Психологическая направленность личности: Направленность личности – что это в психологии

Направленность личности: основные характеристики — Психологос

Основные характеристики направленности личности — это широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение и отношения, на дело).

Интегральная характеристика направленности личности

Интегральная характеристерика направленности личности — способность человека управлять собой, самостоятельно определять свой путь, свои цели и ценности, в этом смысле — быть не только организмом, но быть личностью↑. Когда человек живет как организм, о наличии в нем его Я говорить спорно. Настоящее Я, самость человека появляется только тогда, когда человек развивается до уровня личности. Человек может быть энергичным и талантливым, но если он не управляет собой, не отвечает за себя, управляется эмоциями и настроениями, чувствами и внутренними состояниями, то на него едва ли можно полагаться: у него нет стержня, у него нет его ответственного Я, у него отсутствует хозяин, который умеет всем его внутренним хозяйством управлять.

Этот вопрос образно отражен в метафоре «Хозяин, повозка и кони»: вы видите мчащуюся повозку с кучером на облучке, запряженную лихими лошадьми. Это — вы, если считать, что лошади — это ваши Чувства и Желания, кучер — Ум, а повозка — ваше Тело. Подробнее см.→

Частные характеристики направленности личности

  • Широта или узость.

«Одна, но пламенная страсть» — или «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота!»

  • Ориентиры направленности

Определяются иерархией мотивов. Основные ориентиры направленности — направленность на себя, на общение или на дело.

  • Устойчивость и действенность направленности.

Параноик всегда знает, к чему он стремится, и будет прорываться через любые преграды: его направленность всегда ясна, тверда и определенна. Девушка-истероид придумывает, к чему она стремится, но в разные дни и в разных компаниях она верит в совсем разные вещи. Человек настроения сам не знает, к чему он стремится, поскольку все зависит — от настроения. А бывает, что и у сильного человека вдруг или после трудных событий в жизни пропадают все желания, не хочется ничего. Распространенная метафора, описывающая строение сильного человека, человека с устойчивой и действенной направленностью, это — внутренний стержень человека. См.→

  • Амбиции человека

Амбиции человека — это величина его целей и статус, на которые он претендует. Маленькие цели, неважен статус — малые амбиции. Большие цели по жизни и важность статуса — большие амбиции.↑

  • Уровень направленности

Высокий или низкий уровень направленности, это определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов — или приземленный, интересы на уровне «трусики и покушать». Смотри Планка вашей жизни

Ориентиры направленности.

Три основных ориентира направленности, это:

  • Направленность на себя

Обслуживание своих потребностей, интроверсия, эгоизм, потребительство или направленность на рост и развитие, стремление к личному счастью или самоактуализации — направленность на себя проявляет себя очень по-разному.

  • Направелнность на общение

Склонность потрепаться, интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким — проявления многообразны.

  • Направленность на дело.

Коллекционирование, интерес к учебе, увлеченность работой и повышением квалификации, забота о результате, погруженность в бизнес — проявления направленности на дело также очень различны.

При высоком уровне эти направленности становятся тремя основными ориентирами направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес. Тот, у кого направленность личности — Личная жизнь, при развитии личности обычно выбирает специализацию «Отношения с людьми». Тот, у кого направленность на Рост и Развитие, обычно увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен на Дело и Бизнес, затачивают свою личность под Деловую успешность. Смотри Личностная специализация

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. УСТАНОВКИ И ТЕНДЕНЦИИ | Психологическая энциклопедия 1vc0

Страницы: 1 2 3

Установка личности, в которой активизировано определённое перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, вообще в познании человеком действительности. В этом её аспекте она составляет то, что можно было бы назвать апперцепцией — в нашем её понимании, т. е. апперцепцией не одних лишь представлений самих по себе, а всего реального бытия личности.

Над проблемой установки личности работает у нас в СССР Д. Н. Узнадзе; он посвятил её изучению ряд интереснейших экспериментальных работ, проведённых с исключительной последовательностью и систематичностью и установивших ряд закономерностей образования, концентрации, иррадиации, переключения установки. Узнадзе стремится рассматривать всю психологию в целом под углом зрения установок. Установка, по Узнадзе, это отношение потребностей к ситуации, определяющее весь функциональный статус личности в данный момент. Установка процессуальна и носит, как показывают исследования Д. Н. Узнадзе и его сотрудников, фазовый характер. Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности, определяющая реальную позицию в конкретном действии.

Установка, как мы видели, соотносительна с тенденциями. Тенденции выступают как стремления, когда намечается не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции, как связанные с состояниями напряжения динамические силы, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется

склонность, как направленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется целая разветвлённая система проявлений личности — и их отражающих психологических понятий, — благодаря которым сама личность выступает не как мертвенная схема, какой она нередко рисуется в курсах психологии, а как живое существо, у которого есть свои потребности и интересы, свои запросы к миру и своя избирательная установка по отношению к нему, упругость мышц, сосредоточенность внимания и направленность, исполненная устремлённости и порыва.

В отличие от интеллектуалистической психологии, всё выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определённое, отграниченное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов, как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в её разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в не доступных сознанию тёмных «глубинах» тенденции, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломлённых в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетается с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, всё расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются всё новым содержанием.

Страницы: 1 2 3

Психотерапевтическая ориентация и личность терапевта

Психотерапевтическая ориентация теперь обычно рассматривается как отдельный набор навыков и знаний, которые можно выбрать из метафорического набора инструментов и применять по желанию. Как и общий хирург, эклектичный психотерапевт, как говорят, может выбирать из множества техник и проводить наиболее эффективное лечение для данного пациента, независимо от личных характеристик терапевта. Я утверждаю, что это утверждение ложно, а именно потому, что оно не признает, что психотерапевтические ориентации вытекают из личности терапевта и не могут считаться отличными от нее.

Источник: ArtsyBee/Pixabay

Десятилетия назад, в середине 20-го века, было общепризнано, что психотерапевт (который, скорее всего, был психиатром) имеет определенный терапевтический стиль и более или менее применяет его ко всем его пациенты. Если он чувствовал, что не может помочь конкретному пациенту, он направлял пациента к специалисту по другому терапевтическому подходу, который мог бы с большей вероятностью помочь пациенту.

Например, если психоаналитик обнаружил, что пациент с депрессией вряд ли получит пользу от психодинамического лечения, он направил пациента к психофармакологу, поддерживающему психотерапевту или к обоим. Психотерапевтическая ориентация считалась специфичной для конкретного терапевта; его нельзя было выбрать по желанию, как если бы он был выбран из набора инструментов.

Во второй половине 20 века и в 21 веке возникла другая идея. Эта идея состоит в том, что терапевт должен стараться адаптировать свой стиль к каждому конкретному пациенту, выбирать из ряда подходов, в которых он считает себя компетентным, и применять техники этого подхода в работе с пациентом. Таким образом, в течение 8-часового рабочего дня терапевт может сказать, что он практикует когнитивную терапию утром, межличностную терапию после обеда и психоаналитическую терапию ближе к вечеру.

Появление этого «эклектичного» подхода отражает идею о том, что психотерапевтическая ориентация не имеет никакого отношения к практикующему ее человеку; это просто навык, которому нужно учиться и применять, как изучают алгебру и используют ее для решения полиномиальных уравнений. Попытки «психотерапевтической интеграции» рассматривают психотерапевтическую ориентацию аналогичным образом, хотя эти попытки направлены на создание единого, унифицированного психотерапевтического подхода, который может применяться любым терапевтом, независимо от личных характеристик терапевта. Я вижу эти идеи как отражение непонимания взаимосвязи между психотерапевтической ориентацией и личностью терапевта.

Почему я говорю, что психотерапевтическая ориентация не может быть отделена от личности терапевта? Причина в том, что различные психотерапевтические направления основаны на различных этических системах и философиях, и терапевты, которые ценят определенные этические философии, обнаружат, что они естественным образом склонны практиковать определенные психотерапевтические методы, соответствующие их собственным морально-этическим убеждениям. Утверждать, что психотерапевтическая ориентация может быть принята по желанию — независимо от собственных убеждений и личности терапевта — значит игнорировать эту основную предпосылку.

Директивная и недирективная терапия

Несмотря на то, что недостатка в специфических психотерапиях нет — действительно, кажется, что новые разрабатываются каждые несколько месяцев — можно утверждать, что существует два основных подхода к терапии: директива и ненаправленная терапия. -директива. В директивной терапии, такой как когнитивно-поведенческая терапия, терапевт играет активную роль в обучении пациента новым навыкам, техникам или стратегиям. В некоторых формах директивной терапии терапевт может давать советы.

В недирективной терапии, такой как психоаналитическая терапия, терапевт стремится не напрямую влиять на поведение пациента, а скорее помочь ему прийти к лучшему пониманию себя и того, что его беспокоит. Сас (1965) провел аналогичное различие между типами терапии, а Ланг (1973) позже описал эти различия как фундаментальные для понимания теории психотерапии.

Психотерапевтическая ориентация вытекает из личности

Я утверждаю, что ориентация психотерапевта вытекает непосредственно из личности терапевта и не может считаться отличной от нее. В этом отношении психотерапевт значительно отличается от физика, который может применять широкий спектр теорий, и от общего хирурга, который владеет множеством методов.

Действительно, история психотерапии полна примеров того, как терапевты культивировали техники, наиболее подходящие для их индивидуальной психологии. Фрейд, например, отказался от гипноза, потому что понял, что его личность плохо подходит для авторитарно-навязчивой роли гипнотизера. Он продолжал развивать психоанализ и метод свободных ассоциаций не только потому, что чувствовал, что это более эффективная техника, но и потому, что она более естественно сочеталась с его личностью.

Когда Салливан представил свой собственный вариант психоаналитической терапии, это отражало его потребность в близости в психотерапевтических отношениях; он был более одиноким человеком, чем Фрейд. И когда Альберт Эллис ввел рационально-эмоциональную терапию, это тоже отразилось на его собственной личности, которая была гораздо более прямолинейной и конфронтационной, чем у многих его коллег-психоаналитиков.

Это означает, что различия между описанными выше двумя типами терапии — директивной и недирективной — представляют собой различия между двумя типами человек , которые практикуют эти методы лечения, а не только различия между стилями или техниками. Хотя моя цель здесь не в том, чтобы подробно описать личностные различия между этими двумя типами терапевтов (а лишь в том, чтобы указать, что такие различия существуют), кажется возможным, что директивный терапевт больше нуждается в структуре и, возможно, в контроле, в то время как недирективный терапевт больше руководствуется своими интроспективными качествами и потребностью в понимании.

Разветвления для обучения и лечения

Если верно, что теоретическая ориентация терапевта вытекает из его личности и не может рассматриваться отдельно от нее, то это имело бы значительные последствия для обучения психотерапевтов и лечения пациентов. Что касается обучения и образования, молодой терапевт должен очень тщательно изучить различные методы терапии, чтобы определить, какой из них кажется наиболее аутентичным.

Конечно, личный анализ или психотерапия — хорошее место для начала, хотя интроспективная работа не должна заканчиваться на этом. Стажер должен погрузиться в литературу, уделяя особое внимание философским положениям, лежащим в основе каждого теоретического направления. Он должен посмотреть на свою жизнь и увидеть, как он проживает ее по отношению к другим и к самому себе. Только тогда он сможет выбрать подлинный терапевтический подход.

Когда дело доходит до лечения, терапевту было бы мудро ограничиться работой с пациентами, с которыми, по его мнению, он может быть наиболее аутентичным, поскольку только тогда, когда терапевт аутентичен, он может быть эффективным. Важно отметить, что такие решения о том, кого лечить, а кого не лечить, не должны приниматься исключительно на основании диагноза, поскольку личностные характеристики пациентов с данным психическим расстройством могут быть такими же разнообразными, как и личностные характеристики людей в общей популяции. . Я утверждаю, что терапевт должен носить только одну шляпу в консультационном кабинете, и если он чувствует, что другой терапевтический подход, вероятно, будет более полезен для конкретного пациента, то ему не следует надевать другую шляпу, а направлять пациента соответствующим образом. .

Заключение

В этом посте я утверждал, что психотерапевтическая ориентация является отражением того, кем является терапевт как личность, и что ее не следует рассматривать как нечто, что можно просто принять или применить по желанию. Следовательно, я также утверждал, что «эклектичный» терапевт — это миф. Поскольку у терапевта-эклектика может быть только одна подлинная теоретическая ориентация, с моей точки зрения, было бы мудро направлять плохо подходящих пациентов к другим терапевтам, а не пытаться применять терапию, которая противоречит его личности. Такие идеи имеют большое значение как для обучения психотерапевтов, так и для лечения пациентов.

Чтобы найти терапевта, посетите справочник Psychology Today Therapy.

Трансформация личности | #JungianBitsofInformation |

 

Бессознательное является неиспользованным источником личной трансформации, оно может помочь вам повысить свою устойчивость, лучше понять себя и других, развить более эффективные личные и рабочие отношения, найти творческие решения давних проблем и источник вдохновения, знаний и мудрости.

Невидимая и неизвестная бессознательная динамика также может иметь непреднамеренные и менее конструктивные, даже разрушительные последствия для вас, окружающих вас людей

и рабочего места.

Что такое трансформация личности?

«Смысл и цель процесса индивидуации – это реализация во всех аспектах личности, изначально скрытой в эмбриональной зародышевой плазме; производство и развертывание изначальной, потенциальной целостности»

(Собрание сочинений [CW], К. Г. Юнг, том 8, параграф 186)

Уникальная возможность для вас провести интенсивное исследование своей личности и исследовать лежащие в основе модели поведения. Этот процесс может привести к глубоким, далеко идущим и глубоко укоренившимся изменениям. Это похоже на новаторское изменение: что-то в вас развивается таким образом, что вызывает новое отношение и жизненную силу.

Как вы трансформируете Личность?

Процесс трансформации обычно начинается с анкеты для самооценки. Вы также получите отчет об обратной связи и возможность изучить ваш отчет вместе со мной в контексте вашего рабочего места или отношений с коллегами по работе, друзьями и семьей. Я предлагаю на выбор пять опросников или опросов для самооценки, основанных на Юнгианской теории личности/психологии:   

o Gits Compass Inventory™ [определяет вашу личность или психологический тип]

o Life Atlas™ [узнайте о своих природных способностях или дарах, которые могут привести вас к работе, для которой вы были рождены]

o Индикатор типа Майерса Бриггса™ [определяет ваш тип личности по шкале MBTI] -отчет или всесторонняя обратная связь о вашем стиле руководства]

o System Stewardship Survey™ [выявляет возможные сильные и слабые стороны вашего подхода к управленческому лидерству]

o Архетипы семейных культур в организациях™ [помогает вам определить наиболее как ваша родная семья, чтобы распознать архетипическую энергию, которую вы можете проецировать на организационную жизнь, чтобы понять «историю», которую вы можете проецировать на организации]

Личность в трансформации

Личность самого Юнга сыграла значительную роль в эволюции его взглядов на психологические типы.

Его собственная психологическая трансформация привела его к тому, что он стал успешным и всемирно известным психологом. Его выход из длительного периода добровольной интроверсии между 1913 и 1919 годами привел к публикации его основополагающей книги «Психологические типы» в 1921 году.0002 Это объемная книга из 700 страниц, содержащая его теорию психологических типов; две установки интроверсии и экстраверсии и четыре фундаментальные функции ощущения, интуиции, мышления и чувства. Он также содержит общий взгляд на его теории бессознательного. Психологические типы представили миру новую психологическую систему Юнга. Книга начинается с подробного исследования понятия о том, что существует интровертный и экстравертный взгляды на мир, которые могут помочь нам лучше понять, как возникают конфликты или различия во мнениях между людьми.

Юнг сформулировал теорию психологических типов для различения компонентов сознания.

 

Внешний мир может вас больше волновать или заряжать энергией, вы больше доверяете фактам, традициям, конкретному опыту и практическим вопросам; это экстраверты.

 

Если вас больше волнует или заряжает внутренний мир, вы больше доверяете мечтам, возможностям, воображению и вдохновению; это интроверты.

 

Каждый может ориентироваться во внешнем или внутреннем мире, однако психика каждого человека, как правило, склонна к одной ориентации больше, чем к другой.

Концепция интроверсии и экстраверсии в сочетании с четырьмя функциями позволила Юнгу установить систему восьми психологических типов, из которых четыре экстравертные и четыре интровертные:

o Экстравертное ощущение

o Экстравертное мышление

o Интровертное мышление

o Экстравертное чувство

o Интровертное чувство

o Экстравертная интуиция

o Интровертная интуиция s внутри вашей личности наряду с вашими предпочтениями в отношении те, которые вам нравятся больше всего и меньше всего. Открытие этих процессов в себе приведет вас к пониманию вашего бессознательного, ключу к раскрытию вашего полного потенциала и трансформации вашей личности.