Психологическая деятельность человека: Психическая деятельность (Психика) ‹ Словарь терминов ‹ Славянская ассоциация онтопсихологии

Психическая деятельность — это… Понятие, виды и функции психической деятельности

Психическая деятельность – это все виды деятельности, которые осуществляются при участии различных форм сознания. Она во многом оказывает влияние на поведение человека в повседневной жизни, а также формирует поведенческие штампы и влияет на характер и личностные качества человека. Особенности психической деятельности являются предметом изучения многих психологов и ученых с древнейших времен, ведь людям всегда было любопытно, как и почему действует человек в тех или иных ситуациях. Ответ кроется в глубинных сферах человеческой психики, которая оказывает большое влияние на внешнее поведение человека и его жизненные установки.

Определение

Психическая деятельность человека включает в себя все виды деятельности, которые осуществляются с участием разнообразных форм сознания. Вся психическая деятельность основана на механизме удовлетворения человеческих потребностей различного рода, начиная от самого основного уровня физиологических потребностей, заканчивая духовными. Психическая деятельность – это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов, видов и уровней. В этом процессе формируется психология каждого отдельного индивида, а также человека в целом.

Процесс психической деятельности

Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

  1. Получение информации и ее дальнейшая оценка.
  2. Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
  3. Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
  4. Собственно деятельность с применением выбранных методов.
  5. Оценка результатов деятельности.

В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.

Таким образом через процесс познания формируется личный опыт – психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной. Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.

Уровни

Психическую деятельность и психические процессы изучает наука психология. Теории о психической деятельности философы и ученые начали высказывать еще в глубокой древности. Ранее люди говорили лишь о связи поведения с психической деятельностью. Хотя данное утверждение также имеет право быть, тем не менее этот процесс куда глубже и сложнее, чем предполагалось ранее. Психическая деятельность — это функционирующая единовременно на трех уровнях система, элементы которой тесно связаны друг с другом.

Бессознательное

Бессознательный уровень – инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей – самосохранение организма.

Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример – состояние аффекта.

Подсознательное

Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения – привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития. Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности – желания, пристрастия, влечения. Это такая непроизвольная сфера личности индивида, которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.

В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае – последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы – таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

Сознательное

Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.

Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности. Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.

Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:

  • Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
  • Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
  • Сознательные программы, которые являются произвольными.

Взаимодействие уровней

Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

  • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
  • Автоматизированных действий.
  • Сознательно-волевых.

Виды

Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители – это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.

Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт – изобретение, произведение искусства и др.

В основном психическую деятельность делят на следующие виды:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление;
  • мышление.

Функции

Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания – психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.

Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.

Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Структура

Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

  • выбор цели;
  • исполнение;
  • оценку результатов.

Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

Деятельность начинается с мотива – внутреннего побуждения. Мотив – это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

  1. Осознанные – присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
  2. Неосознанные – проявляются, как правило, в форме эмоций.

Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

Психическая деятельность у детей

Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. Детское психическое развитие и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом. В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение. Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность – та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

Психическая деятельность — это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

  • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
  • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
  • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

  1. Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
  2. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов.
  3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом.
  4. Учебная деятельность – примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями.
  5. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка – он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом.
  6. В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры. Основное психологическое новообразование этого периода жизни – умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

Психическая деятельность человека – это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь. Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни.

Тема 5: Психология деятельности человека

Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, психологии и др. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями. Особенности деятельности человека:

  1. она является инструментом удовлетворения жизненных потребностей человека;

  2. с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ;

  3. в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели;

  4. деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.;

  5. активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности;

  6. творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними.

К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив – это внутренний психологический источник деятельности, являющийся констатирующим элементом ее. Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. В психологии различают следующие формы деятельности: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными конструктами и моделирующая познаваемый мир; 3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности; 4) идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия.

По аспектам социального бытия различают следующие виды деятельности: игру, учение и трудовую деятельность. Структурными элементами деятельности являются умения, навыки, привычки.

Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик:

      1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий субъекту не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его.

      2. «Опережающий» характер психического отражения.

      3. Способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире (картину мира).

  1. Активный и целенаправленный характер приспособления (адаптации) к окружающему миру.

  2. Обусловленность процессов развития и самоорганизации факторами социокультурного окружения.

  3. На высших уровнях развития тенденция к таким сложным формам организации и саморегуляции как сознание, самосознание, личность.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов мозга. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Основной элемент нервной системы – нервные клетки или нейроны. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции.

Наиболее высокие отделы ЦНС представлены большими полушариями головного мозга. У самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток – кора головного мозга. Она обеспечивает сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям.

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики:

  1. Первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов.

  2. Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не — Я».

  3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.

  4. Четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует область бессознательного. Под бессознательным началом в психологии понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Особую подструктуру личности образуют способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.

Способности характеризуются скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения знаниями, умениями и навыками, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся.

В структуре любой способности имеются компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это может быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это предпосылки развития способностей, в их развитие они входят как исходный момент.

Способности подразделяют на: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Общую способность часто называют термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом. Но если под общей одаренностью подразумевать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и другие свойства и особенности личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в специальной области деятельности (литературной, музыкальной, изобразительной т. д.).

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения достижений многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, т.е. в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.

Основными условиями и факторами, от которых зависит эффективность формирования способностей, являются:

  1. Наличие благоприятной социальной среды.

  2. Наличие благоприятных задатков.

  3. Ориентация на ранние возрастные сроки.

  4. Ориентация на сенситивные периоды.

  5. Включенность ребенка в соответствующие виды деятельности и общения.

  6. Комплексный подход.

  7. Правильная организация системы необходимых упражнений.

  8. Соответствие тренировочных действий возможностям ребенка.

  9. Положительная стимуляция тренировочных действий и насыщение их положительными эмоциями.

Общение имеет особое значение для человека:

1. Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности, в первую очередь социогенные.

  1. Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека.

  2. В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией.

  3. Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека.

  4. Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности.

  5. Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Однако прямой контакт между ними невозможен. Он осуществляется через реальные чувственно созерцаемые акты общения: речевые, мимические, практические и т.п. В нем выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Существует множество классификаций общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть нескольких видов. По содержанию общение может быть: материальным (обмен предметами), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен физиологическими и психологическими состояниями), мотивационным (обмен потребностями, мотивами, интересами), деятельностным (обмен умениями, навыками, действиями).

По целям общение делится на биологическое (поддержание, сохранение и развитие организма) и социальное (расширение и укрепление межличностных контактов).

По средствам общение может быть непосредственным (с помощью естественных средств «лицом к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов и т.п.) и опосредованным (с использованием специальных средств и орудий, когда партнеры разделены в пространстве и во времени), прямым (непосредственное восприятие друг друга) и косвенным (через посредников).

Среди видов общения выделяют также деловое (при совместной продуктивной деятельности) и личностное (проблемы затрагивают личность человека), инструментальное (общение – не самоцель, а преследует какую-то иную цель) и целевое (служит средством удовлетворения потребности).

В зависимости от формы протекания различают два вида общения: внешнее и внутреннее.

Общение можно классифицировать и по многим другим основаниям: в зависимости от количества участников, статусных позиций партнеров, целей, мотивов, соотношения интересов партнеров и т. д.

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Еще один механизм понимания другого человека – это рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ореола и эффект стереотипизации.

Психологический справочник по 5 действиям для улучшения психического и физического здоровья

Никто не застрахован от развития хронических заболеваний, таких как болезни сердца, рак или артрит, с возрастом. Но исследования показывают, что социальная активность, такая как вступление в клубы, группы по интересам или волонтерство, связана с улучшением психического и физического здоровья и увеличением продолжительности жизни.

Наше собственное недавнее исследование показало, что чем больше люди участвовали в общественной деятельности, тем меньше у них был риск развития или накопления хронических заболеваний. Мы наблюдали за людьми в возрасте 50 лет и старше из 12 европейских стран в течение пяти лет и изучали, как волонтерство, образование, вступление в клуб или участие в религиозных или политических группах влияют на вероятность развития у них серьезных хронических заболеваний.

Мы обнаружили, что еженедельное участие в общественной деятельности снижает риск развития хронического заболевания на 8 процентов по сравнению с отсутствием участия и снижает риск развития двух или более хронических заболеваний на 22 процента.

Наши исследования показывают, что даже если вы заняты, всего несколько часов, уделяемых социальной активности каждую неделю, могут защитить ваше здоровье. Мало того, что социальная деятельность важна для поддержания физической активности, участие в мероприятиях с другими людьми приносит пользу вашему психическому благополучию, что, в свою очередь, дополнительно защищает ваше физическое здоровье.

Имея это в виду, существует множество исследований, которые показывают, что регулярное выполнение хотя бы одного из этих пяти действий приносит пользу.

5.

Узнай что-то новое

Находить время для вдохновения новыми вещами полезно для нашего здоровья. Исследования показывают, что люди, читающие книги, живут дольше, а у двуязычных людей лучше когнитивное здоровье. Известно, что получение новых знаний или изучение новых навыков способствует хорошему самочувствию и улучшению памяти.

Такие занятия, как посещение уроков рисования или музыки, связаны с улучшением здоровья мозга, поскольку они улучшают связь между различными областями мозга. Они также могут повысить психологическую устойчивость, а это означает, что они могут улучшить способность людей лучше справляться и выдерживать стрессовые или сложные ситуации.

Люди, которые всю жизнь учились, как правило, имеют лучшее физическое и психическое здоровье, в том числе сниженный риск сердечных заболеваний и ожирения, более здоровые привычки (такие как правильное питание, физические упражнения и отказ от курения), лучшее самочувствие и когнитивные способности, и более сильное чувство цели в жизни.

4.

Вступите в спортивный или общественный клуб

Исследования показывают, что вступление в гандбольную или футбольную команду имеет множество преимуществ для здоровья, таких как снижение артериального давления, улучшение частоты сердечных сокращений, уменьшение жировой массы и укрепление опорно-двигательного аппарата. Люди также более мотивированы и имеют лучшее самочувствие. По сообщениям, даже менее распространенные виды деятельности, такие как скалолазание, предотвращают симптомы депрессии, в то время как походы способствуют эмоциональному здоровью, творчеству, острому уму и более здоровым отношениям.

Это может быть связано с тем, что жизнь настоящим может здорово отвлечь от стресса и забот. Физическая активность может позволить кому-то испытать «поток», состояние полного погружения, концентрации и участия в чем-либо. Во время потока люди обычно сообщают о глубоком удовольствии, творчестве и счастье.

Даже групповые занятия, не связанные с физическими упражнениями, полезны. Умственно стимулирующие занятия, такие как карточные и настольные игры, видеоигры, рукоделие или поделки, улучшают и поддерживают хорошее психическое и когнитивное здоровье.

Даже игральные карты могут поддерживать хорошее психическое и когнитивное здоровье.

Shutterstock

Участие в хоре не только защищает физическое и психическое здоровье, улучшает самочувствие и избавляет от одиночества, но также способствует здоровью легких и снижает тревогу благодаря практике контролируемого дыхания. Групповые занятия, такие как пение, вязание, рисование, настольные игры или футбол, также повышают социальную принадлежность и помогают людям сблизиться.

3.

Волонтер

Старая поговорка о том, что лучше отдавать, чем получать, может быть правдой. Исследования показывают, что волонтерство связано с улучшением психического здоровья, большей физической активностью, меньшими функциональными ограничениями и меньшим риском смертности.

Ранее мы показали, что еженедельные волонтеры в два раза чаще имеют оптимальное психическое здоровье по сравнению с теми, кто не является волонтером. Другие исследователи сообщали об аналогичных связях с актами доброты в целом. Волонтерство может принести пользу психическому здоровью, давая ощущение смысла и цели, повышая компетентность, самооценку, солидарность и сострадание, а также предоставляя возможности для общения с другими людьми.

2.

Участие в политической или общественной жизни

Способность внести свой вклад в жизнь общества также имеет ключевое значение для психического здоровья. Это связано с тем, что у людей есть внутренняя потребность быть связанными с сообществом и играть в нем определенную роль. Один из способов сделать это — через политическую или гражданскую групповую деятельность.

Участие в общественной жизни, как правило, связано с улучшением физического и психического здоровья и благополучия, а некоторые исследования даже показывают, что участие в общественной жизни в возрасте 33 лет защищает от когнитивных нарушений в возрасте 50 лет. Это означает, что активность в общественной группе связана с устойчивым когнитивным здоровьем более 15 лет.

1.

Религиозная или духовная деятельность

Большой объем исследований показывает, что религия и духовность в целом полезны для психического здоровья. Эти преимущества для психического здоровья положительно влияют на физическое здоровье и снижают риск заболеваний за счет улучшения иммунной функции и снижения реакции на стресс.

Заболевая, многие используют свои религиозные убеждения, чтобы справиться с болезнью, что важно, поскольку плохие навыки преодоления могут увеличить продолжительность пребывания в больнице и увеличить смертность пациентов. Соответственно, некоторые данные свидетельствуют о том, что религиозные люди, как правило, лучше выздоравливают, когда больны или перенесли операцию.

Посещение религиозных служб связано с долголетием и улучшением здоровья мозга, а также с повышением устойчивости к депрессии даже у людей с высоким риском.

Независимо от того, какую деятельность вы выберете, все они имеют три общих поведенческих принципа, о которых мы писали ранее, известных как действие-принадлежность-обязательство. Активность, общение и участие могут помочь вам сохранить хорошее психическое и физическое здоровье в целом и с возрастом.

Эта статья была первоначально опубликована The Conversation by Ziggi Ivan Santini at the University of Southern Denmark, Paul E. Jose at the Victoria University of Wellington and Вибеке Дженни Кушеде в Копенгагенском университете . Оригинал статьи читайте здесь.

5 Мероприятия по улучшению вашего психического здоровья

 Согласно недавним опросам, сегодня американцы больше подвержены стрессу, чем когда-либо прежде. Есть несколько вещей, которые способствуют ухудшению самочувствия взрослых в США. Например, в последнем отчете Американской психологической ассоциации (АПА) о стрессе в Америке говорится, что, помимо постпандемических стрессоров, инфляция затраты и угрозы международной войны стали основными источниками травм для американцев.

Хотя в беспокойстве и беспокойстве нет ничего нового, технологии изменили то, как мы взаимодействуем с другими и относимся к окружающему миру. На многих это оказало глубокое психологическое воздействие. Возможно, вам было трудно поддерживать значимые связи с людьми в вашей жизни. Или, может быть, вы начинаете думать, что невозможно совмещать все свои обязанности одновременно. Добавьте общее чувство беспокойства, которое приходит, когда вы живете в неопределенные времена, и становится легко чувствовать себя подавленным.

Но есть способы смягчить воздействие стресса. Установление рутины, поддерживающей ваше психологическое благополучие, может изменить мир к лучшему. Откройте для себя несколько простых способов поставить себя на первое место, пока мы изучаем пять видов психического здоровья для взрослых и возьмем на себя ответственность за ваше личное благополучие.

5 Простые действия для улучшения психического здоровья

Иногда даже самые незначительные изменения могут помочь улучшить ваше психологическое состояние. Рассмотрите эти забавные занятия, чтобы улучшить психическое здоровье и снять стресс.

1. Глубокое дыхание

Стресс способствует возникновению распространенных проблем с психическим здоровьем, таких как тревога и депрессия. Но это также может иметь много негативных последствий для вас физически, включая подавление вашей иммунной системы, что может привести к более частым заболеваниям.

Хотя стресса не всегда можно избежать, он помогает установить здоровые способы реагирования на него. Одна из самых простых вещей, которую вы можете делать буквально из любого места, – это практиковать глубокое дыхание. Вдыхая так, чтобы воздух, поступающий через нос, полностью наполнял легкие, вы можете помочь замедлить частоту сердечных сокращений и снизить или стабилизировать кровяное давление.

По данным Американского института стресса, увеличивая поступление кислорода в мозг, вы можете стимулировать парасимпатическую нервную систему. Это способствует состоянию безмятежности. Регулярная практика дыхательных техник может помочь вам почувствовать связь со своим телом, отвлекая внимание от беспокойства, проносящегося в вашем уме.

В моменты сильного стресса постарайтесь найти тихое место, где вы сможете попрактиковаться в этом типе глубокого дыхания, и посмотрите, как ваше тело отреагирует новым чувством спокойствия.

2. Упражнения

Аэробные упражнения — это одно из тех занятий, для начала которых может потребоваться некоторое внутреннее увещевание, но как только вы завершите тренировку, вы будете счастливы, что сделали это. Это потому, что было доказано, что физические упражнения улучшают ваше настроение.

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что физические упражнения полезны для психического здоровья. Было обнаружено, что аэробные нагрузки уменьшают тревогу и депрессию. Кроме того, физические упражнения могут принести следующие преимущества:

  • Лучший сон
  • Естественное повышение настроения
  • Повышенная энергия и выносливость
  • Повышенная умственная активность
  • Повышенная социальная активность
  • Повышенная уверенность
  • Снижение уровня холестерина и улучшение сердечно-сосудистой системы

От бега трусцой или ходьбы до танцев, езды на велосипеде или плавания — существует множество занятий по охране психического здоровья, которые могут привести к этим положительным эффектам. Итак, если вы замечаете, что уровень вашей тревожности начинает расти, это может быть сигналом к ​​тому, чтобы вернуться к регулярным упражнениям, чтобы разогнать кровь и избавиться от стресса.

3. Садоводство

Уход за садом — это хобби, которым многие люди занимаются не только для того, чтобы украсить окружающий их ландшафт, но и для того, чтобы успокоить свой разум. В дополнение к свежему воздуху, витамину D и легким аэробным движениям, выход на улицу для работы в саду и/или во дворе может положительно повлиять на ваше психическое здоровье несколькими различными способами.

Доказано, что это эффективный метод борьбы со стрессом. На самом деле, исследования показали, что он может снижать уровень кортизола — основного гормона стресса в организме — в образцах крови участников. В одном госпитальном исследовании также сообщалось, что 79процент пациентов заявили, что чувствуют себя более расслабленными и спокойными, проведя время в саду.

Но на этом преимущества не заканчиваются. Помимо успокоения ума, было обнаружено, что садоводство может помочь увеличить продолжительность концентрации внимания. Исследование, опубликованное в Американском журнале общественного здравоохранения , показало, что времяпровождение среди зелени может привести к значительному уменьшению симптомов СДВГ, что влияет на психическое благополучие миллионов людей по всей стране.

Если вы начинаете чувствовать, что не можете идти в ногу с окружающим миром или у вас возникают проблемы с концентрацией внимания на простых задачах, подумайте о том, чтобы выйти на улицу, зарыться пальцами в грязь и позволить Матери-Земле творить свое волшебство. по вашему мнению.

4. Чтение

Библиотерапия – это структурированное или произвольное чтение книг с целью облегчения проблем с психическим здоровьем. На первый взгляд это может показаться глупым, но было обнаружено, что чтение уменьшает симптомы депрессии. Такое простое действие, как погружение в хорошую книгу, может помочь снизить частоту сердечных сокращений и снять мышечное напряжение, в конечном итоге сняв стресс до 68 процентов.

Интересно, что многочисленные исследования показали, что чтение художественных произведений может быть особенно полезным. Инвестирование в повествовательную дугу вымышленного персонажа может помочь повысить чувство сопереживания у читателя, укрепить его социальные навыки и повысить уровень межличностного понимания.

Если вы обнаружите, что перегружены своими обязательствами и жаждете побега, создание нового литературного шедевра может быть именно тем, что вам нужно, чтобы вернуться на правильный путь.

5. Социальное взаимодействие

Несмотря на то, что существует ряд индивидуальных занятий по улучшению психического здоровья, вы не можете делать все в одиночку — на самом деле, никто из нас не должен этого делать. Научные данные показывают, что люди созданы для общения и общения.

Возможно, вы инстинктивно уединяетесь, когда начинаете испытывать стресс, но иногда социальное взаимодействие является ключом к тому, чтобы оставаться на правильном пути. Несколько исследований показали , что люди, которые имеют удовлетворительные отношения с семьей, друзьями и своим сообществом, счастливее, имеют меньше проблем со здоровьем и даже живут дольше — результаты, которые верны независимо от возраста, пола испытуемых, методов лечения или состояния физического здоровья.

С другой стороны, люди, которым крайне не хватает позитивных социальных отношений, чаще испытывают повышенный уровень стресса и воспаления. Те, кто чувствует связь с другими, не только способны сдерживать тревогу и депрессию, но и имеют более высокую самооценку, имеют большее чувство сочувствия к другим, более доверчивы и склонны к сотрудничеству.

Независимо от того, позволяет ли ваш образ жизни встречаться лицом к лицу с близкими людьми, или вы вкладываете средства в некоторые позитивные виртуальные сообщества, поддержание здоровых отношений с другими может помочь обеспечить ваше благополучие всегда главным приоритетом.

Находите время для занятий по охране психического здоровья

Выполнение различных обязанностей, связанных с трудолюбивым и целеустремленным профессионалом, часто может показаться деликатным жонглированием. Теперь вы знаете, что даже если что-то пойдет не по плану и ваш уровень стресса начнет расти, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы сделать свое психологическое благополучие приоритетом.

Теперь вы вооружены пятью проверенными и действенными психологическими упражнениями для взрослых, но один из самых эффективных способов избежать стресса — научиться балансировать между работой и личной жизнью.