Психологические причины школьной неуспеваемости: 5. Психологические причины неуспеваемости школьников

Содержание

Педагогико-психологическая основа проблемы неуспеваемости младших школьников

Авторы: Молдабекова Сандугаш Кайрхановна, Аузар Ботажан

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (405) март 2022 г.

Дата публикации: 15.03.2022 2022-03-15

Статья просмотрена: 230 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:

Молдабекова, С.

К. Педагогико-психологическая основа проблемы неуспеваемости младших школьников / С. К. Молдабекова, Ботажан Аузар. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 10 (405). — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/archive/405/89230/ (дата обращения: 12.03.2023).



Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов к проблеме, касающейся школьной неуспеваемости, число учащихся, которые все больше и больше испытывают трудности в обучении, со временем увеличивается.

Среди элементов неуспеваемости различаются отставания. Неуспеваемость и отставание связаны между собой. Плохая успеваемость — более сложное явление, чем отставание. Когда говорят об ученике, что он не успевает, это означает, что он не владеет некоторыми знаниями, умениями и компетенциями, которыми овладели другие ученики класса, но эти пробелы невелики и могут быть восполнены школьником без затруднения при помощи преподавателя.

После этого ученик уже может идти на уровне с классом. Ученик с низкой успеваемостью имеет уже такие пробелы в знаниях, умениях и навыках, при которых он не может усваивать дальнейший курс, в связи, с чем неуспеваемость его нарастает все больше, и создаются немалые сложности для ее преодоления.

Каждый ребенок, приходя в школу, испытывает энтузиазм, и огромное желание учиться. Именно с этого времени он считается взрослым. Очень грустно видеть, как постепенно угасает радость и огонь в его глазах. Начинает появляться разочарование, растерянность, неуверенность в себе и своих поступках. Если ребенок на своем пути к получению знаний встречает комплекс определенных трудностей, то это со временем станет тяжелой ношей для него самого, которая ложиться на его детские плечи.

Школьная неуспеваемость нередко используется в педагогике и психологии, но до сих пор так и не получило самостоятельного устойчивого научного статуса. Вопрос школьной неуспеваемости касается эффективности усвоения знаний и не включает в себя факторы, которые приводят к формированию состояния «неуспешности».

Хорошая успеваемость не является основной причиной успеха ребенка в школе. Школьная неуспешность касается не только учебных показателей, но и затрагивает его личность. Если вдруг представление о собственной неуспешности коснется личности ребенка, то оно будет преследовать этого ребенка очень долгое время, а может быть и на протяжении всей его жизни.

Трудности в учебном процессе, особенно начинают проявляться еще в начальных классах, мешая ребенку овладеть определенной обязательной школьной программой. С начальный классов у детей закладывается фундамент системы школьных знаний, которые в последующем пополняются, и в это же время формируются умственные и практические навыки и действия. Потому что без них последующие учения и практические занятия невозможны. Отсутствие этой основы, отсутствие базовых знаний и навыков приводят к крайним трудностям в освоении программы среднего класса, в результате чего дети часто выходят из процесса обучения.

Такой проблемы можно было бы избежать, оказав своевременную и адекватную помощь ребенку в его проблемах, но для этого необходимо определить возможные причины неудач маленьких учеников, чтобы впоследствии такие методы и методики обучения помогли правильно их преодолеть.

Требования к учащимся составляют базу для создания контрольных заданий и критериев оценок. Требования содержания образования лишь в это время могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических перспектив школьников и взаимодействуют в соответствии с условиями обучения и воспитания детей.

Образование является одним из важнейших аспектов развития людских ресурсов. Плохая успеваемость в школе не только приводит к низкой самооценке ребенка, но и вызывает значительный стресс у родителей. Существует множество причин, по которым дети плохо успевают в школе, таких как проблемы со здоровьем, интеллект ниже среднего, специфическая неспособность к обучению, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, эмоциональные проблемы, плохая социокультурная домашняя обстановка, психические расстройства и даже экологические причины. Информация, предоставленная родителями, классным руководителем и школьным консультантом о трудностях ребенка в учебе, помогает педиатру поставить первоначальный диагноз.

Однако перед постановкой окончательного диагноза обычно необходима мультидисциплинарная оценка офтальмологом, отоларингологом, консультантом, клиническим психологом, специальным педагогом и детским психиатром. Важно найти причины плохой успеваемости ребенка в школе и найти правильное решение такой проблемы.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной работы выделяется в отсутствии познавательных интересов, в характере совокупной направленности индивидуума. Комплекс таких качеств идентифицирует негативное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее негативное отношение идентифицирует интересы данной категории. В школе их выше всего прельщают такие предметы как физическая культура, уроки труда.

Школьная неуспеваемость представляет собой источник широкого круга недостатков, оказывает влияние на развитие индивидуума и поведения ребенка в целом. Неуспеваемость может быть следствием «внутренних» и «внешних» причин, т. е. особенностей формирования самого ребенка и отрицательных влияний социальной среды.

Даже самый вовлеченный родитель на самом деле не знает, что происходит в школе. Подростки иногда раскрывают в школе те стороны себя, которые они скрывают дома или наоборот, поэтому наблюдения учителя могут дать бесценную информацию о причинах академических проблем ребенка в дни, предшествующие родительской конференции учителей.

Плохая успеваемость в школе — серьезная проблема, которую необходимо решить. Чтобы найти правильные решения, первое, что необходимо принять во внимание, — это причина. Причины плохой успеваемости могут быть внешними или внутренними. Внешние причины включают: школьную среду, социальное взаимодействие, учителей и методы преподавания. В то время как внутренние причины могут быть связаны с проблемами дома, а также с эмоциональным состоянием и зрелостью детей. Независимо от того, какова может быть причина, плохая успеваемость — это не та ситуация, которая заслуживает наказания. Речь не должна идти о том, чтобы обвинять людей. Речь должна идти о выявлении проблем и их решении.

Другими словами, активная позиция полезна как для родителей, так и для их детей. Сотрудничество учителей и терапевтов также может быть очень полезным. Если вы можете, поощряйте хорошие привычки к учебе у детей с плохой успеваемостью. Все дело в том, чтобы быть терпеливым, устанавливать распорядок дня и руководствоваться им. Это нужно делать понемногу, чтобы они не чувствовали давления.

Литература:

  1. Савенкову А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников /
  2. Ушинский К. Д. Вопросы обучения. Избр. пед. соч., Т.2, М., Учпедгиз, 1954–321 с.
  3. Белоусова, Т. Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т. Л. Белоусова. — М.: Просвещение, 2017.
  4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975–368 с.
  5. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л. В. Кузнецова. — М.: Просвещение, — 224 c.
  6. Абищев Н. Ж. Управление процессом усвоения знаний. — Астана.: СГУ, 1999 — С 22–28
  7. Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться самостоятельно / Т. С. Гарькавая. — М.: Дикта, 2012. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): плохая успеваемость, школа, причина, ребенок, школьная неуспеваемость, время, знание, проблема.

Похожие статьи

Теоретические аспекты слабой

успеваемости учащихся…

Проблема школьной неуспеваемости — одна из основных в педагогике и педагогической психологии. Причины школьной неуспеваемости

могут быть как непсихологического характера: педагогическая запущенность, семейно-бытовые условия…

Преодоление

школьной неуспеваемости | Статья в журнале…

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости, преодоление школьной неуспеваемости. Школьной неуспеваемости, как значительной проблеме всегда уделялось особое внимание со стороны таких педагогов и психологов как: А…

Диагностика

школьной неуспеваемости | Статья в журнале…

Проблема школьной

неуспеваемости в настоящее время достаточно широко распространена. В образовательной среде существует общая

Ввиду важности этой проблемы она стала предметом нашего исследования. Базой для исследования является ГБОУ Школа № 2109.

Особенности познавательных процессов как

причина

Психологический подход к проблемам неуспеваемости широко представлен в работах В. И

Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной

Как для психологов, так и для педагогов в настоящее время является очевидным положение. ..

Научно-теоретические основы исследования

проблем неосвоения…

В статье рассматривается понятие школьной неуспеваемости, психологические особенности неуспевающих школьников, причины возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрывается сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования…

Педагогические условия преодоления

школьной неуспеваемости

Представленная статья обращена к теме школьной неуспеваемости и пути её преодоления. Тема статьи актуальна тем, что многообразность причин неуспеваемости школьников в первую очередь затрудняет работу педагога и, как следствие, усвоение материала.

«Трудные»

дети в школьной среде: или почему они такими. ..

Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведёт к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так…

Психолого-педагогическая характеристика

школьной дезадаптации

В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации, ее классификации, причины и

Школьная дезадаптация проявляется как нарушение взаимодействия между ребенком и

Если углубляться в анализ причин, тех или иных факторов школьной дезадаптации, то можно…

Профилактика

неуспеваемости на уроках математики и физики

 Проблема неуспеваемости по математике и физике всегда остро стояла в школе.

Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Похожие статьи

Теоретические аспекты слабой

успеваемости учащихся…

Проблема школьной неуспеваемости — одна из основных в педагогике и педагогической психологии. Причины школьной неуспеваемости могут быть как непсихологического характера: педагогическая запущенность, семейно-бытовые условия…

Преодоление

школьной неуспеваемости | Статья в журнале…

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости, преодоление школьной неуспеваемости. Школьной неуспеваемости, как значительной проблеме всегда уделялось особое внимание со стороны таких педагогов и психологов как: А…

Диагностика

школьной неуспеваемости | Статья в журнале…

Проблема школьной неуспеваемости в настоящее время достаточно широко распространена. В образовательной среде существует общая

Ввиду важности этой проблемы она стала предметом нашего исследования. Базой для исследования является ГБОУ Школа № 2109.

Особенности познавательных процессов как

причина

Психологический подход к проблемам неуспеваемости широко представлен в работах В. И

Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной

Как для психологов, так и для педагогов в настоящее время является очевидным положение. ..

Научно-теоретические основы исследования

проблем неосвоения…

В статье рассматривается понятие школьной неуспеваемости, психологические особенности неуспевающих школьников, причины возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрывается сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования…

Педагогические условия преодоления

школьной неуспеваемости

Представленная статья обращена к теме школьной неуспеваемости и пути её преодоления. Тема статьи актуальна тем, что многообразность причин неуспеваемости школьников в первую очередь затрудняет работу педагога и, как следствие, усвоение материала.

«Трудные»

дети в школьной среде: или почему они такими. ..

Систематическая школьная неуспеваемость – серьёзная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведёт к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так…

Психолого-педагогическая характеристика

школьной дезадаптации

В статье рассматривается проблема школьной дезадаптации, ее классификации, причины и

Школьная дезадаптация проявляется как нарушение взаимодействия между ребенком и

Если углубляться в анализ причин, тех или иных факторов школьной дезадаптации, то можно…

Профилактика

неуспеваемости на уроках математики и физики

 Проблема неуспеваемости по математике и физике всегда остро стояла в школе.

Неуспеваемость — это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.

Психологические причины неуспеваемости школьников


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Психологические причины неуспеваемости школьников

К психологическим причинам неуспеваемости относят свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и пр. Таким образом, выделяют несколько сфер, влияющих на обучение:



  • познавательная;

  • эмоционально-волевая;

  • мотивационная.

Познавательная сфера

     Для успешного овладения школьниками каждым предметом необходимо формировать у них определенные качества познавательных процессов, поскольку существует определенная взаимосвязь между уровнем развития внимания, памяти, мышления и успеваемостью в школе. Но развитие психических функций происходит неравномерно и у каждого ребенка можно выделить свою индивидуальную траекторию развития. И вот когда неравномерность становится ярко выраженной, ребенок и начинает испытывать трудности в обучении.


Внимание сосредоточенность деятельности субъекта на данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и др.

Характеристики внимания: — избирательность;

                                                 — объем;

                                                 — распределение;

                                                — концентрация;

                                                 — устойчивость;

                                                 — переключаемость.


Одним из факторов успешности обучения является поведение детей на уроке, которое педагоги часто рассматривают с точки зрения эффективности функции внимания. Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений или результатом ситуативного психического состояния ребенка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, родителями, сверстниками).
Из всех изучаемых свойств внимания самая большая связь обнаружена между успеваемостью и переключаемостью внимания.
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Характеристики памяти: — объем;

                                               — скорость запоминания:

                                               — скорость забывания;

                                               — длительность сохранения;

                                               — точность.
Для успешного усвоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти, так как память – важнейший познавательный процесс, лежащий в основе обучения.
Успешность памяти зависит от:


  • степени завершенности действий запоминания;

  • интересов и склонностей личности;

  • отношения личности к той или иной деятельности;

  • эмоционального настроя;

  • волевого усилия.

Причиной неуспеваемости могут стать особенности развития мышления.


Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Виды мышления:


  • По форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое;

  • По характеру решаемых задач – теоретическое и практическое;

  • По степени новизны и оригинальности – репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).

Недостатки развития мыслительных процессов в ряде случаев могут быть вызваны возрастными особенностями мыслительной деятельности, что следует учитывать в работе с детьми различных возрастных групп.
Эмоционально-волевая сфера
В комплексной активизации познавательных функций (внимания, памяти, мышления) необходимым условием является умение педагога использовать речевые свойства экспрессивности, которые способствуют осознанному пониманию учебного материала.

Учитель стимулирует учебную деятельность детей, эмоционально окрашивая умственные операции.

Специалисты делают заключение, что какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему невозможен.
Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям, повышенная тревожность, отрицательные эмоции, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка могут выступать как причины накопления у детей негативного отношения к школе, к учебе, в результате чего может возникнуть школьная дезадаптация.

А следствием этого является плохая успеваемость. Как правило, она ведет к ухудшению отношений ребенка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями и учителями и как следствие – к обострению ситуации в целом.   

    

Волевое действие характеризуется тем, что оно является собственным, инициативным, и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта.

Важным компонентом учебной деятельности является самоконтроль и самооценка учащихся.

Отсутствие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, умения поставить перед собой цель и достичь ее и др., может повлиять на успешность обучения ребенка. А вот формирование этих качеств может осуществляться лишь при наличии положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.

Как правило, дети приходят в школу с желанием учиться, но постепенно нарастающие сложности, проблемы, возникающие в школе у некоторых детей, приводят к формированию отрицательного отношения к учителю и снижению самооценки.

А низкий уровень самооценки создает проблемы как в освоении учебного материала, так и в отношениях с одноклассниками и учителями.

Формирование адекватной самооценки зависит от установки учителя по отношению к ребенку и от его положения в школьном коллективе.

Мотивационная сфера

Мотив – это:

1) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

2) Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Задачи обучения можно считать решенными только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности.
Тип отношения к учению и мотивация учения школьников


Тип отношения к учению

Мотивация учения

Мотивы

(ради чего учится)


Цели

(какие цели ставит и реализует в учении)


Эмоции

(как переживает учение)


Отрицательное отношение

Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения.

Объяснение своих неудач внешними причинами.



Отвлечения на уроках.

Неумение возобновить работу после отвлечения. Разрушение деятельности после затруднений.

Низкий уровень притязаний.


Отрицательные эмоции: избегания неудач, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем, неуверенности в себе из-за длительного неуспеха.

Нейтральное отношение

Неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам обучения.

Уход от трудностей. Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешенным задачам.

Неустойчивость эмоций.

Отрицательные эмоции скуки, неуверенности.



Положительное аморфное, ситуативное

Неустойчивость мотивов.

Широкий познавательный интерес к результату учения и к отметке учителя.



Ориентация на результат своей деятельности. Понимание, первичное осмысление и достижение целей, поставленных учителем.

Эмоции удивления, переживания необычности, новизны и привлекательности материала. Положительные эмоции от пребывания в школе.

Общий неустойчивый положительный настрой к учению, зависящий от ситуации.



Положительное осознанное

Осознанное соотношение мотивов и целей своих действий.

Понимание связи результатов со своими возможностями.

Достижение и реализация всех видов целей и доведение деятельности до ее завершения. Объяснение своих успехов и неудач внутренними причинами.



Устойчивый оптимистический внутренний настрой.

Положительные эмоции от поиска разных способов решения, активной позиции в коллективе, уверенности в своих возможностях, чувство гордости и достоинства.

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выделили ряд трудностей в обучении школьников и возможные психологические причины данных трудностей.
Трудности в обучении школьников и их возможные психологические причины


Трудности

Возможные психологические причины

В письменных работах пропускает буквы.

1. Низкий уровень развития фонематического слуха. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Несформированность приемов самоконтроля. 4. Индивидуально – типологические особенности личности.

Неразвитость орфографической зоркости.

1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умение действовать по правилу). 3. Низкий уровень объема и распределения внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Слабое развитие фонематического слуха.

Невнимателен и рассеян.

1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Низкий уровень объема внимания. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Преобладающая мотивация учения – игровая.

Испытывает трудности при решении математических задач.

1. Низкий уровень развития общего интеллекта. 2. Слабое понимание грамматических конструкций. 3. Несформировано умение ориентироваться на систему признаков. 4. Низкий уровень развития образного мышления.

Испытывает затруднения при пересказе текста.

1. Несформированность умения планировать свои действия. 2. Слабое развитие логического запоминания. 3. Низкий уровень речевого развития. 4. Низкий уровень развития образного мышления. 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). 6. Заниженная самооценка.

Неусидчив.

1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Индивидуально – типологические особенности личности. 3. Низкий уровень развития волевой сферы.

Трудно понимает объяснения с первого раза.

1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Низкий уровень развития восприятия. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Низкий уровень развития общего интеллекта.

Постоянная грязь в тетради.

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Недостаточный объем внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Импульсивность.

Плохое знание таблицы умножения и сложения.

1. Низкий уровень развития механической памяти. 2. Низкий уровень развития долговременной памяти. 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Слабая концентрация внимания. 6. Несформированность приемов учебной деятельности.

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности.

Постоянно забывает дома учебные предметы.

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Низкая школьная мотивация.

Плохо списывает с доски.

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3.Низкий уровень переключения внимания. 4. Недостаточный объем внимания. 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти.

Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.

1. Низкая скорость протекания психических процессов. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Высокая школьная тревожность.

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Высокая импульсивность. 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности.

Постоянно переспрашивает учителя.

1. Низкий уровень объема внимания. 2. Низкий уровень развития концентрации, устойчивости и переключения внимания. 3. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Несформированность умения принять учебную задачу.

Плохо ориентируется в тетради.

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень развития произвольности.

Поднимает руку, а при ответе молчит.

1. Несформированность позиции школьника. 2. Заниженная самооценка. 3. Низкий уровень развития произвольности.

Опаздывает на уроки.

1. Несформированность приемов самоконтроля. 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Возможные трудности в семье. 5. Причины вторичной выгоды.

Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.

1. Несформированность позиции школьника. 2. Преобладает игровая мотивация обучения. 3. Индивидуально – типологические особенности личности. 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 5. Низкий уровень развития произвольности. 6. Несформированность приемов учебной деятельности.

Испытывает страх перед опросом учителя.

1. Заниженная самооценка. 2. Повышенная тревожность, страхи. 3. Возможные трудности в семье (неадекватное отношение родителей к оценкам).

При проверке тетрадей после урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует.

1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Низкая школьная мотивация. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Негативизм.

Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время.

1. Отсутствует учебная мотивация. 2. Несформированность позиции школьника. 3. Заниженная самооценка. 4. Внутеннее стессовое состояние. 5. Трудности в усвоении материала.

Комментирует оценки и поведение учителя.

1. Возможные трудности в семье. 2. Особенности развития «Я – концепции».

Долгое время не может найти свою парту.

1. Слабое развитие ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень самоконтроля. 3. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий.

В каждом конкретном случае для выяснения причин школьной неуспеваемости необходимо обращаться к психологу, который проведет комплексную диагностику.

На основе полученных в ходе диагностики данных, а также принимая во внимание мнение родителей и учителей, психолог подбирает индивидуальную коррекционную программу для ребенка, дает рекомендации педагогам и родителям. При необходимости психолог может рекомендовать обследование у невролога или направляет ребенка на ПМПК. При наличии речевых дефектов у ребенка дается направление на консультацию к логопеду.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Скачать 129. 17 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Стресс как основная причина неуспеваемости учащихся

Быть неэффективным учеником — это один из страхов, который возникает у большинства учащихся, когда они начинают свою академическую успеваемость. Однако для большинства учащихся этот страх становится сравнительно управляемым по мере того, как они учатся формировать набор навыков, необходимых для адекватного выполнения школьных заданий. Тем не менее, некоторым учащимся не удается приобрести соответствующие навыки, что приводит к провалу на экзаменах и, в конечном итоге, к резкому падению уровня их грамотности. Хотя академическая неуспеваемость может быть вызвана целым рядом неблагоприятных факторов, в том числе плохим социально-экономическим положением, языковыми трудностями и проблемами со здоровьем, связанными с развитием, ряд учащихся, как правило, терпят неудачу из-за экстремального уровня стресса. Указанная проблема включает в себя не только невозможность посещать занятия и уложиться в сроки тестирования, но и более общую проблему с выстраиванием задач во временной шкале.

СКИДКА 15% на первый заказ

Мы предоставим индивидуальную Организационное поведение бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой академическая неуспеваемость студентов достаточно явна. В частности, будучи не в состоянии справиться с эмоциональным напряжением и правильно распоряжаться своим временем, учащиеся не усваивают соответствующие правила, принципы и теории, что приводит к их неправильному выполнению заданий и тестов, что приводит к плохой успеваемости и, в конечном итоге, к академической неуспеваемости. Однако дальнейшее изучение предмета показывает, что в описанной проблеме есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд (Oduwaiye et al., 2017). Другое исследование показывает, что наличие стресса влияет и на студентов высших учебных заведений.

А именно, статья Ли (2017) доказывает, что непропорциональное восприятие личных способностей, в частности, склонность к недооценке своего академического потенциала и способности соответственно формировать академический набор навыков, неизбежно будет стоить учащимся значительной части их успехов в учебе. , что может привести к их сбою. Примечательно, что Ли (2017) связывает неспособность учащихся справиться со страхом неудачи с недостатком упорства, которое автор позиционирует как решение наблюдаемой проблемы.

Что делает стресс особенно трудным для управления фактором при повышении эффективности успеваемости учащихся, так это огромное разнообразие факторов, которые могут его вызвать. Например, нехватка времени и неспособность уложиться в сроки могут стать серьезным источником стресса для учащихся (Behnam et al., 2020). Точно так же наличие учащихся, которые демонстрируют значительно более высокие показатели успеваемости, в сочетании с повышенным уровнем конкуренции в классе также вызывает у учащихся сильный стресс (Behnam et al., 2020). Наконец, учащиеся могут стать жертвами стресса из-за непонимания материала и, как следствие, неспособности применять теоретические концепции на практике, что, в свою очередь, приводит к тому, что они не могут развить необходимые навыки (Behnam et al. , 2020). . Таким образом, из-за высокой вариабельности факторов, которые могут вызвать дистресс студентов, проблема управления стрессом и возможность академической неуспеваемости становятся чрезмерно трудно контролируемыми.

Наличие эмоционального напряжения как одной из основных причин неуспеваемости в учебе также можно исследовать с точки зрения навыков саморегуляции и индивидуальных характеристик учащихся, таких как их половые различия. А именно, исследование Franklin et al. (2018) указывает на то, что уровень стресса у студентов существенно различается в зависимости от их биологического пола. Несмотря на то, что феномен личностной тревожности наблюдался во всех группах исследования, женщины с указанным состоянием оказались особенно подвержены стрессу и, следовательно, уязвимы к угрозе провала в работе (Franklin et al., 2018).

Указанное явление можно объяснить различиями в выносливости, а также разным поведением и отношением, выработанным участниками в связи с ожиданиями, установленными в обществе из-за гендерных предрассудков (Franklin et al. , 2018). Следовательно, уровни воздействия стресса положительно коррелируют с возможностью академической неудачи; более того, имеется указание не только на корреляцию, но и на причинно-следственную связь между указанными переменными.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную 100% свободную от плагиата статью всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

Связь между стрессом и плохой успеваемостью , в частности, возможность академической неуспеваемости становится особенно очевидной при рассмотрении записей студентов в системе высшего образования. А именно, исследования показывают, что степень отсева увеличивается вместе с повышением уровня стресса среди учащихся из-за объема информации, которую они должны усвоить, и ряда критериев качества, которым они должны соответствовать (Lee, 2017). Следовательно, повышение уровня нагрузки и требований к качеству навыков студентов остается одним из основных источников стресса. Исследование доказывает, что усиление уровня стресса, усиленное конкуренцией и готовностью соответствовать восприятию себя как успешного ученика, в конечном итоге не приведет к успеху.

При рассмотрении влияния стресса на успеваемость учащихся необходимо также учитывать давление ожиданий, а также социально-экономические факторы и предполагаемую необходимость добиться успеха любой ценой как средства получения финансового рычага в будущем для добиваться лучших карьерных возможностей. Указанный фактор, по понятным причинам, более распространен среди учащихся старшего возраста, в частности учащихся средних и старших классов, может оказывать ощутимое влияние и на младших школьников (Georgakopoulos et al., 2018). Именно при наличии значительного давления со стороны родителей наблюдаемое явление вызывает резкое повышение уровня стресса и, таким образом, приводит к неуспеваемости учащегося.

Для решения описанной выше проблемы необходимо более тесное сотрудничество между родителями и учителями. А именно, педагоги должны проинструктировать родителей о методах поддержки своих детей на протяжении всей их академической успеваемости, не подвергая их значительной нагрузке (Ариф, 2017). Предлагаемое решение может помочь снизить уровень стресса у учащихся и создать среду, в которой они будут чувствовать себя более склонными к развитию необходимых навыков.

Хотя существуют общие принципы создания более доброжелательной атмосферы для учащихся, необходимо также учитывать индивидуальные потребности учащихся, поэтому общение с родителями как способ получения информации об уникальных потребностях учащегося имеет жизненно важное значение. Таким образом, поощрение открытого разговора между педагогами и родителями следует рассматривать как один из возможных методов решения проблемы резкого воздействия повышенного уровня стресса на учащихся.

Получите заказную работу

Всего за $13,00   $11/страница вы можете получить заказную академическую работу в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

В то же время стоит отметить, что предложенная схема, скорее всего, окажет воздействие в первую очередь на младших школьников, которые все еще нуждаются в непосредственной помощи своих семей для выполнения школьных заданий. Для учащихся старшего возраста, которые самостоятельно справляются со своими заданиями, потребуется совершенно другой метод управления стрессом. В то время как переосмысление школьной среды по-прежнему будет необходимо для педагогов, чтобы повысить степень успеваемости учащихся, проблему стресса, наблюдаемую у учащихся, необходимо будет решить путем учета внутренних факторов стресса для каждого учащегося.

Они могут включать отсутствие самодостаточности и уверенности в себе, неспособность развить темп, необходимый для быстрого приобретения важнейших навыков, и неспособность справиться с огромным объемом информации, полученной на уроках. Последнее следует интерпретировать как основное препятствие и решать соответствующим образом, продвигая инновационные методы управления временем среди учащихся и побуждая их переосмысливать свои приоритеты, таким образом, тратя больше времени на обучение, а не на отдых.

Судя по приведенным выше доказательствам, растущая степень стресса как одного из основных факторов, способствующих академической неуспеваемости учащихся, служит признаком гораздо более серьезной основной проблемы. В частности, высокий уровень стресса указывает на то, что учащиеся в основном не знают о своем процессе обучения и степени своих академических способностей, что приводит к их дистрессу и неспособности использовать доступные ресурсы для решения ключевых задач. Действительно, неспособность уложиться в сроки и организовать доступное время для изучения новой информации и развития соответствующих способностей часто указывает на то, что учащиеся испытывают значительное эмоциональное напряжение и не в состоянии справиться с уровнем рабочей нагрузки или нехваткой времени.

Кроме того, растущий уровень стресса также служит доказательством отсутствия у студентов достаточного уровня мотивации. Действительно, без должной мотивации учащиеся, как правило, теряют интерес к учебному процессу, поскольку воспринимают критерии, установленные для успешной работы, как недостижимые и, следовательно, недостойные их усилий (Georgakopoulos et al., 2018). В результате степень их производительности оставляет желать лучшего. Действительно, исследование Pascoe et al. (2020, стр. 107) показывает, что существует четкая связь между навыками управления стрессом и уровнем мотивации: «стресс, связанный с учебным процессом, который испытывают учащиеся средних и высших учебных заведений, является основным фактором, влияющим на их успеваемость. Учащиеся с более высоким воспринимаемым стрессом, вероятно, будут иметь более низкую успеваемость».

Хотя указанное исследование посвящено академической успеваемости учащихся средних и высших учебных заведений, все согласны с тем, что проблемы в управлении стрессом тесно связаны со степенью готовности учащихся изучать конкретный предмет и выполнять определенную академическую деятельность. А именно, автор объяснил следующее: «внедрение программ управления стрессом и навыков преодоления на уровне населения поможет молодым людям разработать здоровые стратегии преодоления, чтобы справляться с неизбежными жизненными стрессорами» (Pascoe et al., 2020, стр. 109).). Таким образом, степень стрессовых навыков у учащихся обратно пропорциональна уровню их мотивации, однако наблюдаемым явлением можно эффективно управлять, изменяя степень стресса учащихся, переключая их внимание и помогая им создавать механизмы преодоления.

Из-за неэффективной стратегии тайм-менеджмента некоторые студенты не достигают поставленных академических целей и не соответствуют стандартам, установленным для прохождения соответствующих тестов. Проблема управления временем выходит далеко за рамки концепции несоблюдения сроков сдачи конкретного теста и вместо этого должна рассматриваться как неспособность организовать свой график для развития и тренировки необходимых навыков.

Учитывая тот факт, что были обнаружены существенные корреляции между характером плохого управления временем и отсутствием мотивации у учащихся, в качестве возможного решения следует рассматривать сосредоточение внимания на эмоциональном вовлечении учащихся и оказании им помощи в процессе обучения. . С введением методов сильной мотивации учащиеся, вероятно, будут меньше сопротивляться выполнению задач, которые они раньше воспринимали как стрессовые. Более того, создание более непринужденной обстановки, которая приведет к развитию упорства у учащихся, повлечет за собой заметное изменение в восприятии учащимися ключевых задач в классе.

Предлагаемое изменение не предполагает, что уровень академической сложности в образовательной среде должен быть снижен до нуля, поскольку понятно, что описанная практика приведет к значительному прогрессу учащихся и приведет к тому, что они не смогут развить какие-либо навыки. Вместо этого обстановка в классе должна быть физически и эмоционально комфортной для учащихся, чтобы они могли сосредоточиться на процессе обучения, а не отвлекаться на другие факторы, такие как присутствие посторонних шумов или преобладание слишком ярких цветов. .

Наконец, переход от соперничества к сотрудничеству в академической среде поможет избавить учащихся от значительной части стресса, позволяя им приспособиться к образовательной среде и учиться в том темпе, в котором они чувствуют себя наиболее комфортно. Кроме того, введение взаимного обучения и взаимного оценивания поможет учащимся чувствовать себя более расслабленно и, следовательно, позволит им сосредоточиться на поставленной задаче. Таким образом, степень академической успеваемости учащихся может быть повышена за счет усиления роли поддержки со стороны учителей и сверстников, а также небольшого изменения обстановки в классе, чтобы создать успокаивающий эффект.

Ариф, И. (2017). Эффективность программы вмешательства в повышении академической устойчивости учащихся, которым грозит неуспех в средней школе. Бюллетень образования и исследований, 39 (1), стр. 251-264.

Бехнам Б., Пакназар Ф., Мирмохаммадхани М., Ахбари М., Хосейни С. М. и Сабахи П. (2020). Личные, семейные и социальные факторы, связанные с неуспеваемостью студентов университетов: исследование случай-контроль в Иране. Международный журнал обучения, преподавания и исследований в области образования, 19 (3), стр. 36-47.

Франклин, П., Цудзимото, К. К., Льюис, М. Е., Текок-Килич, А., и Фрайтерс, Дж. К. (2018). Половые различия в саморегулирующих исполнительных функциях усиливаются личностной тревожностью: случай студентов, подверженных риску академической неудачи. Личность и индивидуальные различия, 129 , стр. 131-137.

Георгакопулос И., Халикиас М., Закопулос В. и Косьери Э. (2020). Выявление факторов неуспеваемости студентов на смешанных курсах путем анализа данных о вовлеченности студентов. Образовательные науки, 10 (9), с. 242.

Lee, WWS (2017). Взаимосвязь между упорством, академической успеваемостью, воспринимаемой академической неуспеваемостью и стрессом у студентов, получающих степень младшего специалиста . Журнал подросткового возраста, 60 , стр. 148–152.

Oduwaiye, R. O., Yahaya, L. A., Amadi, E. C., & Tiamiyu, K. A. (2017). Уровень стресса и успеваемость студентов университета в штате Квара, Нигерия. Makerere Journal of Higher Education, 9 (1), 103-112.

Паско, М.К., Хетрик, С.Е., и Паркер, А.Г. (2020). Влияние стресса на учащихся средней школы и высших учебных заведений. Международный журнал подростков и молодежи, 25 (1), 104-112.

Психическое здоровье старшеклассника

Автор: Вики Маккалоу 16 ноября 2021 г. , 00:00:00

Проблемы с психическим здоровьем могут серьезно повлиять на успеваемость в школе, и некоторым учащимся необходимо применять другой подход, чтобы добиться успеха в учебе. Сегодня мы рассмотрим, как проблемы с психическим здоровьем могут повлиять на учащихся, и как онлайн-школа может стать лучшим вариантом для многих. Некоторые ученики ICON столкнулись со своими проблемами психического здоровья и обнаружили, что они гораздо более успешны в онлайн-среде школы.

СТУДЕНТЫ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Опустошительная и почти бесшумная эпидемия захлестнула американские школы. Сегодня каждый пятый ребенок страдает эмоциональными, поведенческими или психическими расстройствами. Несмотря на их количество, поразительные 80% из них останутся без психологической поддержки и ухода, в которых они нуждаются. Неудивительно, что эти ошеломляющие цифры означают, что многие дети отстают или бросают школу из-за своих, казалось бы, непреодолимых проблем с психическим здоровьем.

Хотя некоторые учащиеся с психическими заболеваниями могут продолжать хорошо учиться в школе, большинству из них трудно не отставать. Нарушения и отвлекающие факторы, связанные с умственными, эмоциональными или поведенческими проблемами, могут сделать для некоторых детей и подростков почти невозможным оставаться на правильном пути в учебе.

Влияние проблем с психическим здоровьем

Постоянные пропуски занятий, плохие оценки, деструктивные вспышки и, в конечном итоге, отчисления из школы досаждают многим учащимся, страдающим психическими расстройствами. Психические, эмоциональные и поведенческие расстройства у детей, которые часто пропускают или игнорируют как «этап», делают академические успехи практически невозможными для наиболее уязвимых. Студент, борющийся со своим психическим здоровьем, может привести к множеству проблем в его образовании, как в настоящем, так и в будущем.

Психическое здоровье в такой же степени связано с желанием вашего ребенка ходить в школу и его способностью добиться успеха, как и с его физическим здоровьем. Вы когда-нибудь просыпались однажды и чувствовали себя плохо, как будто что-то было не так, но вы не могли понять, в чем дело? Этот мысленный туман или неправильный образ мыслей могут повлиять на то, насколько гладко проходит ваш день, насколько хорошо вы можете выполнять поставленные перед вами задачи, а также на вашу готовность вернуться на следующий день и попробовать еще раз.

Когда ребенок не чувствует себя собой, потерян или просто переживает тяжелые времена, ему может быть трудно сосредоточиться и хотеть выполнять задания, что может привести к плохим оценкам. Вина за плохую успеваемость в сочетании с уже существующими проблемами психического здоровья может привести к беспокойной среде для вашего ребенка, которая не позволит ему добиться успеха и не позволит ему процветать так, как он должен быть в состоянии.

Несмотря на это, проблемы психического здоровья не являются чем-то необычным или трудно диагностируемым в детстве и подростковом возрасте. Эти расстройства хорошо поддаются лечению, и при раннем вмешательстве и последовательной терапии дети и подростки могут повысить устойчивость и добиться успехов в учебе. К сожалению, государственная система образования Соединенных Штатов изо всех сил пытается поддержать детей с психическими заболеваниями при трагически малом количестве социальных работников и школьных консультантов.

КОГДА САМОЕ БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО ДОМА

Для многих подростков, страдающих психическим заболеванием, индивидуальный уход один на один меняет правила игры. Но в огромной институционализированной школе с сотнями учеников мало кто из родителей может рассчитывать на такое внимание к своим детям.

Государственные онлайн-школы, такие как ICON, могут быть решением, позволяющим держать ребенка в курсе, пока он получает лечение и терапию. Хотя надлежащая помощь в области психического здоровья может быть отличным инструментом и помочь изменить ситуацию, этого может быть недостаточно. Иногда сама среда не способствует обучению и ребенок просто не сможет там учиться. ICON School предлагает ряд вариантов, которые помогают облегчить проблемы, с которыми сталкиваются многие дети при традиционном обучении в классе.

Почему онлайн-школа может быть лучшим вариантом

Бесплатная государственная онлайн-школа предоставляет учащимся, страдающим психическими, поведенческими и эмоциональными расстройствами, пространство, необходимое им для достижения успеха. Вот некоторые из способов, которыми онлайн-школа действительно помогает бороться с психическим здоровьем.

  1. Уменьшение социального беспокойства: Для некоторых учащихся дом является лучшим местом для обучения, вдали от социальных проблем и издевательств. Когда ваш ученик физически не находится в школе, это может стать большим облегчением и избавит его от стресса, который он испытал в классе.
  2. Расширение возможностей настройки: Некоторым учащимся требуется больше времени, чтобы сосредоточиться на конкретных предметах, и им нужна определенная гибкость. Онлайн-обучение может обеспечить подходящую среду для учащегося, страдающего от проблем с психическим здоровьем, поскольку оно позволяет им учиться в своем собственном темпе. Если они борются, им не нужно сидеть сложа руки и отставать, вместо этого они могут переориентироваться и работать в своем собственном темпе, чтобы затем добиться успеха.
  3. Обеспечьте доступ к опекунам: Независимо от того, находится ли учащийся дома с родителями, опекунами или другими опекунами, у него будет лучший доступ к уходу и поддержке во время онлайн-обучения, а не чувство потерянности среди многих в традиционной школе. Онлайн-обучение предлагает родителям возможность вмешаться и взять дело в свои руки, если они заметят, что их ребенок испытывает трудности. Если родитель находится дома с ребенком, обучающимся онлайн, они могут вмешаться, когда нарастает разочарование, и помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами психического здоровья для создания более здоровой учебной среды.

Если вашему ученику может быть полезна бесплатная государственная онлайн-школа, свяжитесь с нами.

Автор: Вики МакКаллоу

Вики МакКаллоу — директор школы ICON — Idaho Connects Online School, которая обслуживает учащихся 6–12 классов по всему штату Айдахо.