Психологическая характеристика акта рождения: 14. Психологическая характеристика пренатального развития, периода новорожденности и младенчества.

Содержание

Травма рождения и психологическое мифотворчество

 

Концепция травмы рождения зародилась в психоанализе З. Фрейда, который предложил гипотезу о том, что всякий аффект в основе сводится к физиологическому страху рождения (удушье). Это положение начал серьезно разрабатывать его ученик О. Ранк, который, в свою очередь, предположил, что «всякий страх ребенка происходит из страха рождения (и всякое удовольствие ребенка связано с возвращением первичного внутриматочного удовольствия)». О. Ранк считал, что «аффект страха от акта рождения в скрытой форме остается у ребенка и продолжает действовать, и всякая случайность, которая как-либо – чаще «символически» – о нем «напоминает», используется для того, чтобы опять заново отреагировать этот скрытый аффект».

 

Многие изложенные О. Ранком идеи о травме рождения носили гипотетический и сугубо теоретический характер. Новую жизнь им дал С. Гроф, который, исследуя измененные состояния сознания, собрал богатый эмпирический материал и переосмыслил концепцию травмы рождения в свете новых данных.

С. Гроф выделил перинатальную сферу бессознательного, которую отражают переживания смерти и нового рождения, проявляющиеся в четырех типичных паттернах.

 

Эти паттерны, соответствующие клиническим стадиям биологического рождения, получили название базовых перинатальных матриц (БМП). Каждая из этих матриц образует определенную «констелляцию переживаний», объединенную сильным эмоциональным зарядом, которая действует как принцип организации материала на других уровнях бессознательного.

 

На эти матрицы накладываются воспоминания, фантазии, события реальной жизни, а также многие мифологические мотивы и сюжеты. «Перинатальное развертывание часто ассоциируется с разнообразными трансперсональными элементами – такими, как архетипические видения Великой-Матери или Ужасной Богини-матери, Ада, Чистилища, Рая или Царства Небесного, мифологических и исторических сцен, идентификация с животными или опыт прошлых воплощений» (С. Гроф).

 

Первая базовая перинатальная матрица (БМП-I) отображает опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом, ему соответствуют трансперсональные переживания безмятежности и космического единства, безграничности, рая и т.

п.

 

Вторая базовая перинатальная матрица (БПМ-ІІ) относится к самому началу биологического рождения, которое характеризуется мышечными сокращениями, сжатием плода маточными спазмами и закрытой шейкой матки. Ей соответствуют трансперсональные переживания космической поглощенности, возрастающей тревоги и надвигающейся смертельной опасности. Источник опасности ясно определить невозможно, поэтому окружающая среда интерпретируется в свете параноидальных представлений. Этой матрице соответствует опыт отсутствия выхода, состояния пойманности, обреченности, одиночества, беспомощности, вины и т.п.

 

Третья базовая перинатальная матрица (БМП-III) соответствует продолжению сокращений матки, но на этой стадии ее шейка уже раскрыта, а плод постепенно продвигается по родовому каналу и переживает сильнейшее механическое сдавливание. Матрица соответствует трансперсональным переживаниям смерти-возрождения, отчаянной борьбы за выживание, садомазохизма, сексуального возбуждения, агонии и экстаза.

Переход к следующей матрице соответствует ощущению катастрофы огромного масштаба, чувству полного уничтожения и краха.

 

Четвертая перинатальная матрица (БМП-IV) связана с непосредственным появлением ребенка на свет. Матрица соответствует кульминации мучительной борьбы, окончательному разрешению борьбы смерти-возрождения, релаксации, внезапному облегчению. Долгий период темноты сменяется светом, а возврат к прежнему состоянию уже невозможен.

 

Концепция перинатальных матриц кажется логичной и завораживающей. Особую наукообразность ей придают исследования С. Грофа в сфере научной методологии (см. «Знание за пределами науки» и пр.). Тем не менее, если начать разбираться с тем, как данная концепция была получена, появятся все основания считать ее фикцией.

 

С. Гроф проводил индивидуальные и групповые эксперименты с психоделическими веществами, в результате которых обнаружил, что психоделические переживания можно структурировать на четыре типа, которые соответствуют четырем перинатальным матрицам.

Затем он заметил, что можно провести аналогию между данными типами переживаний и клиническими стадиями рождения, что позволило ему сделать вывод об их непосредственной взаимосвязи.

 

Какие изъяны такого подхода?

 

Во-первых, нет никакой ясности касательно того, в какой мере переживания взрослых людей в измененных состояниях сознания вообще соответствуют реальным перинатальным переживаниям. В нашей памяти не сохранилось непосредственных перинатальных воспоминаний.  Мы не можем произвести непосредственный опрос младенцев. Без объективных психофизиологических данных относительно травматичности сплющивания мозга во время родов невозможно оценить состоятельность концепции. Определенно можно утверждать лишь то, что наше воображение какого-либо явления может быть бесконечно далеким от понимания сущности этого явления. И четыре «перинатальные» матрицы, и клинические стадии рождения являются ограниченными авторскими конструктами, возможность проведения аналогий между которыми свидетельствует лишь о том, что эти аналогии можно провести.

Поскольку все в этом мире так или иначе связано со всем, возможности для подобного умозрительного сопоставления практически безграничны.

 

Во-вторых, структурировать психоделические переживания можно совершенно различным образом. Они могут не обязательно сводиться к четырем типам – их можно выделить сколько угодно. Например, психоделически можно переживать не только состояние блаженства в утробе матери, но и сам процесс зачатия, в процессе которого сперматозоид конкурирует с невероятным количеством себе подобных, сталкиваясь с огромной степенью случайности. После этого соприкосновения с ужасающей неопределенностью вполне можно вообразить переживание невероятного везения и удачи в момент зачатия. Может быть данная биологическая ситуация намного более травматична, нежели сдавливание мозга шейкой матки в момент рождения? Когда мы этого не помним и не можем однозначно проверить, нам остается лишь бесконечно фантазировать на данную тему.

 

В-третьих, даже если допустить возможность травмы рождения, у нас нет никаких способов оценить, в какой мере неосознанная и далекая для взрослого человека перинатальная драма способна влиять на процесс его становления, а также инспирировать те или иные культурные процессы.

Есть все основания считать, что актуальные биологические и социальные потребности влияют на человека намного больше, нежели перинатальные «констелляции переживаний».

 

В-четвертых, гипотеза, которую невозможно ни однозначно подтвердить, ни однозначно опровергнуть, в научном мире считается нефальсифицируемой, т.е. ненаучной. Фактически, мы имеем дело с авторской, креативной и неверифицируемой гипотезой, которую можно переживать как сюжетную матрицу в холотропных практиках и психоделических экспериментах.

 

Изложенное позволяет заключить, что т.н. «перинатальные матрицы» могут в действительности быть вовсе не перинатальными, что делает перинатально-трансперсональную психологию С. Грофа красочной мистификацией, которую под видом науки он активно продвигает среди малокомпетентной и впечатлительной публики.

 

E.R.

Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психология развития и возрастная психология»


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030301 «Психология», квалификация специалист и включает следующие разделы

Раздел 1. Психология развития

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии

Назвать и раскрыть:

Предмет психологии развития и возрастной психологии — закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психического развития на различных стадиях жизненного цикла. Место психологии развития и возрастной психологии в системе современного научного знания.

Определение понятия развития. Соотношение понятий «рост», «развитие», «созревание», «возраст». Cпецифика психического развития человека, по сравнению с психическим развитием животных. Филогенез, антропогенез, онтогенез, их соотношение.

Разделы возрастной психологии: пренатальная психология, детская психология, психология подросткового и юношеского возраста, психология зрелости, геронтопсихология. Теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии: изучение движущих сил и источников, механизмов и факторов психического развития человека, построение периодизации психического развития в онтогенезе, изучение качественного своеобразия развития психики на каждой стадии, контроль за ходом и динамикой психического развития, профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания. Закономерности психического развития. Целостность, структурность и стадиальность психического развития. Преемственность стадий развития. Гетерохронность и неравномерность развития. Процессы акселерации и ретардации. Многонаправленность процесса развития. Сенситивные и критические периоды развития. Возрастные нормативные кризисы.

Модель экологических систем У. Бронфенбреннера. Принцип экологической валидности. Понятие социального контекста развития. Характеристика микросистемы, мезосистем, экзосистем и макросистем. Всевозрастной подход П. Балтеса. Основные группы факторов всевозрастного развития – исторические, социо-культурные, возрастные, индивидуальные). Соотношение прогресса и регресса на возрастных стадиях развития (соотношение «приобретений» и «потерь»). Понятие пластичности развития.

Качественное своеобразие детства человека. Исторический анализ понятия детства: история детства и отражение детства в культуре как социально-исторического феномена. Соотношение хронологического, биологического, социального и психологического возраста.

Задачи развития (Р.Хевигхерст). Развитие детства в истории общества. Основные закономерности изменения детства – увеличение продолжительности и структуры детства (Д.Б.Эльконин). Понятие кризиса детства: феноменология, причины, пути выхода из кризиса. Психологические особенности современного детства. Государственная политика в области детства. Конвенция о правах ребенка. «Национальный план действий в интересах детей» и его значение для развития детства в России.

Школы и теории:

Культурно-историческая психлогия Л.С.Выготского. Деятельностная теория развития (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец). Теория Р.Хевигхерста. Всевозрастной подход П.Балтеса.


Методы и методики:

Метод наблюдения. Метод анкетирования, его особенности и значение. Метод беседы, виды беседы. Эксперимент в возрастной психологии. Его виды (лабораторный, полевой, естественный, психолого-педагогический). Констатирующая и формирующая стратегии исследования.

Основные проекты констатирующего исследования: «продольные» и «поперечные срезы». Лонгитюдинальный метод, его достоинства и недостатки по сравнению с методом возрастных поперечных срезов. Когортно-последовательная модель изучения развития.

Сравнительный метод и его разновидности: метод сравнения нормы и патологии, метод возрастных поперечных срезов, варианты близнецовых методов, метод приемных семей и др. Метод кросс-культурных сравнений.

Генетический метод и его разновидности: «Психология жизненного пути», биографические методы, метод реконструкции истории развития ребенка «кейс-стади» и др. Методы изучения продуктов деятельности. Психодиагностические методы (стандартизированные и проективные).

Тема 2. Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе

Назвать и раскрыть:

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Противоположность нативизма и эмпиризма в решении вопроса о роли наследственности и среды (опыта) в развитии ребенка.

Теория преформизма и ее критика. Развитие как природный спонтанный процесс. Романтический натурализм (Ж.Ж.Руссо). Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форм развития.

Этологический подход (К.Лоренц, Н.Тинберген). Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития (А. Гезелл, А. Бине, Л. Термен). Законы развития в теории А.Гезелла (реципрокность, функциональная асимметрия, дифференциация и интеграция, саморегуляция). Педагогические принципы воспитания ребенка в нативизме (М.Монтессори, А.Гезелл). Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии.

Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д. Уотсон, Э. Торндайк, К. Халл, Б. Скиннер). Программированное обучение и «жетонная экономика» как внедрение теории оперантного научения в социальную практику и образование. Условия научения: систематический контроль и немедленное подкрепление. Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Условия социального научения: когнитивные процессы, саморегуляция (самоподкрепление и самоконтроль), самоэффективность. Акселерация и амплификация развития как альтернативные пути. Критика акселерации как искусственного форсирования развития ребенка.

Необходимость учета факторов наследственности и среды при анализе развития. Два типа отношений факторов – конвергенция (В.Штерн) и антагонизм (З.Фрейд, Ж,Пиаже). Концепция враждебности «двух миров». Идея социализации как насильственного вытеснения природного и замены социальным. Роль наследственности и среды в теории конвергенции двух факторов. Врожденность двух целей – самосохранения и саморазвития (физический рост и духовное созревание). Результаты близнецовых исследований и их значение для решения проблемы причин, условий и факторов психического развития в онтогенезе.

Школы и теории:

Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. Теория преформизма. Концепция рекапитуляции (Ст. Холл). Теория трех ступеней К. Бюлера. Теория созревания А. Гезелла. Теория речевого развития в онтогенезе Н. Хомского. . Классический ассоцианизм (Д. Локк, Д. Гартли). Теория «чистой доски». Теория оперантного обуславливание (Ф.Скиннер). Теория социального научения (А.Бандура). Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).


Тема 3. Проблема психического развития в психоанализе

Назвать и раскрыть:

Психодинамические теории развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка в классическом психоанализе (3. Фрейд). Цель психической деятельности – равновесие психодинамических сил. Вытеснение и подавление наследственного фактора социальным – основной закон развития. Социализация – вытеснение природного в человеке и замена его социальным. Принцип удовольствия (направленность на получение наслаждения) и принцип реальности (учет социальных норм и запретов) как основа регуляции психической деятельности. Постулат инфантильной сексуальности. Основные линии развития личности в онтогенезе: развитие сексуальных целей и объектов, развитие структуры личности, развитие защитных механизмов. Структура личности. Стадии психосексуального развития личности. Характеристика оральной, анальной, фаллической, латентной, генитальной стадии. Эдипов комплекс: генезис, содержание, пути разрешения. Комплекс Электры. Развитие эго и защитные механизмы личности (вытеснение, регрессия, уход, реактивное образование, проекция, идентификация, изоляция, замещение, рационализация, сублимация). Критика психоаналитической концепции психического развития человека.

Развитие идей З.Фрейда в эго-психологии (А.Фрейд, Х.Хартман). Стадии развития личности от зависимости к автономии (А.Фрейд). Психоаналитическая педагогика А.Фрейд. Развитие эго и защитные механизмы личности.

Отношения матери и ребенка в теории Д.В.Винникотта. Понятие поддерживающей среды и холдинга, «достаточно хорошая мать». Стадии развития отношений матери и ребенка: фаза нормального аутизма, симбиоза, сепарации/индивидуации, константности (М.Малер). Проблема развития личности в трудах Э.Фромма. Потребность в безопасности и ее роль в развитии ребенка. Основные стратегии личности – движение к людям, от людей и против людей. Развитие личности в аналитической психологии К.Г.Юнга как процесс индивидуации – интеграции сторон личности и обретения самости. Коллективное бессознательное и архетипы. Творчество и духовная практика как путь к обретению самости. Комплекс неполноценности и социальное чувство как движущие силы развития в концепции А.Адлера. Жизненные цели. Социальный интерес. Пути преодоления чувства неполноценности как преодоление собственной неполноценности и установление власти и господства над другими. Факторы развития личности (выраженность социального интереса, тип семейного воспитания, порядок рождения).

Школы и теории:

Теория З.Фрейда. Теория объектных отношений. Теория М.Малер. Теория К.Хорни. Теория К.Г.Юнга. Теория индивидуальной психологии (А.Адлер).

Тема 4. Проблема развития личности и интеллекта в зарубежной психологии

Назвать и раскрыть:

Эпигенетический принцип развития – наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. Понятие идентичности и кризисов развития. Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Радиус значимых социальных отношений. Ритуализации — устойчивые социо-культурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, создающие необходимые условия для благополучного разрешения кризиса. Критерии выделения стадий психосоциального развития личности. Общая характеристика 8 стадий развития личности в онтогенезе. Юность – кризис рождения идентичности. Симптомы кризиса идентичности – размывание времени, утрата продуктивности, уход от близких отношений, негативная идентичность. Механизмы обретения идентичности (идентификация, интроекция, ролевое экспериментирование, психосоциальный мораторий). Статусы идентичности.

Влияние сепарации (разлуки) с матерью на психическое развитие ребенка раннего возраста – феномен госпитализма (А.Фрейд, Д.Боулби, Дж.Робертсон, Р.Шпиц, и др.). Эксперименты Харлоу. Понятие привязанности. Эволюционная природа привязанности. Этапы формирования привязанности. Понятие «рабочей модели». Системный характер привязанности. Типы привязанности – надежная, тревожно-амбивалентная, тревожно-избегающая, дезорганизованная (М. Эйнсворт). Условия и факторы формирования привязанности. Реакция на сепарацию и факторы, определяющие характер реагирования. Развитие привязанности в зрелом возрасте.

Теоретические основы теории Ж.Пиаже (ранний период). Понятие эгоцентризма и децентрации. Основные направления развития мышления ребенка: от реализма к объективности, от реализма к реципрокности, от реализма к релятивизму. Характеристики эгоцентрического мышления ребенка (соположение, синкретизм, партиципация, анимизм, артифициализм, нечувствительность к противоречиям, слабость детской интроспекции, предпричинность, трансдукция). Характеристика стадий развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже. Аутистическое, эгоцентрическое, социализированное мышление. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Коэффициент эгоцентрической речи и его изменение с возрастом. Условия преодоления эгоцентризма – отношения принуждения и кооперации. Критика феномена эгоцентрической речи Л. С. Выготским. Гипотеза Л. С. Выготского о природе, генезисе и судьбе эгоцентрической речи. Современные исследования феномена эгоцентрической речи.

Конструктивистский подход к пониманию психического развития ребенка. Адаптивная природа интеллекта. Понятие ассимиляции, аккомодации, адаптации. Основные детерминанты развития интеллекта в концепции Ж.Пиаже. Принцип равновесия. Равновесие (гомеостаз) – основная жизненная цель. Биологическое созревание. Активность субъекта – источник познания. Роль социального опыта в развитии интеллекта. Понятие операции. Критерии группировки. Обратимость. Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения. Проблема соотношения обучения и развития в работах Ж,Пиаже. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта (А. Перре-Клермон). Понятие социо-когнитивного конфликта. Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж. Пиаже в зарубежной и отечественной психологии (Дж. Брунер, М. Дональдсон, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Л. Ф. Обухова).

Информационная модель когнитивного развития в онтогенезе. Компьютерная метафора и процесс обработки (переработки) информации. Информационный когнитивный подход к познавательному развитию ребенка. Скорость переработки информации как основа познавательного развития. Метапознание – контроль человека за собственными процессами памяти, мышления, действиями. Развитие метапознания в подростковом возрасте: планирование, рефлексия, формирование стратегий.

Школы и теории:

Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. Статусная модель развития идентичности (Д.Марсиа). Теория привязанности Д. Боулби. Теория Ж.Пиаже. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского. теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий


Методы и методики:

Тест незнакомой ситуации. Клинический метод в исследовании детского мышления (Ж. Пиаже). Задачи Пиаже. Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Тема 5. Проблема движущих сил и причин психического развития ребенка в культурно-историческом деятельностном подходе

Назвать и раскрыть:

Понятие психологического возраста как единицы анализа развития (Л.С.Выготский). Структура и динамика возраста. Понятие «социальной ситуации развития». Психологические новообразования как особый тип строения личности и ее деятельности, впервые возникающие на данной стадии развития. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы, их характеристика и значение. Основные закономерности психического развития в онтогенезе. Понятие высших психических функций. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение. Роль социальной среды в психическом развитии. Проблема генезиса высших психических функций. Проблема обучения в развитии ребенка. Теоретические подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития в психологии. Ведущая роль обучения для развития. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

Исследование житейских и научных понятий как модель соотношения обучения и развития и его основные результаты (Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф). Содержание развивающего обучения – система научных понятий. Учение о системном и смысловом строении сознания. Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для возрастной психологии.

Принцип социально-исторической обусловленности психики человека. Дискуссия об инстинктах у человека. Гипотеза П.Я.Гальперина об отмирании инстинктов у человека в ходе антропогенеза. Учение А.Н.Леонтьева о трех видах опыта у человека (видовой, индивидуальный социо-культурный) . Специфика психического развития ребенка – особая форма развития как присвоение социо-культурного опыта. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Роль социальной среды и наследственности в развитии.

Проблема движущих сил психического развития ребенка в современной отечественной психологии. Противоречия как движущие силы психического развития человека. Роль осмысленной предметной деятельности в психическом развитии ребенка (А. Н. Леонтьев). Признаки ведущей деятельности. Понятие интериоризации. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности. Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.

Роль общения в психическом развитии человека. Функции общения – передача социо-культурного опыта, организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, познание людьми друг друга и самопознание. Структура общения (предмет, потребность и мотив общения, действия, инициативные и ответные, средства и результаты/продукты общения) (М.И.Лисина). Проблема генезиса потребности ребенка в общении (этологический подход, психоанализ, бихевиоризм, культурно-историческая психология).

Проблема генезиса и развития форм общения в онтогенезе. Механизм опережающей инициативы взрослого (М.И.Лисина). Влияние депривации на психическое развитие ребенка. Феномен госпитализма. Развитие общения ребенка со сверстниками. Дружба в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (Р.Селман, И.С.Кон, Я.Л.Коломинский, А.Г.Рузская).Одиночество и его влияние на развитие на различных возрастных стадиях. Феномен воображаемого друга. Феномен буллинга, причины, следствия, пути преодоления. Группы сверстников как контекст социализации и формирования идентичности личности. . Психологические особенности общения со сверстниками в условиях инновационных информационно-коммуникативных технологий. Общение в Интернете. Общение в семье.

Школы и теории:

Концепция культурно-исторического развития психики человека Л. С. Выготского. Деятельностный подход к проблеме психического развития. Концепция ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Методы и методики:
Тема 6. Проблема возрастной периодизации в современной психологии

Назвать и раскрыть:

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Критерии периодизации психического развития. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Задачи развития как основание построения периодизации психического развития в онтогенезе (Р. Хевигхерст). Проблема периодизации развития в зрелом возрасте (Д. Бромлей, Д. Левинсон, Э. Эриксон). Междисциплинарные подходы к периодизации психического развития (международная периодизация ВОЗ).

Проблема периодизации в культурно-историческом деятельностном подходе. Проблема периодизации психического развития в трудах Д. Б. Эльконина. Закон периодичности развития. Критерии построения периодизации психического развития ребенка: социальная ситуация развития, ведущая деятельность психологические новообразования, возрастные кризисы. Эпохи, периоды и фазы развития. Возрастные нормативные кризисы детства и зрелости. «Большие» и «малые» кризисы психического развития. Специфика построения периодизация в зрелых возрастах. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии (В.И.Слободчиков, К.Н.Поливанова, Б.Д.Эльконин и др.).

Школы и теории:

Теория З.Фрейда. Теория Э.Эриксона. Периодизация развития интеллекта Ж.Пиаже. Концепция культурно-исторического развития психики человека Л. С. Выготского. Деятельностный подход к проблеме психического развития. Концепция ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Теория Р.Хевигхерства. Теория Д.Левинсона. Теория периодизации Д.Б.Эльконина


Тема 7. Факторы риска и онтогенез индивидуально-психологических различий.

Назвать и раскрыть:

Дифференциальная психология развития: предмет, задачи и место в системе смежных дисциплин. Основные подходы и методы изучения онтогенеза индивидуально-психологический различий. Принципы типологического подхода и его специфика в области исследований онтогенеза. Типы психологических изменений и типы психологических различий. Проблема источников индивидуальных различий в онтогенезе. Классические теории генезиса межиндивидуальных различий. Факторы и группы риска в психическом развитии. Особенности проявлений свойств нервной системы в поведении и учебной деятельности учащихся. Индивидуально-типологические особенности слабо успевающих школьников. Темперамент: особенности его проявления и динамика на разных возрастных стадиях онтогенеза. Характер и его формирование в детском и подростковом возрасте. Типология характера. Своеобразие развития детей и подростков с высокой тревожностью. Роль индивидуально-психологических особенностей в формировании агрессивного проблемного поведения у детей и подростков. Своеобразие развития детей с выраженными чертами застенчивости. Понятие «направленность личности». Виды направленности. Анализ индивидуально-типологических особенностей и нарушений развития на основе типологии психологических синдромов. Психологические особенности развития, воспитания и обучения одаренных детей.

Школы и теории:

Психодинамический подход З. Фрейда. Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Современные подходы к описанию личностных особенностей со стороны ее черт (Г. Олпорт и его последователи). Культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Теория темперамента С.Чесс и А.Томаса.

Методы и методики:

Опросник Айзенка; Опросник диагностики типа акцентуации Шмишека; Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко


Раздел 2. Возрастная психология
Тема 1. Особенности пренатального развития ребенка. Кризис новорожденности

Назвать и раскрыть:

Пренатальный период: развитие сенсорики, моторная и рефлекторная активность плода. Влияние особенностей родительской позиции в пренатальный период на психическое развитие ребенка в постнатальный период. Психологическая характеристика акта рождения (О. Ранк, С. Гроф). Общая характеристика новорожденности как кризисного периода в развитии. Коренное изменение образа жизни и типа отражения. Морфологические особенности коры больших полушарий и особенности ВНД младенца. Характер ранних реакций. Роль крика. Безусловные рефлексы младенца (пищевые, оборонительные, ориентировочные). Ранние условные рефлексы (натуральные и лабораторные) и особенности их развития и факторы их становления. Сенсорная деятельность новорожденного.


Тема 2. Психологические особенности младенческого возраста

Назвать и раскрыть:

Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Проблема формирования первой социальной потребности ребенка — потребности в общении. «Комплекс оживления», условия возникновения, структура и генезис. Его значение для психического развития ребенка. Проблема депривации и ее последствия для психического развития ребенка (Р.Шпитц, Д. Боулби). Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий тип деятельности младенческого возраста. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Особенности сооотношения развития сенсорики и моторики в период раннего и позднего младенчества, его теоретическое значение. Опережающее развитие ориентировочной деятельности. Проблема предперцепции как генетически исходной стадии развития восприятия в младенческом возрасте (Р. Фанц). Возникновение и развитие акта хватания. Стадии развития манипуляций с предметом в младенческом возрасте. Развитие позовых и локомоторных движений. Подготовительный период в развитии речи. Значение эмоционального общения со взрослым (ситуативно-личностного) и общения по поводу предмета (ситуативно-делового) для развития речи ребенка. Особенности понимания речи и развитие активной речи. Возникновение и развитие памяти в младенческом возрасте. Развитие образа «Я». Психологические особенности младенца к концу первого года жизни. Кризис одного года, его причины и психологический смысл.

Каталог: educat -> dnevn -> gos -> 2016 -> docs
docs -> Программа государственного экзамена по специальности «клиническая психология»
gos -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «социальная психология» специальности «психология»
gos -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психология личности»
gos -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психофизиология»
gos -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «семейная психология и семейное консультирование»
docs -> Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «социальная психология» специальности «психология»
docs -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психофизиология»
docs -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «экстремальная психология и психологическая помощь»
docs -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «общей психологии»
docs -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «педагогическая психология»


Скачать 457. 04 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Влияет ли порядок рождения на личность? I Psych Central

Теория порядка рождения Альфреда Адлера предполагает, что на вашу личность влияет порядок, в котором вы родились в своей семье.

Мы все слышали клише. Вы можете сказать тому, кто ищет внимания, что у него «синдром среднего ребенка». Вы можете догадаться, что кто-то является старшим ребенком, потому что он всем командует.

Эти идеи были впервые выдвинуты австрийским психотерапевтом 20-го века Альфредом Адлером, у которого была теория о том, что наша личность развивается на основе нашего порядка рождения в наших семьях.

Многие психотерапевты сегодня используют эту теорию, но основана ли она на науке?

Хотя некоторые аспекты теории Адлера могут быть в некоторой степени правдой, это верно не для всех. Личность человека определяется не только порядком рождения и динамикой семьи.

Альфред Адлер, австрийский психотерапевт, разработал теорию порядка рождения в начале 1900-х годов.

Он предположил, что положение в порядке рождения, в котором рождается ребенок, значительно влияет на его личность и жизненные результаты, включая их карьеру и успехи в учебе.

Например, у первенцев есть определенный набор личностных черт, а у детей — другие и так далее.

Согласно теории Адлера, у детей, выросших в одной семье, может быть разный опыт. Адлер сказал, что ваш порядок рождения и количество братьев и сестер значительно влияют на ваш потенциал и личность.

Он также утверждал, что «психологический порядок рождения» — или ваше воспринимаемое положение в вашей семье — более важен, чем числовой порядок рождения, который иногда может отличаться. Например, кто-то может быть средним ребенком, но брать на себя обязанности старшего ребенка, если хронологически старший брат или сестра недееспособен.

Теория порядка рождения была не единственной теорией развития личности Адлера, но и сегодня она остается самой известной из его теорий.

Было проведено множество исследований, чтобы определить, имеет ли теория порядка рождения Адлера какую-либо научную ценность.

Обзор 200 исследований порядка рождения, проведенный в 2010 году, показал, что многие черты личности были связаны с порядком рождения на статистически значимом уровне. Но авторы признают, что не включили в свой обзор исследования с незначительными результатами.

Но другие недавние анализы этих исследований показали, что порядок рождения может иметь некоторое влияние на развитие ребенка, но не такое сильное влияние, как утверждает теория Адлера.

Например, обзор 2015 года показал, что дети-первенцы имели более высокий уровень интеллекта, чем дети в других позициях по порядку рождения. Но исследователи не обнаружили различий между первенцами и другими детьми с точки зрения более широких личностных качеств, таких как экстраверсия, эмоциональная стабильность или воображение.

Исследование американских старшеклассников, проведенное в 2015 году, не выявило статистически значимой связи между порядком рождения и интеллектом или личностными качествами.

Обзор 1992 года показал, что теория Адлера, возможно, была права, когда речь шла о чертах личности первенцев. Но они также упомянули, что исследование теории порядка рождения имеет много недостатков и ограничений.

Другие исследования подтверждают этот вывод о первенцах. Например, в статье 2018 года было обнаружено, что первенцы с большей вероятностью будут лидерами и обладают такими личностными качествами, как настойчивость и эмоциональная стабильность.

Так влияет ли порядок рождения на личность? Необходимы дополнительные исследования, чтобы сказать наверняка, но многие до сих пор верят в теорию порядка рождения Адлериана и используют ее для объяснения личностных различий.

В соответствии с теорией порядка рождения Адлериана, первенцы выигрывают от дополнительного внимания, уделяемого им до рождения их младших братьев и сестер. Но ваше положение власти отнимается, когда рождается следующий ребенок.

На старшего брата и сестру возлагаются большие надежды, поскольку они должны подавать хороший пример своим братьям и сестрам.

Теория Адлера утверждает, что дети-перворожденные склонны к авторитаризму и считают, что имеют право на власть. Во взрослом возрасте они оказываются на руководящих должностях. Исследования также показывают, что первенцы могут иметь немного более высокий интеллект, чем их младшие братья и сестры.

Согласно этой теории, черты первенца или старшего ребенка включают:

  • контроль
  • добросовестность
  • осторожность
  • надежность
  • успеваемость
  • структурированность

Клише «синдром среднего ребенка» происходит из теории порядка рождения Адлера.

По словам Адлера, средние дети часто чувствуют себя зажатыми между старшими и младшими братьями и сестрами. Они чувствуют, что их лишили какого-либо значимого положения в семье.

Средние дети могут стать соперничающими или мятежными. Но они также могут быть уравновешенными, умея идти на компромисс между членами семьи.

Другие черты личности могут включать:

  • миротворец
  • угодник людям
  • социальная бабочка

Младший ребенок — «ребенок» в семье, и это положение никогда не отнимается у них. В результате младший ребенок может стать избалованным родителями и старшими братьями и сестрами в семье.

Это может привести к тому, что самые маленькие дети захотят стать «большими», а не вечными младенцами. Они могут строить большие планы на свою жизнь, которые не сбываются.

Самый младший ребенок также может иметь следующие черты характера:

  • веселый
  • ищущий внимания
  • общительный
  • эгоцентричный

Теория Адлера предполагает, что только дети часто бывают «чудесными младенцами». Они наслаждаются полным вниманием со стороны обоих родителей, что может привести к тому, что они будут избалованы, как младшие дети.

Им часто не приходится делить своих родителей с братьями и сестрами, поэтому с возрастом им может быть трудно делиться вниманием и имуществом. Поскольку они растут со взрослыми и не имеют сверстников, братьев и сестер, они могут казаться взрослыми для своего возраста, говорить и вести себя как «маленькие взрослые».

Другими личностными чертами единственных детей могут быть:

  • перфекционисты
  • прилежные
  • лидеры
  • добросовестные

Адлер создал теорию порядка рождения, чтобы объяснить развитие личности и различия, не обязательно для объяснения проблем психического здоровья.

При жизни Адлера наше понимание психического здоровья было все еще очень ограниченным. Он считал первенцев более «невротичными» — термин, используемый для описания тревожных, но не психотических симптомов.

Совсем недавно исследователи изучили взаимосвязь между порядком рождения и состоянием психического здоровья.

Исследование 2021 года показало, что у самых маленьких детей был самый низкий уровень проблем с психическим здоровьем, включая проблемы с эмоциями, поведением и вниманием. Самые младшие дети также набрали более высокие баллы по просоциальному поведению и устойчивости. Дети среднего возраста имели самые низкие показатели счастья во всех группах.

Исследование 2019 года, похоже, противоречит теории Адлера о том, что первенцы более невротичны. Более высокий порядок рождения был связан как с повышенным уровнем попыток самоубийства, так и с психиатрическими диагнозами. Другими словами, у самых маленьких детей был самый высокий уровень проблем с психическим здоровьем.

Но согласно исследованию 2015 года, первенцы чаще, чем дети, рожденные позже, были эмоционально нестабильными.

А исследование 2019 года выявило no связь между порядком рождения и проблемами психического здоровья в более позднем возрасте.

Итак, порядок рождения связан с проблемами психического здоровья? Согласно исследованию, вероятно, нет.

Психические расстройства вызываются сочетанием экологических, биологических и генетических факторов. Если ваш порядок рождения вызвал у вас какую-то детскую травму, то сама травма потенциально может способствовать более высокому риску психических заболеваний.

Теория порядка рождения, первоначально созданная Альфредом Адлером более ста лет назад, является интересной теорией, которая предполагает, что ваш порядок рождения играет большую роль в развитии вашей личности.

Многие люди продолжают изучать и использовать теорию порядка рождения в психотерапевтических целях. Но исследования достоверности этой теории ограничены и противоречивы.

Если у вас есть проблемы или проблемы, связанные с вашей личностью, подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту в области психического здоровья. Они могут помочь вам решить эти проблемы и определить, могут ли быть причиной какие-либо основные проблемы.

Если вы не знаете, с чего начать, вы можете посетить центр Psych Central, чтобы найти поддержку в области психического здоровья.

Как месяц вашего рождения влияет на вашу личность

Давайте сначала согласимся с одной вещью: астрология — это тарабарщина — может быть, тарабарщина с красивой линией браслетов с подвесками, но все равно тарабарщина. Его фундаментальная предпосылка — что совокупная гравитация всех планет в момент вашего рождения определяет вашу личность — сама по себе его губит.

Как знал Ньютон, гравитация любого массивного объекта обратно пропорциональна квадрату расстояния до него. Даже для такой гигантской планеты, как Нептун, которая находится на расстоянии 2,7 миллиарда миль (4,4 миллиарда километров), величина гравитационного притяжения, которую она оказала на вас при рождении, была… давайте посмотрим… умножить на 2,7… разделить на 1,1… нести 2… понятно! Почтовый индекс Так что, являетесь ли вы Стрельцом или Тельцом или как там их еще называют, забудьте об этом.

Но то, что день вашего рождения не имеет значения, не означает, что то же самое верно и для вашего сезон года рождения. Здесь ученые создают небольшой, но все более убедительный корпус доказательств того, что действительно могут быть какие-то причины и следствия.

Существует множество факторов, влияющих на развитие ребенка в утробе матери. Материнское питание, безусловно, играет роль: дети, рожденные во время голода, как правило, слабее, чем дети, рожденные во времена бума. Даже в развитых странах, где пищи много, рацион питания матери, бедный белком, витамином С или витамином D, может повлиять на развитие мозга, сердца или костей. Сезонные вирусы, особенно грипп, также могут влиять на здоровье матери и развитие плода. Беременность в зимнее время, с ее короткими днями и длинными ночами, может вызвать сезонное аффективное расстройство (САР) у матерей, при этом низкий уровень серотонина в мозге матери может привести к аналогичному дефициту у ребенка.

Даже после рождения окружающий мир продолжает влиять на младенцев. Одно исследование, проведенное в 2010 году на мышах, показало, что детеныши мышей, рожденные и отнятые от груди при искусственном зимнем освещении, хуже приспосабливаются к переходу на летний свет, проявляя более плохие привычки питания и уровни активности. У мышей, рожденных и отнятых от груди при летнем свете, не было таких проблем с адаптацией к зимним условиям. Последующее исследование мозга мышей показало, что ген, регулирующий циркадные ритмы, в целом менее активен у мышей, родившихся зимой.

За последние полдюжины лет было проведено множество недавних исследований, направленных на то, чтобы распространить эти открытия на людей: ученые изучали темпераменты студентов колледжей и взрослых, а затем отслеживали сезоны их рождения в поисках широких сезонных закономерностей. Последовательно — если предварительно — они их находили. (Внимание: ваши результаты могут отличаться.)

Весна : Поздравляем, мартовские, апрельские и майские малыши, у вас высокие баллы по шкале гипертимии, что на самом деле хорошо. Гипертимия — это общий оптимизм — способность видеть в каждом падении прелюдию к подъему, в каждом рыночном крахе — преддверие подъема. Но за это приходится платить: весенние дети также более восприимчивы к полной противоположности гипертимии: клинической депрессии. Эпицентр этого заболевания — согласно массовому исследованию 58 000 человек в Великобритании в 2012 году — среди людей, родившихся в мае. Ноябрьские дети имеют самые низкие показатели депрессии.

Лето : Это в основном радостные новости для июньских, июльских и августовских малышей. Никакой САД для вас — по крайней мере, ничего не вызвано уровнями освещенности после вашего рождения, хотя может быть какое-то влияние от того, что мама носила вас в декабре, январе и феврале. Летние дети имеют некоторые из тех же гипертимических характеристик, что и весенние дети, но это может быть компенсировано циклотимией — быстрой сменой настроения между приподнятым и пониженным настроением. Тем не менее, это, вероятно, не предвестник биполярного расстройства; диагнозы биполярного расстройства самые низкие среди детей, рожденных в августе.

Осень : Для людей, которые верят в астрологию (мы уже упоминали, что это фигня, верно?), общая невозмутимость осенних младенцев, кажется, свидетельствует о том, что по крайней мере в знаке Весов — хорошо сбалансированных весах — есть что-то идет на это. Конечно, нет, но независимо от того, является ли причиной обилие питательных веществ, доступных во время сбора урожая, или тот факт, что длинные ночи и сезонные зимние болезни еще не наступили, люди, рожденные осенью, не только наслаждаются низким уровнем депрессии, но и также менее вероятно развитие биполярного расстройства. Один недостаток у осеннерожденных: у них действительно есть склонность к раздражительности.

Зима : Пристегнитесь, детки, все может стать плохо. Среди проблем, с которыми сталкиваются люди с зимним днем ​​рождения, — более высокий уровень шизофрении, биполярного расстройства, САР и депрессии. Это неприятная горстка, но есть несколько компенсаций: зимние дети менее раздражительны, чем рожденные осенью. Более того, согласно общепризнанно небольшому исследованию 300 знаменитостей, проведенному в 2015 году, январь и февраль — подходящие месяцы для рождения, если вы хотите прославиться, поскольку эти месяцы связаны с творчеством и творческим решением проблем.