Психологическая помощь подростку – психологическая помощь детям переходного возраста и их родителям, чем поможет подростковый и детский специалист
психологическая помощь детям переходного возраста и их родителям, чем поможет подростковый и детский специалист
Переходный возраст — важный этап становления личности. Родители не всегда в силах справиться с возникающими затруднениями. Психологическая помощь подросткам, оказанная специалистом, может стать решающим фактором во время переходного возраста.
Как проявляется переходный возраст?
Переходный возраст (пубертатный период) — переход из детства во взрослость. В этот период происходит множество изменений: физических, эмоциональных, сексуальных, социальных. Пубертатный период начинается примерно в 10–11 лет у девочек, 11–13 у мальчиков.
Нельзя предсказать, сколько продлится переходный возраст — он может длиться от 18 месяцев до 5 лет. Влияние на это оказывают генетика, питание, социальные факторы.
Признаки переходного возраста
Свойственные для обоих полов:
- жирная кожа, акне;
- жирные волосы, требующие частого мытья;
- начинают расти волосы на лобке и в области подмышек;
- повышенное потоотделение, заметный неприятный запах от тела;
- увеличение массы тела;
- резкий скачок роста — 11–13 см за 1 год. После скачка рост увеличивается примерно на 1–2 см в год. Голова и ладони могут расти быстрее, чем туловище и конечности, но позднее тело становится пропорциональным.
Свойственные девочкам:
- начинает расти грудь;
- таз становится округлым;
- начало менструаций.
Свойственные мальчикам:
- голос начинает «ломаться»;
- половой член и яички увеличиваются в размере;
- могут начаться поллюции — неконтролируемое семяизвержение во сне.
По причине физических изменений, например, «ломка» голоса, угревая сыпь, набор веса — возникает неуверенность в себе, перерастающая в ненависть. Психологическая помощь подросткам становится необходимой.
Поведение родителей
Ребенок становится личностью, поэтому именно как к личности к нему следует относиться:
- строить доверительные отношения с ребенком;
- дать право самостоятельно принимать решения;
- уважать личное пространство;
- ослабить контроль — не полностью забыть о нем, а перестать опекать его слишком сильно;
- быть понимающим и терпеливым.
Не подавляя формирование его личности, родители помогут ему вырасти в здорового счастливого взрослого.
Когда нужно обращаться к психологу?
Родители не всегда способны решить проблемы переходного возраста.
Важно! Помощь психолога подросткам — не «допрос» с целью выведать все секреты, а способ помочь пережить переходный возраст.
Психологическая помощь подросткам необходима, если присутствуют следующие симптомы:
- Депрессия. Сигналами депрессии являются:
- подавленность;
- раздражительность;
- замкнутость.
- Саморазрушительное поведение — пристрастие к сигаретам, алкоголю.
- Проблемное поведение — грубость, частые проявления агрессии, перепады настроения.
- Частые конфликты с родителями.
- Трудности социализации со сверстниками — травля одноклассниками, отсутствие друзей, неприятие обществом.
Если психологическая помощь подросткам вовремя не предоставлена, исход будет плачевным. Он может заняться селфхармом (самоповреждением), попытаться совершить самоубийство, может развиться расстройство пищевого поведения.
Как выбрать психолога?
Психологическая помощь подросткам может быть оказана только квалифицированным специалистом. Признаками подготовленного психолога для подростков является:
- количество пройденных курсов повышения квалификации;
- опыт работы с подростками;
- мнение знакомых родителей;
- положительные отзывы в интернете;
- качества, способные помочь ребенку раскрыть свои переживания — пол психолога, возраст, подход к клиентам.
Подходящего подросткового психолога можно найти на специализированных сайтах или в социальных сетях. Если найти страницу психолога в социальной сети, то можно напрямую с ним связаться и задать вопросы. Например, с психологом-гипнологом Никитой Валерьевичем Батуриным можно связаться ВКонтакте (https://vk.com/nbatxxx). Он консультирует клиентов очно и через Skype.
Консультации назначаются на свободное от учебы время, а некоторые подростковые психологи работают по выходным дням, то есть психологическая помощь детям и подросткам не может негативно повлиять на школьную успеваемость.
Следует помнить, что детские и подростковые психологи различаются. Психологическая помощь подросткам предоставляется именно психологами для подростков.
Вопросы к психологу
Чтобы окончательно определиться, подходит ли психолог для вашего ребенка, необходимо встретиться с ним лично и задать ему несколько вопросов:
- «Какой у вас опыт в решении подростковых проблем?».
- «Опишите, как вы будете работать с моим ребенком».
- «Будут ли родители вовлечены в консультации?».
- «Каким образом вы измеряете сделанный в работе с подростком прогресс?».
Как уговорить ребенка сходить на прием?
Важность похода к психологу нужно аргументировать. Не следует давить или навязывать — данный подход заставит подростка сопротивляться. Лучше поговорить о достоинствах работы с психологом, развеять предубеждения и, если возможно, рассказать о знакомых, имеющих положительный опыт работы с психологом. Также необходимо донести до него, что все специалисты соблюдают этику конфиденциальности.
Психологическая помощь родителям подростков
Нередко самим родителям требуется помощь. Нелегко принять тот факт, что ребенок взрослеет, перестает нуждаться в родителях. Свойственные переходному возрасту выходки часто ведут к тому, что родители начинают терять терпение, скандалить с ребенком и между собой. Чтобы не навредить ни себе, ни ребенку, при возникновении подобных проблем следует обратиться к опытному психологу.
Посмотреть интересные психологические видео можно здесь.
propanika.ru
Психологическая поддержка и помощь подросткам
Количество детских самоубийств в России растет: если в 2017 году счеты с жизнью свели 692 человека, то в 2018 — уже 788. Многие из этих случаев можно было предотвратить, если бы человеку вовремя помог специалист. Уполномоченная при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова считает: это связано с тем, что «дети предоставлены сами себе, их не слышат, проблемы, которые волнуют их, не волнуют никого».
В подростковом возрасте люди действительно сталкиваются с огромным количеством проблем, которые на первый взгляд могут показаться нерешаемыми. Сейчас подросткам доступны разные виды бесплатной психологической помощи: онлайн-консультирование, горячие линии и очные встречи с психологом в государственных центрах. СПИД.ЦЕНТР разобрался, где российские подростки могут получить бесплатную психологическую помощь.
Початиться с психологом
Необязательно лично встречаться с психологом или даже говорить с ним по телефону: есть проекты, где со специалистом можно общаться через чат. Многим действительно проще написать, чем позвонить, особенно когда это касается каких-то важных проблем и переживаний. Кроме того, далеко не у всех есть возможность обратиться за очной помощью к психологу — где-то такой службы может вообще не существовать. И тогда единственная возможность получить консультацию психолога — общаться на расстоянии. Такая помощь доступна человеку в любой точке России, где есть интернет.
Психологическая помощь онлайн удобна еще и тем, что подросток может воспользоваться ей самостоятельно. Кроме того, это анонимно, так что даже сам психолог не знает, с кем разговаривает. Такой вид консультаций полезен в кризисных ситуациях, когда нужно срочно обсудить проблему или психологическое состояние со специалистом.
«Для каждого человека определение кризисной ситуации будет отличаться, однако в целом кризис — это когда не хватает собственных ресурсов для разрешения ситуации, — объясняет психолог Анастасия Ильина. — Когда кажется, что «выхода нет», что «никто не понимает», «ничего не получится», и при этом человек чувствует себя плохо внутри. Особенно если это внутреннее состояние влияет на качество жизни сейчас».
Она приводит пример: люди жалуются друг другу на плохое настроение, например, осенью, когда холодно и нападает хандра. Одно дело, если это длится в течение пары дней и нужно просто выговориться, сделать что-то приятное для себя. «И совсем другой расклад, если сниженное настроение длится больше пары недель так, что работать и делать ничего не хочется, нарушаются сон и аппетит, хобби не приносят удовольствия. Тогда точно важно обратиться к специалисту», — добавляет Ильина.
Один из проектов, оказывающих кризисную помощь онлайн, — сайт «Помощь рядом», где есть онлайн-консультации для подростков. По правилам сайта в категорию подростков входят люди с 12 до 18 лет включительно. Когда нет возможности или желания общаться в онлайн-чате, можно написать психологу письмо. По данным проекта, который существует с 2012 года, количество обращений за помощью растет из года в год: в 2018 году поступило более 12 000 обращений.
У проекта есть определенные правила: общение анонимно и для обращающегося, и для психолога. «Помощь рядом» собирает только статистическую информацию о собеседниках: пол, возраст, регион, тема беседы (например, семья, друзья, школа).
по теме
Общество
«Так получилось, никто в этом не виноват». Как в России живут подростки с ВИЧ
Психологу можно писать абсолютно по любым вопросам. Если специалист поймет, что нужна более серьезная помощь, например, поход к психотерапевту, он поможет найти подходящую службу и подскажет, как действовать.
«Чаще всего к консультантам сайта «Помощь рядом» обращаются по поводу отношений с родителями, друзьями и одноклассниками, — рассказывает Елена Карасева, координатор сайта «Помощь рядом». — Подростков также волнуют вопросы, связанные с поиском своего пути, управлением негативными эмоциями. Много вопросов про здоровье, внешний вид, пищевое поведение».
Она отмечает, что весной увеличивается количество обращений, связанных с экзаменами, ЕГЭ, страхом неудачи. Кроме того, в современном цифровом мире актуальны вопросы кибербуллинга и интернет-безопасности, в проект поступает много вопросов о преследованиях в сети и раскрытии личной информации, например, фотографий.
У психологической помощи в чате есть особенности: психолог не видит и не слышит собеседника, поэтому у него нет полной информации о нем, например, он не может ориентироваться на позу, выражение лица, тон голоса и так далее.
Также существует мобильное приложение «Помощь рядом», оно позволяет быстро сообщить близким об экстренной ситуации или получить онлайн-консультацию психолога, не заходя на сайт. Им могут пользоваться люди старше 16 лет. Находясь в опасности или в тяжелом психологическом состоянии, нужно лишь нажать кнопку «SOS» в приложении, и тогда близким придет сообщение с заранее подготовленным текстом: например, «Помогите мне». Кроме того, приложение может определять локацию телефона и отправлять геометку. Всего можно выбрать не более трех доверенных лиц, которые будут получать сообщения, и стоит предупредить их заранее, чтобы они были готовы помочь и знали, что делать.
«Подростку не придется тратить драгоценное время на то, чтобы что-то написать, найти нужных адресатов или подходящее место для звонка, где его никто не услышит, — говорит Карасева. — Особенно это актуально, если он стесняется или боится показать окружающим свое беспокойство и тревогу. При нахождении в зоне wi-fi с мобильного телефона ребенка не списываются деньги за отправку первых трех комплектов SOS-уведомлений в сутки — по три смс-ки на один контакт. Эта услуга оплачена из средств разработчика. При превышении лимита — оплата идет по тарифу мобильного оператора».
Аналогичным образом работает другой проект «Твоя территория онлайн» — там тоже можно написать психологам абсолютно с любой проблемой, вопросом, чувством и так далее, стоит писать, даже если нет четкого вопроса, но есть ощущение, что сейчас очень нужно и важно с кем-то поговорить.
У этого проекта возрастная категория подростков шире: обращаться могут люди до 23 лет. Консультанты работают с 15:00 до 22:00 по московскому времени, в остальное время лучше писать на почту.
«Чаще всего обращаются по поводу отношений с родителями, друзьями и одноклассниками. А также вопросы про поиск своего пути, про здоровье, внешний вид, пищевое поведение»
«Твоя территория онлайн» появилась в 2014 году, до этого команда работала в кризисном центре на телефоне доверия. В основном за помощью по телефону обращались взрослые люди, поэтому решили создать проект с анонимным чатом, а подростки начали им активно пользоваться.
По словам координатора направления работы линии помощи Натальи Труновой, регулярно во время консультации выясняется, что подростку необходима дополнительная помощь. Это может быть очная психологическая помощь, медицинская, социальная, помощь служб безопасности и так далее. Как правило, это ситуации, которые сложились не за один день и нуждаются в длительной работе. Чаще всего подростки обращаются с проблемами, которые касаются взаимоотношений — семейных, внутри коллектива, романтических или отношений с самим собой. Также в проект поступает много обращений по кризисной тематике — насилие, суицидальные мысли, вопросы, касающиеся здоровья.
Проект уделяет большое внимание информационной безопасности — содержание беседы с консультантом должно быть максимально защищено, а любая утечка может нанести человеку серьезный вред. Вскоре в нем появится новый мессенджер, сделанный при помощи блокчейн-технологии. Его особенность — разработчики не сохраняют приватные ключи шифрования. Протокол передачи сообщений позволяет гарантировать доставку и получение данных децентрализованно. Мессенджер назвали Nolik, то есть no leak (без утечек).
Существует и более специализированная психологическая помощь для лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, квир, их друзей и близких, а также других людей по вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. На сайте российской ЛГБТ-сети есть форма, через которую можно написать психологу, и отдельный анонимный чат. Также с психологом можно поговорить по Skype, но для этого сначала нужно отправить запрос на консультацию на электронную почту. Там же можно узнать об очных консультациях специалистов в конкретном регионе. Правда, иногда это может быть платными. В Москве, например, консультации психолога оказываются по цене, равной стоимости аренды помещения для консультаций, а работа специалиста бесплатна.
Куда идти за помощью
На самом деле в Москве не так много мест, куда подросток может обратиться за психологической помощью. Сделать это самостоятельно можно с 15 лет, а до этого требуется сопровождение кого-либо из родителей. В отличие от помощи онлайн, очные встречи полезны для решения вопросов, которые требуют более детальной и длительной проработки.
Например, в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков имени Сухаревой есть кабинет кризисной помощи: там принимают психолог и психиатр — они работают в команде. Кабинет работает без предварительной записи. Консультации доступны также семьям, которые пережили суицидальную попытку, насилие или горе. Поэтому если проблема касается целой семьи, можно прийти на прием вместе.
Кроме Центра Сухаревой очные консультации возможны в Московской службе психологической помощи населению. У службы есть много филиалов, которые разбросаны по всему городу, поэтому всегда можно найти место ближе к дому. Если у подростка уже есть паспорт, то он может записаться на прием самостоятельно. Если нет — надо прийти на прием с кем-то из родителей. В службе можно получить бесплатно пять консультаций в год при наличии постоянной или временной московской регистрации, а также если обращающийся — студент дневного отделения московского вуза.
Кроме консультаций доступны два бесплатных сеанса психологической диагностики, три тренинговые программы, две консультации психотерапевта, восемь сеансов психологической реабилитации — запись на это возможна по назначению психолога Центра. Для получения здесь помощи необходимо предоставить свои паспортные данные и заполнить анкету. Иногда из-за загруженности специалистов между приемами может пройти много времени.
В Московской службе психологической помощи населению есть возможность получить аудио-видео консультацию. Это работает не очень оперативно: сначала нужно оставить заявку, дождаться звонка консультанта, а потом назначить подходящее время. Для вопросов, которые нужно обсудить немедленно, такой вариант вряд ли подходит.
Горячие линии
Несмотря на то, что подростки в целом реже взрослых пользуются «телефонами доверия», выбор горячих линий достаточно большой: они работают круглосуточно, бесплатны и анонимны. В России существует единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей. При звонке на единый номер автоматически определяется местоположение, и звонок направляется в службу этого региона. Поэтому специалист при необходимости может подсказать, где именно в городе можно получить очную консультацию психолога.
«Кризис — это когда не хватает собственных ресурсов для разрешения ситуации. Когда кажется, что «выхода нет», что «никто не понимает», «ничего не получится»
Общение с психологом по телефону полезно в кризисной ситуации. Оно может уберечь от опрометчивых и опасных поступков. Аналогичную помощь могут оказать по телефону Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета.
Подросткам доступны не только специализированные горячие линии — всегда можно позвонить по общему телефону доверия. Неотложную психологическую помощь предоставляет та же Московская служба психологической помощи населению: она подходит для тех, кто находится в острой кризисной ситуации, испытывает переживания, с которыми не в силах справиться самостоятельно, находится под влиянием травматического события, потерял близкого человека, стал жертвой чрезвычайной ситуации.
У российской ЛГБТ-сети тоже есть горячая линия. Это менее оперативно, чем остальные телефоны доверия, но здесь точно можно получить узкоспециализированную помощь. Сначала нужно сообщить оператору, что требуется консультация психолога по телефону, он сообщит ближайшие дни и часы дежурства на линии специалиста.
spid.center
Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог — Alter
Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.
Особенности подростковой психотерапии
Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:
- Если детская психотерапия базируется в основном на игре, с подростками нужно разговаривать. При этом сформулировать запрос и целенаправленно работать в психотерапии им сложно из-за частых смен настроения и мотивов.
- Подросток переживает много внутриличностных конфликтов: конфликт собственных желаний и воспитания, стремлений и возможностей. Психотерапевт должен учитывать это и помогать клиенту выстраивать границы, слушать и понимать себя.
- Для подростка крайне важен аспект конфиденциальности. Он может отказываться от психотерапии или замалчивать некоторые ситуации из-за страха, что терапевт «доложит» все родителям.
- Трудности могут возникать на моменте построения эмпатической связи. Особенно если в семье есть проблемы с открытостью и близостью, у подростка мало шансов научиться выстраивать доверительные отношения.
Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.
Кто формирует запрос?
Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие.
Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.
Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются.
Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.
Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью
Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать.
ДепрессияПодростковая депрессия — не блажь, а заболевание, и она не «пройдет с возрастом». Основные симптомы: апатия, потеря интереса к занятиям, которые раньше нравились, заниженная самооценка, невозможность сосредоточиться. Особо насторожиться стоит, если в беседах подросток часто говорит о бессмысленности или о смерти. Может показаться, что поиски смысла жизни и негативное мышление — нормальные атрибуты взросления. Но если негативный сценарий превалирует — необходимо срочно принять меры. У подростковой депрессии высокий риск суицида. Это не значит, что подростка нужно запереть в больнице и кормить таблетками. Он нуждается прежде всего в психологической помощи.
Тревожные расстройства
Постоянная тревога, ярко выраженный страх общаться и выступать на публике, нежелание пробовать что-либо из-за боязни провала — эти чувства отравляют жизнь. Если не разобраться с ними в подростковом возрасте, человек с большой вероятностью пронесет их и дальше — во взрослую жизнь.
Расстройства пищевого поведения
Подростки часто бывают очень восприимчивы к критике и озабочены тем, какое впечатление производят. В сочетании с принятыми в обществе стандартами красоты это нередко приводит к расстройствам пищевого поведения — опасным психологическим проблемам, которые влияют не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье.
Стресс
Поступление в университет, взросление, ответственность — подростки ежедневно сталкиваются с колоссальным стрессом. Психотерапия научит эффективно с ним справляться: не избегать, но и не впадать во фрустрацию.
Переживание травмы или потери
Подростки тоже переживают тяжелые ситуации: потерю близкого, расставание с друзьями или парой. Но с ними это впервые. Если не проработать травматичный опыт, он может «всплывать» в будущем и продолжать приносить страдания.
Отсутствие социальных связей
Любому человеку плохо без общения. Если подросток не может наладить контакт с другими людьми, общается только в пределах семьи (в лучшем случае) — это повод немедленно обратиться к психологу. Знакомиться, сближаться, создавать связи — это навык, и его можно приобрести, если проработать в психотерапии страхи и другие мешающие факторы.
Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее.
Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.
Какое направление выбрать
Отдельной «подростковой психотерапии» не существует. С подростками работают в тех же направлениях, что и со взрослыми — просто с учетом особенностей возраста. Выбирайте терапевта, у которого есть позитивный опыт работы с подростками. Кстати, наличие детей у самого терапевта не обязательно — личный опыт не играет роли в психотерапии.
Мы рекомендуем искать в одном из этих направлений:
- Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ)
КБТ — направление, нацеленное на решение конкретной проблемы здесь и сейчас. Основной метод КБТ — «когнитивная переоценка», иными словами, изменение привычных (негативных) реакций и моделей поведения на более эффективные и здоровые. В подростковом возрасте это очень полезно — так как привычное поведение закрепляется, и с годами становится все сложнее его изменить.
- Психодинамическая терапия
Психодинамический подход фокусируется на глубинных переживаниях, чувствах и психологических защитах. Она помогает решить внутренние конфликты, «найти себя», лучше понимать собственные потребности и не закрываться от нового опыта.
- Семейная психотерапия
Как мы уже писали, иногда психотерапевту необходимо работать с семьей и детско-родительскими отношениями. Если в системе меняется только один человек — возвращаясь в нее, он возвращается к прежним моделям поведения. Поэтому так важно изменить вектор семьи в целом.
Подростковый период — один из самых сложных в жизни человека. Представьте, как здорово проходить его не на ощупь, а заручившись поддержкой семьи и профессиональной помощью.
blog.psyalter.ru
8 бесплатных онлайн-ресурсов для психологической помощи
В интернете легко найти массу сообществ и форумов, на которых психологи и все сочувствующие (далеко не всегда профессионалы) раздают консультации и советы. Ещё проще обнаружить рекламу клиник, центров и объединений, где бесплатная психологическая поддержка — повод найти клиента и продолжить консультацию за деньги. В сложной ситуации от таких сервисов может стать даже хуже.
Лайфхакер составил подборку бесплатных служб, в которых помощь предоставляется онлайн и в которых работают специалисты и подготовленные волонтёры. Это ресурсы, на которых не страшно рассказать о трудностях.
Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России
Кто создал: МЧС РФ.
Сервис бесплатной психологической помощи, где можно получить однократную консультацию или зарегистрироваться и завести личный кабинет, чтобы общаться с персональным консультантом. В личном кабинете проводится психодиагностическое тестирование, консультант рекомендует упражнения, чтобы справиться с проблемой. Плюс на сайте есть раздел со статьями консультантов службы.
Телефон горячей линии: 8-499-216-50-50.
Обратиться за помощью →
Помощь рядом
Кто создал: организация «Врачи детям», которая занимается поддержкой семей и защищает права детей.
Поддержка подростков и детей в трудной ситуации. На сайте проекта два раздела: для детей от 6 до 12 лет и для подростков. Они немного отличаются, но главное — возможность получить консультацию психолога в чате, написать письмо и найти телефоны, по которым можно позвонить. Чат работает с 11:00 до 23:00 по московскому времени.
У проекта есть группа в соцсети «ВКонтакте».
Обратиться за помощью →
Твоя территория
Кто создал: фонд «Твоя территория», который специализируется на защите прав детей.
Ещё одна онлайн-служба помощи подросткам, где можно рассказывать обо всём, что волнует в переходном возрасте. У службы есть профиль на ask.fm, где отвечают на вопросы два раза в неделю.
Консультант работает с 15:00 до 3:00 — как раз после того, как заканчиваются занятия в школе, и в то время, когда в голову лезут ненужные мысли.
У проекта тоже есть группа в соцсети «ВКонтакте».
Обратиться за помощью →
Служба психологической помощи
Кто создал: государственное бюджетное учреждение «Московская служба психологической помощи населению».
Дистанционное консультирование оказывают не только для жителей Москвы. Консультации проводятся онлайн (по предварительной заявке), по электронной почте, на форуме психологической поддержки.
Обратиться за помощью →
Телефон доверия
Кто создал: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На сайте вопросы могут задавать и взрослые, и дети. Если нет сил позвонить, оставьте сообщение онлайн-консультанту, ответ придёт на почту.
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122.
Обратиться за помощью →
Я родитель
Кто создал: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Онлайн-консультации по вопросам воспитания и сложных ситуаций в отношениях с детьми. Вопросы публикуются на сайте, но консультации анонимные.
Обратиться за помощью →
Помощь представителям ЛГБТ-сообщества
Кто создал: межрегиональная российская ЛГБТ-сеть.
Представители ЛГБТ-сообщества могут получить консультацию по почте или по Skype, узнать, куда обращаться за очной помощью в регионах. Есть и чат, в котором можно поговорить и получить поддержку.
Телефон горячей линии: 8-800-555-73-74.
Обратиться за помощью →
Помогая другим
Кто создал: благотворительный проект «Помогая другим — помогаешь себе».
Здесь работают психологи с инвалидностью. Помощь можно получить в формате переписки или по Skype.
Психологи работают в будние дни, с 12:00 до 15:00 по московскому времени.
Обратиться за помощью →
Если вы знаете другие ресурсы с бесплатной профессиональной психологической помощью в интернете, напишите нам на почту: [email protected] или [email protected].
lifehacker.ru
Подросткам | Помощь Рядом
ПомощьРядом.рф – сайт, где ты можешь поговорить в онлайн-чате в режиме реального времени с психологом о том, что тебя волнует, и получить психологическую поддержку. Как ты переписываешься в соцсетях, примерно так же ты общаешься с консультантом в чате. Прочитай о правилах поведения в чате и технических требованиях к устройству, с которого ты заходишь на сайт, ЗДЕСЬ.
Помощь предоставляется подросткам в возрасте до 18 лет включительно. Тем, кто старше 18 лет, может быть отказано в консультации. Рекомендуем обратиться в службы психологической помощи взрослым людям, информация тут: Часто задаваемые вопросы (см. в конце страницы).
КАК ВЫЙТИ В ЧАТ:
В мобильной версии сайта
В правом нижнем углу любой страницы сайта есть значок:
консультант в онлайне и готов к общению с тобой. Нажми и напиши в открывшемся окне свой вопрос.
консультант не в онлайне. Он либо беседует с другим клиентом, либо у него закончилось время работы. Ты можешь написать сообщение психологу. Нажми и увидишь форму “Оставить заявку”. Впиши туда свой вопрос и оставь личный электронный адрес. Консультант пришлет тебе ответ в течение 7 дней с момента твоего обращения. Постарайся максимально подробно описать, что у тебя произошло, что тревожит и какой помощи ты ждешь. Когда ты получишь отклик психолога, отвечать на него не нужно. Формат “Оставить заявку” технически устроен так, что у консультанта нет возможности задать тебе уточняющие вопросы или ответить на твое повторное сообщение. Если захочешь обсудить свою ситуацию и дальше, обратись, пожалуйста, в онлайн-чат к любому консультанту в часы работы, указанные в расписании, или отправь свое письмо через форму “Оставить заявку”.
Со стационарного компьютера
Нажми в левом углу любой страницы сайта на прямоугольник “Начать чат” на зеленом фоне и в открывшемся окне напиши свой вопрос.
Если консультант занят/его нет на месте, вместо “Начать чат” ты увидишь “Оставить заявку” Отправь свое сообщение через эту форму. Консультант ответит на указанную тобой электронную почту в течение 7 дней с момента твоего обращения. Постарайся максимально подробно описать, что у тебя произошло, что тревожит и какой помощи ты ждешь. Когда ты получишь отклик психолога, отвечать на него не нужно. Формат “Оставить заявку” технически устроен так, что у консультанта нет возможности задать тебе уточняющие вопросы или ответить на твое повторное сообщение. Если захочешь обсудить свою ситуацию и дальше, обратись, пожалуйста, в онлайн-чат к любому консультанту в часы работы, указанные в расписании, или отправь свое письмо через форму “Оставить заявку”.
Важно поговорить с психологом сейчас же, а онлайн-чат на сайте ПомощьРядом.рф занят? Позвони на Общероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно и бесплатно для жителей РФ). Другие службы помощи детям и подросткам см. тут: “16 адресов помощи детям и подросткам“.
МЫ РАБОТАЕМ:
Ежедневно с 11.00 до 23.00 ч. по московскому времени. Чтобы узнать точные часы работы консультанта:
в мобильной версии: нажми на “Расписание работы консультантов” (вверху на зеленом фоне) на любой странице сайта.
со стационарного компьютера: наведи курсор на желтый квадрат “Твой личный консультант” в верхнем левом углу этой страницы.
Иногда работа чата может прерваться по техническим причинам, не зависящим от консультанта. Пожалуйста, подожди некоторое время и снова напиши в чат, либо в форме “Оставить заявку”. Приносим свои извинения за подобные моменты. Мы делаем все возможное, чтобы побыстрее восстановить работу.
ТЫ МОЖЕШЬ ОБРАТИТЬСЯ К НАМ С ЛЮБЫМИ ПРОБЛЕМАМИ!
Например:
√ Нет взаимопонимания с родителями
√ Сложности в отношениях с любимым человеком
√ Конфликты в школе
√ Над тобой издеваются или совершили насилие
√ Ссоры с друзьями
√ Потерян смысл жизни
√ Переживаешь из-за своей внешности
√ Что-то беспокоит или пугает
√ Не понимаешь себя и своих чувств
√ Ничего не получается
√ Тебе одиноко и не с кем поделиться
МЫ:
• Выслушаем твою историю и твои переживания
• Поможем найти решение твоих трудностей
• Подскажем, куда обратиться за дополнительной помощью
• Предоставим полезную информацию на волнующие тебя темы
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАШЕЙ РАБОТЫ:
Анонимность. Только ты решаешь, что рассказать консультанту. Если не хочешь, не называй свое настоящее имя.
Конфиденциальность. Мы ценим твое доверие к нам. Все, чем ты поделишься с консультантом, останется между вами. Никто больше не узнает о вашем разговоре.
Принятие. Мы уважаем твои чувства. Никто не будет тебя осуждать или высмеивать.
Бесплатное оказание помощи
СВЯЖИСЬ С НАМИ:
Вопросы, пожелания, замечания и идеи по технической работе сайта можно оставить ТУТ
pomoschryadom.ru
Психологическая помощь подростку
Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем, как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях взросления, как расстройство настроения, страхи, тревожные состояния, одиночество, депрессия и др.
Понятие о психологической помощи
Психологическая помощь сродни таким понятиям, как поддержка, любовь к ближнему, благотворительность, попечительство и пр. Однако все они различаются формой и содержанием, хотя и похожи тем, что направлены на облегчение жизни людей. Психологическая помощь — это особая деятельность специалиста, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у другого лица при непосредственном взаимодействии. Жизненно важные (экзистенциальные) проблемы у личности возникают на различных этапах онтогенеза, при освоении новых видов деятельности, при вхождении в незнакомые группы. Психологическая помощь осуществляется при поддержке подростка в освоении новых видов деятельности, например учения. Она бывает разной в зависимости от того, к кому направлена. Например, младший подросток отличается от взрослого тем, что последний может рассказать о своих трудностях, обсудить их и сопоставить с тем, что предпринимают другие люди. Когда плохо младшему, он начинает капризничать, плакать, драться или грустить, сидя в уголочке один.
Психологическая помощь имеет различное содержание и общие признаки с психологической поддержкой, реабилитацией, сопровождением. В понятии «психологическая поддержка» мы подчеркиваем своевременное позитивное воздействие педагога и родителей (взрослых) на детей с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем. Психологическая помощь» сходна с понятием «реабилитация».
Реабилитация — это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности в соответствии с ее потребностями и способностями. Реабилитация опирается на активность самого субъекта помощи, когда специалист укрепляет его волю, выдержку, терпение.
Психологическая реабилитация направлена на оптимизацию компенсаторных процессов при использовании психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Если личность находится в кризисе, то реабилитационный процесс уменьшает его за счет повышения самооценки, одобрения окружающими ее способностей. Психологическая реабилитация тем самым направлена не на частное нарушение, а на личность в целом. Как выразился В. М. Сорокин, «цель реабилитации — не допустить превращения личности инвалида в инвалидную личность».
Здесь следует остановиться на понятии реабилитационного пространства. Под этим понятием будем понимать область окружающей среды, где человек с особыми проблемами может без ущерба своей психике совершать такую деятельность, которая приносит ему удовлетворенность и вызывает у других людей полноценное восприятие обратившегося за психологической помощью. Таким реабилитационным пространством может быть семья, профессиональная деятельность, общение с искусством, чтение, в том числе и профессиональное.
Реабилитация тесно связана с компенсаторными возможностями личности, которые проявляются на разных уровнях: медицинском, социально-психологическом, психологическом. Если медицинский предполагает возможности медикаментозного воздействия (лечение органов), то социально-психологический— повышение социального статуса, выплату социальных льгот и пр. Психологическая реабилитация ориентирована на психическое развитие, обучение, овладение профессией и пр.
Психологическое сопровождение — протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения.
Здесь же подчеркнем самые общие признаки психологического сопровождения и отличия от сходных с ним понятий профилактики, просветительства, психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. В настоящее время проблемами психологической помощи и помогающей деятельности интересуются как практические и медицинские психологи, так и социальные педагоги, психиатры, юристы, так как появляются проблемы не только детского населения, но и неработающих или потерявших работу взрослых. К тому же социальные катаклизмы, наносящие ущерб психическому здоровью, актуализируют необходимость психологической помощи людям.
Е. П. Кораблина полагает, что в настоящее время, характеризующееся быстрыми изменениями, неожиданными ситуациями и недостаточной стабильностью, возрастает потребность в поддержке и взаимопонимании.
Подросток должен понимать, чего ему не хватает, что и как он может изменить, какая роль в изменении принадлежит ему самому, а что от него не зависит. Больше того, он должен понимать, может ли он сам своим поведением и своим образом жизни нанести себе вред, потому как не может реализовать свои ресурсы, не знает, как их раскрыть. Часто такие подростки не умеют конструктивно взаимодействовать со своими сверстниками и близкими. Однако не случайно все психические новообразования рассматриваются через призму субъект-субъектных отношений. Именно благодаря им подросток обретает свое «Я», а во взаимодействии с другими сопоставляет свое поведение и поведение, требуемое обществом. В связи с этим нельзя рассматривать психологическую помощь как изолированный индивидуальный акт: один показывает, рассказывает, контролирует и пр., а другой остается более пассивным — он воспринимает, выполняет требования, подчиняется.
Главный признак психологической помощи — то, что это деятельность двух субъектов жизни: помогающего психолога (социального педагога, психотерапевта) и клиента, принимающего ее (пациента, ребенка, подростка, родителя, педагога). Но принимающий помощь выступает как активный субъект своей жизни. Иначе вне активности принимающего помогающая деятельность положительного эффекта принести не может. Психологическая помощь основывается на главных принципах (основополагающих правилах).
- Принцип системности, или системно-уровневый подход к психологической помощи. Это значит, что психологическую помощь следует понимать целостно, поскольку любое воздействие, оказанное специалистом, влияет не только на протекание какой-либо одной функции, но и на личность в целом. Еще Л. С. Выготский полагал, что сложная система, каковой является личность, имеет несколько уровней. Системный подход позволяет объяснить качественные механизмы свойств системы. Если «на ранних этапах онтогенеза психическая деятельность человека имеет относительно элементарную основу и зависит от основной, базальной функции, затем она усложняется и начинает осуществляться при участии более высоких в структурном отношении форм деятельности»1. В связи с этим психологическая помощь имеет не только содержательные характеристики, влияющие на отдельные стороны, но и динамику развития всей системы личности в онтогенезе.
- Субъект-субъектность, или принцип общения. Это означает, что только благодаря совместной деятельности с подростком можно оказать на него положительное воздействие. Это происходит благодаря тому, что принимающий помощь чувствует поддержку, а причины и результаты всех его трудностей становятся понятными. Принцип субъект-субъектных отношений предполагает, что помощь человеку оказывается при наличии психологического контакта двух сторон, причем не вертикального характера (подчиненный — главенствующий), а горизонтального (сотрудничество). Контакт позволяет создавать общее коммуникативное пространство, где взаимодействуют две равноправные стороны: нуждающийся в помощи и оказывающий ее. При этом естественны доверительность отношений, согласие, обоюдная уважительность.
- Принцип позитивного развития в деятельности нуждающегося в психологической помощи. Сущность этого принципа в том, что психологическая помощь нацелена на то, чтобы изменить что-то в человеке, обратившегося за консультацией. Иначе она была бы не нужна. Обращающийся к специалисту не может найти выход из трудной ситуации и надеется, что проблема разрешится сама по себе. Преодолевая трудности в деятельности, иногда новой для субъекта, принимающий психологическую помощь изменяется, изменяется и его отношение к людям или событиям. Иными словами, психологическая помощь специалиста помогает человеку принимать самостоятельные конструктивные решения, тем самым способствуя его личностному росту.
- Принцип адаптации и выносливости. Он позволяет специалисту формировать у принимающего помощь устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, претерпевать неприятности от грубых, конфликтных, агрессивных людей. Принцип адаптации акцентирует внимание дающего помощь на спокойном вхождении в новую среду, учит не обращать внимания на временные неудобства и фокусироваться на том, что даже отрицательные действия среды могут нести положительный импульс, поскольку расширяют опыт знакомства с окружающим. Это увеличивает возможности человека, так как у него вырабатываются жизненные навыки, позволяющие ему противостоять аморальному влиянию некоторых людей, уменьшает его беспомощность. Не случайно, например, ученики, выполняющие какую-либо деятельность в новых условиях, при знакомом учителе успокаиваются, чувствуют себя менее беспомощными и в большей безопасности.
Принцип адаптации и выносливости вытекает из понимания пси-хической адаптации как процесса оптимального соотношения личности и окружающей среды. Как показывают исследования (Ф. Б. Бе-резин, 1988; И. И. Мамайчук, 2000; А. Г. Маклаков, 2003 и др.), этот принцип позволяет углубить знания о закономерностях влияния среды (внешних факторов), наследственности (внутренних факторов) и развития (изменения свойств психики под влиянием внутренних и внешних факторов в процессе обучения) на различных этапах онтогенеза. Принцип адаптации способствует пониманию общих закономерностей нормального и нарушенного развития. Хорошая адаптированность свидетельствует о выносливости и психическом здоровье принимающего психологическую помощь. - Принцип безопасности и надежности. Он заключается в том, что помогающий специалист должен принимать все проблемы нуж-дающегося в поддержке, соблюдая профессиональную этику и глав-ное правило — «не навреди». Скажем, школьник, приходя к психологу, должен быть уверен в том, что его тайны относительно неприятностей с другими одноклассниками или учителями останутся тайнами для других. Другими словами, он должен быть уверен в том, что все сообщенное им не будет разглашено без его согласия и не принесет ему никакого вреда. В противном случает психолог еще больше усугубит проблемы ребенка.
- Принцип комплексности означает, что психологическая помощь будет эффективной тогда, когда одновременно в помогающей деятельности будет участвовать не только один специалист, но и родители, педагоги, возможно сверстники. Причем, сохраняя професси-ольнальную тайну и основываясь на профессиональной этике, специалист может ввести в контекст проблемы врача или социального педагога. Например, подростку трудно находиться дома из-за пьянства родителей. Он не может вовремя лечь спать, постоянно опаздывает на уроки или не посещает школу Отношения с одноклассниками сложные. Психолог совместно с социальным педагогом и врачом-психотерапевтом намечает направления психологической помощи с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних.
- Принцип реабилитации предполагает, что в процессе оказания психологической помощи специалист фокусируется на подростке, признавая его приоритеты. Этот принцип особенно значим в отношении входящих в группы риска. Анализ литературы свидетельствует о том, что «сфокусированные на ребенке» учреждения оказывают ему интенсивную помощь с целью изменения его поведения и облегчения эмоциональной адаптации. В связи с таким подходом разработаны целевые программы «Охрана прав материнства и детства».
- Принцип мониторинга, или комплексного сопровождения, заключается в необходимости постоянного комплексного внимания к личности, нуждающейся в психологической помощи. Комплексное сопровождение особенно нужно подросткам, испытывающим трудности в обучении, межличностных отношениях и с проблемами здоровья. Необходимость сопровождения обусловлена динамичностью происходящих в подростках изменений. Последние следует учитывать для того, чтобы видеть эффект от воздействий психолога.
- Принцип позитивной активности подростка, которому требуется помощь. Изменения подростка возможны только на основе его собственной деятельности. Активность — свойство всего живого. Она может быть поисковая, в актах свободного самоопределения, т. е. надситуативная. Активность — это динамическое условие становления, реализации и видоизменения деятельности, которая и позволяет добиться эффекта помощи человеку. Этому вопросу посвящены работы многих отечественных ученых (Абульханова-Славская К. А., Асмолов А. Г., 1989; Рубинштейн С. Л., 1989; Петровский А. В., Петровский В. А., 1995 и др.).
В процессе психологической помощи, опираясь на принцип активности, специалист определяет причину и следствие какого-либо явления. Важно установить, как поступает подросток в тех или иных обстоятельствах и как он к ним относится. Специалисту важно установить, что и как делает человек, которому следует помочь. Это проявляется в эмоционально-волевых актах, в которых проецируются желания подростка изменить себя или обстоятельства, которые его не удовлетворяют. Этот принцип помогает определить характер активности личности, с которой работает специалист. Например, важно понять, обдуманными или импульсивными были действия подростка, совершившего неблаговидный поступок. - Принцип создания гуманистических и демократических отношений между специалистами, оказывающими помощь, и теми, кто ее получает. Это означает равноправные отношения между всеми субъектами помощи, что приводит к «очеловечиванию» всей технологии и процесса психологической помощи.
Говоря о психологической помощи, следует вспомнить сформулированные Ш. А. Амонашвили принципы гуманного поведения взрослых по отношению к детям и подросткам. Причем руководящими в учебно-воспитательном процессе становятся очеловечивание среды, уважение личности подростка, терпение. Гуманна та помощь, где специалист опирается на стремление подростка к развитию, взрослению, свободе.
Разные авторы говорят об особенностях психологической помощи в зависимости от ее направленности. Так, подросткам с проблемами в развитии она оказывается иначе, чем здоровым. В этом случае она по-другому организуется, а ее процесс основывается на сложной структуре дефекта, особенностях социальной ситуации развития, степени выраженности изменений личности в связи с заболеванием (Бурменская Г. В., Данилова Л. А., Мамайчук И. И., Мастюкова М., Шипицына Л. М., Эйдемиллер Э. Г. и др.).
С точки зрения И. И. Мамайчук, психологическую помощь следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкий — «это система психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств», а узкий — «один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности подростка» с проблемами в развитии. Автор предлагает такие принципы психологической помощи: личностный подход к ребенку с проблемами в развитии, каузальный (устранение не внешних причин, а источников отклонений. Тогда структура дефекта определит содержание психологической помощи), комплексность (клинико-психолого-педагогические воздействия), деятельностный подход (необходимо учитывать ведущий вид деятельности).
Таким образом, выделенные принципы — это отправные точки отсчета возможных изменений при воздействиях специалистов на психологические, психофизиологические, психосоциальные аспекты личности, которые едины в своем проявлении.
Остановимся на отличии понятия «психологическая помощь» от понятий «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение», «психотерапия», «психологическая коррекция», «психопрофилактика» и др.
Понятие «психологическая коррекция» впервые стали употреблять представители дефектологии, или специальной психологии как науки о психике людей с характерными отклонениями от нормального психического развития, связанного с врожденными или приобретенными дефектами. Под коррекцией понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. «Коррекция — это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду». В патопсихологии психологическая коррекция понимается как способ психологического воздействия, направленный на выравнивание при отклонениях в психическом развитии, В общей психологии под психологической коррекцией рассматривается совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Немов Р. С).
Часто психологическая коррекция видится идентичной психотерапии. Однако цель психотерапии — исправить имеющиеся психические расстройства в клинике неврозов и психосоматических заболеваний личности подростков. В психологическом сопровождении важное место занимает психологическая помощь на том или ином этапе (психологическая поддержка начинаний и изменений подростка и консультирование родителей, педагогов о процессе психического развития; поддержка родителей и убеждение их в правильности действий специалиста, который объясняет им, какие изменения происходят в личности детей).
Психологическая профилактика — это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития детей и подростков.
Соотношения всех рассмотренных понятий можно представить схематично (рис. 1).
Валентина Георгиевна Казанская — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общественных связей и психологии массовых коммуникаций Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
Психологическая помощь подростку в преодолении трудностей взросления.
5psy.ru
Об особенностях психологической помощи подросткам
Об особенностях индивидуальной психологической помощи подросткам
В глубокой древности подростковый период считался таким же качественным изменением состояния человека, как рождение, взросление, вступление в брак, смерть, и сопровождался определенными обрядами, называемыми сегодня инициационными. Прохождение подростка через комплекс таких обрядов означало его полную социализацию с получением прав и обязанностей взрослого человека.
Во время инициаций подростки впервые сталкивались с жестким принуждением, которое имело определенный смысл. Через длительные, связанные с сильными потрясениями, обряды формировались те психические волевые качества, которые считались необходимыми для взрослого.
Кроме того, завершая первичную социализацию в столь напряженной обстановке, подросток проникался сознанием того, что нарушение ряда правил повлечет за собой суровое наказание, и принимал социальную роль взрослого человека. Таким образом он впитывал социальные и духовные ценности своего общества.
Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.
Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15-16 лет, что соответствует возрасту 4- 9 классов. Этот возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, а зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка, и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, все виды его деятельности.
Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.
Рассматриваемый период традиционно считается одним из наиболее критических моментов в развитии личности. Это эпоха активной индивидуализации, этап обостренно переживаемого стремления к самоутверждению.
Особенности подросткового возраста
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения развития самосознания могут приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностям в общении, а иногда и к суицидальным попыткам.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.
Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.
В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.
Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды.
Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, – это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.
В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.
Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.
Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте.
Типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки
Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Понятно, что он является только одной стороной единого процесса: разделения подростка и семьи. Другая сторона этого – отделение самой семьи от подростка.
Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя. В случае нарушения этого процесса впоследствии можно предполагать либо полное эмоциональное отстранение молодого человека, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь – чувствую вину – присоединяюсь обратно – чувствую гнев – отделяюсь и т.п. «При всей важности этого процесса нужно иметь ввиду, что он редко протекает без осложнений, поскольку семье довольно трудно отпустить ребенка». Это может происходить по разным причинам. Во многих семьях ребенок выполняет функцию смысла жизни для матери. Отделение его от семьи делает ее жизнь бессмысленной, ей некого опекать, соответственно незачем жить. Помимо возможного решения через ребенка проблемы смысла жизни, за повышенной заботой о ребенке могут стоять стремление к контролю и власти, поиск любви и привязанности, удовлетворение потребности в социальном престиже. Иногда ребенок сглаживает своим присутствием проблему нарушенных взаимоотношений между родителями.
Затруднено отделение и в том случае, если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Наиболее частый вариант этого – проигрывание ребенком роли отсутствующего или плохо играющего свою роль члена семьи. Например, в семье с эмоционально отстраненным отцом мать подключает на его роль сначала старшего, а после его отделения – младшего сына. Или же в неполной семье меняются ролями дочь и мать. Соответственно мать в детской позиции отчаянно сопротивляется отделению дочери, служащей ей опорой. Причин возможного нарушения так много, что в редкой семье отделение подростка осуществляется совсем бесконфликтно.
Выделяют четыре этапа отделения подростка от семьи.
Первый этап (11-12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Трудность его состоит в том, что подросток амбивалентен в своих ожиданиях в отношении родителей. Он, с одной стороны, сопротивляется проявлениям их заботы и ласки, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали.
Второй этап – когнитивная реализация отделения (трудно указать возраст, так как переход к этой стадии может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем: миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации у подростков. Длительность этой стадии определяется временем, необходимым родителям для принятия факта взросления подростка.
Третий этап – аффективные реакции на отделение. Здесь могут возникать чувства вины, гнев, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. Необходимо помочь родителям взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.
Четвертый этап – идентификация. Взрослые уже признают за подростком право на самостоятельность, исчезает внешнее буйство и ранимость. Подросток сосредотачивается на своей индивидуализации. Здесь очень важно, чтобы подросток имел образцы положительной интеграции среди значимых взрослых. Таким образом, завершением интегрированного состояния завершается процесс отделения подростка от семьи.
С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере.
На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.
В связи с этим принято говорить о половой идентификации подростков. Обычно в половой идентификации выделяют две линии, взаимосвязанные между собой: развитие половой роли и половой идентичности. Половую роль следует понимать как поведенческие характеристики человека, обусловленные принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции.
В этот период подростки начинают осознавать как собственные половые роли, так и идеальные роли, к которым хотелось бы стремиться. «В особенности восприимчивы подростки к транслируемым через СМИ общественным стереотипам мужественности и женственности. Однако представления о мужественности и женственности, сформировавшиеся только на основе некритичного впитывания эталонов, транслируемых СМИ и присутствующих в общественных стереотипах, могут существенно осложнить развитие подростка».
Проблема формирования половой идентичности – одна из важнейших линий развития подростков. На развитие половой идентичности оказывают существенное влияние социально-культурные факторы.
Прежде всего, это изменение социальной функции семьи: снижение значимости ее социально-экономической функции и повышение эмоционально-психологической, т.е. сексуальная удовлетворенность признается одним из главных факторов успешности брака и его прочности. Следствием этого является отделение сексуального поведения от репродуктивного. Становятся возможными так называемые свободные отношения, которые устанавливаются в более раннем возрасте, чем браки. Половая идентичность многих современных подростков представлена зрелыми формами сексуального поведения при недостаточно созревшем сознании.
Следующее изменение – это сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике. Информированность общества в сексуальных вопросах возрастает. Следствием этих изменений можно назвать достаточно противоречивую позицию взрослых по отношению к подростковой сексуальности: повышение терпимости к ней со стороны общества, с одной стороны, и увеличение разрыва в сексуальных установках, поведении внутри семьи, с другой .
Соответственно подростки, обладающие обширными сексуальными знаниями и фактическим разрешением со стороны общества на их применение, сталкиваются с запретительной позицией близких взрослых.
Помимо этих факторов осложнить развитие половой идентичности может чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, так называемая юношеская гиперсексуальность. Часто подростки не имеют возможности обсудить происходящие в них изменения со взрослыми или же слышат от них только устрашающую и запретительную информацию о том, что все это стыдно, вредно и т.п. От сверстников они также получают неверные сведения. Возникает возможность формирования у подростка острого чувства своей сексуальной неполноценности, которое вызывает различные защитные формы поведения: от полного избегания близости с противоположным полом до излишней грубости или неразборчивости в контактах.
Процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется не просто, сопровождаясь острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности.
Говоря о типичных проблемах, с которыми сталкивается подросток, следует особо остановиться на проблеме их общения со сверстниками.
Влияние общения со сверстниками на личность подростка оказывает решающую роль, как в позитивном, так и в негативном аспектах. Общение содействует успешной социализации подростка, но также может определить его асоциальное поведение.
Общение может содействовать реальному или иллюзорному усилению «Я» подростка через возможность самоутверждения среди сверстников, достижения и поддержания высокого общественного статуса.
Однако часто группа сверстников дает лишь иллюзию силы. Но, если кто-то прибегает к этой иллюзии, значит, она ему необходима. К такому лже-статусу стремятся подростки с несформированной из-за слишком быстрого отделения от семьи эго-идентичностью, не прошедшие этапа идентификации с родителями.
Иллюзия собственной силы ощущается подростками при наличии рядом с собой более слабого человека, в отношении которого можно позволить себе совершать объединенные насильственные действия.
Другой вариант – это вступление в неформальные группы, т.е. стихийно образующиеся компании подростков на основе общих интересов, увлечений, подражания выбранному типу поведения («фанаты», «хиппи», «панки» и т.п.).
Большинство трудностей в общении у подростков связано с нарушениями в прохождении ими нормативного кризиса и формирования эго-идентичности. Если результатом кризиса явится формирование у подростка слабой идентичности, то он прибегнет к самоизоляции и формализации взаимоотношений со сверстниками.
Чаще всего трудности в общении появляются у подростков с неуверенной идентичностью. В этом случае подросток недоволен собой в целом, может быть своей внешностью, ощущает свое отличие от сверстников. Другие кажутся ему более уверенными и привлекательными. Свое чувство неполноценности подросток иногда пытается компенсировать через конфликты с родителям, т.е. в атмосфере безопасности доказать свою полноценность.
Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.
Способы проведения консультирования подростков
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
– установление контакта с подростком;
– запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
– диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
– интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;
– реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.
Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств.
Диагностическая беседа с подростком. Наиболее быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, таких как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», «Раннее воспоминание».
Этап интерпретации является одним из самых трудных, поскольку требует от консультанта умения передать свое видение причин трудностей (гипотезу) так, чтобы подросток сумел понять и принять его. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Косвенное предъявление проблемы позволяет консультанту опереться на активность самого подростка, а подростку – сформулировать проблему на своем языке и самому определить глубину погружения в нее.
Этап реориентации предполагает, прежде всего, не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия, например, с помощью методики «Кот в сапогах».
Далее консультант продумывает, какую пользу может принести подростку данная трудная ситуация – его собственный кот в сапогах. Иногда важным и полезным является перевод проблемы «из пассива в актив», т.е. создание условий, в которых подросток помогает сверстникам, имеющим аналогичные проблемы. Например, девушка-подросток с ранним половым созреванием и повышенным половым влечением. Ей предлагается представить себя сначала мамой, которая пришла к психологу с проблемой дочери, а затем самим психологом.
Каждый конкретный подросток вносит собственные коррективы в процесс консультирования. Необходимо, чтобы консультант оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.
Родителям подростков, так же как и их детям, нужна психологическая поддержка.
Консультирование родителей обусловлено непониманием ими изменений, происходящих в подростке. Родители хотят получить помощь самим себе, не видя необходимости в оказании помощи своему ребенку и своей роли в этом.
Консультанту по возможности нужно убедить родителей, что основа их помощи – не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Однако при этом необходимо, чтобы подросток имел возможность не только принимать любовь, но и отдавать ее.
Консультанту также нужно показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку она далеко не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.
Необходимо помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности во всех основных жизненных сферах. Это возможно с использованием метода «Чужие рассказы». Консультант рассказывает или читает родителям протоколы бесед с другими подростками, имеющими «похожие трудности», предлагает взглянуть на трудности глазами этих подростков и обсудить возможные ошибки их родителей.
Подростковый возраст предоставляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребенком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл, позднее явится причиной разного рода страданий, отчаяния оттого, что поздно что-либо изменить.
Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.
Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, – это самоопределение. Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста.
Одной из проблем, с которыми сталкивается подросток, является такой важный для этого возраста процесс, как отделение от семьи. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя.
Список литературы
1. Дольто Ф. На стороне подростка. – СПб., 1997.
2. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2004.
4. Спиваковская А.С. Как быть родителями. Психология родительской любви. – М., 1986.
5. Столяренко Л.Д. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
7. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
infourok.ru