Психологические причины школьной неуспеваемости кратко: 5. Психологические причины неуспеваемости школьников

Содержание

Причины неуспеваемости младших школьников

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Не успеем оглянуться, как закончится декабрь. За плечами у детей останется целое школьное полугодие. Радуют ли ваши дети отметками или вы с опаской ждёте дневник? Слабая успеваемость  – больное место не только родителей. Это ещё и камень преткновения у педагогов.

Результат ли это недостаточного внимания взрослых или слишком сложная для ребёнка программа, неспособность учиться по причине каких-то заболеваний или обычная детская лень? Что приводит к плохим оценкам, и каковы причины неуспеваемости младших школьников – тема нашего урока на страничке «ШколаЛа».

План урока:

  • 1 Кто они – отстающие дети?
  • 2 Биологические факторы у отстающих
    • 2.1 Не достиг школьной зрелости
    • 2.2 Левша
    • 2.3 Дислексия
    • 2.4 Дисграфия
    • 2.5 Акалькулия
    • 2.6 Гиперактивность
    • 2.7 Одна репрезентативная система
    • 2.8 Частые заболевания
  • 3 Эмоциональная сторона неуспеваемости
    • 3. 1 Родители
    • 3.2 Проблемы с одноклассниками
    • 3.3 Отсутствие общего языка педагогом
  • 4 Социальные проблемы
    • 4.1 Сложная программа обучения
    • 4.2 Непрофессионализм педагога
    • 4.3 Отсутствие предшкольной подготовки
  • 5 Как быть?

Кто они – отстающие дети?

В каждом классе найдётся пара-тройка детей, заметно отстающих от своих сверстников. Учиться им тяжело с первого дня: запоминают информацию и решают простейшие задачи с трудом, с одной темы на другую переключаются медленно и зачастую кажется, что всё проносят мимо ушей.

Анализ педагогов показывает, что таких детей среди всех обучающихся от 10 до 20 процентов.

Сегодня учителя выделили таких отстающих в три основные группы.

  1. В первой те, у которых есть всё, чтобы учиться неплохо, но они этого не хотят. Причины такого нежелания кроются во внутреннем мире ребёнка и связаны с психологическими проблемами, заниженной самооценкой и отсутствием общения. Такие отъявленные двоечники начинают искать другие пути самоутверждения, нежели успехи в учёбе.
  2. Во вторую входят школьники, стремящиеся учиться, но у них в силу разных причин не получается. Связано это может быть с внешними факторами – например, недостаточной эрудицией и низкой культурой родителей, а также с внутренними – учёбе может мешать специфика развития организма ребёнка.
  3. В третьей те, что не могут и не хотят. У таких детей все причины отставания в учёбе в полном наборе. Здесь смешано всё – недостаточное внимание, нарушение здоровья, отсутствие воли и много-много чего другого.

Школьную неуспеваемость педагоги тоже делят на группы:

  • при общей отставание происходит по всем основным предметам программы;
  • при специфической получаются неудовлетворительные результаты по отдельным дисциплинам.

Проще говоря, либо ребёнок — потерянный для школы двоечник и его «за уши» перетаскивают в следующий класс, либо плохие отметки объясняются тем, что он гуманитарий и по математике слабак, или наоборот, считает как калькулятор, а упражнения по русскому языку пишет «как кура лапой».

Многие могут посетовать: по вечерам стихи вместе учим, задачи решаем, диктанты пишем, и на завтра на тебе — картина Решетникова «Опять двойка!».

У педагогов, в отличие от нас, ответы есть: причины неуспеваемости они подразделяют на социальные, психологические и биологические.

Биологические факторы у отстающих

Это самые частые причины плохой учёбы.

Не достиг школьной зрелости

Как часто родители стремятся побыстрее маленького всезнайку вывести в школьную жизнь. А зачем? Оставьте своему чаду драгоценные минуты детства, пусть докачает кукол и докатает машинки.

В саду нет таких требований, как в школе, поэтому ребёнок на ура справляется с заданиями. Но это вовсе не значит, что он с таким же успехом будет щёлкать школьную программу с шести лет.

Левша

Сегодня каждый родитель знает, что левшей переучивать чревато. Особенности обучения таких детишек мы с вами рассматривали в соответствующей статье. Постоянное понукание школьника и желание сделать его «как все» приведут к проблемам в успеваемости.

Нарушены некоторые функции организма. Мы с вами уже обсуждали такие расстройства. Кратко напомню.

Дислексия

Искажённые навыки чтения могут быть вызваны дислексией. Всё, что связано с заданием прочитать и уяснить смысл, вызывает у таких ребят затруднения. Здесь часто встречаются замедленный темп чтения, пропуски слов, их замена и изменение на свой лад.

Дисграфия

Нога в ногу с дислексией идёт ещё одно расстройство, затрудняющее обучение по русскому языку, — дисграфия. Ребёнок с таким диагнозом не может устно произнести слово по буквам, неграмотно пишет, заменяя и пропуская нужные буквы и слоги. Об этом расстройстве вот здесь мы тоже разговаривали.

Акалькулия

У некоторых бывают проблемы со счётом по математике, названные врачами акалькулией. Ну не получается у такого ученика ни складывать, ни вычитать, не даётся таблица умножения и решение задач!

Гиперактивность

Ни для кого не секрет, что причиной плохой учёбы могут стать гиперактивность и противоположный ей гиподинамический синдром. «Вечные двигатели» и «тормозящие тюфячки» часто находятся в списках неуспевающих.

Одна репрезентативная система

Мешает учёбе восприятие информации только с доски либо только со слов учителя, либо только посредством жестов и действий. Когда у школьника лишь одна ведущая система понимания и запоминания материала – аудиальная, визуальная или кинестетическая, то ему тяжёло подстроиться, в результате он постоянно что-то пропускает.

Частые заболевания

Сложнее учиться тем, кто по причине частых больничных пропускает уроки. А учиться самому дома да ещё, если температура, горло болит и кашляешь каждые пять минут – занятие непосильное. В результате в дневнике хорошие отметки с каждым новым больничным «тают как прошлогодний снег». Как помочь ребёнку зимой не заболеть, вы можете узнать в статье про иммунитет.

Эмоциональная сторона неуспеваемости

Среди психологических причин, приводящих к нежеланию учиться, большинство связано с конфликтами, вызванными окружением.

Родители

Навязчивая идея заполучить выпускника-отличника с золотой медалью приводит к внутреннему противостоянию ребёнка, завышенные требования и боязнь получить «неправильную» отметку – к неврозам и срывам. Часто с таким напряжением дети не справляются, съезжая в успеваемости.

Конфликтные отношения в семье и недостаток общения по вечерам за чашкой чая тоже становятся поводом не стремиться получать хорошие отметки и порождают череду иных трудностей.

Проблемы с одноклассниками

Ребёнок – изгой все силы направляет не на учёбу, а на постоянную борьбу с дразнящими его сверстниками. Вовремя не остановленный конфликт часто приводит к нежеланию идти в школу. Пути преодоления такой ситуации мы с вами уже освоили в статье о том, как быть, если ребёнка обижают в школе.

Отсутствие общего языка педагогом

Давление со стороны учителя, занижение оценок и повышенные требования к избранным ученикам при одновременном выделении в классе любимчиков приводит к снижению мотивации для учёбы. Зачем стараться, всё равно не оценят?!

Социальные проблемы

Сложная программа обучения

Ошибка родителей – записывать ребёнка в класс с программой, которую ученик не потянет. Желание «попробуем, там видно будет» неизбежно приведёт к неуспеваемости, так как семеро действительно одного не ждут. И чем дальше затягивается эта апробация сил, тем больше ученик вязнет в непонимании школьной программы.

Непрофессионализм педагога

Думаю, многие из школьной жизни помнят, что на каких-то уроках мы слушали, открыв рот, а на каких-то позволяли себе вольности. Ничего не поменялось и сегодня. Заинтересованность в предмете и желание учиться во многом зависит от учителя.

Отсутствие предшкольной подготовки

Как бы вам не хотелось это слышать, но ребёнок сегодня должен быть к школе подготовлен, так как навёрстывать то, что другие знают и умеют с детского сада, трудно.

Как быть?

В первую очередь, не стоит наказывать за плохую успеваемость. Поверьте, все дети переживают из-за своих неудач.

Лишение прогулок и общения с друзьями – не выход из положения, а лишь повод накалить ситуацию ещё больше.

Если причины плохих отметок не связаны с заболеваниями, то простыми и одновременно хорошими способами исправления положения и восполнения пробелов в знаниях могут стать дополнительные занятия по проблемным дисциплинам дома и в школе, а также помощь репетиторов.

Спасательной соломинкой послужит мотивация со стороны учителей и родителей, а потерявшим веру в себя нужно помочь поднять самооценку. Откровенные беседы с педагогами позволят сообща найти решение проблемы и вывести отстающего ученика в передовики.

А про эффект Пигмаллиона вы что-нибудь слышали? Нет? Сейчас услышите. Посмотрите видео и узнайте, что же это такое.

Конечно, не всем быть отличниками, но задерживаться в одном классе ещё на год и слыть в кругу друзей не очень умным – не лучший вариант, поэтому желаю вам успехов в школе и с нетерпением жду советов, как помочь детям хорошо учиться.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Психологические причины школьной неуспеваемости презентация, доклад

Слайд 1Психологические причины школьной неуспеваемости


Выполнили:
Григогаш Е.Ю.

Слайд 2Школьная неуспеваемость


педагогические
социально-бытовые
психологические
физиологические
Причины

Слайд 3Причины неуспеваемости


П.П. Борисов (1980 г.) предложил следующую классификацию причин:
Педагогические: недостатки преподавания,

пробелы в знаниях, неправильный перевод
в следующий класс.
Социально-бытовые: неблагополучные
условия жизни, недостойное поведения
родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность детей.


Слайд 4Физиологические: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, болезни нервной

системы и др.

Психологические: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.


Слайд 5Психологические причины


Познавательная сфера:
Недостаточно развиты определенные качества познавательных процессов – восприятия, памяти,

мышления и внимания(часто затруднения переключения внимания, отвлекаемость, не учитываются педагогами каналы восприятия – зрительный, слуховой, кинестетический).
Слабо сформированы мотивы учебной деятельности (необходимо создавать ситуации успеха, проблемные ситуации)


Слайд 6Эмоционально-волевая сфера:


Тревожность
Отрицательные эмоции по отношении к школьной ситуации
Страх перед школой
Отсутствие интереса

к школе, трудности с произвольной регуляции
Низкая самооценка, или завышенная
(важны детско-родительские отношения в семье, последовательность в воспитании, единство требований папы и мамы)


Слайд 7Физиологические причины:


Хронические заболевания, инфекции.
Слабо развита мелкая моторика.
Леворукость.
Общая ослабленность организма: утомляемость, сниженная

работоспособность, плаксивость, головные боли, болезненное повышение чувствительности: не переносят шум, вздрагивание, голос учителя вызывает головную боль и т.п.


Слайд 8Основные причины нарушения поведения


Борьба за внимание.
Борьба за самоутверждение. (против чрезмерной

опеки и власти)


Слайд 9Желание отомстить. (ссора родителей, больше внимания сестре, появился отчим, отправили к

бабушке и т.д.)
Потеря вера в свой успех. (не сложились отношения в классе, запущенная учеба)


Слайд 10Условия социально-бытовой запущенности:


Ребенок не получает достаточного внимания и лечения, часто

пропускает уроки, пробелы в знаниях.
Отсутствие постоянного детского коллектива (смена класса, школы), нарушения дружеских отношений.


Слайд 11 Воспитание в стиле гиперопеки, которое затрудняет формирование самостоятельности и адекватной

самооценки.

Занижение уровня требований к ребенку (в результате дети уходят от проблем, а не решают их).


Слайд 12Как заинтересовать ребенка?


Пусть задание представляется ребенку осуществимым! Разделите задание на части,

заранее приготовьте все необходимое.

Сделайте задание интересным. («Соревнуйся сам с собой!», «Помощь сказочному персонажу»)

Используйте поощрение: похвала, одобрение в виде жеста. Похвала должна быть своевременна, должно быть озвучено за что вы похвалили («Молодец, ты правильно решил задачу!»), похвала должна быть искренней и отражать действительные достижения ребенка.

Создайте ситуацию успеха. Предложите задание, поручение, дело – с которым ребенок обязательно справится – похвалите!


Слайд 13Детям не только нужны порядок и правила поведения, они сами этого

хотят и ждут.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребенка. Не идите на поводу своего ребенка! /попустительский стиль воспитания/
Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть очень много./авторитарный стиль воспитания/
Требования нужно объяснять коротко и спокойно, но что-то нужно оставить для свободного выбора.


Слайд 14Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. /единство требований/


Тон, в котором

сообщается требование должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
Нельзя наказывать ребенка физически.(они озлобляют, унижают, запугивают, оскорбляют ребенка)
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. (нужно иметь запас больших и маленьких праздников, занятий с ребенком, дел, традиций – которые будут создавать зону радости)


Слайд 15 Всякое серьезное нарушение ребенка – это сигнал о помощи!

Нужно понять

глубинную причину непослушания!


Слайд 16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Слайд 17Источники информации:


Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. –

СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 200 с.: ил.
Г.Е. Акимова Как помочь своему ребенку: справочник по повышению родительской компетентности.- Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 368 с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
Ю.Б. Гиппенрейтор Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтор; худож. Т.В. Егорушкина, В.А. Хмара. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 350 с.
Интернет – ресурсы: www.tvoyrebenok.ru
images.yandex.ru


National Center on Safe Supporting Learning Environments (NCSSLE)

Уровни преступности и злоупотребления психоактивными веществами в школе сильно коррелируют с результатами общешкольных тестов, процентом выпускников и посещаемостью. В школах с более высоким уровнем коллективной враждебности (измеряемым по сообщениям учащихся о том, что они чувствуют себя небезопасно, о присутствии банд и драках между различными группами учащихся) страдает успеваемость учащихся по чтению.

Программы поддержки воспитания характера и обучения социальным и эмоциональным навыкам могут существенно улучшить физическую и эмоциональную безопасность учащихся. Это включает в себя поощрение эмоциональной поддержки между сверстниками и персоналом, предотвращение разжигания ненависти и внедрение программ, обучающих социальным и эмоциональным навыкам, таким как разрешение конфликтов, управление гневом и позитивное общение. Экспериментальные исследования этих типов программ показали, что эффективные программы улучшают социально-эмоциональные навыки и отношения, увеличивают частоту позитивного социального поведения и снижают частоту и серьезность проблем поведения и эмоциональных проблем.

В 2008-09 учебном году 28 процентов учащихся в возрасте 12-18 лет подвергались издевательствам в школе. Как правило, школы с позитивным климатом стремятся предотвратить все формы издевательств, включая угрозы, домогательства, социальную изоляцию или распространение слухов (особенно в отношении групп, которые рискуют стать жертвами издевательств).

Бокканфузо, Б., и Кухфельд, М. (2011). Множественные ответы, многообещающие результаты: научно обоснованные некарательные альтернативы нулевой терпимости . Вашингтон, округ Колумбия: детские тенденции.

Дэвис, Дж. Э., и Джордан, В. Т. (1994). Влияние школьного контекста, структуры и опыта на афроамериканских мужчин в средней и старшей школе. Журнал негритянского образования, 63 , 570-587.

Ферлонг, М. Дж., Уиппл, А. Д., Сен-Жан, Г., Сименталь, Дж., Солиз, А., и Пунтуна, С. (2003). Множественные контексты участия школы: движение к объединяющей основе для образовательных исследований и практики. Калифорнийский школьный психолог, 8 , 99-114.

ДеВо, Дж., и Мерфи, К. (2011). Отчеты учащихся об издевательствах и киберзапугивании: результаты школьного приложения о преступности 2009 года к Национальному исследованию виктимизации от преступлений (№ NCES 2011-336). Вашингтон, округ Колумбия: Национальный центр статистики образования, Институт педагогических наук, Министерство образования США.

Феккес, М., Пайперс, Ф.И.М., и Верлоове-Ванхорик, С.П. (2006). Влияние школьной программы по борьбе с издевательствами на жалобы на издевательства и здоровье. Архив педиатрии и подростковой медицины, 160 (638-644).

Глю Г.М., Фан М.-Ю., Катон В., Ривара Ф.П. и Керник М.А. (2005). Издевательства, психосоциальная адаптация и успеваемость в начальной школе. Архив педиатрии и подростковой медицины, 159 , 1026-1031.

Готтфредсон, Г., и Готтфредсон, Д. (2001). Что делают школы для предотвращения проблемного поведения и создания безопасной среды. Журнал учебно-психологического консультирования, 12 (4), 313-344.

Харпер, К. (2010). Измерение школьного климата. Документ , представленный на собрании грантополучателей безопасных и поддерживающих школ, Вашингтон, округ Колумбия.

Майер, Г. Р. (2001). Антиобщественное поведение: его причины и предотвращение в наших школах. Образование и лечение детей, 24 , 414-429.

Нансель, Т. Р., Оверпек, М., Пилла, Р. С., Руан, В. Дж., Саймонс-Мортон, Б., и Шейдт, П. (2001). Агрессивное поведение среди молодежи США: распространенность и связь с психосоциальной адаптацией.

Журнал Американской медицинской ассоциации, 285 (16), 2094-2100.

Нейлд, Р. К., Фюрстенберг-младший, Ф. Ф., и Стоунер-Эби, С. (2002). Соединение входа и выхода: переход в девятый класс и отсев из средней школы. Неопубликовано.

Ошер, Д., и Кендзиора, К. (2010). Создание условий для обучения и здорового развития подростков: стратегические подходы. В B. Doll, W. Pfohl & J. Yoon (Eds.), Handbook of Youth Prevention Science . Нью-Йорк: Рутледж

Ошер Д., Спраг Дж., Вайсберг Р. П., Аксельрод Дж., Кинан С., Кендзиора К. и др. (2008). Комплексный подход к содействию социальному, эмоциональному и академическому росту в современных школах. В книге А. Томаса и Дж. Граймса (ред.), Передовой опыт школьной психологии, V

(том 4, стр. 1263–1278). Bethesda, MD: Национальная ассоциация школьных психологов.

Ошер Д., Дуайер К. и Джимерсон С. Р. (2006). Безопасные, поддерживающие и эффективные школы. В SR Jimerson & MJ Furlong (Eds.), Справочник по школьному насилию и школьной безопасности: от исследований к практике (стр. 51-72). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Рипски, М.Б., и Грегори, А. (2009). Несправедливо, небезопасно и нежелательно: предсказывают ли восприятие старшеклассниками несправедливости, враждебности и виктимизации в школе вовлеченность и достижения? Journal of School Violence, 8(4), 355–375

Scales, PC, & Roehlkeparttain, EC (2004). Служение другим: залог успеха в школе и здорового развития. В Национальный совет молодежных лидеров, Рост к величию: проект «Состояние служения-обучения» (стр. 26–32). Сент-Пол, Миннесота: Национальный совет молодежных лидеров.

Скиба, Р., и Рауш, М.К. (2004). Связь между достижениями, дисциплиной и расой: анализ факторов, определяющих баллы ISTEP. Блумингтон, Индиана: Центр оценки и политики в области образования.

Стейнберг, М.П., ​​Алленсворт, Э., и Джонсон, Д.В. (2011). Безопасность учащихся и учителей в государственных школах Чикаго: роль контекста сообщества и школьной социальной организации . Чикаго: Консорциум исследований чикагской школы.

Коэн, Дж., Маккейб, Л., Мичелли, Н.М., и Пикерал, Т. (2009). Школьный климат: исследования, политика, практика и педагогическое образование. Отчет педагогического колледжа, 111 (1), 180–213.

Брэдшоу, К.П., Коэн, Дж., Эспелаж, Д.Л., и Нэйшн, М. (2021). Обеспечение школьной безопасности с помощью комплексных подходов к школьному климату.