Психологическая подготовка к егэ: Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ: говорим стрессу «Нет!»

Содержание

Психологическая подготовка к ЕГЭ

Стресс – это естественная биологическая реакция организма человека, если он полагает, что не может эффективно справиться со сложившейся ситуацией. Примером такой ситуации может быть экзамен. Волнение и страх мешают думать и соображать. Хладнокровность и рассудительность на таком испытании – большой плюс. Как утверждают эксперты, страх перед экзаменом или контрольной вызывается двумя причинами – незнанием предмета и незнанием процесса прохождения этого экзамена. Значит, чем лучше знание предмета и чем понятнее ситуация, в которой находишься, тем меньше будет чувство тревоги. Стало быть, постоянная, продуманная подготовка к экзамену сама по себе уже снижает стресс, так как делает неизвестное чем-то знакомым.

Помогает этому и повторяемость ситуации. Если в процессе подготовки к экзамену несколько раз полностью воссоздать обстановку, которая будет на самом ЕГЭ, и выделить на решение контрольных задач определенное время, то это позволит как бы погрузиться в ситуацию, которая будет на экзамене, и повторяемость такой ситуации, конечно же, станет успокаивающим фактором.

Как подготовиться к ЕГЭ

Разработка плана написания ЕГЭ задолго до начала экзамена позволит снять стресс перед испытанием. Для плана надо четко определиться с выбором ВУЗа и определить количество баллов, которые нужны для поступления. Необходимо подготовить самый лучший, «звездный», вариант, который позволит набрать максимальное количество баллов, и средний, «практичный» вариант, который требует меньшего количества баллов. В первую очередь, нужно оценить, какие темы даются хуже, какие – лучше, сколько времени уходит на заполнение бланка по каждому ответу.

Составление плана подготовки:

  1. Сначала выполнить самые простые задания;
  2. Сложные задания лучше всего отложить;
  3. Если на какое-то задание уходит слишком много времени, его лучше отложить;
  4. Оценить количество времени, которое уходит на выполнение более простых заданий, и зафиксировать время;
  5. Оценить количество времени, которое уходит на выполнение более сложных заданий, и зафиксировать время;
  6. Выделить время для перенесения ответов в бланк и проверку бланков;

Если нужно набрать большое количество баллов, то необходимо правильно и точно распределять время.

Как справиться со стрессом

Надо научиться работать непосредственно с физиологической составляющей стресса. Если на экзамене план действий не сработал, и паника все-таки случилась, то с этим можно и нужно справиться на месте.

Стресс, как любая физиологическая реакция организма, управляема. Главное, что нужно понимать: стресс – это волна. Невозможно находится четыре часа в состоянии стресса. Если понимаешь, что волна стресса все-таки накрыла, нужно знать, что делать в таком случае. Например, можно просто замедлить дыхание и задержать его на вдохе всего на несколько секунд.

Чтобы избежать стрессовой ситуации в период подготовки, не стоит изначально настраиваться на плохой результат: «Я ничего не знаю – я завалю экзамен!». Но и не ставьте перед собой заведомо нереальные цели. Ставьте себе выполнимую задачу.

Оценки по предмету в школе, результаты диагностических и пробных тестов, собственные ощущения – все это должно служить ориентиром при постановке задачи.

Стоит понимать, что не так важно получить как можно больше знаний во время подготовки к экзамену, куда важнее научиться пользоваться уже имеющимися. Ведь тому, кто собирается поступать на мехмат, надо хорошо знать математику, а тому, кто поступает в консерваторию, надо уделять больше внимания музыке и пению. Не нужно предъявлять к экзаменационной подготовке этих предметов равнозначные требования.

Центр подготовки к ЕГЭ MAXIMUM

Если у вас есть вопросы к консультантам по ЕГЭ, вы можете задать их у нас на сайте и получить ответ абсолютно бесплатно!

ЗАДАТЬ ВОПРОС КОНСУЛЬТАНТУ ПО ЕГЭ

Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ

Психологическая подготовка к ЕГЭ, ОГЭ

Экзамены – это серьезное испытание не только интеллектуальных, но и личностных качеств человека в любом возрасте. Умение сохранить спокойствие, собранность, сконцентрироваться на задании и правильно рассчитать время его выполнения напрямую зависят от психологической подготовленности.

В гимназии проводятся мероприятия по психологической подготовке к итоговой аттестации в течение учебного года.

Мероприятия по психологической подготовке к итоговой аттестации

  1. Психологическая диагностика, направленная на выявление возможных трудностей при подготовке к экзаменам у выпускников (Опросник «Уровень психологической готовности к итоговой аттестации», Тест о правилах и процедуре проведения итоговой аттестации, «Определение уровня тревожности»)
    Срок: апрель
  2. Проведение тренинговых занятий с обучающимися (Экзамен. Психологические аспекты: стратегия построения ответа на экзамене; снятие стресса перед экзаменом). Срок: апрель-май
  3. Работа с родителями: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену. Проведение анкетирования «Определение детей группы риска», рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам. Срок: ноябрь, апрель
  4. Ознакомление учителей со стратегией поддержки детей различных индивидуальных особенностей в период подготовки к экзаменам, а также, как следует вести себя организаторам на самом экзамене. Срок: февраль-март
  5. Размещение на сайте гимназии информации для учителей, родителей и обучающихся (Срок: январь):
    1. Памятка организаторам проведения итоговой аттестации
    2. Памятка для выпускников «Как подготовиться к сдаче экзамена»
    3. Памятка для выпускников «Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ»
    4. Памятка для учителя «Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ, «ОГЭ», «ГВЭ»»
    5. Стратегии работы с детьми группы риска при подготовке к итоговой аттестации
    6. Анкета «Определение детей группы риска»
    7. Опросник «Уровень психологической готовности к итоговой аттестации»
    8. Тест о правилах и процедуре проведения итоговой аттестации
    9. Упражнения на саморегуляцию
    10. Психологическая подготовка к ЕГЭ

      Эмоциональные переживания по поводу экзамена, напряженность, могут снизить уровень подготовки и сильно навредить студенту во время самого экзамена. Повысить уровень концентрации внимания, гибкость мышления, качество подготовки Вам поможет психологическая подготовка к ЕГЭ.

      В рамках экспресс психодиагностики вы сможете узнать, какой канал восприятия, и какое полушарие мозга у Вас развито сильнее. Владея этой информацией, Вы сможете готовиться к экзамену с учетом Ваших индивидуальных особенностей, что сделает подготовку более легкой и комфортной для Вас.

      Позитивный настрой на тестирование, собранность и уверенность в том, что вы сможете применить свои знания правильно, также очень важны. Узнать свой уровень стресса и, при необходимости, снизить его, Вам поможет работа с психологом.

      Психологическая подготовка к ЕГЭ это:
      • Снижение уровня тревожности;
      • Развитие концентрации внимания;
      • Развитие четкости и структурированности мышления;
      • Повышение сопротивляемости стрессу;
      • Развитие эмоционально-волевой сферы;
      • Развитие навыков самоконтроля;
      • Развитие конструктивного взаимодействия и психических познавательных процессов;
      • Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.

      Успешная подготовка к Единому Государственному Экзамену предполагает освоение и свободное обращение с большим объемом учебного материала, умение рассуждать, держаться в рамках задания, понимать формулировку, уметь организовать свое время и грамотно использовать свои ресурсы.

      В рамках психологической подготовки к ЕГЭ

      У психолога Вы можете пройти экспресс-диагностику:
      1. Тест на выраженность межполушарной асимметрии;
      2. Биас-Тест, определяющий ведущий канал восприятия;
      3. Тест на уровень тревожности: «Стресс-тест».

      Программа психологической подготовки учащихся к ГИА

      Loading…

      Программа психологической подготовки учащихся к ГИА.

      Актуальность: помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену.

      Цель программы: оказание психологической помощи выпускникам 9, 11-ых классов, учителям,  родителям в подготовке к ГИА и ЕГЭ.

      Задачи программы:

      1. Развитие познавательного компонента психологической готовности к ГИА и ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.
      2. Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
      3. Содействие  адаптации учащихся к процессу проведения ГИА и ЕГЭ.
      4. Создание  необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей,  учащихся    и     их   родителей  во время  подготовки и проведения  экзаменационных испытаний.

      Ожидаемые результаты:

      1. Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА .
      2. Повышение сопротивляемости стрессу.
      3. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
      4. Развитие эмоционально-волевой сферы.
      5. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.

      Критериями оценки эффективности программы

      выступает то, что анализ проведенной работы будет производиться на основе сопоставления результатов проведенных диагностик до начала реализации программы и по ее завершению. Будет видно, насколько снизился уровень тревожности, как развились те или иные психические функции. Косвенной оценкой будет являться улучшение результатов ГИА и ЕГЭ у выпускников.

      Итак, важно отметить, что психологическая подготовка дает важное преимущество при прохождении ГИА и сдаче ЕГЭ. Кроме развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и др.), она формирует психологическую устойчивость к стрессам. При этом полученные выпускниками психологические знания и умения в дальнейшем могут применяться и в их дальнейшей службе и личной жизни.

       

      Субъекты программы: выпускники 9 и 11-х классов, их родители, учителя.

      Хронометраж занятий.

      В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1- раз в неделю.

       

      Структура занятия

      Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, сплочение группы, создание группового доверия. Следующим этапом занятия является рефлексия состояния участников, оформленная в определенном методическом приеме. Она позволяет настроиться на серьезный лад, обратить внимание на свое состояние «сейчас», для того чтобы в конце занятия оценить его изменения.

      Затем следует «разогревающее» психогимнастическое упражнение, тематически связанное с целью занятия, которое выполняет функцию «эмоциональной стимуляции», необходимой для последующего обращения к эмоционально значимым темам.

      Работа по теме занятия состоит из одного или нескольких упражнений, создающих условия для достижения целей каждого конкретного занятия.

      И, наконец, последним этапом занятия является рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия. Благодаря ей происходит ассимиляция опыта, полученного каждым участником на протяжении занятий. При реализации программ используются методы, описанные ниже.

      • Ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, упражнения с игровыми элементами, соответствующие темам занятия.
      • Психотерапевтические приемы (вербализация, «вентиляция чувств», визуализация, обратная связь, арт-терапевтические, психодраматические и сказкотерапевтические техники).
      • Групповое обсуждение как особая форма работы группы:
      • направленное обсуждение, целью которого является формулирование участниками группы выводов, необходимых для последующей работы;
      • ненаправленное обсуждение с целью вербализации опыта и «вентиляции чувств» участниками группы, а также сбора ведущим информации о ходе работы.
      • Психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения.

      Методы и техники, используемые в занятиях:

      • Ролевые игры.
      • Мини-лекции.
      • Дискуссии.
      • Релаксационные методы.
      • Метафорические притчи и истории.
      • Психофизиологические методики.
      • Телесно-ориентированные техники.

      Содержание программы

      Содержание деятельности

       

      Планируемый результат

      Сроки

      1.     Диагностическое направление

      Цель – информационное  обеспечение  процесса  психологического сопровождения готовности к ГИА и ЕГЭ

      1.     Подбор методик для диагностики психологической готовности учащихся к ГИА и ЕГЭ.

      2.     Отбор критериев и показателей по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

      3.     Проведение  диагностики.

      4.     Анализ полученных результатов.

      5. Создание  банка  методик, приёмов  

          работы  по адаптации  к  ГИА и ЕГЭ. 

       

       

       

       

      Определение  уровня  психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям по трем компонентам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ (самоорганизация и самоконтроль, познавательные процессы  – познавательный компонент, тревожность – личностный компонент, знакомство с процедурой ГИА и ЕГЭ – процессуальный компонент).

      Формирование  групп  учащихся, имеющих  проблемы  в обучении и  психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

      Ноябрь

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      2.     Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.

      Цель – создание  условий  для психологической готовности к ГИА и ЕГЭ и  решения психологических проблем конкретных учащихся.

      1.     Проведение  цикла занятий в форме психологических тренингов  для  учащихся 9,11-х  классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.

      1.Овладение  учащимися приёмами  и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений  самостоятельно противостоять  стрессу.

      Январь-апрель

      3.      Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

      Цель – оказание  психологической  помощи  и  поддержки субъектам ГИА и ЕГЭ, обучение  их навыкам  саморегуляции.

      1.Консультации  для  педагогов и родителей.

      2.Индивидуальные  и групповые консультации  для 

      выпускников.

       

       

       

       

       

       

      1. Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА и ЕГЭ.

      2.Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время сдачи ГИА и ЕГЭ.

      3. Готовность и способность субъектов ГИА и ЕГЭ к эмоционально – волевой  регуляции.

      Сентябрь  — май

       

       

       

       

       

       

       

       

      4.     Профилактическая  работа.

      Цель – проведение  мероприятий, направленных  на  создание  благоприятных  условий  ГИА и ЕГЭ.

       

       Групповые  и  индивидуальные     беседы по проблемам психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

      Создание  благоприятных  условий  для  проведения  экзаменационных испытаний.

      Октябрь – май

      5.      Организационно-методическая  работа.

       Цель – разработка  программ  диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.

      1.Разработка  цикла  занятий   для  учащихся  9 и 11-ых  классов с проблемами психологической готовности к ГИА и ЕГЭ.

      2. Разработка  рекомендаций, памяток  для  учащихся, педагогов, родителей.

      3. Оформление  информационного  стенда, наглядных  материалов для учащихся и родителей.

      4. Составление  расписания  занятий групповых  и  индивидуальных по психологическому сопровождению готовности к ГИА и ЕГЭ.

      1.Формирование психологической готовности к ГИА и ЕГЭ по ее трем компонентам (познавательному, личностному и процессуальному).

      2.Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА и ЕГЭ.

       

      октябрь  — май

       

      План работы по психологической подготовке учащихся и родителей

       в 2020-2021 учебном году к ГИА и ЕГЭ

       

      Виды деятельности

      Содержание

      Цель

      Сроки

      Ответственные

       

      Диагностическая работа

      Тест «Угрожает ли вам нервный срыв?»

      Выявление уровня нервного срыва

      Январь-апрель

      Психолог

      2

      Профилактическая работа

      Подготовка методических рекомендаций выпускникам по подготовке к ЕГЭ и ГИА

      Дать рекомендации по подготовке к экзаменам

      декабрь

      Психолог

      3

      Индивидуальные и групповые занятия

      Как лучше подготовиться к экзаменам

       

      Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам

      ноябрь

      Психолог

      Поведение на экзамене

       

      Дать рекомендации по поведению во время подготовки  и в момент экзамена

      ноябрь

      Психолог

      Память и приемы запоминания

      Знакомство с приемами запоминания, характеристиками памяти

      ноябрь

      Психолог

      Методы работы с текстами

       

      Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам

      декабрь

      Психолог

      «Способы саморегуляции в стрессовой ситуации»

      Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации

      январь

      Психолог

      4

      Оформление стенда для выпускников

      «Время вспомнить о ГИА (ЕГЭ)»

       

      Дать рекомендации, информацию  по подготовке к экзаменам

       

      первое полугодие

      Психолог

      5

      Работа с родителями выпускников

      Собрание «Психологические особенности подготовки к ЕГЭ  и ГИА».

       

      –        познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;

      –        проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;

      –        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

      февраль

      Заместитель директора по УВР, психолог

      8

      Профилактическая работа

      Подготовка методических рекомендаций  родителям  по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА

      –        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

      февраль

      Психолог

      9

      Консультация

      Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ, ГИА

      Оказание помощи по вопросам, связанных с ЕГЭ  и ГИА

      в течение года

      Психолог

      13

      Профилактическая работа

      Подготовка методических рекомендаций  классным руководителям и учителям –

      предметникам   по подготовке выпускников  к ЕГЭ  и ГИА

      –        дать рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам

      декабрь

      Психолог

       

      14

      Нормативная документация

      Оформление документации

      Справка о результатах проведения работы

      март

       

       

      Психолог

       

      Дата публикации — 10.09.2020

      Психологическая подготовка к экзаменам – PROFI.RU — За профи говорят дела

      Ирина Соколовская
      психолог, в 2014 году окончила докторантуру по социальной психологии в МПГУ.

      ЕГЭ и ОГЭ, о которых школьникам твердят весь год, — непростое испытание для нервной системы учеников.

      Какую стратегию подготовки к экзамену выбрать для последних дней, какой установить режим, что есть, отвлекаться ли на прогулки? Об этом расскажет эксперт PROFI.RU.

      3 стратегии подготовки к экзаменам: мифы и реальность

      Аргументы. Накануне экзамена нужно постараться усвоить максимум новой информации, до завтрашнего дня она точно не выветрится.

      Факты. Нейрофизиологи пока не могут точно определить максимальный объём человеческой памяти. Говорят о цифре в несколько петабайтов, а 1 петабайт — это 10 в пятнадцатой степени. Но, предупреждают учёные, часто новая информация поступает быстрее, чем система памяти способна её записать. Поэтому может получиться так, что система просто «зависнет» — ребёнок не сможет вспомнить факты, даты и события, которые узнал накануне.

      Верный подход. Последние часы лучше посвятить повторению. Кстати, лучше всего запоминается ответ, который схематично зарисован и тезисно законспектирован.

      Аргументы. Информация, которой школьник усиленно накачивался несколько месяцев, должна улечься. Поэтому никаких занятий в последний день. Отдых и прогулки на свежем воздухе — вот что нужно.

      Факты. За время подготовки, если ученик не бездельничал, выработался навык решения однотипных задач, поэтому, даже если совсем не заниматься накануне экзамена, ничего страшного не произойдёт.

      Верный подход. Накануне нужно отвести 3–4 часа для повторения особо важной или сложной информации, а в ответственный день — постараться создать себе радостное настроение и успокоиться, чтобы непосредственно на экзамене мозги включились.

      Аргументы. В состоянии стресса человек лучше соображает и реагирует, а успокоительные препараты делают нас заторможенными.

      Факты. Седативные препараты действительно снижают концентрацию и умственную активность. Но что касается поведения в состоянии стресса, многие люди отмечают, что «теряют способность соображать».

      Исследования учёных говорят о том, что лучших результатов добиваются люди с оптимальным уровнем мотивации. Это те, кто хочет сдать экзамен хорошо, но не считает низкий балл концом света. Именно такой настрой способствует выработке гормона стресса в том количестве, который помогает человеку лучше концентрироваться и реагировать.

      Верный подход. Естественное волнение перед экзаменом появится в любом случае, нет нужды «накачивать» ребёнка разговорами о важности этого события, его влиянии на дальнейшую жизнь. Если видите, что ваш ученик сам не свой от волнения, проиграйте худший сценарий развития событий. Что будет для ребёнка провалом, что случится, если не удастся получить высокий балл, как действовать в этом случае.

      Ваш посыл: мы любим тебя и поддержим в любой ситуации. Ну и, конечно, купите ребёнку шоколад с содержанием какао от 72%, он повышает настроение. Успокоиться поможет и чай с мятой.

      Режим подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

      • Соблюдайте режим школьного расписания: 45 минут занятий, 15 минут — перерыв. Мозг молодого человека неспособен эффективно трудиться дольше, чем длится урок.
      • Во время «перемены» нужно подвигаться, размяться, или, напротив, полежать, расслабившись, с закрытыми глазами.
      • После 3–4 «уроков» — большой перерыв на обед и прогулку. Придумайте поручение, которое заставит ребёнка выйти из дома на час-полтора.
      • Вечерний блок занятий занимает те же 3–4 урока. К 19 часам с учёбой по возможности нужно закончить. Если материала, отведённого для повторения в этот день, слишком много, можно позаниматься ещё 3 урока. После полуночи сидеть бесполезно — в памяти ничего не останется.
      • Материал для повторения и закрепления нужно распределить равномерно по дням подготовки.
      • Позаботьтесь об удобном и хорошо освещённом рабочем месте, уберите отвлекающие предметы.
      • Используйте записи, схемы, диаграммы. Составляйте шпаргалки: конспекты и схемы! Это способ задействовать механическую память.
      • Во время подготовки к экзаменам ребёнок должен высыпаться: во сне происходит консолидация памяти — закрепление полученной информации и перевод её из кратковременного в долговременное хранение. Чем больше нового запоминает мозг, тем больше времени нужно для закрепления. Но это не значит, что нужно спать по полдня, достаточно 8 часов сна для восстановления мозговой деятельности и памяти.

      Чем подпитывать мозг во время подготовки к экзаменам

      Если ваша семья придерживается принципов здорового питания — замечательно. Если нет — самое время начать.

      Во время подготовки к экзаменам на столе не должно быть полуфабрикатов, фастфуда и другой нездоровой пищи.

      Продукты, улучшающие концентрацию внимания и память:

      • жирная рыба;
      • творог;
      • орехи;
      • семечки;
      • курага;
      • йогурт;
      • черника;
      • зелёный чай;
      • горький шоколад.

      МБОУ «СОШ№2» — Советы психолога

      Выпускникам

      1. Советы выпускнику 2020 (скачать 215Kb )

      2. Психологическая подготовка учащихся к ГИА (часть I) (скачать 3Mb)

       Просмотреть презентацию (для управления используйте кнопки проигрывателя)

      (если презентация не отображается очистите кэш вашего браузера и обновите страницу)

      3. Психологическая подготовка учащихся к ГИА (часть II) (скачать 630Kb)

       

      Просмотреть презентацию (для управления используйте кнопки проигрывателя)

      (если презентация не отображается очистите кэш вашего браузера и обновите страницу)

      4. Психологическая подготовка учащихся к ГИА (часть III) (скачать 460Kb) 

       

      Просмотреть презентацию (для управления используйте кнопки проигрывателя)

      (если презентация не отображается очистите кэш вашего браузера и обновите страницу)

       

      5. Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ (скачать 288Kb )

      6. Как подготовиться к экзамену психологически  (скачать 215Kb )

      7. Способы снятия напряжения (скачать 181Kb )

      8. Особенности питания во время экзамена (скачать 210Kb )

      9. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Советы психолога выпускнику (скачать 221Kb )

       

       

      Родителям

      1. Советы родителям выпускников 2020 (скачать 187Kb )

      2. Советы родителям детей с ОВЗ (скачать 200Kb ) 

      3. Как помочь учащимся подготовить и сдать ГИА (скачать 3,91Mb)

      Просмотреть презентацию (для управления используйте кнопки проигрывателя)

      (если презентация не отображается очистите кэш вашего браузера и обновите страницу)

      4. Памятка родителям №1 (скачать 272Kb )

      5. Памятка родителям №2 (скачать 122Kb )

      6. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Чем родитель может помочь выпускнику?  (скачать 190Kb )

       

      Педагогам

       

      Психологическая подготовка к ГИА  (скачать 1,99 Mb )

      Просмотреть презентацию (для управления используйте кнопки проигрывателя)

      (если презентация не отображается очистите кэш вашего браузера и обновите страницу

       

      Психологические рекомендации педагогам по подготовке выпускников к ЕГЭ (скачать 174Kb )

      Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ (скачать 467Kb )

      Психологическая подготовка к ЕГЭ

      Актуальность.

      Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно, и каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

      Все трудности при подготовке к ЕГЭ можно разделить на три типа:

      1. Когнитивные трудности — это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Для педагога важен объем знаний, с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и определять их от второстепенных, оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Успешность в выполнении заданий ЕГЭ обеспечивают хорошая переключаемость и оперативная память. Для преодоления когнитивных трудностей используются задания двух типов:

      • психогимнастические упражнения, развивающие переключаемость,
      • игры и задания, развивающие навыки оперирования понятиями.

      2. Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Основное следствие личностных трудностей — это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. При высоком уровне тревоги, вызванной особой значимостью экзамена, проводится работа, направленная на субъективное снижение значимости экзамена.

      3. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный характер, что может являться причиной значительных трудностей, которые можно разделить на несколько групп:

      • трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов;
      • трудности, связанные с ролью взрослого;
      • трудности, связанные с критериями оценки;
      • трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей;
      • трудности, связанные с отсутствием четкой стратегии деятельности.

      Программа разработана с учетом вышеперечисленных трудностей и направлена на их преодоление.

      Цели и задачи.

      Цель программы: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

      Задачи программы:

      • обучить выпускников приемам активного заполнения;
      • обучить способам волевой мобилизации и поддержание рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;
      • обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

      Содержание проекта.

      Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, психологическая игра.

      Программа состоит из четырех модулей:

      1. Память и примы заполнения. Методы запоминания текстов.
      2. Приемы волевой мобилизации.
      3. Приемы релаксации и снятия напряжения.
      4. Установка на успех.

      Цель занятий 1 модуля: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, обучение приемам запоминания, отработка полученных навыков.

      Цель занятий 2 модуля: знакомство учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации, отработка приемов самообладания, необходимых учащимся в ходе сдачи экзамена.

      Цель занятий 3 модуля: обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления, формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

      Цель занятий 4 модуля: создание атмосферы положительного настроя на конечный результат.

      Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели.

      1. Данные наблюдения (каждый параметр — по условной 5-балльной шкале):

      • эмоциональная включенность,
      • деловая включенность,
      • общая удовлетворенность от занятия.

      2. Методы организации обратной связи:

      • учащиеся оценивают занятия по 10-балльной шкале по параметрам: интересность, полезность и собственная активность с кратким обоснованием;
      • учащиеся письменно оценивают курс, что понравилось, что не понравилось, дают свои предложения.

      3. Результаты тестов «Мое самочувствие», «Стресс-тест», «Тест эмоций».

      Результаты реализации программы

       

      Критериями эффективности реализации программы являются:

      • полнота учета основных групп трудностей, возникающих при подготовке и в ходе ЕГЭ;
      • осознанность применения приемов запоминания, волевой мобилизации, релаксации;
      • самостоятельность выполнения упражнений для снятия в необходимых ситуациях;
      • оптимизм по отношению к предстоящим экзаменам, вера в свои силы.

      У учащихся, прошедших тренинг отмечается снижение уровня личностной и школьной тревожности (данные результаты получены при проведении диагностики по методикам Спилбергера и Филлипса), повышения уровня развития опосредованного запоминания и словесно-логического мышления (данные результаты получены при проведении методик «Пиктограмма» и «Последовательность событий». Учащимися отмечается снижение беспокойства по поводу предстоящих экзаменов. Кроме того, они отмечают, что усвоенные на тренинге знания помогли им готовиться к экзаменам.

      10 советов по психологической подготовке к экзаменам

      Часто плохая успеваемость в условиях экзамена может быть связана с негативным мышлением, обычно в форме стресса, беспокойства и отсутствия уверенности в себе. Ознакомьтесь с этими советами, чтобы мысленно подготовиться к экзаменам.

      Прошлые статьи

      Беспокойство перед экзаменом часто возникает из-за страха перед неизвестным. Незнание, чего ожидать в условиях экзамена, может вызвать панику. Преодолейте это, изучив прошлые экзаменационные работы, чтобы получить реалистичное представление о том, что нас ждет впереди.

      Организуйте свои записи

      Организуйте свой письменный материал по подзаголовкам, таблицам, спискам и диаграммам. Слишком много письменного материала может оттолкнуть. Если вы разделите работу, подготовка к экзаменам станет более продуктивной.

      Напоминание перед сном

      Мозг запоминает и усваивает информацию особенно хорошо непосредственно перед тем, как вы заснете. В это время скажите себе вслух или про себя: «Завтра я буду усердно работать из спокойного и расслабленного состояния».Это побудит вас начать следующий день наилучшим образом.

      Стресс — это не так уж плохо

      Экзаменационный стресс не всегда должен быть отрицательным — он призван побуждать вас к действию, поэтому используйте его в своих интересах. В небольших количествах стресс побудит вас работать усерднее и быстрее думать. Только не позволяйте этому нарастать слишком сильно.

      Управление временем

      Тайм-менеджмент — один из ключевых навыков эффективного пересмотра. Стресс часто возникает из-за убеждения, что у вас не хватает времени на подготовку; Распределив временные блоки для каждой важной темы, вы ничего не пропустите, и ваши заботы исчезнут.

      Найди друга по учебе

      Приятно знать, что другие находятся в одной лодке с вами. Во время подготовки к экзамену найдите кого-нибудь для обучения. Эта стратегия делает каждого из вас ответственным друг перед другом и делает редактирование более интерактивным и приятным.

      Взглянем на перспективу

      Когда тебе предстоит экзамен, трудно думать ни о чем другом. Рассмотрите свои экзамены в перспективе — мир не погибнет, если вы проиграете.

      Сгенерировать положительное состояние

      Один из важнейших показателей поведения — это ваше внутреннее состояние.Если вы чувствуете себя хорошо при подготовке к экзаменам, ваши шансы на хорошую успеваемость увеличиваются. Выделите 5 минут перед экзаменом, чтобы наполнить свой разум положительным материалом и зарядиться энергией.

      Учитесь на своих ошибках

      Экзаменационный стресс часто возникает из-за боязни сделать ошибку. К сожалению, ошибки — это неизбежная составляющая экзаменов. Учитесь на своих ошибках, рассматривая неудачи как обратную связь, чтобы оставаться позитивным.

      Не стремитесь к совершенству

      Экзаменационный стресс часто возникает из-за беспокойства по поводу ошибок.Принятие того, что совершенства никогда не достичь и что всегда есть возможности для совершенствования, снимает часть давления.

      >> Щелкните здесь, чтобы перейти к неделе 2: Получите мотивацию

      Горящих советов по подготовке к экзамену —

      Петерсона Независимо от того, сдаете ли вы SAT, ACT, PSAT или другой экзамен, вы можете сделать определенные вещи заранее, чтобы обеспечить успешный опыт. Имеет смысл пересмотреть то, что вы узнали, но хорошее питание, сон и время для отдыха тоже имеют большое значение.

      Подготовка к экзамену включает в себя заботу о себе

      Чтобы ваш мозг работал наилучшим образом в день теста, вы можете сделать несколько вещей, которые помогут вашему организму пройти необходимую подготовку к экзамену.

      Сон
      Очень важно хорошо отдохнуть. Не забудьте хорошо выспаться за несколько дней до обследования.

      Если вы плохо выспались в ночь перед обследованием, не беспокойтесь об этом! За две-три ночи до этого важнее выспаться.У вас все еще должна быть энергия, необходимая для того, чтобы работать с максимальной отдачей.

      Диета
      Не меняйте диету прямо перед тестом. Сейчас не время пробовать новые продукты, даже если они более полезны. Вы же не хотите, чтобы утром во время теста выяснилось, что вчерашний энергетический батончик не подошел.

      За несколько недель до обследования постарайтесь включить легкий здоровый завтрак в свой распорядок дня. Если вы уже завтракаете, это хорошо — ничего не меняйте.

      Стресс может негативно повлиять на подготовку к экзамену

      Слишком сильный стресс по поводу экзамена может негативно повлиять на вашу успеваемость.Часть вашей подготовки к экзамену должна включать психологическую и эмоциональную подготовку.

      Осознавайте, какое беспокойство вы испытываете.
      Первое, что нужно запомнить, это то, что это естественное явление; ваше тело настроено бить тревогу, когда вот-вот произойдет что-то важное. Однако, поскольку вы знаете, что делают ваше тело и разум, вы можете это компенсировать.

      Relax
      Каждый день посвящайте немного времени отдыху. Постарайтесь избавиться от давления, которое накапливается в течение обычного дня.

      Визуализируйте успешный опыт
      Вы уже знаете, чего ожидать в день теста: когда вы получите каждый раздел теста, сколько там вопросов, сколько времени у вас будет и т. Д. Вы также знаете, где вы находитесь сильные и слабые. Представьте, что вы уверенно отвечаете на вопросы, правильно и плавно проходите мимо проблемных мест — вы сможете вернуться к этим вопросам позже.

      Расскажите об этом
      Найдите члена семьи или надежного друга, с которым вы можете поговорить о том, что вас беспокоит во время теста.Когда этот человек говорит вам, что все будет хорошо, верьте ему!

      Подготовка к экзамену

      Вам также необходимо быть готовым к тому, что вы увидите на экзамене. Это часто включает в себя ознакомление с типами вопросов, повторение тем и ответы на практические вопросы.

      Устные вопросы
      Устные вопросы или вопросы на понимание прочитанного появляются на многих экзаменах, включая SAT, ACT и PSAT.

      Для вопросов, основанных на отрывках, сначала поработайте над подробными вопросами, на которые вы можете легко найти ответ.Затем переходите к вопросам логического вывода, вопросам, в которых задается цель автора, и вопросам основной идеи.

      Если в вопросе используется сложное словарное слово, используйте окружающие подсказки в тексте, чтобы определить, что оно означает.

      Письменные вопросы
      Не все экзамены содержат вопросы для сочинений, но многие из них содержат. Помните, что несколько орфографических или грамматических ошибок допустимы, но вы должны попытаться устранить как можно больше из них. Попробуйте изменить длину предложения и выбор слов.

      Прежде чем начать писать, потратьте несколько минут на мозговой штурм идей и обрисовку аргументов, которые вы хотите высказать. Планирование поможет вам написать хорошо организованное и связное эссе.

      Практика и повторение
      Что бы вы ни делали, не торопитесь за тест! Это плохая стратегия подготовки к экзамену, потому что вы не запомните большую часть того, что «выучили» во время зубрежки, и маловероятно, что те немногие вещи, которые она поможет вам запомнить, окажутся на тесте.Сохраните энергию, которую вы бы потратили на тестовый день.

      За несколько дней до теста сделайте обзор навыков и концепций, в которых вы сильны. Будьте уверены в себе, просматривая все, что вы знаете, и запомните это чувство уверенности во время прохождения теста.

      Доступно множество ресурсов для подготовки к тесту. Обязательно используйте эти ресурсы для практики и повторения задолго до теста, а также для того, чтобы напомнить себе о времени, близком к фактической дате тестирования.Ознакомьтесь с практическими тестами SAT, ACT и PSAT, доступными здесь, в Peterson’s, которые идеально подходят для этой цели.

      Помочь им психологически подготовиться к экзаменам

      Эффективные учебные привычки являются предпосылкой для того, чтобы направить студентов на путь к совершенству в образовании. Однако перед студентами стоит широкий круг проблем, которые могут отрицательно сказаться на их успеваемости.

      Не только методы обучения могут повлиять на результаты учащихся, но и скрытые психологические факторы, которые необходимо выявить, чтобы изменить негативное восприятие.Работа учителя состоит в том, чтобы выявить лежащие в основе отношения и представления, которые препятствуют академической успеваемости, и стимулировать альтернативные взгляды и представления, которые могут способствовать активному участию в обучении и учебе.

      Психологические страхи

      Учителя должны стремиться предлагать подлинные и актуальные решения скрытых психологических страхов, которые мешают учащимся осуществить свои мечты. Учителя могут управлять большей частью обучения студентов, поскольку они составляют планы уроков, которые соответствуют учебной программе и, следовательно, предназначены для того, чтобы дать студентам знания, необходимые для сдачи экзаменов.Они также могут предложить рекомендации относительно того, как запланировать периоды проверки перед экзаменом.

      Однако учителя редко тратят время на объяснение широкого круга психологических проблем, которые могут препятствовать и отрицательно сказываться на успеваемости и успеваемости учащихся. Они часто даже не умеют преподавать таким образом, чтобы стимулировать и способствовать процессу обучения, предпочитая вместо этого просто читать лекции своим ученикам — что эквивалентно выбрасыванию знаний и надежде, что некоторые из них сохранятся.

      Обучение можно значительно улучшить, если учащиеся будут иметь возможность управлять процессом самостоятельно. Для этого учащимся необходимо:

      • Развить способность управлять своим временем.

      • Структура периодов обучения.

      • Разбивайте большие задачи на более управляемые.

      • Ставьте достижимые цели и задачи.

      • Сохраняйте стойкость даже в трудных обстоятельствах.

      • Определите способы, с помощью которых они могут отслеживать и оценивать свой прогресс в обучении.

      • При необходимости скорректируйте свои стратегии обучения.

      • Определите, как они могут преодолеть любые трудности, с которыми они сталкиваются в процессе.

      Иногда студенты боятся, что учебная задача настолько велика, что они не могут выполнить ее самостоятельно. Вместо этого, уклоняясь от этого, они могут чувствовать себя эмоционально подавленными, когда терпят поражение.Они становятся все более озабоченными, когда дело доходит до изучения или пробования чего-то нового.

      Многочисленные исследования показали, что индивидуальные различия между учащимися существуют с точки зрения следующих конструктов:

      • Самооценка (самовосприятие, которое может быть отрицательным или положительным).

      • Самоэффективность (вера в свои способности, низкая или высокая).

      • Самоуважение (уверенность в себе, которая может быть низкой или высокой).

      • Установки (суммарная оценка поведения).

      • Локус контроля (воспринимаемая причинность событий, которая может быть внутренней или внешней по отношению к себе).

      Каждый из этих психологических факторов связан либо с неудачей или достижением в академическом контексте, эмоциональной стабильностью или нестабильностью, уверенностью или неуверенностью, а также с психологическим благополучием или отсутствием благополучия или даже беспокойством.

      Понимание и создание среды, свободной от страха и угроз, позволит студентам справиться с трудностями учебы и обучения, а также развить способность усвоить и освоить процесс простого начала.Общая цель образования состоит в том, чтобы побудить учащихся и дать им возможность развивать способность мыслить свободно и рационально; организовать себя, время и свою работу; и уверенно подходить к тестам и экзаменам.

      Учащиеся, которые покидают школу с автономией в постановке собственных учебных целей и с уверенностью в том, что знают, как их достичь, гораздо лучше подготовлены к обучению на протяжении всей своей жизни. Обучение — это не столько простое приобретение знаний, сколько вопросы, рассуждения, понимание и обретение мудрости.Когда кто-то знает, как учиться, он становится активным контролером своего обучения, а не пассивным потребителем образования.

      Среда обучения

      Большая часть учебного времени учащихся тратится на формальное образование, будь то школа, колледж или университет. Это, в свою очередь, означает, что климат и культура образовательного учреждения жизненно важны для создания эффективной среды обучения. Жесткие ограничения относительно того, что является приемлемым или идеальным, оттолкнут больше студентов, чем они могут принять, и в конечном итоге окажутся вредными для обучения.

      Когда учителя создают культуру, которая приветствует открытия, вызовы и личное развитие, они будут поощрять обучение гораздо более эффективно, чем те, кто стремится навязать нормы одежды, ценностей и мышления. Если учащийся чувствует себя отчужденным и отстраненным от учебного контекста в учебном заведении, которое он посещает, его потенциал усвоения фундаментальных концепций и развития эффективных навыков обучения, вероятно, будет неблагоприятно затронут.

      Ключевые методы

      Для повышения успеваемости учащихся важно обучать методам улучшения самооценки, быть более оптимистичным, уверенным в себе и брать на себя ответственность за собственные результаты учебы.

      Определенные навыки, которым обучают, пригодятся учащимся не только при сдаче экзаменов, но и на протяжении всей их жизни. Важно прививать правильные методы улучшения отношения, например, начинать каждый день в позитивном настроении для повышения личной продуктивности.

      Такое обучение может помочь студентам развить хорошее понимание самих себя, перенаправить деструктивное отношение на более конструктивное и укрепить ментальные связи, которые они уже установили.

      Это гарантирует, что они полностью вовлечены в урок, и побудит их уважать авторитет учителя. Способность учителя вовлекать учеников в объединение идей, обсуждение реальных проблем создаст прочную основу для воспоминаний, помогая им вспомнить применяемые принципы и создавая увлекательный, расширяющий и обогащающий опыт и демонстрируя понимание различных направлений. которые составляют тему.

      Привлечение учеников к правильным стратегиям обучения — жизненно важный навык, который учителя могут передавать ученикам для улучшения процесса обучения.

      10 советов для правильных учебных привычек

      • Разработайте цель своей учебы, которая послужит вашим главным мотиватором, когда дела станут тяжелыми.

      • Составьте учебный план, просто записав, как вы можете ежедневно достигать своих целей. Составление списков является ключевой частью процесса планирования.

      • Победите промедление и страх.

      • Примите правило 80/20: посвятите несколько часов серьезному, сосредоточенному изучению, устраните отвлекающие факторы и сосредоточьтесь на своей рабочей нагрузке, оставьте время для себя / домашних дел.

      • Было обнаружено, что многозадачность оказывает негативное влияние на академическую успеваемость — практикуйтесь, сосредотачиваясь на одной задаче до ее завершения, вместо того, чтобы делать много дел одновременно с частичным вниманием и раздробленным намерением.

      • Придерживайтесь своего графика обучения с ожиданием определенного результата.

      • Определите свой собственный стиль обучения и разработайте эффективные методы обучения.

      • Создавайте такие устройства, как интеллектуальные карты.Различные исследования показали, что интеллект-карты нравятся обоим полушариям мозга: они связаны и логичны, чтобы радовать наше «левое полушарие», и в то же время умны и изобретательны, чтобы обращаться к нашему «правому полушарию». Мы используем наш мозг оптимально, когда можем удовлетворить оба полушария.

      • Используйте правильные методы обучения и стратегическое управление временем.

      • Тяжелая работа — это правило образовательного мастерства, поэтому усваивайте дисциплину, решительность, решительность.

      • Патрисия Орлунво Икирико — автор книги «Успешный студент» (12 фунтов стерлингов.99, Panoma Press), который доступен уже сейчас.

      Десять советов по психологической подготовке к выпускным экзаменам

      Подготовка к выпускным экзаменам крайне болезненна, эти чудовищные испытания всегда мешают вашей свободе, но это не значит, что вы можете расслабиться и попить чай со льдом у бассейна. Итак, пришло время сосредоточиться, поскольку эти оценок отражают тяжелую работу, которую вы проделали в течение всего учебного года. Вот несколько полезных советов, которые вам помогут.

      1. Поймите свои цели Всегда спрашивайте себя, зачем вы тратите время и энергию , чтобы хорошо пройти тест? Почему вы собираетесь быть учеником, получившим пятерку? Определите свои цели и упорно сражайтесь за них.

      2. Подготовка тестов, которые имеют наибольшее значение Большинство студентов думают, что им следует уделять учебе одинаковое время для каждого теста. Таким образом они лишаются возможности действительно уделять время тому, в чем они нуждаются.Итак, сначала сконцентрируйтесь на предметах , которые помогут вам в вашей практической жизни.

      3. Уточните содержание и формат экзаменов Спросите себя о формате экзамена, например, с несколькими вариантами ответов, , эссе или и того, и другого, и как только вы начнете учиться, задавайте любые вопросы своим учителям. Учителя будут рады вам помочь.

      4. Стремитесь начать исследования заблаговременно Лучшее время для начала занятий — начало урока.Итак, каждую неделю выделяйте немного времени, чтобы сесть, систематизировать свои записи и подумать о том, что идет хорошо, а что плохо. Помните, что за три-четыре недели до начала вы хотите создать для себя план исследования .

      5. Узнайте, как вы учитесь лучше всего У всех разные методы обучения . Призовите своего внутреннего обучающегося демона и исследуйте, какой метод для вас предпочтительнее. Помните, что любая учеба — это хорошая учеба, поэтому делайте это так, как вам удобнее.

      6. Делайте перерывы на перекус Ваш мозг потребляет энергию во время учебы. Итак, всегда делайте пятиминутный перерыв каждый час, чтобы ваше тело производило больше энергии для учебы, перекусывайте и растягивайтесь. Помните, что перерывы действительно улучшат вашу учебу.

      7. Знайте, когда нужно прекратить обучение Во время подготовки к экзамену гораздо выше вероятность того, что вы заставите себя нервничать и запутаетесь. Помните, что карточки для студентов в последнюю минуту могут быть хорошим ресурсом, и могут принести вам дополнительных баллов в день экзамена, и это гораздо полезнее, чем начинать со страницы первой учебника.

      8. Хорошо выспитесь Хорошо! Может возникнуть соблазн не ложиться спать поздно, изучая , но помните, что вам понадобится энергия и сосредоточенность, пока вы будете сдавать экзамен.

      9. Получите заряд энергии утром перед экзаменом Не перегружайте себя, вместо этого почитайте книгу или разгадывайте кроссворды, выведите собаку на прогулку или займитесь спортом. Просто сделайте что-нибудь, что заставит вас почувствовать себя живым и положительным и повысит ваш уровень энергии и уверенность в себе за 24 часа до теста.

      10. Relax Помните, что вы уже сдавали выпускных экзаменов раньше, и вы выживете и на этот раз. Хорошо! Если вы нервничаете, когда садитесь сдавать тест, просто сделайте три медленных и ровных вдоха и напомните себе, что вы готовились к этим тестам весь год.

      Шесть проверенных исследованиями способов учиться лучше

      Многие студенты пропускают урок в ключевой области, которая может гарантировать их успех: как учиться эффективно.

      Студенты часто готовятся к экзаменам, перечитывая конспекты занятий и зубрежка глав учебника — методы обучения, основанные на предположении, что воспоминания подобны записывающим устройствам, которые могут воспроизводить воспоминания во время экзамена. «Но операции хранения и поиска в человеческой памяти отличаются от записывающих устройств почти во всех отношениях», — говорит профессор психологии Роберт Бьорк, доктор философии, содиректор лаборатории обучения и забвения в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

      Что помогает нашему мозгу сохранять информацию? Изучите стратегии, требующие, чтобы мозг работал над запоминанием информации, а не пассивно просматривал материал.

      Бьорк ввел термин «желаемая сложность» для описания этой концепции, и психологи пытаются понять, как именно студенты могут разрабатывать методы, чтобы максимизировать познавательные преимущества своего учебного времени.

      Вот шесть проверенных исследованиями стратегий преподавателей психологии.

      1. Запомните и повторите

      Методы исследования, которые включают запоминание информации более одного раза — известные как практика повторного извлечения — идеальны, потому что каждый раз, когда память восстанавливается, она становится более доступной в будущем, — объясняет Джеффри Карпик, доктор философии, исследователь психологии из Университета Пердью в Индиане. изучает человеческое обучение и память.

      Преимущества этого метода стали очевидны, когда Карпике провел исследование, в котором студенты пытались выучить список слов на иностранном языке. Участники выучили слова одним из четырех способов:

      • Однократное изучение списка.
      • Учится, пока они не вспомнят хотя бы раз каждое слово.
      • Учится до тех пор, пока они не вспомнят три раза подряд каждое слово.
      • Учится до тех пор, пока они не вспомнят каждое слово трижды в течение 30-минутного сеанса обучения.

      В последнем условии учащиеся переходили к другим словам после того, как правильно вспомнили слово один раз, а затем вспоминали его снова после того, как попрактиковались в других словах.

      Неделю спустя исследователи проверили студентов на словах и обнаружили, что участники, которые практиковались с повторным интервальным извлечением — последнее условие — намного превзошли другие группы. Учащиеся в этой группе запомнили 80% слов по сравнению с 30% для тех, кто вспомнил информацию три раза подряд — так называемая практика массового поиска — или один раз.Первая группа, не участвовавшая в запоминании, запоминала слова менее 1% времени ( Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition (PDF, 288KB), Vol. 37, No. 5, 2011).

      Многие ученики полагают, что вспоминание того, что они когда-то выучили, является доказательством того, что они это запомнили. Но, говорит Карпике, то, что вы можете извлечь факт в ходе учебного занятия, не означает, что вы запомните его позже во время теста. «Всего несколько повторных поисков могут дать значительный эффект, и лучше всего делать это через определенные промежутки времени.”

      2. Адаптируйте свои любимые стратегии

      Другое исследование обнаруживает поддержку программ онлайн-карточек, таких как Study Stack или Chegg, для практики получения информации — до тех пор, пока студенты продолжают повторное тестирование в дни, предшествующие тесту, говорит Джон Данлоски, доктор философии, изучающий саморегулируемое обучение. в Государственном университете Кента в Огайо. По словам Данлоски, для карточек с ответами из одного слова данные свидетельствуют о том, что обдумывание ответа эффективно, но для более длинных ответов, таких как определения, учащиеся должны печатать, записывать или произносить ответы вслух.Если ответ неверен, изучите правильный и повторите упражнение позже во время учебной сессии. «Они должны продолжать делать это, пока они не станут правильными, а затем повторить процесс еще через пару дней», — говорит он.

      Сопоставление понятий — диаграмма, изображающая отношения между концепциями — еще один хорошо известный метод обучения, ставший популярным, но исследователи когнитивной психологии предостерегают студентов от использования этой стратегии только в том случае, если они попытаются создать карту с закрытой книгой.Карпике продемонстрировал это в исследовании, в котором студенты изучали темы, создавая концептуальные карты или записывая заметки в двух разных условиях: с открытым учебником или с закрытым учебником. С закрытым учебником они вспоминали столько, сколько могли вспомнить. Неделю спустя студенты сдали экзамен, проверяющий их знания материала, и студенты, которые практиковали извлечение информации с закрытой книгой, показали лучшие результаты ( Journal of Educational Psychology , Vol.106, № 3, 2014 г.).

      «Концептуальные карты могут быть полезны, если студенты будут практиковаться в поиске, используя эту стратегию», — говорит Карпике.

      3. Проверь себя

      Студенты также должны воспользоваться тестами — от учителей, из учебников или приложений, таких как Quizlet, — чтобы улучшить их способность сохранять и вспоминать информацию. «Это работает, даже если студенты неправильно отвечают на эти тесты», — говорит профессор психологии Орегонского государственного университета Риган Гурунг, доктор философии. «Лучше даже пытаться и терпеть неудачи, чем вовсе не пытаться», — говорит он.«Просто попытка извлечь что-то помогает закрепить это в своей памяти».

      Гурунг исследовал различные подходы к использованию викторин на девяти вводных курсах психологии по всей стране. В исследовании ученые работали с инструкторами, которые согласились участвовать в разных условиях. Некоторые требовали, чтобы студенты прошли тесты по главам один раз, в то время как другие требовали, чтобы они проходили каждую викторину несколько раз. Кроме того, некоторым студентам было предложено заполнить все тесты по главам к одному крайнему сроку перед экзаменом, в то время как другие должны были откладывать свои викторины, соблюдая крайние сроки на протяжении всего курса.Студенты, которые распределили свои викторины и прошли их несколько раз, показали лучшие результаты на экзаменах ( Applied Cognitive Psychology , Vol. 33, No. 5, 2019).

      Хотя попытки и неудачи в практических викторинах могут быть эффективной стратегией обучения, профессор психологии Нейт Корнелл, доктор философии из колледжа Уильямс в Массачусетсе, скептически относился к выбору студентов таким образом, потому что многие люди по своей природе не любят ошибаться. Он стремился выяснить, можно ли создать стратегию поисковой практики, которая повысила бы шансы учащихся получить правильный ответ без ущерба для качества обучения.Чтобы проверить эту возможность, он провел исследование, в котором участники пытались запомнить пары слов, такие как «идея: ищущий». Цель заключалась в том, чтобы запомнить второе слово, увидев только первое. Студенты могли практиковаться, повторно изучая все пары, или путем самотестирования с различными вариантами подсказок — видя либо две или четыре буквы второго слова в паре, либо вообще никаких букв ( Когнитивные исследования: принципы и последствия , Том 4, 2019).

      Большинство студентов предпочли самотестирование повторному изучению, и результаты показали, что даже с подсказками группа самопроверки справилась с заключительным тестом слов лучше, чем группа повторного изучения.«Это беспроигрышная ситуация, потому что техника, которая сработала наиболее эффективно, также понравилась им больше всего», — говорит Корнелл.

      Что еще более важно, учащиеся думают, что они учатся более эффективно, когда они правильно отвечают во время практики, а это означает, что они будут еще более мотивированы, чтобы попробовать поисковую практику, если есть подсказки, говорит Корнелл. Чтобы применить эту стратегию, он предлагает добавлять подсказки к самогенерируемым карточкам или тестам, например, по первой букве ответа или одному из слов в определении.

      4. Максимально используйте учебные группы

      Многим студентам также нравится учиться с одноклассниками. Но при работе в группах важно, чтобы студенты давали каждому возможность самостоятельно обдумывать ответы, — говорит Генри Родигер, третий доктор наук, профессор кафедры психологии Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Одно исследование подчеркнуло важность этого: участники пытались выучить слова на иностранном языке, отвечая вслух или слушая ответы своих партнеров ( Journal of Experimental Psychology: Applied (PDF, 426KB), Vol.24, No 3, 2018). Как и ожидалось, те, кто ответил вслух, через два дня превзошли слушателей на тесте. Исследователи также сравнили участников, ответивших вслух, с партнерами, которые молча пытались вспомнить ответы. Все получили обратную связь о том, правильно ли они получили ответ. Обе группы показали сопоставимые выступления. «Ожидание, пока другие подумают над ответами, может замедлить процесс, но это способствует лучшему удержанию всех, поскольку требует индивидуальных усилий», — говорит Рёдигер.

      5. Смешайте

      Исследователи также исследовали потенциальные преимущества «чередования» или изучения разных курсов за одну учебную сессию ( Journal of Experimental Psychology: Applied , Vol. 23, 4 ноября 2017 г.). Например, вместо того, чтобы посвящать два часа подготовке к экзамену по психологии, студенты могли бы использовать это время для подготовки к экзаменам по курсам психологии, биологии и статистики. Через несколько дней студенты могли снова пройти те же курсы в течение другого отрезка времени.«Эта стратегия, в отличие от блокирования изучения по курсу, естественным образом вводит интервалы, поэтому студенты практикуют извлечение информации с течением времени», — говорит Бьорк.

      Но исследование чередования дало неоднозначные результаты, говорит Аарон Ричмонд, доктор философии, профессор педагогической психологии и человеческого развития в Метрополитенском государственном университете в Денвере. «Если концепции двух предметов слишком близко пересекаются, это может помешать обучению», — говорит Ричмонд. «Но химия и введение в психологию настолько разные, что это не создает помех.”

      6. Определите, что работает для вас

      Способность эффективно оценивать свой подход к обучению и уровень достижений называется метакогнитивной способностью. Исследования показали, что «когда люди только начинают изучать какую-либо тему, их субъективные впечатления от того, сколько они знают, являются наиболее завышенными», — говорит Пол Пенн, доктор философии, старший преподаватель кафедры психологии Восточного Лондонского университета и автор книги Книга 2019 г. «Психология эффективного обучения».

      «Если ваше впечатление об обучении преувеличено, у вас мало стимулов смотреть на свой подход к обучению», — говорит он.

      Чтобы повысить осведомленность о ценности разумных стратегий обучения, администрация Самфордского университета в Алабаме пригласила профессора психологии Стивена Чу, доктора философии, поговорить со студентами первого курса на эту тему во время ежегодного собрания каждого осеннего семестра. Хотя это было оценочное исследование, он понял, что лекция сразу же вызвала изменения в убеждениях и отношении к учебе, но долгосрочных изменений не было. «Студенты забыли специфику лекции и вернулись к старым привычкам под стрессом семестра», — говорит Чу.

      Чтобы предоставить доступный ресурс, он выпустил серию из пяти 7-минутных видеороликов, посвященных распространенным заблуждениям об обучении, способах оптимизации обучения и многом другом. Профессора всей школы назначают видео в качестве обязательных классных работ, и эти видео были просмотрены 3 миллиона раз по всему миру старшеклассниками, студентами колледжей и медиками.

      Хотя такая форма обучения учебе на территории кампуса встречается довольно редко, исследователи-психологи надеются, что в ближайшие годы она может стать более распространенной.«Сейчас учителя обсуждают науку об обучении гораздо больше, чем 10 лет назад, — говорит Карпике. «Большинство студентов не знают, как эффективно учиться, и учителя все больше стремятся изменить это».

      Дополнительная литература

      • Улучшение саморегулируемого обучения с помощью практического вмешательства (PDF, 923 КБ). Ариэль, Р., Карпике, Дж. Д., Журнал экспериментальной психологии: прикладной , 2018.
      • Практические тесты, интервальная практика и последовательное повторное обучение: советы по использованию в классе и для руководства обучением студентов (PDF, 53 КБ)

      • банан
      • Финики сушеные
      • Овсяные лепешки, сыр и яблоко
      • Зерновой батончик с низким содержанием сахара или кунжут
      • Сушеные абрикосы, бразильские орехи, миндаль
      • Фруктовый смузи
      • Яйцо вкрутую, помидоры черри, огурец, сельдерей
      • Фасоль на тосте
      • Гренки из цельнозерновой муки с мармитом