Психологические особенности учащегося: Психологические особенности учащихся

Психологические особенности учащихся 11 класса

 

Слайд 1, 2

 

Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Каждый возрастной период приносит ребёнку особое личностное новообразование.

В современной психологии принято выделять 9  возрастных периодов человека.

 

Слайд 3

 

По утверждению Л.С.Выгодского, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем, поэтому существуют так называемые «кризисы возрастного развития» — переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития.

 

Слайд 4

 

              Психологи считают критерием возрастной периодизации ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.

              Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции» и своя ведущая деятельность.

 

Слайд 5

 

В связи с большим пониманием поведения учеников 9-11 классов мы дадим более подробный анализ возрастных особенностей ребят 14-17 лет, которых можно разделить на две возрастные группы, имеющие принципиальные различия между собой:

Ø Подростки 14-15 лет (девятиклассники), находящиеся на переходном периоде от подросткового к раннему юношескому возрасту.

Ø Ребята 16-17 лет (10-11-классники), достигшие раннего юношеского возраста.

 

Слайд 6

 

Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит  вхождения человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле «третий мир», существующий между миром взрослых и детей.

Юность – период завершения физического созревания, основными признаками которого являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте.   Именно в ранней юности юноши догоняют и опережают в своём физическом развитии девушек.

Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.

 

Слайд 7

 

Но самое главное: старшеклассник – совсем взрослый человек, поэтому обращайтесь с ним так, как того требует взаимодействие со взрослым человеком! Уважайте его мнение!

 

Слайд 8

 

 Этим во многом обусловлены основные психические новообразования ранней юности:

1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера.

 

Слайд 9

 

2.Но общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.

 

Слайд 10

 

3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, у старшеклассников формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Их выводы об окружающем  мире кажутся им уникальными, неведомыми никому, отсюда – гремучая смесь самонадеянности и нерешительности, смелости в суждениях и сдержанности в поступках. Старшеклассники жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.

«Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, непохожести на других приходит чувство одиночества, что порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении.

 

Слайд 11

 

Старшеклассникам необходима помощь в становлении самосознания, которая может заключаться в трёх важных позициях:

§ Поддерживать представление старшеклассников о собственной уникальности, но в то же время показывать, что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности, именно поэтому её нельзя считать проявлением собственного превосходства над другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и неповторимость других людей, чужое мнение, стремиться понять точку зрения другого, не навязывать свои взгляды окружающим.

§ Направлять внимание старшеклассников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю  собственной жизни.

§ Раскрывать перспективу жизни старшеклассников, показывать варианты их будущего, тем более, что мечты о будущем занимают центральное место в их переживаниях.

 

Слайд 12

 

4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Это новообразование накладывает свой отпечаток и на учебную деятельность старшеклассников – она становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности.

Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек развиты уже достаточно хорошо. Обычно они уже умеют ставить и решать проблемы. Их очень интересуют общие проблемы бытия, они могут часами спорить об отвлеченных предметах. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.

  В 11 классе на первый план выступают проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение карьеры, кроме этого важным становится все, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам.

Обращенность в будущее вообще главная черта старшеклассника, но для одиннадцатиклассника будущее затмевает все остальные сферы жизни.

Однако формирование временной перспективы идет  у юношей и девушек достаточно сложно: нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Это выражается в том, что юноши как бы не желают задумываться над важными вопросами, откладывая их решение на потом. Родители должны помочь своему ребенку спланировать последний учебный год, чтобы не было спешки в последний месяц. В то же время не следует создавать слишком нервозную обстановку, когда разговор заходит о будущем ребенка.   

 

Слайд 13

 

5.В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает

стремление к доверительности во взаимодействии с взрослыми и к «исповедальности» — со сверстниками.

Но все же полное понимание между взрослыми и юношами и девушками не устанавливается. Отношения с родителями противоречивы, поскольку юноши осознают себя уже взрослыми людьми, но они ещё во многом зависят от родителей. Несовпадение этих статусов делает юношей и девушек очень чуткими, ранимыми в общении с родителями, а стремление к самостоятельности вступает в конфликт с реальными возможностями её обеспечения. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания, когда они являются  друзьями, советчиками или партнёрами для своего ребенка.

Общение со сверстниками носит интимно-личностный характер. Юноша приобщает окружающих к своему внутреннему миру – к своим чувствам, интересам, увлечениям. Потребность в интимности в это время практически ненасыщаема.

Для ранней юности типична идеализация друзей и самой дружбы, поэтому друзей становится меньше, а количество приятелей растёт.

Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви, в этот период может появиться настоящая влюбленность. Но юношеские мечты о любви отражают  прежде всего потребность в самораскрытии, понимании, душевной близости: эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разных партнёров. По образному выражению одного учёного, мальчик не любит женщину, к которой его влечёт, и его не влечёт к женщине, которую он любит. Любовь по-прежнему носит эпидемический характер: все юноши класса влюбляются в одну девушку, а девушки в одного юношу, т.к. общение с популярной «звездой» существенно повышает собственный престиж у сверстников; если в классе появляется одна пара, то влюбляются все.

 

Слайд 14

 

Позиция старших в этом вопросе выражена в требовании В.А.Сухомлинского: «…изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников».

 

Слайд 16

 

Практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего подросткового возраста

 (Заповеди для родителей и учителей, любящих своих детей)

1.     Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать поддержку. Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут только тем, кто способен её принять, кто может предложить решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого подростки ждут от своих родителей и учителей, но часто получают обратную реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия между близкими людьми. Если у вас не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и сочувствии.

 

Слайд 17

 

2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие. Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщат вам о нём, но сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы узнаете правду самыми последними и как правило только тогда, когда уже ничего нельзя исправить.

 

Слайд 18

 

3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Совершенно естественно ждать успехов от подростков, но нужно научиться справляться и с его неудачами.

 

Слайд 19

 

4.Не торопитесь искать виноватых. Попытка найти виноватого к действенному решению проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы и время.

 

Слайд 20

 

5.Не афишируйте свою беспомощность. Надо научиться решать проблемы, не приходя в ужас от их количества.

 

Слайд 21

 

6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.

 

Слайд 22

 

7.Не будьте унылыми пессимистами. С печалями и тревогами обычно не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень заразительным, и тогда любая пустяковая проблема становятся неразрешимой.

 

Слайд 23

 

 

8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.

 

Слайд 24

 

9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь. Старайтесь вести себя так, чтобы дети не боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.

 

Слайд 26

 

 

10.Чтобы максимально избежать  конфликтов со старшими подростками, применяйте определённые приёмы общения:  

Рассказ об аналогичном поступке,  

 Обращение по неизвестному адресу,  

 Остроумная шутка, ответ, замечание,  

 Приём парадокса,   

Приём незамеченного оскорбления,  

Авансирование доверием, похвалой,  

Приём незаслуженного одобрения,  

Приём моральной поддержки и т.п.

 

Слайд 26

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

Возрастные психологические особенности учащихся 6 класса

Продолжение.


Начало: «Психологические особенности учащихся 5 класса«.

В шестом классе кризис идентичности испытывают уже почти все учащиеся — примерно 90%. Стремление к нарушению социальных норм перерастает в негативизм — сопротивление требованиям взрослых, упрямство, желание сделать все наоборот. В такой ситуации подросток может негативно реагировать на просьбы старших, на все отвечать словом «Нет».

К кризису идентичности в этом возрасте чаще всего добавляется кризис «отделения от семьи» — борьба подростка за переход на партнерские взрослые взаимоотношения с родителями. Если мать и отец по-прежнему сохраняют строгий контроль, отторгают взросление, у ребят может возникнуть сильное чувство гнева. Однако, не имея возможности выразить его напрямую, подростки проецируют свои .эмоции на педагогов, демонстрируя вызывающее поведение. Иногда в школе такое поведение проявляется раньше, чем дома, а порой и заметно острее. Как правило, это характерно для подростков из гиперопекающих или гиперконтролирующих семей.

Кроме того, в классе подростки стремятся друг другу продемонстрировать собственную взрослость, которая видится им прежде всего в непокорности, непослушании значимым педагогам. Поэтому учитель сталкивается с объективными трудностями. С одной стороны, ему необходимо принимать подростков и демонстрировать им это. С другой — справляться с собственным внутренним раздражением, гневом, обидой, связанными с ненормативным поведением учащихся, переносящих свои сложные чувства на преподавателя.

Помимо агрессивного отношения к взрослым, в это время подростки становятся очень чувствительными к неискренности. Почувствовав фальшь, они закрываются, отстраняются.

Как следствие кризиса, у подростков появляется неустойчивая самооценка, что побуждает их агрессивно отстаивать собственное мнение, утверждаться за счет сверстников. Повышается зависимость от внешней оценки, особенно от оценки ребят. Подростки некритично воспринимают мнение ровесников о себе: своей физиологии, способностях, — болезненно переживают это.

Тело становится важным основанием для самооценки. Подростки внимательно присматриваются к себе, сравнивают с окружающими, беспокоятся, если сильно отличаются от сверстников по росту (выше, ниже), фигуре (толще, тоньше). Так же внимательно они относятся к внешности взрослых.

Помимо образа тела, на самооценку влияет темп полового созревания. У мальчиков раннее созревание самооценку повышает, у девочек может снижать.

В шестом классе у некоторых учащихся начинает формироваться половая идентичность — суждение о себе как о представителе определенного пола. У отдельных учащихся может появиться желание открыто продемонстрировать элементы полового поведения, например, у мальчиков — потрогать девочек.

Помимо интенсивного личностного развития, в шестом классе у многих учеников начинается бурное психофизиологическое развитие, появляются диспропорции в теле: могут сильно вырасти руки или ноги.

На основе физиологических изменений у подростков резкий подъем сил может сочетаться с общей неуравновешенностью. Поэтому энергия растрачивается неэффективно. Возможно снижение работоспособности. Внешне это проявляется как «подростковая лень», невнимательность, неумение сосредоточиться.

У некоторых усиливается двигательное беспокойство. Появляются временные нарушения двигательного контроля, координации крупных и мелких движений.

В познавательной сфере следует отметить спад показателей внимания, проявляющийся в низкой способности сосредотачиваться на каком-либо предмете или деятельности и контролировать ее выполнение. Возможно проявление неустойчивости внимания: на одном уроке школьник весьма продолжительное время сконцентрирован на рассказе учителя, на другом — быстро теряет нить повествования.

У многих наблюдается снижение интереса к учебной деятельности за счет появления новых увлечений, связанных с общением со сверстниками (дружба, влюбленность).

Мыслительные процессы в этом возрасте осуществляются быстрее, чем раньше. Для их поддержания требуется хороший уровень развития речи, умение давать развернутые устные ответы. В противном случае школьники испытывают трудности при ответах у доски, иногда отказываются от них.

Отношение к педагогу и его предмету в этом возрасте слиты воедино. Ученику нравится тот урок, который ведет преподаватель, сумевший войти с ним в контакт.

Читайте также:
Что делать если ребёнок не хочет ходить в школу?
Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников».
Адаптация пятиклассников — презентация.

Социально-психологические характеристики студентов как субъектов общения в зависимости от их отношения к опосредованному взаимодействию

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 273, 2021

XIV Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития АПК — ИНТЕРАГРОМАШ 2021»
Номер статьи 12046
Количество страниц) 9
Секция Экологическое образование и подготовка экологов
ДОИ https://doi. org/10.1051/e3sconf/202127312046
Опубликовано онлайн 22 июня 2021 г.

E3S Web of Conferences 273 , 12046 (2021)

Социально-психологические характеристики студентов как субъектов общения в зависимости от их отношения к опосредованному взаимодействию Донской государственный технический университет, 344000 Ростов-на-Дону, Россия


* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

В статье рассматривается проблема взаимосвязи социально-психологических особенностей студентов как субъектов общения и их склонности к непрямому общению, проводя значительную часть своего личного времени в социальных сетях. Проведен сравнительный анализ выраженности затруднений в реальном акте общения у студентов, предпочитающих прямое (реальное) и опосредованное общение. Достоверность полученных результатов подтверждена анализом средних значений показателей изучаемой группы, а также с использованием методов математической статистики (корреляционный анализ, критерий Стьюдента) и обнаружена зависимость между склонностью студентов к непрямому общению, временем траты на общение в социальных сетях и выраженность трудностей в реальном взаимодействии, обусловленная их специфическими социально-психологическими особенностями как субъектов общения. Наибольшие трудности в их взглядах связаны с влиянием на возникновение трудностей в общении таких параметров, как интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, статус; подозрительное, высокомерное, неуважительное отношение во время разговора; социально-перцептивные и экспрессивно-речевые характеристики партнеров; а также навыки и умения собеседника относительно организации взаимодействия. В качестве основного вывода исследователи отмечают, что студенты, предпочитающие реальное и опосредованное взаимодействие, обладают различными психологическими характеристиками, характеризующими их как субъектов общения.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2021

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

Поведение учащихся, интеллектуальные и психологические особенности

Учебный процесс в классах сильно различается, однако можно наблюдать универсальные закономерности. Психологический и физиологический рост детей сильно зависит от их окружения, воспитания и обучения. В результате учителя, как правило, следуют известным приемам, чтобы создать максимально дружелюбную и гостеприимную атмосферу. Воспитатели стараются не перенапрягать детей и учить их в спокойной обстановке. Кроме того, учителя, как правило, используют различные методы, которые могут помочь оценить когнитивные способности детей. В данной работе наблюдались занятия с 4-летними детьми. Я проанализировал их поведение и интеллектуальные и психологические характеристики. Кроме того, были проанализированы пищевые привычки и беговые рекорды.

СКИДКА 15% на первый заказ

Мы предоставим индивидуальную Психология развития бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой который дает информацию в режиме реального времени о способностях ребенка к чтению. Эта система включает оценку, основанную на точности чтения слов, анализе ошибок ребенка и самоисправлении (Barone, Khairallah, & Gabriel, 2020). В наблюдаемом классе беговая запись использовалась по многим причинам. Например, первая причина заключалась в оценке сложности слова и понимания детьми. Когда учитель показывал всем слова, проверялись как сильные, так и борющиеся ученики. На мой взгляд, это помогло учителю понять, готовы ли дети читать материал заданной сложности и темы.

Еще одно примечательное наблюдение состоит в том, что дети в классе были сгруппированы. С помощью беговой записи педагог смогла сгруппировать детей с разными способностями. Однако следует отметить, что у групп были названия цветов, например, зеленый, фиолетовый и синий. Более того, бегущая запись помогала следить за развитием читателя и наблюдать за конкретными проблемами у учащихся. Когда велась запись, учитель делал пометки, чтобы потом помочь ученику.

Согласно проведенной беговой ведомости, несколько детей выступили отлично, а четверо детей испытывали трудности с правильным чтением и пониманием материала. Остальные дети показали средние результаты и сильное желание учиться, пытаясь дать свое восприятие вопросов. Учитель не выделял студентов, которые боролись. Вместо этого она направляла их и помогала им, исправляя их ошибки.

В образовательной среде также важно уделять внимание не только процессу, но и питанию учащихся. Питание играет решающую роль в процессе обучения детей благодаря поступлению в их организм витаминов и минералов, которые помогают в дальнейшем развитии навыков и знаний. В данном классе я заметила ребенка, который не мог сосредоточиться из-за неправильного питания. Ребенок отказывается обедать, как другие дети, и помогать школьнику принимать пищу; учитель должен следить за ним. В результате из-за недоедания ребенку не хватает концентрации, способности к чтению и желания учиться и взаимодействовать с другими детьми.

Новое исследование показало, что диета влияет на когнитивные способности детей, их отношение и самочувствие, и все это влияет на успеваемость. Согласно исследованиям, диеты, богатые транс- и насыщенными жирами, могут ухудшить когнитивные функции (Burrows et al., 2017). Дефицит питательных веществ в раннем возрасте может ухудшить интеллектуальные способности детей школьного возраста, а доступность питательных веществ повышает уровень интеллекта, внимания и активности учащихся.

Своевременная доставка!

100% свободная от плагиата бумага всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

Кроме того, питание оказывает косвенное влияние на успеваемость. Неадекватное питание может сделать учащихся склонными к болезням или вызвать головные боли и проблемы с желудком, что может привести к плохой успеваемости в школе (Haapala et al., 2017). Было обнаружено, что уровень интеллекта, внимания и активности учащихся повышается, когда они получают питание, включающее белок, углеводы и глюкозу. С другой стороны, дефицит питательных веществ, особенно цинка, витамина В, жиров Омега-3 и белка в этом возрасте, также может влиять на умственную работоспособность (Burrows et al., 2017). Наконец, исследования обнаружили связь между диетой и поведением. Исследования показали, что правильное питание, особенно завтрак и обед, улучшает психологическое состояние учащихся, минимизирует агрессивность и уменьшает трудности с дисциплиной.

При наблюдении за режимом питания во время обеда единственным ребенком, который выделялся, был ученик с недоеданием. Очень важно уметь решить эту задачу, и учитель подсказал. С родителями этого ребенка связались и проинформировали о ситуации. Было принято решение приготовить для ребенка специальный обед. Таким образом, одной из основных проблем, с которыми могут столкнуться педагоги, является недоедание ребенка.

Тем не менее, есть много других проблем, с которыми могут столкнуться педагоги. Например, во время наблюдения был ребенок, который плохо себя вел. Подход, который выбрал учитель, заключался в том, чтобы постучать по столу, чтобы привлечь внимание ребенка. Такой подход является наиболее подходящим, так как он не пугает ребенка. В этом случае невнимательность ребенка может быть связана либо с недостаточным количеством получаемых им питательных веществ, либо с его предрасположенностями.

Таким образом, в данной образовательной установке учителем была проведена бегущая запись с целью определения сложности новых слов и оценки читательских способностей детей и их развития. Что касается привычек в еде, все дети охотно ели свой обед, кроме одного ученика. С его родителями связались, и было решено приготовить для него разные обеды.