Психологическая компетентность это – 20. Психологическая компетентность как часть профессиональной компетентности. Виды психологической компетентности.
Компетентность психологическая — это… Что такое Компетентность психологическая?
- Компетентность психологическая
- субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по-разному понимается разными авторами, начиная с суммы психол. знаний, умений и навыков, заканчивая универсальной личностной системой, включающей смысловой, мотивационный, эмоциональный, личностный и поведенческий уровни. Проблема К. п. прочно заняла одно из ведущих мест в исследованиях отеч. и зарубеж. психологов последних десятилетий (А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, М. И. Лукьянова, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Дж. Равен, М. Аргайл, Ю. Мель, К. Рубин, У. Пфингстен, Р. Хинтч). Психол. компетентность понимается как совокупность психол. знаний, психол. умений и набора социально-психол. личностных характеристик. К. п. — это интегральное профессионально-личностное образование, позволяющее человеку психологически конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта. Высокий уровень К. п. позволяет субъекту целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внеш. и внутр. активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития. К. п. имеет содержательную и технологическую стороны, к-рые развиваются в процессе накопления и присвоения психол. информации узкопрофессионального и широкого профиля, и расширения тезауруса психологически грамотных способов взаимодействия с самим собой и миром. В структуре К. п. интегрально представлены когнитивная, коммуникативная, социальная и аутопсихол. подсистемы. В кач. структурных элементов выступают интериоризированные психол. знания, действующие комплексы умений, личностные качества, система субъективного контроля, обеспечивающая устойчивость компетентного стиля. Гетерохронность индивидуального развития структуры К. п. проявляется в наличии разл. типов ее носителей: когнитивно-компетентном, коммуникативно-компетентном, социально-компетентном, аутокомпетентном и гармоничном.
Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.
- Компетентность коммуникативная
- Компетентность социальная
Смотреть что такое «Компетентность психологическая» в других словарях:
компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в… … Большая психологическая энциклопедия
компетентность социально — психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение… … Большая психологическая энциклопедия
Компетентность руководителя в общении — Термин «компетентность» некоторые юристы считают чисто юридическим, однако, в психологических и социальных науках за последние 10 лет он получил специфическое содержание как психологическая, социальная, социально психологическая, коммуникативная … Энциклопедия современной юридической психологии
Компетентность в психологии (competency in psychology) — В условиях потребительского об ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет… … Психологическая энциклопедия
Компетентность социальная — сложное образование, под к рым понимают: степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации, достижение реальных целей в особом социальном контексте, использование подходящих для этого методов и позитивное развитие … Психология общения. Энциклопедический словарь
Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Компетентность — (лат. – надлежащий, способный) – уровень квалификации и профессионализма специалиста, в профессиональном становлении занимающий место между уровнями исполнительским и совершенством. Компетентность выражается в расширении собственно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Компетентность социально-психологическая — способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Компетентность социально-психологическая
communication_psychology.academic.ru
социально-психологическая компетентность — это… Что такое социально-психологическая компетентность?
- социально-психологическая компетентность
- (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С.-п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (см. рефлексия, эмпатия). С.-п. к. формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- социальная психология
- социальных представлений концепция
Смотреть что такое «социально-психологическая компетентность» в других словарях:
Социально-психологическая компетентность — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, то есть, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — (от лат. competens соответствующий, способный) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально психологической компетентности входит умение ориентироваться в… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — – способность молодого человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С. п.к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и… … Терминологический ювенологический словарь
компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в… … Большая психологическая энциклопедия
компетентность социально — психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение… … Большая психологическая энциклопедия
Компетентность социально-психологическая — способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Компетентность социально-психологическая — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав К. с. п. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять … Психологический лексикон
Компетентность психологическая — субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по разному понимается разными авторами, начиная с суммы… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… … Психология общения. Энциклопедический словарь
psychology.academic.ru
Статья на тему: Психологическая компетентность педагога в условиях ФГОС
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Дмитрий Медведев, говоря о национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», назвал пять ее составляющих:
1) Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов
2) Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
3) Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
4) Новые принципы работы школ,
порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.
5) К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Новая цель образования:
- Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи образования:
- Формирование политической культуры демократической России — подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.
- Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.
- Изменение структуры общества в пользу среднего класса.
- Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан
Человек 21 века:
- Ориентированность на знания и использование новых технологий
- Активное стремление расширить жизненный горизонт
- Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего
- Активное финансовое поведение
- Здоровый и безопасный образ жизни
- Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации
Выпускник 21 века
- Осознающий себя личностью, живущий в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
- Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности других культур, конфессий и мировоззрений
- Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни
- Готовый к выбору профессий и построению личной профессиональной перспективы и планов
- Способный к личному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения
- Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своём поведении
- Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата
Российский учитель
- Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе
- Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России
- Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций
- Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности
- Способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективной коммуникации в поликультурной среде
- Владеющий основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями
- Квалифицированный пользователь ИКТ
- Виды компетентностей:
- Коммуникативная;
- Познавательная;
- Интеллектуальная;
- Информационная;
- Технологическая;
- Культурологическая;
- Психологическая;
- Психолого-педагогическая;
- Профессиональная;
- Социально-психологическая;
- Общекультурная.
Ключевые компетенции педагога
(научная школа профессора А.В.Хуторского)
1. Ценностно-смысловая компетенция:
— мировоззрение, ценностные представления, целевые и смысловые установки;
— способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, выбирать механизм самоопределения;
— осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности.
2. Общекультурная компетенция:
осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека;
— представления об основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека;
— компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
3. Информационная компетентность:
Развиты умения при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир…)
и информационных технологий
(аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет…):
— самостоятельно искать,
— анализировать, отбирать, организовать,
— преобразовывать, сохранять, передавать информацию, содержащуюся в учебных предметах, образовательных областях, в окружающем мире.
4. Учебно-познавательная компетенция:
умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
— креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
— умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
5. Коммуникативная компетенция
знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями;
— навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе;
— умение представить себя, написать письмо, анкету заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
6. Социально-трудовая компетенция:
— выполнение роли гражданина наблюдателя, избирателя, представителя;
— знание прав и обязанностей потребителя, клиента, производителя, семьянина;
— умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
7. Компетенция личностного самосовершенствования
способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, ОБЖ;
— эмоциональная саморегуляция, самоподдержка, психологическая грамотность;
— деятельность в собственных интересах и возможностях, культура мышления и поведения.
8. Профессиональная компетентность
это сфера профессиональной деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
9. Психологическая компетентность
- это совокупность знаний, умений и навыков по психологии;
- чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога;
- умение использовать психологические знания в работе;
- умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера;
- способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.
В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?
1. осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
2. осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
3. осведомленность учителя об оптимальных методах обучения,
4. о способности к профессиональному самосовершенствованию,
5. а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности
6. и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Таким образом, осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
Литература:
- Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. − М., 1985.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. − М., 2002.
- Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. − М., 2002.
- Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. − М., 2004.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. − М., 1993.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития. Автореф. дис… − докт. психол. наук. − М., 1995.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Модель профессиональной компетентности в соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. № 4.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. − М., 1989.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. − Томск, 1997.
nsportal.ru
Психологическая компетентность педагога — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение
К вопросу о профессионализме педагога
Профессиональная компетентность педагога определяется сложным комплексом умений – он должен в совершенстве владеть своим предметом и совершенствовать свои знания и умения на уровне последних научных достижений.Существует огромное количество исследований по проблеме психолого-педагогической компетентности педагогов, например, в работах психологов Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна подробно раскрыты основы психолого-педагогической компетентности педагога, а исследования В. С Аванесова выявили различные методы и средства диагностирования уровня профессиональной компетентности педагога.
Несмотря на многообразие существующих исследований в данной области, в системе образования до сих пор существует проблема существования низкого уровня психологической компетентности педагогов, которые в своей педагогической деятельности не учитывают психологические состояния учащихся, их своеобразное поведение, мотивы учения и межличностных отношений в коллективе, что порождает негативные явления в системе образования.
Поэтому необходимость повышения уровня профессионализма работников образования, и развитие их психологической компетентности является достаточно актуальной проблемой. Эта проблема может быть успешно решена, если выявить психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня психологической компетентности педагога.
Профессионализм педагога включает в себя целую систему личностных и профессиональных стандартов, которые ориентируют педагога на эффективное выполнение своей педагогической деятельности.
Значимой составляющей педагога-профессионала является его педагогическая и психологическая компетентность. Деятельность педагога относится к типу «человек-человек» и особое значение в её эффективном осуществлении принадлежит психологической компетентности педагога, которая предполагает знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения учащихся и т.д. Педагог должен быть психологически образован и владеть знаниями о возрастных психологических особенностях учащихся, потому что он занимается профессиональной деятельностью, непосредственно связанной с детьми. Кроме этого. педагог должен обладать психологической компетентностью, то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.
Условия формирования и развития психологической компетентности педагога
Мы считаем, что для повышения уровня психологической компетентности, педагогу необходимо знать условия, которые способствуют развитию и формированию уровня развития психолого-педагогической компетентности.
В повышении уровня психологической компетентности педагога огромную роль играет самообразование и помощь психолога в затруднительных ситуациях.
Кроме этого, изучение и анализ теоретико-методического материала в данной области позволил нам выявить и сформулировать основные условия формирования и развития психологической компетентности педагога:
1. Педагогический такт — это обязательное соблюдение учителем принципа меры в общении с детьми в образовательной деятельности, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое
2. Умение найти правильный подход к ученикам и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности.
3. Способность и желание работать с детьми.
4. Заинтересованность в результатах своей профессиональной деятельности.
5. При планировании и организации учебно-воспитательного процесса учитывать уровень мотивации учащихся и полноту их знаний учебного материала.
6. Педагог должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.
7. Владеть своей речью — она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с учащимися.
8. Уметь управлять психическим состоянием учащихся на уроках. Для этого необходимо создавать комфортную учебную обстановку на занятиях и уметь видеть и различать психическое состояние детей.
9. «Эмпатичность» педагога, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние ученика, уметь сопереживать и откликнуться на проблему ребенка. Главное здесь для педагога — понять состояние ребенка и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы найти пути решения возникшей проблемы у ребенка.
И еще мы бы хотели особо упомянуть о таком немаловажном условии, как способность педагога к сотрудничеству. То есть, для повышения уровня психологической компетентности педагога, необходимо и уметь формулировать свою точку зрения, и слышать и слушать других. Кроме этого умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.
Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе учащихся внешним видом и манерой поведения, потому что учащиеся получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на учащихся.
Мы считаем, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога.
Высококомпетентный педагог — это педагог с особым видом мировоззрения, способный конструировать прогностические модели поведения, умеющий принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также рефлексировать развитие социальной действительности. Психологическая компетентность преподавателя заключается в умении осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знать способы профессионального самосовершенствования, уметь видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желать самосовершенствования.
Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то мы считаем, что психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности.
Выявленные и сформулированные условия повышения уровня психологической компетентности педагога могут быть применены педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.
2. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации// Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1 — С. 67-68
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 27 с.
4. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов /Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2. Изд-во: Учитель, 2011. — 143 с.
Фото: Галина Воронько.
pedsovet.su
Социально-психологическая компетентность — это… Что такое Социально-психологическая компетентность?
- Социально-психологическая компетентность
- — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, то есть, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализо- вывать эти способы в процессе взаимодействия.
* * *
(от лат. competens – соответствующий, способный) – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав C.– п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния др. людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место др. C.– п. к. формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность (Л. А. Петровская, 1992). Одним из центральных компонентов С.– п. к. является конфликтологическая компетентность. Конфликт – наиболее опасное и деструктивное явление в системе межличностных отношений. Поэтому исследование и формирование С.– п. к. у каждого человека выступает важнейшим теоретическим и прикладным направлением конфликтологии. Наиболее интенсивно развитие С.– п. к. происходит в детском, подростковом и юношеском возрасте. См. Конфликтологическая компетентность, Рефлексия, Эмпатия
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- социально-психический климат
- Социально-психологическая рефлексия
Смотреть что такое «Социально-психологическая компетентность» в других словарях:
социально-психологическая компетентность — (от лат. competens соответствующий, способный) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С. п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно… … Большая психологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — (от лат. competens соответствующий, способный) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально психологической компетентности входит умение ориентироваться в… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — – способность молодого человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С. п.к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и… … Терминологический ювенологический словарь
компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в… … Большая психологическая энциклопедия
компетентность социально — психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение… … Большая психологическая энциклопедия
Компетентность социально-психологическая — способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Компетентность социально-психологическая — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав К. с. п. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять … Психологический лексикон
Компетентность психологическая — субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по разному понимается разными авторами, начиная с суммы… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… … Психология общения. Энциклопедический словарь
psychology_pedagogy.academic.ru
Компетентность в психологии (competency in psychology)
В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет раковина, зовут квалифицированного водопроводчика. Никогда вопрос о компетентности не встает так остро, как в случае, когда речь идет о физ., эмоциональном, правовом или духовном благополучии. Об-во твердо уверено, что люди, предлагающие услуги в области здравоохранения, должны быть компетентны, равно как и те, кто их учит.
При определении компетентности внимание уделяется трем аспектам. Первый относится к степени овладения нужными умениями и навыками; второй — к юридич. соответствию; третий — к вопросу, достаточно ли опытным является тот или иной специалист, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. Понятие «компетентность» весьма растяжимое, поскольку не определяет точной степени мастерства. Этот термин может использоваться для обозначения минимального, приемлемого, оптимального или высшего уровня квалификации. Однако не это обычно понимается под «компетентностью». Большинство людей, стремящихся пользоваться услугами компетентного врача, подразумевают, что это чел., от к-рого можно ожидать высокой компетентности. Т. о., в традиционном понимании компетентность приобретает существенное оценочное значение. Тж и большинство профессиональных ассоц. и органов лицензирования отстраняют от практ. деятельности тех, чья некомпетентность доказана. Что касается компетентности при использовании таких навыков, к-рые можно выявить, применив те или иные критерии оценки выполнения операций, то ее можно определить с достаточной степенью уверенности. Когда же компетентность определяется в профессии, то ей сложно дать четкую характеристику.
У психологов компетентность обычно рассматривается в аспекте предоставления профессиональных услуг, обычно клинического характера. Минимальным уровням компетентности прямо адресованы разраб. Американской психол. ассоц. «Стандарты для поставщиков психол. услуг» (Standards for providers of psychological services), профессиональные стандарты надзорных комиссий (PSRC) и органов контроля за гарантией качества, принадлежащих оплачивающей услуги третьей стороне.
Определение профессиональной компетентности тесно связано с вопросом, что собой представляет психология как профессия. Лица той или иной профессии должны служить об-ву и иметь для него значение, обладать большим объемом знаний и, как правило, пользоваться исключительными правами, предоставленными им об-вом. Так, об-во обычно признает право профессии контролировать торговлю своим мастерством и предполагает, что профессиональные орг-ции должны следить за деятельностью своих членов. Профессия как род деятельности, однако, заключается в обладании конкретными знаниями и определенными навыками. Эти навыки можно оценивать непосредственно, используя специальные критерии для определения степени адекватности выполнения операций. Для оценки на основе выполнения операций необходимо иметь доказательство того, что специалист обладает необходимым количеством навыков. Хотя эти навыки можно приобрести и в школе, мн. усваивают их, работая в качестве учеников и ассистентов до тех пор, пока не достигнут уровня компетентности, позволяющего самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность.
Нек-рые считают, что такой же подход следует применять и в отношении профессиональных психологов. Они полагают, что окончательным критерием в оценке компетентности профессионалов выступает клиент. Они считают, что личную компетентность можно оценить посредством заданий в ролевых играх либо записей сеансов терапии, к-рые, напр., могут оценить супервизоры. Они указывают на то, что компетентность м. б. определена путем оценки действий при терапевтической работе. Оценка компетентности должна определяться мерой пользы, приносимой профессионалом потребителю.
Джеральд Кучер анализирует понятие компетентности и высказывает сомнения в том, что совр. методы удостоверения квалификации психологов способны разграничить минимальный и высший уровни компетентности. Он отмечает, что компетентность может варьировать в зависимости от предлагаемой профессиональной услуги, и тогда не лишена оснований мысль, что, возможно, было бы лучше рассматривать компетентность как состояние, а не как характерную черту.
Дэниел Б. Хоган, пишущий об определении психол. практики и уставе психотерапевтов, отмечает, что прогнозировать компетентность сложно, если нельзя адекватно оценить терапевтический процесс. Он считает, что, пока мы не можем установить четкую связь между удостоверением квалификации и успешностью лечения, трудно определить и компетентность.
Пытаясь прояснить нек-рые из вопросов, касающихся удостоверения квалификации и компетентности, Артур Винс и Джон Меннэ отмечают, что существует неск. важных стадий, к-рые должны быть пройдены до достижения компетентности. Во-первых, соотв. университетская специализация и обучающие программы должны давать базовые знания, обязательные для всех психологов. Хотя знания и являются важным компонентом становления психолога, сами по себе они не гарантируют компетентность. Совпадающая с ней стадия — это приобретение практ. опыта под наблюдением специалистов (супервизоров), к-рые оценивают у обучающегося степень овладения соотв. навыками и способность действовать профессионально и компетентно. В этом контексте необходимо признать, что профессия действительно подразумевает большой объем знаний, но что самого по себе владения навыками недостаточно для подтверждения компетентности. Лицензирование имеет целью удостоверить, что каждый кандидат на получение лицензии приобрел базовые знания по психологии, а тж оценить качество подготовки супервизора и опыта кандидатов, обычно на основе рассмотрения рекомендаций, нередко дополняемого письменными или устными экзаменами. Лицензирование тж предоставляет потребителю гарантии того, что с некомпетентными или с не соблюдающими этику людьми обходятся соотв. образом. Качество лицензирования зависит от уровня работы экзаменационного подразделения лицензионного комитета.
Гос. экзамен на право заниматься профессиональной практикой просто подтверждает, что кандидаты приобрели базовые знания по психологии. Хотя всегда остается возможность того, что кандидат не усвоил требуемые базовые знания, случается тж, что и программа, к-рую он прошел, не обеспечила получения достаточного объема таких знаний.
Иногда считается, что лицензирование и аттестация должны быть процедурами скорее добровольными, чем обязательными. Утверждается, что об-во должно иметь право прибегать к услугам как лицензированных специалистов, так и — на свой страх и риск — нелицензированных, точно так же как можно пользоваться услугами простого бухгалтера, а не дипломированного аудитора.
Необходимо проводить различие между компетентностью начального уровня и дальнейшей компетентностью. Компетентная профессиональная практика подразумевает хорошую осведомленность специалиста о достижениях в своей области. Мн. законы о лицензировании психологов требуют участия в программах непрерывного образования, хотя сложно оценить, является ли это гарантией усвоения специалистом новых знаний. Иногда считается, что скоро наступит время, когда специалисты будут периодически проходить лицензирование. Вероятно, это потребует развития методов оценки базовых знаний, степени поддержания навыков, а тж уровня усвоения новых достижений в своей области. Внимание к проблеме компетентности привело к здоровым сомнениям в отношении совр. процедур аттестации и лицензирования и пониманию необходимости их исследования. Др. следствием этого стало более четкое определение объема базовых психол. знаний, а тж прояснение того, что представляет собой докторское образование. Надо надеяться, что с развитием психологии как профессии и как науки определение компетентности будет продолжать вбирать в себя новые тенденции.
См. также Американская психологическая ассоциация, Продвижение по службе, Профессиональная этика
Н. Эбелис
.
dic.academic.ru
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — это… Что такое СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ?
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
- – способность молодого человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С.- п.к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. С.-п.к. формируется в юности в ходе освоения человеком общения (социальная перцепция) и включения в совместную деятельность.
Терминологический ювенологический словарь. 2005.
- СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ
Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» в других словарях:
социально-психологическая компетентность — (от лат. competens соответствующий, способный) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав С. п. к. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно… … Большая психологическая энциклопедия
Социально-психологическая компетентность — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, то есть, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — (от лат. competens соответствующий, способный) способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально психологической компетентности входит умение ориентироваться в… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
компетентность социально-психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение ориентироваться в… … Большая психологическая энциклопедия
компетентность социально — психологическая — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе отношений межличностных. Формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в деятельность совместную. В ее состав входят: 1) умение… … Большая психологическая энциклопедия
Компетентность социально-психологическая — способность индивида вступать в процесс общения и поддерживать адекватные отношения с другими людьми. Включает: а) умение ориентироваться в социальных ситуациях и включаться в адекватные социальные роли; 2. умение определять личностные качества,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличного взаимодействия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Компетентность социально-психологическая — совокупность специальных знаний и умений личности, обеспечивающая эффективность ее взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений. В состав К. с. п. входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять … Психологический лексикон
Компетентность психологическая — субъекта как психол. феномен многие десятилетия была предметом исследования отеч. и зарубеж. психологов, работающих в рамках разл. направлений и концептуальных схем. Психол. компетентность по разному понимается разными авторами, начиная с суммы… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… … Психология общения. Энциклопедический словарь
yuvenologichesky.academic.ru