Психологическая характеристика подростка пример: Психолого-педагогическая характеристика ученика — Свободная школа

Психологическая характеристика подросткового возраста | Диплом по психологии

Подростковый возраст – это, в первую очередь, возрастной период перехода от детства к взрослости, и именно поэтому данный период называют переходным возрастом.

В современной возрастной и педагогической психологии нет единства мнений исследователей о границах подросткового возраста и однозначности используемой терминологии. Наряду с понятием «подростковый возраст» применяются понятия «отрочество», «пубертатный период» и др., причем в одних источниках перечисленные понятия отождествляются [47], а в других наделяются различным смыслом [35].

Отождествление понятий «подростковый возраст» и «пубертатный период» (период полового созревания) обусловлено тем, что поскольку подростковый возраст является этапом онтогенеза, т.е. биологического индивидуального развития, его основой и неотъемлемой составляющей является бурный физиологический рост и развитие, вследствие которых детский организм превращается в организм взрослого человека.

Однако биологические факторы не являются единственными, определяющими переходный период. Для того чтобы проникнуть в сущность и обозначить границы подросткового возраста, следует обратиться к данным исследований исторических и культурных различий в особенностях данного возрастного этапа.

Филогенетически подростковый период как таковой существовал не всегда и появился недавно: «Французский этнограф и историк Ф.Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению» [31].

В современном мире длительность подросткового периода и характер его протекания существенно различаются в зависимости от социально-психологических особенностей культурной среды. При этом «наблюдения показывают, что переход от детства к взрослости бывает тем труднее, чем значительнее отличаются требования, которые предъявляет общество к ребенку и взрослому» [17, с. 323].

Наиболее подробно влияние социальной среды на особенности подросткового периода описано в статье Драгуновой Т.В. «Проблема конфликта в подростковом возрасте», в которой автор ссылается на результаты зарубежных исследований: «Р.Бенедикт обобщила этнографические материалы в виде теории двух типов перехода от детства к взрослости: непрерывном и с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого. Первый тип перехода существует в некоторых индейских и других племенах в условиях совпадения ряда важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода имеет место при расхождении в существенных нормах и требованиях к детям и взрослым … В таких условиях переход к взрослости идет с внешними и внутренними конфликтами и имеет специфический результат – неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении «формальной» зрелости … Таким образом, … именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют: 1) длительность подросткового периода; 2) наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей; 3) характер самого перехода от детства к взрослости» [13].

Кроме социально-исторических и социокультурных существуют значительные гендерные и индивидуальные различия в границах, длительности и качественных особенностях подросткового возраста: «некоторые дети вступают в подростковый период начиная с IV, даже с III класса, другие – позже – с V класса. Переход в следующий возрастной период … у некоторых детей начинается уже в VII классе, другие остаются подростками вплоть до IX-XI класса» [32, с.122]. Закономерность гендерных различий заключается в том, что в среднем мальчики вступают в переходный период на 2 года позднее, чем девочки [35, с.439].

Таким образом, границы подросткового возраста могут быть определены лишь в каждом отдельном случае с учетом культурно-исторических особенностей социальной среды, пола, биологических и индивидуальных характеристик подростка: «в зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы» [41, с.90], что соответствует границам подросткового периода в классификации Д.Б.Эльконина [39, с.28].

Главной особенностью подросткового возраста являются обусловленные сущностью этапа – перехода от детства к взрослости – «резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития» [35, с.371; 47, с.263]. Поскольку любые качественные преобразования всегда нарушают стабильность объекта или явления, которое они затрагивают, подростковый возраст «относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов» [35, с.375]. При этом происходящие трансформации являются настолько значительными, что подростковый возраст, как правило, считается одним из самых сложных и важных жизненных этапов, «трудным возрастом», прежде всего, трудным для самого подростка.

Трудности обусловлены, во-первых, непосредственно биологическими особенностями возрастного этапа. Интенсивный и неравномерный рост и развитие организма – «пубертатный скачок» [35, с.439] – оказывают существенное влияние на психофизиологические характеристики подростка: «утрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной и нервной систем, а новый еще устанавливается. Это сказывается на внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто является основой его общей неуравновешенности, раздражительности, временной вялости, апатии, двигательной активности и т.п.» [47, с.148]. При этом психическое развитие подростка осуществляется так же неравномерно, как развитие организма.

Во-вторых, результаты биологического развития организма, преобразуя внешность подростка, становятся основой для изменения отношения к самому себе и отношения окружающих к нему: «В процессе физического созревания дети становятся все более похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди (родители, учителя, сверстники), они сами начинают иначе к себе относиться» [43, с. 478]. Вследствие этого изменяются требования, предъявляемые окружающими к подростку и предъявляемые им к самому себе. Принятые в современном российском обществе требования к детям и взрослым различаются существенно, поэтому подросток, стоящий перед необходимостью взрослеть, вынужден инициировать в себе сложнейшие внутренние перемены: «Ребенок – бесполое существо, зрелость взрослого основывается на половой активности; ребенок должен быть защищен от грубых фактов жизни, взрослому необходимо уметь встречать их лицом к лицу; ребенок должен слушаться, взрослый – руководить его поведением … В индустриальном обществе подростковый период становится периодом конфликтов и потрясений, поскольку социальные институты и нормы воспитания не облегчают индивиду его переход к взрослому состоянию, а затрудняют его» [39, с.13].

В-третьих, подростки, не являясь ни детьми, ни взрослыми, имеют социально-психологические трудности групповой идентификации: «в подростковом возрасте происходит смена принадлежности к группе, т. е. подростки находятся в состоянии социального передвижения из группы детей в группу взрослых, причем у них есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями. … специфика положения подростка состоит в том, что он находится «между двумя социальными группами», что аналогично положению человека, который в социальной психологии называется «marginal man» – «неприкаянный». Такое положение порождает стремление человека уйти из менее привилегированной группы в более привилегированную группу, которой он еще не принят. Положение неприкаянности является источником специфической картины поведения и эмоционального состояния, характеризующейся напряженностью, неустойчивостью, повышенной чувствительностью, робостью и неуверенностью, сменой контрастов поведения и настроения, эпизодической агрессивностью и другими особенностями» [13].

В-четвертых, одним из важных следствий происходящих биологических и социальных трансформаций становится усложняющая процесс взросления эмоциональная неуравновешенность большинства подростков: «Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными … Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет» [17, с.322]. Интенсивность эмоциональных переживаний подростков подтверждается результатами психологических исследований: «по результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних детей временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. … Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства» [47, с.158-159].

Таким образом, переживаемые подростками сложности возрастного периода обусловлены объективными биологическими, социальными и психологическими факторами и их сочетаниями. Избыток травмирующих факторов, наталкиваясь на недостаток жизненного опыта и силы «Я» подростков, зачастую приводит к социально-психологической дезадаптации и неадекватным психологическим реакциям, вплоть до патологических: «Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чрезмерная чувствительность, частая и резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки» [47, с.162].

Однако в большинстве случаев ответной реакцией подростка на негативные воздействия перечисленных факторов является поиск приемлемых для самого себя, с одной стороны, и адекватных особенностям этих воздействий, с другой стороны, форм поведения, которые становятся основой развития личности подростка. Таким образом, можно сказать, что подросток в ответ на типичные сложности возраста осуществляет поиск себя.

Для этого ему приходится испытывать на практике различные варианты поведения, закрепляя наиболее приемлемые из них и отбрасывая неподходящие. Отсюда возникает противоречивость поведенческих реакций: «Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении – желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью» [17, с. 322-323].

В результате разрешения противоречий формируется центральное новообразование подросткового возраста – становление нового уровня самосознания, «Я»-концепции, который «характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости «Я-концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими» [35, с.374].

Данная точка зрения, принятая в отечественной психологической науке, созвучна точке зрения зарубежных исследователей, ориентирующихся в частности на концепцию известного психоаналитика Э.Эриксона, согласно которой подростковый период является частью пятой стадии психосексуального развития личности, охватывающей период от 12 до 18 лет, целью которой является формирование так называемой идентичности [3]: «До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей – ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон назвал диффузией идентичности» [21, с.90].

Основой для формирования самосознания выступают, с одной стороны, изменения внешности, вызванные биологическим ростом и развитием организма, с другой стороны, обусловленные учебной деятельностью изменения направленности: «в концепции Д.Б.Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя» [31]. При этом к подростковому возрасту ребенок достигает достаточно высокого уровня развития психических процессов (прежде всего, мышления), которые продолжают бурно развиваться в течение всего этапа, что делает возможным осуществление психической деятельности на «взрослом» уровне: «происходит открытие внутреннего психического мира, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяются мир внутренних переживаний и объективная действительность» [47, с.160].

Рост и развитие организма, а также следующие за ним перемены в отношении к подростку окружающих и его отношении к самому себе, обусловливают формирование «чувства взрослости», которое становится смысловым центром самосознания подростка: «школьник остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует признания этого, прежде всего равных с окружающими взрослыми прав. Чувство взрослости выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждению своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться с ними» [35, с.394].

Следует отличать проявления глубокого «чувства взрослости» подростка от внешне схожих проявлений детей более младшего возраста: «взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появлением у него чувства социальной ответственности как возможности и необходимости отвечать за себя и за общее дело … Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений» [39, с. 35]. От аналогичных образований старшего возраста «чувство взрослости» подростка отличается тем, что «подросток осознает, что его взрослость еще не совсем «подлинная», чувствует неуверенность в своей новой позиции. Он остро нуждается в признании и подтверждении этой позиции взрослыми и сверстниками. Поэтому формы проявления «чувства взрослости» часто носят ярко выраженный демонстративный характер» [35, с.396].

Неуверенность в своей новой позиции, сопровождающая «чувство взрослости» подростка, подкрепляется объективными факторами: как правило, социальный статус подростка не отличается от детского (подавляющее большинство подростков находятся на иждивении родителей или государства), и большинство взрослых продолжают относиться к подростку как к ребенку. При этом отношение к подростку других приобретает на данном возрастном этапе повышенную значимость для него: подростки «остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Их самооценка формируется под одновременным влиянием двух тенденций: повышается значимость оценок окружающих и усиливается ориентация на внутренние критерии, на самооценку» [35, с. 408].

Поскольку, во-первых, столь важное для формирования самоотношения самоутверждение в кругу взрослых затруднено детским социальным статусом подростка, во-вторых, подросток чувствует себя отличающимся как от детей, так и от взрослых, он акцентирует внимание на сверстниках: «В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества. Понятно, что они ищут поддержки у тех, кто испытывает то же самое, то есть у сверстников» [21, с.614].

Таким образом, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подросткового возраста. При этом для подростка «важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах» [41, с. 93].

Значимость для подростка общения со сверстниками подтверждается в том числе количественными данными. Так, в результате исследования Csikszentmihalyi и Larson (1984), направленного на изучение того, кто окружает подростков в течение дня, было выявлено, что «если с семьей, включая родителей, братьев и сестер, они находились около одной пятой своего времени, то половину его – в кругу сверстников, включая друзей и одноклассников. Четверть времени они оставались одни» [21, с.614].

В результате общение со сверстниками приобретает крайне большое значение для формирования личности в подростковом возрасте, поскольку «общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни, которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношениях полов). Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Только здесь он может выступить в качестве ведомого и ведущего, командира и подчиненного, виновного и судьи, учителя и ученика и т. д.» [17, с.328].

Как правило, именно группа сверстников становится референтной группой для подростка. Многие исследователи отмечают повышенную конформность подростка по отношению к группе сверстников: «Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», инакомыслие здесь исключено» [47, с.146-147]. Поэтому в большинстве случаев ценности и нормы группы сверстников подросток усваивает как свои собственные.

Однако значение группы для формирования личности подростка не следует преувеличивать: «представление юноши о себе всегда соотносится (как и подростка) с групповым образом «Мы», … но никогда не совпадает с этим «Мы» полностью («Я» оказывается тоньше, нежнее, чем «Мы»)» [47, с.165]. Кроме того, помимо группы сверстников подросток в значительной мере ориентируется на отдельных референтных личностей – так называемых «значимых других» [21, с.604].

Именно в подростковом возрасте у большинства людей впервые зарождаются романтические чувства и дружба. При этом дружба подростков характеризуется «высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности» [17, с.329]. Подчеркиваемый в литературе ярко выраженный личностный характер общения со сверстниками [47, с.145] как ведущей деятельности данного периода реализуется, как правило, в общении с одним «значимым другим», а не в группе сверстников.

Таким образом, подростковый возраст как этап перехода от детства к взрослости является в высшей степени значимым для формирования личности человека. Кроме самоотношения, являющегося, по мнению отечественных психологов, «ядром» личности, в этот период происходит становление системообразующего компонента личности – направленности [38].

Значимость подросткового возраста для формирования направленности обусловлена, в первую очередь, тем, что в данный период психические процессы практически достигают «взрослого» уровня развития. В частности, так происходит становление системы ценностей личности: «раннее обучение формирует лишь часть системы ценностей зрелого человека. Многие психологи считают, что с такими процессами, как подражание поведению модели, идентификация, поощрение и наказание, которые учат ребенка отличать хорошее от плохого, и нельзя добиться большего. Они служат лишь средствами обучения внешней морали, которую ребенок затем интернализует. Но для того, чтобы стать зрелым человеком, индивидуум должен в итоге переоценить и проанализировать эти моральные принципы, чтобы построить связную, непротиворечивую систему ценностей. … процесс переоценки … дает юношам и девушкам возможность выработать в конечном итоге собственную систему ценностей» [21, с.621].

Другим фактором, обусловливающим значимость данного возрастного этапа для формирования направленности, является характерная для него активность процесса социализации: «Как показали исследования Ж.Пиаже, именно в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл. Для подростка становятся значимыми ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни: социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность и др. Все эти понятия для него эмоционально окрашены, личностно значимы» [35, с.398].

Третий фактор формирования направленности в подростковом возрасте – связанная с развитием самосознания интенсивность рефлексии: «Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. … В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. … Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношения к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях» [17, с.331].

Процесс обучения, с одной стороны, и обогащение жизненного опыта в ходе активной социализации, с другой стороны, приводят к расширению кругозора подростков. В свою очередь, расширение кругозора и становление направленности в сочетании обусловливают закономерность, что именно в подростковом возрасте многие люди осуществляют профессиональное самоопределение: «у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком» [47, с.149].

В течение подросткового периода происходит становление не только направленности, но и другого структурного компонента личности: характера. Существенное значение имеет подростковый возраст для развития волевых качеств личности: «Вначале подросток просто восхищается ими[1] у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10-11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11-12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12-13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет» [24, лекция 9].

Таким образом, в работе педагога-психолога с подростками следует учитывать, что в сложный возрастной кризис подросткового периода как этапа перехода от детства к взрослости происходит становление личности человека, и в это время подросток крайне чувствителен к внешним воздействиям, в особенности затрагивающим его самооценку, положение в обществе и направленность.

[1] волевыми качествами

Далее: Возможные трудности в развитии личности в подростковом возрасте

воспитание девочки и мальчика 13 лет

центр детского и

молодёжного

развития

Телефоны

+7(495)135-15-45+7(901)388-61-35


Автор: Слава Маяковский

Оглавление:

  • Что происходит с ребенком в 13 лет: особенности возраста
  • Воспитание ребенка в двенадцать — на что обратить внимание
  • Как родителям — помочь ребенку?
  • Девочки и мальчики в тринадцать
  • Помощь психолога и подростковые курсы в центре К.О.Т.

В 13 лет подростковый возраст в самом разгаре. Тело и отношение к нему изменяется, начинается активное отделение от родителей, говоря языком психологии «сепарация». Многие прошлые убеждения разрушены, теперь пришло время находить и устанавливать новые. 13-летнму подростку открывается огромное количество осознаний, конфликтов и способов с ними справляться.

Странно, но часто именно в тринадцать происходят самые серьезные и невероятные вещи.

Что происходит с ребенком в 13 лет: особенности возраста

Тринадцать лет для подростка — это взрыв. Как будто в 11 лет он подходил к обрыву, в 12 с него сорвался, а в 13 уже на бешеной скорости летит вниз. Родители в этот момент, с помощью психолога или без, как и старшие друзья, могут стать парашютом. Или хотя бы подушкой, на которую будет не так страшно упасть.

  1. В 13-летнем возрасте отмечается повышенная эмоциональность и вспыльчивость, мир чувств ребенка становится черно-белым. Это объясняется гормональным всплеском, которым во многом определяется психология подростка 13 лет. Но есть и другие факторы. Оценка сверстников крайне важна для подростка, важнее оценки родителей.
    Часто от неё зависит большая часть поведения мальчиков и девочек.

    Некоторые боятся выделиться, когда другие, напротив, опасаются стать “серой массой”.
     

  2. Стать изгоем для подростка очень болезненно, роль в сообществе крайне важна, но место чаще всего в этом уже найдено. Если ребенок переживает отделенность от общества сверстников, важна поддержка со стороны семьи.

    Если ребенок чувствует себя некомфортно среди ровесников, стоит помочь ему расширить контингент общения и подобрать «новую компанию». Часто безопасной средой, где можно найти новых друзей, становиться подростковый тренинг.
     

  3. Подросток в 13 частично отделился от родителей, он учится быть самостоятельным и независимым. Контакт с родителями может быть потерян, а их авторитет расшатан. Взрослеющий человек по возможности сам принимает решения о своей жизни, закрывается и «забивает» на то, что думают «предки». У него формируется собственная система ценностей и взгляд на то, как следует справляться с той или иной ситуацией.

    Это не значит, что ребенок перестал любить родителей, подобное поведение – лишь способ самоутверждения, попытка научиться принимать решения. Стоит спокойно и уважительно отнестись к этой потребности, чтобы избежать лишних конфликтов в семье.
     

  4. Появляются мечты о финансовой независимости. Поэтому подростки в 13-14 лет начинают подрабатывать. Родителям стоит не запрещать это делать, а по возможности помогать подросткам в этом увлечении. Все-таки взрослым людям легче ориентироваться на рынке труда, и им известно больше возможностей.

    Хороший способ помочь – посоветовать подростку пройти курсы по финансовой грамотности. Сейчас самое время – вся информация интересна и полезна, школьник сможет сразу применить знания и заработать свои первые деньги.


     

  5. Большую роль в жизни подростка занимает его самооценка. В большинстве случаев она становится необоснованно низкой. С этим приходит неуверенность и тревожность. Над тем, чтобы ребенок адекватно оценивал себя, стоит работать – нужно помогать ему увидеть свои сильные стороны, научить его хвалить себя за собственные успехи и делать выводы из неудач.

Воспитание ребенка в 13 лет — на что обратить внимание

  1. Стремление стать взрослым

    Подростком 13 ть лет движет желание повзрослеть, чтобы мир воспринимал его иначе. Поэтому родителям стоит уважать его мнение и его слова. Фразы типа «ты еще маленький, чтобы в этом разбираться» или «ты еще ничего не понимаешь» — очень обидны для школьника.

    Воспринимайте его как реального, понимающего человека с собственным видением мира и сильными эмоциями.

    Если пренебрежительно относиться к тому, что высказывает подросток, детско-родительские отношения ухудшатся, как и эмоциональное состояние обеих сторон.

  2. Психологическое здоровье
    Подростку 13 ти лет, может понадобиться помощь психолога. Как было сказано ранее, обесценивать чувства подростка нельзя. Но проблема в том, что порой буря эмоций слишком сильная, всё «спутывается в клубок» и сложно разобраться в мире и своем собственном состоянии. Конечно, это «особый возраст» и «всё пройдёт». Но всё же опасно оставлять ребенка разбираться в психологических проблемах самому. Это важно, каким бы незначительным вам это не казалось. Фразы «не грусти» не хватит. Совсем.
     
  3. Ваши действия имеют последствия

    Нужно помнить, что психология подростка очень чувствительна. Все, что вы скажете и сделаете, отразится на его поведении и сейчас, и во взрослой жизни.

    Родительская гиперопека, ограничение самостоятельности может привести к тому, что подросток вырастет неспособным справиться даже с мелкими проблемами взрослой жизни. Или напротив, отделится от семьи слишком быстро и будет всё делать «вопреки».

    Повышенная концентрация на учебе и оценках подростка может привести к развитию тревожности. Его будут преследовать мысли о том, что он делает «недостаточно».

    Одним из факторов подросткового кризиса является сниженная успеваемость – ведь отношения со сверстниками и утверждение собственной позиции в обществе сейчас на первом плане.

    Избегайте психологического, и тем более физического насилия! Думайте о том, что говорите своему ребенку, даже если вам эти слова кажутся правильными и необходимыми. Давить на него и использовать разные методы манипуляций – неприемлемо. Все решения, разговоры, должны быть честными, важно воспитывать в ребенке умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения и уважать собеседника. Без родительского примера и здорового общения в семье – никак.

Как родителям — помочь ребенку

Слушайте своего ребенка
Подросток нуждается в том, чтобы его слушали. Это дает ему понять, что он важен и его слова настолько же ценны, как слова взрослых. Существует техника «активного слушания», которая помогает родителям и ребенку разобраться в его чувствах, больше доверять и ценить эмоции друг друга. Более подробно эта техника описана в книге Юлии Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания».

Дайте подростку время


Никто не сможет повзрослеть и разобраться в себе в один момент. Берите во внимание то, что он растет постепенно, что крайне эмоциональный и отвергающий подросток —не постоянное состояние человека. На практике осознание этого момента часто помогает разрешению ссор и скандалов.
Крики и осуждение ребенка за «плохое поведение» — не эффективны.
Для того, чтобы решить конфликтный вопрос и родителю, и подростку нужно «остыть», помолчать и разобраться в том, что происходит. После этого возможен комфортный диалог на равных, без агрессии.

Принимайте его новые увлечения и качества
Многие 13-летние чувствуют досаду и некоторое разочарование, потому что родители отвергают то новое и важное, что находят школьники. Это может быть новое сообщество, новое «странное» хобби, стиль в одежде, музыка — всё что угодно.

Обесценивание интересов – просто ужасно. Оно подрывает доверие, желание делиться важными и ценными моментами.
Человек в любом возрасте имеет право на свои интересы и проявления личности. Вам тоже когда-то было 13, вы в те годы скорее всего слушали новую музыку и увлекались чем-то неприемлемым для своих родителей. И это нормально. Попробуйте понять и принять то, чем начинают заниматься ваши дети, это может быть интересно и приятно даже для вас.

Будьте рядом
Не обязательно навязывать свою помощь, не обязательно бежать с объятиями каждый раз, когда подросток в плохом настроении. Обязательно иногда выражать свою готовность помочь без осуждения, что бы ни произошло.
Дайте понять, что вы здесь, что к вам можно прийти, что вы готовы быть подушкой безопасности.


При этом нужна атмосфера доверия, в которой можно рассказать совершенно любую историю, и помощь не превратится в разочарованные слова и ссору. Также можно говорить и о чувствах родителей, но не в целях манипуляции вроде «я рассказал что-то запретное, теперь ты должен сделать то же самое». Быть рядом всегда намного проще и полезнее, чем навязываться с помощью.

Девочки и мальчики 13 лет

Сильно действует «гендерная социализация». Только теперь она исходит не от семьи, а от сверстников. Появляются новые правила и установки. Многие из них основываются на крутости и принятии в сообществе, и при этом рационально – абсолютно не обоснованы.
От девушек общество «ждет» пристрастия к макияжу и похудению, желания влюбиться и вступить в отношения. От мальчиков — серьезности и того, что называют «токсичной маскулинностью» — «будь агрессивным мужиком, че ты как девчонка!»


Когда эти «правила» заходят слишком далеко, может понадобиться помощь значимых взрослых.
Мальчики часто отказывают себе в выражении эмоций из-за давления со стороны отца или друзей-мальчиков, которые говорят, что «мужчины не плачут». Они могут смеяться и осуждать парня, который показывает нормальную волну эмоций.
Частый итог – уход в себя, переживание чувств внутри, а это не имеет ничего общего с психическим и даже физическим здоровьем.
Мальчики стремятся утвердить «социальный статус». И те, которые не попадают в группу «крутых», могут испытывать огромный стресс, и это тоже требует помощи от родителей — принятия и разъяснения того, что он имеет право на своё мнение, не обязательно быть лидером или частью именно этой компании. Возможно, придется помочь найти ему другое общество, которое будет больше подходить интересам вашего сына.

Взрослеющие девушки стремятся соответствовать «стандартам красоты». Общество говорит, как она должна выглядеть, чтобы быть красивой, как вести себя и чем заниматься.
Существует опасность развития расстройств пищевого поведения, что важно заметить вовремя и помочь. Стоит объяснить, что они имеют право не соответствовать стандартам красоты, могут заниматься чем хотят, и выглядеть так, как хотят, а не как «модно».

Некоторым мальчикам и девочкам кажутся пугающими изменения в их теле. Расскажите подростку, как именно это происходит. Девушки в большинстве случаев растут быстрее, чем мальчики. Но это не так важно, важно то, что все разные, у всех свой темп развития. Но когда ребята растут быстрее или медленнее, чем их знакомые, развитие может приносить дискомфорт. Об этом тоже нужно говорить и рассказывать о том, как это происходило с родителями.

Важным является и пример значимого взрослого того же пола, что и подросток. В основном это мать и отец.
Если нет контакте с родителями, это место может занять другой человек, который окажет огромное влияние на развитие и становление интересов ребенка.
Как было сказано ранее, думайте о том, что видят и слышат ваши дети. Чаще всего юноши учатся у отцов, а девушки у матерей тому, как нужно себя вести.

Помощь психолога и курсы для подростков в центре К.О.Т.

В центре К.О.Т. разработаны курсы, где под руководством опытных психологов ребята работают над развитием необходимых в этом возрасте навыков.

Эффективность таких занятий очень высокая, потому что сейчас мальчики и девочки, испытывают потребность в том, чтобы стать увереннее, научиться справляться с эмоциями и лучше общаться.

  • Курсы по уверенности и пониманию эмоций
  • Курсы по общению, умению работать в команде и ораторскому мастерству

Стать самостоятельнее, почувствовать собственную значимость, ребята могут, обучаясь финансовой грамотности. Ведь это не только поучение знаний, это вариант заработать самим. А значит, получить признание со стороны родителей, сверстников и самому поверить в свои силы.

Если у вас есть вопросы, в центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к психологу-специалисту по работе с подростками.

Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!

подписаться

на новости

заказать тренинг

для группы

связаться

с нами

Характеристики подростка — Марен Шмидт

На протяжении веков иудео-христианская традиция проводила ритуал совершеннолетия для тринадцатилетних. Еврейская бар-мицва и бат-мицва, а также христианская конфирмация объявляют о временном членстве подростка в его или ее религиозных сообществах для взрослых.

С изменением законодательства за последние 50 лет официальный выход молодых людей во взрослую жизнь происходит через восемь лет, в 21-й день рождения. Возможно, поколение, выросшее во время Великой депрессии и Второй мировой войны, не хотело преждевременно навязывать ответственность своим детям, как это было в те трудные времена.

Молодые люди в возрасте около 12 лет, несмотря на законность, начинают путь во взрослую жизнь и вступают в фазу развития с отчетливыми потребностями в улучшении следующих характеристик в течение следующих шести лет или около того:

Подросток начинает сосредотачиваться на принадлежности к самоорганизованная группа сверстников, одноклассников, товарищей по команде и друзей, становящаяся поколением «мы» .

Наблюдая, как группа из нескольких сотен старшеклассников движется из спортзала в главное здание, я был поражен сходством причесок и одежды. Подростки быстро меняются, чтобы приспособиться к этой необходимости принадлежать своему времени и месту, стать современниками. Это одна из причин, по которой мы можем посмотреть на старые школьные фотографии и точно определить год, основываясь на моде того времени.

Этот возраст — время приключений, личных испытаний и самопознания.

Мы наблюдаем за подростком 12-15 лет, который ставит перед собой цели, иногда весьма высокие, и работает над их достижением. Подросток ищет приключений, возможно, желая побывать в новых местах и ​​познакомиться с новыми людьми. В это время подросток работает над тем, чтобы выяснить, кто он или она в более широком контексте своего сообщества и мира.

Подростку нужно спорить, не соглашаться и выступать против других, особенно родителей, учителей и других авторитетных лиц.

Эти подростки выходят за рамки возможного, проверяя, что является приемлемым в нашей культуре, а какое поведение или идеи являются предметом переговоров или гибкими.

Подросткам нравится работать руками — в грязи — чтобы научиться выращивать растения, а также научиться ремеслам и художественным навыкам.

Музыковедение, рисование, скульптура и деревянное строительство — занятия, к которым тянутся подростки. Рассмотрим возраст начинающих художников граффити. Когда самовыражению отказывают в подходящих местах, граффити говорит о пристрастии молодых подростков к приключениям, вызовам, противодействию взрослым, созданию новых групп и развитию художественных навыков.

Поэзия вызывает большой интерес у людей этого возраста.

Зачастую единственный раз в жизни, когда мы читаем или пишем стихи, приходится на ранний подростковый возраст. Поиск сильных слов для самовыражения занимает подростка.

Подростку пора развивать заботу и человеческое сострадание.

Из-за остальные пять качеств, возникающих у подростка — приключения, противодействие взрослых, групповая ориентация, любовь к поэзии и использование рук, чтобы научиться зарабатывать на жизнь — мы можем упустить это качество у подростка. Обучение тому, как стать заботливым, сердечным человеком, характеризует развитие подростка.

  • Для укрепления самоидентификации
  • Развивать интеллект посредством критического анализа и дебатов
  • Для создания сообщества в среде сверстников
  • Служить другим
  • Чтобы понять социальные методы и нормы
  • Чтобы выразить новые и сильные эмоции
  • Чтобы понять пути мира природы

Когда эти возможности для роста не встречаются в окружении подростка, мы можем видеть мятежные, гневные проявления этих неудовлетворенных потребностей или, наоборот, мы можем столкнуться с депрессивными и бесцельными молодыми людьми.

Составьте список действий, которые, по вашему мнению, делают подростки, и подумайте, как эти действия связаны с потребностями развития подростка.

Подросток пытается вырастить сильного взрослого человека. Давайте дадим нашим подросткам как можно больше шансов сделать это в наших домах, в наших школах, в наших церквях и в наших сообществах.



Социально-эмоциональные изменения: 9-15 лет

Социальные изменения в подростковом возрасте

Личность
Молодые люди заняты тем, чтобы понять, кто они и какое место они занимают в этом мире. Вы можете заметить, что ваш ребенок пробует новые вещи, такие как стили одежды, субкультуры, музыка, искусство или группы друзей. Друзья, семья, средства массовой информации и культура — некоторые факторы, влияющие на выбор вашего ребенка в эти годы.

Независимость
Ваш ребенок, вероятно, захочет больше самостоятельности в таких вещах, как то, как он передвигается и куда ходит, как он проводит свое время и с кем, и на что он тратит деньги. По мере того, как ваш ребенок становится более независимым, это, вероятно, будет означать некоторые изменения в вашем семейном распорядке и отношениях, а также в дружеских отношениях вашего ребенка.

Ответственность
Ваш ребенок может захотеть взять на себя больше ответственности как дома, так и в школе. Это может включать в себя приготовление ужина раз в неделю или членство в школьном совете. Иногда вам может понадобиться поощрять движение к большей ответственности.

Новые впечатления
Ваш ребенок, скорее всего, будет искать новые впечатления, в том числе рискованные. Это нормально, так как ваш ребенок исследует свои собственные пределы и способности, а также границы, которые вы устанавливаете. Ваш ребенок также должен выражать себя как личность. Но из-за того, как развивается мозг подростка, ваш ребенок иногда может испытывать трудности с обдумыванием последствий и рисков, прежде чем попробовать что-то новое.

Ценности
Это время, когда ваш ребенок начинает формировать более сильный индивидуальный набор ценностей и морали. Ваш ребенок будет подвергать сомнению больше вещей. Ваши слова и действия помогают сформировать у ребенка чувство правильного и неправильного.

Влияние
Друзья и сверстники могут влиять на вашего ребенка, особенно на его поведение, внешний вид, интересы, самоощущение и самооценку. Вы по-прежнему имеете большое влияние на долгосрочные вещи, такие как выбор карьеры, ценности и мораль вашего ребенка.

Сексуальная идентичность
Ваш ребенок может начать вступать в романтические отношения или ходить на «свидания». Но это не всегда интимные отношения. У некоторых молодых людей интимные или сексуальные отношения возникают только в более позднем возрасте.

СМИ
Интернет и социальные сети могут повлиять на то, как ваш ребенок общается с друзьями и познает мир. Они имеют много преимуществ для социального развития вашего ребенка, но также и некоторые риски. Разговор с ребенком — лучший способ защитить его от рисков, связанных с социальными сетями, и обеспечить его безопасность в Интернете.

Эмоциональные изменения в подростковом возрасте

Настроение и чувства
Ваш ребенок может проявлять сильные чувства и сильные эмоции, а его настроение может показаться непредсказуемым. Эти эмоциональные взлеты и падения происходят отчасти потому, что мозг вашего ребенка все еще учится контролировать и выражать эмоции по-взрослому.

Чувствительность к другим
По мере взросления ваш ребенок будет лучше читать и понимать эмоции других людей. Но пока ваш ребенок развивает эти навыки, он иногда может неправильно интерпретировать выражение лица или язык тела. Это означает, что им может понадобиться помощь, чтобы понять, что чувствуют другие.

Застенчивость
Подростковая самооценка часто зависит от того, как подростки думают, что они выглядят. По мере того, как ваш ребенок развивается, он может стесняться своей внешности. Ваш ребенок может также сравнить свое тело с телом друзей и сверстников.

Принятие решений
Ваш ребенок может пройти через стадию, когда кажется, что он действует, не задумываясь. Навыки принятия решений вашего ребенка все еще развиваются, и они все еще узнают, что действия имеют последствия и иногда даже риски.

Изменения в отношениях в подростковом возрасте

Одно из значительных изменений, которое вы можете заметить, заключается в том, что ваш ребенок хочет проводить больше времени с друзьями и сверстниками и меньше времени с семьей.

В то же время может показаться, что у вас с ребенком еще аргументов . Это нормально, так как дети стремятся к большей независимости. Это также потому, что ваш ребенок начинает мыслить более абстрактно и подвергать сомнению различные точки зрения. Кроме того, ваш ребенок может расстраивать людей, не желая того, просто потому, что они не всегда понимают, как их слова и действия влияют на других людей.

Возможно, вам будет полезно узнать, что конфликт достигает своего пика в раннем подростковом возрасте , и что эти изменения показывают, что ваш ребенок развивается и становится самостоятельным человеком. Даже если вы чувствуете, что сейчас много спорите со своим ребенком, вряд ли это повлияет на ваши отношения с ребенком в долгосрочной перспективе. Но изучение того, как помочь ребенку успокоиться, и разработка способов управления конфликтом может помочь вам на этом этапе ваших отношений.

Поддержка социального и эмоционального развития в подростковом возрасте

Социальные и эмоциональные изменения являются частью пути вашего ребенка к взрослой жизни. Вы должны сыграть большую роль в том, чтобы помочь ребенку развить взрослые эмоции и социальные навыки. Крепкие отношения с семьей и друзьями жизненно важны для здорового социального и эмоционального развития вашего ребенка.

Вот несколько идей, которые помогут вам поддержать социальное и эмоциональное развитие вашего ребенка.

Будьте образцом для подражания
Вы можете быть образцом для подражания в хороших отношениях со своими друзьями, детьми, партнером и коллегами. Ваш ребенок будет учиться, видя отношения, основанные на уважении, сочувствии и позитивных способах разрешения конфликтов.

Вы также можете подражать позитивным способам справляться со сложными эмоциями, настроениями и конфликтами. Например, бывают моменты, когда вы чувствуете себя капризным, усталым и нелюдимым. Вместо того, чтобы отдаляться от своего ребенка или вступать в спор, вы можете сказать: «Я устал и сердит». Я чувствую, что не могу сейчас говорить, не расстраиваясь. Можем ли мы поговорить об этом после ужина?»

Познакомьтесь с друзьями вашего ребенка
Знакомство с друзьями вашего ребенка и радушный прием их в вашем доме поможет вам не отставать от социальных отношений вашего ребенка. Это также показывает, что вы понимаете, насколько важны друзья вашего ребенка для самоощущения вашего ребенка.

Если вас беспокоят друзья вашего ребенка, вы можете направить его в другие социальные группы. Но запрет дружбы или критика друзей вашего ребенка может иметь противоположный эффект. То есть ваш ребенок может захотеть проводить еще больше времени с группой друзей, которую вы забанили.

Прислушивайтесь к чувствам вашего ребенка
Активное слушание может стать действенным способом укрепить ваши отношения с ребенком в эти годы.

Чтобы активно слушать, вам нужно прекратить то, что вы делаете, когда ваш ребенок хочет поговорить. Если вы чем-то заняты, найдите время, когда вы сможете послушать. Уважайте чувства и мнения вашего ребенка и старайтесь понять его точку зрения, даже если она не совпадает с вашей. Например: «Похоже, вы чувствуете себя обделенным, потому что не пойдете на вечеринку в четверг вечером».

Открыто говорите о своих чувствах
Если вы расскажете ребенку, что вы чувствуете, когда он ведет себя определенным образом, это поможет вашему ребенку научиться читать эмоции и реагировать на них. Он также моделирует позитивные и конструктивные способы общения с другими людьми. Это может быть так же просто, как сказать что-то вроде: «Я был очень счастлив, когда ты пригласил меня на свое школьное представление».

Разговор об отношениях, сексе и сексуальности
Если вы открыто и непредвзято говорите об отношениях, сексе и сексуальности со своим ребенком, это может способствовать укреплению доверия между вами. Но лучше искать повседневное время, когда вы можете легко поднять эти вопросы, а не громко говорить.

Когда наступают такие моменты, часто полезно узнать, что ваш ребенок уже знает. Исправьте любую дезинформацию и приведите факты. Вы также можете использовать эти разговоры, чтобы поговорить о приемлемом сексуальном поведении и таких вещах, как согласие, секстинг и порнография. И пусть ваш ребенок знает, что вы всегда готовы поговорить о вопросах или проблемах.

Сосредоточьтесь на хорошем
Бывают моменты, когда кажется, что у вас много конфликтов с ребенком или ваш ребенок кажется очень капризным. В это время полезно сосредоточиться на положительных аспектах социального и эмоционального развития вашего ребенка и укрепить их.