Психологическая служба в системе здравоохранения: 4.2. Психологическая служба в системе здравоохранения

Содержание

4.2. Психологическая служба в системе здравоохранения

Квалифицированная полноценная помощь больным людям не может ограничиваться лишь медицинской помощью. Человеку, испытывающему страдания, необходима психологическая поддержка и психологическое сопровождение на всех этапах лечения.

В номенклатуру должностей медицинского персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения введена должность медицинский психолог.

Функции психолога в системе здравоохранения очень широки и значимы. Психолог должен помочь больному пережить постановку тяжелого диагноза, приспособиться к новому образу жизни, которого требует заболевание, сформировать адекватную самооценку в новом для человека качестве больного или инвалида, оптимистический взгляд на мир, укрепить веру в себя и свои возможности в преодолении болезни.

Кроме того, психолог может помочь больному скорректировать отрицательные личностные свойства, появившиеся в течение болезни, преодолеть ипохондрические (от греч. hypochondrios – мнительность; навязчивая боязнь болезни) явления. Психолог может оказать помощь медицинским работникам на разных этапах лечения и при проведении конкретных медицинских процедур – психологически подготовить больного к сложным диагностическим обследованиям, операциям, физиотерапевтическим процедурам, помочь преодолеть страх, депрессию, агрессивность и раздражительность. Велика роль психолога и в работе непосредственно с медицинским персоналом, испытывающим в своей профессиональной деятельности огромные психологические нагрузки, негативные стрессы, психическую напряженность. Таким образом, психолог может решать вопросы психосоматики, психогигиены, психопрофилактики, патопсихологии. Не случайно в последнее время расширена подготовка психологов со специализацией в области клинической психологии (от греч. klinike – требующий врачебного воздействия).
Б.Д. Карвасарский отмечает [33], что факультеты клинической психологии в последнее время создаются не только в системе психологического образования, но и в медицинских вузах.

Психологическая служба в системе здравоохранения в настоящее время только организуется, поскольку не разработана соответствующая законодательная база. В медицинских учреждениях, несмотря на огромную потребность в специалистах психологического профиля, отсутствуют соответствующие ставки в штатном расписании, не созданы рабочие места для психологов. Поэтому в настоящее время психологи работают, в основном, в крупных, хорошо финансируемых учреждениях здравоохранения (Всероссийский кардиологический центр, Всероссийский институт эндокринологии, Московский онкологический центр), а также в психиатрических лечебных заведениях (клинические психологи, патопсихологи). В настоящее время в системе здравоохранения работает около 1000 психологов, хотя потребность в них оценивается на уровне 20-40 тысяч человек.

Первостепенной функцией психолога в медицинском учреждении является освобождение медицинского персонала от несвойственных ему обязанностей, увеличение времени непосредственно на лечение больных, врачебную помощь.

Основные направления работы психолога в системе здравоохранения:

1. Помощь в постановке диагноза при психических заболеваниях, вспомогательная терапия и лечение психических больных немедикаментозными средствами (психиатрические клиники и стационары).

2. Помощь в постановке диагноза при нейропсихологических нарушениях при различных травмах, авариях, острых отравлениях, некоторых болезнях (хирургические клиники, стационары).

3. Охрана материнства и детства. Психологическая помощь при беременности и родах, в послеродовой период. Психологическое сопровождение членов семьи, в которой ожидается рождение ребенка (женские консультации).

4. Психологическая помощь и сопровождение соматических больных (поликлиники и стационары).

5. Психологическая помощь и сопровождение пострадавших в медицине катастроф (экстремальные ситуации, аварии, вооруженные конфликты, терроризм, стихийные бедствия и др.).

Предполагается создание медико-психологических кабинетов в поликлиниках общего профиля, детских поликлиниках, психоневрологических и наркологических диспансерах, больницах, центрах экстренной медицинской помощи, а также специальных отделений медико-психологической реабилитации. Уже в настоящее время в домах ребенка, детских санаториях, детских клиниках, поликлиниках, больницах в штатное расписание в числе педагогических работников введена должность педагога-психолога.

Особенно успешным является опыт психологического мониторинга в детских поликлиниках и стационарах. Так, во Франции, во время двух-четырехнедельного пребывания ребенка в стационаре проводится психологическое обследование и консультирование, ведется работа с семьей; выявляются психические расстройства и отставание в психическом развитии начиная с младенческого возраста. Ранняя психологическая диагностика особенно важна, так как маленькие дети находятся, как правило, вне контроля образовательных учреждений, и с ними не работают профессиональные психологи.

Психологическая служба активно развивается и в других отраслях народного хозяйства: на производстве, в промышленности, в торговле, в финансовых организациях, но в настоящее время ее подразделения встречаются еще достаточно редко, они не обеспечены законодательной базой.

Психологическая служба работает в системе служб социального обеспечения в государственных учреждениях, для оказания психологической поддержки безработным гражданам, инвалидам и пожилым людям, находящимся на обеспечении государства.

Должность психолога введена в соединениях и воинских частях Министерства обороны.

Психологическая служба пенитенциарных исправительных учреждений работает с целью с целью оказания психологической помощи осужденным, проведения психодиагностики для изучения психологических и психофизиологических особенностей личности, групповой и индивидуальной психокоррекционной работы. В подразделениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции работают психологи, создаются специальные Центры психологической диагностики военно-врачебных комиссий.

Психологическая служба создана в учреждениях, работающих с детьми и молодежью в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других отраслей экономики. Педагоги-психологи входят в число педагогических работников таких учреждений как общежития предприятий и организаций, жилищно-эксплуатационные организации, молодежные жилищные комплексы, детские кинотеатры, театры юного зрителя, кукольные театры, культурно-просветительные учреждения и подразделения предприятий и организаций по работе с детьми и подростками.

Потребности практики ведут к созданию все новых рабочих мест для психологов в учреждениях различных сфер деятельности, к организации подразделений психологической службы в самых разных отраслях народного хозяйства.

Национальные психологические службы в различных странах, как отмечает В.

В. Рубцов [79], несмотря на их различную структуру, решают сходные задачи.

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки

  1. Психологическая служба в системе народного образования – история создания и основные задачи.

  2. Содержание деятельности школьного психолога.

  3. Структура и функции центра психологической помощи.

  4. Задачи психологической службы в системе здравоохранения.

  5. Направления работы психологической службы в системе здравоохранения.

Задания для самостоятельной работы

1. Психологическая служба в системе народного образования представлена:

1. Практическими психологами.

2. Преподавателями психологии.

3. Работниками народного образования.

4. Работниками школьных учреждений.

2. Каковы задачи работников психологической службы в системе здравоохранения:

1. Лечение больных с нервными заболеваниями.

2. Лечение психических больных.

3. Консультирование медиков и больных.

4. Уточнение диагнозов психических больных.

Московские медицинские психологи создали службу психологической помощи

Столичные медицинские психологи запустили службу психологической поддержки для тех, кто испытывает эмоциональный дискомфорт в связи с необходимостью соблюдать карантин в условиях распространения коронавируса.

Обратиться за помощью можно по телефону +7 (495)150-54-45 ежедневно с 9:00 до 20:00.

Казалось бы, наличие свободного времени, пусть и в условиях ограниченного пространства квартиры, должно радовать человека. Можно посвятить время себе и своим родным, но, как отмечают медицинские психологи, социальные потребности человека, стремление быть в обществе, быть нужным и полезным в условиях самоизоляции остаются нереализованными. Не менее тяжело в психологическом плане проходит и карантин для детей, а задача правильно организовать свободное время школьника тоже лежит на плечах родителей.

– Тревожные новости в мире, рекомендации самоизоляции, ограниченное пространство являются испытанием для нашей психики. У нас появляется раздражительность, тревожность, страх, эмоциональная лабильность – частая смена настроения, появляются негативные реакции по отношению к близким. Если коронавирус мешает спокойному восприятию мира, звоните в нашу службу, специально открытую для ваших обращений.

Наши специалисты окажут поддержку и дадут советы. Все консультации проводятся анонимно, – рассказала Лариса Бурыгина, главный врач ПКБ №4 им. Ганнушкина.

Номер службы поддержки: +7 (495)150-54-45. Психологи и психотерапевты ПКБ №4 им. Ганнушкина Департамента здравоохранения Москвы готовы оказать психологическую помощь ежедневно с 9:00 до 20:00.

Напомним, что для получения бесплатной психологической помощи также можно:
— в любое время суток обратиться по телефону Московской службы психологической помощи населению по номеру 051 (с городского) или +7 (495) 051 (с мобильного),
— написать в онлайн-чат на сайте www.msph.ru,
— позвонить по телефону горячей линии по вопросам коронавируса: 8(495)870-45-09 (с 8:00 до 21:00),
— записаться на дистанционную консультацию на сайте МСППН www.msph.ru.

Медико-психологическая служба — служба охраны психического здоровья.

Лечебно-реабилитационный процесс в настоящее время все чаще обеспечивается участием клинических психологов в работе лечебно-профилактических учреждений. По данным государственной статистической службы Российской Федерации в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, заняты более 1500 клинических психологов, из них 720 — в психоневрологических диспансерах (отделениях, кабинетах) и 790 — в психиатрических стационарах. Число должностей клинических психологов за последние 5 лет увеличилось более чем в два раза, что отражает возросшую потребность системы здравоохранения в этих специалистах. Увеличение числа клинических психологов в психиатрической и психотерапевтической практике явилось результатом роста влияния современной биопсихосоциальной концепции здравоохранения, хотя вне психиатрической и психотерапевтической служб численность психологов остается небольшой. По оценке некоторых специалистов, она не превышает 300 человек, занятых в реабилитационных центрах, научно-исследовательских учреждениях. Должности клинических психологов вводят в штаты учреждений или подразделений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, чтобы клинический психолог работал в тесном сотрудничестве либо с врачом-психиатром, либо с врачом-психотерапевтом. Эта практика оправдывает себя в течения ряда лет, так как сама психологическая помощь ориентирована на работу с пациентами, страдающими психическими расстройствами, в том числе обусловленными соматической патологией.

Находящихся на одной территории обслуживания (района, города, области, края, республики), клинических психологов, как правило, включают в систему охраны психического здоровья (психиатрия, психотерапия, наркология, сексология, кризисная помощь), не образуя самостоятельной службы. Методическое руководство деятельностью клинических психологов осуществляет главный психотерапевт субъекта Российской Федерации. Кроме того, в некоторых регионах методическое руководство работой психологов в лечебно-профилактических учреждениях осуществляет главный внештатный клинический психолог органа управления здравоохранением.

Основные подходы к организации медико-психологической помощи в целом соответствуют используемым при оказании психиатрической и психотерапевтической помощи.

Принцип приближения психологической помощи к населению реализуется введением должностей клинических психологов в психотерапевтических кабинетах лечебно-профилактических учреждений различного профиля, специализированных центрах, психотерапевтических отделениях многопрофильных больниц.

Принцип системности обеспечивается включением клинических психологов в бригады специалистов, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь.

Принцип непрерывности предполагает участие клинического психолога в ведении пациента на всех этапах лечебно-диагностического процесса и проявляется в реализации различных медико-реабилитационных мероприятий.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Специалисты психологической службы Тамбовской областной детской больницы помогают пациентам справиться с недугом

В преддверии Дня психического здоровья медицинские психологи Тамбовской областной детской клинической больницы в прямом эфире рассказали о том, как сохранить психическое здоровье ребенка с периода новорожденности до совершеннолетия. В ходе трансляции пользователи активно задавали интересующие их вопросы и делились проблемами, с которыми они столкнулись в процессе воспитания подрастающего ребенка.

В Тамбовской областной детской клинической больнице психологическая служба существует более двадцати лет и является частью профессиональной команды учреждения. За время работы она наращивала профессионализм, совершенствовалась, расширяла сферу прикладных интересов.

На данный момент в состав психологической службы входят сертифицированные клинические психологи, имеющие специализации по нейропсихологии, психотерапии психосоматических расстройств, системной семейной психотерапии, перинатальной психологии, ранней комплексной психолого-педагогической реабилитации, онкопсихологии и кризисной терапии. Сотрудники психологической службы являются членами различных Всероссийских профессиональных сообществ.

«Такое количество специализаций дают нам возможность высокоэффективной работы в каждом структурном подразделении больницы, решая любую поставленную актуальную задачу. Наша задача — не только выявить проблемы, но и соединить всех участников лечебного процесса: ребенка, родителя и врача в единую систему, которая приведет к успешному выздоровлению пациента», — комментирует руководитель психологической службы Татьяна Загузова.

Психологи областной детской больницы работают со всеми возрастными категориями пациентов, начиная с периода новорожденности и сопровождая ребенка до сложного подросткового периода, чтобы помочь им сформировать прочный психологический потенциал, с которым ребята в дальнейшем «пойдут по жизни».

Специфика каждого отделения больницы ставит перед психологами различные консультативно-коррекционные задачи. В отделении раннего возраста специалисты комплексно начинают работу с семьей с самых первых этапов выявления нарушений в состоянии здоровья ребенка. Основные запросы на консультацию в детском психоневрологическом отделении – это задержки темпов развития, невротические расстройства, расстройства аутистического спектра и вегетативной нервной системы. Взаимодействие с педиатрическими отделениями заключается в диагностико-коррекционной работе с детьми, имеющими психосоматическую патологию, которая в том числе является результатом деструктивного общения ребенка со взрослым. Именно эту задачу и призвана решить психологическая служба областной детской больницы – помочь детям выйти из состояния болезни с наименьшими потерями, перестать реагировать «телом» на возникшую проблему и сформировать крепкий потенциал психического здоровья.

Одно из самых сложных направлений – работа с кризисом, с чрезвычайными ситуациями. Именно в этих ситуациях дети чаще всего оказываются в отделениях травматологического и хирургического профиля. Психологи консультируют детей в случае дорожно-транспортного происшествия, черепно-мозговой и ожоговой травмы, суицидальных попыток, острой стрессовой или криминальной ситуации. Специалистам службы вместе с этими испуганными детьми нужно снова найти так необходимый жизненный смысл! Вовремя протянутая рука помощи может помочь ребенку справиться с самыми страшными событиями в его жизни.

Перинатальный психолог, работает с женщинами высокого риска течения беременности, помогая будущим мамам справится с тревогами и страхами, ведет занятия в школе «Осознанного родительства», подготавливая семейную пару к рождению малыша или партнерским родам, помогает женщинам, перенесшим преждевременные роды, или, узнавшим о рождении ребенка с патологией развития, справиться с острым стрессовым состоянием. Более 2000 консультаций проведено специалистами за 2019 год.

Но не только пациенты попадают в сферу внимания психологической службы. Психологическое здоровье персонала – важнейший фактор эффективной профессиональной реализации. Работа с персоналом по профилактике эмоционального выгорания, по адаптации молодых специалистов, по предотвращению развития конфликтных ситуации – вот широкий круг проблем, в которых психологи принимают непосредственное участие.

День психического здоровья не менее актуален и для самих психологов. «Наш инструмент работы, это не только наши профессиональные знания, но и наше эмоциональное состояние. Для того чтобы помогать другим мы должны заботиться о себе. Помощь – это то, что по силам, по мощи! Ведь зачастую психолог присутствует и при самом первом вздохе новорожденного, и, к сожалению, смотрит в глаза ребенку и родителю в их самый сложный жизненный момент. А это требует невероятных сил и мужества. Поэтому мы не имеем права не быть многогранными и сильными для того, чтобы каждый пациент, различного возраста, различного вероисповедания, социальных и культурных предпочтений, смог найти в нас именно свою точку опоры, так необходимую ему в этот жизненный момент!» — подчеркивает Татьяна Загузова.

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте Управления здравоохранения Тамбовской области, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование с обязательной прямой ссылкой на Управление здравоохранения Тамбовской области.

Социальная работа в системе здравоохранения

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его

Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому и отражают сущность одной из самых востребованных профессий на современном рынке труда. Социальная работа в системе здравоохранения России – актуальная тема в российском образовании. Ведь здоровье человека имеет исключительное значение для общества. Государственная политика в области здравоохранения обеспечивает все меры, которые служат сохранению (первичная профилактика), восстановлению (лечение, реабилитация, вторичная профилактика) и укреплению здоровья населения. 

При взгляде на историческое прошлое социальной работы становится ясно, что не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде отражают богатство российской ментальности. Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Но сегодня в этой истории Башкирский государственный медицинский университет открывает новые страницы.

БГМУ приглашает на обучение тех, кто открыт профессии прошлого, настоящего и будущего. Главная цель – подготовка специалистов высокого уровня для работы в системе здравоохранения, социально-ориентированных организациях и некоммерческих учреждениях.

Социальный работник организует помощь различным группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной поддержке, защите и обслуживании. Профессиональная деятельность социальных работников способствует решению проблем человеческих взаимоотношений, содействует повышению культурного, социального и материального уровня жизни людей. Для нас важно сформировать не только специалиста-профессионала, но и воспитать студентов в традициях милосердия, гуманизма, здоровьесберегающих ценностей, уважения к национальному духовному наследию.

Как известно, социально-медицинская работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. В этой связи становится понятным, что комплексное изучение медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье человека, имеет существенное преимущество перед односторонним учетом только медицинских или социальных аспектов в проведении профилактической работы. В этом студентам помогает изучение целого блока специальных дисциплин. К примеру, большое место в учебной программе отводится изучению таких смежных с социальной работой областей знаний, как: социология, право, психология, управление, первая доврачебная, реабилитационная, сестринская, паллиативная виды помощи, семейная медицина, конфликтология, информационные технологии, иностранные языки, предпринимательская деятельность, работа с молодежью, социально-медицинская и трудовая реабилитация пожилых людей и др.

В целом, такой системный подход делает обучение в БГМУ непохожим на обучение в других вузах социальной направленности. Кафедра философии, социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы как один из организаторов программы нацелена на создание благоприятных условий для ее реализации.

Профиль «Социальная работа в системе здравоохранения» – практикоориентированный, поэтому, начиная с первого курса, студенты проходят практику, как в медицинских учреждениях, так и в центрах социального обслуживания, молодежных организациях, реабилитационных центрах, благотворительных организациях, в аналогичных учреждениях за рубежом.

Приемная комиссия начнет свою работу по приему документов от абитуриентов с  19 июня 2021 г. по адресу: г. Уфа, ул. Заки Валиди, 47, корпус №2 БГМУ.

По окончании обучения и государственной итоговой аттестации выпускникам присваивается квалификация – «Бакалавр по социальной работе».

Срок обучения – 4 года.

Форма обучения — очная.

Обучение на бюджетной и платной основе.

Юношам предоставляется отсрочка от армии. Иногородним студентам – общежитие.

Телефон горячей линии по поступлению в Университет:
+7 (347) 268-02-28, в будни: 9:00-17:00 перерыв: 13:00-14:00.

Напишите нам на почту технической поддержки: [email protected], также обратитесь к сайту БГМУ: https://bashgmu.ru.

Многие ли из вас знают, что это такое — социальная работа?

Более объективен и актуален на сегодняшний день взгляд, который рассматривает социальную работу, как средство коренного изменения общества, ликвидации не последствий, но причин социальных бед населения. В этом смысле суть социальной работы заключается в правильной организации процессов оказания социальной помощи населению. Для этого, социальный работник должен быть хорошим организатором, человеком, способным разрешать конфликтные ситуации, находить выход из любой, даже безнадежной, ситуации, а также хорошо разбираться в разветвленной и развивающейся социальной структуре, понимать специфику многочисленных организаций, знать, где и какую помощь может получить человек.

Основной вопрос, который волнует всех абитуриентов, это возможность профессионального трудоустройства. Для того чтобы студенты увидели поле своей будущей профессиональной деятельности, в течение первого года обучения они знакомятся с необъятностью исследуемой сферы. Действительно, такой вариативности нет больше ни в одной профессии. Социальный работник может помогать детям и взрослым, пожилым и молодежи, безработным  и военным, инвалидам и мигрантам, многодетным и сиротам. Можно быть организатором, консультантом, посредником, руководителем. Тем, кому скучно работать в уже устоявшихся, сформированных социальных учреждениях, могут заняться творческой работой по созданию и ведению собственных социально-ориентированных проектов, создать свой социальный бизнес. В наши дни ответственность за социальное обеспечение  активно развивается в частных учреждениях соци­ального обеспечения, благотворительных ор­ганизациях, религиозных группах и других до­бровольческих ассоциациях. В течение последнего десятилетия все большее число со­циальных работников посвящают себя психо­логической сфере, причем, многие в порядке частной практики. Государство делегирует часть полномочий по оказанию социальных услуг НКО – некоммерческим организациям.

Социальные работники востребованы практически во всех областях социальной жизни: в здравоохранении, образовании, культуре, пенитенциарной системе, юриспруденции, политике, на различных предприятиях, в социально-ориентированном бизнесе. Социальная сфера одна из тех областей экономики, которая предоставляет стабильные и перспективные рабочие места. Таким образом, и эффективность работы и уровень дохода будет напрямую зависеть от профессионализма социального работника.

Ценностные и этические проблемы будут и впредь играть важнейшую роль в этой профессии. С развитием медицинской техноло­гии встают вопросы заботы о здоровье, права жить и права умереть. Развитие промышлен­ной технологии оказывает влияние на заня­тость и, таким образом, поднимаются этические вопросы о праве на работу и праве на получе­ние общественной помощи. В связи с этим, многие учреждения социальной работы со­здают комитеты по этике, чтобы дать необхо­димые знания и советы практическим работ­никам, которые встречают трудные этические дилеммы.

Здравоохранение остается одной из главных областей инвестирования в искусственный интеллект. Перспективы использования искусственного интеллекта в здравоохранении практически безграничны. С развитием методов лечения от врача требуются не только знание медицины, но и умение найти индивидуальный подход к каждому пациенту. Все яснее становится, что лечить нужно не болезнь, а человека – а для этого очень важно проявлять внимание, воспринимать его вдумчиво и внимательно. Именно такой посыл станет основным вектором развития медицины в ближайшем будущем. В 2024 году на глобальном рынке будет внедрено 15 уникальных российских разработок сервисной робототехники в системах, в том числе, социальной сферы. Сейчас развитие российского и в целом мирового рынка социальных роботов сдерживается в основном психологической неготовностью людей. По мере смены поколений роботизация будет стремительнее входить в нашу жизнь, и молодежи необходимо быть готовой к преодолению барьера человеко-машинного взаимодействия, включая, прежде всего, сферу социальной работы.

Социальная ра­бота имеет длительную историю борьбы за социальную справедливость и благородной честной работы во имя помощи нуждающимся людям.

Социальная работа – это профессия будущего!

Вы не определились с выбором профессии?

Находитесь в поисках смысла?

Хотите изменить мир к лучшему?

Мы поможем Вам разглядеть истинные ценности жизни! И пусть нашим общим девизом станут слова: Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку (М. Саади). Сегодня вы не защитили детей, завтра некому будет защищать вас (неизвестный автор). Единственный способ помочь себе – это помогать другим (Халиль Джебран Джебран). Люди, которые заняты возвращением здоровья другим людям, выказывая удивительное единение мастерства и человечности, стоят превыше всех великих на этой земле (Вольтер).

(При подготовке статьи, в том числе, использованы материалы открытых источников: https://pandia.ru/text/80/116/53981.php, https://stydopedia.ru/4xc348.html и др.).

Подготовила – Зекрист Р.И., профессор кафедры философии, социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицинский психолог в системе здравоохранения //Психологическая газета

На 12-м Саммите психологов состоялся круглый стол «Медицинский психолог в системе здравоохранения: профессионализм и качество услуг».

Выступили эксперты:

Елена Рудольфовна Исаева — профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова. Модератор обсуждения.

Виктор Викторович Бочаров — кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, руководитель лаборатории клинической психологии и психодиагностики Национального центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ

Анатолий Николаевич Алёхин — профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии и психологической помощи Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Наталья Владимировна Зверева — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра психического здоровья, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва)

Наталия Юрьевна Оганесян — кандидат психологических наук, заведующая кафедрой танцевальной терапии и руководитель программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Института практической психологии «Иматон», клинический психолог, танцевальный терапевт (Хельсинский университет и Высшая балетная школа г. Стокгольм), член Европейской ассоциации танцевально-двигательных терапевтов (EATDT), танцевальный терапевт Городской психиатрической больницы № 6, балерина, хореограф, автор 90 научных публикаций по танцевальной терапии, в т.ч. совместно с Э. Гренлюнд из Финляндии соавтор книги «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика»

Специалисты говорили о наболевшем. Виктор Викторович Бочаров обозначил проблемы, которые он считает наиболее актуальными: «Я не против профилактики, не против того, чтобы заниматься и психогигиеническими программами, но все-таки клинические психологи должны с самого начала иметь возможность соприкасаться с больными… Надо на законодательном уровне, не боюсь этого слова, обязать главных врачей помогать тому, чтобы подготавливались клинические психологи. Вторая проблема, которую я вижу — Вячеслав Афанасьевич Аверин, который руководит факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, справедливо гордится своей системой подготовки выпускных квалификационных работ. .. Вопрос в том, какой ценой. С одной стороны, мы заинтересованы в том, чтобы студент посещал лекции и семинары, в медицинском вузе это особенно жестко контролируется, с другой стороны — ему нужно нарабатывать практический опыт. Никаким образом этот вопрос не регламентируется и студент в свое свободное время, когда он захочет, идет к больным. Зачастую это происходит очень нерегулярно и ближе к тому сроку, когда надо сдавать работу… Третья проблема… – деинституциализация психиатрической помощи, конечно же, требует обучения новым методикам и стандартам, потому что проблемы дифференциальной диагностики, проблемы определения структуры дефекта уходят на второй план, на первый выходят проблемы функционального диагноза, для этого, конечно же, нужно отслеживать динамику в процессе лечения — те задачи, которые ставит перед нами медико-социальная экспертиза. И здесь огромный пробел собственно методический — работают кто во что горазд и студенты испытывают значительные перегрузки, когда узнают о том, что большинство широко распространенных у нас методик либо давно устарели, либо не имеют разрешения на использование, либо просто плохо адаптированы. Это проблема научной жизни психологического сообщества, которая существенно сказывается на процессе подготовки специалистов… В амбулаторной практике нужны хорошо стандартизированные методики…».

Модератор дискуссии Елена Рудольфовна Исаева поделилась опытом, рассказав о том, как  подготовка клинических психологов  организована в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И.П. Павлова.
 
Анатолий Николаевич Алехин привлек внимание к необходимости самоорганизации клинических психологов. Он подчеркнул: «Многие вопросы, которые обсуждались в ходе дискуссии, могут быть решены только совместными усилиями специалистов! Вам спустят закон о психологической помощи, вас регламентируют, внесут в регистры, но если вы не создадите ассоциацию профессиональную, где вы сами будете решать, насколько профстандарт соответствует фактам, насколько этический кодекс исполняется вашими же коллегами — это все останется на том же уровне. ..».
 
Наталья Владимировна Зверева сделала акцент на важности эмоционального контакта заболевшего человека и помогающего специалиста: «Люди, которые находятся в соматической клинике, нуждаются в том, чтобы с ними проговорили об их личных страхах перед операцией, болезнью. Вспомните как известный актер Евгений Евстигнеев умер в зарубежной клинике накануне операции на сердце. Это случилось после того, как ему рассказали, что будут делать с ним на операции, а он это представил. Мы в России еще не готовы к тому, что нам будут говорить, что собираются с нами делать, мы только к этому готовимся. Для этого психологи очень нужны… Больному человеку требуется адаптация, приспособление к жизни в новых условиях… Сейчас нет ни нашего, ни государственного представления о том, как это должно быть организовано…».

Вопросы, которые обсуждались в рамках круглого стола:

  • Какие проблемы в профессиональной подготовке клинических психологов стоят наиболее остро? Пути решения?
  • Какую роль клинический психолог должен играть в мультидисциплинарной команде специалистов медицинского учреждения? Что поможет ему эффективно справиться с этой ролью и как должен будет измениться процесс обучения с учетом новых задач?
  • Как при подготовке клинического психолога учесть специфику психологической помощи, в которой нуждаются пациенты различных медицинских учреждений — от роддомов до хосписов?
  • В чем суть введенных в лечебно-профилактические учреждения Стандартов и Порядков оказания медицинских услуг, и как психологу встроиться в новые стандарты работы? Какие пути по регулированию этих вопросов и какие решения необходимо принять?

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения