Психологическая компетентность учителя проявляется: Психологическая компетентность педагога в аспекте ФГОС

Содержание

Презентация по теме Психологическая компетентность педагога доклад, проект

Слайд 1
Текст слайда:


Презентация
по теме
«Психологическая компетентность педагога»

Преподаватель специальных дисциплин
по специальности
«Документационное обеспечение управления и
архивовведения»

Сологубовой Светланы Алексеевны

г.о. Орехово-Зуево


Слайд 2
Текст слайда:

Введение.
1. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.
1.1 Модель психологической компетентности педагога.

2. Психологическая компетентность современного педагога
2.1 Психологические требования к личности педагога

3. Психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.
3.1. Психологическая компетентность как условие персонализации учителя в профессиональной деятельности.

4. Заключение

Содержание


Слайд 3
Текст слайда:

Введение
Для нашего времени характерны процессы изменения всех сфер жизнедеятельности человека. Особенно динамичны эти преобразования в тех областях человеческой практики, которые непосредственно связаны с взаимодействием людей. В первую очередь, это актуально для сферы образования, где приоритетным становится развитие личностных особенностей человека, позволяющих ему жить в меняющемся мире и преобразовывать себя в нем. Индивидуальные особенности педагога, необходимые для успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности, предполагают наличие определенных знаний, способностей, навыков, профессионально важных качеств. Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю.
Объект исследования — психологическая компетентность педагога.
Цели работы заключаются в следующем:
— дать характеристику психологической компетентности учителя;
— выделить основные особенности и факторы процесса построения психолого-педагогических рекомендаций.
Исходя из целей работы, были поставлены и решались такие задачи:
Задачи:
— проанализировать основные теоретические подходы к пониманию проблемы психологической компетентности учителя;
— дать определение и характеристику психолого-педагогической рекомендации;
— выделить основные виды психолого-педагогических рекомендаций;


Слайд 4
Текст слайда:

Актуальность исследования:
К любой профессиональной деятельности человека в настоящее время предъявляется все больше требований. В последние годы особую актуальность приобрел так называемый компетентностный подход. В рамках данного подхода принято выявлять разного рода компетенции, то есть требования к знаниям и умениям профессионала. Особого рода требования предъявляются к так называемым коммуникативным профессиям. К этого рода профессиям относится, в первую очередь труд педагога. От «качества» его коммуникативного поведения подчас зависит не только качество трансляции знаний, но и особенности формирования развивающегося человека, его отношение к жизни и к самому себе, из чего, в конечном итоге, складывается судьба. В этой связи психологическая компетентность является важнейшей составляющей его общей профессиональной компетентности.
Проблема психологической компетентности — одна из сложнейших проблем, с которой сталкивается каждый человек в своей повседневной трудовой деятельности. Адекватность этой оценки, критерии этой адекватности в настоящее время, являются важнейшей проблемой, которая напрямую связана с эффективностью профессиональной деятельности любого человека.
С психологической точки зрения, данная проблема также является весьма актуальной, в связи с тем, что только профессионально компетентная личность — это личность способная к саморазвитию, к наиболее полной самореализации; это личность, наполненная важнейшими жизненными смыслами и ценностями, связанными с профессиональным самосовершенствованием.


Слайд 5
Текст слайда:

1. Теоретико-методологические основы исследования компетентности и компетенции.

Изучением компетентности в разное время занимались многие научные школы, внесшие свой вклад в понимание данного явления. По свидетельству Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина в литературе представлено более 30 видов компетентности. Анализируя данные подходы, можно заметить, что их авторы проводят разграничение между понятиями «компетентность» и «компетенция». При этом существуют множество трактовок термина «компетентность», которые во многом совпадают, в то время как при определении понятия «компетенция» единое толкование отсутствует. Отметим здесь общий большой вклад в разработку проблем компетентности в целом, именно отечественных исследователей Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Л.П. Алексеевой, Н.С. Шаблыгиной и др.


Слайд 6
Текст слайда:

Существенно подчеркнуть, что в России в 1990 году вышла книга Н.В. Кузьминой «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения», где на материале педагогической деятельности компетентность рассматривается как «свойство личности». Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности
1. «Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.
5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинство и недостатков собственной деятельности и личности»


Слайд 7
Текст слайда:

1.1 Модель психологической компетентности педагога.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:
1. Осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
2. Осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
3. Осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.


Слайд 8
Текст слайда:

Из вышесказанного следует, что в модели психологической компетентности можно выделить следующие блоки (структурные элементы):
блок психологических знаний,
блок «Я-концепции»,
блок активности,
блок саморегуляции,
блок профессионального самосознания.


Слайд 9
Текст слайда:

2. Психологическая компетентность современного педагога.

Каким же образом психологические факторы проецируются на компетенции? Нетрудно себе представить, какими психологическими свойствами должен обладать педагог.
Во-первых, определенной мотивацией. Ему должно нравиться работать с людьми, помогать им, получать от них за это благодарность.
Во-вторых, в некоторых он должен обладать определенным словарным запасом. А это уже свойство интеллекта.
В-третьих, он должен обладать дружелюбием, избегать конфликтов, стремиться найти взаимопонимание с людьми.
В контексте компетентностного подхода психологическая компетентность учителя провозглашена как необходимое условие его профессионализма. Значимость изучения психологической компетентности учителя усиливается в современном мире.


Слайд 10
Текст слайда:

Мотивацию, интеллект и личностные качества можно измерить с помощью психологического тестирования и полученные результаты перевести на «язык компетенций».
Понятно, что на самом деле психологические тесты оценивают не комплекс поведенческих проявлений, данных в описании компетенции, а дают вероятностный прогноз проявления такого поведения в производственной ситуации.
Психология личности учителя проявляется не только в его позиции по отношению к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности.
Профессионализм педагога предполагает знание возрастных особенностей учащихся, закономерностей их поведения, методов эффективного взаимодействия и т.д.


Слайд 11
Текст слайда:

2.1 Психологические требования к личности педагога

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально-экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог.


Слайд 12
Текст слайда:

Главные требования, предъявляемые к педагогу


Слайд 13
Текст слайда:

3. Психологическая компетентность как фактор профессиональной успешности учителя.

При столкновении человека с миром возникает психологическая ситуация, где воспринимаемые элементы предстают двойственно в их объективных и сверхчувственных характеристиках. В случае, когда психологическая ситуация соответствует уровню компетентности человека, он реализует устойчивые, привычные способы профессионального поведения и деятельности и остается убежденным в собственной самоэффективности. Вместе с тем, сталкиваясь с психологическими ситуациями проблемного характера, по отношению к которым нет известных, знаемых способов действия, человек вынужден пересматривать свои возможности, выходя за пределы заданного и определяя направление и характер развития собственной компетентности. Как показывают результаты исследований зарубежных психологов относительно вопроса доказательства компетентности, человек согласен предпринимать любые действия для поддержания идеи самоэффективности. Представление о собственной компетентности сопряжено с признанием своей значимости, цельности, сохранности. Выступая элементом психологической системы, личность постоянно апробирует свою компетентность. Здесь возможны два направления — творческое саморазвитие, либо выбор компенсаторных, замещающих действий, что истинная проверка уровня компетентности в принципе невозможна.


Слайд 14
Текст слайда:

3.1. Психологическая компетентность как условие персонализации педагога в профессиональной деятельности.

Существует педагогическая диагностика – процесс распознавания различных педагогических явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Показатели и параметры психологической компетентности также можно измерить с помощью методик диагностики деятельности учителя. Основными объектами педагогической диагностики следует назвать:
1.педагогическую деятельность учителя;
2.активность как показатель профессионализма учителя;
3.мотивационные побуждения учителя;
4.деформации личности учителя в процессе педагогической деятельности;
5.социально-психологическую компетентность учителя;
6.коммуникативную компетентность педагога;
7.природные предпосылки педагогической профессии и др.


Слайд 15
Текст слайда:

Существуют такие методики как
«Психологическая компетентность педагога» и «Профессиональные установки учителя», которые помогут педагогу увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение – меняться самому, менять работу или оставить все как есть. В профессиональных установках педагога отражается понимание им своей деятельности, а также оценка роли своего предмета в формировании личности ребенка. Существуют связи и влияние профессиональных установок учителя на его психологическую компетентность. Например, учитель-гуманист проявляет достаточную степень психологической компетентности, тогда как учитель с авторитарным стилем поведения психологически некомпетентен. Самодиагностика педагога – это только начало работы учителя над собой. Продолжением может быть участие учителя в тренингах профессионального и личностного роста.


Слайд 16

Слайд 17
Текст слайда:

Заключение.

Таким образом, в развитии психологической компетентности главная роль отведена самосовершенствованию, профессиональному и личностному самосознанию, выделению своих профессиональных позиций. Основной критерий сформированности психолого-педагогической компетентности — умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.


Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма

Автор: Порягина Ольга Анатольевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 28.03.2015

Статья просмотрена: 1435 раз

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Порягина, О. А. Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма / О. А. Порягина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7696/ (дата обращения: 05.10.2022).

Сегодня необычайно важна проблема обеспечения качества дошкольного образования, в котором именно педагог является основной фигурой.

С качеством дошкольного образования тесно связаны психологические компетентности воспитателя. Воспитатель должен «владеть организаторскими умениями, пониманием психологию своей профессиональной сферы и психологию ребенка, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т. д. Психологическая компетентность воспитателя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным всестороннее развитие ребенка. Задача воспитателя — помочь детям развивать способности, осознать свою социальную значимость. Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием дошкольного образования.

Цель дошкольного образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить детей пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной деятельности. Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств воспитателя, профессионализма, способностей и компетенций.

Воспитатели (причем, не только начинающие) подчас не могут осуществлять эффективное общение с детьми, находить оптимальные способы поведения, и оказываются не в состоянии самостоятельно переосмыслить теоретические знания и перевести их на язык практических действий. Чтобы отвечать этим требованиям, воспитатель должен, прежде всего, обладать психологической компетентностью.

В широком смысле компетентность в основном понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе. Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики.

Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к личности воспитателя, т. е. развитие его потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, операциональной, коммуникативной и рефлексивной составляющих. Это формирование готовности к профессиональной деятельности в системе реализации ФГОС ДО, готовности к инновационной деятельности и потребности в самообразовании. Способность на диагностической основе самостоятельно выбрать оптимальную модель для воспитанников и в ее рамках спроектировать реальный воспитательно — образовательный процесс становится важным условием становления профессиональной психологической компетентности.

В структуре психологической компетентности воспитателя можно выделить:

—         компетентность в общении;

—         интеллектуальная компетентность;

—         социально-психологическая компетентность.

Характеризуя отдельные компоненты коммуникативной компетентности необходимо отметить, что когнитивная компетентность способствует грамотному решению профессиональных задач, поскольку позволяет применять разнообразные способы поиска решений, использовать разнообразные приёмы и методы выхода из сложных проблемных ситуаций, грамотно анализировать и синтезировать наличную информацию.

Коммуникативная компетентность является одним из наиболее значимых элементов психологической компетентности, поскольку позволяет успешно выстраивать процесс общения, создавая положительные отношения с участниками образовательных отношений, позволяет грамотно транслировать собеседникам свои мысли, налаживать контакт.

Интеллектуальная компетентность представляет собой определённый объём знаний из разных сфер жизнедеятельности, актуализация которых в текущий момент способствует принятию грамотного решения. У педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности дошкольника, психологии развития, психологии общения, других областей психологии, необходимых для ежеминутного выстраивания взаимодействия с воспитанниками, умение применять эти знания в реальных ситуациях взаимодействия.

Социальная компетентность способствует социальной адаптации, самоактуализации личности в образовательной организации, возможности достижения авторитета и проявления своей уникальности.

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность воспитанников, выбирает соответствующие методы, средства, приёмы педагогической деятельности, методы контроля и самоконтроля, обратной связи с участниками образовательных отношений.

Аутопсихологическая компетентность обеспечивает возможность контроля за своим поведением, осознание своих личностных качеств, развитие сильных сторон своей личности, возможность самосовершенствования, самооценки, самоконтроля, саморегуляции.

Таким образом, психологическая компетентность воспитателя в соответствии ФГОС ДО включает в себя:

—         осведомленность воспитателя об индивидуальных особенностях каждого воспитанника, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках которые проявляются в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

—         осведомленность в области процессов общения, происходящих в группе, с которой воспитатель работает, процессов, происходящих внутри группы, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют развитию ребенка;

—         осведомленность воспитателя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоёмкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 67–68.

2.                  Терпигорьева С. В. Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей: сб. статей. Вып. 2. — М.: Учитель, 2011. — 143 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, психологическая компетентность воспитателя, грамотное решение, интеллектуальная компетентность, коммуникативная компетентность, образовательный процесс, осведомленность воспитателя, педагогическая деятельность, процесс общения, психологическая компетентность.

Похожие статьи

Коммуникативная компетентность как базовый элемент…

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение

, речевая культура педагога.

Профессиональная

компетентность педагога дошкольного

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация…

Роль профессиональной

компетентности педагога дошкольного

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая

деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс

К вопросу о профессиональной

компетентности педагога ДОО

дошкольное образование, профессиональная компетентность педагога, профессиональная компетентность, умение, педагогическая деятельность, знание, критерий компетентности. ..

Профессиональная

педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая

деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс

Профессиональная

компетентность педагога дошкольного

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс

Модель формирования у дошкольников

коммуникативной. ..

Многоступенчатая модель организации образовательного процесса дает возможность гибко строить образовательный

процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность

Психологическая грамотность и компетентность современного…

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социально-психологическая компетентность и т. д.

Формирование

коммуникативной компетентности

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «

Педагогическая риторика».

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Коммуникативная компетентность как базовый элемент…

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Профессиональная

компетентность педагога дошкольного

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование

, дошкольный возраст, знание, подход, образовательный процесс, педагогическая деятельность, образовательная организация. ..

Роль профессиональной

компетентности педагога дошкольного

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс

К вопросу о профессиональной

компетентности педагога ДОО

дошкольное образование, профессиональная

компетентность педагога, профессиональная компетентность, умение, педагогическая деятельность, знание, критерий компетентности

Профессиональная

педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс. ..

Профессиональная

компетентность педагога дошкольного

профессиональная компетентность, профессиональная

компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс

Модель формирования у дошкольников

коммуникативной

Многоступенчатая модель организации образовательного процесса дает возможность гибко строить образовательный процесс и разрабатывать программы, позволяющие поэтапно формировать коммуникативную компетентность

Психологическая грамотность и компетентность современного. ..

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны

психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социально-психологическая компетентность и т. д.

Формирование

коммуникативной компетентности

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика».

Персональный сайт — профессиональная компетентность педагога-психолога

Профессиональная компетентность педагога-психолога

 

Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292). Принцип профессиональной компетентности — один из главных этических принципов работы педагога-психолога (подробному разбору профессиональной психологической этики будет посвящен раздел 4.3 данной главы). Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам. Например, ни одному учителю не придет в голову делать операцию, если у ребенка приступ аппендицита, но некоторые педагоги почему-то считают себя вправе ставить диагноз способностям ученика, уровню его умственного развития, не проводя никаких измерений. Тем самым они поступают непрофессионально, нарушают границы своей компетенции. Результатом подобных непрофессиональных суждений может быть сомнение ученика в профессиональных качествах учителя (в лучшем случае) или его неверие в собственные силы, снижение самооценки (в более серьезных случаях).

В чем же может проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога?

1. Педагог-психолог имеет право использовать только тесты, соответствующие уровню его квалификации. Если методика требует более высокого уровня квалификации, то необходимо заменить тест на более простой в обработке либо пройти специальное обучение. В инструкциях к некоторым методикам (преимущественно западным) указываются требования к пользователю: А — методика не имеет ограничений для применения, В — методику могут использовать только специалисты с высшим психологическим образованием, С — методика может быть применена специалистами-психологами при условии дополнительного обучения.

Для проведения, обработки и интерпретации результатов некоторых методик (например, проективных) недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

В процессе обучения под руководством человека, квалифицированно применяющего методику в течение нескольких лет, можно научиться избегать субъективизма в оценке, соотносить полученные результаты с теоретическими концепциями, которых придерживался разработчик, и интерпретировать результаты максимально объективно. Кроме того, обучение даст возможность извлекать из результатов методики как можно больше информации.

2. Точно такое же требование предъявляется и к работе при консультировании. Педагог-психолог не имеет права использовать консультативные подходы и техники, если недостаточно квалифицированно ими владеет. В консультации существует несколько теоретических подходов. Достижение результатов зависит от того, насколько профессионально психолог применяет в своей работе теорию и разработанные на ее основе техники.

При обучении в вузе студенты получают знания, достаточные для самостоятельного проведения всех видов деятельности педагога-психолога: диагностики, обучения, индивидуального и группового консультирования, в том числе осваивают методы, основывающиеся на различных теориях, но полученные знания носят преимущественно теоретический характер. Необходимо время для того, чтобы адаптировать имеющиеся знания к практике работы в конкретной школе, с конкретными группами учеников. Начинающий психолог на подобную адаптацию обычно затрачивает два-три года. Только после этого можно говорить о первичном профессиональном опыте. Данный процесс можно ускорить, например, постоянно работая с наставником, наблюдая за работой более опытных коллег или регулярно занимаясь рефлексией.

Говорят, что консультативная работа педагога-психолога никогда не базируется на одном теоретическом подходе. Действительно, в консультировании большинство психологов — эклектики. Но и при эклектичном подходе профессионально компетентный специалист будет значительно отличаться от некомпетентного. Первый отберет для работы над конкретным случаем наиболее эффективные методы, т. е. дающие максимально надежный результат при минимуме затрат. Второй выберет для работы то, что лучше знает или что вспомнилось в первую очередь.

3. Компетентность проявится и в том случае, если педагог-психолог откажется проводить исследование или консультирование в той области психологии, которая им недостаточно изучена. Психология очень обширна, знать в ней одинаково хорошо все отрасли невозможно. Так же, как и в образовании, редкий учитель одинаково хорошо может обучать физике и литературе. То же самое и в психологии. Человек, специализирующийся, например, в области профориентации, может плохо разбираться в медицинской или судебной психологии, профессионал в области социальной психологии может плохо знать патопсихологию и т. д. Педагог-психолог, способный признать, что он не специалист в той или иной области, обладает подлинным педагогическим тактом и ни в коем случае не должен стесняться своего незнания.

Выше были описаны основные области работы педагога-психолога. Напомним, что среди них есть и коррекционная, и развивающая, и социально-педагогическая, и управленческая, и ряд других. Подчас они требуют от человека совершенно различных качеств личности. Например, доказано, что длительную индивидуальную коррекционную или развивающую работу лучше выполняют интроверты (люди, характеризующиеся обращенностью на себя), а для культурно-просветительской или социально-педагогической работы чаще требуется противоположное качество — экстраверсия (обращенность вовне). Компетентный специалист владеет всеми видами деятельности, одними — на высоком уровне, другими — на более низком. Профессионализм педагога-психолога заключается еще и в том, что он знает свои сильные стороны, но отказывается выполнять виды работ, в которых не чувствует себя полностью компетентным (или выполняет их лишь после соответствующей подготовки).

4. Принцип компетентности предполагает, что педагог-психолог будет применять психодиагностические методики или консультативные приемы только после предварительной проверки. Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. е. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.

Не все методики и тесты психометрически проверены. Для того чтобы доказать, что методика измеряет именно данное качество (например, коэффициент интеллекта, долговременную память, темперамент и т. д.), проводят специальную, длительную и сложную проверку. Она называется психометрической (слово образовано от двух латинских корней: «псюхе» — душа и «метрос» — измерять). Психометрическая проверка показывает, насколько результаты методики устойчивы для действия посторонних факторов (например, насколько результат теста на диагностику внимания зависит от усталости человека в момент тестирования), насколько точны проводимые измерения, для каких групп людей предназначена методика, насколько ее результаты устойчивы при повторном проведении, будет ли зависеть результат, полученный при повторном проведении, от случайных факторов или он покажет прогресс человека в развитии данного качества, и ряд других показателей. Поскольку данные измерения сложны и требуют большого количества испытуемых и длительного времени, не все педагоги их проводят. Если в руководстве к методике, которую педагог-психолог собирается использовать, не указаны результаты психометрической проверки, или такое руководство отсутствует, целесообразно заменить методику на другую, более надежную, или самому провести проверку.

То же относится и к консультационным приемам и методам, которые помогают решить проблему, стоящую перед психологом, в одном случае, и привести его к провалу — в другом. Для того чтобы избежать ошибок и неудач, связанных с неправильным использованием методов и методик работы, необходимо проводить их предварительную проверку (на себе, друзьях, знакомых детях и т. д.).

5. Еще один результат соблюдения данного принципа — отсутствие у педагога-психолога боязни совершить ошибку и быстрое исправление совершенных ошибок. Ошибки совершают все люди, даже профессионально компетентные. Но хороший специалист отличается от плохого тем, что он, во-первых, быстрее замечает свои ошибки, так как чаще использует рефлексию в своей работе, и, во-вторых, не будет упорствовать в своей ошибке и найдет способы ее исправить, даже если это грозит на какой-то момент снижением его авторитета.

6. Кроме общей компетентности, в работе педагога-психолога важна и социально-психологическая компетентность, или компетентность в общении. Она проявляется в том, что специалист-психолог быстро ориентируется в различных ситуациях общения, выбирает нужный тон и стиль разговора и с маленьким ребенком, и с учителем, и с родителями, и с администрацией, находит нужные слова и для того, чтобы поддержать, приободрить, и для того, чтобы отругать или объяснить что-то. Его ориентированность основана на знаниях, интуиции и опыте. Способность одинаково успешно взаимодействовать с окружающими приобретается педагогом-психологом благодаря тому, что он знает свои особенности, уверен в себе и умеет быстро понимать партнеров по общению — их манеру разговора, особенности темперамента и характера, стиль общения, что помогает ему находить убедительные для них доводы. В основе компетентности в общении лежит социальная чувствительность, общий уровень культуры человека, знание им идейных и нравственных правил и закономерностей общественной жизни.

Знание мирового культурного наследия (литературы, живописи, музыки) помогает формированию устойчивых нравственных норм поведения и отношения к миру и людям, т. е. истинной компетентности в общении. Кроме того, эти знания помогают быстрее понимать индивидуальные особенности учеников, а значит, находить с ними общий язык, соблюдая нормы поведения. Педагог-психолог должен быть осведомлен о современных идейных течениях и нравственном кодексе того общества, в котором он живет, и о мировых идеологиях. В этом случае он сможет не только сам обоснованно решить для себя, каких идеологических и нравственных принципов придерживаться, но и проконсультировать учеников при решении ими мировоззренческих вопросов и тем самым завоевать прочный авторитет и уважение с их стороны. К общественной жизни относятся не только структура общегосударственной и местной (областной, городской) власти, хотя знание педагогом их основ также важно, но и особенности взаимоотношений в различных социальных слоях и группах (в производственных коллективах, семье, между родственниками, друзьями, в сфере обслуживания, досуга и т. д.). Специалист, разбирающийся в структуре официальных и хитросплетениях неформальных отношений, также может оказать значительную помощь.

И общая, и коммуникативная компетентность может возрастать по мере накопления опыта и может снижаться, если человек остановился в своем развитии и использует лишь ранее накопленные знания и представления.

 

 

качеств эффективных учителей — Колледж Гордон

Учителя влияют на наше обучение, наше развитие и даже могут повлиять на то, кем мы станем. Историк Ричард Триана изучил автобиографии 125 выдающихся американцев 19 и 20 веков. Он обнаружил поразительную последовательность в описаниях, которые эти лидеры давали учителям, которыми они восхищались больше всего: 1) владение предметом, 2) глубокая забота и забота об учениках и 3) отличительные запоминающиеся качества или стиль преподавания. Триана резюмировала свои выводы: «Я не могу не подчеркнуть, насколько мощной была эта комбинация атрибутов, о которой сообщалось. Эти американцы верили, что их жизнь изменилась благодаря таким учителям и профессорам».

Как стать эффективным учителем, который действительно меняет жизнь учеников? Что такое эффективный учитель? Что делает эффективный учитель? Что и как думает эффективный учитель? Ответы на эти вопросы можно найти в работах специалистов по психологии развития Жана Пиаже, Лоуренса Кольберга и Томаса Ликоны, а также специалистов, которые работали над внедрением своих теорий в учебный процесс.

Эффективный учитель: Личные качества.
Забота об учениках была наиболее распространенной личной чертой, обнаруженной в моем исследовании эффективных учителей, в то время как уважение к ученикам и родителям было указано как необходимость для эффективных учителей, чтобы завоевать доверие учеников.

 

  • Опекуны, которые повышают их самооценку, относятся к ним нравственно и помогают им добиться успеха, предоставляя возможности для быстрых успехов, чтобы они могли чувствовать себя хорошо и хотеть вернуться.
  • Строгие личные стандарты и продолжайте учиться на протяжении всей жизни.
  • Уважительное отношение к ученикам, а также к родителям
  • Очень добросовестный и находчивый.
  • Сообщите, что они знают, что делают и почему они это делают.
  • Осознают себя моральными философами и посредниками морального роста.
  • Способность создавать доверительную и уважительную атмосферу в классе


Что делает эффективный учитель: Черты обучения.
Все специалисты по психологии развития согласны с тем, что эффективные учителя поощряют. Благодаря последовательному использованию позитивных слов, действий и выражений лица учителя дают учащимся надежду на то, что они продолжат стремиться учиться и расти. Они также согласны с тем, что эффективные учителя задают наводящие вопросы, чтобы проверить правильность и полноту мышления таким образом, чтобы продвигать учащихся к их конечной цели.

  • Обеспечивает хорошо спланированную, организованную среду в классе, способствующую спонтанному обучению учащихся.
  • Использует сократовское «Почему?» вопросы — студенты выходят за рамки простого выражения своего мнения, в то время как учителя выясняют, почему.
  • Моделирует уважение, говоря на языке уважения во взаимодействии со студентами и серьезно относясь к мыслям и чувствам учащихся.
  • Устанавливает взаимопонимание с учащимися, благодаря чему им легче говорить о проблемах, быть восприимчивыми к моральным указаниям и заботиться о том, что думают их учителя.
  • Использует правила в качестве отправной точки для эффективного обучения и обучения, а не конечной точки. Начинает год с правил для таких вещей, как домашнее задание, повторяя их, чтобы они могли их освоить.
  • Служит этическим наставником, предоставляя рекомендации посредством обсуждения, рассказывания историй, личного поощрения и обратной связи.

 
Что и как думает эффективный учитель: Интеллектуальные качества .
Все специалисты по психологии развития показывают, что одной из наиболее важных интеллектуальных черт эффективных учителей является способность учиться всю жизнь и быть образцом для подражания в обучении. Они настолько же уличны, насколько и книжны. Эти учителя знают своих учеников, школу и сообщество, в котором они преподают, и используют эти знания для уникального подхода к каждому ученику и предотвращения или решения проблем в классе. Они проводят время со студентами за пределами классной комнаты в обстановке, которая позволяет им узнать об увлечениях своих учеников, их мечтах и ​​о том, с чем они сталкиваются каждый день, чтобы попасть в школу. Их радость от обучения проявляется в их действиях. Те учителя, которые предъявляют к себе высокие требования, как правило, добиваются того же от своих учеников .

  • Постоянная диагностика эмоционального состояния, когнитивного уровня и интересов каждого ребенка путем ношения в голове теоретической основы.
  • Входит в класс подготовленным, с чувством, что они хотят быть там, и с уверенностью, что все мы получим хороший опыт обучения.
  • Активно изучают моральные вопросы, способные донести их до учащихся, сообщая о важности любознательности, чувствительности и самоанализа.
  • Ежедневно знакомит учащихся с людьми, которые делают множество вещей, чтобы улучшить жизнь других, и эти люди испытывают более глубокое удовлетворение, чем когда-либо можно найти на банковском счете.
  • Всегда узнавать о состоянии людей по всему миру.
  • Знает, на какой стадии развития находится учащийся, и, как следствие, способности учащегося  
  • Посвятил время развитию общественного сознания, участвуя в мероприятиях, которые могут иметь значение.


Характеристики эффективных учителей Ссылки

  • Anderson, R.S. и Гернси, Д.Б. (1985). О том, чтобы быть семьей: социальное богословие семьи. Мичиган: Издательская компания Eerdmans.
  • Кауэлти, Г. (1999). Портреты шести эталонных школ: различные подходы к повышению успеваемости учащихся. Арлингтон, Вирджиния: Служба образовательных исследований.
  • Колби А., Колберг Л., Спейхер-Дубин Э. и Либерман М. (1977). Программы обсуждения нравственности в средней школе под руководством учителей социальных наук, журнал «Моральное воспитание» 6 (2), стр. 90-117.
  • Davidson Films, Inc. (продюсер) и Элкинд, Д. (директор). (1991). Использование того, что мы знаем: применение теории развития Пиаже в начальных классах. [Запись видео]. (Доступно в компании Davidson Films, Inc. 735 Tank Farm Road, Ste, 210, Сан-Луис-Обиспо, Калифорния, 93401).
  • Furth, HG и Wachs, H. (1974). Мышление идет в школу. Теория Пиаже на практике. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Хопкинс, Г. (2007, 4 декабря). Характер(истика) Граф! — На что обращают внимание директора при приеме на работу новых учителей. [Онлайн] Образовательный мир. Проверено 20 апреля 2008 г. www.educationworld.com
  • Ликона, Т. (1991). Воспитание характера. Как наши школы могут научить уважению и ответственности. Нью-Йорк: Bantam Books.
  • Медлок, А. и Грэм Дж. (2008 г.). Проект «Герои-жирафы» [онлайн]. Проверено 20 апреля 2008 г. www.giraffe.org     
  • Пауэр С., Хиггинс А. и Колберг Л. (1989). Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • Реймер Дж., Паолитто Притчард Д. и Херш Р. (1990, c1983). Содействие нравственному росту: от Пиаже до Кольберга. Проспект, Хайтс, Иллинойс: Waveland Press.
  • Швебель, М. и Раф, Дж. (1973). Пиаже в классе. Нью-Йорк: Basic Books, Inc.
  • Triana, RP (1999, 20 января). Что делает хорошего учителя [Онлайн]. Неделя образования. Получено из всемирной паутины в марте 2008 г. www.educationweek.org

 

  • Смена карьеры: станьте учителем
  • Советы по смене карьеры
  • Эффективные черты учителя
  • Пошагово
  • Дом

Связаться с Гордоном

Дом > Школа последипломного, профессионального и дополнительного образования > Высшее образование > Измените профессию: станьте учителем > Черты эффективного учителя

Ведение наших занятий во времена кризиса с участием и МИРОМ

Эта статья включена в справочник по ресурсам «Эффективные стратегии онлайн-обучения».

Всемирная пандемия COVID-19 вызвала быстрый и радикальный переход колледжей и университетов к моделям дистанционного и онлайн-обучения. Таким образом, наши очные курсы были перенесены из физического класса в виртуальные области. В то время как многие преподаватели свободно владеют языком и могут предпочесть методы онлайн-обучения, другие изо всех сил пытаются быстро расширить свои навыки и овладеть технологиями, которые они никогда не изучали или, возможно, изучали лишь кратко.

Хотя этот переход к дистанционному формату преподавания и обучения неудобен для многих из нас, нас вдохновляет сотрудничество, появившееся в результате этой пандемии. В частности, чтобы поддержать эти поспешные усилия по переводу преподавания в онлайн, появились различные сообщества инструкторов, которые предоставляют рекомендации, советы, учебные пособия и другие ресурсы, чтобы помочь себе и своим коллегам достичь «достаточно хорошего качества» (преподавательского мастерства). не является целью прямо сейчас) в продолжении обучения своих студентов.

Недавний упор на материально-технические ресурсы и информацию, связанную с обучением, можно понять. Существует множество анекдотических сообщений о преподавателях, испытывающих сильное беспокойство из-за того, что им было приказано просто «проводить занятия в Интернете», и эти ресурсы и информация могут помочь уменьшить это беспокойство и дать возможность преподавателям продолжать преподавание. Однако меньше внимания уделялось обсуждению того, как мы, преподаватели, должны вести наших студентов и вдохновлять их в это чрезвычайное время. Действительно, важно помнить, что, хотя это новый и тревожный опыт для нас, это столь же новый и тревожный опыт для наших студентов (многие из которых, вероятно, будут перемещены из своих жилищных условий и/или столкнутся с экономическими трудностями). .

То, как мы обращаемся с этими изменяющимися обстоятельствами к нашим ученикам, заметно повлияет на их собственную реакцию. У нас есть возможность использовать наших преподавателей, философию и практику, чтобы помочь нашим студентам понять серьезность текущего кризиса и справиться с ним, а также заверить их в том, что у нас есть некоторый контроль, даже в этой неопределенной ситуации, для создания положительного личного и профессионального опыта. благодаря нашим постоянным академическим связям. Ниже мы приводим рекомендации о том, как мы можем использовать наши преподаватели, философию и практику, чтобы вести наших студентов во время этого кризиса.

Признайте и примите, что теперь для нас и наших учеников все по-другому.  

Мы не могли предвидеть практически всеобщий переход на модели дистанционного обучения. Многие преподаватели не хотят преподавать онлайн, и многие студенты не хотят учиться онлайн. Мы оправданы не только в наших разочарованиях, вызванных этим переходом, но и в нашем желании кратко посочувствовать коллегам о том, насколько это будет сложно и страшно (и не только в академическом, но и в когнитивном, эмоциональном, физическом, социальном плане и т. д.). Но вместо того, чтобы концентрироваться на негативе, мы рекомендуем преподавателям немедленно перейти к обсуждению со своими студентами того, насколько они готовы принять эти изменения и опираться на них. У нас, как у инструкторов, есть уникальная возможность предоставить руководство, волнение и вдохновение в отношении изменений, с которыми мы сталкиваемся. У нас есть возможность донести до наших студентов ценность этого измененного образовательного опыта, который является гораздо более эффективным использованием нашего времени и навыков, чем скорбь о том, как все было или могло / должно было быть.

Покажите своим ученикам, что вы разумны и чутки.  

После того, как вы признали изменения и направили своих учащихся к тому, что эти изменения произойдут, у вас есть возможность заверить своих учеников в том, что, по крайней мере в академическом плане, все будет в порядке. Четко заявите своим ученикам, что вы поможете им пройти через это трудное время, внеся разумные и справедливые изменения в их академический опыт. Поделитесь с ними своим сочувствием к их потенциальным кризисам во многих сферах жизни. Сезоны ваших студентов-спортсменов могли быть отменены. Ваши старшеклассники могут больше не увидеть своих друзей или пройти по сцене, чтобы получить свои дипломы на выпускном. COVID-19 может напрямую повлиять на ваших учеников, их семью или друзей.. Дайте им понять, что вы признаете, что ваш класс — не единственная ответственность или забота, которые у них есть прямо сейчас, и дайте им знать, что они могут доверять вам, чтобы продолжать способствовать их обучению и академическим успехам в это трудное время.

Проявите вовлеченность, оптимизм и МИР для своих учеников.  

Наша философия преподавания называется «Постепенная вовлеченность» и основана на идее о том, что участие преподавателей в курсе и его содержании повлияет на вовлеченность учащихся и, в конечном счете, облегчит их обучение. Наша философия преподавания «Стекание вовлеченности» основана на теориях самоопределения (Deci & Ryan, 1985; 2008 г.; Ryan & Deci, 2017), внутреннюю мотивацию (Deci, Koestner, & Ryan, 1999), позитивную психологию (Fredrickson, 2001) и эмоциональное заражение (Frenzel et al., 2009), и наши данные подтверждают эту связь между вовлеченностью инструктора, вовлечение студентов и обучение студентов (Saucier, Miller, Jones, & Martens, 2020).

Мы верим, что во время кризиса у преподавателей есть уникальная возможность намеренно и ощутимо смоделировать свое взаимодействие со своими учениками, чтобы направлять и вдохновлять их в этом кризисе. У инструкторов есть возможность смоделировать принятие (как мы говорили ранее) и оптимизм в отношении ситуации. Кроме того, у инструкторов есть возможность принести МИР своим ученикам. Говоря это, мы имеем в виду не только то, что инструкторы могут прививать чувство спокойствия, уверенности и позитивности своим ученикам (Saucier, 2019а) при дистанционном обучении, но PEACE — это аббревиатура, описывающая преподавательскую личность, которую они должны постоянно демонстрировать своим ученикам. Преподаватели должны явно демонстрировать своим ученикам такие качества, как Подготовка, Экспертиза, Подлинность, Забота и Взаимодействие (PEACE) (Saucier, 2019b). Поступая таким образом, преподаватели могут намеренно использовать своих преподавателей, чтобы вдохновить своих студентов упорно преодолевать трудности, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время.

Пандемия COVID-19 потрясла мир и коренным образом изменит то, как мы сталкиваемся со многими аспектами жизни. Переход образования на модели дистанционного обучения был и будет сложным для преподавателей и студентов. Хотя эта пандемия носит (надеюсь) временный характер, мы можем произвести на наших студентов неизгладимое впечатление, сосредоточившись не только на том, как доставлять наш контент в онлайн-режиме. У нас, как у инструкторов, есть уникальные возможности использовать наши преподавательские образы, философию и практику, чтобы вдохновлять наших студентов продолжать обучение, тем более, что мы продолжаем преподавать в увлекательной и мирной манере.


Биография:

Дональд А. Сосье, доктор философии (2001 г., Университет Вермонта) — выдающийся ученый-преподаватель и профессор психологических наук в Университете штата Канзас. Он опубликовал более 60 рецензируемых журнальных статей и был избран членом Общества психологии личности и социальной психологии, Общества психологических исследований социальных проблем, Общества экспериментальной социальной психологии и Психологического общества Среднего Запада. Ассоциация. Его многочисленные награды и почести включают Премию выдающегося факультета университета за наставничество студентов бакалавриата в исследованиях, Президентскую премию за выдающиеся достижения в преподавании бакалавриата и Премию Общества психологических исследований социальных проблем за ресурсы для преподавания. Дон также является нынешним директором Учебно-методического центра Канзасского государственного университета.

Такер Л. Джонс, М.С. (2018, Канзасский государственный университет) — докторант кафедры психологических наук Канзасского государственного университета. Его исследовательские интересы сосредоточены на изучении различных факторов, связанных с эмоциональными и поведенческими реакциями на других. В недавней работе Такера изучались (а) индивидуальные различия, связанные с эмоциональными и поведенческими реакциями на неоднозначные социальные ситуации, в которых можно предположить неприятие, (б) антисоциальное и просоциальное поддразнивание детей и (в) реакции людей на детей/взрослых с различными нежелательные характеристики.

Ссылки:

Деси, Э.Л., Кестнер, Р., и Райан, Р.М. (1999). Метааналитический обзор экспериментов по изучению влияния внешних вознаграждений на внутреннюю мотивацию. Психологический бюллетень , 125 (6), 627-668.

Деси, Э., и Райан, Р. М. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека . Springer Science & Business Media.

Деси, Э., и Райан, Р. М. (2008). Содействие оптимальной мотивации и психологическому благополучию во всех сферах жизни. Canadian Psychology/Psychologie Canadienne, 49 (1), 14–23.

Фредриксон, Б.Л. (2001). Роль положительных эмоций в позитивной психологии: теория положительных эмоций «расширяй и строй». Американский психолог , 56 (3), 218-226.

Френцель А.С., Гетц Т., Людтке О., Пекрун Р. и Саттон Р.Э. (2009). Эмоциональная передача в классе: изучение отношений между учителем и учеником. Журнал педагогической психологии , 101 (3), 705.

Райан Р. М. и Деси Э. Л. (2017). Теория самоопределения: основные психологические потребности в мотивации, развитии и благополучии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Сосье, Д. А. (2019a, 19 сентября). «Проводить время в моей жизни»: просачивающаяся модель взаимодействия с самим собой и учеником. Сообщество ACUE. https://community.acue.org/blog/having-the-time-of-my-life-the-trickle-down-model-of-self-and-student-engagement/

Сосье, Д. А. (2019 г.б). Обеспечение МИРА в классе. Направление факультета: эффективные стратегии обучения, философия обучения. https://www.facultyfocus.com/articles/efficient-teaching-strategies/bringing-peace-to-the-classroom/

Сосье, Д. А., Миллер, С. С., Джонс, Т. Л., и Мартенс, А. Л. (2020). Постепенная вовлеченность: влияние воспринимаемого учителя и ученика участие в результатах обучения [Рукопись в процессе подготовки]. Министерство Психологические науки, Университет штата Канзас.

Просмотры сообщений: 8 291

30 способов продвижения творчества

Категории

30 вещей, которые вы можете сделать, чтобы способствовать творчеству

Мириам Клиффорд


26 ноября 2012 г. Навыки 21 века, творчество, интеграция образовательных технологий, будущее образования

Концепция обучения творчеству существует уже довольно давно.

Ученые, такие как Э. Пол Торранс, всю жизнь посвятили продвижению творчества в образовании. В свое время Торранс столкнулся с большим сопротивлением по поводу природы творчества. Творчество считалось неизмеримой, естественной способностью. Торранс призвал к четкому обучению творчеству. Он утверждал, что это зависит от конкретного навыка и требует преднамеренного обучения. Работа всей его жизни в конечном итоге привела к разработке тестов Торранса и программ для одаренных по всему миру.

В последнее время произошел сдвиг в сторону более широкого признания ценности творчества всеми учащимися. Выступление сэра Кена Робинсона на TED в 2003 году, на котором обсуждалась эта тема, посмотрели более 5 миллионов человек. В нем обсуждается, как наши нынешние школьные системы подавляют творчество. Он предполагает, что наша текущая модель оставляет мало места для дивергентного мышления.

Большая часть вины за недостаток творчества и, следовательно, инноваций лежит на наших традиционных системах образования.

Он основан на обучении правильному ответу. Нужна инновационная модель мышления. Робинсон недавно написал в Твиттере о новом исследовании, которое показало, что 80% опрошенных педагогов предпочитают включать креативность в стандарты обучения.

Точно так же Дэвид Хьюз, основатель Decision Labs и профессор Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, утверждает, что инновации являются важным навыком для нашей глобальной экономики. Говоря о творчестве в школах, он говорит, что большую часть вины за отсутствие творчества и, следовательно, инноваций можно отнести к нашим традиционным системам образования.

Большая часть практики творческих методов осуществляется за пределами традиционных учебных заведений консалтинговыми фирмами и лицами в компаниях, которые были обучены творческим методам решения проблем. В университетах мало что изменилось с 1950 года, когда выдающийся психолог Дж. П. Гилфорд в своей инаугурационной речи в качестве президента Американской психологической ассоциации заявил, что пренебрежение образованием предмета творчества ужасает.

К этой последовательности событий добавляется тот факт, что учебники устаревают как минимум на три года, когда они публикуются и . . . образовательные системы были самыми медленными последователями инноваций. Таким образом, мы видим, что образовательным учреждениям нужна сильная доза творческого решения проблем.

Каким образом педагоги могут способствовать творчеству в наших классах?

  1. Используйте творчество как часть обучения.

    Создайте класс, который признает творчество. Вы можете создать награды или доски объявлений, чтобы продемонстрировать различные способы решения проблемы или творческие решения реальных сценариев.

  2. Используйте самые эффективные стратегии.

    Торранс провел обширный метаанализ, в котором рассматривались наиболее эффективные способы обучения творчеству. Он обнаружил, что в наиболее успешных подходах использовались творческие искусства, программы, ориентированные на средства массовой информации, или полагались на программу обучения Осборна-Парнеса. Программы, которые включали когнитивные и эмоциональные функции, были наиболее успешными.

  3. Думайте о творчестве как о навыке.

    Подобно находчивости и изобретательности, это не столько черта характера, сколько мастерство, которому можно научить. Если мы видим это таким образом, наша работа как педагогов состоит в том, чтобы найти способы поощрения его использования и разбить его на более мелкие наборы навыков. Психологи склонны думать о творчестве как о большой букве C и маленькой букве C. Большая буква C движет большими общественными идеями, такими как движение за гражданские права или новый литературный стиль. Little C — это скорее рабочая модель творчества, решающая повседневные проблемы. Обе концепции могут быть включены в наши классы для развития творчества в целом.

  4. Примите участие или создайте программу развития творческих способностей. Программы

    , такие как Odyssey of the Mind и Thinkquest , объединяют студентов со всего мира для развития творчества, разработки творческих решений и участия в соревнованиях.

  5. Используйте эмоциональные связи. Исследования показывают, что лучшее обучение творчеству связано с эмоциями ученика. В программе «Ангелы Одиссеи» учащиеся могут найти решение, чтобы помочь своему местному сообществу, например, помочь бездомной молодежи. Эта тема сама по себе достойна более подробного обсуждения. Сообщение в блоге коллеги-блогера Джули ДеНин дает ценную информацию об этом типе обучения.

    Исследования показывают, что лучшее обучение творчеству связано с эмоциями ученика.

  6. Используйте творческую модель.

    Модель Осборна-Парнеса является старейшей и широко распространенной моделью. Он часто используется в образовании и улучшении бизнеса для поощрения творчества. Каждый шаг включает в себя дивергентное мышление, чтобы бросить вызов идеям, а затем конвергентное мышление, чтобы сузить исследование. Он имеет шесть шагов:

    • Поиск беспорядка . Определите цель или задачу.
    • Установление фактов. Сбор данных.
    • Поиск проблем. Выяснение проблемы
    • Поиск идей. Генерация идей
    • Поиск решений. Укрепление и оценка идей
    • Прием-вывод. План действий по реализации идей
  7. Подумайте, как в классных заданиях используется дивергентное и конвергентное мышление.

    Стандартизированные тесты отлично подходят для измерения конвергентного мышления, которое включает аналитическое мышление или логические ответы с одним правильным ответом. Дивергентное мышление рассматривает, как учащийся может использовать разные способы решения проблемы. Это требует использования ассоциаций и множественности мыслей. Мы должны разработать задания, учитывающие оба типа моделей мышления.

  8. Творчество процветает в «благоприятной среде».

    Творческое мышление должно разделяться и подтверждаться другими людьми в атмосфере социальной поддержки. Исследователь Чиксентмихайи (1996) ввел этот термин, чтобы объяснить важность получения от других. Другие думают, как создать социальные сообщества, которые способствуют творчеству для решения проблем.

  9. Будьте бдительны во время обсуждений.

    Вы знаете этого студента, который часто задает вопросы, выходящие за рамки лекции? Что ж, займись им. Раз в неделю намеренно отвечайте на эти вопросы. Запишите их на отведенном месте на доске, чтобы вернуться к ним позже. Способствовать творчеству, проверяя творческое мышление учащихся.

  10. Посмотрите на творчество с положительной стороны.

    В своем блоге в журнале Psychology Today Эрик Джаффе рассказывает об исследованиях, которые предлагают рассматривать креативность в негативном свете. Если мы собираемся способствовать творчеству, мы также должны принять его. Вознаграждайте учащихся за то, что они думают о проблемах по-разному, признавая их усилия.

  11. Попробуйте инкубационную модель.

    Эту модель разработал Э. Пол Торранс. Он включает в себя 3 этапа:

    1. Повышение предвкушения : Установите связь между классной комнатой и реальной жизнью учащихся. «Создайте желание знать».
    2. Углубление ожиданий : Задействуйте учебную программу по-новому. Проведите мозговой штурм и создайте возможности для решения новой проблемы.
    3. Продолжайте в том же духе : Продолжайте думать за пределами урока или класса. Найдите способы расширить возможности обучения дома или даже в обществе.
  12. Используйте культурный артефакт.

    Исследования экспериментальной социальной психологии показывают, что артефакты могут улучшить понимание проблем при решении проблем. Рассмотрите возможность использования обычного предмета, например лампочки, используемой в исследовании, или исторического артефакта, чтобы заставить учащихся подумать о жизни в определенный период времени.

  13. Обеспечьте свободу самовыражения.

    Классная среда должна быть местом, где учащиеся чувствуют себя в безопасности, чтобы делиться новыми идеями. Допускайте гибкость и создавайте нормы, способствующие творчеству.

  14. Ознакомьтесь со стандартами.

    Знание стандартов вдоль и поперек помогает находить творческие решения при подходе к уроку. Учителя могут адаптировать их и работать в текущих рамках. Некоторые темы допускают гибкость и использование творческих подходов.

  15. Сбор внешних ресурсов.

    Есть несколько отличных ресурсов для чтения, посвященных творчеству. Университет Джорджии предоставляет множество удивительных ресурсов, связанных с тем, как продвигать творчество на практике. Он также дает список программ и организаций, которые могут помочь в этом процессе.

  16. Допускать ошибки .

    Лучше всего об этом сказал сэр Кен Робинсон: «Если вы не готовы ошибаться, вы никогда не придумаете ничего оригинального».

  17. Оставьте место для творчества.

    Создайте какое-нибудь пространство в классе для исследований, например, стол для размышлений, театральную сцену, стол для рисования или пространство для группового обсуждения идей.

  18. Дайте учащимся время задать вопросы.

    Такие организации, как CCE (Творчество, культура, образование) предлагают учителям предусмотреть возможность для учащихся задавать вопросы. Намеренно разрабатывайте уроки, которые позволяют удивляться и исследовать.

  19. Творчество укрепляет уверенность.

    Студенты берут на себя ответственность за собственное обучение. Подумайте, как учащиеся могут разработать проект. Например, для задания по истории я предложил учащимся обоих пятых классов сделать выставку своих выпускных проектов. Студенты так гордились своей итоговой работой и учились на чужих презентациях. Родители и члены сообщества были рады видеть, что учащиеся берут на себя ответственность за свое обучение.

  20. Поощряйте любопытство.

    Подумайте, что важно для учащихся. Студенческий интерес — отличная отправная точка для изучения того, что движет их собственным мозговым центром. Найдите вдохновение в их мире. Творчество заложено в природе. Постарайтесь способствовать творчеству, вступая в их точку зрения, чтобы найти то, что их мотивирует.

    Заинтересованность учащихся — отличный способ начать работу над тем, что движет их собственным мозговым центром. Найдите вдохновение в их мире.

  21. Структура имеет важное значение.

    Исследования, такие как метаанализ Торранса, показывают, что обучение творчеству лучше всего проводить с четкой структурой. Например, рассмотрите руководящие принципы стандартных целей учебной программы и добавьте их в дизайн. Например, чтение включает в себя общение, понимание, аудирование, письмо и чтение.

  22. Наблюдайте за работающей моделью творчества.

    Чтобы лучше понять, как другие продвигают творчество, посетите творческий класс или посмотрите видео о том, как работает творческий класс. «Case for Creativity in School» — отличное видео, которое преподаватели могут посмотреть, чтобы увидеть, как творчество может проявляться в классе. В этой школе принят общешкольный подход к признанию учащихся.

  23. Рассмотрим работы современных специалистов в этой области.

    Сэр Кен Робинсон — всемирно известный эксперт по творчеству и инновациям. Его работа используется для решения глобальных проблем, обновления образования, бизнеса и государственных организаций для реализации его стратегий. Его книги и выступления на TED — отличное место для продвижения творчества в вашем собственном обучении.

  24. Исследуйте разные культуры.

    Культура — отличный инструмент для вдохновения на творческое мышление. В Thinking Hats & Colored Turbans Доктор Кирпал Сингх обсуждает, как культурный контекст играет центральную роль в творческих начинаниях. Вы можете обсудить, как сотрудничество между культурами, например, в космической программе, порождает уникальные, новые идеи.

  25. Поиск способов интеграции искусства, музыки и культуры

    . В недавнем отчете, подготовленном для Европейской комиссии, говорится, что творчество является центральной силой, формирующей нашу культуру. В отчете говорится, что с меняющимися временами, в которые мы живем, общество обогащается творчеством, основанным на культуре.

  26. Используйте модель совместного творческого мышления для решения задач в классе.

    Например, прочитайте абзац, а затем попросите группы обсудить список вопросов. Совместное решение проблем быстро набирает обороты. Фактически, многие бизнес-школы внедрили модели творческого мышления в свои учебные программы.

  27. По возможности планируйте междисциплинарные уроки.

    При обучении геометрии я разработала урок под названием «Геометрия через искусство». Он включал в себя произведения искусства, чтобы показать пятиклассникам их применение к повседневным геометрическим понятиям. Результат был поразительным. Я никогда не думал, что тема будет иметь такой успех. Я разработал целый модуль, посвященный тому, как различные концепции опираются на геометрию. Я даже попросил учителя рисования помочь закрепить эти понятия в классе.

  28. Ключевым моментом является использование нескольких интеллектов.

    Творчество требует от нас использования различных частей нашего мозга. Мы часто соединяем связи между, казалось бы, несвязанными областями, чтобы создать новые концепции. Позвольте учащимся использовать свои сильные стороны, чтобы найти новые способы подхода к теме или решению проблемы. Вы можете быть удивлены тем, что они придумали.

  29. Поймите, что творчество важно для будущего учащихся на рынке труда.

    Пол Коллард для творческого партнерства обсуждает, как 60% студентов, изучающих английский язык, будут работать на рабочих местах, которые еще не созданы. В условиях современного рынка студенты должны в значительной степени быть инновационными и создавать свои собственные рабочие места. Коллард предлагает учителям сосредоточиться на обучении определенным навыкам или набору моделей поведения, а не на подготовке учащихся к конкретной профессии.

  30. Подробное обучение творческим навыкам.

    По словам Колларда, «творческие навыки — это не только хорошие идеи, они заключаются в том, чтобы уметь воплощать хорошие идеи в жизнь». Он предлагает, чтобы творческие навыки включали 5 основных областей:

    • Воображение
    • Быть дисциплинированным или самомотивированным.
    • Устойчивость
    • Сотрудничество
    • Возложение ответственности на студентов. Предложите им разработать собственные проекты.

В недавней статье Что бы сделал доктор Э.