Психологические качества человека это: Качества личности — Психологос

Психолог ЮУрГУ рассказал, какие свойства личности помогают учиться дистанционно

Тренд нашего времени – дистанционное образование – оказался тяжелым испытанием для некоторых студентов. Психологи уверены: дело в отсутствии необходимых для онлайн-работы социально-психологических характеристик. Что это за свойства и как их в себе воспитать – рассказала заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ, кандидат психологических наук Светлана Морозова.

– Что такое социально-психологические свойства личности?

– Социально-психологические свойства личности – это некий набор определенных качеств, которые характеризуют, во-первых, социальные способности человека, во-вторых, социальное поведение и позицию личности, то есть ее активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству.

Можно сказать, что социально-психологические свойства личности – это те свойства, которые формируются в реальных социальных группах, в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.

Они являются частью характера человека. Специалисты активно используют понятие «социально-психологические свойства», но нужно отметить, что до сих пор существует методологическая проблема и неоднозначность его употребления.

– Какие свойства выделяются специалистами?

– Психологи выделяют такие свойства, как социальные чувства, ценностные ориентации, социальные установки, притязания, стереотипы, мировоззрение. В зависимости, например, от профессиональных групп существуют разные требования к набору таких свойств. Так, для психологов это общительность, контактность; общий интеллект, стрессоустойчивость, поддерживающий стиль общения; динамичность и гибкость; эмоциональная сдержанность и терпимость, умение сдерживать себя, скрывать свои невольные оценки и эмоциональные реакции; высокий уровень общей культуры поведения психолога, профессиональный такт. Для менеджеров – организаторские качества, целеустремленность, гибкость, работоспособность, настойчивость, дисциплинированность, инициативность, коммуникативные и интеллектуальные качества.

– Как определить, какими свойствами обладает человек?

– Узнать больше о социально-психологических свойствах своей личности можно с помощью специальной диагностики. Без нее точного заключения дать нельзя, психологи с профессиональным опытом могут лишь предположить, какой перед ними человек – общительный, эмоциональный, замкнутый и так далее.

Если мы вспомним, что социально-психологические свойства – составляющая характера, то сможем добавить, что он определяется отношением человека к другим людям (коллективизм, чуткость), к своему делу (трудолюбие, добросовестность, инициативность), к вещам (аккуратность, бережливость) и, наконец, к самому себе (самокритичность, чувство собственного достоинства).

Фото: заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» ВМБШ, кандидат психологических наук Светлана Витальевна Морозова

– Можно ли самостоятельно узнать свои социально-психологические свойства?

– Диагностика личности должна строиться на ясных и точных представлениях о предмете и объекте исследования. Не советую самостоятельно изучать себя через сайты, где размещены в свободном доступе психологические тесты. Это все равно что заниматься самолечением и ставить себе диагноз без врача. А вот заниматься самообразованием – достойное занятие. Развивать в себе личностные и профессиональные качества, находить качества личности, которые вы хотели бы усиливать, преумножать, развивать в своем характере.

– Для чего важно знать социально-психологические свойства своей личности?

– Знание себя помогает нам адаптироваться в обществе, продуктивно выполнять поставленные задачи. Понимание своей психологии делает человека гармоничным в жизни. Так, например, в одном исследовании мы получили данные, что такие социально-психологические характеристики личности, как экстернальность, низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей, авторитарный стиль поведения в отношениях с людьми, препятствуют успешной профессиональной деятельности. Работая над характеристиками личности, можно сделать эффективнее собственную реализацию в разных сферах жизни.

– Как эти свойства связаны со способностью работать и учиться дистанционно?

– Ссылаясь на данные, полученные нами экспериментальным путем, можно объяснить какие свойства являются важными при дистанционной работе. Это, в первую очередь, уверенность, добросовестность, направленностью на командную работу, высокая мотивация, личный интерес и эмоции, получаемые от работы.

– Значит ли это, что люди без этих свойств хуже проявляют себя при дистанционной работе? Что им в таком случае делать?

– На самом деле низкая мотивация мешает достигать положительных результатов не только в дистанционной работе. Что делать? Повышать мотивацию, ответственность, либо оставаться низкоэффективным, непродуктивным работником с последующим поиском другой работы.

– Можно ли «воспитать» в себе необходимые для дистанционной работы свойства?

– Конечно. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, меняется. Здесь все зависит от самого человека — «воспитывает» он в себе эти качества или нет.

Говоря об особенностях личности, хотелось бы упомянуть, что личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Два человека могут выполнять одно и то же дело и преследовать при этом одну и ту же цель. Но один будет работать с энтузиазмом, «гореть», тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга.

Афоризм неизвестного автора говорит о возможностях человека развивать свой характер и через это менять свою судьбу: «Посеешь мысль — пожнешь поступок, посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».


  • «Наука ЮУрГУ» в Яндекс.Дзен
  • «ЮУрГУ News» в Telegram
  •  Susu.official в Instagram

Дарья Цымбалюк, фото: pexels.com, личный архив С. В. Морозовой

Личность в группе.

Социально-психологические качества личности.

Оба приведенных довода требуют включения в социально-психологический анализ личности и проблемы смыслообразования. Традиционно изучаемая в общей психологии, эта проблема не освоена социальной психологией. Вместе с тем обозначение фокуса социально-психо­логического исследования личности («личность в группе») предполагает изучение процесса смыслообразования в контексте таких феноменов,

как социальное сравнение, социальное оценивание и т.д. Подобно личностному смыслу, «групповой смысл» выступает как определенная реальность во взаимодействии личности и группы.

Соответственно двум сторонам этого взаимодействия — совместная деятельность и общение — можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности:

  • качества, проявляющиеся непосредственно в совместной деятельности,

  • и качества, необходимые в процессе общения.

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богданов, 1983), зависящие от решения более общих методологических проблем.

Самыми главными из них являются следующие:

1. Различение трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» — синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: Различение «вторичных» и «базовых» свойств).

Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ.

Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности

— рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт),

-то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления (Асмолов, 1984. С. 59-60).

Механизм перцептивной защиты. Будучи разновидностью логической защиты, перцептивная защита выступает одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и является способом оградить личность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула. В социальной психологии, в период разработки Дж. Брунером идей «Нового взгляда», понятие перцептивной защиты было включено в проблематику социальной перцепции, в частности в проблематику восприятия человека человеком.

Хотя экспериментальные данные, полученные в общей психологии относительно подсознательных попыток субъекта восприятия «обойти» стимул, представляющий угрозу, были подвергнуты критике, идея сохранилась в модифицированной форме: как признание роли мотивации в процессах социальной перцепции. Иными словами, в социальной психологии перцептивная защита может быть рассмотрена как попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека и тем самым как бы выстроить преграду его воздействию.

Если обратиться к контексту группы, то такая преграда может быть выстроена и в отношении всей группы. В частности, механизмом перцептивной защиты может служить и другой феномен, описанный в социальной психологии — так называемая «вера в справедливый мир». Феномен справедливого мира:

склонность верить в то, что мир справедлив и поэтому люди

имеют то, чего они заслуживают, а также заслуживают того,

что имеют.

Линда Карли и ее коллеги сообщают, что феномен справедливого мира искажает наши впечатления о жертвах насилия. Карли предлагала испытуемым читать подробные описания взаимодействия между мужчиной и женщиной. Некоторым давали сценарий со счастливым концом: «Затем он увлек меня к кушетке. Он взял мою руку в свою и попросил выйти за него замуж». Ретроспективно люди находят подобный финал неудивительным и восхищаются чертами характера мужчины и женщины. Другие испытуемые прочитывали тот же самый сценарий, но с иным окончанием: «Но потом он вдруг очень грубо швырнул меня на кушетку. Он набросился на меня и изнасиловал». Этот финал был оценен как наиболее неизбежный, а женщину порицали за предшествовавшее этому финалу поведение. В первом же случае поведение женщины оценивалось как безупречное.

Лернер считает, что подобное унизительное отношение к несчастным жертвам проистекает из нашей потребности верить: «Я живу в справедливом мире — в мире, где люди получают то, что заслуживают». С раннего детства, объясняет он далее, нас учат, что добро вознаграждается, а зло наказуемо. Усердный труд и добродетель дают дивиденды, а лень и аморальность — нет. Отсюда совсем недалеко до предположения, что тот, кто преуспевает, заслужил свой удел. Классической иллюстрацией этого положения является история из Ветхого Завета об Иове — добром человеке, переносившем ужасные несчастья. Друзья Иова, считавшие мир справедливым, подозревали, что он, вероятно, совершил безнравственный поступок, что и повлекло за собой страшные страдания.

Это означает, что люди индифферентны к социальной несправедливости не потому, что их не заботит вопрос справедливости вообще, а потому, что они ее не видят. Они убеждены, что жертвы насилия, вероятно, вели себя провоцирующе, что если кто-то из супругов избил другого, то последний, видимо, дал повод к драке, что бедняки не заслуживают лучшего и что больные несут ответственность за свои болезни.

Открытый М. Лернером, этот феномен состоит в том, что человеку свойственно верить в наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или наказания за этим следуют. Это и представляется справедливым. Соответственно, человеку трудно верить в несправедливость, т.е. в то, что с ним может случиться что-то неприятное без всякой «вины» с его стороны. Встреча с несправедливостью включает механизм перцептивной защиты: человек отгораживается от информации, разрушающей веру в «справедливый мир«. Восприятие другого человека как бы встраивается в эту веру, всякий, несущий ей угрозу, или не воспринимается вообще, или воспринимается избирательно (субъект восприятия видит в нем лишь черты, подтверждающие стабильность и «правильность» окружающего мира и закрывается от восприятия других черт). Ситуация в группе может складываться либо благоприятно, либо неблагоприятно для веры в «справедливый мир», и в рамках каждой из этих альтернатив по-разному будут формироваться ожидания от восприятия членов группы. Возникшая таким способом своеобразная форма перцептивной защиты также влияет на характер общения и взаимодействия в группе.

К сожалению, вопрос о том, становится ли механизм перцептивной защиты свойством личности в процессе общения, — и если да, то к каким последствиям это приводит, — остается не исследованным. Точно так же остается не выясненным и то, при каких обстоятельствах, в условиях групповой деятельности и общения этот механизм укрепляется. Данные вопросы должны быть изучены на фундаментальном уровне, поскольку в практической жизни различных групп мера выраженности перцептивной защиты отдельных ее членов определяет во многом весь рисунок общения в группе.

Эффект «ожиданий». Он реализуется, например в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда относительно и мотивов поведения. Хотя в научной психологии, несмотря на обилие выявленных качеств личности, какие-либо жесткие связи между ними не установлены, в обыденном сознании, на уровне здравого смысла, часто неосознанно эти связи фиксируются. рассуждение строится по следующей модели: если оценивающий убежден, что черта X всегда встречается вместе с чертой У, то наблюдая у отдельного человека черту X, оценивающий автоматически приписывает ему и черту У (хотя в данном конкретном случае она может и отсутствовать). Такое произвольное сцепление черт получило название «иллюзорных корреляций». Рождаются ничем не обоснованные пред­ставления об обязательном сцеплении тех или иных качеств («все педантичные люди подозрительны», «все веселые люди легкомыслен­ны» и т.п.). Хотя совокупность таких представлений об универсальной, стабильной структуре личности лишь в кавычках может быть названа «теориями», их практическое значение от этого не уменьшается.

Особую роль все это приобретает в ситуации общения людей в группе. Здесь сталкиваются «имплицитные теории личности», существующие у разных членов группы, не согласующиеся, а порой и противоречащие друг другу, что может оказать значительное влияние на всю систему взаимоотношений и прежде всего на процессы общения. Восприятие личностью партнера по общению, основанное на ложном ожидании, может привести к ощущению такого дискомфорта, что за ним последует полный отказ от общения. Многократно повторенная аналогичная ошибка будет формировать устойчивое свойство — закрытость в общении, т. е. возникает определенное «коммуникативное качество» личности. Обусловленность его общей ситуацией в группе должна быть специально исследована.

Феномен когнитивной сложности. Имплицитные теории личности представляют собой своеобразные конструкты или «рамки», при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. В более широком контексте идея конструкта разработана в теории личностных конструктов Дж. Келли. Под конструктом здесь понимается свойственный каждой личности способ видения мира, интерпретации его элементов как сходных или отличных между собой. Предполагается, что люди различаются между собой по таким признакам, как количество конструктов, входящих в систему, их характер, тип связи между ними. Совокупность этих признаков составляет определенную степень когнитивной сложности человека. Экспериментально доказано, что существует зависимость между когнитивной сложностью и способность человека анализировать окружающий мир: более когнитивносложные люди легче интегрируют данные восприятия, даже при наличии противоречивых свойств у объекта, т. е. совершают меньшее количеств ошибок, чем люди, обладающие меньшей когнитивной сложностью при решении такой же задачи.

Понятно, что отмеченное свойство имеет огромное значение в мире межличностных отношений в общении, когда люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты восприятия. Характер процесса общения будет во многом определяться тем, каков «разброс» обозначенного качества у членов группы: каково соотношение «когнитивносложных» и «когнитивнопростых» членов группы. Если в ходе совместной деятельности и общения сталкиваются люди различной когнитивной сложности, понятно, что их взаимопонимание может быть затруднено: один видит все в черно-белом цвете и судит обо всем категорич­но, другой тоньше чувствует оттенки, многообразие тонов и может не воспринимать оценок первого. При более детальном рассмотрении обнаружено, что сама «сложность» может существовать как бы в двух измерениях: человек может иметь сложный (или простой) внутренний мир и, с другой стороны, воспринимать внешний мир, тоже либо как сложный, либо как простой. Комбинация этих двух оппозиций дает так называемую «типологию жизненных миров» (Василюк, 1984. С. 88), в которой выделяются четыре типа людей: 1) с внешне легким и внутренне простым жизненным миром, 2) с внешне трудным и внутренне простым жизненным миром, 3) с внутренне сложным и внешне легким жизненным миром, 4) с внутренне сложным и внешне трудным жизненным миром. Понятно, что в группе могут возникать самые различные сочетания ее членов, относящихся к разным типам. Конфигурация общения и взаимодействия будет зависеть от этих сочетаний. Одновременно возникает вопрос о том, что сама группа (условия совместной деятельности и общения в ней) воздействует (и может ли воздействовать) на формирование такого качества, как когнитивная сложность.

Три приведенных примера не исчерпывают всех особенностей проявления личности в общении. Они лишь подтверждают тот факт, что многие из описанных в общей психологии свойств личности имеют исключительное значение для характеристики социально-психологических ее качеств. Дальнейшие исследования в этой области позволят получить более полную картину тех специфических проявлений личности, которые связаны с совместной деятельностью и общением в группе.

Основные социально-психологические свойства личности

Социально-психологические особенности личности

Определение 1

Личность – это сознательный и активный человек, которые имеет возможность самостоятельно выбирать наиболее подходящий ему образ жизни.

Каждой личности присущи определенные качества (психологические и личностные), которые необходимо правильно понимать и учитывать при взаимодействии с человеком.

Основными свойствами личности являются:

  • темперамент,
  • направленность,
  • способности,
  • характер.

Личность каждого человека, как члена определенного социума, находится под влиянием сферы разнообразных взаимоотношений, складывающих в процессе деятельности человека, потребления им материальных благ и личностного развития. То есть, на процесс формирования личности человека оказывают непосредственное влияние политические, социальные, экономические и идеологические факторы.

Особо необходимо отметить влияние на психологию личности отношений между людьми в рамках определенной социальной группы, в условиях которых существует человек. Связано это с тем, что в процессе общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одной личности на другую, в результате чего осуществляется формирование общности в социальных установках и взглядах, а так же иных отношений к труду, обществу, людям и своим качествам.

Находясь в группе, личность занимает определенный статус и завоевывает авторитет среди иных членов группы, занимает определенное социальное положение и в соответствии с ним играет роли.

Замечание 1

Таким образом, личность представляет собой не только объект определенных общественных взаимоотношений, но и является субъектом данных отношений, выступая в качестве активного связующего звена.

Процесс формирования и развития личности связан с разнообразными факторами, основными из которых являются:

  • своеобразие и индивидуальность высшей нервной деятельности человека;
  • анатомо-физиологические особенности человека;
  • сфера деятельности человека;
  • природно-географическая среда и общество, в условиях которой существует человек;
  • микросреда и макросреда существования личности;
  • общественно полезная деятельность, в условиях которой формируются и развиваются важнейшие качества личности человека;

Структура социально-психологических свойств личности

Определение 2

Социально-психологические свойства личности – это комплекс присущих личности особенностей, каждая из которых имеет свою внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Внутренняя структура социально-психологических свойств личности:

  1. Психологическая сторона личности – отражает специфику функционирования психических свойств, процессов и состояний конкретной личности.
  2. Психические процессы – это определенные психические явления, которые направлены на обеспечение первичного осознания и отражения личностью воздействия на нее окружающей действительности.
  3. Психические свойства – представляют собой наиболее постоянные и устойчивые особенности личности, которые обеспечивают ей необходимый уровень поведения, поступков и деятельности, свойственных другим членам общества. Психические свойства личности соответствуют установленным в конкретном обществе нормам и правилам.

Замечание 2

Основными сторонами личности являются: мировоззренческая сторона и социально-психологическая сторона.

Мировоззренческая сторона личности направлена на отражение человеком общественно значимых особенностей и качеств, которые позволяют ему занимать достойное место в отдельной группе и обществе в целом.

Социально-психологическая сторона личности направлена на отражение основных характеристик и качеств, которые позволяют человеку выполнять определенные социальные роли и занимать положение среди иных членов общества.

Социально-психологическая характеристика личности

При составлении социально-психологической характеристики личности необходимо учитывать анатомофизиологические и соматофизиологические особенности человека. В этой связи выделяют три социально-психологических типа личности:

  • Пикники – это люди, которые отличаются высоким уровнем адаптируемости к изменениям окружающей социальной среде и высокой межличностной контактностью с другими членами общества. Пикники стремятся выстраивать благоприятные отношения с другими людьми с целью удовлетворения своих потребностей и интересов. Для них характерным является низкая конфликтность.
  • Атлетики – это социально активные и общительные люди, которые стремятся быть в центре внимания, завоевывают внимание окружающих и доминирующие позиции. Отличительной особенностью является то, что они обладают кипучей энергией и экспрессивностью.
  • Астеники – это очень сдержанные и малообщительные люди, которые во взаимоотношениях с другими людьми очень сдержаны, чувствительны к смене своего социального положения и статуса. Очень часто у личностей данного типа отмечается клаустрофобия.

Составляя социально-психологическую характеристику личности человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности:

  • Сангвиники — отличаются приподнятым настроением, эффективным и быстрым мышлением, высоким уровнем работоспособности.
  • Флегматики – спокойные люди, которым чужда тревога по мелочам.
  • Холерики – характеризуются порывистостью, резкостью и ослабленным инстинктом самосохранения.
  • Меланхолики – люди отличающиеся стеснительностью, они осторожны в движениях, им присуще колебания в принятии решений.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Самые эмоционально интеллектуальные люди обладают этими 12 чертами

«Офис»: Стив Карелл в роли Майкла Скотта

(Фото: Крис Хастон/Фотобанк NBCU)

Что делает человека успешным в своей работе? Имея знания, ум и видение, чтобы быть уверенным. Но что действительно отличает самых успешных мировых лидеров, так это эмоциональный интеллект — или способность идентифицировать и контролировать эмоции (свои и чужие).

Современные компании все чаще смотрят через призму эмоционального интеллекта при найме, продвижении по службе и развитии своих сотрудников. Годы исследований показывают, что чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем выше его производительность.

Однако большинство людей не осознают, что овладение эмоциональным интеллектом не приходит само собой. Том, например, считает себя эмоционально интеллигентным человеком. Он любимый менеджер, добрый, уважительный, приятный в общении и чуткий к нуждам других.

И тем не менее, часто задается он вопросом, У меня есть все качества эмоционального интеллекта, так почему же я до сих пор чувствую себя застрявшим в своей карьере?

Это обычная ловушка: Том слишком узко определяет эмоциональный интеллект. Сосредоточив внимание на своей общительности и привлекательности, он упускает из виду все другие важные черты эмоционального интеллекта, которых ему может не хватать, — те, которые могут сделать его более сильным и эффективным лидером.

Потратив 25 лет на написание книг и проведение исследований по этой теме, я обнаружил, что эмоциональный интеллект состоит из четырех областей. В эти домены вложены 12 основных компетенций.

(Нажмите здесь , чтобы увеличить таблицу)

Не преуменьшайте свое развитие, полагая, что эмоциональный интеллект заключается в том, чтобы быть милым и бодрым. Изучив приведенные ниже компетенции и честно оценив свои сильные и слабые стороны, вы сможете лучше определить, где есть возможности для роста.

1. Самосознание

Самосознание — это способность настраиваться на собственные эмоции. Это позволяет вам узнать, что вы чувствуете и почему, а также как эти чувства помогают или вредят тому, что вы пытаетесь сделать.

Есть ли у вас основная компетенция самосознание ?

  • Эмоциональное самосознание : Вы понимаете свои сильные стороны и ограничения; вы действуете исходя из компетентности и знаете, когда можно положиться на кого-то еще в команде. У вас также есть ясность в отношении ваших ценностей и целеустремленности, что позволяет вам быть более решительным при определении курса действий.

Развитие навыков:

Каждый момент — это возможность попрактиковаться в самосознании. Один из самых важных ключей — признать свои слабости. Например, если вы боретесь с чем-то на работе, честно расскажите о навыках, над которыми вам нужно работать, чтобы добиться успеха.

Будьте внимательны к ситуациям и событиям в своей жизни. Во времена разочарования точно определите корень и причину вашего разочарования. Подумайте о любых сигналах, которые сопровождают то, что вы чувствуете в этот момент.

2. Самоуправление

Самоуправление — это способность держать под контролем разрушительные эмоции и импульсы. Это мощный навык для лидеров, особенно во время кризиса — потому что люди будут обращаться к ним за утешением, и если их лидер спокоен, они тоже могут быть такими.

Какими основными компетенциями самоуправление вы обладаете?

  • Эмоциональный самоконтроль : Вы сохраняете спокойствие под давлением и быстро восстанавливаетесь после расстройств. Вы знаете, как сбалансировать свои чувства на благо себе и другим или на благо данной задачи, миссии или видения.
  • Адаптивность : это проявляется как гибкость перед лицом изменений и неопределенности. Вы можете найти новые способы решения быстро меняющихся задач и сбалансировать несколько требований одновременно.
  • Ориентация на достижение : Вы стремитесь соответствовать стандарту совершенства или превосходить его. Вы искренне цените отзывы о своей работе и постоянно ищете способы сделать что-то лучше.
  • Позитивный взгляд : Вы видите хорошее в людях, ситуациях и событиях. Это невероятно ценная компетенция, поскольку она может повысить устойчивость и подготовить почву для инноваций и возможностей.

Развитие навыков:

В моменты бедствия не размышляйте и не паникуйте. Сделайте глубокий вдох и проверьте свои эмоции. Вместо того, чтобы злиться на людей, дайте им знать, что не так, и предложите некоторые решения.

Примите тот факт, что в жизни всегда будут внезапные перемены и вызовы. Попытайтесь понять контекст данной ситуации и скорректировать свою стратегию или приоритеты, исходя из того, что наиболее важно в данный момент.

3. Социальная осведомленность

Социальная осведомленность указывает на точность в чтении и интерпретации эмоций других людей, часто с помощью невербальных сигналов. Социально осведомленные лидеры могут общаться с самыми разными людьми, внимательно слушать и эффективно общаться.

Какими основными компетенциями из социальной осведомленности вы обладаете?

  • Эмпатия : Вы уделяете другому человеку полное внимание и уделяете время тому, чтобы понять, что он говорит и что чувствует. Вы всегда пытаетесь осмысленно поставить себя на место других людей.
  • Организационная осведомленность :  Вы можете легко читать эмоциональные потоки и динамику внутри группы или организации. Иногда вы даже можете предсказать, как кто-то из вашей команды или руководители компании, с которой вы ведете бизнес, могут отреагировать на определенные ситуации, что позволит вам подходить к ситуациям стратегически.

Развитие навыков:

Прежде всего, социальная осведомленность требует умения слушать. Не обсуждайте кого-то другого и не пытайтесь захватить повестку дня. Задавайте вопросы и приглашайте других сделать то же самое.

Бросать вызов своим предубеждениям и находить общие черты также важно. Потренируйтесь ставить себя на место других людей. Когда мы делаем это, мы часто более чувствительны к тому, что переживает этот человек, и с меньшей вероятностью будут дразнить, осуждать или запугивать его.

4. Управление отношениями

Управление отношениями — это набор навыков межличностного общения, который позволяет действовать таким образом, чтобы мотивировать, вдохновлять и гармонизировать других, а также поддерживать важные отношения.

Какие основные компетенции из управление отношениями у вас есть?

  • Влияние : Вы прирожденный лидер, который может относительно легко заручиться поддержкой других, создавая группу, которая вовлечена, мобилизована и готова выполнять поставленные задачи.
  • Тренер и наставник : Вы способствуете долгосрочному обучению, предоставляя обратную связь и поддержку. Вы излагаете свои доводы убедительно и ясно, чтобы люди были мотивированы, а также ясно представляли свои ожидания.
  • Управление конфликтами : Вы легко справляетесь с разногласиями между несколькими сторонами, можете выносить назревающие споры и находить беспроигрышные решения.
  • Работа в команде : Вы хорошо взаимодействуете как член группы и можете работать с другими. Вы активно участвуете, разделяете ответственность и вознаграждение и вносите свой вклад в возможности вашей команды в целом.
  • Вдохновляющее лидерство : Вы вдохновляете и направляете других к общему видению. Вы всегда выполняете свою работу и проявляете лучшие качества своей команды.

Развитие навыков:

Если вы постоянно негативный человек, вам будет очень трудно поддерживать долгосрочные отношения. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на «самом худшем, что может случиться», постарайтесь увидеть себя проводником позитивных изменений.

Не бойтесь идти против общепринятых норм и рисковать. Такие люди в конечном итоге покидают людей, с которыми они работают, с чувством вдохновения, мотивации и связи.

Дэниел Гоулман — психолог и автор бестселлеров «Эмоциональный интеллект», и «Социальный интеллект».  Его последняя книга — «Что делает лидером: почему эмоциональный интеллект имеет значение». Дэниел получил докторскую степень в области психологии и развития личности в Гарвардском университете. Его работы публиковались в The New York Times и Harvard Business Review. Подпишитесь на него в Твиттере @DanielGolemanEI .

Не пропустите:

  • Психолог рассказывает о 7 самых больших ошибках родителей, которые разрушают уверенность и чувство собственного достоинства детей психотерапевт
  • Хватит спрашивать «как дела?» Исследователи из Гарварда говорят, что именно так поступают успешные люди, когда ведут светскую беседу

9 Общие характеристики человеческого поведения

РЕКЛАМА:

Эта статья проливает свет на девять основных характеристик человеческого поведения. Вот некоторые из характеристик: 1. На поведение влияет ряд факторов 2. Поведение различается по сложности 3. Факторы, влияющие на поведение, бывают разных видов 4. Индивидуальные различия 5. В поведении проявляются индивидуальные различия и сходства 6. Поведение всегда целенаправленно или Целеустремленность и некоторые другие.

Характеристика № 1. На поведение влияет множество факторов:

На поведение живых организмов всегда влияет множество факторов. На некоторые формы человеческого поведения влияет большое количество факторов, в то время как на другие формы поведения влияет меньшее количество факторов.

Ниже приведены два примера простой формы поведения:

i. Вы сидите в своей комнате и читаете роман, и вдруг вам звонит мама. Вы тут же встаете со стула и отвечаете на ее зов. Здесь фактором, который больше всего влияет на ваше поведение, является голос вашей матери.

ii. Вы идете по дороге, когда трое мальчишек начинают над вами смеяться. Здесь ваше поведение будет определяться рядом факторов. Если вы один, и если другие мальчики, кажется, намерены доставить вам неприятности, и если вы также спешите добраться до места назначения, вы, вероятно, проигнорируете их и тихо продолжите движение. С другой стороны, если с вами есть друзья и вы чувствуете, что можете справиться с ситуацией, и вы также не особо торопитесь, то, вероятно, вы затеете с ними драку.

Характеристика № 2 . Поведение различается по сложности :

Теперь сравните первый пример со вторым. Последнее гораздо сложнее и зависит от ряда факторов. Однако можно увидеть, что поведение варьируется по степени сложности от простого поведения, на которое влияет большое количество факторов, до сложного поведения, на которое влияет большое количество факторов. Примеры очень сложного поведения можно увидеть в сложных действиях по принятию решений, например, когда судья выносит решение с учетом ряда факторов.

Характеристика № 3 . Факторы, влияющие на поведение, бывают разных видов :

На поведение человека влияет ряд факторов. Эти факторы относятся к разным категориям. Одни из них физиологические, другие психологические. Физиологические факторы связаны с физическими или биологическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Психологические факторы связаны с такими факторами, как идеи, мнения, отношения и т. д.

С другой стороны, существуют факторы, не относящиеся к индивидууму, но являющиеся внешними, которые влияют на поведение. Физическое окружение, характер событий, семья и друзья, общество в целом и даже общий культурный и социальный фон влияют на поведение. Таким образом, мы можем видеть, что на поведение влияют два больших набора факторов: факторы, принадлежащие индивидууму, и факторы, принадлежащие окружающей среде. Первые снова можно разделить на телесные, или физиологические, и психологические. Факторы внешней среды можно разделить на непосредственные и прямые, а также отдаленные и косвенные.

Эти факторы постепенно влияют на поведение людей и формируют его. По мере того, как человек растет от младенчества через детство к взрослой жизни, эти факторы регулярно и кумулятивно влияют на его поведение. Вот почему мы обнаруживаем, что взрослый человек ведет себя совсем иначе, чем в детстве.

Маленький ребенок, идущий со своей матерью и наткнувшийся на кафе-мороженое, настаивает на том, чтобы мать купила ему мороженое. Он плачет и устраивает сцену. Тот же ребенок несколько лет спустя в аналогичной ситуации ведет себя совсем иначе, хотя его пристрастие к мороженому, вероятно, не изменилось. Именно этот процесс постепенного изменения и формирования поведения помогает людям вести себя эффективно и нормально.

Если же по каким-то причинам таких изменений не происходит, то поведение человека становится неадаптивным и своеобразным. Конечно, во многих случаях таких изменений не происходит, и поведение этих людей расценивается как дезадаптированное или ненормальное. У нас, конечно, будет случай более подробно остановиться на этом явлении в следующем разделе.

Характеристика № 4. Индивидуальные отличия :

На поведение человека влияет ряд факторов, и эти факторы варьируются от одного человека к другому и даже от одной группы людей к другой группе людей. Люди различаются своим физиологическим и телесным состоянием, своим прошлым опытом, своими способностями, своим происхождением и, короче, всем.

Поэтому естественно, что если десять человек поставить в одну и ту же ситуацию, все они будут вести себя по-разному. Поведение каждого человека отличается от поведения других в некотором отношении или до некоторой степени. Таким образом, если три мальчика идут по дороге и наткнутся на кошку, то один захочет поймать кошку, другой может начать бросать в нее камни, а третий, вероятно, убежит, потому что ему сказали, что это плохо. знак, чтобы кошка переходила дорогу.

Эти индивидуальные различия являются результатом ряда факторов или причин. На самом деле большая часть современной психологии занимается проблемой понимания того, как возникают индивидуальные различия, и разработки способов и средств их минимизации.

В то время как различия, возникающие из-за наследственных или унаследованных факторов, влияющих на телесные процессы, не всегда могут быть устранены, большая часть различий, возникающих из прошлого опыта, социального происхождения и т. д., может быть сведена к минимуму, если не полностью устранена.

Характеристика № 5 . Поведение демонстрирует индивидуальные различия и сходства :

В приведенных выше параграфах был сделан акцент на том факте, что поведение отличается от человека к человеку. Но это не значит, что все люди отличаются от всех других во все времена и во всех ситуациях. Существует также значительная степень сходства в поведении людей. Например, если пылинка попала человеку в глаз, он пытается ее удалить.

Этот тип поведения встречается повсеместно. С другой стороны, есть случаи поведения, когда такая универсальность не обнаруживается, но обнаруживается, что большое количество людей ведут себя одинаково. Представьте ситуацию в школе, где только что прозвенел звонок на обед, и все мальчики выбежали. Разносчик, продающий сладости, стоит снаружи, но его товары не содержатся в чистоте.

Некоторые мальчики покупают конфеты и едят, в то время как другая группа мальчиков оглядывается и замечает: «Это грязно. Мы не должны есть». Здесь мы находим группы людей, которые ведут себя выше, чем другие люди, и в то же время отлично от них. Таким образом, мы находим не только индивидуальные различия, но и групповые различия.

Очевидно, что психологи должны понимать и объяснять все эти оттенки и степени сходства и различия. Предсказать, что люди будут делать в конкретном случае, можно будет только в той мере, в какой мы сможем понять и объяснить сходство. Здесь мы можем сравнить позицию психолога с позицией физика или химика.

Физик может смело сказать, что любой кусок железа при нагревании расширяется. Точно так же химик может сказать, что все, что горит, потребляет кислород. Но природа человеческого поведения такова, что психолог не в состоянии делать такие утверждения обо всех формах поведения всех людей во все времена, хотя и может делать прогнозы относительно некоторых форм поведения как у всех людей, так и у больших групп. людей и еще другие формы поведения в малых группах людей. Таким образом, возможность предсказания в психологии зависит от характера ситуации.

Интересно отметить, что в целом все новорожденные ведут себя одинаково. Но по мере их роста появляются индивидуальные различия, а по мере их роста, еще дальше, увеличивается как сходство, так и различие. Взрослые одновременно больше похожи между собой и больше отличаются друг от друга по сравнению с детьми.

В то время как увеличивающееся сходство может быть связано с такими факторами окружающей среды, как социальные, политические и экономические условия жизни общества, увеличивающиеся различия в целом объясняются факторами самого человека, т.е. его способности, прошлый опыт и т. д. Эта тенденция к увеличению различий и сходств объясняется тем фактом, что люди растут, а окружающая среда меняется. Именно эта ситуация затрудняет задачу психологии.

На протяжении многих лет исследователи в области психологии пытались разработать два типа законов:

(1) Законы, объясняющие общность и сходство поведения,

(2) Законы и принципы, объясняющие групповые различия и индивидуальные различия в поведении. .

Эти два набора законов дополняют друг друга. Иногда те аспекты психологии, которые имеют дело с первым набором законов, относят к термину «Общая психология», а второй — к «Дифференциальной психологии». Но полное понимание поведения зависит от интеграции обоих этих аспектов.

Характеристика № 6 . Поведение всегда целенаправленно или целенаправленно :

Поведение человека всегда целенаправленно, и его действия всегда направлены к той или иной цели. Сидящий и занимающийся мальчик вдруг встает и берет стакан воды. Здесь цель состоит в том, чтобы выпить стакан воды, а цель состоит в том, чтобы утолить жажду. С другой стороны, представьте себе того же мальчика, который сидит и учится. Его младшая сестра ходит вокруг него, шумя. Мальчик пытается отойти от места.

Здесь цель состоит в том, чтобы избежать шума и беспокойства, и цель состоит в том, чтобы добраться до места, где этот шум не будет слышен. Из этих примеров можно сделать два вывода. В первом примере мальчик мог утолить жажду либо водой, либо безалкогольным напитком. Цель остается прежней, а цели могут быть разными.

В последнем примере он мог бы избежать беспокойства, либо уйдя в более безопасное место, либо отослав сестру, либо отшлепав ее. Здесь снова цель одна и та же, а цели могут быть разными. Таким образом, цели более постоянны и стабильны, в то время как цели могут меняться, и можно выбирать из альтернативных целей.

Еще одно отличие состоит в том, что в первом примере мальчик движется к воде. Это то, что называется подходным поведением или позитивным целеустремленным поведением. Во втором случае цель мальчика состоит в том, чтобы избежать беспокойства. Это называется избегающим поведением. Таким образом, цели и цели могут быть приближения или избегания.

Опять же, цели могут быть физиологическими, психологическими или социальными. Утоление жажды имеет физиологическую цель. Читать, чтобы учиться, — это психологическая цель, а присоединиться к группе бастующих мальчиков, даже если человек не хочет, — это социальная цель.

Психологи использовали ряд терминов для объяснения целенаправленного характера поведения. Некоторые из используемых терминов — это инстинкт, влечение, потребность, мотив и т. д. Хотя эти термины в целом связаны с пониманием целенаправленной природы человеческого поведения, тем не менее они отличаются друг от друга.

Цели и задачи зависят как от наследственных телесных факторов, так и от эмпирических факторов окружающей среды. Некоторые цели и цели являются универсальными и возникают в результате процессов в теле, в то время как другие являются чисто усвоенными и приобретенными.

Еще один интересный факт заключается в том, что в одних случаях действующий организм осознает цель, а в других нет. Эти последние цели называются «бессознательными целями». В последние годы было получено много знаний о бессознательных целях и их роли в поведении, во многом благодаря усилиям Зигмунда Фрейда.

Характеристика # 7 . Поведение может изменяться в широких пределах nt:

На поведение человека влияет ряд факторов. Ввиду этого можно изменить поведение, модифицируя эти факторы. Именно эта изменчивость позволяет ребенку стать взрослым, плохому человеку стать хорошим человеком, а хорошему человеку стать плохим человеком.

Опять же, именно эта характеристика помогает людям приспособиться к новому окружению. Индиец, переселившийся в чужую страну, очень скоро усваивает новые манеры поведения, выучивает новый язык и новую манеру одеваться. Эти изменения являются результатом его опыта.

Такие типы изменений, возникающие в результате опыта, обычно называют результатами обучения. Большая часть человеческого поведения является результатом обучения. Ребенок учится вести себя как взрослый. Человек, только что пришедший в офис, учится работать в офисе и учится вести себя как другие.

Все эти изменения являются результатом обучения. Таким образом, обучение является предметом серьезного беспокойства в психологии. Было разработано несколько теорий и проведено большое количество экспериментов как на людях, так и на животных.

Эти результаты не только помогли понять, как происходят процессы обучения, но также помогли людям научиться правильному поведению на каждом этапе процесса. Они также помогли нам добиться изменений в людях, усвоивших неприемлемые формы поведения.

Хотя изменения, вызванные обучением, в основном являются результатом опыта, существуют и другие формы изменений в поведении, которые не зависят от обучения. Например, очень маленький ребенок не может ходить устойчиво, тогда как ребенок постарше ходит устойчиво. Таким изменениям присущи естественные изменения, возникающие в результате изменений в системе организма вследствие роста и созревания.

Во многих случаях можно обнаружить, что изменения в поведении являются результатом взаимодействия между ростом и созреванием, с одной стороны, и обучением, с другой. Таким образом, шестилетний мальчик не может обычно владеть теннисной ракеткой, несмотря на практику, потому что он недостаточно вырос.

С другой стороны, ни один взрослый не может стать хорошим теннисистом, если он не учится и не тренируется. Изменения в поведении являются продуктами роста, взросления и обучения. Комбинированное действие и эффект всего этого называется Процессом Развития.

Характеристика # 8 . Поведение также проявляет стабильность :

Жизнь не всегда полна всевозможных перемен. В то время как поведение людей меняется, в то же время существует и определенная стабильность в поведении. Оно не меняется с каждым изменением в окружающей среде и не меняются все формы поведения.

Человеческое поведение отличается стабильностью. Например, вы все еще можете обнаружить, что ваша бабушка предпочитает старые идеи и старый образ жизни, хотя она живет в ультрасовременном обществе. Именно это делает жизнь полной противоречий, и именно это позволяет психологу предсказывать поведение. Если бы человеческое поведение не было стабильным, возникла бы полная неразбериха. Люди не смогли бы жить друг с другом.

Эта стабильность является результатом следующих фактов:

(a) Изменения в поведении всегда происходят медленнее, чем изменения в окружающей среде.

(б) Существуют определенные периоды жизни, когда физиологические изменения протекают довольно медленно.

(c) Иногда психологические изменения происходят медленно, когда быстрые изменения окружающей среды не приводят к соответствующим быстрым изменениям в поведении.

(d) Однако часто бывает так, что при быстрых физиологических изменениях окружающая среда остается стабильной.

(e) Больше всего этого фактом, который способствует устойчивости поведения, является целенаправленный характер человеческого поведения. В той мере, в какой цели остаются постоянными, поведение демонстрирует последовательность и стабильность.

Характеристика № 9 . Поведение I интегрировано:

Поведение человека зависит от ряда факторов. На него влияют самые разные цели. У каждого человека есть физиологические, психологические, личные и социальные цели. Он также был предметом различного опыта обучения. Несмотря на все это, поведение всегда демонстрирует порядок и иерархию целей. Каждый человек верит как целостная личность, а не непредсказуемым образом.

Этот процесс организации различных целей, различного обучения и различных влияющих факторов приводит к интеграции поведения. Таким образом, человек, попавший в различные ситуации, все же демонстрирует определенные характерные способы и стили поведения, которые помогают нам понять и предсказать его поведение, а также отличить его от других.

Например, когда мы говорим, что Рам — приятный человек, Говинд — неприятный человек, Кришна — общительный человек и так далее. У каждого человека обнаруживаются определенные определяющие характеристики поведения, которые проявляются почти во всех ситуациях. Психологи используют термин «личность» для описания этого процесса интеграции и организации поведения, который придает ощущение индивидуальности или уникальности каждому человеку. Чем больше степень интеграции в поведении человека, тем более эффективным будет его поведение.

Значительное количество исследований в области психологии было посвящено изучению и объяснению этого процесса интеграции и развития личности. В связи с этим был разработан ряд теорий. Здесь важен тот факт, что человеческое поведение проявляет стабильность, последовательность, сходство, а также уникальность.

Главная ›› Характеристики ›› Характеристики поведения человека ›› Поведение человека ›› Психология

Отличие личности от черт

Личность и черты
 

Личность и черты, имеющие определенное различие между собой, относятся к двум разным словам. Следовательно, два понятия, личность и черты, не могут использоваться взаимозаменяемо, даже если они взаимосвязаны. В психологии личности психологи были очарованы различиями и уникальностью человеческой личности и чертами, которые можно увидеть в людях. Не только психологи, даже неспециалисты занимаются оценкой личности других людей в различных социальных ситуациях. Во-первых, давайте определим слово личность. Личность относится к различным характеристикам, которые способствуют тому, чтобы сделать человека уникальным. Это влияет на мысли, поведение и эмоции человека. Проще говоря, личность можно понимать как то, кто мы есть. Личность состоит из множества элементов. Их можно рассматривать как черты. Черты относятся к различным характеристикам человека, которые помогают в создании личности. В этом основное отличие личности от черты. В этой статье делается попытка прояснить эту разницу.

Что такое личность?

Как упоминалось выше, личность включает в себя различные характеристики и модели, влияющие на наши эмоции, мысли и поведение . Обычно это уникальный для человека . Например, то, как человек ведет себя, реагирует, думает и чувствует в конкретной ситуации, может полностью отличаться от того, как другой человек реагирует на ту же ситуацию. Это связано с различиями в характере.

Психологи утверждают, что человеческая личность в основном последовательна. Вот почему поведение или реакция человека на подобные ситуации остаются прежними. Наша личность сильно влияет на то, как мы взаимодействуем с окружающим миром. Однако когда мы говорим о личности, это не ограничивается нашим поведением, а выходит за его пределы. Личность влияет на наши отношения, наши мысли и то, как мы подходим к вещам. Вот почему личность следует понимать как психологический и физиологический конструкт.

В психологии личности существует ряд теорий о человеческой личности. Теория типов, теория черт, гуманистические теории, психодинамические теории, поведенческие теории — вот некоторые из таких примеров.

Личность — это то, кто мы есть как личность

Что такое Черта?

Как было сказано ранее, личность относится к совокупности характеристик, которые делают человека уникальным. Однако черта относится не к этой совокупности, а к этим индивидуальным характеристикам, которые способствуют созданию личности 9.0025 . Например, все мы состоим из различных черт, таких как общительность, доброта, вспыльчивость, агрессивность, жесткость и т. д. Именно совокупность черт составляет личность. В психологии личности одной из самых известных теорий является «Большая пятерка ». Согласно этой теории, личность состоит из пяти элементов или черт. Это экстраверсия, покладистость, добросовестность, невротизм и открытость. Каждая черта играет ключевую роль в построении личности.

Гордон Олпорт также представил теорию черт. По его словам, черты в основном можно разделить на три категории. Они есть,

  • Кардинальные черты – Честный, самоотверженный, фрейдистский, безжалостный, самовлюбленный
  • Основные черты – умный, дружелюбный, щедрый, чувствительный
  • Второстепенные черты – тревога, страх

Кардинальные черты доминируют в личности и известны этим. Центральные черты закладывают основу личности. Они могут не быть доминирующими как основные черты, но являются важными характеристиками. Вторичные черты – это те, которые могут проявляться в определенных ситуациях.