Определения в психологии: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

Содержание

Определение и сравнение понятий | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

 в раздел Оглавление

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Для того чтобы узнать, какими обобщениями владеет данный человек, используются разные методы. Один из них — метод определения понятий. Испытуемому называют некоторое слово (или показывают предмет) и просят дать определение, ответить на вопрос: «Что это?» Например: «Что такое троллейбус?» Один испытуемый быстро отвечает: «Троллейбус — это вид общественного транспорта». Второй говорит: «Троллейбус — это где ездят». В первом случае фиксируются род и видовое отличие, т.е. логические отношения между классом объектов и его представителем. Во втором случае указывается лишь функция объекта. Таким образом, в ответ на вопрос экспериментатора испытуемый обнаруживает (репродуцирует) различные знания. В том случае, когда испытуемый указывает лишь функцию объекта, целесообразно повторить инструкцию, требующую дать определение (например, «определите более точно»).

Одни испытуемые через некоторое время после обдумывания дают развернутое логическое определение. Это может означать, что они не имели готового определения понятия, но сравнительно легко его выработали после дополнительной мыслительной работы. Для других испытуемых оказывается невозможным выйти за рамки чисто функционального определения понятий, но имеющиеся попытки дать такое определение могут также объективировать их мыслительный поиск.

С помощью описанного метода психологами были выявлены два класса понятий: так называемые научные понятия и житейские понятия. Первые (они усваиваются, как правило, в ходе систематического обучения) легко поддаются словесной формулировке, но применяться могут не всегда правильно. Вторые, напротив безошибочно используются в практической деятельности, но с трудом поддаются словесной формулировке. Примером могут служить «трава», «сад» и др. Таким образом, метод определения позволяет не только констатировать готовые знания, но и анализировать некоторые проявления самостоятельного мышления.

Так называемые житейские (эмпирические) обобщения в свою очередь делятся на два класса; те, которые вырабатываются самостоятельно, складываются в практике жизнедеятельности человека, и те, которые усваиваются от других людей в ходе совместной деятельности, но в условиях, когда сам процесс усвоения жестко не контролируется (теоретически возможен случай, когда усвоение житейских понятий жестко контролируется, «отрабатывается»). Например, обобщение «тяжелые предметы тонут» складывается задолго до изучения физики в школе. Выражение «житейское понятие» не является строгим, так как обобщения не всегда имеют ранг собственно понятий, более точно можно говорить об особом типе значений слов.

Психологи, работающие в области педагогической психологии, иногда склонны недооценивать значение житейских понятий. Действительно, сравнительно легко продемонстрировать большую эффективность учебной деятельности того ученика, который овладел научным понятием, по сравнению с тем, который не овладел им., Дело, однако, заключается в том, что есть большие области нашей жизни, которые пока не освоены наукой, применительно к ним не сформированы научные обобщения и там приходится действовать, опираясь на житейские понятия (сравни «житейская мудрость»).

С другой стороны, в научном, техническом творчестве эмпирические обобщения могут быть тем источником, «питательным материалом», из которого вырастают первичные гипотезы. Если «отсечь» этот кажущийся несовершенным уровень мышления (т.е. эмпирические обобщения), то можно погубить самое важное звено в процессе мышления — формирование новых гипотез. Необходимо проводить линию на максимальное использование, на органическое сочетание житейских и научных понятий в реальном мышлении человека, а не пытаться заменить одно другим. В психологической литературе проблема житейских и научных понятий традиционно обсуждалась применительно к детскому мышлению. Однако аналоги так называемых житейских понятий могут быть выделены и в мышлении взрослого человека. Например, достаточно трудно дать всеми разделяемое определение науки, в том числе и психологии (психологию, например, часто путают с психиатрией). Однако наука существует, развивается.

В психологических экспериментах широко используется методика, требующая от испытуемого сравнивания между собой некоторых хорошо известных человеку предметов. Например, испытуемого просят сказать, что общего у стола и стула. Ответ «мебель» свидетельствует о наличии у испытуемого обобщений понятийного лана, а ответ «ну, это, вот, которые дома…» свидетельствует о доминировании более конкретных, ситуативных обобщений. Во втором случае также важно повторить инструкцию, чтобы убедиться том, является ли предложенное испытуемым решение единственно возможным. Требование повторного называния общих (или различающих) признаков предметов, особенно дополняемое инструкциями называть «как можно больше признаков» или называть «оригинальные признаки», приводит к развертыванию самостоятельного мышления. Ту же функцию выполняет прием усложнения задачи, решаемой испытуемым, путем предъявления ему трудносравнимых понятий (предметов).

В одном из экспериментальных исследований, проведенных на нормальных взрослых испытуемых, предлагалось назвать общий признак у следующих пар предметов: медь — золото, воробей — соловей. Солнце — Земля, кошка — мышь, автобус — трамвай, тарелка — лодка. Подсчитывались общее число используемых признаков и процент использования наиболее частого признака. Опыты проводились на 80 испытуемых. Общее число используемых, признаков по всей группе оказалось равным 9, 13, 11, 14, 9, 23 (соответственно перечисленным понятиям). Проценты использования наиболее частого признака оказались следующими: 60, 59, 64, 54, 70, 16 соответственно перечисленным парам понятий. Таким образом, для легко сравниваемых понятий и трудно сравниваемых (последняя пара) число признаков, по которым осуществляется сравнение, существенно различается: от 9 до 14 в первом случае и 23 во втором. Число выделяемых признаков «может быть обобщенным показателем развернутости мыслительного поиска об этом же свидетельствует и более равномерное распределение частот используемых признаков. В специальной серии испытуемым давалась инструкция быть «как можно оригинальнее». Хотя эта инструкция и не давала конкретных критериев для сравнения понятий, она привела к существенным изменениям в протекании мыслительной деятельности, что проявилось в увеличении числа используемых признаков по группе и исчезновении «пика» в распределении частот использования признаков понятий.

Например, при сравнении понятий «медь — золото» общее число используемых признаков увеличилось от 9 до 26, а процент использования наиболее частого снизился от 60 до 15%, т.е. показатели приблизились к тем, которые были характерны для трудно сравниваемых понятий в первой серии.

Таким образом, инструкция «на оригинальность», меняя отношение испытуемого к заданию, его установку способствует развертыванию самостоятельного мышления в ситуации опыта на сравнение понятий. Трудности сравнения двух пар понятий намеренно создаются так же как бы столкновением двух тенденций, которые могут возникать при решении этой задачи. Скажем, требуется сравнить «человек и лошадь». Для земледельца эти два объекта выступают как нечто объединенное в условиях сельскохозяйственного труда и могут доминировать над более абстрактным, категориальным объединением («одушевленные существа»). Наличие или отсутствие такого доминирования, возможность переключения с одного типа обобщений на другой и выявляет методика сравнения понятий.

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Определение и сравнение понятий

Основные понятия и определения психологии способностей. Задатки. Диагностика способности к общению

Основные понятия и определения психологии способностей. Задатки

Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп-лов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Но способность ни в коем случае не тождественна деятельности и несводима к психологическим образованиям, каковыми являются знания, умения и навыки. От способностей зависят качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижения целей деятельности. Прежде чем дать определение понятию «способность», рассмотрим основные признаки этого понятия.

Б. М. Тепловым выделено три основных его признака [67, с. 20–21].

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Эти способности имеют психологическую природу и варьируют от одного индивидуума к другому.

Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности.

В-третьих, понятие «способность» не сводимо к психологическим образованиям (знаниям, умениям, навыкам), которые выработаны у данного конкретного человека.

Исходя из вышеперечисленных признаков, можно дать следующее определение понятию «способность».

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Исходя из этого определения, можно выяснить общее правило, применимое к сущности развития человеческих способностей. Способность обнаруживается только в деятельности и только в такой, которая не может осуществляться без наличия этой способности.

К примеру, способность человека к рисунку обнаруживается тогда, когда выясняется, насколько быстро и легко он осваивает цветовые ощущения, приемы работы, научается видеть прекрасное в окружающем мире. Однако без соответствующих условий способности развиваться не могут. Показателен в этом отношении эпизод из жизни художника В. И. Сурикова. На экзамене в Академию художеств Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные ему рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь определенные умения и навыки рисования. В дальнейшем Суриков опроверг делом этот отзыв, овладев в течение трех месяцев новыми умениями и навыками.

Педагоги сочли нужным на этот раз зачислить его в Академию.

Показательной может быть и история Альберта Эйнштейна, который в школе был весьма заурядным учеником.

Говоря о способностях, мы оперируем философскими категориями «возможность» и «действительность». «Способности – это возможность, – говорит А. В. Петровский, – а достигаемый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись» [53, с. 208].

Способность к овладению той или иной деятельностью у различных людей различна. Если человек не справляется с требованиями, предъявляемыми к нему для осуществления конкретной деятельности, это означает полное отсутствие у него способностей к этому виду деятельности. Вполне вероятно, что такому человеку потребуется больше времени на овладение знаниями, умениями и навыками, чтобы ему было под силу выполнить эту деятельность, а педагогам потребуется больше усилий для его обучения [62, с. 421].

Говорят, когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет».

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, интересами и склонностями человека.

В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения важнейшим моментом является сенситивный возраст, который благоприятствует формированию тех или иных способностей. Это присущий возрастному периоду ребенка оптимальный срок формирования определенных психологических свойств и психических процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение недостаточно эффективно и может неблагоприятно повлиять на развитие психологии ребенка. Для развития, например, общих способностей средний сенситивный возраст составляет период 6–7 лет от рождения.

Способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека и его развитие в социальной среде, делятся на две большие группы: общие и специальные способности.

Общие способности – это система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками при осуществлении различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в психологических процессах. Овладение определенными мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация, систематизация, абстрагирование) начинается в детском возрасте. В подростковом (отроческом) возрасте (от 11–12 до 14–16 лет) общие способности развиваются особенно интенсивно. Данный возраст, согласно Ж. Пиаже, является периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственные мысли. При соответствующем обучении уже третьеклассники способны решать абстрактные алгебраические задачи. Однако широкий диапазон индивидуальных различий приводит к тому, что одни люди обладают таким мышлением уже в 10–11 лет, другие же не способны к этому и во взрослом возрасте [50].

Специальные способности – это такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например музыкальной, литературной, изобразительной, сценической, математической, спортивной, военной и т. п.

В юношеском возрасте (от 14–15 до 18–19 лет) наступает период первичной социализации, происходит выбор и в большинстве случаев – обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция. Мыслительная деятельность юношей более активна, появляется тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, стоящих за частными фактами. Широкие умственные интересы в данный период сочетаются с разбросанностью. Иногда юноши склонны преувеличивать свои умственные способности. Н. С. Лейтес отмечает у юношей значительное развитие теоретической мысли [36]. У них развиваются творческие способности, интеллектуальная инициатива, способность ставить проблемы. В этом возрасте еще больше увеличиваются индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов, в способностях обучаемых.

Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности развиваются одновременно с развитием и формированием познавательных (психических) процессов (ощущение, восприятие, представление, память, речь, мышление, внимание). Разумеется, формирование специальных способностей невозможно представить без общих способностей у индивида. Это хорошо показано В. А. Крутецким на примере развития математических способностей. Изучая математические способности, В. А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимы [33]:

? активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

? некоторые характерологические черты, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также интеллект;

? благоприятное психическое состояние во время деятельности;

? определенные знания, умения и навыки в соответствующей области;

? определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.

Первые четыре из названных пунктов отражают общие психологические свойства, необходимые для всякой деятельности. В пятом пункте указаны качества личности как специфичные составляющие математических способностей.

В последнее время в особую группу стали выделять и способности к общению, взаимодействию с людьми. Эти способности в наибольшей степени обусловлены социально и рассматриваются в п. «Способность к общению и ее значение в развитии организаторских и коммуникативных качеств».

Способности можно различать по степени их проявления в той или иной деятельности. Различают четыре уровня способностей:

1) репродуктивный;

2) творческий;

3) высокий;

4) наивысший.

На репродуктивном уровне человек формирует умения усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам (например, умение решать математические задачи, вытачивать детали по образцам и т. п.).

На творческом уровне человек создает новое, оригинальное. Сперва в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны. Эти элементы развиваются, совершенствуются, на основе чего формируется творческая деятельность. Таким образом, всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивные элементы.

На высоком уровне способностей деятельность отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода к решению проблемных вопросов и т. д. Говорят, что люди, имеющие такой уровень способностей, талантливы (способности у них на уровне таланта).

Наивысший уровень развития способностей предполагает создание человеком оригинального, нового в области научных исследований, производства, искусства, литературы и др. О людях с таким уровнем развития способностей говорят, что они гениальны.

Задатки – это первичная природная основа способностей, еще не развитых, но заявляющих о себе при первых пробах деятельности. Очень важно как можно раньше выявить задатки детей, чтобы начать формировать их способности, не пропустить сенситивный возраст. Зависимость развития способностей от задатков изучается психологией индивидуальных различий. Согласно А. Анастази, индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой.

Различают два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).

Врожденными задатками называются такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. Даже дети-близнецы, несмотря на схожесть общих черт, отличаются друг от друга психическими состояниями и стилем поведения, что объясняется не только влиянием среды, но и воздействием наследственности, генетическим влиянием.

Приобретенные задатки рассмотрим на примере математических способностей. Для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную. Эти знания по элементарной математике по отношению к высшим математическим способностям будут выступать как задатки.

И конечно, способность к общению во многом зависит непосредственно от влияния внешней среды, а задатки к этим способностям социально обусловлены.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Методика определения общих способностей

Методика определения общих способностей Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня общих умственных способностей.Материал и оборудование: краткий ориентировочный тест, бумага, ручка, секундомер.Описание. Тестирование проводится в парах,

Основные определения

Основные определения Социальная психология — это наука о поведении человека в обществе. Причем под обществом понимается что угодно: и большой коллектив, и небольшая группа, и толпа. … Примечание Термин социальная психология был введен в 1908 г. в работах английского

Определение и основные понятия психологии одаренности

Определение и основные понятия психологии одаренности Определение одаренности имеет большое значение, поскольку оно оказывает влияние на последующее выявление одаренности и на то, кто предполагается участником программ для одаренных. Начнем с наиболее влиятельного

77. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ЗАДАТКИ

77. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ЗАДАТКИ В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд

1.1. Основные понятия социальной психологии

1. 1. Основные понятия социальной психологии Социальная психология – наука, изучающая поведение человека в группе.Почему мы собираемся в группы? Дело в том, что без других людей мы жить не можем, так как одни мы не в состоянии удовлетворить свои биологические и социальные

Основные понятия

Основные понятия Вначале будет изложена теория типов личности, разработанная Юнгом: два основных аттитюда (интроверсия и экстраверсия) и четыре функции — мышления, чувств, интуиции и ощущений. Далее речь пойдет о юнгианской модели бессознательного и понятии архетипа,

Основные понятия

Основные понятия В результате длительного развития оккультной и теософской традиции ее последователями — как на Востоке, так и на Западе — была практически единодушно принята концепция, согласно которой человеческое существо состоит из семи принципов, или так

§ 2.

Определения и понятия у детей. Логическое сложение и умножение

§ 2. Определения и понятия у детей. Логическое сложение и умножение Мы не намерены заниматься здесь проблемой детских определений ради нее самой. Мы удовольствуемся обсуждением ее в той мере, в какой она касается вопроса, поставленного в предыдущем параграфе, и в

Метод определения понятия

Метод определения понятия Самым простым путем для того, чтобы выяснить, какие системы связей стоят за словом на каждом этапе развития ребенка, является широко известный метод определения понятий. Он состоит в том, что ребенка просят определить значение того или иного

Раздел 3 Основные категории и понятия психологии общения

Раздел 3 Основные категории и понятия психологии общения Аттракция (лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у

Основные понятия

Основные понятия Рассмотрим поподробнее понятия, используемые для описания структурных особенностей систем. Все эти параметры используются для объяснения особенностей функционирования семьи, и все они в той или иной степени используются при разработке стратегии и

7.1. Основные понятия социальной психологии

7.1. Основные понятия социальной психологии Социальная психология — это наука, изучающая поведение человека в группе. Почему мы собираемся в группы? Дело в том, что без других людей мы жить не можем, так как не в состоянии сами удовлетворить свои биологические потребности,

Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии?

Библиографическое описание:

Николаева, М. Е. Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии? / М. Е. Николаева. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11065/ (дата обращения: 08.10.2022).



В зарубежной психологии отцом теории эмоций по праву считается К. Изард. Ему принадлежит теория дифференциальности (дифференциальных) эмоций [1]. По мнению автора, эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [1]. Он выдвигает гипотезу об основной мотивационной системе человека [1]. Им была разработана система объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. К базовым эмоциям Изард относит:

  1. эмоция интереса,
  2. эмоция радости,
  3. эмоция удивления,
  4. эмоция печали,
  5. эмоция гнева,
  6. эмоция отвращения,
  7. эмоция презрения,
  8. эмоция страха,
  9. эмоция стыда,
  10. смущение (застенчивость),
  11. вина,
  12. любовь.

Также данный автор выдвинул критерии, определяющие эмоцию как базовую:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [1].

На современном же этапе психологической науки существует сомнение по поводу точности его определения. Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно также смысл и значение человеческого существования определяются не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций с одной стороны, как мотивационной системы организма, с другой — как фундаментального личностного процесса.

Поэтому многие авторы попытались опровергнуть его теорию. Рассматривается весь спектр порождения эмоций. Некоторые определения являются достаточно противоречивыми. В данной статье предпринята попытка представить современные определения эмоции зарубежных исследователей, которые также могут подвергаться сомнению как и теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

Р. Ливенсон [9] говорит о двухуровневой модели эмоций и об интроперсональных функциях эмоций.

По его мнению, эмоции — это краткоживущие психологические и физиологические феномены, которые представляют собой действенные методы адаптации, «чтобы изменять запросы среды» [9, С. 481]. На психологическом уровне эмоции изменяют внимание, перемещают определенное поведение в ответ на определенные иерархии и активизируют ассоциативные связи в памяти. На физиологическом уровне эмоции с большой скоростью организуют ответные реакции на различные биологические системы, включая выражение лица, тонус мышечной и соматической систем, тон голоса, активность и автономность нервной и эндокринной систем, чтобы воспроизводить среду тела, что является оптимальным для эффективного ответного чувства. Эмоции служат для того, чтобы установить наши позиции vis-a–vis в нашей среде, притягивая нас к определенным людям, предметам, действиям и идеям и отталкивая от всего остального. Эмоции также служат в качестве хранилища природных и заученных действий, принадлежащих к определенным инвариантным характеристикам и другим, которые показывают значимые вариации в отношении индивидуальностей, групп и культур.

М. Хезелтон и Е. Каталаа [8] утверждают, что эмоции на самом деле означают парадокс. По мнению данных авторов, есть небольшое сомнение, что эмоции — постоянная и универсальная характеристика человеческой природы. Здесь они ссылаются на П. Экмана [4], В. Фризена [5] и Д. Фесслера [6], и, поэтому, сложно поверить, что эмоции возникают в ходе эволюции только ради того, чтобы разрушить рассудительность и принятие решений. С другой стороны, феноменология эмоций, конечно же, предлагается иначе: эффекты эмоций часто кажутся объективно иррациональными, и мы чувствуем необходимость держать их под контролем [2, с. 12].

Эмоции — это набор аффективных феноменов (другие подструктуры — это настроение, отношения и другие аффективные черты), различающиеся как краткосрочная, многокомпонентная ответная система, являющаяся началом тех изменений в текущих обстоятельствах, которые расцениваются как подсознательно, так и не подсознательно, чтобы быть личностно значимыми («хорошо для меня» или «плохо для меня»). Свободно-парный компонент системы эмоций включает в себя каскады изменений в субъективных состояниях чувств, физиологических ответных чувствах и в мозге, и в теле. Эмоции также очевидно выражаются на лице и в позах и в мыслеобразующем репертуаре [7].

Розенвейн Б. [11] задается вопросом, являются ли эмоции, по мнению многих ученых, биологическими организациями, универсальными во всех человеческих популяциях, действительно ли они сложились в ходе истории.

По мнению Нессе Р. [10], эмоции можно объяснить как особые состояния, сформированные в естественном отборе, которые увеличиваются в соответствии конкретными ситуациями. Психологические, физиологические и поведенческие характеристики характерных эмоций могут быть проанализированы как возможные предназначенные черты, которые увеличивают возможность иметь дело с угрозами и возможностями, представленных в соответствующих ситуациях.

Диксон Т. [3] считает, что в современной зарубежной психологии нет точного определения эмоции. Также он утверждает [3], что, хотя, Изард [1] и попытался дать определение эмоции, наряду с ведущими учеными, работающими в области эмоций, и, ссылаясь на ответы других экспертов, Диксон Т. значительно демонстрирует то, что, несмотря на продолжающееся распространение книг, журналов, конференций и теорий на тему предмета «эмоции», до сих пор не существует единого решения по данному определению.

Прошло больше сорока лет с создания К. Изардом теории дифференциальных эмоций, а единого определения эмоции до сих пор не существует. К. Изард попытался связать порождение эмоций с мотивационной системой человека.

Итак, исходя из определений, данных выше зарубежными учеными, мы видим, что нельзя дать точное определение понятию эмоция. Мы не можем также утверждать, что оно (данное понятие) возникло в ходе эволюции, что является ли оно чисто биологическим (физиологическим) или психологическим феноменом. Являются ли эмоции вариативными или инвариантными? Одинаково ли они демонстрируются среди различных человеческих популяций? Конечно же, на современном этапе западной психологии существует множество вопросов по объяснению данного феномена, на который пытаются ответить многие ученые, работающие в области феноменологии эмоций.

Литература:

  1. Изард К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К. Э. Изард. — Спб.: Питер, 2006. — 464 с. — (Мастера психологии).
  2. Baumeister R. F., Vohs K. D., & Tice, D. M. (in press). How emotion helps and hurts decision making. Chapter to appear in J. Forgas (ed.), Hearts and minds: Affective influences on social cognition and behavior. (Frontiers of Social Psychology Series). New York: Psychology Press.
  3. Dixon T. «Emotion»: The history of a keyword in crisis. Emotion Review. Vol. 4, No. 4 (October 2012) 338–344.
  4. Ekman P. (1992). An argument for basic emotions. Cognition and Emotion, 6, 169–200.
  5. Ekman P. & Friesen W. (1971). Constants across cultures in the face and emotion. Journal of Personality and Social Psychology, 17, 124–129.
  6. Fessler D. M. T. (1999). Toward an understanding of the universality of second order emotions. In A. L. Hinton (ed.), Biocultural approaches to the emotions. (pp. 75–116). New York: Cambridge University Press.
  7. Garland E. L., Fredrickson B., Kring A. M., Johnson D. P., Meyer P. S., Penn D. L. Upward spirals of positive emotions counter downward spirals of negativity: Insights from the broaden-and-build theory and affective neuroscience on the treatment of emotion dysfunctions and deficits in psychopathology. Clinical Psychology Review 30 (2010) 849–864.
  8. Haselton M. G., Catelaa T. Irrational Emotions or Emotional Wisdom? The Evolutionary Psychology of Emotions and Behavior. In press, J. Forgas (ed.), Hearts and minds: Affective influences on social cognition and behavior. (Frontiers of Social Psychology Series). New York: Psychology Press. 8/11/2005.
  9. Levenson R. W. Cognition and emotion, 1999, 13 (5), 481–504.
  10. Nesse M. R. Evolutionary explanations of emotions. Copyright © 1990 by Walter de Gruyter, Inc. New York. Human Nature, Vol. 1, № .3, pp. 261–289.
  11. Rosenwein B. H. Problems and methods in the history of emotions. Passions in Context I (1/2010).
  12. Varey C. & Kahneman D. (1992). Experiences extended across time: Evaluation of moments and episodes. Journal of Behavioral Decision Making, 5, 1992, 169–186.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, базовая эмоция, Диксон, основная мотивационная система, теория, ходя эволюции, человеческое существование.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…

В которой отмечалось, что развитие эмоций подчинено законам биологической эволюции. Основная функция, которую выполняют

Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе.

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими | Молодой ученый

Ланге была выдвинута периферическая теория эмоций, за основу которой была взята

У эмоций есть свои основные функции

Мотивационная. Эмоции являются своеобразным «стартом», сигналом к тому, что человеку необходимо начинать действовать.

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, ситуация, отношение, роль эмоций, эмоциональное явление, эмоциональное переживание, эмоция отвращения

Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

Психологические механизмы

развития мотивации человека

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, биологическая мотивация, мотив, отношение, эмоция, мотивационное значение, мотивационная суммация, человеческая мотивация, мотивационная фиксация, эмоциональная память.

Понимание

мотивации как побудителя человеческой активности

Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных

потребность, биологическая мотивация, мотив, отношение, эмоция, мотивационное значение, мотивационная

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех…

Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Основная критика в адрес теории сводится к тому, что в ней не учтены индивидуальные отличия людей.

Ф. Герцберг назвал эти факторы «поддерживающими», поскольку они необходимы, но не достаточны для построения мотивационной системы.

Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой мотивации

— анализ и общение человеческой мотивации. 1809–1882. Чарльз Дарвин. — первый шаг в поведенческом и мотивационном сближении

— были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

Проблема отвращения в современной психологии

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [18].

Мотивационное и организующее влияние отвращения.Вопрос об организующем и мотивирующем влиянии отвращения, пожалуй, единственный, который не…

Концепции мотивации персонала: содержательные. ..

Их опыт развития мотивации охватывает ее эволюцию от категории воздействия на человека к основной функции менеджмента.

Одной из базовых содержательных теорий мотивации является теория потребностей А. Маслоу.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия: техника, эффективность и КПТ

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) — это тип когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), цель которого — помочь человеку бросить вызов бесполезным мыслям, чтобы избежать негативных эмоций или поведения.

РЭПТ началась в 1955 году, когда доктор Альберт Эллис создал терапию как ориентированный на действие тип КПТ.

РЭПТ фокусирует внимание на настоящем и помогает человеку выработать новый способ мышления о событиях, чтобы предотвратить неадекватное поведение и негативные эмоции.

Такой подход может помочь человеку достичь своих целей и научиться преодолевать невзгоды, обращаясь к глубинным убеждениям и мыслям, которые могут привести к саморазрушительным или самосаботажным действиям.

В этой статье более подробно обсуждается РЭПТ, в том числе лежащие в ее основе принципы, ее эффективность и многое другое.

РЭПТ — это тип когнитивно-поведенческой терапии, впервые появившийся в середине 20 века. Это терапия, основанная на действиях, которая требует, чтобы человек сосредоточился на текущих событиях.

Руководящие принципы терапии утверждают, что активирующее событие запускает иррациональные мысли или убеждения человека. Их убеждения могут затем привести к последствиям, включая негативные эмоции или неадекватное поведение, такое как прокрастинация.

Целью РЭПТ является бросить вызов негативным мыслям и убеждениям человека до того, как человек испытает неблагоприятный результат из-за своих убеждений. Этот подход может помочь человеку развить лучшие навыки преодоления стресса и улучшить общее качество жизни.

Исследования показали, что РЭПТ может быть эффективной формой терапии при правильном применении. Терапевт может помочь человеку понять, что активирующее событие не вызывает последствий. Скорее, это убеждения, мысли и чувства человека по поводу события, которые приводят к его негативной реакции.

Когда терапевт эффективно использует технику, РЭПТ может помочь человеку осознать, что он может лучше контролировать свои реакции, чем считалось ранее, что может привести к улучшению качества жизни.

РЭПТ работает, изменяя то, что терапевты часто называют азбукой когнитивно-поведенческой терапии. Цель состоит в том, чтобы скорректировать негативные убеждения, связанные с событием или действием, чтобы изменить последствия действий.

Принципы ABC означают:

  • А относится к активизирующей ситуации или событию, которое вызывает негативную реакцию или реакцию.
  • B относится к убеждению или мысли о событии, которое является негативным или иррациональным.
  • C относится к последствиям веры или мысли, которые часто включают негативные эмоции или поведение.

Конечная цель состоит в том, чтобы заменить иррациональные убеждения рациональными убеждениями. При этом последствия активирующего события становятся положительными и конструктивными.

Терапевт, работающий по схеме РЭПТ, может использовать одну или несколько техник, чтобы помочь человеку достичь своих целей. Центральным приемом является то, что практикующие специалисты называют «диспутом».

Терапевты могут разделить споры на различные типы, в том числе:

  • Логические споры: Они ставят под сомнение логику мыслительного процесса человека.
  • Функциональные споры: Вопросы о том, поможет ли вера человеку достичь цели.
  • Философские споры: Человек размышляет, может ли хоть какое-то удовольствие прийти несмотря на негативное событие.
  • Эмпирические споры: Человек задается вопросом, верны ли факты события.

В дополнение к спору терапевт может использовать другие методы, которые могут включать:

  • рефрейминг или рассмотрение проблемы с другой точки зрения
  • моделирование, что означает, что человек копирует положительную реакцию на событие, которое может представить другой человек КПТ заключается в том, что РЭПТ фокусируется на иррациональных мыслях и убеждениях, предполагая, что:

    • Иррациональные убеждения экстремальны, нелогичны и негибки.
    • Рациональные убеждения логичны, гибки и не экстремальны.

    Терапевты, специализирующиеся на РЭПТ, работают, чтобы помочь человеку заменить иррациональные убеждения, связанные с событием, рациональными убеждениями.

    Исследования показали, что РЭПТ может быть эффективной формой терапии.

    В обзоре 2017 года исследователи проанализировали 50-летние исследования и метаданные, относящиеся к РЭПТ. Они пришли к выводу, что РЭПТ обеспечивает действенное вмешательство для людей, помогая им реструктурировать то, как они реагируют на события.

    В исследовании 2016 года изучалось, как РЭПТ может помочь психическому здоровью спортсменов. Авторы отмечают, что REBT может помочь спортсмену лучше работать и улучшить общее психическое здоровье.

    Другое исследование 2016 года показало, что РЭПТ может быть эффективным инструментом для социальных работников. После года использования люди, работающие со своими социальными работниками, реже посещали своих врачей и сократили использование лекарств, отпускаемых по рецепту.

    Хотя РЭПТ может быть эффективной терапией, не все реагируют на нее одинаково. Любой, кто находит его неэффективным, должен поговорить со своим терапевтом или врачом о других возможных вариантах.

    При поиске терапевта первым шагом часто является определение целей человека в отношении терапии. Это может помочь определить, какой тип терапевта или терапии лучше всего подходит для них.

    Как только человек сможет сформулировать свои общие цели, он может начать с обращения к своему основному лечащему врачу за рекомендациями. В качестве альтернативы они могут искать местных поставщиков в Интернете или попросить свою страховую компанию помочь им найти терапевтов в их сети.

    В некоторых случаях, когда человек начинает лечение, он может обнаружить, что терапевт ему не подходит. Они должны чувствовать себя вправе продолжать искать терапевта, с которым им будет комфортнее.

    РЭПТ — это тип когнитивно-поведенческой терапии, направленный на изменение иррациональных мыслей или убеждений, негативно влияющих на эмоции или поведение человека.

    Терапевты часто оспаривают или оспаривают эти мысли, чтобы помочь человеку понять, как он может изменить свое отношение к происходящим событиям. Идея состоит в том, что как только человек бросил вызов убеждению, он может избежать нежелательных или негативных последствий.

    Нейронаука: обзор, история, основные разделы

    Нейробиологи сосредотачиваются на мозге и его влиянии на поведение и когнитивные функции или на то, как люди думают.

    Они также исследуют, что происходит с нервной системой, когда у людей возникают неврологические, психические расстройства и расстройства развития нервной системы.

    Нейробиолог может специализироваться в самых разных областях, от нейроанатомии до нейропсихологии. Исследования в этой области могут улучшить наше понимание как мозга, так и тела, того, как они работают, и проблем со здоровьем, которые на них влияют.

    Поделиться на PinterestНеврология фокусируется на нервной системе, которая влияет на каждую часть тела и разума.

    Неврология — это междисциплинарная наука, которая тесно сотрудничает с другими дисциплинами, такими как математика, лингвистика, инженерия, информатика, химия, философия, психология и медицина.

    Нейробиологи изучают клеточные, функциональные, поведенческие, эволюционные, вычислительные, молекулярные, клеточные и медицинские аспекты нервной системы. Существуют различные области, которые сосредоточены на разных аспектах, но они часто пересекаются.

    Исследователи могут изучить активность мозга у людей с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера. Используемые инструменты включают сканирование МРТ и компьютеризированные 3-D модели. Они могут проводить эксперименты с использованием образцов клеток и тканей.

    Находки могут привести к разработке новых лекарств. Некоторые нейробиологи занимаются лечением пациентов.

    Нейронаука влияет на многие, если не на все, функции человека, но она также способствует лучшему пониманию широкого спектра распространенных заболеваний.

    К ним относятся:

    • синдром Дауна
    • расстройства аутистического спектра (РАС)
    • СДВГ
    • зависимость
    • шизофрения
    • болезнь Паркинсона
    • опухоли головного мозга
    • эпилепсия
    • последствия инсульта, например, потеря речи
    • расстройства иммунной системы, такие как рассеянный склероз

    Более глубокое понимание неврологических факторов может помочь в разработке лекарств и других стратегий для их лечения и профилактики и многие другие проблемы со здоровьем.

    Древние греки были одними из первых, кто начал изучать мозг. Они пытались понять роль мозга и то, как он работает, и объяснить нервные расстройства.

    Согласно статье в Scientific American, Аристотель, греческий философ, выдвинул теорию о том, что мозг является механизмом охлаждения крови.

    Пьер Поль Брока (1824-1880) был французским врачом, хирургом и анатомом. Он работал с пациентами с повреждениями головного мозга. Он пришел к выводу, что разные области мозга участвуют в определенных функциях.

    Часть мозга, известная как зона Брока, отвечает за некоторые речевые и другие функции. Повреждение этой области при инсульте может привести к афазии Брока, когда человек уже не может производить точную или связную речь.

    В 19 веке фон Гемгольц, немецкий врач и физик, измерил скорость, с которой нервные клетки производят электрические импульсы.

    В 1873 году Гамильо Гольджи, итальянский врач, патолог и ученый, использовал соль хромата серебра, чтобы увидеть, как выглядят нейроны.

    В начале 20-го века Сантьяго Рамон-и-Кахаль, испанский патологоанатом, гистолог и нейробиолог, выдвинул гипотезу о том, что нейроны представляют собой независимые единицы нервных клеток.

    В 1906, Гольджи и Кахаль совместно получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине за свою работу и категоризацию нейронов в мозге.

    С 1950-х годов исследования и практика в современной неврологии достигли больших успехов, что привело к развитию методов лечения инсульта, сердечно-сосудистых заболеваний, рассеянного склероза (РС) и других состояний.

    Научные разработки позволили нейробиологам изучить структуру, функции, развитие, аномалии и способы изменения нервной системы.

    Аффективная неврология : Исследования показывают, как нейроны ведут себя по отношению к эмоциям.

    Поведенческая неврология : Это исследование того, как мозг влияет на поведение.

    Клиническая неврология : Медицинские специалисты, такие как неврологи и психиатры, изучают расстройства нервной системы на основе базовых данных неврологии, чтобы найти способы их лечения и предотвращения. Они также ищут способы реабилитации тех, кто подвергся неврологическим повреждениям. Клинические нейробиологи рассматривают психические заболевания как расстройства головного мозга.

    Когнитивная нейронаука : изучает, как мозг формирует и контролирует мысли, а также нейронные факторы, лежащие в основе этих процессов. Во время исследований ученые измеряют активность мозга, пока люди выполняют задания. Эта область объединяет неврологию с когнитивными науками психологии и психиатрии.

    Вычислительная неврология : Ученые пытаются понять, как мозг вычисляет. Они используют компьютеры для имитации и моделирования функций мозга, а также применяют методы математики, физики и других вычислительных областей для изучения функций мозга.

    Культурная неврология : В этой области изучается взаимодействие между культурными факторами и геномными, нейронными и психологическими процессами. Это новая дисциплина, которая может помочь объяснить различия в показателях здоровья между разными группами населения. Выводы также могут помочь ученым избежать культурных предубеждений при разработке экспериментов.

    Нейронаука развития : Здесь рассматривается, как мозг и нервная система растут и изменяются с момента зачатия до взрослой жизни. Собранная информация помогает ученым лучше понять, как развиваются и развиваются неврологические системы. Это позволяет им описывать и понимать ряд нарушений развития. Это также дает представление о том, как и когда регенерируются нервные ткани.

    Молекулярная и клеточная неврология : Ученые изучают роль отдельных молекул, генов и белков в функционировании нервов и нервной системы на молекулярном и клеточном уровне.

    Нейроинженерия : Исследователи используют инженерные методы, чтобы лучше понять, заменить, восстановить или улучшить нервные системы.

    Нейровизуализация : Это направление медицинской визуализации, основное внимание в котором уделяется мозгу. Нейровизуализация используется для диагностики заболеваний и оценки состояния головного мозга. Это также может быть полезно при изучении мозга, того, как он работает и как различные виды деятельности влияют на мозг.

    Нейроинформатика : Эта область предполагает сотрудничество ученых-компьютерщиков и нейробиологов. Эксперты разрабатывают эффективные способы сбора, анализа, обмена и публикации данных.

    Нейролингвистика : Специалисты исследуют, как мозг позволяет нам усваивать, сохранять, понимать и выражать язык. Он помогает логопедам разрабатывать стратегии помощи детям с нарушениями речи или людям, которые хотят восстановить речь, например, после инсульта.

    Нейрофизиология : Здесь рассматривается связь мозга и его функций с различными частями тела, а также роль нервной системы от субклеточного уровня до целых органов. Это помогает ученым понять, как работает человеческое мышление, и дает представление о нарушениях, связанных с нервной системой.

    Нейронаука — это новая и важная область, затрагивающая все аспекты того, как люди двигаются, думают и ведут себя. В 2007 году было подсчитано, что аномальные неврологические состояния затрагивают до 1 миллиарда человек во всем мире.

    Люди, которые приходят в эту профессию, должны иметь интерес к естественным наукам и математике. Большинство нейробиологов начинают с получения степени бакалавра в области неврологии, а затем получают докторскую степень.

    Те, кто хочет заниматься клинической работой и лечить пациентов, также должны сначала пройти обучение на врача (MD) и пройти медицинскую ординатуру. Они также должны сдать экзамен на получение медицинской лицензии в США.

    Затем они могут получить постдокторскую стипендию, например, в лаборатории, чтобы пройти дополнительное обучение, прежде чем подавать заявление о приеме на работу.

    По данным Бюро статистики труда США, средняя годовая зарплата ученого-медика, включая нейробиологов, в 2016 году составляла 80 530 долларов. Заработная плата варьировалась от 57 000 долларов до 116 840 долларов.

    Выученная беспомощность: примеры, симптомы и лечение

    Выученная беспомощность – это состояние, возникающее после неоднократного переживания человеком стрессовой ситуации. Они приходят к выводу, что не могут контролировать или изменить ситуацию, поэтому не пытаются — даже когда появляются возможности для изменений.

    Психологи впервые описали выученную беспомощность в 1967 году после серии экспериментов на животных, предполагая, что их выводы могут быть применимы к людям.

    Выученная беспомощность приводит к повышенному чувству стресса и депрессии. У некоторых людей это связано с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

    В этой статье исследуется состояние выученной беспомощности и предлагаются некоторые способы его преодоления.

    По данным Американской психологической ассоциации, выученная беспомощность возникает, когда кто-то неоднократно сталкивается с неконтролируемыми стрессовыми ситуациями, а затем не осуществляет контроль, когда он становится доступным.

    Они «узнали», что беспомощны в этой ситуации и больше не пытаются ее изменить, даже если это возможно.

    Как только человек, переживший этот опыт, обнаруживает, что не может контролировать происходящее вокруг него, он теряет мотивацию. Даже если появляется возможность, которая позволяет человеку изменить свои обстоятельства, он не предпринимает никаких действий.

    Люди, испытывающие выученную беспомощность, часто менее способны принимать решения.

    Выученная беспомощность может увеличить риск депрессии.

    Профессор Мартин Селигман, один из психологов, которым приписывают определение выученной беспомощности, подробно описал три ключевые особенности:

    1. пассивность перед лицом травмы
    2. трудности с обучением тому, что реакции могут контролировать травму
    3. повышение уровня стресса

    В 1967 году профессор Селигман и профессор Стивен Ф. Майер впервые описали свою теорию выученной беспомощности.

    Исследователи провели исследования на собаках, в ходе которых животных подвергали серии ударов током.

    Собаки, которые не могли контролировать электрошок, в конечном итоге проявляли признаки депрессии и беспокойства. Те, что могли нажать рычаг, чтобы остановить толчки, этого не сделали.

    В последующих исследованиях собаки, которые не могли контролировать удары током в первом эксперименте, даже не пытались избежать ударов током, несмотря на то, что они могли сделать это, перепрыгнув через барьер. Они научились становиться беспомощными.

    Однако много лет спустя профессор Майер провел нейронаучное исследование, которое показало, что собаки на самом деле не научились беспомощности — вместо этого они не научились контролировать.

    Профессор Селигман также ввел термин «выученный оптимизм», который используется для борьбы с негативными мыслями и борьбы с выученной беспомощностью.

    Выученная беспомощность может ухудшить способность человека справляться со стрессовыми ситуациями.

    Это также может увеличить риск психических расстройств, таких как депрессия и тревога.

    Некоторые из симптомов, обычно связанных с выученной беспомощностью, включают:

    • чувство отсутствия контроля над исходом ситуаций
    • Неспособность попросить о помощи
    • с низкой самооценкой
    • Снижение мотивации
    • Прилагая меньше усилий в задачи
    • Отсутствие стойкости
    • Чувства фрустрои в ответ на стрессовые ситуации или травматические переживания, в которых человек чувствует, что он имеет ограниченный контроль над результатом.

      Это приводит к чувству беспомощности и потере мотивации, которые остаются даже после того, как у них появляется возможность внести изменения в свои обстоятельства.

      Это особенно распространено среди людей, которые пережили такие проблемы, как травма, насилие в семье или отсутствие заботы в детстве.

      Медицинские работники обычно считают выученную беспомощность типом расстройства мышления, а не состоянием психического здоровья. Тем не менее, это может способствовать или ухудшать симптомы некоторых психических заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство или депрессию.

      Часто выученная беспомощность начинается в детстве.

      Когда опекуны не реагируют должным образом на потребность ребенка в помощи, ребенок может понять, что они не могут изменить свою ситуацию. Если это происходит регулярно, состояние выученной беспомощности может сохраняться и во взрослом возрасте.

      Например, у детей, подвергавшихся длительному жестокому обращению и пренебрежению, может развиться выученная беспомощность и чувство беспомощности.

      Некоторые характеристики выученной беспомощности у детей включают:

      • низкую самооценку
      • низкую мотивацию
      • низкие ожидания успеха
      • меньшую настойчивость
      • отсутствие просьб о помощи
      • приписывая успех не зависящим от них факторам, таким как удача

      В детстве выученная беспомощность часто проявляется в школе. Если ребенок усердно учится, чтобы хорошо успевать в школе, но в конечном итоге делает плохо, он может чувствовать себя беспомощным и безнадежным.

      Дети могут избежать выученной беспомощности, развивая устойчивость. Среди множества факторов, которые могут способствовать устойчивости, можно назвать положительную привязанность к опекунам, чувство юмора и независимость.

      У взрослых выученная беспомощность проявляется в том, что человек не использует или не учится адаптивным реакциям на сложные ситуации.

      Люди в этом состоянии обычно соглашаются с тем, что плохие вещи случаются и что они мало что могут над ними контролировать. Им не удается решить проблемы, даже если есть потенциальное решение.

      Ниже приведены некоторые примеры ситуаций, которые могут привести к выученной беспомощности у взрослых:

      • Продолжение курения, несмотря на несколько попыток бросить курить, может заставить человека поверить, что ему всегда нужно будет курить.
      • Неспособность похудеть после различных изменений в питании или образе жизни может привести к тому, что человек поверит, что этого никогда не произойдет, и перестанет пытаться.
      • Выйти из ситуации домашнего насилия может быть очень сложно. Некоторые люди, имеющие такой опыт, склонны уходить несколько раз, прежде чем сделать это навсегда. Человек может полагать, что он никогда не сможет избежать ситуации, даже если помощь и поддержка доступны.

      Опыт человека может увеличить риск развития выученной беспомощности. Обычно это начинается после повторяющихся травмирующих событий, таких как жестокое обращение в детстве или насилие в семье.

      Однако не у всех, кто проходит через подобные вещи, развивается выученная беспомощность.

      Объяснительные стили также играют роль в его развитии. Объяснительный стиль – это способ, которым человек объясняет себе событие.

      Люди с пессимистическим стилем объяснения, заставляющим их рассматривать негативные события как неизбежные и являющиеся следствием их недостатков, чаще испытывают выученную беспомощность. Люди с оптимистичным стилем объяснения менее склонны к этому.

      Со временем выученная беспомощность может повлиять на успеваемость человека на работе или в школе.

      Фактически, некоторые исследования показывают, что выученная беспомощность, тревога и низкая самооценка могут негативно повлиять на успеваемость по определенным академическим предметам, таким как математика.

      В дополнение к ухудшению успеваемости учащиеся, у которых в подростковом возрасте развивается выученная беспомощность, могут также переносить эти практики во взрослую жизнь.

      Это может повлиять на трудовую жизнь человека, его социальное и психологическое благополучие.

      Выученная беспомощность также может повышать риск определенных психических расстройств, включая депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство.

      Выученная беспомощность связана с депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством и другими проблемами со здоровьем.

      Исследования показывают, что он усиливает чувство стресса, беспокойства и депрессии как у людей, так и у животных.

      Например, одно исследование лиц, подвергшихся домашнему насилию, показало, что они испытывают сильный страх, что может привести к выученной беспомощности, которая может мешать им выйти из ситуации насилия.

      Люди с выученной беспомощностью могут ее преодолеть.

      Наиболее распространенным методом лечения является терапия, особенно когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). КПТ помогает людям преодолевать эти типы проблем, изменяя их образ мышления и действия.

      Во время терапии люди могут:

      • получать поддержку и поощрение
      • исследовать причины выученной беспомощности
      • разрабатывать способы уменьшения чувства беспомощности
      • выявлять негативные мысли, способствующие выученной беспомощности
      • замена мыслей и поведения на более позитивные и полезные
      • повышение самооценки
      • работа с вызывающими эмоциями
      • устранение случаев жестокого обращения, пренебрежения и травм
      • постановка целей и задач для себя

      некоторые более ранние исследования также предполагает, что физические упражнения могут предотвратить выученную беспомощность у животных.

      Несмотря на отсутствие исследований этого конкретного эффекта физических упражнений на людей, физическая активность обычно полезна для психического здоровья и может уменьшить или предотвратить тревогу, депрессию, стресс и другие проблемы со здоровьем.

      Соблюдение здоровой диеты, медитация и практика осознанности — это другие изменения образа жизни, которые могут улучшить психическое здоровье и мировоззрение человека.

      Вот несколько распространенных вопросов о выученной беспомощности.

      Что является примером выученной беспомощности?

      Выученная беспомощность часто возникает у детей в школе.

      Например, если ребенок регулярно плохо сдает экзамены даже после учебы, он может начать думать, что подготовка к экзаменам неэффективна и никак не повлияет на его оценку.

      Чувство беспомощности может привести к тому, что они будут прилагать меньше усилий к учебе, что со временем может отрицательно сказаться на успеваемости.

      Как выглядит выученная беспомощность у взрослых?

      У взрослых выученная беспомощность может вызвать проблемы во взаимоотношениях, рабочих обязанностях и психологическом благополучии. Кроме того, это может быть связано с такими проблемами, как низкая самооценка, пассивность и снижение мотивации.

      Как избавиться от выученной беспомощности?

      Терапия может помочь людям изменить свои мысли и действия, чтобы преодолеть выученную беспомощность.