Психологи 19 века: Забытые русские психологи 19 века — Александр Шевцов

Развитие психологии и его периоды в XIX столетии

Библиографическое описание:

Мясоедов, А. И. Развитие психологии и его периоды в XIX столетии / А. И. Мясоедов. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2018. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/255/13280/ (дата обращения: 09.10.2022).



В виде естественно-научных посылов, сформировавших в XIX веке психологию, как самостоятельную науку, можно отметить следующие тенденции и характерные черты той эпохи.

  1. Поэтапное отделение психологической науки от области философии, считается наиболее главным посылом для формирования психологии, как автономной науки. Связано это с тем, что в области психологии возникла острая необходимость разделения способов и объектов, а именно направление на постижение экспериментальных методов, в то время, как философия, относящаяся в большей степени к науке теоретической, чем практической не имела никакой возможности предоставить ей требуемые инструменты [1].
  2. Введение в психологию новых способов изучения. Отталкиваясь от исторической тенденции потребности получить соответственный, не похожей на философский способ постижения, к половине XIX столетия в психологию приходит методика эксперимента, позаимствованная у естественной науки, вместе с точными способами подсчетов итогов этих самых экспериментов. Благодаря внедрению в область психологии эксперимента и математики данная наука приобрела возможность взглянуть по-иному на ранее известные, с точки зрения, теории действа и феномены, осознать и понять их общепризнанное представление.
  3. Интенсивное формирование физиологии в самом начале XIX столетия. На данном этапе формирование познаний в области психологии побуждала отнюдь не сфера механики, что было характерно для любого человека эпохи Просвещения, а область физиологии, владевшая определенным предметом изучения — телом человека, исследуя устройство организма и расположение внутренних органов, устанавливала психологическую деятельность человека в зависимости от анатомических особенностей.
  4. Интенсивное классифицированное исследование человеческого организма в ключе естественной науки, в частности, физиологии, побудило к колоссальному количеству открытий, способных по-новому разъяснить этиологию и устройство его работы. Помимо этого, вследствие исследования функционирования человеческого тела опытным путем, физиология смогла разъяснить в период Просвещения, казалось бы, невероятные мысли, способные пояснить причину тех или иных действий человека, не, с точки зрения, воздействия особенностей души, а полностью зависящей от анатомических и физиологических индивидуальных черт человека. Методологическая роль выполненных в данный промежуток открытий состоит в том, что не благодаря абстрактным исследованиям, а на основе эксперимента была осуществлена взаимосвязь определенных действий человека от физиологических, т. е. вещественных условий функционирования организма. Кроме этого, впервые в данной сфере экспериментальные открытия стали причиной для наиболее углубленного исследования устройства и строения человеческого мозга.
    Более того, в ключе самой естественной науки были собраны многочисленные исключительные данные о психике, концепции, открытия. Вот некоторые образцы подобных открытий:

– В XIX столетии, группой ученых из трех человек: Иржи Прохаска (чешский врач, 1749–1820), Франсуа Можанди (французский физиолог, 1783–1855), Чарли Белл (английский врач анатом, 1744–1842) — посредством экспериментального метода удалось выявить различия между восприимчивыми (сенсорными) и моторными (двигательными) нервными путями, идущими в спинной мозг, обосновать и разъяснять сущность рефлекторной схемы, принадлежащей Р. Декарту.

– Следующее исследование занималось изучением механизмов способных оказывать влияние импульсов внешней среды на органы чувств. Итогом данного исследования стало, что был установлен тот факт, что вне зависимости от свойства и силы импульса на нервные окончания результат (его суть, а не сила) будет одинаков, к примеру, каждое возбуждение визуального нерва порождает чувство световых вспышек у субъекта. Кроме того, подобная взаимозависимость среди беспристрастных физиологических импульсов и психических явлений была исчисляема при помощи математического метода [3].

– В основе данного исследования был изложен канон «своеобразная активность анализаторов», который характеризовал данную активность, знаменитую в области физики, равно как и основную в создание нервной материи.

– Франц Йозеф Галль (австрийский врач и анатом, 1758–1828), исследовавший взаимозависимость органов чувств и нервного основания, не подтвердил установленную норму о местоположении мышления в желудочках мозга. Он заявлял, что участком локализации интеллекта и психической активности являются извилины коры крупных полушарий мозга головы.

  1. Появление эволюционного пути к осмыслению естества человека, а именно в эволюционной концепции Чарльза Роберта Дарвина (основоположник эволюционной биологии, 1809–1882) и эволюционный ассоцианизм Герберта Спенсера (английский философ и социолог, 1820–1903). Непосредственно воздействие внешней сферы и природного отбора на формирование у типа с целью выживания требуемых функций всколыхнули перемены на представление и понимание нервной системы человека и вытекающие из этого проблемы в области психологии.

Подобное состояние дел в науке никак не могло не отразиться на главнейших и основных являющихся главнейших и основных являющихся целью психологии мыслях и суждениях в особенности в области общепринятого понятия о душе, равно как о сущности, распоряжающийся плотью человека, либо обладающей какой-то нетленной субстанцией [4].

Открытия в физиологической науке определили место душе и психике в подчинение телу, все это полностью меняло взгляды о человеке, доминирующего вплоть до данного отрезка времени. Вышеназванные посылы выступили в главной роли при преобразовании психологии в автономную эмпирическую науку.

В первой XIX столетия единственной психологической школой оставалась ассоциативная психология, предметом которой являлся разум, данный факт был признан абсолютно всеми великими умами того периода.

В традиционных суждениях ассоцианизма, возникших в первой половине XIX столетия, сущность разума рассматривалась равно как совокупность чувств и взглядов, объединённых согласно канонам ассоциаций.

Ассоцианизм в XIX столетии формировался под воздействием естественной науки, физики, химии и биологии, и, кроме того, обладал близкой взаимосвязью с философией, отрицающей возможность постичь логические связи и взаимоотношения реальности, и сводимое роль науки к отображению прецедентов и явлений.

Формируясь, ассоциативная психология миновала три периода:

Первый период — начало XIX столетия, характерен тем, что в этот промежуток времени ассоцианизм достигает высшей степени развития, именно тогда были сформированы традиционные концепции. Основными резидентами данного этапа считаются: Томас Браун (шотландский философ, 1778–1820), Джон Стюарт Милль (британский философ, 1806–1873).

Второй период — середина XIX столетия, является критическим для ассоциативной психологии, именно в данный промежуток времени прослеживается изменение ключевых представлений об ассоцианизме на предмет и способ изучения, что поспособствовало к началу его перелома.

Данные веяния четко выразились в концепциях Дж. Ст. Милля, а позже, у Александра Бена (британский философ, 1818–1903).

В этот период в различных областях науки о жизнедеятельности осуществляются перемены революционного характера. Посредством отрасли науки изучающей количественно точные закономерности было подтверждено, то что одинаковые молекулярные движения связывают тело и находящуюся вокруг среду.

На столь революционные взгляды в области природы человека и их формирование в значительной степени сыграла теория Чарльза Дарвина, ознаменовавшая переломный момент, т. е. переход от механодетерменизма к биотерминизму в представлении людьми, а именно его нервной системы [4].

Ключевые утверждения эволюционной теории:

  1. Основным условием для выживания особи в регулярно агрессивной и опасной для их жизни внешней среде обитания, считается естественный отбор, который заставляет организм адаптироваться и в то же время уничтожать все без исключения, что никак не смогло преодолеть возникшие трудности в среде.
  2. Цель особи, стремящейся уцелеть, — запустить в процесс все без исключения средства, включая и психического характера.
  3. В процессе эволюционирования вынесшие все тяготы, сумевшие адаптироваться и выжить, в борьбе за жизнь и передачу своих качеств будущему поколению.
  4. Так как естественный отбор отсекает массу лишнего с целью дальнейшего существования, в этом случае уничтожению подлежат и психологические функции, при этом никак не содействуя адаптации. Подобным способом, психика в теории Дарвина рассматривается, как компонент приспособления особи к внешней среде.
  5. Условием развития абсолютно всех живых особей считаются совокупности природных свойств организма, приобретенных от предыдущего поколения, переменчивость отбор.

Помимо формирования собственной концепции относительно, эволюционного развития, Дарвин разрабатывает идеи и в области психологии, а именно стремиться разъяснить явления эмоционального характера эмоционального характера, с точки зрения биозависимости, выдвигая при этом следующие утверждения:

– инстинкты, никоим образом не считаются рациональными, т. е. их основой не считается сознание;

– инстинкт имеет под собой наследственное формирование, берущий свои истоки из истории вида, предоставляет условия способные помочь организму выжить;

– инстинкты непосредственно объединены с чувствами и имеют все шансы выражаться в физической степени посредством активного перемещения, обладая при этом практическим смыслом;

– чувства и ощущения индивидуума представляясь психическими явлениями, не считаясь при этом компонентами рассудка, а первостепенны в отношении его.

Концепция Дарвина проявила мощнейшее воздействие и формирование психологии и явилась одним из посылов развития психологической науки, равно, как независимой науки. Помимо этого его мысли стали базой для формирования определенных сфер психологии, к примеру, в науке о психической деятельности животных (зоопсихологии), дифференциальной и возрастной психологии. Проанализируем детально то воздействие, которое оказало эволюционное учение Дарвина на развитие психологической науки [5].

  1. Смена предмета психологической науки. Вследствие внедрения в психологию принципа соответствия «тело-сфера» совершается перемена ее предмета с исследования рассудка индивидуума в исследование его действий во внешней среде, что считается условием, детерминирующим его психологическую жизнедеятельность. Подобным способом, новейший предмет исследования психологии — действия индивидуума.
  2. Внедрение условия изменчивости организма под воздействием внешних условий. Вследствие теории Дарвина совершается переворот в представлении организма от бездействия постоянного механизма со сформировавшимися физиологическими и психическими функциями к увеличению его инициативности и способности совершенствоваться под воздействием внешних условий. Поэтому тело теперь рассматривается как интенсивная, регулярно меняющаяся под влиянием условий внешней среды сущность.
  3. Появление науки о психической деятельности животных. Эволюционизм, проводя параллель в происхождении человека от обезьяны, провоцировал исследование различных состояний психики индивида и животного, а также появление еще одной научной тенденции в области психологии, которая, в свою очередь, делится на два взаимообратных направления:

– Антропоморфизм, исследует, нервную систему человека и зверей в большей степени отталкиваясь от их однообразия, нежели отличительных черт, объясняя это тем, что все без исключения отличия имеют скорее количественный, нежели качественный вид. Помимо формирования у животных присутствия некоторых «общественных» качеств, такие как взаимопомощь, устанавливает их ступенью выше по сопоставлению с человеком. Поэтому были выполнены попытки по разъяснению действий нервной системы животных из соображения воздействие систем низшей, нежели, чем у человека степени, с помощью метода «проб и ошибок». Но все же антропоморфизм присваивает животному миру присутствие рассудка.

– Механистическое течение, отвергает присутствие у всех видов животных нервной системы и считает, что их действия есть итог влияния внешних раздражителей (импульсов). Все без исключения перемены в реакциях определены никак не психическим, а физическим состоянием животного. У которых имеется умение к самообучению, однако, она создается согласно иным основам никак не посредством осмысления, а посредством автоматического усвоения. Итоги исследований в данной области, подтолкнули к созданию в последующем такого направления, как бихевиоризм.

  1. Возрастная психология. Теория Дарвина всколыхнула представление о формировании детей из соображений законов единого эволюционного развития людей. Одной из основных концепций формирования детей стала созданная Ст. Холлом (пионером американской психологии, 1844–1924) и Дж. Болдуином (американский психолог, 1861–1934), теория рекапитуляции, базирующаяся на биогенетическом законе «Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза» принадлежащий Геккелю (немецкий естествоиспытатель, 1834–1919) и говорящий о том, что формирование детей, осуществляется строго руководствуясь конкретно установленным этапам, которые, в свою очередь, отвечают этапам общего развития человека. Последующее формирование данной тенденции привело к появлению «концепции двух условий» У. Штерна (психолог, 1871–1938), что поясняет характерные черты формирования детей в соответствии со взаимовлиянием на них двух условий: внутренних, переходящих к ним на генетическом уровне, то есть потомственных и внешних, зависящих от окружающих естественных и социальных условий. С целью более результативного формирования возможностей детей, следует понимать, некие именуемые сенситивными этапы в развитии любой функции нервной системы и внешнее влияние на нее непосредственно в данный промежуток времени, гарантирует более высокий уровень формирования.
  2. Появление дифференциальной психологии. Представление о личных разновидностях считается составляющей частью эволюционной концепции Дарвина. Выходит, так, что к ним принадлежат и разновидности в области нервной системы. Это дало толчок исследованию новейшей тенденции в психологии, объектом исследования которого стало изучение отличий среди народов. В качестве условий исследования обуславливающие данные отличия выступают в первую очередь внутренние условия (наследственность), а во вторую очередь внешние условия, а именно: воздействие тех обстоятельств, которые находятся вокруг находящейся среды [6].

Третий период — относится к концу XIX столетия, прослеживается упадок традиционного ассоцианизма, связанный со случившимся в прошлом периоде преобразованиями в суждениях, кроме того, в сферу психологического исследования добавляется опыт и эксперимент. Резидентами данного периода являются: Герман Эббингауз (немецкий психолог-экспериментатор, 1850–1909), Теодор Циген (немецкий ученый-невропатолог, 1862–1950) и Герберт Спенсер (английский философ, 1820–1903).

Самым большим достижением ассоцианистов является внедрение в сферу психологического познания и последующее формирование и фиксация подобных значимых определений и мыслей, равно как искусное прижизненное развитие многочисленных законов преподавания и формирования, определения и концепции ассоциации, которые в значительной степени повлияли на процесс исследования законов получения познаний и научений. Ассоцианисты «легитимировали» новейшие способы изучения в области психологии — самонаблюдение и эксперимент, как исключительно точные. Данные способы в сочетании с концепцией ассоциации отыскали собственную практическую значимость в качестве ассоциативного эксперимента и в таких областях, как клиническая психология, психиатрия, медицина, особенно в учениях Зигмунда Фрейда (австрийский психоаналитик, 1856–1939), Карла Густава Юнга (швейцарский психиатр, 1875–1961) и иных психиатров [7].

Но имеются и определенные недочеты и заблуждения данной теории, ее односторонность согласно определенным проблемам. К примеру, принятие решений, достигнутых исключительно опытным путем, прижизненно образованных явлений и содержаний рассудка, вывод их из эмоций и чувств, отвержение естественных отличительных черт человека, как обладателей значительного воздействия в их формировании, а также наглядность самой концепции. Иными словами, отсутствие методов, возможностей, отличительных черт в поведении индивида в отсутствии привязанности их к явлению ассоциации либо сфере эмоций и чувств.

В формировании базы, на которой выстраивалась психология в качестве науки, огромное значение имел Герман Гельмгольц (врач-психолог, 1821–1894), его деятельность привнесла колоссальные вложения в формирование физиологии, а, кроме того, в психологию восприятия и чувств. К феноменальному мыслителю относятся многочисленные открытия, включая те, что касаются психологической природы [8]. Он осуществил открытия: скорость прохождения импульса по нерву, закон сохранения энергии. В процессе собственных экспериментов Гельмгольц обосновал концепцию восприятия и неосознанных выводов, сущность которой состоит в последующем:

  1. Понимание подчинено закону объединения, а в последующем соотнесением определенного импульса, т. е. внешнего предмета, зарождая то или иное чувство в будущем с конкретным навыком в прошедшем, если в процессе неосознанных выводов производится заключение о согласовании либо несоответствии первого и второго.
  2. Неосознаваемые выводы обладают некоторыми характерными отличительными чертами:

– появляются неосознанно, т. е. в отсутствии разума и мышления и в соответствии с этим без управления с их стороны;

– обладают опытным возникновением посредством неоднократного повторения;

– появляются из сенсомоторных взаимосвязей между визуальным чувством и чувством перемещения глаз в ходе восприятия;

Концепция, восприятия созданная Гельмгольцем, воздействовала на акцентирование психологии в независимую науку тем, что разбила сознание и психику, доказав, то что облик в сознании индивидуума появляется посредством влияния на него внешнего предмета никак не подчиняющегося самому субъекту и его рассудку и в целом покоящегося за пределами организма. Ассоцианизм проявил значительное воздействие на психологию XX столетия, многочисленные мысли ассоцианистов отыскали собственное отображение в нынешних концепциях, к примеру, в психоанализе, гештальтпсихологии, гештальттерапии, а также гуманистической психологии и теории потребностей.

Литература:

1 Клочко В. Е. Эволюция психологического мышления: этапы развития и закономерности усложнения // Сибирский психологический журнал.

2 Алексеенко, И. С. (2006) Из истории историографии психологии // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 69. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 131–141.

3 Гуревич П. С. Теория и практика психоанализа. М.; Воронеж, 2000.

4 Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. М.; Ростов н/Д, 1996

5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.

6 Клочко В. Е. Историко-системный подход в психологии // Методология и история психологии: Тез. докл. к VII съезду общества психологов

7 Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений. М., 1982. Т. 1. С. 291–486.

8 Теплов, Б. М. (1960) О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Вопросы психологии: материалы Второй Закавказской конференции психологов. Ереван.

Основные термины (генерируются автоматически): область психологии, внешняя среда, нервная система, психологическая наука, ассоциативная психология, естественная наука, промежуток времени, теория Дарвина, английский философ, британский философ.

2.3. Развитие психологии в 19 веке

В начале 19 века продолжается изучение «рефлекторной дуги» (И.Мюллер), взаимосвязи физического и физиологического процессов (Э.Вебер), связи сенсорной и двигательной деятельности (Пуркине), физиологии органов чувств (Г. Гельмгольц), после чего начал формироваться метод объективного экспериментально-психологического исследования. Ч.Дарвин (1809-1882 г.г.) ввел в психологию понятие взаимодействия организма со средой, понятие соответствия внешнего и внутреннего, сформировал новую теоретическую модель поведения

Эволюционную концепцию развития психики человека обосновал английский философ и психолог Герберт Спенсер (1820-1903 г. г.). Эволюцию человека он впервые связал с развитием его психики. Психика возникла на определенной стадии развития живых организмов. Спенсер понимал психику как механизм адаптации живых организмов к среде. В связи с этим он указал на основные формы этого приспособления: раздражимость – ощущение – рефлекс – инстинкт – навык — сознание человека (его разум, память и воля). Ядром психики человека Спенсер считает интеллект.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832-1920 г.г.). Он экспериментальным путем пытался определить структуру сознания. Универсальным принципом психологии считал апперцепцию – некий центр всего сознания. Ощущения, чувства и сенсомоторные реакции являются структурными элементами сознания. Вундт определил задачи психологии:

  1. анализ процесса сознания методом интроспекции;

  2. выявление элементов сознания;

  3. установление закономерностей их соединения.

Идея интроспекции как метода психологии получила свое развитие в структурной психологии Э. Титченера (1867-1927 г.г.).

Задачи структурной психологии состояли:

  1. в «разложении душевного состояния на составные части»;

  2. в установлении того, каким образом соединены эти части;

  3. в установлении соответствия законов комбинации этих частей с физиологической организацией.

Новым было то, что Э. Титченер использовал метод аналитической интроспекции. Он полагал, что хотя интроспекции доступно только собственное сознание, результаты самонаблюдения могут быть по аналогии перенесены на других людей, детей, первобытных людей, животных, психических больных, исследователю следует лишь поставить себя на их место.

К концу 19 века было обнаружено, что метод интроспекции не раскрывает основных сторон психики потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. Причем метод интроспекции может быть применен лишь к небольшому числу объектов. Из числа исследуемых исключаются объекты, у которых не сформирована, нарушена или отсутствует способность к самонаблюдению: это дети, представители некоторых культур, лица с психологическими и неврологическими отклонениями, лица, находящиеся в специфическом состоянии (сон, стресс, ответственная деятельность) или подлежащие судебно-медицинской экспертизе, группы и коллективы как предмет психологического исследования, животные. Таким образом, метод интроспекции не является универсальным методом психологии, также как и метод эмпатии, т.е. переживания.

В конце 19 века возникают первые проблемные лаборатории, в которых отдельные психические функции начали исследоваться экспериментальными и математическими методами. Так, немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909 г.г.) создал лабораторию изучения памяти, открыл ряд закономерностей памяти («кривая забывания Эббингауза»). Американский психолог Эдуард Торндайк (1874-1949 г. г.) предложил объективные методы исследования формирования навыков у животных и человека. Используя лабиринты, Торндайк установил ряд зависимостей между действиями и отдельными практическими ситуациями, подготовив тем самым возникновение бихевиоризма.

Английский антрополог и психологи Френсис Гальтон (1822 – 1911) является основателем дифференциальной психологии. Это раздел психологии, занимающийся изучением индивидуально–психологических различий, обусловленных генетически. Сам термин дифференциальной психологии был введен в 1900 г. В. Штерном. В качестве объекта изучения выступают как конкретные индивиды, так и разные социальные, классовые, этнические, возрастные группы. Чаще всего в центре исследования стоят личностные и интеллектуальные особенности индивида, соотносимые с нейрофизиологическими факторами. Ф.Гальтон в своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857-1911 г. г.) создал первую во Франции психологическую лабораторию (1889 год), заложил основы педагогической психологии и дефектологии, патопсихологии, разработал методы экспериментального изучения высших психических функций – мышления и речи, разработал тесты интеллектуального развития, внедрил в психологию метод естественного эксперимента.

Американский психолог Джеймс Кеттелл (1860-1944 г.г.) осуществил классическое исследование свойств внимания при помощи тахистоскопа, прибора, позволяющего экспонировать зрительные стимулы на определенное, в том числе очень, короткое время; одним из первых разработал методику тестовых обследований индивидуальных психологических особенностей личности.

На рубеже 19-20 веков американский философ и психолог Уильям Джемс (1842-1910 г.г.) выдвинул постулат о целостности и динамичности сознания. Он считал, что сознание связано не только с внешними проявлениями, но и с природой личности. Джемс разработал теорию эмоций, согласно которой эмоциональное состояние связано с физиологическими изменениями в организме. Он рассматривал физиологические изменения как первопричину эмоций («Мы смеемся не потому, что нам весело, а нам весело потому, что мы смеемся»).

10 НАИБОЛЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ В ИСТОРИИ — Lovetorun — психология и бег

Выдающиеся психологи-мыслители

Даже несмотря на то, что каждый из представленных здесь теоретиков-психологов, по всей вероятности, руководствовался идеями определенной доминирующей школы, все они внесли индивидуальный неоценимый вклад в развитие психологии.
В июле 2002 года был опубликован журнал «Review of General Psychology», в котором был представлен рейтинг 99 самых влиятельных психологов. Рейтинг был составлен с учетом трех основных факторов: частота цитат в журналах, частота цитат в вводной части учебников и результаты опроса 1725 членов Американской психологической ассоциации.

10 влиятельных психологов-мыслителей

В списке ниже представлены 10 психологов, которые по результатам опроса, считаются наиболее влиятельными. Эти люди  — самые известные психологи-мыслители, которые сыграли важную роль в истории психологии и своим трудом расширили понимание человеческого поведения. Этот список – не является попыткой определить, кто был самым влиятельным или какая школа мысли была лучшей. Список дает представление об определенных теоретических взглядах, которые оказали влияние не только на психологию, но и на нашу культуру в целом.

1. Б. Ф. Скиннер

Б.Ф.Скиннер

В исследовании 2002 года в рейтинге 99 самых выдающихся психологов 20-го века список возглавил Б. Ф. Скиннер. Стойкий бихевиоризм Скиннера сделал его доминирующей личностью в психологии, а методы терапии, основанные на его теориях, широко используются сегодня, в том числе и в таких областях как экономика.

2. Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд

Когда люди думают о психологии, они вспоминают имя Фрейда. В своей работе он придерживался убеждения в том, что не все психические заболевания имеют физиологические причины. Фрейд также предложил доказательства того, что на психологию и поведение людей оказывают влияние их культурные различия. Работа и труды Зигмунда Фрейда способствовали более глубокому раскрытию понимания личности, развитию клинической психологии, человеческого потенциала и патопсихологии.

3. Альберт Бандура

А.Бандура

Работы Бандуры представляют собой часть когнитивной революции в психологии, которая началась в конце 1960-х. Он подчеркнул важность социальной теории обучения посредством наблюдений, имитации и моделирования. «Обучение было бы чрезвычайно трудоемким, если даже не опасным, если бы люди полагались исключительно на результат своих собственных действий». В своей книге «Теория социального научения», 1977 г. автор систематически излагает обоснованные предположения о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями внешних и внутренних факторов: социальные процессы оказывают на поведение ни чуть не меньшее влияние, чем когнитивные.

4. Жан Пиаже

Работы Жана Пиаже затрагивают  понимание детского интеллектуального развития в области психологии. Исследования Жана Пиаже помогли развитию возрастной психологии, когнитивной психологии, генетической эпистемологии и появлению реформ в образовании. Альберт Эйнштейн как-то назвал наблюдения Пиаже над детским интеллектуальным развитием и мыслительными процессами открытием «настолько простым, что только гений мог подумать об этом».

5. Карл Роджерс

Карл Рождерс

Карл Роджерс подчеркивал важность влияния человеческого потенциала на психологию и образование. Карл Роджерс стал одним из важнейших гуманистических мыслителей, известный одноименным направлением в терапии «терапией Роджерса», которую сам он называл личностно-ориентированной психотерапией. Как описывает его дочь Натали Роджерс, он был «образцом сострадания и демократических идеалов в жизни, а в работе педагогом, писателем и терапевтом».

6. Уильям Джеймс

У.Джеймс

Психолога и философа Уильяма Джеймса часто называют отцом американской психологии. Его  книга «Принципы психологии» объемом в 1200 страниц стала классикой. Его учение и сочинения помогли становлению психологии как науки. Кроме того, Джеймс внес вклад в развитие функционализма, прагматизма и послужил примером для многих студентов-психологов за период своей 35-летней преподавательской карьеры.

7. Эрик Эриксон

Эрик Эриксон

Теория возрастного развития Эрика Эриксона способствовала созданию живого интереса к исследованию развития потенциала человека. Будучи последователем эго-психологии, Эриксон расширил психоаналитическую теорию, исследуя развитие личности: события в раннем детстве, в зрелом возрасте и в старости.

8. Иван Павлов

И.Павлов

Иван Павлов — русский физиолог, исследования условных рефлексов которого помогли становлению и развитию такого направления, как бихевиоризм в психологии. Экспериментальные методы Павлова помогли ученым отойти от самоанализа и субъективных оценок и перейти к объективному измерению поведения в психологии.

9. Курт Левин

Курт Левин

Левина называют отцом современной социальной психологии благодаря его новаторским работам, в которых он использовал научные методы и эксперименты для изучения социального поведения. Левин был конструктивным теоретиком, который посредством своего устойчивого воздействия на психологию стал одним из выдающихся психологов 20-го века.

10. Выбор читателей

Евгений Гарфилд (в 1977г.) и Хэггблум (в 2002г.), публикуя свои списки-рейтинги, оставляли последний пункт списка пустым для того, чтобы позволить читателю самостоятельно выбрать того психолога, который по мнению читателя должен войти в этот список.

Источник: http://psychology.about.com/bio/Kendra-Cherry-17268.htm

Величайшие психологи XIX века

Right Icon Этот рейтинг основан на алгоритме, который объединяет различные факторы, включая голоса наших пользователей и тенденции поиска в Интернете.

1

Carl Jung

(швейцарский психиатр, психоаналитик и основатель аналитической психологии)

Дата рождения: 26 июля 1875 г.

Sun Sign: LEO

Рождаемость: KESSWILLDILDLILLDILLDILLDILLDILLLDILDLIDLLDILDLID.0005

Умер: 6 июня 1961 г.

Широко известный как отец аналитической психологии, Карл Юнг является одним из наиболее важных участников символизации и анализа сновидений. Концепции соционики и популярный психометрический инструмент под названием Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) были разработаны на основе теории Юнга. Помимо работы психиатром и психоаналитиком, Карл Юнг был также художником, ремесленником, строителем и плодовитым писателем.

Дата рождения: 11 января 1842

Солнечный знак: Козерог

Место рождения: Нью-Йорк, Нью-Йорк, США

Умер: 26 августа 1910

5 Джеймс был американским психологом и психологом. Широко известный как отец американской психологии и один из самых влиятельных американских философов, Джеймс был первым педагогом в Соединенных Штатах, предложившим курс психологии. Ему также приписывают соучредитель психологической школы мысли под названием функциональная психология и создание философской школы под названием прагматизма .

Дата рождения: 26 сентября 1849 г.

Солнце. классическое кондиционирование. Он стал первым русским лауреатом Нобелевской премии после победы на 1904 Нобелевская премия по физиологии и медицине за исследование физиологии пищеварения. Его эксперимент по условному рефлексу с использованием собак до сих пор изучается в колледжах.

Дата рождения: 9 января 1878 г.

Солнце. первым ввел теорию бихевиоризма в психологию. Он считал, что поведение человека, как и поведение животных, следует изучать в объективных и экспериментальных условиях. Один из его экспериментов заключался в том, что 11-летнему мальчику, которого он назвал 9, привили страх перед белыми крысами.0029 Маленький Альберт .

5

Альфред Адлер

(австрийский психотерапевт и основатель Школы «Индивидуальной психологии»)

Дата рождения: 7 февраля 1870

Солнце , Вена, Австрия

Умер: 28 мая 1937 г.

Альфред Адлер был австрийским психотерапевтом и врачом. Ему приписывают основание школы индивидуальной психологии. Он также был одним из основателей психоаналитического движения вместе с Зигмундом Фрейдом и коллегами Фрейда. В 2002 году опрос, проведенный Review of General Psychology назвал Адлера одним из самых выдающихся психологов ХХ века .

Дата рождения: 16 августа, 1832

Солнце. . Его часто причисляют к основоположникам современной психологии, и многие считают его отцом экспериментальной психологии 9.0074 . Ему также приписывают создание первой лаборатории психологических исследований, которую он основал в Лейпцигском университете в 1879 году. 6, 1856

Солнечный знак: Телец

Место рождения: Пршибор, Чехия

Умер: 23 сентября 1939

психоанализа 30074 , Зигмунд Фрейд был неврологом. Несмотря на критику, психоанализ остается влиятельным в области психологии и психиатрии; таково влияние Фрейда на гуманитарные науки. Ученые считают, что Фрейд является одной из самых влиятельных личностей 20-го века и что его влияние сравнимо с влиянием марксизма и дарвинизма .

Дата рождения: 20 октября 1859 г.

Солнечный знак: Весы

Место рождения: Берлингтон, Вермонт, США

Дата смерти: 1 июня 1952 г.

Убежденный сторонник прогрессивного образования и либерализма, американский философ и психолог был основателем Лабораторных школ Чикагского университета. Известные труды Джона Дьюи включали Концепция рефлекторной дуги в психологии и Человеческая природа и поведение . По его словам, страсть к знаниям и интеллектуальное любопытство были центральными для учителя. Он называл себя демократическим социалистом.

9

Альфред Бинет

(Психолог, Образование)

Дата рождения: , 8 июля 1857

Солнце.

 10 

Гордон Олпорт

(Психолог, академик, преподаватель университета, писатель научной литературы)

Дата рождения: 11 ноября 1897 г.

Солнечный знак: Скорпион5

000002

Место рождения: Montezuma

Умер: 9 октября 1967 г.

11

G. Stanley Hall

(психолог, писатель науки)

. Дат. Водолей

Место рождения: Массачусетс

Умер: 24 апреля 1924 г.

12

Fritz Perls

(Психолог, психиатр)

Рождение:

.0014 8 июля 1893

Солнечный знак: Рак

Место рождения: Берлин

Умер: 14 марта 1970

Фриц Перлз лечил мозг солдат, после которых он воевал во время Второй мировой войны. Позже он увлекся фрейдистским психоанализом. Во время Второй мировой войны он был психиатром южноафриканской армии. Его гештальт-терапия , которую он создал совместно со своей женой Лаурой, переопределила психологию.

Дата рождения: 31 августа 1874 г.

Солнце.

Дата рождения: 30 марта 1882 г.

Солнце. Ключевая фигура в развитии теории объектных отношений, она наиболее известна своей работой в области детского анализа. Она начала свои исследования, наблюдая за поведением своих собственных детей, пока они росли. Как женщина в сфере, где доминируют мужчины, она также была иконой феминизма.

Дата рождения: 27 февраля 1863 г.

Солнце. Мид был одним из пионеров прагматизма и символического интеракционизма . Он преподавал в Чикагском университете , и его идеи позже стали известны как Чикагская школа социологии. Его известные лекции были опубликованы в виде книг только после его смерти.

16

Gustave Le Bon

(врач, антрополог, археолог, психолог, философ, историк, социолог)

Дата рождения: 7 мая 1841

Солнце. -le-Rotrou

Умер: 13 декабря 1931

Французский социальный психолог Гюстав Ле Бон больше всего известен своими исследованиями психологии толпы. В своей культовой работе La Psychologie des foules , или Толпа , он заявил, что людьми руководят их эмоции, а не интеллект, когда они действуют как часть толпы.

17

Lou Andreas-Salomé

(русский романист, эссеист и психоаналитик)

. Дата рождения: 12 февраля 1861

Sun Sign: Aquarius

Рождение: Sun Peters

: SN PETERSIAM2

SUM. Дата смерти: 5 февраля 1937 г.

Немецкая писательница русского происхождения Лу Андреас-Саломе, по всей видимости, отвергла предложение руки и сердца известного философа Фридриха Ницше и вместо этого вышла замуж за профессора. Опытный психоаналитик, она также была близка с Райнером Марией Рильке и Зигмундом Фрейдом. Она была одной из первых, кто предложил психоаналитический взгляд на женскую сексуальность.

18

Hermann Ebbinghaus

(психолог, педагог, учитель университета)

Дата рождения: 24 января 1850

Солнце. , 1909

Немецкий психолог Герман Эббингауз, особенно запомнившийся своей новаторской работой по механическому обучению и памяти, заинтересовался этим предметом после прочтения книги Густава Фехнера «9».0029 Элементы психофизики.  В конце концов, он разработал экспериментальные методы измерения памяти, используя 2300 изобретенных им трехбуквенных бессмысленных слогов. Позже он также обнаружил кривую забывания и эффект интервала и описал кривую обучения .

Дата рождения: 24 мая 1878

Солнечный знак: Близнецы

Место рождения: Окленд, Калифорния, США

Умер: 2 января 1972 г.

20

ОТА РАНКА

(Психолог)

Дата рождения: 22 апреля 1884 г.

Солнечный знак: Taurus

31 октября 1939

Отто Ранк был австрийским психоаналитиком и философом. Близкий коллега Зигмунда Фрейда, Ранк также был управляющим директором издательства Фрейда. Ранк был плодовитым писателем и много писал на психоаналитические темы. Он был первым, кто рассматривал терапию как опыт обучения и разучивания, сосредоточенный на чувствах. Психолог Ролло Мэй находился под сильным влиянием Ранка.

21

Мэри Уитон Калкинс

(психолог, учитель университета)

Дата рождения: 30 марта 1863

Солнце. 1930

Дата рождения: 15 февраля 1856

Солнечный знак: Водолей

Место рождения: Нойштрелиц, Германия

Умер 19 октября, 4:06

Сын музыканта, Эмиль Крепелин, которого помнят как основателя психиатрии, был первым, кто провел различие между ранним слабоумием, теперь известным как шизофрения, и маниакально-депрессивным психозом. Его классификация психических заболеваний повлияла на большую часть исследований по этому вопросу в 20 веке.

 23 

Отто Вейнингер

(философ, писатель, психолог)

Дата рождения: 3 апреля 1880 г.

Солнечный знак: Овен 0005

Место рождения: Вена

Умер: 4 октября 1903

Австрийский мыслитель Отто Вейнингер, основными сферами интересов которого были философия религии, логика, гендер и психология, жил в Австро-Венгерской империи. Его книга Geschlecht und Charakter ( Sex and Character ), которая приобрела популярность после его самоубийства выстрелом из огнестрельного оружия, стала справочником для антисемитских пропагандистов. Некоторые из его сочинений были использованы нацистами 9.0074 пропаганда.

24

Льюис Терман

(психолог, учитель университета)

Дата рождения: 15 января 1877 г.

Солнце. 1956

 25 

Эдвард Б. Титченер

(философ, психолог, преподаватель университета)

Дата рождения: 11 января 1867 г.

Знак Солнца: Capricorn

Место рождения: Chichester

Умер: 3 августа 1927

26

Josef Breuer

(врач, психолог, Университетский преподаватель, психиатрист). , 1842

Солнечный знак: Козерог

Место рождения: Вена

Умер: 20 июня 1925

Психоаналитик и врач Йозефа Брейнда0029 катарсический метод для лечения психических заболеваний. Его эксперименты со своей пациенткой Анной О. доказали терапевтический эффект лечения разговором . Он также провел исследование дыхательного цикла и открыл рефлекс Геринга-Брейера .

27

Тони Вольф

(Психолог)

Дата рождения: 18 сентября 1888

Солнце.0005

Умерла: 21 марта 1953

Тони Вольф, которой было отказано в формальном образовании из-за того, что она женщина, позже стала одним из ближайших сотрудников психоаналитика Карла Юнга. Она вошла в жизнь Юнга как больная депрессией после смерти отца. Позже она возглавила Psychologischer Club Zürich в качестве его президента, и ее часто называют интеллектуальной соперницей жены Юнга.

 28 

Эмиль Куэ

(Психолог)

Дата рождения: 26 февраля 1857 г.

Солнце 16 января 1838 г.

Солнцезащитный знак: Capricorn

Место рождения: Рейнская провинция

Умер: 17 марта 1917 г.

30

Max Wertheimer

(Психолог, Университет)

Max Wertheimer

(психолог, Университет)0005

Дата рождения: 15 апреля, 1880

Солнце.

Дата рождения: 10 сентября 1863 г.

Солнце.0005

Эдвард С. Толман

(Психолог)

Дата рождения: 14 апреля 1886 г.

Солнце.

Густав Фехнер

(физик, психолог, статистик, преподаватель университета, философ)

Дата рождения: 19 апреля 1801

Солнечный знак: Овен

Место рождения0014 Бад-Мускау

Умер: 18 ноября 1887 г.

Густав Фехнер — немецкий физик, философ и психолог-экспериментатор. Пионер в области экспериментальной психологии, Фехнер считается основателем психофизики. Густав Фехнер вдохновил нескольких философов и ученых, таких как Ян Кендеринк, Дэвид Хигер и Фарли Норман. В 1970 году Международный астрономический союз назвал его именем кратер на Луне.

 34 

Kurt Schneider

(военный врач, психолог, психиатр, учитель университета)

Дата рождения: 7 января 1887 г.

Солнце. , 1967

Немецкий психиатр Курт Шнайдер, в основном известный своими работами по диагностике и пониманию шизофрении, опубликовал множество статей по этому вопросу, создав список психотических симптомов, сегодня известный как Симптомы первого ранга по Шнайдеру , чтобы отличить его от других форм психического расстройства. Он также внес значительный вклад в изучение расстройств личности, придумав такие термины, как эндогенная депрессия и реактивная депрессия.

35

Wolfgang Köhler

(психолог)

Дата рождения: 21 января 1887

Солнце.67

36

Fredric Wertham

(психолог, психиатр)

Дата рождения: 20 марта 1895

Солнце. , 1981

 37 

Гарри Стэк Салливан

(психиатр, психотерапевт, психолог)

Дата рождения: 21 февраля 1892 г.0005

Место рождения: Нью -Йорк

Умер: 14 января 1949 г.

38

Хьюго Мюнстерберг

(Психолог, Университет Университета, Философ)

БОРЬБА. Знак: Близнецы

Место рождения: Гданьск

Умер: 16 декабря 1916

39 

Генри Годдар

образование (психолог)

0013 Дата рождения: 14 августа 1866 г.

Солнцезащитный знак: LEO

Место рождения: Соединенные Штаты Америки

Умер: июня 18, 1957

40

Дата рождения: 29 мая 1887 г.

Солнце.0005

Дэвид Векслер

(психолог, Университет Университета)

Дата рождения: 12 января 1896 г.

Солнце. 42 

Пьер Жане

(Психолог)

Дата рождения: 30 мая 1859

Солнечный знак: Близнецы

Франция, Место рождения:0002 Умер: 24 февраля 1947 г.

43

Кларк Л. Халл

(Психолог)

Дата рождения: 24 мая 1884

Солнечный знак: Gemini

Bensit. Bensation: New gind. .

Умер: 10 мая 1952 г.

44

Sándor Ferenczi

(Психогалитик, психиатр, писатель из чистики, невролог)

.0014 Рак

Место рождения: Мишкольц

Умер: 22 мая 1933

Шандор Ференци больше всего известен своими исследованиями свободных ассоциаций и психоаналитической теории. Первоначально военный врач, он специализировался на таких предметах, как невропатология и гипноз. Он также был близок к Зигмунду Фрейду и позже преподавал в Университете Будапешта . Он также основал Венгерское психоаналитическое общество .

 45 

Иоганн Фридрих Хербарт

(философ, психолог и основатель педагогики в качестве академической дисциплины)

Дата рождения: 4 мая 1776

Солнечный Знак: Taurus

ГОДА: Olden. : 14 августа 1841

 46 

Маргарет Флой Уошберн

(Психолог)

Дата рождения: 25 июля 1871

50 Лев

4:0

002 Место рождения: Нью -Йорк

Умер: 29 октября 1939 г.

47

Курт Коффка

(Психолог, Университет Университета)

. Дата рождения: марта 18, 1886

. Рыбы

Место рождения: Берлин

Умер: 22 ноября 1941 г.0005

Дата рождения: 1 января 1879 г.

Солнцезащитный знак: Козерог

Место рождения: Gowerton, Уэльс

Умер: Fembruary 1158

Welsh Psychoanalystst yasterest. за развитием психоанализа как профессии в Великобритании. Он сыграл важную роль в создании Американской психоаналитической ассоциации и был президентом Международной психоаналитической ассоциации 9.0074 . Близкий соратник Зигмунда Фрейда, он также написал трехтомную биографию Фрейда.

49

Арнольд Геселл

(психолог, учитель университета)

Дата рождения: 21 июня 1880

Солнце. 29 мая 1961 г.

 50 

Уильям Макдугалл

(психолог, преподаватель университета)

Дата рождения: 22 июня 1871 г.

Солнце. девятнадцатый век. У этой новой науки было много корней. Философы предоставили концептуальную основу психологии: физиологи предоставили знания о нервной системе и экспериментальных методах; а социальные реформаторы и психиатры мотивировали использование науки для улучшения условий жизни человека. В этой статье будут описаны движения, идеи и открытия, приведшие к научной психологии и сформировавшие ее, с концентрацией внимания на событиях в Соединенных Штатах, родине психологии двадцатого века.

Центральные противоречия

Что изучает психология? Картазианская парадигма давала один ответ: психология есть наука о сознании, и первые психологи определяли психологию как науку о сознании. Они заявляли о фиксированном предмете, сознании и уникальном методе самоанализа для его изучения. Однако ни одна наука о человеческой природе не может полностью избежать изучения того, что делают люди. В Германии Иммануил Кант предложил науку о поведении под названием антропология, а в Великобритании Джон Стюарт Милль предложил аналогичную науку под названием этология. По мере того, как гуманитарные науки в девятнадцатом и двадцатом веках разбирались в себе, психология постепенно расширила сферу своей деятельности, включив в нее все, что касается человека как личности, добавив к изучению сознания исследования индивидуального поведения и индивидуальных различий. Другие гуманитарные науки сосредоточились на человеческом обществе (социология), культуре (антропология) и истории. Узнайте больше о центральных противоречиях.

Разум или материя?

Отделив разум от мира, Рене Декарт отделил разум от тела. Как следствие, роль и даже существование разума стали проблематичными. Как связаны разум и тело? Существуют ли разумы? Есть ли другие умы? Подробнее о Разум или материя?

Инновации

Инновации девятнадцатого века превратили философскую психологию в научную психологию.

С древних времен мыслители предлагали спекулятивные теории о том, как психические процессы связаны с мозгом и нервной системой. Однако только в девятнадцатом веке физиология, включая нейрофизиологию, добилась реального прогресса. К тому времени, когда зародилась научная психология, общая, хотя и ограниченная, картина нервных и мозговых процессов сложилась в результате двух параллельных исследований. Подробнее об инновациях.

Методы

После научной революции быть естествоиспытателем означало количественно измерять свой предмет и, в идеале, проводить эксперименты. В девятнадцатом веке появились экспериментальные и психометрические методы. Подробнее о методах.

Институты

Социальные институты, важные для новой научной психологии, изменились или были созданы в девятнадцатом веке. Поскольку психология начиналась как академическая дисциплина, она формировалась высшими учебными заведениями, которые значительно различались от страны к стране. Германия лидирует в мире по научным исследованиям и последипломному образованию. До того, как Бисмарк создал вторую Германскую империю в 1871 году, немецкоязычный мир представлял собой собрание мелких княжеств. Поскольку каждый князь хотел иметь собственный университет, в Германии их было больше, чем в любой другой стране. Более того, Германия создала современный светский университет, ориентированный на исследования, поддерживаемый государством. Подробнее об учреждениях.

Основание психологии

У научной психологии было три основания. Первой была психология сознания, созданная Вильгельмом Вундтом (1832-1920). Второй была психология адаптации, начатая популярным писателем Гербертом Спенсером (1820-1903), но получившая наибольшее распространение у Уильяма Джеймса (1842-1910). Третьим был психоанализ, начатый Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Узнайте больше об основах психологии.

Каталожные номера:

  1. Расточные. Э. Г. (1929). История экспериментальной психологии. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
  2. Брингманн. ВГ.. Удача. Его Превосходительство Миллер. Р.. & Ранний. CE (ред.). (1997). Наглядная история психологии. Чикаго: квинтэссенция.
  3. Брозек. Дж. (Ред.). (1984). Исследования по истории психологии в США. Льюисбург. PA: Издательство Бакнеллского университета.
  4. Бакстон. С. (Ред.). (1986). Точки зрения в истории психологии. Сан Диего. Калифорния: Академическая пресса.
  5. Элленбергер. Х. Ф. (1970). Открытие бессознательного. Нью-Йорк: Основные книги.
  6. Палец. С. (1994). Истоки нейронауки. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  7. Куклик. Б. (1977). Подъем американской философии: Кембридж. Массачусетс 1860-1930 гг. Новый рай. КТ: Издательство Йельского университета.
  8. Лихи. Т. Х. (2000). История психологии: основные течения психологической мысли (5-е изд.). Река Верхнее Седло. Нью-Джерси: Прентис Холл.
  9. Лихи. Т. Х. и Лихи. GE (1983). Оккультные двойники психологии. Чикаго: Нельсон-Холл.
  10. Пинеро. JML (1983). Исторические истоки концепции невроза. Кембридж. Англия: Издательство Кембриджского университета.
  11. Рибер. RW (ред.). (1980). Вильгельм Вундт и создание научной психологии. Нью-Йорк: Пленум Пресс.
  12. Скратон. Р. (1995). Современная философия: введение и обзор. Нью-Йорк: Аллен Лейн/Пингвин.
  13. Шортер, Э. (1997). История психиатрии. Нью-Йорк: Уайли.
  14. Смит, Р. (1997). История гуманитарных наук Нортона. Нью-Йорк: Нортон.
  15. Соффер. Р. Н. (1978). Этика и общество в Англии: революция в социальных науках. 1870-1914 гг. Беркли: Калифорнийский университет Press.
  16. Вебстер, Р. (1995). Почему Фрейд ошибался. Нью-Йорк: Основные книги.
  17. Вудворд, В. В., и Эш, М. Г. (ред.). (1982). Проблемная наука: психология в мысли девятнадцатого века. Нью-Йорк: Прегер.
  18. Янг, Д. (1970). Разум, мозг и адаптация в девятнадцатом веке. Оксфорд, Англия Clarendon Press.

История психологии. Введение в психологию I

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понимать важность Вундта и Джеймса в развитии психологии
  • Оцените влияние Фрейда на психологию
  • Понять основные принципы гештальт-психологии
  • Оцените важную роль бихевиоризма в истории психологии
  • Понимать основные принципы гуманизма
  • Поймите, как когнитивная революция сместила фокус психологии обратно на разум

Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в 19 век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней.

Упражнение: Просмотрите видео

Посмотрите этот краткий, но красочный обзор истории психологии. Он содержит краткое, но полезное описание следующего раздела: https://www.youtube.com/watch?v=vo4pMVb0R6M

.

Вильгельм Вундт (1832–1920) — немецкий ученый, первый человек, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии » была опубликована в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. опыт. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый. Версия интроспекции Вундта использовала только очень специфические экспериментальные условия, в которых внешний стимул был предназначен для получения научно наблюдаемого (повторяемого) психического опыта (Danziger, 19).80). Первым строгим требованием было использование «обученных» или опытных наблюдателей, которые могли немедленно наблюдать и сообщать о реакции. Вторым требованием было использование повторяющихся стимулов, которые всегда вызывали у испытуемого одно и то же переживание и позволяли испытуемому ожидать и, таким образом, быть полностью внимательным к внутренней реакции. Эти экспериментальные требования были введены, чтобы устранить «интерпретацию» в сообщении о внутренних переживаниях и опровергнуть аргумент о том, что нет никакого способа узнать, что человек точно наблюдает за своим умом или сознанием, поскольку это не может быть замечено другим человеком. . Эта попытка понять структуру или характеристики разума была известна как структурализм. Вундт основал свою психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 году.(см. рис. 2). В этой лаборатории Вундт и его ученики проводили эксперименты, например, со временем реакции. Субъект, иногда в комнате, изолированной от ученого, получал стимул, такой как свет, изображение или звук. Реакцией испытуемого на раздражитель будет нажатие кнопки, и аппарат зафиксирует время до реакции. Вундт мог измерять время реакции с точностью до одной тысячной секунды (Nicolas & Ferrand, 1999).

Рисунок 2. (a) Вильгельма Вундта считают одним из основателей психологии. Он создал первую лабораторию для психологических исследований. (b) На этой фотографии он изображен сидящим в окружении коллег-исследователей и оборудования в своей лаборатории в Германии.

Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самонаблюдения, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1927 году (Гордон, 1995).

Уильям Джеймс (1842–1910) был первым североамериканским психологом, поддержавшим другую точку зрения на то, как должна действовать психология (см. рис. 3). Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, целью психологии было изучение функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. Функционализм имеет второй, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не отдельных его частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию. (Гордон, 19 лет95).

Рисунок 3. Уильям Джеймс, изображенный здесь в виде автопортрета, был первым американским психологом.

Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд (см. рис. 4). Фрейд (1856–1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, исследования первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок. Психоаналитическая теория фокусируется на роли бессознательного человека, а также на опыте раннего детства, и именно эта точка зрения доминировала в клинической психологии на протяжении нескольких десятилетий (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 4. (а) Зигмунд Фрейд был очень влиятельной фигурой в истории психологии. (б) Одна из его многочисленных книг, «Общее введение в психоанализ», поделилась его идеями о психоаналитической терапии; она была опубликована в 1922 году.

Идеи Фрейда оказали влияние, и вы узнаете о них больше, когда будете изучать развитие на протяжении всей жизни, личность и терапию. Например, многие терапевты твердо верят в бессознательное и влияние переживаний раннего детства на всю оставшуюся жизнь человека. Метод психоанализа, в котором пациент рассказывает о своем опыте и себе, хотя и не был изобретен Фрейдом, безусловно, был популяризирован им и используется до сих пор. Однако многие другие идеи Фрейда противоречивы. Дрю Вестен (1998) утверждает, что многие критические замечания в адрес идей Фрейда неуместны, поскольку они нападают на его более старые идеи, не принимая во внимание более поздние работы. Вестен также утверждает, что критики не учитывают успех общих идей, которые Фрейд ввел или развил, таких как важность детского опыта во взрослой мотивации, роль бессознательных и сознательных мотивов в управлении нашим поведением, тот факт, что мотивации могут вызывать конфликты. которые влияют на поведение, влияние ментальных репрезентаций нас самих и других на наши взаимодействия и развитие личности с течением времени. Вестен определяет последующую исследовательскую поддержку всех этих идей.

Эмпирически продемонстрирована эффективность более современных итераций клинического подхода Фрейда (Knekt et al. , 2008; Shedler, 2010). Некоторые современные методы психотерапии включают изучение бессознательных аспектов себя и отношений, часто через отношения между терапевтом и клиентом. Историческое значение Фрейда и его вклад в клиническую практику заслуживают его включения в обсуждение исторических движений в психологии.

Макс Вертхаймер (1880–1919 гг.)43), Курт Коффка (1886–1941) и Вольфганг Келер (1887–1967) были тремя немецкими психологами, иммигрировавшими в США в начале 20 века, спасаясь от нацистской Германии. Этим людям приписывают знакомство психологов в Соединенных Штатах с различными принципами гештальта. Слово «гештальт» примерно переводится как «целостное». основной акцент гештальт-психологии касается того факта, что, хотя сенсорный опыт можно разбить на отдельные части, то, как эти части соотносятся друг с другом в целом, часто является тем, на что человек реагирует в восприятии. Например, песня может состоять из отдельных нот, сыгранных на разных инструментах, но подлинный характер песни воспринимается в сочетаниях этих нот, образующих мелодию, ритм и гармонию. Во многих отношениях эта конкретная точка зрения прямо противоречила бы идеям структурализма Вундта (Thorne & Henley, 2005).

Упражнение: Посмотрите видео

Посмотрите это короткое видео, в котором представлен обзор нескольких гештальт-принципов восприятия: https://www.youtube.com/watch?v=LlzuJqZ797U

К сожалению, переехав в Соединенные Штаты, эти люди были вынуждены отказаться от большей части своей работы и не смогли продолжать проводить исследования в больших масштабах. Эти факторы, наряду с ростом бихевиоризма (описанного далее) в Соединенных Штатах, помешали принципам гештальт-психологии быть столь же влиятельными в Северной Америке, как они были в их родной Германии (Thorne & Henley, 2005). Несмотря на эти проблемы, некоторые принципы гештальта по-прежнему очень влиятельны сегодня. Рассмотрение человеческой личности как целого, а не как суммы индивидуально измеренных частей, стало важной основой гуманистической теории в конце века. Идеи гештальта продолжали влиять на исследования ощущений и восприятия.

Структурализм, Фрейд и гештальт-психологи так или иначе занимались описанием и пониманием внутреннего опыта. Но другие исследователи были обеспокоены тем, что внутренний опыт может быть законным предметом научного исследования, и вместо этого предпочли изучать исключительно поведение, объективно наблюдаемый результат психических процессов.

Первые работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем приучались производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа была сделана в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса (см. рис. 5). В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как бихевиоризм. Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применено к поведению человека. Действительно, Толмен (1938) заявил: «Я полагаю, что все важное в психологии (кроме… таких вопросов, как общение и слова) может быть исследовано, по существу, посредством непрерывного экспериментального и теоретического анализа детерминантов поведения крысы в ​​точке выбора в лабиринте. ”

Рисунок 5. Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом (см. рис. 6). Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о поощрении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

Рис. 6. (а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)

Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

Упражнение: Посмотрите видео

Посмотрите этот короткий видеоклип, в котором показано, как голубь реагирует на подкрепление в ящике Скиннера: https://www.youtube.com/watch?v=MOgowRy2WC0

Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощающий характер бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает человеческое поведение как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали важность личного контроля, интенциональности и подлинной предрасположенности к «хорошему» для нашей самооценки и нашего поведения. Таким образом, появился гуманизм. Гуманизм — это перспектива в психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd).

Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения (см. рис. 7). Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующей главе, здесь будет представлен краткий обзор. Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005). Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

Рисунок 7. Иерархия потребностей Маслоу.

Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях (рис. 8). Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 8. Карл Роджерс, изображенный на этом портрете, разработал клиентоцентрированный метод терапии, оказавший большое влияние на клиническую практику. (кредит: «Didius»/Wikimedia Commons)

Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Более того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.)

Акцент бихевиоризма на объективность и сосредоточенность на внешнем поведении отвлек внимание психологов от разума на длительный период времени. Ранние работы психологов-гуманистов перенаправили внимание на отдельного человека в целом и как на сознательное и самосознающее существо. К 1950-м годам появились новые дисциплинарные подходы в лингвистике, неврологии и компьютерных науках, и эти области возродили интерес к разуму как к предмету научных исследований. Эта конкретная точка зрения стала известна как когнитивная революция (Miller, 2003). К 1967 года Ульрик Нейссер опубликовал первый учебник под названием «Когнитивная психология », который послужил основным текстом курсов по когнитивной психологии по всей стране (Thorne & Henley, 2005). Хотя ни один человек не несет полной ответственности за начало когнитивной революции, Ноам Хомский был очень влиятельным в первые дни этого движения. Хомский (1928–), американский лингвист, был недоволен влиянием бихевиоризма на психологию. Он считал, что акцент психологии на поведении был недальновидным и что эта область должна вновь включить психическое функционирование в сферу своей компетенции, если она должна внести какой-либо значимый вклад в понимание поведения (Miller, 2003).

Европейская психология никогда не находилась под таким влиянием бихевиоризма, как американская психология; таким образом, когнитивная революция помогла восстановить связи между европейскими психологами и их американскими коллегами. Кроме того, психологи начали сотрудничать с учеными в других областях, таких как антропология, лингвистика, компьютерные науки и нейробиология. Этот междисциплинарный подход часто называют когнитивными науками, и влияние и известность этой конкретной точки зрения находят отклик в современной психологии (Miller, 2003).

Феминистская психология

Психологическая наука оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на благополучие человека. Доминирующее влияние западных, белых и ученых-мужчин в ранней истории психологии означало, что психология развивалась с предубеждениями, присущими этим людям, что часто имело негативные последствия для членов общества, которые не были белыми или мужчинами. Женщинам, представителям этнических меньшинств как в Соединенных Штатах, так и в других странах, а также лицам с сексуальной ориентацией, отличной от гетеросексуальной, было трудно войти в область психологии и, следовательно, повлиять на ее развитие. Они также страдали от отношения белых психологов-мужчин, которые не были застрахованы от ненаучных взглядов, преобладающих в обществе, в котором они развивались и работали. До 19В 60-х годах наука о психологии была в значительной степени «безженской» психологией (Crawford & Marecek, 1989), а это означало, что немногие женщины могли заниматься психологией, поэтому они мало влияли на то, что изучалось. Кроме того, экспериментальными субъектами психологии были в основном мужчины, что явилось результатом исходных предположений о том, что пол не влияет на психологию и что женщины не представляют достаточного интереса для изучения.

Статья Наоми Вайсштейн, впервые опубликованная в 1968 году (Вайсштейн, 19 лет).93), стимулировала феминистскую революцию в психологии, представив критику психологии как науки. Она также особо критиковала психологов-мужчин за построение психологии женщин исключительно на основе их собственных культурных предубеждений и без тщательных экспериментальных тестов для проверки любой из их характеристик женщин. Вайсштейн использовал в качестве примера утверждения выдающихся психологов 1960-х годов, такие как эта цитата Бруно Беттлхейма: «. . . мы должны начать с осознания того, что, как бы женщины ни хотели быть хорошими учеными или инженерами, они в первую очередь хотят быть женственными спутницами мужчин и быть матерями». Критика Вайсштейна легла в основу последующего развития феминистской психологии, пытавшейся освободиться от влияния мужских культурных предубеждений на наши знания о психологии женщин и, по сути, обоих полов.

Кроуфорд и Маречек (1989) выделяют несколько феминистских подходов к психологии, которые можно охарактеризовать как феминистскую психологию. К ним относятся переоценка и обнаружение вклада женщин в историю психологии, изучение психологических гендерных различий и сомнение в предвзятости мужчин, присутствующих в практике научного подхода к знаниям.

Культура оказывает важное влияние на людей и социальную психологию, однако влияние культуры на психологию изучено недостаточно. Существует риск того, что психологические теории и данные, полученные в среде белого населения Северной Америки, можно будет предположить, что они применимы к отдельным лицам и социальным группам из других культур, и это маловероятно (Betancourt & López, 19).93). Одним из недостатков кросс-культурной психологии является то, что при поиске различий в психологических характеристиках между культурами по-прежнему необходимо выходить за рамки простой описательной статистики (Betancourt & López, 1993).