно, их не так много по сравнению с количеством женщин, которые делали аборты.
Часто преступники не виноваты, что оказались в местах заключения. На них, возможно, повлияли условия, в которых они родились и росли. И у них должен быть шанс исправить последствия. В этом психологи могут им помочь.
― Как тебе, будучи эффектной молодой женщиной, удаётся удерживать рабочий настрой в группе с парнями-заключёнными?
― Я сразу говорю, что я ― Екатерина Евгеньевна, и никак иначе. Если меня называют по-другому, то всегда поправляю. Это устанавливает отношение как к педагогу, к психологу, а не как к девушке, с которой можно пофлиртовать. Хотя в чём-то внешность и помогает ― например, изначально привлечь внимание, заинтересовать.
Гораздо сложнее удерживать внимание в переписке (группа духовной переписки с заключёнными ― «ТД»). Когда заключённые узнавали, что им пишет девушка, они тут же старались узнать возраст, замужем-не замужем… Было множество таких попыток, намёков на одиночество. Только те, кто пожизненно осуждён, не намекали.
Работа в воспитательной колонии Можайска |
― Бытует мнение, что заключённые ― очень хорошие психологи и хорошие манипуляторы. Это так?
― Некоторые из них ― да. А другие ― ровно наоборот, имеют очень слабые коммуникативные навыки. Основная проблема, с которой я сталкиваюсь на протяжении тех лет, что езжу в колонии ― непонимание своих чувств. Когда я по окончании упражнений задаю им вопросы об их состоянии, они не могут ответить. И это тоже могло стать причиной совершения преступления и социальной дезадаптации: они не смогли в рамках закона удовлетворить свои потребности, грамотно решить конфликтные ситуации, и им пришлось нарушить закон. Человек не может решить ситуацию спора ― завязывает драку, как следствие ― убийство или нанесение вреда здоровью. Не может познакомиться с девушкой и завязать с ней нормальные отношения ― он прибегает к насилию. Ко мне приходят те, кто действительно мотивированы и подкованы, кому интересно узнавать себя и над собою работать.
― И какие у них запросы?
― Как справиться с эмоциональным состоянием, со стрессом. Как справиться с внутренней болью, как выжить в условиях колонии. Самый актуальный и болезненный запрос, который есть у всех ― это как подготовить себя к тому, как тебя примут твои родные после освобождения. Женщины не понимают, как себя преподнести, как подготовить себя к возможной боли. Как отнесутся к ней повзрослевшие дети, будут ли попрекать, примут ли, будут ли слушаться, дождётся ли муж, что скажет свекровь…
― Как ты видишь свой дальнейший профессиональный путь?
― Планы у меня есть, но я стараюсь не загадывать. Когда я получала первое образование, у меня тоже были некоторые надежды. Но за те годы, пока я училась, у нас в стране поменялись некоторые законы, и все мои планы рухнули. И я стараюсь так себя не настраивать, чтобы не разочаровываться потом. Конечно, мне бы хотелось работать в колонии, но не знаю, смогу я или нет. Колония находится за пределами Москвы, не знаю, будет ли у меня такая возможность. У вольнонаёмных сотрудников очень низкие зарплаты, будет ли у меня возможность аттестоваться… Но такой вариант я тоже рассматриваю. Одно из потенциальных мест работы ― центр судебной экспертизы. Возможно, придётся заниматься частной практикой, но это меня не очень привлекает.
Беседовала Юлия Гусакова, специально для «Татьянина дня»
Фото предоставлены пресс-службой движения «Даниловцы»
Стать волонтёром и помочь добровольческому движению «Даниловцы» может каждый, имеющий искру желания делать добро и менять окружающий мир в лучшую сторону
Вторая мама. Психолог воспитательной колонии о работе с подростками | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО
Юные нарушители закона, воспитанники колонии для несовершеннолетних, считаются самой сложной категорией спецконтингента.
Психолог по призванию
Елена Доровикова, «АиФ-Тюмень»: Есть такое выражение — счастливые люди к психологам не обращаются. Врачевателям душ приходится сталкиваться с болезненными, тяжелыми ситуациями, а вы работаете в колонии для несовершеннолетних, где априори нет «легких» клиентов. Почему вы решили трудиться в таком месте?
Людмила Будник: Психология меня интересовала всегда, еще в школе с удовольствием читала книги на эту тему, помню, когда проходила профориентационный тест, выпала именно эта сфера. На мой выбор также повлияла тетя, она преподает психологию в университете.
Мы часто с ней общались, и уже в старших классах я целенаправленно готовилась к поступлению в университет, чтобы стать психологом. Работу в колонии выбрала тоже неслучайно. Можно сказать, это семейное. Моя бабушка долгое время преподавала иностранные языки у старшеклассников, а мама и сейчас работает в школе. Но это не обычная школа, в ней учатся проблемные дети. Некоторые из ее учеников сегодня содержатся у нас в колонии. Так что, это продолжение традиции. Я с детства видела и понимала, что работа с детьми — это нелегкий, но нужный труд. А социализация педагогически запущенных подростков важна как для самого ребенка, так и для всего общества в целом. Поэтому сразу после университета я трудоустроилась в следственный изолятор.— Чем занимается психолог в воспитательной колонии?
— Когда к нам поступают подростки, мы помогает им в адаптации. С новыми ребятами беседуем, узнаем их биографию. Также проводим диагностическое обследование, чтобы получить прогноз их дальнейшего поведения, узнать факторы риска и личностные особенности.
— И в чем заключается эта работа?
— Это различные мероприятия — и групповые, и индивидуальные. Это психокоррекционные занятия, консультации, просветительные уроки, психопрофилактика, все это в формате арт-терапии, кинотренингов, релаксации, вариантов множество. Интереснее всего детям узнавать что-то новое о себе по своим рисункам, а также работать в группе, обсуждать разные вопросы.
— Сколько лет вашим воспитанникам, до какого возраста они находятся в колонии?
— Когда они попадают к нам, обычно им по 14 лет. Сейчас самым младшим – по 15. Содержание в колонии продолжается до совершеннолетия. Однако сейчас воспитанников можно оставлять до 19 лет.
— Для чего и почему дается этот дополнительный год?
— Если при достижении 18-летия срок еще не закончился, подростка переводят для дальнейшего отбывания наказания в исправительные колонии. Но в соответствии с законодательством РФ за хорошее поведение и отсутствие взысканий осужденные могут остаться в воспитательной колонии до 19 лет, то есть до конца назначенного срока, если он наступает в этот период. Даже если срок слишком велик, подросток все равно имеет право остаться еще на год. Но по достижении 19-летия перевод во взрослую колонию неизбежен. Как показывает практика, большинство осужденных хотят остаться у нас максимально возможное время, потому что здесь созданы все условия для комфортного отбывания наказания.
Жажда острых ощущений
— Несмотря на то, что ваши воспитанники — еще дети, они все же преступники, так? И насколько правдиво мнение, что несовершеннолетние — это самая сложная категория спецконтингента?
— Для меня, как и, наверно, для любого психолога службы, в первую очередь наши воспитанники — дети, какое бы преступление они ни совершили. Здесь важно понять, почему ребенок это сделал, для чего мы и собираем полную информацию о нем, общаемся с родными или опекой, со школой и другими службами и т. д. И, да, многие считают, что это какой-то непосильный труд, что с ними сложнее, чем со взрослыми. На самом деле дети, которые ранее вели асоциальный образ жизни, кардинально меняются, попадая в колонию. Здесь они активно включаются в обучение, общение, с неподдельным интересом узнают что-то новое о себе, задают много вопросов.
— В основном это дети из неблагополучных семей?
— Да, это так. Из неблагополучных, дети-сироты или оставшиеся без попечительства родителей. Бывает, попадают в колонию и дети из благополучных семей, но это большая редкость, их мало. В любом случае, если у них есть хоть какие-то родственники – мама, папа, сестра, брат, бабушка, мы стараемся пообщаться с ними. Бывает, и сами близкие хотят с нами встретиться. Такие беседы благотворно влияют на детско-родительские отношения.
Для работников психологической службы они – дети, к которым нужен особый подход. Фото: АиФ/ Елена Доровикова— Вы сказали, что беседуете и с детьми, и с их близкими, если они есть. Основываясь на этом, можете сказать, когда случается этот переломный момент, когда понятия «хорошо» и «плохо», «закон» и «преступление» стираются?
— Когда ребенок входит в подростковый возраст. В этот период есть риск, что контроль родителей над детьми начнет ослабевать, несовершеннолетние больше времени проводят со своими сверстниками, ориентируются на мнение значимых друзей. В подростковом возрасте значительно выше склонность к рисковым действиям, жажде острых ощущений, желанию завоевать признание и авторитет в компании, в этот же момент и происходит переоценка жизненных ценностей. Впоследствии возникают ситуации, которые приводят к совершению преступлений. Многие родители могут даже и не догадываться, чем занимаются их дети в свободное время.
— Почему одни дети из неблагополучных семей, оказавшиеся в сложной ситуации, не совершают преступления, а другие пересекают эту черту? Может быть, есть какие-то отличия в поведении, психологические травмы, характерные если не для всех, то для большинства таких детей.
— Существуют определенные факторы, которые влияют на подростков и на вероятность совершения ими противоправных действий. В первую очередь, это атмосфера в семье. Если родители сами судимы и отбывали наказание в местах лишения свободы, чрезмерно употребляют алкоголь или наркотические вещества, жестоко обращаются со своими детьми. В таких семьях значительная часть подростков получает пример аморального образа жизни, приобретает негативные черты. Или же отсутствие любви и заботы, чрезмерная занятость родителей, перекладывание воспитания детей на школы, неуважение и агрессия в семье. Также на совершение преступления влияют отношения со сверстниками, когда дети попадают в асоциальные компании или становятся отверженными в группе подростков. Кроме того, имеют значение личностные особенности самого ребенка. Например, низкая самооценка и неуверенность могут привести к тому, что несовершеннолетний не сможет отказать, когда его будут уговаривать совершить какое-то нехорошее дело.
— Подростки, идя на преступление, осознают, чем это может закончиться. Но, одно дело — мифическое наказание, другое — реальное лишение свободны. Как они себя ведут, когда попадают в колонию?
Не думали в свое время, что за их действия последует реальное лишение свободы
— Когда подростки совершают противоправные действия, им кажется, что за это их просто поругают и отпустят. Тем более часто так бывает, что суд к несовершеннолетним относится более снисходительно, и за некоторые преступления подросткам назначают лишь условные наказания. Попадая к нам в колонию, осужденные говорят, что не думали в свое время, что за их действия последует реальное лишение свободы. И уже отбывая наказание, многие признаются в том, что, если бы можно было вернуть время обратно, они бы вели себя иначе и не допустили такого. К сожалению, осознание последствий для подростков приходит уже после совершения преступления.
Женщинам доверяют больше
— Вам известно что-либо о судьбе воспитанников, покинувших колонию?
— Безусловно. Но у нас есть информация не обо всех. Некоторые приезжают издалека, например, из городов Севера, поэтому с ними сложно поддерживать связь. Насколько я знаю, многие по освобождении возвращаются в учебные заведения, чтобы получить образование, к тому моменту они уже осознают необходимость, понимают, что это для их же будущего. Конечно же, есть риск, что воспитанник вернется к прошлому. Мы стараемся этого не допустить.
— Расскажите о воспитаннике, который вам больше всего запомнился.
— Есть у меня один ребенок, с которым я начинала работать еще в СИЗО города Кургана. Алексей (прим. ред. — имя изменено) попал в колонию из-за достаточно серьезного преступления. В 15 лет он не умел ни писать, ни читать, сильно заикался, был тревожным и очень тяжело адаптировался к местам лишения свободы. С ним приходилось чаще проводить индивидуальные занятия, в группе ему было тяжело высказывать свое мнение. После я продолжила работу над педагогической социализацией в тюменской исправительной колонии. Так он научился писать и читать, стал меньше заикаться, мог спокойно говорить, стал менее тревожным и агрессивным. Сейчас он до сих пор отбывает наказание в колонии.
— Говорят, заключенные, в вашем случае воспитанники, — сами неплохие психологи. Согласны ли вы с этим утверждением?
Они умело манипулируют взрослыми
— В силу своих возрастных особенностей они эмоционально незрелые, не всегда могут конструктивно решить свои проблемы, адекватно оценить свое поведение. Но в столь юном возрасте они уже умело манипулируют взрослыми. Допустим, пытаются расположить к себе излишней вежливостью, чтобы к ним доверяли. Все это делается для личных целей. Конечно, подобные ситуации нужно выявлять, пресекать такие манипуляции. Чаще всего с попытками управления сталкиваются молодые сотрудники.
Есть риск, что по освобождении воспитанник вернется к прошлому. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова— И все же, вашу работу справедливо назвать непростой? И какими качествами должен обладать человек вашей профессии?
-Действительно, первые годы мне было тяжело. Когда ты молод, не все нюансы известны. Но с годами опыт нарабатывается, ты выбираешь свою стратегию поведения, знаешь, как правильно общаться с такими детьми. Сейчас мне намного легче, в этой сфере я с 2011 года. В глазах воспитанников я уже не какая-то новенькая сотрудница, они относятся ко мне, как к опытному психологу, мудрой женщине. Кстати, как правило, именно женщинам проще работать с осужденными, ей больше доверяют, с ней проще выйти на контакт. Ну а, что касается качеств, то это обязательно отзывчивость, эмпатия и гуманность. Ведь для ребенка, который попал в колонию, психолог — это вторая мама.
Комментарий специалиста
Врио заместителя начальника УФСИН России по Тюменской области, подполковник внутренней службы Карапет Мардоян отмечает: «На сегодняшний день в Тюменской воспитательной колонии отбывают наказание 49 воспитанников, при этом лимит мест- 187, что говорит о снижении подростковой преступности в регионе. И роль психологов в нашей системе значительна. Их задача — помочь ребятам справиться с проблемами, избавиться от стресса, стать более устойчивыми и адаптироваться в колонии. Работа не из легких, но она приносит результаты. Наши воспитанники поступают в вузы на бюджет, осваивают профессии в колледже, успешно сдают нормы ГТО, участвуют в волонтерской деятельности, всесторонне развиваются и ставят перед собой цели. Главное для нас – занять ребенка на все 24 часа, чтобы у него не оставалось времени на воспоминания о совершенном преступлении. Отмечу, что при освобождении за каждым подростком закрепляется патрон, который его сопровождает. Это представители центра «Семья», «Аванпоста» и других организаций. Кроме того, в нашем регионе действует губернаторская программа «Социальный рюкзак». В нем 24 предмета первой необходимости — одежда, мобильный телефон, блокнот, а главное — памятка с контактами, куда обратиться за помощью. В любом случае, когда наш воспитанник выходит за ворота колонии, он может быть уверен, что его не бросят в трудную минуту».
Психолог объяснила мотивы суицида подростков в новосибирском СИЗО
Как сказала Хегай в интервью РИА Новости, как правило, причиной парных самоубийств «становится какая-то общая идея, которая объединяет, либо один заражает другого этой идеей».
«Если один из них более ведомый, ему нужна компания, дающая ему поддержку. Такой человек не имеет четкой позиции, легко «заражается» настроением и идеями другого. Тогда еще можно предположить, что произошло парное самоубийство. Но тогда вопрос — зачем это другому?» — рассуждает психолог.
Она считает, что поскольку оба подростка уже имели проблемы с законом и были судимы, то попадание в камеру не должно было быть для них «столь глобальным крахом», приведшим к самоубийству.
«Такое ощущение, что их ждало что-то гораздо более худшее, чем они себе представляли», — отметила психолог, которая не исключает, что подростки были обеспокоены именно этим.
«Что они пережили накануне, что там было, как с ними обращались, действительно ли они были виноваты, были ли угрозы — это важно прояснить», — сказала Ольга Хегай, которая, судя по имеющейся открытой информации об инциденте и личностях погибших, не исключает и версию, что здесь могло иметь место доведение до самоубийства.
В тоже время психолог не исключает, что подростки, возможно, пытались совершить демонстративный акт и надеялись, что сотрудники изолятора вовремя увидят и спасут их.
«Такое ощущение, что это «потерянные» дети. Им словно вернуться было некуда и двигаться вперед незачем. Не было надежды на выход, раз они сделали такой выбор», — сказала собеседница агентства.
«В таком возрасте друзья становятся единственными авторитетами. Ни родители, ни школа, а именно друзья. Если есть близкие отношения, это может сподвигнуть человека, он чувствует себя вдвойне сильным совершить крайние поступки. Это дает уверенность, исчезает одиночество. С одной стороны это может сыграть положительную роль, а с другой стороны может сыграть отрицательную роль, если человек выбирает деструктивный путь», — отметила психолог.
Она также добавила, что особенности подросткового возраста предполагают непредсказуемость их поведения, и это должно учитываться в следственном изоляторе.
Родные ждут экспертиз
Как сообщила РИА Новости родная сестра одного из погибших — 15-летнего Захара Палютина — Кристина, ее брат был жизнерадостным общительным парнем, поэтому родные отказываются верить, что он совершил самоубийство. «Он постоянно бегал, прыгал, веселился. Кто его знает, любой скажет это. Мы думаем, что их либо довели до самоубийства, либо помогли», — сказала собеседница агентства.
Она сообщила, что родные сейчас ждут результатов экспертизы, которая должна установить, действительно ли Захар писал предсмертную записку. «Также тело будет направлено на экспертизу, чтобы установить — сам он повесился или его задушили», — сообщила собеседница агентства.
Она сказала, что о самоубийстве Захара в камере СИЗО родным сообщил представитель изолятора.
«Нам говорят, что они (погибшие) решили пошутить над полицией. Это рассказал сотрудник, который сообщил нам о смерти Захара. Нам сначала не сказали, про второго человека (который также повесился в камере). Мы сразу не поверили. Зачем им двоим (совершать самоубийство) — у них разные судьбы, разные жизни», — сказала девушка.
По ее словам, ее брат и другой повесившийся — 17-летний Никита Захаров — жили рядом и дружили.
В камере были одни
По словам руководителя пресс-службы главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) России по Новосибирской области Дениса Винокурова, повешенных подростков обнаружил в субботу в 13. 50 по местному времени инспектор следственного изолятора, когда заглянул в глазок камеры. В камере нашли предсмертные записки, в которых подростки писали примерно одно и то же. Просили прощение. В одной записке один из повесивших написал, что сделал много зла в жизни, не думал, что станет вором. Второй писал, что не хочет так жить, сказал Винокуров.
По его словам, в камере погибшие содержались одни, никого кроме них в камере не было.
Следственное управление СКР по области сообщило, что оба подростка были арестованы судом в декабре 2012 года и подозревались в совершении кражи.
Несмотря на юный возраст, оба ранее уже были судимы. По словам сестры Захара Палютина, в 2012 году его приговорили к обязательным работам за хулиганство.
«Мы — нейтралитет». В чём состоит работа белгородского тюремного психолога?
— Попадались ли вам такие клиенты, которые нападали на вас или ваших коллег?
— Грош тому психологу цена, если на него будут нападать клиенты (смеётся). Наша задача — перевести любой конфликт в шутку, сгладить и не дать ему развиться. Я сам попадал в такие ситуации, когда я понимал, что сейчас может случиться ЧП. Я нахожусь в камере один, и по инструкции за мной должны захлопнуть дверь. В случае нападения на сотрудника, постовой захлопывает дверь, закрывает на ключ, нажимает на кнопку. Случаев нападения в изоляторе не было с 2011 года и, надеюсь, не будет.
— Вам разрешено в случае ЧС использовать силу по отношению к вашим клиентам?
— Это предусмотрено законом: применение физической силы к любому, кто содержится в тюрьме, колонии, либо в изоляторе. Всё чётко регламентировано законом. Однако следует сначала предупредить заключённого: «Мы намерены применить силу, если не будут выполнены законные требования сотрудников». За исключением тех случаев, когда нож к горлу приставят. Там уже разговаривать некогда. Мне не приходилось ни предупреждать, ни применять силу по отношению к заключённым. Любой сотрудник обязан уметь выходить из конфликтной ситуации, снимать острые вопросы, сглаживать ситуацию, не допускать таких развитий событий. Мы с сотрудниками проходим обучение разрешению конфликтов, также проводим занятия, направленные на умение спрогнозировать, распознать суицидальные намерения наших подопечных. Таких ситуаций немного, но они бывают.
— Случались ли суициды в вашей тюрьме?
— К сожалению, да. Любой суицид — это проблема для всего учреждения. Камеры оборудованы двумя видеокамерами, есть оператор, который следит, есть группы людей, которые склонны к суициду, побегу и тому подобное. Но бывает такое, что люди, которые не состоят в таких группах и не были вовремя распознаны, кончают жизнь самоубийством. В основном это те случаи, когда во время какого‑то давления было сказано вскользь «да я повешусь», чтобы как‑то задеть сотрудников, но это не было воспринято всерьез.
— Кто и как помогает заключенному выйти на свободу после длительного заключения?
— Тут на самом деле комплексная работа: не только психологов, но и врачей, священнослужителей, воспитателей и так далее. Есть что‑то вроде курсов, которые проводят для осуждённых, готовящихся к освобождению. Сначала мы работаем, чтобы человек адаптировался к условиям изоляции, помогаем ему привыкнуть и выработать правильную линию поведения, а потом помогаем в период освобождения, когда остается около полугода до выхода: выйти в социум и спокойно реагировать на те изменения, которые произошли за те 15 лет, которые он сидел. Потому что это стресс и без помощи адаптироваться к таким изменениям невозможно. Происходит целая работа по освобождению.
— Сильно ли отличается реальная тюрьма от тюрьмы в фильмах?
— Да, сильно. Понятно, что от колючей проволоки и решёток на окнах мы не уйдём никуда, но заключённым, естественно никто не грубит, никто не хамит, опять же, чтобы не спровоцировать конфликт и ЧС. Ну и мягкого отношения такого нет, не цветочками торгуем всё‑таки. Больше такой мягкий нейтралитет, сглаженный. Всё равно тюрьма общается, она живёт своей жизнью, грубо говоря. Задержали — сиди тихо, мирно, жди заключение суда, а там уже поедешь в колонию. Основная задача изолятора — перевалочный пункт, можно так сказать. Наши подопечные заинтересованы в поддержании баланса, тем более в колониях, где отрядная система. Это у нас в камерах люди содержатся, а там отряды 120–140 человек. Надо уметь совладать с этой массой и правильно построить свою беседу и поведение.
Как работают психологи ГУФСИН в «строгой» колонии: взгляд 1rnd.
ruПсихологической службе ГУФСИН России по Ростовской области исполнилось 25 лет. В канун юбилея корреспондент 1rnd.ru посетила исправительную колонию №2, чтобы изнутри посмотреть на работу психологов с заключенными.
В 1992 году приказом МВД были созданы психологические лаборатории в исправительно-трудовых колониях. Тогда они назывались именно так. Нельзя сказать, что психологическая служба ранее не была представлена в пенитенциарной системе. Первые должности психологов были введены примерно в середине 70-х годов в воспитательных колониях и в следственных изоляторах. Тогда в задачи психологов входила работа с несовершеннолетними правонарушителями.
В Ростовской области в пенитенциарных учреждениях сегодня содержится порядка 20 тысяч подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Для осуществления психологического сопровождения с ними созданы 18 психологических лабораторий. Штат лабораторий от 3 до 4 человек.
И результаты есть. Надо сказать, что в работе психологов не бывает шаблонов, каждый случай индивидуален, к каждому свой подход. Ведь изначально психологическая лаборатория осуществляла два основных направления: психологическое обеспечение работы с лицами, отбывающими наказание? и психологическое обеспечение работы с самими сотрудниками. Как это ни банально звучит, но такая работа начинается сразу после прибытия осужденных в учреждение.
27-летний Владимир в комнате психологического сопровождения уже не первый раз. Здесь он чувствует себя спокойно, беседует с психологами. В 1992 году он попал в детский дом, когда его мать лишили родительских прав. В 2008 покинул его и через год попал за решетку по статье «Кража». Выйдя из стен? колонии он вновь попал по той же статье в 2014 году.
«Владимир обратился к нам со сложной семейной ситуацией. У него были утрачены на тот момент связи с матерью, которые он очень хотел восстановить, но не знал как это сделать и с чего начать, — вспоминает Ирина Слюсарева.— После проведенной работы отношения с матерью удалось восстановить, человек приобрел достаточно активную жизненную позицию, а через некоторое время здесь трудоустроился. У него наладились отношения не только с близкими, ему стало легче общаться в коллективе осужденных. Этот случай как раз говорит о том, что результат психологической работы очень зависит и от самого клиента, от его желания, мотивации, желания меняться и принимать решения».
На свидания дочь он просит не привозить — не хочет, чтобы малышка видела его за решеткой. По словам заключенного, помощь психологов помогла ему понять, насколько важны близкие в жизни каждого человека.
В комнате психологического сопровождения проводятся и групповые занятия. Здесь многие впервые пробуют рисовать гуашью и акварелью. Тонкость методики состоит в том, что осужденные сначала рисуют то, что умеют, а буквально к концу первого занятия сравнивают новые результаты с первоначальным рисунком.
Точная техника, которую озвучивает психолог, и музыкальное сопровождение помогают осужденным сконцентрироваться и стать более спокойными и уравновешенными. После таких занятий многие из них приходят в комнату психологической помощи, чтобы продолжить обучение по изобразительному искусству.
Немаловажной является и работа в подготовке осужденного к освобождению. Эта ситуация для осужденных является также крайне неопределенной, особенно если это касается людей, которые отбывали большой срок.
«Хорошо, если рядом есть близкие и сохранились социально-полезные связи, но не всегда так случается. Поэтому в период подготовки к освобождению, сотрудниками психологической лаборатории проводится комплексная работа в течение шести месяцев перед выходом осужденного,- рассказала Татьяна Бакунина. Есть случаи, что уже в процессе отбывания наказания люди приходят к психологу, выражают слова благодарности, рассказывают о тех изменениях, которые с ними произошли. Нередки и случаи, когда подопечные просто на улице подходят, когда мы случайно встречаемся и рассказывают нам о созданных семьях, об устройстве на работу. Это самая наивысшая оценка работы психолога».
Несмотря на то, что психологи носят погоны, для повышения уровня доверия и эффективного результата во время психологических тренингов все-таки все сотрудники в гражданской одежде.
Как стать тюремным психологом
Кто такой тюремный психолог?
Если идея работы с преступным сообществом волнует вас, возможно, вам подойдет карьера тюремного психолога. Тюремные психологи играют невероятно важную роль в обществе. Они являются важнейшими частями реабилитации как обычных преступников, так и тех, кто серьезно психически невменяем.
Тюремным психологам часто поручают лечить убийц, жестоких преступников, сексуальных хищников и белых воротничков.Они часто работают в тюрьмах строгого режима, тюрьмах (для целей оценки), судах и приютах, предназначенных для душевнобольных преступников. Тюремные психологи часто дают показания в качестве свидетелей-экспертов в залах судебных заседаний. Кроме того, они участвуют в стабилизации тех, кто признан некомпетентным предстать перед судом.
Тюремные психологи могут испытать как лучшее, так и худшее из человеческой натуры. Они регулярно слушают истории о неописуемом насилии, жестоком обращении и наркомании и работают над тем, чтобы изменить эти циклы в жизни людей. Тюремных психологов также часто просят взвесить прогресс заключенного, прежде чем заключенный будет освобожден условно-досрочно.
Как тюремный психолог вы столкнетесь с некоторыми из самых ужасных злодеяний, на которые способны люди, при этом пытаясь сохранять сострадательную позицию по отношению к преступникам, совершившим эти преступления. Тюремные психологи также должны активно работать над предотвращением совершения заключенными дополнительных преступлений во время заключения и после освобождения.
Дополнительная литература : Как стать тюремным консультантом
Чем занимается тюремный психолог?
Тюремным психологам часто требуется помощь в подготовке материалов дела и отчетов.Кроме того, тюремный психолог проводит ряд тестов с прибывающими заключенными. Эти тесты включают, помимо прочего, тестирование IQ, тематические тесты, тесты личности и многое другое. Тюремным психологам может потребоваться помощь в подготовке заключенных к освобождению и непосредственное общение с советами по условно-досрочному освобождению.
Они также организуют терапевтические группы для насильственных преступников. Тюремные психологи усердно работают, чтобы обуздать побуждения заключенных к насилию. Часто они работают в тесном сотрудничестве с тюремными психиатрами как для диагностики, так и для лечения психических расстройств среди заключенных.
Тюремные психологи также несут ответственность за лечение суицидальных заключенных. Как тюремный психолог вы также можете нести ответственность за лечение пациентов с шизофренией и множеством других психотических расстройств. Часть работы тюремного психолога — помогать заключенным с тяжелыми психическими заболеваниями справляться с галлюцинациями и бредом в заключении.
Зачем нужны тюремные психологи?
Не всегда понятно, почему некоторые люди идут по пути, ведущему к преступной деятельности.Часто есть несколько факторов, которые могли повлиять на поведение и выбор человека. Тюремные психологи необходимы, чтобы помочь заключенным справиться с препятствиями и проблемами психического здоровья, которые могли повлиять на их поведение в прошлом.
Заключение также является стрессовой и сложной ситуацией для большинства людей. Тюремные психологи помогают заключенным приспособиться к тюремной жизни. Но тюрьма — это не только наказание. Во многих случаях тюрьма — это еще и реабилитация. Большинство заключенных будут освобождены обратно в общество.Тюремные психологи нужны, чтобы помочь заключенным подготовиться к их возвращению в мир.
Заключенные — не единственные, кому полезна работа тюремных психологов. Обществу в целом нужны тюремные психологи. Предоставляя услуги по охране психического здоровья, психологи могут помочь заключенным справиться с такими проблемами, как управление гневом, наркоманией или другими проблемами, которые могли способствовать их преступной деятельности. Цель состоит в том, чтобы заключенный приспособился к внешней жизни и уменьшил рецидивизм.
Каковы требования к образованию / квалификации, чтобы стать тюремным психологом?
Требования к образованию для того, чтобы стать тюремным психологом, аналогичны требованиям клинических психологов. Требования к образованию должны соответствовать законам штата, в котором вы хотите практиковать. Иногда тюремные психологи также обязаны сдавать отпечатки пальцев и тщательно проверять биографические данные.
Тюремным психологам обычно требуется степень доктора психологии в школе, аккредитованной Американской психологической ассоциацией.Вы можете начать свой путь со степени бакалавра психологии. Чтобы поступить в магистратуру, вам может потребоваться сдать GRE. Некоторые из необходимых классов могут включать расширенное консультирование, психологию и право, социальную психологию, аномальную психологию, психологию развития, работу с жестокими преступниками, самооборону, а также серию курсов, которые касаются исключительно криминального мышления и социопатии.
Требования к опыту работы
Те, кто хочет стать тюремным психологом, должны успешно пройти как минимум одну (обычно две) стажировки.Вы, вероятно, завершите федеральную стажировку, в ходе которой вы будете проводить частную и, возможно, назначенную судом оценку заключенных с сомнительным психическим здоровьем, чтобы определить, могут ли обвиняемые предстать перед судом. От вас потребуется тесно сотрудничать с заключенными, соблюдая при этом строгие границы в соответствии с политикой тюрьмы.
Какие навыки и качества необходимы тюремному психологу?
Работа тюремного психолога, пожалуй, самая требовательная из всех должностей в клинической психологии.Вы должны обладать сильной рабочей этикой, способностью справляться со средой высокого стресса, состраданием, четким чувством границ и верой в то, что люди могут меняться и действительно меняются. В дополнение к этому набору навыков тюремным психологам необходимы сильные административные способности, хорошие коммуникативные навыки и эмоциональная стойкость. Тюремные психологи также должны уметь быстро адаптироваться к изменениям в окружающей среде по соображениям безопасности.
Какая зарплата тюремного психолога?
Simply Hired отмечает, что средняя зарплата тюремного психолога по состоянию на март 2020 года составляет 81 493 доллара в год.Это лишь немного ниже, чем в среднем по стране для терапевтов-консультантов.
Какие профессии похожи на тюремную психологию?
Хотя тюремный психолог работает с очень специфической группой пациентов, существуют также схожие профессии, в том числе следующие:
Судебный психолог: Судебные психологи являются экспертами в применении психологических теорий к условиям, таким как исправительные учреждения и залы судебных заседаний. Например, судебные психологи помогают адвокатам в выборе присяжных.В исправительном учреждении судебные психологи могут работать с заключенными, чтобы справиться с гневом, проблемами психического здоровья и злоупотреблением психоактивными веществами. В большинстве штатов требуется лицензия судебных психологов, а для этого требуется степень доктора психологии.
Консультант по исправительным учреждениям: Как и тюремные психологи, консультанты по исправительным учреждениям также работают с заключенными, но их роль немного другая. Консультанты по исправительным учреждениям работают с заключенными, чтобы разработать план на тот момент, когда они будут освобождены из тюрьмы. Они помогают заключенным выявлять препятствия, с которыми они могут столкнуться, и разрабатывать стратегии достижения успеха после освобождения. Например, консультанты по исправительным учреждениям могут предоставить информацию о группах поддержки заключенных, выздоравливающих от злоупотребления психоактивными веществами, или информацию о программах помощи в трудоустройстве. Степень бакалавра в области консультирования является минимальным требованием для работы в качестве консультанта по исправительным учреждениям, но часто предпочтительнее получить степень магистра в области консультирования.
Психолог-консультант: Психолог-консультант специализируется на обеспечении межличностных и личных функций на протяжении всей жизни.Психологи-консультанты могут работать с людьми в различных условиях, например, в психиатрических учреждениях, тюрьмах, школах и больницах. Они лечат людей всех возрастов и используют различные стратегии консультирования, чтобы помочь людям разрешить кризисы, улучшить их самочувствие и снять стресс, чтобы они могли лучше функционировать. Психологи-консультанты могут помочь людям, находящимся в заключении, смириться с проблемами, которые у них могут быть, и развить лучшие навыки совладания с ними. Разрабатывая более эффективные способы решения проблем, таких как гнев или импульсивность, заключенные могут снизить свои шансы на преступную деятельность.Чтобы работать психологом-консультантом, обычно требуется степень доктора.
Дополнительная литература
Консультации в тюрьме — Консультации сегодня
Чтобы войти в свой офис, я сначала прохожу через серию из трех тяжелых стальных дверей. Замок для каждой двери управляется из удаленного центрального офиса. Я жду гудка, сигнализирующего о том, что дверь открыта, прежде чем пройти.
Когда я впервые увидел заключенного, это так меня поразило, что я задумался, действительно ли я хочу здесь работать.Заключенные носят блузы и брюки с широкими оранжевыми и белыми полосами. Их обувь застегивается на липучки, потому что шнурками можно задушить себя. Здесь все направлено на минимизацию риска самоубийства.
Четверо из нас делят консультацию. Количество комнат, в которых мы можем посещать заключенных наедине, ограничено, и комнаты используются другими в тюрьме, помимо консультантов. Увидеть сокамерника всегда зависит от первой победы в конкурсе за то, чтобы найти комнату.
Заключенные, которые признаны опасными, находятся на дисциплинарном статусе или находятся под наблюдением за самоубийствами, скованы цепями на щиколотку и скованы наручниками.В одной комнате этих заключенных также приковывают цепью к стене. Ничто в моем обучении не подготовило меня к шоку от попытки провести интенсивную личную консультацию с человеком в цепях.
Лица, содержащиеся в этом следственном изоляторе, чаще всего называются заключенными , заключенными или просто мужчинами и женщинами людьми, которые здесь работают. Но те из нас, кто работает в консультации, называют их пациентов .Мы считаем своей задачей обращаться с ними, прежде всего, как с людьми.
Введение в блоки
заключенных проверяются при бронировании, в том числе на суицидальность. Среди задаваемых вопросов: был ли это их первый арест, проходят ли они детоксикацию, были ли у них ранее попытки самоубийства, умер ли кто-нибудь из членов их семьи самоубийством, были ли они когда-либо в психиатрической больнице и так далее. Заключенные, у которых определен риск самоубийства, подвергаются суицидальной надзоре.
Тюрьма разделена на серию блоков, группу камер по два человека вокруг центральной зоны, где заключенные могут смотреть телевизор, заниматься спортом или играть в покер за шоколадные батончики или чашки пудинга. Блоки образуют U-образную форму, окружающую внешний двор, куда заключенные иногда ходят отдыхать, когда позволяет погода. Полдюжины волейбольных мячей застряли на закрученной по спирали колючей проволоке, которая окружает верхний периметр двора. Блок S предназначен для сексуальных преступников. Участники проекта 103, внутренней программы лечения от наркозависимости, находятся в блоке R. Заключенные иммиграционной и таможенной службы содержатся в блоке К. Как единственный говорящий по-испански в группе консультантов, моя работа — интервьюировать всех заключенных в блоке K. Женщины размещаются отдельно от мужчин в блоках X, Y и Z. Когда они идут по коридору, чтобы пойти в спортзал или библиотеку, мужчины бьют окно и машут, а женщины смотрят вверх и машут в ответ.
БлокВт предназначен для вахты самоубийц. Заключенных-смертников помещают в изоляторы и каждые 15 минут проверяет охранник.Их одежда состоит из «костюма черепахи» — ткани, похожей на картон, которую нельзя скрутить в петлю. Им дают пищу только руками; использование пластиковых столовых приборов не допускается. И книги тоже. Страницы могут быть вырваны и засунуты в рот, чтобы вызвать удушье. Заключенные могут смотреть телевизор через окно в двери своей камеры. Им разрешается выходить из камер на несколько минут каждый день под наблюдением.
Консультанты проводят собеседование с пациентами, совершающими самоубийства, как только это практически возможно. Некоторые из этих пациентов в анамнезе болели шизофренией. Некоторые проходят детоксикацию настолько сильно, что ведут себя как шизофреники. Другие биполярны и находятся в маниакальном или депрессивном состоянии. Иногда пациенты-самоубийцы наблюдают, как кричат, громко поют или бьют по стене.
Говорят, картинка стоит тысячи слов. Я знаю хрестоматийное определение шизофрении . Это нарушение отношений между мыслями, эмоциями и поведением, ведущее к ошибочному восприятию, несоответствующим действиям и чувствам, уходу от реальности и личных отношений в фантазии и заблуждения, а также к чувству ментальной фрагментации.С учетом всех этих слов, я всегда буду изображать шизофрении парня на страже самоубийства в зеленом костюме черепахи, который воткнул зубную щетку себе в зад.
Свалка для нуждающихся в помощи
Иногда пациентов, ожидающих самоубийства, помещают в психиатрическую больницу. В нашем штате раньше была разветвленная сеть психиатрических больниц, но большинство из них было закрыто во время сокращения бюджета несколько десятилетий назад. Сегодня многие психически больные люди, которые раньше были бы госпитализированы, становятся бездомными.Рано или поздно многие из них попадают в тюрьму.
«Бродяга и бродяга» — это юридический эвфемизм бездомного. Тюрьмы превратились в свалку для бездомных, зависимых и душевнобольных. Хотя у нас совершенно недостаточно ресурсов для работы со всеми этими людьми, наша работа как консультантов по психическому здоровью, работающих в центре заключения, — делать для них все, что в наших силах.
В нашем штате есть психиатр, работающий неполный рабочий день, который может назначить психотропные лекарства.Из сотен заключенных наши пациенты появляются на экране радара психического здоровья по разным причинам. Они могут иметь предыдущий анамнез лечения психического здоровья или психотропных препаратов, или у них может быть предыдущий диагноз психического здоровья, который мы узнаем из формы скрининга. В других случаях пациент может попросить о встрече с психологом. Пациентов, подозреваемых в необходимости приема лекарств, осматривают консультанты, и мы сначала решаем, следует ли им обратиться к психиатру. Официальный диагноз устанавливает психиатр. Пациентам, у которых диагностирована шизофрения, биполярное расстройство или большое депрессивное расстройство, или которые ведут себя странно, предоставляется план лечения и особое внимание.
Мы ожидаем, что у 80% заключенных в целом будут проблемы с алкоголизмом или зависимостью. Моя предыдущая работа по избавлению от зависимости хорошо послужила мне в этой среде. Я делюсь с пациентами снимками сканирования мозга доктора Даниэля Амена. Нормальный человеческий мозг выглядит как мягкая маслянистая масса.Мозг человека, страдающего алкоголизмом или зависимостью, выглядит как швейцарский сыр с большими «дырами» в нефункционирующих областях. Мозг человека, пристрастившегося к героину, выглядит как морской анемон, с болтающимися щупальцами функциональных областей и большими массами между нефункционирующими областями. Пациенты часто бывают шокированы, когда я показываю им влияние употребления психоактивных веществ на их мозг.
Смысл употребления наркотиков — остановить нормальное функционирование мозга. Большинство пациентов, которых я вижу, несут в себе болезненные воспоминания — воспоминания настолько болезненные, что они не могут удерживать их в сознательной памяти и одновременно вести нормальную жизнь.Источник их боли определить несложно. Я спрашиваю об их маме, или об их отце, или об их детстве, и эти истории обычно выливаются наружу.
Один молодой человек сказал мне, что когда-то надеялся стать космонавтом. Я спросил его, почему. Он сказал, что когда был моложе, он спросил свою маму, где его отец, и она сказала ему, что его отец был на Луне. По правде говоря, его отец отбывал восьмилетний срок в тюрьме штата. После долгих лет тоски по отцу желание мальчика сбылось, когда отец наконец вернулся домой.Но вместо счастливого воссоединения отец мальчика избил его. Стоит ли удивляться, почему этот молодой человек пристрастился к наркотикам?
Другой молодой человек поделился со мной историей о зависимости и неоднократных столкновений с законом. Я сказал: «Я собираюсь сделать безумное предположение, что у вас было тяжелое детство» — реплику, которую я часто использую, чтобы начать копаться в прошлом пациента.
Его ответ удивил меня. Он сказал: «Ты первый, кто заметил».
Воодушевление смотреть вперед
Дисциплинарный блок — это блок А, известный в тюрьме как «дыра».«Ссора с другим сокамерником может обернуться для тебя 10 днями в яме. Сражение с офицером может доставить вам 50 человек. Заключенным в блоке А дается «23 + 1», или 23 часа в день в своей камере, один час в день вне блока, по одному человеку за раз. Никакие внешние контакты не допускаются. Нет посещений, никаких телефонных звонков, никакого участия в занятиях, которые иногда предлагаются широкому населению.
Изоляция — это наказание, как и положено. Как консультант по психическому здоровью, меня беспокоят ребята из блока А — их склонность к декомпенсации, к погружению в глубокую и опасную депрессию, которую может создать крайняя изоляция.
Один молодой человек, находившийся в блоке А, явно демонстрировал признаки декомпенсации. Я узнал, что он был прощальным в своей средней школе в Филадельфии до того, как был арестован по делу о наркотиках, в котором участвовали 24 человека. Он был умен. Наши беседы касались таких разнообразных тем, как денежно-кредитная политика Федеральной резервной системы и использование политической власти в книге Никколо Макиавелли « Принц ».
Когда этот молодой человек эмоционально упал, я решил найти в библиотеке тюрьмы несколько книг, которые могли бы помочь ему вернуться к жизни.В конце концов я дал ему две книги. Один был сборником анекдотов. Другой был «В поисках смысла» Виктора Франкла. В нем Франкл обсуждает свое время, когда он был австрийским узником-евреем в нацистском концентрационном лагере.
Франкл заметил, что не внешние обстоятельства нашей жизни определяют наши судьбы, а то, какое отношение мы выбираем к этим обстоятельствам. Франкл выдержал испытание концлагеря, заняв позицию наблюдателя за тем, как люди выживают в самых экстремальных обстоятельствах.
Мой молодой пациент понял суть. Какими бы плохими ни были его обстоятельства, его психическое и эмоциональное состояние определялось отношением, которое он выбрал к своим обстоятельствам. Он был взволнован своим новым пониманием, и его возбуждения было достаточно, чтобы вытащить его из депрессии. Я рискнул с ним и выиграл.
Одна из самых сложных историй, которые я слышал, принадлежала мужчине в возрасте около 40 лет, которого я впервые встретил во время самоубийства. Он был арестован за то, что был мошенником и бродягой, находился в состоянии алкогольного опьянения во время ареста, и в его истории была попытка самоубийства.
История этого человека фрагментировалась за недели и месяцы, которые мы работали вместе. Это было похоже на то, как медленно собирать кусочки мозаики, пока не появится полная картина. Когда он был восьмилетним мальчиком, его держали за одну руку отца, в то время как отец другой рукой вытащил пистолет и выстрелил в мать мальчика пятью пулями. Двоюродный брат услышал шум, вышел из-за угла и выстрелил в отца мальчика. Затем отец направил пистолет на кузена и выстрелил в него, все еще держа за руку своего сына, который замерз рядом с ним в шоке. Другая двоюродная сестра схватила мальчика и отвела в свой дом по соседству. Из окна гостиной этого дома мальчик наблюдал, как всех троих жертв погрузили в машину скорой помощи. Что примечательно, каждый из них выжил.
Однако мальчик получил глубокие шрамы от того, что стал свидетелем этой сцены. Кошмары произошедшего продолжались на протяжении всей его жизни, в том числе во время заключения.
Мальчик вырос, женился, родился сын. Однажды вечером, спорив с женой, он вытащил пистолет и выстрелил бы в нее в разыгрывании своих кошмаров, если бы его свекровь не вмешалась и не встала между ними.Не в силах контролировать себя, он взял пистолет и выстрелил себе в живот. Это была отмеченная в его досье попытка самоубийства.
Жизнь мужчины была отмечена эпизодами насилия, как и жизнь его сына. Сын оказался втянутым в банды и был убит в бандитской драке, чуть не перерезав ему шею.
Когда я познакомился с этим человеком, страдающим самоубийством, у него появилась новая девушка и у него родился второй сын. У него появился второй шанс на отцовство. Он мог решить жить прошлым или настоящим.Его новорожденный сын нуждался в нем.
Я сказал ему: «Нельзя водить машину, твердо глядя в зеркало заднего вида. В какой-то момент вам нужно с нетерпением ждать ». Позже он сказал мне, что этот комментарий стал для него поворотным моментом. Он понял, что ему нужно перестать постоянно оглядываться назад. Если он хотел, чтобы его новорожденный сын получил шанс на жизнь, ему нужно было смотреть вперед.
Он много работал над своими проблемами и взял программу восстановления. За несколько месяцев совместной работы он научился открыто говорить о пережитых событиях.Недавно его отпустили в приют. Может быть, демоны внутри него наконец изгнаны.
Для полиции это был пьяный мужчина на скамейке в парке. Мне он рассказал о жизни, полной травм и трагедий, которые были основной причиной его поведения. Это наша работа как консультантов — помочь людям понять темные силы, которые побуждают их к поведению, которое, как они знают, вредно для них самих.
Я слышал такие истории снова и снова. Был один молодой человек, который был хулиганом, которого перебрасывали из одного учреждения для несовершеннолетних в другое, пока в 19 лет он не попал в тюрьму для взрослых.Он поделился со мной историей, когда он был свидетелем, когда ему было 12 лет, его двоюродного брата застрелили на улице, и о жизни, полной борьбы и насилия, которые следовали за ним с тех пор.
Я работал с людьми, которые были сутенерами, и людьми, которые были проститутками, людьми, которые приставали к другим, и людьми, которые подвергались домогательствам, людьми, застигнутыми в несчастливых браках, которые нападали на своих супругов, и бесчисленным количеством людей с зависимостью или алкоголизмом. С каждым из них я слышал похожую историю неразрешенного горя, трагедии и травмы.Иногда я могу им помочь. Иногда это ограничивается тем, чтобы помочь им сохранить эмоциональное равновесие, пока они проводят свое время в тюрьме. Большинство из них кажется благодарным за встречу с кем-то, кто хотя бы выслушает их историю. Иногда все, что я могу сделать, — это дать им шанс выплеснуться.
Посев семян
В 5 часов я прохожу через три стальные двери и выхожу из тюрьмы. Я могу поехать в свою квартиру и задуматься о том, какое влияние я мог оказать. Я думаю о притче о сеятеле из трех из четырех Евангелий Нового Завета.Часть семян сеятеля попадает на каменистую почву или в другие негостеприимные места. Но часть семян попадает на плодородную почву и приживается.
Мы делаем все, что в наших силах, как советники. Мы стараемся не навредить и молимся о добре. В Талмуде есть строчка, в которой говорится, что тот, кто спасает одну жизнь, как если бы он спас весь мир. Итак, внутри тюрьмы мы делаем все, что в наших силах, по одному человеку за раз.
Вечером я могу поужинать с детьми, поиграть на гитарах, поспать в удобной кровати.Я могу ходить по магазинам, когда хочу, понежиться на солнышке, подышать свежим воздухом, пойти на занятия йогой.
Завтра я снова пройду через три тяжелые стальные двери. Мужчины и женщины в костюмах в бело-оранжевую полоску останутся там.
****
Джеймс Роуз — дипломированный профессиональный консультант, работает консультантом по психическому здоровью в Центре содержания взрослых округа Фредерик в Фредерике, штат Мэриленд. Он закончил программу клинического консультирования в Университете Лойола в Балтиморе.Свяжитесь с ним по телефону [email protected] .
Письма в редакцию: [email protected]
Консультации Сегодня рассматривает незапрошенные статьи, написанные членами Американской ассоциации консультантов. Чтобы получить доступ к руководствам по написанию и советам по принятию статьи к публикации, перейдите по адресу ct.counseling.org/feedback .
****
Мнения и утверждения, сделанные в статьях, публикуемых на CT Online, не должны рассматриваться как отражающие мнение редакторов или политику Американской ассоциации консультантов.
Моя работа психологом в тюрьме
Я получил несколько запросов по электронной почте от читателей моего блога с просьбой предоставить дополнительную информацию о моей работе психологом, работающим в тюрьме. Я подумал, что попробую ответить на них здесь.
В настоящее время я работаю с некоторыми из наших самых трудных пациентов-заключенных — с теми, кто представляет опасность для себя, других или является инвалидом. Это означает, что все мои текущие пациенты:
- Имеют активные суицидальные мысли, намерения или планы
- Иметь смертоносные идеи, намерения или планы причинить вред другим, или
- В результате психического расстройства не использовать пищу, одежду, жилье или другие повседневные занятия, даже если все эти предметы доступны.
Мой распорядок дня включает в себя прохождение обходов, осмотр каждого из этих пациентов и определение того, следует ли снизить уровень их лечения или их следует выписать и вернуть в руки сотрудников пенитенциарного учреждения. Вместе со своей командой я также определяю, является ли состояние серьезным или хроническим, чтобы его можно было направить в Департамент психического здоровья.
На этом уровне ухода происходят интересные вещи. Нет ничего необычного в том, что пациент размазывает или выбрасывает фекалии, плюет, кричит на психиатрических и медицинских работников или угрожает им.На днях мой пациент успешно продемонстрировал, как его голоса могут помочь ему избавиться от наручников. Имейте в виду, на него надели наручники только из соображений безопасности — обычно они в моем офисе без наручников.
Ниже приведены некоторые из моих недавних клинических обязанностей.
Проверка психического здоровья: Каждый заключенный, попадающий в пенитенциарную систему штата, проходит быструю проверку психического здоровья. Это быстрая оценка, предназначенная для выявления серьезных расстройств психического здоровья, таких как биполярное расстройство, шизофрения и большое депрессивное расстройство.Затем заключенного проверяют на возможные задержки в развитии. Это важно, потому что заключенные с ограниченными когнитивными функциями подвергаются повышенному риску виктимизации. Им также может потребоваться сотрудник, который помогал бы им со слушаниями, ежедневным уходом за телом, следованием указаниям и / или письмом.
Дежурный: В тюрьме много чрезвычайных ситуаций. Психологи и психиатры дежурят по вызову, чтобы реагировать на кризисные ситуации с психическим здоровьем. Они могут повлечь за собой призывы к суицидальным идеям, идеям об убийстве, тяжелой инвалидности, виктимизации, изнасилованию, глубокой депрессии, мании, паническим атакам, горе, разрыву отношений или смерти любимого человека.Кроме того, существует сильная тюремная культура, часть которой требует, чтобы в тюрьме «не плакали». Заключенным разрешается плакать только тогда, когда умирает их мама. Плач в любое другое время подвергает их опасности причинения вреда другими заключенными. Офицеры пенитенциарного учреждения назовут заключенного неотложным, если его поймают плачущим или демонстрирующим другое необычное или несоответствующее поведение, такое как использование расовых оскорблений в адрес целевых групп, плохая гигиена, мочеиспускание в общем месте и т.
Психологические приемы: Заключенные, которых направляют в отделение психиатрической помощи, проходят обследование, чтобы определить, нуждаются ли они в лечении.Эти приемы очень похожи на те, которые используются в общественной психиатрической или частной практике. При необходимости создается план лечения и предоставляются направления.
Терапия: Заключенным, получающим психиатрические услуги, доступна индивидуальная и групповая терапия. Многие заключенные страдают от трудно поддающихся лечению расстройств личности, особенно от антисоциальных, нарциссических и пограничных расстройств личности. Многие люди справляются с наркозависимостью и зависимостью от различных веществ. Некоторые молодые сокамерники или лица, совершившие впервые правонарушение, страдают расстройством адаптации.Мы видим множество других расстройств, в частности биполярное расстройство I и II, шизофрению (параноидальный и дезорганизованный типы), шизоаффективное расстройство, генерализованное тревожное расстройство, психотические расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, и большую депрессию. Лично я провожу как индивидуальную, так и групповую терапию. Я также по-прежнему веду группу для заключенных, отбывающих пожизненное заключение.
Оценки, назначенные судом: Время от времени я проводил оценки по решению суда. Эти задания исходят от судей, которые запрашивают мнение психолога по поводу приговора обвиняемого — короче говоря, рекомендации о тюремном заключении или испытательном сроке.В других оценках, назначенных судом, требуются рекомендации по условиям условно-досрочного освобождения, например, анонимным алкоголикам, терапии или посещениям родителей. Составлен и представлен в суд полный психологический отчет.
См. «Внутри забора», где описывается мой первый день работы тюремным психологом, и Кларисса встречается с Ганнибалом, чтобы получить представление о моем взаимодействии с заключенными-пациентами.
Алабама — 72 000,00 долларов (высокая степень достоверности (более 250 источников)) | Зарплата: 14 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя заработная плата тюремного психолога за вакансии в Алабаме такая же, как и средняя зарплата тюремного психолога за объявления о вакансиях по всей стране. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|