Психологическая характеристика класса: Таблица «Психолого-педагогическая характеристика класса»

Студопедия — Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

Studopedia.info — Студопедия — 2014-2023 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия

⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒

В классе обучается 20 человек: 13 девочек и 7 мальчиков. Большинство учеников живет в одном микрорайоне (улица Меркурьева). До школы они посещали один детский сад «Березка». Но есть дети, которые проживают в удаленных от школы микрорайонах, но ходят в нее с первого класса. Четыре ребенка воспитываются в малообеспеченных семьях, пять учеников живут в неполных семьях – с одним из родителей.

Дети не отличаются крепким здоровьем: только 8 учеников относятся к первой физкультурной группе. Некоторые учащиеся (Даша Ц., Маша З., Юля Б.) очень часто болеют.

В то же время большинство учащихся увлекается физкультурой и спортом. Восемь человек регулярно посещают занятия спортивных секций и кружков (туристический, баскетбольный, настольного тенниса, лыжного спорта). Многие учащиеся класса, в том числе и девочки, являются футбольными болельщиками, особенно футбольного клуба «Зенит».

Дети принимают активное участие в спортивных соревнованиях и конкурсах (Рома Т., Настя Ц., Андрей М., Саша П., Маша В., Кристина Ф.). Они уже имеют высокие достижения: 2-е место в спартакиаде школьников Островского района, 1-е место в городской олимпиаде по безопасности дорожного движения, 3-е место в легкоатлетическом кроссе на призы нашего земляка олимпийского чемпиона Михаила Иванова. Значимым достижением можно считать и то, что более половины учащихся на уроках физкультуры получают отличные отметки, а остальная часть детей справляется с учебной программой данного предмета на «хорошо». Такой интерес учащихся к физкультуре и спорту, разумеется, необходимо учитывать при моделировании и построении воспитательной системы класса.

Другие интересы детей ярко не выражены и не пользуются популярностью у большей части одноклассников. Например, всего два человека посещают занятия художественно-эстетической направленности в изостудии и музыкальной школе. В то же время в школьных мероприятиях художественного цикла изъявляют желание принимать участие только девочки.

Мальчики часто отказываются от участия и даже высмеивают начинания девочек. Лишь Рома Т. соглашается выступать в сценках и театральных постановках, а Андрей М. и Веня М. принимают участие в конкурсных программах во время классных огоньков.

В трудовой деятельности ребята активны, не отлынивают, хорошо выполняют порученную работу на пришкольном участке, при обустройстве братских захоронений и проведении генеральных уборок в классе. В делах, где необходимо проявить мужскую силу, мальчики с удовольствием участвуют и действуют самостоятельно, инициативно, творчески. В то же время до сих пор не удается наладить дежурство в классе.

Не отличается классный коллектив высокими достижениями в учебной деятельности: один ученик является отличником, 8 ребят учатся на «4» и «5», а остальные не радуют успехами в освоении образовательной программы. В целом класс оценивается педагогами как слабый.

У учащихся существует потребность в проявлении общественной активности. Более активны девочки. Особенно активными организаторами и участниками классных дел являются Кристина Ф., Даша Д., Маша В., подготовившие познавательно-развлекательные программы «Хэллоуин», «Новогодние фантазии», «Скоро лето!», «Ура, каникулы!». Члены классного коллектива подготовили и провели для учеников начальной школы игру «Мы и дорога».

Сами дети считают свой класс не очень дружным. Девочки подчеркивают, что мальчишки держатся особняком, не хотят ни в чем участвовать. Между учениками случаются конфликты, в которые втягиваются даже родители. В основном дети дружат в классе парами или небольшими группами. Среди девочек нет ярко выраженного лидера, а вот у мальчиков лидерскую позицию занимает Андрей М. К его мнению мальчики прислушиваются: то, что он говорит, по выражению девочек, они и выполняют.

Учащиеся класса достаточно самокритичны и непосредственны. Они открыто высказывают свое мнение.

«Трудных» как таковых в классе нет. Есть «проблемные» дети, которые имеют отклонения в поведении, пропуски занятий, курят (Кристина К. , Миша К., Настя и Даша Ц., Алина Б.). Но все эти проблемы удается решить своими силами.

Индивидуальность классного коллектива ярко и эмоционально выразила Кристина Ф. в своем стихотворении:

Класс активен,

Любит спорт,

А рисует, как поет!

С удивлением для вас,

Самый, самый лучший класс!

Эти строки ребята избрали девизом класса и поместили в самом центре классного уголка.

⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒


Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2141. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где…

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса…

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар…

Расчетные и графические задания Равновесный объем — это объем, определяемый равенством спроса и предложения…

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит…

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда…

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без. ..

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство…

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году…

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность…

Ковалева Н.В. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания

  • формат pdf
  • размер 493. 9 КБ
  • добавлен 16 января 2010 г.

Методические указания для студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения» содержат общие положения, основные требования, примерную схему характеристики, критерии оценок, а также психологические методики.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Педагогика
  3. Основы педагогического мастерства
  4. Педагогическое общение
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Педагогическая психология
  4. Практикум по педагогической психологии
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Психология адаптации
  4. Социально-психологическая адаптация
  5. Социально-психологическая адаптация студентов
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Психология адаптации
  4. Социально-психологическая адаптация
  5. Школьная адаптация

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 9. 16 КБ
  • добавлен 19 января 2010 г.

Комментарии академика РАО В. В. Краевского к терминам «психолого-педагогическое исследование», «психолого-педагогическая наука». Автор оспаривает употребление данных понятий и ставит под сомнение существование психолого-педагогической науки.

Практикум

  • формат doc
  • размер 759 КБ
  • добавлен 18 мая 2011 г.

Настоящие рекомендации предназначены для школьных психологов и студентов пединститута, проходящих педагогическую практику в школе и выполняющих задание по изучению личности школьника. Школьному психологу, а также студенту – практиканту следует начать свою работу с установления контакта с классным руководителем.

Объектом изучения обычно становятся учащиеся, которые требуют к себе особого педагогического внимания и индивидуального подхода. Изучение…

  • формат pdf
  • размер 1.7 МБ
  • добавлен 09 декабря 2011 г.

-Ярославль, — ЯГПУ, — 2006, – 148 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность: 19.00.07 — педагогическая психология. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Ю.П. Поваренков. Аннотация. Объект исследования – личность и деятельность педагога общеобразовательной школы. Предмет исследования – психологическое содержание коммуникативно-педагогической толерантно…

  • формат doc
  • размер 2.11 МБ
  • добавлен 09 декабря 2011 г.

-Ярославль, — ЯГПУ, — 2006, – 148 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность: 19.00.07 — педагогическая психология. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Ю.П. Поваренков. Аннотация. Объект исследования – личность и деятельность педагога общеобразовательной школы. Предмет исследования – психологическое содержание коммуникативно-педагогической толерантно…

  • формат doc, docx
  • размер 240.9 КБ
  • добавлен 26 февраля 2011 г.

В папку входит: Гарантийное письмо, дневник, индивидуальный план, обложка, отчет, 8 приложений, характеристика, справка. 4 курс, психолого-педагогический факультет, специальность педагог-психолог.

  • формат doc
  • размер 219.5 КБ
  • добавлен 27 мая 2011 г.

1. Требования к итоговому государственному экзамену «Теоретические и прикладные основы психолого-педагогической деятельности». Содержание итогового государственного экзамена. 2 Краткое содержание программы ГЭК « Теоретические и прикладные основы психолого-педагогической деятельности». Раздел « Теоретические основы психологии». «Основы общей психологии и история психологии». « Возрастная и педагогическая психология». «Социальная психология». Разд…

  • формат jpg
  • размер 992.54 КБ
  • добавлен 30 ноября 2008 г.

Два рисунка JPEG. План создания психолого-педагогической характеристики личности.rn

Дисертация

  • формат doc
  • размер 154.32 КБ
  • добавлен 17 октября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – М., — 2011. – 45 стр. Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология. Научный консультант – доктор психологических наук, профессор Немов Роберт Семенович. Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить научную концепцию структуры, диагностики, формирования и развития психолого-педагогического потенциала учителя начальных…

Реферат

  • формат docx
  • размер 18.39 КБ
  • добавлен 28 апреля 2011 г.

УГАТУ, ФИРТ преподаватель Шарипов Ф. В. Доклад — 5 стр. Содержание: раскрываются понятия: психолого-педагогическая компетентность преподавателя, компетентность, педагогический процесс. Список литературы.

  • формат doc
  • размер 115.5 КБ
  • добавлен 15 февраля 2011 г.

Издательство: ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2008г. — 6с. Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики класса (группы). Педагогу и психологу необходимо уметь проводить социально-психологические исследования особенностей жизни класса (группы в детском саду). По материалам этих исследований составляется психолого-педагогическая характеристика на класс (группу) по следующей пр…

Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися — Психолого-педагогические исследования — 2013. Том. 5, нет. 2

Психолого-педагогические исследования
2013. Том. 5, нет. 2, 34–47
ISSN: 2587-6139 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

1220

Аннотация

Подведены итоги социально-психологических исследований классного руководства, выполненных на основе теоретической модели обмена ценностями, разработанной Р. Л.Кричевским. Классное руководство понимается как вид управленческой деятельности учителя, направленный на организацию коллектива учащихся. Факторный анализ выявил два основных фактора эффективности классного руководства: характер отношений между учащимися и их отношения к классному руководителю. В качестве характеристик деятельности учителя мы рассматривали проявления его отношения к учащимся, стиль руководства, особенности индивидуального взаимодействия со школьниками. Показано, что деятельность классного руководителя, направленная на удовлетворение важнейших социальных потребностей учащихся, имеет два основных направления: забота об учащихся и развитие их мотивации. Анализируется влияние социально-перцептивных характеристик педагога на эффективность его взаимодействия с учащимися. Выявляются особенности самооценки и рефлексивной оценки личности и деятельности классного руководителя, особенности причинно-следственной атрибуции успехов и неудач учащихся в разных сферах школьной жизни.

Ключевые слова: классное управление, ценностный обмен, воспитательное взаимодействие, эффективность лидерства, самооценка личности и деятельности, социально-психологическая рефлексия, каузальная атрибуция.

Рубрика журнала: Социальная психология

Тип статьи: научная статья

Для цитирования: Петрушихина Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися [Электронный ресурс]. Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2013. Том. 5, нет. 2, стр. 34–47. (на рус., реферат на англ.)

Каталожные номера

  1. Кричевский Р.Л. Исследование эффективности руководства учебными коллективами // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учашихся/ Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. М., 1980.
  2. Кричевский Р. Л. Психология лидерства. М., 2007.
  3. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция как условия эффективности руководства коллективом старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1992.
  4. Носова М.Л. . Должностные обязательства классного руководителя // Классический руководитель. 2002. № 4.
  5. Петрушихина Е .Б. Рефлексия педагога в общении со старшеклассниками как фактор эффективности руководства учением коллективом: Дис. … канд. психол. наук. М., 1991.
  6. Соколова Е.А. Влияние межличностного конфликта на эффективность взаимодействие педагога с коллективом старшеклассников: Дис. … канд. психол. наук. М., 1992.
  7. Cympeu M. D. Взаимодействие классного руководителя и старшеклассников в педагогическом общении: Дис. … канд. психол. наук. М., 1990.
  8. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб., 2003.

Петрушихина Е.Б. , кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и правовой психологии Московской академии наук им. Л.С. Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Метрики

просмотров

Итого: 8901
Предыдущий месяц: 12
Текущий месяц: 8

Загрузки

Итого: 1220
Предыдущий месяц: 4
Текущий месяц: 0

Как социальный класс отражается в нашей психологии

Психологи все чаще признают роль социальных и культурных факторов в формировании нашего мышления и поведения. Хотя некоторые человеческие переживания могут быть универсальными, исследования показали, что общество, из которого мы происходим, может оказывать глубокое влияние на все, от нашего восприятия музыки до того, как мы интерпретируем эмоции.

Меньше внимания уделяется тому, как социальный класс отражается в нашей психологии. И все же растущее число исследований показывает, что, как и наша культура, наше классовое происхождение также влияет на наши мысли и поведение. Более того, исследования показывают, что в обществе, где приоритет отдается нормам и образу мышления среднего класса, эти различия могут в конечном итоге привести к еще большему ущемлению людей из низшего класса.

Класс: Форма культуры?

В некотором роде класс — это  форма культуры: люди из разных классов растут в среде с определенными нормами и ценностями, и это формирует их поведение и чувство идентичности. Например, обратите внимание на Майкла В. Крауса и его коллег в главе «Социальный класс как культура» в их книге 2019 года: «Я» представителей рабочего класса, как правило, больше привязано к другим, и особое внимание уделяется прочным социальным связям. Напротив, представители среднего класса, как правило, считают себя отделенными от других и более сосредоточенными на собственной уникальности. Исследователи пишут, что маленьких детей учат этой идентичности с самого раннего возраста: родители из среднего класса чаще, чем родители из рабочего класса, поощряют своих детей, например, высказываться в школе или выбирать собственные хобби.

В другой работе подчеркивается непосредственная роль неравенства в таких ресурсах, как богатство или образование. Принадлежность к более высокому социальному классу, обладающая большими материальными ресурсами, может защитить от потенциальных угроз, таких как потеря работы, и открывает больше возможностей. Это дает людям из этих слоев большее чувство контроля и свободы действий. Напротив, люди из низших социальных классов часто испытывают меньше чувства контроля и более сильное ощущение того, что внешние факторы ограничивают их жизнь. Их больший акцент на межличностных отношениях может частично быть средством борьбы с этой «угрожающей» средой.

Родственным понятием является  субъективный  социальный класс. Это касается того, как люди видят свой собственный социальный статус по отношению к другим в обществе, и связано с объективными показателями, такими как образование и богатство, но также и отличается от них. Опять же, субъективный класс связан с различиями в идентичности и социальных связях, а низкий субъективный социальный статус особенно связан со стрессом и ухудшением здоровья (см. статью Эммы Янг в этом выпуске).

Как занятия влияют на повседневные мысли и поведение

На наши взгляды на себя и мир в целом, конечно же, влияют и всевозможные другие индивидуальные различия, и ни один социальный класс не является однородной группой людей. Тем не менее, исследования, проведенные за последние пару десятилетий, показали, что эти общие классовые различия действительно проявляются в наших повседневных психологических процессах и поведении.

Социальный класс может повлиять на то, как мы воспринимаем свои способности. По сравнению с людьми из относительно низкого социального класса люди из более высокого социального класса, как правило, имеют более благоприятное мнение о себе, например, демонстрируя более высокую самооценку и большую степень нарциссизма. И, что особенно важно, 2019исследование предполагает, что это сводится к достоверности по сравнению с .

Питер Белми из Университета Вирджинии и его коллеги попросили более 150 000 владельцев малого бизнеса в Мексике выполнить задание, которое включало просмотр последовательности изображений и определение того, совпадают ли они или нет; Затем участники оценили, насколько хорошо, по их мнению, они справились с этой задачей по сравнению с другими. Сравнивая фактические оценки участников по заданию с оценками их собственных представлений о своей работе, исследователи вычислили меру того, насколько участники были (чрезмерно) уверены в себе.

Команда обнаружила, что участники, принадлежавшие к относительно высокому социальному классу, были более самоуверенными, чем представители относительно низкого социального класса. То есть эти люди, как правило, были более уверены в своей работе, что не отражалось на их реальной работе. Дальнейшие онлайн-исследования с американскими участниками показали, что эта самоуверенность была частично мотивирована желанием этой группы поддерживать высокий социальный статус.

Класс также влияет на некоторые эмоциональные процессы. Исследование, проведенное в 2010 году под руководством Крауса, показало, что люди из низшего класса лучше распознавали эмоции выражений лица, представленные на фотографиях, а также спонтанные эмоции другого участника, участвующего в имитационном интервью. В другом исследовании команда фактически заставила участников почувствовать себя более высокими или более низкими, попросив их сравнить себя с людьми, находящимися в самом низу или на вершине социально-экономической лестницы. Те, кого заставили чувствовать себя низкоранговыми, снова лучше распознавали эмоции, чем те, кто чувствовал себя высокоранговыми.

Исследователи говорят, что люди из низшего класса лучше распознают эмоции других — способность, известная как «эмпатическая точность», — из-за их склонности больше сосредотачиваться на внешней среде и социальном контексте, по сравнению с более сосредоточенным вниманием на себе. лиц более высокого класса. Тот факт, что заставляет человека чувствовать себя низко или высоко, влияет на эту способность, подтверждает идею о том, что класс имеет причинно-следственный эффект.

Очередная серия исследований в PNAS  обнаружили, что люди из более высокого класса ведут себя более неэтично, чем люди из низшего класса. Пол Пифф из Калифорнийского университета в Беркли и его коллеги обнаружили, что люди из высших слоев общества чаще, например, подрезают другие автомобили и пешеходов во время вождения, и с большей вероятностью говорят, что они будут заниматься плагиатом или пиратским программным обеспечением. Команда указывает на несколько факторов, которые могли бы объяснить эти различия, в том числе чувство независимости и прав у представителей более высокого класса, отсутствие заботы о том, как их воспринимают другие, и финансовые средства, с помощью которых можно справиться с последствиями их поведения.

С другой стороны, ряд исследований показал, что представители низшего класса ведут себя более социально, предлагая больше помощи и жертвуя больше денег нуждающимся. В обзоре 2017 года Пифф и Анджела Робинсон предполагают, что это адаптивная стратегия, которая помогает представителям низшего класса справляться с угрозами и развивать сильные социальные связи.

Более спорным является то, что принадлежность к низшему классу также связана с большим предубеждением против этнических меньшинств и иммигрантов. Но, как ясно показывает Энтони Мэнстед из Университета Кардиффа в обзоре 2018 года, здесь есть много нюансов. Исследования показывают, что люди из более низкого социально-экономического положения демонстрируют негативное отношение к иммигрантам из-за их собственного нестабильного экономического положения: сами иммигранты, как правило, имеют более низкий социальный статус и с большей вероятностью будут конкурировать за работу и жилье с людьми из низшего класса. Когда иммигранты изображаются как высокообразованные или когда существует высокая степень экономической нестабильности, тогда люди из более высокого класса также проявляют предубеждение.

Понимание культурного контекста

Есть еще много примеров того, как класс может влиять на психологические процессы. Но есть важная оговорка: подавляющее большинство этой работы было выполнено в западных странах, особенно в Соединенных Штатах, поэтому результаты могут не обязательно применяться где-либо еще. Как отмечают Юрий Миямото из Университета Висконсин-Мэдисон и его коллеги в статье 2018 года, культурные традиции, вероятно, определяют то, как класс влияет на наши мысли и поведение. Например, западные культуры склонны подчеркивать потребности и развитие личности, поэтому неудивительно, что люди, занимающие высокое положение в обществе, больше сосредоточены на себе. Но будет ли то же самое в более коллективистской культуре?

В серии исследований команда использовала данные опросов в США и Японии, которые включали как объективные, так и субъективные измерения социально-экономического статуса. Участникам также задавали вопросы, связанные с «самоориентацией» (например, насколько они стремились к достижению личных целей) и «ориентацией на других» (например, насколько большую поддержку они оказывали семье и друзьям).

Команда обнаружила, что люди с более высокими баллами по различным показателям социально-экономического статуса, как правило, лучше ориентируются на себя, независимо от того, из какой они страны. Но в Японии более высокий социально-экономический статус был также связан с большей ориентацией на других, в то время как в США связь между двумя переменными была гораздо более слабой, а в некоторых случаях отрицательной. Подобные закономерности были обнаружены и при сравнении других культур Западной и Восточной Азии.

Необходима дополнительная работа для сравнения других стран, а также различных расовых или этнических групп внутри стран (например, авторы отмечают, что большинство респондентов в США были белыми). Но тем не менее, пишут авторы, работа показывает «важность рассмотрения психологических коррелятов социальной иерархии в культурном контексте».

Последствия классовых различий

Несмотря на культурные соображения, почему классовые различия в том, как мы думаем и ведем себя, имеют значение? Во-первых, они могут в конечном итоге усилить существующее классовое неравенство. Возьмем, к примеру, статью о самоуверенности. Исследователи обнаружили, что (неоправданное) чувство уверенности, проявляемое людьми из относительно высокого социального класса, приводило к тому, что они воспринимались как более компетентные в имитационном интервью. Как заключает команда: «Наши результаты показывают, что классовое неравенство также может частично воспроизводиться, потому что классовые контексты могут наполнить привилегированных людей преувеличенной верой в то, что они лучше других, и сторонние наблюдатели могут смешивать эту ошибочную уверенность с доказательствами компетентность»

Классовые различия в социальных нормах и представлениях о себе также могут усиливать неравенство, особенно в тех областях, которые традиционно определялись образами мышления среднего класса. Возьмем, к примеру, университеты, которые уделяют большое внимание независимости. Это может подойти людям из семей среднего класса, но может привести к конфликту культур для выходцев из рабочего класса, которые склонны придавать большее значение взаимозависимым нормам. В результате студенты из рабочего класса могут чувствовать, что они не вписываются в университет, или вообще отказываются от учебы.

Такое же «культурное несоответствие», вероятно, существует и на других рабочих местах, где преобладают ценности среднего класса, пишет Манстед в своей статье 2018 года. Это «затрудняет для представителей рабочего класса получение выгоды от видов образования и возможностей трудоустройства, которые повысят социальную мобильность и тем самым улучшат их материальное положение», — заключает он.

Эти различия также вызывают вопросы об обобщении психологических исследований. Хорошо известно, что у психологии есть «СТРАННАЯ» проблема, связанная в основном с западным образованным населением, происходящим из промышленно развитых, богатых и демократических обществ. Психологи все больше признают важность включения участников из незападных стран, представителей расовых и этнических меньшинств. Но вполне вероятно, что люди из рабочего класса также недостаточно представлены в исследованиях.

Трудно сказать, насколько серьезной может быть эта проблема, потому что исследования почти никогда не сообщают о таких классовых показателях, как социально-экономический статус. Например, исследование PNAS 2018 года, проведенное под руководством Мостафы Салари Рад, выявило крайнюю нехватку демографической информации в статьях, опубликованных в известном журнале по психологии.